Камаз с установкой град

Обновлено: 03.07.2024

Созданная в СССР реактивная система залпового огня стала не только самой популярной в мире, но и послужила примером для многочисленных самостоятельных разработок.

Она стала прототипом для последующего создания отдельных машин с подобными техническими характеристиками. История машины особенно актуальна тем, что в момент своего первого появления повергла китайскую армию в такой шок, что войско было вынуждено сложить оружие.

История создания

Через пару лет после смерти Сталина, руководство страны приняло решение заменить комплекс БМ-14, стоявший на вооружении с 1945г. работы над проектом велись одновременно в нескольких предприятиях:

  1. Тульский НИИ-147;
  2. Московский НИИ-6;
  3. Свердловский СКБ-203;
  4. Московский ГСКБ-47 «Базальт».

град на параде

В результате было рассмотрено несколько модификаций конструкций реактивного снаряда с различными типами стабилизаторов: прочно установленными и складывающимися.

В результате исследования проектов принято решение о создании ракеты с изогнутыми стабилизаторами, расположенными вдоль цилиндрической поверхности. Таким образом, калибр реактивного снаряда был увеличен до 122 мм, а направляющие приобрели трубчатую форму. Согласно официальному Постановлению Совета Министров, работы были разделены следующим образом:

  1. Реактивный снаряд и вся установка ведения огня – Тула;
  2. Доработка порохового заряда двигателя – Москва, НИИ 6;
  3. Боевая часть снаряда – Москва, «Базальт»;
  4. Автомобиль – Свердловск.

Тульскими инженерами было предложено сделать стабилизацию полёта не только с применением оперения хвостовой части, но и использовать для этого его энергию вращения. Хотя ракета делала всего несколько оборотов в секунду, данное решение позволило снизить нагрузку, оказывающуюся за счет рационально уменьшившейся массы боекомплекта.

град ведёт огонь

Помимо этого принято решение об изготовлении корпуса снаряда способом раскалённого вытягивания (по методу изготовления гильз), на практике это существенно снизило стоимость производства.

Испытания РСЗО «Град» были начаты в 1961 г, спустя год они успешно завершились.

Однако, они не прошли без эксцессов, в процессе стрельб машина получила повреждения и была направлена на доработку в результате которой усилен задний мост. В 1963 г. 28 марта, машина принята на вооружение.

Примерно в это время она была показана Н. С. Хрущёву. К концу 60-х, наладившийся после войны советский промышленный комплекс освоил производство и успел предоставить войскам несколько сотен единиц данной техники. В войска боевая машина стала поступать только через год, после того как на Урале в Миассе было налажено серийное производство шасси для автомобиля.

Машина послужила прототипом для проектирования огромного количества систем залпового огня этого калибра. За последующие годы было разработано и пущено в серийное производство несколько модификаций, отличавшихся базовыми характеристиками и количеством направляющих.
Интересно! Первое боевое крещение РСЗО произошло на острове Даманский.

Конструкция

Реактивная система залпового огня получила свои уникальные характеристики благодаря конструкции комплекса, которую можно разделить на несколько отдельных элементов:

  1. Боевого тягача созданного на базе модифицированного «Урала» 375Д;
  2. Системы управления огнём(КСАУО);
  3. Транспортно-заряжающей машины;
  4. Реактивного снаряда.

Начинать описание системы следует с боевой машины на базе «Урала» на который она устанавливалась. Максимальная скорость автомобиля находящегося на боевом дежурстве и полностью укомплектовано боекомплектом, составляет 75 км/ч.

памятник граду

Водитель имеет возможность отключить подвеску, что позволяет не использовать опорные домкраты во время выстрелов. Спустя несколько секунд после прекращения стрельбы, можно менять позицию, что позволяло избежать ответного удара. Корректировка огня осуществляется из другого автомобиля – КСАУО, входящей в состав батареи.

КСАУО – комплекс средств автоматизации управления огнем.

Кроме того в состав батареи и дивизиона входила машина топографической съемки, задача которой точная привязка к местности для нанесения удара. В дальнейшем, при модификации РСЗО «Град» до уровня «Примы» в её состав был введён комплекс КСАУО «Капустник» который одновременно выполнял функции топопривязчика.

Наведение на цель происходит путём использование прицельного устройства, состоящего из следующих устройств:

  1. Панорама Герца;
  2. Механический визир;
  3. Коллиматор К 1.

С помощью этого прицельного комплекса возможен точный залповый огонь даже в условиях недостаточной видимости.

на испытаниях

Направляющие, расположенные в задней части рамы «Урала» соединены в пакет, состоящий из 40 труб. Блок со снарядами фиксируется в люльке, управление которой осуществляется с помощью подъёмного и поворотного механизмов. Движение последних осуществляется за счёт электроприводов, с возможностью переключения в ручной режим.

Тактико-технические характеристики

Боевой расчет «Града» состоит из 3 человек, которых волне хватает для осуществления перемещения машины и стрельбы с наведением на цель. Тактико-технические характеристики машины представлены в приведённой ниже таблице:

ПараметрыВеличина
Масса укомплектованной машины, кг13 700
Полный боекомплект, шт120
Площадь поражения, гаТехники 1,17;
Живой силы противника 2,44
Длина направляющей, м3
Количество направляющих, шт.40
Время на полный залп, сек20
Дальность полёта снарядаМаксимальная 20 380;
Минимальная 5 000
Время, не обходимое для приведения в полную боевую готовность, мин3,5

Как видно из приведённых ТТХ, дальность полёта и диапазон поражения боевой силы противника был впечатляющим. Это позволило «Граду» на некоторое время превратиться в гордость нации.

колонна рсзо

Важно! РСЗО «Град 1» может использовать для стрельбы различные виды снарядов: осколочно-фугасные, кассетные, постановщики радиопомех, минопостановочные, дымовые.

Боевое применение

С момента своего создания батареи реактивных миномётов использовались практически во всех локальных конфликтах, в которых принимал участие Советский Союз. Машина прошла успешные испытания в разных климатических условиях.

Даманский конфликт

Как говорилось ранее, первый раз она была использована в районе острова Даманский, во время конфликта между СССР и Китаем. Произошедшего на Дальнем Востоке в конце 60-х годов ХХ века. Всё началось с того, что группа китайских военных, нарушившая границу, расстреляла советских солдат.

Произошло это 02.03. 1969 г. 15 марта переговоры зашли в тупик, и китайское правительство направило в сторону острова стрелковые подразделения, которые подкреплялись огнём артиллерийских орудий.

Ближе к вечеру, оставшиеся в живых советские пограничники оставили свои позиции, так как не имели возможности противостоять артиллерии. Через небольшой отрезок времени, стоявший наготове дивизион РЗСО «Град 1», относящийся к 135 мсд, открыл огонь, огневой налет продолжался в течение 9-12 минут.

на войне

Удар пришёлся на позиции противника, располагавшиеся на собственной территории. На протяжении 20 км ни осталось ничего живого: резервные склады, блок-посты, наблюдательные пункты – всё было сожжено или выведено из строя.

Одновременно на остров было направлена бронетехника и солдаты мотострелкового и пограничного полков, китайцы были быстро выбиты с позиций.

Интересно! На тот момент оружие ещё не было официально представлено, поэтому для оставшихся в живых китайских оккупантов огонь реактивными снарядами, продолжавшийся 10 минут, произвёл удручающее впечатление, подавившее желание сопротивляться.

Тактические схемы

Вооружённые Силы использовали различные схему ведения огня из РСЗО. Они предпринимали как манёвренные действия, заключавшиеся на многочисленных сменах позиций, так и покрытие шквальным огнём.

на войне

Помимо перечисленных боевых конфликтов, РСЗО БМ 21 «Град» использовался азербайджанскими войсками в попытке решить карабахский конфликт, российскими в Первой и Второй Чеченских компаниях, стрелял в 2008 г. по грузинской армии на Присской высоте, пытаясь защитить от неё Южную Осетию. В настоящее время такая техника применяется на восточной Украине, причем огонь ведётся с обеих сторон.

залп из града

Интересно! На всём протяжении производства «Града», его старались получить многие армии мира. За всю свою историю он экспортировался примерно в 70 армий различных государств. Исходя из этого, сейчас мало кто сможет сказать, сколько машин такого плана используется во всём мире.

След в истории

Несмотря на то, что РСЗО БМ 21 «Град» в России постепенно снимается с вооружения, как и во всём мире. В качестве примера можно привести следующую статистику:

  1. В 2016 в ВС РФ на вооружении стоит 2 500 машин, из которых только 500 находятся на боевом дежурстве, остальные законсервированы;
  2. Полностью отказались от такого вооружения: Молдавия, Нигерия, Йемен, Афганистан, Венгрия, США, Финляндия и многие другие страны.
    Всего за период серийного выпуска, продолжавшегося с 1960 по 1988 гг, произведено более 8 000 боевых машин из которых большая часть ещё находится на боевом дежурстве и готова к ведению огня.

Машина навеки вписана в учебники современной истории, как способ решения военных конфликтов, например ситуация с Даманским.

рсзо бм21

Кроме этого, «Град 21» стал важнейшим шагом в развитии отечественной и мировой ракетной техники. На с использованием опыта полученного при его эксплуатации были спроектированы все последующие модификации:

  1. В первую очередь, следует отметить следующую модель, ставшую третьим поколением «Ураган», разработанный в начале 70-х годов и в то же время приняты на вооружение. Осуществляет стрельбу 220 мм снарядами, способными за один залп покрыть боевые позиции противника, расположенные на расстоянии 35 км. Стоит на вооружении в ВС РФ;
  2. РЗСО «Смерч» является самым мощным оружием, использующим РС, в мире. Спроектирована и выпускается с 1984 г, после 3-летних испытаний принята на вооружение. В отличие от предшественников предназначена для ведения огня неуправляемыми ракетами калибра 300 мм. Ещё одной отличительной особенностью является применение системы управления «Виварий», принятой на вооружение в начале 90-х годов.

Стоит отметить, что ввиду устаревания системы «Град» была попытка создания его глубокой модификации получившей название РСЗО «Прима», комплекс был поставлен на вооружение в 1988 году, но в связи с развалом Союза, выпуск этой машины был прекращён. Поэтому на сегодняшний день ниша 122 мм РС пока занята «Градом», тем не менее, существует уверенность, что в настоящее время ведутся разработки дешёвой и массовой РСЗО среднего калибра.

Несмотря на многочисленные модификации, разработанные на базе РСЗО «Град», ни одна из них не превзошла свой прототип по количеству выпущенных экземпляров. На сегодняшний день она является действующей историей, которая увековечивается в сердцах людей памятниками, расположенными в Пермском НИИПМ и в Туле возле проходной завода «Сплав».

Видео

Внук "Катюши". Реактивная система залпового огня "Град"

"Катюша", или, как правильно она называется, реактивная пусковая установка БМ-13, сыграла в финале Второй мировой столь значимую роль, что правящая верхушка СССР сразу после окончания войны отдала инженерам приказ всячески развивать направление реактивной артиллерии.

Чем же была так хороша "Катюша" и чем так хороши машины, пришедшие ей на смену? Идея состоит в следующем: взять грузовой автомобиль, способный преодолевать пересеченную местность, и поставить на его шасси артиллерийскую часть, состоящую из подвижного пакета трубчатых направляющих, начиненных реактивными снарядами.

Действие снаряда может быть различным, но самое распространенное — осколочно-фугасное. Дальность стрельбы — километры и десятки километров. Скорость перемещения машины — как у обычного грузовика. Приведение в боевое состояние — за считанные минуты. Неудивительно, что такие установки быстро стали ценными составляющими дивизионной и полковой артиллерии армии СССР.

1РЗСО ГРАД-1 (1).jpg

Первой послевоенной попыткой развить идеи "Катюши" была БМ-14, то есть "боевая машина, модель 14". Как ни удивительно, в ее создании отталкивались от опыта побежденного противника, в частности, первый снаряд для БМ-14 создавался с оглядкой на немецкую турбореактивную мину. Основным типом боеприпаса в БМ-14 стал турбореактивный осколочно-фугасный снаряд М-14-ОФ с головным взрывателем.

Снаряды заряжались в пакет из 16 трубчатых направляющих, а в полете стабилизировались за счет собственного вращения, вызванного истечением пороховых газов через наклоненные на 22° к продольной оси отверстия. Артиллерийская часть состояла из 16 гладкоствольных труб, имевших диаметр 140,3 мм и длину 1 370 мм и расположенных в два ряда на поворотной платформе.

1РСЗО Град (3).jpg

БМ-14 приняли на вооружение в 1952 году и после этого несколько раз модернизировали. Например, в качестве шасси сначала использовали ЗИС-151, потом — ЗИС-157, а в середине 60-х — ЗИЛ-130. Артиллерийскую часть со временем облегчили аж на 3 тонны, применив вместо громоздкой фермы жесткую сварную коробку, образовывавшую подвижную люльку.

До второй половины 1960-х эту машину использовали в полках стрелковых и мотострелковых дивизий, экспортировали в страны Варшавского договора, а также в Алжир, Анголу, Вьетнам, Египет, Камбоджу, Китай, КНДР, Кубу, Сирию и Сомали, но уже в 1960-м начали готовить замену — БМ-21, получившую собственное имя "Град".

1РСЗО Град (1).jpg

Снаряды "Града"

Вы читаете этот текст на автомобильном сайте, но нужно понимать, что суть реактивной системы залпового огня (РСЗО) — вовсе не в автомобиле. И даже не в артиллерийской установке, на автомобиль водруженной. Суть — в реактивном снаряде. Именно он способен пролететь десятки километров и низвергнуть на голову противника ревущий огонь и визжащий металл, сеющие разрушение, ужас и смерть. Это жестоко и страшно, но такова война, а именно для войны — уже третьей мировой — "Град" и проектировался.

Первым и основным боеприпасом для "Града" стал снаряд 9М22 (он же М-21-ОФ) калибром 122 мм, и он заложил тенденцию создания всех последующих подобных снарядов. С подачи главного конструктора А.Н Ганичева из тульского НИИ-147 (сейчас — ГНПП "Сплав"), выступавшего головным разработчиком всей системы "Град", корпус снаряда сделали не вырезным из стальной болванки, как прежде, а предложили получать методом раскатки и вытяжки стального листа, как при изготовлении артиллерийских гильз.

12B26_Grad.jpg

Другая особенность снаряда 9М22 заключалась в том, что лопасти стабилизатора были складными и в положении покоя удерживались специальным кольцом, не выходя за габариты снаряда. В полете лопасти раскрываются и обеспечивают стабилизирующее вращение, так как располагаются под углом 1° к продольной оси снаряда, а начальное вращение задается за счет движения направляющего штифта снаряда по винтовому пазу ствола. Снаряд имеет в длину без малого три метра (2 870 мм) и весит 66 кг, из которых 20,45 кг — ракетный пороховой заряд, а 6,4 кг — взрывчатка.

При выстреле пороховой заряд воспламеняется пирозапалом, на который подается искра от системы управления. Снаряд вылетает из направляющей со скоростью 50 м/с, а затем разгоняется до 715 м/с. На расстоянии всего в 150-450 м от артиллерийской установки в снаряде взводится головной взрыватель ударного действия. Его можно настроить на мгновенное срабатывание, на малое замедление или на большое замедление.

1RM_70_MRL.jpg

"Град", заряженный такими снарядами, способен поразить цель на расстоянии 20,4 км. Минимальная же дистанция выстрела, при которой сохраняется приемлемое рассеивание по дальности, составляет 3 км, хотя в принципе можно стрелять на полторы тысячи метров и даже меньше — например, в Афганистане артиллерийские части Советской армии стреляли по площадям, впервые применив на "Граде" малые углы возвышения и прямую наводку.

Снаряд 9М22 (М-21-ОФ) превосходил предыдущее поколение снарядов М-14-ОФ в 1,7 раза по фугасному действию и был в 2 раза более эффективным по осколочному. С его помощью поражают живую силу противника, а также небронированную и легкобронированную технику, артиллерийские и минометные батареи, командные пункты и "другие цели в малой тактической глубине".

Впоследствии для "Града" было выпущено несколько десятков типов снарядов, среди которых не только осколочно-фугасные, но и зажигательные, химические, создающие радиопомехи, управляемые, а также запрещенные сейчас во многих странах кассетные, имеющие просто ужасающее разрушительное действие.

1BM-21_Grad_(1).jpg

Артиллерийская часть и шасси

Снаряды заряжаются в пакет из 40 трубчатых направляющих, по 10 в каждом ряду. Каждая труба несет один снаряд и имеет 3 м в длину, внутренний диаметр равен 122,4 мм. Наводить пакет труб на цель можно с электрического привода или вручную. Угол возвышения (максимальный — 55°) и горизонтального обстрела (102° влево и 70° влево) задается с помощью зубчатых передач в основании артиллерийской части.

Данные для наводки на цель готовит отдельная машина наведения IBI10 "Береза" на базе ГАЗ-66. Прицельные приспособления на установке"Град" — механический прицел, панорама и коллиматор. Для стабилизации установки при стрельбе предусмотрен торсионный уравновешивающий механизм. Залп РСЗО "Град" длится 20 секунд. За это время установка выстреливает все 40 ракет.

1BM-21_Grad_(2).jpg

Шасси "Града" — это самая понятная "гражданским" автомобилистам часть "Града", хотя вариаций у нее было не мало. Изначально "Град" базировался на шасси грузовика повышенной проходимости Урал-375Д со 180-сильным бензиновым мотором ЗИЛ-375, а после модернизации машина получила название Урал-4320 и комплектуется дизельными моторами V8 моделей КАМАЗ-740, ЯМЗ-236НЕ2 или ЯМЗ-238 мощностью от 210 до 230 л.с. Для работы в условиях низких температур предусмотрен предпусковой подогреватель.

Колесная формула грузовика — 6х6, все колеса односкатные, тормоза барабанные с раздельным пневмогидравлическим приводом. Передний мост — со ШРУСами сухарикового типа. Рулевое управление — с гидроусилителем.

До 1965 года в составе трансмиссии вкупе с сухим двухдисковым сцеплением и 5-ступенчатой МКПП с синхонизаторами на I, III, IV и V передачах применялась "раздатка" с принудительно подключаемым передним мостом и возможностью блокировки межосевого дифференциала, но потом стали ставить упрощенную раздаточную коробку с постоянно включенным передним мостом и несимметричным блокируемым межосевым дифференциалом планетарного типа. "Град" на базе "Урала" считается основным или, если позволите, каноническим вариантом.

1BM-21_Grad_(3).jpg

Кроме "Урала", артиллерийскую часть "Града" ставили и ставят на шасси ЗИЛ-131 (облегченная версия с меньшим количеством зарядов не для дивизионной, а для полковой артиллерии), а также на шасси КАМАЗ-5350 и МАЗ-6317 (белорусский вариант). В Чехословакии артиллерийскую установку БМ-21 производили по лицензии и устанавливали ее на восьмиколесное шасси Tatra-815. Армии других стран закупали у СССР БМ-21 и устанавливали на шасси различных грузовиков. Помимо этого, известны многочисленные "пиратские" копии БМ-21, а также самостоятельно разработанные системы, которые могут использовать снаряды "Града".

Испытания и постановка на вооружение

Установку "Град" начали проектировать в 1960-м, а уже к концу следующего года начали проводить заводские испытания первых образцов. Сроки были сжатыми — всего несколько месяцев спустя, весной 1962-го, на полигоне "Ржевка" под Ленинградом состоялись государственные испытания. По их результатам машину должны были принять на вооружение, но проблем новая система не избегла: по условиям опытная машина должна была произвести 663 выстрела и пройти 10 000 км, однако прошла всего 3 380 — сломался лонжерон шасси.

1BM-21_Grad.jpg

Испытания приостановили, в кратчайшие сроки пригнали доработанную машину, но слабые места выявились и у нее — теперь испытаний не выдержали карданная передача, средний и задний мосты, сгибаясь (!) под экстремальными нагрузками. В итоге только год спустя после старта "госприемки" разработчиком удалось искоренить все "недуги".

Ранней весной 1963 года РЗСО "Град" завершила комплекс испытаний и 28 марта была принята на вооружение. В том же году машины продемонстрировали генсеку Н.С. Хрущёву. Серийный выпуск БМ-21 стартовал в 1964 году на Пермском машиностроительном заводе имени В.И Ленина (он же завод №172), и в том же году "Град" успел поучаствовать в ноябрьском военном параде на Красной площади (майский парад Победы, как, собственно, и День Победы, тогда еще не проводились).

В своем конечном виде БМ-21 "Град" имела расчет из трех человек, массу в боевом положении (со снарядами и расчетом) в 13 700 кг, клиренс в 400 мм, максимальную скорость 75 км/ч, дальность хода 750 км, артиллерийскую часть из 40 стволов калибром 122 мм, дальность стрельбы от 3 до 20,4 км, время залпа 20 с. и площадь поражения 14,5 га.

1BM-21_Grad_(01).jpg

Конфликт с Китаем

Боевым крещением системы "Град" и инцидентом, после которого о ней узнали и начали опасаться "стратегические противники", стал вооруженный советско-китайский конфликт на острове Даманский на реки Уссури. Всё началось 2 марта 1969 года, когда китайцы нарушили границу и расстреляли отряд советских пограничников. 15 марта 1969 года конфликт достиг апогея: на острове высадилось несколько китайских пехотных рот при поддержке артиллерийских батарей.

С нашей стороны в бой вступили бронетранспортеры и танки Т-62, но ситуацию мог переломить только массированный ответный артудар — китайцы разведали, что остров обороняют незначительные силы, и готовились атаковать крупными соединениями пехоты, "обрабатывая" остров минометным огнем.

1BM-21_Grad_(03).jpg

Советская сторона еще накануне подвела к берегу 135-ю мотострелковую дивизию, в составе которой был дивизион из новейших секретных БМ-21 "Град", и просила московское начальство разрешить использование этого оружия. Однако ответа из Москвы всё не было. В 6-часовом бою на острове было уничтожено несколько советских БТР, погиб командующий Иманского погранотряда Д.В. Леонов. В 17:00 советские пограничники покинули остров. Противник тем временем усилил минометный огонь по острову — было понятно, что с китайской территории прибывают всё новые и новые силы.

В отсутствие ответа из Москвы командующий ДВО О.А. Лосик принял единоличное решение о поддержке пограничников. В 17:10 по противнику ударил артиллерийский полк, несколько минометных батарей и дивизион установок "Град". В течение 10 минут огонь накрыл ближайшие 20 километров вглубь китайской территории. В то же время в атаку на Даманский двинулись 5 советских танков, 12 БТР, 2 мотострелковые роты 199-го мотострелкового полка, а также силы пограничников в составе мотомоневренной группы.

1BM-21_Grad_(04).jpg

Считается, что решающее значение в том бою — и по разрушительному действию, и по деморализации противника — оказали именно установки "Град". Идеальная цель для этих машин — это сильно вытянутые колонны на марше, поэтому удары "Града" практически смели войска, выдвигавшиеся к Даманскому, а также уничтожили резервы противника, пункты боепитания и склады. В течение 10 минут ураганного огня всё было кончено — китайцы были выбиты с Даманского острова.

"Град" нашего времени

Сейчас на вооружении Российской армии стоит около 2 500 установок БМ-21 "Град". В разное время боевые машины экспортировались примерно в 70 стран и на протяжении 1970, 1980-х, 1990-х, 2000-х и 2010-х успели поучаствовать практически во всех мало-мальски заметных вооруженных конфликтах по всей Земле.

1BM-21_Grad_(05).jpg

Тактика применения системы "Град" за эти годы в разных армиях была различной. Так, в середине 1970-х в Анголе противники перемещали установки только колоннами, перестреливаясь на встречных курсах, а затем применяя тактику выталкивания и преследования отдельных машин. В Афганистане же советские военные били не по вытянутым колоннам, а наоборот, по площадям, практически уйдя от баллистических траекторий и расстреливая строения и технику противника прямой наводкой.

А "Организация освобождения Палестины" в Ливане применяла тактику кочующих установок: одна машина БМ-21 "Град" наносит удар по войскам Израиля и тут же меняет положение — скорость перемещения грузовика и развертывание в боевое положение за три с половиной минуты делают такие маневры весьма результативными.

11372_bm_21_grad.jpg

Небо без ракет

Надо отметить, что еще в 1980-х предпринимались попытки модернизировать систему "Град" — боевая машина 9А51 "Прима" должна была нести не 40, а 50 ракет с площадью поражения в 8 раз большей и временем пребывания на позиции в 5 раз меньшим при той же дальности стрельбы, что у "Града", что позволяло использовать примерно в 15 раз меньшее количество единиц техники. "Приму" даже приняли на вооружение в 1988 году, но дальше был развал Союза, и производство так и не запустили.

1BM-21.jpg

Но и в своем нынешнем виде "Град", некогда задавший новый стандарт данному виду вооружений, практически непревзойден, хотя подобной техники в мире теперь предостаточно. "Град" представляет собой грозную силу, которая способна защитить интересы России. И любой другой страны. Довольно часто эта сила оказывается слишком грозной. И всегда оказывается направленной против живых людей. "Град" — прекрасный пример торжества инженерной мысли. Пример, которому самое лучшее место — в музее военной техники.

Десантная, морская и партизанские модификации РСЗО «Град». Часть 2

С 1954 по 1979 годы воздушно-десантными войсками (ВДВ) командовал генерал Василий Филиппович Маргелов (о степени его популярности свидетельствует то, что сами десантники шутливо расшифровывали ВДВ как «войска дяди Васи»). Именно в эти годы и при активном личном участии Маргелова произошло перевооружение ВДВ новыми типами вооружения — авиационным (транспортные самолеты Ан-12, Ил-76), бронетанковым (боевые машины БМД-1, БМД-2) и т.д. Не мог генерал Маргелов оставить без внимания и РСЗО, и в результате в 1967 году на вооружение воздушно-десантных дивизий СССР была принята авиадесантируемая самоходная система залпового огня «Град-В» (В — воздушно-десантная, код ГРАУ 9К54), обеспечивающая поражение живой силы и техники противника на дальностях до 20 км в любых климатических условиях и в любое время суток. До этого десантники располагали только буксируемыми 16-ствольными пусковыми установками PПУ-14 для ракет типа М-14 с дальностью стрельбы 10 км.

В состав РСЗО БМ-21В входила пусковая установка (боевая машина), 122-мм неуправляемые реактивные снаряды, система управления огнем и транспортная машина для подвоза боеприпасов.

Пусковая установка БМ-21В была разработана с использованием узлов и агрегатов БМ-21, вместе с тем в ее конструкции были учтены и специфические требования, предъявляемые к боевой технике воздушно-десантных войск — повышенная надежность, компактность и малый вес. В качестве шасси для БМ-21В было выбрано шасси автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-66Б. В целях снижения веса пусковой установки количество трубчатых направляющих артиллерийской части было уменьшено до 12 штук. По своей конструкции они не отличались от направляющих БМ-21: длина 3 м, внутренний диаметр гладкого канала ствола 122,4 мм, П-образный винтовой паз, по которому скользит ведущий штифт снаряда. Пакет направляющих представлял собой двухрядную сборку из 12 стволов (по шесть стволов в ряду) и устанавливался на поворотной раме, на которой также монтировались механизмы наведения, прицельные приспособления и соответствующее электротехническое оборудование. Поворотная рама устанавливалась над задней осью автомобиля ГАЗ-66Б. Для обеспечения необходимых углов обстрела, устойчивости во время ведения огня и небольших габаритов в маршевом положении для движения поворотной рамы была использована сложная кинематическая схема. В транспортном положении направляющие были направлены назад, а для стрельбы они разворачивались и выдвигались на раме за габариты машины (при больших углах возвышения их задняя часть почти касалась земли). Приводы наведения имели дополнительное механическое устройство — так называемый механизм обхода кабины копирного типа. При наведении по горизонту, когда направляющие подходили к зоне кабины, ролик этого механизма попадал на копир обхода и принудительно поднимал весь пакет до угла возвышения +15°. Таким образом, обеспечивалось соблюдение мер безопасности при стрельбе. Для повышения устойчивости пусковой установки во время стрельбы в кормовой части шасси располагалось два упора с механическими домкратами.

Авиадесантируемая БМ-21В, ГаЗ-66, РСЗО БМ-21В

Время перевода пусковой установки из походного положения в боевое составляло всего 3,5 минуты. Стрельба из БМ-21В велась как одиночными снарядами, так и залпом. Полное время залпа составляло 6 секунд, при этом могли использоваться все штатные реактивные снаряды РСЗО БМ-21 “Град”. Дальность стрельбы составляла 20,1 км. Заряжание пусковой установки производилось с грунта, время перезаряжания — 5 минут.

Благодаря небольшому весу и удачно выбранному шасси, пусковая установка БМ-21В обладала высокой подвижностью и хорошей проходимостью на пересеченной местности. Максимальная скорость по шоссе составляла 85 км/час, без предварительной подготовки БМ-21В могла преодолевать брод глубиной 0,8 м. Для движения в темное время суток в распоряжении водителя имелся инфракрасный прибор ночного видения.

БМ-21В могла перевозиться по воздуху в грузовых кабинах военно-транспортных самолетов и десантироваться как посадочным, так и парашютным способом (с использованием специальных платформ и многокупольных парашютных систем). Кабина машины имела брезентовый тент, который снимался при установке машины на платформу для парашютного десантирования.

пусковая установка PПУ-14, вооружение ВДВ

Помощь воюющему Вьетнаму — «Град-П» («Партизан»)

2 августа 1964 года у берегов Северного Вьетнама (ДРВ — Демократическая республика Вьетнам) произошло боевое столкновение между американским эсминцем, выполнявшим радиоэлектронную разведку, и северо-вьетнамскими торпедными катерами, которое позднее получило название «Тонкинский инцидент» (дело происходило в Тонкинском заливе). В ответ на эти события 5 августа палубная авиация США впервые нанесла удары по военным объектам Северного Вьетнама, а Конгресс США принял т. н. «Тонкинскую резолюцию», дававшую право новому президенту США Линдону Джонсону при необходимости использовать военную силу в Юго-Восточной Азии. На этом фоне 7 февраля 1965 года южновьетнамские партизаны атаковали американские военные объекты в Плейку, в результате чего погибло около 10 и было ранено более 100 американцев. Это было не первое нападение на американские объекты, но в этот раз Джонсон принял решение о нанесении ответного удара по Северному Вьетнаму, считая его ответственным за расширение активности партизан на юге. Была проведена воздушная операция «Пылающее копье». После еще одного теракта в Куи-Нон и гибели около 20 американских советников Джонсон утвердил уже долговременную программу бомбардировок Северного Вьетнама.

Переносная установка 9П132 в музее Хо Ши Мина в Ханое

В этой ситуации, в 1965 году, правительство ДРВ обратилось к СССР с очередной просьбой об оказании военнотехнической помощи. В ЦК КПСС к ней отнеслись с большим пониманием, постаравшись оказать «сражающемуся народу братского Вьетнама» максимальное содействие — во Вьетнам должны были быть отправлены образцы новейшего советского вооружения. В секретном Постановлении ЦК КПСС № 2470-рс от 22 декабря 1965 года «О поставках в Демократическую Республику Вьетнам реактивных систем «Град-П» речь шла и о системе залпового огня.

Однако дело осложнялось тем, что в условиях вьетнамских джунглей использовать боевую машину «Града» было невозможно. Поэтому конструкторскому бюро под руководством Ганичева было поручено адаптировать новейшую по тем временам советскую систему залпового огня для условий партизанской войны в джунглях. Первоначально разрабатывались два варианта пусковой установки для вооружения партизанских отрядов, ведущих борьбу с американскими войсками на юге Вьетнама — на шасси автомобиля-вездехода ГАЗ-69 и переносная. Однако представители ДРВ остановили свой выбор на переносной установке.

пусковая установка 9К132, Град-П Партизан

Переносной комплекс получил название «Град-П» (код ГРАУ 9К132), где литера «П» являлась сокращением от слова «Партизан». Он представлял собой ранцевую систему для использования на труднопроходимой местности, где исключена или затруднена возможность применения артиллерии на механической тяге. В состав системы «Град-П» входила пусковая установка 9П132 и реактивный осколочно-фугасный снаряд 9М22М.

Переносная установка 9П132 представляла собой трубчатую направляющую на легком треножном станке с механизмами наведения и прицельными приспособлениями. Конструкция трубчатой направляющей была аналогична конструкции направляющей штатной системы БМ-21. Она также имела П-образный паз для начальной раскрутки вылетающих снарядов, однако ее длина была меньше, чем на БМ-21. Направляющая устанавливалась на треножном станке при помощи люльки. Каждая из трех опор станка была выполнена складывающейся, а передняя снабжалась сошником для повышения устойчивости установки при стрельбе. Механизмы наведения позволяли наводить установку в вертикальной плоскости в диапазоне углов от +10° до 40°. Угол горизонтального обстрела (без изменения положения установки) составлял 14°. Наведение пусковой установки осуществляется с помощью прицела ПБО-2 и буссоли. В боевом положении пусковая установка в сборе весила 55 кг. Для переноски установка разбиралась и укладывалась в два вьюка: один со стволом (вес 25 кг) и второй со станком (вес 28 кг). Время перевода установки из походного положения в боевое составляло всего 2,5 минуты.

Стрельба велась специально разработанным облегченным 122-мм неуправляемым реактивным снарядом 9М22М, разбирающимся на две герметичные части. Он имел одноотсечный маршевый ракетный двигатель и осколочно-фугасную боевую часть. Весил снаряд 9М22М — 46 кг. Стрельба могла вестись на дальность до 10,8 км со скорострельностью один выстрел в минуту. Для управления огнем использовался снабженный генератором герметичный выносной пульт, соединенный с пусковой установкой электрическим кабелем длиной 20 м.

трехножный станок, Град-П

Установка «Град-П» успешно прошла испытания в период с 24 июля по 19 августа 1965 года, а начиная с 1966 года ее серийный выпуск был организован на Ковровском механическом заводе. Здесь для ДРВ было изготовлено несколько сотен установок «Партизан». В 1970 году завод изготовил 406 пусковых установок, в том числе 400 для ДРВ. Продолжалось производство и в 1971 году. В первой половине 1972 года было изготовлено еще 155 пусковых установок для Вьетнама. Здесь они впервые были использованы партизанами в 1968 году при массированном обстреле крупнейшей авиабазы США — Тансонхиата (вблизи Сайгона). Важнейшей характеристикой пусковой установки «Град-П» была ее высочайшая эксплуатационная надежность и безотказность. В ходе боевых действий бывали случаи, когда доставленные в район огневых позиций вьюки с частями пусковых установок прятались партизанами на затопленных рисовых полях, а в нужный момент приводились в боевое положение и стреляли так же безотказно, как и на полигоне.

Кроме южновьетнамских партизан установка «Град-П» широко использовалась кубинскими «добровольцами» в Анголе, а также палестинскими партизанами. На вооружении Советской Армии установка «Град-П» не принималась и не состояла.

«Град-М» — по морям, по волнам

Неудивительно, что такое эффективное средство поражения противника, как РСЗО «Град», привлекло внимание и моряков, которые планировали использовать данную систему для стрельбы по наземным целям, например, в ходе «огневой» обработки плацдарма перед высадкой морского десанта. Отсутствие жестких ограничений по массе комплекса открывало возможность придания корабельной пусковой установке механизмов быстрого пакетного перезаряжания, что обеспечивало повышение ее скорострельности и сокращение численности личного состава, обслуживающего систему. С другой стороны, для эффективного применения системы при неспокойном море пусковой установке необходимо было обеспечить средства силовой стабилизации и соответствующие элементы системы управления. Исходя из этого, идея о простом монтаже на кораблях артиллерийской части от боевой машины БМ-21 была отвергнута, и в 1966 году началось проектирование специальной корабельной системы.

корабельный комплекс, Град-М

Корабельный комплекс получил название «Град-М» (индекс ГРАУ — А-215). Он включал в себя пусковую установку МС-73 с 40 направляющими, заряжающее устройство, средства хранения боекомплекта из 160 реактивных снарядов М-21ОФ, приборы управления стрельбой «Гроза-1171» и дальномерное визирное устройство с лазерным дальномером.

Корабельные испытания комплекса А-215 были проведены на Балтике с 20 марта по 7 мая 1972 года на большом десантном корабле БДК-104 (проекта 1171). В отличие от сухопутного аналога морская пусковая установка имела возможность быстрого перезаряжания (в течение 2 мин) и значительно более высокие скорости вертикального и горизонтального наведения — 260 /с и 290 /с (соответственно). Это должно было позволить системе управления стрельбой «Гроза-1171» надежно стабилизировать пусковую установку и вести эффективную стрельбу с интервалами между выстрелами 0,8 с при волнении моря до 6 баллов. Однако испытания выявили ряд конструктивных недостатков в системах заряжания и наведения. Задерживалась также и разработка одного из предусмотренных с самого начала компонентов системы — лазерного дальномерного устройства. Поэтому, только пройдя несколько этапов «доработка — испытание», комплекс А-215 был принят на вооружение в 1978 году и рекомендован для размещения на десантных кораблях проекта 1171 и 1174.

Еще одной модификацией «Града», разработанной в интересах флота, стал комплекс «Дамба», который предназначался для защиты входов в военно-морские базы и охраны морской границы. Необходимость принятия на вооружение такой системы диктовалась быстрым развитием во многих странах «подводного» спецназа — боевых пловцов и обеспечивающей их действия техники, что представляло серьезную угрозу для кораблей и судов, особенно при их нахождении на стоянке в гавани и на рейде. Дополнительным фактором для создания «Дамбы», вероятно, послужил и «синдром «Новороссийска»» — линкора, погибшего при загадочных обстоятельствах на Севастопольском рейде. В результате для нейтрализации подобной угрозы был создан и в 1980 году принят на вооружение противодиверсионный комплекс «Дамба», предназначенный для борьбы с подводными диверсантами и сверхмалыми подводными лодками. В состав комплекса вошла боевая машина БМ-21 ПД, несущая 40 реактивных снарядов, транспортная машина 95Т или 95ТМ на базе такой же машины Урал-375Д и реактивный снаряд ПРС-60. Этот снаряд, разработанный на базе снаряда 9М28, благодаря особому наконечнику (чашкообразной формы) обеспечивает безрикошетную стрельбу на расстоянии от 300 м до 5 км. В отличие от боевой машины Сухопутных Войск, БМ-21ПД оснащается средствами приема целеуказания и ввода установок в боевые части реактивных снарядов. Для повышения эффективности поражения масса взрывчатки ПРС-60 увеличена втрое по сравнению со снарядом М-21ОФ и доведена до 20 кг, при этом масса реактивного снаряда составляет 75,3 кг, а длина — 2,756 м. Боевая часть занимает большую часть снаряда, ее подрыв производится аналогично обычной глубинной бомбе на заданной глубине от 3 до 200 м.

РСЗО Град-М, А-215.,линкор

Статья была опубликована в апрельском номере журнала "Наука и техника" за 2008 год

Обзор БМ-21 "Град" (9К51)

Реактивные системы залпового огня (РСЗО ) представляют собой грозную тактическую силу. Несмотря на относительно низкую точность стрельбы, их залп позволяет накрыть большую площадь, поражая живую силу и технику противника. Реактивная артиллерия появилась в годы второй мировой войны. Её разработкой занимались все воюющие страны, однако для советских людей этот вид оружия прочно связан с гвардейским миномётом «Катюша ». Он стал родоначальником российских РСЗО.

История системы «Град »

После войны советские оружейники активно разрабатывали реактивные системы, в результате чего в 1963 году в тульском НИИ 147 (ныне НПО «Сплав ») под руководством Александра Никитовича Ганичева была создана установка БМ-21 Град 9К51 (второе цифровое обозначение является индексом Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны – ГРАУ). Любопытно, что неофициальное название установки – «Град » – положило начало традиции. Все последующие системы залпового огня, разработанные в Советском Союзе и России, получали имена, связанные с атмосферной стихией – «Смерч », «Ураган », «Торнадо ». Последняя установка является модифицированной версией классического Града.

Первое боевое применение РСЗО «Град » произошло в 1968 году во время приграничного конфликта с Китаем на острове Даманский. «Грады » активно применялись советскими войсками в Афганистане. Российская армия использовала РСЗО в первую и вторую чеченскую кампании и во время конфликта в Южной Осетии в 2008 году.

Системы «Град » выпускались до 1988 года на ОАО «Мотовилихинские заводы» в Перми. Снаряды изготовлялись тульским НПО «Сплав ». По лицензии РСЗО делают в Белоруссии (марка носит имя «Белград ») и на Украине (под названием «Бастион »). Сегодня установки «Град » активно используются в конфликте на востоке Украины, в Сирии и Ливии. С 1963 года советская и российская оборонка выпустила порядка 6500 установок и три миллиона снарядов к ним. Чуть больше половины машин стоят сегодня на вооружении российской армии или находятся в консервации, остальные списаны, проданы или поставлены в порядке военной помощи в 50 стран мира. Любопытно, что после распада Варшавского блока 130 машин купила в Румынии армия США.

Модификации РСЗО «Град »

За четверть века серийного производства системы БМ-21 Град 9К51 было создано множество её модификаций.Они отличаются друг от друга:

  • конструкцией снаряда;
  • количеством пусковых направляющих;
  • используемым автомобильным шасси.

Неуправляемый реактивный снаряд (НУРС ) установки «Град » имеет калибр 122 мм. Его двигатель работает на твёрдом топливе. У снаряда могут быть фиксированные и раскрывающиеся стабилизаторы. Взрыватель может быть контактный, бесконтактный и электронный. В последнем случае возможен подрыв НУРСа в полёте над заданной точкой местности. Поражающее воздействие – фугасно-осколочное. «Град » эффективно уничтожает живую силу на местности и в укрытиях и небронированную и легко бронированную боевую технику противника. Максимальная дальность полёта снаряда, выпущенного из системы «Торнадо » – 40 километров. В основном РСЗО применяют на расстоянии 4 — 15 километров. Мёртвая зона составляет 1,6 километра.

Пусковых направляющих в установке «Град » может быть 12, 36 и 50. Система повышенной огневой мощи называется «Прима ». Снаряды перевозятся обычными грузовиками в ящиках или специальной транспортно-заряжающей машиной со стеллажами. Расчёт установки «Град » – 6 человек. За один залп установка может выпустить до 40 НУРСов за 20 секунд. На перезарядку системы достаточно 7 минут.

Масса одного снаряда РСЗО «Град » – от 56 до 78 кг. Длина – 2,75 – 3 метра. Вес боевой части – 17 – 18 кг, в том числе 6 кг – взрывчатое вещество.

Базовая модель «Града » размещалась на автомобиле Урал-375Д. Для установок с большим количеством направляющих используются автомашины УРАЛ- 4320, ЗиЛ-131 и КАМАЗ-5350. Существует десантный вариант на базе ГАЗ-66 и полковая тяжелая установка на гусеничном ходу. Белорусские «Грады » размещаются на базе автомобиля МАЗ 6317, украинские «Бастионы » – на КрАЗ 6322.

Скорость хода установок на автомобильных шасси – 75 – 90 километров в час. Все автомобили, на которых монтируются системы «Град », обладают полным приводом и повышенной проходимостью.

Читайте также: