Какие фрезы лучше для мотоблока ока

Обновлено: 05.07.2024

Обзор заводского навесного оборудования для мотоблоков Ока

Навесное оборудование, выпускаемое заводом-производителем мотоблоков «Ока», значительно расширяет возможности этого вида мототехники. Далее представлен обзор всех заводских дополнительных элементов для мотоблока «Ока», их характеристики и описание принципа действия.

Все навесное оборудование «Кадви», сочетаемое с мотоблоком «Ока» подойдет также и для «Угра».

Картофелесажалка

Картофелесажалка Ока МБ-1

Картофелесажалка — устройство, которое используют для автоматизации процесса посадки картофельных клубней.

Сажалка выполняет заделку корнеплодов в землю, образуя на поверхности земли почвенный гребень.

Производительность 0,25 га/час
Вес 34 кг
Емкость посадочного бункера 33 л
Расстояние между клубнями от 30 см до 50 см
Ширина колеи 0,7 м.

Фреза-культиватор

Фрезы Ока МБ-1

Данное оборудование предназначено для разрыхления земли. Фрезы измельчают сорняки, а при забросе удобрений в землю тщательно их перемешивают. Установка производится на выходной вал.

Фреза-культиватор (УГРА, шестигранник)

Выпускаемые «Кадви» фрезы диаметром 34 см рассчитаны на глубину культивации до 20 см, а ширина захватываемой колеи составляет 10, 5 см. Общая масса двух фрез — 17,2 кг.

Обратите внимание, что на мотоблоке «Угра» стоят шестигранные фрезы без соединительных пальцев — это исключает наматывание травяных волокон на деталь в процессе культивирования. Такое оборудование дополнительно оснащено защитными дисками.

На схеме ниже представлена схема сборки фрезы для мотоблока «Ока»

Cхема сборки фрезы для мотоблока «Ока»

Грунтозацепы

Грунтозацепы на Ока МБ-1

Использование грунтозацепов дает мотоблоку возможность больше сцепиться с верхним слоем почвы, автоматически стабилизируя агрегат и давая более мощное усилие для осуществления пахоты или окучивания.

Оборудование такого типа крепится на место расположения колес или фрез. К некоторым мотоблокам необходимы дополнительные длинные ступицы для его монтажа.

Диаметр заводских грунтозацепов от «Кадви» для мотоблоков «Ока» составляет 350-500 мм и зависит от модификации мототехники. Предельная масса — 18,8 кг.

На рисунке демонстрируется процесс установки грунтозацепов на мотоблок.

Cхема установки грунтозацепов на мотоблок Ока

Грузы-утяжелители

Грузы-утяжелители

Мотоблоки «Ока» относятся к тяжелой технике, уже само название говорит за себя — мотоблок всегда тяжелее культиватора. Однако даже при работе с тяжелой техникой может потребоваться дополнительный вес. Именно для этих целей предназначены грузы-утяжелители.

Масса таких грузов может достигать 5-17 кг. У самодельных навесок вес может быть и больше, чем заводской стандарт.

Плуг на Ока МБ-1Д1М10

Плуг для «Ока» подойдет, как и другие виды навесного оборудования, для мотоблока «Угра». Его используют для пахоты и внесения в почву удобрений.

В некоторых магазинах навесного оборудования плуги продаются как со сцепкой, так и без нее. Крепление плуга к мотоблоку осуществляется с использованием набора крепежных элементов, сцепки и гаечного ключа.

Распашник, окучник

Окучник для ОКА МБ-1

Окучник или распашник — навесное оборудование, с помощью которого осуществляется добавление свежей почвы на грядки, а также ее разрыхление.

Окучник может быть однорядным или двухрядным, дисковым, пропеллерным. Наиболее простым и дешевым является однорядный.

Также эти устройства разделяют по ширине захвата (фиксированная или регулируемая).

На рисунке ниже представлена схема установки двухрядного окучника на мотоблок «Ока».

Cхема установки двухрядного окучника на мотоблок «Ока»

Штатный дифференциал

Дифференциал — это устройство, выполняющее несколько функций.

Дифференциал БПУ

  • Первая задача — заблокировать поворотный удлинитель.
  • Вторая — уменьшить радиус движения мотоблока при развороте.
  • Третья — повысить маневренность техники.

С помощью дифференциала происходит блокировка одного колеса, вот почему мотоблок может развернуться в общей сумме на 240 градусов. Дифференциал можно использовать как самостоятельную деталь для удлинения осей, например, чтобы повесить фрезы, так и суммарно, с другим навесным оборудованием.

Борона

Борона для Ока МБ-1Д1М10

Классический вариант бороны для мотоблока «Ока», выпускаемый Калужским заводом мототехники, используется для целого спектра действий на земельном участке: с ее помощью можно выравнивать поверхность земли после вспашки, производить культивацию почвы между посевными рядами, а также выбирать мусор из рядков после уборки урожая.

Стандартные размеры орудия: ширина захватываемой почвы 80-90 см, вес 12 кг.

Выкапыватель корнеплодов

Копатель корнеплодов ОКА МБ-1

Простой выкапыватель используется для извлечения из земли урожая, например, свеклы, картофеля. Устройств подобного характера множество, самое простое, агрегатируется с мотоблоком «Ока», крепится на агромашину при помощи простых крепежей. Выполнить такое соединение можно вручную.

Более масштабные копатели стоят дороже, но и урожайность корнеплодов при их использовании, конечно, будет более высокой.

Принцип работы выкапывателя показан на рисунке ниже.

Принцип работы выкапывателя

Сцепное устройство

Устройство для сцепки на Ока МБ-1Д1М10

Дополнительное оборудование, без которого к мотоблоку «Ока» невозможно было бы присоединить множество вспомогательных агрегатов. Сцепное устройство необходимо для соединения мини-трактора с такими орудиями, как выкапыватель картофеля, плуг, окучник и другие.

Вес изделия — 5,2 кг, габариты 435х130х175мм.

Тележки грузовые

Телега грузовая для мотоблока Ока МБ-1Д1М10

Оборудование прицепного типа, необходимое для перевозки груза, сбора мусора и других операций по перемещению на мотоблоке чего-либо. Одноосную тележку можно нагружать максимум на 300-350 кг.

Тележки многих производителей агрегатируются с мотоблоком «Ока», при выборе такого оборудования следует учитывать вес мотоблока или культиватора, а также дополнительно приобрести сцепку.

Мотоблок Ока с тележкой ТМ 500:

Снегоуборщики роторные

Снегоуборщик на Ока МБ-1Д1М10

Роторный снегоочиститель может отбрасывать снег на 15 метров, с ним вполне допустимо работать при высоком слое снега (до 75 см).

Лопата мотоблочная

Лопата Ока МБ-1Д1М10

Применяется либо вместо, либо после снегоуборщика. Основное назначение: разравнивание снежного покрова или слоя вскопанной земли и т.д.

Размеры:1000х280х370 мм, вес — 13 кг.

Адаптеры

Адаптер АМПК-500

Адаптер мотоблочный полноприводный АМПК-500 можно использовать с тяжелыми мотоблоками, в том числе с «Угра», а не только с «Ока». Данная модель оснащена приводом на задние колеса. Кузов легко снимается.

Благодаря использованию такого устройства, оператор может транспортировать грузы весом до 500 кг.

Косилка «Заря»

Роторная косилка с производительностью 0,2 га в час. Работает в сочетании с многими тяжелыми мотоблоками, в том числе с агрегатами «Ока», «Угра» и другими.

kosilka-zarja-1
kosilka-zarya-dlya-oki
kosilka-zarya-dlya-oki-2

Производит покос травы и одновременное складывание ее в стороны, как после использования простой косы. Надевается на специальный штырь в передней части машины. Она оснащена двумя дисками с четырьмя ножами. Поставляется в комплекте с натяжным устройством.

Общие характеристики
Масса: 24 кг.
Габаритные размеры: 810 мм/930 мм/780 мм.
Материал корпуса: сталь
Ширина кошения: 800 мм.
Мульчирование: нет
Сбор в травосборник: нет

Отзывы

Какие же отзывы заслужило навесное оборудование для «Ока»? Далее — более подробно о том, как работают мотоблоки в сочетании с такими изделиями.

Алексей, Калуга:

«Косилку заря купил еще в 2010 году, пользуюсь уже 7 сезонов. Что могу сказать: брал за 27 тысяч рублей. Сразу отмечу, что устройство тяжелое, таскать не очень удобно, но когда начинает работать, ей можно простить любые недостатки! На моей памяти справлялась с травой любой высоты и густоты, укладывает между дисков то, что скосила. Обрабатывал несколько гектар ею — все отлично! Минус — когда косишь на неровной поверхности, быстро изнашивается ремень, но это скорее издержки работы, чем большой недостаток. От посторонних предметов слетают ножи (от камней, крупных палок), бывает гнутся диски, но это не проблема, так как запчасти к ней можно купить везде».

Юрий, Пермь:

«Работал с мотоблоком ДМ1 Ока на фрезах. Сначала было непривычно, как говорят бывалые фермеры — только привыкать, иначе никак. На фрезах идет рывками, то зарывается в землю, то культивирует на малой глубине. Из советов, которые действительно помогли: работать всегда нужно на повышенной передаче, а еще правильно регулировать сошку на технике по глубине, тогда мотоблок будет идти плавно, не вгрызаясь в землю».

Как правильно собрать фрезы для мотоблока и надо ли их затачивать

Почвофреза для мотоблока – одна из главных составных частей. С её помощью культиватор выполняет свои основные функции: разрыхляет почву и избавляет участок от сорняков. Эта деталь состоит из вращающейся оси с закрепленными на ней лезвиями. Обычно такие комплектующие идут в комплекте с машиной, однако многие рекомендуют купить или сделать самостоятельно несколько дополнительных фрез для мотоблока. Это позволит менять глубину вспахивания и ширину обрабатываемой поверхности.

Какие фрезы лучше для мотоблока

«Ножи», крепящиеся к мотоблоку, бывают покупные и самодельные. При этом магазинные детали включают две разновидности: саблевидные фрезы и «гусиные лапки». Все перечисленные виды имеют специфическую конструкцию. Какая фреза подойдет для обработки почвы, зависит от состояния и состава грунта на участке, а также от мощности используемого мини-трактора.

Саблевидные ножи

Компании-производители мотокультиваторов в основном оснащают их саблевидными (активными, стандартными) фрезами. Такая деталь универсальна: она позволяет машине работать на любых грунтах, в том числе на участках с камнями и корнями. Активная фреза для мотоблока состоит из множества частей: полуосей, режущих пластин, крепежей. Владелец мотоблока соединяет их по инструкции.

Конструкцию таких комплектующих делают крепкой и легко поддающейся ремонту. Целостные режущие элементы изготавливают из прочного материала – закаленной высококачественной стали. Они сделаны в виде изогнутых полосок, которые поочередно загибаются в противоположные стороны. Все ножи устанавливают под одинаковым углом друг к другу. Количество и размер ножей зависит от мощности мини-трактора.

Гусиные лапки

Установка такой фрезы на мотоблок обеспечит качественную культивацию тяжелых грунтов (например, глинистых). Однако деталь проигрывает саблевидной в следующем:

  • ею не работают на участках, где много дерна, корней («лапки» будут забиваться землей);
  • она чаще ломается;
  • ремонт оборудования обычно длится дольше и включает сварку;
  • материал «гусиных лапок» менее прочный (углеродная сталь).

Почвофреза «гусиные лапки» получила такое название из-за схожести формы ножей с лапками гуся. Режущие элементы представляют собой треугольники, прикрепленные по краям стоек. Их количество и размер зависят от производительности всей машины: чем больше ножей в конструкции, тем качественнее будет результат обработки грунта.

Фрезы для мотоблока самодельные

Несмотря на то, что в магазинах есть комплектующие для любых культиваторов, некоторые хозяева участков предпочитают собирать фрезы сами из подручных материалов. В этом случае умельцы пользуются готовыми рабочими чертежами и следуют рекомендуемому алгоритму изготовления всех частей. Если соблюдать правильную технологию, деталь будет не хуже заводской.

Режущие элементы также делают в форме сабли или гусиных лапок. Самодельные фрезы для мотокультиватора подстраивают под размер участка, специфические условия (например, много камней), особенности почвы. Поэтому обработка такими инструментами часто бывает эффективнее и точнее, чем покупными. Иногда дачники делают сразу несколько почвофрезов, чтобы периодически менять их.

Как правильно собрать и установить фрезы на мотоблок

Чтобы приступить к работе с мини-трактором, сначала собирают фрезы из стандартного набора. В него входят: 8 пар ножей (пара состоит из 1 левого и 1 правого ножа), крепежи (гайки, шайбы, болты). В комплекте с деталями идет инструкция по сбору, которую внимательно изучают. Избежать проблем также помогут следующие рекомендации:

  • режущие элементы раскладывают попарно, чтобы дальше было легче определять правые и левые ножи;
  • ножи устанавливают на ось ротора перпендикулярно друг другу;
  • на одном блоке объединяют по 4 ножа и крепят их к редукторам;
  • проверяют правильность сборки;
  • затягивают крепежи.

При сборке следят за тем, чтобы активная заточенная часть врезалась в грунт при работе. Ошибки в балансировке оси приведут к тому, что машину при обработке земли будет заносить. Если не отклоняться от инструкции, сборка займет не более 60 минут, а деталь получится прочной.

Если с предыдущим этапом опытный дачник справляется в одиночку, то устанавливают собранную деталь на мотокультиватор обычно вдвоём. Это позволяет избежать травм, а также не повредить агротехнику. Сначала минитрактор поднимают. Руль подпирают готовыми козелками из дерева или сбитыми крест-накрест досками. Оптимальная высота опоры составляет 50 см. Если машина стоит устойчиво, с неё снимают колеса, вместо которых устанавливают собранные ранее фрезы. По обе стороны устанавливают специальные тарелки, которые позволяют мотоблоку двигаться плавно и делают его более устойчивым.

Нужно ли точить фрезы на мотоблок

Почвофрезы – это инструменты, которые затачиваются сами. В большинстве случаев дополнительно точить режущую поверхность не советуют: это нередко приводит к ухудшению конструкции. Например, заточка будет бессмысленна, если планируют рыхлить тяжелый грунт машиной с высокой производительностью и усиленными ножами. В такой ситуации не стоит тратить время на процедуру.

Затачивать лезвия будет целесообразно, если очень старая фреза потеряла свою остроту. Также подточить режущие пластины рекомендуют перед обработкой участка небольшим легким мотокультиватором. Однако в этих случаях возникает опасность быстрого размножения сорняков из-за дробления их корневой системы. Результат такой процедуры длится всего пару часов, а затем её приходится повторять. Чтобы наточить лезвия, деталь снимают с мотоблока, убирают с нее комья земли и аккуратно проходят наждачной бумагой по каждому краю, нуждающемуся в заточке.

Как сделать фрезы на мотоблок своими руками


Для изготовления почвофрезы потребуется небольшой набор инструментов и материалов. В него входят:

  • сварочный аппарат;
  • болгарка;
  • труба из металла диаметром не более 40 см;
  • лист или куски металла (предпочтительнее стали) для режущих пластин.

Размер ножей выбирают индивидуально в зависимости от условий обработки почвы. Производители агротехники рекомендуют делать фрезы, диаметр которых не превышает 50 см. В этом случае риск поломки самодельной конструкции во время работы будет ниже. Заготовки затачивают, а затем приваривают к металлической трубе. Поэтапная схема изготовления саблевидной фрезы такова:

  1. Из стального листа вырезают заготовки режущих пластин. Для этого готовый чертеж распечатывают на листах бумаги, вырезают и приклеивают на металлический лист. Первую деталь вырезают по контуру, а потом используют в качестве шаблона для оставшихся ножей.
  2. Полученные плоские детали затачивают: первую половину – с левой стороны, а вторую – с правой. Следят за тем, чтобы параметры всех режущих элементов совпадали.
  3. Заготовки сгибают согласно чертежу. Для этого пользуются приспособлением-помощником, состоящим из трубы, параллельного и углового упора.
  4. Изготавливают кондуктор, а затем сваривают в цельную конструкцию, дополнительно прикрепляя шпильки и фиксируя заготовку прижимной пластиной.
  5. Фланцы приваривают к валу, создавая правый и левый блоки. Их размещают на расстоянии в 10 см и под углом 45° по отношению друг к другу.
  6. Последний этап – сборка право- и левосторонних ножей с помощью гаек и болтов.

При изготовлении и эксплуатации фрез обязательно соблюдают технику безопасности и правила, прописанные в инструкции. Перед началом работы режущие пластины располагают над уровнем земли. В процессе работы ножи должны погружаться в грунт медленно и плавно.

Почвофрезы – важная часть любого мотоблока. Их покупают в специализированных магазинах или изготавливают самостоятельно. В любом случае конструкцию приходится собирать самостоятельно. Если не допускать ошибок при сборке, установке и эксплуатации таких комплектующих, они сделают культивацию почвы более простой и быстрой.

Навесное оборудование для мотоблоков ОКА. Описание и характеристики

Обзор навесного оборудования для мотоблоков ОКА поможет узнать о всех возможностях тяжелой мототехники, которая за последние годы приобрела огромную популярность, как среди фермерских хозяйств, так и у дачников и жителей деревень.


Производителем мотоблоков Ока является Калужский машиностроительный завод “КаДви”, выпускающий и сами мотоблоки, и функциональное оборудование к ним. Важно отметить, что производимое навесное оборудование отлично агрегатируется и с другой маркой мотоблоков, Угрой, выпускаемой этим же заводом.

Навесное оборудование для мотоблока Ока

Для чего нужно навесное оборудование к мотоблоку Ока? Мотоблок сам по себе комплектуется фрезой и колесами, при помощи которых можно лишь привезти агрегат к месту действия и обработать качественно почву, подготовив для посадки растений.

Мотоблок Ока с плугом

Это, конечно, немало, но чтобы не производить дальнейшие сельскохозяйственные работы вручную, производителем техники было изобретено соответствующее навесное оборудование, благодаря которому:

  1. Сократились временные затраты на проведение конкретных сельскохозяйственных операций.
  2. Улучшилось качество проведения работ.
  3. Сократились физические нагрузки при возделывании почвы,
  4. Резко возросла производительность труда и урожайность.

Опишем наиболее популярные навесные приспособления и их функции.

Почвенная фреза

  • саблевидные;
  • гусиные лапки.

Предлагаем ознакомиться с чертежом, на котором показан порядок сборки активной почвофрезы:

Cхема сборки фрезы для мотоблока «Ока»

О том, как собрать фрезы на мотоблок Ока расскажет видео:

Плуг устанавливается на мотоблок Ока для вспашки всех типов почвы. Пласты почвы подрезаются и полностью переворачиваются, рассыпаясь небольшими комьями по обе стороны от крыльев плуга. Глубина погружения ножа (лемеха) регулируется, в зависимости и твердости почвы.

Плуг Стандарт со сцепкой

Предлагаем ознакомиться со схематическим изображением плуга:


Окучник (распашник)

Это навесное орудие предназначено для нарезки борозд под посадку растений, окучивания растущих культур, аэрации почвы. Производитель выпускает одно- и двухрядные окучники. Они могут быть нескольких видов:

  • дисковые;
  • роторные (пропеллерные);
  • створчатые (в виде плуга).
Двойной окучник
Двойной окучник Окучник однорядный
Окучник однорядный alt="Окучник дисковый" width="135" height="150" />
Окучник дисковый

Окучники могут иметь как фиксированную, так и регулируемую ширину захвата. Крепление происходит посредством сцепки.

Установка распашника на мотоблок представлена на схематическом рисунке ниже:

Установка распашника на мотоблок

Грузы утяжелители

Для того, чтобы облегчить пахотно-фрезеровальные работы и утяжелить моторизированное устройство, производителем техники были разработаны специальные утяжелители, навешивающиеся на колеса мотоблока Ока и добавляющие ему веса.

Утяжелители

Масса одного такого утяжеляющего груза может варьироваться от 5 кг., до 17 кг. Такому утяжелению подлежат более легкие модели мотоблоков Ока, весом до 120 кг.

Борона

Универсальным навесным орудием к мотоблоку Ока является борона. Это приспособление позволяет производить следующие работы на земельном участке:

  • боронование (выравнивание только что вспаханной почвы);
  • культивацию;
  • уборку полей после снятия урожая.

Борона

Мотоблочная борона имеет массу в 12 кг. и размеры около 90 см.

Грунтовые зацепы

Данная насадка надевается на ось вместо колес или фрез и используется для создания лучшего сцепления с землей при проведении следующих полевых работ:

  • пахоты плугом;
  • окучивания;
  • боронования;
  • посадки растений;
  • выкопки урожая;
  • при сильных снежных заметах со снегоуборочными агрегатами.

Грунтозацепы

Заводские грунтозацепы к Оке весят 18,8 кг, их диаметр варьируется от 350 до 500 мм. Эти железные колеса не предназначены для езды по дорогам и для транспортировки грузов в комплекте с прицепом.

Картофелесажалка

Эта приставка используется для механизированной посадки картофеля. Клубни картофеля загружаются в специальный бункер, где захватываются специальными прижимными ложечками и погружаются в заранее прорезанную окучником борозду, после этого клубень тут же зарывается дисковыми окучниками, формирующими почвенный гребень.

Картофелесажалка КС 50.000

Характеристики картофелесажалки от КаДви:
Параметр Значение
Производительность, га/час до 0,25
Масса, кг 34
Емкость бункера, л 33
Расстояние между клубнями, см 30-40, с возможностью регулировки до 50
Ширина колеи опорно-приводных колес, м 0,6-0,7
Транспортная колея, регулируемая, мм 600-700

Клубневыкапыватель

Это приспособление в народе называется картофелекопалкой. Предназначается оно для механизированного сбора картофеля при помощи мотоблока Ока. Клубневыкапыватели бывают нескольких видов:

  • простые;
  • грохотные (вибрационные);
  • эксцентриковые.

 Выкапыватель для мотоблока Ока

Родной завод КаДви выпускает обычные картофелекопалки, крепящиеся к мотоблоку Ока (Угра и т. д.) при помощи сцепки.

Предлагаем изучить схемы наиболее доступных по цене картофелекопателей:


Тележка одноосная грузовая

Тележка одноосная грузовая

Адаптер

  • задние;
  • передние;
  • универсальные.

Наиболее часто встречаются задние и универсальные адаптеры. Передние выпускает марка Форза, устройство отлично агрегатируется с Окой.

Адаптер полноприводной АMПК-500

Детищем Калужского завода является универсальный мотоблочный полноприводный адаптер АМПК-500. Данное устройство имеет грузоподъемность до 500 кг, укомплектовано съемным прицепом, присоединяется к мотоблоку Ока через ВОМ (благодаря этому получается привод на обе колесные пары).

Характеристики адаптера АМПК-500:
Длина 2550 мм
Высота с учетом колес 1350 мм
Ширина 1070 мм

Роторная косилка “Заря”

Это навесное оборудование предназначено для скоса трав, заготовки кормов для скота. Состоит насадка из двух металлических дисков, со спрятанными режущими ножами (по 4 на каждый диск). Жесткая рама крепится в передней части мотоблока к ВОМ, передающему вращательный момент к роторам.


Косилка роторная Заря
Косилка роторная Заря
Характеристики косилки “Заря”:
Параметр Значение
Габаритные размеры, мм 810*930*780
Масса, кг, не более 33
Ширина захвата, м, не менее 0,8
Рабочая скорость косилки в зависимости от прочности и густоты скашиваемой растительности и почвенно-климатических условий, км/ч 2,0…4,0
Высота скашиваемой травы, м до 1
Производительность кошения травы, га/ч, не менее 0,15…0,2
Частота вращения режущего диска, мин 1800…2400
Высота среза растительности, см, не более 7

Шнекороторный снегоуборщик

Снегоуборщик СУН.1 «Ока»

Выброс снежной массы осуществляется через специальную горловину и регулируется по дальности и высоте. Дальность выброса может составлять от 3 до 15 м. Присоединение роторного снегоуборщика к мотоблоку Ока осуществляется через клиноременную передачу.

Отвал (лопата)

Это приспособление актуально и в зимнее время (используется для уборки снега), и в весенне-осенний период (расчистка территорий от мусора, разравнивание почвы и т. д.). Лопаты бывают регулируемыми и нерегулируемыми, прямые, левонаправленные или правонаправленные.


Сцепка

  • регулируемыми (угол атаки);
  • нерегулируемыми;
  • универсальными.

Сцепное устройство

Сцепка может входить в комплектацию к мотоблоку, может и продаваться отдельно.

Штатный дифференциал

Это универсальное мотоблочное приспособление, позволяющее мотоблоку совершить резкий разворот на угол до 240 градусов (одно колесо блокируется). Маневренность моторизированного устройства растет. Кроме того, дифференциал может быть использован в качестве удлинителя осей с целью навешивания почвофрез.


Штатный дифференциал
Пневматические колеса

Пневматические колеса к мотоблоку Ока

Колеса входят в комплектацию к мотоблоку и используются для транспортировки агрегата с прицепом или адаптером по дорогам общего назначения. В связке с навесным оборудованием используется редко.

Видео обзор

Предлагаем посмотреть несколько видео обзоров, где показано как правильно производится посадка картофеля мотоблоком Ока:

Как работает мотоблок Ока с картофелекопалкой:

Отзывы владельцев

Илья, 31 год:

У меня не мотоблок Ока, а мини-трактор! Купил 2 года назад переднюю Форзу и переел на скоростные работы. Мои 1,5 гектара с картофелем обрабатываются быстро и качественно. Экономия и в человеческих ресурсах, и по времени, и по топливу. Разницу почувствовал в первую же неделю. Навесное имеется в полной комплектации. Техника отличная.

Петр, 52 года:

Сборка фрезы для мотоблока: советы и инструкция

author

Почвенные фрезы можно назвать самым востребованным видом навесного оборудования на мотоблоки, задействованные в фермерских и приусадебных хозяйствах. Они незаменимы при культивации почвы, измельчении сорняков, перемешивании и выравнивании грунта и активно используются на земельных участках с тяжелыми и переувлажненными почвами. Нередко работа мотоблоком фрезами предусматривается изначально при покупке агрегата.

Однако, если к одним устройствам фрезы прилагаются в комплекте, к другим — нет, и в этом есть свое преимущество. Многие опытные пользователи малой сельскохозяйственной техники предпочитают самостоятельно определяться, какие фрезы нужны для их хозяйств. В таких случаях фрезы на мотоблок приобретаются отдельно и именно желаемого типа либо собираются своими руками. Нередко требуются и дополнительные фрезы к уже имеющимся. От выбора оборудования зависит качество возделывания земель, поэтому важно как можно лучше разбираться в его особенностях.

Фрезы

Фрезы для мотоблока помогут вам в обработке почвы

Классификация фрез

Почвофреза представляет собой почвенные ножи, зафиксированные на оси, которые, вращаясь вокруг нее в процессе движения мотоблока, измельчают почву и сорняки. Конструкции фрез различаются, поэтому, чтобы подобрать оптимальный вариант, стоит разобраться в их разновидностях. Прежде всего, фрезы классифицируются по типу агрегации:

  • с боковой установкой;
  • с установкой при помощи навески.

Боковые фрезы, устанавливаясь в качестве ходовой части, в сущности, заменяют колеса и работают от их приводных валов. Таким образом, они одновременно и приводят агрегат в движение, и культивируют почву.

Навесные фрезы отличаются задним расположением — устанавливаются сзади мотоблока, работают от вала отбора мощности и исполняют только функцию культивации. Именно такими фрезами оснащаются агрегаты Нева (МБ 1 и МБ 2), Целина и некоторые другие.

Помимо типа установки фрезы различаются и по видам ножей:

  • активные саблевидные;
  • гусиные лапки.

В данном видео рассмотрим фрезы для мотоблока:

Активные саблевидные

Название фрез определяется их внешним видом — ножи большого размера и имеют удлиненную изогнутую форму. На фрезах этого вида имеется несколько наборов из четырех ножей, расположенных друг относительно друга под прямым углом.

Обычно на одной оси размещается от двух и более комплектов ножей. Эта довольно мощная конструкция оборудования обладает высокой прочностью и прекрасно справляется с обработкой тяжелых почв и целины, не боится камней, корней.

«Гусиные лапки»

«Гусиные лапки» на мотоблок – другой вариант оборудования, название которого также определяется формой ножей — треугольной, похожей на гусиные лапы, и расположенной на концах стоек режущих элементов. Как и в предыдущем варианте, количество ножей определяет качество культивации и варьируется в зависимости от мощности агрегата.

Различаются трехрядные и четырехрядные «гусиные лапки» с различными диаметрами оси. Трехрядные почвофрезы на оси диаметром 25 мм устанавливаются на мотоблоках Техас, Нева, Крот, Кайман, а четырехрядные подходят к агрегатам брендов Салют, Фермер, Фаворит. Оборудование на оси 30 мм совмещается с устройствами Каскад, Мастер Ярд, некоторыми моделями мотоблоков Нева и рядом других.

«Гусиные лапки» — фрезы для мотоблока, которые показывают высокую эффективность при обработке тяжелых, глинистых грунтов и целины, но могут забиваться при работе на участках, изобилующих корнями.

Какие фрезы лучше для мотоблока: саблевидные или «гусиные лапки»

Выбирая вариант почвофрез для своего агрегата, следует исходить из особенностей грунта. Безусловно, саблевидные ножи легко справятся с культивацией ранее возделываемых почв. Что касается обработки целинных участков или земель, густо заросших травами, базовые заводские фрезы порой не слишком хорошо справляются с нагрузкой из-за недостаточно высокого качества материалов и сборки (болтовых и сварочных соединений). Обработка тяжелого грунта такими фрезами — довольно тяжелая нагрузка как на мотоблок, так и на его оператора. Гораздо легче со своей задачей справляются покупные или самодельные фрезы с ножами, изготовленными из качественного металла.

Что касается варианта фрезы «гусиные лапки», на мотоблок можно установить желаемое количество секций, регулируя его производительность под нужды собственного хозяйства и мощность агрегата. Такой тип оборудования легче справляется с твердыми грунтами и остатками растительности и обеспечивает более легкую управляемость устройством в процессе работы. Многие пользователи отмечают именно эту конструкцию как оптимальную, с точки зрения практичности и надежности.

Собираем «гусиные лапки» своими руками

Если имеющиеся почвофрезы по каким-то причинам не устраивают или пришли в негодность, альтернативой покупным приспособлениям могут стать роторные фрезы для мотоблока, изготовленные своими руками. Задача эта не представляет особой сложности и при этом имеет преимущества в виде желаемой степени надежности конструкции и ее особенностей, повышение эффективности обработки земель и, конечно, экономии средств на покупку готового приспособления.

Самый простой способ изготовления — изучить конструкцию фрез промышленного производства и схемы, как собрать фрезу, после чего создать аналог с внесением желаемых корректив, если они требуются. Имеет смысл нарисовать чертежи для сборки, учитывающие необходимые параметры и требования к устройству.

При сборке «гусиных лапок» самодельная конструкция включает в себя следующие части:

  • втулка (может быть изготовлена из трубки, имеющей диаметр 50 мм);
  • фланец (изготавливается из толстого листа стали, может быть круглым или квадратным, что легче в исполнении);
  • стойки для ножей (легко изготовить из стального уголка, профиля, автомобильной рессоры);
  • лезвия (оптимальный материал — инструментальные сплавы; подходят рессоры от автомобилей).

Ножи привариваются к стойкам, которые, в свою очередь, фиксируются к фланцам, а фланцы — к втулке. Иногда для соединения используются болты, но практика показывает, что гораздо надежнее использовать сварочное соединение.

Чтобы предотвратить преждевременный износ ножей при обработке особо сложных и дернистых грунтов, рекомендуется в конструкции предусмотреть облегчение нагрузки за счет дополнительной установки ограничительных колесиков по бокам устройства. Это несколько усложняет процесс обработки, поскольку возделывается только верхний слой грунта, после чего требуется демонтаж ограничителей и повторная обработка.

Изготовление активной фрезы

Теперь рассмотрим, как сделать саблевидные почвофрезы. Сборка этого варианта также не представляет особой сложности. Как и с предыдущим вариантом, предварительно стоит внимательно изучить конструкцию и создать чертеж.

В комплект частей, из которых собирается устройство, входят:

  • роторная ось (цельная или разъемная, длина определяется индивидуально);
  • фиксирующий компонент;
  • ножи;
  • крепежные элементы (болты, гайки).

При сборке важно принимать во внимание, что движение режущих элементов происходит против часовой стрелки. В целом процесс аналогичен изготовлению «гусиных лапок». Отдельного внимания требует лишь вопрос технологии создания ножей. Их следует загибать после нагревания под углом 90 градусов. Длина части ножа после изгиба должна составлять около 8 см. После изготовления нужно произвести закалку и монтаж на фланец.

Как точить фрезы

Прежде всего, отметим, что заточка почвофрез далеко не во всех случаях является необходимой. К примеру, в случае, если производится обработка тяжелого грунта мощным агрегатом, на котором установлены усиленные фрезы, в заточке нет никакого смысла — разницы в качестве культивации вы не заметите, только напрасно потратите усилия на заточку.

В то же время при работе с более легкой техникой заточенные режущие приспособления могут на некоторое время повысить эффективность культивации. Но нужно быть готовым к тому, что надолго заточки не хватает, через несколько часов активного использования ножи тупятся, и придется точить их заново, что довольно трудоемко. Кроме того, слишком острые ножи дробят корневые системы сорных растений, что не помогает борьбе с ними, а, наоборот, ускоряет их размножение.

Однако при желании точить почвенные ножи можно. Для этого следует снять фрезу с мотоблока, очистить от загрязнений и аккуратно произвести заточку каждого ножа при помощи наждачной бумаги.

Как отрегулировать глубину вспашки

Важным элементом при обработке грунта является сошник. Он устанавливается в задний кронштейн мотоблока. Чтобы отрегулировать глубину вспашки, увеличивая ее, требуется увеличить давление на рукоятки руля сверху вниз, заглубляя устройство в землю.

Если глубина всё же недостаточна, нужно установить сошник пониже. Для культивации на уровень штыка лопаты следует задавать движение устройства, раскачивая его из стороны в сторону.

Как правильно пахать мотоблоком с фрезами

Как уже было сказано выше, один из важных факторов эффективности обработки грунта почвофрезами — это уровень заглубления сошника. Второй не менее важный момент — это правильный выбор скорости движения агрегата. Опытные пользователи рекомендуют использовать вторую передачу, поскольку это увеличивает количество оборотов и повышает качество измельчения грунта и погружения на нужную глубину.

«Работаю на мотоблоке больше 30 лет. Фрезы делал сам, поскольку все, что есть в продаже, меня не устраивает. Использую тип «гусиная лапа», четыре раза модифицировал под свои требования. После перехода на современный мотоблок вижу тот же отличный результат».

«Почвофрезы собирал самостоятельно, но с недостаточным вниманием отнесся к рекомендации точно следовать чертежу — посчитал, что смогу получить желаемый результат «на глаз». Из-за этого пришлось несколько раз разбирать и собирать заново, пришлось повозиться. Очень рекомендую всем, кто будет собирать фрезы самостоятельно, не повторять мою ошибку и не пренебрегать точностью».

Фрезы или роторы на мотоблок: что лучше?

Сельскохозяйственная минитехника развивается стремительными темпами. Поэтому далеко все владельцы мотоблоков успевают следить за новинками в этой сфере, где у традиционных фрез для обработки грунта, например, появилась достойная альтернатива в виде активного ротора или роторной бороны.


Плюсы и минусы фрезы

Начнем с того, что при продаже мотоблоки обычно идут в комплекте с фрезами со съемными саблевидными ножами, состоящими из нескольких соединяющихся секций. Такое навесное оборудование неплохо справляется с обработкой легких песчаных почв. Зато на заросших участках и целине заводские фрезы показывает себя далеко не с самой лучшей стороны. Мотоблок идет неровно и постоянно подскакивает. Поэтому при обработке почвы приходится прилагать серьезные усилия.

«Гусиные лапки»

Речь, прежде всего, идет о цельносварной конструкции, состоящей из втулки и приваренных к ней ножей с треугольными наконечниками. Такая фреза называется «Гусиные лапки», а ее выбор напрямую зависит от формы (окружность или шестигранник) и установочных размеров вала редуктора мотоблока.

  • быстро забивается травой;
  • плохо удаляет сорняки;
  • не справляется с запашкой сидератов и природных удобрений (навоза).

Спиралевидная фреза «Целина»

Еще одна популярная конструкция, которая стала довольно популярной у владельцев мотоблоков. Этот вариант навесного оборудования состоит из втулки, к которой по спирали приварены ножи с острыми наконечниками.

Специалисты утверждают, что такая фреза неплохо справляется с глубиной вспашки и рыхлением глинистой, тяжелой и даже заросшей травой почвы. Впрочем, есть у этой конструкции серьезные недостатки в виде слишком медленной работы и глубокой канавы, которая остается за мотоблоком, так как фрезы загребают почву от середины к краям. Поэтому после обработки участка придется проводить дополнительные работы по выравниванию почвы.

Плюсы и минусы роторов

Первые сведения об активных роторах, которые с успехом заменяют фрезы для мотоблоков, появились совсем недавно. Однако за короткое время эта конструкция навесного оборудования стала популярной по нескольким причинам, среди которых:

  • выравнивание поверхности участка (справляется не хуже шлейф-балки);
  • рыхление верхнего слоя почвы (с успехом заменяет культиваторные лапы);
  • раздробление крупных земельных комков в мелкую структуру (действует, как кольчато-рубчатые катки);
  • подрезание с одновременным измельчением высокой травы, сорняков, стерни (не уступает дисковому лущильнику);
  • тщательное перемешивание растительных остатков с почвой (превосходит фрезы).

Конструкция роторной бороны довольно сложная и по своей форме напоминает небольшую бочку. Несколько дисков (обычно три), посаженных на втулку, соединяются между собой изогнутыми по винтовой линии и заточенными с одной стороны ножами. Таким образом, кромки ножей в данном случае расположены не традиционным способом, а плашмя к поверхности почвы.

Специалисты советуют использовать роторную борону:

  • исключительно вместе с сошником, чтобы активные роторы не зарывались в мягкую землю и «не катались» по поверхности тяжелой почвы за счет «притормаживания» минитехники;
  • активный ротор лучше всего подходит к профессиональным мотоблокам с шестигранными валами редуктора и специальным замком для крепления бороны;
  • при выборе навесного оборудования необходимо обратить внимание на размеры роторной бороны (не менее 30 см в диаметре и не более 70 сантиметров в длину).

В целом же это идеальный вариант навесного оборудования для послеуборочной и предпосевной обработки почвы, которую можно сочетать с осенней запашкой сидератов и весенним внесением в почву природных удобрений (например, навоза).

Самостоятельно сделать активный ротор для мотоблока довольно сложно, так как для винтового изгиба ножей и последующего закрепления поперечных пластин на дисках необходимо незаурядное мастерство или дорогостоящее оборудование. Кроме того, «самоделки», как правило, не отличаются хорошим балансом. Поэтому существует опасность разбить редуктор несбалансированным навесным оборудованием.

Поэтому народные умельцы в данном случае должны остановиться на доработке промышленных образцов или самого мотоблока. К примеру, некоторые мастера умудряются использовать роторные бороны на мотоблоках с круглыми валами редуктора. Владельцы такой минитехники дожидаются, когда входные отверстия на втулке бороны слегка разобьются и приваривают к отверстиям гайки, на которые в дальнейшем падает основная нагрузка.

Что лучше

Таким образом, фрезы для мотоблока нельзя считать идеальным навесным оборудованием для обработки земли, так как каждая из приведенных выше конструкций имеет свои недостатки. При этом специалисты советуют использовать «Гусиные лапки», если речь не идет о «подъеме» целины.

Поэтому владельцу мотоблока придется осуществить самостоятельный выбор между традиционной фрезой и активным ротором, исходя из своих возможностей и желаний.

Читайте также: