Калина исаак иосифович где сейчас работает

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 05.10.2024

Мечты сбываются: уволен Исаак Иосифович Калина


Вы не поверите, но столичный мэр Сергей Собянин уволил министра Правительства Москвы, руководителя Департамента образования г. Москвы Исаака Иосифовича Калину.

"Освободить Калину Исаака Иосифовича от должности министра Правительства Москвы, руководителя Департамента образования и науки города Москвы по собственной инициативе в связи с переходом на другую работу", - гласит собянинский указ № 79-УМ. "Благодаря работе Исаака Иосифовича московское школьное образование стало одним из лучших в мире. Качественное образование стало более доступным для большинства московских мальчишек и девчонок. Благодарю его за подвижническую работу на одной из самых важных должностей в правительстве Москвы и желаю здоровья и дальнейших успехов", - написал Собянин в Twitter.

Персонаж одиознейший, ненавидимый родительским сообществом и нормальными (традиционно ориентированными) педагогами. Эффективный менеджер-оптимизатор по кличке Девиантный Огурец являлся главной фигурой в столичном образовании на протяжении десятка лет, до этого занимал посты директора Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки РФ и заместителя министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко. По мнению РИА Катюша, "ущерб, нанесённый российскому образованию деятельностью Калины, невозможно описать в рамках сжатого материала — он заложил бомбу замедленного действия непосредственно в его фундамент. Оценивая его деятельность, мы можем смело вести речь именно о преднамеренном вредительстве и диверсии".

ТГ-канал "Образ будущего" отреагировал на увольнение Исаака Иосифовича кратко и ёмко: "Мафия смертна".


двойной клик - редактировать изображение

Хорошая новость, безусловно. Но 69-летний Калина тут же назначен советником мэра Москвы. А новым руководителем Департамента образования г. Москвы стал его заместитель и соплеменник - пятидесятилетний Александр Борисович Молотков родом из Харькова. Ещё один эффективный манагер, выпускник Московской школы ценных бумаг, имеющий квалификационный аттестат специалиста финансового рынка в области брокерской, дилерской деятельности и доверительного управления. Экс-банкир, бывший гендиректор мнвестиционной компании "Орион" (проекты в строительной и пищевой отрасли), никогда не работавший ни в одном образовательном учреждении. Плотно взаимодействует с Германом Грефом в области сбербанковских "образовательных" инициатив.

Его работа получила противоположные оценки

Вчера вечером в команде Сергея Собянина произошла одна из самых значительных отставок — ушел глава департамента образования Исаак Калина. Он продержался на этой должности десять лет и провел ряд весьма болезненных реформ, главной из которых стало слияние школ в масштабные образовательные комплексы. Опрошенные “Ъ” эксперты выставили «эпохе Калины» абсолютно противоположные оценки: министр просвещения Сергей Кравцов хвалит его за те решения, которые ругают в профсоюзе «Учитель». Впрочем, в одном они сходятся — новый глава департамента Александр Молотков вряд ли станет менять курс предшественника.

Исаак Калина перешел из федерального Минобрнауки в столичное правительство в 2010 году, сразу после прихода Сергея Собянина. Судя по всему, господину Калине поручили изменить «лужковскую» систему городского образования. Она сформировалась еще в девяностые; ее отличительными особенностями были многочисленные «лужковские» надбавки педагогам и директорам, а также выделение группы «элитных» и «продвинутых» лицеев-гимназий.

«Безусловно, человек профессиональный, как к нему не относись,— говорит председатель комиссии по образованию Мосгордумы Евгений Бунимович.— Я могу сказать, что он человек идеологический, у него есть и были свои представления о том, каким должно быть образование. И в результате, безусловно, есть и достижения, но есть и вещи, за которые его не любят».

Плохо контролируемые выплаты «надбавок» сменились системой доплат в зависимости от рейтингов учителей и школ. Резкие действия господина Калины не нашли понимания у педагогов и директоров старой закалки, привыкших к уважительному отношению со стороны чиновников,— в образовательной среде ходят легенды о том, как жестко глава департамента распекал провинившихся.

Где было пять директоров — остался один; выстроилась четкая районная «образовательная вертикаль», которую москвич проходил от детсада до 11-го класса. Родителей и учителей возмущало, что слияние проходит механически: заслуженные гимназии с учениками-«ботаниками» запросто объединяли с «нехорошими» районным школами. Москвичи выходили на митинги против таких управленческих экспериментов — а Исаак Калина лишь подливал масла в огонь. «Какой огурец в хороший рассол ни попадет — маленький, большой, свежий, малосольный,— происходит усреднение, все становятся одинаково хорошими солеными огурцами»,— заявил он в то время. Популярности ему это не прибавило, но чиновник ее и не искал. После каждого громкого протеста многочисленные анонимные источники предрекали ему скорую отставку, но Исаак Калина оставался непотопляемым и ушел явно по собственному желанию, незадолго до 70-летия.

Кто и как пытается удовлетворить возросший спрос на онлайн-обучение школьников

Сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий признался “Ъ”, что испытывает «некое злорадное облегчение». По его мнению, господин Калина войдет в историю как руководитель, проводивший «в основном отрицательные» реформы. «Он в два раза сократил количество московских школ, оптимизировав их. А система рейтингования школ с последующей раздачей грантов стала сильным инструментом влияния чиновников на образовательный процесс,— говорит он.— Ну и ситуация с введением Московской электронной школы — пандемия показала, что МЭШ не работает, несмотря на потраченные миллиарды».

Совершенно противоположную оценку поставил господину Калине министр просвещения Сергей Кравцов. «Это большой профессионал, при нем Москва достигла блестящих результатов по качеству образования. Это подтверждают международные эксперты. PISA, PIRLS, TIMSS — Москва лидирует во всех этих исследованиях». Министр считает, что Исаак Калина смог «выровнять качество образования между центром города и его окраинами, но при этом сохранил уровень традиционно сильных школ». А раскритикованную профсоюзом систему МЭШ Сергей Кравцов называет крайне полезной в период карантина: «Этим опытом воспользовались не только в Москве и регионах, но и в странах ближнего зарубежья»

Как проходила и к чему привела оптимизация образования

Евгений Бунимович подтверждает значительный рост числа «олимпиадников» в столице. «Более того, теперь они учатся в гораздо большем количестве школ. Это направленные действия со стороны департамента — чтобы одаренные дети не были сосредоточены в двух-трех элитных школах». Но у политики объединения школ он отмечает и плюсы, и минусы. «Да, административный аппарат может сократиться. Для старшеклассников объединение тоже в плюс — оно позволяет открыть много профильных классов. В маленькой школе не всегда возможно сформировать для желающих математический или гуманитарный классы,— перечисляет господин Бунимович.— Но у этой модели также много недостатков. Директор просто не может узнать 2 тыс. детей — это не то же самое, что 300 учеников. И дети становятся для руководителя общей массой — мне это претит». Также он отмечает, что из-за «направленности на достижения и слишком большого увлечения рейтингами» школы обращают меньше внимания на уязвимые категорий детей — с инвалидностью, с проблемами, из трудных и малообеспеченных семей.

Новым главой департамента стал Александр Молотков — многолетний заместитель Исаака Калины. И вот здесь прогнозы профсоюза и министра сходятся. «Я знаю нового руководителя, он много лет работал в департаменте, отвечал за стратегические направления,— одобряет выбор мэра Сергей Кравцов.— Остается пожелать сохранения преемственности». «Вряд ли от такого человека можно ожидать кардинальных перемен»,— сожалеет Всеволод Луховицкий.

Развалил школы и уволился: Рано радуетесь

Главное московское событие минувшей недели – неожиданное увольнение, наверное, самого одиозного столичного министра, руководителя Департамента образования Москвы Исаака Калины. Слово "неожиданное", наверное, тут не очень подходит – трудно сказать, чьего ухода московская общественность алкала с большей страстью и нетерпением, а когда чего-то слишком долго ждёшь, то в наконец свершившееся уже как-то и не верится. В минувшую среду шампанское откупорили, думаю, тысячи директоров школ, десятки тысяч столичных учителей и сотни тысяч родителей.

Вашей покорной слуге довелось близко познакомиться с этим роковым для сферы образования управленческим гением на пять лет раньше, чем среднестатистическому москвичу, – под непосредственным началом Калины я работала долгих два года, показавшихся мне вечностью, и по итогам психика моя была расшатана преизрядно – природная толстокожесть, конечно, выручала, но Калине и не таких носорогов удавалось доводить до предынфарктного состояния. Исаак Иосифович был тогда руководителем Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки, а я возглавляла нормативно-правовой отдел в составе этого департамента. Каждый понедельник сотрудники департамента ехали на работу на ватных ногах с корвалолом в сумке: по понедельникам собирались знаменитые планёрки, после которых этот корвалол многим мог понадобиться.

Калина редко устраивал нагоняи тет-а-тет, он любил издеваться над людьми публично, а планёрки для этого подходили как нельзя лучше.

Когда я увольнялась из Министерства, из 65 штатных единиц в департаменте Калины заняты были 32 – укомплектовать подразделение полностью было задачей нереальной, ибо слух о его руководителе разнёсся далеко за пределы Министерства.

Оптимизация до полного уничтожения

школа

Основные претензии к "лужковским" школам заключались в колоссальном расслоении образования на "элитарное и качественное" и на всё остальное. Фото: Софья Сандурская/АГН "Москва"

Забегая вперёд, скажу сразу, что в содержательную сторону образования Калина никогда даже и не пытался вникнуть, не считая это своей прерогативой и своей обязанностью. Таковой его позиция была что в федеральном Министерстве, что в московском. Всю смысловую сторону образовательного процесса он перепоручал методистам, Академии образования и "Вышке" (НИУ ВШЭ), педагогической науке. Зато он с энтузиазмом, достойным лучшего применения, вмешивался в организационно-правовую сторону деятельности образовательных учреждений, в управляющие советы школ, изобретал громоздкие и непрозрачные системы аттестаций, волюнтаристски отбирал и выдавал лицензии и оптимизировал, оптимизировал, оптимизировал.

Справедливости ради, следует оговориться, что "оптимизацию" (в переводе с бюрократического языка на человеческий означающую сокращение и уничтожение) придумал не он, но теперь само слово накрепко ассоциируется с экспериментами Калины по объединению под одной крышей образовательных учреждений разного уровня и порядка, в результате чего количество школ в Москве сократилось наполовину. С 2012 года 1 572 школы Москвы, объединив с детскими садами, учреждениями дополнительного образования, коррекционными школами, учреждениями среднего образования, превратили в 750 "образовательных холдингов".

Сам Калина объяснял необходимость создания укрупнённых образовательных комплексов переходом на принцип подушевого финансирования, который сам же и продавил: раньше на школы деньги выделялись фиксированно, а теперь финансирование стало зависеть от количества учеников. В то время как этот монетарно-механистический подход провалился практически по всей России, Калина считал его реализацию в Москве своим личным успехом, не обращая внимания на то, что новые школы-монстры проседали по всем учебным показателям. В далёкое прошлое ушли времена, по которым мы теперь можем лишь ностальгировать, наслаждаясь советскими фильмами, в которых директриса на перемене гладила по голове вихрастого мальчишку, называя его по имени: отныне иные московские школы стали величиной с нехилый областной вуз с тысячами учащихся, и личный контакт с директором – ну примерно как Путина вживую увидать.

школа

Учебный комплекс № 2109 в Южном Бутово. Фото: Сергей Киселёв/АГН "Москва"

Несмoтря на массу нареканий к "оптимизации" сo стoрoны учителей, рoдителей, детей, официального профсоюза работников образования и независимого профсоюза "Учитель" (разнузданное слияние школ обернулось массовыми сокращениями, дефицитом преподавателей, нездоровой атмосферой в учительских и среди родителей), никаким сомнениям выбранную стратегию Калина не подвергал, на контакты с общественностью не шёл, предпочитая все вопросы решать с директорами. Наибoлее массoвые акции прoтеста прoтив "oптимизации" учреждений oбразoвания и здравooхранения прoхoдили именнo в Москве, хотя затронула она так или иначе все регионы.

Другое "ноу-хау" Калины – так называемая "новая система оплаты труда", создававшаяся в противовес прежнему лужковскому волюнтаризму, когда распределение стимулирующих выплат, надбавок, премиальных было отдано на откуп директорам школ. Калина ввёл сложную, донельзя бюрократизированную систему критериев и показателей, влияющих на итоговую зарплату педагога, что, с одной стороны, удесятерило количество контролёров, проверяющих, сотрудников надзорных органов, членов аттестационных комиссий, а с другой стороны, дало невиданные прежде возможности школьному бухгалтеру определять принципы начисления выплат.

С одной стороны, каждое заседание аттестационной комиссии начиналось с вопроса директору, почему в школе такой неадекватно большой децильный коэффициент (то есть откуда такая неравномерность в зарплатах у педколлектива), и почему у многих учителей зарплата ниже 60 тысяч (допустимый, по мнению Калины, зарплатный минимум для учителя в Москве), а у директора белая зарплата гордо указана в 800 тысяч рублей. С другой стороны, дальше констатации обычно дело не шло, и этот вопиющий разрыв в доходах педагогов порождал дискомфортный психологический климат в школе, постоянные конфликты, соперничество и грызню за надбавки и премии. При этом Собянин в своих отчётах оперировал совсем иными цифрами:

По мнению московского мэра, средняя зарплата учителя составляла 114 000 рублей – звучало красиво, но при этом нужно понимать, что это среднее арифметическое из 800 тысяч директорских, 400 тысяч завуча и 60-65 тысяч рядового педсостава.

Деление педагогических работников на "агнцев и козлищ" было возведено Калиной в принцип и распространялось на все уровни школьного коллектива – всячески поощрялась система взаимного доносительства, "чёрных списков", "чёрных меток", закрывавших для "забаненного" Калиной или своими же коллегами педагога возможность устроиться на работу. Никакие массовые обращения, петиции, открытые письма, жалобы во все инстанции, от Роскомнадзора до Путина, результатов не принесли. Рыба, конечно, всегда гниёт с головы, но нельзя не признать, что московская педагогическая общественность увлечённо и с пугающим удовольствием погрузилась в стукачество и в пожирание друг друга, вызывая в памяти классическое – "А кто же написал четыре миллиона доносов?". В то время как директора школ, посмевшие публично высказывать недовольство или, не приведи Господь, критиковать самого Калину, увольнялись одним телефонным звонком и с волчьим билетом (как это случилось с директором 113-й школы Давором Тубой, возмутившимся директивой департамента образования в обязательном порядке закупать неадекватно дорогие учебные пособия ООО "Ланит-Интеграция", от которой за версту несло коррупцией), развесёлый "уникальный педагогический коллектив" 57-й школы после громкого секс-скандала отделался лёгким испугом, моментально основав новую элитную школу на Рублёвке и практически в полном составе переместившись туда.

Планшет вместо учителя

Пресловутая же бюрократизация учебного процесса при Калине не сократилась, а наоборот, кратно выросла. Учителя жалуются на то, что у них времени не хватает не то что на личное общение с учениками, но даже на проверку тетрадей – всё свободное время съедает неадекватных объёмов отчётность и заполнение бесконечных формуляров. "Московская электронная школа" – платформа для цифровизации обучения, предмет особой гордости Калины и его замов – должна была в итоге свести личный контакт с учеником к минимуму (теперь главный собеседник школьника не учитель, а планшет), но тут на помощь школе пришло обычное российское раздолбайство: подрядчики департамента, освоившие астрономические деньги на создание и внедрение этой самой МЭШ, оказались криворукими халтурщиками, и система регулярно зависает и вырубается. Кстати, одна из самых популярных в Москве версий причин увольнения Калины – именно провальный результат эксперимента с МЭШ, не прошедшей проверку коронавирусом.

Никаких изменений не претерпела и система "фаворитизма" при определении лучших школ, лучших учителей, лучших директоров – всё те же непрозрачные конкурсы с заранее понятными результатами, всё та же плеяда "педагогов-новаторов", числящихся новаторами уже лет тридцать подряд, всё те же аттестации, на которых тётки с кругозором инфузории-туфельки, говорящие на бюрократическом новоязе, но зато обладающие выдающимися хватательными способностями, становятся директорами.

школа

"Московская электронная школа" – платформа для цифровизации обучения, предмет особой гордости Калины. Фото: Андрей Никеричев/АГН "Москва"

Справедливости ради, нужно сказать, что отнюдь не все популярные проклятия в адрес Калины прилетали по адресу. Невнимательные, но скорые на острое словцо журналисты в своё время подняли шум до небес, приписав Калине "принцип солёного огурца", на самом деле сформулированный педагогом-новатором Владимиром Шаталовым – создать вокруг ребёнка такую среду, чтобы он, как огурец в рассоле, напитывался знаниями, навыками, коммуникациями. На этом принципе основана и вся система инклюзивного образования, давно и успешно реализуемая в России, и просто любое выравнивание возможностей, которые ученику предоставляет школа. И проблема Калины отнюдь не в том, что он цитирует абсолютно правильные, проверенные временем наработки своих предшественников, а как раз в том, что ему не удалось создать этот самый рассол для огурчиков – одни ученики купались в растворе соляной кислоты, другие в дистиллированной воде. "Попасть в престижную школу" – этот сложный и недешёвый квест родители школяров каждый год проходили как при предшественниках Калины, так и во времена его авторитарного, не терпевшего никакой коллегиальности руководства.

Всё минувшее десятилетие столичный Департамент образования и науки сотрясали коррупционные скандалы, практически не затронувшие его главу, но создававшие крайне неприглядный фон для его работы. В 2012 году Главное управление по экономической безопасности и противодействию коррупции поймало с поличным двух чиновниц департамента, вымогавших у бизнесмена взятку за заключение госконтракта на оснащение столичных колледжей компьютерами, – тогда была арестована завсектором профессионального образования Елена Парублева. А в конце минувшего года по подозрению в мошенничестве в особо крупных размерах был арестован советник департамента Сергей Желонкин.

школа

Учителя жалуются, что всё свободное время съедает неадекватных объёмов отчётность и заполнение бесконечных формуляров. Фото: Сергей Киселёв/АГН "Москва"

Пока Исаак Калина долгих десять лет бессменно возглавлял столичное образование, на посту федерального министра образования и науки, а потом министра просвещения сменилось четыре руководителя, – очень разных, проводивших разную политику, оставивших о себе очень разные воспоминания. Однако по неписаному закону и сложившейся традиции, никто из них не вмешивался в московскую образовательную кухню, фактически оставляя столичного министра вне административной вертикали. Москва, понятное дело, всегда была государством в государстве, и представить себе федерального министра, жёстко критикующего и распекающего Калину, просто невозможно.

Формальное основание ухода Калины – заявление по собственному желанию. Ушёл он, как говорится, по-хорошему – в тот же день получил синекуру советника мэра. Как злорадно выразился один из главных хейтеров Калины Евгений Сатановский,

во времена Сталина за действия Калины был бы расстрел, во времена Грозного – кол. Пётр I бы на дыбу, а потом сослал бы пожизненно в Сибирь. А в наши времена – Калина получил назначение на другое место. У нас же никого не убирают.

Что реально послужило поводом для того, чтобы его отпустили восвояси, никто не знает, но, поверьте мне, обычно чиновников от образования стараются не увольнять до 1 сентября, поскольку полным ходом идёт подготовка к новому учебному году. Должны ли мы радоваться, что новый учебный год в московских школах начнётся без Калины?
Мой многолетний опыт подсказывает, что любые кадровые перемены что в федеральном образовании, что в московском, – всегда к худшему. Сменивший Исаака Калину его бывший заместитель Александр Молотков в системе образования ни дня не работал. Это финансист, всегда специализировавшийся на привлечении инвестиций и поддержке малого предпринимательства, типичный "эффективный менеджер", отвечавший в департаменте как раз за пресловутую цифровизацию всего и вся, дистанционное образование, недостатки которого именно сейчас, как рентгеновским лучом, высветила эпидемия коронавируса. Не наступят ли времена, когда самодура и горе-реформатора Калину мы будем вспоминать с тоской и ностальгией.

Разрушитель столичного образования Исаак Калина отправлен в почетную отставку на радость родителям, но курс на оцифровку и оптимизацию школ продолжается

23.07.2020

Свершилось то, чего давно ждала патриотическая общественность и подавляющее большинство сознательных родителей, словом, все, кто ратует за возрождение русской школы и стремится сохранить наследие нашего традиционного, классического образования. Один из главных его погромщиков, глава Департамента образования Москвы (ДОгМ) Исаак Калина отправлен в отставку. Однако мэр столицы трансгуманист-инноватор Собянин С.С. таким образом отнюдь не наказал, а, напротив, уважил 70-летнего пенсионера, сделав многолетнего соратника своим советником, а само увольнение Калины было оформлено «по собственному желанию». Так что вздохнувшим было с облегчением родителям не стоит сильно расслабляться – на смену Калине пришел его заместитель, работающий в ДОгМ с 2011 года, не задающий лишних вопросов исполнитель и «эффективный менеджер», экономист-финансист по профилю Александр Молотков.

Давайте же сначала с должными почестями проводим убеленного сединами Калину. Этот «эффективный менеджер» из Оренбурга 8 лет целенаправленно уничтожал доступное фундаментальное образование в столице, под ширмой оптимизации сливая школы в многопрофильные «холдинги» с коррупцией и поборами, увольняя и подминая под себя независимых директоров и талантливых педагогов, ставя над детьми цифровые эксперименты (проект «Московская электронная школа») и полностью игнорируя мнение родительской общественности.

Прошедший в конце 90-х переподготовку в РАНХиГС (кузница кадров либерал-глобалистов №2 — после ВШЭ), Калина действовал в тесной связке с основной командой ликвидаторов русской школы: Ярославом Кузьминовым (ректор ВШЭ), Исаком Фруминым (фигурант гомоскандала в ВШЭ, куратор низложения образования до уровня передачи «базовых навыков и компетенций» ), Дмитрием Песковым (трансгуманист, под форсайт-проекты которого в 2011 году было создано Агентство стратегических инициатив при Правительстве, ныне — спецпредставитель Президента по цифровизации), Германом Грефом (корпоративный университет и различные «благотворительные» фонды Сбербанка внедряют кастовую систему в образовании и управление людьми ИИ под видом «персональных образовательных траекторий», дистанционное обучение и «образование в кредит» по лекалам глобалистов из Стэнфордского и Йельского университетов, берут шефство над школами и вузами России, переформатируют педагогов и т.д.). Именно принадлежностью Калины к этой секте объясняются абсурдные для любого адекватного учителя инициативы ДОгМ вроде полной отмены экзаменов и внедрения «персональных траекторий развития», в рамках которых искусственный интеллект будет с рождения определять место человека в социуме, а также отказа от традиционных методов оценки полученных знаний. Кроме того, Исаак Калина является разработчиком Стратегии развития московского образования до 2025 года (по сути, это плохо закамуфлированная версия тех же форсайтов «Образование-2030» и «Образование-2035» ) и вдохновителем школьных управленцев «новой волны» — директоров-бизнесменов от образования, ничего не смыслящих в педагогике.

Ущерб, нанесенный российскому образованию деятельностью Калины, невозможно описать в рамках сжатого материала — он заложил бомбу замедленного действия непосредственно в его фундамент. Оценивая его деятельность, мы можем смело вести речь идет именно о преднамеренном вредительстве и диверсии — даже соотечественник Калины, часто появляющийся на федеральных каналах политолог Евгений Сатановский, назвал главу ДОгМ «успешно покончившим со школьным образованием столицы».

«Половина примерно школ, уничтоженных в Российской Федерации, была уничтожена в Москве, за что я лично хотел бы поблагодарить — низкий поклон Сергею Семеновичу Собянину и Исааку Иосифовичу Калине, которого я лично, как бывший президент Российского еврейского конгресса, полагаю большим позором еврейского народа и говорю об этом, горько плача. Я считаю, что больший вред нанес разве что Березовский — был такой, Борис Абрамович.

От сокращения 628 школ в Москве может быть одна польза, от их слияния, от всего остального, в том числе от сокращения и слияния профильных школ: площадь можно застроить. Кому война, кому мать родна! Кому — школа или, кстати говоря, институт Академии наук, или, кстати говоря, вуз, а кому — дорогая земля, которую можно застроить. А когда тяжелое жлобство, замешенное на традициях, на самых мрачных традициях 90-х, сталкивается с будущим страны, то будущему страны не выжить», — справедливо отмечал Сатановский в начале прошлого года.

И за все это любитель присвоения людям личных номеров и тотальной биометрической слежки господин Собянин вовсе не раскритиковал или пожурил господина Калину… нет, он крайне высоко оценил его деятельность! Более того, за оцифровку школ и важные шаги по превращению детей в киборгов, за наводнение столичных образовательных учреждений вредным для здоровья оборудованием от американской Cisco и других контор «уважаемых партнеров», за переход от педагогического подхода, ориентированного на живых людей, к чисто материальной «целесообразности» и оптимизации мэру Москвы хватило совести и ума назвать Калину «подвижником»!

Исаак Калина

Кого же Собянин назначил вместо Исаака Иосифовича? Увы, порожденная им система с отрицательным отбором «эффективных управленцев» не предусматривала других вариантов, кроме как поднять на ступеньку выше многолетнего замглавы ДОгМ – Александра Молоткова. По первой специальности Молотков, окончивший в 1993 году Московский инженерно-строительный институт, экономист и организатор строительства. Впрочем, дома он строил недолго, предпочтя брокерские и банковские дела. В его послужном списке 10 лет работы в банковской сфере, руководство инвестиционной компанией, а также работа в книгоиздательстве. В ДОгМ Молотков работает последние 9 лет.

Лаконично и четко – очевидно, что «оптимизационный» курс Калины будет продолжен, причем этот господин продолжит советовать Собянину, на у Молотков – старательно выполнять. Задачи ведь уже определены, чего лишний раз рассусоливать и рефлексировать? А задачи эти следующие – анонсированные ранее мэром пожизненные цифровые портфолио для учащихся МЭШ, тотальная цифровизация и переход к «онлайн-урокам» с облачными сервисами и цифровыми платформами вместо традиционного живого очного обучения в классах с учителями. В общем, все то, что реализуют в нашей стране через прямое внешнее управление банкстер-трансгуманист Герман Греф сотоварищи, и о чем уже открыто заявляется на публичных совещаниях с президентом . Тем более, что соответствующее напутствие Молоткову уже дал министр «цифрового» просвещения Сергей Кравцов.

«Александр Борисович много лет работал в департаменте, отвечал там за стратегические направления. Мы общались на межведомственных совещаниях, он всегда был активным участником дискуссий. Я желаю сохранения преемственности. Вместе с тем есть несколько направлений, на которые стоит обратить внимание. / … / Вопросы доступной среды, инклюзии, социальной поддержки семей, их доступа к качественному образованию — безусловно, это должно быть в приоритете для такого современного мегаполиса. Необходимо проработать и внешкольное сопровождение таких детей, помогать им в выборе оптимальной образовательной траектории», – отметил Кравцов.

Внешкольное сопровождение и превращение традиционного образования в инклюзивное – это «священная корова» и главное прикрытие для лоббистов электронной школы и дистанционного обучения в Москве и по всей России, о чем они прямо заявляют в официальных ответах возмущенным гражданам . Так что мы вряд ли дождемся перемен к лучшему без полной перезагрузки нынешней системы отрицательного отбора управленческих кадров во всей внутренней политике России. Ну, или без серьезного социальной встряски в масштабах всей страны, провокацией которой власти словно бы сами планомерно занимаются.

Лучших выпускников кадетских классов наградили в Кремле

20 февраля 2020

Лучших выпускников кадетских классов 2019 года наградили в Кремле. Те, кто особенно отличился в учебе, спорте, общественной и школьной жизни, а также поступил в ведущие вузы страны, получили…

45 городов и 479 участников: как прошла IV Московская олимпиада мегаполисов среди школьников

10 сентября 2019

В Москве подвели итоги IV Московской олимпиады мегаполисов , которая проходила с 1 по 6 сентября. О результатах на заседании Президиума Правительства Москвы рассказал руководитель столичного…

Школы Москвы готовы к началу учебного года

27 августа 2019

К новому, 2019/2020 учебному году в Москве подготовлено 625 образовательных организаций. Об этом сообщил на заседании Президиума Правительства Москвы руководитель столичного Департамента образования и…

Сергей Собянин: Школьники Москвы заняли первое место на олимпиаде мегаполисов

11 сентября 2018

Сборная столицы стала лучшей на III Московской олимпиаде школьников крупных городов и столиц мира, которая прошла с 2 по 7 сентября. Об итогах интеллектуального турнира на заседании Президиума…

Спортивные секции вместо ОФП: какими могут стать уроки физкультуры в старших классах

Уроки физической культуры после восьмого класса могут заменить секциями по различным видам спорта. Об этом рассказал Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Исаак…

Занятия на каникулах: «Субботы московского школьника» продолжат проводить летом

Работу проекта «Субботы московского школьника» не будут прерывать на время каникул по желанию детей. «Несмотря на каникулярный период, ребята регистрируются и приходят на мероприятия. Мы не…

Учить по-новому: педагогам вручили более 300 грантов за развитие «МЭШ»

С 1 января 2017 года Департамент образования выделил 263 педагогам 303 гранта за создание контента для «Московской электронной школы» («МЭШ»). Не первый раз с грантом 14 июня сертификаты на получение…

Педагоги 438 школ столицы присоединились к проекту «Московская электронная школа»

Участие в проекте «Московская электронная школа» для столичных учителей приносит не только академическую, но и экономическую пользу. По данным Департамента образования города Москвы, к развитию…

Столица готова к проведению ЕГЭ и ГИА-9

Более 89,5 тысячи человек будут сдавать Единый государственный экзамен в этом году, рассказал на заседании Президиума Правительства Москвы Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента…

«Учитель года Москвы»: кто стал победителем в этом году

Учитель информатики и технологии школы № 1540 Игнат Игнатов победил в городском конкурсе педагогического мастерства. Теперь он представит столицу на Всероссийском конкурсе «Учитель года», который…

Подготовка к будущей специальности: более 35 тысяч школьников обучаются в предпрофессиональных классах

Подготовка к будущей специальности: более 35 тысяч школьников обучаются в предпрофессиональных классах

Негромкий финал

«По некоторым данным» Исаак Калина, без малого десять лет руководивший столичным образованием, покидает свой пост.

Историкам российской школы еще предстоит осмыслить этот период, и они, несомненно, будут спорить о содержании и смысле произошедших в столичном образовании изменений. Пока же по горячим следам рискнем высказать мысль незатейливую: у всего произошедшего есть один Генеральный Смысл, которым Исаак Калина в первую очередь руководствовался во всех своих прожектах, что — затевая грандиозное слияние образовательных учреждений, что — раздувая гигантский мыльный пузырь Московской электронной школы, что — распределяя средства, что — проводя довольно однозначную кадровую политику.

За прошедшие восемь лет московские школы превратились в абсолютно послушные марионетки Департамента образования, чутко реагирующие на малейшее дрожание нити. Нельзя не отметить, что подобные процессы произошли и в других отраслях городского хозяйства, но, как представляется, именно в образовании уровень достигнутого превзошел все мыслимые ожидания.

А схема оказалась несложной. Ключевым звеном в ней является директор. Его назначение и увольнение находятся в исключительном ведении Департамента, Трудовой кодекс давно отдыхает в сторонке. Сегодня это молодой человек в возрасте до 40 лет, получающий зарплату, начинающуюся с 200 тыс. рублей и твердо знающий, что благополучие его лично и вверенного ему учебного заведения полностью зависит от ежеминутной готовности демонстрировать лояльность по любому поводу. Внимательные наблюдатели согласятся, что уровень откровенного лизоблюдства и готовности выполнить начальственные предписания в московском директорском корпусе уже достиг не менее 146% от уровня, констатированного в свое время М.Е.Салтыковым-Щедриным («Только те науки распространяют свет, кои способствуют выполнению начальственных предписаний»), и останавливаться на достигнутом не собирается. Мы об этом писали. Регулярно устраиваемые публичные порки директоров (например, широко известный «случай с Чебурашкой») добавляют исполнителям живости и искренности.

Столь тщательно отобранному и обученному директору вручается комплекс из 3-12 подразделений, где он «княжит и володеет» примерно тем же макаром – увольняет, сокращает и «оптимизирует» в соответствии с заданными параметрами. Его не волнует воспитание школьника, он не педагог – либо никогда им не был, либо перестал быть – его задача выжить здесь и сейчас. А для этого надо вписаться в показатели и излучать бодрость и оптимизм.

Нам справедливо заметят, что метод кнута и пряника не Исаак Иосифович изобрел; так мы согласимся, но продолжим цитатой про первого ученика из шварцевского «Дракона».

Своему преемнику Калина оставляет не просто «зачищенную поляну» — он оставляет ровную сухую площадку, большей частью уже заасфальтированную. Для того, чтобы на ней что-то могло расти, помимо вышеописанного, потребуются колоссальные усилия, которые вряд ли любой чиновник захочет прикладывать. Зачем? Она с чиновной точки зрения идеальна. Дергай за ниточки и не забывай внедрять масштабные мега-проекты типа той же МЭШ и устраивать пышные праздники типа ежегодного форума «Город образования». И будет тебе щастье.

Оно, правда, подведомственными Департаменту школьниками все чаще и чаще пишется именно так.

В первые месяцы княжения И.И. на московском образовании я сформулировал по первым впечатлениям некий пессимистический прогноз. Мне очень жаль, что практически ни в одном тезисе он не оказался ошибочным…

Калину на посту главы департамента образования и науки сменил инженер-строитель

Как стало известно накануне, мэр Москвы Сергей Собянин освободил от должности прежнего главу департамента образования и науки Исаака Калину. Преемником этого радикального реформатора столичной школы стал заместитель Калины Александр Молотков. Сам Калина, проработавший столичным министром образования целое десятилетие, переходит «на другую работу» и, по некоторым данным, станет советником столичного градоначальника.

Кто такой Александр Молотков

Фото: АГН «Москва»

Основы карьеры 70-летнего Калины в сфере образования закладывались в Оренбургской области, где после школы он закончил пединститут по специальности «Математика». За 20 лет он прошел путь от учителя сельской школы до номенклатурной должности замначальника главного управления образования администрации Оренбургской области. А в начале 2000-х окончательно перебрался в Москву, получив должность замгендиректора издательства «Просвещение».

С 2004 года образованец Калина выходит на федеральный уровень: вначале как директор департамента госполитики в сфере образования в Минобрнауки времен Андрея Фурсенко, а затем в качестве замминистра.

В ноябре 2010 года Калина и сам становится министром образования, правда, московского уровня. И за без малого 10 лет своего правления — а правил он, по мнению столичных образованцев, поистине железной рукой — он многое изменил в столичной системе среднего образования.

Чаще всего имя Калины связывают с широкомасштабным слиянием школ города в огромные учебные заведения, прозванные «образовательными холдингами». В итоге этой деятельности количество городских средних учебных заведений сократилось в разы, а число учащихся в каждом из оставшихся во столько же раз возросло. И это вызвало неоднозначную реакцию в обществе.

Некоторые эксперты до сих пор оценивают результат этого процесса как нивелировку личности членов многотысячных детских коллективов и механическое соединение несоединимого. Например, объединение в рамках одной школы подростков с девиантным поведением, обычных ребят и «ботаников» из какой-нибудь суперматематической спецшколы, что не принесло счастья ни одним, ни другим и ни третьим. Однако другая часть подчеркивает позитивные последствия объединения, и прежде всего, появившуюся в результате у старшеклассников возможность выбора любой специализации в рамках своей школы. А как следствие — повышение общего уровня массового среднего образования.

Куда повернет штурвал столичного образования сменщик Калины Молотков, сказать трудно. Пребывая в должности замдиректора департамента, занимаемой им около трех лет, Молотков не стремился выйти из тени своего начальника. Да и занимался он до недавнего времени вопросами, вроде развития государственно-общественного управления в образовании или повышения уровня финансовой грамотности населения. Пока ясно лишь одно: 50-летний Молотков до известной степени — «варяг» в образовании.

Инженер-строитель по первому высшему образованию, он дополнил свои технические познания квалификациями специалиста финансового рынка в области брокерской, дилерской деятельности и доверительного управления, а затем — управленца в образовании и контрактной системы закупок. До прихода в департамент он руководил инвестиционной компанией, работавшей в сферах строительства, пищевой отрасли и книгоиздания. Так что путь, приведший Молоткова на высшую образовательную должность столичного правительства, ближе тому, которым следовал не Калина, а экс-министр высшего образования и науки Михаил Котюков — пути менеджера и финансиста.

Злой демон российского образования отправлен в отставку


Мэр Москвы Сергей Собянин освободил Исаака Иосифовича Калину от должности главы столичного Департамента образования и науки, пишет «Коммерсант». «Освободить Калину Исаака Иосифовича от должности министра правительства Москвы, руководителя департамента образования и науки города Москвы по собственной инициативе в связи с переходом на другую работу», - говорится в указе, опубликованном на сайте мэрии. Позже С. Собянин написал в соцсети «ВКонтакте», что И. Калина станет его советником, поблагодарив его за работу.

Калина занимал свой пост с 2010 года. Вместо него назначен Александр Молотков, в течение трех лет занимавший должность заместителя Калины.

Исаак Калина родился в 1950 году в Оренбургской области. Окончил Оренбургский государственный педагогический институт им. Чкалова. Работал учителем, а с 1996 года возглавил управление по делам образования области. Резкий карьерный рост начался в 2002 году, когда провинциальный чиновник стал сначала заместителем гендиректора издательства «Просвещение», а через два года стал руководителем Департамента госполитики в сфере образования Министерства образования и науки РФ. С 2007 года Калина - замминистра образования и науки РФ, а с ноября 2010 года - глава столичного департамента образования. Поговаривали, что столь стремительной карьерой заурядный провинциальный чиновник от образования обязан какому-то дальнему родству с Наиной Ельциной.

Православная общественность знает Исаака Калину, прежде всего, как одного из главных могильщиков курса «Основ православной культуры», который к тому времени благодаря совместной деятельности Патриархии и православных чиновников в Министерстве и русских регионах уже приобрёл размах.

Исаак Калина изгонял православное образование из школы с какой-то неистовой силою и прямо-таки большевистской ненавистью. Путём хитроумных манипуляций курс ОПК был ликвидирован, школа лишилась единственного воспитательного предмета. За «заслуги» в «реформировании образования» Калину даже наградили Орденом почета. Правда, министром образования он не стал, зато десять лет возглавлял ключевой столичный департамент образования.

В своё время И. Калина требовал формирования у российских школьников «планетарного сознания» и преподавания пресловутой «валеологии», а также рекомендовал педагогам использовать «для обучения детей правам человека» пособие «Права человека». Что это за пособие свидетельствует такая цитата из него: «Школа учит одному, семья же - совсем другому. Или школа заставит мальчика отказаться от Бога, или семья сделает из него святошу. В наше время середины быть не может. А пока будет идти спор, два жернова могут перемолоть, перекалечить жизнь ребенку. Пусть родители веруют, как хотят и во что хотят, но не портят мальчику будущего. Его будущее принадлежит не только им. Волей или неволей они становятся преступниками перед обществом». Как это напоминает идеи раннего большевизма, когда предпринималась попытка «обобществить детей». Чем не ранний большевизм эпохи уничтожения всего русского, всего традиционного?! Такое впечатление, что авторы пособия руководствовались рекомендациями Троцкого и Бухарина.

«Исаак Калина каким-то образом нашёл путь к сердцу нового председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации (ОРОиК) Меркурия (Иванова), ныне митрополита Ростовского и Новочеркасского, возглавляющего по сию пору ОРОиК. По крайней мере владыка везде ходил вместе с Калиной, представляя его чуть ли не как своего друга. А в одном из интервью тогдашний епископ Зарайский Меркурий заговорил прямо языком Калины, что считает недопустимым преподавание основ православной культуры «клинически воцерковленными» людьми. А тем временем под руководством Калины шёл полным ходом слом системы преподавания "Основ православной культуры"», - писал в прошлом году главный редактор РНЛ Анатолий Степанов в статье «Страна пожинает плоды "педагогической диверсии" 2007 года» .

Результатом «педагогической диверсии», которую осуществил Исаак Калина и другие либеральные деятели от образования при странном потворстве церковных структур, стало изгнание воспитания из школы, что привело впоследствии к росту детской преступности, ставшей к тому же более бездушной и жестокой, активному участию детей и молодёжи в акциях протеста, направленных на слом российской государственности, что сегодня мы можем наблюдать в Хабаровске.

Наконец Калина отправлен на покой, хотя остаётся советником Сергея Собянина, а значит сохранит влияние на политику в сфере образования. Можно было бы порадоваться отставке одного из самых одиозных «реформаторов образования». Однако за 10 лет руководства столичным департаментом, а до того за шесть лет работы в Министерстве Калина нанёс такой вред системе образования, который, наверное, еще долго придётся исправлять. Поминая недобрым словом этого злого демона отечественного образования.

Конец "оптимизации". Исаак Калина больше не руководит московским образованием

И. Калина ушел в отставку с поста руководителя департамента образования Москвы

22 июля 2020 года, приказом мэра Москвы Сергея Собянина, в отставку отправлен многолетний руководитель департамента образования и науки г. Москвы Исаак Калина с формулировкой "по собственному желанию". Эпоха тотальной оптимизации московского образования закончилась.

22.07.20г. Сергей Собянин своим указом отстранил от обязанностей И. Калину «по собственному желанию».


На должности главы московского департамента образования И. Калина находился долгих 10 лет. За это время он полностью изменил систему, созданную при Лужкове, когда в Москве выделялась группа школ с "особыми успехами" и остальные - середнячки и откровенно слабые.

Принесло ли это пользу - тема для отдельной статьи. Кроме этого, правление И. Калины запомнилось и другими новшествами.

Вопросов все больше

В последнее время система московского образования находилась под волной критики.
Здесь и неадекватное объединение школ и детских садов (т.н. "оптимизация"), которая вызвала сокращение большого количества школ и общее падение качества образования, и авторитарный стиль руководства, когда высказанное несогласие с мнением Калины, означало одно - опалу не только самого оппонента, но и всего образовательного учреждения, в котором тот работает.

Родителей и учителей возмущало, что слияние проходит механически: заслуженные гимназии с учениками - «ботаниками» запросто объединяли с «нехорошими» районным школами. Москвичи выходили на митинги против таких управленческих экспериментов — а Исаак Калина лишь подливал масла в огонь. Его знаменитое изречение звучало как издевка над протестующими:

«Какой огурец в хороший рассол ни попадет — маленький, большой, свежий, малосольный,— происходит усреднение, все становятся одинаково хорошими солеными огурцами».

В итоге, он в два раза сократил количество московских школ, «оптимизировав» их, а система построенного им рейтингования школ с последующей раздачей грантов, стала инструментом влияния чиновников на сами школы и образовательный процесс в них.

Большая «заслуга» И. Калины и в создании «Московской электронной школы» (МЭШ).
Бравурные отчетные реляции о достижениях в этой сфере на деле оказались, мягко скажем, не соответствующие действительности. Это показала пандемия коронавируса. В самый ответственный момент система не сработала. Миллиарды рублей, потраченных на нее ушли в пустоту (. ).

Стали привлекать всеобщее внимание и странные финансовые схемы. Например, «материального стимулирования» директоров школ, когда они официально получают дополнительные проценты от платных кружков и секций, организованных в школах. Фактически получалось, что сами родители из своего кармана доплачивали лично директору за работу с детьми.

К «заслугам» И. Калины можно отнести и непомерный разрыв между зарплатами директора и обычного учителя, что не способствовало созданию нормальной рабочей обстановки в школах. Назначение руководства образовательного учреждения проводилось исключительно по принципу преданности «хозяину». Он мог карать и мог миловать - назначать высокую зарплату и выдавать премии или, наоборот, бороться с неугодными рублем и привилегиями.

Новым главой департамента стал Александр Молотков — многолетний заместитель Исаака Калины.

Александр Молотков

* Александр Молотков - новый глава департамента образования и науки г.Москвы

Насколько «преемственной» будет его руководство - увидим в самое ближайшее время.

Читайте также: