Как работает автопилот тесла

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Автопилот Tesla. Технический разбор элементов автопилота

Последний месяц или даже полтора я находился в сомнениях. что делать по поводу компьютерного железа моего автомобиля. Были мысли продать автомобиль и купить икс 20 года не перформанс, чтобы быть up to date по железу и иметь запас в 350 миль, но, 110 тысяч до налогов и отсутствие бесплатного суперчарджа и подключения к сети тормозили. Решил разобраться что же на самом деле такое автопилот и главный комп машины, сколько что стоит, что за что конкретно отвечает, и стоит ли игра свечь если все обновить.

Дело в том, что тесла идет по своему пути и если обычные производители делают ежегодные ревизии машин, что-то меняя и называя это "модельный год" — то тесла это до фонаря и они в середине года, а то и какого-то месяца могут просто начать пихать в машины другое железо — нового поколения.

Например Сегодня существует несколько модификаций железа автопилота (AP далее):
AP
AP2.0
AP2.5
AP3.0

В то время когда названий этих автопилотов и вовсе тьма, FSD, EAP, AP и тд.

В конкретном случае идет речь о железе автопилота и датах выпуска, давайте посмотрим.

Стоит отметить, что первые Тесла в 2012 году и вовсе шли без какой-либо поддержки автопилота, сам атвопилот в первой его ревизии появился только в 2014 году:

AP — по сути обычный круиз который может держать дистанцию и не имеет камер.
А вот дальше уже интереснее.

Тут стоит отметить про цветовые фильтры:
Оригинал: In a camera each pixel is represented by 4 photoreceptors, with a combination of filters: C=Clear, R=Red, G=Green, B=Blue. Multiple same filters for a pixel increases the light sensitivity. With RCCB, there is no green filter to improve nighttime light sensitivity, and green can be calculated to make a color image for the dashcam.

Вольный перевод: Каждый пиксель в камере представлен 4-мя "фоторецепторами" в комбинации фильтров, где:
С — "чистый"
R — Красный
G — Зеленый
B — Голубой
Использование некскольких одинаковых цветовых фильтров повышают светочувствительность. При комбинации RCCB отсутствует зеленый фильтр, что повышает светочувствительность в темное время суток и зеленый цвет может быть сгенерирован процессором чтобы получить этот оттенок например на видео файле во время записи видео в режиме видеорегистратора.

Таким образом, по железу которое нельзя заменить разница только в дальности радара переднего и цветовом фильтре камер, что на выходе будет давать немного странную для глаза картинку. Пример:

Как мы видим разница довольно заметна, однако качество видео одинаковое и картинка будет достаточной для использование камер как видеорегистратора.

Более того, поскольку видео как регистратор пишется с:
Одной передней
Камер в Крыльях
Задней камеры

Если переднюю камеру уже не поменять, то камеры в крыльях можно заменить, цена вопроса $200. Но Нужно ли?

И так, о чем я? У меня машина идет с EAP (Enhanced Auto Pilot), по сути это тот же FSD (Full-Self driving) только без полной визуализации, поскольку как мы видим из таблицы выше у меня стоит компьютер не последнего поколения, и этот компьютер не сможет ездить по улицам именно города, когда запустится полная автоматизация на автопилоте. Это связано все с той же визуализацией из-за которой у меня машина не видит светофоры и знаки.

И если на автопилот по городу мне на 90% все равно, то вот отсутствие других функций меня огорчает, а именно у меня нет функций:
— Видеорегистратора
— 360 обзора
— ну и поддержки всех новых функций которые скоро будут.

Например, в одном из последних обновлений тесла добавила функцию чтения дорожных знаков, например ограничения скорости и теперь машина подтягивает ограничение скорости не с карты, как было ранее, а именно читает знаки. У меня само собой этой функции нет, поскольку не последнее железо автопилота.

Я всегда думал, что за эти функции отвечает MCU (Media Control Unit) в S и X это главный экран в середине торпедо.

Их уже сущетсвует два поколения MCU и MCU2 который так же можно обновить. Что нам это даст?
— Намного быстрее работу без микрофризов
— 5Ghz WI-Fi
— Расширенные функции
— Полноценную визуализацию.

По последнему стоит отметить, что поставив AP3.0, но имея MCU1 полной визуализации не получить, поскольку часть функций по "распознанию" на себя берет AP3.0, а вот за визуализацию уже отвечает MCU2.

Кстати туда же идет фунция видеорегистратора. AP2.5/3.0 отвечает за наличие данной функции. То есть если у вас MCU1, а AP2.5 (такое возможно), то вы получите функцию регистратора.

AP2.5 начал устанавливаться как мы видим из таблицы выше в S/X в августе 2017 года, в то время когда MCU2 появились только в Марте 2018.

И если я с микролагами жить могу, то последний месяц мой MCU начал проявлять признаки скорой кончины, а если дождаться пока он "кончится" — машина станет кирпичом не подвижным. Я не могу сказать, что это супер напрягает, да он бывало пару раз перезапускался на ходу сам по себе, один раз 3 раза в ряд. Еще на экране бывают появляются артефакты, которые исправляются перезагрузкой. Но ждать до последнего пока машина станет неподвижной? Нет спасибо.

Как итог, изучив всю информацию по автопилоту и что за что отвечает, и что различия кроме цветовых фильтров камер и дальности радаров не существует, было принято решение обновлять MCU и AP.

AP был куплен через мобильное приложение и машина в ту же минуту перезагрузилась, отобразив вместо EAP FSD во вкладке о машине.

Дальше идет ожидание подготовки компьютера и обноление физическое.

MCU будет обновлен на сервисном центре, апойтмен уже сделан и подтвержден.

Ну и чтобы понимать разницу в MCU1 и MCU2 посмотрите видео:

Цена, конечно лютая, но перелопатив кучу иформации, однозначно пришел к выводу, что оно того стоит, ибо машина по железякам станет актуальной. Более того, эти апгрейды увеличат перепродажную стоимость машины и в целом машина будет лучше держать цену. Это конечно меня мало интересует, но приятно осозновать сей факт.

На выходе:
— Икс с более дорогим и раскошным салоном чем в модификациях от 17 года (ну тут лично мое мнение).
— Все доступные функции.
— Бесплатный суперчардж пожизненный.
— Бесплатное подключение к сети пожизненное.

Как по мне, стоит того. Да запас хода не столь велик, как у последних модификаций, но и не 110к + налоги из кармана, так что с этим уже смирюсь ) Да и мой икс уже много внимания и времени получил.

Для владельцев инстаграмм: Несолько недель назад я начал выкладывать серию сторис с разбором тесла функционала, шде я рассказываю о фишках тесла и ее преимуществах на русском языке: ripemandarin

А так же, в своем телеграмм канале я выложу инвойсы за купленные апгрейды: ripemandarin

Tesla выпустила городской автопилот. Водители больше не нужны?

Tesla давно славится своим автопилотом, но до недавнего времени он был предназначен лишь для автомагистралей. 20 октября компания начала рассылать некоторым аккуратным водителям бета-версию универсального автопилота, который может ездить и по городским улицам, а до конца года собирается выпустить стабильную версию, доступную всем водителям Tesla. По сути, это первый раз, когда у обычного человека, а не разработчика из технологической компании, появилась возможность ездить на машине, которая сама довезет его из точки A в точку B. Но все же, по принятой терминологии беспилотником его называть никак нельзя. Рассказываем и показываем, почему это так, что может Tesla с новой версией автопилота и как обстоят дела в этой области у других компаний.


Что поменялось для водителя?

Главное отличие — возможность ездить по городу, а не только по трассам. В последние месяцы Tesla уже готовила свои автомобили к этому: весной они научились распознавать и корректно реагировать за стоп-знаки и красный сигнал светофора, а летом научились проезжать на зеленый сигнал (правда, поначалу для этого требовалось подтверждение от водителя или другая машина впереди). Но это работало только в том случае, если Tesla нужно было ехать прямо, а повороты были все еще недоступны. Теперь же автомобили умеют проезжать перекрестки автоматически, причем даже если на них нет светофора, поворачивать направо и налево, пропускать пешеходов, объезжать припаркованные машины, в общем, по-видимому, выполнять все основные городские маневры и просто перевозить водителя и пассажиров из одного места в другое по любой дороге (в разумных пределах, конечно).

Теперь об ограничениях. Во-первых, руки все еще надо держать на руле. Да, какое-то время система не будет реагировать на то, что водитель убрал руки, но затем все же начнет предупреждать его, а потом и вовсе припаркуется на обочине. Во-вторых, пока бета-версия пришла только самым аккуратным водителям, неким образом отобранным самой компанией. В-третьих, новый автопилот работает в городе не на максимальной скорости (на трассе он работает при любой разрешенной скорости), ведет себя аккуратно, а перед некоторыми перекрестками или кругами даже немного «тупит», убеждаясь в безопасности маневра. На некоторых видео, которые бета-тестеры, естественно, сразу же стали выкладывать в интернет, видно, что иногда автопилот ошибается и водителю приходится отбирать у него управление. Например, на одном видео можно увидеть, как машина дважды, на двух перекрестках подряд при повороте налево поворачивала слишком сильно и потенциально могла попасть в аварию, если бы не водитель, успевший повернуть в другую сторону (первый поворот происходит на 3:18):


На этом видео можно заметить, что в при переходе из пригородного в городской режим автомобиль начинает показывать другую версию 3D-карты с «сырыми» данными о разметке, машинах, пешеходах и прочем.

Кстати, ответ на популярный вопрос: да, автопилот может ездить и без разметки, ориентируясь на контуры дороги и держась правой стороны:


Еще один пример чрезмерной медлительности автопилота на перекрестках:

Как работает новый автопилот?

О том, что у новой версии автопилота «под капотом», еще в феврале рассказал директор Tesla по искусственному интеллекту Андрей Карпати (Andrej Karpathy). Самое главное нововведение — это подход к совмещению видеопотоков с камер, расположенных со всех сторон автомобиля. В текущей версии автопилота алгоритмы работают с изображениями с камер как с двумерными кадрами и соединяют их классическими методами. В новой версии, которую компания начала рассылать 20 октября, используется иной подход.

Алгоритмы все так же собирают одновременно со всех камер видеопоток, но он отправляется в массив нейросетей, которые «склеивают» кадры с разных камер и выдают двумерную карту объектов и дороги, как бы снятую с воздуха. Причем если для ближайшего окружения карта составляется точно по тому, что непосредственно видно на камере, то для скрытых или удаленных частей дороги нейросети достаточно точно прогнозируют схему. Примерно так же мыслит и человек: когда мы едем по парковке возле торгового центра, мы можем не видеть следующий проезд за большим грузовиком, но мы понимаем, что он там находится и, соответственно, можем притормозить, потому что оттуда может выехать другой автомобиль.

Пример работы ранней версии алгоритма Tesla для создания карты дороги по данным с камер

Как работает автопилот Tesla

Tesla сделала очередной шаг к полностью беспилотному автомобилю.

В минувшие выходные глава компании Илон Маск объявил, что машины, оснащенные оборудованием второго поколения, официально получили новые функции автопилота. (Tesla начала установку обновленного оборудования в конце октября прошлого года.)

В этих машинах название системы «Автопилот» было изменено на «Расширенный автопилот» — это еще один шаг в сторону полной автономности. Чем же отличается новая система?

Автомобили Tesla, выпущенные с сентября 2014 года по октябрь 2016-го, были оснащены всего одной камерой. Теперь же компания ставит на свои машины целых восемь камер, обеспечивающих видимость на все 360° при дальности в 250 метров.

Радар по-прежнему один, но обработка сигнала улучшена, и теперь он может «видеть» сквозь сильный дождь, туман, пыль и даже идущую впереди машину.

Кроме того, Tesla по-прежнему использует 12 ультразвуковых датчиков, но уже новых — теперь они позволяют различать мягкие и твердые объекты на расстоянии в два раза дальше (по сравнению с предыдущими моделями).

На новых машинах установлен бортовой компьютер Drive PX2 производства Nvidia — он в 40 раз мощнее прежнего.

Покупая Tesla сегодня, вы можете доплатить 5 тыс. долларов за новую систему — она использует данные с восьми камер, а также радара и 12 датчиков, и задействует мощности новой бортовой вычислительной системы.

Система расширенного автопилота позволит автомобилю двигаться в потоке, автоматически перестраиваться без указания водителя, въезжать на шоссе и выезжать с него, а также парковаться.

Эти новые возможности появятся у владельцев в несколько этапов. Обновился активный круиз-контроль, система предупреждения столкновений и функция Autosteer, позволяющая водителю не держаться за руль. Впрочем, Маск сказал, что она будет работать лишь на скоростях ниже 72 км в час.

Кроме того, после обновления Model S P100D сможет разгоняться в режиме Ludicrous до сотни за 2,4 секунды.

Маск заявил, что Tesla будет регулярно выпускать обновления для автопилота — с разным интервалом, от двух недель до полутора месяцев.

И, по его словам, к концу 2017 года Tesla сможет двигаться полностью самостоятельно благодаря системе автопилота 2 поколения. Запись в его твиттере гласит, что это произойдет через 3−6 месяцев.

Система полностью самостоятельного вождения будет стоить 8 тыс. долларов при покупке машины; в нее будут включены все функции расширенного автопилота. И, хотя Маск планирует вскоре продемонстрировать ее работу, использовать ее можно будет только после одобрения регулятора.

Система будет использовать все восемь камер и прокладывать с их помощью маршрут, а также сможет вести машину по городским улицам и сельской местности, включая дороги, лишенные разметки.

. и справляться со знаками «Стоп», светофорами и перекрестками с круговым движением.

Если вы сядете в свою самоуправляемую Tesla и не укажете пункт назначения, машина сама заглянет в ваш календарь и привезет вас туда, где у вас запланировано дело, — или домой, если в графике нет никаких отметок.

Недавний доклад правительства США показал, что система автопилота первого поколения сократило количество аварий на автомобилях Tesla на 40%.

До­клад был опуб­ли­ко­ван после того, как На­ци­о­наль­ная ад­ми­ни­стра­ция без­опас­но­сти до­рож­но­го дви­же­ния США за­кры­ла по­лу­го­до­вое рас­сле­до­ва­ние пер­во­го из­вест­но­го ДТП со смер­тель­ным ис­хо­дом при ак­ти­ви­ро­ван­ном ав­то­пи­ло­те. NHTSA не нашла в си­сте­ме де­фек­тов и не по­тре­бо­ва­ла ото­звать ее с рынка.

Автопилот Tesla не делает ручное управление безопасным

Из-за нескольких недавних аварий автомобилей Tesla, многие заинтересовались механизмом обеспечения безопасности с помощью автопилота.

На изображении ниже вы можете заметить очередной электрокар компании Илона Маска, который врезался в обычный магазин. Авария произошла на полном ручном управлении Важным фактом является то, что большая часть всех аварий происходят именно под ручным управлением в пределах города, а на трассах, где используется ИИ для вождения, аварий практически нет.

Как обеспечивается безопасность в автомобилях Tesla с помощью автопилота?

Система защиты автопилота встроена в электрокар. Искусственный интеллект постоянно следит за тем, контролирует ли водитель дорогу. Алгоритм отслеживает то, держит ли водитель руки на руле и как часто прикладывает к нему силу. Если ИИ замечает что-то подозрительное, авто начинает отправлять водителю визуальные световые сигналы и предупреждать его на специальном экране. Если же человек снова не реагирует, автопилот возьмет авто под свое управление и остановит машину.

Проблема данного механизма в том, что он не сработает, если водитель просто держит руки на руле.

На недавнем саммите Automated Vehicle Summit эксперты потребовали, чтобы Tesla переделали свои ИИ под слежку с помощью камеры. Такая система уже создана в GM. Она может следить за взглядом водителя. Система требует, чтобы человек постоянно следил за приборами и не отрывал взгляд от дороги в самые нужные моменты.

Аварии с летальным исходом

В отчетах про многие ДТП со смертельным результатом указывается, что водители попросту не следили за дорогой в необходимые моменты. Их внимание уделялось чему-то другому. В некоторых случаях системой было замечено, что водители не держали руки на руле, однако, им никаких предупреждений не отправлялось.Если рассматривать самое громкое ДТП со смертельным исходом, то в отчете можно заметить, что водитель попросту играл в онлайн-игру за несколько минут до гибели.

Почему Tesla отказались следить за водителям с помощью салонной камеры?

Многие скажут, что у такого решения очень мало логических объяснений, однако, производитель электрокаров намеренно и обдуманно отказался от данной затеи.

  • Наблюдение за водителем нарушает конфиденциальность и зачастую пугает клиента. Никто не хочет, чтобы за ним круглосуточно следили, пусть даже пока только в автомобиле.
  • Алгоритм иногда может отвлекать и раздражать водителя в очень важные моменты. К примеру, очень трудно создать идеальный ИИ, который будет сигнализировать об угрозе только, когда это по-настоящему необходимо. Уже имеющийся встроенный механизм слежения пересечения машиной полосы постоянно оповещает водителя громким сигналом, когда это происходит. Однако, алгоритм не видит, произошло это случайно (в данном случае оповещение будет очень полезным) или умышленно для перестраивания на более удобную полосу.
  • В дорогом сегменте машин Tesla вовсе нет камер в салоне. Это также может стать причиной отсутствия их в дешевых моделях. Возможно компания не хочет оснащать дополнительными функциями дешевое авто, пока их нет в дорогих версиях.
  • Компания Илона Маска уверена, что автопилот работает отлично. Об этом свидетельствуют регулярные отчеты безопасности. Хотя многие эксперты считают, что данных для такого заявления еще мало.

Если рассмотреть статистические данные из отчета за 4 квартал 2019 года до начала пандемии, можно заметить несколько удивительных цифр. Tesla привела в пример то, что, по статистике, аварии в США совершаются каждые 479 000 миль общего пробега всех автомобилей страны. Однако, если брать конкретно автомобили Tesla, то под управлениям автопилота дорожные происшествия встречаются каждые 3,07 миллиона миль пробега, а с помощью системы безопасности автопилота – 2,1 миллиона миль. При этом владельцы Tesla, которые игнорировали системы безопасности и автопилот, попадали в дорожные происшествия гораздо чаще – каждые 1,64 миллиона миль.

Однако, в отчетах есть одна неточность, которую компания комментировать отказалась. Непонятно что конкретно в отчетах Tesla имеется в виду под формулировкой “дорожные происшествия”. Вероятнее всего, это аварии, где срабатывают подушки безопасности, поскольку их компания может с легкостью отследить. При этом, неизвестно, следит ли производитель за более мелкими авариями и есть ли у него вообще возможность такое отслеживать.

Исследование Брайана Реймера из компании MIT

Данный эксперт, чье исследование сейчас можно найти в открытом доступе, является ярым приверженцем того, чтобы ввести контроль с помощью камер в автомобили Tesla.

В основе его размышлений лежит только математика и статистика компании Tesla.

Пробег с участием автопилота и без него

В его отчете сказано, что по имеющимся данным, автопилот Tesla был задействован в большей мере на скоростных автострадах (94%).

В это же время, ручное управление и автопилот-помощник провели на скоростных трассах только 40% от общего пробега. Остальные 60% – в городах и сельской местности. Очевидно, что на автострадах случается гораздо меньше аварий (в 3 раза). Все, из-за простоты вождения, которую обеспечивает высокая скорость езды.

Разбор аварий на количество миль

Работая с процентными данными и статистикой Tesla за 4-ый квартал 2019, Реймер пришел к интересному выводу. Статистика попадания в аварии Telsa в ручном режиме или с автопилотом-помощником гласит, что на 4,5 миллиона миль автострады припадает 1 авария. Также 1 происшествие оказывается на 1,5 миллиона городских дорог.

Однако, если рассмотреть езду на полном автопилоте, окажется, что 1 авария случается на 1,1 млн. миль пробега автострад и на 3,5 млн. прочих дорог.

Робот с проблемой: почему автопилот Tesla не является автопилотом

Выгодная покупка: 14 машин, которые продают без «допов» и наценок

Автомобиль Tesla, движущийся в автоматическом режиме, вновь совершил ДТП. Кроссовер Model X врезался в ограждение справа от дороги, после чего отлетел и ударился о бетонный отбойник, разделяющий полосы встречного направления. Машина перевернулась, но жертв, к счастью, удалось избежать. По словам водителя, в момент ДТП автомобиль находился в режиме автопилота. За несколько недель до этого седан Model S под управлением автопилота совершил столкновение с прицепом фуры, что привело к смерти водителя.

Информация об авариях с автопилотируемыми Tesla приходит все чаще, а компания не устает объяснять, что электроника в машинах является вспомогательной, а ответственность за возможные происшествия в любом случае лежит на водителе. Тем не менее, информационный фон вокруг так называемого автопилота, равно как и заявления Илона Маска, создают у многих обманчивое впечатление того, что на электронику Tesla уже можно полностью положиться. Однако возможности автомобиля на данном этапе не позволяют использовать ее в беспилотном режиме.

Из чего состоит система Tesla
Сейчас автопилот Tesla по сути представляет собой набор хорошо известных систем-помощников, объединенных единым программным обеспечением. Электронные компоненты включают набор ультразвуковых сенсоров, всепогодный фронтальный радар и камеру, распознающую объекты, разметку и дорожные знаки. Ключевым компонентом системы является навигатор с точными картами и GPS-трекером.

При движении по шоссе автомобиль способен автоматически поддерживать скорость и направление движения, дистанцию и боковой интервал, а также самостоятельно двигаться в пробке, останавливаясь и трогаясь вновь. В том или ином виде все это могут делать многие серийные автомобили с той лишь разницей, что большинство из них не позволяет водителю надолго убрать руки с руля, предупреждая его, отключая вспомогательные системы или вовсе останавливая машину в своей полосе. Tesla может ехать продолжительное время вообще без участия водителя.
Когда обновилось ПО электрокаров



Почти сразу вышло обновление седьмой прошивки, в котором были улучшены некоторые функции и введен набор ограничений для автоматического управления, что вызвало критику владельцев. Кроме того, автомобиль получил способность не только самостоятельно парковаться, но и заезжать-выезжать из гаража. А о планах на полную автономность Маск рассказывал уже в двухлетней перспективе. «В конечном счете Tesla сможет поехать в любую точку страны, чтобы забрать вас. Она сможет самостоятельно заряжаться по пути и синхронизироваться с вашим календарем, чтобы знать точно, когда прибыть», – заявил глава компании.

Что не умеет делать Tesla самостоятельно

Пока же автопилот Tesla – это просто продвинутый помощник водителя, который не может самостоятельно решить массу дорожных ситуаций. Известно, что нынешний вариант автопилота Tesla не умеет распознавать стоп-сигналы, что может быть опасным в условиях плотной городской езды и передвижения с минимальной дистанцией. Адаптивный круиз-контроль реагирует на фактическое изменение дистанции между автомобилями, но в городских условиях доли секунды между нажатием на тормоз и началом замедления могут оказаться решающими. С похожей проблемой сталкиваются многие автопроизводители. Так, японцы из Nissan жаловались на то, что автоматике не только сложно распознать включенные стоп-сигналы, но и отличить их от красного сигнала светофора, а также сфокусироваться на сигналах через полупрозрачную преграду или забор.

Камеры системы Tesla следят за разметкой и держат машину внутри полосы, но если разлиновка дороги будет плохого качества, электроника автомобиля предложит водителю немедленно взять управление на себя. Кроме того, машину нетрудно запутать. Так, в одном из видеороликов автопилот хорошо работал до тех пор, пока на дороге была понятная для него разметка. После того, как машина съехала с магистрали, с левой стороны исчезла двойная белая разметка, зато такая же появилась справа. Электроника решила, что машина находится на встречной полосе, и попыталась резко перестроиться правее. Водитель, который контролировал обстановку, успел схватить руль и взять управление на себя.

В условиях плохой разметки или полного ее отсутствия автопилот Tesla вовсе прекратит работу. Точно так же поведут себя и любые другие системы удержания автомобиля в полосе, работающие на иных автомобилях. Вопрос оптического распознавания границ дорожного полотна без разметки по-прежнему остается актуальным. Российская компания Cognitive Technologies, которая занимается разработкой беспилотного КАМАЗа, исповедует именно такой подход, утверждая, что ее электроника не требует совершенной дорожной инфраструктуры. Однако научить искусственный интеллект отделять асфальт от обочины пока не получилось ни у кого.

Когда автопилоты будут думать, как человек

Как и прочие система-помощники, автопилот Tesla принимает решения, основываясь на фактической дорожной ситуации – тормозит, разгоняется и перестраивается по показаниям системы навигации и наличии машин или пешеходов вокруг. Настоящий автопилот должен иметь в памяти огромную матрицу дорожных ситуаций, включая самые нестандартные случаи. Для этого беспилотные автомобили накатывают десятки тысяч тестовых километров, фиксируя и оцифровывая все, что происходит на дороге. Представители Google ранее обнародовали расшифровки нестандартных дорожных ситуаций, с которыми пришлось столкнуться их тестовым автомобилям.

Водители транспортных средств, рассказали в Google, зачастую не только нарушают правила, но и делают это самыми изощренными способами, которые не укладываются в рамки ПДД и привычной человеческой логики. Например, женщина с метлой в моторизированном кресле, которая гонялась по дорожному полотну за уткой, машины, едущие по встречной полосе навстречу потоку, люди, запрыгивающие на капот беспилотника, или велосипедист, который разворачивался на пешеходном переходе прямо по центру дороги. Кроме того, беспилотники во всем мире учатся предсказывать поведение людей, а дорожные ситуации изучают не только программисты, но и антропологи. Специалисты изучают особенности поведение человека в естественной и искусственной средах, строят модели поведения пешеходов и водителей.



Из темы взаимодействия автомобиля и человека вытекает еще одна проблема, с трудом поддающаяся оцифровке. Беспилотный автомобиль должен не только соблюдать правила, но и вести себя социально приемлемо. Например, он не должен вечно стоять у пешеходного перехода с постоянным потоком людей, вызывая недовольство тех, кто стоит сзади. Поиск социально приемлемого поведения – одна из сложнейших инженерных задач для создателей беспилотников.

Зачем беспилотникам копировать поведение человека

С другой стороны, для комфорта водителя очень важно сделать передвижение в беспилотном автомобиле привычным, поэтому автомобиль должен запоминать манеру езды своего хозяина. Беспилотники должны научиться привычкам и манерам своего владельца, например, разгоняться и тормозить с определенной динамикой, проходить повороты, и так или иначе объезжать препятствия.

Наконец, автопилот, в отличие от человека, не способен подать сигнал в ситуациях, когда с другими участниками движения можно было бы объясниться при помощи слов или жестов. Эту проблему можно решить с помощью световых табло снаружи автомобиля, на которые выводятся информационные фразы или пиктограммы для пешеходов и водителей других машин. Таким образом автомобиль может подать сигнал пешеходу, что пропускает его, или, наоборот, что собирается начать движение.

Фотошпионы уже засняли седан Model S с дополнительными датчиками и лидаром – дальнобойным лазерным радаром, который помогает электронике формировать точную 3D-модель местности. Эксперты полагают, что лидар необходим для беспилотного автомобиля, особенно при езде на высоких скоростях. Не исключено, что на попавшем в объективы автомобиле инженеры испытывали компоненты системы автономного вождения второго поколения, но в самой компании эту информацию не подтвердили. Сам Илон Маск говорил, что необходимости в такой технологии нет, а автопилоту достаточно обычных оптических датчиков. Но уже сейчас ясно, что одной только технологией распознавания объектов не обойтись – будущему автопилоту нужны новые модели поведения и особые коммуникативные навыки.

Иван Ананьев
Фото: Tesla, General Motors
Видео: Youtube

Может ли автопилот Tesla Model S действительно управлять сам? Разберемся

Последнее обновление софта позволяет Model S управляться самостоятельно – без участия водителя. Наши британские коллеги испытали его

Ну что, как дела у Tesla?

Это, дамы и господа, рассвет автономных автомобилей. Ну, их превью. Довольно раннее превью. Но если у вас есть Tesla Model S прошлого года, теперь вы можете попробовать бета-версию автопилота на реальных дорогах.


Стремно. Эта штука реально управляет автомобилем сама?

Да. Хотя система сейчас находится еще в зачаточном состоянии, являясь, по сути, следующим шагом в развитии круиз-контроля с радаром, который уже давно встречается на многих автомобилях.

Но автопилот – это лишь часть изменений в последнем апдейте софта Tesla: кроме него появилась возможность самостоятельной парковки, новый сервисный дисплей и некоторые доработки системы вентиляции.


Вернемся к автономному управлению.

Система работает следующим образом: вы выезжаете на шоссе, выставляете ручкой круиз-контроля нужную скорость, а затем тянете ее на себя, чтобы активировать режим "Autosteer".

Используя кучу камер и датчиков, которые входят в стандартную комплектацию Model S еще с конца 2014 года, автомобиль сам держит себя в пределах полосы. А вы сидите расслабившись и ничего не делаете руками и ногами до тех пор, пока вам не приспичит съехать с автомагистрали.


То есть освобождается время для просмотра сериалов и Facebook?

Сорри, но нет. Вы должны оставаться на месте водителя и быть начеку. Мало ли что! Да и законодательство на эту тему пока не разработано – в случае ДТП свалить вину на автопилот не удастся.

Кроме того, это пока лишь бета-версия, и она далека от совершенства. Например, если дорожная разметка исчезнет или просто "мозг" автомобиля усомнится в достоверности информации от камер и датчиков, вам будет предложено немедленно взять управление на себя. Во время нашего теста такое пару раз случалось.


Тоскливо.

Не волнуйтесь, причин для восторга все равно много. Нам удалось насладиться 15-минутной автономной поездкой по перегруженной M4 (одна из самых бестолковых автомагистралей Великобритании) – более чем достаточно, чтобы доказать, как много нервов может сберечь эта система.

Хотя смотреть на дорогу все равно надо, возможность не крутить руль и не давить педали в пробке делает поездку гораздо более расслабленной. Нам по-прежнему нравится рулить самим, даже не сомневайтесь – но толкотню на забитых дорогах или езду по длинным скучным трассам технологии могут сделать комфортнее.

Три серьезных проблемы автопилотов в Tesla, которые трудно решить

Почти каждый год автомобили Tesla попадают в аварию из-за автопилота (или адаптивной системы круиз контроля). Сначала в 2016 году (столкновение с трактором), потом в 2017-м (удар об бетонный барьер), 2019-м (снова трактор) и теперь, совсем недавно, в 2021-м (столкновение с деревом). Это только самые известные аварии, всего специалисты насчитали 23 таких случая (с последним получается 24 как минимум). Почти во всех инцидентах водители незадолго до катастрофы не обращали никакого внимания на дорогу, уверенные в том, что автопилот справится с любой проблемой. Их можно понять – именно в этом их уверяли маркетологи Tesla, говоря, что их автопилот — лучший. Но вот несколько причин, почему доверять свою жизнь компьютерному помощнику пока рано.

Современные автомобили снабжены различными датчиками, которые либо помогают водителю в разных дорожных ситуациях (припарковаться, избежать препятствия и так далее), либо служат «глазами» автопилоту. Стандартный комплект для Tesla — 8 камер, радар и 12 ультразвуковых датчиков. Камеры фиксируют дорожные знаки и распознают объекты (автомобиль, пешеход или, например, собака). Радары помогают камерам в распознавании, плюс рассчитывают расстояние до объекта. Ультразвуковые датчики могут разве что помочь при парковке – неточные и действуют на небольшое расстояние.

Проблема в том, что все эти датчики по-своему несовершенны. Камеры зачастую легко обмануть, они плохо понимают расстояние до объекта, а считывание данных с них не происходит мгновенно. Плюс погода сильно ухудшает качество получаемой информации. Радары хоть и сильно быстрее передают данные, но гораздо хуже позволяют определять объекты (и только движущиеся, а не стационарные). Плюс их дальность зависит от угла обзора. Ультразвук… ну, тут и так все понятно. Если не паркуешься – почти бесполезен.

Так вот, та же Tesla не обновляла свои датчики почти шесть лет. Вроде кто-то видел, что их автомобили разъезжали с LIDAR’ами (лазерными дальномерами), но это потом не подтвердилось. Да, лидары – крутое изобретение. Дают максимальный угол обзора, но катастрофически дороги и хрупки. Да и один и тот же участок дороги «видят» всего несколько раз в секунду.

Вот и получается, что потребительский автопилот смотрит на мир подслеповатыми глазками.

Компьютерный водитель преступно легко обманывается. В одном случае он в упор не видит грузовики. В другом – обычный проектор заставил автопилот выехать на встречку.

Понимаю я это так. Припарковаться или двигаться по автостраде они могут относительно просто. А вот перестроиться, повернуть в плотном потоке, понять, когда пропустить вперед автомобиль, а когда нет – уже трудно. На дороге происходят сотни тысяч уникальных ситуаций, каждую из которых алгоритму нужно показать, а потом научить принимать решения. И вот с этим пока все плохо.

Илон Маск, основатель Tesla, может сколько угодно уверять, что его автопилот – лучший в мире, отвергая предложения своих же инженеров разработать более совершенную систему мониторинга дорожных инцидентов. Но он в первую очередь бизнесмен, а значит не может позволить себе увеличить и так немаленькую стоимость оборудования. Тот же лидар стоит несколько десятков тысяч долларов. А что будет, если этот хрупкий датчик пострадает в каком-то незначительном ДТП? Это ж проще машину новую купить, чем его починить.

Вот и приходится Маску делать хорошую мину при очень плохой игре, обвиняя в ДП самих водителей (они, мол, не должны так сильно полагаться на наш «лучший в мире автопилот», ага). И вроде с человеческой точки зрения было бы правильным отключить автопилот в Tesla совсем, но это все-таки репутационные потери, на которые Маск очевидно не пойдет.

Очередная авария электрокара доказывает, что полагаться на электронику водителям еще рано

Как хорошо что можно положиться на живого человека, который никогда не ездит за рулем бухим, или там никогда ему плохо не становится. Что-то я порвался на желтый заголовок. Статья хуйня (не читал)

Проблема в том, что автопилоты зачастую стимулируют больше число водителей ездить бухими. И погибать в ДТП.

автопилоты зачастую стимулируют больше число водителей ездить бухими

Что за бред?

Комментарий удален по просьбе пользователя

Комментарий удален по просьбе пользователя

Не буду, я выпил и лежу

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ладно, вот идея для твоей следующей статьи: если абсолютно все тачки гоняли бы уже сегодня на автопилоте (ну, представим), то аварии были бы, но их общее количество было бы гораздо меньшим, чем если бы все люди по старинке рулили сами. И с развитием ИИ количество аварий только бы сокращалось и сокращалось.

а можно ссылку на то, где ты прочел подобный вывод?
было какое то качественное или количественное исследование? может быть хотя бы опрос в интернете?

Очередная авария электрокара доказывает

Что перед экзаменом на права нужно дополнительно устраивать тест на ICQ.
/thread

тест на ICQ

Папича чтоль смотришь?!)

Мужик, это шутка врёмен "йа криветко"

полагаться на электронику водителям еще рано

Именно это Tesla и говорит, когда вы включаете автопилот, кожаные ублюдки

Тем не менее тесла на автопилоте уже ездит лучше большинства кожаных ездунов на наших дорогах.

Дай бог, чтобы это всегда было без последствий)

Совсем без не бывает, а вот статистика у теслы неплохая, считаю.

Комментарий удален по просьбе пользователя

проигнорировали технику безопасности и оставили сиденье водителя пустовать?

А я тут вижу косяк автопроизводителя. У меня машина орет, если я не пристегнута, какого хрена тесла не останавливается на обочине при отсутствии человека на водительском сидении и спокойно едет по заданному маршруту?

Комментарий удален по просьбе пользователя

Странно, видела много роликов, где люди не держались за руль, но машина ехала, они эту систему перепрошивкой ломают?

Комментарий удален по просьбе пользователя

Возможно за руль надо держаться в тех штатах и странах, где автопилот на автомобилях законодательно запрещен.

Комментарий удален по просьбе пользователя

Все теслы доступные на рынке обязывают вас сидеть за рулем, если тесла не чувствует сопротивления, то она попросит слегка повернуть руль, чтобы убедиться что руки на руле. Это справедливо для autosteer, он есть у всех машин с опцией автопилота. Скорее всего справедливо и для FullSelfDrive тоже, но сложно что-то утверждать потому что он есть только у очень ограниченного числа бета-пользователей в калифорнии.
Конечно же это не так в демо видео тесла, там специальная машина. И наврядли эти чуваки прохачили теслу, скорее всего водитель защелкнул ремень за собой, включил autosteer и перелез на соседнее сиденье.

Комментарий удален по просьбе пользователя

Тот же лидар стоит несколько десятков тысяч долларов. А что будет, если этот хрупкий датчик пострадает в каком-то незначительном ДТП?

тесла же не использует лидары

Вроде кто-то видел, что их автомобили разъезжали с LIDAR’ами (лазерными дальномерами), но это потом не подтвердилось.

и об этом написано. В контексте, что у Маска датчики старые

Комментарий удален по просьбе пользователя

Три проблемы водителей за рулем:
1. Несовершенные сенсоры. Человек обладает всего двумя глазами, которые имеют крайне ограниченный угол обзора, практически не видят в темноте, могут быть ослеплены фарами встречного автомобиля. В любом автомобиле есть слепые зоны, даже не смотря на зеркала.
2. "Мартышка" за рулем. Надо понимать что скорости автомобилей намного выше чем скорости в естественной среде, в которой эволюционировал человек. Люди плохо оценивают скорость и расстояние объектов, движущихся на больших скоростях. Люди так же очень плохо могут оценивать дистанцию в секундах, поскольку это требует значительных вычислений - скорость твоего авто, расстояние в метрах до авто спереди и его скорость. То есть, человек практически не способен держать безопасную дистанцию в три секуды за другой машиной в потоке.
3. Нескалируемость обучения. Каждая тесла собирает огромное количество данных, которые помогают делать автопилот лучше, который потом будет установлен с обновлением ПО. Люди в лучшем случае учатся только сами, ну иногда они еще "учат" других на дороге, но это ещё хуже.

Обновлённый интерфейс Tesla более наглядно покажет водителям, как работает автопилот

Выход бета-версии программного обеспечения FSD v9 для широкой публики, как стало известно на этой неделе, компания Tesla в очередной раз задерживает, но при этом не так сильно, чтобы вызвать недовольство аудитории. Илон Маск (Elon Musk) объяснил, что попутно пользовательский интерфейс бортового компьютера Tesla будет модернизирован, позволяя буквально «заглянуть машине в мозги».

Источник изображения: Electrek

Источник изображения: Electrek

Новая версия пользовательского интерфейса под индексом 11, как отмечает Electrek, должна выйти на рынок одновременно с обновлением управляющего ПО до бета-версии FSD v9. Главным нововведением нового интерфейса должно стать изменение визуализации работы систем активной помощи водителю. Что характерно, Илон Маск в своих комментариях говорит о доступности нового способа визуализации для всех машин, оснащённых бортовым компьютером FSD на базе процессора Tesla собственной разработки. Даже если автопилот при этом не оплачен и не активирован, пользователь сможет наблюдать за дорожной обстановкой на экране системы в новом способе отображения.

Испытатели, имеющие доступ к ранней бета-версии программного обеспечения FSD v9, уже наблюдают все эти изменения на дисплее своих электромобилей Tesla, но в серийном варианте они будут более удобными для восприятия, лишившись разного рода служебной информации, загромождающей экран. Главным условием доступа к новому интерфейсу станет наличие бортового компьютера поколения FSD — их компания начала устанавливать в свои электромобили с апреля 2019 года. Машины более ранних годов выпуска за доплату могут быть модернизированы путём замены бортового компьютера. Цель грядущих изменений интерфейса — сделать работу систем активной помощи водителю более понятной для человека и предсказуемой.

masterok


Вот зачем было хороший круиз-контроль называть автопилотом? Мы уже как то обсуждали, что сейчас нет еще реальных и безопасных автопилотов, но человек, купивший машину и обнаружив "кнопку автопилот" обязательно на нее нажмет и сядет сзади на пассажирское сидение вздремнуть! Вау, будущее наступило, давайте гонять на автопилотах как в кино!

Хорошо еще, что ничего фатального не случилось и в том случае мужика только оштрафовали. А у других случаях то все намного опаснее.

Вот очередной раз в американском городке Саут-Джордан в штате Юта произошла очередная авария с электромобилем Tesla, который двигался в режиме автопилота: Model S с девушкой за рулём на полном ходу врезался в пожарную машину.

Похоже, автопилот «Теслы» за что-то крепко невзлюбил пожарные автомобили: не далее как в январе нынешнего года в калифорнийском городе Калвер-Сити электромобиль Tesla Model S под управлением автопилота на скорости 105 км/ч уже таранил неподвижную пожарную машину, которая работала на месте аварии. По словам водителя, электромобиль двигался в режиме автопилота и он не успел вмешаться в управление, в результате чего по непонятным причинам произошло столкновение.

В результате её отвезли на скорой помощи в больницу со сломанной правой лодыжкой, что для такой аварии (посмотрите на фото, во что превратилась её Tesla) результат более чем выдающийся.

Вы конечно скажете, что надо читать инструкцию и там все написано. Надо контролировать автопилот и чуть ли не держать руки на руле. Однако если ваш автопилот еще в таком "зачаточном" состоянии - зачем его ставить в автомобиль? Для того, чтобы создать имидж суперавтомобиля у которого есть то, чего нет у других? А как бы подумать о безопасности и оценить возможные действия пользователей машины?


И буквально в эти же дни водитель электромобиля Tesla из Германии не справился с управлением и погиб в результате возгорания машины в Швейцарии, пишет газета Bild со ссылкой на полицию.

Пожарные службы проверяют, мог ли из-за перегрева спровоцировать возгорание аккумулятор электромобиля. Рассматривается версия, согласно которой к пожару могла привести химическая реакция в литий-ионном аккумуляторе.


А в начале мая Национальный совет по безопасности на транспорте США (NTSB) отправил команду специалистов во Флориду для расследования смертельной аварии с электромобилем Tesla Model S, в которой погибли два школьника и серьёзно пострадал ещё один.

Инцидент в городе Форт-Лодердейл стал уже четвёртым эпизодом с компанией Tesla, по которому Национальный совет по безопасности на транспорте США организовал собственное расследование. Как правительственное агентство, NTSB расследует резонансные аварии на всех видах транспорта — авиационном, автомобильном, железнодорожном, морском и трубопроводном. Правда, если в первых трёх эпизодах следователей интересовал автопилот, то теперь — аккумуляторная батарея.

Третий пассажир, который находился на заднем сиденье, также не смог выбраться из объятой пламенем машины, но прибывшая скорая помощь и спасатели нашли его ещё живым, после чего доставили в ближайший госпиталь. Следователей NTSB интересует, почему при ударе о стену батарея Tesla Model S моментально загорелась и почему подростки не смогли покинуть салон. Представители Tesla заявили, что сотрудничают с властями, но отметили, что удар на высокой скорости может приводить к пожару независимо от того, электромобиль это или обычный автомобиль.

Читайте также: