Как заварить выпускной коллектор ваз 2112

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 05.10.2024

Как выполняется сварка выпускных коллекторов

Сварка выпускных коллекторов

О СВАРКЕ

В процессе эксплуатации некоторые компоненты двигателя изнашиваются. Подобная ситуация характерна для автомобилей любого года выпуска. Однако при повреждении детали не стоит спешить покупать новую. Сварка выпускного коллектора помогает отложить процедуру замены на более благоприятное время.

Выпускной коллектор

Так называются детали, расположенные с обеих сторон двигателя. Элементы не соприкасаются друг с другом. В большинстве случаев для выпускных коллекторов используются разные материалы.

Причины и признаки поломки деталей

Признаки поломки

Ремонт выпускного коллектора

Поскольку других проблем, кроме образования сквозных отверстий, не возникает, единственным способом устранения поломок считается сварка.

Если ремонт детали таким способом невозможен, ее заменяют новым элементом.

Монтаж и демонтаж детали

Для снятия и установки выпускного коллектора потребуются следующие инструменты:

  • ручной или гидравлический домкрат;
  • емкость для сбора охлаждающей жидкости;
  • набор торцовых, накидных и рожковых ключей;
  • ключ-трещотка;
  • отвертки с плоской и крестовой насадками.

Демонтаж и установку детали выполняют так:

Сварка различных материалов в домашних условиях

Способ восстановления выбирают с учетом металла, из которого сделан коллектор.

Из чугуна

Для ремонта детали, сделанной из этого сплава, применяют следующие методы:

  1. Газовая сварка. Считается наиболее эффективным способом восстановления чугунных элементов. Позволяет получить шов высокой прочности.
  2. Полуавтоматическая сварка выпускного коллектора из чугуна. Для получения качественного шва требуется сложная подготовка элемента. В качестве присадочного материала используют специализированные виды проволоки.
  3. TIG-сварка. Процесс ведется в среде защитного газа, что предотвращает появление дефектов сварного соединения.
  4. Инверторный способ. В этом случае требуются тщательная зачистка поверхностей чугунного элемента, установка опорных шпилек.

Трещина наплавляется сразу после появления, не стоит ждать повреждения патрубка. Перед началом сварки детали прогревают. Во время работы учитывают свойства металла: он быстро остывает.

Из-за повышенной текучести материала вдоль шва просверливают отверстия или устанавливают графитовые прокладки.

Из нержавейки

Качественно заварить выпускной коллектор из этого материала можно только в среде защитного газа. При несоблюдении этого правила деталь деформируется из-за сильного нагрева. С учетом особенностей нержавеющей стали допускается применение только таких методов:

  1. Использование инвертора с подачей газа. В сочетании с таким сварочным аппаратом применяют неплавящиеся вольфрамовые электроды.
  2. Ручная сварка с покрытыми электродами. Требуется постоянное поддержание правильного режима работы агрегата.
  3. Полуавтоматическая сварка с электродом из нержавейки.

В бытовых условиях для получения качественных швов нужно использовать ММА-электроды, стержни с титановым или рутиловым покрытием.

Холодный метод

Такой способ не имеет отношения к формированию классического сварного шва, однако для временного ремонта выпускной системы его использовать можно. Перед началом работы необходимо изучить технологию холодной сварки. Трещину устраняют так:

  1. Обрабатываемый участок зачищают и обезжиривают. Наносят клеящий состав согласно рекомендациям, содержащимся в инструкции.
  2. Дожидаются высыхания средства, устанавливают деталь на место. В результате работы получается заплатка, свойства которой сходны с характеристиками металла.

Под нагрузкой горячих выхлопных газов отремонтированная таким способ деталь служит недолго. Для сварки коллектора из нержавейки этот способ использовать можно, для ремонта чугунного элемента он не подойдет.

Сварка выпускных коллекторов своими руками

Выпускной коллектор — один из важнейших компонентов вашего автомобиля. Простейший коллектор состоит из нескольких труб, сваренных между собой в единую систему, по которой происходит вывод выхлопных газов. Выпускной коллектор есть в каждом автомобиле, независимо от его цены или года выпуска.

выпускной коллектор

Поскольку это один из важнейших узлов, ему приходится выдерживать колоссальные нагрузки. В таких условиях коллектор не способен исправно работать и на нем образуются трещины, а иногда сквозные дыры. Особенно, если автомобиль старый и техническое обслуживание проводилось не часто. В таких ситуациях необходима сварка коллектора. С ее помощью можно отремонтировать агрегат и не приобретать новый. В этой статье мы расскажем все, что необходимо знать о сварке выпускных коллекторов.

Общая информация

Вне зависимости от автомобиля в нем может быть установлен трубчатый или цельный коллектор. Цельный агрегат отливается из чугуна и не имеет швов. Он наиболее прочный и долговечный. Трубчатый изготавливается путем сварки нескольких труб в единую систему. Такой вариант менее надежный, но более ремонтопригодный, поскольку зачастую лопаются именно швы и их можно без проблем наплавить заново.

Сами коллекторы изготавливаются из чугуна, жаростойкой стали или алюминия. Агрегат охлаждается с помощью воздуха, но порой этого недостаточно. В критических ситуациях коллектор сильно перегревается или переохлаждается, швы лопаются, образуются трещины или другие видимые дефекты.

выпускной коллектор в авто

Причиной возникновения трещин могут стать неисправности в двигателе, неправильная работа катализатора, неаккуратная езда по лужам и слякоти, неправильная мойка двигателя, агрессивная манера вождения и многое другое. Иногда частые поломки связаны с браком на производстве или желанием производителя сократить срок эксплуатации авто. Современные автоконцерны не ставят в приоритет качество своих автомобилей, часто изготавливая комплектующие из некачественного металла или допуская огрехи при сборке. Сварка коллектора необходима, если трещины достигли длины 5 сантиметров и больше, если фрагменты коллектора выгорели, сам коллектор раскололся на несколько составных частей, лопнули швы.

Ремонт выпускного коллектора

Многие автолюбители впадают в панику, увидев, что швы выпускного коллектора лопнули или он вовсе раскололся пополам. Если вашему агрегату не более 10 лет, то не спешите покупать новый взамен на неисправный коллектор. Его можно легко починить, если вы обладаете навыками сварки.

Сварка коллектора производится в проветриваемом (но без сквозняка) гараже, с использованием электродов. Также можно заварить трещину аргоном или наплавить чугун газопорошковой наплавкой. Если вы не обладаете достаточными навыками, то лучше не беритесь за эту работу. А всем опытным мастерам мы далее расскажем о нюансах ремонта.

отремонтированный коллектор

Прежде всего, нужно засверлить края трещин или лопнувших швов. Разделайте кромки по всей глубине, только не используйте для этого стандартную болгарку. Теперь можно трещину заварить, используя метод аргонодуговой сварки, или наплавить газопорошковой наплавкой. Иногда встречаются коллекторы, которые настолько выгорели, что даже самый опытный сварщик не сможет их починить. Так что оцените свои силы и подумайте: может быть лучше потратиться на новый агрегат?

После сварки дайте коллектору остыть. При возможности лучше в работе использовать сварочный кондуктор. После того, как выполните сварку, обязательно отшлифуйте поверхность коллектора. Крайне важно восстановить все плоскости агрегата после ремонта, иначе швы гарантированно лопнут снова, а трещины разойдутся. Не стоит производить ремонт, если у коллектора нет прокладки. И обязательно контролируйте геометрию отверстий.

У опытного сварщика ремонт одного выпускного алюминиевого, чугунного или стального коллектора занимает в среднем 2-5 часов, в зависимости от характера поломки и условий работы. Это при условии сварки с аргоном или с электродами. Если применять метод газопорошковой наплавки, то ремонт может затянуться на несколько дней, поскольку коллектору необходимы минимум сутки на остывание.

Вместо заключения

Помните, что несоблюдение технологии сварки, нарушение техники безопасности и желание поскорее закончить ремонт выпускного коллектора могут привести к плачевным последствиям. Работу некоторых сварщиков порой невозможно переделать из-за огромного количества ошибок, и такой коллектор автоматически отправляется на свалку.

Сварка чугунного выпускного коллектора электродами

Все проблема сваривания коллектора в том, что он сильно хрупкий и может легко треснуть. Это значит, что его можно сваривать только на слабом токе и не сильно разогревать. Для того, чтобы быстро и качественно его заварить Вам просто необходимо воспользоваться специальными электродами для сварки чугуна. Также если коллектор сильно разогретый, то он моментально трескается. Поэтому многие люди делают вывод, что его просто нереально заварить и начинают собирать деньги на новый. Они считают, что из-за сваривания коллектор не только пустит трещину, но и вовсе разломится.

Однако некоторые люди, которые хотят сэкономить деньги и время используют специальные электроды для сварки, которые имеют специально разработанное покрытие, позволяющее сваривать чугунные изделия без никаких проблем. Помимо специального покрытия и высокого качества электродов в целом, Вам также нужно и правильно производить сваривание. Помните, что ошибка может стоить коллектору жизни, а Вам, в свою очередь, 1 - 2 долларов.

Перед свариванием Вам нужно кое-что знать. Чугун - это железоуглеродистый сплав, содержание углерода в котором более 2,14%. То, что в чугуне очень много углерода влияет на его прочность. К примеру, в сером чугуне присутствует графит. Присутствие таких материалов в металле ослабляет металл к механическим повреждениям, поэтому Вам обязательно нужно помнить, что в обращении с чугуном нужно проявлять большую осторожность.

В наше время для сварки чугуна применяются электроды ЦЧ-4, которые также применяются и для сварки меди. Многие люди не могут понять, почему же нужно использовать именно этот вид электродов. Как уже говорилось выше, при сваривании чугунного выпускного коллектора нужно не допускать сильного нагревания металла, а медь - это металл, который начинает плавиться при температуре 700 - 800 градусов. Как раз такой температуры достаточно для того, чтобы уберечь чугунное изделие от трещин и разломов.

Перед свариванием коллектора, разогрейте его до температуры 600 - 650 градусов, только обязательно после подогрева сразу же начинать сваривание. Перед разогревом и свариванием нужно обязательно очистить поверхность свариваемого металла от загрязнений. После очистки и разогрева Вы можете смело, а главное оперативно приступать к свариванию выпускного коллектора.

Как видите, производить сваривание выпускного коллектора не и сложно, но все-таки требуется смелость и скорость сваривания. Поэтому производить сваривание коллектора должен желательно не новичок, а профессионал.

3 пошаговых инструкции сварки выпускных коллекторов

Сварка выпускных коллекторов: классификация проблем выхлопной системы + алгоритм замены треснувшего коллекторы на новый + 3 способа сварки чугунного коллектора + 3 оптимальных вариации электродов для сварки + лучший вариант сварки выпускных коллекторов из нержавейки + анализ, можно ли сварить коллектор холодной сваркой.

svarka-vypusknyh-kollektorov

Вопросы о коллекторах в сети довольно распространены, и касаются они автомобилей. Если мы говорим о транспорте, то здесь возможны 2 вариант коллекторов – впускной и выпускной.

Большим нагрузкам подвержен именно первый. Высокие температуры + остатки топлива буквально «прожигают» деталь, выводя ее из строя в транспортном средстве.

Как именно происходит сварка выпускных коллекторов + имеет ли смысл ее проводить вообще, мы рассмотрим в сегодняшней статье. Приступаем.

Что такое коллектор + причины его поломок


В системе автомобиля под коллектором подразумевают впускную или выпускную деталь, расположенную по обеим частям двигателя. Как правило, элементы не имеют точек соприкосновения, к тому же, в 90% случаев выполнены из различных сплавов металла.

Задачи коллектора определяются его типом:

  • впускной. Задача детали – это подвод и помощь в смешивании смеси топлива до того, как она попадет в цилиндры двигательной системы;
  • выпускной. Выполняет отводящую функцию, где в качестве транспортного сырья выступают сгоревшие газы. Отходы поступают сначала в катализатор, а потом подаются на глушитель.

Структура обоих типов коллекторов также имеет большое сходство – это от 2 до 6 трубок, объединённые в одну, которые «одеваются» на цилиндры двигателя. Число трубок зависит от числа цилиндров, а в 2020 году могут встречаться как старые модели (та же «ОКА») с 2 цилиндрами, или продвинутые американские бензинопожирающие «монстры» с 6-ю цилиндрами. По классике – это 4 цилиндра.

struktura-kollektorov-

Фото впускного коллектора представлено выше. Его подключение происходит к системе по подаче топлива + воздуха. В верхней части детали будет расположена или заслонка дросселя, или карбюратор.


rabota-vypusknogo-kollektora

Принцип работы выпускного коллектора:

  1. После поступления в двигатель топлива, клапаны закрываются.
  2. Происходит поджигание смеси свечей зажигания.
  3. Поршень смещается вниз благодаря получившейся взрывной силе.
  4. В работу вступают клапана на выпуске, которые отводят сгоревшие остатки топлива и газы в выпускной коллектор. К каждой трубе идет подвод коллектора, который в конце объединяет все ответвления в единое целое.
  5. Катализатор поджигает смесь из трубы.
  6. Горючие частички отправляются или в трубоотвод, или сразу в глушитель.
  7. Газы выходят во внешнюю среду.

Выходной коллектор + глушитель подавляют звуки от работы мотора, делая ход транспортного средства для окружающих, в звуковом плане, комфортным.


shema-vyhlopnoj-sistemy-avto

Важно: выпускной коллектор постоянно подвергается значительным температурным ударам – от 600 до 950 градусов по Цельсию. Логично предположить, что материал изготовления детали обязан иметь высокие показатели теплоустойчивости, а обеспечить это могут только тугоплавкие металлы.

Аналогичная ситуация и со сваркой. Если для залатывания коллектора будет использован низкокачественный материал, о долговечности проделанной работы не может быть и речи. В большинстве случаев отводящий коллектор дополняют специальным датчиком, который помогает отслеживать уровень кислорода в выхлопе. Он помогает корректировать состав топливной смеси, что подается в двигатель. Как итог – незримая взаимосвязь между составляющими системы.

Теперь поговорим о классификации проблем выхлопной системы.

Проблема Описание
КатализаторФильтр используется с целью задержки сажи, которая имеется в газах выхлопа. Из-за постоянного влияния высокой температуры и засорения, элементы детали плавятся крайне быстро. О неполадках сигнализирует отсутствие дыма из трубы, либо его слабое проявление с сизым оттенком.
Датчик кислородаПричин поломки может быть несколько – корпус разгерметизировался, перегрев, износ, отсутствие контакта по электрической цепи или банальное механическое повреждение.
ГофраЭлемент глушителя цилиндрообразной формы с гофрированной трубкой внутри и внешним покрытием из нержавейки. Благодаря эластичности детали, она поглощает колебания и защищает систему от разрыва. Поломка происходит, когда забит фильтр сажи + происходит резкий скачок давления.
РезонаторЧасто называют малым глушителем. Расположен перед своим старшим собратом. Возможная поломка – 1-2 элемента детали прогорели.
ГлушительПризнаки более чем говорящие – дребезжание в месте крепления системы, снижение мощности движка и громкое звуковое сопровождение.
Выпускной коллекторВозможные проблемы – разрыв патрубка или дырка в коллекторе. Признаком проблемы служит аромат выхлопных газов в помещении салона.

Оговоренные проблемы возникают из-за влияния химических веществ, которые содержаться в смесях, распространяемых во время гололедицы. Вторая причина – износ детали. Система постоянно находится под влиянием высоких температур. Плавление и прогорание ее компонентов не диковинка.

Сварка выпускных коллекторов собственноручно: особенности и рекомендации

1) Как снять/установить выпускной коллектор в авто?

В зависимости от степени сложности проводимого ремонта, может возникнуть необходимость в покупке нового коллектора, ибо сварка обойдется по той же цене, а иногда даже дороже. Для большинства владельцев проще будет обратиться в СТО, но есть и категория автомобилистов, которые предпочитают производить мелкие ремонтные работы собственными руками.

zamena-starogo-kollektora

Набор инструментов для замены старого коллектора на новый:

  • емкость, в которую можно слить жидкость для охлаждения;
  • ручной/гидравлический/пневматический или любой другой домкрат;
  • комплект ключей рожкового, накидного и торцового типов;
  • трещотка-ключ + набор насадок к нему + удлинитель;
  • плоская отвертка и крестовинка.

Покупая новый коллектор, в комплекте сразу нужно менять 2 типа прокладок – в связке коллектор/ГБЦ и коллектор/приемная трубка системы выпуска. О том, какой именно брать коллектор, скажет маркировка старого + проконсультироваться у продавца – это святое.

Алгоритм замены выхлопного коллектора:

  1. Предварительно изучаем технику безопасности при ремонте двигательной системы транспортных средств.
  2. Выключаем аккумулятор.
  3. Сливаем жидкость для охлаждения. Для этого потребуются перчатки из резины, гаечные ключи, чистая вода и емкость для слива (зайдет обычный тазик).

zhidkost-dlja-ohlazhdenija

Всего 14 шагов. Весь процесс может занять от 1 до 3 часов. Конечно же, если у человека все в порядке с прямотой рук. Если не уверены в своих способностях, лучше обратиться в сервисный центр. Дороже, но качественней.

2) Как происходит сварка выпускных коллекторов из чугуна?

  • Горячая технология. Когда заготовка разогревается до пиковой температуры от 600 до 660 градусов;
  • Полугорячая технология. Процесс сварки протекает при температурных условиях 300-350 градусов по Цельсию;
  • Холодная технология. Сварка производится в стандартных условиях, без какого-либо нагрева.

Последний вариант отличается методикой прокладки швов – короткие отрезки, на которые накладываются повторные слои. Такое подход позволяет избежать коробления материала выпускного коллектора.

Классификация типов сварки

Тип Особенности Популярность (из 5 ★)
ГазоваяМетодика показывает одни из лучших результатов в работе с чугуном. Предотвращается большое выгорание углерода без потери качества в швах.★★★★
ПолуавтоматомОдно из условий успеха – качественная подготовка детали к сварке. Важно запомнить порядок выполнения действий во время процесса. Присадкой будет специализированные вариации проволоки.★★★
TIG-сваркаРучная сварка с применением неплавящегося электрода на основе вольфрама, где в качестве защитного газа используется аргон. Для обработки чугуна методика вполне приемлема.★★★★
ИнверторомТип ручной сварки с большим количеством предварительных работ, связанных с зачисткой поверхности места сварки выпускного коллектора, обезжириванием и углублением трещины до конусообразного вида расшивки. Сам процесс происходит слоями с опорой в качестве стальных шпилек.★★★★★

Если мы говорим о работе в домашних условиях, то единственный приемлемый вариант – холодная сварка инвертором. Из-за хрупкости чугуна, профаны не смогут качественно заделать даже мелкую трещину.

Какие электроды использовать:

  • ОЗЧ 2 или 6. Электроды в основе которых медный стержень с обмазкой из порошкового железа;
  • железо + никель. Хорошая электродная связка для чугуна. Заходит для сварки при постоянном токе;
  • железо + никель + медь. Получаемые швы могут противостоять коррозийным атакам, и способны без последствий контактировать со средами агрессивного характера + горячими газами.

При выявлении трещины в выпускном коллекторе, не советуется ожидать пока та приведет к срыву патрубка. Советуется как можно скорее снять деталь с двигателя и произвести ее ремонт. Для чугунных коллекторов при сварке требуется увеличение углерода – от 3% до 7%.


svarka-chuguna-pri-izgotovlenii

Если используется горячая сварка, деталь необходимо предварительно разогревать. Температура поддерживается на одном уровне (плюс/минус 10%) на протяжении всего процесса сварки. Учитывайте физические свойства чугуна – металл очень быстро остывает.

porjadok-zapolnenija-razdelki-treshhin

Из-за повышенной текучести чугуна, вдоль трещины можно либо просверлить отверстия, либо воспользоваться прокладками из графита , подложив их под место сваривания также вдоль будущего шва. Порообразование во время выгорания углерода может исказить конечный результат работы, в том числе, а потому, в процессе работы будьте предельно внимательны.

3) Особенности сварки выпускного коллектора из нержавейки

osobennosti-svarki-vypusknogo-kollektora

Обратите внимание: во избежание выгорания добавок в сплавах нержавейки, настоятельно рекомендуется производить сварку деталей исключительно в среде защитных газов.

Вторичное последствие – деформация детали из-за температурного режима сварки. При полном соблюдении технологии, обрабатывать фланец не потребуется. В обратном случае, получаем швы со сниженными антикоррозийными свойствами. Причина – преодоление отметки в 500 градусов. При достижении пиковой точки наступает процесс межкристаллической коррозии из-за перераспределения молекул металлов внутри сплава.

Популярные типы сварки для нержавейки:

  • инвертор общего типа (TIG, AC) + инертная среда + электроды из вольфрама;
  • ручной тип сваривания с использованием электродов со специализированным типом покрытия;
  • проволока из нержавейки + среда инертного газа + полуавтоматическая сварка.

Если речь о гаражном ремонте выпускного коллектора из нержавейки, оптимальным решением станет наложение сварочных швов электродами, имеющими ММА покрытие. Можно выбрать электрод на основе титана с рутиловым покрытием.

jelektrod-na-osnove-titana

Менее привлекательные варианты, но тоже рабочие – это опять-таки электроды из двуоксиного титана с покрытием из кальция/карбоната магния. Толщина электрода идет по ГОСТу 10052.

Одна из вариации варки чугунного коллектора сварочным аппаратом:

4) Можно ли сварить выпускной коллектор холодной сваркой?

Хотя прямого отношения к металлическому завариванию швов холодная сварка и не имеет, некоторые мастера ее все же используют на временной основе. Применять метод советуется лишь тем личностям, кто знаком с технологией исполнения.

Когда рационально использовать холодную сварку:

  • если при сварке традиционным методом деталь деформируется;
  • геометрия вашего коллектора имеет сложный вид, а трещина пошла в самом неудобном месте, куда электродом не подползти;
  • шов располагается на границе разных металлов.

Для сварки коллектора из нержавейки холодную сварку в виде клея еще можно использовать, но, если деталь из чугуна – вы только зря потратите время. На сколько хватит шва? Километров 500 от силы, но в 80% случаев сварка отлетает уже спустя 50-100 тысяч метров, так как на сдвиг и кручение шов не работает, к слову, совсем.

Подводя итоги, отметим, что наиболее рациональная сварка выпускных коллекторов – инвертор со специализированными электродами для чугуна, и сваривание ММА электродами для нержавейки. Без опыта в сварке будьте готовы к массе косяков и срывов швов. Если желаете сэкономить нервы, лучше обратиться в СТО или замените коллектор вовсе. Удачи на дорогах!

Все о сварке коллекторов

Выпускной коллектор является одним из главных элементов конструкции транспортного средства. Необходимость в ремонте возникает тогда, когда на поверхности металла образуется трещина. Явление довольно распространенное. Поэтому автомобилистам нередко приходится сталкиваться с необходимостью проведения сварочных работ.

Когда необходимы работы?

Большинство автолюбителей предпочитает доверять сварочные работы профессионалам. Сварка коллекторов – одно из основных направлений мастерских. Почему бы не купить новый коллектор? Стоимость этого элемента довольно высока, особенно если речь заходит о ретромобиле, на который запчасти не так просто отыскать даже при наличии средств в кошельке.

По последним данным, стоимость описываемой детали транспортного средства, может находиться в пределах 30-60 тысяч рублей.

Во время работы машины на коллектор действует большая нагрузка. Поскольку он соприкасается с мотором, то высокая температура от последнего переходит на него. Температурные перепады всегда негативно сказываются на свойствах металла, а в совокупности с вибрацией коллектор может быстро приходить в негодность.

Именно через описываемый элемент выходят выхлопные газы. При измерении их температуры можно получить значение в несколько сотен градусов. В свою очередь, когда двигатель глохнет, металл коллектора быстро охлаждается, в результате происходит образование конденсата.

Обычно причиной неисправности становится поломка двигателя, работа катализатора, которая осуществляется неправильно. Даже слишком резкая езда по бездорожью нередко становится причиной появления трещин в коллекторе, впрочем, как и мойка мотора. В последнее время участились случаи, когда недобросовестные производители нарочно изготавливают детали с ограниченным сроком эксплуатации. Это делается для того, чтобы пользователь транспортного средства тратил свои средства на покупку новых запчастей.


К сварке прибегают тогда, когда размер трещины увеличился до 5 см или выгорел металл, отвалился фрагмент. Все описанное выше является первой причиной, почему на поверхности металла образуется коррозия. Именно она первопричина трещин.

Современная сварка – возможность сэкономить. Ремонт обходится пользователю гораздо дешевле покупки новой запчасти. Благодаря быстрому и практичному способу устранения проблемы можно избежать неожиданной поломки автомобиля на дороге.



Узнать о поломке коллектора можно по некоторым признакам. Всегда появляется неприятный запах, который особенно отчетливо уловим в салоне. Работа мотора сопровождается посторонними звуками, электронные системы управления начинают давать сбои в работе. Кроме всего указанного, падает давление в турбокомпрессоре.

После осмотра мастером коллектора и выявления трещин их потребуется заварить. Если отломались фрагменты, то их устанавливают на место с помощью того же метода. Иногда бывает и так, что агрегат просто разрывает пополам. В этом случае можно просто соединить вместе две половины, используя электросварку.

Редко, но на поверхности коллектора встречаются и выгоревшие части. Этот дефект устраняется так же просто. Необходимо только наплавить недостающий металл. Утолщенные стенки прослужат долго.



Профессионалы знают, что работать с агрегатом можно исключительно на слабом токе, при этом температура воздействия не должна быть большой. Для этого приобретают особые электроды. Высокий разогрев коллектора также приводит к растрескиванию металла. Вот почему некоторые думают, что сварить или заварить его невозможно. В данном случае речь идет лишь о недостатке опыта у мастера.

Весь секрет в правильно подобранных электродах. Если использовать нужные с особым покрытием, то при сварке чугуна не возникает никаких проблем. Но и это не все, техника сваривания также играет немаловажную роль. Каждый, кто решил самостоятельно провести работу, должен знать, что чугун относится к железоуглеродистому сплаву. В нем содержится более 2% углерода. Именно этот показатель и оказывает основное влияние на прочность металла.

Если брать в качестве примера серый чугун, где есть еще и графит, то он обладает невысокой механической прочностью. В работе с таким материалом потребует соблюдать особую осторожность. Идеальным решением для наложения сварочного шва является электрод типа ЦЧ-4. Их же можно увидеть у сварщиков, которые работают с медью. Все дело в том, что медь плавится уже при 700 С, этого вполне достаточно, чтобы чугунный элемент не трескался при воздействии электрода.

Но перед тем как начать сварочные работы, коллектор потребуется сначала предварительно разогреть. Речь идет о температуре до 650 С. Только после этого можно начинать варить. Также металл очищается от грязи, для этого используется сухая ветошь и обезжириватель. Идеальным решением будет ацетон. Провести работу самостоятельно несложно, нужно только ответственно подойти к вопросу и освоить технологию.



Обзор методов сварки

Выпускной коллектор можно сварить несколькими методами. Для этого используются электрические машины и подходит даже холодная сварка. Можно использовать следующие варианты:

  • горячий;
  • полугорячий;
  • холодный.

При горячем способе разогрев метла производится до температуры в 600-650 С. Если используется полугорячий метод, то показатель снижается до отметки 300-350 С. Нагревания не происходит вовсе при использовании холодной сварки. В этом случае шов появляется небольшими отрезками, потом сверху накладывается дополнительно еще один слой. Только так можно избежать коробления металла.



Газовая

Один из тех вариантов, который обеспечивает качественный шов. Характеризуется минимальным выгоранием углерода. Чтобы изделие не трескалось, его допускается предварительно нагревать до произведения сварочных работ. Остывание происходит медленно.

Полуавтомат

Это простой метод, но от сварщика нужно знать, как выполняется сварка чугуна, в какой последовательности и каким образом предварительно подготавливается деталь. От последнего условия будет зависеть качество сварного шва и его прочность. Присадочный материал – проволока особого назначения.

Аргон

Большинство сварщиков используют в качестве защитного газа аргон, такая работа выходит дорогостоящей. Гораздо удобнее воспользоваться TIG сваркой с использованием электрода неплавящегося типа. Он обязательно должен быть изготовлен из вольфрама.

Инвертор

Такой метод характеризуется длительной подготовительной работой. Область обработки тщательно зачищается. Степень готовности определяется по металлическому блеску. Затем необходимо обработать поверхность обезжиривателем. Специалисты советуют использовать Б-70 или ацетон. На третьем этапе трещину углубляют и придают ей конусообразную форму. При использовании инвертора материал накладывается послойно. Как опорный элемент применяется шпилька из стали.

Оборудование и материалы

Опытные мастера советуют при работе с коллектором применять инвертор или холодный метод. Последний способ лучше всего подходит для домашнего самостоятельного использования. Гарантировать успех можно только при условии, что соблюдается режим сварки и мастер смог правильно подобрать электрод. Последний должен иметь в составе никель или медь.

Из отечественных товаров можно выбрать ОЗЧ-2 или ОЗЧ-6 с медным стержнем, с поверхностью, обработанной железным порошком. Не будет ошибкой и использование никелевых электродов, особенно если применяется сварка на постоянном токе.

Шов высокого качества можно получить, если применить МНЧ-2. Эти медно-железно-никелевые электроды не дают образовываться коррозии, им не страшны агрессивные среды и горячие газы.

В любом учебнике электросварщика можно прочитать, что необходимым условием для создания качественного шва является соблюдение некоторых требований. Толщина детали играет важную роль при выборе типа электрода. Также необходимо принимать во внимание вес и условия эксплуатации.

Технология

Когда пользователь сталкивается с проблемами в работе коллектора транспортного средства, ему необходимо немедленно произвести осмотр детали. Если появилась небольшая трещина, лучше заварить ее сразу, поскольку промедление может обернуться обрывом патрубка. Важно принимать во внимание, что чугун требует к себе внимания и аккуратности со стороны мастера, а иногда и большого опыта в сварочных работах.

Если нет совсем опыта, но требуется произвести ремонт быстро, то лучше воспользоваться холодной сваркой.



Как только начинается нагрев элемента, температуру требуется поддерживать постоянно. Опытный сварщик знает, что чугун остывает быстро. Очень легко предотвратить распространение трещины в момент проведения сварочных работ, для этого достаточно с обеих сторон сделать небольшие отверстия. Их просверливают при помощи специализированного инструмента. Чтобы металл полностью заделал трещину, ее нужно немного разделать. Прилегающий участок обязательно зачищается.



В момент проведения сварочных работ наблюдается большое выделение СО2. Так происходит потому, что углерод выгорает, вот почему в помещении должна быть организована мощная вытяжка, а при возможности работу лучше выполнять на улице. Вместе с тем, большое парообразование приводит к ухудшению качества шва. Даже после того, как работа будет закончена, деталь продолжают подогревать. Также можно избежать образования белого налета на поверхности. Его потом будет невозможно обработать.

Не нужно впадать в панику. Если на коллекторе образовалась трещина или он и вовсе развалился на две половины. Когда детали не более 10 лет, нет необходимости покупать новую, можно просто сварить ее. Можно использовать аргон или просто наплавить чугун на трещину. Кромки трещины, которые требуется разделать по всей глубине, не стоит обрабатывать стандартной болгаркой. Хоть этот инструмент и чаще других можно отыскать у соседа или у себя в гараже, он не совсем подходит для выполнения подобной работы.

При выборе метода наплавки применяется газопорошковый состав. Бывает и так, что коллектор выгорел до такой степени, что даже опытному сварщику не под силу вернуть его к жизни. Это, наверно, единственный случай, когда стоит задуматься над покупкой новой детали. Если есть возможность, то опытные мастера советуют использовать сварочный кондуктор. Он позволит сделать так, чтобы деталь остывала постепенно.

Уже после шов потребуется тщательно отшлифовать. Важным условием последующей нормальной работы является восстановление имеющихся плоскостей. Если этим правилом пренебречь, то может случиться так, что шов, спустя некоторое время, может лопнуть. Запрещено делать ремонт при отсутствии прокладки у коллектора. В процессе работы геометрия отверстий должна постоянно находиться под контролем.



Работа в автосервисе может занимать до 5 часов, все зависит от сложности отдельного случая. И это при условии, что использовалась сварка аргоном или электродами. Несколько дней занимает восстановление коллектора при помощи газопорошковой наплавки. В этом случае на полное остывание уходит до суток.

Если есть необходимый навык, то можно сделать ремонт коллектора в собственном гараже. Просверленные отверстия должны находиться на расстоянии 3-5 см от образовавшейся трещины. Хорошо, если есть стол-манипулятор, при помощи которого удобно закрепить деталь в желаемом положении. Так ее оставляют и до полного остывания.

Любой опытный сварщик скажет, что при желании сэкономить автовладелец должен трезво оценивать собственные силы и возможности. Порой лучший способ устранить проблему – обратиться в специализированный сервис, где поломку устранят за несколько часов. При неправильном использовании сварочного агрегата, неверно выбранных электродах и несоблюдении условий наложения шва можно только ухудшить ситуацию. Небольшая трещина легко превратится в ту, с которой будет сложно работать даже мастеру, соответственно, и стоимость ремонта обойдется дороже.




О сварке чугунного коллектора смотрите в следующем видео.

Выпускной коллектор: описание устройства и принципа работы

Выпускной коллектор — первый узел выхлопной системы автомобиля. Конструктивно это несколько каналов, объединенных в один общий канал, передающий выхлопные газы далее по выпускному тракту. Выпускные коллекторы устанавливаются на все типы двигателей внутреннего сгорания независимо от их марки или назначения. Выпускные коллекторы необходимы для сбора и отвода выхлопных газов.

Схема расположения выпускного коллектора

Правильно спроектированный и подобранный коллектор способствует более эффективной вентиляции цилиндров, а значит, более оптимальному наполнению топливовоздушной смесью. Достигается подобный эффект благодаря движению выхлопных волн внутри каналов коллектора.

Принцип работы выпускного коллектора

Комплексная работа впускного коллектора, газораспределительного механизма и выпускного коллектора обеспечивает дополнительную продувку камеры сгорания. Все дело в том, что выпускной клапан всегда «запаздывает» с закрытием (во время начала такта впуска, выпуск еще открыт). Накопленное давление топливовоздушной смеси в впускном коллекторе в определенных условиях выше давления в выпускном коллекторе. Происходит резкий перепад давлений, цилиндр дополнительно продувается от выхлопных газов, наполняется свежей порцией топливовоздушной смеси. Выпуск закрывается.

Виды выпускных коллекторов

Все выпускные коллекторы можно разделить на цельные и трубчатые. Цельный выпускной коллектор — это, как правило, единая деталь, отлитая из чугуна. Трубчатый коллектор изготавливается из сваренных труб, стали и фланцевых соединений для стыковки с блоком двигателя.

Чугунные выпускные коллекторы

Чугунные выпускные коллекторы

Трубчатый впускной коллектор

Виды компоновки труб коллекторов

Выпускной коллектор с компоновкой 4-1. Представляет собой четыре трубы-канала, соединенных в одну общую трубу (количество каналов соответствует количеству цилиндров).

Трубчатый коллектор 4-1

Выпускной коллектор 4-2-1. В таких коллекторах трубы сначала соединяют цилиндры, работающие в паре (на одном такте), а потом переходят в одну общую трубу.

Выхлопная система 4-2-1

Важным параметром выпускных коллекторов является их длина, а соответственно — и объем. При недостаточной длине выпускных каналов энергии потоков выхлопных газов будет достаточно, чтобы попасть в каналы соседних цилиндров и негативно влиять на их работу. В таких коллекторах плохо синхронизированы волновые движения газов с работой двигателя. В тоже время на двигателях с небольшой длинной выпускного коллектора, как правило, «узкие» фазы газораспределения с относительно небольшим объемом выхлопных газов. Производство коллекторов с малой длиной оправдано низкой стоимостью.

Цельный коллектор 4-1 с малой длиной выпускных каналов

Комплект выхлопной системы 6-2-1

Выпускной коллектор с равной длиной выпускных труб (равнодлинный). Как правило, устанавливается на мощные спортивные автомобили.

Сложный равнодлинный выпускной коллектор, изготовленный из труб

Равнодлинный коллектор позволяет равномерно осуществить выпуск во всех цилиндрах и лучше синхронизировать работу двигателя с выхлопной системой. Тюнинг выпускного тракта можно делать на любом двигателе. Это гарантированно принесет дополнительные 3-5% мощности.

Не стоит забывать, что увеличение длины выпускного коллектора повлечет за собой и увеличение температуры в подкапотном пространстве.

Проблема с температурой решается установкой теплоизоляции. Для этого можно использовать металлический кожух либо специальную негорючую ткань.

Существуют модели коллекторов, в которых в качестве теплоизоляции применяется керамическое напыление.

Кожух выпускного коллектора

Каналы коллектора, изолированные специальной тканью

Выпускной коллектор и улитка турбины c керамическим напылением

Эксплуатация выпускных коллекторов

Типичные неисправности выпускных коллекторов:

Трубчатый выпускной коллектор с деформированной стыковочной пластиной «фланцем»

Для того, чтобы избежать вышеперечисленных неисправностей, следует помнить, что выпускной коллектор — узел двигателя, который стоит осматривать при плановом техническом обслуживании чуть ли не в первую очередь.

Трубчатый выпускной коллектор с набором прокладок и крепежа

Ремонт выпускных коллекторов

Проблемы с выпускными коллекторами могут возникать даже на сравнительно молодых автомобилях. Многие автовладельцы со временем задаются вопросами: что делать, если лопнул выпускной коллектор, как снять выпускной коллектор, сколько может стоить новый выпускной коллектор, поменять или отремонтировать элементы выпускного коллектора.

Конечно, самый простой способ решения проблем — обратиться в сервисный центр. Стоимость деталей и услуг будет варьироваться в зависимости от марки автомобиля и его уникальности. Например, новый выпускной коллектор может стоить от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов.

Но ремонт выпускного коллектора может осилить и рядовой автомобилист. Необходим лишь стандартный набор инструментов и оборудования.

Замена выпускного коллектора

В случае, если выпускной коллектор значительно прогорел или имеет сильно нарушенную геометрию, он подлежит замене. Для этого:

  • ждем пока двигатель и коллектор остынут до нормальной для ремонта температуры;
  • снимаем все элементы, которые могут помешать работе (защиту двигателя, защиту коллектора или прочие узлы);
  • раскручиваем резьбовые соединения крепежа к блоку и приемной трубе выхлопной системы;
  • выполняем снятие выпускного коллектора;
  • далее — замена прокладки выпускного коллектора;
  • монтируем новый коллектор с крепежом, обтягиваем его;
  • устанавливаем все демонтированные элементы в обратном порядке, обтягиваем резьбовые соединения.

Чаще всего требуется только замена прокладки выпускного коллектора.

Прокладка выпускного коллектора

В случае если лопнул выпускной коллектор, или даже если его патрубок полностью отломан, не спешите приобретать новый. Во многих сервисах практикуется сварка выпускных коллекторов. Чугун варится особыми электродами или аргонодуговой сваркой. Стальные трубчатые коллекторы также подлежат заварке. Подобные работы не по силам новичку, лучше обратиться к специалистам.

Лопнувший чугунный выпускной коллектор до.

. и после заварки

Лопнувший патрубок выпускного коллектора

Выпускные коллекторы физически необходимы для сбалансированной работы ДВС, поэтому современные двигатели проектируются с учетом комплексной работы узлов и механизмов. Тюнинг же систем выхлопа дает вполне ощутимый прирост мощности, а при верном подходе не повлияет на показатели автомобиля в целом.

Читайте также: