Как установить шкив распредвала ваз 2109

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Разрезной шкив привода распредвала

Любые детали современных двигателей, как известно, изготавливаются не абсолютно точно, а с определенными допусками. И при определенном стечении обстоятельств, при сборке нового двигателя возможна такая ситуация, что ошибка в положении распределительного вала относительно коленвала может составить несколько градусов. Для моторов переднеприводных ВАЗов это может выразиться в существенном падении мощности, снижении экономичности.

Подстроить указанный угол до оптимальных значений нам поможет разрезной (или составной) шкив распределительного вала. Суть в том, что его конструкция позволяет регулировать положение зубчатой части относительно распредвала.

Также такой шкив поможет подстроить работу двигателя при установке нештатного распредвала с измененным профилем кулачков. Но точная установка доступна разве что профессионалам при наличии специального оборудования, а любители могут поэкспериментировать с установкой различных углов опережения (или отставания) и тестировать поведение двигателя при различных их значениях и вывести для себя наиболее подходящий. Например, можно переместить максимальный крутящий момент от стандартных 3000-3500 об/мин в сторону более низких оборотов 2000-3000 об/мин для увеличения тяги на низах. Для этого нужно установить фазы газораспределения с небольшим опережением. Но при этом придется пожертвовать максимальной мощностью двигателя, и соответственно, максимальной скоростью автомобиля.

Разрезной шкив состоит из ступицы, которая сажается на распредвал, и зубчатого венца, которые между собой соединяются при помощи 6-ти болтов. В зубчатом венце имеются отверстия с резьбой, а прорези в ступичной части шкива имеют специальную форму, позволяющую поворачивать зубчатый венец относительно ступицы. Так мы получаем возможность изменять фазы газораспределения. Прорези в ступице шкива позволяют изменять угол в пределах примерно 5 градусов, что достаточно для тонкой подстройки, и недостаточно для того, чтобы как-либо навредить двигателю.
Заменить штатный зубчатый шкив на разрезной можно, воспользовавшись мурзилкой по вашей модели автомобиля. Отмечу лишь, что разбирать привод ГРМ нужно, выставив шкив распредвала и маховик в определенное положение, совместив метки на шкиве и маховике с соответствующими контрольными рисками на кожухе ГРМ и картере сцепления соответственно.

Метки на шкиве и маховике

Перед установкой разрезного шкива нужно установит его в нулевое положение, то есть чтобы расположение зубчатой части относительно ступицы разрезного шкива соответствовало штатному шкиву.

Для этого ослабляем шесть болтов разрезного шкива, кладем его на штатный шкив и совмещаем пазы под шпонку в центральных отверстиях шкивов. Для этого можно воспользоваться сверлом 4 мм. После совмещения шпоночных отверстий совмещаем положение зубьев до точного совпадения путем поворота зубчатой части разрезного шкива.

Регулировка шкива

При этом видно, что отверстие под болт в разрезном шкиве располагается по центру прорези, что логично.

Прорезь для регулировки шкива

Для контроля правильности установки разрезного шкива нужно нанести специальную установочную метку, как и на стандартном шкиве на его внешней стороне, повернутой к пользователю. Дело в том, что на разрезном шкиве, который изготавливается из двух стандартных, эта метка расположена на обратной стороне, которая на установленном шкиве не видна.

Далее необходимо нанести на зубчатый венец и ступицу метки, совпадающие при его нулевом положении для контроля угла смещения фаз.

Чтобы точно контролировать угол смещения при регулировке шкива, можно на время регулировки помещать между частями разрезного шкива кусочек рулетки. После регулировки его необходимо извлечь во избежание его самопроизвольного выпадения в процессе работы ГРМ.

Теперь разрезной шкив готов к установке, прибегаем к помощи руководства по ремонту ВАЗ 2109 для правильного сбора механизма ГРМ.
Теперь можно поэкспериментировать с изменением фаз газораспределения путем отворачивания шести болтов на разрезном шкиве и поворотом коленчатого вала за зубья маховика при помощи отвертки через специальное отверстие в картере сцепления. После регулировки затягиваем болты на шкиве. Результат можно оценить в движении, опираясь на свои ощущения, и при необходимости регулировку можно повторить.

Как снять шкив распредвала ваз 2109


То, что течёт сальник распредвала я заметил уже давно — вся левая часть двигателя закидана маслом. Но тек он не так, что б и сильно, поэтому с заменой я не спешил. Об этом начал задумываться только с приближением холодов — нужно было подготавливать машину к зиме, что бы потом не пришлось лишний раз морозить руки и пятую точку.

Замену сальника распредвала я буду рассказывать на примере автомобиля Калина. Суть работы абсолютно ни чем не отличается.

Замена сальника распредвала Калина 8 клапанов

Первое, что делаем — снимаем защитный кожух. Он крепится 3-мя болтами.


Получили доступ к ремню ГРМ и шкиву. Прежде, чем снимать ремень нужно установить 1-й цилиндр в верхнюю мертвую точку (ВМТ). Вращаем шестерню распредвала по часовой стрелке и устанавливаем ее по метке. Так же смотрим метку на маховике коленвала (через смотровое окошко со стороны коробки).



Только после этого ремень вместе с шестеренкой можно снимать. Как застопорить шестерню? Слева от распредвала есть шпилька с гайкой «на 10». Накидываем на нее головку с ключем и стопор готов.


Ослабляем натяжной ролик, что бы ослабить и снять ремень.


Снимая шестерню распредвала следите за шпонкой, она должна оказаться снизу. Постарайтесь не уронить ее.

Как видно на картинке, сам сальник и все вокруг забрызгано маслом. Верный признак, что бы заменить его.


Как снять сальник распредвала? Здесь есть несколько путей решения данной задачи.

  1. Пробить сальник отвёрткой и вытащить наружу на излом. Чем тоньше острие отвёртки, тем лучше.
  2. Подсунуть под сальник загнутую спицу (Г — образную), зацепиться за него и тащить.
  3. Пытаться выковырять его тонким ножем или отвёрткой, стараясь зацепиться за внешний ободок (больший радиус).

Вначале я хотел использовать первый способ, но мне помешал бачек омывателя — не давал размахнуться молотком. В итоге сальник получилось достать 3-м методом. Выходит он довольно легко, главное хорошо зацепиться.

Протираем посадочное место от грязи и масла. Новый сальник распредвала нужно обмазать герметиком (только наружную часть), а внутреннюю часть — моторным маслом.


Как установить новый сальник распредвала? Что бы он равномерно сел на своё место лучше всего использовать наставку такого же диаметра. Я нашел старый кусок трубы, который идеально подошёл. Аккуратно натягиваем сальник на вал, берем наставку и равномерно вдавливание его на посадочное место. Лишний герметик вытираем тряпкой.



Вот и все, замена сальника распредвала успешно произведена собственными силами. Для меня самым сложным было достать старый, а все остальные этапы работы особых затруднений не вызвали. И еще одно, натягивайте ремень ГРМ таким образом, что бы он изгибался не больше чем на 90 градусов.


Думаю, говорить о том, что собирать все назад нужно в обратной последовательности не нужно;)


Категория: Ремонт авто инструкция

Характеристики автомобиля: Габариты авто следующие, длина — 3120, ширина — 1100, высота — 1160 мм. Колесная база составляет 2040 мм. Дорожный просвет 176 мм. Автомобиль оснащается гибридным силовым агрегатом. 2—цилиндровый двигатель оборудован системой обеспечивающей выходную мощность мотора. На каждый цилиндр приходится по 4 клапана. Диаметр одного цилиндра составляет 74 мм, ход поршня – 70 мм. Коленвал двигателя и разгоняется до 7000 оборотов в минуту. Максимальный крутящий момент удерживается вплоть до 5000 оборотов в минуту.

Выложил админ: по просьбе Дмитрийа

Cмотрите ВИДЕО про как снять шкив распредвала на ваз 2109.

Мнение автовладельца по имени Имран :Надежность двигателя, ходовой, электроники, кузова.

Оригинальное название: . . . . . camshaft . ?? . 2109

Дата выхода: 03. 10. 2019 года

Качество: HD 720

Смех в теме: Друг работает в полиции и на днях рассказывает: “Что-то трупы осматривал, смотрю, а они все в подштанниках. Походу тоже пора их носить”.

Примечание!
Для замены сальника распредвала, вам понадобится накидной ключ, удлинитель с головкой на «10», а так же оправка, молоток и отвертка!

Краткое содержание:

Где находится сальник распредвала?
Сальник располагается сразу же за шкивом распределительного вала. Сальник можно разглядеть двумя способами, либо при снятом шкиве распредвала (Очень хорошо рассматривается, смотрите фото ниже), либо при установленном шкиве но уже не так отчетливо.

Когда нужно менять сальник распредвала?
Сальник подлежит замене, при:

  • Обнаружении на нём следов протекания масла.
  • А так же при его деформации.

Примечание!
Протекать масло через сальник может еще по некоторым причинам, к ним относят:

  1. Сильную загрязненность системы вентиляции картера. (Как очистить систему, подробно читайте в статье на нашем же сайте, под названием: «Очистка системы вентиляции картера»)
  2. А так же пережатие шлангов этой же системы.

Примечание!
После устранения всех этих проблем, если течь через сальник не прекратиться, то в таком случае замените его на новый!

Снятие:
1) В начале операции, с «АКБ» (что в переводе означает аккумуляторная батарея), скиньте «минусовую» клемму. (Как с «АКБ» скинуть клемму, смотрите в статье: «Замена аккумулятора» в пункте «1»)

2) Далее в обязательном порядке выставите все метки «Газо-распределительного механизма», и после чего снимите ремень «ГРМ» с автомобиля. (Как выставить все метки и после чего снять ремень «ГРМ», вы найдёте в статье: «Замена ремня ГРМ», в рубрике «Снятие»)

3) Когда ремень будет снят, через отверстие шкива распределительного вала просуньте головку «на 10» с удлинителем, а после этого оденьте её на гайку которая крепит заднюю крышку ремня «ГРМ», тем самым вы зафиксируете шкив от проворачивания. После того как шкив зафиксирован, с помощью накидного ключа отверните центральный болт который этот шкив крепит.

Примечание!
Когда центральный болт будет отвернут, снимите шкив распределительного вала с автомобиля!

4) Затем взяв в руки плоскую отвертку, выньте с её помощью шпонку шкива из паза в распределительном вале.

Примечание!
Шпонку нужно вынимать обязательно, а иначе при извлечении сальника она может просто потеряться!

5) После того как шпонка будет вынута, не убирая отвертки извлеките при помощи неё сальник распределительного вала.

Установка:
• Прежде чем начать установку нового сальника, проверьте его состояние осмотрев для этого его рабочую кромку, которая указана буквой «А». На рабочей кромки не должно присутствовать дефекты, она должна быть ровной, без вмятин, без вырывав, и без наплывов резины.

• Пружина сальника распредвала которая обозначается буквой «Б», так же должна быть целой и нерастянутой в противном случае замените сальник на новый.

1) Сперва взяв в руки новый сальник распредвала, смажьте моторным маслом его рабочую кромку.

2) Затем установите сальник рабочей кромкой по направлению к головки блока цилиндров, и после чего аккуратно при помощи отвертки или деревянной палочки, заправьте рабочую кромку сальника на распределительный вал.

Примечание!
Когда сальник будет установлен на распредвал, окончательно забейте его во внутрь при помощи молотка и подходящего диаметра оправки. Если у вас нет оправки, то в таком случае вместо неё можно использовать головку, или же отрезок трубы подходящего диаметра!

3) И в завершение, все ранее снятые детали такие например как: шпонка шкива, сам шкив распредвала и ремень «ГРМ», установите на своё место.

Примечание!
• Подробности по установки ремня «ГРМ», смотрите всё в той же статье в которой описывалась инструкция по его снятию.

• Шкив распределительного вала обязательно должен быть установлен, выступающей частью ступицы к двигателю автомобиля!

Дополнительные видео материалы:
Ниже специально для вас мы подготовили видео-ролик, в котором подробно описывается замена сальника распредвала на автомобилях «Самарского» семейства.

Ваз 2109: замена сальника распредвала без проблем

 Сальник распределительного вала ваз2109

Замена сальника распредвала ваз 2109 выполняется по тем же самым причинам, что и замена переднего либо заднего манжета коленвала, при обнаружении масляных потеков. Если вы обнаружили следы подтекания масла через сальниковую манжету распредвала, проверьте сначала, систему вентиляции картера (она могла засориться).
Возможно, пережаты шланги этой самой системы, в случае необходимости прочистите систему. Если после этого течь масла не прекратилась, значит, замена сальника распредвала на ваз 2109 решит эту проблему.

Назначение

Что из себя представляет сальник и зачем он нужен? Сальник (резинометаллический манжет) это специальное уплотнение в виде кольца из резины на металлической основе, которое применяется для уплотнения узлов и агрегатов с вращающимися деталями для обеспечения герметичности зазоров между вращающимися и неподвижными и деталями.
Основное предназначение манжета – не допустить утечки смазочной жидкости. Кроме этого, вспомогательное назначение сальника – это защита агрегата от попадания влаги, пыли и грязи.
Выполнить его замену своими руками вам не составит труда.

Инструмент

Необходимый минимум инструмента:

  • Ключ накидной «17»
  • Головка «10», с удлинителем
  • Плоская (шлицевая) отвертка
  • Молоток
  • Оправка для сальника

Приступаем к замене манжета

Чтобы заменить сальник распредвала ваз 2109, делаем следующие операции:

Предупреждение: вращайте коленвал исключительно за болт, крепящий к нему шкив (категорически запрещено поворачивать коленвал, вращая его за шкив распредвала – вы можете повредить клапана и поршни). Совет: Поскольку вращать коленвал за болт шкива неудобно без специального ключа, можно это сделать другими способами:

  • Включаем любую передачу (а лучше всего четвертую) и медленно катим машину до совпадения отметки, расположенной на шкиве распредвала и отметки, находящейся на задней крышке приводного ремня распредвала
  • Включите передачу и вывесите на домкрате (подложив деревянные бруски) любое переднее колесо. Затем вращайте вывешенное колесо вплоть до совпадения отметки, расположенной на шкиве распредвала и отметки, находящейся на задней крышке привода ремня распредвала

Теперь, когда фазы газораспределения выставлены правильно, замена сальника на распредвале ваз 2109 продолжается:

  • После этого необходимо отпустить ролик натяжитель и снять ремень
  • Ключом «17» откручиваем болт, крепящий шкив распределительного вала
  • Чтобы вал у нас не вращался, через отверстие в шкиве пропустите головку «10» с удлинителем и наденьте ее на гайку, крепящую заднюю крышку приводного ремня ГРМ (фото ниже)

Откручиваем болт, крепящий шкив, фиксируем шкив от вращения надев головку «10» с удлинителем на гайку, крепящую заднюю крышку кожуха приводного ремня

Откручиваем болт, крепящий шкив, фиксируем шкив от вращения надев головку «10» с удлинителем на гайку, крепящую заднюю крышку кожуха приводного ремня

  • Затем снимаем шкив распредвала
  • Шпонку шкива, чтобы не потерять, достаем из паза распредвала
  • Извлекаем сальник поддев его отверткой

Извлекаем сальник

Прежде чем устанавливать новый манжет, ваз 2109 замена сальников распредвала имеет свои тонкости:

  • Проверьте, совпадает ли на ваз 2109 размер сальника распредвала со снятым образцом (рекомендуется выбирать новый по маркировке старого, либо смотреть, что рекомендует инструкция по эксплуатации)

Важно: Не многие автолюбители знают, что любой манжет имеет направление вращения, если его перепутать, то он работать не будет

  • Проверьте его рабочую кромку, на ней не должно быть наплывов резины и вмятин
  • При обнаружении дефектов, замените сальник, устанавливать дефектный не имеет смысла, он не устранит течь смазки
  • Теперь устанавливаем на ваз 2109 сальник распредвала
  • Чтобы легче было установить манжет на место, рекомендуем по периметру его рабочей кромки сделать небольшую фаску при помощи надфиля, кромка будет проще одеваться на распредвал.
  • Обязательно смазываем трущиеся поверхности манжета моторным маслом и только после этого одеваем его на распредвал
  • Поправляем кромку при помощи острой деревянной палочки, если кромка подогнулась

Кромку манжета поправляем острой деревянной палочкой

Кромку манжета поправляем острой деревянной палочкой

  • Окончательно сажаем сальник на место с помощью молотка и оправки подходящего диаметра либо головки

Сажаем манжет на место с помощью молотка и подходящей оправки либо головки

Сажаем манжет на место с помощью молотка и подходящей оправки либо головки

  • Выполняем сборку в обратной последовательности
  • При этом шестеренку распредвала устанавливаем выступающей частью ее ступицы к мотору

Выступающей частью ступицы (на нее указывает красная стрелка) к мотору

Выступающей частью ступицы (на нее указывает красная стрелка) к мотору

На этом замена сальников распредвала ваз 2109 завершена, остался один маленький, но важный нюанс:

  • Обязательно отрегулировать натяжение приводного ремня распредвала
  • При правильной натяжке ремень распределительного вала на ваз 2109, поворачивается двумя пальцами (с усилием 15-20 Н) на 90 градусов
  • Прокручиваем мотор на два оборота коленчатого вала и заново проверяем натяжение ремня
  • Повторяем регулировку при необходимости

Замена сальников распредвала на ваз 2109 полностью завершена, она не представляет собой ничего особо трудного или невозможного, если какой-то момент вам непонятен, посмотрите видео.

Замена ремня ГРМ является одной из самых важных процедур технического обслуживания автомобиля. Обрыв ремня ведёт к поломке двигателя несущей под час дорогостоящий ремонт, тем более данный вид работ не требует больших материальных затрат и умения квалифицированного специалиста.

Здесь очень важно понимать процессы, происходящие в работающем двигателе, чтобы правильно с ориентировать порядок проведения работ по замене ремня ГРМ. Поршень в момент сжатия топлива должен находиться в верхней мертвой точке, соответственно на зубчатом шкиве коленвала имеется метка, при совмещении которой с меткой на передней крышке двигателя фиксируется данное положение.

В момент нахождения поршня в верхней мёртвой точке, клапана данного цилиндра в головке блока должны быть полностью закрыты. Этому соответствует также определённое положение распредвала, которое отмечено меткой. Выставлять метки необходимо по первому цилиндру двигателя. То есть поршень первого цилиндра находится в ВМТ, клапана полностью закрыты.

Необходимо также понимать, что следующее положение поршня, при котором происходит сжатие топлива и метки расположены правильно соответствуют одному обороту распредвала и двум оборотам коленвала, то есть метка коленвала дважды совмещается с меткой на передней крышке двигателя, а правильное её положение соответствует тому когда поршень находится в ВМТ в момент сжатия топлива и клапана первого цилиндра закрыты полностью, если все это понимать то сам процесс установки ремня не вызовет ни каких затруднений.

Возьмите любой существующий двигатель внутреннего сгорания, все эти процессы останутся неизменными, различие лишь в конструкции привода грм, либо это ремень либо цепь либо шестерни. Нам остаётся разобраться лишь в нюансах характерных для каждого типа двигателя.

В этой статье я хотел бы рассказать об устройстве ГРМ двигателя установленного на автомобиль ВАЗ 2109, с головкой блока цилиндров имеющую 8 клапанов, то есть каждый цилиндр имеет один выпускной и один впускной клапан, соответственно работу этих клапанов обеспечивает один распредвал. И так с чего начать разбирать механизм привода ГРМ. На данном автомобиле удобнее будет снять переднее правое колесо.

Внизу снять защитный кожух. Это нам необходимо, для того чтобы получить доступ к шкиву привода генератора и зубчатому шкиву привода распредвала. Сняв защитный щиток мы сможем открутить болт крепления шкива привода генератора . Предварительно необходимо ослабить натяжение ремня генератора, и снять ремень Затем снимаем пластмассовый защитный кожух сверху. Он держится на трёх крепёжных болтах. Ослабляем гайку крепления натяжного ролика, после этого ремень легко снимается с зубчатых шкивов.

Теперь необходимо заменить натяжной ролик на новый. Для этого устанавливаем дистанционную шайбу, сам ролик и притягиваем ролик крепёжной гайкой.

Желательно заодно поменять и помпу, не больших денег она стоит, а вреда может принести очень много в случае выхода из строя.

ВАЗ 2109 карбюратор метки грм

ВАЗ 2109 карбюратор метки грм

ВАЗ 2109 карбюратор метки грм

ВАЗ 2109 карбюратор метки грм

Теперь необходимо правильно установить коленчатый вал, для этого прокручиваем до совмещения метки на зубчатом шкиве и передней крышке двигателя.

ВАЗ 2109 карбюратор метки грм

ВАЗ 2109 карбюратор метки грм

Поршень находится в верхней мёртвой точке. Этому положению также соответствует риска на маховике, которая совмещается с центральной прорезью шкалы установки зажигания. Её хорошо видно через смотровое окно в корпусе кожуха маховика.

метки грм ваз 2109 карбюратор

Следующим этапом устанавливаем метку зубчатого шкива привода распредвала, совмещая её с выступом на защитном кожухе ГРМ. Это положение распредвала соответствует моменту сжатия топлива в камере сгорания, и клапана в цилиндре при этом закрыты.

метки грм ваз 2109 карбюратор

метки грм ваз 2109 карбюратор

Устанавливаем зубчатый ремень, так как показано на фотографии, пропуская его через помпу и натяжной ролик.

метки грм ваз 2109 карбюратор

метки грм ваз 2109 карбюратор

Устанавливаем на своё место шкив привода генератора. Натягиваем ремень при помощи натяжного ролика, для этого у ролика имеются специальные отверстия.

метки грм ваз 2109 карбюратор

метки грм ваз 2109 карбюратор

После того как мы натянули ремень и зафиксировали натяжной ролик, очень важно ещё раз проверить соответствуют ли метки правильному положению. Для этого проворачиваем коленчатый вал несколько раз и совмещаем метки, если они встали правильно. Закрываем верхний защитный кожух, устанавливаем нижний кожух и колесо. Всё, двигатель можно заводить.

Как правильно выставить метки грм на ваз 2109

как выставить грм ВАЗ 2109

Как определить, что порван ремень ГРМ? Достаточно просто, так как пропадает искра, двигатель не заводится, а коленчатый вал вращается быстрее, нежели обычно. Конечно, как выставить ГРМ ВАЗ 2109 правильно, нужно знать и при замене ремня. Вот сейчас и рассмотрим этот случай.

Как снять ремень ГРМ ВАЗ 2109?

Перед началом проведения работ установите под задние колеса упоры и выжмите ручной тормоз. Это не даст машине скатиться. Ослабьте болты на правом переднем колесе, так как его придется снимать.

Поднимите правую сторону на домкрате и окончательно снимите колесо (закиньте его под картер двигателя, чтобы в случае падения машина не упала на тормозной диск). Откройте капот и ключом на 10 выкрутите три болта, которыми крепится защитный кожух механизма газораспределения. Все, теперь у вас есть общий вид на него, можно продолжать.

Теперь ослабьте гайку на генераторе и снимите ремень его привода. Он будет мешать проведению замены, так как придется снимать с коленвала шкив. Ключом на 19 (можно даже баллонником) выкрутите болт, которым прикручен шкив к коленчатому валу.

На карбюраторных вариантах автомобилей можно вставить в прорезь шкива отвертку или небольшой ключик, чтобы удержать коленчатый вал от проворачивания. На инжекторных придется воспользоваться помощью напарника, который будет сидеть в салоне и жать на педаль тормоза (при этом нужно включить пятую скорость).

Когда выкрутите болт, нужно ослабить натяжной ролик ВАЗ 2109, чтобы облегчить снятие ремня. Для этого берете ключ на 17 и выкручиваете гайку. Причем можно ролик ГРМ ВАЗ 2109 снять полностью, так как при установке нового ремня его тоже следует менять.

Снимите ремень со шкивов и обратите внимание на состояние помпы – в ней не должно быть люфтов, рукой подергайте ее шкив в стороны. Характерной особенностью наличия люфта и сильной выработки жидкостного насоса может служить появление выработки по краю ремня. Если таковая есть, то стоит сразу же менять насос.

Что касается замены помпы, то это нужно проделывать при каждой второй смене ремня. Если учесть, что автомобили данного семейства уже все старше пяти лет, то рекомендуемый срок замены ремня – около 50 тыс. км. Жидкостный насос же работает около 90-100 тыс. км. пробега.

Следовательно, нужно устанавливать новый своевременно, не дожидаться, когда он полностью износится и порвет ремень. А вот натяжной ролик ВАЗ 2109 нужно менять одновременно с ремнем, других вариантов нет.

Как выставить ГРМ ВАЗ 2109 правильно?

Для работы вам потребуется ключи на 17 и 19, фонарик и плоская отвертка. Снимите полностью старый ремень с роликом (только не потеряйте шайбы, подложенные под ним и на него). Установите новый натяжной ролик ВАЗ 2109, после чего приступайте к регулировке.

Ключом проверните шкив распределительного вала до момента, когда метка на нем совпадет с планкой, прикрепленной к блоку двигателя. После этого старайтесь не трогать распределительный вал, чтобы не сбить его (хотя сделать это достаточно сложно, но при желании все можно).

Несколько фото, которые дадут наглядное представление о том, какие метки необходимо совмещать при установке ремня ГРМ на девятке:

Метка грм на распределительном валу

1. Выставление метки на распределительном валу:

метка на шкиве коленчатого вала

2. Проверка совпадения меток на шкиве коленчатого вала

метка на маховике коленвала

3. Сверяемся с метками на маховике для более точной установки

Наживите на коленчатый вал болт, чтобы можно было выставить шкив по меткам. Проверните коленвал до тех пор, покуда метка на шкиве не станет четко вертикально – это самый первый ориентир. После, чтобы удостовериться в правильности, выньте резиновую заглушку в картере сцепления.

Откроется смотровое окошко, через которое вы увидите маховик. Так вот, на последнем должна быть метка – черта, которая при нормальных настройках совпадает с прорезью на планке, прикрепленной к блоку двигателя. Это ваш второй ориентир, который прямо говорит о точности настройки. Теперь осталось только надеть ремень сначала на шкив коленчатого вала, затем распределительного.

Чтобы отрегулировать натяжение ремня, нужно установить в ролик ГРМ ВАЗ 2109 спецключ (можно, при условии его отсутствия, провести натяжение и при помощи отвертки и пары саморезов или гвоздей). Нормальное натяжение – это когда в самом длинном участке получается провернуть его максимум на 90 градусов. Да, он должен проворачиваться, но прокручиваться.

Если же повернуть его вообще не получается, то натяжение чрезмерное, нужно ослабить. Для этого натяжной ролик ВАЗ 2109 и существует. Ослабьте гайку и проведите процедуру заново. После этого ключом прокрутите на несколько оборотов коленчатый вал и перепроверьте совпадение всех меток. Если все нормально, собирайте узел и заводите мотор.

Фотогалерея замены

На фотографиях представлены некоторые шаги по замене ремня ГРМ.











Инструкция по замене ремня на авто с инжекторным двигателем

Инжектор устанавливался только на один тип моторов «девятки» — с рабочим объемом цилиндров 1,5 л. Применение системы впрыска топлива не вызвало корректировок схемы привода распределительного вала. Процедура замены ремня ГРМ на ВАЗ 2109 с инжекторным двигателем практически не отличается от перечня работ на карбюраторной машине.

Отличием является демонтаж старого ремня, при котором понадобится:

  1. Снять с двигателя датчик положения коленчатого вала, установленный рядом со шкивом. Для демонтажа требуется отстегнуть штекер проводки, а затем отвернуть болт крепления датчика. После этого сенсор вынимается из направляющего отверстия.
  2. Для ослабления натяжки ремня привода вспомогательных агрегатов требуется отвернуть гайку М13, установленную на генераторе.

Тонкости замены ремня ГРМ на инжекторной машине показаны в видеоролике от канала «Alex ZW».

При обратной сборке тоже есть несколько отличий:

  1. Требуется установить соответствующим образом шкив коленчатого вала. Для этого необходимо выставить верхнюю мертвую точку в первом цилиндре — по метке на маховике и на картере. При этом совпадет метка шестерни распредвала с засечкой на пластине. Установленный шкив должен располагаться напротив датчика началом 20-го зуба, отсчитанного от двух пропущенных.
  2. Зазор между датчиком и шкивом должен составлять 0,4-1,0 мм.
  3. После окончания сборки провести запуск и проверку работы двигателя.

Проверка натяжения ремня ГРМ

При корректной силе натяжения ремня длинная ветвь должна поворачиваться на 90º путем воздействия большого и указательного пальца руки. Для выполнения проверки не должно требоваться большого физического усилия. При перетяжке возникают дополнительные нагрузки на подшипники помпы и натяжного ролика, которые выводят их из строя. Чрезмерный натяг вреден и для самого ремня, который может оборваться во время работы двигателя.

Эпизод …следующий. Установка распредвала

Как говорится: "Распредвал, твой выход"))
Т.к. в процессе непредвиденной капиталки все устанавливалось новое и распредвал это не обошло стороной.
В то время как покупалась новая ГБЦ, тогда же и был куплен новый распредвал. Такого как у меня стоял 2108 не было в продаже, поэтому купил 2110 для карбюраторного движка.

В чем их отличия я визуально не определил, но измерил высоту кулачков заметил маленькие отличия.
Впускные кулачки имели высоту: 47,6 мм

А выпускные: 47,2 мм

Измерив высоту кулачков на старом распредвале, я получил высоту всех кулачков ровно 47 мм

Может кулачки подносились или они такую высоту и имеют не понятно.
Ну в общем будем ставить его.
На крышки и шейки распредвала на ГБЦ была нанесена монтажная паста, та что использовалась при сборке коленвала:

Также по краям, где будет ставиться сальник и с противоположной стороны по краям был нанесен герметик

И все спокойно было установлено на свое место и зажато моментом 2,2 кг в порядке как по книжке.

Установив крышку крепления дополнительных агрегатов. Я решил измерить осевой люфт распредвала

Он составил в среднем 0,35 — 0,37 мм

На старом я както не ощутил разницы, может потому что не правильно ее настраивал.
Ну где то как то так. Продолжаем сборку…

Лада 2109 1996, двигатель бензиновый 1.5 л., 72 л. с., передний привод, механическая коробка передач — своими руками

Машины в продаже


Лада 2109, 1995


Лада 2109, 1996


Лада 2109, 1994


Лада 2109, 1996

Комментарии 13

Вопрос. Есть некоторые дефекты на кулочке распредвала. Думал что заменить распредвал и отрегулироваль клапана не составит проблем, но в сервисе сказали что что бы заменить нужно будет шлифовать пастели иначе новый распредвал заклинит. Грубо говоря капиталка головки. Так ли это?

Я бы для начала промерял шейки распредвала старого и нового. Есть определенные допуски по диаметру шеек распредвала: 24,915 — 24,931 мм. Если все в допуске, то можно менять спокойно.
На СТО от части правы, но не в том направлении. Дело в том что довольно часто разбиваются сами постели распредвала, т.к. они алюминиевые и больше подвергаются износу, отсюда диаметр самих постелей увеличивается или обретает элипсность. Потому тут все индивидуально. Нужно ставить новый распредвал и проверять как он вращается в постели. Надо смотреть, чтобы его не закусывало и он не болтался сильно.

Понятно, спасибо. Ну они мне сразу с ходу так сказали что для замены потребуется, без каких либо замеров. Т.е. сразу по максимально возможному варианту.

Как выставить метки грм на ВАЗ 2109

В этой статье показано как выставить метки ГРМ на ВАЗ 2109. Замена ремня ГРМ является одной из самых важных процедур технического обслуживания автомобиля. Потому что обрыв ремня ведёт к поломке двигателя. Вконечном счёте данный вид работ не требует больших материальных затрат и умения квалифицированного специалиста. Очень важно понимать процессы, происходящие в работающем двигателе, Чтобы правильно с ориентировать порядок проведения работ по замене ремня ГРМ.

Как выставить метки грм ВАЗ

Поршень в момент сжатия топлива должен находиться в верхней мертвой точке. Соответственно на зубчатом шкиве коленвала имеется метка. При совмещении которой с меткой на передней крышке двигателя фиксируется данное положение. В момент нахождения поршня в верхней мёртвой точке. Клапана данного цилиндра в головке блока должны быть полностью закрыты.

Этому соответствует также определённое положение распредвала. Которое отмечено меткой. Выставлять метки необходимо по первому цилиндру двигателя. То есть поршень первого цилиндра находится в ВМТ. Клапана полностью закрыты. Необходимо также понимать, что следующее положение поршня, при котором происходит сжатие топлива и метки расположены правильно.

Соответствуют одному обороту распредвала и двум оборотам коленвала. Вследствии этого метка коленвала дважды совмещается с меткой на передней крышке двигателя. А правильное её положение соответствует тому когда поршень находится в ВМТ в момент сжатия топлива. И клапана первого цилиндра закрыты полностью. Если все это понимать то сам процесс установки ремня не вызовет ни каких затруднений. Возьмите любой существующий двигатель внутреннего сгорания. Все эти процессы останутся неизменными. Различие лишь в конструкции привода грм. Либо это ремень либо цепь либо шестерни. Нам остаётся разобраться лишь в нюансах характерных для каждого типа двигателя.

Разборка ГРМ

Я хотел бы рассказать об устройстве ГРМ двигателя установленного на автомобиль ВАЗ 2109. С головкой блока цилиндров имеющую 8 клапанов. То есть каждый цилиндр имеет один выпускной и один впускной клапан. Соответственно работу этих клапанов обеспечивает один распредвал.

И так с чего начать разбирать механизм привода ГРМ. На данном автомобиле удобнее будет снять переднее правое колесо. Внизу снять защитный кожух. Это нам необходимо, для того чтобы получить доступ к шкиву привода генератора. И зубчатому шкиву привода распредвала. Поэтому сняв защитный щиток мы сможем открутить болт крепления шкива привода генератора . Предварительно необходимо ослабить натяжение ремня генератора, и снять ремень. Затем снимаем пластмассовый защитный кожух сверху. Он держится на трёх крепёжных болтах. Ослабляем гайку крепления натяжного ролика, после этого ремень легко снимается с зубчатых шкивов.

Замена ролика

Прежде всего необходимо заменить натяжной ролик на новый. Поэтому устанавливаем дистанционную шайбу. Сам ролик и притягиваем ролик крепёжной гайкой.

Желательно заодно поменять и помпу, не больших денег она стоит. А вреда может принести очень много в случае выхода из строя.

метки грмна ваз 2109

Устанавливаем коленчатый вал по метке

Теперь необходимо правильно установить коленчатый вал. Для этого прокручиваем до совмещения метки на зубчатом шкиве и передней крышке двигателя.

Как выставить метки ГРМ

Поршень находится в верхней мёртвой точке. Этому положению также соответствует риска на маховике. Которая совмещается с центральной прорезью шкалы установки зажигания. Её хорошо видно через смотровое окно в корпусе кожуха маховика.

Установка распредвала по метке

Следующим этапом устанавливаем метку зубчатого шкива привода распредвала. Совмещая её с выступом на защитном кожухе ГРМ. Это положение распредвала соответствует моменту сжатия топлива в камере сгорания. И клапана в цилиндре при этом закрыты.

Как выставить метки грм на ваз 2109

Установка ремня

Устанавливаем зубчатый ремень, так как показано на фотографии. Пропуская его через помпу и натяжной ролик.


Устанавливаем на своё место шкив привода генератора. Натягиваем ремень при помощи натяжного ролика. Для этого у ролика имеются специальные отверстия.


После того как мы натянули ремень и зафиксировали натяжной ролик. Важно ещё раз проверить соответствуют ли метки правильному положению. Для этого проворачиваем коленчатый вал несколько раз и совмещаем метки. Если они встали правильно. Закрываем верхний защитный кожух, устанавливаем нижний кожух и колесо. Всё, двигатель можно заводить.

Замена сальника распредвала на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099

Примечание!
Для замены сальника распредвала, вам понадобится накидной ключ, удлинитель с головкой на «10», а так же оправка, молоток и отвертка!

Краткое содержание:

Где находится сальник распредвала?
Сальник располагается сразу же за шкивом распределительного вала. Сальник можно разглядеть двумя способами, либо при снятом шкиве распредвала (Очень хорошо рассматривается, смотрите фото ниже), либо при установленном шкиве но уже не так отчетливо.

Стрелка указывает на местонахождение сальника распредвала

Когда нужно менять сальник распредвала?
Сальник подлежит замене, при:

  • Обнаружении на нём следов протекания масла.
  • А так же при его деформации.

Примечание!
Протекать масло через сальник может еще по некоторым причинам, к ним относят:

  1. Сильную загрязненность системы вентиляции картера. (Как очистить систему, подробно читайте в статье на нашем же сайте, под названием: «Очистка системы вентиляции картера»)
  2. А так же пережатие шлангов этой же системы.

Примечание!
После устранения всех этих проблем, если течь через сальник не прекратиться, то в таком случае замените его на новый!

Снятие:
1) В начале операции, с «АКБ» (что в переводе означает аккумуляторная батарея), скиньте «минусовую» клемму. (Как с «АКБ» скинуть клемму, смотрите в статье: «Замена аккумулятора» в пункте «1»)

2) Далее в обязательном порядке выставите все метки «Газо-распределительного механизма», и после чего снимите ремень «ГРМ» с автомобиля. (Как выставить все метки и после чего снять ремень «ГРМ», вы найдёте в статье: «Замена ремня ГРМ», в рубрике «Снятие»)

3) Когда ремень будет снят, через отверстие шкива распределительного вала просуньте головку «на 10» с удлинителем, а после этого оденьте её на гайку которая крепит заднюю крышку ремня «ГРМ», тем самым вы зафиксируете шкив от проворачивания. После того как шкив зафиксирован, с помощью накидного ключа отверните центральный болт который этот шкив крепит.

Засунув головку с удлинителем через отверстие, накиньте головку на гайку. А накидным ключом в это время отверните центральный болт крепления шкива распредвала.

Примечание!
Когда центральный болт будет отвернут, снимите шкив распределительного вала с автомобиля!

Снятие шкива

4) Затем взяв в руки плоскую отвертку, выньте с её помощью шпонку шкива из паза в распределительном вале.

Извлечение отверткой шпонки шкива из паза распредвала

Примечание!
Шпонку нужно вынимать обязательно, а иначе при извлечении сальника она может просто потеряться!

5) После того как шпонка будет вынута, не убирая отвертки извлеките при помощи неё сальник распределительного вала.

Извлечение сальника из отверстия при помощи отвертки

Установка:
• Прежде чем начать установку нового сальника, проверьте его состояние осмотрев для этого его рабочую кромку, которая указана буквой «А». На рабочей кромки не должно присутствовать дефекты, она должна быть ровной, без вмятин, без вырывав, и без наплывов резины.

Стрелкой «А» - указана рабочая кромка сальника

• Пружина сальника распредвала которая обозначается буквой «Б», так же должна быть целой и нерастянутой в противном случае замените сальник на новый.

Стрелкой «Б» - указана пружина сальника

1) Сперва взяв в руки новый сальник распредвала, смажьте моторным маслом его рабочую кромку.

2) Затем установите сальник рабочей кромкой по направлению к головки блока цилиндров, и после чего аккуратно при помощи отвертки или деревянной палочки, заправьте рабочую кромку сальника на распределительный вал.

Установка сальника на распредвал

Примечание!
Когда сальник будет установлен на распредвал, окончательно забейте его во внутрь при помощи молотка и подходящего диаметра оправки. Если у вас нет оправки, то в таком случае вместо неё можно использовать головку, или же отрезок трубы подходящего диаметра!

Запрессовывание сальника до упора в отверстие

3) И в завершение, все ранее снятые детали такие например как: шпонка шкива, сам шкив распредвала и ремень «ГРМ», установите на своё место.

Примечание!
• Подробности по установки ремня «ГРМ», смотрите всё в той же статье в которой описывалась инструкция по его снятию.

• Шкив распределительного вала обязательно должен быть установлен, выступающей частью ступицы к двигателю автомобиля!

Стрелка указывает на выступающую часть ступицы, которая должна быть установлена строго по направлению к двигателю

Дополнительные видео материалы:
Ниже специально для вас мы подготовили видео-ролик, в котором подробно описывается замена сальника распредвала на автомобилях «Самарского» семейства.

Читайте также: