Как включить самосвал на камазе

Обновлено: 05.07.2024

Как поднять кузов на камазе

Как на камазе поднять кузов

Как на камазе поднять кузов – один из наиболее популярных вопросов среди водителей. Кузов самосвала выполнен в виде поднимающейся и опускающейся платформы, управляется он не одной кнопкой а системой механизмов. Чтобы понять, как поднять кузов на камазе самосвале, фото вверху, нужно знать устройство платформы, и как управлять этими устройствами, начнем по порядку.

Устройство платформы камаза 6520

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»

  • Коробки отбора мощности, оснащенной масляным насосом, она предназначена для отбора мощности от КПП;
  • Насоса масла высокого давления шестеренчатого типа. Он обеспечивает подачу масла 85л/мин с частотой вращения 1920об\мин;
  • Гидравлический цилиндр (стоит телескопический одностороннего действия);
  • Управляющий блок, который служит для управления напором рабочей жидкости внутри гидравлической системы опрокидывающего механизма, он состоит из электропневмоклапана и крана управления;
  • Клапан, ограничивающий подъем платформы, служит для остановки подъема платформы, когда она достигает максимального угла;
  • Масляный бак выполнен штамповкой из двух половин, он снабжен фильтрами, расположенными в заливной горловине и в сливной магистрали;
  • Стабилизатор служит для того, чтобы удержать платформу при разгрузке во избежание поперечных перемещений

Принцип работы

Механизм, поднимающий платформу, гидравлический. Он состоит из коробки для отбора мощности (сокращенно КОМ), насоса масляного, гидрораспределителя, гидроцилиндра, клапана, который ограничивает подъем платформы, пневматического блока, бака масляного с фильтром и целой системы гидро и пневмо проводов.

Чтобы поднять платформу нужно включить электромагнит «Б», который управляет секцией гидрораспределителя. Из пневматической системы, воздух поступает к пневматическому цилиндру 6 на гидрораспределителе 7 и смещает в левое крайнее положение его золотник. При этом сливная полость в гидрораспределителе перекрывается, а напорная соединяется с магистралью гидравлического цилиндра 10. При опасном повышении давления внутри напорной магистрали должен сработать предохранительный клапан 11.

Чтобы прекратить подъем платформы необходимо будет отключить электромагнит «Б», который управляет секцией гидравлического распределителя. При этом, полость пневматического цилиндра гидрораспределителя соединится с атмосферой, а пружина возвратит золотник в его нейтральное положение. Перекрывается магистраль гидроцилиндра, и платформа останавливается в её поднятом состоянии. Нагнетательная полость гидравлического цилиндра, при этом, соединяется со сливом, а масло, идущее от работающего насоса, сливается в маслобак.

Чтобы опустить платформу, надо включить электромагнит «В». Тогда воздух из пневматической системы поступает в другую полость пневматического цилиндра гидрораспределителя и смещает его золотник в правое крайнее положение, при этом магистраль гидроцилиндра соединяется со сливом, платформа начинает опускаться. Как только окончится опускание платформы, нужно отключить электромагниты (все без исключения), а рукоятки пневмораспределителя надо установить в его исходное положение. А при отключении КОМ необходимо отключить сцепление снова.

Регулировка механизма подъема

Нужно периодически проверять состояние и правильность регулировки клапана, ограничивающего подъем платформы. Проверяется надежность крепления клапана к кронштейну поперечины надрамника. Винт регулировки должен иметь контргайку и быть застопорен. Не допустимо искривление штока в клапане, утечка масла из-под уплотнителя штока, а так же недопустимы течи по резьбе трубопроводов. При грамотно отрегулированном максимальном угле подъема камазовской платформы, её стопорные пальцы должны проходить свободно в отверстия, сделанные в кронштейнах надрамника. Не допустима эксплуатация самосвала с нарушением регулировки угла подъема кузова.

Чтобы отрегулировать угол подъема платформы самосвала, необходимо сначала отвернуть контргайку с регулировочного винта. Затем, нужно ввернуть до отказа регулировочный винт внутрь штока.
Платформу поднимаете до положения, в котором её стопорные пальцы свободно войдут в отверстия на кронштейнах надрамника, в этом положении, застопорите платформу стопорящими пальцами. Выкрутите из штока клапана регулировочный винт до упора его в корпус гидравлического цилиндра и затем, застопорите контргайкой. После этого, расстопориваете платформу, опускаете её и снова поднимаете.
Важно убедиться, что подъем останавливается, как только совпадают оси пальцев с отверстиями в кронштейнах надрамников.
Если не поднимается кузов камаза, тогда своими руками проверьте, правильность ваших действий по подъему платформы, состояние гидравлических и пневматических магистралей, наличие и уровень масла в баке, исправность масляного и пневматического насоса и всех переключателей, а так же работу КОМ и наличие питания в сети.

Управление платформой на КАМАЗ-5511

Чтобы включить КОМ на самосвале КАМАЗ5511, вам необходимо будет передвинуть рычажок на переключателе 6 в положение «Включено», для этого нажимаете на стопорную кнопку, которая расположена на корпусе этого переключателя. Сцепление, при этом, необходимо обязательно выключить. Загорится сигнальная лампа 5. А электроток через предохранитель 8 поступит к обмотке электромагнита на пневмоклапане 4.3, его сердечник переместится, и откроет клапан. При этом, воздух из ресивера станет поступать в полость пневматической камеры 3.3 КОМ, и , как только включится сцепление насос 10 (масляный) начинает работать.

Из маслобака 12, масло через насос по трубопроводу поступит внутрь крана управления 2 и затем на слив, обратно в маслобак. Подобная циркуляция масла помогает его разогреть в холодное время, это улучшает условия функционирования гидравлической системы опрокидывающего механизма.

Инструкция, как поднять кузов камаз 5511

Чтобы поднять платформу самосвала 5511, вам необходимо кнопку переключателя 7 «Подъем», нажать в положение «Включено». От переключателя, электроток поступит к обмоткам электропневмоклапанов номер 4.1 и 4.2, их сердечники, переместившись, открывают эти клапаны. Из ресивера, воздух подается к пневмокамерам номер 3.1 и 3.2 на кране управления.
Из крана управления, масло поступит через трубопроводы в гидроцилиндр 1. Под воздействием давления масла все звенья гидроцилиндра последовательно выдвинутся, производя тем самым подъем платформы. При подъеме платформы гидроцилиндр постепенно наклоняется, и когда угол подъема достигнет 60°, корпус гидроцилиндра нажмет на регулировочный винт в клапане ограничения подъема платформы, (на схеме внизу номер 13), масло через клапан пойдет на слив. При этом, подъем платформы прекратится.

Теперь вам понятно, как поднять амортизатор кузова, цена неправильной регулировки угла наклона – как минимум поломка гидроцилиндра.

Чтобы остановить платформу самосвала 5511 в её промежуточном положении, при подъеме либо опускании, необходимо клавишу переключателя «Подъем» либо «Опускание» перевести в положение «Выключено». Электропневмоклапаны при этом выключаются, воздух покидает рабочие полости диафрагменных камер номер 3.1 и 3.2. Магистраль гидравлического цилиндра закрывается, полость крана управления начинает сообщаться со сливной магистралью, масло идет на слив.

Схема подъема платформы КАМАЗ 5511

Чтобы опустить кузов самосвала, вам необходимо клавишу переключателя 7 перевести в положение «Включено»
Ток поступит к обмотке клапана 4.1, его сердечник, переместившись, откроет клапан. Воздух поступит в пневмокамеру 3.1, в кране управления. Из гидроцилиндра, масло через кран пойдет на слив в бак. После полного опускания платформы, вам следует клавишу на переключателе 7 перевести в положение «Выключено». Рычажок на переключателе 6 тоже устанавливаете в нейтральном положении, при этом, одновременно выжимаете педаль сцепления. Масляный насос прекратит свою работу. Нужно отметить, что опустить кузов КАМАЗ-5511 можно и при работающем масляном насосе, и тогда, когда насос уже отключен.

Как устроена КПП и как работает схема переключения передач на КамАЗе?

Как ездить на КамАЗе? Вопрос вроде бы простой, поскольку принцип работы такого автомобиля мало чем отличается от принципа работы легковушек. Тем не менее, каждая система большегрузного автомобиля обладает своими особенностями, что, в первую очередь, справедливо по отношению к коробке передач на КамАЗе. Порядок переключения передач на КамАЗе является по-своему специфическим, и с ним мы собираемся вас познакомить ниже.

Как устроена КПП и как работает схема переключения передач на КамАЗе?

Чем отличается коробка передач КамАЗа и в чем заключается принцип ее работыКак осуществить пуск двигателя и тронуться с места на большегрузном автоРазбираем схему переключения передач на КамАЗеСоветы по использованию КПП КамАЗа на подъемах, спусках и оледенелых дорогах

Чем отличается коробка передач КамАЗа и в чем заключается принцип ее работы

Практически все КамАЗы, которые встречаются на наших дорогах, оснащены механическими КПП, которые, в свою очередь, имеют только 5 ступеней скоростей. При этом переключение передач осуществляется привычным образом – нажатием педали сцепления и перемещением рычага коробки в необходимую позицию. Но есть здесь и свой нюанс: поскольку КамАЗ – это большегрузный транспорт, переводить рычаг коробки с одной передачи на другую необходимо поэтапно.

Привычным режимом работы КПП КамАЗа с дизелем является либо повышенный режим «В», или пониженный «Н» (конструкторы создали их специально для того, чтобы снижать нагрузку на двигатель большегрузного автомобиля, когда он полностью загружен, но и при этом не заставлять его чрезмерно активно работать при езде с пустым прицепом).

При этом на многих автомобилях для переключения с высшей передачи на низшую не требуется использование рычага КПП. Для этого водителю КамАЗа всего лишь необходимо поднять или опустить специальный рычажок – переключатель управления делителем передач, и на некоторое время выжать педаль сцепления. Передачи переключатся автоматически – при опущенном рычаге авто будет двигаться в облегченном режиме, а при поднятом в усиленном (рекомендуется включать при полной загрузке автомобиля).

Как осуществить пуск двигателя и тронуться с места на большегрузном авто

Чтобы запустить двигатель большегрузного автомобиля, необходимо вначале детально разобраться в схеме КПП КамАЗа, которая немного отличается от привычной схемы коробки передач легковых авто. Аналогичным для таких автомобилей является лишь то, что во время запуска двигателя и попытки съехать с места обязательно выжимается педаль сцепления. После этого на КамАЗе предполагается переключение скоростей в несколько этапов. В качестве примера приведем схему старта и разгона КамАЗа на ровной дороге с твердым покрытием:

4. Переключаемся на вторичную «Н» и переходим на четвертую передачу.

5. Обратно переключаемся на первичную «В», но при этом остаемся на четвертой.

6. Включаем «Н» и переходим на последнюю пятую передачу.

7. Возвращаемся на облегченный вариант «В» и продолжаем движение на пятой.

Как видите, главной особенностью езды с КПП КамАЗа с дизелем является необходимость осуществления легкого старта с пониженных скоростей и плавного набора скорости. Если же речь идет о сложных условиях движения или же большой загруженности самого автомобиля, то, хотя старт по-прежнему необходимо будет осуществлять с последовательным переключением с первой на пятую передачу, первые четыре передачи рекомендуется активировать в утяжеленном вторичном режиме «Н», после чего четвертую передачу перевести на режим «В», переключиться на пятую «Н» и по возможности снова перейти на «В».

Однако все это следует выполнять с учетом следующих рекомендаций:

1. Перед тем, как тронуться с места на КамАЗе, обязательно разгоните коленчатый вал двигателя транспортного средства до 7 тыс. оборотов в минуту.

2. Переход на вторую передачу возможен только после того, как тахометр зарегистрирует 3 тыс. об./мин (его стрелка покажет цифру «3»).

Важно! Правильный старт и езда на КамАЗе являются не только залогом слаженной работы трансмиссии грузового автомобиля, но и позволяют его владельцу и водителю существенно экономить на топливе.

Разбираем схему переключения передач на КамАЗе

Схема коробки КамАЗа с делителем не представляет собой ничего сложного, однако имеет некоторые особенности в зависимости от модели самой коробки. Рассмотрим их по отдельности.

Коробка передач модели 152

Обычно такие коробки передач устанавливаются на КамАЗы с дизелем, и чтобы разогнать такой автомобиль на ровной дороге, необходимо использовать схему переключения передач, о которой мы уже упоминали выше. Приведем ее в сокращенном варианте: 1В - 2В - ЗВ - 4Н - 4В - 5Н - 5В. При этом стоит помнить, что для переключения передач необходимо выполнять все действия в таком порядке:

1. Сначала переключаем режим работы КПП КамАЗа с дизелем с высшего на низший или наоборот при помощи специального рычажка.

2. Выжимаем сцепление.

3. Переключаемся при помощи рычага на нужную передачу, ни в коем случае не перепрыгивая через них, а включая все по порядку.

Коробки передач моделей 161 и ZF-9S109

Особенность таких коробок передач КамАЗа заключается в том, что переключение специальных повышенного и пониженного режимов у них осуществляется автоматически. То есть, если вы переключились с четвертой на пятую передачу, автоматически активируется высший режим, если же осуществите обратную манипуляцию – активируется пониженный. О том, что был активирован повышенный режим работы, вас обязательно оповестит специальный индикатор с лампочкой желтого цвета.

На модели ZF-9S109 имеется также дополнительная передача «С», предназначенная исключительно для того, чтобы осуществлять движение в сложных ситуациях (большом количестве снега на дороге, обледенении, грязи) и для маневрирования.

Советы по использованию КПП КамАЗа на подъемах, спусках и оледенелых дорогах

Порядок переключения передач на КамАЗе в штатных ситуациях на ровной дороге мы рассмотрели. Однако стоит также уделить внимание тому, как ездить на КамАЗе и переключать его КПП на подъемах, спусках и скользкой дороге, обнесенной льдом или залитой водой. Учтите, что все эти рекомендации будут полезны не только в аспекте экономии горючего, но и безопасности на дороге.

Как вести себя за рулем КамАЗа во время подъема на высокий склон

При подъеме обязательно переключитесь на режим «Н», что сразу же заставит трансмиссию автомобиля работать в условиях повышенного напряжения. В остальном же не забывайте о таких аспектах вождения КамАЗа:

1. Во время переключения с первой на вторую передачу при подъеме на большегрузном авто обязательно необходимо применять метод двойного выжимания педали сцепления.

2. Для стабильной работы коленчатого вола во время переключения передач не стоит забывать и о педали подачи горючего, которую также необходимо периодически нажимать. Это позволит максимально эффективно преодолеть любой склон.

3. Количество оборотов коленчатого вала во время подъема не должно опускаться ниже отметки в 2 тыс. оборотов в минуту. Если подобное допустить, может перегреться или заглохнуть мотор, что при движении по оживленной трассе может привести к аварии.

Но самое важное во время подъема – это не забыть переключиться на нужный режим, что существенно облегчит работу двигателя и всех его систем, а также не позволит ему заглохнуть.

Как управлять КамАЗом на спусках

Многие водители во время спуска с горы или склона любят глушить двигатель, чтобы хотя бы немного сэкономить топливо. Действительно, в случае с легковыми автомобилями подобный способ движения является вполне приемлемым, так как благодаря склону и инерции автомобиль может продолжать движение еще достаточно длительный период времени. Но вот действовать так с коробкой передач на КамАЗе не стоит.

Дело в том, что если заглушить двигатель КамАЗа во время движения, его электроусилитель перестанет выполнять свою задачу, что может привести к блокировке рулевого колеса. Причина такой реакции связана еще и с тем, что торможение большегрузного автомобиля осуществляется не только благодаря прекращению работы двигателя, но и посредством активации вспомогательной тормозной системы.

При этом, если вы преодолеваете спуск и активировали вспомогательные тормоза, то ни в коем случае не выжимайте сцепление и не переключайтесь с одной передачи на другую. Не стоит думать, что такой подход к вождению может сильно износить двигатель. Не забывайте, что коробки передач КамАЗа конструкционно отличаются от привычных КПП на легковых автомобилях.

Как безопасно передвигаться на КамАЗе по оледенелой дороге

В таком случае особенно важно не только правильно использовать КПП КамАЗа с дизелем, но и не забыть о специальных цепях на колеса, которые облегчат и подъем, и обезопасят спуск по обледенелой дороге. Что же касается управления автомобилем, то обязательно учитывайте следующее:

1. Всегда держите большой запас свободного хода, чтобы избежать столкновений.

2. Для торможения обязательно используйте вспомогательную систему остановки двигателя.

3. Обязательно учитывайте тот факт, что во время экстренного торможения КамАЗом осуществляется блокировка колес его прицепа. По этой причине вас с большой вероятностью может сильно занести, поэтому на обледенелой дороге к такому торможению лучше не прибегать.

Важно! Никто не запрещает вам тормозить на обледенелой дороге только при помощи двигателя без вспомогательных систем. Однако при этом вы должны понимать, что такая эксплуатация будет негативно отражаться на состоянии двигателя. Поэтому при таком торможении обязательно переходите на пониженные передачи, что снизит скорость вращения коленчатого вала.

Если вас все-таки занесло на КамАЗе, ни в коем случае не снимайте ноги с педали сцепления. При этом руль лучше выворачивать в ту сторону, которую понесло автомобиль, что позволит вам выровнять его на дороге. А если КамАЗ при этом еще и начал буксовать, то обязательно снимите ногу с «газа» и заблокируйте дифференциал и начинайте двигаться со второй повышенной передачи. Когда трудный участок останется позади, дифференциал необходимо разблокировать.

Несмотря на наличие большого количества особенностей, изучить схему переключения передач и особенности управления КамАЗом не так уж и сложно. Главное не забывать, что коробка передач на КамАЗе имеет повышенный и пониженный режимы работы, а также побольше тренироваться езде на таком авто на безопасных участках дорог.

Как включить самосвал на камазе

ОСОБЕННОСТИ ВОЖДЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ

При правильном вождении автомобиля увеличивается средняя скорость движения, снижается расход топлива, повышается эффективность использования автомобиля (автопоезда) и срок его службы

Перед началом движения прогрейте двигатель.

Начинайте движение только после того, как прекратит работать звуковой сигнализатор (зуммер) и погаснут сигнальные лампы, что свидетельствует о заполнении тормозных систем воздухом.

При трогании с места нагруженного автомобиля включите первую передачу.

Переключайте передачу плавно и обязательно выключив сцепление, при этом рекомендуется кратковременно задержатъ рычаг в нейтральном положении. Почувствовав сопротивление перемещению

рычага, не включайте передачу резкими толчками. Необходимо плавно усиливать давление на рычаг до полного включения синхронизатора Если же не удается включить передачу при трогании с места, вторично выключите сцепление и снова включите передачу.

Рекомендуется следующий порядок переключения передач при разгоне автомобиля:

на дорогах с твердым покрытием. 1В-2В-3В-4Н-4В-5Н-5В

в тяжелых дорожных условиях. 1Н-2Н-3Н-4Н-4В-5Н-5В

При выборе момента переключения передач контролируйте частоту вращения коленчатого вала по тахометру.

Ниже приведены рекомендации по выбору частоты вращения коленчатого вала для переключения передач при разгоне автомобиля. Выполнение этих рекомендаций обеспечит работу двигателя в наиболее экономичном режиме.

1. В тяжелых дорожных условиях или при движении на подъеме перед переключением с низших (первая и вторая) передач рекомендуется повышать частоту вращения коленчатого вала двигателя до 2600 об/мин. После переключения частота вращения должна быть не менее 1800 об/мин.

2. Во время движения автомобиля на горизонтальном участке дороги с хорошим покрытием следует повышать частоту вращения коленчатого вала двигателя на промежуточных передачах не более чем до 2300 об/мин.

3. Во время движения автомобиля в условиях малого дорожного сопротивления (движение под уклон на дороге с хорошим покрытием) максимальная частота вращения коленчатого вала на всех передачах не должна превышать 2000 об/мин.

4. При движении по магистралям обязательно следует использовать самую высшую передачу. При этом необходимо помнить, что движение с частотой вращения коленчатого вала более 2200 об/мин (что на передаче 5 В соответствует скорости автомобиля 70 км/ч) неэкономично.

После движения накатом (по инерции, с выключенной передачей) нажмите на педаль подачи топлива для выравнивания угловых скоростей ведущего и ведомого валов коробки передач, затем включите нужную передачу.

На низшую передачу следует переходить заблаговременно, не допуская перегрузки двигателя.

При переходе с высших передач на низшие должно применяться двойное выключение сцепления с кратковременным нажатием на педаль подачи топлива. При переходе со второй передачи на первую этот способ переключения обязателен.

Передачу заднего хода нужно включать только после полной остановки автомобиля.

При движении не следует постоянно держать ногу на педали сцепления.

Перегрузка автомобиля приводит к преждевременному выходу из строя шин, механизмов рулевого управления, деталей трансмиссии, увеличивает расход топлива и усложняет вождение. Полные массы автомобиля и автопоезда не должны превышать установленных норм.

При маневрировании необходимо учитывать, что во время поворотов прицеп автопоезда смещается к центру поворота. При движении с прицепом (полуприцепом) следует обратить особое внимание на виляние, подергивание, увод и другие признаки износа деталей седельно-сцепного и тягово-сцепного устройств.

Движение автопоезда должно быть равномерным, без резких торможений и рывков. Торможение автомобиля рекомендуется осуществлять плавно, не допуская скольжения колес, так как это приводит к повышенному износу протектора тин и увеличивает тормозной путь автомобиля.

При значительном снижении давления воздуха в контуре III пневмопривода тормозных механизмов (менее 540 кПа (5,5 кгс/см2)) автомобиль автоматически затормаживается. Если это произойдет в местах, не допускающих остановки (перекресток, железнодорожный переезд), нажмите кнопку “Аварийное растормаживание” и, не отпуская ее, на малой скорости выведите автомобиль из опасной зоны.

Останавливать автопоезд на подъеме или спуске не рекомендуется. В случае вынужденной остановки для предотвращения скатывания автопоезда нужно включить стояночную тормозную систему и подложить противооткатные клинья под задние колеса автомобиля и прицепа.

При возникновении каких-либо неисправностей, угрожающих безопасности движения, немедленно должна быть включена система аварийной сигнализации и остановлен автомобиль для устранения неисправностей.

При движении на уклонах необходимо соблюдать определенные правила. Короткие подъемы на хороших дорогах должны преодолеваться с использованием запаса скорости. При преодолении крутых и затяжных подъемов передачи делителя и коробки передач надо выбирать с учетом нагрузки автомобиля, длины и крутизны подъема, не допуская чрезмерного снижения частоты вращения коленчатого вала двигателя (стрелка тахометра должна находиться в “зеленом поле” шкалы). По возможности нужно использовать передачу, которая обеспечит движение без дополнительных переключений и остановок.

При движении на спусках накатом категорически запрещается выключать двигатель, так как при этом не работают рулевой гидроусилитель и компрессор пневматического привода тормозных систем автомобиля.

Для замедления движения на спуске нужно пользоваться вспомогательной тормозной системой, при необходимости притормаживая рабочей тормозной системой. При включенной вспомогательной тормозной системе нельзя выключать сйепление и не переключать передач.

При движении по скользким и обледенелым дорогам следует тормозить запасной или вспомогательной тормозными системами; при этом в первую очередь срабатывают тормозные механизмы прицепа (полуприцепа). В исключительных случаях и для полной остановки автопоезда допустимо притормаживание рабочей тормозной системой при включенном сцеплении. При торможении нельзя допускать скольжения колес.

В случае заноса нельзя выключать сцепление, надо плавно уменьшать подачу топлива, рулевое колесо поворачивать в сторону заноса.

Переключение передач и выключение сцепления на скользком участке дороги нежелательны.

Перед троганием с места на скользком участке дороги нужно заблокировать межосевой дифференциал рычагом, расположенным на панели приборов. При этом загорается контрольная лампа и горит все время, пока дифференциал заблокирован. После прохождения скользкого участка дороги следует нажать на педаль сцепления до упора и немедленно разблокировать дифференциал.

Если автомобиль забуксовал, надо затормозить автомобиль, заблокировать дифференциал, включить вторую передачу и при наименьшей частоте вращения коленчатого вала двигателя (такой, чтобы только не остановился двигатель) плавно отпустить педаль сцепления.

Нельзя блокировать дифференциал в момент буксования колес.

На автомобилях можно использовать цепи противоскольжения. их надевают на наружные колеса ведущих мостов автомобиля с обеих сторон. Для удобства монтажа цепей в проставочных кольцах колес имеются окна.

При движении по колее нельзя удержать более 15 с рулевое колесо, повернутым до упора в крайнее положение (для вывода управляемых колес из колеи).

При движении во время тумана, дождя, снегопада, а также при движении по узким дорогам с частыми крутыми поворотами для улучшения видимости рекомендуется пользоваться противотуманными фарами, которые включаются клавишей.

При выходе из строя рулевого гидроусилителя пользоваться рулевым механизмом можно только кратковременно.

Длительная эксплуатация автомобиля с неработающим гидроусилителем категорически запрещается.

При разрыве шлангов насоса гидроусилителя надо выполнить следующее:

— соедините шлангом идущие от насоса трубки высокого и низкого давления и, если можно, включить радиатор для охлаждения масла;

— закрыть нагнетательное и сливное отверстия гидроусилителя;

— долить в бачок насоса масло до уровня указателя (допускается временное использование масла, применяемого для двигателя, с последующей заменой его при первой возможности);

— при движении автомобиля поддерживать режим работы двигателя с возможно малой частотой вращения коленчатого вала и наблюдать за температурой масла в бачке; при температуре масла выше 100 °С остановиться и дать маслу остыть.

Как правильно переключить КПП на КАМАЗе


Устройство КПП

Схема привода управления камазовским делителем

Ниже перечислены основные отличия КПП 152 и доработки, которые включает в себя эта модель коробки:

  • трансмиссия стала оснащаться усиленным синхронизатором делителя;
  • усилены шлицы, из коробки убраны их крепления;
  • реализован другой метод фиксации шестеренок трансмиссии;
  • высота зубьев КПП увеличена.

В усовершенствованной версии камазовской трансмиссии процесс управления и активации делительного устройства осуществляется с помощью пневматической системы.

Правильное использование этого узла в ходе управления коробкой передач чрезвычайно важно. Не менее важно, что техническое обслуживание, проверка агрегата на предмет поломок, его ремонт и сборка компонентов производились профессионалами. Этот процесс должен осуществляться с использованием специализированного оборудования и инструментов. Рассмотрим основные элементы, которые входят в конструкцию камазовской трансмиссии:

Видео про коробку передач ZF на КамАЗе 6520 снял и опубликовал пользователь Олег Копаев.

С делителем

Одной из особенностей трансмиссии отечественных грузовиков является возможность работы при пониженном либо повышенном режиме. Инженеры автоконцерна разрабатывали эти варианты, чтобы минимизировать нагрузку на автомобильный двигатель. Причем не важно автомобиль движется с грузом или пустой. В соответствии со схемой коробки передач, делитель представляет собой механический редуктор. Главное его предназначение заключается в увеличении передаточных отношений основной трансмиссии.

Устройство делителя включает в себя:

  1. Золотниковый кран, который применяется для управления редукторным устройством. Он устанавливается на опоре рычага переключения. Работает в режимах прямой и пониженной скоростей.
  2. Редукционный клапан. Применяется для отбора сжатого воздушного потока из пневматического узла. Этот клапан стравливает воздух при слишком высоком давлении в системе. От данного устройства воздух поступает на управляющий кран, а также клапан включения делительного устройства. Это приводит к появлению одновременно двух контуров в системе управления ДВС.
  3. Клапан включения делителя. Выполняет подачу сжатого воздушного потока на устройство, когда водитель отключает сцепление. Это дает возможность активировать и отключить пониженную скорость параллельно переключению передач на основной коробке.
  4. Делительный механизм. Включает в себя поршень, установленный внутри цилиндра. Шток поршня подсоединяется к рычагу, установленному на валике вилки узла. Когда в устройство попадает сжатый воздух, это приводит к смещению поршня в определенном направлении. Его смещение способствует изменению режима работы.
  5. Воздухораспределительный патрубок делительного механизма. Применяется для подачи воздушного потока в цилиндр узла.

Ознакомьтесь с фото схем переключения скоростей камазовской трансмиссии.


1. Схема переключения передач для моделей КПП 142 и 144
2. Схема переключения передач для моделей КПП 152

Инструкция

Теперь предлагаем узнать, как осуществлять запуск и в какой последовательности правильно включать передачи на камазовской коробке. В этом процессе есть определенные особенности, и процедура переключения скоростей отличается от легковых автомобилей.

Начало движения

Как включаются скорости на КамАЗе:

  1. Грузовик может быстро ехать по разным видам дорог, но на первом этапе, в соответствии со схемой, рекомендуется начинать движение на передаче 1В.
  2. После этого производится включение передачи 2В.
  3. На завершающем этапе трогания с места включается скорость 3В.

Переключение скоростей

Задний ход

Что касается заднего хода, то в соответствии со схемой для его активации необходимо установить переключатель в нижнее левое положение. Активация задней передачи не допускается во время движения. Чтобы включить задний ход, полностью остановите автомобиль, после чего выполняйте маневр.

Правила переключения КПП в разных условиях

Знать, как трогаться с места и как продолжать движения, для правильной эксплуатации камазовской трансмиссии недостаточно. Чтобы в ходе использования коробки передач с агрегатом не произошло проблем, нужно соблюдать правила. Допущенные в ходе эксплуатации ошибки могут привести к серьезным неисправностям.

На подъеме

Как переключать скорости на КамАЗе при движении в гору

Передвижение на отечественном грузовике при подъеме должно производиться на повышенной скорости. Чтобы переключиться с первой скорости на вторую, водителю нужно дважды выжать сцепление. Учитывайте факт, что надо одновременно нажать на педаль газа, а также педаль подачи горючего. Эти действия важны, так как они помогают стабилизировать работу коленвала в целом. Чтобы избежать проблем в работе агрегата, не нужно сбрасывать обороты мотора менее, чем на две тысячи при подъеме. Это приведет к тому, что автомобильный двигатель будет заглушен. Также такая езда способствует увеличению рабочей температуры силового агрегата, а это может стать причиной его поломки.

При управлении автомобилем по такому принципу вы сможете добиться максимальной курсовой устойчивости. Благодаря принципу разделения схемы трансмиссии на два режима достигается облегчение работы мотора. Причем независимо от того, загружен автомобиль или нет.

На спуске

Если вы едите со спуска, то глушить двигатель не нужно. При глушении мотора произойдет блокировка руля. А это приведет к аварийной ситуации на дороге. При движении на спуске нельзя отключать вспомогательное торможение, а также выжимать до конца педаль сцепления. В более новых версиях грузовиков используются усовершенствованные трансмиссии, это позволило инженерам добиться снижения нагрузки на основные детали КПП. Поэтому при движении в критических условиях и на спусках мотор автомобиля не будет изнашиваться.

В КамАЗах используется тормозная система с двойным усилением. То есть, кроме торможения силовым агрегатом, присутствует дополнительная система остановки мотора. Если вы двигаетесь на спуске с активным вспомогательным торможением, то отключать сцепление и переключать скорости нельзя.

Схемы основной и раздаточной коробок на КамАЗе

Обледенелые участки

Езда на грузовике по обледенелым участкам должна производиться с наибольшим запасом скорости и хода. При торможении следует использовать активную вспомогательную систему остановки ДВС. Если торможение аварийное, то водитель должен остановить колеса прицепа. Если не учесть этот момент, попадете в занос. Притормаживать силовым агрегатом рекомендуется только в исключительных случаях. Потому что это приводит к ускоренному износу двигателя, однако протяженность тормозного пути значительно снижается. При торможении не следует допускать проскальзывания колес. Для избежания этого нужно вовремя выключить пониженную скорость, это приведет к падению оборотов коленвала.

Занос

Если грузовик начал буксовать, то нужно как можно быстрее прекратить движение и сразу же отключить мост дифференциала. Регулятор для отключения вы сможете увидеть на приборной панели. Когда мост дифференциала отключится, на приборке появится соответствующий индикатор. После этого начало движения осуществляется на повышенной скорости, со второй передачи. Когда вы проедите труднодоступный участок дороги, не забудьте включить дифференциал (видео снял и опубликовал Владимир Никонов).

Какие ошибки в эксплуатации могут привести к поломке КПП?

В транспортных средствах КамАЗ 6520 и 5460 используются трансмиссии 16S151ZF-ECOSPLIT. К машине прилагается мануал по эксплуатации таких КПП. На практике они часто выходят из строя именно из-за неправильной эксплуатации. Поэтому автовладельцу необходимо внимательно изучить инструкцию, чтобы соблюдать требования и не допускать ошибок.

Рассмотрим основные ошибки, которые допускают автовладельцы при эксплуатации коробки передач:

Видео «Последствия неправильного использования камазовской коробки передач»

Устройство КПП и схема переключения передач на грузовых автомобилях КамАЗ

Смена передачи

Рассмотрим расположение и устройство коробки передач автомобиля КамАЗ. На КамАЗах установлены механические КПП. Они имеют 5 скоростей. Переключение КПП происходит посредством нажатия педалей сцепления и перемещением рычага КПП в нужную позицию. Поскольку машина имеет большой вес, то переводить КПП с одной передачи на другую надо в несколько этапов.

Принцип работы КПП КамАЗа состоит в следующем: с дизельным мотором работает либо в повышенном режиме B, либо в пониженном H. Они были созданы, чтобы уменьшить нагрузку на мотор тяжеловесной машины, когда она заполнена, и в то же время не заставлять его слишком активно работать без груза.

Наглядная схема

Переключение скоростей осуществляют следующим образом:

  1. Вначале переключают режим работы КПП с высшего на низший при помощи рычага.
  2. Затем выжимают сцепление.
  3. Рычаг устанавливают на нужную передачу, не перескакивая через них, а включая все по порядку.

Бывают коробки передач с автоматическим переключением режимов.

Как работает делитель на КамАЗе

Делитель или мультипликатор коробки передач представляет собой дополнительно установленную повышающую передачу, которая из 5ти-ступенчатой КПП делает 10ти-ступенчатую.

Принцип его работы заключается в следующем. Мультипликатор сокращает диапазоны между основными передачами, уплотняя ряд передаточных чисел коробки и расширяя их на 20-25 процентов.

Такая модификация позволяет улучшить такие характеристики автомобиля, как:

  • экономичность расхода топлива;
  • скорость разгона;
  • тяговое усилие;
  • управляемость.

Механизм располагается перед коробкой передач, или чуть правее от нее, так как основной узел не испытывает больших нагрузок и не требует конструктивной переделки. Это позволяет производить ремонт и регулировку делителя при возникновении неисправности самостоятельно.

Расположение и порядок переключения скоростей на КамАЗе

Большинство авто Камского завода оснащаются механическими коробками переключения передач, имеющими 5 ступеней (с делителем или без него). Переключение скоростей осуществляется путем перемещения кулисы КПП с нажатой педалью сцепления. Но передачи на грузовых автомобилях должны включаться не напрямую, а поэтапно. Теоретически, это снижает нагрузку на мотор при езде с полной загрузкой, а при работе с пустым кузовом – экономит топливо.

Привычными режимами работы коробки переключения передач КамАЗа являются повышенный «В», или пониженный «Н». В машинах, оснащенных КПП с мультипликатором, переключение с режима «В» на режим «Н» осуществляется за счет опускания специального одиночного рычага делителя.

Важно знать, как включать повышенную передачу при езде на КамАЗе с полной загрузкой: первые 4 передачи опытные водители рекомендуют включать в утяжеленном вторичном режиме «Н», а затем перевести 4-ю скорость на режим «В», переключиться на 5-ю пониженную, и далее перейти на «В». Порядок переключения может меняться, в зависимости от конкретной модели КПП.

Технические характеристики

В КПП КамАЗ с делителем входят такие элементы:

  • картер, в котором монтированы ведущие, ведомые и промежуточные валы в сборе с шестернями;
  • подшипники;
  • синхронизаторы,
  • блок шестерен заднего хода,
  • верхняя крышка коробки,
  • механизм переключения передач.

КПП КамАЗовских машин бывает пяти- и десятиступенчатая. Делитель КПП имеет высшую и низшую передачи и в сочетании с основной коробкой позволяет получать 10 передач переднего хода и 2 заднего. Система делителя улучшает тяговые качества машины, облегчает управление, снижает частоту переключения скоростей рычагом. Передаточные числа КПП имеются в инструкции по эксплуатации устройства.

Схема коробки и делителя

Технические характеристики КПП КамАЗ-141:
Картер:

  1. Диаметр отверстия подшипника составляет 150 мм.
  2. Диаметр отверстия оси блока зубчатых колес равен 32 мм.

КПП КамАЗ-141

Вторичный вал имеет следующие диаметры у деталей:

Как переключать передачи на КамАЗе

Чтобы правильно переключать передачи, надо знать, как устроена трансмиссия. КПП изготовлена так, что чаще движение осуществляется на пониженной скорости, поэтому машина может транспортировать тяжелые грузы. КамАЗ имеет 5-ступенчатую коробку. Переключать передачи нужно при помощи педали сцепления и рычага.

Схема управления механизмом переключения

Начало движения

Прежде чем начать движение, надо нажать пониженную скорость. Переключать передачи следует лишь при нажатой педали сцепления. Схема переключения скоростей основана на поэтапном переключении передач. Чтобы начать движение на грузовике, нужно раскрутить коленвал ДВС.

Включение второй передачи надо производить тогда, когда стрелка на тахометре дойдет до отметки 3, что означает 3000 об/мин. Такой метод переключения передач даст возможность продлить срок эксплуатации КПП и снизит расход бензина.

Переключение скоростей

Задний ход

Чтобы включить задний ход на грузовике, надо поставить переключатель в нижнее левое положение. Включение задней передачи нельзя осуществлять во время движения машины. Чтобы задействовать задний ход, нужно сначала полностью остановить агрегат, потом совершить маневр.

Правила переключения в разных условиях

Переключения скоростей зависят от различных условий, в которых осуществляет движение автомобиль. Следует выполнять эти правила, чтобы в ходе использования КПП не произошел выход ее из строя.

Подъем

Во время подъема надо переключить КПП на режим H, в результате чего трансмиссия начнет работать при повышенном напряжении.

Движение в гору

Следует выполнять правила:

  1. При переключении с 1 на 2 передачу при подъеме на КамАЗе надо использовать способ двойного выжимания педали сцепления.
  2. Чтобы коленвал правильно работал при переключении передач, нужно пользоваться педалью подачи горючего, ее тоже надо периодически нажимать. При этом можно преодолеть любой самый крутой подъем.
  3. Число оборотов вала при подъеме должно быть больше 2000 об/мин. Иначе двигатель может отключиться, что во время движения по автомобильной дороге может вызвать аварию.
  4. Во время подъема переключаетесь на нужный режим, это облегчит работу мотора и всех узлов машины.

Спуск

Некоторые шоферы при спуске с горы выключают мотор, чтобы экономить бензин. Такого нельзя допускать на КамАЗе.

Если выключить ДВС во время поездки, то электроусилитель не будет выполнять свои функции, что приведет к блокировке руля.

Торможение КамАЗа происходит не только в результате прекращения работы мотора, но и при помощи активации вспомогательной тормозной системы. Когда большегрузный автомобиль преодолевает спуск и водитель включает вспомогательные тормоза, нельзя выжимать сцепление и переключаться с одной передачи на другую.

Обледенелые участки

Ехать на грузовике по обледенелым участкам надо с максимальным запасом скорости и хода. Во время торможения необходимо использовать вспомогательную систему остановки мотора. Если нужно выполнить срочное торможение, то оператор должен остановить колеса прицепа. Если не учитывать этого правила, можно попасть в занос.

КамАЗ зимой

Притормаживать ДВС можно только в виде исключения, так как это может привести к его износу. При торможении колеса не должны проскальзывать. Чтобы этого избежать, надо выключить пониженную скорость, что поспособствует снижению вращения коленвала.

Занос

При заносе нельзя выключать сцепление. Когда грузовик заносит, нужно повернуть руль в сторону заноса. Если КамАЗ забуксовал, требуется снять ногу с педали газа и нажать дифференциал. Это необходимо выполнить с помощью регулятора, имеющегося на щитке. В результате на панели включится индикатор. Начать ход надо со второй повышенной передачи. После преодоления заноса следует разблокировать дифференциал.

Особенности переключения в разных моделях

На автомобилях КамАЗ различных моделей и конфигураций (седельные тягачи – 44108 или 5490; самосвалы – 6520 или 55111; грузовики – 5320, либо военная модель 5350; автопоезда – 5410, 65206) устанавливаются следующие КПП:

  • 141, 142 и 144 – коробки механические, 5ти-ступенчатые (используются в легких грузовиках, и схожи по конструкции и принципу работы с КПП легковых автомобилей);
  • 152 и 154 – механические коробки с мультипликатором, десятиступенчатые;
  • КПП немецкого производства ZF-6S1000 с механическим переключением, 6ти-ступенчатая с полным набором синхронизаторов;
  • ZF-9S109 и ZF-9S1310 – механические 9ти-ступенчатые коробки с демультипликатором.

Модели коробок передач для грузовых автомобилей отличаются друг от друга количеством ступеней, сложностью устройства, конструкцией кулисы и порядком переключения передач. Более подробное описание различных КПП приведем на примере нескольких моделей КамАЗ.

Устройство и схема переключения коробки передач КамАЗ-5320 с делителем

На КамАЗ-5320 устанавливают коробки передач двух моделей – пятиступенчатую 142 или десятиступенчатую 152 с делителем. Переключение скоростей на КАМАЗ-152 происходит по следующей схеме:

  • количество ступеней – 10;
  • тип управления коробки – механическое;
  • тип управления делителя – пневмомеханическое преселекторное;
  • подшипники – роликовые с сепаратором и без него (шестерни КПП), шариковые и роликовые сферические (валы КПП);
  • синхронизаторы – пальчиковые инерционные;
  • редуктор – передний двухступенчатый.

КамАЗ-4310: схема переключения

Грузовики военного назначения модели 4310 имеют повышенную проходимость, и оборудуются пятиступенчатой трехходовой коробкой переключения передач 14 (от 141 она отличается тем, что имеет прямую пятую передачу, а у модели 141 прямая – четвертая, пятая передача здесь ускоряющая). Механизм переключения передач аналогичен рассмотренному выше для основной коробки автомобиля КамАЗ-5320 с делителем. Схема представлена на фото:

схема переключения

КПП КамАЗ-43118

КамАЗ-43118 оборудуется КПП модели КАМАЗ-154 с делителем, которая имеет аналогичную 152-ой модели схему переключения передач.

Номера передач

Передаточные числа коробки передач:

КПП КамАЗ-65115

В зависимости от модификации на самосвал модели 65115 устанавливается усиленная коробка с мультипликатором КАМАЗ-154, либо девятиступенчатая коробка немецкого производства – ZF9.

Коробка с механическим типом управления имеет передаточные числа в диапазоне 9,48 – 0,75; и 8,97 для задней передачи. Максимальный крутящий момент – 1300 Нм. Схема переключения передач представлена ниже:

схема

Неисправности и ремонт

Ремонт КПП состоит из разборки узла, диагностики, починки или замены изношенных элементов. После восстановления работы механизма проводится обратная сборка узла и осуществляются испытания системы в работе. Можно обратиться в сервисный центр, но лучше выполнить руками своими ремонт раздаточной коробки.

Как проверить уровень масла

Замена масла

Чтобы поменять масло, нужно помыть картер КПП моторным маслом. Очистить магнитные пробки от частиц металла и заливать масло до верхней черты указателя. Уровень масла измеряют через 5 минут. При движении машины КПП должна работать без колебаний, скорости должны переключаться свободно и фиксироваться прочно. Сильный шум может указывать на износ подшипников валов, недостаточный уровень масла или плохое качество смазки в картере.

Обслуживание КПП

Как снять коробку

Снятие коробки передач осуществляется следующим образом:

  1. Надо снять карданную передачу. Для этого откручивают 4 гайки крепежа.
  2. Снимают ПГУ.
  3. Демонтируют крепления стартера.
  4. Отсоединяют трубку, которая идет к понижающему редуктору.
  5. Демонтируют рычаг переключения передач.
  6. Ставят домкрат между маховиком и поддоном мотора, и через деревянную подставку демонтируют мотор.
  7. Откручивают гайки задней траверсы и снимают ее.
  8. Демонтируют распорную тягу.
  9. Откручивают болты крепежа кронштейна системы выпуска.
  10. Подсоединяют таль к болтам и натягивают его.
  11. Отвинчивают гайки крепежа к боковым подушкам мотора.
  12. Откручивают болты, которые фиксируют КПП к ДВС.
  13. Поднимают таль, отодвигают КПП от мотора до выхода первичного вала трансмиссии.
  14. Вытаскивают коробку передач.

Как отрегулировать

Теперь нужно отрегулировать КПП, выполнить дефектовку узлов и деталей. Если они вышли из строя, заменяют новыми. Шлицевые соединения не должны иметь дефектов и сколов. Подшипники шестерен следует заменить, предварительно осмотрев место их установки, нет ли износа или участков, продавленных роликами.

Подшипники вала заменяют, так как в результате поломки и попадания в масло металлической стружки места качения подшипников получили повреждения, которые могут вызвать поломку КПП. Осматривают шестерни, выявляют повреждения, износ зубьев шестерен. Конические обоймы синхронизатора не должны быть деформированы или изношены. Направляющие валы не должны болтаться. Не должно быть повреждений на шлицах.

Как правильно собрать

Схема ремонта КПП КамАЗ-5320 с делителем

Для проведения ремонта КПП КАМАЗ-152 с делителем ее необходимо разобрать. Разбор включает в себя следующие шаги:

  • для разбора коробки сначала потребуется демонтировать воздушный переключатель, вывернуть крепежные элементы;
  • снять валик и вилку переключения КПП;
  • следующим шагом станет демонтаж вилки и вала выжимного устройства, а также синхронизатора;
  • далее необходимо открыть крышку заднего подшипника, открутив предварительно фиксирующие ее винты;
  • произвести демонтаж подшипника и вала;
  • также, чтобы открыть доступ к мультипликатору КПП, потребуется снять опорную роликовую шайбу, металлический стакан и подшипник ведомого вала;
  • используя резиновый (не металлический) молоток или деревянный брусок, необходимо аккуратно достать подшипник из корпуса мультипликатора, стараясь не помять деталь;
  • далее нужно снять стяжную и маслонагнетательную гайки при помощи соответствующих ключей;
  • последним этапом разбора узла является демонтаж роликового подшипника, втулки, ведущей шестеренки КПП.

Далее следует осмотреть все детали и произвести замену износившихся, а затем собрать устройство, следуя вышеизложенной инструкции в обратном порядке.

Коробка

Сколько стоит коробка на КамАЗ

Купить КПП на КамАЗ можно в специализированном магазине, где вам покажут прайс-лист с имеющимися моделями. Цена покупки КПП зависит от модели грузового автомобиля, на который она будет устанавливаться. Так стоимость КПП на КамАЗ составляет от 55 000 до 153 000 рублей. Цена коробки передач на КамАЗ 141 составляет 62 000 рублей. Самые высокие цены на КПП КамАЗ экологического класса Евро-3.

Читайте также: