Какие тропы использует поэт вечер на оке

Обновлено: 02.07.2024

Николай Заболоцкий

article402851.jpg

Вечер на Оке

Анализ стихотворения Заболоцкого «Вечер на Оке»

Пейзажная лирика Николая Заболоцкого довольно сложна для понимания, так как практически в каждом произведении содержится глубокий философский подтекст, который заставляет читателей переосмыслить привычные события и явления. К таким произведениям, в частности, относится стихотворение «Вечер на Оке», в котором поэт словно бы приоткрывает завесу тайны над волшебством природы и дает возможность всем желающим заглянуть в иной мир, который находится на расстоянии вытянутой руки, но так и остается незамеченным.

Это стихотворение автор начинается со строк о том, что далеко не каждому человеку, даже если он наделен поэтической душой и художественным даром, удается разглядеть «подлинную радость» в привычном русском пейзаже, который может не меняться десятилетиями. Он становится настолько обыденным и незаметным, что мало кто отдает себе отчет в том, сколько очарования он таит в себе. Секрет этого феномена прост, так как природа, «с утра обремененная работой», совсем не заинтересована в том, чтобы выставлять себя во всей красе перед людьми, которые, к тому же, не в состоянии оценить ее изящество и гармонию. Таким образом, автор наделяет окружающий мир чертами женщины, которая занята повседневными делами и не тратит драгоценное время на то, чтобы выглядеть лучше, чем она есть на самом деле. Однако автор отмечает, что с наступлением вечера, когда дневные заботы остались позади, природа, как и женщина, буквально преображается. Достаточно последним лучам заката прикоснуться к земле, как «обыденности плотная завеса с ее красот мгновенно упадет».

Описывая, как может преобразиться окружающий мир, Николай Заболоцкий сравнивает его с настоящей богиней, которая соткана из света и теней, тумана и огня. При этом поэт подчеркивает, что чем ниже опускаются сумерки, тем отчетливее становятся видны те мелочи и детали, на которые мало кто обращает внимание днем. Автор утверждает, что в этот момент «горит весь мир, прозрачен и духовен, теперь-то он поистине хорош». И это удивительное преображение вселяет в душу каждого, кто замечает, как природа меняется буквально на глазах, ощущение неподдельной радости и изумления. Поэт подчеркивает, что в такие минуты «ты, ликуя, множество диковин в его живых чертах распознаешь», не переставая удивляться тому, как многогранен окружающий мир, и сколько волшебных открытий он способен подарить человеку.

В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обремененная работой,
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас, не очарованных людей.
И лишь когда за темной чащей леса
Вечерний луч таинственно блеснет,
Обыденности плотная завеса
С ее красот мгновенно упадет.
Вздохнут леса, опущенные в воду,
И, как бы сквозь прозрачное стекло,
Вся грудь реки приникнет к небосводу
И загорится влажно и светло.
Из белых башен облачного мира
Сойдет огонь, и в нежном том огне,
Как будто под руками ювелира,
Сквозные тени лягут в глубине.
И чем ясней становятся детали
Предметов, расположенных вокруг,
Тем необъятней делаются дали
Речных лугов, затонов и излук.
Горит весь мир, прозрачен и духовен,
Теперь-то он поистине хорош,
И ты, ликуя, множество диковин
В его живых чертах распознаешь.

Стихотворение «Вечер на Оке» создано за год до смерти Николая Алексеевича Заболоцкого. Навеяны эти строки летним отдыхом в Тарусе.

Стихотворение написано в 1957 году. Его автору в эту пору исполнилось 54 года, он переживает личную драму: разлад с женой. Между тем, для творчества эти годы – одни из самых благоприятных в жизни поэта. В этот период выходит его сборник «Последняя любовь». Друзья предлагают ему обосноваться на лето в уютном дачном домике у реки. Заинтересованный поэт едет туда вместе со своей дочерью Натальей. Там он знакомится с художником И. Чекмазовым, заглядывает в гости к К. Паустовскому. По жанру – пейзажная лирика, по размеру ямб с перекрестной рифмой, деление на строфы отсутствует. Рифмы и открытые, и закрытые. Лирический герой явно не определен, это просто наблюдатель. Даже в заключительной строке, обнаружив себя, он говорит о себе во втором лице: «и ты, ликуя». По композиции его можно условно разделить на 2 части: описание дневного «русского пейзажа», чье очарование способен ощутить лишь истинный поэт, и – картина наступления вечера и ночи, поражающая воображение даже самого прозаического человека.

«Не каждому художнику видна»: поэт общался на отдыхе с художниками. Возможно, из полемики с кем-то из них и родился такой вывод. Далее идет олицетворение, точнее уж – сравнение – природы с работницей, крестьянкой. «С утра обремененная работой»: природе досадно, что люди нечувствительны к ее красоте и естественности. Наконец, идут строки с почти тютчевским звучанием: вечерний луч таинственно блеснет. «Обыденности плотная завеса»: все живое словно перестает притворяться, начинается другая жизнь. Огненность заката соединяет небо и землю. «Сквозные тени лягут в глубине»: картина, достойная кисти самого искусного художника. «Горит мир, прозрачен и духовен»: первозданность мира царствует в наступающей ночи. Теперь для всех он «поистине хорош». И люди с азартом, как дети, делают открытия, удивляются, наперебой рассказывают друг другу, пытаются запечатлеть и словом, и кистью. Метафоры: дух веет, заботами полей, из башен огонь. Олицетворения: грудь реки, вздохнут леса. «И как бы сквозь прозрачное стекло»: возможно, отсылка к Библии, где сказано «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло». Повтор: тише. Эпитеты: недвижен, безмолвен. Сравнение: как будто под руками.

Радостью бытия, вечного обновления природы и чувств проникнуты строки произведения «Вечер на Оке» Н. Заболоцкого. Старинная Таруса вдохновляла его в последние два года жизни.

Восприятие, истолкование и оценка стихотворения Н. Заболоцкого «Вечер на Оке»

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Восприятие, истолкование и оценка стихотворения Н. Заболоцкого «Вечер на Оке».

На протяжении всей политической карьеры знаменитый поэт XX века Николай Заболоцкий ни на шаг не отходил от важнейшей философской темы: «Человек и природа». Этому посвящено и стихотворение «Вечер на Оке» - настоящий поэтический гимн родной природе. В произведении повествуется о красоте природы средней полосы России. В стихотворении говорится о тишине пруда, вечерней чаще леса, о небесах и молчаливых облаках. Поэт словно приоткрывает завесу тайны над волшебством природы.

Всё произведение можно разделить на четыре разные части, содержащие свои микротемы. Первая часть – вводная, где Заболоцкий пытается обратить внимание читателя на подлинную красоту русского пейзажа. Далее поэт описывает «утренние хлопоты» природы и подчеркивает, что в повседневной жизни мы не всегда способны заметить очарование окружающего мира. Третья часть – закат, в котором природа преображается в лучах солнца. Заключительная часть подводит итог всему вышесказанному. Люди должны ценить и любить то, что есть сейчас, а не желать чего-то большего.

Поэт призывает быть неравнодушным к природе, воспитывать в себе чувство патриотизма. Окружающий мир дорог своей жизнью, скромной простотой, в которой много внутренней красоты, раздолья, спокойствия. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Заболоцкий обращается к природе, задумываясь о философских противоречиях бытия. В его изображении русский пейзаж - это самостоятельная и очень важная тема, благодаря которой были совершены многие открытия в мире. Главная особенность «Вечера на Оке»: природа изображается не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, а неотъемлемой частью его души, одним из самых глубоких и значимых переживаний, связывающих людей с Землёй, родным краем и Отечеством. Природа в целом воспринимается как живое существо, всегда хранящее некую тайну, открывающуюся только неравнодушному человеку.

Описывая русский пейзаж, автор использовал огромный арсенал языковых средств. В образе природы-труженицы используется олицетворение («С утра обремененная работой, / Трудом лесов, заботами полей»). Николай Заболоцкий сравнивает тени с руками ювелира, воду с прозрачным стеклом. Метафоры «грудь реки приникнет к небосводу», «обыденности плотная завеса», эпитеты «подлинная радость», «неочарованные люди», «загорится влажно и светло» переносят читателя в особый мир, который манит и околдовывает. Природа постоянно меняется и самосовершенствуется, что показывает гипербола «горит весь мир».

Это произведение -настоящая летопись природы. Читатель видит передачу чувств автора к родимой земле, родному пейзажу; размышлений поэта о любви и смысле жизни. Я советую прочитать «Вечер на Оке» всем, кто хочет прикоснуться к красоте родной природы.

В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обремененная работой,
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас, не очарованных людей.
И лишь когда за темной чащей леса
Вечерний луч таинственно блеснет,
Обыденности плотная завеса
С ее красот мгновенно упадет.
Вздохнут леса, опущенные в воду,
И, как бы сквозь прозрачное стекло,
Вся грудь реки приникнет к небосводу
И загорится влажно и светло.
Из белых башен облачного мира
Сойдет огонь, и в нежном том огне,
Как будто под руками ювелира,
Сквозные тени лягут в глубине.
И чем ясней становятся детали
Предметов, расположенных вокруг,
Тем необъятней делаются дали
Речных лугов, затонов и излук.
Горит весь мир, прозрачен и духовен,
Теперь-то он поистине хорош,
И ты, ликуя, множество диковин
В его живых чертах распознаешь.

Дата создания: 1957 г.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Вечер на Оке»

Пейзажная лирика Николая Заболоцкого довольно сложна для понимания, так как практически в каждом произведении содержится глубокий философский подтекст, который заставляет читателей переосмыслить привычные события и явления. К таким произведениям, в частности, относится стихотворение «Вечер на Оке», в котором поэт словно бы приоткрывает завесу тайны над волшебством природы и дает возможность всем желающим заглянуть в иной мир, который находится на расстоянии вытянутой руки, но так и остается незамеченным.

Это стихотворение автор начинается со строк о том, что далеко не каждому человеку, даже если он наделен поэтической душой и художественным даром, удается разглядеть «подлинную радость» в привычном русском пейзаже, который может не меняться десятилетиями. Он становится настолько обыденным и незаметным, что мало кто отдает себе отчет в том, сколько очарования он таит в себе. Секрет этого феномена прост, так как природа, «с утра обремененная работой», совсем не заинтересована в том, чтобы выставлять себя во всей красе перед людьми, которые, к тому же, не в состоянии оценить ее изящество и гармонию. Таким образом, автор наделяет окружающий мир чертами женщины, которая занята повседневными делами и не тратит драгоценное время на то, чтобы выглядеть лучше, чем она есть на самом деле. Однако автор отмечает, что с наступлением вечера, когда дневные заботы остались позади, природа, как и женщина, буквально преображается. Достаточно последним лучам заката прикоснуться к земле, как «обыденности плотная завеса с ее красот мгновенно упадет».

Описывая, как может преобразиться окружающий мир, Николай Заболоцкий сравнивает его с настоящей богиней, которая соткана из света и теней, тумана и огня. При этом поэт подчеркивает, что чем ниже опускаются сумерки, тем отчетливее становятся видны те мелочи и детали, на которые мало кто обращает внимание днем. Автор утверждает, что в этот момент «горит весь мир, прозрачен и духовен, теперь-то он поистине хорош». И это удивительное преображение вселяет в душу каждого, кто замечает, как природа меняется буквально на глазах, ощущение неподдельной радости и изумления. Поэт подчеркивает, что в такие минуты «ты, ликуя, множество диковин в его живых чертах распознаешь», не переставая удивляться тому, как многогранен окружающий мир, и сколько волшебных открытий он способен подарить человеку.

Урок литературы в 8 классе. Тема: «Поэзия пейзажа»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Диалог культур, межпредметные связи (литератураа, изобразительное искусство. МХК. музыка).

ВложениеРазмер
poeziya_peyzazha._o.u.doc 69 КБ

Предварительный просмотр:

ЧОУ СОШ «Ломоносовская школа»

Урок литературы в 8 классе. Тема: «Поэзия пейзажа»

Тип урока : Свободная интеграция с другими видами художественно-эстетическими деятельности. Диалог культур, межпредметные связи (литература, изобразительное искусство, МХК, музыка).

Учитель литературы: Чепурина М.В.

Учитель МХК: Петрова В.А.

1 .Образовательная : обучение анализу лирического произведения, знакомство с функциями пейзажа в художественной литературе, …. Знакомство обучающихся с жанром пейзажа в живописи.

2 .Развивающая : Развитие ассоциативно-образного мышления, памяти, умения анализировать материал, навыков публичного выступления.

3 Воспитательная : Воспитание нравственно-эстетического восприятия мира, любви к искусству, родной природе;

  1. Отработка тезауруса. (на повторение, новый)
  2. Умение анализировать лирическое произведение
  3. Усвоение нового материала.

Личностные: формировать положительное отношение к процессу познания, развивать навыки сотрудничества в группе .

Коммуникативные : Умение публично выступать, анализировать выступления, давать оценки.

Познавательные: Успешно осуществлять актуализацию новых лексических единиц, основываясь на учебную ситуацию и личный опыт, уметь осознанно строить речевое высказывание по образцу.

Регулятивные: работа в группе

I. Организационный этап учебного занятия

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

УЛ : На уроках литературы нам постоянно приходится обращаться к другим видам искусства. А на уроках, которые посвящены поэзии, это вдвойне актуально.

- Почему? Как объяснить близость поэзии с музыкой, живописью?

2. УЛ : Изучая произведения художественной литературы, мы часто привлекаем в помощь картины художников. Более точно представить героя можно, например, при помощи портретной живописи.

О предмете нашего сегодняшнего исследования скажут сюжеты картин и стихотворения выученные наизусть. Чтение наизусть стихотворений о природе. (Бунин, Пастернак, Заболоцкий). На экране пейзажи известных художников. (4 минуты)

(Заболоцкий «Вечер на Оке»)

УЛ: Итак, о каком виде живописи и лирики мы сегодня будем говорить?

(Пейзаж). Словесный пейзаж и живописный. Запись темы урока «Поэзия пейзажа»

УЛ: Почему каждому человеку близко и понятно изображение природы? (Ответы учащихся)

УЛ: Есть ли отличие в изображении природы художниками и писателями?

(Ответы учащихся: словесный пейзаж отличается от живописного. Главное отличие в том, что образ природы в литературном произведении может не столь отчетливо реализоваться зрительно. Литература создает мир не непосредственно – зримый, а воображаемый, читатель из слов – знаков должен мысленно воссоздать картину, рисуемую писателем.

Художник использует краски, а поэт изобразительно-выразительные средства языка)

УЛ : Итак, вы верно заметили отличия. Но сегодня на уроке нам предстоит находить общее в изображении пейзажа в живописи и литературе. Это можно считать нашей основной задачей. Также на уроке мы будем работать с разными понятиями, связанными с литературой и живописью.

III. Проверка домашнего задания . Повторение. Какую роль играет в художественной литературе пейзаж?

Роль пейзажа в художественном произведении

Пример из художественного произведения

Иллюстративная (создает фон, на котором происходят различные события в произведении)

Повесть Тургенева «Ася» о любви. Действие происходит в Германии на берегах величественной и красивой реки Рейн. Описание природы создает романтическую обстановку.

Психологическая (передает внутренне состояние героев, их переживания)

" Глядя кругом, слушая, вспоминая, я вдруг почувствовал тайное беспокойство на сердце. поднял глаза к небу - но и в небе не было покоя: испещренное звездами, оно все шевелилось, двигалось, содрогалось; я склонился к реке. но и там, и в этой темной, холодной глубине, тоже колыхались, дрожали звезды; тревожное оживление мне чудилось повсюду - и тревога росла во мне самом". (И. С. Тургенев "Ася")

Лирическая (создает определенное настроение у героя; задает общую тональность повествования)

Горький «Песня о Соколе»

IV. Этап изучения нового учебного материала, первичное усвоение новых знаний.

УЛ : Художник использует краски, а поэт изобразительно-выразительные средства языка.

Средства художественной выразительности в поэзии. Повторение.

- Назовите средства художественной выразительности, которые, на ваш взгляд, наиболее часто используют поэты при создании стихотворений о природе. (справочный материал в тетради)

Допишите еще средства художественной выразительности:

Цветопись - искусство передачи цветов, красок окружающего мира языком художественного произведения. С помощью цветописи писатель может передать чувства не напрямую, а как бы мелкими штрихами, наполняя своё художественное произведение. Обычно цветопись выражается с помощью прилагательных, однако может выражаться и в существительных, и в других частях речи.

Звукопись – это повторение одинаковых или сходных согласных, а также гласных звуков. Используется авторами в целях большей выразительности и повышения образности текста, так как усиливаются слуховые впечатления от изображаемого явления.

УИ. Пейзаж как жанр в живописи. (учитель МХК)

Лекция на 5 минут с показом репродукций. В лекции несколько понятий для дальнейшей записи в тетради: пейзаж, эпический пейзаж, лирический пейзаж, функции пейзажа. Иллюстративная, психологическая, лирическая, символическая.

УЛ. Каждый поэт, как и художник по-своему изображает природу. Наше восприятие тоже отличается.

Задание : прослушайте стихотворение Заболоцкого . Тексты стихотворения на партах. Под музыку

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

С утра обремененная работой,

Трудом лесов, заботами полей,

Природа смотрит как бы с неохотой

На нас, неочарованных людей.

И лишь когда за темной чащей леса

Вечерний луч таинственно блеснет,

Обыденности плотная завеса

С ее красот мгновенно упадет.

Вздохнут леса, опущенные в воду,

И, как бы сквозь прозрачное стекло,

Вся грудь реки приникнет к небосводу

И загорится влажно и светло.

Из белых башен облачного мира

Сойдет огонь, и в нежном том огне,

Как будто под руками ювелира,

Сквозные тени лягут в глубине.

И чем ясней становятся детали

Предметов, расположенных вокруг,

Тем необъятней делаются дали

Речных лугов, затонов и излук.

Горит весь мир, прозрачен и духовен,

Теперь-то он поистине хорош,

И ты, ликуя, множество диковин

В его живых чертах распознаешь.

УИ. Попробуем посмотреть на это стихотворение глазами художника.

Какими красками, по-вашему мнению, наполнено это стихотворение?

Составление коллажа. Комментарии.

V. Работа в группах. (10-15 мин)

УЛ: Итак, мы не только услышали, но и увидели картины природы, которые создал поэт. Продолжим сравнение.

Задание для групп: .

Группа 1 «Еще и холоден и сыр…» Иван Бунин

Ещё и холоден и сыр
Февральский воздух, но над садом
Уж смотрит небо ясным взглядом,
И молодеет Божий мир.

Прозрачно-бледный, как весной,
Слезится снег недавней стужи,
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск голубой.

Не налюбуюсь, как сквозят
Деревья в лоне небосклона,
И сладко слушать у балкона,
Как снегири в кустах звенят.

Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.

  1. Выразительно прочитайте стихотворение.

2. Ответьте на вопросы:

-Какое время года изображено в стихотворении?

- Какие средства выразительности использует Бунин, создавая данный пейзаж?

- Почему. На ваш взгляд, в стихотворении так много примеров олицетворения?

- Приведите пример звукописи в данном стихотворении.

- Как вы поняли последнюю строфу стихотворения?

3. Сравнение с репродукцией Саврасов «Грачи прилетели»

Группа 2. Стихотворение И.Бунина «Родина»

«Родина» Иван Бунин

Под небом мертвенно-свинцовым
Угрюмо меркнет зимний день,
И нет конца лесам сосновым,
И далеко до деревень.

Один туман молочно-синий,
Как чья-то кроткая печаль,
Над этой снежною пустыней
Смягчает сумрачную даль.

  1. Выразительно прочитайте стихотворение.
  2. Ответьте на вопросы :

Какое время года рисует поэт?

Какими цветовыми эпитетами сопровождаются в стихотворении следующие слова – небо, даль, туман?

С чем связано нагнетание мрачных тонов в стихотворении?

Какие художественные детали подчёркивают атмосферу бесприютности, безлюдия? Что смягчает в стихотворении ощущение безысходности?

Какие синонимы вы можете подобрать к слову “кроткий”?

Почему стихотворение Бунина названо “Родина”? ………………….

  1. Сравнение с репродукцией И.И.Шишкина «На севере диком»

Группа 3. Стихотворение И.Бунина «Листопад»

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

IV. Подведение итогов урока.

1. Стихотворения и песни о войне – это тревоги, горечь, сожаление, страдание; они рассказывают о войне, о подвигах солдат, о потерях, об ожиданиях встреч, о тяжести разлук и утрат.

– Что сближает фронтовые песни с песнями народными?

– Так ли уж необходимы нам страницы и строки о Великой Отечественной войне?

Она отдалилась от нас более чем на полвека, а о ней появляются все новые произведения. «Завершится» ли она, эта тема? Или Великой Отечественной суждена бесконечная жизнь?

Я знаю: никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но сумел сберечь,

Речь не о том, но все же, все же, все же.

– Как отнестись к этому признанию А. Т. Твардовского, создавшего в годы войны одно из самых любимых солдатами произведений из неразлучной «Книги про бойца» – поэмы «Василий Теркин» и единственного в своем роде стихотворения «Я убит подо Ржевом»?

(Если позволяет время, можно прочитать отрывок из этого стихотворения.)

При входе на Пискаревское кладбище в Санкт-Петербурге читаем: «Никто не забыт, и ничто не забыто» – последние слова реквиема павшим, созданного Ольгой Берггольц (запомните имя поэта, неотделимое от героической эпохи осажденного Ленинграда!).

(Показ слайдов «Пискаревское кладбище.)

«Эта память – наша совесть», – сказал поэт Юрий Воронов, который на всю жизнь запомнил ленинградскую блокаду, пережитую в детстве, и только ей отдал свой поэтический дар, создав одну-единственную книгу «Блокада», которую мы читали в 6 классе.

Так нужна ли нам память о войне? «Нужна ли», ответил бы своим «Реквиемом» поэт Р. Рождественский:

. Это надо не мертвым!

По образному выражению Блока:

Мы, дети страшных лет России,

Забыть не в силах ничего!

(Звучит песня «Этот день Победы».)

2. В оставшееся время ребята читают «Интервью с ветеранами» (индивидуальное домашнее задание).

Урок 66

РУССКИЕ ПОЭТЫ ХХ ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ

Цели урока: познакомить учащихся с русскими поэтами ХХ века, рассказывающими о красоте родной природы, о родине и о себе; учить анализировать стихи, осмысливая прочитанное; работать над выразительным чтением.

I. Организационный момент.

III. Работа по теме урока.

Звучит классическая музыка (например произведения Антонио Вивальди).

1. Беседа по вопросам.

– На страницах вашего учебника напечатаны стихи русских поэтов ХХ века. Прочитаем их имена.

– Какие из этих имен вам уже знакомы? Произведения каких поэтов вы изучали в классе, читали самостоятельно?

– Вспомним изученные ранее стихотворения уже известных нам поэтов.

(Чтение 2–3 стихотворений.)

– Прочитайте самостоятельно предложенные стихотворения. Подумайте, какое из них отзывается в вашем сердце, какое вам бы хотелось выучить наизусть, обсудить?

2. Выразительное чтение стихотворения Ин. Анненского «Снег» с последующим его обсуждением.

1) Выпишите из стихотворения все встретившиеся вам эпитеты. Какую роль они играют в создании центрального образа?

2) Определите размер данного стихотворения.

3. Работа над стихотворениями Мережковского.

1) На какие чувства читателя воздействует Д. Мережковский в стихотворении «Родное»? Какие языковые единицы «выполняют» эту задачу?

2) А как вы поняли строчку последней строфы «Здесь – тише радость и спокойней горе»?

3) Где, по мнению автора, сосредоточена гармония? (Стихотворение «Не надо звуков».) Чему следует учиться у природы?

1) Какой образ Руси предстал перед вами в стихотворении Рубцова «По вечерам»? Как вы поняли смысл названия?

2) Какова тема и идея этого стихотворения? А стихотворения «Встреча»?

3) Определите размер стихотворения «Встреча».

5. Обучение анализу стихотворений.

1) Слово учителя, чтение стихотворения Н. Заболоцкого «Я воспитан природой суровой. »

Я воспитан природой суровой,

Мне довольно заметить у ног

Одуванчика шарик пуховый,

Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,

Тем живее волнует меня

Первых листьев его появленье

На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек, у края,

Где ручей, задыхаясь, поет,

Пролежал бы всю ночь до утра я,

Запрокинув лицо в небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли

Все текла бы, текла сквозь листы,

И туманные звезды светили,

Заливая лучами кусты.

И, внимая весеннему шуму,

Посреди очарованных трав,

Все лежал бы и думал я думу

Беспредельных полей и дубрав.

Надеюсь, вы вспомнили некоторые особенности поэзии Заболоцкого, его лаконичность, метафоричность, взаимопроникновение образов природы и чувств человека.

Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением этого поэта и попытаемся осмыслить, разобраться в нем.

2) Выразительное чтение стихотворения «Вечер на Оке» учителем или подготовленным учеником.

3) Анализ стихотворения Н. Заболоцкого «Вечер на Оке».

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

В этой строфе нет нарочито поэтических слов и выражений. Создается впечатление, что это вовсе не поэтический текст, а отрывок какой-нибудь лекции по искусству, ее тезис, идея, которая будет доказываться в ходе рассуждения. И в то же время мы чувствуем, что каждое слово стоит на единственно возможном для него месте, и вся фраза максимально точно выражает мысль о том, что очарованье русского пейзажа доступно не каждому человеку (об этом говорил и русский писатель К. Г. Паустовский). Вместе с мыслью строфа содержит туго скрученную пружину чувства, которая будет разворачиваться в следующих строфах.

– Каков размер стихотворения?

Перед нами строгий 5-стопный ямб, несколько смягченный пиррихиями (пропуск ударения в стопе ямба или хорея).

Рифмы богатые. На протяжении всего стихотворения рифма перекрестная.

– Отметьте аллитерацию в двух первых строках:

Трудом лесов, заботами полей,

Природа смотрит как бы с неохотой

На нас, неочарованных людей.

Что-то странное чудится нам в самой постановке вопроса. Размышляя, мы начинаем понимать, что поэт показывает нам человека, не обремененного работой, который не обращает внимания на природу. Именно природа у Заболоцкого работает, трудится: разворачивает новые листья на деревьях, выгоняет травы, создает плоды. Природа занята ежедневной, обыденной, не видной человеческому глазу работой, она как цельное существо со своим разумом и самосознанием не хочет замечать «нас, неочарованных людей», не подверженных ее чарам; вышедших из ее лона, но порвавших с нею связь.

И лишь когда за темнойчащей леса

Вечернийлучтаинственноблеснет,

Обыденности плотнаязавеса

С ее красот мгновенно упадет.

С наступлением вечера природа словно приоткрывает свою тайну, помогает ему проникнуть в чудо. В строфе появляются не только определения, но именно эпитеты. Ощущение тайны передается и с помощью звукописи.

Вздохнут леса, опущенные в воду,

Вся грудьрекиприникнет к небосводу

И загорится влажно исветло.

С помощью олицетворений автор «оживляет» природу, но он не очеловечивает её: напротив, мы чувствуем, что это человек приближается к природе, к её постижению; что лесам свойственно вздыхать, опускаясь в воду, а реке – приникать грудью к небосводу. Вся строфа представляет собой развернутую метафору, включающую в себя сравнение и сплавленную с олицетворением: по существу речь идёт об отражении деревьев и закатного неба в воде, но поэт как бы переворачивает картину, и мы с естественного языка образов с трудом переводим на язык рациональности.

В первой строке настроение создаётся повторением гласных [о] и [у], во второй строке «работает» согласный звук [к], создавая ощущение твёрдой преграды, препятствия. Затем чувства словно прорываются через эту преграду, наполняются звучанием, сонорностью: «грудь реки приникнет». В конце третьей и в четвертой строке появляется звучный [в] и его сочетания с сонорным [л], передающее ощущение насыщенности и силы.

Вернемся к первой строфе и сравним ее изобразительную скупость с богатством четвертой строфы. Мысль, заложенная в начале, ярко и стремительно разворачивается в образах. Художественная форма наполнена глубоким смыслом.

Из белых башен облачного мира

Сойдет огонь, и в нежном том огне,

Как будто под руками ювелира,

Сквозные тени лягут в глубине.

Небо превращается в таинственный мир, где облака – белые башни, из которых нисходит на землю закатный свет – нежный огонь (развернутая метафора). Аллитерация создает ощущение пластичности первой строки. Во второй строке «работает» звук [o]. Природа рисует не на поверхности, а в глубине реки тончайшие картины, создаёт yзopы с точностью и изяществом ювелира, тем самым поверхность реки уподобляется драгоценному камню: одно сравнение вызывает сложный ассоциативный ряд. На память приходят драгоценные геммы с изящными изображениями, проступающими словно бы из глубины камня.

И чем ясней становятся детали

Предметов, расположенных вокруг,

Тем необъятней делаются дали

Речных лугов, затонов и излук.

Мы привыкли к тому, что деталь противопоставлена широте. Так, например, фотографируя крупно какой-нибудь цветок, мы знаем: то, что на заднем плане, выйдет несколько размыто. С другой стороны, если мы будем фотографировать панораму, то детали не будут видны с ясностью и точностью.

Начало шестой строфы – «И чем ясней становятся детали. » – словно готовит нас к этому противопоставлению, в том числе и своей «непоэтической, научной лексикой («детали», «предметы»), но всё оказывается иначе: дали делаются необъятными, то есть более глубокими; не размытыми, а тоже более четкими.

Горит весь мир, прозраченидуховен,

Теперь-то он поистине хорош,

И ты, ликуя, множество диковин

В его живыхчертах распознаешь.

В творчестве зрелого Заболоцкого природа одухотворена изначально, и человек, находясь с природой в сложных отношениях, может приобщиться к её высокой духовности, неразрывно связанной с рождением новой жизни. В последней строфе стихотворения звучит торжественная, ликующая мелодия мира.

Человек – не существо, которое пытается навязать бездушной природе свои житейские категории. Человек, пытающийся познать природу, насыщенную и одухотворенную в своем постоянном творении жизни, человек, ощущающий своё неразрывное единство с ней, – вот образ, которым заряжена поэзия Заболоцкого.

Мы видим, что Заболоцкий начинает стихотворение с мысли, которая разворачивается в образ. Образ расширяется до мелодии, заполняющей душу человека. В этом стихотворении ярко выражена формула поэтического творчества Заболоцкого: мысль – образ – музыка. Музыка – не выражение душевных тайн личности, но гармония всеобщей жизни («Жизнь потоком светящейся пыли. », «Горит весь мир, прозрачен и духовен. »).

Завершая работу, расставляем логические ударения, ищем интонации и готовим выразительное чтение этого стихотворения.

4) Анализ стихотворения Н. Рубцова «Привет, Россия – родина моя!».

Выразительное чтение стихотворения.

– Какие ассоциации вызывает у вас это стихотворение? Какие картины представляются вам?

– Какие слова кажутся вам редкими, вызывают ощущение близкой старины?

– Как вы думаете, почему в стихотворении много восклицательных предложений?

– Каков размер стихотворения, способ рифмовки?

– Найдите примеры аллитерации. Какую роль играет она в стихотворении? Какую мелодию создает?

– Почему в первых строках II строфы трижды повторяется предлог «по»? Какое впечатление этим создается?

Я сильный был, но ветер был сильней,

И я нигде не мог остановиться, –

связаны с биографией Рубцова. В раннем детстве он остался сиротой. Мать умерла во время войны, след отца потерялся на фронте в 1944 году. Судьба сложилась так, что он почти всю жизнь не имел своего угла, порой скитался от села к селу, от деревни к хутору, просясь на ночлег, а то и располагаясь в стоге сена где-нибудь под звездами. Живя в заброшенных деревнях или ночуя в поле, он чувствовал себя ближе к Богу. Об ощущении близости к высшему миру говорят строки:

Как миротворно в комнату мою

По вечерам закатывалось солнце!

«Изба в лазурном поле» у Рубцова – это не конкретный дом, а, скорее, символ мирного жития. Само выражение напоминает нам описание какого-то старинного герба.

Ясная мелодия разливается свободно в последней строфе. Чтобы проникнуть хотя бы немного в тайну этой мелодии, разберем последнее предложение синтаксически: Простор дышал, веял, ликовал (при подлежащем три однородных сказуемых); кроме того, однородные определения и две пары однородных дополнений. Такое строение предложения в сочетании с аллитерацией, эпитеты, объединенные антитезой, мысль о счастье и покое – все это создает неповторимое очарование рубцовской поэзии.

Домашнее задание: выучить одно из проанализированных стихотворений наизусть; нарисовать иллюстрацию к стихотворению Н. Заболоцкого «Вечер на Оке»; ответить на вопросы учебника; опережающее задание: прочитать главы из романа «Айвенго» В. Скотта; подготовить тест о жизни и творчестве В. Скотта.

Очень интересно стихотворение Н. Заболоцкого «Вечер на Оке». Оно привлекло мое внимание уже самим названием. Японяла, что речь пойдет именно о красоте природы

Очень интересно стихотворение Н.Заболоцкого «Вечер на Оке». Оно привлекло мое внимание уже самим названием. Я поняла, что речь пойдет именно о красоте природы . Я люблю бывать на природе летними вечерами, ведь вечер – самое интересное время суток, когда природа отдыхает от дневных трудов, когда солнце, опускаясь за горизонт, делает мир особенно загадочным, когда на небе – целая палитра красок…

Во вступительной части стихотворения говорится о том, насколько красив и разнообразен пейзаж, вот только красота эта «открыта не для каждого и даже
не каждому художнику видна». Лексический повтор концентрирует внимание читателя на идее произведения: лишь тому природа подарит «подлинную радость» и счастье, кто способен понять её, почувствовать свое духовное родство с ней, став на какой-то момент не просто художником, а творцом: поэтом, скульптором, музыкантом, живописцем…

Композиция астрофическая, но я бы выделила четыре смысловые части. За вводным предложением следует второе четверостишие, микротема которого – «утренняя природа». Волшебству, колдовским чарам пока ещё не пришло время: природа обременена «трудом лесов, заботами полей» (образ природы-труженицы создан здесь с помощью олицетворения). Она «смотрит с неохотой» на людей, которые в своих повседневных заботах, не замечают красоты окружающего мира, о чем и говорит эпитет «не очарованных» (не очарованных людей). За день нужно многое сделать, всюду успеть… Что ж, это закономерно и неизбежно. Главное, суметь остановиться, отрешиться от всех проблем и забот, дать увлечь себя в мир сказки, снова стать ребенком, которого завораживают чудеса… В третьей части (микротема – «преображение природы») речь идет о том, как оживает, возрождается в лучах заката природа. Метафора «обыденности плотная завеса», «грудь реки приникнет к небосводу», «из белых башен облачного мира сойдет огонь», олицетворение «вздохнут леса», сравнения «как будто под руками ювелира», «как бы сквозь прозрачное стекло», эпитеты «влажно и светло», оксюморон «в нежном…огне» переносят читателя в особый мир, который имеет власть над тобой, манит и околдовывает… В заключительной части автор подводит итог сказанному ранее:

Горит весь мир, прозрачен и духовен,
Теперь-то он поистине хорош,
И ты, ликуя, множество диковин
В его живых чертах распознаешь.

Люди могут измениться вместе с миром: гипербола «горит весь мир», эпитеты «прозрачен и духовен», метафора «в живых чертах» показывают, что это уже совсем не та природа, которая была представлена нам в начале стихотворения, да ведь и люди «множество диковин», ликуя, распознают в чертах обновленного мира. Так вот оно, счастье!

Это стихотворение – это не просто описание красоты природы, а философское размышление о смысле жизни, о счастье, о духовности, о любви.

Пейзажная лирика Николая Заболоцкого довольно сложна для понимания, так как практически в каждом произведении содержится глубокий философский подтекст, который заставляет читателей переосмыслить привычные события и явления. К таким произведениям, в частности, относится стихотворение «Вечер на Оке», в котором поэт словно бы приоткрывает завесу тайны над волшебством природы и дает возможность всем желающим заглянуть в иной мир, который находится на расстоянии вытянутой руки, но так и остается незамеченным.

Это стихотворение автор начинается со строк о том, что далеко не каждому человеку, даже если он наделен поэтической душой и художественным даром, удается разглядеть «подлинную радость» в привычном русском пейзаже, который может не меняться десятилетиями. Он становится настолько обыденным и незаметным, что мало кто отдает себе отчет в том, сколько очарования он таит в себе. Секрет этого феномена прост, так как природа, «с утра обремененная работой», совсем не заинтересована в том, чтобы выставлять себя во всей красе перед людьми, которые, к тому же, не в состоянии оценить ее изящество и гармонию. Таким образом, автор наделяет окружающий мир чертами женщины, которая занята повседневными делами и не тратит драгоценное время на то, чтобы выглядеть лучше, чем она есть на самом деле. Однако Заболоцкий отмечает, что с наступлением вечера, когда дневные заботы остались позади, природа, как и женщина, буквально преображается. Достаточно последним лучам заката прикоснуться к земле, как «обыденности плотная завеса с ее красот мгновенно упадет».

Описывая, как может преобразиться окружающий мир, Николай Заболоцкий сравнивает его с настоящей богиней, которая соткана из света и теней, тумана и огня. При этом поэт подчеркивает, что чем ниже опускаются сумерки, тем отчетливее становятся видны те мелочи и детали, на которые мало кто обращает внимание днем. Автор утверждает, что в этот момент «горит весь мир, прозрачен и духовен, теперь-то он поистине хорош». И это удивительное преображение вселяет в душу каждого, кто замечает, как природа меняется буквально на глазах, ощущение неподдельной радости и изумления. Поэт подчеркивает, что в такие минуты «ты, ликуя, множество диковин в его живых чертах распознаешь», не переставая удивляться тому, как многогранен окружающий мир, и сколько волшебных открытий он способен подарить человеку.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.

Творчество И. Анненского, Д.Мережковского, М.Заболоцкого, Н.Рубцова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала.

Цель: учить понимать поэтический язык; помочь осмыслить прочитанное, развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста

1) закрепить и систематизировать знания учащихся по предыдущей теме урока;

2) воспитывать интерес к литературе.

Ход учебного занятия:

Ι этап учебного занятия: орг. Момент

Цели и задачи: подготовить детей к восприятию новых знаний.

Формы: фронтальная беседа.

ВВОДНАЯ БЕСЕДА

1. Сообщает тему урока

Принимают участие в беседе

Записывают в тетрадь.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

ΙΙ этап учебного занятия: актуализация опорных знаний.

Цели и задачи: систематизация опорных знаний

Компетенции: информационная, языковая и лингвистическая.

Методы: проблемно – поисковые, наглядные.

Формы: опрос, схематизация информации.

1. Изучение нового мат-ла

Координирует деятельность ученика

2. Работа над стихотворением (Приложение) И.Анненского «Снег»

_ В какое время поэт видит снег?

- По каким приметам вы догадались об этом?

- Найдите эпитеты в стихотворении. Какова их роль?

3. Работа над стихотворением (Приложение)

Мережковского «Не надо звуков»

- Какое настроение передает нам поэт в стихотворении?

- О каком состоянии собственной души рассказывает?

4. Работа над стихотворением (Приложение) Н.Заболоцкого «Вечер на Оке»

- Почему радость очарования русского пейзажа открыта не всем и даже не каждому художнику?

- Что происходит с природой, когда «вечерний луч таинственно блеснет»?

- Какие тропы использует поэт?

5. Работа над стихотворением (Приложение) Н.Рубцова «По вечерам»

- Что говорит поэт о прошлом России?

- Чем выражается его любовь к родине?

6. Чтение фрагмента статьи В.Коровина «Поэты русского зарубежья о Родине» с. 264

Слово об И.Анненском

Отвечают на вопросы

Слово о Д.Мережковском

Отвечают на вопросы

Слово о Н.Заболоцком

Отвечают на вопросы

Слово Н.Рубцове

Отвечают на вопросы

Читают выразительно статью

Ш этап учебного занятия: итог урока. Итоговая рефлексия.

Цели и задачи: подвести итоги работы, обсудить то, что сделано на уроке, выявить успехи и неудачи, причины неуспеха.

Формы: беседа, обсуждение.

1. Итог урока

– Каким настроением проникнуты стихотворения поэтов-эмигрантов о родной стране?

- Почему им трудно без России? Что вспоминают они на чужбине?

3. Оценивает работу каждого учащегося

- Ребята, мы сегодня на уроке достигли своей цели?

- Что нам удалось? Что еще не удалось? Почему?

- Кто доволен своей работой? В чем именно достигли успеха?

- В чем испытывали трудности? Почему это произошло?

Участвует в обсуждении

Записывает домашнее задание.

Планирует дальнейшие действия по ликвидации пробелов в знаниях.

Практическая работа над стихотворениями

№1 И. Анненский «Снег»

В какое время поэт видит снег? По каким приметам вы догадались об этом?

Анафора – это (единоначатие) повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. Выпишите из стихотворения примеры анафоры, подчеркните её.

Как называется стилистический приём, состоящий в нарушении порядка слов с целью усилить выразительность речи? Приведите 2 примера из данного стихотворения.

Эпитет - это слово, определяющее предмет или действие и подчёркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. Приведите примеры эпитетов в этом стихотворении (не менее 3-х)

Выпишите из текста стихотворения сравнение.

Какие слова в стихотворении, на ваш взгляд, вы не встретите у другого поэта? Запишите их.

№2 Д. Мережковский «Родное»

Каким настроением проникнуто стихотворение? Какие слова из текста помогают это понять?

Выпишите из стихотворения сравнения.

Приведите примеры эпитетов.

Выпишите строчку с риторическим обращением.

№3 Д. Мережковский. «НЕ НАДО ЗВУКОВ»

Какое настроение передаёт нам поэт в стихотворении?

Над чем заставляет задуматься стихотворение?

Выпиши строчку с лексическим повтором.

Какой стихотворный размер используется в стихотворении – ямб или хорей?

№4 Н. Заболоцкий «Вечер на Оке»

Почему подлинная радость очарования русского пейзажа открыта не всем и даже не каждому художнику?

Что происходит с природой, когда «вечерний луч таинственно блеснёт?

Впиши названия терминов, соответствующих данным примерам из стихотворения: метафора, эпитет, олицетворение, сравнение

Читайте также: