Как заправить опель астра

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Заправка автомобиля бензином

Вам потребуются: канистра с бензином, специальная воронка для горловины топливного бака, имеющей сужение, исключающее заправку этилированным бензином.

Примечание

У наконечников заправочных пистолетов колонок для этилированного бензина (колонки старого образца со стрелочными указателями) был увеличенный диаметр. Поэтому для исключения случайной заправки таким бензином диаметр наливной горловины выполнен меньшим, чем у наконечников пистолетов этих колонок, следовательно, и наконечник воронки должен быть малого диаметра.

Предупреждение

Не курите и не пользуйтесь открытым огнем во время заправки.

Полезные советы

Пробка топливного бака расположена на правом заднем крыле под откидной крышкой.

Крышка бачка

1. Разблокируйте центральный замок, нажав на соответствующую кнопку пульта дистанционного управления рабочего ключа (см. Ключи автомобиля).

2. Откройте крышку.

Открыть крышку бачка

3. . до ее фиксации в открытом положении.

Фиксация крышки

4. Поверните пробку топливного бака против часовой стрелки.

Поворот пробки

Предупреждение

Поскольку пары топлива могут создавать внутри бака повышенное давление, отворачивайте пробку наливной горловины медленно. Это позволит уровнять давление внутри бака с атмосферным. Если вы увидите пар, выходящий из-под пробки, или услышите шипящий звук, то прекратите отворачивать пробку и подождите, пока эти звуки не прекратятся. Иначе топливо может выплеснуться из бака.

Снимите пробку

6. . и закрепите на кронштейне крышки.

Закрепите пробку

7. Вставьте пистолет топливозаправочной колонки в наливную горловину топливного бака и заправьте автомобиль. Если вы заправляете свою Астру из канистры, то перед заправкой вставьте в горловину топливного бака воронку и залейте бензин из канистры.

8. После заправки заверните пробку по часовой стрелке до щелчка. Пробка снабжена ограничителем момента заворачивания, поэтому после щелчка будет прокручиваться.

Opel Astra H (Family) / Руководство


Вам потребуются: канистра с бензином, специальная воронка для горловины топливного бака, имеющей сужение, исключающее заправку этилированным бензином.

Примечание

У наконечников заправочных пистолетов колонок для этилированного бензина (колонки старого образца со стрелочными указателями) был увеличенный диаметр. Поэтому для исключения случайной заправки таким бензином диаметр наливной горловины выполнен меньшим, чем у наконечников пистолетов этих колонок, следовательно, и наконечник воронки должен быть малого диаметра.

Предупреждение

Не курите и не пользуйтесь открытым огнем во время заправки.

Полезные советы

Пробка топливного бака расположена на правом заднем крыле под откидной крышкой.

1. Разблокируйте центральный замок, нажав на соответствующую кнопку пульта дистанционного управления рабочего ключа (см. Ключи автомобиля).

2. Откройте крышку.

3. . до ее фиксации в открытом положении.

4. Поверните пробку топливного бака против часовой стрелки.

Предупреждение

Поскольку пары топлива могут создавать внутри бака повышенное давление, отворачивайте пробку наливной горловины медленно. Это позволит уровнять давление внутри бака с атмосферным. Если вы увидите пар, выходящий из-под пробки, или услышите шипящий звук, то прекратите отворачивать пробку и подождите, пока эти звуки не прекратятся. Иначе топливо может выплеснуться из бака.

6. . и закрепите на кронштейне крышки.

7. Вставьте пистолет топливозаправочной колонки в наливную горловину топливного бака и заправьте автомобиль. Если вы заправляете свою Астру из канистры, то перед заправкой вставьте в горловину топливного бака воронку и залейте бензин из канистры.

8. После заправки заверните пробку по часовой стрелке до щелчка. Пробка снабжена ограничителем момента заворачивания, поэтому после щелчка будет прокручиваться.

Заправка кондиционера Опель Астра Н

Заправка кондиционера Опель Астра Н

Опель Астра третьего поколения – Астра H, в свое время являлась одной из самых популярных машин в Европе с ежегодными продажами в 200-250 тысяч машин.

Модель отличается простой, но хорошо продуманной платформой, надежными комплектующими и высоким уровнем комфорта для автомобиля его стоимости.

Вместе с тем, важная составляющая комфорта современных авто – кондиционер, довольно часто выходит из строя и причин тому довольно много.

Рассмотрим же самые распространённые поломки компрессора и утечки фреона.

Поломки кондиционера Opel Astra H

Кондиционер Опель Астра третьего поколение точно такой же, как и на Рено Меган 2 – его производителем является японская компания Sanden. Кондиционеры этой марки довольно надежные при езде в умеренных климатических зонах с теплой зимой и таким же летом, однако в нашей стране перепады температур наблюдаются куда сильнее, что часто и является причиной поломки.

Все поломки кондиционера в Opel Astra H можно разделить на две группы: системные и механические.

К системным поломкам относятся сбои в работе электроники, тогда как к механическим нужно относить:

  • пережим или
    перекручивание магистралей и трубок;
  • разгерметизация магистралей и трубок, прокладок или уплотнительных элементов;
  • загрязнения радиатора;
  • засыхание ремня привода;
  • смещение муфты.

Сбои в работе электроники довольно часто заканчиваются заменой того ли иного компонента компрессора, часто компрессор заменяется полностью, т.к. более-менее серьезный сбой может полностью нарушить функциональность этого элемента. Большая часть всех поломок связана именно с компрессором и его муфтой, т.к. именно эти элементы больше всего участвуют в процессе охлаждения и перегонки воздуха по системе.

Для ремонта и диагностики кондиционера Опель Астра Н стоит обращаться в наш автосервис, т.к. мы способны максимально быстро и качественно произвести как диагностику, так и ремонт кондиционера при помощи современного оборудования и оригинальных запчастей.

Причины появления поломок и их основные признаки

Кондиционер – это, по сути, закрытая
система, по которой перемещается параллельно фреон и воздух, при невозможности выйти или войти воздух перегревается компрессор, после чего он выходит из строя, при разгерметизации трубок, по которым течет фреон, нарушается процесс охлаждения воздуха и из выхода кондиционера в салон дует обычный воздух с улицы. Именно поэтому, причин возникновения поломок кондиционера в Астре третьего поколения всего две. Первая из них – грязь, забивающаяся в сотах радиатора, после чего разносящаяся по всем компонентам кондиционера, забиваясь в основном в компрессоре и трубках. Второй причиной появления неисправностей является нарушение герметичности и целостности, как системы, так и отдельных компонентов в ней.

Чаще всего в кондиционере Астры Н выходит из строя компрессор. Данное устройство необходимо для сжатия хладагента и поддержания его движения по холодильному контуру. По сути, именно компрессор – это основная часть всей системы кондиционирования, его основа и сердце. Также пристально внимания к себе требует муфта кондиционера Опель Астра H.

Всего есть 4 основные причины, когда компрессор не запускается:

  • утечка
    хладагента;
  • загрязнения внутри системы;
  • неисправная контролирующая электроника;
  • поломки муфты или износ подшипника.

Признаками неработающего компрессора являются:

  • самовольное отключение кондиционера;
  • перепады давление при диагностике манометром;
  • не работающая муфта компрессора кондиционера Opel Astra H;
  • шумы при выключенном кондиционере;
  • невозможность включения кондиционера.

Диагностика

Во время проведения диагностики, специалисты
нашего автосервиса проводят такие манипуляции:

  • поверхностный осмотр компонентов на целостность;
  • осмотр магистралей и трубок на наличие трещин;
  • диагностика на утечку хладагента при помощи введения в систему ультрафиолетового красителя;
  • диагностика работы подшипника муфты и самой муфты компрессора.

Ремонт и заправка кондиционера Опель Астра Н

Ремонт кондиционера Астры Н
может быть абсолютно разным – все зависит от сложности и типа поломки.

При физических повреждениях компонентов системы, восстанавливается их целостность или производится полная замена элементов. Так, при нарушении целостности радиаторных сот, их восстанавливают при помощи аргонной сварки, а при рассыхании прокладок и уплотнительных элементов проводится их замена.

Перед тем как приступать к процессу ремонта, мастера проводят чистку системы, что часто помогает восстановить работу системы кондиционирования без необходимости проведения ремонта.

Сама же процедура ремонта
состоит из:

  • осмотра;
  • проверок;
  • демонтажа компонентов;
  • замены;
  • обратного монтажа элементов;
  • заправки фреоном.

Ремонт компрессора кондиционера Опель Астра H – одна из важных составляющих всего процесса починки охлаждающей системы автомобиля, и специалисты всегда уделяют ему первостепенное внимание. В составе этой задачи нужно отдельно выделить ремонт муфты компрессора кондиционера Опель Астра, как довольно часто требующуюся автовладельцам услугу.

Фреон – это
жидкость, находящаяся постоянно под давлением и заправляется она при помощи специального устройства – любое неаккуратное движение при самостоятельной заправке может вывести систему кондиционирования из строя навсегда.

Топливный бак - устройство, снятие и установка

Отсоедините отрицательный вывод аккумуляторной батареи.

Слейте топливо из бака в контейнер. Поднимите заднюю часть автомобиля, закрепив ее стойками. Отсоедините гибкое соединение выпускной магистрали. Подвесьте ее на проволоке под кузовом.

Отсоедините заднюю секцию системы выпуска от ее резиновых креплений и закрепите ее на торсионном стержне задней подвески.

Освободите трос стояночного тормоза либо от зажима, на баке, либо от ленточного хомута крепления бака и отведите его в сторону.

Если требуется, снимите топливный фильтр с боковой стороны топливного бака.

Зажмите топливный шланг(и), который подведены к устройству измерения (расположенны с правой стороны бака), поставив контейнер для топлива, которое может вытечь при отсоединении шланга.

Снимите пластмассовую крышку, затем отсоедините шланг(и) от датчика. Учитывая возможность утечки, примите меры пожарной безопасности.

Отсоедините проводку от датчика уровня топлива.

Рис. 4.7. Тросы стояночного тормоза подведены к топливному баку и ленточному хомуту крепления моделей с кузовом Седан и Хэтчбек

Рис. 4.8. Наливной и вентиляционные шланги с задней стороны топливного бака — модель с кузовом Хэтчбек

Рис. 4.9. Гайка на ленте крепления бака

Отсоедините наливной шланг и вентиляционные шланги с задней стороны бака.

Вывесьте топливный бак на домкрате, подложив деревянную прокладку.

Отвинтите гайки у крепления бака, затем снимите и опустите бак настолько, чтобы можно было отсоединить вентиляционные шланг(и).

Вместе с помощником осторожно опустите бак и выньте его из-под автомобиля. Учтите, что остатки топлива в баке могут вытечь.

Установка

Если в баке есть осадок или вода, его необходимо 2-3 раза прополоскать, используя чистое топливо. Энергично потрясите бак. наливая в него новые порции топлива, однако перед тем как это сделать, снимите датчик уровня топлива. Операцию необходимо проводить в хорошо вентилируемом помещении, соблюдая меры пожарной безопасности.

Ремонт топливного бака должны делать профессионалы. Нельзя пытаться сваривать или паять бак. Удаление остаточных паров топлива требует нескольких часов работы специалиста.

Установка осуществляется в порядке, обратном снятию, однако не забывайте следующее.

Проверьте, все ли шланги и трубопроводы установлены на местах и закреплены

Где требуется, установите топливный фильтр.

Если необходимо, отрегулируйте трос ручного тормоза

После окончания работ заполните топливный бак, запустите двигатель и проверьте, нет ли утечек. Если есть утечка, сразу же остановите двигатель, выясните причину и устраните дефекты.

Модели с кузовом Универсал и Фургон

Снятие и установка

Отсоедините отрицательный вывод аккумуляторной батареи, слейте топливо из бака и поднимите переднюю часть автомобиля, закрепив ее стойками.

Рис. 4.10. Отсоедините шланги (1 и 2) от заливной горловины — модели с кузовом Универсал и Фургон

Отсоедините наливной и вентиляционные шланги на баке.

Отсоедините шланги, показанные на рис. 4.10. от заливной горловины.

Подвесьте топливный бак на домкрате, положив деревянную прокладку.

Отверните болты лент крепления бака, затем снимите их, и вместе с помощником осторожно опустите бак и выньте его из-под автомобиля. Помните, что в баке осталось топливо, которое может вылиться. (См. пункты об очистке бака полосканием, используя чистое топливо, и запрете какого-либо ремонта бака собственными силами. )

Установка осуществляется в обратном порядке, с проверкой все ли шланги и трубопроводы надежно закреплены на своих прежних местах.

После окончания работ заполните топливный бак, запустите двигатель и проверьте, нет ли утечек. Если есть утечка, сразу же остановите двигатель. выясните причину и устраните дефекты.

Технические жидкости и марки масел, которые подходят Опель Астре

Opel Astra – компактное семейное авто. Представлен в нескольких модификациях: хэтчбек, универсал, двух- и пятидверный лифтбек. Производится немецкой компанией Adam Opel AG достаточно давно. Сегодня известно несколько поколений авто.

Опель Астра привлекает стильным дизайном, отличной технической начинкой, высоким уровнем практичности и прочим. Современное авто стоит небольших денег, поэтому популярно у российских водителей.

Комплектуется разными силовыми установками: бензиновыми и турбодизельными. На отечественном рынке в основном встречаются первые. Самые востребованные седаны с мотором объемом 1,6 и 1,8 л мощностью 115 и 140 л.с.

жидкости и марки масел, которые подходят Опель Астре

Количество масел и сколько жидкости заливать в Opel Astra

Место заправки/смазки

Объем заправки, литров

Наименование масла/жидкости

антифризы группы G11,

ентиленгликолевая охлаждающая жидкость.

Двигатель 1.4, с масляным фильтром 3,5

Трансмиссионные масла: 19 40 757 (специальное масло),

19 40 764 (специальное масло)

Сколько и что заправлять в Опель Астра

Оптимальный период замены масла – 10 – 15 тысяч км. Рекомендуется применять жидкости с такими техническими параметрами: SAE 10w40, 5w40, 5w30. Подойдут GM dexos2 SM/CF ACEA A3/B4 C3, Motul 5W30 ACEA C3 API PERFORMANCES SM/CF GM-OPEL dexos2 — License. Обьем заправки для разных двигателей отличается – от 3,5 до 5 л.

Объем топливного бака – 52 л. Производитель рекомендует заправлять неэтилированный бензин с октановым числом не ниже 95.

Замена трансмиссионного масла производителем не предусмотрена. На его взгляд рабочая жидкость может использоваться на протяжении всего периода эксплуатации машины. Но это возможно, если условия идеальные. Наш климат и качество дорог требует регулярной замены смазки в коробке передач. Проводить процедуру стоит каждые 15 тысяч км. Для этого применяется жидкость, которая отвечает стандарту API GL4 SAE 80W-90, по SAE 75W-90.

Замена тормозной жидкости проводиться 1 раз в два года независимо от пробега. Применяется DOT 3 или DOT 4, SAE J 1703. Обьем заправки – 0,5 л.

Стандартное правило замены – пробег 50 тысяч км. Можно проводить и немного раньше. Если условия эксплуатации тяжелые, то уместно заливать новую жидкости каждые 25 – 30 тысяч км. Применяются антифризы группы G12 или G11, ентиленгликолевая охлаждающая жидкость.

заправка кондиционера

На майских праздниках были теплые деньки и я заметил, что мой кондиционер дует не как мне хотелось бы. Вместо ледяного воздуха, в салоне дул чуть слабый ветерок. Дабы у моего знакомого есть в гараже оборудование для заправки кондея я отправился примяком к нему.

первый разъем для заправки найти не составило труда,

а вот со вторым пришлось повозиться. Он находится под облицовкой радиатора. Снять её не получилось, она никак не хотела отцепляться от бампера. Облицовка была аккуратно оттянута, и второй разъем встал на своё место.

вся процедура заняла порядка 20-30минут. В это время входила установка шлангов, откачка старого фриона (или скорее воздуха) из системы, ну и сама закачка нового "холодильного газа".

в итоге теперь в салоне можно морозить продукты. Результатом доволен, всем удачи на дорогах)))

Машины в продаже


Opel Astra, 2008


Opel Astra, 2008
Opel Astra, 2006


Opel Astra, 2006

Комментарии 11

Не понял, какие масла?

обычное вместе с фрионом немного в грамммах сейчас не вспомню

Вот это вопрос! Я даже и не знаю)))

Не понял, какие масла?

сколько вообще стоит процедура такая?

я же указал стоимость)))
для меня цена вопроса составила 1000руб., а так он берет 1500руб за диагностику системы на герметичность и саму заправку. Я давно парня знаю, по этому к нему и езжу.

ай, не заметил. прости)

я же указал стоимость)))
для меня цена вопроса составила 1000руб., а так он берет 1500руб за диагностику системы на герметичность и саму заправку. Я давно парня знаю, по этому к нему и езжу.

а зачем не сняли морду для заправки? 3 самореза всего

во первых не три, а четыре)))
не получило отсоединить облицовку от бампера, предположительно туда от времени набилась грязь и по хорошему сниматься не хотела. Я боялся, что либо поцарапаем бампер, либо сломаем облицовку. Самое удивительно, защелки от бампера отсоединили, а облицовка с места даже не сдвинулась.

здравствуйте!подскажите высвечивается надпись range f вместо километража ,который можно проехать?

Здравствуйте. К сожалению подсказать не могу. Возможно неисправность датчика объема горючки в баке. Попробуйте считать ошибки с BC.

Здравствуйте у меня тоже самое буква F, можете отписать на почту что было?

Болячки cвязанные с появлением буквы F:

F загорается в окошке селектора передач
- "возможно нужно поменять щетки блока управления Изитроником.", "купил деталей уже на 20 000) а надо было всего на 50 рублей на 2 щетки для генератора камаза"
- "F загорелась в пробке и начала дергать, остановился, заглушил на 5мин, потом F пропала и машина поехала. Сделал диагностику в сервисе, щетки и сцепуху на замену на пробеге 97тыс."
- "к замене блок управления роботом (либо щетки поменять)
- "сделали диагностику считали ошибки p1722. Ошибка по линии связи ручка - блок управления. Мужики покивали, и через 30 мин сообщили, что у меня был заводской брак: в "центральном тоннеле" незакрученный/болтающийся контакт, как-то так.". "Если снять крышку джойстика, там есть массовый провод, который прикручен к кузову. Его видно. Вот он, случается, плохо прикручен, и масса начинает плавать."

F на дисплее БК (механика)
- "Если коробка механика то это просто нет данных с термометра , эт нормально. бывает . "
- "Буква F на бортовом компьютере означает, что датчик температуры наружного воздуха не показывает данные, проблема может быть в самом датчике (стоит на бампере),"
- "так же F может появляться при слабом аккумуляторе или слабом заряде от генератора."
- "Кстати, перед тем как загорелась F, снимал задний правый фонарь, менял лампу (тормоза), клемму с аккумулятора не скидывал, может из за этого горела F и появилась ошибка 023002?"
- "В жгуте проводов кот. идут от блока предохранителей к ECU нарушилась изоляция и сгнил провод кот. подает 12v на ECU. Причем сгнил провод в середине жгута. Если пошевелить жгут то контакт может восстановиться но это временно."
- "заглох мотор, ошибка F. При диагностике ЭБУ двигателя не определяется. Мастера приговорили блок предохранителей"
- "если есть возможность взять модуль зажигания на пробу-попробуй его для начала подкинуть и после замены снять клемму с АКБ на 5 минут-не поможет тащи авто к дилерам(дальше сложнее от банального обрыва провода, до неисправности БУ)"

выбираю Driving time incl. stops. Написано, что учитывается время только с ключом зажигания, но почему-то у меня и при вынутом ключе таймер тикает.. Т.е. похоже на Travel time получается, но у меня точно выбран 2 пункт. Что не так? Проблема в электрике или глючит БК?

Здравствуйте.
С машиной все в порядке. Когда вынимаете ключ, экран Б/К гаснет и время не идет. Если включить бортовой компьютер (радио) без ключа, то время будет отсчитываться.

Opel Astra, Zafira

Различные гидравлические жидкости играют роль рабочих тел в системах смазки, охлаждения, торможения, сцепления, отопления и кондиционирования воздуха, омывания стекол и т.д. Ввиду того, что все жидкости с течением времени подвержены разжижению и выработке, а также в ходе нормального функционирования систем постепенно загрязняются, необходимо периодически производить их полную замену. Прежде чем приступать к корректировке уровня или замене, ознакомьтесь со списком рекомендованных к использованию в автомобиле сортов жидкостей (см. Спецификации).

Визуальный контроль утечек

При замасленном двигателе и большом расходе масла проверьте места наиболее вероятного развития утечек:

  1. Откройте крышку заливной горловины и проверьте уплотнение на наличие трещин или повреждений.
  2. Вентиляция картера: Например, вентиляционный шланг от крышки головки цилиндров к шлангу всасывания воздуха.
  3. Прокладка крышки головки цилиндров.
  4. Прокладка головки цилиндров.
  5. Пробка удаления масла (круглое кольцо).
  6. Прокладка масляного фильтра: стык фильтра с фланцем.
  7. Прокладка поддона картера.
  8. Передний и задний сальники коленчатого вала.

Так как при наличии неплотностей масло распространяется по большой поверхности двигателя, места утечек сразу определить сложно. Для обнаружения утечек действуйте следующим образом:

  1. Заверните генератор в полиэтилен. Опрыскайте двигатель обычным холодным очистителем и через непродолжительное время промойте водой на автомойке.
  2. Стыки компонентов двигателя посыпьте снаружи известью или тальком.
  3. Проверьте уровень масла, при необходимости долейте.
  4. Сделайте пробную поездку. Так как масло в горячем двигателе снижает свою вязкость и быстрее выступает в местах утечек, необходимо пробную поездку выполнить на расстояние около 30 км по скоростной трассе.
  5. В заключение исследуйте двигатель с помощью лампы и локализуйте места утечек, устранив неисправности.

Проверка уровня двигательного масла производится при помощи измерительного щупа, продетого в направляющую трубку и опускаемого в двигатель до нижней точки поддона его картера. Местоположение измерительного щупа показано на иллюстрациях, показывающих размещение компонентов в двигательном отсеке автомобиля и помещенных в начале настоящей Главы.

Проверка уровня масла должна производиться перед первой в текущий день поездкой, либо спустя около 15 минут после остановки двигателя. Если выполнить проверку немедленно после выключения двигателя, результаты ее не будут адекватно отражать ситуацию, так как часть масла окажется распределенной по внутренним галереям и компонентам двигателя.

  1. Извлеките измерительный щуп из направляющей трубки и насухо протрите его лезвие чистой ветошью или бумажным полотенцем. Вставьте щуп обратно в трубку до упора, затем вновь извлеките. Осмотрев лезвие щупа, оцените величину смоченного маслом участка. Уровень масла должен находиться между верхней и нижней отметками на лезвии щупа. В случае необходимости долейте в двигатель соответствующее количество масла требуемого сорта.
  1. Для подъема уровня от нижней (MIN) отметки на щупе до верхней (МАХ) требуется чуть меньше одного литра масла. Опускание уровня за пределы нижней границы допустимого диапазона ведет к развитию масляного голодания двигателя, чреватого серьезными механическими повреждениями последнего. Старайтесь также не переливать масло выше верхней отметки, так как это может привести к забрасыванию свечей зажигания или выходу из строя сальников силового агрегата в результате чрезмерного повышения давления.
  2. Для того чтобы залить масло в двигатель необходимо снять оборудованную резьбой крышку заливной горловины (см. иллюстрации Схема расположения компонентов в двигательном отсеке бензиновых моделей Astra G 1.6 л SOHC или Схема расположения компонентов в двигательном отсеке бензиновых моделей Astra G 1.6 л DOHC или Схема расположения компонентов в двигательном отсеке бензиновых моделей Zafira 1.6 л SOHC или Схема расположения компонентов в двигательном отсеке бензиновых моделей Astra G 1.7 л SOHC или Схема расположения компонентов в двигательном отсеке бензиновых моделей Astra G 1.7 л DOHC). Во избежание разбрызгивания масла во время заправки его в двигатель воспользуйтесь воронкой, либо масленкой с длинным носиком. Залив масло, наверните и прочно затяните крышку заливной горловины, затем запустите двигатель и внимательно осмотрите на наличие признаков утечек сливную пробку и сопрягаемую с блоком поверхность масляного фильтра. Заглушите двигатель, обождите около 15 минут, в течение которых масло сольется в поддон, затем еще раз проверьте его уровень.

Проверка уровня моторного масла является важной профилактической процедурой обслуживания двигателя. Постоянное снижение уровня свидетельствует о наличии утечек масла в результате выхода из строя сальников, повреждения уплотнительных прокладок, износа поршневых колец или направляющих втулок клапанов. Если масло по цвету или консистенции напоминает молоко, либо в нем присутствуют капли воды, это говорит о возможном повреждении прокладки головки цилиндров, либо образовании трещин в теле головки(ок) или блока. Проверка должна быть произведена без промедления. Во время измерения уровня масла всегда проверяйте также его состояние. Большим и указательным пальцами снимите с лезвия щупа следы масла, — в случае присутствия в нем мелких металлических частиц масло подлежит замене (см. Замена двигательного масла и масляного фильтра).

Охлаждающая жидкость двигателя

Все описываемые в настоящем Руководстве модели автомобилей оборудованы системой охлаждения компенсационного типа, работающей при избыточном давлении. Изготовленный из полупрозрачной пластмассы расширительный бачок системы охлаждения расположен в переднем углу двигательного отсека вплотную к батарее (см. иллюстрации в начале Главы) и соединен переливным шлангом с основанием заливной горловины радиатора. При прогреве двигателя охлаждающая жидкость расширяется, и ее избыток перетекает через клапан, вмонтированный в крышку заливной горловины радиатора, в расширительный бачок. По мере остывания, жидкость возвращается по шлангу обратно в радиатор, что позволяет постоянно поддерживать в норме ее уровень в системе.

Постоянное падение уровня охлаждающей жидкости обычно свидетельствует о развитии утечек в системе. Проверьте на наличие следов утечек радиатор, соединительные шланги, крышку заливной горловины, сливные пробки и корпус водяного насоса. Если никаких признаков утечек выявить не удается, следует произвести проверку крышки радиатора давлением в условиях мастерской автосервиса.

При необходимости снятия крышки радиатора дождитесь полного остывания двигателя, затем обмотайте горловину толстым слоем ветоши и медленно отверните крышку до первого упора. Если при этом происходит выброс пара, дайте двигателю еще немного остыть, лишь после этого окончательно снимайте крышку.

Помимо уровня всегда проверяйте также состояние охлаждающей жидкости, - она должна быть относительно прозрачной. Если охлаждающая жидкость окрашена в красновато-коричневый цвет ржавчины, система охлаждения должна быть опорожнена, промыта и заправлена свежей смесью антифриза с водой. Даже если жидкость внешне не подвергается никаким изменениям, входящие в ее состав ингибиторы коррозии с течением времени подвергаются выработке, поэтому охлаждающая жидкость должна заменяться регулярно в соответствии с графиком текущего обслуживания автомобиля (см. График текущего обслуживания).

Старайтесь не допускать попадания антифриза на открытые участки кожи или окрашенные поверхности кузовных компонентов. Случайные брызги немедленно смывайте обильным количеством воды.

Жидкость для омывания ветрового стекла

Жидкость для омывания ветрового стекла заливается в специальный изготовленный из пластмассы резервуар, расположенный в левом переднем углу двигательного отсека между аккумуляторной батареей и расширительным бачком системы охлаждения (см. иллюстрации в начале Главы). В регионах с умеренным климатом в качестве жидкости для омывания стекла может использоваться чистая вода, однако не следует заполнять резервуар более чем на 2/3 с целью компенсации расширения воды при ее замерзании во время заморозков. При эксплуатации автомобиля в суровых климатических условиях использовать только патентованные стеклоочистители, обеспечивающие соответствующее снижение точки замерзания жидкости. Во избежание обмерзания стекла при омывании в холодную погоду предварительно прогревайте его путем обдува пропущенным через теплообменник отопителя воздухом.

Электролит аккумуляторной батареи

Рассматриваемые в настоящем Руководстве автомобили укомплектованы не нуждающейся в обслуживании батареей герметичного типа, в корпусе которой предусмотрены лишь вентиляционные отверстия. Корпус батареи может быть изготовлен из полупрозрачной пластмассы, - в этом случае уровень электролита в ее банках может контролироваться с целью получения косвенной информации об исправности функционирования системы заряда и текущем состоянии батареи. Если в процессе эксплуатации транспортного средства батарея по какой-либо причине была заменена обычной (обслуживаемого типа), следует время от времени проверять уровень электролита в ее банках, для чего необходимо снять верхние контрольные/заливные пробки. Особенно внимательно следует следить за уровнем электролита в теплое время года. Для корректировки уровня электролита следует использовать только дистиллированную воду.

Гидравлическая жидкость тормозной системы и привода сцепления

Главный тормозной цилиндр (ГТЦ) закреплен на блоке сервопривода вакуумного усилителя тормозов (см. иллюстрации в начале Главы). Установленный сверху на ГТЦ резервуар используется в качестве резервного в гидравлических трактах привода как тормозных механизмов, так и сцепления (см. Главы Сцепление и приводные валы и Тормозная система).

В случае необходимости корректировки уровня жидкости тщательно протрите крышку соответствующего резервуара и поверхность вокруг нее чистой ветошью во избежание попадания в гидравлическую систему грязи.

При заливании жидкости в резервуар следите за тем, чтобы она не разбрызгивалась на окружающие окрашенные поверхности кузовных элементов. Добавляйте в каждую из систем только жидкость оговоренного нормативными требованиями сорта (см. Спецификации), - смешивание двух жидкостей различного сорта ни в коем случае недопустимо и может привести к отказу соответствующей системы!

На этапе корректировки уровня следует также внимательно проверить состояние жидкости и внутренних стенок резервуара. В случае выявления грязевых отложений, твердых посторонних частиц или капель воды система должна быть опорожнена и заправлена свежей гидравлической жидкостью (см. Главы Сцепление и приводные валы и Тормозная система).

После того как резервуар будет заполнен до требуемого уровня, плотно посадите на него крышку.

Помните, что уровень гидравлической жидкости в резервуаре ГТЦ по мере срабатывания фрикционных накладок тормозных колодок постепенно опускается, однако это снижение всегда очень незначительно. Если жидкость приходится доливать слишком часто, следовательно, в системе имеет место утечка, источник которой должен быть без промедления выявлен, а причина устранена, - внимательно осмотрите все тормозные линии и их штуцерные соединения, включая суппорты, колесные цилиндры и сервопривод вакуумного усилителя (подробнее см. Проверка тормозной системы). Падение уровня жидкости в резервуаре гидропривода сцепления свидетельствует о развитии утечек в тракте, включая исполнительный цилиндр (см. Главу Сцепление и приводные валы).

Если в ходе проверки уровня жидкости в главных цилиндрах выявится тот факт, что его резервуар практически опустошен, соответствующая система должна быть полностью прокачана (см. Главы Сцепление и приводные валы или Тормозная система).

Жидкость системы гидроусиления руля


Проверка уровня гидравлической жидкости в резервуаре рулевого насоса TRW


Проверка уровня гидравлической жидкости в резервуаре рулевого насоса DELPHI

Резервуар жидкости системы гидроусиления руля расположен в задней части двигательного отсека (см. иллюстрации в начале Главы).

Крышка резервуара оборудована встроенным измерительным щупом (см. иллюстрации Проверка уровня гидравлической жидкости в резервуаре рулевого насоса TRW или Проверка уровня гидравлической жидкости в резервуаре рулевого насоса DELPHI). Порядок проверки стандартный для всех измерений при помощи щупов.

Старайтесь не допускать выхода уровня жидкости за пределы нижней границы допустимого диапазона.

В случае необходимости произведите соответствующую корректировку уровня, долив в горловину резервуара гидравлическую жидкость требуемого сорта.

Если необходимость в корректировке уровня жидкости возникает регулярно и часто, проверьте на наличие признаков утечек рулевой насос, картер реечной передачи, а также все соединительные линии гидравлического тракта системы и их штуцерные соединения.

Трансмиссионное масло РКПП

  1. Загоните автомобиль на эстакаду или смотровую яму, либо поддомкратьте и установите его на подпорки в строго горизонтальном положении. Проверка уровня трансмиссионного масла должна производиться перед поездкой, либо спустя не менее 5 минут после остановки двигателя, - масло должно успеть стечь в поддон картера РКПП.
  1. Тщательно протрите поверхность картера коробки вокруг контрольной пробки. На трансмиссиях F13, F17 и F18 пробка находится в левой части картера позади внутреннего ШРУСа приводного вала.

На трансмиссиях F23 — в задней части корпуса дифференциала.

    Проверка производится путем ввода в отверстие пальца, — масло должно доходить до нижнего среза отверстия.

A — модели Astra
B — модели Zafira

  1. Корректировка уровня масла производится через отверстие под установку датчика-выключателя огней заднего хода (F13, F17 и F18), либо через специальное заливное отверстие (F23), — выверните датчик/ пробку.

На коробках F13, F17 и F18 трансмиссионное масло заливается через отверстие под установку датчика-выключателя огней заднего хода, — отсоедините электропроводку (4) и выверните датчик (3)

  1. Продолжайте заливать масло до тех пор, пока оно не начнет вытекать через край контрольного отверстия, позвольте излишкам стечь, затем заглушите контрольное отверстие пробкой и затяните последнюю с требуемым усилием.
  2. Установите на место датчик-выключатель/ пробку заливного отверстия и затяните его/ ее с требуемым усилием.

Правильность уровня ATF является одним из критических эксплуатационных параметров моделей, оборудованных АТ. Чрезмерное падение уровня ATF может привести к пробуксовке преобразователя вращения, тогда как чрезмерное количество жидкости ведет к ее вспениванию, образованию утечек и чревато выходом трансмиссии из строя.

Проверка уровня ATF должна производиться при разогретой до нормальной рабочей температуры трансмиссии (15—20 км пробега, 72—80°С).

  1. Запаркуйте автомобиль на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием, прочно взведите стояночный тормоз. Если двигатель холодный, запустите его и прогрейте до нормальной рабочей температуры на холостых оборотах. При работающем двигателе выжмите педаль ножного тормоза и поочередно проведите рычаг селектора АТ через все положения, в заключение, вернув его в положение «Р».
  1. Не глуша двигатель, извлеките из направляющей трубки измерительный щуп. Пальцами снимите с лезвия щупа следы ATF и на ощупь оцените ее состояние.
  1. Тщательно протрите лезвие чистой ветошью и введите щуп обратно в направляющую трубку, плотно посадив крышку на горловину.

А — Маркировка для проверки уровня ATF при рабочей температуре
В — Маркировка для проверки уровня ATF при холодной трансмиссии

Где находится и как происходит замена топливного фильтра Опель Астра J


Как известно, топливный фильтр в автомобилях предназначен для очистки бензина от вредных частиц перед его непосредственной подачей в топливную магистраль, которая ведет к двигателю. И автомобили Opel не являются исключением. Поэтому сегодня вы узнаете о том, что такое топливный фильтр Опель Астра Н, где он расположен и как его заменить.

Как понять, что ТФ пора заменить? Об этом вам скажут следующие симптомы:

  • двигатель долго заводится, особенно в холодное время года;
  • автомобиль периодически троит, при разгоне не набирает достаточно мощности;
  • при езде в гору транспортное средство не может выехать на повышенных оборотах;
  • при нажатии педали газа до упора могут появиться «провалы» (тяга теряется на 1-2 секунды, после чего возобновляется).

Опель Астра Н


Опель Астра Н [ Скрыть]

Где находится фильтр топлива?

В автомобилях Опель Астра Н фильтрующее устройство располагается в корпусе с бензонасосом. По техническому регламенту замена этого элемента не предусматривается производителем. Ресурс эксплуатации фильтра соответствует сроку службы автомобиля.

В бензиновых модификациях авто Opel Astra J 16 XER 115 л. с., а также GTC с бензиновыми двигателями 1998 или 2012 года выпуска фильтр находится под днищем машины.

В дизельных версиях Опель Астра фильтрующий элемент располагается в подкапотном отсеке.



Фильтр для дизельного горючего

Где находится, цена, оригиналы, аналоги, артикулы

Инженеры рекомендуют проводить осмотр ТФ через 45000 км. Если в автомобиль систематически заправляют низкокачественное топливо, то ресурс замены фильтра сократите на несколько тысяч километров. На дне бака образовывается естественный осадок, засоряющий волокна очистителя.

Фильтр имеет неразборную конструкцию, профилактике и ремонту он не подлежит.

Серийный номер / артикулЦена в рублях
Бензиновые моторы
H110WK21-00083-SX800 — 850
E59KP01 D78PF3148800 – 850
C10039ECOPF3134800 – 850
WK 512 (Астра Н)CFF100255800 – 850
P 732 xL225/606800 – 850
PU 8013 z50014554800 – 850
3ECO00950013687800 – 850
FS-230150013643800 – 850
DE 311550013268800 – 850
LF-1110EFF026800 — 850
Дизельные моторы
FC547EPU 8013 zОт 900 — 1000
EP1633ECO009От 900 — 1000
C511 (Астра J)DE 3115От 900 — 1000
FE005zCFF100255От 900 — 1000
ADZ92310L225/606От 900 — 1000
ADG0232550014554От 900 — 1000
KX 78D50013687От 900 — 1000
KX 231DEFF026От 900 — 1000
180009510C511 (Астра G)От 900 — 1000
E59KP01 D78ADZ92310От 900 — 1000
C10039ECOKX 231DОт 900 — 1000
*стоимость уточните у менеджера на момент покупки

Признаки засорения топливного фильтра на Opel Astra

Причины засорения фильтра на Opel Astra (Опель Астра H)

  • эксплуатация автомобиля дольше рекомендованного срока до прохождения планового технического осмотра;
  • заправка в бак некачественного горючего, низкооктановой смеси на протяжении длительного времени;
  • покупка неоригинальных расходных материалов;
  • нахождение машины длительное время «на простое», в режиме «консервации», вследствие чего в контуре образовался естественный осадок.


Диагностика топливного элемента на автомобиле Opel Astra

  1. Заглушите двигатель, откройте капот.
  2. Осмотрите топливный контур, убедитесь в отсутствие повреждений.
  3. Проверьте исправность предохранителя (№14) монтажного блока, он расположен под торпедой, слева от рулевого колеса;
  4. Проверьте герметичность магистрали подачи горючего, удостоверьтесь в отсутствие утечки топлива.

Если замечаний по целостности контура нет, тогда приступайте к замене ТФ.

Периодичность замены

По данным из сервисной книжки по эксплуатации, менять фильтрующее устройство необходимо каждые 30 тысяч километров пробега, но не реже, чем один раз в два года. Если транспортное средство регулярно заправляется низкокачественным топливом, то менять фильтр нужно уже через 20 тысяч километров. Если автомобиль регулярно используется в условиях запыленной местности, жары или холода, то ресурс фильтра составляет около 15 тысяч километров.

В случае с дизельными авто, производитель рекомендует производить замену перед началом зимних холодов. Это позволит улучшить прокачку горючего при запуске силового агрегата.

Выбор фильтра

Если вы меняете фильтрующее устройство, установленное автономно в автомобиле, то есть не в корпусе с насосом, то желательно отдать предпочтение оригинальным запчастям от Дженерал Моторз. Каталожный номер оригинального фильтра — 813565.

Но на практике многие аналоги также эффективно выполняют свои функции.

Допускается установка фильтров от производителей:

  • Феби;
  • Викс;
  • Крафт;
  • Профит;
  • Старлайн;
  • Премиум.

Для автомобилей, где очиститель установлен в сборе с насосом, потребуется замена всего устройства в сборе. Оригинальный насос выпускает фирма Бош, каталожный номер 0580314195.

Основные бренды фильтров, или кому доверять?

При этом изготовителей качественной бумаги для фильтров во всем мире насчитываются единицы. Большинство из них находятся в Европе. Вот и получается, что сторонники качества вынуждены привозить сырье за тысячи километров, а тот, кто стремится завоевать рынок низкими ценами, пользуется тем, что и ближе, и дешевле, и невысокого качества.


Безусловно, лучший выбор — ставить фильтры, рекомендованные заводом-изготовителем автомобиля.

У каждой детали автомобиля есть свой каталожный номер (узнать его можно из руководства по эксплуатации).

Через него можно выйти на рекомендованный производителем номер фильтра . Есть вариант еще проще: обратиться к специалистам, которые по VIN коду автомобиля предложат номер оригинального фильтра или поставят Вас перед выбором альтернативы от нескольких производителей.

Замена ТФ с бензонасосом в Opel Astra H

Поменять элемент фильтрации топливной системы в Астра H бензин можно самостоятельно. Найти сетку отдельно в продаже не удастся, поэтому разберем процедуру замены насосного устройства.

О замене топливного фильтра можно узнать из ролика, снятого пользователем Владислава Дмитриева.

Подготовка

Что потребуется для выполнения задачи:

  • новый топливный насос с фильтрующим устройством;
  • средство WD-40;
  • отвертка с плоским наконечником;
  • тряпка;
  • герметичный клей;
  • молоток.

Этапы работы

Как поменять насосное устройство:

  1. Откройте крышку блока предохранителей и найдите устройство, отвечающее за работу топливного насоса. Извлеките предохранитель из посадочного гнезда.
  2. Заведите двигатель, он должен заглохнуть через какое-то время. Это говорит о сбросе давления в топливной системе.
  3. Выполните демонтаж заднего сиденья в машине. Открутите болты, которые его фиксируют.
  4. После демонтажа под сиденьем вы увидите крышку топливного насоса. Очистите ее от пыли и открутите отверткой винты, которые ее фиксируют.
  5. Для снятия насоса необходимо сбить стопорное кольцо, закрепленное на крышке. Средством WD-40 обработайте поверхность люка и подождите несколько минут. Используя молоток с отверткой, выбейте кольцо несильными ударами против часовой стрелки.
  6. К насосному устройству подключен разъем питания, его надо отключить. Подготовьте ветошь, поскольку при снятии из него выйдет часть бензина.
  7. Извлеките из посадочного места бензиновый насос, желательно запомнить положение устройства, чтобы не перепутать при монтаже. Отключите четыре фиксатора и демонтируйте узел.
  8. Установите новый топливный насос в посадочное место. При монтаже обработайте герметичным клеем стопорное кольцо. Сборка осуществляется в обратной последовательности.

В ролике пользователя Alex Drop продемонстрирована процедура смены фильтра Опель Астра.

Где находится топливный фильтр в Опель Астра J бензин (фото)

Берём в руки сам модуль и аккуратно производим вскрытие. Видим внутри топливный насос, соединённый трубкой с топливным фильтром, на нём же закреплён регулятор давления. Вторая трубка уходит в топливную магистраль.

  1. Производим демонтаж трубки соединяющий фильтр с насосом.
  2. Вторую трубку отсоединяем от крышки модуля и ставим заглушку.
  3. Берём купленные трубки и латунный тройник и собираем все. Предварительно вскипятим воду, так как в ней будем разогревать концы трубок, делая их эластичными. Открытым огнём не рекомендуем греть пластиковые трубки, так как они расслаиваются. Натягиваем все три трубки на тройник, конструкция получается в виде буквы «Т».
  4. Соединяем между собой крышку модуля и бензонасос нашей трубочкой.
  5. Оставшуюся часть тройника соединяем с фильтром, к насосу и главной топливной магистрали. Как показано на видео.
  6. Аккуратно собираем весь модуль и очень внимательно чтобы не перекрутились и не пережать трубки. И устанавливаем его в бак.

ПОДРОБНОСТИ: Замена свечей зажигания на BMW E46 318i

Последним этапом замены топливного фильтра Опель Астра Н остаётся перейти в подкапотное пространство.

  1. Выбрать свободное место где и будет находиться топливный фильтр у нашего Опель Астра Н.
  2. Закрепить фильтр на корпусе чтобы он не болтался.
  3. Подвести к нему топливную магистраль, идущую к двигателю, и от фильтра вернуть к сердцу нашего Opel Astra H. Категорически рекомендуется все стыки обжимать хомутами.

Также можно через тройник установить датчик давления как показано на видео. Нужно всего лишь установить тройник перед топливным фильтром, и установить датчик давления топлива.

Приступать к модификации нужно лишь в том случае, если был опыт с подобными работами. Новичкам, рекомендуем удержаться от заманчивого способа доочистки топлива, так как вся ответственность ложится исключительно на владельца машины.

Замена топливного фильтра Опель Астра Н, установленного дополнительно, производится довольно удобно.

Замена элемента в Opel Astra J

Процедура смены в различных версиях Astra J отличается из-за разных мест установки.

Необходимые инструменты

Чтобы заменить фильтр в Астра J турбо, понадобится следующее:

  • новая деталь;
  • отвертка с крестовым наконечником;
  • обрезанная бутылка для слива горючего;
  • ветошь

Алгоритм действий

Процедура замены выполняется так:

  1. Загоните транспортное средство в гараж с ямой либо на эстакаду. Передние колеса необходимо подпереть кирпичами. Задняя часть автомобиля ставится на домкрат.
  2. Залезьте под днище транспортного средства и найдите место монтажа фильтрующего устройства. К нему подведены два патрубка. Необходимо ослабить хомут, фиксирующий топливное устройство.
  3. Под деталь необходимо подставить емкость, в которую будет собираться горючее.
  4. Отсоедините по очереди патрубки, подведенные к фильтрующему устройству. Из них выйдет немного топлива, подготовьте тряпку.
  5. После слива горючего можно демонтировать фильтрующий элемент. Вместо снятого устройства выполняется монтаж нового фильтра. Подключите шланги и надежно зафиксируйте их. Затяните хомут.

Пользователь Сергей Соболевский в своем видео наглядно показал, как осуществляется замена топливного фильтра Опель Астра J под днищем машины.

Инструкция по замене для бензиновых двигателей

При проведении работ следует быть предельно осторожным, и не забывать, что бензин – легковоспламеняющаяся жидкость. Все работы производятся на заглушенном автомобиле. Данная инструкция применима к Опель Астра Джей с бензиновыми силовыми агрегатами 1.6 и 1.4 литра.

  1. Итак, первым делом загоняем Астру на яму, или на эстакаду;
  2. Залезаем под автомобиль, у бензобака, там, где находится топливный фильтр Опель Астра J, ослабляем хомут, который держит сам фильтр;
  3. Следует подставить тару, чтобы слить топливо;
  4. Затем отстыковываем шланги, и ждем, когда стечет весь бензин;
  5. Устанавливаем новую деталь, монтируем шланги на место, закрепляем хомут.

Замена ТФ на Opel Astra с дизельным двигателем

Разберем процесс замены фильтра в Опель Астра на дизеле.

Что понадобится?

Для ремонта и замены топливного фильтра в машинах, работающих на дизеле понадобится следующее:

  • новая деталь для замены;
  • отвертка-звездочка;
  • комплект гаечных ключей;
  • два уплотнителя. Они должны идти в комплекте с фильтром, но если резинок нет, купите их дополнительно.

Пошаговая инструкция

Как самостоятельно поменять устройство:

  1. Откройте капот транспортного средства и ослабьте гаечным ключом минусовую клемму аккумуляторной батареи, если этого не сделать, то позднее на дисплее приборной панели могут появляться ошибки.
  2. Приподнимите крышку фильтрующего устройства, повернув ее нижней стороной к себе. Действуйте аккуратно, чтобы не отсоединить топливные патрубки.
  3. Сама крышка немного опускается, где она закреплена корпусом фильтрующего устройства.
  4. Извлеките из посадочного гнезда топливный фильтр. Он монтируется на специальный стержень.
  5. При наличии загрязнений на корпусе заменяемой детали выполняется очистка. В противном случае новый фильтр может быстро забиться, что приведет к необходимости его замены. При очистке будьте аккуратны, чтобы не потерять упорную пружину детали.
  6. Возьмите новые уплотнители и смажьте их небольшим количеством горючего. Установите резинки на место, предварительно очистив его от остатков старых уплотнительных элементов.
  7. Возьмите новый фильтр и установите его на стержень. Залейте в корпус устройства примерно 200 грамм дизельного топлива, но будьте осторожны — нельзя допускать попадания горючего на форсунки или в насосное устройство.
  8. Проверьте правильность монтажа и выполните сборку в обратной последовательности.



Отсоедините разъем с проводкой и выкрутите болт крепления крышки



Разверните так крышку, чтобы не отключать топливные магистрали от устройства



После замены залейте в корпус немного горючего

Последствия несвоевременной замены

Несвоевременная смена фильтрующего устройства в Опель Астра приведет к сложностям с запуском силового агрегата. Если загрязнения критические, то запустить двигатель транспортного средства не получится.

Если мотор еще заводится, могут проявиться следующие симптомы:

  • силовой агрегат машины сложно запустить, а после старта двигатель функционирует шумно и неравномерно, пока не начнет прогреваться;
  • во время движения могут проявляться рывки;
  • когда водитель жмет на педаль газа, ощущаются провалы, машина не набирает обороты;
  • при движении в гору мощность мотора недостаточна, автомобилю требуется больше времени;
  • силовой агрегат в целом работает неровно, иногда «троит».

Видео «Наглядное пособие по замене дизельного фильтра»

Канал AndRamons опубликовал ролик, в котором наглядно показана процедура замены фильтрующего устройства в автомобилях Опель Астра, оборудованных дизельными силовыми агрегатами.

Была ли эта статья полезна?

Спасибо за Ваше мнение!

Статья была полезнаПожалуйста, поделитесь информацией с друзьями

Пожалуйста, напишите, что не так и оставьте рекомендации по статье

Оценить пользу статьи: (5 голос(ов), среднее: 4,80 из 5)

Читайте также: