Как трогаться с газом на мотоцикле

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 05.10.2024

Учимся трогаться с места на мотоцикле

движение вперед на мотоцикле

Обучение троганью с места необходимо производить так, что бы впереди не было помех - людей, машин, домов - на достаточно большом расстоянии. За время обучения на площадке на небольшой скорости (10-15 км/ч) вы должны научиться не только трогаться с места, но и останавливаться, совершать небольшие маневры.

Самое главное научиться чувствовать мотор. Вы должны слышать, ровно и свободно ли он работает, нет ли нагрузки на него. Наряду с этим необходимо соизмерять угол поворота рукоятки газа и увеличение частоты обращения коленчатого вала двигателя. Для того, что бы тронуться с места, как и при запуске двигателя необходимо выполнить весь алгоритм действий в строгой последовательности. Даже если некоторые из них могут показаться незначительными, пропускать их не стоит.

1. Займите правильное положение на мотоцикле - сядьте на переднюю часть сиденья, ноги поставьте перед подножками.
2. Плавно выжмите сцепление.
3. Включите 1-ю передачу и снова опустите ногу на землю. При этом для перемещения рычага передач действуйте носком ступни. Не пугайтесь, если частота двигателя после включения передачи немного уменьшится. Это происходит вследствие трения в коробке передач.
4. Совсем немножко прибавьте газ, слегка повернув ручку, иначе двигатель может заглохнуть. Если вы сделаете это до включения 1-й передачи, то вы не сможете ее включить или сделаете это со скрежетом, сокращая тем самым срок службы деталей.
5. После включения передачи медленно отпустите рычаг сцепления. Частота вращения двигателя уже достаточно высока, поэтому прибавлять газ больше не стоит. Плавное снятие руки с рычага сцепления очень важно, его необходимо производить до тех пор, пока мотоцикл не потянет вперед, вы это обязательно почувствуете. Каждый мотоцикл имеет свои особенности в регулировках, поэтому очень важно запомнить тот момент, когда сцепление вызывает крутящий момент у колеса. Чаще всего это происходит при 1/3-2/3 от полного хода рычага сцепления.
6. И вот мотоцикл уже рвется вперед - главное при этом не терять трезвость рассудка. Несколько секунд выполняйте пробуксовку сцепления, для того, что бы машина была готова к поездке. При этом, если вы нажмете сцепление, то мотоцикл прекратит рваться вперед и вы сможете его удержать.
7. Для того, что бы мотоцикл пришел в движение необходимо слегка прибывать газ, при этом удерживая рычаг сцепления в наполовину выжатом положении. Затем рычаг сцепления можно отпустить и регулировать скорость движения только рукояткой газа. Теперь вы можете поставить ноги на подножки. При этом необходимо ставить обе ноги одновременно, что бы не потерять равновесие при движении на небольшой скорости.

Какие ошибки могут возникнуть при троганье с места?
1. Слишком медленное отпускание рычага сцепления. При этом в отсутствии нагрузки двигатель начинает «рычать» - ученик пугается и отпускает рукоятки газа и сцепления. И как следствие - машина глохнет.
2. Если при этом малоопытный водитель не сбрасывает газ, то мотоцикл приходит в движение. Именно для этого и необходим запас длинны полосы для разгона.

Повторенье - мать ученья - разовьет у ученика привычку чувствовать все рычаги, и троганье будет происходить на интуитивном уровне. Да, мы совсем забыли, что вы сейчас едите. Для того, что бы остановиться - сбросьте газ, нажмите рычаг сцепления до упора и тормозите, нажимая на ножной тормоз. Для опоры сначала выставите на землю левую ногу, а затем и правую.

Вследствие того, что включена первая передача, не стоит отпускать руль - мотоцикл сразу заглохнет.

Необходимо установить «нейтраль»:
1. Переместите рычаг переключения передач приблизительно на ход вверх
2. Если вдруг это не удалось, и включилась вторая передача - переключитесь заново на первую и вновь попробуйте включить нейтральную.
3. Рычаг сцепления отпускайте без рывков, как во время троганья.

Светофорные гран-при

Старт MotoGP Великобритании 2004г.

В дрэгрейсинге удлиняют маятник для повышения эффективности разгона на старте

Техника старта с пробуксовкой сцепления (по-английски clutch-start) пригодится всем: и рейсеру, желающему первым сорваться со стартовой линии, и дрэгмейстеру, готовому выстрелить на 400 метров, и просто герою ночных улиц. Итак, начнем.

Майкл Раттер отрабатывает старт

Пилот HM Plant Honda отрабатывает старт в Мэллори парке

Мотоцикл держите строго вертикально. Смотрите прямо перед собой, за светофором следите боковым зрением. Мотоцикл ревет, последние секунды тянутся, как вечность… Красный, желтый, БААНЗАААЙ.

Хитрость методики заключается в том, чтобы с помощью сцепления поддерживать максимальное ускорение и одновременно с этим ручкой газа удерживать обороты в зоне максимального крутящего момента. В идеале ускорение должно быть таким, чтобы переднее колесо висело в воздухе на высоте 10-15 сантиметров. Сразу это может не получаться, поэтому придется потратить время на тренировки. По мере роста скорости плавно отпускаем сцепление.

Передоз на старте опасен потерей времени

К моменту, когда сцепление отпущено полностью, вы должны быть готовы к переключению на вторую. Так что не расслабляйтесь – на подготовку у вас не более трех секунд. За 500-1000 оборотов до того, как стрелка тахометра долбанется об ограничитель, надавите снизу на педаль переключения передач и на долю секунды сбросьте газ (сцепление использовать не надо). Если коробка передач в порядке, вторая передача должна гармонично сменить первую. И снова «откручивайте» до «дырки»! Не забывайте про аэродинамику – плотно прижмитесь к баку.

В MotoGP эффективному старту помогает электроника Особенно неприятно заглохнуть на старте

Как правильно стартовать

Как правильно стартовать

Как правильно стартовать на мотоцикле.Сегодня мы остановимся на еще одном упражнении которое позволит нам начать движение. Поговорим мы о технике стартов.

Вначале общее для двух статей:

Мы садимся на мотоцикл так, чтобы опорной ногой была правая, а левая стояла на подножке. Следующим шагом мы нажмем сцепление и включим первую передачу. Чека сорвана, сцепление не отпускаем.

Так выжимаем сцепление, подушечками пальцев.


Так выжимаем сцепление, подушечками пальцев.

Меняем ноги местами, теперь у нас опорная левая, а правая стоит на подножке. Именно из такого положения мы должны научится стартовать.

Упираемся в подножки и подаем корпус вперед.


Упираемся в подножки и подаем корпус вперед.

Упор ноги в подножку.


Упор ноги в подножку.

Не правильная постановка ног на подножках.


Не правильная постановка ног на подножках.

Не оттопыриваем колени, а держимся ими.

Коленями обжимаем бак.

Не оттопыриваем колени, а держимся ими.

Чтобы проиллюстрировать насколько большая нагрузка будет идти на руки можно попробовать повиснуть на турнике и имитировать закрытие газа, просто подтянутся на одной кисти.

Часть первая, как стартовать новичкам.

Следующим этапом мы учимся делать тоже самое но с немного открытым газом. Техника работы сцепления точно такая же, а вот газ можно немного с места и добавить. Оборотов на 1000-1500. И стартуем так всегда и в городе и на тренировках. Это то к чему нужно прийти в конечном итоге.

Вторая часть уже для тех кто уверено ездит на мотоцикле.

Загружаем сильнее переднее колесо.


Загружаем сильнее переднее колесо.

Проверяем обороты по тахометру.


Проверяем обороты по тахометру.

Ошибка при старте, мощность расходуется на подъем, а не на разгон.


Ошибка при старте, мощность расходуется на подъем, а не на разгон.

Как трогаться с газом на мотоцикле

Как правильно трогаться на мотоцикле. Учимся плавно отпускать сцепление

Про свои первые уроки езды, я уже писал. Теперь хотелось бы подробнее рассмотреть самое важно - процесс троганья. Это самое тяжелое, что бы научится ездить на мото.

Органы управления на мотоцикле

У мотоцикла есть снизу слева(в 99% случаев) коробка передач под ногой. Вот так примерно выглядит коробка:

Как правильно трогаться на мотоцикле. Учимся плавно отпускать сцепление

То есть вы левой ногой, нажимая на лапку коробки передач, переключаетесь на первую передачу. Но на некоторых мотоциклах, например пит-байках, первая передача находится сверху, а нейтралка снизу.

И слева сверху есть рычаг сцепления. Вот еще фото с подписью элементов управления:

Как правильно трогаться на мотоцикле. Учимся плавно отпускать сцепление

1 - кик-стартер; 2 - рычаг переключения передач (лапка КПП) ; 3 - рычаг сцепления; 4 - рычаг декомпрессора(на старых мотоциклах есть только); 5 - переключатель указателей поворота; 6 - кнопка звукового сигнала; 7 - переключатель света фары; 8 - манетка пускового обогатителя(обычно он под бензобаком); 9 - выключатель света; 10 - аварийный выключатель двигателя; 11 - рычаг переднего тормоза; 12 - ручка «газа»; 13 - педаль заднего тормоза; 14 - подножки.

Учимся трогаться на мото

Ниже идет картинка, где в принципе все показано. Вот что вам надо сделать:

Как правильно трогаться на мотоцикле. Учимся плавно отпускать сцепление

- Ну естественно завести мотоцикл :-).

- Перед этим проверить, что бы была включена нейтралка на коробке передач.

Итак, мотоцикл заведен. Садимся на него.

1) Зажимаем рычаг сцепления(он там где левая рука)

2) Включаем первую передачу(обычно лапку коробки передач нажимаем вниз)

3) Медленно, даже нет, очень медленно отпускаем рычаг сцепления, который мы зажали в первом пункте.

4) Во время отпускания рычага сцепления, плавно добавляем газ(крутить ручку газа вниз, которая справа)

Настанет тот момент, во время отпускания сцепления, когда вы почувствуете, что мотоцикл начинает рваться вперед. Запомните положение рычага сцепления, в этом моменте. Именно на нем, нужна будет особая плавность.

А вот подборки видео, где все хорошо показано. В целом что бы нормально научится трогаться, нужна только практика! Поэтому берете мотоцикл и выполняете упражнение, проехались, остановились.

Сам процесс троганься показан на времени 3:20:

А вот еще одно видео, где уже показан пример на спорт-байке:

А вот еще одно видео, там даже показано как завести мотоцикл:

Совет: Не выезжайте в город, пока не научитесь трогаться, т.к. в городе можно неудачно заглохнуть на светофоре или перекрестке.

Как ездить на мотоцикле - Шаг за шагом

Простой учебник, который поможет ездить на мотоцикле.

Как ездить на мотоцикле - Шаг за шагом

Вы уважаемый друг собираетесь научиться ездить на мотоцикле? Правильно? Для этого наверно и пошли в автошколу, чтобы получить первоначальные навыки вождения мотоцикла и за одно изучить правила дорожного движения, для последующего получения водительских прав категории "А" или "А1"? Но по каким-то причинам вам нужны еще и дополнительные знания а также доступные простые объяснения, которые помогут вам легко и быстро научиться водить мотоцикл? Без проблем. Наше интернет-издание предлагает Вам небольшое руководство- "Шаг за шагом" с помощью которого любой желающий сможет для себя понять, что ему необходимо предпринять, чтоб быстро научиться управлять мототехникой.

Мотоцикл как и автомобиль однозначно притягивает к себе внимание. Многие бы из нас в своих мечтах хотели бы овладеть им (его управлением), но как обычно заранее ошибочно полагают, что водить мототехнику довольно-таки сложно и очень опасно. Но это друзья совсем не так, на самом деле все достаточно просто, необходимо просто соблюдать все меры предосторожности и конечно же правила дорожного движения, тогда сам мотоцикл станет для Вас не опаснее автомобиля.

Шаг 1: Основа.

Как ездить на мотоцикле - Шаг за шагом

Предположим, что Вы уже знаете какой тип мотоцикла вам больше подходит по душе, и вы уже получили первые несколько уроков по вождению байка. Независимо от этапа вашего обучения необходимо помнить, что вы обязательно должны одевать перед ездой защитное снаряжение. Кроме всего, садясь за руль мототехники Вы должны также знать, что та техника, которой вы доверяете свою жизнь, полностью находится в исправном состоянии.

Именно по этой причине любой владелец мототехники обязан периодически проводить технический осмотр и плановое техническое обслуживание своего мотоцикла, чтобы заранее и во время выявить все возможные неисправности.

Шаг 2: Ваша безопасность.

Как ездить на мотоцикле - Шаг за шагом

Садясь за руль любой мототехники Вы непременно должны помнить, что за ее рулем в случае аварии вы ни чем не защищены. Поэтому, необходимо всегда быть максимально защищенным различным снаряжением, которое в случае ДТП поможет вам просто выжить.

Вы всегда должны быть максимально экипированы всем защитным снаряжением, а именно: перчатками, шлемом, спец-одеждой, ботинками и т.п. экипировкой.

После всего того, как Вы одели на себя все необходимое для вашей безопасности, то можно переходить уже к следующему шагу.

Шаг 3: Посадка на мотоцикл.

Как ездить на мотоцикле - Шаг за шагом

В зависимости от вашего роста и от высоты мотоцикла закидывать одну ногу через сам мотоцикл во время посадки на него может быть изначально не очень-то удобно, особенно для многих начинающих водителей-новичков. Начинайте делать это с левой стороны. Стабилизируйте свой баланс встав на левую ногу, прислонившись к бензобаку и перенеся часть центра тяжести тела на сам руль байка.

Далее, подняв правую ногу начинайте перекидывать ее через сиденье байка. Будьте при этом осторожны и не поднимайте правую ногу слишком высоко, иначе Вы можете потерять равновесие и упасть вместе с мотоциклом.

Шаг 4: Выучите основные средства управления: Газа / Тормоза.

Как ездить на мотоцикле - Шаг за шагом

Ваша правая рука за рулем мотоцикла отвечает за две важнейшие функции, а именно: - за ускорение и за торможение. При скручивании правой ручки на мотоцикле на себя (ваше запястье руки движется в низ) Вы добавляете двигателю крутящий момент (по аналогии с автомобилем - "нажимаете педаль газа"). Правда здесь стоит сразу отметить следующее, если Вы водитель-новичок, то обязательно должно пройти какое-то время, чтобы Вы смогли привыкнуть к правой ручке газа. В первое время возможно вы будете делать перегазовку на двигатель, т.е. не чувствовать должным уровнем сам дроссель на мотоцикле (т.е. ручку газа).

Также ваша правая рука кроме самой регулировки оборотов двигателя отвечает еще и за торможение передних тормозов мотоцикла (на фотографии сверху Вы можете видеть положение правой руки для момента торможения).

Потянув рычаг на себя Вы сможете снизить скорость мотоцикла или полностью остановиться. Здесь как и с набором оборотов мотора также требуется гладкость и аккуратность, чтобы не переборщить с интенсивностью торможения.

Помните пожалуйста о том, если Вы надавите на рычаг переднего тормоза и переборщите с этой силой нажатия, то ваш мотоцикл может потерять сцепление с дорогой и пойти в занос.

Обратите Ваше внимание, что большинство современных мотоциклов устроены так, что в них теперь не требуется прилагать большого усилия при нажатии на сам рычаг тормоза. Поэтому во многих моделях мотоциклов можно применять всего лишь двухпальцевый метод торможения (на фото сверху). Тем не менее друзья, на некоторой мототехнике по-прежнему все остается как было, то есть, чтобы нажать передний тормоз Вам необходимо нажимать (выжимать) рычаг всеми свободными пальцами.

Ваша правая нога также отвечает за торможение, но уже задним тормозом (в нижней части фотографии сверху). Вам необходимо знать, что задние тормоза мотоцикла становятся менее эффективными, если Вы пользуетесь передней тормозной системой (передним тормозом). Дело здесь вот в чем, в момент торможения передним тормозом весь вес центра тяжести тут-же переходит в переднюю часть мотоцикла.

Задняя тормозная система мотоцикла очень полезна при определенных ситуациях. Например, очень удобно и безопасно пользоваться задним тормозом при маневрировании на маленькой скорости. Иногда задние тормоза бывают на много эффективней тех же передних тормозов (на любой скорости), если Вы управляете "крейсерским мотоциклом", у которого весь основной вес приходится на его задние колеса.

Передние же тормоза нужны для того, чтобы можно было более эффективно остановить мотоцикл, когда как при помощи заднего тормоза Вы сможете при необходимости только всего лишь немного снизить эту скорость.

Шаг 5: Как управлять сцеплением.

Как ездить на мотоцикле - Шаг за шагом

Сцепление на мотоцикле и на другой мототехнике находится с левой стороны на левой рукоятке. У большинства спортбайков требуется всего лишь два пальца руки. чтобы нажать рычаг сцепления (в верхней части фотографии), когда как туристические, крейсерские и другие типы мотоциклов для выжимания сцепления требуют усилия уже всей кисти руки.

Это сцепление на мотоцикле так же как и в автомобиле безусловно необходимо, чтобы подключать или отключать двигатель от передачи. Нажимая рычаг сцепления и включая к примеру нейтральную скорость, Вы полностью отключаете двигатель от коробки передач, которая перестает передавать крутящий момент от мотора на заднее колесо. Далее, таким образом нажав сцепление и включив передачу мы возвращаем передачу крутящего момента через трансмиссию на заднее колесо мотоцикла.

Шаг 6: Переключение передач на мотоцикле.

Как ездить на мотоцикле - Шаг за шагом

- 6-я передача (бывает не во всех мотоциклах);

- НЕЙТРАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ;

В подавляющем большинстве мотоциклов и другой мототехники используется вышеуказанный порядок передач. Обычно их называют коротко, так: - "1-я передача - вниз, 5-я передача вверх". Так легче всего запомнить, куда нужно нажимать рычаг коробки передач для включения необходимой скорости.

Для того, чтобы найти нейтральное положение естественно левой ногой (в этом положение на заднее колесо перестает передаваться крутящий момент), для этого может понадобиться определенное время, сначала надо привыкнуть к тому, чтобы делать все быстро и на подсознательном уровне.

Стоит также отметить, что некоторые модели мотоциклов позволяют автоматически включать нейтральное положение в коробке при нажатии рычага сцепления. Также, на большинстве мототехники при переключении передач на контрольной панели приборов высвечивается именно та скорость, которую вы включили.

И еще, при включении нейтрального положения на многих мотоциклах вы можете лицезреть (видеть) перед собой, что включена именно нейтральная передача (нейтральная передача обозначается буквой "N", она подсвечивается зеленым цветом).

Переключение передач происходит в следующем порядке:

- Нажимаете ручку сцепления (с помощью левой руки).

- Включаете необходимую передачу (с помощью левой ноги).

- Плавно отпускаете сцепление поворачивая плавно ручку газа на себя (правое запястье вниз)

Помните пожалуйста друзья, что на каждой скорости Вы не должны разгоняться выше определенных установленных значений. Чтобы легче разобраться и понять, когда нужно включать другую скорость, необходимо сначало научиться чувствовать работу самого двигателя. Например, если на какой-то определенной скорости мотор мотоцикла начинает сильно надрываться, то нужно сразу же сменить скорость. К тому же, если Вы двигаетесь не по трассе а по пересеченной или грунтовой дороге, то у вас нет никаких причин раскручивать мотор до слишком уж больших оборотов.

Если же на начальном этапе весь процесс переключения передач Вам покажется достаточно сложным, особенно при начале движения, то старайтесь не волноваться, все образумится. На самом деле весь этот процесс намного проще, чем он сначала кажется. Необходимо просто привыкнуть к порядку переключения передач, а далее будет получаться уже автоматически.

Шаг 7: Запуск двигателя мотоцикла.

Как ездить на мотоцикле - Шаг за шагом

Теперь, когда вы знакомы со всеми основными органами управления мототехникой пришло время, чтобы начать само движение. Для этого необходимо сначала запустить двигатель мототехники. В наши дни практически большинство мотобайков оснащаются электрической системой пуска двигателя.

Знайте друзья, если положение выключателя зажигания будет находиться в выключенном состоянии, то повернув ключ зажигания мотор у мотоцикла не заведется.

Поэтому запомните, прежде чем запустить двигатель мотоцикла не забудьте пожалуйста нажать кнопку- "Включить" (на фото). Такой выключатель на многих мотоциклах находится с правой стороны. Он легко нажимается большим пальцем правой руки.

Теперь поверните ключ в положение- "Зажигание", как показано на фотографии в нижней части. Обычно для того, чтобы повернуть ключ в положение "зажигание" необходимо повернуть его в правую сторону. Большинство современных мотоциклов после этого действия начинают сразу проводить самопроверку, именно для того чтобы убедиться, что все датчики в мотоцикле функционируют.

Если во время самопроверки вы увидите, что стрелки спидометра и тахометра сначала поднялись и потом опустились до нуля, то не переживайте пожалуйста, это нормально.

Когда самопроверка будет завершена, то убедитесь, что коробка передач находится в нейтральном положении (на панели приборов горит зеленым цветом- "N").

Затем большим пальцем правой руки необходимо нажать на кнопку запуска, которая располагается как правило ниже самого выключателя зажигания и обозначается логотипом из "молнии и круговой стрелки".

Многая мототехника сразу потребует от вас отпустить сцепление, чтобы запустить мотор. Это сделано прежде всего в качестве меры предосторожности, чтобы не допустить неконтролированного движения мотоцикла в том случае, когда водитель забыл просто поставить мотоцикл (коробку передач) в нейтральное положение.

Далее нажав кнопку запуска мотор мотоцикла запуститься.

Некоторые карбюраторные мотоциклы перед запуском того-же мотора требуют, чтобы водитель нажал ручку газа для закачки топлива в цилиндры. Но большинство современных мотоциклов уже не требуют использования самой ручки газа для запуска мотора.

После того, как Вы запустили мотоцикл необходимо немного подождать, прежде чем начать наслаждаться дальнейшей поездкой и постигать новый мир мотокультуры.

Шаг 8: Прогрев двигателя мотоцикла.

Как ездить на мотоцикле - Шаг за шагом

Любой двигатель внутреннего сгорания достигает оптимальной производительности только после того, как полностью прогреется и достигнет своей рабочей температуры. Правда в автомобильном мире практика прогрева двигателя практически сегодня уходит уже в прошлое.

Большинство современных автомашин сегодня тоже не требуют прогрева мотора, так как после его запуска дальнейшей работой уже управляют сложные компьютерные системы машины и электронные датчики. Однако мотоциклетные моторы по-прежнему требуют сегодня предварительного прогрева перед самой поездкой. Особенно в том случае, если мотоцикл оснащен карбюратором. Если мототехника оснащена электронным впрыском топлива, то сам прогрев мотора требует уже гораздо меньше времени.

После того, как вы запустили мотор, то дайте ему немного поработать на холостом ходу, минимум от 45 секунд и до нескольких минут. Старайтесь збегать больших оборотов мотора, поскольку на холодном силовом агрегате моторное масло не может быстро распределиться во всех его движущихся частях.

Правда само время, необходимое для разогрева двигателя, будет фактически меняться от различных факторов, начиная от той же самой температуры внешний окружающей среды и от самого объема мотора, и заканчивая мощностью самой силовой установки и типа используемого масла.

Для того чтобы понять, когда температура двигателя достигла нормального значения, чтобы начать движение, используйте пожалуйста температурный датчик, который будет показывать Вам температуру мотора.

Шаг 9: Перед началом движения не забудьте убрать подножку.

Как ездить на мотоцикле - Шаг за шагом

Большинство современных мотоциклов имеют функцию безопасности, которая предотвращает движение на мотобайке с поднятым механизмом подножки. То есть, если вы забыли убрать подножку из под мотоцикла после запуска мотора, то электронная система сама автоматически выключит зажигание.

Если же ваша мототехника не оборудована подобной техникой, то перед началом самого движения не забудьте проверять по нескольку раз, убрали ли вы данный механизм подставки. Чтобы убрать механизм подставки достаточно сложить его движением левой ноги.

Шаг 10: Начало движения.

Как ездить на мотоцикле - Шаг за шагом

После того, как Вы изучили необходимые шаги (действия) от № 1 - по 9 и все системы вашей техники находятся в исправном состоянии, то можно сказать, что все готово для начала движения. На этом шаговом действии Вы должны вспомнить функции ручки газа, как работает передний и задний тормоз, как работает ручка сцепления и ножной рычаг переключения передач, а также, как нужно плавно отпускать ручку сцепления и одновременно поворачивать ручку газа.

Потяните пожалуйста рычаг сцепления на себя. Нажмите ножной рычаг переключения вниз поставив тем самым саму коробку передач на первую скорость. Далее плавно и медленно отпустите педаль сцепления, Вы сразу почувствуете, как мотоцикл начинает плавно двигаться.

Небольшое выкручивание ручки газа (запястье вниз) поможет Вам удержать мотоцикл от сваливания. Как только мотоцикл получит достаточный импульс движения, который не позволяет ему сваливаться на бок, то можете поставить обе ноги на подножки.

После того как Вы тронулись и поставили ноги на подножки, можете принимать поздравления. Вы самостоятельно едите на мотобайке.

Большинство начинающих новичков-водителей мотоциклов сталкиваются во время движения с проблемами при поворотах. Точно также происходит и на велосипеде при движении на нем больше 15 км/час. Для поворота в нужную сторону Вам необходимо с силой нажать на ручку руля с той стороны, в которую вам нужно повернуть. При этом Вы тоже должны наклониться в ту сторону, в которую хотите повернуть.

На самом деле друзья теория теорией, а практику никто еще не отменял и ее никто не заменит. Поверьте нам, управлять мотоциклом просто, чем то же описание этой самой техники по вождению мототехники. Поэтому запомните друзья, когда Вы находитесь за рулем мотоцикла, то должны доверять своим инстинктам, вы должны научиться чувствовать свое транспортное средство.

Переключение самих передач которое описано в шаге №6, потребует от Вас определенной практики и привычки (навыков). Торможение и работа ручкой газа описана нами в шаге №4. Эти действия также потребуют от Вас некоторой практики, которую можно быстро усвоить на площадке в той же автошколе.

Но главное для безопасного вождения не это друзья. Основная задача безопасности - это грамотное маневрирование на дороге и гладкость всех ваших действий за рулем данной мототехники. Если Вы водитель-новичок, то вы не должны стремиться сразу к большой скорости. Это обучение должно быть постепенным и последовательным, оно позволит Вам сохранять максимальную безопасность за рулем мотоцикла и надежно закрепить полученные навыки в процессе всего вашего обучения.

Ни в коем случае не позволяйте данной информации и полученным знаниям в автошколе Вас напугать. Научиться водитель мотоцикл достаточно легко. Но чтобы научится делать все правильно и безопасно, то обязательно потребуется вся ваша добросовестность и строгое безукоризненное выполнение всех требований мотоинструктора и наших естественно рекомендаций.

Если Вы уважаемый читатель еще не приобрели для себя свой первый мотоцикл, то советуем сначала прочитать нашу статью, которая рассказывает, какие мотобайки больше всего изначально подходят начинающим водителям-новичкам.

Секреты для начинающих: Как трогаться с места

Когда я первый раз сел на мотоцикл, то очень волновался. Рядом стоял инструктор мотошколы и объяснял, как надо заводить мотоцикл и трогаться с места. Возможно, он говорил на китайском. Возможно, на русском, но применял мототермины. Я поехал, потом упал, потом опять поехал, потом упал. После пары первых падений начал держаться в седле. Оказалось - у всех так. А почему? Просто в мотошколе никто не раскроет секретов вождения! Эти знания накапливаются в семьях мотоциклистов из поколения в поколение. Как секретные техники Кунг Фу в Шаолине.


И только достигнув совершенства, победив в нескольких жестоких схватках, получив разрешение своего Великого Учителя Гризли, я решил открыть несколько секретов школы "РЖУ VMC".


Есть несколько известных техник посадки на мотоцикл. Одна из наиболее популярных - школа "Панда". За основу метода взят принцип - "если я жирный, то при аварии отскочу от препятствия". К ней обычно прибегают старые чопперасты, не пользующиеся интересом у женщин.


Еще одна из популярных техник - "Тореодор". Суть метода - "я красиво и кроваво прикончу своего быка". Этой техникой пользуются молодые спортсракеры, которые часто сами гибнут на арене. "Вчера были большие, а сегодня маленькие. Но вчера это были яйца быка, а сегодня - тореодора"


Некоторые пользуются известной техникой "Кавбой", суть которой - настоящий мачо в любом говнище первым выстрелит из своего Кольта". Приверженцы этого стиля на своих Эндуро стараются закалить свое тело на непроходимых дорогах и в нечеловеческих условиях, забывая о гармонии.


Та техника, о которой я вам расскажу, универсальна. Главными в ней являются несколько элементов.
.
1. СИЛА ДУХА
Остановитесь в паре шагов от мотоцикла. Вас не должно ничего отвлекать - ни погода, ни посторонние звуки, ни обыденные заботы.
Смотрите на мотоцикл и сосредоточьтесь на своих ощущениях. Если вы чувствуете дискомфорт, неуверенность, у вас остаточные эффекты от вчерашнего переедания, перепития, то вам не стоит сегодня садиться на мотоцикл. Это знак, а знаки в нашей технике имеют ключевое значение.
Если нет препятствий, то вы должны вспомнить свою жизнь. Своих близких, недоделанные дела, данные обещания. Возможно, судьбе будет угодно именно сегодня прервать ход времени. Готовы ли вы к этому?
Только сильный духом должен двигаться дальше!
.
2. ЧАСЫ ВРЕМЕНИ
Жизнь - это песчинка в песочных часах времени. Поэтому надо постоянно сверяться с отведенными для вас часами. Если вы этого не делаете, то время вам не простит.
Запомните это слово T-CLOCS
Это самый большой секрет техники выживания школы "РЖУ VMC"
.
Перед боем вы должны изучить своего противника и найти его слабые места. На что обратить внимание?


T - Tires, wheels
C - Controls (levers and pedal, cables, hoses, throttle)
L - Light (battery, headlights, turn signals, mirrors, etc.)
O - Oil (fluid levels)
C - Chassis (frame, suspension, chain, etc.)
S - Stands (center stand and/or kickstand)
.
T - Шины, диски
C - Управление (рычаги и педали, кабели, шланги, дроссель)
L - Свет (аккумулятор, фары, поворотники, зеркала и т.д.)
O - Масло (уровень жидкости)
C - Шасси (рама, подвеска, цепочка и т.д.)
S - Подножка


3. ДОСПЕХИ
Вы должны быть уверены, что долгая подготовка к бою завершена.
Вы готовы, если полностью вооружены.


У вас должны быть:
- мотошлем
- мотокуртка
- мотоштаны
- мотоперчатки
- мотоботы


И вот наступило время боя.


ПОДОЙДИТЕ К МОТОЦИКЛУ И ПЕРЕКИНЬТЕ НОГУ
Некоторые советуют подходить к мотоциклу с левой стороны и перекидывать правую ногу. В этом случае падение мотоцикла ограничено с левой стороны вами, а с правой подножкой. Однако, у разных мотоциклов замок ключа зажигания находится с разных сторон. Перед посадкой на мотоцикл вы должны вставить ключ в замок, чтобы руки были свободны для дальнейших действий. Так что не бегайте вокруг мотоцикла, а закидывайте ногу с той стороны, где стоите.


ТОРМОЗА
У мотоцикла есть ручной тормоз, расположенный на правой ручке руля, и ножной тормоз - правая педаль. Ручной тормоз управляет тормозной системой переднего колеса. Ножной тормоз управляет тормозами заднего колеса.
Пережатие ручного тормоза на скорости может привести к опрокидыванию мотоцикла. Пережатие заднего тормоза на скорости может привести к юзу заднего колеса.
Задний тормоз более мягкий, с большим тормозным путем.


ГАЗ
На правой ручке находится и управление газом. Вращая ручку против часовой стрелки, то есть на себя, вы добавляете газ и ускоряете движение мотоцикла. Поворачивая ручку по часовой стрелке, вы сбрасываете газ и мотоцикл начинает медленно притормаживать.


СЦЕПЛЕНИЕ
Переключение скоростей происходит с помощью педали переключения скоростей. Скорости обычно расположены в следующей последовательности:
6
5
4
3
2
Нейтраль
1
На стоянке мотоцикл обычно оставляют на 1 скорости или на нейтрали.
Отжав рукой на левой ручке сцепление, вы получаете возможность переключать скорости.
Скорость переключают левым ботинком на одно деление вверх или вниз до щелчка.


ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ
Установив скорость на нейтраль, вы можете завести двигатель. Проверьте красный переключатель блокировки двигателя. Он нужен в экстренных случаях. Обычно он стоит в одном положении, позволяющем включить двигатель.
Поверните ключ зажигания в положение "ВКЛ"
Нажмите на кнопку включения двигателя и отпустите ее.
Мотор начнет работать.
Можно добавлять или уменьшать подачу газа ручкой газа, пока мотор не разогреется и не перестанет глохнуть при отпускании ручки.


ПОСТАВЬТЕ МОТОЦИКЛ РОВНО
До этого мотоцикл мог стоять на подножке. Вы могли отходить от заведенного мотоцикла и давать ему прогреться.Вы могли даже завести мотор, не садясь на мотоцикл. Но теперь пора трогаться.


УБЕРИТЕ ПОДНОЖКУ
Это делается легким движением ноги на нормальных чопперах или истерическим дерганьем назад мотоциклов типа эндуро с центральной подножкой.


НАЧНИТЕ ДВИЖЕНИЕ
Вы отжимаете сцепление, переключаете скорость на первую передачу, подгазовываете и, плавно отпуская сцепление, начинаете движение вперед.

Управлять мотоциклом на низкой скорости сложнее, чем на высокой. Во-первых, труднее держать равновесие, а во-вторых, нужно привыкнуть к рычагу сцепления, ручке газа и научиться интуитивно понимать отклики мотоцикла при воздействии на рычаг и ручку.


Если рычаг сцепления полностью отпущен, то ехать по-настоящему медленно не получится, двигатель просто заглохнет. Если рычаг полностью выжат, двигатель вообще не крутит колёса. Нужно найти такое взаимное положение рычага и ручки газа, чтобы и двигатель работал устойчиво, и скорость была бы невысокой.

drill1.jpg

Найдите пустую, достаточно обширную парковку. Отметьте 33,5 метра. Поезжайте как можно медленнее вдоль прямой линии. Подберите такое взаимное положение ручки газа и рычага сцепления, чтобы мотор работал ровно и устойчиво. Не опускайте голову, смотрите на горизонт, используйте вестибулярный аппарат и боковое зрение что ориентироваться в пространстве и оставаться на линии.

Когда движение станет равномерным, ещё снизьте скорость. Опять найдите нужные параметры сцепления и газа. Снижайте скорость поэтапно, пока не станете ехать со скоростью пешехода.

ГРАФИК Тренируйтесь 20 минут в день, 3 дня в неделю. Через несколько недель вы должны проезжать 33,5 за 25 секунд или больше. Когда вы почувствуете себя уверенно и станете проезжать дистанцию за 20 секунд или больше, сократите количество тренировок до одной в месяц.

Лучше всего тренировать медленную езду в начале и конце каждой поездки, если, конечно, позволяет дорожная ситуация. Будьте терпеливы. Это не так просто, как кажется, и нужно прикладывать усилия, чтобы поддерживать навык в отточенном состоянии.

Это правильно, а то всегда смешно, когда по телевизору показывают мотоциклиста в пробке, который неуклюже перебирает ногами по асфальту. :)

Просто некоторые люди не понимают, что держать равновесие с ногами на подножке проще.

На самом деле по технике безопасности мотоцикл должен стоять на перекрёстке с включённой первой передачей. Тогда, если сзади вдруг кто-то забудет затормозить, можно будет быстрее подвинуться.

Но если передача включена, то получается, всё равно какая нога стоит на земле. Так что непонятно, почему япошки левую ставят.

На старте ставить на асфальт нужно правую ногу: левая втыкает передачи. Часто ногу просто тяжело закинуть на подножку при быстром разгоне, поэтому есть ситуации, когда правая нога некоторое время висит в воздухе и ставиться уже когда ускорение становится меньше, чем при старте (отсюда и то, что левая должна быть изначально на подножке, потому что при быстром старте есть большая вероятность остаться на первой передаче)

KILLI, при остановке на дороге, на асфальт нужно ставить левую ногу, чтобы правой ногой была возможность держать задний тормоз (например, при старте на подъеме).

Как самостоятельно научиться ездить на мотоцикле?

КАК ПОЛЮБИТЬ МОТОЦИКЛ

ГДЕ КАКАЯ РУЧКА И КУДА ЛИТЬ БЕНЗИН

Читать книги и руководства по эксплуатации, конечно, можно, но лучше первое знакомство с мотоциклом провести на ощупь .

Органы управления байком также не отличаются особой сложностью, поэтому даже меняя мотоциклы, как перчатки, ты всегда будешь чувствовать себя в своей тарелке. Безусловно, у каждой модели есть свои особенности, но перепутать кик-стартер с ножным тормозом или рычагом переключения передач может только редкий талант и ты к ним, конечно, не относишься. Читать книги и руководства по эксплуатации, конечно, можно, но лучше первое знакомство с твоим мотоциклом провести наощупь. А потом, что непонятно, спросить у умной книжки. Так быстрее запомнишь размещение всех тумблеров и рычажков, как и их предназначение. Поехали?

ВОДИМ МОТОЦИКЛ С ПЕРВОГО ДНЯ

Начинать знакомство с мотоциклом нужно так: снимай с подножки (о ней чуть позже), бери его за рога, чуть наклоняй на себя и толкай вперёд. Тяжело? То-то. Это полбеды, а теперь попробуй пройти с ним небольшой круг против часовой стрелки. Так будет проще, потому что мот будет заваливаться на тебя и ловить тебе его будет проще.

Усложняем задачу. Проходим круг по часовой. Это сложнее, потому что мотоцикл стремится вырваться из рук и грохнуться в противоположную от тебя сторону. Когда ты будешь чувствовать, что полностью контролируешь баланс байка и управляешь только небольшими усилиями и передним тормозом, задание выполнено. Твои мышцы начинают запоминать усилия, которые ты передаёшь и нагрузку от мотоцикла, а значит, в будущем это дойдёт до автоматизма и не вызовет никаких проблем, независимо от веса байка и его высоты.

Макар Юрченко, чемпион Росси по Супермото и Минимотарду 2015

Для отработки этого простого приёма необходимо найти ровную, или почти ровную, площадку с небольшим уклоном. Задача состоит в том, чтобы не запуская двигатель, скатиться под уклон, сидя в седле байка. При этом надо чувствовать центр тяжести мотоцикла с твоим весом и переносить свой вес, в виде эксперимента, вправо-влево.

На этой же площадке попробуй запрыгнуть на мотоцикл на ходу с левой стороны, как положено. Это может пригодиться, к примеру, когда умерла АКБ или стартер и кик-стартер одновременно. Такое бывает крайне редко, но готовым нужно быть ко всему. Продолжай таким образом резвиться до тех пор, пока не почувствуешь полный контроль над физикой аппарата, его центр тяжести и критические углы отклонения от вертикали. Теперь мы подошли к самому основному. Это пуск двигателя, трогание с места и переключение передач, торможение и маневрирование, дозировка газа и работа рычагом сцепления.

ЗАПУСКАЕМ МОТОР!

Давай представим, что техническим состоянием мотоцикла — полный порядок. У нас пол бака бензина или рабочей смеси, исправно зажигание и система питания. Двухтактные мотоциклы, как правило, запускаются кик-стартером, а четырехтактные с помощью электростартера. Также современный мотоцикл не даст запустить двигатель до тех пор, пока ты не выключишь передачу. На приборном щитке об этом скажет лампа нейтральной передачи.

Чтобы запустить двухтактный мотор, достаточно открыть кран фильтра бензопровода, приоткрыть на четверть оборота ручку газа, включить зажигание и дёрнуть рычаг кик-стартера. Если все правильно отрегулировано, мотор тут же оживёт. Четырехтактный двигатель запускается при помощи электростартера и в карбюраторе или инжекторной системе питания уже сработает система пуска, поэтому открывать ручку газа не нужно. Запускаем двигатель и прогреваем его до минимальной рабочей температуры, в зависимости от модели мотоцикла и типа системы охлаждения.

ТРОНЕМСЯ ВСЕ

Правильно тронуться нужно уметь, чем мы сейчас и займёмся. Для начала возобнови в памяти конструкцию коробки передач своего мотоцикла и устройство сцепления. Так будет понятнее, что происходит с двигателем, когда ты будешь переключать передачи и выжимать сцепление. Когда ты визуально представишь работу всех узлов, ты автоматически будешь стараться не причинить им вред — не рассыпать шестерни КПП и не сжечь диски сцепления.

Ну вот, двигатель прогрет и работает на холостых оборотах, ты снял байк с подножки и уселся удобно, упираясь левой ногой в асфальт. Теперь поиграй ручкой газа, на слух синхронизируй количество оборотов и угол отклонения ручки от нуля. При трогании с места самое главное — удачно дозировать подачу топлива, без перебора и без недостатка. В противном случае, мотор или заглохнет при трогании с места, или мотоцикл резко дёрнётся, последствия чего могут быть самыми непредсказуемыми. Поэтому важно знать на слух количество оборотов, как раз необходимых для трогания с места, даже без помощи тахометра, если он у тебя есть.

Теперь выключай сцепление, прижав рычаг до упора и втыкай первую передачу. Плавно отпускай сцепление до тех пор, пока не почувствуешь, что обороты двигателя начнут падать, а мотоцикл потихоньку трогаться. Пока хватит. Выжимай сцепление и выключай передачу, ставь на нейтралку и проделай это упражнение до тех пор, пока нейтральная передача не станет включаться на уровне автоматизма. Это очень важно и избавит тебя от нервотрепки на светофорах и при остановках.

Когда почувствуешь уверенность (как тебе покажется), можно пробовать трогаться по-настоящему. Выключай сцепление, включай первую, отпуская сцепление синхронно убирай ногу с асфальта. Все, ты поехал. Пока не спеши переключаться дальше, покатайся на первой передаче, несколько раз остановись и тронься заново. Следи за центром тяжести и за оборотами двигателя при остановке и трогании. Все должно получаться на рефлекторном уровне, нужно терпение и старание.

ПОПУТНОГО ВЕТРА!

В целом, если кто-то когда-то тебе скажет, что он умеет управлять мотоциклом, не верь. Учиться владеть искусством управления байком можно бесконечно, нет предела совершенству и, освоив базовые навыки, о которых ты только что прочитал, ты только начнёшь понимать, как замечательно, что у тебя есть мотоцикл. А впереди ещё годы освоения различных приёмов, нештатных ситуаций и непредвиденных случайностей, куча приятных моментов, цистерна адреналина и тома воспоминаний о мотопутешествиях и слётах. Так что с мотоциклом не соскучишься никогда.

НУ И НЕ МЕНЕЕ ВАЖНОЕ!

Макар Юрченко, чемпион Росси по Супермото и Минимотарду 2015

Все права на статейный материал защищены. Репост, копирование или любое другое использование данного статейного материала без ссылки на источник и указания имени автора запрещены.

Читайте также: