Как снять тнвд бош на камазе

Обновлено: 05.07.2024

Замена ТНВД на КАМАЗе, руководство

Привод управления подачей топлива камаз

Привод управления подачей топлива КАМАЗ, запчасти (рис. 4.1):
1 — ручка тяги останова двигателя; 2 — ручка тяги управления подачей топлива; 3. 5 — болты ограничения максимальной и минимальной частоты вращения коленчатого вала; 4 — рычаг управления регулятором; 6 — тяга; 7, 10 — рычаги; 8 — поперечный валик; 9 — задний кронштейн; 11 — оттяжная пружина; 12 — промежуточная (длинная) тяга; 13 — передний рычаг; 14 — передний кронштейн; 15 — тяга педали (короткая); 16 — уплотнитель педали; 17 — педаль

Открутив штуцеры с шайбами, отсоединяют подводящий топливопровод 12 (см. рис. 2.20) от ТНВД 5 и топливопровод 4 от ручного топливоподкачивающего насоса 2. Отвернув накидную гайку подводящего топливопровода 21 к насосу низкого давления 3 и выкрутив болт с шайбой скобы крепления топливопровода, отсоединяют его от насоса низкого давления. Отвернув штуцер с шайбами, отсоединяют дренажный топливопровод 10 от ТНВД. В отверстия топливопроводов и насосов устанавливают технологические заглушки. Отвернув штуцер с шайбами, отсоединяют от ТНВД подводящие топливопроводы к факельным свечам 9.

Система питания двигателя топливом камаз

Система питания двигателя КАМАЗ топливом, запчасти (рис. 2.20):
1 — топливопровод высокого давления; 2 — ручной топливоподкачивающий насос; 3 — топливоподкачивающий насос низкого давления; 4 — топливопровод к фильтру тонкой очистки; 5 — топливный насос высокого давления; б — топливопровод к электромагнитному клапану; 7 — электромагнитный клапан; 8 — сливной дренажный топливопровод форсунок правого ряда; 9 — факельная свеча; 10 — дренажный топливопровод высокого давления 11 — фильтр тонкой очистки топлива; 12 — подводящий топливопровод к насосу высокого давления; 13 — дренажный топливопровод фильтра тонкой очистки топлива; 14 — сливной топливопровод; 15 — топливный бак; 16 — топливопровод к фильтру грубой очистки; 17 — тройник; 18 — фильтр грубой очистки топлива; 19 — сливной дренажный топливопровод форсунок левого ряда; 20 — форсунка; 21 — подводящий топливопровод к насосу низкого давления .

Отвернув болт 8 (рис. 4.11) с шайбами 7, отсоединяют трубку подвода масла 6 от ТНВД 9. Затем выкручивают болты 4 с шайбами 5 крепления фланца трубки 3 отвода масла и отсоединяют фланец от блока ТНВД. Отвернув накидную гайку, отсоединяют трубку подвода воздуха к пневмоцилиндру рычага останова двигателя.

Установка ТНВД камаз

Установка ТНВД КАМАЗ, запчасти (рис. 4.11):
1 — кольцо уплотнительное; 2 — фланец; 3 — трубка отвода масла; 4. 8. 10 — болты; 5. 11 - шайбы; 6 -трубка подвода масла в сборе; 7 — шайба медная; 9 — ТНВД в сборе.

Выкрутив болты с шайбами скоб крепления топливопроводов 7 (см. рис. 2.20) высокого давления, снимают скобы с прокладками. Далее выкручивают соединительные гайки топливопроводов высокого давления с ТНВД, ослабляют соединительные гайки топливопроводов с форсунками 20, отводят топливопроводы 1 в сторону и устанавливают в отверстия топливопроводов и ТНВД технологические заглушки.

Подняв автомобиль, выкручивают болты с шайбами крепления крышки люка картера сцепления и снимают крышку. Вывернув болты с шайбами, отсоединяют фланец ведущей полумуфты от фланца ведомой полумуфты, поворачивая коленчатый вал ломиком за маховик через люк в картере, после чего автомобиль опускают. Открутив болты 10 (см. рис. 4.11) с шайбами 11, снимают ТНВД с двигателя.

При установке ТНВД поднимают автомобиль и проворачивают коленчатый вал до положения, соответствующего началу впрыска топлива в 1-м цилиндре, когда метка I (см. рис. 2.9) на заднем фланце ведущей полумуфты 4 находится в верхнем положении, а фиксатор маховика входит в углубление маховика. Установка начала впрыска топлива в первом цилиндре по меткамТНВД камаз

Установка начала впрыска топлива в первом цилиндре по меткам КАМАЗ, запчасти (рис. 2.9):
1 — автоматическая муфта опережения впрыска; 2 — полумуфта ведомая; 3 — стяжной болт; 4 — задний фланец ведущей полу муфты; I. II — метки.

ТНВД в сборе устанавливают в расточку блока цилиндров без перекосов и совмещают метки II на корпусе ТНВД и муфте опережения впрыска топлива. Надев на болты 10 (см. рис. 4.11) крепления ТНВД пружинные шайбы 11, затягивают болты крест-накрест в два приема в последовательности, указанной на рис. 4.12 [окончательный момент затяжки 14. 18Н*м(1,4. 1,8кгс*м)].

Последовательность затяжки болтов крепления ТНВД камаз

Последовательность затяжки болтов крепления ТНВД КАМАЗ (рис. 4.12)

Не нарушая взаимного расположения меток II (см. рис. 2.9), затягивают болт ведомой полумуфты привода, устанавливают ручку фиксатора маховика в верхнее положение и проворачивают коленчатый вал ломиком через люк в картере сцепления на один оборот, после чего затягивают второй болт ведомой полумуфты. Затем устанавливают крышку люка и завертывают болты ее крепления.
Сняв технологические заглушки, присоединяют топливопроводы 1 (см. рис. 2.20) высокого давления к ТНВД и накручивают соединительные гайки топливопроводов на штуцеры ТНВД форсунок. Затем устанавливают скобы крепления топливопроводов 1 с прокладками и закрепляют их болтами с шайбами. При установке скоб левого ряда цилиндров устанавливают кляммеры крепления тяг останова двигателя и управления подачей топлива с прокладками.
К пневмоцилиндру рычага останова двигателя присоединяют трубку подвода воздуха и закручивают накидную гайку. К блоку ТНВД присоединяют фланец трубки 3 (см. рис. 4.11) отвода масла с уплотнительным кольцом и закручивают болты 4, подложив под них пружинные 5 и плоские шайбы. Установив трубку 6 подвода масла в сборе с болтом 8 и шайбами 7, закрепляют болт [момент затяжки 45. 50 Н*м (4,5. 5,0 кгс*м)].
Сняв технологические заглушки, присоединяют к ручному топливоподкачивающему насосу 2 (см. рис. 2.20) топливопровод 4, идущий к фильтру 11 тонкой очистки топлива, и закрепляют его штуцером с шайбами. К ТНВД присоединяют топливопровод, подводящий к факельным свечам 9, и закрепляют его штуцером с шайбами. Сняв технологические заглушки, присоединяют к ТНВД дренажный топливопровод 10 и подводящий топливопровод 12, закручивают их крепления с шайбами. Вынув из отверстия штуцера насоса 3 низкого давления и подводящего топливопровода 21 от фильтра грубой очистки топлива технологические заглушки, устанавливают подводящий топливопровод на штуцер насоса низкого давления и присоединяют его, завернув накидную гайку. Установив на двигатель скобу крепления подводящего топливопровода от фильтра грубой очистки топлива к ТННД, закручивают болт крепления скобы с пружинной шайбой.
К рычагу 4 (см. рис. 4.1) управления регулятором присоединяют наконечник тяги 6 и затягивают гайку с шайбой шарового пальца головки тяги. Тяги останова двигателя и управления подачей топлива присоединяют к рычагам 4 и закручивают винты зажимов тяг. Оболочки тяг устанавливают в прижимы кронштейна регулятора и затягивают винты крепления прижимов.
На завершающем этапе топливную систему прокачивают ручным топливоподкачивающим насосом в течение 2. 3 мин. Затем запускают двигатель, проверяют герметичность системы питания и минимальную частоту вращения коленвала, при необходимости устраняют негерметйчность и регулируют минимальную частоту вращения. Она не должна превышать 600 оборотов в минуту и регулируется болтом 5. После регулировки затягивают контргайку и опускают кабину автомобиля.

Перечень частых поломок ТНВД КамАЗа и способы их устранения

Топливный насос высокого давления

Устройство и принцип работы

Устройство ТНВД включает в себя такие механизмы, как:

  • корпус насосного отсека;
  • корпус крышки подшипника топливного насоса высокого давления;
  • шланг подкачки;
  • плунжерная пара и толкатель плунжера;
  • пружинные элементы;
  • регулятор выбора режимов и фильтры грубой и тонкой очистки;
  • штуцер системы слива и впрыска топливной жидкости;
  • регулятор впрыска горючего;
  • клапан редукционного типа;
  • клапан электромагнитного типа, который необходим для перекрытия подачи топлива;
  • рейка, форсунка и полумуфта.

Устройство топливного насоса

Принцип работы ТНВД заключается в следующем:

  1. От механизма коленвала при помощи механической передачи задается движение.
  2. Начинается вращение вала кулачкового типа. Это вращение провоцирует смещение толкательных элементов.
  3. Толкатели начинают сжимать специальные пружины.
  4. Пружины провоцируют начало работы плунжера и поднимают его.
  5. Плунжер загораживает клапан впускного типа и вытесняет топливную жидкость.
  6. Топливо начинает распыляться при помощи форсунок.
  7. Плунжер опускается и открывает впускной механизм.

Где стоит обратный клапан

Обратный клапан пропускает топливо только в одном направлении – из топливного бака в двигатель. При выключении мотора он блокирует слив неиспользованного топлива обратно в топливный бак. Не стоит путать обратный клапан с редукционным клапаном, который регулирует давление топлива при подаче на форсунки, в случае неисправности РК топливо подавалось бы без давления, что делает невозможным дальнейшее его продвижение в двигатель.

Обратный клапан расположен на топливной рампе между баком для топлива и форсунками. Такое расположение позволяет выполнять, кроме основных функций, регулировку давления на входе ТНВД. На моделях КамАЗ, предназначенных для работы в арктических условиях, ОК располагается перед системой подогрева.

ТНВД Бош КамАЗ Евро-3: устройство и регулировка

Немецкий ТНВД для КамАЗ Евро-3 является частой комплектующей новых моделей. Однако, насосы от Бош ломаются чаще. Дело в том, что условия эксплуатации грузовых автомобилей в России сильно отличаются от немецких, поэтому многие владельцы заменяют ТНВД Бош на ЯЗДА (Ярославских завод). Последние уступают в точности измерения порций поступающего топлива, но лучше подходят для эксплуатации на местных дорогах.

Устройство ТНВД Бош КамАЗ Евро-3 принципиально не отличается от Евро-2 или отечественных ТНВД.

Для исправной работы необходима регулярная диагностика ТНВД и регулировка, которая необходима в следующих случаях:

  • Повышенный расход топлива
  • Отсутствие подачи топлива к форсунке
  • Шумы в насосе

ТНВД Бош КамАЗ Евро-2: устройство и регулировка

ТНВД Бош Евро-2 состоит из:

  • Корпус
  • Муфта опережения впрыска
  • Всережимный регулятор
  • Плунжеры
  • Подкачивающий насос
  • Вал
  • Пружины
  • Клапаны

Управление ТНВД Бош бывает механическим и электронным, на Евро-2 часто устанавливают электронное управление.

Чаще всего поломки происходят при длительной эксплуатации, изнашиваются плунжеры и насосы. По причине этих поломок топливо подается в большем количестве либо вообще не подается.

Для того, чтобы предотвратить поломку ТНВД, необходимо ежедневно удалять отстой из фильтра грубой очистки, несколько раз в год менять фильтры тонкой очистки. При поломке ТНВД лучше обратиться к специалисту.

Неисправности и ремонт

Ремонт ТНВД КамАЗа можно делать самостоятельно при наличии необходимых инструментов и оборудования.

Основные неисправности ТНВД и причины их появления:

  1. Вода в топливном механизме. Данная поломка может свидетельствовать о неисправности топливного фильтрующего элемента, разбавленном топливе, нарушении герметичности топливных приводов.
  2. Уменьшенная и неравномерная подача рабочей жидкости. В этом случае рекомендуется проверить плунжер на наличие повреждений, а также осмотреть клапаны нагнетательного типа, хомуты рейки. Следует проверить пропускную способность форсунок.
  3. Уходит солярка. Причиной данной поломки может стать нарушение герметичности топливного привода. Поврежденный элемент следует заменить.
  4. Рвет привод. Рекомендуется осмотреть коленчатый вал, а также основные узлы силового агрегата на наличие повреждений и инородных тел.
  5. Запаздывание системы впрыска рабочей жидкости. Такая неисправность может быть вызвана повреждениями плоскости регулировочного болта толкательного элемента, оси ролика и сбоями частоты вращения кулачкового вала.

Обслуживание ТНВД

Как снять и разобрать

Снятие с двигателя:

  1. Снять клемму с аккумулятора.
  2. Демонтировать радиатор.
  3. Убрать вакуумный насос.
  4. Демонтировать направляющую трубу масляного щупа.
  5. Убрать фильтрующий механизм масляного фильтра.
  6. Провернуть коленвал в направлении вращения до упора.
  7. Отсоединить топливные приводы.
  8. Убрать вакуумный шланг.
  9. Заблокировать коленвал от проворачивания.
  10. Отвернуть болт в центре муфты.
  11. Снять натяжитель цепи.
  12. Вытащить насос, демонтировав привод педали подачи топливной жидкости.

Ремонт грузовика

Разборка ТНВД КамАЗа делается следующим образом:

  1. Необходимо снять клапан дозирующего типа с торцевой части корпуса насоса. Для этого нужно отвернуть болты прижимной пластины, освободить клапаны опережения системы впрыска.
  2. Затем следует снять крепления на верхней крышке.
  3. Нужно разобрать плату управления, получив доступ к электронике.
  4. Необходимо выставить требуемое положение коленчатого вала.
  5. Затем нужно демонтировать подшипник при помощи специального оборудования.
  6. В конце следует промыть все детали и отполировать их поверхность.

Регулировка пневмокорректора

Функцией пневмокорректора ТНВД КамАЗ 740 явля6ется регулировка подачи топлива. При снижении давления воздушного потока сокращается количество подаваемого топлива, что предотвращает перегревание и дымление двигателя. Также работа такой аппаратуры влияет на расход моторного масла: если все исправно, то расход масла равномерный.

Регулировка пневмокорректора позволяет изменять количество топлива, попадающего на форсунки. Весь процесс очень прост, не имеет сложной последовательности действий и легко осуществляется своими руками. Пневмокорректор регулируется двумя болтами:

Первый отвечает за натяжение пружины и располагается соосно с золотником. Корректор срабатывает при повышенном давлении, а значит необходимо увеличить силу натяжения пружины, закручивая болт.

Второй винт отвечает за непосредственную подачу топлива, его раскручивание увеличит объем поступающего топлива.

В Интернете можно найти картинки и видео, пошагово показывающие регулировку корректора. Схема корректора подачи топлива:

Схема корректора подачи топлива

Как добавить или убавить топливо

Регулировка ТНВД Бош на КамАЗе дает возможность добавить топливо, т.е. выставить необходимое значение подачи топливной жидкости.

Порядок действий при уменьшении горючего:

  1. При помощи ключа на 13 нужно выполнить настройку подачи воздушного потока к механизмам силового агрегата. Благодаря этому дизель сможет смешиваться с воздухом.
  2. Сделать регулировку корректора и запустить мотор для тестирования.
  3. При необходимости нужно дополнительно подкрутить подачу воздушного потока до тех пор, пока не перестанет валить дым.

Для того чтобы прибавить топливо на ТНВД КамАЗа (Евро-2 или Евро-3), нужно сделать следующее:

  1. Подкрутить специальные винты, которые расположены в верхней и боковой части подачи рабочей жидкости.
  2. Во время выкручивания болтов нужно увеличивать промежуток для прохождения горючей смеси. Это поможет нормализовать работоспособность силового агрегата и системы смазки топливного насоса высокого давления.
  3. Увеличив диаметр отверстия, следует завести двигатель и проверить работу всех систем.

Как правильно установить

Установка (монтаж) топливного насоса должна проходить на специальном оборудовании.

Для того чтобы правильно поставить и установить на КамАЗ топливный насос высокого давления, делают следующее:

  1. Устанавливают транспортное средство на специальную платформу.
  2. Монтируют муфту ведомого типа на муфту опережения и закрепляют все при помощи болтов.
  3. Поворачивают муфту таким образом, чтобы бобышки полумуфты ведомого типа встали в горизонтальное положение, а отметка на торцевой части была в зоне указателя.
  4. Устанавливают фланец в сборе с ведущей полумуфтой и пакетами пластин. Фланец должен располагаться на левой части корпуса.
  5. Устанавливают на мотор топливный насос вместе с муфтой и закрепляют все крепежными болтами.
  6. Перед тем как затянуть болты, регулируют плоскостность пакетов пластин, перемещая фланец по валу привода.
  7. На блок цилиндрических элементов насос монтируют в вертикальном положении, не допуская его завала.
  8. Соединяют секции ТНВД с форсунками.
  9. Регулируют угол опережения системы впрыска.
  10. Проверяют наличие масляной жидкости в корпусе ТНВД.
  11. Подсоединяют трубы подвода и отвода масла.

Цена и отзывы

Цена покупки и аренды ТНВД:

Схема ТНВД

Владимир, 39 лет, Магнитогорск: «Работаю на КамАЗе-53215 уже второй год. Недавно начались проблемы с топливным насосом высокого давления. Была установлена версия по стандарту Евро-3, пришлось делать замену ТНВД».

Виталий, 41 год, Владивосток: Через 4 года эксплуатации КамАЗа началась утечка топливной жидкости. Причиной поломки стала нарушенная герметичность топливного привода и насоса.

Ремонт сделал быстро, т.к. все запчасти легко найти.

Михаил, 53 года, Краснодар: «На грузовике установлен ТНВД по стандартам Евро-4. Проблемы начались спустя 2 года эксплуатации. Все поломки были связаны с неравномерной подачей рабочей жидкости. Ремонт доверил специалистам в сервисном центре».

Олег, 35 лет, Тверь: «Недавно данную деталь пришлось заменить на КамАЗе-54115. Покупка новой детали обошлась в 20 000 рублей. Устанавливал самостоятельно, следуя всем рекомендациям, указанным в инструкции».

Леонид, 48 лет, Екатеринбург: «В топливном насосе появилась вода. Пришлось разбирать ТНВД. Причиной неисправности стал фильтрующий элемент, который заменил. Теперь все работает исправно».

Ремонт ТНВД БОШ с регуляторами RQV…K, устанавливаемых на а/м КАМАЗ

В данном руководстве предоставлены базовые данные для ремонта и регулировки топливных насосов высокого давления 0 402 648 611, устанавливаемых на ДВС автомобилей КамАЗ. Регуляторы RQ и RQV будут рассматриваться в сравнении с механическими регуляторами RQV…K, устанавливаемым на ДВС автомобилей КамАЗ.

В видео пособии позднее будет показан полный ремонт ТНВД на примере какого-либо ТНВД Р типа с регулятором RQV. K.

1. Ремонт ТНВД с регуляторами RQV…K

1.1. Общее описание сборки ТНВД

Перед началом сборки ТНВД необходимо произвести мойку и дефектовку. Мойку деталей топливного насоса и корпусов форсунок целесообразно производить в мойках барабанного типа, работающих по замкнутому циклу. Автор в течении последних 5 месяцев использует мойку Гейзер с диаметром барабана 700 мм.

При дефектовке деталей ТНВД и регулятора автором рекомендуется замена следующих запасных частей при износе плунжерных пар:

  • 2 418 455 727 – Пара плунжерная – 8шт.;
  • 2 418 459 037 – Клапан нагнетательный – 8 шт.;
  • 2 414 612 005 – Пружина клапана – 8 шт.;
  • 2 410 422 013 – Втулка поворотная плунжера (при наличии износа шара, смотреть в лупу 8х);
  • 2 417 010 022 – Ремкомплект ТНВД полный;
  • 2 427 010 049 – Ремкомплект регулятора ТНВД;
  • 2 421 015 057 – Прокладка регулятора;
  • 2 447 010 043 – Ремкомплект клапанов ТННД.

При дефектовке обратить внимание на рабочие поверхности кулачкового вала, толкателей, подшипников и пружин. Корпус ТНВД должен быть очищен, перед мойкой следует удалить все кольца, оставшиеся после демонтажа втулок плунжера.

На рисунке 1.1 представлены инструменты для установки плунжера и толкателя и фиксации толкателя.

image006

Рисунок 1.1 – Набор инструмента для установки и фиксации плунжера

Положение фиксатора толкателя таково, что каталожный номер, указанный на корпусе толкателя расположено сверху, а метка 0 на поворотной части фиксатора – снизу. Стопоры толкателей устанавливать и демонтировать на полностью отжатые кулачки с целью предотвращения поломки стопоров.

Кулачковый вал следует устанавливать как указано на рисунке 1.2.

image008

Рисунок 1.2 – Положение кулачков кулачкового вала при установке и снятии стопоров толкателей

Установку кулачкового вала производить как указано на рисунке 1.3.

image010

Рисунок 1.3 – Установка кулачкового вала ТНВД

Следует отметить, что на указанном на фото ТНВД кулачковый вал удобнее демонтировать и устанавливать со стороны регулятора. В множестве моделей применяются конические подшипники, поэтому демонтаж кулачкового вала следует производить через переднюю часть ТНВД после снятия передней крышки подшипника КВ.

Демонтаж и установку кулачкового вала в корпус ТНВД производить при помощи пресса либо же легкими ударами через медную или алюминиевую наставку.

Все ударные работы рекомендуется производить резиновыми молотками.

Металлические заглушки использовать однократно.

2. Регулировка ТНВД на стенде

На стенд устанавливается собранный ТНВД. Первоначально производим регулировку углов подачи секций ТНВД в соответствии с тест-планом.

На рисунке 2.1 показано подключение подачи тестовой жидкости в ТНВД на стенде. Точка подключения подачи указана в тест-плане на каждый ТНВД. Точка подключения с передней части ТНВД – точка 1, с задней – 2. Подключение подачи в нашем случае осуществляется к точке 3.2, в обратный слив соответственно – к точке 3.1.

image011

Рисунок 2.1 – Точки подключения подачи в тестовой жидкости в ТНВД

В таблице 2.1 указаны высоты поднятия плунжера на ТНВД автомобилей КамАЗ различных моделей, при которых происходит перекрытие подачи топлива.

Таблица 2.1 – Высота подъема плунжера на ТНВД автомобилей КамАЗ

Ход плунжера, мм

При регулировке углов вместо обратного клапана устанавливается заглушка и поддерживается давление 26 бар, ход рейки и высота подъема плунжера соотвествуют данным из таблицы 2.1. Далее производится значений начала подачи секциями ТНВД в соответствии с тест-планом. В нашем случае это 1 – 7 – 5 – 2 – 4 – 3 – 8 – 6 с шагом 45 градусов.

Для регулировки поднятия момента перекрытия подачи топлива использовать качественные регулировочные шайбы. На практике встречаются шайбы «левых» производителей, толщина которых отличается от выбитой на шайбе на 0,05 мм и более.

Приспособление для выхода рейки можно сделать аналогично указанному на рисунке 2.2.

image013

Рисунок 2.2 – Установка хода рейки

На рисунке 2.3 изображены приспособления для хода рейки и высоты подъема плунжера. Значения всех параметров не должны превышать указанные в тест-плане.

image015

Рисунок 2.3 – Установка приспособлений для измерения хода рейки и высоты подъема плунжера

При установке момента подачи перекрытия топлива следует учесть, что плунжерные пары Bosch подачу в большинстве случаев перекрывают не полностью. Допускается падение капель с интервалом 1 капля в секунду (а возможно и чаще).

Далее согласно тест-плана устанавливаем маяк подачи топлива. Данную операцию необходимо проводить на всех ТНВД. В нашем случае устанавливаем лимб стенда в положение 270 градусов от 1 секции, что соответствует началу подачи 8 секции и устанавливаем ведущую полумуфту муфты грузов, как указано на рисунке 2.4.

image017

Рисунок 2.4 – Установка маяка начала подачи топлива

После окончания ремонта следует установить привод ТНВД и установив маяк как указано на рисунке 2.4, проверить совпадение меток на корпусе ТНВД и приводной муфте.

Конические поверхности кулачкового вала и ведомой полумуфты перед сборкой обезжирить, обработать составом Loxeal 82-21 или аналогичным и произвести затяжку с моментом 75 Нм.

На рисунке 2.5 показано устройство пружинного блока муфты грузов.

image019

Рисунок 2.5 – Пружинный блок муфты грузов

Следует отметить, что в отличии от устройства пружинных блоков регуляторов RQ и RQV в данном блоке отсутствуют какие-либо регулировки, кроме натяжных гаек (смотри далее). В разделе D (запасные части) ESI(tronic) указаны регулировочные шайбы и втулки регуляторов RQ и RQV, однако в продаже их нет

Пружины грузов и посадочные места не должны быть деформированы и иметь заломов. Сборка пружинного блока должна соответствовать разделу D (запасные части) ESI(tronic). Выступ шпилек собранных пружинных блоков должен быть равен 1 мм (рисунок 2.6). Собрать пружинные блоки в соответствии со схемой, указанной в ESI(tronic). В ходе следующей регулировки допускается изменение данного размера от 0 (гайка заподлицо со шпилькой) до 2,5 мм. При этом на обеих шпильках выступ должен быть одинаковым!

image021

Рисунок 2.6 – Базовая регулировка выступа шпильки 1 мм (допускается 0 – 2,5 мм)

image023

Рисунок 2.7 – Регулировка осевого хода муфты грузов

Далее следует установить муфту грузов без резиновых демпферов для регулировки её осевого хода, как указано на рисунке 2.7. Момент затяжки гайки 75 Нм. При этом муфта должна свободно проворачиваться, но не иметь осевого хода. Регулировка производится круглой шайбой. Толщина регулировочных шайб от 1,60 до 2,14 мм с шагом 0,03 мм. Рекомендуется уменьшать толщину шайб до тех пор, пока муфту не начнет зажимать, затем толщину шайб увеличить до свободного проворота муфты, затем установить демпферы и затянуть предписанным моментом 65 – 75 Нм.

В случае неправильной данной регулировки возможны поломки хвостовика кулачкового вала или неравномерная работы ДВС!

Далее производим регулировки вертикального и горизонтального размеров рычажной группы как указано на рисунках 2.8 и 2.9.

image025

Рисунок 2.8 – Горизонтальный размер 67,3 мм

image027

Рисунок 2.9 – Вертикальный размер135,8 мм

Горизонтальный размер 67,3 мм – это центры осей, вертикальный размер 135,8 мм – середина оси отверстия – середина К-платы (скошенной части). Данные размеры действительные для всех регуляторов RQV…K, устанавливаемых на ТНВД размерности Р.

Правильная регулировка горизонтального и вертикального размеров снижает избыточные нагрузки рычажной группы регулятора.

Далее устанавливаем направляющую втулку плавающей оси, стопорные пластины заменяем на новые из ремкомплекта, момент затяжки болтов 6 – 8 Нм. При помощи приспособления 1 682 329 081 (рисунок 2.10) регулируем размер выступания скользящего болта от корпуса регулятора.

image029

Рисунок 2.10 – Регулировка выступания скользящего болта

Чертеж измерительного приспособления представлен на рисунке 2.11.

image031

Рисунок 2.11 – Измерительное приспособление

Следует отметить, что для топливных насосов, устанавливаемых на двигатели Камаза необходим размер L равный 41,3 мм. Неуказанные размеры не важны и выбираются самостоятельно.

Стопорный палец и пружинные фиксаторы следует заменять на новые из ремкомплекта.

Устанавливаем рычажный блок (рисунок 2.12). Следует отметить, что шайбы под пружинным стопором являются регулировочными.

image033
image035

Рисунок 2.12 – Подготовка к проверке хода муфты

Установку индикаторной головки производить с предварительным натягом не менее 15 мм как указано на рисунке 2.12. Индикаторную головку применять с ходом измерения не менее 25 мм.

В разделе РЕГУЛ. ЗНАЧЕНИЯ ТОПЛ. НАСОСА /ПУТИ МУФТЫ указаны положения муфты при различной частоте вращения кулачкового вала ТНВД. Положение рейки при этом должно быть зафиксировано на отметке 9 мм. Ходы муфты при различных оборотах должны соответствовать указанным в таблице 2.2.

Таблица 2.2 – Ходы муфты при различных оборотах кулачкового вала

Количество оборотов КВ

Регулировка производится поворотом гаек муфты грузов. Допускается выступание гайки от 0 до 2,5 мм (рисунок 2.6).

Велика вероятность установки муфты грузов с «похожего» ТНВД предыдущими ремонтниками, существует так же возможность просадки пружин. Поэтому данные измерения следует производить обязательно и отслеживать и регулировать для попадания в указанные границы. Детали муфты грузов в запасные части не поставляются. Только данная регулировка производится со снятой крышкой регулятора.

Далее устанавливаем ограничитель полной нагрузки. Перед установкой ограничителя следует сверить каталожный номер и номер, выбитый на его корпусе. В таблице 2.3 указана применяемость ограничителей на ТНВД автомобилей КамАЗ.

Таблица 2.3 – Применяемость ограничителей полной нагрузки

На рисунке 2.13 указана установка ограничителя полной нагрузки. Устанавливать его следует таким образом, чтобы при попадании К-платы в точку, указанную в правой части рисунка как положение при n = 900 и 1100 об/мин, ход рейки составлял 12 мм.

image037
image039

Рисунок 2.13 – Установка ограничителя полной нагрузки

Далее устанавливаем крышку регулятора. При этом сухарь кулисы должен находится конической выемкой вверх. Прокладку крышки регулятора при этом устанавливаем новую. Далее устанавливаем ось ведущих рычагов и с моментом затяжки 6 – 8 Нм производим затяжку их заглушек и винтов крепления крышки ТНВД.

Перед дальнейшими регулировками следует залить 200 – 300 грамм моторного масла в картер ТНВД.

Для понятия процессов при регулировке рекомендую также изобразить внешнюю скоростную характеристику регулятора, как показано на рисунке 2.14. На данной схеме требуется изобразить фактические положения рейки в зависимости от оборотов кулачкового вала. На данной схеме указаны точки регулировки при положении рычага управления регулятора при максимальной нагрузке.

image040

Рисунок 2.14 – Внешняя скоростная характеристика регулятора ТНВД

Устанавливаем приспособление в таком положении угломера, как указано в левой части на рисунке 2.15. В правой части рисунка он установлен в положение рычага управления максимальной подачи топлива 119 градусов (допустимые значения от 115 до 123)

image042
image044

Рисунок 2.15 – Угломерное приспособления для рычага управления

Раздел ОБЪЕМ ПРИ ПОЛНОЙ НАГРУЗКЕ. При таком положении рычага управления, заданном давлении топлива 2 бар (используем перепускной клапан 1 417 413 047, указанный в тест-плане) задаем число оборотов кулачкового вала 1100 об/мин. При этом ход рейки должен составлять 12 мм, а объем тестовой жидкости, проливаемой через стендовые форсунки – 174 см3/1000 циклов. При этом допускаемый разбег подачи топлива по секциям ТНВД составит не более 5 см3/1000 циклов.

Если ход рейки ниже 12 мм, следует определить причину. Это либо начал действовать регулятор и начал выброс рейки, что можно проверить снизив число оборотов вращения кулачкового вала. Либо же это К-плата касается не в точке максимальной нагрузки и требуется изменить ее угол.

Раздел МАКС. СНИЖЕНИЕ ЦИКЛОВОЙ ПОДАЧИ ТОПЛИВА / РЕГУЛЯТОР АГРЕГАТОВ. Устанавливаем число 1150 оборотов в минуту, ход рейки должен снизиться до 11,0 мм, при числе оборотов 1230 – 4,0 мм, при числе оборотов 1300 – 0,5 мм.

Раздел ХОЛОСТОЙ ХОД (нижняя часть диаграммы). Далее, устанавливаем положение рычага управления на 71 градус (допустимые значения от 67 до 75 градусов) для регулировке в режиме холостого хода. Ход рейки в режиме холостого хода равен 5,3 мм, цикловая подача – 13 см3/1000 циклов. При этом допускаемый разбег подачи топлива по секциям ТНВД составит не более 6 см3/1000 циклов. Далее уменьшаем число оборотов до 200, ход рейки при этом возрастает. При повышении оборотов ход рейки уменьшается. В этом и есть принцип действия работы регулятора.

Раздел УРАВНИВАНИЕ. В данном разделе производим контроль хода рейки на различных оборотах (таблица 2.4). Я рекомендую и на этих измерениях проверять неравномерность подачи топлива, несмотря на то, что в тест-плане данных рекомендаций нет.

Раздел А. Ремонт системы питания топливом - Рядный насос

Перед снятием тщательно очистите все соединения и элементы системы питания топливом. Обеспечьте, чтобы вода, грязь, пар или моющий раствор не попали внутрь системы при демонтаже.


Топливопровод низкого давления двигателей Cummins Камаз - Замена

• Очистить от грязи соединения топливопровода.

Отсоедините топливопровод оттопливоподкачивающего насоса и головки фильтра. При отсоединении топливопровода от насоса пользуйтесь двумя ключами.


Ключи 14 мм, 17 мм, 20 мм

Подсоедините топливопровод к топливоподкачивающему насосу и головке фильтра. При затяжке соединений топливопровода к насосу пользуйтесь двумя ключами.

Крутящий момент затяжки: 24 Н • м [18 ft-lb]


Переходник головки топливного фильтра двигателей Cummins Камаз - Замена

• Очистите от грязи.

• Снимите топливные фильтры.

Отверните стопорную гайку, снимите переходник головки фильтра и уплотнительные шайбы.

Сборку выполняйте в обратном порядке.

Крутящий момент затяжки: 32 Н • м [24 ft-lb]


Топливоподкачивающий насос двигателей Камминз Камаз - Замена

• Очистите насос от грязи.



Внимание ! Крепежные болты затягивайте поочередно. После того, как болты затянуты, плунжер топливоподкачивающего насоса втягивается в насос. Невыполнение требования по равномерной затяжке крепежных болтов может привести к искривлению или поломке плунжера.

Крутящий момент затяжки: 24 Н • м [18 ft-lb]


Топливопроводы высокого давления двигателей Cummins Камаз - Замена

• Очистите топливопровод от грязи.

Ключи 8 мм, 17 мм, 19 мм

ПРИМЕЧАНИЕ: Если требуется заменить отдельные топливопроводы, то нужно снять прижим соответствующей группы топливопроводов, в котором находится топливопровод, подлежащий замене.

Отсоедините топливопровод (ы) от форсунок.


Отсоедините топливопровод(ы) от топливного насоса.

ПРИМЕЧАНИЕ: Установите прижим в первоначальное положение и во избежание поломок от вибрации проверьте отсутствие перегибов и касаний топливопроводов друг с другом или другими деталями. Для того, чтобы предотвратить попадание грязи в систему, накройте форсунки и нагнетательные клапаны защитными колпачками.

Сборку выполняйте в обратном порядке.

Крутящий момент затяжки:

(накидных гаек топливопровода) 24 Н • м [18 ft-lb]

(болта прижима) 6 Н • м [4 Ft-lb]

(болта кронштейна прижима) 24 Н • м [18 ft-lb]


Дренажный топливопровод форсунок двигателей Камминз Камаз- Замена

• Очистить топливопровод от грязи.

Выверните болт крепления дренажного топливопровода к головке топливного фильтра.

Выверните болт крепления к кронштейну.


Вывинтите болты крепления топливопровода к форсункам.


ПРИМЕЧАНИЕ: Поставьте новые уплотнительные шайбы и петлевые прокладки .

Установку сливного и дренажного топливопроводов производите в обратном порядке.

Крутящий момент затяжки:

(болт крепления соединения "банджо") 15 Н • м [11ft-lb]

(фитинг "банджо") 9 Н • м [ 7 ft-lb]

(болт прижима) 24 Н • м [18 ft-lb]


Форсунки двигателей Cummins Камаз - Замена

• Тщательно очистите поверхности возле форсунок.

• Отсоедините топливопроводы высокого давления.

• Отсоедините дренажный топливопровод форсунок.


Щетка для очистки отверстий форсунок

Специальной щеткой 3822509 очистите гнездо форсунки.


Примените только одну медную шайбу.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ: Нанесение небольшого количества моторного масла 15W-40 между шайбой и форсункой поможет удержать шайбу от падения при установке форсунки.


Установите форсунку вместе с втулкой и шайбой в гнездо. Дренажное отверстие форсунки должно быть ориентировано в сторону противоположную крышке клапанов.


Затяните гайку форсунки. Для правильной ориентации форсунки при установке на боковой стороне форсунки предусмотрен выступ, который входит в паз головки.

Крутящий момент затяжки: 60 Н • м [44 ft-lb]


Установите дренажный топливопровод форсунок.

Крутящий момент затяжки: 9 Н • м [7ft-lb]


Установите топливопроводы высокого давления. Крутящий момент затяжки: 24 Н • м [18 ft-lb]


Электромагнит отключения подачи топлива двигателей Камминз Камаз - Замена

• Промаркируйте и отсоедините провода.

Снимите зажим присоединительного пальца, болты крепления и электромагнит отключения подачи топлива.

Установку нового электромагнита производите в обратном демонтажу порядке, затем подсоедините провода. Установку производите таким образом, чтобы номер электромагнита и штекерная колодка кабеля были повернуты в сторону от двигателя.

Крутящий момент затяжки: 10 Н • м [89 in-lb]


Ключ 10 мм, 16 мм

Отрегулируйте рычажный механизм электромагнита таким образом, чтобы шток втягивался магнитом при абсолютно полном передвижении рычага ограничения подачи топлива в рабочее положение. Для проведения регулировок поворачивайте большой шестигранник на конце штока.


Топливный насос высокого давления (рядный) двигателей Cummins Камаз - Замена

• Очистить от грязи.

• Снять все топливопроводы.

• Отсоединить привод управления.

• Снять электромагнит отключения подачи топлива.

• Снять воздухопровод регулирования соотношения воздуха и топлива (AFC).

• Снять маслопровод (ы).

Примечание: Дизельный двигатель очень чувствителен к попаданию грязи или воды в систему питания топливом. Мельчайшие частица грязи или несколько капель воды в системе топлива могут остановить двигатель.

Очистите от грязи все наружные поверхности топливного насоса высокого давления, включая все соединения топливопроводов и крепежные детали, которые необходимо отсоединить. Во избежание попадания грязи в картер двигателя очистите все поверхности, непосредственно прилегающие к кожуху распределительных шестерен.


Топливный насос высокого давления двигателей Cummins Камаз - Снятие

Шестерня 3824591 для проворачивания коленчатого вала

Установите поршень первого цилиндра в положение верхней мертвой точки (TDC). Для этого медленно проворачивайте коленчатый вал двигателя , одновременно нажимая на палец фиксации верхней мертвой точки и стараясь, чтобы он вошел в отверстие шестерни распределительного вала.

ПРИМЕЧАНИЕ: После установки поршня первого цилиндра в положение мертвой точки (TDC) не забудьте вернуть палец в исходное положение, выведя его из зацепления с шестерней.

Шестерня для проворачивания коленчатого вала входит в картер маховика и вступает в зацепление с зубчатым венцом маховика. После этого коленчатый вал можно проворачивать вручную при помощи храпового или шарнирного ключа с квадратным хвостовиком 1/2 дюйма .


Снимите установочный кронштейн топливного насоса.


Снимите заглушку с отверстия для доступа на крышке шестерен.

Снимите гайку и шайбу с вала топливного насоса.


С помощью съёмника ослабьте посадку ведущей терни на вале топливного насоса.


Снимите четыре установочные гайки. Снимите топливный насос.


Топливный насос высокого давления (рядный) двигателей Камминз Камаз - Установка

Шестерня 3824591 для проворачивания коленчатого вала

Поршень первого цилиндра должен быть в положении верхней мертвой точки (TDC).

Шестерня для проворачивания коленчатого вала входит в картер маховика и вступает в зацепление с зубчатым венцом маховика. После этого коленчатый вал можно проворачивать вручную при помощи храпового или шарнирного ключа с квадратным хвостовиком 1/2 дюйма.


ТНВД - установка угла опережения впрыскивания топлива

Топливный насос высокого давления имеет фиксатор, расположенный в корпусе регулятора частоты вращения, который предназначен для фиксирования вала насоса в соответствии с положением поршня в первом цилиндре в верхней мертвой точке (TDC).


Выверните колпачковую гайку.


Выньте фиксатор установки момента впрыскивания топлива.


Если зуб установки момента впрыскивания топлива не совпадает с отверстием фиксатора, то нужно вращать вал ТНВД до тех пор, пока зуб не установится напротив отверстия.


Поверните фиксатор таким образом, чтобы его пазом можно было попасть на зуб установки момента впрыскивания топлива.

Установите фиксатор на место и закройте отверстие колпачковой гайкой.


ПРИМЕЧАНИЕ: Если на уплотнительном кольце фланца насоса имеется цветная полоска, то его нельзя использовать повторно. Замените такое кольцо новым. Более того, уплотнительное кольцо нового типа нельзя смазывать маслом, а вместо этого смазывается поверхность прилегания на кожухе шестерен.

Смажьте установочный фланец ТНВД чистым моторным маслом.

Внимание ! Перед установкой вала в ведущую шестерню обеспечьте, чтобы внутренний диаметр ведущей шестерни ТНВД и наружный диаметр вала были чистыми и сухими.


ПРИМЕЧАНИЕ: На вале привода ТНВД Р7100 предусмотрена возможность установки сегментной шпонки, хотя это и не требуется. Не требуется также совмещения меток установки момента впрыскивания топлива на ведущей шестерне насоса Р7100.

Подтолкните насос дальше, чтобы установочный фланец и уплотнительное кольцо вошли в отверстие картера шестерен.


Затяните установочные гайки.

Крутящий момент затяжки: 43 Н • м [32 ft-lb]


Установите контргайку с шайбой.

Крутящий момент затяжки: от 10 до 15 Н*м [7 to 11 ft-lb]

ПРИМЕЧАНИЕ: Не превышайте рекомендуемую величину крутящего момента, поскольку для данной контргайки это не последняя затяжка.


Выведите из зацепления с маховиком палец фиксации верхней мертвой точки в первом цилиндре.


Снимите заглушку фиксатора. Разверните фиксатор на 180 градусов и установите его вновь, закройте заглушкой с уплотнительной шайбой.

Крутящий момент затяжки: 15 Н • м [11 ft-lb]


Ключи 22 мм или 27 мм

Затяните гайку крепления шестерни ТНВД.

Крутящие моменты затяжки:

насос Р7100 165 Н.м [122 ft-lb]

насос MW 105 Н.м [77 ft-lb]

насос А 93 Н • м [68 ft-lb]

насос ЕР9 123 Н • м [92 ft-lb]

От руки установите заглушку отверстия для доступа к шестерне ТНВД.


Усилием руки затяните болты установочного кронштейна ТНВД.

Для того, чтобы обеспечить ровную установку затяните опорные установочные болты.

Крутящий момент затяжки: 24 Н • м [18 ft-lb]


10 мм шестигранный ключ

Внимание ! При установке на двигатель нового или отремонтированного ТНВД, необходимо предварительно до пуска двигателя залить в картер насоса чистое моторное масло в указанном ниже количестве. В противном случае могут быть повреждены грузики регулятора.

Читайте также: