Как завести маз зубренок

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 05.10.2024

Грузовики МАЗ: Нестандартная заводка двигателя

Приехал я как то к клиенту на погрузку в обед, но грузить машину сразу не стали, а попросили подождать. Спустя же какое то время, сообщили, что продукция для загрузки еще не готова и доделают ее только в ночную смену, а потому смогут ее мне погрузить не раньше 5-ти часов утра.

Поинтересовался, зачем же заказывали машину, если грузить нечего и получил ответ, что станок простоял больше чем полдня, а машина была заказана еще вчера. Заказчику нужно было переставить подшипник на станке и отрегулировать его, но к 5 утра обещали загрузить меня без очереди.

Спорить было бесполезно и я встал на стоянку, рассчитывая отдохнуть. Однако, через некоторое время, услышал стук в дверь, а открыв ее, увидел знакомого мастера. Он предложил мне через 1 час погрузить на мою машину другой груз, после чего за нал отвезти его в пункт назначения, а т.к. конечная точка была не далеко, то до 5 часов утра я должен был успеть обернуться.

Грузовиков вокруг хватало, поэтому я слегка засомневался, почему именно мне предложили этот рейс. Оказалось, что выбор пал на меня, т.к. я не возмущался задержкой погрузки и спокойно согласился подождать. Ну раз такое дело, то грех было отказываться.

Через 2 часа меня загрузили и дали схему проезда, потом вручили деньги и я поехал. Надо сказать, что было это поздней осенью и сразу же пришлось включить свет. Проехав некоторое расстояние, я заметил, что перестал показывать вольтметр, но я не придал этому большого значения, т.к. тахометр работал. Правда, несколько раз подозрительно мигнули фары.

К 22:00 добрался до нужного объекта, меня встретил сторож и сразу же открыл ворота. Вместе с ним прошли до места разгрузки, чтобы посмотреть, как лучше к нему подъехать. Оказалось, что лучше заехать в цех задом и сразу встать под козловой кран.

Вернулся к машине, поманеврировал немного и встал как нужно. Далее, заглушил мотор и пошел расчехлять телегу. Когда разгрузка была завершена, зачехлил полуприцеп и сев в кабину, попытался завести двигатель. Однако, меня ждал сюрприз, ведь двигатель отказался заводиться. Оказалось, что пропало напряжение.

Снял крышку аккумулятора и проверил все клеммы - все было нормально. Тогда, стал лазить с фонарем вдоль двигателя и кабины. Оказалось, что под крышкой решетки на проводе со стартера нет никакого напряжения.

Эти провода я знаю, т.к. бывало, что реле стартера не включало втягивающее, тогда я раздергивал эти фишки, простой скрепкой запускал стартер и заводил двигатель.

Ничего не поделаешь, полез под машину. После осмотра, нашел наконец причину. Оказалось, что 2 провода протерли изоляцию и тот, который идет от стартера под напряжением, перегорел и от него отгорел изрядный кусок.

Провода и изолента были в запасе, поэтому я довольно оперативно восстановил сгоревшие провода питания электрооборудования.

Довольный собой, я сел в кабину и попытался завести двигатель, но кроме чавканья бендикса, ничего не услышал. Дело принимало неприятный оборот, однако отчаиваться было рано.

В начале моей трудовой биографии, полетел у меня стартер, но мой хороший сосед сказал, что есть у него один в запасе в гараже. Лежал он уже лет 15, но сосед меня заверил, что он рабочий. Поехали вместе в гараж, я осмотрел агрегат и забрал его.

Выглядел он очень странно, т.к. на конце втягивающего реле у него торчал старомодный рычаг. Увидев такое дело, я сказал соседу, что надо бы отдать этот стартер электрику, чтобы он этот архаичный рычаг убрал. Однако, сосед возразил, что на самом деле, стартер с рычагом очень удобен, а я просто не понимаю этого.

Он сразу же мне объяснил, что если в сильный мороз нет уверенности что стартер прокрутит двигатель, то нужно залезть на площадку за кабиной и толкнуть этот рычаг монтировкой или лопатой. С вероятностью в 60% машина после этого заведется, т.к. когда бендикс вводится в зацепление внешней силой, то экономится 20-30 ампер разрядного тока аккумуляторов.

Объяснения соседа мне понравились, а т.к. именно тот стартер сейчас стоял у меня на машине, то я взял лопату и полез за кабину. Толкнул бендикс за рычаг, но к сожалению, кроме слабых попыток провернуть двигатель у меня ничего не получилось.

На объекте не было никакой техники, поэтому сторож предложил мне подождать до завтра. Однако, к 5:00 часам утра, я должен был быть на другой погрузке и потому не мог столько прохлаждаться.

Походив по цеху, заметил сварочные аппараты (один был на переменке, а за ним в углу ВДУ постоянка). Нашел дежурного электрика, но оказалось, что сварочник постоянного тока стоит уже полгода и к нему все никак не могут привести катушки. Подумал, может у электрика есть диод с выпрямителя, но и здесь не повезло.

Решил зайти с другой стороны и предложил электрику магарыч, если он позволит снять с ВДУ один диод для подзарядки моих аккумуляторов, хотя бы на 5 минут. Он был не против, но отнесся к идее скептически, т.к. считал, что на одном диоде я машину все равно не заведу.

Аккумуляторы у меня на машине были хорошие и я считал, что если дать им толчок, то смогу завести мотор. Вообщем, уговорил электрика и он начал снимать диод, а я тем временем растягивал сварочные кабеля. Вскоре я понял, что кабели короткие и до машины не хватает метров 20.

Осмотревшись понял, что машина стоит рядом с рельсом козлового крана. Тогда, кабель покороче кинул на рельсу на массу, а кабель с диода к плюсу аккумуляторов. Массу от рельсы к раме машины, провели с помощью лома.

Попросил электрика накрутить трехсотку сварочник таким образом, чтобы было 30-35 вольт, но он сказал, что меньше 40-50 вольт не получится с аппарата получить, а вот за счет рельсы напряжение упадет.

Включили аппарат, а через 5 минут начали появляться пузырьки из банки. Тогда, я быстренько взял лопату, нажал ей на рычаг бендикса и двигатель завелся. Электрик засмеялся, взял у меня деньги и сказал, что кабеля он уберет сам, а мне надо ехать, пока машина не заглохла. Так и сделал, а в 5:00 часов утра, я был уже на очередной погрузке.

Не заводится МАЗ-4370

МАЗ Зубренок не заводится
МАЗ Зубренок не заводится
  1. При повороте ключа зажигания, стартер вращает двигатель автомобиля
  2. Стартер не включается и не прокручивает мотор

Давайте более подробно разберем каждый из вариантов неисправности грузовика.

Не крутит стартер МАЗ Зубренок

Если стартер описываемого грузовика при повороте ключа в замке зажигание, не включается, то причина неисправности заключается в электрооборудовании или электронных системах грузовика. Причины могут быть следующие:

  • Обрыв или замыкание электропроводки
  • Неисправность стартера
  • Неисправность главного реле грузового автомобиля
  • Обрыв или замыкание шины CAN
  • Поломка блока реле и предохранителей
  • Отсутствие контактов в разъемах электропроводки
  • Обрыв “массы”
  • Отсутствие напряжения питания на блоке управления двигателем
  • Выход из строя замка зажигания
  • Выход из строя блока управления двигателем
  • Неисправность втягивающего реле стартера
  • Неисправность замка зажигания

Если стартер грузового автомобиля МАЗ-4370 при повороте ключа в замке зажигания крутится, но при этом мотор не подает никаких признаков “жизни”. Причина неисправности может заключаться как в электрике грузового автомобиля, так и в механике. Причины неисправности электрики могут быть как описанные раньше, кроме неисправностей связанных со стартером и его цепями, дополнительно следующие причины:

  • Поломка топливного насоса высокого давления (ТНВД)
  • Механическая неисправность двигателя
  • “Завоздушивание“ топливной аппаратуры
  • Отсутствие солярки в баке
  • Засорение топливного фильтра
  • Засорение топливопроводов
  • Неисправность обратного клапана
  • Механические поломки форсунок

Диагностика двигателя

Мастера нашего предприятия производят диагностику системы управления двигателя грузового автомобиля МАЗ-4371 и МАЗ-4370 и дальнейший ремонт поломки. Значительный опыт мастеров диагностов и наличие дилерского компьютерного диагностического оборудования, позволяет быстро найти и устранить неисправность. Устранение, если это требуется, производится с заменой программированием, запчастей, параметрированием.

Истории из нашей практики

Работа появилась из славного, боевого города Петушки, Владимирской области. Автомобиль МАЗ Зубренок никак не хотел заводиться, механик организации и сторонние специалисты промучились с ним долго. Целых три месяца. Машина упорно не заводилась. Вызвали нас, надеясь на то, что работа пойдет быстрее, если скрыть нюансы, обеспечивающие главному механику период в жизненной карьере в более высокие начальники, но не тут то вышло. Все секреты, рассказанные нам, были на самом деле, вовсе не секретами, автомобиль был интересен в настоящем перед нами образе на столько, что мы решили написать про него статью отдельным пунктом.

Забита выхлопная труба на МАЗе Зубренок

МАЗ 4370

МАЗ 4370

Отъездил на МАЗ 4370 135 тыс. км, брал с нуля в Челябинске. Двигатель Евро3 по топливной аппаратуре проблем пока нет, недавно сменил прокладку под ГБЦ: пошёл воздух в тосол. Двигатель «Зубрёнка» плохо греется, зимой его практически невозможно прогреть до рабочей температуры, в кабине холодно. Необходимо устанавливать дополнительную печку или автономку. По гарантии сменили турбину в 6 тыс. км, по которой претензий нет пока. В 50 тыс. км вышел из строя втягивающий стартера. Естественно, нет горного тормоза на русских авто и быстрого прогрева двигателя как у японцев. По ходовой: МАЗ 4370 боится перегрузов, иначе ломает подрессорник, стоимость которого 4-5 тыс. руб. Машина «мягкая». Что хочу отметить, машина экономная, расход топлива примерно 17 литров и меньше в круговую. Подумываю продавать и брать «японца» тоже 5 т.

Достоинства : двигатель. Цена.

Недостатки : холодно в кабине. Нет горного тормоза.

МАЗ 4370, 2007 г

Я работал на таком агрегате. В зависимости от года выпуска для МАЗ 4370 предлагается много вариантов двигателя. И у каждого свои плюсы и минусы. Хотя, как был он «тракторным», так и остался. Вибрация на холостых оборотах иногда просто раздражает. Она же помогает всем болтам и гайкам без исключения самораскручиваться. «Зубрёнок» легко везет 3-4 тонны, практически без напряга. Некоторые возят и 6-7 тонн. Рессоры довольно часто ломаются, что передние, что задние. Если бортовой (или тент), то фанера, которой застелен пол в кузове, ломается «рохлей», если поддоны под тонну весом. Лучше стелить настил из досок 25-30 мм толщиной. Кабина у МАЗ 4370 весьма просторная, так как заимствована от взрослого МАЗа. Огромное количество проводов (на мой взгляд, схему надо бы упростить наполовину), в результате чего, электрика часто капризничает. Тормоза довольно приличные. Рулевое тоже нормальное. Резину желательно ставить импортную, родная белорусская не ходит больше 30 тысяч. Головной свет нормальный, хотя противотуманки желательно установить. К двигателю подбираться очень неудобно, мешают пластиковые крылья (или это скорее арки).

Достоинства : легко везет 4 тонны. Хорошие тормоза. Рулевое.

Недостатки : вибрации от двигателя. Часто ломаются рессоры.

МАЗ 4370, 2008 г

Я работаю на МАЗ 4370 и 2008 и 2010 года выпуска. На первом проехал 150 тыс. км, и не было поначалу никаких проблем. А после 150 тыс. км начались какие-то неполадки в двигателе. Причем, ни один из дилеров не стал проводить диагностику, все отправляли то к одному, то к следующему. Наконец, нашли, в чем причина – вроде из-за несоответствия топливного фильтра. Купили. После замены ничего не поменялось. Второй МАЗ мы приобрели с обновленной кабиной. Проездили на нем 5 тыс. км. Потом водитель увидел тосол на блоке. Мы сказали об этом продавцу, который сообщил на предприятие. Там сказали, что возможно это микротрещина, и надо было после 4 тыс. приехать на СТО на сервис. Тем временем трещина все увеличивалась, и мы договорились, что завод взял блок на экспертизу. Если выяснится, что это «косяк» завода, то заменят бесплатно. Честно говоря, у нас в компании есть другие машины помимо МАЗ 4370. Эти больше использовать не будем, они свое отработают, и все. Будем, скорее всего, закупать корейские.

Достоинства : таких мало.

Недостатки : дорого, порою невозможно содержать и обслуживать. Отсутствие нормального сервиса.

Алексей, Нижний Новгород

МАЗ 4370, 2009 г

МАЗ 4370 Зубренок: технические характеристики, двигатели, сцепление, схема КПП, тормозная система

Грузовик МАЗ 4370 – грузовой низкорамник среднего тоннажа, разработанный и выпускаемый на Минском автозаводе. Авто категории MCV относится к грузовым с допустимой минимальной массой от 3,5 т (класс N2). Неофициальным прозвищем МАЗ 4370 стало «Зубренок», под этим именем грузовик и вошел в историю. Выпуск модели стартовал в середине 1999го года, и за время производства неоднократно модернизировали базовую модель.

Содержание

  1. Краткое описание

МАЗ 4370 Зубренок имеет множество достоинств, ключевыми из которых для покупателей стали:

  • достойное качество сборки;
  • доступная цена;
  • адаптация к суровым условиям эксплуатации.

Надежность ходовой и подвески — еще одно достоинство Зубренка МАЗ 4370, который в сравнении с конкурентами по классу значительно реже требовал ремонта. Кроме того, грузовик универсальный и функциональный, что позволило его использовать в самых различных сферах.

МАЗ 4370 Зубренок: технические характеристики

На момент разработки грузовика МАЗ 4370 Зубренок технические характеристики выглядели впечатляюще. Но и сейчас они вполне достойные, что позволяет спросу на автомобиль держаться на высоком уровне уже который год.

Транспортное средство имеет следующие габариты:

  • Длина — 5,5/7/7,95 м.
  • Ширина — 2,48 м.
  • Высота — 2,8 м.

МАЗ 4370 производится в нескольких вариантах колесной базы, это:

  • 3 м;
  • 3,7 м;
  • 4,2 м.

МАЗ 4370 Зубренок: технические характеристики, двигатели, сцепление, схема КПП, тормозная система

Рассматривая характеристики Зубренка, можно отметить компактные габаритные размеры. Это дает грузовому автомобилю сразу несколько преимуществ:

  1. возможность свободно передвигаться по городу;
  2. возможность пользоваться дорогами ОН (общего назначения);
  3. возможность легкого маневрирования благодаря радиусу разворота 7,65 м.

Что касается эксплуатационных технических характеристик МАЗ 4370 Зубренок, то они следующие:

  • Характер кузова — бортовой.
  • Компоновка грузовика — мотор ставится спереди, привод на заднюю ось.
  • Колесная формула — 4*2.
  • Грузоподъемность — 6 тонн.
  • Предельная нагрузка в тоннах на передний мост— 3,75.
  • Максимальная нагрузка в тоннах на задний мост— 6,35.
  • Вместительность кузова (в стандартном заводском исполнении) — 35,5 м3.
  • Max. скорость — 90 км/ч.
  • Топливный бак — 130 литров.
  • Расход топлива: Различается в зависимости от установленного двигателя. Для самых распространенных комплектаций грузовика зимой он составит 23 л/100 км; летом — 17 л/100 км. (Подробнее о расходе топлива для разных двигателей читайте в этом разделе).
  • На одной заправке проходит в среднем 500 км.

Технические характеристики МАЗ 4370 делают Зубренка одним из самых востребованных среднетоннажников по сей день и позволяют грузовику достойно конкурировать даже и более современными моделями.

Двигатели на МАЗ 4370

Грузовой Зубренок МАЗ 4370 выпускался в четырех модификациях, которые различались силовыми установками. Изначально на грузовик устанавливался белорусский двигатель ММЗ Д-245. Движок не соответствовал европейским экологическим стандартам, поэтому нуждался в доработке. Довольно быстро его заменили на улучшенную версию Д-245.30, уже соответствовавшую стандарту Евро-2. Спустя несколько лет мотор еще доработали до стандарта Евро-3. Кроме минских двигателей, на МАЗ 4370 агрегатировали немецкий движок Deutz BF4M 1013FC, отвечающий Евро-3. Но последние модификации в России встретить можно относительно нечасто.

Двигатель МАЗ 4370 Д-245

МАЗ 4370 Зубренок: технические характеристики, двигатели, сцепление, схема КПП, тормозная система

Дизельный двигатель Д-245 на МАЗ 4370

Основным двигателем для МАЗ 4370 стал белорусский Д-245. Это турбированный дизельный мотор, который «засветился» на многих моделях тракторов и спецтехники и прекрасно зарекомендовал себя и в эксплуатации, и в техническом обслуживании. 4,75-литровый движок имеет 1,5 тыс. оборотов в минуту и генерирует 157 л.с. Это позволяет ему быть с одной стороны тяговитым, а с другой — иметь хорошую топливную экономичность: в комбинированном цикле расход на «сотню» достигает 17 л.

По конструкции двигатель МАЗ 4370 Д-245 4-хтактный, имеет четыре цилиндра, размещенных в один ряд.

Таблица технических характеристик МАЗ 4370 Д-245 Евро3
Рабочий объем4,75 литров
Мощность95 кВт или 157 л.с.
Номинальные обороты1,5 тыс. об/минуту
Макс. крутящий момент580 Н*м
Степень сжатия дизтоплива17
Расход топлива17 л/100 км (комбинированный цикл)
Масса0,45 т

Двигатель МАЗ 4370 Deutz BF4M 1013FC

МАЗ 4370 Зубренок: технические характеристики, двигатели, сцепление, схема КПП, тормозная система

Дизельный двигатель Deutz BF4M 1013FC, который ставился на МАЗ-4370

Альтернативной двигательной установкой стал Deutz BF4M 1013FC — четырехтактный дизельный мотор с четырьмя цилиндрами, имеющий жидкостное охлаждение, торбокомпрессор и непосредственный впрыск топлива. Клапаны располагаются сверху. Стартер 12В/24В. Если сравнивать Deutz BF4M 1013FC с Д-245, то технические характеристики примерно одинаковые. Но Зубренок с Deutz BF4M 1013FC работает на порядок тише.

Таблица технических характеристик МАЗ 4370 Deutz BF4M 1013FC Евро3
Рабочий объем4,76 литров
Мощность129 кВт или 173 л.с.
Номинальные обороты1,5 тыс. об/минуту
Макс. крутящий момент700 Н*м
Степень сжатия дизтоплива17,5
Расход топлива при 100% нагрузке29 л/ч
Масса0,432 т

КПП МАЗ 4370

МАЗ 4370 Зубренок: технические характеристики, двигатели, сцепление, схема КПП, тормозная система

Коробка передач ЗИЛ-695Д с МАЗ-4370

Грузовик выпускался с тремя разными трансмиссиями:

  1. ЗИЛ-695Д (Саранск, Россия) — КПП устанавливалась в пару к двигателю Д-245 на МАЗ 437040;
  2. СААЗ-3206 — КПП работали в паре с улучшенными моторами Д-245 (Евро-2 и Евро-2) на модификациях МАЗ 43704 и МАЗ 437043 соответственно;
  3. ZF S5-42 (Испания) — КПП ставились на модификации МАЗ 437030, оснащаемые Дойцами.

Все доступные трансмиссии относятся к пятискоростным «механикам». По конструкции они сухие, однодисковые фрикционные. Размер диска сцепления может быть 340 или 360 мм в диаметре. На ведущий задний мост ставится конический редуктор и межколесный дифференциал с блокировкой.

Помимо родных коробок передач, которые не отличаются особой надежностью, для МАЗ 4370 предлагаются КПП китайской сборки, например 6J60T и 6J70T. Они сконструированы американской компанией Eaton и производятся в Китае по контракту. В отличие от родных КПП китайские имеют шесть скоростей.

Привод выключения сцепления

  1. Шланг
  2. Емкость
  3. Контргайка
  4. Шток
  5. Основной цилиндр
  6. Педаль
  7. Пневматический гидроусилитель (ПГУ)
  8. Первый упорный болт
  9. Второй упорный болт
  10. Клапан

Схема переключения передач МАЗ 4370

Управление КПП производится при помощи рычага по следующей схеме:

МАЗ 4370 Зубренок: технические характеристики, двигатели, сцепление, схема КПП, тормозная система
Схема переключения скоростей на МАЗ-4370

Привод управления коробкой передач МАЗ 4370 (схема)

  1. Рычаг
  2. Уплотнительный чехол
  3. Пластина
  4. Болт
  5. Тяга
  6. Болт
  7. Тяга
  8. Рычаг
  9. Вилка
  10. Втулка
  11. Пружина
  12. Серьга
  13. Гайка
  14. Хвостовик
  15. Наконечник
  16. Тяга
  17. Механизм переключения
  18. Шарик

Электрическая схема МАЗ 4370 Зубренок

МАЗ 4370 Зубренок: технические характеристики, двигатели, сцепление, схема КПП, тормозная система

МАЗ-4370 электрическая схема цветная

Электрическая система управления мотором оснащена встроенной функцией самодиагностики и не нуждается в техническом обслуживании, кроме контрольной проверки после ремонта или настройки элементов и узлов топливной системы.

Схема расположения электронных систем управления на МАЗ 4370

МАЗ 4370 Зубренок: технические характеристики, двигатели, сцепление, схема КПП, тормозная система

Схема электронных систем управления МАЗ-4370

Для установки электрического оборудования на МАЗ 4370 можно воспользоваться следующей электросхемой.

МАЗ 4370 Зубренок: технические характеристики, двигатели, сцепление, схема КПП, тормозная система

Схема установки электрического оборудования МАЗ-4370

Панель реле и предохранителей на МАЗ 4370 выглядит так:

МАЗ 4370 Зубренок: технические характеристики, двигатели, сцепление, схема КПП, тормозная система

Реле и предохранители в кабине МАЗ-4370

Тормозная система МАЗ 4370

У МАЗ 4370 тормозная система реализована независимо для передней и задней осей. Она пневматического типа и состоит из следующих компонентов:

  • компрессора;
  • ресиверов (баллонов со сжатым воздухом);
  • пневматических приводов;
  • приборов управления;
  • механизмов торможения.

На обычных грузовиках-зубрятах компрессор одноцилиндровый. Модификации МАЗ 4370 для автопоездов укомплектовывались двухцилиндровым компрессором.

МАЗ 4370 Зубренок: технические характеристики, двигатели, сцепление, схема КПП, тормозная система

Тормозной барабан с МАЗ-4370

Непосредственным элементом тормозной системы являются тормоза барабанного типа. Барабан отливается из чугуна, его диаметр — 420 мм, а толщина — 160 мм.

Колодки МАЗ 4370 изготавливаются из стали. Поверх них установлены накладки. Чтобы отрегулировать расстояние между барабаном и колодками, имеется соответствующий рычаг.

МАЗ 4370 Зубренок: технические характеристики, двигатели, сцепление, схема КПП, тормозная система

Тормозная система МАЗ-4370 (барабан с колодками)

С одной стороны, конфигурация тормозной системы МАЗ 4370 Зубренок гибкая, с другой — она требует точной настройки для каждой оси и отдельного колеса. В противном случае могут возникать заносы или увеличиться тормозной путь.

Схема тормозной системы передних колес Зубренка

МАЗ 4370 Зубренок: технические характеристики, двигатели, сцепление, схема КПП, тормозная система

Схема тормозной системы задних колес Зубренка

МАЗ 4370 Зубренок: технические характеристики, двигатели, сцепление, схема КПП, тормозная система

Ходовая и подвеска

Ходовая и подвеска МАЗ 4370 заслуживают похвалы. Во многом именно за прекрасное качество конструкции Зубренка и сборки подвески он получил столь широкое распространение. При бережной эксплуатации без капитального ремонта ходовая продержится 250 тыс. км, но и потом после замены износившихся элементов проработает без особых проблем сотни тысяч километров.

Передняя рессора МАЗ 4370 состоит из нескольких листов. Спереди подвеска оснащена гидравлическими амортизаторами со стабилизаторами. Задняя рессора полуэллиптическая.

В целом такая конструкция дает жесткий ход, но зато легко и просто ремонтируется и не требует особого обслуживания.

Размер колесных дисков — от 17 до 20”. Размер подходящих шин 235/75R17,5.

История создания

Минский автозавод разрабатывал концепцию будущего МАЗ 4370 в кооперации с Горьковским автозаводом. Первые концептуальные низкорамные среднетоннажники проектировались инженерами предприятий в 90-х годах. Но после развала СССР в МАЗ решили отказаться от сотрудничества с российским автозаводом, поскольку в силу ряда причин взаимодействовать с представителями другого государства стало сложно. В связи в этим в Минске решили прекратить поставки и для остальных грузовиков, в частности для МАЗ 5336, кабин ГАЗовского производства.

Не оставив идею создания среднетоннажника, мазовские инженеры решили взять за прототип MAN L 2000, собиравшийся в Германии. Откорректировав ряд функций и нарастив грузоподъемность, на Минском автозаводе создали МАЗ 4370 Зубренок именно в том виде, в котором он и сошел с конвейера в 99-м году.

Выход на российский рынок

На момент появления новинки на российском авторынке грузовой техники было два основных конкурента в этом классе — ГАЗ 3310 и ЗИЛ 5301. Белорусский среднетоннажник обошел их сразу по нескольким параметрам. Во-первых, кабина была просторнее и комфортабельнее. Во-вторых, грузоподъемность новинки была выше, что стало, пожалуй, самым весомым аргументом в ее пользу при прочих равных. Длительное время на отечественном авторынке грузовик МАЗ 4370 попросту не имел конкурентов. Высоким спросом Зубренок пользуется по сей день.

В 2007м году Камский автозавод выпустил на рынок прямого конкурента для Зубренка МАЗ 4370 — КамАЗ 4308, который получил в народе прозвище «Камазенок». Не желая сдавать позиции, на автопроизводстве работали над модернизацией своего грузовика. В 2010 году производитель представил второе поколение Зубренка. Обновленный грузовик получил индекс МАЗ 4371. У него переработана кабина, которая стала еще более комфортабельной, чтобы соответствовать требованиям времени. Также МАЗ 4371 Зубренок-2 агрегатировался более экологичными дизельными движками.

Ранее мы писали о технических характеристиках автокрана КС-5473 Днепр и особенностях его эксплуатации.

МАЗ-4370 «Зубрёнок»: технические характеристики

МАЗ-4370 «Зубрёнок»: технические характеристики

МАЗ-4370 «Зубрёнок» – это среднетоннажный низкорамный грузовик Минского автомобильного завода. Машина класса N2, категории MCV, которая выпускалась МАЗом в начале 2000-х годов (в 2010-х ей на смену пришёл МАЗ-4371 «Зубрёнок-2»). Грузовик предназначен для внутригородских и пригородных перевозок: он мягкий, вместительный, маневренный и очень удобный, благодяря низкой раме, для погрузо-разгрузочных работ. «3убрёнок» – неофициальное наименование модели. Хотя ходили слухи о его введении как заводского названия машины – в те годы, когда «3убрёнок» ещё конкурировал с «ЗИЛом Бычком» и «ГАЗом Валдаем».

Немного истории

Первые образцы грузовика нового класса – низкорамного развозного среднетоннажного автомобиля, очень востребованного рынком новой России, МА3 создавал в конце 1990-х годов совместно с Горьковским автозаводом. Несмотря на то, что Советский Союз приказал долго жить, экономические связи, наработанные десятилетиями, ещё долгое время оставались прочными. Но в дальнейшем, не доведя проект до завершения, каждый производитель пошёл своим путём. Минский автозавод в одностороннем порядке отказался от поставок на ГАЗ своих кабин типа МАЗ-5336. А за основу при создании собственного среднетоннажника-развозника взял немецкий MAN L 2000. Только решено было добавить ему возможностей по груузоподъёмности, и летом 1999 года из ворот завода выехал первый МА3-4З70 «3убрёнок».

Немного истории

В 2010-х годах пришёл черёд нового поколения среднетоннажных грузовиков Минского автозавода. МА3-4З71 «Зубрёнок-2» был избавлен от многих недостатков первой модели; оснащён рестайлинговой кабиной нового образца и более современными и экологичными дизелями.

Сфера применения машины

Основное предназначение модели МА3-4З70 «3убрёнок» состоит в транспортировке различных грузов, в том числе и с прицепом, на внутригородских, пригородных и внутрирегиональных маршрутах. Хотя наличие мобильного спальника в кабине подразумевает и некоторый «дальнобой». Но не межрегиональный, конечно: низкорамная машина не для этого приспособлена. Основная её стихия – это развозное обеспечение товаром различных торговых сетей.

Сфера применения машины

Низкорамная конструкция кузова помогает в перевозке габаритных и высоких грузов, облегчает и увеличивает скорость погрузки и разгрузки кузова. Основное исполнение автомобиля – бортовой грузовик, с установкой тента. Однако конструкция МА3-4З70 также позволяет устанавливать на шасси этой машины разнообразное спецоборудование. Нередко «Зубрят» оборудуют крано-манипуляторными установками, вышками-подъёмниками, эвакуаторами, компактными бетоносмесителями и автоцистернами, самосвалами, фургонами или рефрижераторами. Хорошая маневренность в плотном трафике и средние габариты позволяет эксплуатировать автомобиль в городской коммунальной сфере и на производстве.

Модификации

Основных модификаций МА3-4З70 «3убрёнок» четыре. Они различаются двигателями и коробками переключения передач, которые на них установлены.

  • МА3-4З7040 – с двигателем ММЗ Д-245.9-540 и коробкой передач ЗИЛ-695Д (СААЗ);
  • МАЗ-43704 – с двигателем ММЗ Д-245.30 (Евро-2) и коробкой передач СААЗ-3206.70;
  • МАЗ-437043 – с двигателем ММЗ Д-245.30 (Евро-З) и коробкой передач СААЗ-3206;
  • МАЗ-437030 – с двигателем Deutz BF4M 1013FC (Евро-З) и коробкой передач ZF S5-42.

Кроме того, выпускаемые модификации «Зубрёнка» могут различаться по длине колёсной базы (3 м; 3,7 м; 4,2 м); наличию или отсутствию заднего прицепного устройства для буксировки прицепа.

Двигатели МА3-4З70 «3убрёнок»

Наибольшее распространение на «Зубрятах» получил, конечно, не немецкий «Дойтц», а более дешёвый дизель Минского моторного завода ММЗ Д-245, доаботанный белорусскими специалистами сначала до стандартов «Евро-2», а затем и до экологического уровня «Евро-З». Это хорошо знакомый в СНГ, проверенный временем «тракторный» четырёхтактный четырёхцилиндровый дизельный силовой агрегат. Он хорош своей надёжностью, неприхотливостью, выносливостью и высокой ремонтопригодностью. Двигатель МА3-4З70 оснащается турбонаддувом, цилиндры в нём расположены вертикально, рядно.

Технические параметры дизеля ММЗ Д-245.30 Е3:

  • Рабочий объём – 4,75 л;
  • Номинальные обороты вращения – 1500 об/мин;
  • Степень сжатия – 17;
  • Мощность – 95 кВт или 157 лошадиных сил;
  • Предельный крутящий момент брутто – 580 Н.м;
  • Расход дизтоплива составляет 205 г/кВтч, или 17-18 литров на 100 км пробега;
  • Сухой вес двигателя – 450 кг.

Двигатели МА3-4З70 «3убрёнок»

Двигатель ММЗ Д-245.30

Двигатель Deutz BF4M 1013FC оборудован рядом дополнительных опций, которые обеспечивают его более равномерную и тихую работу, с меньшей, чем у Д-245, шумо- и вибронагрузкой. Это, в частности, улучшенная система охлаждения, более современный турбонаддув и электронный регулятор частоты вращения. По техническим характеристикам «Дойтц» схож с ММЗ.
Технические параметры дизеля Deutz BF4M 1013FC:

  • Рабочий объём – 4,8 л;
  • Номинальные обороты вращения – 1500 об/мин;
  • Степень сжатия – 17;
  • Мощность – 170 лошадиных сил;
  • Предельный крутящий момент брутто – 580 Н.м;
  • Расход дизтоплива составляет 205-209 г/кВтч;
  • Сухой вес двигателя – 560 кг.

Трансмиссия

Существующие модификации МА3-4З70 оснащены механическими коробками переключения передач СААЗ-3206 или ZF S5-42. Производителями этих агрегатов являются Саранский агрегатный завод и немецкая компания ZF. Все варианты КПП – пятиступенчатые. Однодисковый фрикционный механизм сухого сцепления передает крутящий момент от вала двигателя к трансмиссии. Диаметр диска составляет 34 см или 36 см. Задний мост является ведущим. На него установлен конический редуктор и межколёсный дифференциал с блокировкой.

Трансмиссия

Ходовая часть. Тормоза

В основе автомобиля – рама лестничного типа с двумя лонжеронами швеллерного сечения и поперечинами швеллерного и трубчатого сечения. У грузовиков МА3-4З70 передняя рессорная подвеска – зависимого типа, оснащена гидравлическими амортизаторами со стабилизаторами. Передняя ось представляет собой балку двутаврового профиля, с закреплёнными на ней управляемыми колёсами. Задняя подвеска автомобиля – это рессорная конструкция. Сзади смонтированы продольные полуэллиптические рессоры, в виде комплектов стальных полос. Подвеска является очень простой и надёжной по конструкции. Безотказный ресурс её работы, при условии избегания перегрузок автомобиля, составляет порядка трёхсот тысяч километров.

Тормозная система установлена барабанного типа, на всех колёсах. Для управления тормозами используется двухконтурный пневматический гидропривод с независимыми контурами задней и передней пары колёс. Задние барабаны оснащены стояночным тормозом с управлением от аккумуляторов. Некоторые автомобили оснащались не барабанными, а дисковыми тормозами, но это редкость.

Ходовая часть. Тормоза

«Зубрёнок» с удлинённой базой.

МА3-4З70 «3убрёнок» комплектуется стальными колёсными дисками и шинами типоразмера 235/75R17,5. На заднем мосту колёса спаренные. Изначально модель комплектовалась шинами «Континеталь», поскольку в у нас не производили шины требуемого размера. В последующем Минский автозавод стал сотрудничать с Ярославским, который стал поставлять партнёру шины марки Я478. Они и стали основными для «Зубрят».

Электрооборудование

Электросистема грузовика данной модели питается напряжением 24V. Источниками электроснабжения являются аккумуляторные батареи серии 6-СТ-110 в количестве двух штук, а также генератор переменного тока типа 3232.3771.10, в который встроен интегральный регулятор напряжения. Стартер СТ-230Р с электромагнитным механизмом пуска заводит мотор.

Технические характеристики в цифрах

Технические характеристики в цифрах

  • Габаритные размеры
  • Длина: от 5,5 до 8,2 м.
  • Ширина: 2,55 м.
  • Высота: 2,85 м.
  • Варианты колёсной базы: 3 м; 3,7 м; 4,2 м.
  • Весовые параметры
  • Снаряжённая масса: 4,9 т.
  • Полная масса: 10,1 т.
  • Допустимая нагрузка для передней оси: 3,75 т.
  • Предельная нагрузка для заднего моста: 6,35 т.
  • Штатная грузоподъёмность: 5 т.
  • Внутренний объём стандартного кузова «3убрёнка» с натянутым тентом: 35,5 м3.
  • Колёсная формула: 4х2.
  • Объём топливного бака: 100, 130 или 200 литров.

Кабина и органы управления МАЗ-4370

МА3-4З70 «3убрёнок» оснащается трёхместной (без спальника) либо двухместной (с раскладным мобильным спальником) кабиной. Как уже было отмечено ранее, кабина у «Зубрёнка» очень и очень просторная для машины среднетоннажного класса, поскольку она была позаимствована от «взрослого» МАЗа.

Спальное место является мобильно-откидным, которое в обычных условиях представляет собой просто полку, расположенную в задней части кабины, за сиденьями. Благодаря внушительному внутреннему объёму кабины, а также ровному полу, три взрослых человека любой комплекции свободно могут в ней разместиться, не создавая проблем друг другу.

Кабина и органы управления

Кресло водителя, хоть и нельзя назвать удобным и современным, всё же находится на пневмоподвеске и снабжено набором регулировок. Органы управления в целом такие же, как и на «взрослом» МАЗе.

Многочисленные нарекания вызывают неважное качество сборки, подгонки деталей отделки салона, а также сами материалы, из которых изготовлена кабина. Дешёвые и непритязательные пластик и дерматин хоть и вызывают тёплую ностальгию по Советскому Союзу, но в XXI веке на машине смотрятся уже неуместно. Про нередко имеющиеся на «Зубрятах» щели в палец толщиной на стыках ластиковых панелей вообще – просто нет слов.

Отзывы водителей и владельцев о «Зубрятах»

Отзывы водителей и владельцев о «Зубрятах»

Нарекания вызывает педальный узел. А именно, высокое расположение педали привода сцепления. Кроме того, для того, чтобы её продавить, необходимо приложить немалое усилие. Кабине не хватает жёсткости. Если её откинуть, то двери тогда уже нельзя ни открыть, ни закрыть. Поэтому, если нужно поднять кабину, надо не забыть взять из неё всё необходимое. Немаловажно и то, что открыть двери кабины можно практически любым ключом, даже от обычного дверного замка. Водители выходят из положения тем, что в одну из личинок замка забивают деревянный клин, а другую дверь блокируют автоматически при включении сигнализации, при этом личинка дверного замка не участвует ни в процессе открытия, ни в процессе закрытия двери.

Окраска машины оставляет желать много лучшего. Краска на бортах и на боковых противоподкатных брусьях слезает прямо лоскутами, кабина уже после первых лет эксплуатации становится «конопатой» от мелких очагов ржавчины. Зимой на плоской тентованой крыше в углублениях скапливается лёд, и при резком торможении вподне можно получить изрядную глыбу льда на крышу кабины. Важный момент: МА3-4З70 «3убрёнок» очень не любит перегрузов: ломается подрессорник.

Стоимость грузовика МА3-4З70 «3убрёнок»

На вторичном рынке немало подержанных автомобилей МА3-4З70 «3убрёнок» 2000-х годов выпуска. Ценовой диапазон – от 350-ти до 900 тысяч рублей, в зависимости от года выпуска, пробега и конкретного технического состояния.

Стоимость грузовика МА3-4З70 «3убрёнок»

В целом, несмотря на все недостатки, МА3-4З70 «3убрёнок» проявил себя как недорогой в приобретении и простой обслуживании автомобиль, который быстро окупается и начинает приносить прибыль.

Особенности системы пуска автомобиля МАЗ

Автомобили МАЗ имеют 24-вольтовую систему электрооборудования, унифицированную с основными моделями и модификациями.

Электрооборудование автомобилей MA3-54322, МАЗ-64227 отличается от электрооборудования автомобилей МАЗ ранее выпускавшихся моделей насыщенностью различными контрольными приборами, лампами и сигнализаторами, позволяющими оценить состояние агрегатов и систем автомобиля. Работа систем автомобиля контролируется световыми сигнализаторами, а в отдельных случаях и шумовым реле. Ниже приведены необходимые сведения по конструктивным особенностям, обслуживанию и ремонту электрооборудования автомобилей.

  • Схема расположения предохранителей, их номиналы и назначение
  • Назначение всех штекерных соединителей

На всех приведенных в разделе схемах буквами обозначены цвета проводов: Б — белый, Г — голубой Ж — желтый; О — оранжевый; Р — розовый; С — серый; 3 — зеленый; К — красный; Кч — коричневый; Ч — черный; Ф — фиолетовый.

С целью облегчения поиска неисправности цепи на схемах имеют цифровую индикацию, которая обозначена также и на проводах.

Обслуживание, неисправности и ремонт


Основные неисправности и ремонт электрооборудования:

  1. Вышли из строя лампы подсветки указательных приборов. В этом случае рекомендуется проверить надежность контакта в разъемных соединениях, осмотреть предохранительное устройство на наличие повреждений и дефектов, проверить целостность реостата подсветки и исправность реле.
  2. Во время включения передачи заднего хода не загораются фонари. В этом случае следует устранить короткое замыкание в проводке фонаря, проверить надежность контактов, подключить жгут к датчику заднего хода, осмотреть лампу на наличие дефектов, привести в соответствие провода в колодке.
  3. Не загораются стоп-сигналы задних фонарей. Проблема может быть связана с обрывом цепи, возникновением короткого замыкания, неисправностью сигналов торможения, обрывом нити лампы накаливания.
  4. Не горят головные фонари. Необходимо осмотреть электропроводку на наличие короткого замыкания, провести внешний осмотр переключателя (при обнаружении повреждений — заменить), проверить исправность реле.
  5. Не работает обогрев зеркал. Следует осмотреть контакты в разъемных соединениях, проверить предохранитель на износ, заменить поврежденные детали в системе.
  6. Постоянно горят головные фары. В этом случае нужно проверить исправность переключателя, надежность контактов в колодках, осмотреть реле на наличие дефектов.
  7. Не горят указатели поворотов. Необходимо заменить лампы, осмотреть прерыватель, заменить БКА.
  8. Вышел из строя тахометр. Неисправность может быть вызвана сбоями в работе датчика, предохранительного устройства или ненадежностью контактов в колодках.

Читать дальше: Как крутить колеса на месте


Техническое обслуживание проводится после 50000 км пробега. Для исправной работы всех механизмов электрического оборудования не рекомендуется отключать провода от плюсового вывода и от аккумулятора, проверять функционирование систем путем замыкания клемм или мегомметром.

Автомобили МАЗ имеют 24-вольтовую систему электрооборудования, унифицированную с основными моделями и модификациями.

Электрооборудование автомобилей MA3-54322, МАЗ-64227 отличается от электрооборудования автомобилей МАЗ ранее выпускавшихся моделей насыщенностью различными контрольными приборами, лампами и сигнализаторами, позволяющими оценить состояние агрегатов и систем автомобиля. Работа систем автомобиля контролируется световыми сигнализаторами, а в отдельных случаях и шумовым реле. Ниже приведены необходимые сведения по конструктивным особенностям, обслуживанию и ремонту электрооборудования автомобилей.

На всех приведенных в разделе схемах буквами обозначены цвета проводов: Б – белый, Г – голубой Ж – желтый; О – оранжевый; Р – розовый; С – серый; 3 – зеленый; К – красный; Кч – коричневый; Ч – черный; Ф – фиолетовый.

С целью облегчения поиска неисправности цепи на схемах имеют цифровую индикацию, которая обозначена также и на проводах.

Система электроснабжения и электропуска

Система электроснабжения автомобиля состоит из двух источников: аккумуляторных батарей и генераторной установки переменного тока. Кроме того, в систему входит ряд промежуточных реле, выключатель массы батарей и замок-выключатель приборов и стартера.

В систему электропуска входят аккумуляторные батареи, стартер, выключатель массы батарей, замок-выключатель приборов и стартера, электрофакельное устройство (ЭФУ), парожидкостный подогреватель (ПЖД), промежуточные реле.

Аккумуляторные батареи

На автомобилях МАЗ установлены батареи типа 6СТ-182ЭМ или 6СТ-132ЭМ. Номинальное напряжение каждой батареи 12 В. На автомобиле две батареи соединены последовательно, что увеличивает рабочее напряжение до 24 В.

В зависимости от условий транспортировки сухозаряженных аккумуляторных батарей они могут поставляться без электролита или с электролитом. Аккумуляторные батареи, не залитые электролитом, перед началом эксплуатации следует привести в рабочее состояние, а залитые электролитом – при необходимости откорректировать по плотности.

Читать дальше: Штраф по водительскому удостоверению без тс

Генераторная установка

Генераторная установка ГУ Г273А представляет собой генератор переменного тока со встроенным выпрямительным блоком и интегрированным регулятором напряжения (ИРН)

После 50 тыс. км пробега автомобиля и в дальнейшем при каждом ТО-2 необходимо снять ГУ с двигателя, разобрать, проверить состояние шарикоподшипников и электрощёток. Поврежденные подшипники и сильноизношенные щетки следует заменить.

Стартер

На автомобилях МАЗ устанавливается стартер типа СТ-103А-01.

Выключатель массы батарей

Выключатель типа ВК 860Б предназначен для подключения аккумуляторных батарей к массе автомобиля и отключения их.

Электрофакельное устройство (ЭФУ)

Устройство служит для облегчения запуска двигателя при температурах окружающего воздуха ниже – 5 °С до -25 °С.

Электрофакельное подогревательное устройство не предусматривает отдельных работ по техническому обслуживанию. Отказы, появляющиеся в ЭФУ, устраняются путем замены неисправного элемента.

Электрооборудование предпускового подогревателя

В процессе эксплуатации могут выходить из строя электроискровая свеча, термоэлектронагреватель и топливный электроклапан. Эти устройства неразборные и при выходе из строя заменяются.

Транзисторный коммутатор выполнен на электронных элементах, герметически закрыт, обслуживания не требует и также не ремонтируется.

Электродвигатель насосного агрегата в процессе эксплуатации не обслуживается. Так как электродвигатель работает непродолжительное время, то он обеспечивает нормальную работу подогревателя при пробегах автомобилей в течение нескольких капитальных ремонтов.

Читайте также: