Камаз 4310 и 43105 отличия

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Автомобили КАМАЗ-43105, КАМАЗ-43101, КАМАЗ-43106.

Как известно, у полноприводного автомобиля КАМАЗ-4310 с колёсной формулой 6х6 было несколько модификаций.

Сегодня немного расскажу о трёх из них. Все машины этого класса были приспособлены для эксплуатации как по дорогам с твёрдым покрытием, так по грунтовым дорогам самого разного состояния, а также они уверенно себя показали на местности, в условиях бездорожья. Благодаря высокой проходимости, надёжности, комфортным условиям для водителя, эти грузовики в 1980-х годах нашли широкое применение в народном хозяйстве СССР.

Внизу на фотографии первая модификация камского вездехода – КАМАЗ-43105, грузоподъёмностью 7 тонн.

Внизу вы можете познакомиться с первыми страницами Инструкции по эксплуатации автомобиля КАМАЗ-4310. Здесь вы найдёте отличия автомобиля КАМАЗ-43105 от автомобиля КАМАЗ-4310.

Автомобиль КАМАЗ-43105 серийно, подчёркиваю, серийно производился на КАМАЗе с 1984 по 1989 годы.

В 1984 году, когда автомобиль стал серийно выходить с главного сборочного конвейера, было выпущено 2 604 грузовика.

В 1989-ом, завершающем году было произведено 1 504 автомобиля.

Всего за пятилетнюю историю серийной сборки было выпущено более 20 000 автомобилей КАМАЗ-43105.

КАМАЗ-43105 мог эксплуатироваться при температурах от - 45 градусов до + 50 градусов. Не буду вам перечислять все технические характеристики этого автомобиля. Интересующиеся легко найдут необходимую информацию в интернете. Грузовик легко преодолевал крутые подъёмы, не боялся бездорожья, свободно преодолевал водные преграды глубиной до 80 сантиметров.

Основным прицепом для автомобиля КАМАЗ-43105 являлся ГКБ-8350. Грузоподъёмность такого автопоезда составляла 15 тонн.

Внизу рекламная листовка автомобиля КАМАЗ-43105.

В ходе опытного и серийного производства автомобиля КАМАЗ-43105 его конструкция продолжала совершенствоваться с целью повышения надёжности и ресурса, снижения затрат на техническое обслуживание и ремонт. Так появились позже такие модификации, как КАМАЗ-43101 и КАМАЗ-43106.

В 1989 году началась серийная сборка грузовика КАМАЗ-43101.От базовой модели автомобиля КАМАЗ-4310 этот автомобиль отличался двигателем КАМАЗ-740.10-20 мощностью 220 л.с.

В первый год было выпущено 9 895 этих автомобилей. Серийная сборка продолжалась с 1989 по 2001 годы. Всего было выпущено 56 106 грузовиков.

Интересна география выставок автомобиля КАМАЗ-43101 в первые годы серийного выпуска. Этот автомобиль в 1990-1991 годах демонстрировался на различных выставочных площадках в Панаме (март 1990), Мозамбике и на Филиппинах (август 1990), ОАЭ (ноябрь 1990), Сирии (август 1991 года).

С этим автомобилем связаны две интересные истории.

Во-первых, два автомобиля КАМАЗ-43101, оборудованных комфортабельным салоном, вошёл в историю, как автомобиль, который принял участие в научной экспедиции «Сафир-89», которая стартовала из города Болгар 2 августа 1989 года.

Руководил экспедицией известный петербургский ученый-историк Юрченко Александр Григорьевич, который за год до этого автостопом (!) преодолел этот маршрут. В составе команды были молодые ученые-этнографы, археологи из Ленинграда, Казани, Уфы, Чебоксар и Ашгабата. КАМАЗ выступил основным спонсором этой экспедиции, предоставив два автомобиля КАМАЗ-43101 и выделив дополнительные 10 000 рублей на нужды членов экспедиции. Интересно, что когда у Юрченко А.Г. в ходе одного из интервью спрашивали, а что, мол, даёт эта экспедиция КАМАЗу учёный-историк бесхитростно отвечал: «Мы хотим по итогам экспедиции сделать фильм и КАМАЗ получит копию этого фильма».

Маршрут экспедиции: Болгар – Казань – Астрахань – Махачкала – Баку – Красноводск – Мадау – Ашгабат –Серахс –Мары –Чарджоу (Туркменабат) –Бухара – вниз по левобережью Амударьи –Куня-Ургенч –Бейнау –Уральск – Куйбышев (Самара) – Болгар – Казань.

Внизу на фотографии участники экспедиции в Бухаре.

А уже через год, в 1990 году два автомобиля КАМАЗ-43101 приняли участие в экспедиции «Плано Карпини», которой также руководил Юрченко Александр Григорьевич.

Вот как об этом писала газета «Рабочий КАМАЗа» в то время.

И, наконец, автомобиль КАМАЗ-43106. Его серийная сборка началась в 1989 году. В первый год было изготовлено 2 724 машины. Серийная сборка продолжалась с 1989 по 1998 годы. Всего за всю историю серийной сборки был выпущен 10 931 грузовик.

КамАЗ-4310

Передняя часть КамАЗ-4310

КамАЗ-4310 – автотранспорт высокой проходимости. Первые модели были представлены еще в начале 1980-х гг. Особенность машины в том, что она имеет надежную конструкцию, шасси, рассчитанное на высокие нагрузки. Учитывая это, КамАЗ отлично подходит для эксплуатации по пересеченной местности независимо от погоды.

Содержание:

История создания

Это модель Камского автомобильного завода, которая подходит как для перевозки грузов, так и для перевозки пассажиров. Начиная с 1981 года, машина стала активно использоваться в области сельского хозяйства, в строительстве, различных видах производствах.

В 1980-х гг. автотранспорт претерпел некоторые модификации, были представлены модели КамАЗ, с усовершенствованной ходовой частью, высокими динамическими характеристиками. Спрос на машину во многом обосновывается тем, что техника имеет простую конструкцию, эффективно передвигается по бездорожью.

Назначение и модификации

Фото КамАЗа-4310

Назначение техники – осуществление перевозки тяжелых грузов. В частности, это могут быть лесозаготовки. Производитель грузовика выпустил его в нескольких модификациях, среди которых выделяются:

  1. C4310 – автотранспорт, представленный в 1988 году с полным приводом, максимальной мощностью 290 л.с. Машина имеет дуги безопасности, жесткие рессоры. Нередко авто принимало участие в ралли. КамАЗ С4310 также подвергался модификациям, из-за чего на нем можно было встретить двигатель, который развивал мощь до 430 л.с. Автомобиль прекрасно подходит для гонок.
  2. «Тайфун-1» – бронированный автотранспорт, который стал производиться в последнем десятилетии XX века. Его отличительная черта – это высокая проходимость, мощность.

Также, были разработаны модели авто, подходящие для эксплуатации в сельском хозяйстве, гражданской сфере. Версия КАМАЗ-43105 предполагает отсутствие лебедки. Модель 43118 комплектуется увеличенной грузовой платформой. КАМАЗ-43106 имел грузоподъемность 7 тонн. Он отлично преодолевает неровности рельефа. Техника предназначена для всесезонной эксплуатации.

Кабина

Фото кабины КамАЗ-4310

Автотранспорт имеет следующие габариты: 7650×2500×2590 мм. Несмотря на свои размеры, автомобиль достаточно маневренен на дороге. Однако скорость не должна превышать 60 км/ч. Он хорошо держится на слабом или заболоченном грунте.

Машина имеет колесную формулу 6х6. На грузовике КамАЗ-4310 установлена производителем прочная платформа, на которой может возвышаться тент. Также, данную часть представляется возможным переоборудовать, поставить на платформу борта с откидными скамейками для пассажиров. При необходимости, технику представляется возможным дооснастить различным оборудованием, которое необходимо для выполнения определенных задач.

Кресла КамАЗа-4310

Кузов выполнен из прочного материала, который отличается высокой плотностью. Кабина имеет отличную термоизоляцию, водителю удобно в ней находиться, отмечается комфортное управление всей техникой. В салоне присутствует кровать для отдыха шофера. Кабина может откидываться. Водительское кресло отличается эргономичностью. Для улучшения обзора на кузове установлены осветительные приборы.

Двигатель и КПП

Характеристики Показатели
Максимальная скорость, км/ч 85
Двигатель Дизельный
Рабочий объем, см3 10857
Мощность, л.с. / оборотах 210/2600
Момент, н·м / оборотах 637/1600-1800
Расход комби, л на 100 км 30.0
Тип коробки передач Механическая, 5 передач
Привод Полный

Автотранспорт комплектуется дизельным двигателем, вес которого превышает 700 кг. Силовая установка развивает мощь до 210 лошадиных сил. При этом ее рабочий объем превышал 10 л. Позже, на КамАЗ мог встречаться мотор, мощность которого более 400 лошадиных сил. Мотор отличается надежностью, имеет длительный рабочий ресурс.

Фото мотора КамАЗ-4310

Трансмиссия КамАЗ-4310 включает КПП, раздаточную коробку, сцепление. Также, присутствует главная передача, дифференциал. В качестве КПП выступает «механика», рассчитанная на 5 ступеней.

Раздаточная коробка имеет три вала, на мостах имеются картеры. Устройство помещено в надежный рамный корпус.

Для скоростной коробки требуется около 8,5 литров жидкости. При этом можно использовать такое всесезонное масло, как ТСП-15К. Срок осуществления замены находится в зависимости от условий эксплуатации транспорта. Этот вид топлива подходит для раздатки, картера, редуктора лебедки.

Автовладелец должен добавлять сюда горючее в соответствии с сезоном. До 100 км/ч машина разгоняется примерно за 35 секунд. Средний расход топлива на 100 км составляет 31 литр. Это стандартные показатели для техники такого класса.

Шасси

Передок КамАЗ-4310

На КамАЗ присутствовует лебедка, по стандарту приводящаяся в действие механически, через карданную передачу. Благодаря ей, эффективнее происходит перевозка грузов. Также, лебедка помогает при осуществлении эвакуации застрявшей техники. КамАЗ-4310 оснащена большими колесами, имеет достаточный запас мощности, обеспечивается хорошее сцепление на бездорожье. Присутствующая рама устойчива к высоким нагрузкам.

Тормозные механизмы отличаются повышенной эффективностью. На автомобиле установлен тормоз барабанного типа, эффективно справляются со своими задачами колодки. В состав тормозных элементов вошел прочный сплав. Привод при этом является пневматическим, разделен на 2 контура, что характерно для многих аналоговых машин. Присутствует стояночная и запасная тормозная система. Чтобы отслеживать состояние контуров, в кабине установлен манометр. По показаниям прибора можно получить точную информацию об эффективности работы тормозной системы.

Важным элементом КамАЗ является его ходовая часть. Подвеска включает рессоры с амортизаторами. Их работа обеспечивает отличное управление транспортом, а также комфорт пассажиров. Шины КамАЗа-4310 устойчивы к проколам. Также, они дополнительно осуществляют амортизацию при преодолении различных препятствий, надежны, подстраиваются под рельеф местности.

Боковая часть КамАЗа-4310

Рулевое управление включает рейку, гидроусилитель. Их работа обеспечила хорошую управляемость. Благодаря хорошей устойчивости, автотранспорт без проблем преодолевает пересеченную местность. Оперативно осуществляется поворот колес.

Неисправности

Несмотря на то, что кузов отличается устойчивостью к повреждениям. При активной эксплуатации авто, на поверхности ЛКП появится коррозия. Проверить поршни колесных цилиндров целесообразно, если стало происходить плохое растормаживание колес на КамАЗ.

Дорожный просвет машины составляет 365 мм. При его уменьшении стоит диагностировать ходовую часть, ее составные элементы. Периодически следует проверять целостность втулок рессор, амортизаторы. От их состояния напрямую зависит эффективность управления всей машиной. Как правило, если данные элементы имеют поломку, то водитель может столкнуться с такой проблемой, как раскачка кузова. При этом стоит обратить внимание на состояние залитой в жидкости в амортизатор. Любые изношенные комплектующие детали в автомобильной системе КамАЗ-4310 должны меняться на новые аналогичные автозапчасти.

Военный КамАЗ-4310

Рулевое управление нуждается в профессиональной проверке, если стало трудно осуществлять вращение руля, появились характерные стуки. Среди причин данных проявлений следует выделить:

  • Износ деталей рейки;
  • Ослабление креплений (необходимо их подтяжка);
  • Присутствие коррозии на механизмах, относящихся к рулевой системе;
  • Деформация отдельных запчастей рейки.

Тормозные элементы отлично справляются с приходящимися на них нагрузками. Нельзя допускать образования на их поверхности коррозии, периодически стоит контролировать уровень смазки. Если появился тугой или наоборот слишком мягкий ход тормозной педали – это является свидетельством того, что присутствует неисправность в автомобильной системе.

Чтобы не допустить преждевременного выхода из работоспособного состояния мотора, КамАЗ стоит своевременно отправлять на ТО, где проводится замена свечей зажигания, фильтров, а также меняется горючее.

Стоимость подержанных модификаций остается на уровне 300-500 тысяч рублей. Более дорогие комплектации, например, которые включают автокран, оснащены тахографом, отделанный салон качественными материалами, имеют цену, превышающую 1 млн. рублей. На цену также влияет год выпуска машины, насколько эффективно работает двигатель, ходовая часть и т.д.

Таким образом, КамАЗ-4310 представляет собой полноприводный грузовой автомобиль, который благодаря высокому клиренсу, мощным колесам, отличается повышенной проходимостью. Машина может преодолевать крутые спуски, бездорожье, использоваться в сельскохозяйственной сфере деятельности. При высоких нагрузках, автотранспорт сохраняет свои тяговые характеристики.

Видео

Олег Невалов 3 сентября, 2019

Опытный парень в автомобильной индустрии и немного интересуюсь строительством

Грузовик КАМАЗ 4310 и его модификации

КАМАЗ 4310 – известный и любимый в народе грузовой автомобиль повышенной проходимости с постоянным полным приводом на все три независимых моста.

История появления

С технической точки зрения в 80-х годах это был наиболее совершенный грузовик, способный преодолевать высокие препятствия, крутые подъемы и спуски, фактически “переплывать” реки глубиной до полутора метров. В массовое производство модель поступила в январе 1981 года, в аккурат перед 26-м съездом КПСС.

Фото КАМАЗ 4310

Из названия очевидно, что производился автомобиль в Набережных Челнах предприятием КамАЗ. Однако мало кто знает, что на самом деле КАМАЗ 4310 имеет московские корни и был разработан конструкторами производственного объединения «ЗИЛ». Задание на разработку грузового внедорожника инженеры ЗИЛа получили еще в 1967 году, через год были утрясены технические моменты, и на разработку было выделено 10 лет.

КАМАЗ 4310 ЗиЛ

Один из первых прототипов КАМАЗ 4310 построенных на заводе ЗиЛ

Техническая часть КАМАЗ 4310

В базовом версии конструкторами был применен на тот момент весьма передовой принцип действия ведущих мостов – постоянный привод c четырьмя карданными валами. Трансмиссия была снабжена несимметричным межосевым дифференциалом с электропневматической блокировкой.

В ходовой части разных модификаций имеются незначительные отличия, но в основном характеристики ходовой практически идентичные. Агрегатируется автомобиль двигателем КАМАЗ-740.10 мощностью 210 лошадиных сил, либо более свежей модификацией КАМАЗ-740.20 с мощностью 220 л.с. В качестве трансмиссии используется пятиступенчатая механическая коробка передач с электропневматическим усилителем кулисы. Первая и задняя передачи включаются прямозубой шестерней, остальные – посредством синхронизаторов.

КАМАЗ 43102 на испытаниях

КАМАЗ 43102 на испытаниях. Колея глубиной 900мм. 1978г

Для работы в разных мощностных режимах используется раздаточная коробка с двухступенчатым редуктором, реализующим передаточные числа 1,7 и 0,9. Постоянный полный привод обеспечивает планетарный межосевой дифференциал с полной развязкой всех трех ведущих мостов и возможностью механической блокировки каждого из них.

Электрические системы автомобиля рассчитаны на напряжение 24 вольта. Их питание обеспечивает мощный генератор и две последовательно соединенных аккумуляторных батареи повышенной емкости.

История развития и модификации КАМАЗ 4310

Основная модификация была настолько удачной, что производилась с незначительными изменениями с 1981 по 1990 годы. При этом, независимо от модификации, кабина оснащалась гидравлической системой наклона вперед и опционально, в некоторых партиях, оборудовалась спальным местом.

С 1989 года в производство поступили дополнительные модификации, в частности для нужд сельского хозяйства был разработан КАМАЗ 43101, комплектовавшийся убираемыми скамейками, позволявшими перевозить до 30 человек. Помимо перевозки пассажиров, эта модификация предназначалась для перевозки прицепа «2ПН-4М». В стандартной комплектации присутствовала лебедка и, чаще чем в других моделях, дополнительное спальное место.

В том же году в производство поступил КАМАЗ 43106, отличающийся от предыдущей модификации меньшей снаряженной массой, но большей грузоподъемностью (7 тонн против 6). В качестве прицепа чаще всего использовался открытый «ГКБ-8350» или его вариант с откидным тентом.

Многоцелевой грузовик КАМАЗ 43105 1984г

Многоцелевой грузовик КАМАЗ 43105 1984г

КАМАЗ 43105 является практически полным аналогом предыдущей модификации, но его выпуск начался несколько раньше, тогда еще под общей маркировкой 4310. Примечательно, что именно эта модель, будучи несколько упрощенной и облегченной, использовалась для нужд армии в конце 80-х.

Впрочем, если внимательно присмотреться ко всему разнообразию грузовиков, выпускавшихся под индексами 4310x, можно обратить внимание, что часто в рамках одной модификации автомобили разных партий отличаются между собой гораздо сильнее, чем отдельные модификации.

Лихие 90-е, ставшие переломными для многих предприятий отечественного автопрома, практически не сказались на производстве Камского автозавода. А вот всемирный финансовый кризис, увы, не обошел его стороной. Как и на других заводах, здесь было произведено большое количество техники, не востребованной в дальнейшем. Часть произведенных автомобилей была законсервирована на заводе, часть отгружена в войска, где так и не была принята в эксплуатацию, благодаря чему сегодня имеется возможность недорого купить хорошо сохранившийся КАМАЗ 4310 с консервации.

Военная модификация Тайфун-1 и красивая легенда

В начале 90-х производилась полукустарная бронированная версия «Тайфун-1». Она представляла собой модификацию с будкой для перевозки солдат и мощными лобовыми пластинами брони, защищающими кабину. По своим ТТХ КАМАЗ 4310 на тот момент значительно превосходил большинство полувоенных грузовиков повышенной проходимости, поэтому именно он и был взят за основу.

"Тайфун-1" на базе КАМАЗ 4310

Подводя итог вышесказанному, КАМАЗ 4310 можно смело назвать одним из самых успешных проектов отечественного автопрома, на момент выпуска опередившим свое время не только по советским меркам, но и по европейским. Высокая мощность и грузоподъемность, в сочетании с невероятной проходимостью и универсальностью позволяют использовать его в любых целях, от хозяйственных до военных.

КамАЗ 6х6. Последний герой советского автопрома



КамАЗ-43105 - сельскохозяйственный грузовик на военной службе. Источник: en.wheelsage.org

Машина для войны

В предыдущей части шла речь о постройке Камского автомобильного завода и разработке производственной гаммы машин на Заводе имени Лихачева в Москве.

Основным прототипом знаменитого камского грузовика выступал ЗИЛ-170, который в различных модификациях (с 1968 по 1975 годы) был построен в 53 экземплярах. На заключительных этапах опытно-конструкторской работы вместе с московскими инженерами трудились специалисты инженерной группы Камского автозавода.

С самого начала разработка военного полноприводного варианта 4310 шла с максимальной унификацией с гражданскими машинами.

Самой характерной частью грузовика была, конечно, кабина. Ее габаритные и внутренние размеры обеспечивали удобную посадку трех человек и размещение в ней необходимого оборудования. Кабина имела плоские стекла ветрового окна, разделенные тонкой стойкой – это как нельзя лучше подходило для армейской эксплуатации. Очевидно, инженеры ЗИЛа учли свое не самое логичное решение со сложным гнутым ветровым стеклом 131-й машины.

Оборудованию бескапотной кабины было уделено особое внимание: теплошумоизоляция по всей внутренней поверхности, отопитель теплопроизводительностью 6 100 ккал/ч, фланцевые уплотнители проемов дверей, подрессоренное сиденье водителя и спальное место (в зависимости от модификации). Открывающаяся наружная панель передка обеспечивала доступность к размещенным на внутренней панели деталям системы электрооборудования.

Были приняты разносторонние меры по обеспечению технологичности конструкции: расположение сварочных швов обеспечивало возможность применения автоматической сварки. Форма деталей основания кабины исключала наличие «карманов», способствующих образованию коррозии.



Армейский КамАЗ-4310 с лебедкой, подкачкой шин и запасным колесом позади кабины. Источник: en.wheelsage.org

Ходовая часть также, по возможности, унифицировалась с гражданскими собратьями. Передний мост внедорожников получил оригинальный картер редуктора, объединенный с несущей балкой. В его конструкции применялось немало комплектующих от задних ведущих мостов. Задние мосты у моделей с колесной формулой 6х6 не сильно отличались от аналогов у моделей - 6х4. Как не отличалась и подвеска.

Разрабатывая конструкцию ведущих мостов, инженеры сознательно отказались от наиболее подходящих для бездорожья колесных редукторов, позволяющих значительно увеличить дорожный просвет. Дело в том, что их применение влекло рост себестоимости. Поэтому, учитывая, что в производственной программе строящегося КАМАЗа будут превалировать заднеприводные дорожные грузовики, предпочтение отдали менее затратным в изготовлении двухступенчатым проходным мостам.





Унифицированные кабина и дизельный мотор семейства грузовиков КамАЗ. Источник: fishki.net

Полевые испытания

В ходе полевых испытаний гражданских прародителей КамАЗ-4310, носящих индексы 5320, 53202 и 5510, принимали участие иностранные аналоги. В июле 1970 года в пробег в качестве своеобразных эталонов вышли бескапотные Ford W1000D, Mercedes-Benz LPS2223 и капотный International T190.

Импортные машины ожидаемо выигрывали у советских прототипов в экономичности за счет более совершенной топливной аппаратуры, но вот в тягово-динамических возможностях все конкуренты были примерно равны.

В ходе пробега испытывали перспективный 10-цилиндровый 260-сильный дизель КамАЗ-741 рабочим объемом 13,56 литра. Этот мотор вполне был мог встать и на вездеход 6х6, так как по итогам испытаний, которые закончились в ноябре 1976 года, не вызвал серьезных нареканий.

Фактически, наблюдались лишь повышенные вибрации (10-цилиндровые моторы сложнее уравновешивать), из-за которых в местах сварки расслаивалась крыша кабины, а заметно потяжелевший передок грузовика преждевременно изнашивал покрышки. Мотор (по причине высокой мощности) требовал новую КПП ЯМЗ-152, редукторы и даже балки ведущих мостов.

Но самую негативную роль с истории 10-цилиндрового дизеля сыграла низкая технологическая гибкость процесса на новом заводе: условий для запуска в производство сразу двух моторов просто не было. В итоге 260-сильный 10-цилиндровый КамАЗ ни в армии, ни в гражданской сфере никто не увидел.







Кадры с испытаний прототипов КамАЗ-4310. Источник: ru.cars.photo

Семейство грузовых машин «Суша»

История появления армейского грузовика из Набережных Челнов абсолютно противоположна рождению одноклассника Урал-375/4320. Миасская машина изначально проектировалась исключительно для нужд военных в НАМИ, а вот КамАЗ-4301 появился как продукт адаптации гражданской техники для армии.

Учитывая гигантские производственные мощности завода в Набережных Челнах, военный КамАЗ (с экономической точки зрения) выигрывал у Урала. Кроме того, стоит помнить, что на вооружении Советской Армии была также масса «шоссейных» КамАЗов серии 5320 – это серьезно упрощало внутримодельную унификацию запчастей.

Первоначально капотные машины из Миасса попали в моторную зависимость от дизелей КамАЗ-740, так как поставки из Набережных Челнов шли по остаточному принципу. Большие объемы производства подразумевали, что Набережные Челны будут делиться продукцией с другими заводами Советского Союза.

В соответствии с этим, в Миассе разработали целое семейство грузовых машин «Суша», которые должны были стать приемниками серии 375/4320. Капотные кабины новых Уралов строились на базе камазовских.

«Сушу» приняли на вооружение, но массово не производили. И в конце 90-х тихо вывели из строевых частей.

В итоге с середины 80-х годов именно КамАЗы стали основными автомобилями сначала Советской, а позже и Российской Армии.

КамАЗ с разноцветными «погонами»

Армейский КамАЗ-4310 можно было отличить от гражданских грузовиков более высокой посадкой, всеми односкатными колесами и укороченной грузовой платформой. Естественно, все машины 4310 окрашивались в монотонный защитный цвет.

С окрашиванием продукции КамАЗа, вообще, интересная история. У каждой грузовой линейки первоначально были свои цветовые решения. Кабины бортовых грузовиков КамАЗ-5320 выходили с конвейера в голубой ливрее. Седельные тягачи КамАЗ-5410 были только красными. А самосвалы 5511 – оранжевыми. Позже еще появился светло-серый колер, который перепутал изначально строгую систему окрашивания модельного ряда.

В первые годы выпуска на всех КамАЗах появились, наверное, самые характерные особенности дизайна грузовиков – угловые аэродинамические щитки около фар. Эти элементы несли важную функцию, перераспределяя потоки воздуха таким образом, чтобы не загрязнять чрезмерно боковины кабины. Дефлекторы во время движения формировали узконаправленную струю воздуха, отсекающую потоки грязи, летящие на окна и двери.





КамАЗ-4310 отличался от гражданских машин конструктивно - наличием двухступенчатой раздаточной коробки с межосевым дифференциалом и валом отбора мощности на 60 л. с. Межосевой дифференциал был несимметричный планетарный с блокировкой – все это позволяло компенсировать неравенство угловых скоростей колес разных мостов.

В армии служили как базовые 5-тонные машины 4310 с экранированным электрооборудованием и централизованной системой подкачки шин, так и более распространенные 7-тонные КамАЗ-43105. Эти грузовики были лишены лебедки и подкачки, что облегчило машину на 200 килограмм.

Фактически это был военный вариант сельскохозяйственного полноприводного грузовика с удлиненным до 5,1 метра кузовом с запаской внутри. Отличить 43105 можно по прямоугольному более высокому тенту кузова.

КамАЗ-4410 был в Советской Армии вездеходной машиной в исполнении седельного тягача, который в своё время испытывали и производили с активными полуприцепами. Под самый закат СССР в 1989 году в армию пришел КамАЗ-43101 с 220-сильным дизелем, рассчитанный на 6 тонн груза.

АнтиКамАЗные санкции Запада

С началом военной кампании Советского Союза в Афганистане КамАЗы стали одними из главных героев на дорогах горной страны.

С одной стороны, грузовики отличались высокой удельной мощностью, маневренностью и проходимостью, а с другой, - низкой противоминной стойкостью (следствие бескапотной компоновки) и полным отсутствием даже примитивной брони.

Война в Афганистане не осталась без внимания западных «коллег» Камского автозавода. Американская компания Ingersoll Rand перекрыла поставки комплектующих для автоматической линии моторного завода.

Еще сорок лет назад наша страна столкнулась с проблемой международных санкций и вынужденного импортозамещения.

Тогда усилиями Академии наук СССР удалось ликвидировать собственными силами провал в производстве и снять вопрос о технологической зависимости от потенциальных противников.

КамАЗ 6х6. Последний герой советского автопрома



Первый самостоятельный опыт инженерного штаба КамАЗа - машина с индексом Э6310, разработанная в рамках темы «Король» в середине 80-х. Источник: autowp.ru

«Король» и «Мустанг»

Базовые принципы вышеуказанных автомобилей были заложены еще инженерами московского ЗИЛа. А первой самостоятельной работой конструкторов КамАЗа стали тяжелые машины Э6310 и Э6320 (ОКР «Король»).

Грузовики имели колесную формулу 8х8 и по большинству агрегатов были унифицированы с младшими трехосными моделями.

В 1985 году новинки испытывали военные, но остались недовольны низкой удельной мощностью, отсутствием независимой подвески, механической коробкой передачи и целым рядом мелких недоработок. Мало того, испытатели отмечали не самую лучшую проходимость тяжелой машины – в ряде случаев КамАЗ 8х8 проигрывал даже Уралу-4320.

В Набережных Челнах, очевидно, смутились итогами испытаний и на несколько десятилетий забыли о четырехосных грузовиках с такими техническими параметрами.

Следующей самостоятельной программой КамАЗа стала тема «Мустанг», родившаяся из тактико-технического задания Министерства обороны от 16 декабря 1988 года.

Военные требовали семейство 2-х, 3-х и 4-х-осных грузовиков, а также внедрения гидромеханической трансмиссии. Разработка и испытания новых военных КамАЗов растянулись на целое десятилетие.

КамАЗ-4310

КамАЗ-4310 является знаменитым среди народа грузовиком повышенной проходимости с постоянной полноприводной системой на все 3 независимых моста. Данная статья предоставит каталог технических характеристик и каталог модификаций знаменитой грузовой модели. Вы узнаете расход топлива на 100 км, как автомобиль едет по бездорожью, его грузоподъемность и увидите видео его работы.

Устройство автомобиля КамАЗ 4310

Если брать техническое состояние, то для 80-х годов данный КамАЗ вездеход являлся самым отличным грузовым внедорожником, какой умел преодолеть большие помехи, и не боялся крутых подъемов и спусков, мог почти «переплыть» броды, по глубине какие достигали 1.5 метра. Серийный выпуск данной модели начался с января 1981 года, как раз, накануне 26-го съезда Коммунистической партии.

Само наименование показывает, что грузовая машина производилась на мощностях КамАЗ (Набережные Челны). Но немногие знают, что, в действительности КамАЗ-4310 обладает московскими корнями и разрабатывался конструкторским составом от объединения «ЗИЛ». Поручение разработать внедорожную машину инженерный состав принял в далеком 1960 году.

Вид спереди КамАЗ-4310

Спустя год утряслись технические составляющие, и на производство выделили 10 лет. За всю продолжительность работ над заказом на предприятиях ЗИЛа собрали около 12 прототипов возможного автомобиля КамАЗ. Интересно, что во время разработок нашли немалое число оригинальных технических внедрений, какие предоставили для инженерного состава ЗИЛа больше 50 авторских свидетельств.

Штатная комплектация грузовика получила совершенно новенький принцип работы ведущих мостов. Модель была оборудована приводом постоянного типа с 4 карданными валами. Штатная конфигурация была вместе с кузовом, который состоял из металлической базы, где был также тент и каркас. Грузовой автомобиль служил для транспортировки пассажиров и разных грузов повышенного тоннажа.

Модель КамАЗ-4310 умеет работать в разнотипных климатических широтах. Может выдерживать температуру от -45 до +50, поэтому является довольно востребованным во многих странах мира.

Салон кабины

Кабина получилась 3-местной и имеет термоизоляцию, которая вместе с шумовой изоляцией позволяет более комфортно себя чувствовать. Не забыли также внедрить независимый отопитель калориферного образца. Кабину можно откидывать с помощью гидравлического подъемника вперед.

Базовая комплектация не имеет спального места, но в качестве отдельной опции его можно установить. Сидение водителя является подрессоренным и может регулироваться по длине, массе и наклону спинки. Вдобавок ко всему, производителем предусмотрено наличие сидений тропической конфигурации.

Салон КамАЗ-4310

Понятно, что до европейских аналогов салону КамАЗ-4310 еще очень далеко, но на те времена выпуска кабина была довольно уютной и позволяла не так сильно уставать при долгой работе. Сами сидения довольно простого типа. Панель приборов выглядит в спартанском стиле, но все, что необходимо, вынесено на приборную доску.

Не стоит забывать, что многие экземпляры взяла себе на вооружение армия, где не так важен комфорт, а отдается предпочтение проходимости, надежности и функциональности. Есть возможность опустить козырек при ярком солнечном дне, как для водителя, так для пассажира.

Технические характеристики

Силовой агрегат

Трансмиссия

Она была представлена 5-скоростной механической коробкой переключения передач, где есть синхронизаторы на 2-й, 3-й, 4-й и 5-й скоростях. Раздатка идет с наличием двухступенчатого редуктора и цилиндрического блокируемого межосевого дифференциала планетарной разновидности, который распределяет крутящий момент промеж постоянно подсоединенным мостом, установленным впереди, и задними мостами в пропорции 1:2.

Управляется раздатка дистанционным методом с применением электропневматического привода переключения скоростей. Привод устройства блокировки дифференциала представлен пневматическим методом с ДУ.

Подвеска

Она является независимой, где впереди она стоит на полуэллиптических рессорах с амортизаторами и задними скользящими концами рессор. Подвеска, установленная сзади, является балансирной и стоит тоже на полуэллиптических рессорах с реактивными штангами, где конечные части рессор – скользящие.

Техническая составляющая трехмостового грузового автомобиля позволяет ему преодолевать броды глубиной вплоть до 1.5 метра, что делает его явным лидером по бездорожью.

Тормозная система

Она имеет барабанные устройства и двухконтурный пневматический привод. Есть наличие стояночного тормоза, запасного и вспомогательного. Барабаны имеют в диаметре 400 мм, а ширина накладок составляет 140 мм, разжим – кулачкового типа.

Управление рулем

Оно представлено наличием механизма с винтом, шариковой гайкой и поршнем-рейкой, какая зацепляет зубчатый сектор вала сошки. Помогает управлять такой большой машиной гидравлический усилитель рулевого колеса. С подобными усилениями машина хорошо едет даже по бездорожью.

Электрическое оборудование

Напряжение составляет 24В. Самих батарей 2 штуки. Есть наличие генератора и регулятора напряжения. Электросхема КамАЗ 4310 представлена ниже.

КамАЗ-4310 электрическая

Лебедка

Конструкторы даже предусмотрели применение лебедки барабанного устройства, где есть червячный редуктор и ленточный тормоз. Трос может растягиваться до 83 метров.

Очень важно вовремя проводить профилактический осмотр, дабы восстановить рабочую техническую составляющую машины и продолжить срок ее эксплуатации.

Грузоподъемность варьируется от 5 000 до 6 000 кг. Снаряженная масса – 8 410 кг. Полный вес грузового автомобиля – 15 000 кг. Предельный скоростной режим упирается в 80 км/ч. Расход горючего на 100 километров при скоростном режиме до 40 километров в час составит 31 литр.

Данный расход может изменяться в зависимости от технического состояния машины и условий эксплуатирования. Предельный преодолеваемый подъем – 31 градус. Машина сможет преодолевать брод, глубина какого составляет 1.5 метра. Самый маленький радиус поворота составит 10.8 м. Высота дорожного просвета на уровне 365 мм, что очень хорошо.

Модификации

Тут будет представлен каталог модификаций КамАЗ-4310. Самая первая модификация получилась такой успешной, что ее стали производить с небольшими изменениями начиная с 1981 года и по 1990-е. Смотря на то, какая была модификация, кабина шла вместе с гидравлической системой наклона вперед, и в качестве отдельной опции можно было установить спальное место.

Уже спустя 8 лет, в 1989 году, завод стал производить дополнительные комплектации, например, в помощь сельскому хозяйству был направлен КамАЗ-43101, укомплектованный скамейками, которые убирались, что в результате предоставляло возможность перевезти до 30 человек. Кроме того, что можно перевезти пассажиров, данная комплектация позволяет использовать прицеп «2ПН-4М». Стандартная комплектация имеет лебедку и обладает дополнительным спальным местом.

Фото Камаз-43101

Тот же год позволил выйти в свет КамАЗу 43106, который отличался от прошлого исполнения пониженным собственным весом, однако, мог брать на себя на 1 тонну больше (7 тонн). К нему можно было присоединять прицеп, который часто применяли в открытом плане «ГКБ-8350», либо его вариация с откидным тентом.

Модель КамАЗ 4310 лесовоз могла работать в труднодоступных местах и подразумевала наличие прицепа. Автомобиль прекрасно справляется со своими задачами, несмотря на частые перегрузы.

КамАЗ-4310 лесовоз

Начало 90-х годов показало всем полукустарную бронированную версию «Тайфун-1». Данная модификация имеет будку, чтобы перевозить солдат, и мощные лобовые пластины брони, какие смогут защитить кабину. Хорошие технические характеристики позволили взять за основу для подобной модификации именно 4310.

Некоторые по ошибке могут считать, что эта модель, как раз, и есть первый вариант новенького антитеррористического бронетранспортера «Тайфун», который сделали по заказам Министерства обороны Российской Федерации. Однако, все не так. Дебютные «Тайфуны» показали только в 2011 году. Это плод общих разработок инженерного состава автомобильной компании Урал и КамАЗ. Их построили не на базе 4310.

Фото Тайфун-1

Тайфун-1Также, что очень интересно, компания выпустила спортивную версию автомобиля, которая носила наименование С4310. Цель производства заключалась в участии на ралли-рейдах. Когда строили свою дебютную спортивную машину, специалисты позаимствовали серийный вариант КамАЗ 4310.

Поэтому новой машине присвоили индекс КамАЗ С4310. Если говорить про техническую начинку, то базовый силовой агрегат (210 лошадей) форсировали до 290 лошадиных сил, благодаря внедрению турбокомпрессоров и повышения подачи горючего.

Вдобавок ко всему, двигатель гоночной машины обладал наличием поршней с переменным профилем, гасителей крутильных колебаний, усовершенствовали систему смазки, а охладительная система имела вязкостную муфту и вентилятор с повышенной эффективностью. Ходовка модели обладала жесткими рессорами и специальными амортизаторами.

КамАЗ-С4310 фото

В согласии со стандартами FIA на грузовик поставили дуги безопасности. Также на внешний вид отличалась марка С4310 от базовой тем, что применили новенький тент, который окрашивали в желтый цвет, в то время, как обычные автомобили шли с тентом зеленого цвета. Сентябрь 1988 года стал первым месяцем участия грузовика на раллийной дороге.

После этого производитель проводил следующие обновления, поэтому уже в 1991 году КамАЗ имел наличие новенького восьмицилиндрового силового агрегата (КамАЗ 7482), который выдавал 430 лошадиных сил. Позже именно этот мотор стал стандартным для серийного КамАЗа.

Основные модификации
КАМАЗ-4310 Базовая версия. Отличалась укороченной платформой с тентом, задним откидным бортом и откидными сиденьями (на 30 чел.) вдоль бортов. Выпускалась в 1983-1990 годах.
КАМАЗ-43101(опытный) Транспортный вариант. Отличался грузовой платформой от КАМАЗ-5320 тремя откидными бортами.
КАМАЗ-43101 Модернизированный вариант КамАЗ-4310. Отличался двигателем КамАЗ-740.10-20 мощностью 220 л.с. Грузоподъёмность увеличена до 6 т. Выпускался в 1989-2000 годах.
КАМАЗ-431010 Спортивная версия. Изготовлен для ралли Париж-Дакар. В 1992 году участвовал в марафоне Париж-Москва-Пекин.
КАМАЗ-43102(опытный) Вариант КАМАЗ-43101 с кабиной со спальным местом.
КАМАЗ-43103(опытный) Еще один вариант КАМАЗ-4310 с кабиной со спальным местом.
КАМАЗ-43105 Гражданский транспортный. Отличался отсутствием лебёдки и системы регулирования давления в шинах.
КАМАЗ-43106 Гражданский транспортный. Отличался двигателем КамАЗ-740.10-20. Выпускался в 1989-2000 годах.
КАМАЗ-43114 Модернизированный армейский вариант. Отличается дизелем с турбонаддувом КамАЗ-7403.10 мощностью 260 л. с. Выпускается с 1996 года.
КАМАЗ-43115 Модернизированный, гражданский, транспортный. Отличается двигателем КамАЗ-7403.10. Выпускается с 1998 года.
КАМАЗ-43118 Транспортный с увеличенной грузовой платформой. Отличается двигателем КамАЗ-7403.10. Выпускается с 1996 года.
КАМАЗ-4410 Седельный тягач на базе 4310. Предназначен для буксировки специальных полуприцепов полной массой до 15 т.

Стоимость

КамАЗ-4310 фото авто

Стоимость разных комплектаций модели 4310 варьируется от модификации машины, года выпуска и общего состояния. Цены начинаются от 1 800 000 рублей и заканчиваются 2 500 000 руб. С рук легендарный КамАЗ можно купить по цене от 400 000 до 700 000 рублей (1992-1997 годы выпуска).

Плюсы и минусы

  • Отсутствие капота, что улучшает обзорность;
  • Превосходная проходимость;
  • Грузоподъемность;
  • Высокий дорожный просвет;
  • Некоторые модели имеют возможность дистанционного регулирования давления воздуха в шинах;
  • Система полного привода;
  • Машина не является тяжелой в эксплуатировании и ремонте;
  • Отсутствуют проблемы с приобретением деталей и запчастей;
  • Небольшой радиус поворота;
  • Умеет работать при низких и при высоких температурных режимах и преодолевать глубокие броды;
  • Создавался для бездорожья;
  • Сравнительно небольшая стоимость автомобиля;
  • Есть много различных модификаций;
  • Мощные силовые агрегаты.
  • Большой расход топлива;
  • Кабина старого образца;
  • Низкая комфортабельность в салоне;
  • Простые сидения;
  • Невысокие динамические характеристики.

Подводим итоги

Несмотря на то, что уже прошло очень много лет с момента выпуска дебютной модели КамАЗ-4310, его до сих пор можно встретить. Особенно, при Советском Союзе лучшего автомобиля грузового типа не было. Модель по сегодняшний день применяют в различных отраслях, в том числе, для военных целей.

Понятно, что комфортабельность в салоне еще на довольно низком уровне, но машину создавали не для езды по городу, а чтобы преодолевать бездорожье, глубокие броды. Поэтому от него ожидают надежность, функциональность и мощность – а все это КАМАЗ может дать.

КамАЗ-4310 бортовой

Некоторые модели идут с дистанционным регулированием давления воздуха в шинах, со спальным местом, что существенно облегчает работу водителя. Большой дорожный просвет вместе с системой полного привода и сильным силовым агрегатом позволяют уверенно проезжать там, где другие грузовики просто не смогут проехать.

Модель С4310 многие запомнят во всем мире, благодаря успешным выступлениям на мировых гонках по бездорожью. По сегодняшний день машина служит верой и правдой для многих водителей по многим странам мира.

КамАЗ-4310 фото

КамАЗ-4310

7 фактов о КамАЗ, которых вы не знали

КамАЗ-4310

КамАЗ-4310

Беспилотное управление КАмАЗ – его потенциал засняли на видеоролик

КамАЗ-4310

КамАЗ-4310

Фото КамАЗ-4310
Авто КамАЗ-4310
Фото авто КамАЗ-4310
Грузовик КамАЗ-4310
Вид спереди КамАЗ-4310
Автомобиль КамАЗ-4310
Фотография КамАЗ-4310
Тентовый КамАЗ-4310
КамАЗ-4310

Видео обзор





Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читайте также: