Как зафиксировать коленвал форд мондео

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Как открутить болт шкива коленвала – совсем не сложная процедура

Если вы столкнулись с проблемой, как открутить болт шкива коленвала, эта статья для вас. Мы подробно опишем данный процесс, чтобы вы смогли легко и быстро демонтировать шкив коленчатого вала, а затем заняться его ремонтом.

Как отвернуть болт шкива коленвала: почему все так сложно?

Знающий автомобилист тратит на процесс демонтажа шкива коленчатого вала, как правило, не более четверти часа. А вот неопытные водители при попытке снять эту деталь самостоятельно сталкиваются с множеством проблем, которые они зачастую банально не могут решить. Инструкция по проведению ремонтных работ и техобслуживанию любого современного транспортного средства содержит исчерпывающую информацию о процессе демонтажа, но, к сожалению, она не помогает автолюбителям.

Прежде всего, возникают затруднения с фиксацией коленчатого вала. Демонтировать его очень сложно, если деталь постоянно вращается, «выскальзывая» из рук. Также многим непонятно, с какой стороны подобраться к болту, на котором держится шкив. Да и сильная его затяжка обычно делает процесс снятия узла очень и очень сложным, так как демонтаж при таких условиях чреват повреждениями покрытия кузова или элементов моторного отсека автомобиля.

Фото шкива коленвала, skygarage.ru

Все автопроизводители и специалисты автосервисов с большим усилием производят закрутку гайки либо болта шкива коленчатого вала (на одних моделях ТС механизм держится на болте, в других – на гайке).

Делается это специально во избежание самораскручивания данной детали в процессе эксплуатации транспортного средства. Если болт (гайка) выпадут во время езды, будет непросто вернуть авто к жизни, чтобы продолжить движение на нем, а сам ремонт выльется, поверьте, «в копеечку». Кроме того, описываемые крепежные детали увеличивают уровень своей затяжки самостоятельно при работе двигателя. А окончательную «нерушимость» болту придают явления коксования, залипания, коррозии.

На фото - болт шкива коленвала, lll-c.com

Как открутить болт шкива коленвала – решаем проблему

При помощи болта обычно крепятся шкивы переднеприводных авто. В таких ТС шкив ориентирован перпендикулярно оси машины, что, конечно же, затрудняет ремонтные работы (добраться до крепления весьма непросто). Чтобы максимально быстро и без затруднений открутить болт, желательно заранее подготовить:

  • комплект автоинструментов;
  • так называемый «пенек» (или «козелок»);
  • автомобильный домкрат;
  • головку (торцевую) с рычагом и удлинителем (головка должна подбираться по размеру болта).

Фото - как открутить болт шкива коленвала, calibra-club.ru

Процесс при наличии указанных приспособлений выглядит следующим образом:

  • снимаем колесо (естественно, перед этим нужно приподнять при помощи домкрата переднюю правую часть машины);
  • устанавливаем ТС на «пенек»;
  • снимаем щиток двигателя, защищающий его от попадания грязи, воздушный фильтр (они располагаются со стороны капота сверху) и ремень генератора;
  • на блоке сцепления открываем заглушку, чтобы можно было зафиксировать коленвал, и заклиниваем зубья маховика, используя монтировку;
  • на болт надеваем головку и начинаем его откручивать (если он не поддается, потихоньку увеличиваем длину рычага).

На фото - как отвернуть болт шкива коленвала, sc-finec.ru

Рассказывать о том, как затянуть шкив коленвала и вернуть авто в состояние до ремонта, думается, не требуется. Все операции выполняются в обратном порядке.

Как открутить гайку шкива коленвала?

Эту процедуру выполнить легче при помощи рычага и удлинителя для него (можно использовать отрезок трубы относительно большой длины), а также накидного либо торцевого ключа (на 38 или на 36). Гайкой, получившей наименование «храповика», как правило, крепятся шкивы на заднеприводных ТС. Такая гайка обычно располагает специальными уступами.

Чтобы снять ее, нужно забраться под машину и ключом с удлинителем попытаться открутить элемент. В тех случаях, когда он категорически не поддается, КПП следует поставить на нейтралку, снять насвечники, упереть ключ с рычагом в лонжерон либо пол, подать импульс поворотом в замке зажигания ключа. После такой процедуры гайка легко срывается с первой или второй попытки.

На фото - гайка шкива коленвала, faqnissan.ru

Добавим, что облегчить процесс демонтажа позволяет приспособление для снятия шкива коленвала. Оно представляет собой гайку со шпилькой с 2–3-мя захватами, прикрепленными к ним (шпилька упирается в центр вала, захваты заводят за края шкива). Подобный «народный» съемник дает возможность стянуть с вала шкив без каких-либо проблем, поворачивая приспособление по часовой стрелке.

Установка поршня первого цилиндра в положение вмт такта сжатия Форд Мондео 4 (2007-2014 гг.)

Ford Mondeo 4 Установка поршня первого цилиндра в положение вмт такта сжатия

Поршень 1-го цилиндра устанавливают в положение верхней мертвой точки (ВМТ) такта сжатия для того, чтобы при проведении работ, связанных со снятием ремня привода распределительного вала, не нарушалась установка фаз газораспределения. При нарушении фаз газораспределения двигатель не будет нормально работать.
Для точной установки поршня 1-го цилиндра в положение ВМТ такта сжатия необходимы два специальных приспособления для фиксации коленчатого и распределительных валов в определенном положении.
Вам потребуются: специальные приспособления для фиксации коленчатого и распределительных валов, торцовый ключ «на 10», накидные ключи или торцовые головки «на 8», «на 13», ключ «на 18».
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
2. Снимите декоративный кожух двигателя (см. Снятие и установка декоративного кожуха двигателя).
3. Снимите крышку головки блока цилиндров (см. Замена прокладки крышки головки блока цилиндров).
4. Снимите правое переднее колесо.
5. Снимите брызговик двигателя (см. Снятие и установка брызговика и защиты картера двигателя).
6. Снимите правый передний подкрылок (см. Снятие и установка брызговиков колес и подкрылков).
7. Включите нейтральную передачу в коробке передач.

Установка поршня первого цилиндра в положение вмт такта сжатия Форд мондео 4 (2007-2014)

8. Проверните коленчатый вал двигателя за болт крепления его шкива настолько, чтобы отверстие в шкиве коленчатого вала приблизительно на 45° не дошло до резьбового отверстия в крышке привода газораспределительного механизма, а кулачки клапанов 1-го цилиндра были направлены вверх.

Установка поршня первого цилиндра в положение вмт такта сжатия Форд мондео 4 (2007-2014)

Установка поршня первого цилиндра в положение вмт такта сжатия Форд мондео 4 (2007-2014)

Установка поршня первого цилиндра в положение вмт такта сжатия Форд мондео 4 (2007-2014)

11. Вверните фиксирующий стержень (приспособление М10х1,5).
ПРИМЕЧАНИЕ.

Установка поршня первого цилиндра в положение вмт такта сжатия Форд мондео 4 (2007-2014)

Так выглядит приспособление М10х1,5 для установки коленчатого вала в положение ВМТ такта сжатия.

Установка поршня первого цилиндра в положение вмт такта сжатия Форд мондео 4 (2007-2014)

12. Осторожно проверните коленчатый вал за болт крепления его шкива до момента остановки вала фиксирующим стержнем.

Установка поршня первого цилиндра в положение вмт такта сжатия Форд мондео 4 (2007-2014)

13. На двигателях Duratec-HE объемом 2,0 и 2,3 л вверните болт М6х18 через отверстие в шкиве коленчатого вала в резьбовое отверстие крышки привода газораспределительного механизма, зафиксировав тем самым коленчатый вал от проворачивания.

Установка поршня первого цилиндра в положение вмт такта сжатия Форд мондео 4 (2007-2014)

14. Установите фиксирующую пластину в специальные пазы в задней части распределительных валов.
15. На двигателе Duratec Ti-VCT объемом 1,6 л установите приспособление так, чтобы метки на его ветвях находились вверху, причем метка в виде линии должна быть со стороны выпускного вала, а метка в виде точки – со стороны впускного распределительного вала.
Если приспособление удалось установить без затруднений, поршень 1-го цилиндра находится в ВМТ такта сжатия и начальная установка фаз газораспределения соответствует норме.
Если приспособление установить не удалось (смещены фазы газораспределения), снимите ремень привода газораспределительного механизма, установите фиксирующее приспособление и правильно наденьте ремень (см. Проверка и замена ремня привода газораспределительного механизма двигателя duratec ti-vct объемом 1,6 л) или цепь (см. Замена цепи привода газораспределительного механизма двигателей duratec-he объемом 2,0 и 2,3 л) привода газораспределительного механизма в зависимости от типа двигателя.
16. Установите снятые детали в порядке, обратном снятию.

Установка поршня первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия автомобиля Ford Focus 2

Поршень 1-го цилиндра устанавливают в положение верхней мертвой точки (ВМТ) такта сжатия для того, чтобы при проведении работ, связанных со снятием ремня привода распределительного вала, не нарушалась установка фаз газораспределения. При нарушении фаз газораспределения двигатель не будет нормально работать.

Для точной установки поршня 1-го цилиндра в положение ВМТ такта сжатия необходимы два специальных приспособления для фиксации коленчатого и распределительных валов в определенном положении.

Вам потребуются: специальные приспособления для фиксации коленчатого и распределительных валов, торцовый ключ «на 10», накидные ключи или торцовые головки «на 8», «на 13», ключ «на 18».

1. Снимите декоративный кожух двигателя.

2. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

3. Снимите крышку головки блока цилиндров.

4. Снимите правое переднее колесо.

5. Снимите брызговики двигателя.

6. Снимите правый передний подкрылок.

7. Включите нейтральную передачу в коробке передач.


8. Проверните коленчатый вал двигателя за болт крепления его шкива настолько, чтобы отверстие в шкиве коленчатого вала не дошло до резьбового отверстия в крышке привода газораспределительного механизма приблизительно на 45°, а кулачки клапанов 1-го цилиндра были направлены вверх.


9. Ослабьте затяжку.


10. . и извлеките заглушку, расположенную в передней части блока цилиндров справа.


11. Вверните фиксирующий болт.


12. Осторожно проверните коленчатый вал за болт крепления его шкива до момента остановки вала фиксирующим стержнем.


Так выглядит приспособление М10х1,5 для установки коленчатого вала в положение ВМТ такта сжатия.


13. На двигателях 1,8 и 2,0 л R4 Duratec-HE16V вверните через отверстие на шкиве коленчатого вала болт Мбх18 в резьбовое отверстие крышки привода газораспределительного механизма, зафиксировав тем самым коленчатый вал от проворачивания.


14. Установите фиксирующую пластину в специальные пазы в задней части распределительных валов.

15. На двигателе 1,6 л R4 16V Duratec Ti-VCT (с изменяемыми фазами газораспределения) установите приспособление так, чтобы метки на его ветвях находились вверху, причем метка в виде линии должна быть со стороны выпускного распределительного вала, а метка в виде точки - со стороны впускного вала.

Если приспособление удалось установить без затруднений, поршень 1-го цилиндра находится в ВМТ такта сжатия и начальная установка фаз газораспределения соответствует норме. Если приспособление установить не удалось (смещены фазы газораспределения), снимите ремень привода газораспределительного механизма, установите фиксирующее приспособление и правильно наденьте ремень или замените цепь привода газораспределительного механизма (в зависимости от типа двигателя).

Как зафиксировать коленвал форд мондео

Ford Mondeo 4. Коленчатый вал двигателя не проворачивается стартером

Основные причины

-Сваривание вкладышей с шейками коленчатого вала вследствие масляного голодания.
-Заклинивание поршневых пальцев в верхней головке поршня. Как и в случае с вкладышами, причина может быть в масляном голодании. Но палец заклинивает и по причине несоосности верхней головки и поршневого пальца. -Из-за возникшего перекоса появляются локальные зоны полусухого трения и чрезмерного натяга, что может стать причиной критического теплового расширения, задиров и заклинивания.
-Поршень заклинил в цилиндре вследствие перегрева двигателя или ухудшенного теплоотвода.
-Разрушившийся поршень блокирует перемещение шатуна и вращение коленвала.
-Неквалифицированный ремонт двигателя. Неправильный выбор тепловых зазоров при сборке ЦПГ, коленчатого вала, не устраненные неисправности системы смазки могут стать причиной описанных выше поломок.

-Также причиной клина могут стать болты, гайки, по неосторожности уроненные в цилиндры или впускной тракт.
-Погнутый клапан блокирует движение поршня. Основная причина «встречи» клапанов с поршнями – обрыв ремня ГРМ. После обрыва либо перескока сразу на несколько зубьев цепи ГРМ и удара происходит изгиб стержня клапана.

-Сильная деформация приводит к тому, что клапан не может двигаться по направляющей и блокирует движение поршня на подходе к ВМТ. К аналогичным последствиям приведет рассухаривание клапана.

Как понять, что двигатель заклинило


Мысль о том, что двигатель заклинил, приходит после щелчка втягивающего реле стартера, за которым не следует вращение коленчатого вала. Вполне вероятно, что стартер щелкает, но не крутит из-за севшей АКБ или неисправности самого стартера. Чтобы определить заклинивший двигатель, необходимо попытаться прокрутить коленчатый вал вручную. Сделать это можно 2 способами:

-прокрутить коленвал ключом за болт крепления шкива. Недостаток в том, что на большинстве современных автомобилей компоновка подкапотного пространства ограничивает доступ к шкиву;
-вывесить одну из сторон ведущей оси, включить наивысшую передачу и попытаться за колесо провернуть двигатель.

Не стоит пытаться провернуть коленчатый вал, буксируя автомобиль на тросу. Если двигатель заклинил, то усердные попытки провернуть коленвал могут привести к еще большим повреждениям.

Что делать при заклинивании

Предположим, двигатель на вашем авто все-таки заклинил, но вы не желаете разбирать его полностью для капитального ремонта. В таком случае снимите ремень ГРМ и попытайтесь провернуть шестерню/и распределительного вала. Если шестерня не вращается в направлении вращения КВ, вполне вероятно, что двигатель заклинил из-за клапанов. В таком случае ремонт заклинившего мотора рекомендуем начинать со снятия клапанной крышки, ГБЦ.

Если шкив коленчатого вала не вращается ни в какую из сторону, демонтируйте поддон для снятия бугелей коренных вкладышей, крышек нижних головок шатунов. В случае обнаружения задранных, прихваченных к коленчатому валу и провернутых вкладышей, замены подшипников скольжения все равно будет недостаточно. Мы рекомендуем не только проверить масляный насос, но и снять коленчатый вал для продувки сжатым воздухом каналов подвода масла. Вполне вероятно, что канал закоксован, что привело к локальному недостатку смазки. Если подшипники скольжения в норме, необходимо снятие и дефектовка ЦПГ.

3.6 Коленвал и подшипники коленвала

Опоры коленвала инжекторного и карбюраторного двигателей различны. У карбюраторного двигателя коленвал имеет пять опор. На обоих концах используется двойные крышки подшипников. У инжекторного двигателя используется пять крышек коренных подшипников, однако на крышки установлена рама крышек, чтобы сохранить их положение. На иллюстрациях выше показаны оба исполнения опор коленвала.

Измерение осевого люфта коленвала

Перед снятием коленвала с установленного двигателя следует измерить осевой люфт, чтобы знать, нужно ли при сборке заменять регулировочные полукольца на средней опоре. Действуйте следующим образом:

  1. Установите циферблатный индикатор перед концом маховика как показано на иллюстрации и проверьте, составляет ли осевой люфт менее 0.3 мм. Это максимально допустимый люфт. Сначала циферблатный индикатор следует установить на "0".
  1. Рычагом упираясь в плечо кривошипа (лучше деревянной ручкой инструмента) прижмите вал в сторону, как показано стрелкой на иллюстрации.

Для снятия коленвала двигатель должен быть снят. В Разделе Разборка двигателя описано большинство подготовительных работ, которые подробно описаны в следующих главах:

  1. Снимите головку цилиндров (Раздел Головка цилиндров и привод газораспределительного механизма).
  2. Снимите поддон картера (Глава Системы охлаждения и отопления).
  3. Снимите привод распредвалов (Раздел Головка цилиндров и привод газораспределительного механизма).
  4. Снимите маховик, промежуточную пластину двигателя и фланец сальника с обратной стороны.
  5. Снимите поршни и шатуны.
  6. На инжекторном двигателе, руководствуясь иллюстрацией, ослабьте болты крышек коренных подшипников от края к середине (сначала ослабьте оба болта на стороне маховика) и снимите постель крышек коренных подшипников крышки и вложенные вкладыши. Пометьте каждую крышку и вкладыш (цветной полоской), так чтобы их можно было установить в прежнее положение. Поднимите коленвал и выньте верхние половинки вкладышей коренных подшипников из блока цилиндров. Сложите вкладыши с другими вкладышами и соответствующими крышками. Пометьте оба регулировочных полукольца и снимите со средней опоры.
  7. На карбюраторном двигателе, руководствуясь иллюстрацией ослабьте три крышки подшипников в последовательности, указанной на иллюстрации ниже, за несколько проходов и снимите по порядку крышки. Снимите коленвал, как описано для инжекторного двигателя.

Передний сальник находится в крышке привода распредвалов, задний сальник находится в привинченном к блоку цилиндров фланце. Оба сальника можно заменить на установленном двигателе. В зависимости от исполнения передняя крышка может или остаться установленной, или должна быть снята.

Замена переднего сальника коленвала

  1. На инжекторном двигателе отвинтите нижнюю панель, крышку в правой колесной арке и боковую крышку двигателя и снимите ременный шкив коленвала. Осторожно выдавите сальник отверткой.
  2. На карбюраторном двигателе снимите приводные ремни и все детали, установленные на торцевой стороне двигателя, как описано в Разделе Головка цилиндров и привод газораспределительного механизма, чтобы можно было отвинтить крышку привода распредвалов. Выньте сальник с передней стороны с помощью отвертки. При этом не повредите крышку.
    Для удерживания ременного шкива коленвала включите передачу.
  3. Забейте новый сальник подходящим стержнем (в обоих случаях снаружи). Смажьте рабочую кромку небольшим количеством смазки. В зависимости от двигателя установите или крышку, или снятые детали. В зависимости от установленных агрегатов после сборки отрегулируйте приводные ремни.

Замена заднего сальника коленвала

  1. Снимите коробку передач, маховик и сцепление (или в варианте с автоматической коробкой передач приводной диск).
  2. Ослабьте болты уплотнительного фланца и снимите крышку. Осторожно очистите уплотнительные поверхности от остатков герметика с помощью шабера. При наличии небольшой сноровки сальник можно вынуть из установленной крышки.
  3. Выбейте сальник с внутренней стороны наружу, не повредив при этом корпус. Для этого используйте надежную острую оправку.
    Установка осуществляется следующим образом:
  4. Осторожно забейте новый сальник молотком, чтобы установить его по центру. При этом не повредите рабочую кромку. Внешняя поверхность сальника должна быть вровень с корпусом.
  5. Покройте корпус сальника герметиком и снова установите крышку.
  6. Все остальные работы выполните в обратной снятию последовательности.

Проверка деталей коленвала

  1. Тщательно проверьте коленвал на наличие повреждений и точно измерьте коренные и шатунные подшипники. Шейки коренных и шатунных подшипников могут быть отшлифованы, чтобы можно было установите вал с вкладышами подшипников ремонтного размера.
  2. Зажмите коленвал между центрами токарного станка или положите наружные цапфы в призмы (см. иллюстрацию ниже) и проверьте биение на средней шейке с помощью циферблатного индикатора. Биение не должно превышать 0.04 мм. Следует помнить, что отражаемое на индикаторе биение при одном обороте коленвала следует разделить на 2, чтобы получить действительный изгиб. Если биение больше, вал следует заменить.

Измерение зазора коренных и шатунных подшипников

Обычно зазор подшипников измеряется с помощью полимерного волоска "plastigage", однако на этих двигателях рекомендуется точное измерение диаметра шейки подшипника и внутреннего диаметра вкладышей. При определении зазора подшипников действуйте следующим образом, при условии, что имеются наружный и внутренний микрометры:

  1. Хорошо очистите вкладыши подшипников и вложите в отверстия подшипников блока цилиндров (в соответствии с обозначениями подшипников). Вложите нижние вкладыши в крышки коренных подшипников и установите крышки на картер. На инжекторном двигателе привинтите раму крышек.
  2. Затяните все болты крышек коренных подшипников, начиная с внутренней стороны наружу, с соответствующим Спецификациям моментом затяжки (см. иллюстрацию для карбюраторного, иллюстрация для инжекторного).
  3. При помощи внутреннего индикатора измерьте внутренний диаметр отдельных подшипников, как показано на иллюстрации. При этом измерительные щупы сначала установите как показано на иллюстрации, затем под прямым углом к этому. Запишите полученные значения для каждого подшипника и каждого направления измерения. Разность между измерениями "А" и "В" дает овальность отверстий.
  1. Руководствуясь иллюстрацией ниже, измерьте диаметр каждой шейки подшипника. При этом производите измерения в направлениях "А" и "В", а также в местах "1" и "2". Разница между измерениями "А" и "В" отражает овальность шейки; разница между измерениями "1"и "2" отражает сужение шейки. Запишите размеры для каждой шейки и каждого места измерения.
  1. Вычислите разность между значениями "А-В" и "1-2". Если овальность или сужение лежит вне допустимых пределов, шейки должны быть отшлифованы. Если значения соответствуют требуемым, вычтите внешний диаметр шейки коренного подшипника от внутреннего диаметра того же подшипника. Результат даст зазор, значение которого указано в Спецификациях.
  2. Вычислите все зазоры вышеописанным способом. Если зазоры какого-либо подшипника достигли граничного значения, коленвал следует прошлифовать, чтобы установить вкладыши подшипников ремонтного размера.
  3. Те же измерения провести на шейках шатунных подшипников и подшипниках. Затяните гайки шатунных подшипников с соответствующим Спецификациям моментом затяжки (для этого шатун зажмите в тисках и измерьте шейки подшипников), а также внутренний диаметр вкладышей согласно двум иллюстрациям ниже.
  1. Вычислите зазоры подшипников вышеописанным способом и, исходя из результатов, определите состояние шеек. Если люфт шейки превысил граничное значение, коленвал следует прошлифовать. Правильный выбор вкладышей подшипников — это довольно трудная работа и рекомендуется при обращении к вашему поставщику запчастей руководствоваться нижеследующими указаниями, чтобы правильно подобрать вкладыши коренных и шатунных подшипников.
  2. В блоке цилиндров на обозначенном на иллюстрации месте выбиты числа, которые указывают на класс подшипников коленвала. На противовесе коленвала выбиты такие же числа. Если посмотреть на коленвал спереди класс размера первого подшипника приводится слева, если речь идет об инжекторном двигателе. Используются цифры от 0 до 4.

Блок цилиндров в указанном месте имеет обозначения размеров шеек коренных подшипников

  1. У карбюраторного двигателя наоборот, т.е. глядя спереди, выбитое слева число относится к подшипнику № 5. В этом двигателе используются только цифры от 0 до 2. Чтобы правильно заказать вкладыши, которые имеют цветовые обозначения, следует скопировать цифры в блоке цилиндров и цифры на коленвале и предоставить их вашему поставщику. Благодаря этому продавец может подобрать требуемые Вам детали. Если вал шлифовался Вы автоматически получаете требуемые вкладыши.
  2. Похожее деление по размерам происходит и для вкладышей шатунных подшипников которые идентифицируются на основании четырех цифр.

Руководствуясь различными монтажными схемами:

  1. Установите двигатель так, чтобы сторона картера коленвала была сверху. Вставьте в отверстия верхние половинки вкладышей подшипников коленвала. Вкладыши с масляными отверстиями устанавливаются в блок. Слева и справа от подшипника № 3 установите оба регулировочных полукольца. Если устанавливаются новые вкладыши подшипников они, согласно цветовому обозначению, должны быть установлены в соответствующие отверстия. Направляющие выступы вкладышей должны войти в соответствующие отверстия. Хорошо смажьте опорные поверхности.
  2. Осторожно опустите коленвал в опоры.
  3. Хорошо смажьте и установите вкладыши подшипников на шейки с учетом вышеизложенных указаний.
  4. Установите крышки на подшипники.

Крышки подшипников коленвала карбюраторного двигателя. Нижние цифры указывают, куда устанавливаются крышки. Большая стрелка обращена вперед

Установка и контроль зазора коренных подшипников коленвала Ford Mondeo 1, 2

1. С установки коленчатого вала начинается общая сборка двигателя. Подразумевается, что блок цилиндров/картер и коленчатый вал очищены, проверены и отремонтированы, если это было необходимо. Установите двигатель его верхней стороной вниз.

2. Выверните болты крышек коренных подшипников (4-х цилиндровые двигатели) или нижнего картера (V-образные 6-ти цилиндровые двигатели). Снимите крышки (и сложите их в соответствующем порядке для правильной установки) или нижний картер.

3. Снимите старые вкладыши из блока и крышек коренных подшипников или нижней секции картера. Очистите ложементы подшипников блока и крышек чистой безворсовой тряпкой. Их нужно хранить в идеальной чистоте!

Контроль рабочего зазора коренных подшипников

4. Очистите новые вкладыши коренных подшипников с тыльной стороны. Установите вкладыши с масляной канавкой на их места в блоке цилиндров. Учтите, что на 4-х цилиндровых двигателях упорные шайбы выполнены за одно целое с верхним вкладышем коренного подшипника №3 (центрального). На V-образных 6-цилиндровых двигателях упорная шайба в виде полукольца примыкает к торцу верхнего вкладыша коренного подшипника №4. Установите другой вкладыш из каждого комплекта в соответствующую крышку коренного подшипника (4-х цилиндровые двигатели) или в нижний картер (V-образные 6-ти цилиндровые двигатели). Убедитесь в том, что выступ каждого вкладыша вошел в выемку блока или крышки. Учтите также, что масляные каналы в блоке должны совместиться с масляными каналами вкладышей (см. рис. 18.4).


Внимание: Не забивайте вкладыши на место их установки и не царапайте поверхности подшипников. Не применяйте смазку на этом этапе.

5. Очистите рабочие поверхности вкладышей, установленных в блоке, а также коренные шейки коленчатого вала чистой безворсовой тряпкой. Проверьте или промойте масляные каналы в коленчатом вале, так как любая грязь пройдет через новые вкладыши.

6. Чистый коленчатый вал нужно аккуратно установить на его место в коренные подшипники. Отрежьте несколько кусков от пластмассового шаблона для контроля зазоров соответствующего размера -отрезанные куски должны быть чуть короче, чем ширина коренных подшипников. Установите по одному куску на каждую коренную шейку коленчатого вала параллельно его оси (см. рис. 18.6).


7. Очистите рабочие поверхности вкладышей, устанавливаемых в крышки (4-х цилиндровые двигатели) или нижний картер (V-образные 6-ти цилиндровые двигатели). Установите крышки в соответствующее положение. (Не путайте их). Стрелки на крышках должны быть направлены в сторону зубчатого ремня. Не смешайте куски пластикового шаблона (см. рис. 18.7).


8. На 4-х цилиндровых двигателях поочередно обслуживая крышки и начиная с центрального коренного подшипника, а затем продолжая в направлении концов коленчатого вала, (равномерно и без перекосов) затяните болты крышек коренных подшипников требуемым моментом. Не поворачивайте коленчатый вал при выполнении этой операции! На V-образных 6-ти цилиндровых двигателях затяните болты нижнего картера (см. ниже).

9. Выверните болты крышек коренных подшипников (нижнего картера) и снимите крышки или нижний картер. Будьте осторожны, не повредите измерительную нить и не вращайте коленчатый вал. При залипании крышки постучите по ней молотком с мягким бойком.

10. Для определения рабочего зазора коренных подшипников сравните ширину расплющенной нити с шаблоном, входящим в набор (см. рис. 18.10). Сравните полученное значение с Техническими требованиями.


11. При отклонении зазора от регламентируемого значения обратитесь к дилерам или специалистам по ремонту двигателей. Если шейки коленчатого вала в норме (см. параграф 13), то возможно, что обеспечить требуемый зазор удастся за счет замены вкладышей. В противном случае нужно передать вал для перешлифовки и получить его вместе со вкладышами соответствующего ремонтного размера. Перед тем как принять решение о приобретении вкладышей другого размера, убедитесь 8 отсутствии грязи или масла между вкладышами и расточками под подшипники в блоке и в крышках. Если концы деформированной нити имеют разную ширину, значит шейка коленчатого вала имеет конусность.

12. В завершение аккуратно соскоблите остатки пластиковой нити с коленчатого вала и вкладышей подшипников ногтем или пластиковым скребком, чтобы не поцарапать поверхности подшипников.

Окончательная установка

13. Аккуратно выньте коленчатый вал. Очистите рабочие поверхности вкладышей в блоке, а затем тонким, ровным слоем чистой смазки на основе дисульфида молибдена или чистым моторным маслом смажьте их (см. рис. 18.13). Смажьте также поверхности, воспринимающие осевое усилие.


14. Смажьте шейки под манжеты коленчатого вала смазкой на основе дисульфида молибдена или чистым моторным маслом.

15. Убедитесь в том, что шейки коленчатого вала чистые, а затем уложите вал в блок (см. рис. 18.15). Очистите рабочие поверхности вкладышей, расположенных в крышках, а затем смажьте их. Установите крышки на соответствующие места стрелками в сторону зубчатого ремня.


16. На 4-х цилиндровых двигателях:

  • а) Очистите и смажьте поверхности под вкладыши в крышках, Установите крышки в прежнее положение - стрелками в сторону зубчатого ремня.
  • 6) Поочередно обслуживая крышки, начиная с центральной и продолжая в сторону концов вала, затяните их болты равномерно и без перекоса требуемым моментом.



17. На V-образных 6-ти цилиндровых двигателях:

  • а) Нанесите валик из герметика длиной 3.0 мм (см. рис. 18.17,а).
  • б) Нанесите валик из герметика длиной 1.0 мм (см. рис. 18.17,6).
  • в) Вставьте болты нижнего картера. Затяните болты требуемым моментом.

18. Проверните коленчатый вал на несколько оборотов, контролируя отсутствие заедания.

19. Проверьте осевой люфт вала (см. параграф 11). Он должен быть в норме, если опорные поверхности вала не изношены и не повреждены, а также при условии того, что вкладыши, воспринимающие осевое усилие заменены.

20. На 4-х цилиндровых двигателях установите корпус левой манжеты коленчатого вала, а затем вставьте новую манжету (глава 2А параграф 20).

21. На V-образных 6-цилиндровых двигателях установите новую манжету (глава 2Б).

Затяжка шатунов, проверка правильности установки поршней

Установка коленвала (коренных вкладышей, полуколец, бугелей). Обтяжка динамо ключем.

Как замерить зазор между вкладышем и коленвалом Знания автослесаря ВЕК ЖИВИ ВЕК УЧИСЬ Авторемонт

Дефектовка коленчатых валов

Часть 2.Правильная затяжка коренных крышек коленчатого вала Камаз. Это знают не все. Виктор Илюшкин.

Может кому и пригодится! Как измерить зазор между коленвалом и вкладышем. Лучший способ.

Замена ремня ГРМ Форд Мондео Двигатель 1,6 DURATEC TI-VCT


Проверка ремня привода газораспределительного механизма выполняется следующим образом.

1. Снимите переднюю крышку привода газораспределительного механизма.

2. Осмотрите состояние ремня привода газораспределительного механизма. Замените ремень, если при осмотре вы обнаружите:

- следы масла на любой поверхности ремня;

- следы износа зубчатой поверхности, трещины, подрезы, складки и отслоение ткани от резины;

-трещины, складки, углубления или выпуклости на наружной поверхности ремня;

- разлохмачивание или расслоение на торцовых поверхностях ремня.


Ремень со следами моторного масла на любой его поверхности надо обязательно заменить, так как масло быстро разрушает резину. Причину попадания масла на ремень (обычно вследствие нарушения герметичности сальников коленчатого и распределительных валов) надо устранить немедленно.

З. Проверьте натяжение ремня. Правильно натянутый ремень должен поворачиваться

на 90° от усилия пальцев 15-20 Н (1,5-2 кгс), приложенного посередине между шкивами коленчатого и распределительных валов.

4.Установите детали в порядке, обратном снятию.

Замена ремня привода газораспределительного механизма выполняется следующим образом.

Работу проводите на смотровой канаве, эстакаде или по возможности на подъемнике.

Вам потребуются: специальные приспособления для блокировки распределительных и коленчатого валов, а также натяжного ролика ремня привода газораспределительного механизма,торцовый ключ «на 10», накидные ключи или торцовые головки «на 8», «на 13», ключ «на 18».

1. Снимите ремень привода компрессора кондиционера и ремень привода вспомогательных агрегатов

2. Снимите генератор

3. Установите под двигатель надежную опору

4. Снимите правую опору подвески силового агрегата

5. Снимите шкив 6водяного насоса, вывернув четыре болта его крепления.

6. Снимите кронштейн 5 правой опоры подвески силового агрегата, вывернув три болта его крепления.

7. Снимите переднюю крышку 4 привода газораспределительного механизма, вывернув восемь болтов ее крепления.


Крепление кронштейна правой опоры подвески силового агрегата


Установочные метки на механизмах VCT

Замена ремня ГРМ Форд Мондео

8. Установите рычаг коробки передач в нейтральное положение.

9. Проверните коленчатый вал двигателя за болт крепления его шкива настолько, чтобы метки на механизмах VCT (изменения фаз газораспределения) распределительных валов установились так же («на 11 ч»).

10. Выверните заглушку расположенную в передней части блока цилиндров справа (, и установите в открывшееся отверстие фиксирующий стержень до упора в коленчатый вал. Осторожно проверните коленчатый вал за болт крепления его шкива до момента остановки вала фиксирующим стержнем.



Фиксирующий стержень представляет собой цилиндрическую деталь длиной около 65 мм, ступенчатую по диаметрам. Часть стержня малого диаметра (4 мм), длиной 10 мм представляет собой хвостовик, входящий в паз коленчатого вала. Остальная цилиндрическая часть большего диаметра (8 мм) служит направляющей в отверстии блока цилиндров.

11. Зафиксируйте распределительные валы от проворачивания, установив в специальные пазы в корпусах механизмов VCT фиксирующее приспособление (рис. 5.20). Приспособление установите так, чтобы метки на ветвях приспособления были вверху, причем метка в виде линии должна быть со стороны выпускного распределительного вала, а метка в виде точки - со стороны впускного.



12. Включите IV передачу в механической коробке передач (или установите селектор автоматической коробки в положение «Р» - стоянка) и затормозите автомобиль стояночным тормозом, чтобы зафиксировать коленчатый вал двигателя от проворачивания.

13. Выверните болт крепления шкива к носку коленчатого вала и снимите шкив.

Запрещается повторное использование болта крепления шкива коленчатого вала.





15. Ослабьте натяжение ремня привода газораспределительного механизма, для чегс переместите на максимально возможную величину ведущую ветвь ремня в направлении показанном стрелкой на рис. 5.22. При этом натяжной ролик переместится в исходное положение. Зафиксируйте натяжной ролик в этом положении, вставив в отверстия ролика и его кронштейна металлический стержень подходящего диаметра.

16. Снимите ремень с зубчатых шкивов механизмов VCT коленчатого вала и натяжного ролика.

Не проворачивайте коленчатый вал при снятом ремне привода газораспределительного механизма, так как поршнями будут повреждены клапаны.

17. Наденьте новый ремень на зубчатый шкив механизма VCT выпускного распределительного вала. Натяните ведущую ветвь ремня и наденьте ее на зубчатый шкив механизма VCT впускного распределительного вала. Далее натяните ведущую ветвь ремня и наденьте ее на зубчатый шкив коленчатого вала. Заведите ведомую ветвь ремня за натяжной ролик

18.Проверьте правильность установки ремня на зубчатых шкивах и извлеките фиксирующий стержень из отверстий натяжного ролика и его кронштейна. При этом пружина натяжного ролика установит требуемое натяжение ремня.

19.Установите нижнюю крышку привода газораспределительного механизма и шкив коленчатого вала. Болт крепления шкива коленчатого вала затягивайте в два этапа

1-й - моментом 40 Н^м (4 кгс^м);

2-й - доверните на 90°.

20. Снимите фиксирующее приспособление с корпусов механизмов системы изменения фаз газораспределения распределительных валов.

21. Извлеките фиксирующий стержень коленчатого вала из отверстия в блоке цилиндров

22. Включите нейтральную передачу в коробке передач, проверните коленчатый ваг на два оборота и остановите его в таком положении, при котором метки на корпусах механизмов VCT займут положение

23. Установите в отверстие блока цилиндров фиксирующий стержень и осторожно доверните коленчатый вал до фиксации стержнем.

24. Установите на корпуса механизмов VCT фиксирующее приспособление. Если приспособление удалось установить без затруднений, ремень привода газораспределительного вала установлен правильно. Если приспособление установить не удалось (смещены фазы газораспределения), снимите ремень, установите фиксирующее приспособление и повторите установку ремня, как описано выше.

25. Если ремень привода газораспределительного механизма установлен правильно снимите фиксирующее приспособление с корпусов механизмов VCT извлеките фиксирующий стержень из отверстия в блоке цилиндров, установите на место заглушку этого отверстия, затянув ее моментом 20 Н^м (2 кгс^м), и установите все снятые детали в порядке, обратном снятию.

19.2.2. Сборка двигателя

Все указания по сборке 16-клапанного двигателя справедливы и для двигателя V6. В приведенном ниже описании предполагается, что все детали подготовлены к сборке.

При чистке уплотняющих поверхностей нельзя использовать острые предметы, чтобы не повредить алюминиевые детали. Сборка проводится в следующем порядке:

- вставьте вкладыши подшипников и прижимные диски в блок цилиндров, хорошо смажьте вкладыши и положите на них коленчатый вал. Смазочные отверстия во вкладышах и в головке блока цилиндров должны находится на одной линии. Проверните вал несколько раз, чтобы вкладыши хорошо установились;

- уложите три обычных вкладыша и один вкладыш с фланцем над коренными шейками коленчатого вала. Вкладыши должны хорошо лежать на шейках;


Рис. 332. Места нанесения герметика

- почистите обе половины картера. Нанесите на поверхности блока цилиндров герметик. Его наносят на разделяющие поверхности в места, показанные на рис. 332. Обратите особое внимание на указанные размеры;

Нижнюю часть картера надо смонтировать в течение 4 минут после нанесения герметика.

- проверьте, чтобы в нижней части картера находились все регулировочные штифты и поставьте картер. Прижмите снизу коленчатый вал и положите половину прижимного диска. Заверните винты, смазывать их не следует;


Рис. 333. Последовательность затяжки винтов нижней части картера

- заверните все винты в указанной на рис. 333 последовательности моментом затяжки 4 Н·м. Винты с 1 по 16 следует обязательно заменять. Затягивание отдельных винтов проводится в 4 этапа:

1-й этап — винты 1–8 моментом 25 Н·м;

2-й этап — винты 9–16 моментом 40 Н·м;

3-й этап — винты 1–16 довернуть на четверть оборота (90°);

4-й этап — винты 17–22 моментом 25 Н·м;

- после затяжки всех винтов проверните несколько раз коленчатый вал, чтобы выявить места зажатия. Для проворачивания вверните винт в переднюю часть коленчатого вала или два винта в задний фланец вала и проворачивайте вал с помощью вставленной отвертки;

- уберите весь выжатый герметик и проверните вал так, чтобы шейка устанавливаемого поршня находилась в НМТ;

- установите поршни так же, как для 16-клапанного двигателя. Стрелка на днище поршня должна указывать на переднюю часть двигателя; выемки и пазы крышке шатунного подшипника должны находиться на той же стороне; винты крышки шатунного подшипника следует всегда заменять. Крышку затягивают в 3 этапа:

3-й этап — довернуть на четверть оборота (90°);

- после установки всех шатунов и поршней проверьте осевой зазор шатунных подшипников на шатунных шейках коленчатого вала (см. установку поршней 16-клапанного двигателя). Помимо этого следует провести все упомянутые в том же разделе проверки перед тем, как будет завершна установка поршней. Затем коленчатый вал следует повторно провернуть, чтобы зафиксировать зажимной механизм;

- установите масляный насос. При заворачивании винтов, если смотреть на насос, сначала затяните нижний винт справа, затем верхний винт справа, нижний винт слева и верхний винт слева. Все винты затягивают моментом 10 Н·м;


Рис. 334. Крепление смазочной пластины к открытому картеру

- установите смазочную пластину (рис. 334). Сначала заверните винты моментом 5 Н·м, а затем доверните еще на 45° (восьмую часть оборота);

- закрепите сетку приемника масляного насоса вместе с впускной трубкой в двух местах на фланце и в одном месте в середине. Перед монтажом смажьте маслом новое уплотнительное кольцо. Вверните винты моментом 10 Н·м;

- установите маслоотделитель с новой прокладкой и вверните винты моментом 10 Н·м;

- установите консоль для монтажа насоса гидропривода рулевого управления и вверните винты моментом 47 Н·м. Обеспечьте консоль регулировочными штифтами;

- положите новую прокладку блока цилиндров и установите блок цилиндров. Вверните винты с шайбами по очереди и прочно затяните. Обе головки блока цилиндров устанавливаются одинаково. Затяжка всех винтов выполняется в несколько этапов:


Рис. 335. Последовательность затяжки винтов головки блока цилиндров (обе головки)

1-й этап — в указанной на рис. 335 последовательности моментом 40 Н·м;

2-й этап — в указанной на рис. 335 последовательности подтягиваются без применения динамометрического ключа на четверть оборота;


Рис. 329. Последовательность отворачивания винтов головок блока цилиндров. Обе головки отворачиваются одинаково

3-й этап — в указанной на рис. 329 последовательности ослабляются на один оборот;

4-й этап — в указанной на рис. 335 последовательности моментом 40 Н·м;

5-й этап — в указанной на рис. 335 последовательности подтягиваются без применения динамометрического ключа еще на четверть оборота (90°);

6-й этап — в указанной на рис. 335 последовательности подтягиваются без применения динамометрического ключа еще раз на четверть оборота (90°);

- для монтажа левой цепи привода установите коленчатый вал в необходимое положение. Для этого вверните винт амортизатора с шайбой в коленчатый вал и проворачивайте вал вправо до тех пор, пока сегментная шпонка не установится примерно в положение «11 часов»;

- вставьте хорошо смазанные толкатели клапанов в соответствующие отверстия;

- уложите оба распределительных вала в левую головку блока цилиндров и согласуйте метки приводных шестерен с верхней кромкой головки блока цилиндров:


Рис. 336. Установка распределительных валов в левой головке блока цилиндров: 1 — регулирующая метка впускного распределительного вала; 2 — регулирующая метка выпускного распределительного вала

1) регулирующую метку 1 (рис. 336) впускного распределительного вала установите в положение «9 часов»;

2) регулирующую метку 2 выпускного распределительного вала установите в положение «12 часов»;

- установите крышки подшипников левых распределительных валов согласно обозначению крышек. Крышки помечены метками от «1L» до «9L». Крышка «1L» находится на стороне с четырьмя крышками подшипников со стороны приводной шестерни, крышка «5L» находится на другой стороне около приводной шестерни. Хорошо смажьте поверхности крышек. Сначала установите крышки «1L» и «5L». Винты не затягиваются;

- положите оба распределительных вала в правый блок цилиндров и проверните до тех пор, пока установочные метки приводных шестерен не сравняются с верхней кромкой головки блока цилиндров. Это выполняется аналогично рис. 336, но обратите внимание на следующие отличия:

1) проверните нижний вал (выпускной распределительный вал) так, чтобы регулирующая метка установилась в положение «12 часов»;

2) проверните верхний вал (впускной распределительный вал) так, чтобы регулирующая метка установилась в положение «3 часа»;

При наличии четырех распределительных валов и двух головок блока цилиндров можно легко ошибиться при сборке. По этой причине рекомендуем после установки и совмещения регулирующих меток еще раз провести комплексную проверку.

- установите крышки подшипников правых распределительных валов согласно обозначению крышек. Эти крышки помечены метками от «1R» до «8R». Крышка «5R» находится сверху справа рядом с приводной шестерней. За ней расположены крышки от «6R» до «8R». Крышка «5R» находится на противоположной стороне рядом с приводной шестерней. За ней располагаются крышки от «2R» до «4R». Сначала устанавливают крышки «1R» и «5R». Винты на этом этапе не затягиваются;


Рис. 337. Расположение установочных меток приводных шестерен распределительных валов и звеньев цепи медного цвета (левая цепь)

- установите левую цепь привода распределительных валов. Эта цепь снабжена звеньями медного цвета, которые должны быть совмещены с установочными метками обоих приводных шестерен распределительных валов и приводной шестерней коленчатого вала. Насадите приводную шестерню коленчатого вала на вал (установочная метка снаружи) и уложите цепь. Установите расположенную на правой стороне направляющую планку (из черного материала) и приверните моментом 25 Н·м. На рис. 337 показана лежащая на шестернях распределительных валов цепь, которая относится и к правым распределительным валам. После установки еще раз проверьте следующее:

1) оба звена цепи медного цвета должны располагаться точно напротив обеих установочных меток приводных шестерен распределительных валов;


Рис. 338. Приводная шестерня коленчатого вала и звено медного цвета левой цепи (А). В правой цепи установочная метка располагается с обратной стороны (В)

2) звено медного цвета на обратной стороне должно быть согласовано с установочной меткой приводной шестерни коленчатого вала (рис. 338, А);

- установите прижимную планку цепи с другой стороны, смонтируйте все еще находящийся под предварительным натяжением натяжитель и приверните моментом 25 Н·м, затем сильно прижмите прижимную планку к цепи. Удерживайте планку в этом положении и выньте фиксирующий штифт из натяжителя. Теперь натяжитель прижимается к прижимной планке и обеспечивает требуемое натяжение цепи;

- смонтируйте цепь привода на правой стороне описанным выше способом. Направляющая планка для этой цепи имеет светлый цвет. Снова согласуйте все установочные метки со звеньями медного цвета. При этом обратите внимание на рис. 338, В, поскольку эти метки размещаются в разных местах. Если смотреть на цепь, приверните направляющую планку с правой стороны моментом 25 Н·м. Установка прижимной планки и натяжителя проводится аналогично и уже описанавыше;

- еще раз проверьте, чтобы сегментная шпонка на коленчатом валу была установлена в положение «11 часов» и вставьте толкатели в левую головку блока цилиндров;


Рис. 339. Последовательность затяжки винтов крышек подшипников распределительных валов: А — для левой головки блока цилиндров; В — для правой головки блока цилиндров

- затяните винты крышек подшипников распределительных валов (рис. 339) моментом затяжки 10 Н·м;

- проверните коленчатый вал выше описываемым способом так, чтобы сегментная шпонка установилась в положение «3 часа»;

- смажьте толкатели и вставьте в правую головку блока цилиндров;

- затяните винты крышек подшипников правых распределительных валов в указанной на правом рис. 339 последовательности моментом 10 Н·м;


Рис. 340. Места нанесения герметика

- установите импульсное кольцо на коленчатый вал синей меткой в паз и в местах, указанных на рис. 340, нанесите герметик (шириной 6 мм). Крышка картера рулевого механизма после его нанесения должна быть привернута в течение 6 минут;

- установите новые уплотнительные кольца для крышки картера рулевого механизма и равномерно по окружности приверните ее моментом 25 Н·м;

- установите датчик положения коленчатого вала с новым уплотнительным кольцом (10 Н·м) и установите кабельный хомут;

- установите переднее уплотнительное кольцо коленчатого вала;

- установите ременный шкив коленчатого вала, придерживайте вал, и вверните винты в четыре этапа:

1-й этап — 120 Н·м;

2-й этап — ослабить винт на один полный оборот;

4-й этап — довернуть на 90°;

- смонтируйте насос гидропривода рулевого управления с держателем и вверните винты моментом 25 Н·м. Затем вверните штифтовые винты моментом 10 Н·м, сначала затяните длинные штифты;

- установите ременный шкив насоса гидропривода рулевого управления и вверните винты моментом 25 Н·м;

- уложите новое уплотнительное кольцо и установите задний держатель кольца распределительного вала с регулировочными штифтами на блок цилиндров. Затяните винты моментом 10 Н·м. Вставьте уплотнительное кольцо распределительного вала, как описано выше. В том же подразделе описан процесс монтажа ременного шкива на распределительном вале;

- вверните свечи зажигания и затяните моментом 15 Н·м;

- смонтируйте крышки головок блока цилиндров, как описано выше в соответствующем подразделе;

- смонтируйте поддон картера, как описано в соответствующем подразделе, и приверните теплозащитный металлический лист (10 Н·м);


Рис. 341. Установленные масляный радиатор (1) и выключатель (2) с гидроприводом

- смажьте уплотнительное кольцо масляного радиатора, О-образное уплотнительное кольцо и уплотнительное кольцо масляного фильтра моторным маслом и смонтируйте масляный радиатор. Крепление в середине затяните моментом 57 Н·м. Смажьте выключатель 2 (рис. 341) с гидроприводом герметиком и приверните рядом с масляным радиатором 1 (14 Н·м). После установки радиатора можно установить масляный фильтр;

- приверните левый выпускной коллектор с нейтрализатором и новым уплотнительным кольцом (20 Н·м);

- установите подвесную консоль генератора (25 Н·м) и установите генератор. Нижние винты приверните моментом 47 Н·м, верхние — 25 Н·м;

- установите заднее маслоуплотнительное кольцо коленчатого вала, как описано выше в соответствующем подразделе;

- уложите промежуточную плиту двигателя и установите маховик. Смажьте винты герметиком и при зафиксированном маховике равномерно, крест-накрест приверните их моментом 80 Н·м;

- установите жидкостный насос. Равномерно приверните винты моментом 10 Н·м и в конечном положении доверните еще на четверть оборота. Подсоедините к насосу шланги системы охлаждения;

- установите соединительную трубку охлаждающей жидкости с новыми О-образными уплотнительными кольцами между двумя головками блока цилиндров. Смажьте их смазкой. Винты вверните моментом 10 Н·м;

- уложите приводной ремень жидкостного насоса. Для этого поверните натяжитель вправо, уложите ремень со шкивом и отпустите натяжитель;

- приверните подъемную проушину двигателя (12 Н·м), вверните направляющую трубку маслоизмерительного щупа с новым, смазанным маслом уплотнительным кольцом (10 Н·м) и установите распределительный трубопровод охлаждающей жидкости (10 Н·м);

- установите корпус термостата со шлангом охлаждающей жидкости;

- установите нижнюю часть впускного коллектора с новыми прокладками. Направляющие пазы прокладок должны быть направлены вниз. От середины к краям равномерно до заверните винты моментом 10 Н·м;

- установите все кабельные разъемы (подключите штекеры) и закрепите провода соответствующими хомутами;

- установите верхнюю часть впускного коллектора, как описано ранее в соответствующем подразделе. Используйте новые прокладки. Они также должны быть направлены вниз.

Читайте также: