Какие танки выпускал порше

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 05.10.2024

Какие танки сделала фирма Porsche? Часть 1.

В германии наступили сложные времена кризиса после поражения в Первой Мировой Войне. Тем временем, США процветали за счёт получения денег с долгов и репараций, а Генри Форд создал первый воистину массовый автомобиль для нужд граждан соединённых штатов.

Этот же успех хотел повторить и Фердинанд Порше, как только возымел такую возможность. Приход Адольфа Гитлера даже поспособствовал дальнейшему развитию, а идею Порше приглянулись фюреру, который желал помочь стране, в которой жил, несмотря на свои нацистские рассуждения.

В дальнейшем была основана фирма Volkswagen, в которой «кипела работа» над созданием автомобилей на подобии Ford. Для этого, Фердинанд получал государственное финансирование, но взамен гениальный инженер должен был создавать не только автомобили для граждан, но и военных нужд.

Автомобили военного назначения.

Одним из наиболее известных и при этом массовых автомобилей стал Kübelwagen, более известный под индексом Typ 82. Его создали в фирме Volkswagen на основе уже имеющихся разработок по модели Käfer, по-русски Жук.

Однако машина военных имела некоторые отличия. В частности металл обладал большей прочностью. Это не всегда спасало от пуль и осколков, но повышало шансы на выживание.

Среди уникальных проектов была машина амфибия. Её вал мог переключаться как на колёса, так и на винты в зависимости от необходимости, однако этот образец в серию не пошёл.

Танки.

Ещё в конце 30-х годов, немецкое командование изъявило желание о тяжёлом штурмовом танке. Однако Panzer III и IV вполне соответствовали своему времени, так что технические требования были весьма неточными. Эта ситуация исправилась к 1941 году, когда танкисты вермахта столкнулись с советскими танками Т-34 и КВ. Однако не только они стали стимулом для развития… Толчком прогресса были и американские M4 Sherman в составе британского экспедиционного корпуса, а так же пехотные машины Matilda и Churchill.

За проект нового тяжёлого танка взялись две компании Henschel и Porsche. Хочу отметить, что Порше не имел опыта создания бронетехники. Это было значительным минусов в глазах военных, но не вызывало сомнений у фюрера и самого Фердинанда.

По мнению инженера, а в дальнейшем и профессора, танк должен был обладать эффективной 88 мм пушкой, которая не сразу обговаривалась среди ТТХ. Но такой шаг даже сыграл на руку в дальнейшем.

Второй особенностью была коробка передач. Она представлялась не редуктором (набором шестерёнок), а парой электромоторов, перенаправляющих мощность с двигателя на ведущие катки.

Недостаток был в том, что механизм для передачи мощности с одного агрегата на две блока трансмиссии был довольно сложен и для простоты использовалось два обычных двигателя от улучшенных самоходных установок Stug III.

Ещё одной проблемой стал изъян конструкции. Коробка передач не могла работать с большим весом в первоначальном варианте, поэтому пришлось ограничивать обороты самих моторов и делать размеры больше.

Итогом стал проект VK4501 (P). Однако прототип не приняли на вооружение из-за уникальной трансмиссии, требующей дефицитную на тот момент медь. Однако серийные танки под названием Tiger I получили башню именно от проекта Porsche из-за более мощного орудия и продуманных механизмов, что предполагалось не свойственным для начинающего в танкостроении.

Общество

Танк «Тигр» (Tiger)

Die Welt, Германия © Wikipedia, Wolff/Altvater/German Federal Archives

Die Welt (США): как Фердинанд Порше проиграл гонку за танк «Тигр»

Летом 1941 года Управление вооружений сухопутных сил Третьего рейха дало задание разработать новый тяжелый танк для вермахта. Прототипы должны были представлены всего лишь через одиннадцать месяцев.

Порше сделал ставку на суперсовременный двигатель.

Условия выполнения задания были четко определены: через двенадцать месяцев разработчики должны были представить первые пригодные к эксплуатации прототипы. На этом настаивал полковник Себастьян Фихтнер в июне 1941 года, не принимая никаких возражений. Через год, не позже. Чтобы выполнить этого условия, инженеры должны были начать разработку будущего тяжелого танка явно не с нуля.

К тому же на совершенно новой модели Фихтнер и не настаивал. Этот 47-летний профессиональный военный, офицер, воевавший в Первую мировую войну (в том числе и под Верденом) и затем служивший в рейхсвере в автомобильных войсках, в 20-е годы параллельно со службой получил инженерное образование и в 1937 году возглавил Отдел материально-технического обеспечения танковых воск Управления вооружений сухопутных сил.

По этой причине он отлично знал все стадии развития немецких гусеничных бронемашин — начиная от танка I, улучшенной тренировочной машины (которая тем не менее еще весной 1941 стояла на вооружении танковых дивизий), легкого и маневренного танка II, затем танка III, первого настоящего боевого танка вермахта, и, наконец, до модели IV, которая послужила основой для многочисленных модификаций.

В июне 1941 года, накануне нападения вермахта на Советский Союз, вермахт располагал на будущем восточной фронте 3498 танками (и 250 самоходными артиллерийскими установками). Казалось, что это много, но Фихтнер хорошо осознавал их истинную слабость. Потому что лишь половину этого парка составляли модели III и IV; в остальном же это были модели I и II, слишком слабо моторизованные и вооруженные для предстоящего блицкрига, и даже трофейные чешские танки моделей 35 (t) и 38 (t).

Контекст

Немецкие солдаты на танке «Тигр»

Die Welt: миф о превосходстве «Тигров»

Die Welt: гитлеровские «Пантеры» и «Тигры» ломались чаще, чем погибали в бою

Sina: «русский Хаммер» — еще один образец передового вооружения России

Конечно, Управление вооружений сухопутных войск не сидело без дела, после того как в 1936 году первый прототип танка IV был готов к испытаниям. Сначала был разработан так называемый Neubaufahrzeug (нем. «машина новой постройки»), иногда называемый внутри ведомства танком V, а затем возникли «танки прорыва» (Durchbruchswagen) моделей 1 и 2.

Но все три модели оказались неудачными: Neubaufahrzeug с двумя орудиями разного калибра и с экипажем из шести человек был конструктивно плох, поэтому изготовили всего пять экземпляров этой машины. Оба «танка прорыва» были лишь увеличенными вариантами танка IV, от них вообще сделали только шасси — по одному от каждой модели.

Но так как уже перед войной было ясно, что и Panzer IV в обозримом будущем будет лишь средним танком и что ему будут противостоять значительно более тяжелые танки противника, то были разработаны дальнейшие версии: VK 3001, VK 6501 und VK 3601. Именно элементы из этих разработок, из которых изготовляли только шасси, а не полностью готовые к эксплуатации модели, и были использованы для нового проекта, заказанного полковником Фихтнером в июне 1941 года. Этот проект получил сокращенное кодовое название VK 4501.

Новая машина должна была иметь концептуально новый корпус (впервые Управление вооружений сухопутных войск поставило перед конструкторами задачу создать модель, способную погружаться в воду). Моторный отсек предполагалось сделать закрытым и отделить от кабины экипажа. Планировалось установить на танке двигатель мощностью 600-650 лошадиных сил и трансмиссию на одну скоростную и семь нормальных передач. Катки были установлены таким образом, чтобы приводить в движении гусеницы с наименьшими потерями мощности. Башня с пушкой калибром 8,8 сантиметра, созданная на основе успешной модели зенитки того же калибра, была разработана Круппом.

Максимальная проектная масса нового танка должна была составлять 45 тонн, это было значительно больше, чем у выпущенной весной 1941 года новой версии танка IV серии F. Однако ввиду планируемой толщины брони в 100 мм в лобовой части, а по бокам и на башне толщиной в 80 мм, выдержать даже этот параметр не представлялось возможным.

Заказы на разработку VR 4501 получил оружейный завод «Хеншель & Зон» (Henschel & Sohn) в Касселе и штутгартское инженерное бюро Фердинанда Порше. Совершенно неожиданно, после катастрофических столкновений немецких танков с новым русским Т-34 названный первоначально срок в двенадцать месяцев был сокращен до одиннадцати месяцев. Было решено показать прототипы «главному полководцу» третьего рейха в качестве своеобразного подарка на его 53-й день рождения, то есть 20 апреля 1942 года.

Мультимедиа

Озеро в Канаде

Двадцать бесполезных, но увлекательных фактов о нашем мире (Expressen)

Самые безлюдные места в мире: заброшенные города-призраки (Haber7)

Оба разработчика не уложились в заданные параметры. Танк Хеншеля весил 55, а модель Порше даже 60 тонн. Штутгартский инженер расположил башню так, что она оказалась слишком продвинутой вперед по отношению к корпусу. Из-за этого заданная длина в максимально девять метров была превышена на 54 сантиметра. А модель Хеншеля была шириной 3,7 метра, что значительно превышало заданный параметр.

Но коренное отличие обеих моделей заключалось в двигателе: Хеншель установил на машине обычный 12-цилиндровый бензиновый мотор с обычной трансмиссией. А Фердинанд Порше использовал идею, которую впервые испробовал в 1902 году: гибридный двигатель из двух 10-цилиндровых моторов внутреннего сгорания в качестве электрогенераторов и электромоторы для тяги.

Чисто технически это была выдающаяся идея, потому что электромотор принципиально работает значительно более эффективно, чем мотор внутреннего сгорания с трансмиссией. Как электрогенератор бензиновый (или дизельный) мотор может работать с оптимальным числом оборотов. Если учесть, какая огромная сила требуется, что сдвинуть с места 50-тонный танк, это должно было быть большим преимуществом.

Но, к сожалению, гибридный двигатель танка Порше 20 апреля 1942 года не сработал. Точнее: еще по дороге к полигону танк VK 4501 (P) заглох, затем загорелся моторный отсек, и в конечном итоге разработчики решили вообще не показывать свою машину на полигоне.

В отличие от нее прототип Хеншеля выполнил все поставленные перед ним задачи, Хотя и у него не обошлось без проблем. Так вода в радиаторах закипела, тормоза заклинивало, отказывало электромагнитное сцепление. Тем не менее: танк работал в отличие от конкурента Порше.

Тем не менее, Гитлер пришел в восторг от его идеи и отдавал ей предпочтение вопреки совету Фихтнера, «вероятно, из некоторых предубеждений», как предположил эксперт по танкам Фердинанд Мария фон Зенгер унд Эттерлин. Воодушевленный этим Фердинанд Порше распорядился изготовить сто шасси на собственные деньги. Но в конечном итоге мнение Управления вооружений сухопутных войск возобладало: модель Хеншеля под названием танк VI «Тигр» была запущена в серийное производство. А Порше распорядился переоборудовать 90 из 100 шасси в противотанковые самоходные орудия, названные сначала «Фердинанд», а после модернизации «Элефант».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

4 "машины смерти" от создателя Фольксваген "Жук"


Первой "пробой пера" инженера Порше в создании танков стал "Grosstraktor". В 1925 году три кита машинной индустрии "Rheinmetall-Borsig", "Daimler Benz" и "Krupp" участвовали в конкурсе на разработку среднего танка. Его технические характеристики были следующими: длина 6 метров, ширина 2,4 метра, вес до 15 тонн и 75-миллиметровое орудие, установленное во вращающейся башне. Версальский мирный договор запрещал Германии иметь танки, и для конспирации каждая компания должна была использовать для корпуса прототипов мягкую сталь (6-14 миллиметров), такую же, как в автомобилестроении.

Инженером и конструктором "Daimler Benz", курирующим проект, был назначен Фердинанд Порше. "Grosstraktor" он видел вооруженным 75-миллиметровой пушкой "KwK L/24" - для 1925 года она была чудо как хороша. Также танк должен был передвигаться как по суше, так и по воде. В итоге было сконструировано два прототипа, оба получили неудовлетворительную оценку и в производство не пошли.

Кстати, все из-за того же мирного договора испытания прототипы проходили в СССР на полигоне "Кама", выгода была обеим сторонам - немцы могли, не нарушая договоренностей, испытывать вооружение, а советские конструкторы перенимали у них ценнейший опыт.

PzKpfw VI Tiger (P)

Под этим сложным буквенным обозначением скрывается танк, который отнял у "инженера столетия" множество сил, танк, родившийся в результате бесконечных споров. Наконец, первый танк немецкого конструктора, непосредственно участвовавший в боевых действиях - "Тигр Порше". История создания "Tiger (P)" тесно связана с созданием другого "Тигра" - "Тигра Хеншеля" - того самого легендарного танка, дебют которого произошел в бою на Курской дуге.

Документально известно только об одном "Тигре" фирмы "Порше": в 1944 году он участвовал в боях на Восточном фронте в районе Галиции.

4 знаменитых модели военной техники Фердинанда Порше

Знаменитым этот конструктор станет потом. Пока же это обыкновенный юноша, работавший в мастерской отца и учившийся в училище. Необыкновенным было его революционное мышление в плане автомобилестроения и природные данные, позволяющие решать сложные технические задачи. Удивительно, человек, не имеющий высшего образования, удостаивается звания «заслуженный профессор Венского технического университета», которое ему присвоили за заслуги в совершенствовании военной техники в годы Первой мировой войны. Но основные его разработки в военной промышленности были еще впереди.

В 1931 году Фердинанд Порше, наконец-то, создает свое конструкторское бюро в Штутгарте и дает бизнесу, которым он занимался уже более 30 лет, свое заслуженное имя: Dr. Ing. h.c. F. Porsche AG, которое расшифровывается, как «Акционерное общество почётного доктора инженерных наук Фердинанда Порше» и до сих пор украшает все официальные документы в компании Porsche.

Фирма «Порше» знаменита не только выпуском известных моделей автомобилей, но и разработками военных машин. Предлагаем познакомиться с моделями военной техники, созданными знаменитым конструктором во время Второй мировой войны.

KdF Typ 82 или VW Typ 82 – усовершенствованный «кюбельваген», автомобиль-«лоханка», прозванный так за установленные, для большей безопасности, глубокие сиденья. Первый прототип такого автомобиля Фердинанд Порше сконструировал еще в 1936 году, взяв за основу «Жука». Но военный автомобиль отличал облегченный открытый кузов, 4 двери, 16-дюймовые колеса. Прототипы этих автомобилей были использованы в начале Второй мировой войны в Польше. А уже в 1940 году во Франции в рядах немецких войск появляются и Тур 82. Одним из первых использовал этот автомобиль в качестве штабного генерал Роммель. Очень хорошо зарекомендовали себя эти автомобили в военной кампании в Африке.

порше

Российское бездорожье стало отличным экзаменом для этого типа машин. Пока колеса тяжелых автомобилей буксовали в грязи, легко проходимый «кюбельваген» свободно добирался до цели. А при необходимости его запросто могли поднять из грязи три человека. Благодаря технологичности в производстве, простоте в эксплуатации и дешевизне при изготовлении, до конца войны эта модель была самой массовой в военных частях Третьего рейха.

порше

PzKpfw VI Tiger (P) или Panzerkampfwagen VI Tiger P, Porsche Typ 101, «Тигр Порше» является немецким тяжелым танком, созданным на базе танка VK4501 (P), сконструированного доктором технических наук Фердинандом Порше. Этот танк больше известен, как «Тигр», и имеет интересную историю создания.

порше

Дело в том, что одновременно с Порше похожий танк конструировала фирма «Хеншель». Однако оппоненту знаменитого конструктора не удавалось создать совершенную машину, тогда как бюро Порше уже практически заканчивало работу. И тут разразился первый скандал — Управление вооружений немецкой армии заказывает фирме Круппа не ту башню, которую разработали в фирме Порше. Потом погиб рейхсминистр вооружения Тодт Ф., который покровительствовал известному конструктору, а пришедший ему на замену новый руководитель превратил «Тигр» Порше из «приоритетного танка прорыва» в «чрезмерно затратную и ненадёжную машину». В итоге в производство пошел «гибрид» от двух фирм: «Хеншель» и «Порше». А перспективную для своего времени машину VK4501 (P) в серию не пустили. Было изготовлено лишь 5 машин, и только об одной доподлинно известно, что она участвовала в боях в 1944 году на Восточном фронте.

порше

Танк PzKpfw VI Tiger (P)

Образ PzKpfw VI Tiger P широко используется в компьютерных играх и аниме: игра World of Tanks и м/ф Girls und Panzer (начиная с 7 сериии).

порше

Танк PzKpfw VI Tiger (P)

В российском фильме Карена Шахназарова «Белый тигр» танк-легенда сдвинутой чуть вперед башней напоминает «Тигр Порше».

порше

САУ «Фердинанд» — самоходная немецкая артиллерийская установка из класса истребителей танков, созданная знаменитым конструктором и названная так в его честь по личному приказу Гитлера. Эту установку Порше изготовил на основе своего знаменитого танка «Тигр», не принятого на вооружение полностью. Дебютировала эта сильно вооруженная и мощно бронированная немецкая техника в боях на Курской дуге, где она продемонстрировала малую уязвимость для советских снарядов.

порше

CAУ «Фердинанд» 5-й немецкой роты 654-го дивизиона истребителей танков

Эти машины были настолько известны своей отличной броней и хорошими показателями в выведении из строя техники противника, что с ними связано много легенд и мифов о применении, распространенности и средствах борьбы с этим видом вооружения немецких войск.

О «Фердинанде» упоминается в советской литературе. В частности повесть В. Курочкина «На войне как на войне».

Эту модель используют компьютерные игры разных жанров. Например: «Вторая мировая», World of Tanks, где наиболее точно отображены технические характеристики САУ, Call of Duty: United Offensive и другие.

порше

Еще одно военное детище Фердинанда Порше – сверхтяжелый танк «Маус» (Panzerkampfwagen VIII Maus или Porsche 205). Это самый крупный танк из всех, когда-то сконструированных. Было создано только два экземпляра, дальнейший выпуск приостановили из-за нехватки производственных мощностей. Ни один из выпущенных танков не участвовал в военных действиях, но при приближении советских войск машины были взорваны. Однако советские специалисты восстановили один из танков «Маус».

порше

Танк «Маус», Военно-исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке

Эта модель вооружения также широко используется в компьютерных играх: «Блицкриг», R.U.S.E., World of Tanks и в мультипликации Girls und Panzer.

порше

История создания этого вооружения тесно связана с историей Второй мировой войны, и особенно с боями, которые вели советские войска. Это часть нашей истории. Некоторые модели этой военной техники можно посмотреть в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке (г. Кубинка, Московская обл.).

Какие танки выпускал порше


Друзья, вашему вниманию вторая статья из трилогии, посвященной редким машинам из состава sPzJgAbt 653. Первую часть, посвященную Элефанту можно посмотреть ЗДЕСЬ. Сегодня речь пойдет об одном из самых знаменитых неудачников вермахта –Тигре Порше. Из целого выводка в 100 единиц, который был заказан изначально, в итоге лишь один единственный Тигр (Р) был удостоен чести быть отправленным на фронт в своем исконном, тигрином обличии. Остальные соплеменники просочились туда под видом Фердинандов или Бергетигров. Получается, что он в одиночку отдувался за всех своих собратьев – неудачников, причем. не очень удачно. Не будет преувеличением сказать, что его участие в боях было чуть менее, чем незаметным. Хотя наш Тигр и попал сразу на солидную должность в штабную роту батальона и стал начальником целого стада боевых слонов, до нас не дошло сведений о каких-нибудь заметных боевых успехах последнего из магикан. Вполне естественно, что Красная армия совершенно не заметила боевого дебюта того, кто создавался…., чтобы её сокрушать. Иронично… Хотя, справедливости ради, Фердинанды-то шума как раз наделали немало. Кстати, и гибель единственного «боевого» Тигра (Р) также не была героической. Он просто был потерян летом 1944 года в период советского наступления и перестал числиться в составе батальона. А ведь мог бы героически защищать Берлин весной 1945го, как последний Нибелунг! По такой легенде Тигр не был бы потерян летом 1944 году, а просто выводился в тыл, ну а весной 45го снова в бой и там уже по сценарию лета 1944 года ))). Чем не легенда для What if`a? Дарю идею!

КИТОГРАФИЯ
Примечательно, что звездный час Тигра (Р) наступил многие годы спустя, причем в довольно неожиданном варианте - среди моделистов! Сначала о нем вспомнили в Italeri и выпустили модель в 35ом масштабе. Долгие годы она была почти единственной в своем роде и не давала покоя многим моделистам, в том числе и среди моих друзей. Почему почти единственной? В том же 1994 году Accurate Armour выпустила смоляного Тигра (Р) с кучей допов за кучу денег, но учитывая малый тираж и явную элитарность набора, его никак нельзя причислить к мэйнстриму. Через несколько лет тему подхватил Dragon, да еще и в трех разных исполнениях за несколько лет. Забавно, что в первом и третьем случаях производитель изрядно облажался, особливо с циммеритом. В 2016 Звезда, почти случайно перепаковала старенькую италовскую модель ну а совсем недавно Тигра (Р) выпустила фирма Amusing. Мы снимали обзор этой модели и посмотреть его можно ЗДЕСЬ. Из всего разнообразия Тигров (Р) стоит отметить два набора: от Amusing, если вы хотите модель в раннем исполнении на 1942 год (его, кстати можно купить у нас в МКС Восточный фронт и от Dragon (арт.6352) если вы мечтаете о Тигре (Р) на 1944 год. Остальные потребуют очень серьезных доработок и вложений труда.
Своего рода вишенкой на торте стала популярность Тигра (Р) в игре World of tanks, что сделало его одним из самых узнаваемых танков времен ВМВ. Можно сказать, что теперь Тигр (Р) купается в лучах славы и известности. Согласитесь, это довольно забавно, учитывая опыт его создания и боевого применения. Ну а может это восстановление исторической справедливости? Ведь сейчас принято считать, что Тигр (Р) стал жертвой грязной конкуренции. Впрочем, на этот счет у меня есть один долгострой, который я хотел бы закончить в следующем году.

Первенцем в 35ом масштабе является - Tiger-Ferdinand Porsche Version VK-4501 от Italeri. Артикул 274. Модель была выпущена в 1994 году и наделала тогда много шума, став мечтой многих моделистов.

В том же 1994 году фирма Accurate Armour выпустила VK4501(P) Tiger в смоле. Набор, конечно не получил широкого распространения, но не упомянуть о нем нельзя. В комплект входили: точеный ствол, металлические траки, фототравление. По тем временам просто шик! К тому же, вполне вероятно, что этот набор все-таки был первым и пошел в производство немного опередив набор Италери.

В 2004 году появился Panzerkampfwagen VI (P) от Dragon. Арт. 6210. Важно, что этот набор позволял построить именно боевую машину из sPzJgAbt 653. Модель была заметно лучше италовской, но не без ошибок. В частности, сразу вызвало вопросы отстутствие эвакуационного люка в башне.

В 2006 году Dragon исправил ошибки, добавил эвакуационный люк в башню, щедро отсыпал точеных и травленых допов и выпустил гораздо более более правильный Тигр (Р) Арт. 6352. Модель именно из такого набора и стала героем данной статьи.

В 2014 году Dragon снова выпустил Тигр (Р) да еще и с циммеритом. Артикул 6797. Увы, но циммерит в этой модели является полным провалом. Он не похож по фактуре (на башне она переразмерена), не похож по рисунку ("солнышки" в стиле Элефантов), а в ряде мест его просто нет (например, на предкрылках). На лобовой бронеплите его и вовсе предлагается сделать из травленки. Вдобавок, набор лишился ряда плюшек, наборных траков.

В 2016 году старенький набор Tiger Porsche VK-4501 от Italeri почти случайно оказался в ассортименте фирмы Звезда. Арт. 3680. Причем, модель выпустили лимитированным тиражом и с полок магазинов она уже успела пропасть. Однако, если вы не успели обзавестись этим набором, не расстраивайтесь. В 2020 году Звезда анонсировала его перевыпуск.

Ну а самым свежим на рынке на данный момент является Pz.Kpfw.VI Tiger(P) от Amusing Hobby. Арт. 35A023. Модель очень хороша, снабжена травленкой, рабочими наборными траками, рабочей подвеской и даже смоляной фигуркой Фердинанда Порше. Это идеальный вариант для постройки Тигра (Р) в его раннем обличии.

Ну и напоследок немного юмора. Italeri в этом году выпустили "новинку" - VK 4501(P) Tiger Ferdinand в яркой красочной коробке Арт.6565. Не стоит обманываться, внутри лежит все тот же старенький набор из 1994 года. Новые только декали и коробка. "Гении" маркетинга, что тут скажешь!


ПРОТОТИП
Как вы понимаете, творческих мук с выбором прототипа у меня не было, ведь прототип существовал в единственном экземпляре. Хочешь PzBefWg IV (P) из sPzJgAbt 653? Все просто! Строй танк с номером 003. Или есть нюансы? Итак, давайте рассмотрим внимательнее того единственного Тигра (Р), что попал таки на фронт. Эта была последняя построенная машина, которая имела номер шасси 150013. Она участвовала в сравнительных испытаниях по выбору единственно верного Тигра для вермахта в ноябре 1942 года. Затем, после отказа от программы постройки Тигров (Р) танк проходил различные испытания на Куммерсдорфском полигоне в течение 1943 года. В начале 1944 года танк вернулся на завод Nibelungenwerk, где прошел примерно такой же комплект доработок, как и Фердинанды при превращении их в Элефанты. В лобовой части были установлены бронеплиты, что увеличило толщину до 200мм, были установлены более широкие 640мм гусеничные траки, моторы Typ 101 были заменены на два двигателя Maybach HL 120TRM, кроме того, танк был покрыт циммеритом.

В апреле 1944 года танк отправился на фронт в составе штабной роты sPzJgAbt 653 и стал одним из самых примечательных раритетов в составе этого подразделения. Мы ничего не знаем о боевом применении данной машины. Известно лишь то, что в сводках 18 июля она числится в штате подразделения, а 22 июля уже нет. Видимо, раритет был потерян в ходе отражения Львовско-Сандомирской наступательной операции, стартовавшей 13 июля 1944 года.
Что любопытно, в разные периоды машина имела несколько отличающуюся маркировку. Так, судя по фото весны 1944 года, когда машина только шла на фронт, мы видим наличие эмблемы подразделения на лобовой бронеплите и на корме. Кроме того, отсутствует номер 003 на бортах башни. А вот на июльских фото номер на баше уже появился. Также он появился и на корме, на том месте, где была эмблема подразделения. А вот на лобовой бронеплите эмблема осталась. Вот такие интересные видоизменения. Учитывайте это при постройке модели.

Tiger (P) едет на фронт. Фото весны 1944 года.

Вид с кормы. Хорошо видна эмблема подразделения на корме.

Знаменитая фотка, на которой запечатлены сразу два самых знаменитых раритета из . Обратите внимание, что номера 003 на борту башни еще нет.

Состав штабной, 2ой и 3ей рот sPzJgAbt 653 на июль 1944 года. 1 рота в этот момент была в Италии.

Июльская фотография. На борту башни появился номер 003.

Вид с кормы говорит о том, что на месте эмблемы батальона на кормовой бронеплите был нанесен номер 003. Сама эмблема при этом, пропала.

Шикарнейший снимок на котором мы видим вид и размер креста на забашенном ящике, а также форму коушей тросов. Он и не тигриные, а элефантовские.

С этой точки хорошо виден размер и расположение номеров и крестов на борту башни.

СБОРКА
Модель от Dragon конечно хороша, но потребовался ряд доработок. Конечно же, не обошлось без фототравления, которое сделало модель гораздо более ажурной в мелочах. Я остановил свой выбор на наборе от Lion Roar. Признаться, бралось травление в первую очередь, ради надмоторных сеток. Очень колоритная и характерная деталь этого Тигра, с которой пришлось немного повозиться. Но зато эти неказистые сетки задают поршовому Тигру свой неповторимый колорит. Кроме того я заменил надгусеничные полки и предкрылки на травленые. Отдельно остановлюсь на маленькой корзинке для донесений, что расположена возле комбашенки и носит гордое название Rauchsighalkorb. Её я несколько часов мучил-сгибал из травленки, пару раз переделывал, не достигнув аккуратного результата и вот, когда итог меня наконец-то устроил, я её случайно уронил на пол… и раздавил. Пришлось грязно выругаться, вспомнить всех модельных богов: старых и новых, и начинать все сначала, благо, в запасах нашлась еще одна такая же травленая корзинка. Конечно, не обошлось без точеного ствола орудия, пулемета и антенн от Aber. Также установил металлические траки от MasterClub. Циммерит взял от Атак и он, честно говоря, расстроил. Набор, выпускающийся для Тигра (Р) от Dragon к этому самому Тигру не подходит! Пришлось где-то подрезать, где-то добавлять циммерит самостоятельно из шпаклевки. Не страшно, конечно, но очень удивило, учитывая немалый ценник набора. Отдельно остановлюсь на тросах. Поставил таковые для ФердоЭлефанта от Eureka. На всех моделях, что встречал в сети, авторы почему-то ставят тигровые тросы, хотя, на фото очевидно, что Тигр (Р) оборудован именно Элефантовскими тросами с довольно характерными коушами.

«Тигр» (Порше)

Содержание

История создания

История создания Танков «Тигр» Порше и Хенкеля неразрывно связана между собой.

До сих пор никто не может сказать точно, когда началась работа по созданию «Тигра». Многие исследователи называют дату 26 мая 1941 года, когда было выдано техническое задание. В этот день в «Бергхофе» состоялось совещание, на котором обсуждалось состояние немецких бронетанковых сил, которое вытекало из анализа их боевого применения во Франции. На нём присутствовали: А.Гитлер, рейхсминистр вооружения и боеприпасов Ф.Тодт, председатель «танковой комиссии» Рейхсминистерства, почётный доктор технических наук Ф.Порше, начальник управления вооружений сухопутных войск Заур, его заместители: полковник Филпс, подполковник фон Вилке, старший советник службы конструирования Э.Книпкампф и директор фирмы Штайр Хаккер. Особое внимание присутствующих А.Гитлер обратил на разработку средств борьбы с британским пехотным танком «Матильда».

Одним из пунктов повестки дня стал доклад начальника управления вооружений о ходе проектных работ по танкам VK4501 (P) и VK3601 (H), макеты которых были представлены здесь же для показа. Из этого следует, что танки на момент совещания уже находились на стадии разработки.

Кампания с СССР первоначально никак не повлияла на создание немецкого тяжёлого танка, так как все усилия немецких конструкторов были брошены на совершенствование уже имеющихся серийных машин, в связи с чем работы по проектированию и созданию тяжёлых танков были временно прекращены. Однако уже осенью, в связи с постоянными жалобами танкистов Панцерваффе на неудовлетворительную бронестойкость машин и слабое вооружение, работы по созданию нового танка были возобновлены. В результате доработок танка фирмы «Хеншель» (изменение подбашенной коробки, увеличение толщины брони, доработки в ходовой части), вес прототипа достиг 48 тонн вместо первоначально заявленных 36! После этого проект был переименован из VK3601 (H) в VK4501 (H). В результате увеличения веса машины, увеличилось и давление гусениц на грунт, в связи с чем были применены чрезвычайно широкие гусеницы. На них танк не вписывался на железнодорожные платформы, по этому его приходилось каждый раз переобувать.

Стоит отметить, что Ф.Порше пользовался личным покровительством Ф.Тодта. И когда Тодт 3 февраля 1942 года разбился в авиакатастрофе, а его место занял Альберт Шпеер, машина доктора Порше в одно мгновение из «приоритетного танка прорыва» превратилась в «чрезмерно затратную и ненадёжную». Управление вооружений, при помощи Шпеера, постоянно доказывало Гитлеру о нецелесообразности создания танка Порше, так как революционное для того времени решение использовать электрогенераторы в качестве трансмиссии требовало очень много меди, а так же было ненадёжно при эксплуатации танка.

Испытания

Так или иначе, но перспективная для своего времени машина под индексом VK4501 (P) в серию не пошла, было изготовлено всего пять машин, однако 90 шасси под танки «Тигр» (P) были заказаны ещё до официальных сравнительных испытаний прототипов, что в свою очередь не исключает и версию о том, что Фердинанд Порше был уверен в победе своего детища и заранее подготовился к его серийному выпуску. Впоследствии все шасси были использованы для производства САУ.

Характерные особенности

Ходовая часть машины состояла из шести двойных катков на борт, расположенных попарно на трёх тележках, с обрезинкой внутри колеса, что в значительной степени способствовало большей износостойкости резинового бандажа. Впоследствии катки с подобными бандажами стали использовать на «Тиграх» и «Пантерах». Торсионы располагались в тележке, а не внутри корпуса как у подавляющего большинства танков того времени. Ведущее колесо располагалось сзади, в противовес традиционному у немецких танков переднему, благодаря чему танк становился более приземистым.

В танке устанавливалось два двигателя воздушного охлаждения V10, которые работали на два генератора, а те, в свою очередь питали два тяговых электромотора, приводящих в движение ведущие колёса [2] .

Боевое применение

В связи с тем, что на танках использовались двигатели воздушного охлаждения, было решено использовать их на Африканском театре военных действий. Однако, в связи с неудовлетворительной проходимостью танка, от этой идеи отказались, после чего все пять построенных машин были переданы на завод в Дёллерсгайме (Dollersheim) для тренировок [2] .

На сегодняшний день доподлинно известно лишь об одном «Тигре» фирмы Порше, который участвовал в боях на Восточном фронте в 1944 году, в районе Галиции, куда прибыл в расположение 653-го тяжёлого батальона истребителей танков в качестве командирского танка с бортовым номером «003».

САУ «Фердинанд»

БРЭМ «Тигр» фирмы «Порше»

В сентябре 1943 года три «Тигра» Порше на заводе «Нибелунгенверке» были переделаны в БРЭМ. Об участии в боевых действиях данных машин ничего неизвестно. По-видимому, все три экземпляра так ни разу и не покидали территорию завода.

Первый электротанк Порше

По поводу бронетанковой составляющей творчества Фердинанда Порше у многих сложилось мнение как о некоем любимце Гитлера, который просочился в немецкий танкопром и делал всякую ернду, никому не нужную. Такое говорить могут только те, кто про немецкое танкостроение не знает практически ничего. Начать надо с того, что непосредственно танками Порше начал заниматься еще во второй половине 20-х годов. 26 марта 1927 года был подписан контракт с Daimler-Benz на разработку среднего танка Armeewagen 20. Так вот, главным конструктором A.W.20 на Daimler-Benz стал Фердинанд Порше, вместе с которым разработкой руководил Рудольф Мертц. Машина, более известная как Großtraktor, получилась самой заумной из трех вариантов данного танка, но и остальные получились не сильно лучше. Далее пути Daimler-Benz и Порше несколько разошлись, поскольку тот открыл собственное дело - Porsche K.G. Инжиниринговая компания занималась различными разработками, в основном связанными с автомобилестроением. При этом Порше всё же продолжал сотрудничество с Daimler-Benz, но первое время не по танкам.
Снова Порше понадобился во второй половине 30-х годов, когда выяснилось, что Z.W., он же Pz.Kpfw.III, явно не получился с точки зрения ходовой части. Между тем, Porsche K.G. в 1933 году разработала торсионную подвеску для танков, которую впервые применили на Landsverk L-60. Детище Карла Рабе, правой руки Порше, оказалось для немецкого танкостроения эпохальным. Уже вскоре эту подвеску применили на Z.W.38, ну а далее торсионная подвеска стала основополагающей для большинства немецких танков. Для Гитлера данное событие не осталось без внимания. Дело в том, что эксперименты Генриха Книпкампа не всегда заканчивались удачно, тот же Z.W.38 встал в производство с большим скрипом. У нас бы за такое Книпкампу сделали цугундер, причем два раза, а тут божья роса. Тем не менее, в 1939 году образовалась Танковая комиссия. Инициаторами ее создания стали Гитлер и Тодт. Возглавил ее Порше, заместителем стал Оскар Хакер, глава фирмы Steyr. Так образовалась своеобразная «австрийская группировка»: помимо австрийского происхождения большинства членов комиссии, многие из них ранее работали на Austro-Daimler. Была у Panzerkomission и производственная база: в этой роли выступал завод Nibelungenwerk, построенный Steyr после аншлюса и выпускавший ряд немецких танков. Также «в деле» оказались несколько немецких промышленных гигантов, включая Krupp и Siemens. А в 1941 году там же оказалась Škoda. Вот в таком составе и была создана первая самостоятельная разработка Порше как танкостроителя - тяжелый танк Typ 100, он же VK 30.01(P).

Причины, по которым Posche K.G. занялась разработкой именно тяжелого танка, лежат на поверхности. С легкими танками дела обстояли вполне хорошо, со средними тоже, причем их имелось сразу два. А вот с тяжелыми танками дела обстояли сложно. Танк прорыва D.W. у Книпкампа и Henschel не выходил, аки каменный цветок. Развитие этого проекта получило обозначение VK 30.01 (H), причем конструкция его шасси, которое разрабатывалось совместно Henschel и Книпкампом, постоянно переделывалась. Судя по всему, кому-то в немецком военном руководстве стало ясно, что затягивание работ над проектом создания тяжёлого танка 30-тонного класса может привести к негативным последствиям. Посему в декабре 1939 года началась разработка Sonderfahrzeug I (спецмашина I), он же Typ 101, возглавил ее Франц-Ксавье Раймшпис. Правда, сформировалась машина далеко не сразу. Дело в том, что ТТТ оказались крайне странными. Боевая масса машины должна была составлять 25–30 тонн, в качестве вооружения предполагалось использовать орудие калибра 75 либо 105 мм. Летом 1940 года работу по танку тормознули, но в начале 1941 года разморозили. Причина всё та же - каменный цветок у Книпкампа и Henschel всё еще не выходил.



Опытный образец VK 30.01(P) на испытаниях.



Машина так и не получила башню, вместо нее стоял массогабаритный макет.

Танк получился радикально отличающимся от всего того, что делалось под надзором 6-го отдела Департамента Вооружений. Он имел классическую компоновку с довольной необычной моторно-трансмиссионной группой. Вместо одного бензинового двигателя водяного охлаждения Typ 100 оснащался спаркой бензиновых моторов воздушного охлаждения. Суммарно два 10-литровых мотора Typ 100, выполненных по схеме V-10, выдавали 420 лошадиных сил. Их делали на заводе Simmering-Graz-Pauker AG из Вены. Работали моторы совместно с электромеханической трансмиссией, которую спроектировал Отто Цадник в плотном сотрудничестве с Siemens. Двигатели сгруппировали с генераторами, которые передавали энергию на электродвигатели в носовой части корпуса. Ведущие колеса также находились спереди. По-своему оказалась сделана и ходовая часть. Инженеры-конструкторы Порше отказались от концепции торсионной подвески, которую сами же в свое время и создали. Вместо этого была разработана новая торсионная подвеска, рабочие элементы которой были вынесены за пределы корпуса. Получилась своеобразная помесь блокированной и торсионной подвески: как и у B.W., опорные катки здесь блокировались в тележки по два, но в качестве упругого элемента использовался укороченный торсион. Подобная конструкция заметно упрощала конструкцию корпуса – не требовалось делать многочисленные отверстия и крепления под торсионы. Кроме того, при подрыве на мине теперь требовалось всего лишь поменять тележку. Кстати говоря, изготавливались элементы ходовой части на Skodawerk. Не менее интересно выглядела и моторно-трансмиссионная группа. Наконец,



"Банда Порше" в ходе езды неподалеку от Nibelungenwerk, 1942 год.

Общая сборка танка отводилась заводу Nibelungenwerk, который был построен Steyr. В принципе, уже весной 1941 года имелся полный набор смежников, так что Typ 100 вполне могли запустить в серию еще с 1941 года. И машина эта была бы очень опасной. Но она утонула в разных требованиях по улучшению характеристик. Посему единственный образец танка был построен в районе октября 1941 года и использовался как тестовая лаборатория. Благодаря его постройке удалось получить массу полезной информации, которая позже сильно пригодилась при проектировании VK 45.01(Р). Башню, впрочем, ставить на шасси не стали, установив вместо неё массо-габаритный макет.

Какие танки выпускал порше


Эта статья написана мною еще в 2011 году. В сети она бродит под наименованием "Фердинанд» - самая страшная САУ?", и давно живет своей отдельной жизнью от автора))). Однако, текст статьи, опубликованной в сети неполный. Подвергшийся редактуре. А вот вам вся целиком. Эксклюзив, так сказать от мену, любимого.))) Желающим ознакомиться с основным вариантом статьи велком, к примеру сюдой http://mihalchuk-1974.livejournal.com/645.html

Не так страшен «Фердинанд», как его малюют?

Есть один образец немецкой бронетанковой техники, который оставил по себе столь долгую память у советских солдат, что практически любую немецкую самоходную артиллерийскую установку с момента его появления и до самого конца войны они называли именем «Фердинанд». Хотя самих «Фердинандов» было выпущено крайне мало: всего 90 штук, и еще 4 БРЭМ (бронированная ремонтно-эвакуационная машина) на их базе. Трудно найти образец бронетехники времен Второй Мировой войны, выпущенный в столь малом количестве и так прославившийся. Так каким он был «Фердинанд», и почему он так широко известен со времен Курской битвы? Мы не будем особенно вдаваться в технические детали, а обратим самое пристальное внимание на бои на северном фасе Курской дуги, где первый и последний раз были массированно применены эти чрезвычайно мощные машины.

Краткая история рождения.

Первый бой – он самый трудный.

Так в чем же причина такой известности «тяжелого штурмового орудия», или если угодно «тяжелого истребителя танков» «Фердинанд»? Однозначного ответа нет.
Несомненно, творение Фердинанда Порше, носившее его имя, было шедевром технической мысли. В огромной САУ были применены многие технические решения (уникальная ходовая часть, комбинированная силовая установка, расположение БО и т.д.) не имевшие аналогов в танкостроении. Вместе с тем многочисленные технические «изюминки» проекта были слабо приспособлены для войсковой эксплуатации, а феноменальная бронезащита и мощнейшее вооружение, нивелировались отвратительной подвижностью, малым запасом хода, сложностью машины в эксплуатации и отсутствием концепции применения такой техники.
Также не вызывает сомнений, что «Фердинанд» был страшным противником, для советских танков и артиллерии, особенно на дальней и средней дистанции. Его орудие StuK 42 подбивало Т-34 с 3,5 км (про Т-70, составлявших до трети матчасти наших танковых частей вообще лучше промолчать), пушка же «тридцатьчетверки» могла пробить бортовую броню только с дистанции до 400м, да и то подкалиберным снарядом. (в боекомплекте в 1943 году 5 шт!). Однако на ближней дистанции 65-тонный монстр оказывался вполне уязвим даже для пехоты, ибо совершенно не имел оборонительного вооружения.
Но как мы видим наибольшие потери тяжелые САУ понесли на минном поле куда их мастерски пропустили наши противотанкисты и пехотинцы. Для этого надо было иметь железные нервы и тактически грамотное командование, которое четко понимает сильные и слабые стороны, как своих войск, так и войск противника, как своей техники, так и техники противника.
Таким образом, вопреки бытующему мнению, что в больших потерях на Курской дуге уникальных ( и очень, очень дорогостоящих) САУ «Фердинанд» виноват В. Модель, не знающий как их правильно применить, можно сказать, что основными причинами таких высоких потерь этих САУ явились тактически грамотные действия советских командиров, стойкость и храбрость наших солдат и офицеров, а также немного военной удачи. Но, как известно, удача приходит к достойному!
Надеюсь, эта статья хоть в какой-то мере предаст ожесточение противоборства экипажей могучих «Фердинандов», тяжелых танков «Тигр», и обладавшей высочайшим боевым духом немецкой пехоты, с советскими противотанковыми орудиями открывавшими огонь со 100 метров, пехотинцами забрасывавшими бутылками с КС новейшие немецкие танки, саперами нашпиговавшими минами все поля вокруг Понырей, и танкистами пытавшимся подойти к немецким монстрам на самоубийственные 200м.

Танк «Фердинанд»: описание немецкой самоходки

Во время Второй Мировой войны немецкая армия столкнулась с советским танком Т-34, который доставлял им много проблем. Тогда в конструкторское бюро пришли заказы на создание машины, которая будет уничтожать вражеские танки. После этого началось производство «Фердинанда» или «Элефанта».

История и процесс создания

В начале 1941 года Гитлер лично заказал создать машину, которая сможет прорывать оборону противника.

  • На совещании вместе с высшими чинами инженерного ведомства были проанализированы потери и повреждения немецких танков при войне с Францией. В ходе этой встречи Фердинанд Порше и Штайер Хаккер получили особые заказы на создание тяжелого танка. С этого момента они стали конкурентами.
  • Второй причиной создания «Фердинанда» послужил тот факт, что большинство немецких танков не были достаточно эффективны в боях против английской «Матильды».
  • В 1941 году инженеры занималась доработкой серийных бронемашин, но в этом же году генералы и танкисты имели возможность познакомиться с танком КВ. Он произвел огромное впечатление. Осенью разработка танка была ускорена. Вооружением занималась фирма Хеншель (принадлежавшая Штайеру Хаккеру). Одним из главных разработчиков был Эрвин Адерс, который ранее создал немецкий танк «Тигр».
  • Во время разработки танка, у Фердинанда Порше произошел конфликт с Управлением вооружения, который повлиял на конечный результат. Во время производства выяснилось, что башня не соответствовала заказанным параметрам.
  • Разработку Порше мало кто поддерживал, а вскоре в авиакатастрофе погиб его единственный союзник доктор Тодт. Это не остановило изобретателя, и он сильно рискуя, решил заказать корпуса для танков у фирмы Нибелунгенверк.
  • Во время испытаний разработка Фердинанда показала лучшие результаты, но чиновники, недолюбливая изобретателя рекомендовали разработку Хеншеля. Также рассматривался вопрос о производстве двух машин, но такой вариант стоил бы слишком дорого, поэтому Гитлер сдержанно отказал.
  • В марте 1942 года выяснилось, что разработку Порше невозможно создать на старой базе PzKpfw. IV. Изобретателю пришлось делать новый проект, в котором применялись шасси танка «Тигр». Фердинанд создал схему с расположением экипажа в большой рубке.
  • Спустя какое-то время были согласованы все доработки с Управлением вооружений. На заводе в Нибелунгенверк началась сборка корпусов. Базой послужили шасси от «Тигра». Во время сборки по неизвестной причине из проекта был убран пулемет. Эта доработка сыграет свою роль в дальнейшем.

В начале 1943 году в свет вышли первые самоходки и отправились на фронт. Танк был назван в честь своего создателя и получил название «Фердинанд». Порше ожидал, что с фронта придут жалобы и машину придется дорабатывать, но он так и не получил ни одной.

Танк «Фердинанд»: описание немецкой самоходки

Боевое применение

Впервые машина поучаствовала в боях на Курской дуге, но советская разведка уже имела данные о новом тяжелом танке вермахта. Был нарисован примерный чертеж, который был очень схож с оригинальной моделью. Также было известно о толстой броне танка и по этой причине было решено спроектировать 85-100 мм оружие. Однако орудие не было получено до наступления сил вермахта.

Немецкое секретное оружие показалось лишь во время операции «Цитадель» 5 июля. 8 июля один из «Фердинандов» застрял на минном поле. Советские офицеры хотели его осмотреть, но за несколько дней немецкие войска продвинулись вперед и поэтому подобраться к танку не было возможности.

Во время боев возле станции Поныри, немецкие войска не могли продвинуться вперед и поэтому была создана мощная штурмовая группа, в основе которой были «Фердинанды». Советские артиллеристы пытались поразить новые танки, но их попытки не увенчались успехом и пришлось покинуть позиции. Однако благодаря этому маневру, танки заехали в минные поля, где с флангов было расстреляно множество техники. Немецкие военные хотели попробовать перетащить подбитую технику обратно в тыл, но на тот момент отсутствовали мощные тягачи. 14 июля затею пришлось бросить, так как советские войска пошли в наступление.

В боях у поселка Теплое потери были в разы меньше благодаря более обдуманным действиям. Но в этот раз советы смогли захватить одну самоходную машину вместе с экипажем. Во время артобстрела немецкие танки начали маневрировать и один из них заехал в песок и там же «закопался». Экипаж собственноручно пытался вызволить из грунтового плена «Фердинанд», но вовремя подоспела советская пехота. Танк достали лишь в августе при помощи двух тракторов.

После боя на Курской дуге, «Фердинанд» был детально анализирован, благодаря чему советы узнали о его слабых сторонах. Большинство танков подрывалось на минах, где повреждалась ходовая часть. Также несколько самоходок были подбиты артиллерией и огнем СУ-152. Один «Фердинанд» сожгли коктейлем Молотова. Всего один танк получил пробоину от 76 мм снаряда от танка Т-34-76. Огонь велся в 200-400 метрах.

Советские войны были в большом восторге от новой немецкой самоходки. Руководство учло тот факт, что подбить «Фердинанд» действительно сложно, и решило награждать тех солдат, которые смогли попасть в цель.

В битве под Курском было уничтожено 39 «Фердинандов». В дальнейшем в ходе отступления с Украины было потеряно еще 4 танка. В итоге осталось 47 танков. Несколько было отправлено Порше, чтобы доработать. В танках были заменены некоторые запчасти, а также установлен пулемет. После всех доработок часть танков отправили в Италию. Остальные снова поехали на фронт, где в 1944 году один за другим уничтожались советской армией.

Последнее сражение, в котором участвовали «Фердинанды» — это битва за Берлин.

Танк «Фердинанд»: описание немецкой самоходки

Начало серийного производства

Изначально, идей было постепенное наращивание производства. Планировался выпуск 15 машин в феврале, 35 в марте и 40 в апреле. Сборка танков началась на заводе «Нибелунгенверке», хотя изначально этим должен был заниматься завод «Алкетт».

Выбор пал на «Нибелунгенверке» по следующим причинам:

  • все железные дороги были заняты поставками на фронт «Тигров», тогда как корпуса танка нужно было доставлять на Алкетт;
  • корпуса танка переделывались медленнее;
  • для производства танка требовалось переоборудование завода.

Алкетт, однако, принял участие в сборке танков, отправив опытную бригаду для сварки башен.

Первый танк был готов уже 16 февраля 1943 года. 8 мая того же года были созданы все остальные танки. 12 апреля были проведены испытания в Куммерсдорфе. В Рюгенвальде машину впервые увидел Адольф Гитлер и одобрил ее. В конечном счете «Фердинанд» прошел комиссию Heeres Waffenamt, которую было необходимо пройти любой техники того времени.

Танк «Фердинанд»: описание немецкой самоходки

Технические характеристики

Длина6,8 м
Ширина3,38 м
Высота2,97 м
Масса65 т
Экипаж6 человек
Двигатель2x Maybach HL 120 TRM
Скорость30 км/ч
Максимальное расстояние хода150 км
ЗащитаДо 200 мм
Вооружение88 мм пушка Pak43/2 и 7,92 мм пулемет
Боевой комплект50

Устройство «Фердинандов»

Корпус и оборудование

Боевая рубка представляла собой хорошо защищенную четырехгранную пирамиду. Корпус был выполнен из цементированной морской брони, передняя часть которой была до 200 мм толщиной.

Самоходка имела два отделения — силовое и боевое. Для сварки корпуса использовались гетерогенные бронеплиты. Их особенностью является то, что внешняя поверхность у них была тверже, чем внутренняя. В планах производителя изначально входила 100 мм лобовая броня, но в итоге конструктор решил увеличить ее до 200 мм.

В силовом отсеке располагались двигатель, электрогенераторы и электродвигатель. «Фердинанд» был необычайно комфортен в управлении:

  • место механика-водителя было оборудовано спидометром, приборами контроля мотора, часами, а также перископами для наблюдений;
  • слева имелась смотровая щель;
  • стрелок-радист находился слева от механика водителя. В его обязанности входило поддержание связи и ведение огня из пулемета;
  • танк оснащали рациями FuG и FuG Spr f.

Сзади располагался остальной экипаж — командир, двое заряжающих и наводчик. В машине всего было 5 люков. Один для командира, второй для наводчика, два небольших предназначались для заряжающих. Пятый предназначался для загрузки боекомплекта, а также для посадки экипажа в танк.

Для защиты тыла имелась небольшая бойница.

Вооружение

Экипаж из боевого отделения заряжал 88 мм пушку Pak 43. Максимальный боекомплект составлял 50 выстрелов, но бывали случаи, когда танки комплектовались 55 зарядами. Пушка имела длину в 6300 мм. Ее вес был более двух тонн.

Танк мог стрелять многими снарядами:

  • бронебойными;
  • фугасными;
  • кумулятивными.

Максимальный угол, на который поворачивалась пушка составлял 30 градусов. Орудие можно было поднять на 18 градусов вверх и опустить на 8 градусов вниз. «Фердинанд» пробивал броню практически любого советского танка. В дальнейшем «Тигр» тоже начали оснащать такой же пушкой.

Танк «Фердинанд»: описание немецкой самоходки

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

В данной разработке применялось множество новых технических решений, которые ранее не использовались в мировой машиностроительной отрасли.

Самая значительная разработка — это электрическая трансмиссия. На то время это была серьезная инновация, но дорогостоящая и недостаточно надежная для длительной эксплуатации.

  • Танк приводился в движении благодаря двенадцатицилиндрованному двигателю Maybach HL 120 TRM, который обладал мощностью в 265 л.с. Рабочий объем составлял 11867 см3.
  • Шасси имело классическую на тот момент конструкцию — 3 двухколесные тележки и направляющее ведущее колесо справа и слева. Каждый опорный каток имел независимую подвеску. Диаметр каждого катка составлял 794 мм, ведущее колесо было 920 мм.
  • Траки на гусеницах не смазывались, так как были сухого типа. Их конструкция была одношквореневой и одногребневой. На одну гусеницу требовалось 109 траков. Длина опорной части гусеницы составляет 4175 мм. Ширина колеи — 2310 мм. По необходимости устанавливались специальные зубцы для лучшей проходимости. Материал изготовления — сплав марганца.

Интересно! «Фердинанд» окрашивали в тот цвет, на местности которых будут вестись бои или от времени года. Чаще всего танки красили в оливковый цвет с темно-зелеными или коричневыми пятнами. В редких случаях использовался трехцветный танковый камуфляж. Зимой боевые машины красили в белый цвет.

Успехи машин и результаты сражения

В отчете по битве на Курской дуге указывается, что против советской армии воевало два дивизиона, в которых было значительно количество Фердинандов, состоявших в 656 танковом полку. В нем они уничтожили 502 советских танка, более 100 орудий и 20 противотанковых пушек. Исходя из отчета можно сделать вывод, что красная армия понесла серьезные потери.

Танк «Фердинанд»: описание немецкой самоходки

Сравнительные характеристики с противником

В то время «Фердинанд» считался одним из самых сильных танков и на равных сразиться с ним мог далеко не каждый. Самый близкий вариант считается САУ СУ-152, ИСУ-152 и СУ-100. Последний проходил испытания на трофейных самоходках.

Если сравнить советские танки с «Фердинандом», то разница будет на лицо.

  • Лобовая броня у немецкой самоходки составляет 200 мм, а у советской всего 60-75 мм.
  • По орудию перевес идет в сторону советской бронетехники. СУ-152 обладал 152 мм МЛ-20 или 100 мм пушкой, немецкий вариант 88 мм. Такой крупный калибр с легкостью справлялся с любой техникой, кроме «Фердинандов». Немецкую броню танк пробивал с большим трудом.
  • Максимальное количество зарядов, которое можно было взять с собой в «Фердинанд» составляло 55 единиц. В ИСУ-152 помещался только 21, а СУ-100 33 штуки.
  • Порше сильно критиковали за то, что запас хода составлял всего лишь 150 км. Советская самоходная установка могла пройти всего 75 км.
  • Немецкий производитель создал 91 единицу данной боевой техники. Советский производитель собрал около 200 СУ-152, ИСУ — 3200 и СУ-100 чуть меньше 5000.

На заметку! Немецкая бронетехника превосходила советскую, но слишком маленький выпуск и проблемная ходовая часть не дала раскрыть полный потенциал данной техники.

В итоге, после получения новых 85 мм и 122 мм пушек, которые устанавливались на Т-34 и ИС, танки смогли на равных воевать против «Фердинандов». Основной задачей было подойти с тыла или с фланга.

Танк «Фердинанд»: описание немецкой самоходки

Модификации

После битвы на Курской дуге, оставшиеся 47 танков были отправлены на доработку. Самой главной модификацией считается установка пулемета в шаровой установке. Также инженеры решили заменить стволы орудий, развернуть щиток на стволе, чтобы он лучше закреплялся.

Для лучшей обзорности на крыше рубки была установлена наблюдательная башня с 7-ю неподвижными перископами. Изменения коснулись генераторов — были изменены полюса. Выхлопные патрубки лучше загерметизировали. Особое внимание уделили днищу — его дополнительно усилили 30 мм плитами для защиты днища от мин.

Также были установлены более широкие гусеницы для лучшей проходимости. Боекомплект увеличился с 50 до 55. На корпусе самоходной установки появились крепления для инструмента и гусеничных траков. Инженеры также решили покрыть корпус танков циммеритом для защиты от ручных, клеящихся мин.

После окончания модернизации «Фердинанд» переименовался в «Элефант». Однако данное название не было столь популярным и до окончания войны САУ чаще называли «Фердинандами» нежели «Элефантами». Англичане наоборот, немецкую самоходную установку называть «Элефантом», так как на помощь Италии танк был отправлен уже после модернизации и английские военные столкнулись с ним впервые.

Вклад в культуру и историю

Несмотря на небольшой тираж этих танков, они оставили очень яркий след в военной истории. Его можно ставить на один ряд с «Тигром» и «Мессершмиттом. На противника «Фердинанд» влиял крайне негативно, так как его все опасались. Немецкие военные этим пользовались и одевали на пушку ведро для устрашения советских солдат.

Если доверять мемуарам, то советские войны уничтожили примерно 600 самоходных установок, однако это не может быть правдой, так как тираж составил всего 91 штуку.

В повести Виктора Курочкина «На войне как на войне» есть момент, где группа советских Т-34 встречается на поле боя с немецкими САУ, где бойцы отзываются о них, как об опасном и достойном противнике.

Интересно! «Фердинанд» популярен и по сей день — его часто можно встретить в играх, где события затрагивают вторую мировую войну.

Многие фирмы производят различных масштабов немецкие самоходные установки. Фирма «Звезда» выпускала САУ два раза. Первый раз под номером 3563 «Фердинанд», имел много неточностей. Дело в том, что данный вариант был скопирован у фирмы Italeri, который являлся копией «Элефанта». Следующая модель 3653 уже была тем самым танком, который когда-то воевал под Курской дугой.

Во время Великой Отечественной войны было создано множество различных самоходных установок, но самой яркой, опасной и легендарной принято считать именно «Фердинанд».

Заключение

Инженерам однозначно удалось создать самоходную установку, которая успешно может уничтожать средние и тяжелые бронемашины. «Фердинанд» или «Элефант» не был лишен недостатков, но его достоинства с лихвой перекрывали все минусы. Руководство ценило эти САУ и поэтому старалось их максимально беречь. Их не отправляли на операции, если в этом не было острой необходимости.

Читайте также: