Какая резина лучше 175 или 185 на ваз

Обновлено: 02.07.2024

Вычисляем математически, какие шины лучше для мягкой и комфортной езды летом: 185/60/R14 или 175/65/R14

Сейчас самое время начинать думать о выборе летних шин, так как до начала нового сезона осталось совсем немного времени. Спешить переобуваться конечно же не стоит, но затягивать с заменой тоже не нужно, ведь износ зимних покрышек при плюсовой температуре происходит гораздо активнее, чем при отрицательной.

Самыми популярными моделями в нашей стране до сих пор остаются бюджетные модели, и на многих автомобилях 14" диаметр колёс - обычное дело. И вот, среди водителей часто возникают споры, какую резину выбрать, 185/60/14 или же 175/65/14?

Почему-то некоторые считают, что между ними разница минимальная, и в теории это так и есть, но на деле - при эксплуатации в равных условиях, поведение автомобиля, а также ощущения от езды могут заметно отличаться.

Чтобы понять, какие шины окажутся более комфортными и придадут "мягкости" при движении, будут лучше глотать и сглаживать неровности дорог, достаточно посмотреть как на ширину, так и на профиль, а точнее - его высоту. И теперь проведём простейший математический расчёт для покрышек 185/60:

  • Ширина шины составляет 185 мм
  • Высота профиля - 60 % от ширины, соответственно, в нашем случае это 111 мм

А теперь те же самые манипуляции проводим с другой нашей комбинацией, а именно 175/65 - тоже довольно распространённой размерностью:

  • Ширина 175 мм
  • Высота получается 65 % от 175 мм = 113,75 мм

Как видите, во втором случае мы имеем более высокий профиль при меньшей ширине резины. Несмотря на кажущуюся минимальную разницу, при езде это чувствуется заметно, так как даже одинаковая высота при разной ширине даёт разный эффект.

Простыми словами - узкая шина в совокупности с более высоким профилем будет отрабатывать более мягко и комфортно, а значит, второй вариант более предпочтителен.

Посмотреть на самые популярные и недорогие экземпляры летних шин с такой размерностью можно ниже, среди которых ходовые Viatti Strada, Kama Breeze, Cordiant Road Runer и другие:

Это конечно же не значит, что размерность 185/60 плохая, вовсе нет. Для некоторых водителей, наоборот, такие покрышки подойдут больше, но об этом поговорим уже в следующих обзорах в самое ближайшее время.

Интересное на канале:

Если обзор был интересен, можете поставить палец вверх, а чтобы не пропустить новые выпуски каждый день на канале, обязательно подписывайтесь на обновления. Удачи и до скорого!

Дело о двух размерностях

Надо сказать, к летней «обуви» для своих авто наши сограждане в большинстве своем относятся спокойнее. Немудрено — темпы развития российского рынка зимних шин в несколько раз опережают европейские. Более того, даже требования этого рынка пока еще формируются, ибо в зависимости от климатических особенностей того или иного региона нужны еще и разнообразные типы покрышек. Так что мы наверняка будем возвращаться к стратегии подбора шин, а пока давайте займемся более прозаическими вопросами, то бишь тактикой.

Современный легковой автомобиль, как правило, предусматривает возможность использования шин нескольких размерностей. При этом производитель не всегда оговаривает предпочтительные варианты, отдавая право выбора потребителю. Конечно, существует устоявшееся мнение, что для зимы колеса стоит выбирать поуже: дескать, они будут лучше продавливать снежную кашу, быстрее достигая тверди. Косвенно это подтверждает спортивный опыт. Глядя на современную покрышку для зимних гонок, легко убедиться, что она чуть ли не вдвое «тоньше» летней. Но спорт есть спорт, и в нем властвуют свои, весьма специфичные законы движения. Вот мы и подумали: почему бы не оценить «за» и «против» узких и широких 14-дюймовых шин — и тогда подтвердить или опровергнуть устоявшееся мнение. Но аппетит, как говорится, приходит во время еды: решили немного расширить границы эксперимента, дополнив соперничество двух размерностей еще одной задачкой — с шипами или без. Ведь и в этом вопросе автомобилисты давно разделились на два лагеря. Причем у противников шипов достаточно весомые доводы.

А раз так, готовим к работе редакционный VAZ 2111 и три комплекта заведомо хороших зимних покрышек размерности 185/65R14 и 175/65R14.

ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ

При оценке управляемости узкая шина 175/65R14 с первых минут знакомства подкупает четким, стабильным поведением автомобиля на заснеженной дороге. В этой обуви «одиннадцатая» весьма терпима к колеям и прочим огрехам зимнего покрытия, почти не утомляет водителя рысканиями даже на высокой (120–130 км/ч) скорости. Нельзя не отметить хорошую способность шины проглатывать мелкие неровности, которыми так изобилует зимняя дорога. Похоже, практика с первых минут знакомства подтверждает исходную теорию о превосходстве узкой шины в зимних условиях. Да и наши экстремальные упражнения на извилистой трассе полигона словно вторят ей — по крайней мере, с позиций управляемости. Как-никак, лучше время и хорошо прогнозируемое управление скольжениями.

Однако традиционные замеры сцепных свойств заставляют не спешить с выводами, хотя поначалу более мощная (185/65R14) покрышка не производит должного впечатления. Она не только жестче и вибронагруженнее на мелких неровностях. Эта шина активнее реагирует на рыхлость покрытия, «всплывая» на снегу там, где узкая ехала без проблем. Отсюда нервозность в поведении машины и постоянная борьба с рысканиями даже в небольшой колее. В то же время и на обычной дороге заметно: как только автомобиль попадает на гладкие и ровные участки, широкий протектор лучше цепляется, причем неважно, что под колесами — укатанный снег или лед. И получается, что при всем коварстве шин в рыхлом снегу VAZ 2111 гораздо стабильнее проезжает участки виражей, раскатанные до зеркального блеска.

Мнение о широкой шине постепенно меняется. Почти незаметно, по крупицам она набирает лучшие результаты в разгоне и торможении. Чувствуется, что идеально «выглаженные» участки для замеров ей по нраву. Аналогичная ситуация и на льду. Как водитель ни старается использовать все преимущества узкой шины, широкая хоть немного, но лучше! К тому же вполне объяснимо, что и на асфальте эта покрышка предпочтительнее. Ведь не секрет — многие зимние шины в подобных условиях грешат ватными, размазанными откликами. А увеличение ширины помогает бороться с подобными недостатками. Так что не все так просто и однозначно, как ожидалось.

С ШИПАМИ ИЛИ БЕЗ

Если сразу обратиться к результатам замеров — ответ очевиден. Будучи равноценными на снегу, шипованная и нешипованная тут же перестают дружить на льду. Причем разница, скажем, в торможении уже такова, что вряд ли убедительно прозвучит: дескать, без «гвоздей» покрышка тихая, экономичная и комфортная.

Ну а если на некоторое время забыть про лед и академичность выводов? В конце концов, не по бобслейной же трассе мы ездим всю зиму. Даже в нашем коротком эксперименте заметно: как только у ламелей и шашек нешипованной покрышки появляется возможность хоть за что-нибудь зацепиться, они выполняют свою работу довольно эффективно.

Более того, выясняется, что эта шина куда спокойнее реагирует на рыхлость и глубину снежного покрова, позволяя при быстрой езде вольнее обращаться с автомобилем. Казалось бы, только что ты до миллиметра рассчитывал скольжения на шипах, опасаясь даже прикоснуться к снежной бровке — настолько резко автомобиль менял настроение. А без шипов совершенно спокойно влетаешь в рыхлый снег — и никакой нервозности в поведении машины нет. Те же наблюдения в «тарированных» колеях, где «одиннадцатая» даже на больших колесах едет надежно и уверенно. Словом, в снегу да и на асфальте отсутствие твердосплавных помощников, норовящих зацепиться за невидимый глазом рельеф дорожного покрытия, выглядит более чем логично. И в душе вновь зарождаются сомнения: а может, не стоит сбрасывать со счетов нешипованную, или, как ее еще принято называть, фрикционную шину? Ведь по своей сути она более универсальна.

«ЗА» И «ПРОТИВ»

Так что же выбрать — тормоза или управляемость? Признаюсь, с этой нелегкой дилеммой я промучился не один вечер. Ведь и там, и там на чаше весов безопасность. Ответ оказался довольно прозаичным. При выборе зимних шин всего лишь надо четко придерживаться заводских инструкций, учитывая, что, поставив более широкие покрышки, вы, скорее всего, улучшите продольные сцепные свойства, но платой за это будет ухудшение управляемости, особенно на нестабильных, рыхлых покрытиях. Что предпочесть — решать вам.

В споре «шипистов» и «антишипистов» я пока остаюсь приверженцем первых, как, впрочем, и большинство столичных водителей. Ведь по данным фирмы «Нокиан», 60% из них выбирает шипы, 20% — просто зимние шины, а оставшиеся 20% вообще не переобуваются. Рассуждения в защиту нешипованной покрышки, конечно, верны, но говорить о ее превосходстве было бы лукавством. Скорее всего, виной тому довольно нестабильные погодные условия: зима то радует мягким бесснежьем, то вдруг заваливает улицы сугробами.

Выбор шин: подбираем по размеру.



Сегодня мы поговорим о выборе размера шин для вазовских «восьмерок». В принципе, некоторая свобода действий предоставлена инструкцией по эксплуатации машины, хотя она и ограничена лишь тремя типоразмерами шин — 155/70 R13, 165/70 R13 и 175/70 R13. На двух последних сейчас ездит подавляющее большинство тольяттинских автомобилей. Нередко встречаются шины пошире, например, 185/70 R13 (о более широких «лаптях», надетых на такие же широкие легкосплавные диски, мы сейчас не говорим), а вот узенькие 155/70 R13 — совсем редкость.

Что находит и что теряет автолюбитель, останавливая свой выбор на том или ином размере шин?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы подобрали четыре комплекта шин одной фшзмы и одинаковых моделей (Gislaved Speed 316Т), но разных размерностей — 155/70 R13, 165/70 R13, 175/70 R13 и 185/70 R13, смонтировали их на «родных» стальных дисках ВАЗ-2108 и отправились на полигон, чтобы во всем разобраться самим.

ШИРЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕЕ.

Прежде чем рассказывать о дорожных испытаниях, попробуем разобраться в «исходных данных». Размерность шин для автомобиля выбирается по многим условиям. Перечислим главные. Соображения компоновки. Колесо с покрышкой при любых ходах подвески и рулевого привода не должно задевать за кузов или другие детали машины. Второе важное условие: шина должна «держать» нагрузку. О том, на какую нагрузку рассчитана шина, можно узнать по индексу грузоподъемности, входящему в число обязательных маркировочных символов. В принципе, чем шире шина, тем больше ее грузоподъемность при прочих равных условиях. В нашей четверке этот параметр лежал в пределах от 387 кг у шины 155/70 R13 до 530 кг у 185/70 R13. Разброс велик, но даже «слабенькая» 155-я шина вполне устроит ВАЗ-2108, полная масса которого 1325 кг.

Третье условие связано с предельной эксплуатационной скоростью. Паспортная «максималка» автомобиля не должна быть больше «зашитой» в индексе скорости цифры. У нас все шины, независимо от ширины, на боковине имели букву «Т», что означает «не более 190 км/ч». Для «восьмерки» — это с запасом, даже если ехать под горку.

Итак, все эти обязательные условия в нашем случае соблюдены.

ТОЛСТЫЙ, НО СТРОЙНЫЙ

Прежде чем перейти к ездовым впечатлениям, скажем пару слов о внешнем виде ВАЗ-2108, обутом в разновеликие шины.

Если ширина покрышки 165 или 175 мм, то это привычная «восьмерка», причем только наметанный глаз может с первого раза определить разницу между этими колесами.

Если установлены шины 155/70 R13, то появляется явная дисгармония - «избушка на курьих ножках». Некрасиво.

Другое дело — 185/70 R13. Мощные «лапти» заполняют больше пространства в колесных нишах, автомобиль стоит выше, увереннее и имеет более агрессивный вид.

Так что в нашем случае широкие шины явно предпочтительнее.


Ряд параметров, характеризующих динамику «восьмерки» на разных шинах, приведен в таблице. Что мы видим? Более широкие шины тяжелее и создают большее сопротивление качению, а потому снижают предельные возможности автомобиля. Все логично. Хотя количественно разницу нельзя назвать впечатляющей.

Но почему тогда при разгоне с места вдруг проиграли самые легкие и узкие шины 155/70 R13? Этому есть объяснение. При старте, когда испытатель отпускает педаль сцепления при оборотах двигателя, соответствующих максимальной мощности, узкие шины легко срываются в пробуксовку и не реализуют тяговые возможности двигателя, отсюда и проигрыш в долях секунды более широкой 165-й резине.

Зато с эластичностью все понятно и закономерно. Здесь шины выстроились строго «по росту», и разница между ними уже весьма ощутима. Что означают все эти цифры в реальной эксплуатации? На узких шинах автомобиль легче катится, и темп набора оборотов двигателем выше. Особенно хорошо это чувствуется на высших передачах. Если на шинах 155/70 R13 можно совершить обгон на четвертой передаче, то в тех же условиях шины 175/70 R13 или 185/70 R13 потребуют перехода на третью.

Но при езде в активном режиме, с выкручиванием мотора до 5500—6000 об/мин на всех передачах, разница не будет столь заметна. Если, конечно, не смотреть на спидометр. Оказывается, если верить спидометру, «максималка» на шинах 155/70 R13 составляет 165 км/ч! А на самых широких 185/70 R13 — всего 150 км/ч. Неужели такая разница? Конечно, нет. Просто на шинах меньшего диаметра спидометр гораздо сильнее завышает скорость. О точности его показаний с разными шинами говорит специальная таблица. Но, если хотите прихвастнуть перед соседями по гаражу впечатляющей «максималкой», то один из способов — установить маленькие шины.

Широкие шины обеспечивают меньший тормозной путь. Существенно отличаются и усилия на педали тормоза, необходимые для максимального замедления автомобиля. С шинами 185/70 R13 нужно давить на педаль в два раза сильнее, чем с шинами 155/70 R13. Так что, с этой точки зрения, водителю проще тормозить на узких шинах — сил расходуешь меньше, да и дозировать усилие на педали тормоза проще.

С более мощными покрышками 175/70 R13 и 185/70 R13 управлять замедлением менее приятно — педаль тормоза уже прилично «продавлена», а требуемое замедление все еще не наступает. Правда, в конце концов наградой за физические нагрузки станет меньший тормозной путь.

Обобщая эти наблюдения, мы не можем признать шины 185/70 R13 лучшими по тормозным свойствам; скорее, все четыре размерности находятся в примерно одинаковых условиях.

Начнем со штатных режимов. Первое, что чувствует водитель при замене шин на более узкие или широкие, — это изменившееся усилие на руле.

Если покрышки 155/70 R13 позволяют легко парковаться и совершать крутые повороты. то с увеличением ширины шин делать это становится все труднее и труднее. Повернуть руль ВАЗ-2108 на шинах 185/70 R13 почти так же тяжело, как на ВАЗ-2Ю5.

Движение по прямой несколько проще на более широких шинах, так как с ними зона отсутствия реактивного действия на руле меньше. В поворотах широкие шины так же позволяют ехать увереннее за счет лучших сцепных свойств.

В остальном отличия минимальны. Но чтобы точнее во всем разобраться, нам пришлось помучить нашу «восьмерку» на специальных трассах в предельных режимах.

Для полноты картины поведение ВАЗ-2108 было оценено как с частичной нагрузкой, так и с полной.

Загруженный автомобиль на шинах 155/70 R13 обладает низкой чувствительностью и большими запаздываниями реакций на действия рулем, который приходится крутить на большие углы и с опережением. Иначе удержать машину на заданной траектории не удастся. С другой стороны, «легкий» руль не требует от водителя особого физического напряжения. Сцепные свойства шин при этой ширине не позволяют ехать с большими боковыми ускорениями, зато управлять траекторией с помощью тяги просто!

ТОП 10 летней резины для ВАЗ(Лада)


Выбор покрышек для автомобиля – стандартная процедура, требующая тщательного подхода и пристального внимания. От правильности выбора скатов зависит безопасность водителя и пассажиров, а также долговечность колес. При этом выбрать хорошие шины на ВАЗ достаточно просто. В изобилии предложений современного рынка выделяются отдельные производители, славящиеся качеством и надежностью продукции.

Перед определением списка, где представлена лучшая резина на лето на ВАЗ следует определиться с параметрами и тонкостями выбора модификации покрышек.

Как выбрать летнюю резину

Для корректного выбора сезонных покрышек автомобилист должен знать ответы на вопросы.

  1. Скоростной индекс резины. Каждый скат изготавливается с учетом скоростных нагрузок. Автомобилисту следует выяснить, на какой максимальной скорости он будет ездить, что значительно сузит сектор поиска.
  2. Весовая нагрузка. Каждая машина имеет уникальный вес. Следовательно под него и нужно покупать скаты. Если запаса прочности будет недостаточно, шина может лопнуть или слететь с обода, что приведет к негативным последствиям.
  3. Предполагаемая местность эксплуатации автомобиля – от асфальтных полусликов не следует ожидать нормальной зацепистости на влажном грунте. Такая резина будет буксовать на грунтовках и быстро изнашиваться. Аналогично и «зубастые» шины не будут нормально работать на асфальте – протектор быстро сотрется, параллельно издавая сильный шум, вибрации.
  4. Стоимость. От дешевых шин не стоит ожидать высоких эксплуатационных характеристик. Бюджетные модели подходят для нечастых поездок в умеренном скоростном режиме, что обосновано их простотой исполнения.
  5. Производитель. Ввиду высокой ответственности детали, автопроизводители не рекомендуют покупать покрышки сомнительных брендов. Также следует предварительно убедиться в подлинности продукции – имеющиеся на рынке подделки именитых корпораций могут полностью не соответствовать требованиям.
  6. Жесткость состава. Мягкие скаты будут отлично держать дорогу, но быстро истираться. Жесткие версии наоборот – долго ездить, но слабо держать дорожное покрытие.

Учитывая все параметры можно приступать непосредственно к выбору шин.

Рейтинг ТОП-10 лучших шин на ВАЗ

В списке представлены самые популярные модели резины по мере возрастания их ходовых характеристик. Множество достойных модификаций не попали в рейтинг по причине невысокой популярности или чрезмерно завышенной цены.

10 место: Dunlop SP Sport FM800

Dunlop SP Sport FM800


Цена: 2750 руб.

Современная модификация от популярной компании. Если нужна лучшая резина на ваз 2107 или другую классику по умеренной стоимости, обратить внимание можно именно на описываемую модификацию.

Недорогая модель изготавливается из мягких составов, что облегчает процесс монтажа, улучшает сцепление с полотном во время дождя. Некоторые специалисты утверждают, что скаты легко садятся на ободья даже при незначительном усилии, что недоступно для более жестких аналогов. Также здесь присутствуют продуманные ламели и устойчивый протектор – скаты устойчивы при обильных осадках. На городских улицах покры ведут себя более чем предсказуемо. Достаточная цепкость при торможении и разгонах.

С другой стороны чрезмерная мягкость состава играет злую шутку с автомобилистом. Шины не терпят крутых поворотов на большой скорости – мягкие боковины могут слететь с хампов, что заставляет тщательно следить за давлением. Также податливость состава и мелкий рисунок негативно сказываются на работе протектора по мокрому грунту. Влагоотводы быстро забиваются грязью и плохо самоочищаются.

  • хороший комфорт на ухабистой дороге;
  • на большой скорости при дожде может присутствовать эффект аквапланирования.
  • не любят мокрый грунт;
  • чрезмерно мягкие боковины.

9 место : Viatti Strada Asimmetrico V-130

Viatti Strada Asimmetrico V-130


Цена: 2450 руб.

Ответить на вопрос какая для ВАЗ лучшая резина можно при помощи отечественного «закоса» под импортные модификации скатов. Подобная особенность положительно сказывается на стоимости готового продукта, что очень нравится автолюбителям.

Шина отличается от аналогов сегмента продуманным ассиметричным рисунком, достаточными ходовыми характеристиками на сухом и влажном покрытии. Последнее достигается при помощи увеличения ширины влагоотводов и использования мягкого состава протекторной части.

Размерная сетка модели стартует от 13 дюймов, следовательно, для классики тоже найдется вариант.

Среди минусов выделяется повышенная шумность на некачественном покрытии и подверженность попаданию в колею.

  • умеренный шум;
  • медленно стирается;
  • минимальная стоимость.
  • непредсказуема в колее.

8 место: Cordiant Comfort 2

Cordiant Comfort 2


2050 руб:

Продолжает рейтинг модификация популярного производителя бюджетной резины. Если нужны лучшие шины ВАЗ 2107, мнение пользователей однозначно – описываемая модель отлично подойдет.

Мягкие боковины компенсируют возможные неровности дороги, достаточно цепкий протектор с широкими ламелями прилично держит повороты и мокрую дорогу. В комплексе характеристики шины полностью оправдывают ее название – ее невозможно использовать в гонках или при агрессивном вождении, но в умеренном ритме скаты дадут приличный запас долговечности и надежности.

Резюмируя имеем добротный вариант для ежедневных поездок на работу в умеренных нагрузках и при аккуратном вождении. Если нужен вариант чтобы «пофорсить» рекомендуется выбрать нечто более жесткое.

  • достаточная экономичность;
  • низкий уровень шума;
  • высокий комфорт.
  • плавают на резких перестановках;
  • тонкие боковины.

7 место: Pirelli Cinturato P1 Verde

Pirelli Cinturato P1 Verde


Цена: 3000 руб.

Следующий представитель рейтинга – отличная летняя резина на Ладу Гранту или Калину. Мягкие боковины дополняются усиленной кордовой прослойкой, что гарантирует отсутствие грыж. Также можно выделить универсальный рисунок протектора. Покрышка отлично подойдет для поездок на дачу или небольших городов, где в обильном количестве присутствуют асфальтные и грунтовые дороги. Также можно выделить достаточную износостойкость.

Из отрицательных черт пользователи выделяют повышенную шумность на больших скоростях, невысокую точность поворотов и большой расход топлива ввиду мягкости протекторной части. При этом, на прямых участках потребуется сильно постараться для достижения бокового сноса или проскальзывания на грунтах.

  • универсальная модель;
  • достаточный комфорт на ухабах и мелких неровностях;
  • сносная цена.
  • ярко выраженный акустический эффект;
  • наблюдается перерасход топлива в пределах 3-4% от эталонного показателя.

6 место: Yokohama Advan Fleva V 701

Yokohama для ВАЗ


Цена: 4100 руб.

Далее в рейтинге представлена неплохая летняя резина на весту или другой вариант с аналогичным размером колес. Невысокое место в рейтинге шина получила по причине отсутствия малых диаметров. Ряд стартует от 16 дюймов.

Бюджетная модификация гоночной серии позволяет водителю достаточно почувствовать хороший зацеп, стабильность в поворотах и превосходную курсовую устойчивость на высоких скоростях. Подобные свойства дополняются износостойкостью протектора – шины выхаживают достаточно долго, что необычно при использовании аналогичных версий.

Среди минусов особенно выделяется недостаточная прочность, но на низком профиле гонять по ямам достаточно затруднительно. Таким образом, описываемый вариант отлично подойдет для любителей скоростных поездок.

  • минимальный шум;
  • стабильность при агрессивной езде;
  • медленно стираются.
  • чувствительная боковина.

5 место: Kumho Ecsta HS51

Kumho Ecsta HS51


Цена: 3200 руб.

Следующий представитель списка – отличная бюджетная, летняя резина на Х-Рей от АвтоВАЗ. Достаточная поперечная устойчивость на высокой скорости, умеренный акустический эффект и быстрый отвод влаги из пятна контакта, делают описываемый продукт наиболее актуальным для размеренного передвижения по городу.

Среди недостатков особенно выделяются узкие канавки и мягкие шипы, что подразумевает практически полную непригодность в условиях сильной грязи. Обстоятельство делает резину исключительно городской.

  • тихие;
  • прилично сглаживают неровности дороги;
  • хорошая устойчивость на поворотах.
  • маловат ресурс;
  • длинный тормозной путь;
  • требуется аккуратность на мокрой дороге.

4 место : MICHELIN CrossClimate +

MICHELIN Cross Climate


Цена: 4500 руб.

По мнению пользователей – это не лучшая резина на ВАЗ летняя, но с уверенной претензией на лидерство. Модификация подкупает автолюбителей хорошей стойкостью к перепадам температур, что позволяет менять резину при более низких температурах.

Благодаря особенной конструкции протектора – канавки более выражены в поперечном сечении. Шина отлично держится на небольшом снегу, мокрой дороге и при обильном дожде. Свойство позволяет эксплуатировать покрышки в теплых регионах практически круглый год, что также положительно сказывается на экономии средств при обслуживании машины.

Из минусов отмечается повышенная шумность на сухом асфальте хорошего качества, но в условиях России – это не критично.

  • стабильное поведение на легком снегу;
  • широкий температурный диапазон эксплуатации.
  • шумные.

3 место: Continental PremiumContact 6

Continental PremiumContact 6


Цена: 5000 руб.

Открывает тройку лидеров покрышка с оптимальным соотношением зацепистости и комфорта передвижения. Модернизированная версия выделяется вставкой из вспененного полиуретана, что снижает акустический эффект на несколько единиц.

Продвинутая модификация способна ответить на вопрос, какая резина лучше на лето на ваз, среди недорогих вариантов. В списке положительных изменений производитель отмечает повышенную курсовую устойчивость, продление срока эксплуатации, снижение веса; приличная управляемость, оптимальная жесткость боковин.

При этом минусы тоже есть – ввиду изменения рисунка протектора, гонять на покрышках по дождю не стоит. Устойчивость к аквапланированию заметно хуже, чем у предыдущей модификации.

  • оптимальное соотношение управляемости и комфорта;
  • минимальный шум;
  • приличная стойкость к износу.
  • собирает мелкие камушки;
  • следует соблюдать осторожность на мокрой дороге.

2 место : Bridgestone Turanza T005

Bridgestone Turanza T005


Цена: 3700 руб.

Серебро топа, какие шины лучше на ВАЗ достается продукту именитого бренда. Шины имеют длительную историю и изначально ставились на автомобили Лексус в качестве заводской резины, поставляемой с конвейера.

Покрышки выделяются среди аналогов превосходной стабильностью на мокрой дороге и устойчивостью к продольному срыву. При этом, здесь присутствует повышенный срок эксплуатации, минимальный акустический эффект.

Специалисты настоятельно рекомендуют резину в качестве повседневного варианта для рабочих поездок в умеренном ритме.

  • отличная управляемость;
  • хорошо держит мокрую дорогу;
  • минимальный шум.
  • много подделок.

1 место: Toyo Proxes ST III

Toyo Proxes ST


Цена: 5900 руб.

Первое место рейтинга занимает самая хорошая резина на ВАЗ по мнению покупателей. Вытянутый по центру протектор выдает покрышки, изготовленные для быстрой езды по мокрому и сухому асфальту. Благодаря широкому спектру типоразмеров автомобилист может подобрать собственный вариант.

Отличная цепкость дополняется износостойкостью, улучшенной производительностью и способностью работать при обильных осадках.

Из минусов выделяется сложность монтажа – жесткая боковина не всегда удачно монтируется на диски.

  • отличная производительность;
  • повышенная долговечность.
  • сугубо асфальтный протектор не работает на мокром грунте.

Указанный рейтинг составлен на основе популярности шин, отзывов покупателей и ценовой политики изготовителей. В топ не попало большое количество достойных образцов по причине их малой распространенности или завышенной цены.

какой размер зимней резины лучше?

175 или 185, колесо 14. ваз 12.
мне посоветовали мол 175 лучше, так как оно уже, кто как считает?

Комментарии 42

Лучше 175, из-за нагрузки в пятне контакта, оно выше у узкой резины.

Не паримся и берем 180))))) золотая серединка

но я бы лучше все таки 179 взял бы)))))

хозяин барин, у каждого свои карандаши)

Если часто ездишь по рыхлому снегу или живешь в деревне то лучше 175, По гололеду будет лучше 185 так как она шире и площадь трения при торможении будет больше чем у 175, но 185 будет хуже по рыхлому снегу.

Только сегодня слушал МАЯК, сказали, что на зиму надо брать колесо, в нашем случае, 185-ое!
Потому, что все удары будет компенсировать резина, а не амортизаторы и подвеска! Лучше меньше диаметр, но за то высота больше!

вот теперь прикинь высоту 175 и 185 покрышки, 175 выше на 3 мм с каждой стороны)

высота это уже отдельная тема. Какой профиль возьмешь такая и будет.

ахахаха, что за глупости? 185-ширина покрышки в мм, 60 соотношение ширины к высоте борта, R-радиальная шина. 14- радиус

на 175 покрышке высота профиля(от земли до диска)114мм
на 185 покрышке-111мм

высота это уже отдельная тема. Какой профиль возьмешь такая и будет.

225/50 Р14 по высоте такой же что и 175/65 Р14

кто сказал что с разной шириной и одинаковым профилем высота будет одинаковая?)) Где ты это увидел?))

что ты имеешь ввиду под словом профиль? я же написал что профиль разный, в широком случае он 50ый, в стандартном-65ый
и высота одинакова!

да всё ты правильно понял и расписал.
Я про то, что можно взять 185/50 или же 185/70. тупо для примера. Ширина одинаковая, а высота у шины за счет профиля будет разная.

да! именно! вторая цифра это процент, соотношения

я зимой ездил на 175/65 14, никакого дискомфорта не чувствовал, по трассе 140 ехал не очковал,
весной и летом ездил на 185/60 14, состояние у резины было намного хуже, на каше при торможении шел боком, чуть не улетел в газель, зарывался в сугробе и выкатывался сам, без посторонней помощи, но на большой скорости было страшновато,

летом на 185 намного лучше чем на 175, на колее практически не кидало, в общем сделал для себя вывод, что зимой 175, а летом 185

грубо говоря на простом языке при шине 185/60 давление на снег составляет 3кг/см2, а на 175/65 давление будет 4кг/см2

У меня зима 185/60, а лето 175/65 разницы не замечаю, тока зимние в крайних положениях руля подкрылки слегка скребут)))

и не заметишь, она ничтожна, что на тех что на этих зарыться можно при желании

Более узкая резина лучше продавливает снег и цепляет за грунт. Широкая работает как лыжи, если она не имеет протектора аля трактор беларусь, с грунтозацепами.
При пробуксовке на снегу — снег сразу плавится, сцепление 0- поэтому важно продавить его до грунта и недопустить пробуксовки. Вот такая физика процесса…

Более узкая резина лучше продавливает снег и цепляет за грунт. Широкая работает как лыжи, если она не имеет протектора аля трактор беларусь, с грунтозацепами.
При пробуксовке на снегу — снег сразу плавится, сцепление 0- поэтому важно продавить его до грунта и недопустить пробуксовки. Вот такая физика процесса…

продавливает снег и садиться на пузо, и до грунта может не дороет)))

ниче продавливать не нужно) просто пятно контакта меньше, сцепление больше, вот и все

а не от большего пятна контакта сцепление больше?

тут целая физика, вот к примеру куб, 100кг весит, 100х100см, итого мы имеем 1000см2 площади, на каждый см2 приходится 100гр давления.толкаем куб по льду-толкается) взять куб такого же размера но с весом тонну-имеем 1кг/см2-хера лысого ты его спихнешь)
либо, вчять наше колесо: площадь контакта 100х185мм(185профиль) пятно контакта имеем 185 см2, нагрузка на колесо 250 кг получаем нагрузка 1.35135135…кг/см2,
100х175мм(175профиль) пятно имеем 175 см2, при нагрузке в 250 кг-1,428571кг/см2
Не так много скажете вы, впрочем и правда не много) но тут еще много факторов как скорость и т.д и т.п вплоть до покрытия, я так глубоко не лезу, но скажу вкратце что 175 вроде как лучше

нифига расписал, ок, будь по твоему Никитос)

ахахаха, я сидел прост и искал логику вещей, вот и логически написал

ну со стороны логики так, а вот на практике порой всё наоборот ( из примера 195 и 205)

ну так то да, возьми ту же ниву МАРш болотоход, по сугробам и гололедам ползает на своих лаптях, в болоте не тонет и давление там на 1 см2 ничтожное, короче хз, палка на 2х концах, но на зиму все равно 175))))

тут целая физика, вот к примеру куб, 100кг весит, 100х100см, итого мы имеем 1000см2 площади, на каждый см2 приходится 100гр давления.толкаем куб по льду-толкается) взять куб такого же размера но с весом тонну-имеем 1кг/см2-хера лысого ты его спихнешь)
либо, вчять наше колесо: площадь контакта 100х185мм(185профиль) пятно контакта имеем 185 см2, нагрузка на колесо 250 кг получаем нагрузка 1.35135135…кг/см2,
100х175мм(175профиль) пятно имеем 175 см2, при нагрузке в 250 кг-1,428571кг/см2
Не так много скажете вы, впрочем и правда не много) но тут еще много факторов как скорость и т.д и т.п вплоть до покрытия, я так глубоко не лезу, но скажу вкратце что 175 вроде как лучше

Массовые заблуждения о размерности шин

Очень часто приходится слышать фразы типа: «у тебя какого радиуса колеса, пятнадцатого?» Или «у меня радиус 16, но на зиму поставлю семнадцатый, чтоб повыше машина была»… Такие слова можно услышать как из уст людей, далеких от автомобилей, так и от «как бы профессионалов», вроде работников шиномонтажа или менеджеров по продажам в автосалоне.

Некоторые вещи нудно звучат и трудно запоминаются, но знать их нужно. Особенно автолюбителям. Особенно считающим себя специалистами и имеющим по любому поводу собственное мнение. Дьявол кроется в мелочах, и как раз об одной такой мелочи эта статья.

Не бывает у шины радиуса

Многие сейчас даже не поймут, к чему я клоню. «Ну, радиус, и что? У меня вот колеса 195-65R15, радиус 15, все ж написано, че ты умничаешь?!» Вот то, что умничаю. R15 к радиусу никакого отношения не имеет. Ни R, ни 15.

Сейчас в интернете можно найти массу информации, только такие мелочи, как маркировка автомобильных покрышек, не относятся к самым востребованным. Мы лучше пообсуждаем мощность двигателя или количество «плюшек» в салоне, да? А выбор колес оставим менеджеру в магазине. Ну или у друга спросим. Он-то точно в курсе! У него уже третья машина!

На самом деле, разбираться в этих скучных цифрах не помешает даже просто для общего развития. Тем более, что это и сэкономить поможет, и на поведение машины повлиять, но об этом позже. Пока что - чистый ликбез, дабы потом можно было хорошо понимать друг друга.

Итак, 195/65R15. Классический случай. Присядем на корточки возле своего автомобиля. Первая цифра - это ширина беговой части покрышки, грубо говоря, ширина протектора. Выражается в миллиметрах. То есть 195 мм. - это ширина вашего колеса. С пониманием этой цифры у большинства проблем нет.

Через дробь 65 - это величина профиля. Выражается в процентах от ширины. Не в миллиметрах! Профиль - это часть покрышки, «торчащая над диском». Боковина. То есть, высота этой боковины будет 195х65%=125,75 мм. А не 65 мм. И не что-то еще. Более того, из этой схемы однозначно следует, что высота 65% при ширине 195 будет одна, а если покрышка с маркировкой (условно) 225/65R15 - уже совсем другая! 225х65%=146,25 мм. Хотя цифры 65 - одинаковые!

R - это радиальная конструкция шины, а точнее, способ укладки металлического корда внутри нее. Когда-то конструкция шины предполагала диагональную укладку, но это было давно. Сейчас «диагональных» шин уже почти не встретишь, все сплошь радиальные, и буква R никому ничего нового не сообщит, только споры о пресловутом радиусе вызовет…

Ну и, наконец, цифра 15. Это диаметр. Диаметр посадочной части покрышки, внутренний диаметр, та часть, которая с диском соприкасается. Выражается в дюймах. 1 дюйм = 2,54 см. То есть 15х2,54=38,1 см Это еще и наружный диаметр диска, если кто не догадался…

Какие шины можно ставить, а какие нельзя?

А дальше начинается самое интересное. Мы можем играть этими цифрами, если хотим поставить на машину другие шины (диски). В идеале, главное - чтобы общий диаметр не отличался, либо отличался незначительно. Пример.

Колесо 195/65R15 имеет вот такой общий диаметр: 38,1 см - внутри, плюс 125,75 мм х2 = 251,5 мм (профиль же и сверху, и снизу есть). Переведем в сантиметры для простоты, получится 38,1 см+25,15 см=63,25 см. Вот как! Это и есть диаметр колеса в сумме.

Теперь при желании поставить другие колеса владелец автомобиля должен понимать следующее: эту цифру автопроизводители понимают так же, как и мы. Учитывая диаметр колеса, проектируется подвеска, тормозная система и кузов. Поэтому для одной и той же модели автомобиля (например, для Фольксваген Поло седан) официально допустимы три размерности колес. Самая простая версия довольствуется 175/70R14 (общий диаметр 60,06 см), 185/60R15 (60,3 см) и 195/55R15 (59,55 см).

Получается, что «колесо на 14» БОЛЬШЕ, пусть и незначительно, чем колесо на 15 в случае 195/55. Это к вопросу, затронутому выше, о том, чтоб на зиму колеса побольше поставить. Нужно все внимательно посчитать. Будет ли большая цифра диаметра означать и больший размер колеса в целом? Далеко не всегда.

Увеличивая размер диска, мы должны уменьшить высоту профиля, иначе колесо банально начнет цепляться за арку, не говоря уж о таких более фундаментальных качествах, как управляемость. Конечно, запас часто остается и бывает так, что «поиграв» шириной покрышки и высотой профиля, можно действительно получить пару миллиметров клиренса, не жертвуя ничем другим.

Несложный подсчет покажет, что в рамках одного диаметра - 14 - применимы 175-70 и 185-65 и 205-60, если есть желание и возможность поставить резину пошире… Машина на колесах с меньшей высотой профиля будет управляться резче и точнее, но неминуемо пострадает плавность хода. И сохранность дисков может оказаться под вопросом, особенно при попадании в глубокую ямку с острыми краями. Невысокий профиль просто не в состоянии будет «впитать» в себя энергию удара и он пойдет дальше - в диск. Всегда имейте это в виду, покупая колеса, и не забывайте простых истин.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Что лучше взять: 185/60/R14 или 165/70/R14: Выбираем покрышки для более комфортной езды.


Сейчас на рынке просто огромный выбор всевозможной резины, и можно выбрать совершенно разные шины, которые будут отличаться как производителем, сезонностью и типом протектора, так и иметь немало других отличий между собой.

И если говорить об основном параметре, на который смотрят все при выборе шин, то это конечно же размерность. Но ведь здесь тоже далеко не один пункт, на который стоит обращать внимание, и многие автолюбители начинают путаться в этих цифрах, не понимая, какое же сочетание этих числовых значений будет идеальным для комфортной езды.

Если мы говорим о размере в дюймах, то здесь, к счастью, муки выбора нас преследовать не будут, ведь скорее всего, какие до этого стояли шины, такие вы и будете покупать снова, чтобы не менять диски. А вот дальше уже многие не могут определиться и часто именно продавец делает выбор, продавая тот товар, который ему нужно продать, если покупатель в данном случае сам не знает, чего хочет.

Какая из них будет более "комфортная"?

Когда лучше 165/70/R14 ?

Если вы любитель тихой и спокойной езды, не гоняете на большой скорости, и не ждёте от своего автомобиля идеальной управляемости, то в данном случае будет более предпочтительным именно первый вариант с так называемым высоким профилем.

Смотрите сами, ширина шины здесь равна 165 мм, и это довольно-таки немного, но зато высота составляет 70 % от ширины, и это 115,5 мм. В таком случае, езда по разбитым дорогам будет намного более комфортной, шины будут отрабатывать отлично все неровности и перепады дорожного покрытия, делая езду приятной.

Когда 185/60/R14 более предпочтительны?

Здесь уже ширина покрышки побольше, чем было в предыдущем случае, а значит машина будет увереннее держаться на трассе на высоких скоростях, а в повороты входить более "послушно".

Но тут есть и свои минусы: при низком профиле, а именно в данном случае (111 мм высота) машина становится более жёсткой при проезде неровностей. Казалось бы, разница между ними всего лишь 4,5 мм, но из-за разницы ширины, амортизационная способность существенно отличается, и более узкая, но высокая покрышка смягчает все удары намного сильнее, чем это делает более широкая и низкая шина.

И даже если вам кажется, что такая несущественная разница в цифрах не сыграет существенной роли, достаточно просто прокатиться на одной и той же машине, сравнив одну и другую размерности, и вы поймёте, что они очень сильно отличаются.

Так что, выбор здесь у каждого будет свой:

Важно помнить: что выбор в любом случае должен быть между допустимыми размерами, которые указаны в официальном руководстве по эксплуатации к вашему автомобилю.

Есть, что добавить по теме, можете написать свой комментарий ниже, будет полезно обсудить. Если тоже согласны по данному вопросу, просто поставьте большой палец вверх.

А чтобы не пропустить каждый день новые выпуски свежих материалов, достаточно просто нажать на кнопку "подписаться", и вы всегда будете самыми первыми получать уведомления о свежих записях на канале.

Колеса какого диаметра лучше выбрать на машину зимой?

Обычно на подавляющее большинство популярных в России автомобилей ставятся колеса с посадочным диаметром 15 и 16 дюймов. Это самый популярный типоразмер. Однако еще совсем недавно на машины С-класса шли диски R13 или R14. Кроме того, на некоторых современных машинах можно встретить колеса крупнее, в том числе размеры R17 и R18. Эти колеса слишком дороги, и поэтому пока не распространены массово, однако тенденция к увеличению размеров налицо. Для чего это делается и можно ли самостоятельно поставить на свою машину более крупные диски?


Небольшие колеса имеют ряд преимуществ. Чем меньше размер колеса, тем более мощный двигатель требуется для придания приемлемой динамики автомобилю на малых скоростях. Плечо силы у них больше, а значит, сопротивление проворачиваемости увеличивается.

Раньше с 13-дюймовыми колесами шли моторы мощностью 65-95 л. с., и с такими колесами они могли обеспечить приемлемое ускорение.

Колеса меньшего диаметра из-за малого размера экономят свободное место в арках и, как правило, имеют шины с высоким профилем, благодаря чему обеспечивают больший комфорт при передвижениях по дорогам с некачественным и разбитым асфальтом.

Между тем они имеют и недостатки, из-за которых размер R13 окончательно канул в лету. Это сложности с управляемостью на высоких скоростях.

Увеличение диаметра колеса позволяет наращивать крейсерскую скорость, а также помогает сохранности протектора покрышки, повышает экономичность и экологичность транспортного средства.


Поэтому сейчас производители считают оптимальными для легковых машин два типоразмера колес: R15 и R16.

Что означает маркировка колес?

При выборе колес необходимо правильно читать их маркировку. Например, в магазинах можно видеть колеса 195/65 R15. Здесь:

  • 195 — ширина профиля в миллиметрах.
  • 65 — высота профиля в процентах от ширины;
  • R — тип корда — радиальный.
  • 15 — диаметр диска под покрышку в дюймах.

Если взглянуть на шину размера 205/55 R16, то визуально она кажется больше, чем 195/65 R15, однако это не так. Размер колеса в сборе определяется внешним диаметром, а не внутренним, подготовленным под диск. Цифры 55 и 65 в маркировке указывают на высоту профиля в процентах от ширины шины, и чем меньше этот показатель, тем ниже профиль колеса и меньше его внешний диаметр. Таким образом, покрышка 205/55 R16 имеет меньший профиль, чем у резины 195/65 R15.


Если взять рулетку и измерить высоту колес в сборе, то окажется, что они имеют одинаковый диаметр. Поэтому при движении они создают одинаковую угловую скорость вращения выходного вала, а значит, передают одинаковые нагрузки на трансмиссию.

В чем различия штатных колес R15 и R16?

Однако по ширине колеса разных посадочных диаметров, как правило, различаются. Чем больше диск, тем шире делается колесо. Это нужно для придания иных характеристик автомобилю.

Широкое колесо обычно ставят для спортивной и динамичной езды. Широкая шина лучше сопротивляется кренам, обеспечивает неплохую управляемость, так как низкий профиль менее инерционен и мало продавливается при боковых перегрузках. На широких шинах автомобиль лучше проходит повороты. На них приятно ездить преимущественно летом.


К тому же широкое колесо тяжелее, а значит, подвеска испытывает больше нагрузок от неподрессоренных масс. Они быстрее разбивают сайлентблоки и резинометаллические шарниры.

Таким образом, для зимы больше подходят колеса R15 с высоким профилем. Большие скорости в это время года ни к чему, а комфорт в пути лишним не будет. Эти шины легче и уже, благодаря чему лучше вгрызаются в снежную кашу и обледенелый асфальт. Узкие колеса менее чувствительны к колее и к неровностям.

Размерность шин – массовые заблуждения и реальность

Очень часто приходится слышать фразы типа: «у тебя какого радиуса колеса, пятнадцатого?» Или «у меня радиус 16, но на зиму поставлю семнадцатый, чтоб повыше машина была»… Такие слова можно услышать как из уст людей, далеких от автомобилей, так и от «как бы профессионалов», вроде работников шиномонтажа или менеджеров по продажам в автосалоне.

Некоторые вещи нудно звучат и трудно запоминаются, но знать их нужно. Особенно автолюбителям. Особенно считающим себя специалистами и имеющим по любому поводу собственное мнение. Дьявол кроется в мелочах, и как раз об одной такой мелочи эта статья.

Не бывает у шины радиуса

Многие сейчас даже не поймут, к чему я клоню. «Ну, радиус, и что? У меня вот колеса 195-65R15, радиус 15, все ж написано, че ты умничаешь?!» Вот то, что умничаю. R15 к радиусу никакого отношения не имеет. Ни R, ни 15.

Сейчас в интернете можно найти массу информации, только такие мелочи, как маркировка автомобильных покрышек, не относятся к самым востребованным. Мы лучше пообсуждаем мощность двигателя или количество «плюшек» в салоне, да? А выбор колес оставим менеджеру в магазине. Ну или у друга спросим. Он-то точно в курсе! У него уже третья машина!

На самом деле, разбираться в этих скучных цифрах не помешает даже просто для общего развития. Тем более, что это и сэкономить поможет, и на поведение машины повлиять, но об этом позже. Пока что — чистый ликбез, дабы потом можно было хорошо понимать друг друга.

Итак, 195/65R15. Классический случай. Присядем на корточки возле своего автомобиля. Первая цифра — это ширина беговой части покрышки, грубо говоря, ширина протектора. Выражается в миллиметрах. То есть 195 мм. — это ширина вашего колеса. С пониманием этой цифры у большинства проблем нет.

Через дробь 65 — это величина профиля. Выражается в процентах от ширины. Не в миллиметрах! Профиль — это часть покрышки, «торчащая над диском». Боковина. То есть, высота этой боковины будет 195х65%=125,75 мм. А не 65 мм. И не что-то еще. Более того, из этой схемы однозначно следует, что высота 65% при ширине 195 будет одна, а если покрышка с маркировкой (условно) 225/65R15 — уже совсем другая! 225х65%=146,25 мм. Хотя цифры 65 — одинаковые!

43 (2).jpg

R — это радиальная конструкция шины, а точнее, способ укладки металлического корда внутри нее. Когда-то конструкция шины предполагала диагональную укладку, но это было давно. Сейчас «диагональных» шин уже почти не встретишь, все сплошь радиальные, и буква R никому ничего нового не сообщит, только споры о пресловутом радиусе вызовет…

Ну и, наконец, цифра 15. Это диаметр. Диаметр посадочной части покрышки, внутренний диаметр, та часть, которая с диском соприкасается. Выражается в дюймах. 1 дюйм = 2,54 см. То есть 15х2,54=38,1 см Это еще и наружный диаметр диска, если кто не догадался…

Какие шины можно ставить, а какие нельзя?

А дальше начинается самое интересное. Мы можем играть этими цифрами, если хотим поставить на машину другие шины (диски). В идеале, главное — чтобы общий диаметр не отличался, либо отличался незначительно. Пример.

Колесо 195/65R15 имеет вот такой общий диаметр: 38,1 см — внутри, плюс 125,75 мм х2 = 251,5 мм (профиль же и сверху, и снизу есть). Переведем в сантиметры для простоты, получится 38,1 см+25,15 см=63,25 см. Вот как! Это и есть диаметр колеса в сумме.

Теперь при желании поставить другие колеса владелец автомобиля должен понимать следующее: эту цифру автопроизводители понимают так же, как и мы. Учитывая диаметр колеса, проектируется подвеска, тормозная система и кузов. Поэтому для одной и той же модели автомобиля (например, для Фольксваген Поло седан) официально допустимы три размерности колес. Самая простая версия довольствуется 175/70R14 (общий диаметр 60,06 см), 185/60R15 (60,3 см) и 195/55R15 (59,55 см).

Получается, что «колесо на 14» БОЛЬШЕ, пусть и незначительно, чем колесо на 15 в случае 195/55. Это к вопросу, затронутому выше, о том, чтоб на зиму колеса побольше поставить. Нужно все внимательно посчитать. Будет ли большая цифра диаметра означать и больший размер колеса в целом? Далеко не всегда.

Читайте также: