Катерина прыгнула с обрыва в волгу

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Купеческие нравы или почему Катерина из «Грозы» бросилась с обрыва

«У нас насчет этого слободно. Девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью дела нет. Только бабы взаперти сидят» , - сообщил о нравах вымышленного волжского города Калинова один из персонажей пьесы «Гроза» Александра Островского.

Нам, воспитанным на классической литературе, написанной дворянами, странно такое читать, но, оказывается, купеческие представления о нормах женского поведения были отчасти более свободными.

Если в дворянском мире падение девушки воспринималось как катастрофа, зато на супружескую неверность могли смотреть сквозь пальцы, то у состоятельного мещанства все было наоборот. Девушки до свадьбы вели себя не по-домостроевски свободно, но измена женщины в браке строго порицалась и наказывалась.

Как жалела Наташа Ростова о своем мимолетном увлечении Анатолем Курагиным – это испортило ее репутацию и сорвало помолвку с князем Андреем Болконским. Будь Наташа дочкой купца – никакой трагедии не случилось бы, зато «Анну Каренину» в купеческих семьях наверняка читали «изменившимся лицом».

Можно, конечно, решить, что Островский все выдумал, но остались записки писателя о его наблюдениях во время путешествия к верховьям Волги. «Путевые заметки. Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода» были написаны за несколько лет до издания «Грозы» - Александр Островский был отправлен в своего рода этнографическую экспедицию, по поручению правительства и записал много невероятных для столицы обычаев.

«Девушки пользуются совершенной свободой; вечером на городском бульваре и по улицам гуляют одни или в сопровождении молодых людей, сидят с ними на лавках у ворот, и не редкость встретить пару, которая сидит, обнявшись, и ведет сладкие разговоры, не глядя ни на кого.

Образ жизни замужних совершенно противоположен образу жизни девушек; женщины не пользуются никакой свободой и постоянно сидят дома. Когда они выходят из дому по какой-нибудь надобности, то закутываются с головы до ног, а голову покрывают, сверх обыкновенной повязки, большим платком, который завязывают кругом шеи.»

Эти заметки Островского касаются города Торжок.

О том же пишет и обозреватель творчества Островского, писатель и публицист Павел Мельников-Печерский. «Девушка гуляет, "отгуливает свою девичью долю", но как скоро расплели ей косу русую и покрыли голову повойником, прежние забавы для нее уж преступление, и малейшая неверность мужу наказывается строго, жестоко».

Мельников-Печерский считает причиной таких нравов большое количество старообрядческих семей среди поволжского купечества. «А в раскольнической среде гульба девушек вовсе не считается грехом. Это, по извращенному их понятию, не грех, а только падение. И потому свобода девушек безгранична в этой среде, но горе замужней женщине, если она вспомнит пору девичью, вздумает погулять от мужа».

Дело в том, что старообрядцы сохранили много еще языческих обычаев, которые причудливым образом вплетены в домостроевские правила быта. Девичьи «вакханалии» как раз такие остатки старинных дохристианских традиций, связанных со служением Яриле.

Поэтому практически открыто встречающуюся вечерами с молодым человеком незамужнюю золовку Катерины никто не упрекает, зато измена Катерины стала причиной общественного порицания такой силы, что героиня пьесы не выдержала.

Именно поэтому Катерина так тяготится своим тайным романом, не выдерживает и признается мужу и свекрови – это очень серьезный проступок, настоящее преступление против семьи. А признание тянет за собой и казнь – но героиня казнит себя сама, сведя счеты с жизнью. К тому же и любимый бросает ее, так что ничего уже не держит Катерину в жизни, печальная история.

Друзья, помните содержание «Грозы»? Что думаете о Катерине, полностью ли она положительная героиня на современный взгляд?

Пьеса «Гроза» Александра Николаевича Островского – одна из печальных историй, закончившаяся смертью главной героини Катерины. Девушка была светилом в царстве тьмы Кабанихи и её сына, но судьба не была к ней благосклонна, постоянно подбрасывая мучительные переживания. Девушка не выдержала всего этого и в конце пьесы бросилась в реку Волгу.

Раньше, в девичестве, когда Катерина ещё не была замужем за Тихоном, была вольной, могла ходить куда и когда угодно, мечтать о чём угодно и просто жить в своё удовольствие, не страдая от неволи, но как только она попала в дом Кабанихи, познала все ужасы жизни с властной свекровью. Женщина держала всех в ежовых рукавица, она считала, что её невестка – не человек, а лишь девушка, которая должна на прощание кланяться мужу в ноги, соблюдая старые традиции. Кабаниха не уважала жену сына, она грубила ей, унижала и всячески показывала своё плохое отношение к Катерине.

Главная героиня влюбилась в Бориса, с которым ей устроила свидание сестра Тихона. Ей, конечно, было хорошо, она почувствовала себя живой, но после него поняла, что совершила большую ошибку – изменила мужу. Так как Катерина была набожной и праведной, она созналась во всём Тихону. Он готов был простить свою жену, но мать не разрешила, она бранилась и злилась. Борису же нужно было уезжать, и он не мог взять с собой Катерину. У девушки не осталось других вариантов, как, во-первых, жить с осознанием того, что ты совершила грех, а во-вторых, как-то сосуществовать с деспотичной Кабанихой, которая теперь явно станет ещё злей.

Катерина погибла из-за своего печального положения. Её почти никто не понимал, свекровь унижала её ежечасно, от мужа-маменькиного сынка поддержки тоже не было никакой. Даже Борис, её возлюбленный, ради которого она пошла на такой страшный шаг, вынужден был уехать, не взяв её. Единственной понимающей в их семье была Варвара, но поддержка её одной не смогла бы сгладить все переживания Катерины. Человек не может жить в вечном чувстве вины, как исходящем от людей извне, так и внутри себя. К сожалению, это был единственный выход из данной ситуации для девушки – утопиться в Волге.

История создания пьесы

Островский написал «Грозу» во второй половине XIX века. Это был сложный период в истории страны, предстояли глобальные реформы и изменения. Сюжет картины довольно противоречив, что вызвало сильный резонанс со стороны читателей и литературных критиков.

Автор уже был довольно известен в литературном и театральном обществе, когда начал работу над драмой. Известно три версии создания сюжета:


  1. Первый вариант картины Александр Николаевич написал во время путешествия по Волге. Была организована большая экспедиция, где писатель изучал обычаи и традиции местных жителей. Свои наблюдения он оставлял в дневнике. Считается, что прототипами главных героев являются жители ближних к Волге городов — Тверь, Тамбов, Осташково.
  2. Вторая версия указывает на то, что основой сюжета послужила реальная история. Островский узнал о судьбе девушки Александры из Костромы. Описанная в пьесе жизнь Кати была очень похожа на судьбу Александры, лишившей себя жизни из-за несчастного брака.
  3. В третьей версии заложена личная история писателя. Последний вариант считается наиболее правдоподобным. Островский был сердечно привязан к известной актрисе Л. П. Косицкой. Они оба были несвободными людьми. Но даже после смерти мужа Любовь Павловна не приняла чувства писателя. Именно она, как считают критики, стала прототипом героини пьесы. К тому же Косицкой предстояло первой сыграть на сцене Катерину, и эта роль сделала её знаменитой.

В 1859 года работа над пьесой была закончена, и писатель отправил её на рецензирование в столицу. Ответ был неоднозначным, так как произведение вызвало огромный резонанс среди критиков и читателей.

Любовь к Борису

Размышляя, почему Катерина бросилась в Волгу, нельзя не отметить глубину создавшейся трагической ситуации. Драма вовсе не случайная. Со стороны может показаться, что безумная страсть настолько вскружила ей голову, что заставила совершить вынужденный суицид. Но на самом деле ее одолевает множество противоречивых чувств:

  • Невозможность вырваться из опостылевшего дома.
  • Сильное чувство, которое толкает на решительный шаг.
  • Неуверенность в избраннике.

Борис тоже жертва обстоятельств, но не совершает решительных действий. Он зависим от настроения дядюшки-самодура и в целом личность довольно слабохарактерная.

На самом деле Катерина искала в Борисе поддержку, которую не получила. Этот человек не смог принять за нее ответственность, решиться на кардинальный шаг, не сумел предпочесть изменить свою жизнь.

Причины резонанса

Во многих сочинениях и эссе затрагивается тема суицида. Произведение «Гроза» логичнее отнести к трагедии, ведь финал картины — суицид. Именно для трагического сюжета характерна развязка, где один из персонажей гибнет. Другая причина отнести к этому жанру произведение — это конфликт ценностей. Рассматривать в самоубийстве Катерины силу или слабость можно, только поняв причину такого поступка.

Пьеса вызвала резонанс в обществе по нескольким причинам:

  1. В «Грозе» показаны нетривиальные отношения между мужем и женой, которые были нехарактерны для того времени.
  2. В русской литературе XIX века редко поднималась тема самоубийства. В это время общество было сильно религиозно.
  3. Островский показал конфликт героини, который невозможно однозначно отнести к добродетели или греху.

Самоубийство во все времена принималось как противоестественное действие для человеческой природы. Драмой писатель выразил протест против установленных норм, поэтому возникло так много дискуссий.

Самоубийство как слабость

Большинство читателей расценило поступок Кати как нечто ужасное и необычное. Несмотря на горе, близкие люди так и не изменили своё отношение к ней. Кабаниха, свекровь Кати, даже после её смерти плохо о ней отзывалась. Борис, возлюбленный Катерины, не станет печалиться о её смерти, хоть и клялся в любви. Тихон так и останется подчинён матери. Всё, что он смог, — лишь позавидовать мёртвой жене.

Писарев оценивает героиню как слабовольную, безответственную и неспособную делать сложный выбор. В глазах критика её измена — это не ошибка, а порок. Ведь девушка не сразу решилась на покаяние перед мужем. Лишь только после третьего свидания с Борисом ею овладел страх перед наказанием. Катерина очень набожна и считает брак подчинением божьем, в то же время она легкомысленна в своей влюблённости. Зная, что измена — это грех, она соглашается на встречу с Борисом во время отъезда Тихона. В этом ей помогает Варвара. Когда муж неожиданно возвращается, девушка терзается угрызением совести и принимает звуки грозы за выражение божьего гнева.

Конечно, можно сказать, что Катя — «луч света в царстве темноты», в каждом её поступке есть и хорошее. Но разве пыталась она противиться свадьбе, когда выходила замуж за нелюбимого Тихона? Напротив, она покорно следовала воле старших людей. Такие качества, как неспособность делать сложный выбор и безволие, характерны основной доле дворянства XIX века. Подобные люди предпочтут гибель и постоянные мучения, чем решение своих проблем.

Новое поколение дворянства, к которому принадлежала девушка, были неспособны изменить привычный уклад и пойти против общества. Островский в пьесе «Гроза» показывает проблему выбора между жизнью с ложными ценностями и смертью. Драма описывает проблемы русского дворянства XIX века и начало глобальных перемен, когда молодые люди не желали больше жить по старым правилам и укладам. Эта проблема и по сегодняшний день актуальна.

Каждый сделает собственный вывод о том, гибель Катерины — её слабость или сила. Всегда найдутся те, кто поступит так же. Всё зависит от характера человека и его внутреннего мира.

Патриархальное купечество в изображении Островского

Следует сказать, что у Островского это было уже не первое произведение, изображающее патриархальное купечество. Его быт был описан и в других пьесах автора конца 1840х — начала 1850х годов, например в комедии «Свои люди — сочтемся!». Однако в ранних пьесах Александра Николаевича еще не было столь яркого образа, подобного Катерине. Характер героини, происходившей из купеческой среды, — настоящее художественное открытие, которое создает Островский Александр Николаевич («Гроза»).

На первый взгляд возникновение героини, имеющей столь нехарактерный для патриархальной среды города Калинова взгляд на жизнь, кажется случайным. Однако это было не так. Ее судьба, ее стремление к счастью по велению сердца, а не по «закону», — результат происходивших в то время в обществе глубинных процессов, постепенно разрушающих патриархальный строй купечества. Пьеса «Гроза» насыщена диалогами о «конце света», «последних временах», о том, что молодежь перестала чтить традиции и обычаи; и на этом фоне разворачивается сюжет произведения.

Сочинение Островский А.Н. - Гроза

Тема: - Почему погибла Катерина (по драме А. Н. Островского «Гроза»)

Мы познакомились с главной героиней драмы А. Н. Островского «Гроза», окунулись в волшебный мир ее воспоминаний о детстве и юности, узнали черты ее характера, духовный мир, с горечью наблюдали трагический финал. Что же заставило молодую

красивую женщину броситься с обрыва в Волгу? Может быть, ее гибель была случайностью или ее можно было избежать? Ответить на вопрос: «Почему погибла Катерина?» — значит еще раз подумать о сложности и противоречивости ее натуры.

По складу характера и интересам Катерина отличается от окружающих ее обывателей города Калинова. Она от природы наделена своеобразным характером. В своих поступках, поведении она единственная из всех героев пьесы исходит не из внешних требований и обстоятельств, а из своих внутренних качеств: искренности, стремления к добру, красоте, справедливости, к свободе чувств. Катерина — натура глубоко поэтическая, исполненная высокого лиризма. Истоки формирования именно такого характера нужно искать в ее детстве и девичестве, воспоминания о котором овеяны поэзией. В родительском доме Катерина жила, «как цветок цвела», окруженная лаской и заботой. В свободное время ходила на ключ за водой, выращивала цветы, плела кружева, вышивала, ходила в церковь «словно в рай», самозабвенно и радостно молилась, слушала рассказы и пение странниц. Религиозная атмосфера, окружавшая ее, развила в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и неминуемое возмездие человеку за его грехи. Вера в Бога у Катерины искренняя, глубокая и органичная. Ее религиозность — это переживание доброго, величественного духовного и одновременно восторженное наслаждение прекрасным. Катерина, по-видимому, была воспитана в мещанской семье, в которой царила обстановка духовной свободы, демократизма и уважения к человеческой личности. Отсюда в ее характере и некоторых поступках твердость и волевая решительность.

Замужество Катерины и резкая перемена ее положения— совершенно новое, драматичное мироощущение для нее. В доме Кабановых она попала в «темное царство» духовной несвободы, где внешне все обстоит так же, но «как будто из-под неволи». В доме свекрови живет суровый религиозный дух, здесь выветрился демократизм, даже странницы в доме Кабанихи совсем другие — из числа тех ханжей, которые «по немощи своей далеко не ходили, а слыхать много слыхали». И рассказы их мрачные — о последних временах, о грядущей кончине мира. Катерина постоянно чувству-ет зависимость от свекрови, которая каждую минуту готова унизить ее человеческое достоинство; терпит унижения и оскорбления, о стороны мужа она не встречает никакой поддержки. Тихон по-воему любит и даже жалеет Катерину, но он не в силах по-насто-ящему понять меру ее страданий и стремлений, не в состоянии Роникнуть в ее душевный мир. Его можно только пожалеть — он ам оказался в тисках, беспрекословно выполняет приказы мате-и "ессилен противостоять ее деспотизму.

Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины: она словно «завяла», только и осталось, что воспоминания о той далекой прекрасной жизни, когда сердце всякий день ликовало и радовалось. Катерина мечется, как птица с обрезанными крыльями. «Но пока жив человек, в нем нельзя уничтожить стремления жить. ». И потому духовно богатая, поэтически возвышенная натура героини рождает новое чувство, неясное еще ей самой. «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я жить начинаю, или уж и не знаю», — говорит она. Это новое смутное чувство — просыпающееся чувство личности — принимает у нее форму сильной, глубокой и одухотворенной любви к Борису. У Бориса есть некоторые привлекательные свойства: он душевно мягкий и деликатный, простой и скромный человек. Он отличается от большинства калиновцев своими манерами, образованностью и речью, но принимает зависимое положение в доме своего дядюшки, подчиняется его капризам и сознательно терпит его самодурство. По убеждению Н. А. Добролюбова, Катерина полю била Бориса «больше на безлюдье», в других обстоятельствах она раньше увидела бы все его недостатки и слабость характера. Теперь же она испугана силой и глубиной своего нового чувства, всеми силами стремится противостоять ему, сомневается в правильности своих поступков. Она испытывает и чувство вины перед Тихоном. Ведь честная и правдолюбивая Катерина не может да и не хочет жить по законам «темного царства» — делай что хочешь, только чтобы все было «шито да крыто» (как советует ей Варвара). Ни в ком не находит она опоры в своей внутренней борьбе. «Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что», — признается она Варваре. И действительно, вокруг нее все уже рушится, все, на что она пытается опереться, оказывается пустой оболочкой, лишенной нравственного содержания, никому в окружающем мире нет дела до моральной ценности ее представлений.

Таким образом, в пьесе передано особое сцепление обстоятельств, которое делает положение Катерины невыносимым, трагическим. Жить в доме свекрови она больше не может, чувствует себя птицей в клетке, лишенной возможности летать. А уйти некуда, вырваться из клетки нереально.

Исследователь творчества Островского А. Анастасьев считает, что «стремление к воле, к свободному существованию, постоянно жившее в Катерине и обострившееся до предела, когда пришла любовь. было необходимым требованием ее натуры. Но осуществить требование — в силу объективных условий жизни — не могла. Здесь и заключается трагедия». Я согласна с таким утверждением. В условиях калиновского мира естественные стремления и потребности личности не могли быть удовлетворены, в этом и состоит трагическая безысходность положения Катерины, которая толкнула ее на гибель.

Почему погибла Катерина Кабанова (по пьесе «Гроза»)?

(302 слова) В пьесе А. Н. Островского «Гроза», как мы знаем, весьма трагический финал: главная героиня совершает самоубийство, бросившись в Волгу. Казалось бы, счастье Катерины было так близко, ведь она обрела любовь, но жизнь расставила все по-своему, и девушка пала жертвой … чего? В чем причина ее гибели?

Я думаю, бунт Катерины против своей несчастной судьбы был изначально обречен на трагический провал. Ее душу с первого дня любви раздирали противоречия между верой и страстью, желаниями земного счастья и спасения души. Она стала заложницей мещанского мира, откуда не было честного выхода, а нечестный стал ее проклятием. Не выдержав гнета греховности, христианка признается в измене мужу и свекрови, обрекая себя на позор, обиды и раскаяние. И не могло быть иначе, ведь без своих чистых помыслов и возвышенных принципов героиня перестала бы быть собой и погибла духовно, став нищей в душе и противной самой себе.

Но раскаяние, сулившее облегчение, стало бременем Катерины, все еще любящей, все еще мечтающей о счастье. Кабаниха стала еще больше тиранить невестку, теперь ее власть душила женщину, а постоянные напоминания о грехе сводили ее с ума. Она и сама понимала, что грешна, и сама казнила себя думами об ужасах божьей немилости. Но грубые издевки купчихи окончательно отравили сознание Катерины и понизили ее самооценку до минимума. Теперь она не считала себя достойной жить и разочаровалась в самой жизни. К чему тянуть земную муку, если впереди и так вечное раскаяние, если нет и не было счастья и любви, если существование приносит лишь скорбь и боль? Отчаяние вынудило героиню броситься в Волгу.

В этой трагедии виновата семья Катерины, которая обесценила ее жизнь. Темное царство погасило бы лучик света все равно, рано или поздно. Либо женщина смирилась бы с судьбой и стала бы второй Кабановой, либо она должна была бы уйти из жизни Калинова в прямом смысле слова. Второй вариант показался автору правдоподобнее, как и многим его читателям.

Катерина Кейру — об Иване Новосельцеве: «Я веду борьбу с трусом и подлецом. Слабый и мелкий человек»

Катерина Кейру. Фото Instagram

Катерина Кейру, бывшая жена защитника тульского «Арсенала» Ивана Новосельцева, посвятила бывшему мужу гневный пост в Instagram.

«Я старалась быть благородной и сглаживать формулировки, не рушить образ отца для Тео, но больше не могу.

Вчера во втором кассационном суде состоялось заседание, которое длилось ровно три минуты, и вынесенное ранее решение было оставлено в силе!

Что особенно подозрительно: ни Иван, ни его представитель не сочли нужным явиться в суд, видимо, зная о его результатах заранее. Напомню, что Иван лично не явился ни на одно заседание!

Я делала все, чтобы сохранять максимальный нейтралитет и не опускаться до публичных оскорблений, но сейчас мне кажется очевидным: я веду борьбу с трусом и подлецом, и все его действия на протяжении 2,5 года это только подтверждают. Потому что нельзя иначе назвать человека, который сбежал с деньгами и имуществом, прячется все это время от общества, а единственное, что он успевает делать, — это низкими и хитрыми методами чинить препятствия на моем пути, чтобы правосудие в нашем деле не наступило. А я продолжаю оберегать ребенка от негатива, стараясь объяснить Тео, почему мы вынуждены через это проходить, и изредка разрешаю себе плакать, ведь к судам и такому образу жизни нельзя привыкнуть.

Он когда-то при личной встрече сравнил наш путь в этих разбирательствах и сказал, что проходит через то же, что и я. Но это смешно: он горд и доволен собой, он не знает, что такое ответственность за сына, что значит держать удар из-за предательства родного человека и как сохранить человеческие качества при этом. Он сдался еще за год до начала всей этой безумной истории в моей жизни, когда тихо прятал деньги, переписывал имущество на свою мать и клялся мне в любви, улыбаясь в лицо.

Все, что делает этот слабый и мелкий человек, — это пытается обокрасть свою жену, почувствовать себя мужчиной и самоутвердиться за мой счет, хотя обещал оберегать и защищать.

Мной вчера было принято очень важное решение. И я верю, что этот суд и новое предательство накануне дня рождения Теодора символизируют начало нового периода в моей жизни » , — написала Кейру.

Почему Катерина решила свести счеты с жизнью? (Островский А. Н.)

Одним из лучших произведений Александра Николаевича Островского несомненно является «Гроза». Автор, написал эту пьесу находясь под впечатлением от своего путешествия по приволжским городам. Он стал свидетелем множественных человеческих сцен, которые произвели на него впечатление и впоследствии эти события легли в основу произведения не меняя первозданного вида.

Катерина является главной героиней пьесы, имея твердый характер и душевную силу, она заканчивает жизнь самоубийством.

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Образ героини в пьесе возвышен, располагает к полету. Катерина мечтает летать, но уже в самом начале предчувствуя свою гибель. «Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле. что хочу, бывало, то и делаю» - говорила она. Ее душу постоянно тянуло к красоте, но она скованно чувствовала себя в «темном царстве». В доме Кабановых ее не воспринимали серьезно, постоянно насмехались и угнетали. Но не так-то просто сломить главную героиню, она долгое время борется за свои права и взгляды, дает достойный отпор на нападки Кабанихи и в конечном счете не найдя союзников Катерина начинает сдавать свои позиции. В доме Кабановых все построено на лжи, разве может тонкая натура главной героини быть счастлива в такой среде?

Муж Катерины - Тихон очень слабый и подвластный воле матери человек. Мать его так же постоянно поучала гнобить и унижать свою жену – Катерину, говоря, что именно так и должно быть в семейных отношениях: «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?» Катерина же продолжала любить своего мужа и очень надеялась, что в нем проявиться мужество и ответное чувство к ней, но Тихон продолжал быть слабым: «Я кажется маменька, без вашей воли ни на шаг».

На фоне общего разочарования, в ней начинает зарождаться новое чувство к Борису, что претило ее религиозному мировоззрению, но она не смогла устоять перед его интеллигентностью и влюбляется. Но и тут ее чувствам нет применения, объект любви занят своими проблемами, не обращая внимания на просьбы Катерины. И ей ничего не остается как замкнуться в себе и начать мучиться угрызениями совести по поводу духовной измены мужу. Она не находит себе места, ведь это перечит ее чистой душе и считается большим грехом. Героиня не выносит этих душевных терзаний и во всем признается, и не видя избавления от своей муки, решается на смерть. Не надеясь на прощение она идет еще на более тяжкий грех чем измена – самоубийство.

«. Просто по-человечески, нам отрадно видеть избавление Катерины — хоть через смерть, коли иначе нельзя. Отрадною, свежею жизнью веет на нас здоровая личность, находящая в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало. » — говорит Н. А. Добролюбов.

Причины гибели Катерины видеоурок по литературе (10 класс) по теме

Если обращаться к тому, каким показано мировоззрение героини, то читатель видит ее целостной личностью. Это живая, яркая, поэтическая натура. Склонность к мечтам и фантазиям подчеркивает ее экзальтированность, отдаленность от внешнего мира. Какова же она на самом деле?

  • Чистая душой.
  • Стремящаяся к свободе.
  • Бесконечно любящая жизнь.

Внутренний мир Катерине

Она единственная из всех героев пьесы руководствуется голосом сердца, а не старается слепо подстраиваться под негативные условия. Главным ее достоинством является искренность, желание действовать не в угоду, а вопреки обстоятельствам. Любит книги, зачитывается романами, много рассуждает о прекрасном и вечном.

Катерина — главная героиня драмы А. Н. Островского «Гроза». Н. А. Добролюбов определил ее как воплощение «сильного русско­го характера», назвал ее «лучом света в темном царстве». Но, не­смотря на душевную силу и твердый характер, Катерина погибает. Почему?

С образом Катерины в драме связан мотив простора, полета. Она мечтает о том, чтобы летать, как птица. С самого начала драмы она предчувствует свою гибель, возможно потому, что она не созда­на для жизни в «темном царстве».

Но, с другой стороны, онародилась, сформировалась втой же сре­де, что и Кабаниха, Тихон, Дикой и другие. Рассказо жизни вдевиче- стве—один из самых поэтичных монологов Катерины, главный мо­тив которого—все пронизывающая взаимная любовь. «Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле… что хочу, бывало, то и делаю», — рассказывает Катерина.

Весь круг ее жизни ее — домашняя работа и религиозные мечтания. Этот мир идиллический, в нем личное связано с об­щим, что является душой патриархального мироощущения. Но когда душа исчезает, остается Кабаниха и мир, который держится на насилии и принуждении. Не зря Варвара, выслушав рассказ Катерины, удивленно восклицает: «Да ведь у нас то же самое». И чуткая Катерина отвечает ей: «Да здесь все как будто из-под не­воли».

В Катерине рождается новое чувство, новое отношение к ми­ру, неясное еще ей самой: «Что-то во мне такое необыкновен­ное. Точно я снова жить начинаю или… уж и не знаю», — говорит она.

Это смутное чувство, которое Катерина, конечно, не может объяснить рационально, — просыпающееся чувство личности. В Катерине рождается и растет любовь, не укладывающаяся в рамки общественной морали. Проснувшееся чувство любви Катерина, в силу своей религиозности, воспринимает как страшный, несмы­ваемый грех. Любовь к Борису для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Моральные и религиозные запо­веди полны для нее значения и смысла. Она хочет быть чистой и безупречной, ее нравственная требовательность к себе безгра­нична.

Уже осознав свою любовь к Борису, она изо всех сил стремится ей противостоять, но не находит опоры в этой борьбе. «Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что», — признается она Варваре. И действительно, вокруг нее все рушится. Уезжает Тихон — рушится надежда найти опору в люб­ви мужа. Варвара дает ей ключ от калитки. «Я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!» — говорит она Борису. Эти слова — предвестие гибели. Сознание греха сохраняется и в упоении счастьем и полностью овладевает героиней, когда это сча­стье кончается.

Она не видит иного исхода своей муке, кроме смерти. Отсут­ствие надежды на прощение толкает ее на самоубийство — грех еще более тяжкий с точки зрения христианской морали. «Все равно уж душу свою погубила», — говорит Катерина. Гибель Ка­терины предрешена и неотвратима, как бы ни повели себя люди, от которых она зависит. Она неотвратима, потому что ни ее само­сознание, ни весь уклад жизни, в котором она существует, не позволяют проснувшемуся в ней личному чувству вырваться нару­жу и расцвести ярко в «темном царстве».

Появление «Грозы» было встречено ожесточенными спорами в литературной среде. Если Тургенев видел в драме Островского «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского, могучего, вполне овладевшего собой таланта», то другие (напри­мер, критик журнала «Наше время» Н. Ф. Павлов) объявили пьесу безнравственной, не удовлетворяющей «взыскательности просве­щенных требований». Точка зрения Тургенева представляется все же более отвечающей действительности.

Центральным персонажем драмы является Катерина, кото­рую Добролюбов справедливо окрестил «лучом света в темном царстве». Натура впечатлительная, чуткая, честная, она задыха­ется в атмосфере злости и ненависти, царящей в доме Кабанихи («Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в моги­лу — все равно… что в могилу! В могиле лучше…»), в затхлой атмосфере целого города («Опять жить? Нет, нет, не надо… не­хорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!»).

К этой невыносимой обстановке присоединяется.постоянная и беспросветная отчужденность по отношению к внешнему миру, которая так не свойственна ее душе, любящей и стремящейся к в°ле («Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иног­да кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет ететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…»), единственное, что является для нее глотком счастья, — это лю­бовь к Борису, да и ту она считает тяжким грехом, за которым, по ее представлениям, должна последовать жестокая кара.

Катерине сложно смириться с бессмысленностью своего суще­ствования. Смерть она понимает как освобождение. Истерзанная душа поддается на уговоры сердца… и Катерина свободна.

Беру это сочинение!

Замужество Катерины

Замужество Катерины

В нужное время ее выдали замуж за Тихона Кабанова. Муж не отличался особенной твердостью характера, привык во всем повиноваться властной и деспотичной «маменьке». Задумываясь о том, почему Катерина завяла, попав в дом Кабановых, нужно обратить внимание на этот момент. Оказавшись в самом эпи, она начала ощущать сильное опустошение. Желание жить стало угасать.

Серая действительность повседневности никак не устраивала ее душу — свободную и мятежную, которая постоянно стремилась воспарить мыслью.

В доме свекрови Екатерина испытывает состояние зависимости и начинает потихоньку погибать. Все в ней противится суровым правилам Кабанихи, которая стала ее ненавидеть с самого начала, постоянно унижать если не словом, то косым взглядом.

Мнения критиков

Одним из тех, кто дал свою оценку работе, был А. Н. Добролюбов. Критик охарактеризовал «Грозу» Островского как самое решительное произведение, где самодурство довело до трагичных последствий. Анализируя образ Екатерины, Добролюбов писал, что для таких людей гибель лучше, чем жизнь при противных им началах. По его мнению, сила заключается в цельности и гармонии характера.


Врывающийся воздух и свет в келью Катерины вопреки всем предосторожностям заставляет стремиться к новой жизни, ей не страшна даже смерть в этом порыве. Что есть смерть в сравнении с жизнью в доме Кабановых, которую она считает прозябанием? По мнению Добролюбова, Катерина проявила силу своим поступком. Она действовала вовсе не импульсивно, потому как знала, что проживёт недолго. Катя — та порода людей, которые живут крайностями. Такой подход к жизни помогает сохранить себя, и единственный выход для неё — смерть.

На эту тему Добролюбов написал статью «Луч света в тёмном царстве». Он считал, что девушка не смогла терпеть выходки Кабанихи, так же как и врать во благо. Катя решила не оставлять душу на растерзание самодурам тёмного царства, поэтому жизнь для неё невозможна в любых смыслах. Решение о самоубийстве позволяет обрести свободу через смерть.

Другой русский критик Д. И. Писарев, напротив, расценивал самоубийство как бессмысленный поступок. Своё мнение он высказал в статье «Мотивы русской драмы». Стоило Борису только посмотреть, как Катя тут же влюбилась, на все ворчания Кабанихи героиня изнывает. Выходом из тупика девушка видит смерть, а могла бы облегчить страдания себе и другим.

Писарев видит Катю слабой девочкой, жертвой самой себя, потому как своим поступком она ничего не поменяла.

Любовь к Борису

Размышляя, почему Катерина бросилась в Волгу, нельзя не отметить глубину создавшейся трагической ситуации. Драма вовсе не случайная. Со стороны может показаться, что безумная страсть настолько вскружила ей голову, что заставила совершить вынужденный суицид. Но на самом деле ее одолевает множество противоречивых чувств:

  • Невозможность вырваться из опостылевшего дома.
  • Сильное чувство, которое толкает на решительный шаг.
  • Неуверенность в избраннике.

Борис тоже жертва обстоятельств, но не совершает решительных действий. Он зависим от настроения дядюшки-самодура и в целом личность довольно слабохарактерная.

На самом деле Катерина искала в Борисе поддержку, которую не получила. Этот человек не смог принять за нее ответственность, решиться на кардинальный шаг, не сумел предпочесть изменить свою жизнь.

Проявление силы в поступке

Человеку требуются веские причины, заставляющие покончить с жизнью. Чтобы разобраться в силе и слабости Катерины в пьесе «Гроза», нужно рассмотреть мотивы для суицида, их было несколько. Изначально у неё были сложные отношения с семьёй. У девушки непримиримый, решительный русский характер. В детстве, по её рассказам, мать ни к чему не принуждала дочку. Девочка гуляла, вышивала, молилась и воспитывалась в условиях старого быта.

Очень рано Катю выдали замуж за купеческого сына — Тихона. Брак был без любви, в нём отсутствовало взаимное уважение. К тому же ежедневно девушка подвергалась нападкам и издевательствам свекрови Марфы Кабановой. Из-за воспитания девушка не могла дать достойный отпор женщине, да и муж не смел перечить матери.

Второй причиной, почему героиня решила свести счёты с жизнью, послужило чувство к Борису. Молодой человек приехал из Москвы. В силу неопытности и доверчивости девушка влюбляется в мужчину. Катя наделяет Бориса несвойственными ему благородными качествами. По её мнению, он смелый, преданный, высоконравственный и воспитанный. Она считала, что в браке с ним будет наравне и свободна.

Но чувства избранника на поверку оказываются не так прочны. В Калинов Борис приехал, чтобы попросить денег у дяди. Молодой человек не желает брать ответственность за свои чувства. В самый ответственный момент он предаёт девушку — оставляет наедине с озлобленными и безнравственными людьми. Вынести груз измены Кате не под силу.

Есть мнение, что решиться на суицид девушка могла из-за нестабильного психического состояния. Слишком разнилась окружающая действительность с христианскими ценностями, привитыми Кате. С детства Катю учили жить честно, соблюдая законы христианства. В её окружении жители городка прикрываются божьими законами и совершают ужасные поступки. Калинов представляется ей болотом, которое рано или поздно «утопит» душу каждого жителя городка. Ей невозможно выбраться из этого пространства, а другого мира не существует. Город превращается для неё в клетку.

Доказательством силы девушки являлось то, что она была верующей. Для людей этой категории совершить самоубийство значило толкнуть себя на страшный грех. Но Катя не побоялась переступить порог смерти, что доказывает силу её характера.

Катерина прыгнула с обрыва в волгу

Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими (упоминающимися) в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой.

1) уезжает в Сибирь

2) вытаскивает Катерину из воды

3) высылает племянника из Калинова

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Борис (не видя Катерины). Боже мой! Ведь это ее голос! Где же она? (Оглядывается.)

Катерина (подбегает к нему и падает на шею). Увидела-таки я тебя! (Плачет на груди у него.)

Борис. Ну, вот и поплакали вместе, привел бог.

Катерина. Ты не забыл меня?

Борис. Как забыть, что ты!

Катерина. Ах, нет, не то, не то! Ты не сердишься?

Борис. За что мне сердиться?

Катерина, Ну, прости меня! Не хотела я тебе зла сделать; да в себе не вольна была. Что говорила, что делала, себя не помнила.

Борис. Полно, что ты! что ты!

Катерина. Ну, как же ты? Теперь-то ты как?

Катерина. Куда едешь?

vБорис. Далеко, Катя, в Сибирь.

Катерина. Возьми меня с собой отсюда!

Борис. Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом-то тем проститься, где мы с тобой виделись.

Катерина. Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала только разве скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь.

Борис. Что обо мне-то толковать! Я — вольная птица. Ты-то как? Что свекровь-то?

Катерина. Мучает меня, запирает. Всем говорит и мужу говорит: «Не верь ей, она хитрая». Все и ходят за мной целый день и смеются мне прямо в глаза. На каждом слове все тобой попрекают.

Катерина. То ласков, то сердится, да пьет все. Да постыл он мне, постыл, ласка-то его мне хуже побоев.

Борис. Тяжело тебе, Катя?

Катерина. Уж так тяжело, так тяжело, что умереть легче!

Борис. Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!

Катерина. На беду я увидала тебя. Радости видела мало, а го- ря-то, горя-то что! Да еще впереди-то сколько! Ну, да что думать о том, что будет! Вот теперь тебя видела, этого они у меня не отнимут; а больше мне ничего не надо. Только ведь мне и нужно было увидать тебя. Вот мне теперь гораздо легче сделалось; точно гора с плеч свалилась. А я все думала, что ты на меня сердишься, проклинаешь меня.

Борис. Что ты, что ты!

Катерина. Да нет, все не то я говорю; не то я хотела сказать! Скучно мне было по тебе, вот что, ну, вот я тебя увидала.

Борис. Не застали б нас здесь!

Катерина. Постой, постой! Что-то я тебе хотела сказать. Вот забыла!

Что-то нужно было сказать! В голове-то все путается, не вспомню ничего.

Борис. Время мне, Катя!

Катерина. Погоди, погоди!

Борис. Ну, что же ты сказать-то хотела?

Катерина. Сейчас скажу. (Подумав.) Да! Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропускай, всякому подай да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу.

Борис. Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! Боже мой! Дай бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь. Прощай, Катя! (Обнимает и хочет уйти.) Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!

А. Н. Островский «Гроза»

Укажите литературный род, которому принадлежит произведение.

Это произведение принадлежит к роду литературы, который называется драма. Дадим определение.

Драма — литературный род, объединяющий произведения для постановки на сцене.

Какой поступок Катерины последует сразу за изображенными событиями?

Сразу за изображенными событиями последует самоубийство Катерины.

Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими (упоминающимися) в данном фрагменте, и присущими им качествами личности.

1) свободолюбие, чувство собственного достоинства, эмоциональность

2) невежество, грубость, алчность

3) слабость, зависимость от матери, покорность

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А—2: Дикой — невежество, грубость, алчность. Дикой Савел Прокофьич — богатый купец, один из самых уважаемых людей города Калинова. Д. — типичный самодур. Он чувствует свою власть над людьми и полную безнаказанность, а потому творит, что захочет.

Б—4: Борис — образованность, бесхарактерность, чувствительность. Дикой отличается повышенной агресивностью, желанием унизить, обидить, оскорбить собеседника. Не случайно его речь состоит из грубых слов и ругательств. Борис Григорьевич — племянник Дикого. Он один из самых слабохарактерных героев пьесы. Б. — добрый, хорошо образованный человек. Он резко выделяется на фоне купеческой среды. Но он по своей натуре слабый человек. Б. вынужден унижаться перед своим дядей, Диким, ради надежды на наследство, которое тот ему оставит. Хотя сам герой знает, что этого никогда не будет, он, тем не менее, заискивает перед самодуром, терпя его выходки. Б. неспособен защитить ни себя, ни любимую им Катерину.

В—3: Тихон — слабость, зависимость от матери, покорность. Тихон — незлой, но слабый человек, он мечется между страхом перед матерью и состраданием к жене. Герой любит Катерину, но не так, как того требует Кабаниха — сурово, «по-мужски». Он не хочет доказывать жене свою власть, ему нужна теплота и ласка.

Смерть Катерины как выход из тупика (сочинение-миниатюра по драме А.Н. Островского «Гроза»)

Произведение Островского «Гроза» с полной уверенностью можно назвать трагедией. Ведь жизнь его главной героини – Катерины – заканчивается трагично. Женщина кончает с собой, бросившись в Волгу. Что подтолкнуло ее к такому решению? Что привело Катерину на берег Волги?
Можно сказать, что ее смерть – это единственный выход из тупика. Но что же это за тупик и кем он был создан, поставлен на пути героини?
Катерину рано выдали замуж. Все ее детство прошло в атмосфере любви и согласия. Родители не заставляли дочку работать, позволяли ей делать все, что она пожелает. Все дни Катерина проводила за молитвами, рассказами странниц и вышиванием. Девушка выросла очень набожной и религиозной. Она мечтала о крепкой семье, любящем муже и детях. Поэтому, когда родители выбрали ей мужа, Катерина согласилась, не задумываясь. Она считала, что родители лучше знают, что нужно детям. Ее долг – подчиняться.
На беду Катерины, в мужья ей попался слабовольный и вялый Тихон Кабанов. Но это еще было полгоря. Он по-настоящему любил свою жену. Но мать Тихона – Кабаниха – была самым настоящим тираном и самодуром. Превыше всего она ставила домостроевский порядок и уклад. Кабаниха считала, что все должны жить только по этим законам. Их нарушение эта героиня приравнивала к смерти. Естественно, что всех в своей семье Кабаниха заставляла следовать ее Уставу. И все подчинялись.
Но Катерина, светлая и свободная личность, не могла смириться с тесным и душным миром Домостроя. Она стремилась совсем к другой жизни. Это стремление привело женщину к греху – измене мужу. Идя на свидание с Борисом, Катерина уже знала, что после этого она не сможет жить. Но все-таки решилась…
Этот грех лег тяжким камнем на душу героини. С ним она просто не могла существовать. Гроза в городе ускорила всенародное признание Катерины. Она покаялась в своей измене. Конечно, об этом узнала и Кабаниха. Она приказала держать сноху взаперти. Что ожидало Катерину? Я думаю, что смерть. Рано или поздно Кабаниха своими упреками и наставлениями свела бы женщину в могилу.
Но самое страшное для Катерины было не это. Самое страшное для героини – это ее внутренне наказание, ее внутренний суд. Она сама не смогла бы простить себе своей измены, своего страшного греха. Поэтому единственным выходом для нее была смерть. Единственным выходом из страшного тупика…

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Читайте также: