Как работает эра глонасс на автомобиле уаз

Обновлено: 02.07.2024

ЭРА-ГЛОНАСС наступила. К чему готовиться автомобилистам?

ЭРА-ГЛОНАСС работает уже больше года, однако принцип ее действия, назначение и перспективы развития многим автолюбителям непонятны. Пока только две массовые модели успели примерить эту систему — Лада Веста и Лада XRAY. Хотя и остальные понемногу подтягиваются.

Набор спасателя

Комплекс экстренного реагирования при авариях (отсюда аббревиатура ЭРА) работает на базе российской глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС), аналога американской GPS. Набор оборудования для автомобиля, по сути, идентичен тому, что вы увидите, разобрав современный смартфон. Это навигационный модуль ГЛОНАСС/GPS, антенна, модем, микрофон, динамик, управляющий контроллер, аналог SIM-карты и резервный источник питания на случай ­обесточивания бортовой сети машины. Из органов управления — лишь кнопка экстренного вызова с надписью SOS, расположенная обычно в блоке у салонного зеркала заднего вида.

Элементы системы размещают не в одном месте, а в соответствии с требованиями функционала и с учетом компоновки машины. В частности, необходимо обеспечить работоспособность системы даже после сильного удара. Поэтому выбирают наиболее безопасные места, а некоторые устройства иногда дублируют. Например, Nissan Murano имеет дополнительный динамик под сиденьем водителя.

Кроме того, некоторые элементы системы ЭРА-ГЛОНАСС дублируют функции других систем автомобиля. Например, акселерометр фиксирует по уровню перегрузок не только факт аварии, но и тяжесть ее последствий. Эти данные поступают также от блоков управления и контроля элементов пассивной безопасности автомобиля.

Все установленные на машину компоненты системы ЭРА-ГЛОНАСС — при больших объемах их закупок автопроизводителями — удорожат новые модели лишь на несколько тысяч рублей. Примерно столько же сегодня стоит простенький смартфон с навигацией. Не очень существенная прибавка к цене даже для бюджетной машины. Однако это далеко не все расходы, которые несут автопроизводители, чтобы внедрить ЭРА-ГЛОНАСС в свои автомобили.

По единому стандарту

Требования к системе ЭРА-ГЛОНАСС прописаны в ГОСТ Р 54620–2011. В нем сказано, что комплекс должен распознавать удары нескольких типов: фронтальный, боковой, удар сзади, а также опрокидывание. Автоматическая идентификация аварии и пересылка данных обязательны только для автомобилей категории М1, то есть пассажирских, вмещающих до девяти человек (включая водителя). Для остальных транспортных средств достаточен ручной режим связи с операторами.

Еще один интересный нюанс из того же документа: для кнопки «Экстренный вызов» должен быть реализован конструктивный механизм защиты от случайного нажатия. В кроссоверах Hyundai Creta и Nissan Murano так и сделано: клавиша спрятана за откидной панелью. А вот в Ладах ничем не прикрытая кнопка SOS соседствует с выключателями салонного света. Неудивительно, что я уже неоднократно звонил из редакционной Весты оператору колл-центра, когда включал подсветку, снимал потолочный плафон ­ и неудачно переложил щетку-сметку, ткнув ручкой в надпись SOS.

ГОСТ позволяет размещать виртуальную кнопку экстренного вызова на сенсорном дисплее мультимедийной системы. Причем постоянно держать ее на дисплее необязательно: документ предписывает, чтобы доступ к кнопке осуществлялся «посредством не более чем одного перехода между экранами». Спорная поблажка: в дебрях современных развлекательных комплексов нетрудно запутаться даже владельцу машины, а ведь активировать систему может понадобиться и пассажиру — причем, вероятнее всего, в состоянии стресса. Да и экран мультимедиа после удара может погаснуть.

Вам пакет

Принцип работы в ручном режиме: нажали кнопку — общаетесь с оператором. В автоматическом — иначе: после того как система зафиксировала аварию, она формирует набор данных из VIN-кода, типа транспортного средства, направления движения, момента и координат места ДТП, его вида и степени тяжести, а также информации о типе топлива и количестве пристегнутых ремней безопасности. По последнему параметру оператор определяет число потенциальных пострадавших.

Собранный информационный пакет ЭРА-ГЛОНАСС отправляет по интернету в колл-центр. Такая «посылка» весит чуть больше сотни байт, поэтому проскочит даже при плохом качестве связи. Если функция передачи данных недоступна, информация уйдет в виде СМС. Передающий модуль системы ЭРА-ГЛОНАСС может использовать любую из доступных сетей, причем в случае их перегрузки экстренный вызов пойдет с приоритетом. Понятно, что сотовые сети покрывают не всю Россию. И если в месте аварии нет сигнала, связаться с оператором ЭРА-ГЛОНАСС не сможет. Но белых пятен на картах сотовых компаний становится всё меньше с каждым годом — во всяком случае, вдоль основных магистралей. И к тому времени, когда система экстренной связи получит массовое распространение, практически не останется дорог, на которых не будет сотового сигнала.

Кнопка SOS в российских машинах стала обязательной раньше, чем в европейских! В Старом Свете продавать новые модели без системы eCall, с которой ЭРА-ГЛОНАСС полностью совместима, запретят только с апреля 2018 года. В России количество автомобилей с системой ЭРА-ГЛОНАСС едва перевалило за 100 тысяч — крохи на фоне 40‑миллионного российского автопарка.

Готовьте ваши денежки

С 1 января 2017 года получить одобрение типа транспортного средства (ОТТС) на автомобиль, не оснащенный системой ЭРА-ГЛОНАСС, невозможно. Это означает, что все новые модели, которые будут выводиться на российский рынок, должны быть оборудованы системой экстренной связи. Связанные с этим дополнительные расходы производители, естественно, переложат на потребителей — прибавку заложат в цену новой машины. Прикинем, сколько это?

Итак, набор компонентов автомобильного модуля стоит сравнительно немного. Недорого вышло бы даже закупать блоки в России и отправлять на сборочные предприятия в других странах. Но вот незадача: сертифицировать детали по отдельности и на машине приходится именно в России. А для получения сертификата необходимо провести два краш-теста: на фронтальный удар и на боковой. В будущем придется еще и опрокидывать автомобили, а это третий краш-тест. Совместить их с сертификационными испытаниями автомобиля в Европе нельзя — пожалуйте на полигон НАМИ. Выходит, чтобы получить право продавать автомобиль в России, производитель «попадает» дополнительно на две (а впоследствии и на три) машины для краш-тестов, плюс сто­имость проведения самих краш-тестов и прочих процедур проверки системы.

Устройство вызова экстренных оперативных служб ЭРА-ГЛОНАСС на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап, назначение, компоненты, режимы работы и тестирования.

Оснащение автомобилей УАЗ Патриот и УАЗ Пикап включает в себя устройство вызова экстренных оперативных служб ЭРА-ГЛОНАСС, предназначенное для вызова оператора экстренных оперативных служб и для установления громкой связи владельца транспортного средства с оператором экстренных служб при ДТП. В том числе при опрокидывании автомобиля и других чрезвычайных ситуаций. Связь осуществляется по сетям сотовой мобильной связи, соответствующей стандартам GSM/UMTS.

Устройство вызова экстренных оперативных служб ЭРА-ГЛОНАСС на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап, назначение, компоненты, режимы работы и тестирования.

Координаты местонахождения автомобиля вычисляются с помощью сигналов глобальной навигационной системы ГЛОНАСС (глобальная навигационная система) или ГЛОНАСС совместно с GPS. При неудачной попытке передачи данных с помощью тонального модема, устройство вызова экстренных оперативных служб выполнит передачу с помощью SMS.

Устройство вызова экстренных оперативных служб ЭРА-ГЛОНАСС состоит из следующих компонентов:

Устройство вызова экстренных оперативных служб работает только при наличии совместимой сотовой сети и может не функционировать вне зоны покрытия.

Режимы работы устройства вызова экстренных оперативных служб ЭРА-ГЛОНАСС.
Режим экстренного вызова.

Ручной вызов можно осуществлять при включенном зажигании, а также при выключенном зажигании, если с момента выключения зажигания прошло менее 72 часа. Для осуществления экстренного вызова вручную, нажмите кнопку «SOS» и удерживайте ее в нажатом состоянии не менее двух секунд.

Устройство вызова экстренных оперативных служб формирует минимальный набор данных (МНД), содержащий информацию о:

Если во время осуществления дозвона, пока подсветка кнопки «SOS» мигает красным цветом, повторно нажать кнопку «SOS» и удерживать ее не менее двух секунд, то экстренный вызов будет отменен. Подсветка кнопки «SOS» красным цветом будет выключена. При передаче МНД и во время голосовой связи с оператором, подсветка кнопки «SOS» непрерывно горит красным цветом.

При осуществлении голосовой связи, устройство вызова экстренных оперативных служб отключает звуковоспроизведение штатного радиоприемника (мультимедийной системы, магнитолы), если до момента осуществления экстренного вызова производилось звуковоспроизведение. После окончания разговора воспроизведение ранее отключенного звукового воспроизведения возобновляется.

Режим автоматического вызова.

Автоматический вызов оператора экстренных служб происходит при опрокидывании автомобиля. Алгоритм работы устройства при автоматическом вызове оператора аналогичен ручному режиму вызова описанному выше. За исключением отсутствия возможности отмены экстренного вызова. Автоматический вызов может быть завершен только оператором после подтверждения водителем об отсутствии ДТП или другой чрезвычайной ситуации.

Режим «Ожидание».

В режиме «Ожидание» устройство вызова экстренных оперативных служб выполняет следующие функции:

«Спящий» режим.

В «Спящий» режим устройство вызова экстренных оперативных служб переходит из режима «Ожидание» при выключении зажигания. В «Спящем» режиме устройство находится 72 часа. По истечении указанного времени, устройство переходит в режим «Выключен».

В «Спящем» режиме устройство:

Также устройство вызова экстренных оперативных служб переходит в спящий режим при отключении штатной аккумуляторной батареи. При этом питание устройства происходит от встроенной резервной батареи. В данном случае оно находится в спящем режиме в течение двух часов. После чего переходит в режим «Выключен», для защиты резервной батареи от глубокого разряда.

Режим «Выключено».

В данном режиме устройство вызова экстренных оперативных служб находится если:

В режиме «Выключено» отсутствует подсветка кнопок, а также не горит индикатор состояния изделия. В режиме «Выключено» изделие не реагирует на нажатие кнопок. Выход из режима «Выключено» производится при включении зажигания.

Режим тестирования.

Режим тестирования производится при проведении регламентных работ на СТО или самостоятельно. Тестирование рекомендуется проводить на открытом пространстве, для исключения появления ошибки при определении координат автомобиля.

В данном режиме проверяются следующие параметры:

Выход из режима «Тестирование» осуществляется при отключении внешнего питания, при отключении зажигания или по завершению тестирования. Переход в режим тестирования происходит при выполнении следующих условий:

Устройство вызова экстренных оперативных служб считается неработоспособным если:

При успешном входе в режим тестирования и после успешного выполнения самодиагностики необходимо следовать голосовым подсказкам до окончания процедуры тестирования. При обнаружении ошибок в ходе тестирования, они записываются в память блока и присутствуют там до их устранения. Проверить факт устранения ошибок работы изделия можно по отсутствию свечения индикатора состояния после самотестирования при включенном зажигании. Либо повторной процедурой тестирования.

При обнаружении неисправностей следует обратиться на аттестованную станцию технического обслуживания для устранения неисправности.

Индикация.

Индикатор устройства конструктивно совмещен с кнопкой экстренного вызова «SOS» и его индикация в зависимости от режимов работы приведена в таблице ниже. При включении зажигания индикатор включается и гаснет в течение от пяти-шести секунд. После окончания инициализации (примерно 20-30 секунд), в случае наличия неисправности, индикатор включается, и будет светить красным цветом вплоть до устранения неисправности, или выключения зажигания.

Индикация состояния работоспособности устройства вызова экстренных оперативных служб ЭРА-ГЛОНАСС.

Устройство вызова экстренных оперативных служб ЭРА-ГЛОНАСС на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап, назначение, компоненты, режимы работы и тестирования

Индикатор состояния может загореться постоянным красным цветом в случае отсутствия сигналов от спутников GPS/ГЛОНАСС. Это не является неисправностью в случае нахождения автомобиля в местах закрывающих прямую видимость спутников (в тоннелях, под мостами, на закрытых парковках и т.п.). После выезда автомобиля из мест, закрывающих прямую видимость спутников, индикатор состояния должен погаснуть.

Резервная батарея.

Передача экстренных данных в системе ЭРА-ГЛОНАСС

Bсе легковые автомобили, производимые или ввозимые на территорию РФ с 1 января 2017 года, обязаны оснащаться модулями «ЭРА-ГЛОНАСС». Новые автомобили Lada оснащаются экстренными кнопки SOS уже с 2016 года. ГОСТ на систему экстренного реагирования при авариях появился еще в далеком 2011-м, однако до сих пор не появилось ни одной технической статьи, описывающей принципы ее работы. Так что кому интересно, прошу.

image


Что же такое ЭРА?

image

Что такое инфраструктура ЭРА?

Инфраструктуру для работы системы можно разделить на 3 основных части:

1. Устройства вызова экстренных служб, устанавливаемые в автомобили (по стандарту eCall эти устройства называются IVS — In Vehicle System) и осуществляющие сбор и передачу данных от Автомобиля

2. Инфраструктура мобильной связи, по сути, единый виртуальный оператор сотовой связи (MVNO), базирующийся не на одном, а сразу на всех реальных операторах мобильной связи. Таким образом, в случае экстренного вызова, достаточно иметь покрытие любого из действующих на территории РФ операторов мобильной связи, что в свою очередь существенно увеличивает зону действия системы. Также, с целью обеспечения максимального покрытия, в качестве опорной технологии для передачи данных выбран обычный GSM.

3. Инфраструтура приема и обработки вызовов (по eCall — PSAP — Public Safety Answering Point), представляющий из себя большой колл-центр для приема и обработки звонков.

Как это работает?

По сути внутри автомобиля находится обычный мобильный телефон, который при срабатывании подушек безопасности автоматически производит звонок и «сообщает оператору о произошедшем» и вот тут то и кроется главная технологическая «фишка» системы ЭРА-ГЛОНАСС и eCall: тональный модем.

Так как система изначально разрабатывалась для работы в местах, где может отсутствовать мобильное интернет соеденение (даже GPRS есть не всегда) был придуман протокол, позволяющий все равно передать небольшой объем экстренных данных, называемых Минимальным набором данных (МНД). Суть этого протокола в том, что вся передача данных происходит внутри Голосового GSM канала, почти как DialUp модемы в середине 2000-х, однако более помехоустойчнивого, с поддержкой временной синхронизации и ARQ.

На рисунке ниже показана временная характиристика передаваемого от IVS (Uplink — Figure 1) и от PSAP (Downlink — Figure 2) сигнала (внутри голосового канала):

001

Передача данных в тональном модеме в общем случае состоит из 3-х этапов:

Если кому то интересно, более детально принцип работы тонального модема можно изучить в открытом стандарте ETSI TS 126.267.

01580D0010410410410410410410410414100000000FFFFFFFFFFFFFFFFFF8020080200030104012328E
E6400400000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000
00000000000000000000002000000080000000000000080000000000000004000800000000000000000000000000
000000000000

Из которого после ASN.1 декодера выделяется «полезный нам» Минимальный набор данных:


На значения внутри пакета можно не смотреть, это всего лишь пример, в который заранее были закодированы тестовые данные, он нужен лишь для понимания структуры и объема передаваемой информации.

Как было сказано ранее, ЭРА-ГЛОНАСС отличается от системы eCall. Помимо базовой информации:

  • VIN транспортного средства
  • Тип автомобиля (легковой, грузовой, мотоцикл, автобус и.т.п.)
  • Тип топлива (бензин, газ, дизельное топливо и т.п.)
  • Количество пристегнутых ремней безопасности (для примерного определения количества пострадавших)
  • Геолокационные данные, в том числе о траектории движения
  • Времени наступления события
  • Дополнительной контрольной информации о типе активации, валидности координат и.т.п.
  • о тяжести ДТП (расчитвается по формуле из ГОСТ на основе профиля ускорения, полученного от акселерометров на борту IVS)
  • о месте первоначального удара (спереди, сзади, сбоку, с переворотом транспортного средства)
  • и о состоянии устройства вызова экстренных служб

Заключение

Многие понимают, что передача МНД это всего лишь малая часть из всех возможностей, открывающихся перед автовлядельцами и регуляторами: автомобильные терминалы «ЭРА-ГЛОНАСС» по желанию владельцев автомобилей могут использоваться для оказания целого комплекса дополнительных услуг, связанных с навигацией, информационным обменом в целях безопасности дорожного движения, удаленной диагностикой транспортных средств и т.д. Инфраструктура, созданная в рамках проекта «ЭРА-ГЛОНАСС», может станет основой для развития в России навигационно-информационных систем и систем интеллектуального управления трафиком — это уверенный шаг России в сторону технологий Connected Car.

Надеюсь, эта статья была полезна, однако если есть какие-то моменты, о которых хотелось бы узнать подробнее, пишите в комментариях и, возможно, я расскажу о них в следующей статье. До новых встреч!

Лаборатория Интернета Вещей
Сколковский Институт Науки и Технологий

Как работает система экстренной помощи водителю ЭРА-ГЛОНАСС

На дорогах могут возникать ситуации, при которых пострадавшему водителю некому оказать помощь. Часто в условиях плохой видимости или скользкой дороги автомобили улетают в кювет. Если в такой момент водитель находился в машине один, а трасса была пустынной, то вызвать «скорую помощь» получается не всегда. Между тем, важна может быть каждая минута. Спасать жизни людей при таких экстренных обстоятельствах помогает система ЭРА-ГЛОНАСС.

Что такое ЭРА-ГЛОНАСС

Система экстренного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС была разработана и внедрена на территории Российской Федерации не так давно: официально ее ввели в эксплуатацию в 2015 году.

модуль ЭРА-ГЛОНАСС

Устройство вызова экстренных оперативных служб предназначено для того, чтобы в автоматическом режиме извещать о произошедшей аварии. В странах Евросоюза аналогом российской разработки является система eCall, которая успела зарекомендовать себя наилучшим образом. Мгновенное информирование о ДТП позволило спасти многие человеческие жизни благодаря быстрому реагированию спецслужб.

Несмотря на то, что ЭРА-ГЛОНАСС появилась в России недавно, преимущества ее установки были высоко оценены сотрудниками «скорой помощи» и других служб спасения. Водителю или любому другому человеку, оказавшемуся рядом, достаточно нажать кнопку SOS, расположенную в доступном месте. После этого координаты места аварии в автоматическом режиме будут переданы в диспетчерский пункт, а затем и в ближайшую службу помощи.

Устройство системы

Комплектация каждого терминала ЭРА-ГЛОНАСС, устанавливаемого в автомобили, определяется на основании технических регламентов, утвержденных в Таможенном союзе. В соответствии с принятыми нормами, комплект устройства должен состоять из:

  • навигационного модуля (GPS/ГЛОНАСС);
  • GSM-модема, отвечающего за передачу информации по мобильной сети;
  • датчиков, фиксирующих момент удара или переворота транспортного средства;
  • индикаторного блока;
  • переговорного устройства с микрофоном и динамиком;
  • экстренной кнопки для активации устройства в ручном режиме;
  • аккумулятора, обеспечивающего автономную работу;
  • антенны, работающей на прием и передачу информации.

В зависимости от конфигурации системы и способа ее установки, комплектация устройства может меняться. Например, для использования устройства на подержанном автомобиле не предназначены датчики, фиксирующие переворот или сильный удар. Это значит, что активация системы возможна только с помощью ручного нажатия на кнопку SOS.

Схема работы системы ЭРА-ГЛОНАСС

По принципу своей работы терминал ЭРА-ГЛОНАСС похож на обычный сотовый телефон. Однако позвонить можно только по одному номеру, запрограммированному в памяти устройства.

В случае возникновения дорожной аварии система будет действовать по следующему алгоритму:

  1. Факт попадания автомобиля в ДТП зафиксируют специальные датчики, срабатывающие при сильном ударе или опрокидывании транспортного средства. Кроме того, водитель или любой другой человек сможет в ручном режиме подать сигнал о происшествии, нажав специальную кнопку с надписью SOS, расположенную внутри салона.
  2. Информация о происшествии поступит на пункт экстренной службы, после чего оператор предпримет попытку связаться с водителем.
  3. Если связь установить получилось, автомобилист должен подтвердить факт произошедшей аварии. После этого оператор передаст всю нужную информацию в службы экстренной помощи. Если же автовладелец на связь не выходит, данные, полученные в автоматическом режиме, будут переданы без получения подтверждения.
  4. Получив информацию о случившемся ДТП, сотрудники «скорой помощи», МЧС и ГИБДД незамедлительно отправятся по имеющимся координатам.

Какие данные передает система при столкновении

При отправке сигнала о помощи ЭРА-ГЛОНАСС в автоматическом режиме передает оператору следующие данные:

  • Координаты местоположения автомобиля, благодаря которым сотрудники специальных служб смогут максимально быстро найти место аварии.
  • Сведения о ДТП (данные, подтверждающие факт сильного удара или переворота транспортного средства, сведения о скорости движения, перегрузке в момент аварии).
  • Данные об автомобиле (марку, модель, цвет, государственный регистрационный номер, VIN-номер). Эти сведения также понадобятся спецслужбам, если место ДТП было определено приблизительно.
  • Информация о количестве людей, находящихся в машине. Благодаря этому показателю медики смогут подготовиться к определенному количеству лиц, которым может потребоваться помощь. Число человек система определяет по количеству пристегнутых ремней безопасности.

На какие автомобили может быть установлен терминал

Система ЭРА-ГЛОНАСС может быть установлена как на новый автомобиль заводом-производителем (это обязательное правило при сертификации), так и на любое эксплуатируемое транспортное средство по инициативе владельца.

В последнем случае собственнику машины следует воспользоваться услугами сертифицированного сервисного центра, имеющего лицензию на установку подобных устройств. После монтажа оборудования владельцу автомобиля потребуется обратиться в специализированную лабораторию, которая проверит качество работы устройства и выдаст документ, разрешающий использование системы.

Установка терминала ЭРА-ГЛОНАСС является добровольной. Однако есть категории транспортных средств, эксплуатация которых без системы экстренного вызова недопустима. К числу таких ТС относятся:

  • новые и подержанные (не старше 30 лет) автомобили, приобретенные за границей и привезенные в Российскую Федерацию;
  • грузовые автомобили, а также пассажирский и коммерческий транспорт.

Как активировать систему ЭРА-ГЛОНАСС

После установки устройства его обязательно потребуется активировать. Чаще всего активация выполняется при монтаже оборудования. Однако данная услуга может быть предоставлена отдельно от установки.

Активация устройства состоит из следующих этапов:

  • проверка качества монтажа;
  • автоматическое тестирование устройства с целью контроля подключения, заряда аккумуляторной батареи и других параметров;
  • оценка работы переговорного устройства (микрофона и динамика);
  • контрольный звонок диспетчеру для проверки функционирования системы.

После завершения активации, устройство также пройдет обязательную идентификацию. Оно будет распознано и добавлено в официальную базу ЭРА-ГЛОНАСС. Начиная с этого момента, сигналы системы будут приниматься и обрабатываться диспетчерским центром.

Как отключить устройство ЭРА-ГЛОНАСС

Отключить систему ЭРА-ГЛОНАСС действительно можно. Для этого существует несколько способов:

Отключая систему, водитель рискует не только оказаться без помощи в необходимый момент, но и создает себе дополнительные сложности при оформлении документов. Если во время техосмотра автомобиля специалисты обнаружат неисправность модуля ЭРА-ГЛОНАСС, диагностическая карта выдана не будет. А это значит, что оформить полис ОСАГО тоже не получится.

Мы категорически не рекомендуем отключать систему ЭРА-ГЛОНАСС на своем автомобиле!

Если автомобиль с деактивированной системой попадет в аварию с человеческими жертвами, отключение системы будет рассматриваться как отягчающее обстоятельство. Особенно, если речь идет о транспортных средствах, использующихся для пассажирских перевозок.

Может ли ЭРА-ГЛОНАСС следить за водителями

В последнее время многие водители стали отключать и глушить систему ЭРА-ГЛОНАСС. Зачем это нужно и почему они это делают? Некоторые автомобилисты считают, что устройство используется не только для экстренного оповещения, но и для отслеживания перемещения транспортного средства.

Иногда отклонение от заданного маршрута может наказываться руководством той или иной фирмы. Тем не менее, водители допускают нарушения и беспокоятся, что система зафиксирует их. Производители ЭРЫ-ГЛОНАСС такое опасение называют необоснованным.

Модем сотовой связи включается в работу только при сильном ударе автомобиля или после ручного нажатия на кнопку SOS. Все остальное время система находится в «спящем» режиме. Кроме того, в памяти устройства запрограммирован только один номер экстренной службы, никакие иные каналы распространения информации не предусмотрены.

Также иногда автомобилисты отключают систему, потому что боятся случайно задеть кнопку экстренного вызова. Действительно, кнопка расположена в салоне таким образом, чтобы водитель в любой ситуации мог дотянуться и нажать на нее. Если же нажатие произошло по неосторожности, автомобилисту достаточно ответить на звонок оператора и объяснить ему ситуацию. Никаких штрафных санкций за случайный вызов не предусмотрено.

кнопка SOS в салоне автомобиля

Для большинства автомобилей установка системы ЭРА-ГЛОНАСС не является обязательной. Однако в экстренной ситуации устройство может помочь спасти человеческие жизни. Поэтому пренебрегать собственной безопасностью и отключать модуль вызова экстренных служб в своем автомобиле не стоит.

Обязательно или нет ставить "ЭРА-ГЛОНАСС" в машине: что говорит закон?


ЭРА ГЛОНАСС обязательно или нет к установке? С 2015 года оборудование устанавливается на авто, требующие одобрения на соответствие регламенту. С 2016-го это требование распространилось на машины, предназначенные для перевозки пассажиров / грузов, а с 2017-го — все авто, которые выпускаются в странах ТС и ввозимые из-за границы. Для остальных автовладельцев установка не обязательна.

Обязательно ли ставить ЭРА ГЛОНАСС

ЭРА ГЛОНАСС — система, предназначенная для оповещения специальных служб об аварийных ситуациях. Даже в случае серьезного ДТП при получении травмы всеми пассажирами она срабатывает и отправляет сигнал бедствия. Встроенный в машину модуль конструктивно похож на мобильное устройство, имеет датчики и кнопку для отправки тревожного сигнала.

В начале 2018 года прошел слух, что установка ГЛОНАСС по закону будет обязательной. Но это не совсем так. На уже имеющиеся автомобили ничего ставить не нужно, а штрафы при нарушении этого правила не предусмотрены. Но это не касается ситуации, когда человек сам занимается растаможкой автомобиля. В такой ситуации для ЭРА ГЛОНАСС действует обязательная установка с 2017 года.

Кроме того, система ЭРА устанавливается на все новые авто, которые выпускаются на территории РФ с 2018 года. Для остальных владельцев транспортных средств это не обязательно. При этом штрафных санкций за это не предусмотрено, но не для всех. На этом вопросе подробнее остановимся ниже.


С какого года устанавливают ЭРА ГЛОНАСС

Федеральный закон о ГЛОНАСС на транспорте появился сравнительно недавно, а вот сама система работает с 2013 года, когда разработчики запустили ее в 15 регионах страны. Уже в декабре 2013-го технология стала доступной на территории России, а с начала 2015 года она введена в промышленное пользование. Первым автомобилем, на котором была установлена система, стала ЛАДА Веста.

Отвечая, с какого года ставят ЭРА ГЛОНАСС в автомобиле, можно назвать 2015-й, но по закону оборудование Lada Vesta системой стало обязательным с 2017 года. Именно с этого периода производители взяли обязательства устанавливать специальную кнопку на заводах при выпуске транспортного средства. На этом же этапе стали появляться вопросы, обязательно ли устанавливать ЭРА ГЛОНАСС для авто. В этом вопросе каких-то изменений не было.

Появление системы привело к уменьшению времени, необходимого для реагирования при ДТП и других ЧП. В результате уменьшилась смертность, повысился уровень безопасности пассажирских грузовых перевозок.


На каких машинах должен быть ГЛОНАСС

Выше мы кратко рассмотрели, с какого года устанавливают ЭРА ГЛОНАСС на автомобилях. При этом законодатели пошли дальше и сделали, чтобы кнопка обязательно ставилась на все авто, которые делаются на территорию ТС или ввозятся на нее. Этот нюанс регулируется техрегламентом О безопасности колесного транспорта, действующий с начала 2017 года. При этом не важно, кто ввозит авто в ТС (частник или официальный импортер). Если машина находится на территории Таможенного Союза, на вопрос, обязательно ли ставить кнопку ГЛОНАСС, можно говорить «Да».

Рассмотренное правило не означает, что на территорию страны запрещено ввозить авто без ЭРА ГЛОНАСС. Это не обязательно при пересечении границы, но в дальнейшем оформить техпаспорт, получить номерные знаки, зарегистрировать машину и продать не получится. В случае обхода официального оформления ездить на таком авто не получится. Придется вызывать эвакуатор, а после ставить кнопку SOS и соответствующую систему.

С учетом сказанного легко подвести итог, на какие транспортные средства нужен ЭРА ГЛОНАСС. После внедрения системы в 2013-м действовали следующие изменения:

  1. С 1 января 2015-го — авто, которые проходят проверку на соответствие требованиям регламента.
  2. После 1 января 2016-го — машины, используемые для пассажирских и грузовых перевозок, и выпускаемые на территории стран ТС.
  3. С начала 2017-го — все авто, которые выпускаются в обращение в государствах ТС, а также для б/у машин, ввозимых из-за границы.

Для последнего пункта в первом случае устанавливать ЭРА ГЛОНАСС обязательно для производителя, а во втором — для владельца транспортного средства. При этом ставить терминал и монтировать кнопку должны на специализированном сервисе.

Для юрлиц и ИП, осуществляющих платные перевозки пассажиров с количеством от 8 и более (без учета водителя) действовало требование по установке ЭРА ГЛОНАСС. Это требование было обязательно, но до начала 2019 года его временно приостанавливали.


Как и кто может проверить

Уполномоченные органы знают требования к ЭРА ГЛОНАСС, с какого года обязателен в машине, поэтому с контролем этого вопроса не возникает трудностей. Проверка наличия этой опции может быть произведена:

  • инспектором ГИБДД;
  • экспертом при оформлении авто для выдачи техпаспорта;
  • самим автовладельцем;
  • работниками СТО (по запросу);
  • уполномоченными органами и т. д.

При желании можно самостоятельно найти систему, и для этого не обязательно обращаться на СТО. К примеру, сам блок часто монтируется в потолке или в области магнитолы, а трекер может стоять под сидением водителя, под капотом / пластиком салона, в металлических дверях и т. д. Для быстрого поиска может использоваться компьютерная диагностика на СТО.


Наказание

Автовладельцы должны знать, на каких машинах устанавливается ГЛОНАСС, и когда это обязательно. Не зная эти правила, можно попасть на штрафные санкции. В частности, они предусмотрены при нарушении рассмотренных выше правил. Штрафы взимаются, если установка ЭРА ГЛОНАСС была обязательна, а водитель ее не предусмотрел. Размер выплат:

  • водитель 2500 р;
  • лицо при должности — 5000 р;
  • юрлицо (владелец авто) — 50 000 р.

Что касается обычных граждан, владельцев легковых авто, для них штрафов пока не предусмотрено, поэтому они могут быть спокойны. Но в будущем планируется наказание за следующие нарушения:

  • отсутствие системы, если она обязательно должна быть;
  • самостоятельное отключение комплекта;
  • изменение стандартных настроек, расширение функционала (прослушка);
  • установка / применение блоков, которые не разрешены на территории РФ;
  • снятие / замена блока по своей инициативе.


Теперь вы знаете, кнопка ГЛОНАСС обязательна или нет в 2020 году, какие накладываются штрафы, и кто вправе проверять наличие подобного устройства. В комментариях поделитесь опытом в этом вопросе.

Что такое ЭРА-ГЛОНАСС и зачем он нужен


Приобретя недавно новенький автомобиль я увидел на потолке около плафона освещения кнопку с надписью SOS и задал вопрос, а что же это? В инструкции от автомобиля было сказано, что это кнопка вызова системы экстренного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС. И все, то есть совсем все. Как она работает, как обслуживается, зачем она? Давайте разберемся.

«ЭРА-ГЛОНАСС» - российская государственная система экстренного реагирования при авариях. Систему ввели в промышленную эксплуатацию с 1 января 2015 года. Это первая в мире обязательная и бесплатная система экстренного вызова.

Аналогом системы 'ЭРА-ГЛОНАСС' является общеевропейская система eCall, с которой система «ЭРА-ГЛОНАСС» обеспечивает технологическую совместимость.

По статистике большинство жертв ДТП погибают не в сам момент аварии, а уже после т.к. помощь приходит слишком поздно. Предполагается, что внедрение системы приведёт к сокращению времени реагирования при авариях и других чрезвычайных ситуациях, что позволит снизить уровень смертности и травматизма на дорогах и повысить безопасность грузовых и пассажирских перевозок.

Что установлено в автомобиле

В каждый автомобиль встраивается модуль ЭРА-ГЛОНАСС. Это урезанный сотовый телефон с одной кнопкой SOS и датчиками. Как и у любого смартфона у него своя сим-карта, антенна, модем 3G, микрофон, динамик и навигационный модуль GPS/ГЛОНАСС.

Как работает система ЭРА-ГЛОНАСС

1. Срабатывание датчиков удара или опрокидывания в салоне автомобиля или нажатие тревожной кнопки SOS
2. Определение автомобильным терминалом координат
3. Передача информации о ДТП через сотовую сеть в центр системы «ЭРА-ГЛОНАСС»
4. Оператор ЭРЫ-ГЛОНАСС перезванивает на устройство и пытается узнать, что произошло.
5. Если никто не ответил оператору или ясно, что вызов не ложный, то передача вызова оперативным спасательным службам

Согласно действующему регламенту скорая помощь должна прибыть на место в течении 20 минут.


Что входит в передаваемый сигнал

  • точные координаты места происшествия;
  • количество пристёгнутых пассажиров;
  • данные об аварии: скорость перед столкновением, величины перегрузок;
  • данные об автомобиле: VIN номер, цвет автомобиля, вид топлива - бензин, дизтопливо или газ.

Как передается сигнал

Отправка и вызовы реализуются через мобильных операторов «МТС», «Билайн» или «Мегафон» через наиболее доступную из них в данной местности. Заявлено, что модуль способен использовать любую доступную сеть сотовой связи. В состав системы ЭРА-ГЛОНАСС входит инфраструктура виртуального оператора MVNO, которая будет подключена ко всем операторам для обеспечения максимально достижимой надежности передачи экстренного вызова.

Заблуждения и мифы

Первое и самое главное заблуждение - это то, что ЭРА-ГЛОНАСС является частью глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. Это не так - система ЭРА-ГЛОНАСС использует для определения местонахождения аварийного транспортного средства ГЛОНАСС и американской GPS. Это позволяет увеличивать точность определения в местах, где покрытие спутниками одной из систем недостаточно. Причем определение местонахождения выполняется только в случае аварии или ручного вызова SOS.

Второе заблуждение - якобы система следит за всеми перемещениями автомобиля. Работа системы для постоянного слежения (как трекер) стандартами проекта не предусмотрена. Данные о местонахождении пришлось бы регулярно отправлять по сотовым сетям и вряд ли они будут осуществляться это бесплатно. Хотя учитывая, что рассказал Сноуден про глобальную мировую слежку, то возможно это и не заблуждение =)

Что произойдет 1 января 2017 года

С 1 января 2017 г. в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятым Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. №877, вводится требование к оснащению выпускаемых в обращение автомобилей, устройством вызова экстренных оперативных служб.

С 1 января 2017 года в паспорт транспортного средства в раздел «Особые отметки» в обязательном порядке вносятся сведения об устройстве вызова экстренных оперативных служб для вновь выпускаемых в обращение транспортных средств.

Но тут есть важное уточнение - ОТТС (одобрение типа транспортного средства) выдаётся сроком на три года. Если производитель или импортер получит сертификат на новую модель 31 декабря 2016 года, то такая машина сможет продаваться на рынке Таможенного союза без ЭРЫ-ГЛОНАСС до конца 2019 года.
Документ так же можно продлять в случае модификации модели, причем на те же 3 года.

Первым серийным автомобилем с системой ЭРА-ГЛОНАСС стала Lada Vesta.

Коммерческие возможности и перспективы системы

Добавление комментария:


Добавить комментарий

Комментарии:

Национальных автопромов сейчас вообще нет, все транснациональное. В России производятся почти все марки автомобилей. И японских брендов тоже.

Вы застряли в девяностых, нулевых. У вас риторика и аргументы нафталинные - "российский автопром", "средство роскоши".

Российский автопром это давно не только АвтоВАЗ и ГАЗ. Фактически производятся Toyota, Nissan, Hyundai, Kia, Ford, Volkswagen, Skoda, Peugeot, Citroen, Mitsubishi, Volvo, Renault, Fiat и т.д.

С появлением доступного автокредитования практически любой работающий человек может позволить себе новую машину. Причем нормальную, соответствующую техрегламентам, нормам экологичности и традициям нашей страны.

В Питере и Ленинградской области огромное количество автозаводов и заводов автокомпонентов, которые дают рабочие места и платят налоги в РФ и поэтому ввоз б/у "праворулек" (которым место на утилизации, а не на дорогах) фактически бьет по этим двум пунктам. И мне это не нравиться.

Утомляют спекуляции про "простой народ" и "не в нашей стране". Работайте больше и лучше, налоги платите и страна будет лучше.

Мифы, факты и неизвестные возможности системы «ЭРА-ГЛОНАСС»

Несмотря на то, что российские ученые, как известно, самые лучшие ученые в мире, сделать из устройства вызова системы «ЭРА-ГЛОНАСС» прибор для слежки за водителями то ли не смогли, то ли задачи такой не стояло. Мы поговорили с представителями АО «ГЛОНАСС», являющегося оператором системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и выяснили все подробности о принципах ее работы и о том, что она умеет делать на самом деле. Как оказалось, возможностей у системы множество — о них и расскажем.

Как это работает

Если в двух словах, то экстренный вызов через устройство «ЭРА-ГЛОНАСС» аналогичен вызову по номеру 112 с мобильного телефона. Но на этом сходства заканчиваются. Сам модуль, как правило, глубоко интегрирован в конструкцию транспортного средства и существенно отличается по стойкости к механическим воздействиям и ударам, так как должен сохранять работоспособность даже при очень сильном ДТП. Корпус модуля имеет степень защиты не менее IP57. Внутри установлен сим-чип, с помощью которого и осуществляется экстренный вызов по сети одного из федеральных сотовых операторов, который автоматически выбирается по самому высокому уровню сигнала. Так достигается максимальная зона покрытия.

Именно благодаря сотовой связи модуль устанавливает связь с оператором фильтрующего контакт-центра системы «ЭРА-ГЛОНАСС», но это происходит лишь в момент нажатия кнопки экстренного вызова или в момент серьезного ДТП, когда модуль срабатывает автоматически.

Необходимо отметить, что автоматический вызов получает наивысший приоритет — эти запросы не требуют дополнительной обработки и сразу переводятся в службы экстренного реагирования. Время, необходимое для передачи информации о ДТП в Систему-112, не превышает 19 секунд. Ровно через столько времени сигнал доходит до конечного получателя — служб экстренной помощи — но лишь в тех субъектах РФ, где обеспечено постоянное информационное взаимодействие ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» и Системы-112. Отметим, что координирует действия по созданию и развитию данной системы МЧС. В остальных регионах процесс может занимать 2-3 минуты, так как сигнал передается в экстренные службы через территориальные органы МВД.

Где это работает

«ЭРА-ГЛОНАСС» работает на территории всей России. Но используемая схема взаимодействия оператора системы с экстренными службами (напрямую через Систему-112 или через территориальные органы МВД) зависит от региона. На данный момент Система-112 полностью введена в эксплуатацию лишь в 22 субъектах, и взаимодействие с «ЭРА-ГЛОНАСС» обеспечено пока лишь в этих зонах. Среди них, как ни странно, пока нет Москвы. На Дальнем Востоке этим пока вообще может похвастать лишь Хабаровский край. Но география применения «ЭРА-ГЛОНАСС» в интеграции с Системой-112 постоянно расширяется.

Дром в центре ЭРА-ГЛОНАСС: мы узнали, как работает «кнопка»


Несмотря на то что ЭРА-ГЛОНАСС ввели в промышленную эксплуатацию 1 января 2015 года, для пользователей она заработала лишь в следующем году. Именно с 2016-го начало свою деятельность АО «ГЛОНАСС» — оператор государственной автоматизированной информационной системы, который отвечает за ее непосредственную работу. Год назад, когда мы готовили материал об ЭРА-ГЛОНАСС, компания не вышла с нами на контакт. Но сейчас нам все же удалось пообщаться с руководителями основных направлений в московском офисе, подвести итоги и узнать о ближайших планах.




Визита в московский офис АО «ГЛОНАСС» я дожидалась 2 недели, и когда попала внутрь, поняла почему. Небольшой особняк недалеко от центра города производит впечатление муравейника — все что-то делают, куда-то звонят, встречаются, обсуждают. «Переговорка» была занята всегда, а в кабинеты часто заглядывали люди, не говоря уже о постоянных звонках на мобильный. При такой плотности найти даже час для журналиста — дело не самое простое. Тем не менее встреча состоялась. Началась она в контакт-центре, и я готовилась к постоянным вызовам системы. Но оказалось, что на время моего посещения большинство вызовов направлялось в подразделение в Курске, поговорить получилось спокойно.

Глас спасения

«Оператор системы ЭРА-ГЛОНАСС. Слушаю вас», — эту фразу я услышала 6 раз за 20 минут. И хорошо, что продолжением всегда было: «Система работает, ваше местоположение определено. Всего доброго». Все это были так называемые ложные вызовы. Их отсекают операторы, которые только в случае подтверждения чрезвычайной ситуации отправляют вызов дальше к спасателям. Таких, «признанных истинными», за 13,5 месяца работы было 557, из них 144 произошло в автоматическом режиме. Вызовы, при которых потребовалось реагирование экстренных оперативных служб, составляют 0,37% от всех обращений, и каждый из них уникален.


Роман Рулев, руководитель службы фильтрующего контакт-центра ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» с гордостью говорит о том, что благодаря системе от замерзания спасены 7 экипажей, и вспоминает пример недельной давности. Человек купил новую недорогую машину и сразу же решил перегнать ее в свой городок, но по дороге домой автомобиль заглох. Вокруг никого, мобильной связи нет, спасла только кнопка. Часто сразу после аварии, когда вызов приходит в автоматическом режиме, люди находятся в прострации — не понимают, что с ними произошло, и первые мгновения молчат. Но вот кто-то в машине начинает кашлять, кто-то — ругаться, кто-то сразу отвечает на вопросы, и большинство отказываются от помощи спасателей и просят вызвать ГИБДД. Это один из наиболее важных моментов в работе операторов, когда необходимо в короткий срок разобраться в причинах вызова и обеспечить передачу информации о происшествии в службы экстренного реагирования.


А еще Роман подметил, что у нас люди часто используют «кнопку» не для себя, а для других: много вызовов от свидетелей аварий — увидели перевернутую машину, драку, вызывали пожарных к горящему дому, скорую к человеку с ножевыми ранениями, МЧС — убрать дерево с дороги, ГИБДД — остановить пьяного за рулем.

А вот более 146 тысяч остальных вызовов — ложные, и они как раз похожи между собой. Некоторые приходят от продавцов автомобилей — они демонстрируют работу системы, о чем и говорят оператору без каких-то кодовых слов. Часть автовладельцев проверяют ЭРА-ГЛОНАСС самостоятельно. Причем для многих факт, что система работает и отвечает живым голосом, становится такой неожиданностью, что они даже не сразу находят что сказать: сначала тишина, потом шепот (его операторы тоже слышат) и дальше невнятное: «Извините, случайно головой нажал». Сотрудники смеются, это ж как нужно умудриться? Но такие разрядки бывают не часто, и основная часть смены (а это 6 часов в любое время суток) проходит в спокойном режиме. Хотя такую работу сложно назвать спокойной.



We can!

Работа контакт-центра и реагирование на вызовы — это лишь верхушка айсберга, апофеоз того, что было сделано за десяток лет, и выполнение основной цели АО «ГЛОНАСС». На спутники компания влиять не может (этот вопрос находится в зоне ответственности ГК «Роскосмос»), а вот за работу наземной инфраструктуры компания отвечает полностью. В первую очередь — за коммутационные узлы сбора и обработки начальной информации, расположенные в каждом субъекте страны. Эти узлы подключены к операторам большой тройки (с МТС и «Мегафоном» заключены договоры аренды по модели MVNO — mobile virtual network operator, а «Вымпелком» предоставляет свои сети на условиях роуминга), и в случае экстренного реагирования аппаратуры автомобиля сигнал определяется как вызов 112 и ему дается приоритет над всеми остальными соединениями. Канал связи — голосовой, пока это самый надежный способ передачи данных — и звуковых, и тех, что получаются в автоматическом режиме.



Сейчас одна из главных задач деятельности компаний — поддержание системы в рабочем состоянии, хотя на начальном этапе закладывался уровень надежности 99,997%. Но операторы мобильной связи периодически меняют оборудование и его программное обеспечение, значит и «ГЛОНАСС» должен подстраиваться и менять свои настройки. Никто также не застрахован от технических сбоев, ведь канал связи — это не один сплошной провод, а множество элементов, и если на одном мизерном участке поломка (во время строительных работ порвали кабель или дерево упало на ретранслятор), то перестает работать большой участок. Здесь стоит еще раз оговориться, что система создана с резервированием, чтобы возможный сбой не влиял на штатную работу ЭРА-ГЛОНАСС, на спасение людей. В связи с ростом парка автомобилей запланирована установка дополнительных коммутационных узлов и другой техники. Нужно постоянно обслуживать и свое оборудование — обновлять ПО и вытирать пыль с систем охлаждения, да и само «железо» нужно менять один раз в 5 или 7 лет. Сейчас со всем этим АО «ГЛОНАСС» самостоятельно справляется в круглосуточном режиме на 70%, остальное пока делают подрядчики.

Что нас ждет

Система находится на начальном уровне развития и представляет из себя базовую услугу, чего и требовало правительство. Но у нее есть гигантский потенциал, на который сильно рассчитывают в компании. К 2019 году ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» должна выйти на самоокупаемость за счет предоставления коммерческих услуг. Финансирование системы пока идет на основе госпрограмм Минтранса: из бюджета в 2016 году направили 689 миллионов рублей, в 2017-м выделят 589 миллионов.


С одной стороны, все это на рынке уже есть, но сервисы на базе инфраструктуры «ЭРА-ГЛОНАСС» имеют ряд преимуществ: использование сетей сразу трех операторов, облачные технологии, закрытый канал связи и уже установленное в автомобилях оборудование. Это должно сделать услуги доступнее. Так, цена подписки на техпомощь будет сопоставима с минимальным тарифом оператора мобильной связи, хотя окончательно стоимость пока не утвердили. Внедрение этой услуги не будет означать, что обычные пользователи не смогут вызвать эвакуатор или попросить подвезти топливо — кнопка поможет и в этих, и в других ситуациях, только в конечный счет будет включена оплата работы посредника.


С ЭРА-ГЛОНАСС станет возможным использование расширенного Европротокола, в котором компенсация ущерба может достигать 400 000 рублей. Система может предоставить те самые зафиксированные данные в некорректируемом виде для страховых компаний. Эти же данные могут пригодиться и при обычном разборе аварии — для исключения мошеннических схем. Количество передаваемых системой параметров ДТП может увеличиваться и помимо минимального набора данных дополняться информацией о силе удара, количестве пристегнутых ремней безопасности, типе топлива, направлении движения, срабатывании электронных систем и других факторах. В случае ДТП формируется стоп-файл, который и будет передаваться в страховую параллельно с основной информацией стандартного вызова ЭРА-ГЛОНАСС.


Причем это может быть как предоставлением отдельной услуги, так и расширением функционала уже действующей. ГОСТЫ разработаны, программную платформу готовят к апрелю, идет тестирование соответствующего оборудования и, возможно, с июня его можно будет купить и поставить самостоятельно. А со следующего года его смогут устанавливать на автомобили на конвейерах сборочных предприятий.


Еще одно направление развития — предоставление основной услуги ЭРА-ГЛОНАСС (а именно — спасения) категориям пользователей, не связанных с автотранспортом. Тревожной кнопкой смогут оснастить свою технику владельцы мотоциклов, снегоходов, водных транспортных средств. По сути, самым большим вложением при этом станет покупка и установка аппаратуры.

У соседей


Способность ЭРА-ГЛОНАСС вызывать помощь рассматривается и при создании специальных браслетов для пожилых и людей с ограниченными возможностями. Сигналом может быть падение, повышение частоты пульса или изменение давления. При наличии специальной коробочки от «ГЛОНАСС» вызвать помощь смогут и дети, и спортсмены-экстремалы, и туристы. Да, звонок на номер 112 даст такой же результат, но «ЭРА» использует сети сразу трех операторов, значит, шанс поймать сигнал гораздо выше. Но самая важная ее особенность — геолокация. Если заблудившийся в лесу не может объяснить, где он находится, то и вероятность найти его и помочь стремится к нулю.

Свой интерес к системе проявляют и автопроизводители. Они уже пережили сложности с внедрением, тестированием и сертификацией, распределив свои затраты на тысячи проданных автомобилей, и сейчас, когда система заработала, компании хотят получать от нее больше. Артем Климовский, директор службы по взаимодействию с автопроизводителями, за несколько минут перечислил с десяток вариантов использования платформы ЭРА-ГЛОНАСС. Один из самых популярных запросов — удаленная диагностика автомобиля и получение информации о стиле вождения. Кто-то хочет оповещать своих клиентов о приближении планового ТО и об отзывных акциях. Кому-то этот канал нужен для дистанционных действий с помощью программы на смартфоне.


Интересуется системой и ГИБДД: представляете, как удобно будет выписывать штрафы лишь по данным ГАИС. Не нужно никаких камер, инспекторов, патрульных машин. Теоретически ЭРА может предоставить в тот же ЦОДД данные о скорости и маневрах любого автомобиля, оборудованного ею. Впрочем, для этого необходимо создание соответствующей законодательной базы.

Братство по согласию

Пользователи ЭРА-ГЛОНАСС опасаются, что их перемещение будет отслеживаться, а разговоры в салоне автомобиля смогут прослушиваться. Но если сам автовладелец не подключил никаких дополнительных услуг, то бояться нечего.


Базовый терминал системы, установленный в автомобиле, находится в спящем режиме — это требование стандартов и ГОСТа. Постоянно работает только навигационный приемник, который определяет координаты. Сам модем сотовой связи активируется при ударе или при нажатии на кнопку. Это равносильно передвижению на автомобиле с навигатором или выключенным, а также переведенным в режим «полета» мобильным телефоном. К тому же у оборудования только один канал связи — голосовой, без выхода в интернет, и нет никакой связи с органами управления автомобиля. Поэтому прослушивание или вмешательство в работу систем с помощью ЭРА-ГЛОНАСС невозможно. Но нужно подчеркнуть — это касается только базового оборудования первого поколения, которым сейчас в большинстве оснащаются новые автомобили.

Но как только появляется мониторинг или любые другие дополнительные услуги, к информации получают доступ третьи лица. Другое дело, что от такой возможности мы не защищены даже, например, при включенном смартфоне. В случае же с ЭРА-ГЛОНАСС любые дополнительные возможности должны быть согласованы с пользователем, так что он может попасть под мониторинг только по собственному желанию.


Все это станет возможно с установкой оборудования второго и последующих поколений с расширенными сервисами. При этом, скорее всего, рядом с кнопкой SOS в автомобиле появится еще одна. Удалить ее или оставить — каждый будет решать для себя, взвесив все плюсы поездок с более высоким уровнем пассивной безопасности и минусы мнимой возможности быть услышанным и увиденным в обычной жизни.

Вот, как это было:

«Огромный лесовоз «Урал», двигавшийся с черепашьей скоростью по трассе М-9 «Балтия», я нагнал приличным ходом и, не задумываясь, пошел на обгон. Каково же было мое удивление, когда тот — тоже не задумываясь — решил повернуть налево, изрядно «срезав» угол и оказавшись буквально в паре десятков метров перед носом Креты. Стремительно надвигающееся открытое заднее колесо полуприцепа, удар, грохот, «взрыв» задубевшего на морозе пластика, вмиг затянувшиеся ремни, сработавшие с характерным запахом пиротехники подушки безопасности. Остановившись через пару секунд на обочине в 360 км от Москвы, я услышал голос «свыше»: по громкой связи со мной разговаривал оператор ЭРА-ГЛОНАСС.

При всем этом в проводке автомобиля не произошло никаких замыканий, что позволило мне еще некоторое время общаться с оператором ЭРА-ГЛОНАСС и «гаишниками», с которыми меня тут же соединили, и даже заряжать мобильный телефон, который был необходим для общения с родственниками и службами спасения в дальнейшем».

Читайте также: