Камаз гудронатор принцип работы

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Что такое гудронатор

30-е годы прошлого столетия ознаменовались большим подъемом в развитии промышленности в СССР. Страна поднималась из руин революционной разрухи и рекордными темпами шагала вперед, наверстывая упущенные годы. Потребность в профессиональной технике побудила хозяйственное руководство страны к созданию в 1931 году мощной специализированной организации «ДорМашТрест». Под эгидой этого треста появляются три кита советской автодорожной техники: Кременчугский, Иркутский и Курганский машиностроительные заводы. И вот, в 1934 году на первомайском параде в Москве, по Красной площади гордо продефилировал Первый Советский Автогудронатор Д-141 на базе грузовой ЗИС-5. Это было, доложу я вам, событие!

Что такое гудронатор

Что такое гудронатор

Прошло много десятилетий и сегодня рынок дорожно-строительной техники насчитывает не один десяток разнообразных машин самого разного назначения. Речь в этом разделе сайта пойдет о гудронаторах.

Автогудронатор – это специализированная дорожная машина для транспортировки горячих битумных смесей (до 200 о С) к месту проведения ремонта или строительства новых автомобильных дорог. Для поддержания необходимых параметров температуры смеси агрегат оснащен дизельными или газовыми горелками.

Кроме функций транспортировки, гудронаторы используются для равномерного пролива жидкого битума под давлением на поверхность дорожного полотна. Пролив может осуществляться в автоматическом и ручном режимах, с заданной скоростью и плотностью обработки ремонтируемого участка.

Справка. Автогудронатор оснащен указателем уровня смеси в цистерне, термометром для отслеживания температуры и тахометром частоты вращения вала двигателя для регулирования процесса равномерного распределения.

Назначение и область применения гудронатора

Основное назначение гудронатора заключается в выполнении следующих дорожно-строительных операций:

  1. Приготовление битумных смесей непосредственно на месте ремонта или строительства автомобильных дорог.
  2. Поддержание необходимых температурных параметров битумной смеси в течение всего периода выполнения работ.
  3. Полная или частичная пропитка поверхности перед нанесением очередного слоя щебня или песка при строительстве нового дорожного полотна.
  4. Полная или частичная заливка поверхности дорожного полотна перед асфальтированием.

Если речь идет об автогудронаторе, то кроме основных функций он выполняет некоторые дополнительные:

  1. Перекачка битумной смеси из стационарного нагревательного аппарата в собственную цистерну.
  2. Транспортировка горячего битума к месту проведения дорожно-строительных работ.
  3. Перекачка горячей битумной смеси без использования собственной цистерны.

Интересно! Кроме двух стационарных в комплектацию автогудронатора входит переносная горелка с гибким топливным шлангом. Она служит для разогрева битума в трубах и кранах системы.

Назначение и область применения гудронатора

Розлив битумной эмульсии гудронатором

Классификация техники

Принципиально автогудронатор состоит из:

  1. Цистерна овальной формы с поплавковым механизмом для контроля уровня смеси.
  2. Система подогрева битума находящегося внутри цистерны.
  3. Распределительная система для точной дозированной подачи смеси.
  4. Пульт рабочего управления и контрольные приборы.

По каким признакам принято разделять автогудронаторы:

  1. Конструкция системы распределения вяжущих материалов.
  2. Тип нагрева битумной смеси.
  3. Способ подачи битума для выполнения рабочего процесса.
  4. Конструкционные особенности трубы распределения смеси.
  5. Способ очистки системы подачи битумных материалов.

Системы распределения битумных смесей могут быть циркуляционными, когда материал подается под давлением (автогудронатор) и нециркуляционными, в этом случае подача происходит естественным током битума (в случае применения ручного гудронатора).

Для осуществления процесса подачи и других технологических операций автогудронатор оборудован битумным насосом или компрессорной установкой. Эти агрегаты приводятся в действие или двигателем автомобиля или специально предусмотренным автономным двигателем.

Справка. Существуют две системы нагрева и поддержания рабочей температуры битумной смеси. Наиболее простая и распространенная огненно жаровая и реже применяемая система подогрева горячим маслом.

По способу перемещения

Все гудронаторы можно разделить на три основных вида:

  • Ручной гудронатор. Это небольшая емкость с термической изоляцией, которая устанавливается на двух или трехколесной тележке или небольшом двухколесном прицепе. Объем емкости не превышает 500 литров. Распределение битумного материала производится ручным насосом. Применяется в случаях, когда речь идет о небольших объемах работ и использование автогудронатора нецелесообразно.

По способу перемещения

В этом видео показана демонстрация работы автономного ручного гудронатора:

  • Прицепной гудронатор. Устанавливается на четырехколесном прицепе автомобиля. Емкость бака до 2 м 3 . Пролив битумной смеси производится уже с помощью насосной установки или гидравлической системы тягача. Удобство эксплуатации заключается в том, что в роли тягача может быть использован любой автомобиль.


  • Автогудронатор. Автономный узкоспециализированный агрегат. Состоит из автомобиля, цистерны и систем разогрева и подачи горячей битумной смеси. Применяется при проведении больших объемов дорожно-строительных работ.


В этом видео показана демонстрация работы автогудронатора:

Справка. Прицепной гудронатор может быть без цистерны. На автомобильном прицепе установлена только система обогрева битумной смеси, подачи и управления. В качестве цистерны может быть использована любая металлическая ёмкость.

По ёмкости цистерны

Автогудронаторы, кроме всего прочего, различаются еще по ёмкости цистерны, установленной на шасси автомобиля:

  • Малой вместимости. Емкость цистерны 1000-1500 литров;
  • Средней вместимости. Емкость цистерны 3000-3500 литров;
  • Большой вместимости. Емкость цистерны 5000 литров и более.

Для обеспечения наибольшей устойчивости автомобиля при движении и компактности цистерны изготавливают в форме овала. Для придания дополнительной прочности внутри емкости стоят перегородки и ребра жесткости.

На задней стенке цистерны устанавливается система подогрева, состоящая из горелки и металлических труб с форсунками. Внутри емкости установлен поплавковый механизм, показания которого выводятся на прибор пульта управления. В нижней части врезана переливная труба с вентилем, вверху стоит клапан сброса воздуха, во избежание возникновения воздушных пробок.

Справка. Внутри цистерны по всей ее длине проложены две U образные жаровые трубы для равномерного прогрева битумной смеси.

Технические характеристики машины

Тип привода рабочего оборудования

Снижение температуры битумной смеси в цистерне в течение 1 ч:

В таблице приведены данные для автогудронаторов ДС-39А, ДС-53А, ДС-61А

Виды строительных работ с использованием гудронатора

Виды строительных работ с использованием гудронатора

Автогудронатор является техникой узкоспециализированной. Основное применение:

  1. Строительство новых автомобильных дорог. Пропитка щебеночных слоев дорожного покрытия и проливка поверхности перед проведением асфальтобетонных работ.
  2. Ремонт полный или частичный уже существующих дорог. Проливка производится для более прочного сцепления нового слоя асфальтобетона со старым.
  3. Выполнение гидроизоляции фундаментов зданий и опорных элементов, находящихся в земле.

Первый советский автогудронатор, которому выпала большая честь участвовать в первомайском параде на Красной площади в 1934 году, имел цистерну, обработанную стекловолокном емкостью 3 м 3 . Подогрев битума производился с помощью керосиновых форсунок. Битумный насос обеспечивал подачу смеси и продувку системы. Приводом для него был двигатель автомобиля. Ширина обрабатываемой поверхности была от 3 до 7 м.

В наше время мало что изменилось. Мощнее автомобили, большей емкости цистерны. Неизменными остаются три кита бывшего советского машиностроения: Курган, Иркутск, Кременчуг.

Как пользоваться автогудронатором?

На сегодняшний день имеется большой выбор разных видов тяжёлой техники для проведения строительных работ, в том числе по ремонту и возведению автомобильных дорог. Одной из самых необходимых машин при этом является автогудронатор. Он используется для перекачки и транспортировки из места производства или хранения непосредственно к месту проведения работ различного вида битумных материалов и смесей, а также для их перемешивания и распределения.

5cb6f754e001a.jpg

Какие особенности использования автогудронатора важно знать?

Автогудронатор чаще всего представляет собой цистерну, расположенную на кузове грузового автомобиля. Внутри неё установлено специальное оборудование, которое позволяет поддерживать смеси в жидком виде (и для этого обеспечивается их нагрев до температуры около 200 градусов по Цельсию). Для качественного выполнения работ необходимо сначала установить уровень вязкости материала. Делается это с помощью специальных регуляторов. Слив смесей осуществляется через специальные распределительные трубы. Здесь особенно важна правильная регулировка данного процесса для равномерного распределения смесей по поверхности. Для контроля уровня жидкости в цистерне используется поплавковый указатель, данные отображаются на шкале управления. Норма распределения материала задается специальным контроллером.

В зависимости от типа смеси, условий работы и т.д., проводится настройка рабочих механизмов гудронатора. Для этого используются рычаги, приводящие в действие определённые системы (например, рычаги управления кранами, подъемными механизмами, опусканием труб и др.). Все системы питаются от автомобильного двигателя, который нужно запустить перед началом работ. Соблюдение правил работы с гудронатором и следование стандартам и правилам проведения работ позволит выполнить качественную укладку дорожного покрытия.

Наша компания производит и реализует автогудронаторы. Подобрать подходящий и узнать дополнительную информацию можно проконсультировавшись с нашими специалистами.

Гудронатор

Распределители битумов, мазутов, дегтя и других битуминозных вяжущих материалов называют гудронаторами. Гудронаторы бывают самоходные (автогудронаторы), прицепные, полуприцепные и ручные, а по способу привода битумного насоса — с приводом от специального двигателя, с приводом от двигателя базовой машины и с ручным приводом. Характерными особенностями современных автогудронаторов являются: самостоятельная загрузка жидкими вяжущими материалами на базах, перевозка материалов на значительные расстояния со скоростью принятой для автотранспорта общего назначения; сохранение температуры залитых вяжущих материалов и разогрев их в цистерне до рабочего состояния; механизированное распределение материалов по обрабатываемой поверхности.

Классификация автогудронаторов

В зависимости от объема цистерны различают автогудронаторы малой вместимости (до 1000—1500 л), средней (3000— 3500 л) и- большой (5000 л и более).

Автогудронаторы классифицируют по конструктивным признакам систем распределения и обогрева материалов, в зависимости от способа распределения вяжущего материала, типа распределительной трубы, способа очистки системы, средств подачи материала для выполнения технологических операций.

Системы распределения делятся на циркуляционные и нециркуляционные, которые очищаются воздухом под давлением, либо промываются растворителем. Розлив вяжущих материалов и другие технологические операции осуществляются специальными насосами или компрессорными установками, приводимыми в действие двигателем автомобиля или специальным двигателем.
Основные узлы автогудронаторов — это цистерна для битума с системой обогрева, циркуляционно-распределительная система, ходовая часть, контрольные приборы и рабочее управление.

Технологические особенности автогудронаторов

Для заполнения цистерны и ее осмотра в верхней части имеется горловина, которая закрывается откидной крышкой. В горловине устанавливается сетчатый фильтр для предотвращения попадания посторонних включений. Для подогрева битума цистерна оборудована отопительной системой, состоящей из двух жаровых труб U-образной формы, укрепленных внутри цистерны, двух стационарных керосиновых горелок, установленных во входных концах жаровых труб, дымовой коробки с вытяжной трубой, топливного бачка, топливного и воздушного трубопроводов.

Для разогрева битума, застывшего в кранах и трубах, имеется одна переносная горелка, топливо к которой поступает по гибкому шлангу от специального топливного бачка. Система распределения автогудронаторов состоит из большого и двух малых регулировочных кранов, шестеренного насоса битумной, магистрали и распределительной трубы. С помощью трех кранов (большого и двух малых) можно выполнить 10 технологических операций.

Шестеренный битумный насос производительностью до 900 л/мин приводится от коробки отбора мощности через карданную передачу. Битум на полотно дороги разливается через распределительные трубы с соплами, которые находятся на трубе на расстоянии 100 мм одно от другого. Такое расположение сопел обеспечивает перекрытие струи битума из соседних сопел, равномерное покрытие битумом полотна дороги.

Основные требования , предъявляеме к автогудронаторам

Основными требованиями, предъявляемыми к автогудронаторам, являются: – равномерность распределения битумных материалов с точным дозированием норм розлива на единицу поверхности; – возможность розлива под давлением; – обеспечение сохранения температуры материала при транспортировании его без подогрева и возможность подогрева битума в процессе транспортирования до рабочей температуры 160-180 °С; – возможность забора материалов на битумной базе из битумохранилищ и битумоплавильных котлов; – возможность транспортирования битумных материалов на значительные расстояния и с требуемыми скоростями;
Автогудронаторы предназначены для перевозки и распределения под давлением горячих или холодных битуминозных материалов (битумов, дегтей, эмульсий) при постройке и ремонте черных, гравийных и щебеночных дорог способом пропитки, полупропитки или поверхностной обработки, для промасливания и стабилизации грунта при постройке улучшенных грунтовых дорог и аэродромов методом смешения. Автогудронаторы монтируются на автомобильных шасси или компонуются на полуприцепах и автомобильных седельных тягачах. Конструкция автогудронаторов предусматривает выполнение следующих операций с битумными материалами: равномерное их распределение, согласно установленным нормам розлива, распределение ручным распределителем, сохранение температуры в цистерне при транспортировании материалов без подогрева, подогрев в цистерне до рабочей температуры, забор из битумоплавильных котлов и битумохранилищ, перекачивание минуя цистерну, транспортирование к месту работ.

Автогудронаторы состоят из цистерны, автошасси или тягача, системы обогрева, систем перекачки и распределения битума. Машины классифицируют по емкости цистерны и по типу привода битумного насоса на моторные и безмоторные (с приводом от двигателя автомобиля). ГОСТ 27911—2019 предусматривает автогудронаторы двух видов — с цистернами емкостью 3500 и 7000 л.

Цистерна — сварная, изготовлена из листовой стали, в поперечном сечении имеет форму овала, большая ось которого расположена горизонтально. Полость цистерны разделена волнорезом (установленным для смягчения гидравлических ударов) на два сообщающихся отсека. Наверху переднего отсека имеется обечайка горловины, которая служит для наполнения цистерны битумом при установленном сетчатом фильтре, а также является лазом для осмотра, очистки и ремонта цистерны. Обечайка горловины закрывается крышкой с прокладкой при помощи рычага, шарнирно прикрепленного к кронштейну, и откидного болта с гайкой.

В переднем отсеке установлена труба, которая верхней частью входит в колпак и сообщается с атмосферой. Труба служит для слива излишка подогреваемых битумных материалов и уравнивания давления в цистерне с атмосферным. В заднем отсеке сверху и снизу обечайки приварены фланцы для установки клапана. Тарелка клапана открывает или закрывает отверстие во фланце, сообщая или разобщая полость цистерны с большим краном. В транспортном положении клапан закрыт.

Через заднее днище в полость цистерны проходят две U-образные жаровые трубы, предназначенные для подогрева битумного материала стационарными горелками. Для сохранения его температуры цистерна термоизолирована слоем стеклянного волокна и облицована листовой сталью. Внутри цистерны проходит труба, соединяющая полость цистерны с трубопроводом циркуляции.
В цистерне установлен указатель уровня битумного материала. При наполнении или опорожнении цистерны поплавок указателя своими стойками двигается по направляющей цистерны, поворачивает валик и установленный на нем зубчатый сектор, который находится в зацеплении с конической шестерней, расположенной на оси стрелки, указывающей количество материала в цистерне. Ось стрелки установлена в кронштейне, прикрепленном к заднему днищу цистерны, и выходит наружу через сальник, предотвращающий вытекание битумного материала из цистерны.

Цистерну устанавливают опорами на деревянные брусья, которые ставят на раму шасси и крепят к ней хомутами.
Коммуникация цистерны состоит из большого крана, шестеренного насоса, малых кранов и трубопроводов: циркуляции, приемного, выдачи, напорного, возврата и промывки коммуникации.

Распределитель автогудронатора

Распределитель автогудронатора состоит из центрального, левого и правого распределителей. Центральная распределительная труба — квадратного сечения, с патрубками на концах: – левым патрубком, в котором устанавливается фильтр, труба соединяется с напорным трубопроводом, правым — с трубопроводом возврата. Соединение труб — шарнирное, что обеспечивает вращение левого и правого распределителей относительно вертикальной оси патрубков центрального распределителя. Это дает возможность при работе автогудронатора быстро изменять ширину розлива.

Левая и правая распределительные трубы — квадратного сечения и разделены горизонтальной перегородкой. Разделенные полости служат для циркуляции битума в системе.

В нижней полости центрального распределителя имеются отверстия для установки форсунок на расстоянии 190 мм одна от другой. Форсунка состоит из корпуса, закрепленного на распределительной трубе двумя шпильками, пробки с завихрителем и соплом. На пробке имеется поводок для ее вращения.

К центральной распределительной трубе крепятся две пневмокамеры, перемещающие своими мембранами рейку относительно распределительной трубы. При этом пальцы рейки, входящие в пазы поводков форсунок, вращают пробки, закрывая или открывая форсунки.

Рейки левого, правого и концевого распределителей соединяются с центральной рейкой при помощи накидной защелки (при необходимости работы этих распределителей). В транспортном положении левый и правый распределители складываются и фиксируются стопорами. Концевой распределитель крепится на раме автомобиля.
Автогудронатор снабжен ручным распределителем, который применяют при небольших ремонтных работах, а также при заделке пропусков на полотне дороги.

Привод битумного насоса осуществляется следующим образом: крутящий момент от двигателя шасси передается на коробку передач — коробку отбора мощности — карданную передачу на насос. Коробка отбора мощности — трехскоростная, установлена на фланце правого (по ходу автомобиля) люка коробки передач. Привод коробки отбора мощности осуществляется от блока шестерен заднего хода коробки передач.

Топливная система автогудронатора аналогична описанной у автобитумовоза и состоит из топливного бака, топливопровода, воздухопровода, двух стационарных и одной переносной горелок. Топливный бак объемом 20 л установлен на правом крыле автогудронатора и имеет воздушный клапан, отрегулированный на давление 4,5 кгс/см2. При повышении давления в баке клапан автоматически открывается, поддерживая давление в топливной системе не выше 4,5 кгс/см2.

Стационарные горелки установлены на фланцах жаровых труб и могут работать независимо друг от друга. Они предназначены для разогрева битумных материалов в цистерне. Переносная горелка, подсоединяемая к топливной системе рукавом, имеет отдельный вентиль и предназначена для разогрева застывших битумных материалов внутри трубопроводов или насоса.

В пневмосистему автогудронатора входят воздушный баллон, три пневмокамеры, трубопроводы и пневмокран. Воздушные баллоны автогудронатора и шасси соединены трубопроводом. От баллона автогудронатора трубопроводы идут к трем пневмокамерам, одна из которых тягой соединена с малым левым краном, обеспечивает два его положения. В рабочем положении кран открывает трубопровод возврата (большая циркуляция). Две другие пневмокамеры установлены на центральном распределителе и приводят в движение рейку распределителя, обеспечивая поворот пробок форсунок. Работой пневт мокамер управляют с помощью пнев-мокрана, расположенного в кабине водителя. В транспортном положении пневмосистему автогудронатора отключают от пневмосистемы шасси.

Комплектация автогудронатора

На автогудронаторе установлены следующие приборы: указатель уровня битумного материала в цистерне, термометр с пределами измерения температуры 0—200 °С, тахометр, показывающий частоту вращения вала насоса. Устанавливается тахометр в кабине водителя на щитке приборов и присоединяется посредством гибкого вала и хвостовика штуцера к валу коробки отбора мощности.
Автогудронатор укомплектован металлическими рукавами: для наполнения диаметром 75 мм и для ручного розлива диаметром 20 мм. Каждый из них состоит из двух частей длиной по 4 м, снабженных штуцерами и ганками для взаимного соединения и присоединения к трубопроводам коммуникации.

Автогудронатор с моторным приводом битумного насоса имеет для этого двигатель, установленный на задней площадке.
Цистерна автогудронатора опирается передней частью на седельное устройство тягача, в отцепленном состоянии она опирается на выдвижные подставки. Схемы — отопительная, битумная и распределительная — принципиальных отличий не имеют.

Органы и системы управления автогудронатором

Система обогрева битума обеспечивает нагрев последнего с интенсивностью 15 град/ч и состоит из топливного бака, топливопровода, воздухопровода, двух стационарных и одной переносной горелок. Стационарные горелки установлены на фланцах жаровых труб и могут работать независимо друг от друга. Они предназначены для разогрева битумных материалов, находящихся внутри цистерны. Переносная горелка, подсоединяемая к топливной системе гибким рукавом, имеет отдельный вентиль. Она предназначена для разогрева застывших битумных материалов внутри трубопровода или насосов. Контроль за температурой битумных материалов осуществляется с помощью термометра.

Система перекачки битума состоит из большого крана шестеренного насоса, малых кранов и трубопроводов: циркуляции, приемного, выдачи, напорного, возврата и промывки системы.

Система распределения битума производит розлив его на дорогу в полосе шириной до 4 м при движении машины со скоростью от 3,5 до 24,6 км/ч, система состоит из центрального, левого и правого распределителей. Патрубки центральной распределительной трубы подсоединяются к патрубкам правой и левой распределительных труб шарнирно, что обеспечивает вращение левого и правого распределителей относительно вертикальной оси патрубков центрального распределителя. Это дает возможность при работе автогудронатора быстро изменять ширину розлива. Левая и правая распределительные трубы разделены горизонтальной перегородкой. Разделенные полосы служат для циркуляции битума в системе. В нижней полости центрального распределителя имеются отверстия для установки форсунок.

Управление циркуляцией битума в системе, а также открыванием форсунок при розливе битума осуществляется при помощи пневмосистемы. В пневмосистему автогудронатора входят: воздушный баллон, соединенный трубопроводом с воздушным баллоном шасси; трубопроводы; пневмокран управления циркуляцией битума; три пневмокамеры, одна из которых является составной частью пневмокрана, обеспечивая его открывание и закрывание, а две другие управляют форсунками.

Привод битумного насоса осуществляется от двигателя шасси через коробку передач, коробку отбора мощности и карданную передачу, а у автогудронаторов с моторным приводом - от дополнительного двигателя, установленного на задней площадке.

Асфальтоукладчики

Асфальтоукладчик ДС-143 с системой автоматики «Стабилослой-10» предназначен для укладки и предварительного уплотнения асфальтобетонных и битумоминеральных смесей на подготовленном и уплотненном основании при строительстве автомобильных дорог, городских улиц и площадей.

При укладке слоя покрытия выполняются следующие операции: прием асфальтобетонной смеси в бункер из автосамосвала, транспортирование смеси из бункера к рабочему органу, распределение смеси по ширине укладываемой полосы покрытия, разравнивание и предварительное уплотнение смеси с автоматическим обеспечением заданной толщины слоя, выглаживание и отделка верхнего слоя покрытия.

Асфальтоукладчик (рис. 12.17) применяется для укладки однослойных и многослойных покрытий из горячих и холодных асфальтобетонных смесей. При этом ровность укладываемого слоя в продольном и поперечном направлениях выдерживается автоматически с высокой точностью.

Рис.12.17. Общий вид асфальтоукладчика ДС-143:

1 – шасси; 2 - рабочий орган; 3 - капот двигателя; 4 – электрооборудование;

5 – гидросистема

Машина может работать в условиях умеренного климата при температуре окружающего воздуха не ниже +5 0 и обеспечивает укладку покрытия ровного однослойного и двухслойного профилей с шириной укладываемой полосы 3,5; 3,75; 4; 4,5 м.

Асфальтоукладчик состоит из шасси, рабочих органов, двигателя, электрооборудования и гидросистемы.

Для укладки асфальтобетонной полосы шириной 3,5; 3,75; 4; 4,5 м в комплект асфальтоукладчика входят сменные уширители рабочего органа нижней рамы.

Шасси (рис. 12.18) обеспечивает передвижение асфальтоукладчика, прием и распределение асфальтобетонной смеси. Все сборочные единицы шасси расположены на нижней и верхней рамах, соединенных между собой болтами.


Рис. 12.18. Рабочий орган на шасси асфальтоукладчика ДС-143:

1 - выглаживающая плита; 2 - трамбующий брус; 3 - отражательный щит;

4 – шнек; 5 – питатель; 6 – лонжерон; 7 – рама; 8 – бункер;

9 - гусеничный ход; 10 - опорный ролик

На нижней раме установлены: бункер, заслонки, питатель, шнеки, силовая установка, зубчатая ременная передача. К нижней раме жестко крепится гусеничный ход. На верхней раме установлены управление муфтой сцепления, управление подачей топлива, управление декомпрессором, сиденья и тент.

Бункер представляет собой емкость, заднюю стенку которой образует передний лист рамы с крышками и заслонками, дно - лист рамы, по которым скользят скребки питателя. Подвижные боковые стенки бункера образуют боковины, шарнирно навешенные на левый и правый боковые листы рамы. В передней части бункера установлен щит с закрылками, которые перемещаются с помощью штанги, соединенной с боковинами бункера. По мере выработки асфальтобетонной смеси с помощью гидроцилиндров створки бункера складываются, образуя необходимый угол, и смесь ссыпается на скребковый конвейер.

Гидрофицированные заслонки предназначены для регулирования количества асфальтобетонной смеси, подаваемой в шнековую камеру.

Питатель служит для перемещения асфальтобетонной смеси из бункера в шнековую камеру. Он представляет собой два раздельных конвейера с независимыми приводами. Шнеки предназначены для равномерного распределения асфальтобетонной смеси по всей ширине укладываемой полосы.

Основными сборочными единицами рабочих органов являются: выглаживающая плита, трамбующий брус с эксцентриковым валом, отражательный щит, регулятор профиля и регулятор толщины.

Рабочие органы асфальтоукладчика конструктивно разделены на две одинаковые части – левую и правую, которые шарнирно связаны между собой и являются единой балочной системой, которая позволяет изменять взаимоположение обеих частей и устанавливать требуемый угол, соответствующий профилю дороги. Это достигается с помощью регулятора профиля. Регулятор толщины служит для установки заданной толщины укладываемого покрытия.

На выглаживающей плите закреплен привод трамбующего бруса, состоящий из двух эксцентриковых валов, установленных в подшипниках и соединенных между собой карданным валом. Привод трамбующего бруса гидравлический.

Гидросистема асфальтоукладчика (рис. 12.19) обеспечивает привод цилиндров подъема (опускания) рабочих органов, боковин и заслонок бункера, системы «Стабилослой-10», управления муфтами хода, муфтами шнеков, питателей и привод трамбующего бруса.


Рис. 12.19. Гидравлическая схема асфальтоукладчика ДС-143:

1 - гидроцилиндр управления боковиками бункера; 2 - гидроцилиндры управления подъемом рабочего органа; 3 - гидроцилиндры управления системой автоматики «Стабилослой-10»; 4 - муфты управления питателей и шнеков; 5 - гидромотор привода трамбующего бруса; 6 - насос трамбующего бруса; 7 - гидробак;

8 - муфты управления ходом; 9 - линейный фильтр; 10 – насосы;

11 - гидроцилиндры управления заслонками бункера

Гидросистема привода трамбующего бруса состоит из насоса, гидромотора, распределителя и клапана. Насос предназначен для привода гидромотора трамбующего бруса. Включение насоса осуществляется рычагом муфты двигателя. Клапан предохраняет систему трамбующего бруса от повышенного давления в системе.

Аппаратура автоматики «Стабилослой-10» предназначена для автоматической стабилизации положения выглаживающей плиты при движении машины по неровностям основания. Ее применение обеспечивает ровность слоя покрытия в продольном направлении с заданным углом поперечного уклона, повышает качество укладки покрытия, увеличивает производительность укладки. Предусмотрен также режим дистанционного управления с поста машиниста.

гудронатор на основе КамАЗ

Гудронатор представляет собой специальную машину для равномерного нанесения на определенное покрытие нагретых под давлением вяжущих веществ. В состав материалов может входить гудрон, дёготь и прочие битумы, которые применяются для ремонта дорожного покрытия. Чаще всего гудронаторы устанавливаются на базе грузового автомобиля, в таком случае данные машины называются автогудронаторами. Вместе с дорожной фрезой Wirtgen W2000 используется во время ремонта и строительсва дорожного покрытия.

Гудронатор – описание распылителя

Специальный гудронатор, который по своему принципу работы является распылительным устройством, используется в строительной и ремонтно-дорожной сфере. В системе имеется несколько различных распылителей, с помощью которых на голое дорожное полотно наноситься слой гудрона и прочих разогретых битумов. Специальная насадка регулирует плавную подачу вещества, а также ширину полос нанесения и количество материала. Управление осуществляется с помощью автоматики, либо вручную. Устройство гудронатор может быть оборудовано непосредственно на базе самого грузового автомобиля, либо на любом прицепном механизме.

Особенности прицепного гудронатора

гудронатор прицепное устройство

Промышленный гудронатор прицепной обладает некоторыми техническими особенностями, с помощью которых существенно облегчается работа персонала. Каждая цистерна имеет специальные дизельные горелки, созданные с целью обогрева емкости с гудроном в холодное время года. Подогрев проводиться полностью автоматически, как только отметка температуры опускается ниже заданной, срабатывают специальные датчики и включаются горелки. В каждой модификации устанавливаются специальные миксеры, которые во время подогрева тщательно перемешивают вязкий материал, способствуя скорейшему разогреванию. Внутри емкости установлены мощные насосы лопастного типа, которые выкачивают эмульсию через шланги в конкретно определенное место. Преимущество прицепного гудронатора в том, что прицеп легко перемещать, а также при необходимости возможно оставить на строительном участке.

Использование разных марок авто в качестве базы для гудронатора

Современный гудронатор SMB 8000 по своей конструкции представляет автомобильную цистерну, которая имеет соответствующие крепления для ее установки. В качестве базы для гудронатора используются грузовые автомобили. В зависимости от размера и объема цистерны для гудрона, подбирается необходимый тип машины. Наиболее распространёнными вариантами размещения являются автомобили: ЗИЛ, КамАЗ и Урал. Рама этих машин обладает достаточной грузоподъемностью для перевозки данного груза.

Технические характеристики установки-гудронатора:

Специальный гудронатор КамАЗ позволяет транспортировать установку в любую точку проведения ремонтных работ без особых временных затрат. Размещение гудронатора на базе автомобиля решает многие проблемы с транспортировкой материалов непосредственно к конкретному участку.

Преимущества использования

Функциональный гудронатор Leeboy обладает достаточно широкими возможностями в плане выполнения работ, в зависимости от марки автомобиля и конкретного навесного оборудования, может изменяться производительность установки. Можно выделить основные преимущества использования гудронатора на базе автомобиля:

съемный гудронатор

  • высокая маневренность;
  • хорошая эффективность работы;
  • использование цистерн большого объема;
  • материал в состоянии постоянной готовности;

Техника может использоваться в любом температурном режиме, однако, чем ниже температура окружающей среды, тем больше расход топлива растрачивается на автоматический подогрев гудрона.

Сервисное обслуживание спецтехники

Гудронаторы нуждаются в систематическом специальном обслуживании, в частности верхняя и внутренняя часть цистерны подвергается полной очистке от малейших частей битума. В специализированных сервисах, по ремонту и обслуживанию специальной техники проводятся ремонты подающих насосов, обогревателей, миксеров и прочего.

Что такое гудронатор

Автогудронаторы можно разделить на несколько видов – все зависит от объема цистерны. Машина небольшой вместимости имеет цистерну до 1500 л, средней – от 3 до 5 тыс. литров, а большей вместимости – свыше 5 тыс. литров.

Основные достоинства современных моделей автогудронаторов:

  • Возможность проводить автономную загрузку цистерны на базе;
  • Транспортировка битумных материалов на дальние расстояния;
  • Перевозка по автотрассам наряду с прочим транспортом;
  • Поддержание температуры транспортируемых материалов;
  • Равномерное распределение залитых материалов по дорожному покрытию.

В конструкцию автогудронатора включены такие элементы, как: шасси, цистерна с установленным оборудованием (системой обогрева, перекачки, распределения материалов из битума). Цистерна представлена овальной емкостью, в основе изготовления которой применяется листовая сталь. Внутри находятся 2 отсека, сообщающихся между собой – их разделяет волнорез. Один из таких отсеков имеет отверстие, через которое цистерна наполняется жидким материалом. Помимо этого, отсек обеспечивает доступ для осуществления ремонтных работ и очистки цистерны.

Как же устроен автогудронатор?

Системы распределения, которые установлены в автогудронаторах, могут быть циркуляционными (очищаются давлением воздуха) и нециркуляционными, которые промывают растворителем. Когда в качестве обогрева применяют жаровые трубы, это называется системой прямого нагрева. А когда используют масляную рубашку – системой непрямого нагрева.

Для подачи жидкого материала на поверхность, которую необходимо обработать, обычно применяют насосы и компрессорные установки, обеспечивающие нужное давление. В зависимости от моделей, эта техника оснащена разными вариантами приводов: от двигателя автомашины, от специального двигателя либо ручным приводом.

В цистерне имеется поплавковый указатель уровня, по которому определятся степень наполнения. Когда уровень битума минимален, то горелка автоматически выключается. Температура битума отслеживается благодаря особым термометрам, расположенным на стенках цистерны. У оператора есть возможность регулировать температуру, так как имеется и температурный датчик. Необходимая температура временно поддерживается установленной системе подогрева. У автогудронаторов имеются системы циркуляции горячего битума и очистки, результат которых – ликвидация остатков битумного материала.

Приобретение данной спецтехники, как показала практика, невыгодно. Если появляется необходимость в выполнении небольшого объема работ либо их непостоянного характера, то лучше всего взять автогудронатор в аренду. Благодаря дорогостоящему агрегату можно не только доставлять нужные материалы к месту назначения, но и наиболее эффективно работать с ними, ведь такая спецтехника очень выручает при проведении ряда технологических операций. К ним можно отнести подогрев, перекачку и распределение эмульсии.

Автогудронатор применяется не только при возведении и ремонте автотрасс, но и для использования в прочих отраслях народного хозяйства, к примеру, транспортировки мазута, сырых торфяных и каменно-угольных дегтей, смазочных материалов.

Классификация техники

Принципиально автогудронатор состоит из:

  1. Цистерна овальной формы с поплавковым механизмом для контроля уровня смеси.
  2. Система подогрева битума находящегося внутри цистерны.
  3. Распределительная система для точной дозированной подачи смеси.
  4. Пульт рабочего управления и контрольные приборы.

По каким признакам принято разделять автогудронаторы:

  1. Конструкция системы распределения вяжущих материалов.
  2. Тип нагрева битумной смеси.
  3. Способ подачи битума для выполнения рабочего процесса.
  4. Конструкционные особенности трубы распределения смеси.
  5. Способ очистки системы подачи битумных материалов.

Системы распределения битумных смесей могут быть циркуляционными, когда материал подается под давлением (автогудронатор) и нециркуляционными, в этом случае подача происходит естественным током битума (в случае применения ручного гудронатора).

Для осуществления процесса подачи и других технологических операций автогудронатор оборудован битумным насосом или компрессорной установкой. Эти агрегаты приводятся в действие или двигателем автомобиля или специально предусмотренным автономным двигателем.

По способу перемещения

Все гудронаторы можно разделить на три основных вида:

Ручной гудронатор. Это небольшая емкость с термической изоляцией, которая устанавливается на двух или трехколесной тележке или небольшом двухколесном прицепе. Объем емкости не превышает 500 литров. Распределение битумного материала производится ручным насосом. Применяется в случаях, когда речь идет о небольших объемах работ и использование автогудронатора нецелесообразно.


В этом видео показана демонстрация работы автономного ручного гудронатора:

Прицепной гудронатор. Устанавливается на четырехколесном прицепе автомобиля. Емкость бака до 2 м3. Пролив битумной смеси производится уже с помощью насосной установки или гидравлической системы тягача. Удобство эксплуатации заключается в том, что в роли тягача может быть использован любой автомобиль.


Автогудронатор. Автономный узкоспециализированный агрегат. Состоит из автомобиля, цистерны и систем разогрева и подачи горячей битумной смеси. Применяется при проведении больших объемов дорожно-строительных работ.


В этом видео показана демонстрация работы автогудронатора:

По ёмкости цистерны

Автогудронаторы, кроме всего прочего, различаются еще по ёмкости цистерны, установленной на шасси автомобиля:

  • Малой вместимости. Емкость цистерны 1000-1500 литров;
  • Средней вместимости. Емкость цистерны 3000-3500 литров;
  • Большой вместимости. Емкость цистерны 5000 литров и более.

Для обеспечения наибольшей устойчивости автомобиля при движении и компактности цистерны изготавливают в форме овала. Для придания дополнительной прочности внутри емкости стоят перегородки и ребра жесткости.

На задней стенке цистерны устанавливается система подогрева, состоящая из горелки и металлических труб с форсунками. Внутри емкости установлен поплавковый механизм, показания которого выводятся на прибор пульта управления. В нижней части врезана переливная труба с вентилем, вверху стоит клапан сброса воздуха, во избежание возникновения воздушных пробок.

Технические характеристики автогудронатора ДС-39Б

Наименование характеристики Значение характеристики
Шасси ЗИЛ-433362 или ЗИЛ-432932
Габаритные размеры в транспортном положении, м, не более (длина×ширинаЧвысота) 6,65Ч2,45Ч2,65
Масса снаряженного автогудронатора, кг, не более 6850
Полная масса автогудронатора, кг, не более 11000
Распределение нагрузки на дорогу от автогудронатора полной массой, кг, не более
– на переднюю ось 3005
– на задний мост 6930
Скорость, км/ч
Транспортная максимальная (с грузом) 85
Рабочая (при розливе) 3,5-24,6
Цистерна Стальная, эллиптического сечения с внутренними перегородками, термоизолированная слоем стекловолокна 50 мм и облицованная стальным листом толщиной 0,8 мм
Номинальная вместимость цистерны, м3, не менее: 4
Тип привода рабочего оборудования
– вращение битумного насоса Механический привод: КПП-КОМ-карданная передача
– открывание-закрывание форсунок Пневмопривод от пневмосистемы шасси
– подъем-опускание распределителя Вручную (винтовой механизм)
Битумный насос Шестеренный, подача (ном.) 1,4 л/об, максимальная высота подачи 30 м
Подогрев битума в цистерне Стационарной горелкой через жаровую трубу
число горелок, шт. 1
Вид топлива дизельное топливо
Расход топлива горелкой, (л/ч), не более 9
Вместимость топливного бака горелки, м3 (л), не менее 0,02 (20)
Подача топлива к горелке Сжатым воздухом от пневмосистемы шасси
Разогрев битума в коммуникации Переносной горелкой
Скорость подогрева жидкого битума в цистерне при начальной температуре плюс 80°С, °С/ч, не менее 10
Снижение температуры битума в цистерне в течение 1 ч.
– на стоянке Не более 3% от перепада температур окружающего воздуха и битума
– при транспортировании со скоростью не более 50 км/ч Не более 4% от перепада температур окружающего воздуха и битума
Розлив битума Распределитель циркуляционного типа с запорными соплами
Число форсунок, шт 21 (25 *)
Максимальная ширина розлива, м 4,0 (4,8 *)
Изменение ширины розлива Кратное 0,19 м
Удельная норма розлива, л/м2 0,5…5,0
Изменение нормы розлива ДС-39Б — дискретное, ДС-39Б2 — бесступенчатое, при помощи регулятора расхода гидравлической жидкости с ручным управлением **
Обслуживающий персонал 1 чел (водитель-оператор)
  • * С удлинителем распределителя битума (опция).
  • ** Возможна установка системы автоматического управления нормой розлива битума (система точного дозирования) с управлением от микроконтроллера (опция).

Данный гудронатор опережает конкурентов в своем классе.

В разное время встречались другие написания маркировки этого автогудронатора: ДС39Б, ДС 39 Б, ДС 39Б, ДС39 Б, ДС39-Б, ДС-39-Б, ДС-39 Б, ДС 39-Б.

Виды строительных работ с использованием гудронатора


Автогудронатор является техникой узкоспециализированной. Основное применение:

  1. Строительство новых автомобильных дорог. Пропитка щебеночных слоев дорожного покрытия и проливка поверхности перед проведением асфальтобетонных работ.
  2. Ремонт полный или частичный уже существующих дорог. Проливка производится для более прочного сцепления нового слоя асфальтобетона со старым.
  3. Выполнение гидроизоляции фундаментов зданий и опорных элементов, находящихся в земле.

Первый советский автогудронатор, которому выпала большая честь участвовать в первомайском параде на Красной площади в 1934 году, имел цистерну, обработанную стекловолокном емкостью 3 м3. Подогрев битума производился с помощью керосиновых форсунок. Битумный насос обеспечивал подачу смеси и продувку системы. Приводом для него был двигатель автомобиля. Ширина обрабатываемой поверхности была от 3 до 7 м.

В наше время мало что изменилось. Мощнее автомобили, большей емкости цистерны. Неизменными остаются три кита бывшего советского машиностроения: Курган, Иркутск, Кременчуг.

Конструкционные особенности и предназначение автогудронаторов

Каждый год в нашей стране осуществляется большое количество сезонных работ на дорожных покрытиях, которые направлены на то, чтобы устранить ямы и прочие дефекты, возникающие на асфальтном покрытии. Помимо этого, уделяется особое внимание строительству новых дорожных трасс и автомагистралей. Для максимальной оптимизации данных процессов, которые тесно связанны с названными мероприятиями, используется специальная дорожно-строительная техника. К самым популярным или востребованным видам подобной техники можно отнести и автогудронатор.

Повсеместная распространённость автогудронаторов

Купить автогудронатор необходимо в том случае, если предстоят работы с битумными жидкими вяжущими смесями. В 99% всех случаев, данную автомобильную спецтехнику используют для того, чтобы перевозить строительные материалы с завода или склада к месту осуществления ремонтных и строительных работ. Другая важная функция автогудронатора – это максимально равномерное распределение битума и других вяжущих эмульсий на дорожном полотне.

Самое интересное, что Б/У или новый гудронатор может применяться не только в сфере дорожного строительства. Его легко можно использовать в следующих отраслях:

  • Прокладка или ремонт мостов, а также аэродромов;
  • Гидроизоляционные работы фундаментов и крыш разных зданий;
  • Обустройство всевозможных инженерных сетей (газопровод, канализация, водопровод и прочие коммуникационные сети, которые должны быть защищены с помощью битумных смесей).

Конструктивные особенности автомобильных гудронаторов

Гудронатор – это абсолютно самоходная спецтехника, которая в стандартной комплектации может похвастаться наличием следующих рабочих узлов и агрегатов:

  • Несущая часть или шасси, которое может принадлежать грузовому автомобилю («КамаЗ», «ГАЗ», «ЗиЛ» и т.д);
  • Теплоизоляционная цистерна, в которой поддерживается изначальная температура вяжущего элемента;
  • Газовая или дизельная горелка, с помощью которой можно поддерживать стабильную температуру перевозимой смеси;
  • Насосная установка, которая позволяет распределять вяжущий материал по цистерне;
  • Трубопровод, в котором осуществляется циркуляция жидкого битума;
  • Распределительная конструкция с форсунками, которая отвечает за удобное дозирование подаваемого материала;
  • Ручная установка, при помощи которой легко и удобно осуществлять ямочный ремонт и другие мелкие операции;
  • Система очистки от остатков раствора.

Ещё раз важно заметить, что мы перечислили лишь главные рабочие узлы. При этом не стоит забывать, что осуществляемая продажа гудронаторов – это реализация сложной техники, благодаря которой и достигается максимальная функциональность.

Чтобы не тратить на покупку сразу большую сумму денежных средств, можно оформить лизинг. Без автогудронатора очень сложно рассчитывать на оптимизацию рабочих процессов, связанных с дорожно-строительной сферой деятельности. Лишь благодаря подобным агрегатам, любая вяжущая смесь будет распределяться ровно по дорожной поверхности и обеспечивать максимальное качество полотна. Если правильно эксплуатировать автогудронатор и следовать рекомендация производителя, то техника будет работать очень долго, а ремонт будет требоваться редко.

Цена автогудронатора, его богатый функционал и широкий спектр использования – это факторы поясняющие, почему данная специальная техника так популярна среди современных потребителей.

Читайте также: