Как работает паром в красном на волге

Обновлено: 05.07.2024

Как работает паром в красном на волге

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

В июне мы отправились посмотреть терем в Асташево. Терем был формальной целью поездки. По дороге была осмотрена значительная часть Костромской области. (Кстати, на днях с терема сняли леса и он герой новостей.)

Выехав вечером из Москвы, мы свернули с прямой дороги - федерального Ярославского шоссе, заночевали в гостях под Александровом и с утра поехали в сторону Костромы не самыми оживленными дорогами, через Юрьев-Польский, Гаврилов Посад, Тейково, Иваново, Фурманов и Приволжск.
Так немного больше километров и часов, но намного интереснее. Имея целью заночевать в Костроме или Судисавле, то есть на том берегу Волги, мы не стали останавливаться во всех этих прекрасных городах.

Костромская область – своеобразная копия России, такой же непропорциональный "головастик", огромное тело которого покрыто непроходимыми лесами. Регион развит очень неравномерно, столица сильно отличается от окраин.

Как Москва расположена ближе к Европе, чем основное "тело" страны, так Кострома ближе к Ярославлю, Владимиру, Нижнему и даже Москве, чем к своим самым отдаленным окраинам. А окраины эти исполняют роль "сырьевого придатка" как окраины страны. Кострома "высасывает" не только население и лес, основное сырье области, даже туристы в основном остаются в Костроме.
В результате так же как в Москве здесь происходит излишняя централизация, самая яркая иллюстрация которой - мост через Волгу в центре города. Ближайшие мосты - выше по течению в Ярославле (больше 80 км) и ниже пот течению в Кинешме (больше 130 км). Понятно, что мост и все к нему подъезды стоят в пробках как это принято в Москве.
Еще не догадываясь о пробке на мосту, мы решили воспользоваться альтернативной переправой. Как Россия живет не одной Москвой, так в Костромской области есть дополнительные центры. В Красном-на-Волге ювелирное производство, известное по всей стране уже в XIX веке. И здесь же паром, соединяющий Красные Пожни и Красное на Волге. В объезд через Кострому - почти 80 километров, на пароме - 200 рублей. Ходит паром каждый час и местные им пользуются.

Мы приехали первыми, не зная расписания. Через 10 минут подъехал дяденька на «Шеви-ниве», в белой рубашке и с запахом одеколона на километр. Внешность я описал правдиво, однако через пару минут стало понятно, что человек – настоящий мастер коммуникации.


Разговор он начал с фразы «Чаппи почапал!» (это про Бона, в этой самой рекламе Чапи снимавшегося). Не зная того сам (или он давно привык так угадывать сразу с первого же подхода), он с помощью всего двух слов преодолел расстояние от малознакомого провинциального мужика в белой рубашке с запахом одеколона на километр до приятнейшего собеседника. Такая близость возникает, например, в купе с помощью бутылки коньяка при условии социальной и еще какой-то близости попутчиков.
Мужчина оказался главным инженером одного из ювелирных заводов и председателем муниципального собрания. 10 минут разговора в ожидании парома было достаточно, чтобы узнать все. О собеседнике, его семье, друзьях, работе, родном селе и окрестностях. Мастер коммуникации это бесценная находка, очень жалею, что в этот момент не был включен диктофон.
Ехал он с ярмарки из Иванова. Жена послала купить «семь одеял, семь подушек, семь покрывал, занавески на семь окон…» Собеседник наш рассказывал, что выстроил новый дом и теперь его обустраивает, но в рассказе не было малейших признаков хвастовства. Ему просто приятно было общаться с людьми, первыми встречными или давно знакомыми. С каждым, кто подъезжал к пристани, он радостно здоровался за руку и имел о чем поговорить. И, хотя новые люди (мы) были интересны, он отрывался от нас, чтобы уделить время остальным. Идеальный глава муниципалитета, практически мэр города из кино про американскую глубинку.
Подробности местной жизни подтверждали, что «Красное на Волге» имеет значение общероссийское. Вся страна приезжает закупаться ювелиркой. Центральная улица села это несколько десятков больших ювелирных магазинов. Завод, на котором работает наш герой, растет, и так же растут остальные заводы села, работников приходится возить автобусами из Костромы – местного населения не хватает. Как дореволюционный период отпечатался большим количеством богатых каменных домов, так и «сытые нулевые» заметно представлены архитектурно.
«Пруд на участке вырыл, запустил карпов и белых амуров. Кормлю их – пойду на берег Волги, нарублю камышей, кидаю – они рыла высовывают и чавкают».
«Сосед пригнал из Астрахани пароходик. Собирается катать туристов».
Судоходства нет давно, только вот этот паром загружен. Правда в прошлом году воды не было в Волге, можно было 500 метров от береге по отмели пройти.
Красное продолжало богатеть даже в кризис, продажи снизились только летом, а до того россияне продолжали закупаться золотом.
Последнее машиноместо на пароме занял парень, подъехавший к причалу в тот момент, когда паром уже отъехал от берега сантиметров на 30. Находящиеся на борту дружно приглашали его преодолеть этот просвет в прыжке, но все же пришлось причаливать обратно. Через 10 минут мы пересекли Волгу, все пассажиры стремительно разъехались, а я, приехавший к парому первым и выезжающий с него последним, неловко выруливал в несколько приемов на берег.

Паромная переправа Красные Пожни – Красное-на-Волге

Днем второго августа неожиданно для себя мы оказались на берегу Волги рядом с селом Красные Пожни. Могли бы, конечно, очутиться и в Борщине, но я накануне проявила бдительность и выразила протест. Другой вопрос чего мне это стоило. Но это ладно.
Получилось так. Мы были в Костроме четыре дня, с первого по восьмое августа. Я очень хотела съездить в Плес, до которого от Костромы всего семьдесят километров, а по Волге пятьдесят, но речных трамваев нет.
Наши самостоятельные поездки всегда планирую я. Было проработано три варианта: общественный транспорт, такси и турфирма. У каждого варианта есть свои плюсы/минусы. Общественным транспортом дешево, но долго. Такси когда как, смотря на какого водителя нарвешься. Турфирма – недорого, но нет свободы – иди, как стадо, куда ведут, плюс ограничения по времени – семеро одного не ждут.
Вариант с общественным транспортом мне не подошел и я его своим товаркам не предлагала. Кострома у нас в Костромской области, а Плес – в Ивановской. Ну и что? А то, что пересечь границу регионов у нас сложно… Проще, кажется, пересечь границу государства. Прямого общественного транспорта из Костромы в Плес нет. Можно ехать на перекладных. Рейсовым автобусом до Волгореченска (45 км), потом пересекать границу на такси до Приволжска (15 км), откуда маршруткой до Плеса (10 км). Это добираться полдня туда, потом полдня обратно.
Второй вариант такси. Я почитала отзывы путешественников, ехавших из Костромы в Плес на такси. В принципе ничего страшного. Если поделить сумму на четверых, то вышло бы около двух тысяч на человека.
Нашлась турфирма в Костроме, у которой есть туры в Плес. Обзорная экскурсия по Плесу, посещение музея Левитана и еще одного музея плюс обед. Всего за 1600. Уезжаем из Костромы в девять, возвращаемся в четыре. Весь вечер свободный. Я подумала, что это неплохой вариант. Оля и Наташа согласились, а вечно всем недовольная Лена возразила, дескать, дорого. Она считает, что в провинции такси стоит дешево, и мне надо искать недорогое такси. Я ее уговорила, что турфирма это основной вариант, а такси – запасной. За неделю до поездки я позвонила в турфирму и забронировала четыре места. Нам сообщили, что мы должны быть в 8:50 на остановке, откуда нас заберет автобус. От гостиницы до остановки всего полчаса пешком, что по нашим меркам - рядом. Но гостиница на левом берегу Волги, остановка – на правом, единственный мост второй год на ремонте, пешеходам проход запрещен (молодежь нарушает). С обеих сторон моста дикие пробки, сколько стоять неизвестно. Мы заказали такси на восемь часов. Таксист грубо нарушил правила и подъехал к мосту по выделенной полосе для общественного транспорта. Видимо в Костроме снисходительно смотрят на наглость таксистов. Нас пропустили. Но на мосту всего две полосы, поэтому нам пришлось стоять в пробке на общих основаниях. Несмотря на это, мы оказались в нужном месте в 8:20, то есть за полчаса до указанного времени. Минут через десять на остановку приехала симпатичная дама. Дама пропускала все маршрутки, видимо, она тоже чего-то ждала. Я подумала, что это такая же как мы туристка. Обратилась к ней: «Вы в Плес на экскурсию?». Оказалось, что дама наш экскурсовод. Она проверила список, и тут выяснилось, что произошла ошибка. В автобусе для нас забронировали всего два места, свободных мест нет. Поездка срывалась. Я была очень расстроена.
Наверно мне не следовало отказываться от унылой поездки Борщино. Делать там абсолютно нечего, но зато весь день угробили бы всего за 74 рубля. А у меня был бы прекрасный шанс повторить подвиг Сусанина, что в Костроме очень кстати.

Паром-теплоход СП-72 :


Марина Альбертовна срочно связалась с руководством турфирмы. Вопрос был решен за десять минут. Нам объявили, что за нами приедет на своей машине директор турфирмы Елена, очень кстати вернувшаяся в пять утра из московской командировки, и повезет нас в Плес.
По дороге Елена интересно рассказывала о Костромской земле, а в Плесе мы присоединились к группе. Была обзорная экскурсия по Плесу, которую провела Марина Альбертовна, посетили музей «Присутственные места» и музей Левитана. Поездка в Плес получилась замечательной, можно было бы сказать – идеальной, если бы не дикая жара и отсутствие свежести даже у воды. На возвратном пути я спросила Елену, можем ли мы ехать в Кострому через село Красное-на-Волге, там есть паромная переправа. Елена согласилась!
Когда планировала нашу поездку в Кострому, долго сомневалась, стоит ли ехать в село Красное. С одной стороны очень хотела сюда, в ювелирную столицу России. С другой стороны в селе, где ювелирных магазинов больше, чем продуктовых лавок, у нас могли возникнуть кое-какие проблемы, с которыми мне очень не хотелось связываться. Почему я приняла решение исключить село Красное из маршрута. А тут все очень удачно складывалось: и село посмотрю и надолго не задержусь.

P1490034

Мы подъехали к паромной переправе со стороны села Красные Пожни в четверть четвертого. Вокруг кроме нас никого не было. Паром ушел четверть часа назад, следующий рейс на левый берег в четыре часа:

P1490036

Паром еле виден на левом берегу рядом с красносельским причалом:

P1490035

Ширина Волги в этом месте около 875 м. Но это не естественная ширина реки, потому что это Горьковское водохранилище. Волга перегорожена множеством плотин, превративших реку в каскад водохранилищ. В результате на сегодняшний день Волга самая грязная река, которую надо срочно спасать. На эту тему пишут статьи, проводят совещания, возможно, даже что-то делают. До строительства плотин вода от Рыбинска до Волгограда проходила за 50 дней, теперь за 500. В Горьковском водохранилище 100% рыбы заражено инфекциями и паразитами. Вот почему купаться и ловить рыбу запрещено:

P1480768

Вода цветет:

Известно, что Волжский торговый путь, соединявший Скандинавию, Волжскую Булгарию и Хазарский каганат существовал еще в VIII столетии.
В предыдущей записи писала о новгородских ушкуйниках.
В 1376 ватага ушкйников, в числе двух тысяч человек, на семидесяти ушкуях пошла по Волге. Прежде всего, они напали на Кострому. Костромичи, уведомленные о приближающихся повольниках, собрали отряд более пяти тысяч человек и под предводительством наместника великого князя, Плещеева, вышли из города на бой; но не костромичам было биться с повольниками новгородскими. Бывалый предводитель повольников, Прокоп, разделил ушкуйников на две части и велел одним идти прямо на костромичей, а другим – обойти лесом и ударить в тыл. Костромичи, смятые, побежали мимо города; повольники вошли в беззащитную Кострому и начали грабить. Пили, гуляли и отдыхали в Костроме неделю, захватили все, что было подороже и что могли увезти, а что подешевле – пожгли и побросали в Волгу. Жителей с женами и детьми увели как пленников. От Костромы разбойники спустились по Волге к Нижнему Новгороду, зажгли город, жителей избили и ограбили, некоторых забрали в плен. От Нижнего, пограбив побережье Камы, голытьба спустилась в Волжскую Булгарию и там они продали басурманам костромских и нижегородских пленников. От Булгар повольники спустились к столице Золотой Орды, Сараю, а по дороге грабили всех христианских купцов, Волгою шедших с товарами, а басурманских купцов – грабили и убивали. Из Сарая новгородские оборванцы спустились в Астрахань, принялись торговать и распродали оставшихся пленников. Но здесь их настигло возмездие. Азиатское коварство перехитрило новгородскую удаль: татарский князь Салчей зазвал их на пир, а когда они вусмерть напились, то всех до одного перерезал, а награбленное ими богатство взял себе.

P1490069

В XIX по Волге ходили пароходы обществ «Самолет», «По Волге», «Кавказ и Меркурий», а также множество небольших компаний, которые конкурировали друг с другом. В 1918 году суда частных пароходств были национализированы. К 1927 году пароходы по Волге практически не ходили. В ленинградской «Красной газете» 22 мая в № 115 была опубликована заметка, рассказывающая о плачевном состоянии судоходства в районе Плеса, из которой узнаем, что до 1917 года в час проходило до сотни «всякой посудины», а в 1927 году барки по Волге тащили советские бурлаки:
плесс кр газета 1927 may 22 N 115 1

плесс кр газета 1927 may 22 N 115 2

Излишне говорить, что автор заметки, революционер, журналист, публицист, Лев Семенович Сосновский был расстрелян в 1937 году.

P1490052

Мы были здесь более часа и за это время не увидели ни одного пассажирского теплохода, ни одной баржи. В Костроме и в Плесе у причалов мы видели только круизные теплоходы, кажется, один раз видели баржу.
В половине четвертого на приличной скорости вниз по Волге прошел круизный «Нижний Новгород» :

Несмотря на запрет купаться, я безрассудно зашла в воду. Потому что невозможно удержаться на берегу великой, хотя и грязной реки.
Когда придешь домой в конце пути, свои ладони в Волгу опусти. Ошанин, уроженец Рыбинска, написал эти стихи в 1962 году, возможно, тогда дела с чистотой воды были еще не так плохи.
И вот в предвкушении поездки на пароме и лишения шопинга в селе Красном, пребывала в глумливом расположении духа и некстати задумалась, а как вообще можно сунуть в реку только ладони, без рук то есть. Или, по крайней мере, не замочив пальцы. Вот только чтобы одни ладони и всё. Главное не ошибиться и сунуть свои ладони, а не чужие. В момент, когда я была в состоянии глубокой задумчивости, меня сфотографировала Оля:

Олин сын художник. Он говорит о композиции, что перед тем как сфотографировать, надо подумать, найти правильный подход к пространству, построить кадр. Мне неизвестно, какие чувства хотела выразить Оля, что она хотела сказать зрителю, фотографируя меня таким образом. Получился психологический портрет.

Тут я заметила, что меня фотографируют, стала позировать, сняла очки, чтобы соответствовать композиции:

P1490041

А вот и паром поворачивает к нашему берегу:

Паром отпраздновал в этом году пятидесятилетний юбилей (характеристики парома здесь ).

P1490057

Без четверти четыре паром причалил:

P1490062

P1490060

Большинство пассажиров быстро разъехались. Кроме одного. 2 августа отмечают день ВДВ. Вероятно, герой, в несколько расслабленном состоянии, возвращался из Костромы. Он забыл на палубе огромный арбуз. Ему закричали, замахали руками, герой вернулся и попытался ухватить арбуз. Но как-то не получалось. Наконец, Арбуз не выдержал и, несмотря на «купаться запрещено», разбежался и нырнул в воду. Десантник плюнул, махнул рукой и вразвалочку сошел на берег:

new-3

Понятно, что невозможно равнодушно наблюдать за уплывающим в Плес арбузом. Наконец, это просто не по-хозяйски вот так вот сорить арбузами направо и налево. Один из матросов, не раздумывая, бросился в воду спасать арбуз:

P1490070

Кстати, запрещено ловить только рыбу, а про арбузы в объявлении на причале ничего не сказано. Но сам арбуз не хотел, чтобы его поймали. Он крутился, вертелся, выскальзывал и в руки не давался. Наконец, с третьей попытки его удалось поднять на палубу:

P1490071

От удара о воду в арбузе образовалась небольшая трещинка. По инициативе представительницы самой гуманной и благородной профессии в мире в нашей дружной компании развернулась вялотекущая дискуссия на тему можно ли есть арбуз, зараженный болезнетворными палочками, кишащими в воде. Я думаю, что если закусывать арбуз какой-нибудь дезинфицирующей жидкостью, то нормально. Надеюсь, команда парома так и поступила:

P1490066

Тем временем погрузка на паром шла полным ходом. Так мы приехали рано, то в очереди были первыми. Поэтому Елена первая заехала на паром, зато выезжать будет последней:

P1490086

Минут через десять свободного места на пароме не осталась:

Но паром все еще не отправлялся, так к четырем часам арбузная ловля была еще в самом разгаре. От нечего делать я стала изучать информацию для пассажиров, которая, надеюсь, мне никогда не пригодится:
new-1

new-2

P1490087

P1490106

Спасательный круг, надеюсь, тоже не понадобится:

P1490072

Наконец, с опозданием на десять минут, отчалили. На причале снова никого не осталось:

P1490082

P1490083

Жителям туманных болот привычны серое небо и печальный гранит; здешние цвета кажутся слишком яркими, неестественно синими:

P1490088

Какой простор! Вдали видна колокольня Ильинской церкви села Здемирова. В свое время Здемирово принадлежало Федору Сабуру, который после битвы на Куликовом поле нашел избитого израненного великого князя Дмитрия Ивановича и вынес его. Затем село принадлежало Дмитрию Ивановичу Годунову, дяде царя Бориса.
Ильинская церковь была построена в 1829 году, в советское время не закрывалась.

Прославил Здемирово здешний учитель, талантливый художник Ефим Васильевич Честняков (1874-1961). На следующий день вдвоем с Олей посетили потрясающую выставку его работ в Романовском музее в Костроме, вместо того чтобы, как все остальные нормальные люди, в месте злачне дегустировать самогон «хреновуха», кушая драники (нам сказали, что вкусно, а главное полезно для души, отбеже печаль и воздыхание). Всем приезжающим в Кострому очень рекомендую пойти на выставку этого замечательного самобытного художника ( "Крестьянский художник ЕФИМ ЧЕСТНЯКОВ", лучшее из фондов Костромского музея-заповедника).

P1490101

Уже через десять минут подходим к красносельскому причалу:

P1490104

И вот мы уже на левом берегу, ждем когда Елена последней покинет паром.

P1490107

От причала до села Красное-на-Волге около двух километров; если нет машины, то можно пешком или на маршрутке. От села до Костромы 35 км, автобусы ходят часто.

Широка Волга, а причалить некуда

Самыми первыми начали эту навигацию паромщики старинного ярославского города Мышкина. Они "соединяют берега" уже с первых чисел апреля. На переправе здесь всегда уйма машин и народу. Паром здесь связывает не просто два берега, а можно сказать, одну половину области с другой. На левом берегу – Брейтовский, Некоузский, часть Мышкинского районов.
Ольга Минаева, заместитель главы Мышкинского муниципального образования по ЖКХ и транспорту, рассказала, что владелец парома – частная организация отремонтировала причал так, что теперь заезд на паром не зависит от уровня воды. На Мышкинском берегу построили домик с залом ожидания. Теми же самыми удобствами планируют обеспечить и другой берег.
Первый рейс в семь утра, последний – в восемь вечера. Летом паромщики собираются начинать работу на час раньше и на час позже заканчивать. Бюджету перевоз не стоит и копейки. При этом люди едут бесплатно: убытки компенсирует перевоз автомобилей.
В сорока километрах от Ярославля – город Тутаев. Навигация тут началась 5 мая. У местных паромщиков есть конкуренты – по Волге беспрестанно курсирует несколько моторных лодок в сотне метров от пристани, и туда выстраивается очередь: путь на другую сторону в моторке занимает не больше трех минут. В лодке на заднем сиденьи – оранжевые спасательные жилеты. И недаром – водное такси мчится, высоко подпрыгивая на волнах, да так, что бабуля рядом шепчет молитву. Все удовольствие стоит десятку. На пароме – одиннадцать рублей. Перевоз автомобиля обойдется в сотню.
В Тутаеве организация перевоза через Волгу – на плечах городского поселения. Убытки ярославским речникам, которым принадлежит паром, возмещает казна города: из бюджета поселения им выплачивается 740 тысяч рублей за навигацию. Для бюджета поселения сумма солидная. А что делать? Людям каждый день надо переправляться с берега на берег – кому по работе, кому по личным делам.
А вот в Некрасовском, ниже по Волге, за Ярославлем, из-за этих дотаций, а точнее их нехватки в районном бюджете, с паромом вечно проблемы. Одну навигацию ходит он из поселка Некрасовское в Красный Профинтерн, другую – не ходит. До сих пор местные власти не знают, будет паром или нет. В ОАО "Речной порт" досадуют, когда заходит разговор о Некрасовской переправе – в прошлые годы там проблемы возникали с оплатой за перевоз. Районное начальство ссылается на то, что перевозка здесь межмуниципальная, стало быть, платить должны не только некрасовцы.
В комитете по транспорту Ярославской области исполняющий обязанности председателя Иван Пургин прокомментировал: "Переправа относится к компетенции муниципального округа, а не области. Они должны предусмотреть средства в своем бюджете, провести конкурс и заключить договор с перевозчиком".


За шесть с полтиной без цейтнота

Шесть рейсов в день выполняет с мая паром из Красного-на-Волге в Костромской области на противоположный берег, в деревню Красная Пожня. Тариф для пассажира – 6 рублей 50 копеек. Паромная переправа экономит много времени местным жителям: если добираться через Кострому, времени уйдет с пересадками часа три, да и дорога не ахти на правом берегу. Отсюда километров пятнадцать до Приволжска в Ивановской области, а там почти столько же до новой туристической Мекки – Плеса. Впрочем, туристов возят туда и на катере.
Раньше через Кострому в Волгореченск, Плес и далее до Нижнего ходили "Ракеты" и "Метеоры". Сейчас из-за разграничения полномочий перевозки поделились на внутримуниципальные и внутриобластные. В былые времена каждый час ходили скоростные суда, сновали речные трамвайчики. И сколько народу перевозили! А сейчас вместо пристани в Волгореченске пляж. Не стало пристани в Семигорье Ивановской области.

Тишина на пристани

Ответа на звонок на Юрьевецкую пристань, что в Ивановской области, признаться, даже не ожидала. В диспетчерской сообщили: паром через разлив в Сокольское перестал ходить еще в 90-е годы прошлого века. Ходу в Сокольское по суше где-то на полтора часа. На "Метеоре" бы – двадцать минут. Ходят ли лодки? Только на острова – летом народ там загорает. А что же делают на пристани? Да ничего…
Сокольское до референдума 1993 года относилось к Ивановской области, теперь его жители – нижегородцы. Сто лет назад здесь основана судоверфь, где сооружались дебаркадеры, брандвахты, рыбные, угольные и хлебные баржи. Живет здесь тысяч шесть человек: вдвое меньше, чем в Юрьевце. Жизнь в этих местах не сказать, чтобы била ключом. Разве пойдет инвестор в такие труднодоступные места, разве останется здесь молодежь?
Вот что сообщил начальник отдела экономики Юрьевецкой районной администрации Михаил Мальков:
– В прошлом году главы трех районов – Пучежского, Юрьевецкого и Сокольского проявили инициативу: вышли на губернатора Нижегородской области Шанцева с просьбой организовать рейсы скоростных судов до Юрьевца и Сокольского через Пучеж. Ведь между этими районами исторически сложились экономические связи, а между жителями – родственные. От наших трех районов потребовалось лишь очистить акваторию у пристаней – заилена, установить знаки. Экономическую сторону взяли на себя нижегородцы. И целый август ходили суда, возили пассажиров. Что в этом году будет – мы не знаем.

Поразительно, но в одном из укромных уголков Костромской области, в Макарьевском районе, навигация идет полным ходом. Здесь, на реке Унже, которая впадает в Горьковское водохранилище, целых два парома! Народ в этих лесных краях на пароме добирается из крупных приречных сел на работу в лес­промхозы. На пароме в отдаленные деревеньки доставляют продукты, баллонный газ, пром­товары. СП-29 ходит в Горчуху, Дорогиню, Первомайку, Юрово. Семь тысяч населения живут на левом берегу. Раньше ходил катер с понтоном Унженской сплавной конторы. Теперь ни катера, ни конторы. А так, отсюда до Горького 280 километров, да и до Костромы под двести будет.
Перевозку на одном из паромов поручили дорожно-эксплуатационному предприятию №18. Генеральный директор Александр Стакин рассказывает, что к 17 апреля, началу навигации, заново сделали подъездные пути, освещение, сами причалы – теперь заезд не зависит от уровня воды в реке. "А то раньше глушители только так отрывались у машин!" Переправа широкая – когда ледовую делали, вышло 240 метров. Сам паром принадлежит предприятию Костромаавтодор.
Удивительно, но здесь, несмотря на то, что это внутримуниципальные перевозки, перевозчиков дотирует область. Как сообщил первый заместитель главы Макарьевского района Лев Зубилов, районному бюджету ни содержание парома, ни собственно перевозка пассажиров ничего не стоят.
Пятнадцать навигаций уже отходил паром Чернолуховского лесхоза. С шести утра до девяти вечера трудятся в две смены два капитана, механики, слесарь. Директор этого предприятия Владимир Комаров завидует соседям: им область дала четырнадцать миллионов рублей на обустройство причалов, освещение и прочее. А лесхоз содержит все на собственные средства. И, конечно, переправа не окупается. На одну зарплату команде за навигацию идет 50 – 60 тысяч рублей. Тем не менее, пассажиров возят бесплатно, хотя за переправу автомобилей берут шестьдесят, а мотоциклов – двадцать рублей.
Паром чернолуховский называется "Бесов нос". Купили его в Архангельской области, на Русском Севере есть место с таким названием. "Бесов нос" прославился на кинопоприще: его арендовал режиссер Георгий Шенгелия для съемок фильма "Флэш.ка". На этом пароме переправлялись герои фильма, которых играли Екатерина Гусева, Евгений Стычкин и Андрей Ташков. По сценарию, в деревне они отдыхали от суетной и тяжелой жизни в мегаполисе, собирали грибы и пили парное молоко.

Читайте также: