Какое свойство жидкостей и газов используют в гидравлических машинах

Обновлено: 02.07.2024

Гидравлическая машина – это специальное оборудование, в котором подаваемая из насоса жидкость передаёт свою механическую энергию турбинам (так называемые гидродвигатели). Есть другой вариант – это машина, которая придаёт протекающей через неё жидкости механическую энергию (проще говоря – насос).

Гидравлическая машина, берущая энергию из протекающей воды, состоит из:

  • электро-генератор;
  • турбина;
  • подающий аппарат или специальные каналы.

Насос является одним из самых распространённых агрегатов. Они применяются в сельском хозяйстве, строительстве, химической, металлообрабатывающей, текстильной и пищевой промышленностях.

Гидравлическими машинами называют агрегаты, которые могут перемещать различные виды жидкостей и газов, а также, вырабатывать энергию от текущей жидкости (гидродвигатели). Именно создание и перемещение потока жидкостей и есть главное назначение гидравлических машин.

Классификация гидравлических машин

Гидравлические машины классифицируют по принципу действия и внутреннему строению.

Главное разделение – насосы и гидравлические двигатели.

К насосам относятся такие группы:

  1. Объёмные – это агрегаты, рабочий процесс которых, происходит переменно. В рабочую ёмкость через входную трубу попадает жидкость. После заполнения камеры, входная труба перекрывается задвижкой и в камере нагнетается давление (поршень). Открывается выводящая труба и жидкость покидает ёмкость. Задвижка закрывается, а на входе наоборот открывается. Процесс повторяется
  2. Динамические – в этих агрегатах, рабочая часть насоса, взаимодействует с жидкостью в проточной части. Потоку придаётся дополнительная кинетическая энергия, за счёт лопастей, винтов или вихревого потока.

Гидравлические двигатели разделяются на:

  1. Активные – в этом случае, поток распределяется по нескольким каналам, через которые он с большой скоростью ударяет в определённые лопасти турбины.
  2. Реактивные – это агрегат, в котором колесо вырабатывающее энергию, находится в ёмкости с большим давление под водой.

Однако у гидравлических двигателей, большинство моделей можно использовать как насос. Следовательно, они могут разделяться на объёмные и динамические.

Принцип работы и устройство гидромашин

С развитием технологий, появляется все больше новых машин, используемых в различных отраслях промышленности.

Лопастные насосы

Этот тип гидромашин, получил огромное распространение в обеспечение населения водой. Эти насосы можно разделить на осевые и центробежные.

Если говорить о принципе действия центробежного насоса, то в этом случае жидкость будет двигаться от центра колеса к периферии под воздействием центробежных сил.

Из каких элементов состоит: основное колесо (рабочее) на котором располагаются лопасти, подвод воды и отвод, а также двигатель. Колесо состоит из двух круглых пластин, между которыми располагаются изогнутые лопасти и подвижная ось двигателя. Колесо вращается в противоположную сторону изгиба лопаток. Тем самым, двигатель с помощью него передаёт потоку механическую энергию.

Осевой насос подразумевает движение жидкости только вдоль подвижной оси, на которой могут располагаться несколько рабочих колёс с лопастями. Они расположены так, чтобы вода поднималась вокруг оси до нужно отметки. В некоторых моделях таких насосов, можно регулировать положение лопастей.

Поршневой насос

Принцип работы заключается в вытеснение жидкости находящийся в рабочей камере, с помощью подвижных элементов насоса. Рабочая камера представляет собой емкость, в которой есть вход и выход для жидкости. Подвижные элементы бывают трёх видов: диафрагма, плунжер и поршень.

Устройство поршневого насоса: шатун, кривошип, поршень, цилиндр (корпус в котором двигается вытесняющая поверхность), пружинные клапаны (впускной и выпускной), ёмкость для жидкости.

Именно поршневые модели являются самыми распространёнными из вытеснителей. В них может присутствовать один, два или несколько поршней.

Плунжерные варианты используются реже вследствие своей дороговизны (это связанно с высокой точностью изготовления движущихся элементов). Однако их преимуществом перед поршневыми, является возможность получения высокого давления.

Состоит плунжерный насос из: ведущий вал, кулачок, плунжер, корпус (цилиндр), пружина (плунжер двигается вперёд с помощью кулачка, а обратно под воздействием пружины).

Самый постой в изготовление, вследствие этого дешёвый вариант – Диафрагменный насос. Из-за простой конструкции, этот вариант не подходит для создания большого давления. Прочность диафрагмы не предназначена для высоких нагрузок. Он состоит из: шток, гибкая диафрагма, корпус, два клапана (впускной и выпускной).

Шестерные насосы

Это машины роторного типа. Они получили большую популярность среди нерегулируемых насосов. Такой агрегат состоит из: две одинаковые шестерни (зацепленные друг за друга), камера п-образной формы (в ней и находятся шестерни), разделитель.

Принцип работы: после запуска двигателя, из всасывающего отверстия, вода попадает в зону между зубьями. Дальнейшее вращение шестерней, приводит к передвижению жидкости в нагнетательную плоскость. В месте зацепления шестерен, жидкость вытесняется и под воздействием давления попадает к дальнейшим рабочим частям насоса.

Преимущества таких гидромашин:

  • простая конструкция;
  • низкая стоимость;
  • высокий показатель надёжности;
  • высокая частота вращения.
  • фиксированный рабочий объём, без возможности регулирования;
  • конструкция не предназначена для работы с высоким давлением;
  • неравномерная подача жидкости, если брать в пример пластинчатые гидромашины.

Пластинчатые гидромашины

Это не то же самое, что и лопастные машины (динамический вид). Рабочими поверхностями здесь являются шиберы (пластины). Они относятся к объёмному виду. Подвижным элементом является ротор. Он совершает вращательные движения. А шиберы двигаются по возвратно-поступательной траектории внутри ротора.

Пластинчатые гидромашины подразделяются на две группы: однократные и двукратные. Первый вариант может быть регулируемым, второй нерегулируемый.

Состоят такие агрегаты из: шиберы с пружинами (от двух и более), рабочие камеры (условно разделяются пластинами), ротор.

Рабочий процесс: после запуска двигателя, ротор начинает движение. Шиберы под воздействием пружин, плотно соприкасаются со стенками статора и разделяют общую рабочую емкость на две герметичные камеры (если пластине две). Под воздействием всасывания, емкости заполняются жидкостью и в ходе вращения, передают её в выходное отверстие.

Преимущества пластинчатых гидромашин:

  • тихий рабочей процесс;
  • возможность регулировки агрегатов однократного действия.
  • сложная конструкция;
  • создание низкого давления при работе;
  • нарушение качества работы при низких температурах.

Поворотный гидродвигатель

Особенностью таких агрегатов, является ограничение угла рабочего вала. Они широко применяются в создание рулевого управления сельскохозяйственных машин. Угол оборота, напрямую зависит от количества пластин. Если она одна, он будет составлять примерно 270 градусов, если две – 150, три – 70.

Чтобы регулировать работу вала, потребуется специальный гидрораспределитель. Этот вид агрегатов не подходит для работы с большим давлением жидкости.

Гидротурбины

В этих гидромашинах, механическая энергия протекающей жидкости, передаётся лопастям рабочего колеса. Самый масштабный и яркий пример использования гидротурбин, это гидроэлектростанции. Они разделяются на реактивные и активные.

Состоит такой агрегат из: рабочее колесо, подводящий аппарат или сопла (зависит от типа турбины).

По внутреннему строению их можно разделить на ковшовые, диагональные, осевые и радиально-осевые.

Предшественником гидротурбин, можно назвать водяное колесо, которое приводилось в движение с помощью мощного потока воды (их устанавливали на реках или больших ручьях).

Осевые турбины

Самые быстроходные из всех видов турбин. Рабочее колесо по форме напоминает вентилятор с большими лопастями, которые могут быть как фиксированными, так и подвижными. В таких турбинах обязательно устанавливается подающий аппарат. Он отвечает за КПД агрегата, а также в нужным момент полностью перекрывает подступ воды к лопастям. Также обязательным элементом, являются трубы для откачивания воды.

Поворотно-лопастные турбины

Осевой вид турбины, с изменяющими своё положение лопастями. Всего их в такой конструкции может быть 8 штук. Сама конструкция напоминает гребной винт. Изменение положения лопастей, даёт возможность сохранять высокий показатель КПД при уменьшении и незначительном увеличение силы напора. Если лопасти зафиксированы, этот вид будет называться пропеллерным. Он самый дешёвый и самый ограниченный в возможностях (может работать только в одной силе потока).

Самым редким вариантом поворотно-лопастных турбин, являются двухперовые. Их главное отличие от других видов, это разделение лопасти на два пера. Такие модели активно используют за границей.

Радиально-осевые турбины

Это самый старый и самый популярный вид. Его главной особенностью является простота конструкции и невысокая цена. На самых больших гидроэлектростанциях, установлены именно такие гидротурбины. Им принадлежит рекорд по выдаваемой мощности.

В этом виде турбин, жидкость поступает на рабочее колесо с наружной стороны. Проходя по радиусу, минуя множество каналов определённой формы, она достигает центра и заставляет ротор раскручиваться. Для того, чтобы жидкость поступала равномерно и правильно, колесо окружается спиральной камерой, за которой находится направляющий аппарат. Его лопасти располагаются под определёнными углами, для увеличения КПД турбины. Когда вода отдала свою механическую энергию рабочему колесу, она откачивается с помощью специальных труб.

Главным минусом этого вида турбин, являются фиксированные лопасти. Тем самым, радиально-осевая турбина может показать высокой значение КПД, только при определённых напорах. Если использовать Радиально-осевую турбину при напоре в 700 м, её размер должен быть огромен, вследствие чего, она сильно проигрывает ковшовым турбинам. Максимально допустимой силой напора, для достижения высокого показателя КПД, будет отметка в 300м.

Диагональные турбины

Этот вид вобрал в себя лучшие качества двух предыдущих. Диагональные турбины, являются новой разработкой, по сравнению с другими. Главной особенностью этого вида, является гол наклона лопастей (30-60 градусов). И в это же время, лопасти можно регулировать. Вследствие этого, диагональные турбины подходят для обширного диапазона мощностей потока, сохраняя высокий показатель КПД.

Однако такая универсальность и производительность дорого обходится. Это связанно со сложностью конструкции.

Есть диагональные турбины с фиксированными лопастями. Они распространены на небольших ГЭС.

Ковшовые гидротурбины

Этот вид предназначен для работы с большими напорами. Ковшовые турбины относятся к активному типу в отличие от остальных. Рабочее колесо приводится в действие отдельными струями воды, попадающими на ковши колеса. Сами струи формируются с помощью направленных отверстий или сопл. Их может быть до шести штук. Рабочее колесо состоит из диска, с закреплёнными на нём ковшами.

Ковшовые гидротурбины разделяются на вертикальные и горизонтальные. Второй вариант используется на средних гидроэлектростанциях.

Где используется

Если говорить про простые варианты гидромашин (в которых давление передаётся при помощи жидкости), они используются в таких приспособлениях как домкраты, прессы, подъёмники. Следовательно, гидромашины используются в строительстве и машиностроение. Это так называемые гидроприводы, которые используются в различных подвижных частях строительных машин (ковши, буры, манипуляторы).

Если сравнить гидропривод с его механическим аналогом, у первого можно выделить такие преимущества:

  1. Высокая мощность передаваемая на одну единицу веса элемента.
  2. Скорость работы. Запуск, реверс и полная остановка выигрывают в скорости выполнения у механических и электрических приводов.
  3. Надёжное предохранение от перегрузов всей системы.
  4. Возможность установить на гидропривод любое оборудование (ковш, дисковая пила, отбойный молоток и многое другое).

Однако когда речь идёт об использование гидропривода на больших расстояниях, он сильно уступает аналогам в КПД.

Насосы применяются в соответствие с их конструкциями. Центробежные насосы получили своё распространение в работе теплоэлектростанций, системах очистки сточных вод, химической и пищевой промышленности. Также они используются для перемещения сжиженных газов, реагентов и нефтепродуктов.

Возвратно-поступательные насосы, являются самым старейшим видом. Ещё в древности они получили своё распространение в водоснабжение. Сейчас они используются в тех же целях, плюс для перекачки взрывоопасных жидкостей, пищевой промышленности (перемещение молочной продукции внутри заводов), а также в системах подачи топлива для ДВС.

Шестерные насосы могут работать только с невысоким уровнем давления. Их используют в сельскохозяйственной промышленности, коммунальных отраслях, перекачке различных видов топлива (бензин, нефть, дизель, различные добавки и присадки, мазут). В химической промышленности их применяют для перемещения кислот, спиртов, растворителей и щелочей.

В последние годы, гидравлические машины получили широкое распространение в создание тренажёров для занятий спортом.

Гидротурбины используются на ГЭС. Однако только в соответствие с силой напора:

Гидравлические жидкости

Источник материала: Кузнецов А.И., Тимофеев Ф.В., Кузнецов А.А., Кормилицына В.Е. Учебно-справочное пособие. Нефтепродукты. в 2 ч. Часть 1. Классификация, номенклатура, нормативные требования к качеству. Изд. Ульяновский государственный университет, Ульяновск, 2018 г. 249 с.

К группе гидравлических жидкостей, относятся специальные жидкости и масла, применяемые в гидростатических системах летательных аппаратов, подвижной наземной, судовой техники и других механизмах. Основным предназначением гидравлических жидкостей является их использование в качестве рабочих тел, в гидравлических системах для передачи механической энергии от ее источника до места приложения.

По основному предназначению, гидравлические жидкости разделяются на 5 подгрупп (рис. 2).

Распределение гидравлических жидкостей на подгруппы по предназначению

Рис. 2. Распределение гидравлических жидкостей на подгруппы по предназначению

1. Амортизаторные жидкости

В подгруппу амортизационных жидкостей, входят продукты нефтехимического производства, предназначенные для гашения механических колебаний путем поглощения кинетической энергии движущихся масс в амортизаторах различных типов.

В качестве рабочих жидкостей в телескопических стойках и гидравлических амортизаторах грузовых и легковых автомобилей применяются, вырабатываемые по различным ТУ с СТО амортизационные жидкости МГП-10 и МГП-12, с диапазоном температурного применения от минус 50 (минус 40 для МГП-12) до 100 0 С. Основные качественные характеристики амортизационных жидкостей МГП-10 и МГП-1 представлены в таблице 1.

при 100 0 С, не менее

при минус 40 0 С

массовая доля осадка против окисления, %

кислотное число, мг КОН на 1г жидкости:

Кроме того, в качестве амортизаторных жидкостей могут применяться смесевые композиции. Так, для амортизаторов гусеничных машин может быть использована спиртоглицериновая смесь 90/10 (90% глицерина, 10% этилового спирта), а для амортизаторных стоек ряда летательных аппаратов – спиртоводоглицериновая смесь 70/10 (70% глицерина, 20% этилового спирта, 10% воды).

2. Гидравлические масла

Гидравлическими маслами называют масла, применяемые в гидростатических системах летательных аппаратов, подвижной наземной, судовой техники и других механизмах. Основным предназначением гидравлических масел является их использование в качестве рабочих жидкостей, в гидравлических системах для передачи механической энергии от ее источника до места приложения. В зависимости от способа производства, различают
3 подгруппы гидравлических масел (рис. 3).

Распределение гидравлических масел на подгруппы по способу производства

Рис. 3. Распределение гидравлических масел на подгруппы по способу производства

2.1 Минеральные гидравлические масла

Широкий спектр вырабатываемых промышленностью гидравлических масел, предназначенных для различных гидравлических систем, обусловил необходимость введения соответствующей классификации, которая позволяла бы по определенным характерным признакам осуществить при необходимости выбор гидравлических масел для тех или иных условий эксплуатации. Приведенные в ГОСТ 17479.3-85 «Масла гидравлические. Классификация и обозначение» требования к обозначению гидравлических масел для летательных аппаратов, подвижной наземной, судовой техники и механизмов, эксплуатируемых на открытом воздухе, представляют собой систему классификации, аналогичную классификации трансмиссионных масел. Так, основными принципами классификации является деление гидравлических масел на классы, в зависимости от уровня их вязкостных свойств и группы в зависимости от состава и области основного предназначения.

Для разделения гидравлических масел на классы, установлено 10 классов вязкости, с граничными пределами уровня кинематической вязкости при температуре 40 0 С (табл. 2).

Разделение на группы осуществляется в зависимости от эксплуатационных свойств гидравлических масел (соответствие классификации по международному стандарту ИСО 6074-4-82):

группа «А» (НН по ИСО 6074-4-82) – минеральные масла без присадок, применяются в гидросистемах с шестеренными поршневыми насосами, работающих при давлении до 15 МПа и температуре масла в объеме до 80 °С;

группа «Б» (HL по ИСО 6074-4-82) – минеральные масла с антиокислительными и антикоррозионными присадками, применяются в гидросистемах с насосами всех типов, работающих при давлении до 25 МПа и температуре масла в объеме более 80 °С;

группа «В» (HM по ИСО 6074-4-82) – минеральные масла с антиокислительными, антикоррозионными и противоизносными присадками, применяются в гидросистемах с насосами всех типов, работающих при давлении свыше 25 МПа и температуре масла в объеме более 90 °С.

Гидравлические масла группы «В» с загущающей присадкой по классификации ИСО 6074-4-82 относятся к группе НV.

Порядок обозначения минеральных гидравлических масел: на первом месте указывается буквенная аббревиатура «МГ» – минеральное гидравлическое масло, далее класс вязкости по ГОСТ 17479.3-85 и группа эксплуатационных свойств, например: МГ-32-А (минеральное гидравлическое масло, класс вязкости – 32, группа – «А»).

Вырабатываемые предприятиями промышленности минеральные гидравлические масла, наряду с обозначениями, установленными в нормативно-технической документации, имеют обозначения, установленные в соответствии с требованиями ГОСТ 17479.3-85 (табл. 2).

Характеристики физико-химических свойств ряда минеральных гидравлических масел приведены в таблицах 3, 4.

Гидравлическое масло ЭШ по ГОСТ 10363-78 «Масло ЭШ для гидросистем высоконагруженных механизмов. Технические условия» применяется в качестве рабочей жидкости в системах управления высоконагруженных механизмов (шагающих экскаваторов и др.). Масло ЭШ получают путем загущения высокоочищенного минерального масла виниполом с добавлением не более 0,5% депрессатора АзНИИ.

В качестве рабочих жидкостей гидравлических систем также применяются получаемые из балаханской масляной нефти дистиллятные гидравлические масла РМ и РМу, а также загущенные дистиллятные масла РМЦ и РМЦу (ГОСТ 15819-85 «Масла РМ и РМЦ. Технические условия»), а также масло АМГ-10 по ГОСТ 6794-75 «Масло АМГ-10. Технические условия». Технические характеристики масел РМу и РМЦу, практически идентичны маслам РМ и РМЦ, за исключением того, что в маслах с литерой (у) оценивается дополнительно показатель «массовая доля фосфора». Содержание фосфора в указанных маслах должно быть не менее 0,05%.

Гидравлическое масло АМГ-10 предназначено для гидросистем авиационной и наземной техники. Вырабатывается на основе глубокодеароматизированной низкозастывающей фракции, состоящей из нафтеновых и изопарафиновых углеводородов, получаемой из продуктов гидрокрекинга смеси парафинистых нефтей. Для достижения требуемых характеристик в масло вводят загущающую и антиокислительную присадки и органический краситель. Диапазон рабочих температур от минус 60 до 55 0 С.

Масло МГЕ-10А (МГ-10-Б), вырабатываемое по ОСТ 38 01281-92 представляет собой глубокодеароматизированную низкозастывающую фракцию получаемую из продуктов гидрокрекинга смеси парафинистых нефтей. В состав масла входях загущающая, антиокислительная, антикоррозионная и притивоизносная присадки. Масло работоспособно в интервале температур от минус 65 до 75 0 С. Применяется в гидросистемах наземной и авиационной техники, работающей на открытом воздухе.

Масло МГЕ-4А (МГ-5-Б) вырабатываемое по ОСТ 38 01281-92 применяется в качестве рабочей жидкости в гидравлических устройствах, работающих при температурах от минус 50 до 100 0 С. Для выработки масла, из парафинистых нефтей посредством гидрокрекинга получают высокоочищенную легкую фракцию, которую затем загущают вязкостной присадкой. Также для обеспечения необходимого уровня эксплуатационных свойств в состав масла вводят ингибиторы окисления и ингибиторы коррозии. По классификации ИСО 6743/4 относится к гидравлическим маслам категории HL .

Гидравлическое масло марки ВМГЗ (МГ-15-В) вырабатывается по
ТУ 38.101479-86. Применяется всесезонно в гидравлических системах авиационной техники, автотранспорта, тракторах, сельскохозяйственной технике, подъемно-транспортном оборудовании, изделиях вагоностроения. Может использоваться на открытых площадках, подверженных атмосферным явлениям. Температура окружающей среды при применении в технике от минус 30°С до 60°С. По классификации ИСО 6743/4 относится к гидравлическим маслам категории HM.

массовая доля осадка, % изменение кислотного числа, мг КОН/1 г масла Отсутствие

Наряду с вышеприведенной классификацией, для оценки работоспособности масел в различных температурных режимах эксплуатации
минеральные гидравлические масла можно условно разделить по уровню
их вязкостных свойств. На рис. 4, представлено разделение гидравлических масел по вязкостным свойствам с соотнесением классов вязкости (ГОСТ 17479.3-85) и марок масел в соответствующие подмножества.

Распределение гидравлических масел по вязкости

Рис. 4. Распределение гидравлических масел по вязкости

2.2 Полусинтетические гидравлические масла

Полусинтетические гидравлические масла, предназначенные для применения в качестве рабочих тел в различных типах гидравлических систем, представляют собой смесь нефтяного масла и полиэтилсилоксановой жидкости.

К полусинтетическим гидравлическим маслам относятся: масло 132-10 и 132-10Д, выпускаемые по ГОСТ 18613-88 «Жидкость гидравлическая марок 132-10 и 132-10Д. Технические условия» (табл. 5). Основой данных масел является маловязкое низкозамерзающее минеральное масло МВП и полиэтилсилоксановая жидкость. Масло 132-10, предназначено для использования в гидравлических системах в интервале температур от минус 70 до 100 0 С, масло 132-10Д для использования в электрически изолированных системах в том же интервале температур.

2.3 Синтетические гидравлические масла

К синтетическим гидравлическим маслам относятся жидкости, произведенные на основе продуктов химического синтеза с добавлением высокоэффективных присадок направленного действия и применяемые для обеспечения работы различных гидравлических систем.

Основными марками гидравлических масел на синтетической основе в настоящее время являются:

Значения показателей качества синтетических гидравлических масел представлены в таблице 6.

3. Противооткатные жидкости

Рабочие жидкости, используемые в гидравлических системах артиллерийского вооружения, называются противооткатными.

Для обеспечения безотказной работы и охлаждения противооткатных устройств артиллерийских систем, применяется жидкость «ПОЖ-70»
(ТУ 6-01-5757583-82), представляющая собой водный раствор этиленгликоля с добавлением антикоррозионной и антипенной присадок.

Также, в противооткатных устройствах артиллерийских систем используется противооткатная жидкость марки «Стеол-М», выпускаемая по ГОСТ 5020-75 «Жидкость Стеол-М. Технические условия». По своему составу данная марка противооткатной жидкости представляет смесь этилового спирта, глицерина и воды, с добавлением антикоррозионных присадок.

Значения показателей качества противооткатных жидкостей представлены в таблице 7.

Рабочая гидравлическая жидкость: классификации и требования

В гидрофицированных машинах и механизмах (передачах, приводах, двигателях) в качестве носителя энергии и транслятора гидростатического давления выступают специальные жидкости. Они служат, в том числе, для смазки подверженных трению деталей, защиты составляющих гидроприводов от коррозии и осуществления теплообмена между элементами гидросистем, машинами и внешней средой.

Состав РГЖ

В зависимости от сферы применения рабочих гидравлических жидкостей (РГЖ), их изготавливают на базе:

  • парафинов, нафтенов и иных минеральных масел — в данную группу входят составы с широкой областью применения;
  • масел синтетического происхождения (эфиры, полигликоли, гидрокрекинговые виды) — основа для огнеустойчивых, биоразлагаемых и других гидрожидкостей;
  • натурального растительного и белого масел — сырье, из которого производят РГЖ для пищевой промышленности (также в ней применяют полигликоли) и экологически нейтральные составы.

РГЖ должны быть устойчивы к окислению, не вспениваться, оставаться инертными по отношению к элементам гидроузлов, их температура вспышки должна быть высокой, а температура застывания — как можно более низкой. Одним лишь базовым сырьем всех нужных характеристик добиться невозможно. Поэтому нефтехимическая промышленность, производящая РГЖ, максимально расширяет линейку продукции, добавляя в жидкости специальные химические присадки.


Рис. 3 Пожаробезопасная РГЖ

Агенты придают гидрожидкостям добавочные свойства — характеристики зависят от сферы использования и назначения составов. Они дополняют или противодействуют друг другу, улучшая антикоррозионные, противозадирные, вязкостные, моющие и прочие особенности. Ключевые присадки — это:

  • поверхностно-активные — против износа, коррозии, трения, дезактиваторы металлов;
  • антиоксиданты и антивспенивающие агенты — масла вспениваются, в частности, при попадании в них воды, о ее присутствии свидетельствуют щелчки при нагревании РГЖ в пробирке;
  • составы, улучшающие индекс вязкости, температуру застывания и прочие характеристики.

Присадок большое множество и гидрожидкостей, соответственно, тоже — это крупнейшая группа промышленных смазочных материалов, составляющая около 15% всех потребляемых трибологических составов. Зимой, в условиях Севера, используют специальные арктические масла — при сверхнизких отрицательных температурах их предварительно прогревают в специальных системах (непосредсвенно в гидробаке этого делать нельзя, появятся задиры и гидроцилиндры выйдут из строя). О несоответствии РГЖ климатическим условиям свидетельствует побеление, выделение парафина, который забивает фильтры. Степень загрязненности масел определяют микроскопом и фильтровальной бумагой «Синяя лента».

Как классифицируют РГЖ

В основу классификации положена сфера применения рабочих гидрожидкостей — гидростатическая или гидродинамическая. В первом случае гидросистеме необходимо высокое давление, а скорость течения РГЖ по ней мала. Статическое давление обеспечивают гидравлические масла. Если система гидродинамическая, то ей требуются жидкости, передающие кинетическую энергию. Их характеризует пониженное давление и высокая скорость течения. Каждая из групп разбивается на составляющие по стандартам ISO, CETOP и нормам на национальных уровнях (одна из наиболее известных — DIN):

  • DIN51524, DIN51824 — гидравлические масла;
  • DIN51502, ISO/CD12922, CETOP RP91H, VDMA24317 — огнеустойчивые гидрожидкости;
  • ISO15380/VDMA24658, ISO6743/4 — гидрожидкости с быстрым биоразложением, экологически приемлемые;
  • NSF H1/H2, FDA — гидравлическое масло для пищевого производства;
  • UTTO, STOU — универсальные составы, которые используют в мобильном спецоборудовании и технике (тракторной, экскаваторной и так далее).

Кроме критерия стандартизации, при классификации РГЖ используют характеристики:

  • первичные (функциональные) — передача энергии, силы, крутящих моментов, минимизация трения, степень антикоррозионной защищенности элементов и продления их службы, рассеивание тепла, температурный диапазон использования;
  • вторичные (физико-химические) — термическая стабильность, инертность к металлу, совместимость с эластомерами, вспенивание, уровень фильтруемости, водоотделения, устойчивости к сдвигу, аэрация;
  • третичные — токсическая и экологическая безвредность, уровень огнеустойчивости, испаряемость (если давление насыщенных паров понижено).

Также рабочие гидравлические жидкости можно классифицировать по области гидравлики — стационарной, мобильной или авиационной.


Рис. 6 Огнеустойчивая жидкость для авиации

Классификация минеральных масел

Ключевая группа РГЖ (их доля в общем производстве превышает 80%) — гидравлические масла, соответствующие DIN51524/51824. Это минеральные составы HL, HLP, HVLP и HLPD. Первые (HL) — универсальные масла, диапазон использования которых широк. Они применяются в узлах под повышенной нагрузкой: на прокатных станах металлообрабатывающей промышленности, в сталеплавильном производстве. Там нужны их свойства — оптимизированная водоотделяющая способность, быстрое выделение воздуха, совместимость с белым металлом.


Рис. 7 РГЖ HL-46

В масла HLP, широко применяемые по всему миру, дополнительно добавляют агенты, которые снижают износ, коррозию, оптимизируют деэмульгирующие, противозадирные свойства, стабильность к окислению. Составы используют в высоконагруженном оборудовании — гидравлических прессах, технике для литья под давлением, на сталелитейных линиях.

Разновидности HVLP отличаются повышенным индексом вязкости, что ускоряет достижение нужной (рабочей) температуры. Поэтому они используются в мобильной гидрофицированной технике, на функционирование которой внешние условия оказывают значительное влияние. Составы HLPD содержат присадки, «превращающие» загрязнители в тонкую дисперсию, препятствуя оседанию, минимизируя их отложение на гидроузлах и снижая износ.


Рис. 9 Минеральное масло для ГУР

Требования к РГЖ

В независимости от классификационной группы и назначения, качественные рабочие гидрожидкости должны соответствовать следующим требованиям:

      • вязкость в определенном диапазоне значений (ее определяют вискозиметром)— как можно меньшая, чтобы РГЖ не зависела от внешних температур, лучше смазывала и ее потери не были высокими;
      • хорошая смазываемость и стойкость к химико-механическому разрушению;
      • высокий объемный модуль упругости и теплопроводность, удельная теплоемкость;
      • невысокий коэффициент теплорасширения;
      • химическая инертность к материалу, из которого изготовлены гидроузлы.

      Для спецтехники максимальная рабочая температура гидравлической жидкости — до +60°С. При +65°С и выше вязкость резко понижается, при +80°С и выше — начинается осаждение углерода. Далее, интенсивность старения масла удваивается на каждые 10°С повышения средней температуры. Температура от +160°С разрушает масла, происходит их химическое разложение.

      Диапазон рабочих температур должен быть минимально возможным, чтобы вязкость не колебалась значительно. Каждые 10°С перегрева вдвое понижают ресурс РВД и работы масла. Рабочей температурой в гидросистемах замкнутого типа считают данный параметр в контуре, а открытого — в резервуарах. Если максимальный порог по каким-либо причинам превышается, необходимо промывать гидронасосы и двигатели.

      Среди специфичных требований, предъявляемых к РГЖ — стойкость к сдвигу, необходимый срок использования, экономическая доступность, экологические факторы и так далее. Из-за разнородности свойств нельзя смешивать между собой РГЖ разных марок. Состав может вспенится, а гидропривод — выйти из строя. Придется заменять масло — прогонять через систему. сливать, заливать новое через заправочную станцию, осматривая гидробак эндоскопом и заменяя фильтры. Поэтому для конкретного гидрооборудования необходимо подбирать гидравлическую жидкость, рекомендованную его изготовителем.

      Какое свойство жидкостей и газов используется в гидравлических и пневматических машинах?

      Какое свойство жидкостей и газов используется в гидравлических и пневматических машинах.

      Плотность, давление, создаваемое жидкостью и газом при сжатии.

      В гидравлических машинах используется свойство не сжимаемости жидкости.

      В пневматических, наоборот - свойство сжимаемости газов.

      Какое свойство жидкостей и газов используют в гидравлических и пневматических машинах?

      Какое свойство жидкостей и газов используют в гидравлических и пневматических машинах?

      Можно ли создать механизм, подобный гидравлическому, используя вместо жидкости газ?

      Можно ли создать механизм, подобный гидравлическому, используя вместо жидкости газ?

      Почему в качестве тормозной жидкости гидравлического тормоза не используется вода?

      Почему в качестве тормозной жидкости гидравлического тормоза не используется вода.

      Какой закон используют в устройстве гидравлических машин?

      Какой закон используют в устройстве гидравлических машин?

      Можно ли в гидравлической машине вместо жидкости использовать газ?

      Можно ли в гидравлической машине вместо жидкости использовать газ?

      7 класс Какое свойство жидкостей и газов используют в гидравлических и пневматических машинах?

      7 класс Какое свойство жидкостей и газов используют в гидравлических и пневматических машинах?

      Какой закон используют в устройстве гидравлических машин?

      Какой закон используют в устройстве гидравлических машин.

      В гидравлической машине на малый поршень произвели давления 2Н / см в квадрате?

      В гидравлической машине на малый поршень произвели давления 2Н / см в квадрате.

      Какая сила будет действовать на большой поршень, если его площадь 20см в квадрате?

      На каком свойстве жидкостей основано устройство гидравлической машины?

      Какие свойства газов отличается от твердых тел и жидкостей?

      Какие свойства газов отличается от твердых тел и жидкостей.

      Какой насос используют в устройстве гидравлических машин?

      Какой насос используют в устройстве гидравлических машин?

      Вы открыли страницу вопроса Какое свойство жидкостей и газов используется в гидравлических и пневматических машинах?. Он относится к категории Физика. Уровень сложности вопроса – для учащихся 10 - 11 классов. Удобный и простой интерфейс сайта поможет найти максимально исчерпывающие ответы по интересующей теме. Чтобы получить наиболее развернутый ответ, можно просмотреть другие, похожие вопросы в категории Физика, воспользовавшись поисковой системой, или ознакомиться с ответами других пользователей. Для расширения границ поиска создайте новый вопрос, используя ключевые слова. Введите его в строку, нажав кнопку вверху.

      F = 400 H a = 2500 м / с2 m = ? F = m * a m = F / a = 400 / 2500 = 0. 16 кг (160 г) = = = = = = = = = = = = = = = = =.

      W = (CU ^ 2) / 2 так как напряжение в числителе, то зависимость прямая квадрату напряжения, т. Е при увеличении напряжения в 4 раза, то энергия конденсатора увеличиться в 16 раз.

      Дано : m = 0, 5кг t = 5c Vo = 5m \ c V = 15m \ c Найти : F Решение : a = V - Vo \ t = 15 - 5 \ 5 = 10 \ 5 = 2(m \ c²) F = m•a = 0, 5•2 = 1(H) Ответ : F = 1(Н).

      Время падения бомбы найдем по формуле Дальность полета найдем, умножив это время на скорость самолета Приравняем H и L Подставим числа и получим 4500м или 4. 5 км.

      Грузы создают относительно оси блока моментысил M1 = m1 * g * R = 0, 1 * 10 * R = R (Н * м)и M2 = m2 * g * R = 0, 11 * g * R = 1, 1 * R (Н * м) (R - радиус блока, g = 10 м / с² - ускорение свободного падения). По второму закону динамики для вращател..

      Решение во вложенном файле.

      Электрическое поле в данном случае.

      Дано : F = 100 H ; S = 50 м ; t = 2 мин = 120 с. A, P — ? Решение : A = FS, P . Вычисления : A = 100 * 50 = 5000 (Дж) ; А = 5000 Дж = 5 кДж. Р = (Вт). Ответ : 5 кДж ; 41, 7 Вт.

      V = 200 м / с V ^ 2 = 3 * R * T / M T = V ^ 2 * M / 3 * R = 4 * 10 ^ 4 * 44 * 10 ^ - 3 / 3 * 8, 31 = 70, 6 K.

      Находится в равновесии внутри жидкости, так как Fтяж = Fа = 20000Н Fа = ρ * g * Vт = 1000 кг / м³ * 10 Н / кг * 2м³ = 20000Н.

      Какое свойство жидкостей и газов используют в гидравлических машинах

      Вопрос по физике:

      Какое свойство жидкостей и газов используют в гидравлических и пневматических машинах?

      • 10.03.2015 19:15
      • Физика
      • remove_red_eye 2752
      • thumb_up 38
      Ответы и объяснения 1

      Несжимаемость жидкостей. Для несжимаемых жидкостей верен закон Паскаля. Поэтому давление можно передавать по всем направлениям с помощью труб и резервуаров, равномерно заполненных одинаковой жидкостью.
      С газами все немного сложнее. У них сжимаемость экспоненциально падает. Поэтому, если уменьшить объем газа с таким свойством в  раз, его механические свойства не будут сильно отличаться от жидкостей.

      • 11.03.2015 17:37
      • thumb_up 4
      Знаете ответ? Поделитесь им!
      Как написать хороший ответ?

      Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

      • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
      • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
      • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

      Этого делать не стоит:

      • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
      • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
      • Использовать мат - это неуважительно по отношению к пользователям;
      • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
      Есть сомнения?

      Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Физика.

      Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

      Физика — область естествознания: естественная наука о простейших и вместе с тем наиболее общих законах природы, о материи, её структуре и движении.

      Зачем нужно гидравлическое масло?

      Зачем нужно гидравлическое масло?

      Гидравлическое масло – одна из важных составляющих любой гидравлической системы. Ее основная функция состоит в передаче механической энергии от источника к месту назначения. При этом изменяется значение или направление приложенной силы.

      Чтобы гидравлика работала исправно, масло следует подбирать с учетом типа системы, а также следовать рекомендациям производителя техники.

      Что такое гидравлическое масло?

      Как уже сказано выше, гидравлическое масло – это жидкость, которая служит для передачи механической энергии при управлении, приводе и движении. Она используется в гидродинамических и гидростатических системах.

      Для того, чтобы гидростатическая система передала энергию, ей требуется высокое давление при малой скорости течения (статическое давление). Гидродинамические системы используют кинетическую энергию. Здесь передача энергии происходит за счет низкого давления и высокой скорости течения.

      Основные свойства

      Любое гидравлическое масло должно обладать низкотемпературными и вязкостными свойствами. Вязкость гидравлического масла напрямую влияет на мощность оборудования, условия смазывания и перемещение смазочного материала в узлах оборудования.

      В руководстве по эксплуатации любой гидросистемы указано, жидкость какой вязкости в ней применяется.

      При использовании в оборудовании масла с пониженной вязкостью увеличиваются эксплуатационные потери, ухудшается смазывание его рабочих элементов, возникает усталостное изнашивание. Жидкости с повышенной вязкостью затрудняют работоспособность узлов при низких температурах, увеличивают механические потери и сопротивление при перемещении.

      Чем выше химическая и окислительная стабильность масел, тем больше они проработают в различных температурных режимах и при усиленном прохождении газа через жидкость. При недостаточной устойчивости к окислению смазочный материал изменяет вязкостные характеристики, образует отложения и шламы.

      Гидравлическая система содержит элементы, изготовленные из различных металлов и сплавов. Под воздействием воды и кислот, которые выделяются при окислении масел, может возникнуть коррозия. Для предотвращения подобных процессов в состав жидкостей добавляют антикоррозионные присадки и специальные ингибиторы, которые препятствуют окислению и образованию коррозии.

      Помимо вышеперечисленных основных свойств, гидравлические масла должны обладать хорошей фильтруемостью, низким пенообразованием и устойчивостью к воздействию воды.

      Классификация и виды масел

      Гидравлические масла классифицируются по вязкости, назначению и составу.

      Существует 10 классов вязкости, по которым различают гидравлические жидкости: 5, 7, 10, 15, 22, 32, 46, 68, 100 и 150 класс.

      По назначению масла делятся на:

      • Жидкости для водного или воздушного транспорта
      • Жидкости для тормозных и амортизационных механизмов транспортных средств и техники
      • Жидкости для гидросистем промышленного оборудования

      По составу гидравлика делится на 3 группы: А, Б и В.

      Гидравлический подъемник

      В групппу А (H по DIN, HH по ISO) входят минеральные масла, которые не содержат в своем составе присадок. Они используются в низконагруженном оборудовании с насосами поршневого или шестереночного типа, диапазон рабочих температур не превышает +80 °С, а рабочее давление – не более 15 МПа.

      К группе Б (HL по DIN и ISO) относятся материалы с антиокислительными и антикоррозионными присадками. Они предназначены для средненагруженных гидросистем с различными типами насосов, которые работают при температурах свыше +80 °С и давлении не более 2,5 МПа.

      В группу В (HLP по DIN, HM по ISO) входят высокоочищенные жидкости с антиокислительными, противоизносными и антикоррозионными присадками. Они применяются в оборудовании, температура масла в которых может быть свыше +90 °С, а давление – более 25 МПа.

      В соответствии со стандартами DIN и ISO выделяется еще одна группа масел – HLP-V и HV. Материалы данной группы содержат загустители, которые улучшает вязкостно-температурные характеристики. В России такие масла не выделяются в отдельную группу.

      Существует также международная классификация, которая выделяет нефтяные, синтетические и водно-гликолевые жидкости.

      Маркировка гидравлических масел

      Масло для гидравлических систем отечественного производства в зависимости от применения, представлено следующими основными марками:

      • ЭШ – масла для гидравлики, работающей под воздействием очень высоких нагрузок
      • ГТ – предназначено для турборедукторов дизельной железнодорожной техники
      • АУ – веретенное масло с низкой температурой застывания, которое применяется в высокоскоростных станках
      • АУП – жидкости для наземной и морской спецтехники, применяемое в гидравлических системах подъемных передач
      • Р – масла для гидроподъемников и рулевого управления
      • А – жидкости для гидротрансформаторов и автоматических коробок переключения передач
      • МГЕ – материалы для сельскохозяйственной техники
      • ВМГЗ – предназначено для гидравлических систем техники, работающей на открытом пространстве

      Замена масла

      Со временем в процессе эксплуатации масло начинает терять свои свойства. Происходит так называемая деградация базовой основы или истощаются присадки. Если продолжить эксплуатацию оборудования с подобной жидкостью, то оно в скором времени выйдет из строя.

      Замену смазочного материала производят по результатам лабораторного анализа, но существуют и более простые признаки того, что масло пришло в негодность:

      • Появляется пена
      • Увеличивается кислотность
      • Изменяется вязкость
      • Появляется серный запах
      • Увеличивается удельный вес
      • Ухудшается прозрачность

      В принципе, разложение – это естественный процесс, но оно может происходить и в результате загрязнения жидкости металлической стружкой, которая образовалась вследствие износа оборудования, кремниевым песком, попавшим в систему из-за разрушения уплотнителей, частичками краски из фитингов и гидравлического бака, водой, образовавшейся в результате эмульгирования.

      Следует помнить, что при замене масла нельзя смешивать материалы разных производителей даже в том случае, если у них совпадают базовые основы и вязкость.

      Гидравлическая система

      Не следует смешивать масла с разными присадками, так как в результате может возникнуть непредвиденная химическая реакция, которая приведет в негодность как саму жидкость, так и оборудование. При отсутствии нужной жидкости следует подобрать аналог и полностью заменить смазочный материал в системе.

      Перед обновлением масла гидробак следует очистить от загрязнений, накопившихся в нем за время эксплуатации. Замена гидравлического масла производится путем закачивания, а не залива. Это делается для того, чтобы в систему не попадал воздух и загрязнения.

      Физические свойства жидкостей

      Физические свойствахарактеризуются температурным расширением, сжимаемостью, упругостью, испаряемостью и вязкостью.

      Температурное расширение – это свойство жидкости изменять свой объем при изменении температуры

      Коэффициент btне является величиной постоянной для данной жидкости, он зависит от давления и начальной температуры. Однако для обычных условий с достаточной точностью его принимают постоянным. Так, для воды bt= 2·10 -4 1/ o C, а для нефти bt= 8 ·10 -4 1/ o C.

      В большинстве гидравлических расчетов расширение жидкости не учитывается, но, например, при расчетах систем охлаждения двигателей его надо учитывать.

      Сжимаемость жидкостей– это свойство жидкостей изменять свой объем при изменении давления

      Коэффициент bpтакже не является постоянной величиной, он зависит от условий сжатия. Его средние значения при P < 500 МПа равны:

      для нефтепродуктов – bp= 7·10 -4 1/МПа ( 1 Па = 1 Н/м 2 ).

      Таким образом, практически жидкость несжимаема. Однако, в гидравлических подвесках машин при р = 300-500 МПа рабочие жидкости (минеральные масла) сжимаются до 17-20 % начального объема.

      Упругость жидкостей – это способность жидкости принимать свой прежний объем после снятия внешней нагрузки. Такое свойство жидкости характеризуется коэффициентом упругости e= 1/bp. Свойство упругости определяет использование жидкости в качестве рабочего тела во многих гидравлических устройствах и в машинах и характеризуется модулем упругости К, Н/м.

      Испаряемость жидкостейзависит от температуры и давления. При снижении давления в жидкости и при повышении температуры упругость паров увеличивается, и жидкость закипает. Под упругостью паров понимают парциальное (частичное) давление насыщенных паров рнп жидкости над ее поверхностью, при котором пары испарения и конденсации взаимно уравновешены: р = рнп.

      В обычных условиях (при нормальном атмосферном давлении и температуре) вода содержит около 2% объема растворенного в ней воздуха. Очевидно, что при повышении температуры и понижении давления, когда р < рнп, вместе с испарением жидкости в ней начнут выделяться пузырьки воздуха.

      Появление в воде паровоздушных пузырьков называетсякавитацией. Жидкость, содержащая паровоздушную смесь, приобретает свойства, отличные от свойств воды: сжимаемость ее значительно возрастает. Попадая в область повышенного давления (р > рнп), пузырьки пара конденсируются и переходят в жидкое состояние, а воздушные сжимаются или полностью смыкаются. Это явление происходит мгновенно и сопровождается сильными ударами с резким повышением давления, в несколько тысяч раз превосходящего атмосферное. Так как микроудары многократно повторяются на очень малой площадке, происходит разрушение твердой поверхности. В результате имеет место так называемаякавитационнаяэрозия.

      Явление кавитации уменьшает пропускную способность трубопроводов, снижает подачу и КПД насосов. Кавитационная эрозия приводит к разрушению лопастей гидравлических турбин, гребных винтов и даже бетонных гидротехнических сооружений.

      Вязкость жидкостейэто свойство жидкостей оказывать сопротивление перемещению слоев жидкости относительно друг друга. Вязкость есть свойство противоположное текучести: более вязкие жидкости (глицерин, масла и т.п.) являются менее текучими и наоборот.

      При течении вязкой жидкости вдоль твердой стенки происходит торможение потока, обусловленное вязкостью жидкости. Скорость потока отдельных слоев уменьшается по мере приближения слоя жидкости к стенке вплоть до v= 0 при Y = 0, при этом между слоями происходит проскальзывание, сопровождающееся возникновением касательных напряжений (напряжений трения), оцениваемых формулой

      где m– коэффициент пропорциональности, называемый динамической вязкостьюжидкостиПа·с; dv/dY-градиент скорости (иногда его называют скоростной деформацией); dv– приращение скорости, соответствующее приращению координаты dY(рис. 2.1). Размерность касательного напряжения – Н/м 2 .

      Рис. 2.1. Распределение скоростей при течении вязкой жидкости вдоль стенки

      При постоянстве tпо поверхности S полная касательная сила Т (сила трения) по этой поверхности равна

      Из закона трения, описываемого уравнением (2.4), видно, что напряжение трения tможет возникать только в движущейся жидкости при наличии скоростной деформации dv/dY.

      В покоящейся жидкости скоростная деформация равна нулю, следовательно, касательные напряжения также равны нулю. Жидкости, для которых приемлема зависимость (1.2) получили название нормальных или ньютоновских.

      Однако существуют жидкости, для которых зависимость (2.4) неприемлема. К ним относятся, например, нефть и некоторые нефтепродукты, битумные иполимерные материалы, которые отличаются от нормальных, ньютоновских жидкостей наличием сил трения даже в состоянии покоя. Их движение из состояния покоя начинается только после преодоления некоторого предельного значения касательного напряжения t0, которое не зависит от градиента скорости по нормалям

      Наряду с динамической вязкостью в гидравлических расчетах применяют также и кинематическую вязкость

      Единица кинематической вязкости -стокс (Ст), 1 Ст = 1·10 -4 м 2 /с. Кинематическую вязкость на практике определяют при помощи специальных приборов – вискозиметров (в основном используются вискозиметры истечения и капиллярные вискозиметры). Значения кинематической вязкости для некоторых жидкостей приведены в табл.1.1.

      Вязкость капельных жидкостей в значительной мере зависит от температуры. Например, с повышением температуры вязкость капельной жидкости уменьшается, а воздуха увеличивается. Это объясняется тем, что вязкость обусловлена силами межмолекулярного сцепления, которые с увеличением температуры жидкости уменьшаются, а в газах молекулы движутся беспорядочно и с ростом температуры эта беспорядочность увеличивается, что и вызывает увеличение вязкости.

      Вязкость играет существенную роль при перекачивании жидкостей по трубам, опорожнении резервуаров при работе различных машин и механизмов. Особенно важна зависимость вязкости смазочных масел от температуры. Например, значительное снижение вязкости масел, используемых в системах смазки двигателей машин, при повышении температуры может сделать их слишком жидкотекучими. В результате ухудшаются их рабочие характеристики, что вызывает преждевременный износ трущихся деталей двигателя. В связи с этим применяют специальные добавки, стабилизирующие вязкость масел.

      Читайте также: