Когда лопнет тесла пузырь

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

Пузырь в акциях Tesla лопнет во вторник, предупреждает крупнейший инвестор

Tesla стала наиболее дорогой компанией, когда-либо включавшейся в индекс S&P 500, и это событие станет вершиной пузыря в ее акциях, прогнозирует основатель инвестиционной компании Research Affiliates Роб Арнотт.

Приведенный выше график отражает процентное изменение акций Tesla (белым, верхнее поле), а также процентное изменение прогноза по прибыли компании на акцию (EPS) за 2020 и 2021 годы (голубым и фиолетовым соответственно, нижнее поле). Источник: Bloomberg

Основатель компании Research Affiliates ($37 млрд под управлением) Роб Арнотт с коллегами проанализировали исторические данные за последний 31 год и обнаружили, что в течение следующего года после того, как компания входит в индекс S&P 500 и занимает место в первой сотне ее лидеров по рыночной капитализации, ее акции дешевеют в среднем на 7%.

Бумаги компаний, которые, наоборот, этот индекс покидают, дорожают в среднем на 20% (вероятно, это связано с тем, что индексные фонды и прочие инвесторы активно покупают/продают акции компаний накануне их включения/выбытия из S&P 500, после чего крупных покупателей/продавцов попросту не остается — прим. ProFinance.ru).

В целом, индексные комитеты, формирующие структуру крупнейших фондовых индикаторов, таких как S&P 500 и Dow Jones Industrial, обычно покупают высоко, а продают низко, отмечает Роб Арнотт. По его мнению, это обусловлено тем, что взвешенные по рыночной капитализации индексы, каковым является S&P 500, имеют тенденцию включать в свой состав компании, чьи лучшие дни во многом уже остались позади.

«Включение Tesla в S&P 500 является отличной иллюстрацией этого», - пишет инвестор в статье, озаглавленной: «Tesla, крупнейшая компания, когда-либо включавшаяся в S&P 500: сигнал на покупку или пузырь?». - «Акции Tesla выросли с минимумов марта на 800%, и теперь вы хотите их включить?».

Компания Илона Маска сегодня является лидером рынка электромобилей, а Renault-Nissan, Volkswagen и Hyundai-Kia занимают места со второго по четвертое соответственно. Их совокупная доля этого рынка составляет около 32%, что на 10% превышает аналогичный показатель Tesla при примерно одинаковой скорости роста.

При этом капитализация указанных выше компаний не дотягивает даже до трети капитализации Tesla. Рыночная стоимость Tesla превышает $600 млрд, и на эти деньги можно купить все электрические автомобили, а также 27 млн всех прочих автомобилей, которые эти компании выпускают ежегодно. После этой покупки в вашем кармане останутся еще свыше $400 млрд.

Что еще можно купить на $600 млрд? Например, девять крупнейших автомобильных компаний мира (Toyota, Volkswagen, Renault-Nissan, General Motors, Hyundai-Kia, SAIC, Honda, Ford, и Fiat Chrysler). После этого у вас останутся $15 млрд, которые может потратить на покупку 300 000 автомобилей Tesla для ваших друзей, отмечает Роб Арнотт.

Приведенный выше график отражает объем совокупных продаж девяти крупнейших автомобильных компаний мира против аналогичного показателя Tesla (слева, в млн штук), а также их совокупную капитализацию против капитализации Tesla (справа, в млрд долларов). Источник: Research Affiliates

«Когда меня спрашивают о том, когда лопнет пузырь в акциях Tesla, я отвечаю: 22 декабря (т. е. на следующий день после вхождения в S&P 500)», - заключает инвестор.

Акции Tesla: «пузырь» или перспектива на будущее?

Акции компании Tesla продолжают расти. Только за прошедшую торговую неделю их цена взлетела на более чем 24%. Если тенденция продолжится, то в скором времени Tesla будет дороже всех автомобильных компаний мира вместе взятых.

На чем основывается ажиотаж инвесторов и чем они руководствуются, покупая акции компании по столь дорогим ценам? Аналитик ИГ Универ Михаил Федоров поделился размышлениями по этому поводу в колонке для «Минфина».

«Психоз» под названием Tesla

Илон Маск недавно стал одним из богатейших людей планеты, а акции компании Tesla за последний год взлетели в цене с $250 до $1878 за штуку. При этом капитализация компании Tesla Inc, то есть общая стоимость компании, на 19 августа 2020 года составляла $350 млрд.

Для сравнения, в тот же момент капитализация такого автомобильного гиганта как Toyota Motor Corporation составляла $188 млрд, то есть почти в два раза меньше, чем у компании Tesla Inc. Volkswagen AG стоил всего € 71 млрд, а General Motors Company вообще стоила «смешные» $41 млрд.

При этом в 2019 году выручка у General Motors составила $137 млрд с прибылью $6,7 млрд. У Volkswagen выручка в 2019 году составила €252 млрд с прибылью €13,8 млрд, а Toyota в прошлом году имела выручку 30,2 трлн японских йен (около $280 млрд), при прибыли 2 трлн йен ($18,5 млрд).

Финансовые показатели самой дорогой автомобильной компании мира — Tesla Inc. в сравнении с вышеупомянутыми автомобильными гигантами весьма скромны. Выручка в 2019 году составила скромные $24 млрд, а прибыли до второго квартала прошлого года и вовсе не было, по общим итогам 2019 года компания Tesla получила убыток в размере $862 млн.

У многих наверняка возникает вопрос, не «психоз» ли случился с инвесторами в акции Tesla и не является ли стоимость акций компании «пузырем». Чем руководствуются люди, которые сейчас покупают акции компании по столь дорогим ценам. Ведь должна же быть какая-то логика, по которой инвесторы вкладывают свои деньги в этот «пузырь». Для ответа на этот вопрос я думаю надо начать объяснение издалека.

Обгоняя металлургов и нефтяников

Где-то 100-150 лет назад самыми богатыми людьми на планете были собственники металлургических, угольных и железнодорожных компаний. Например, всем известный Стэнфордский университет основал железнодорожный магнат Леланд Стэнфорд из личных средств, без ущерба для семейного бизнеса, в память о сыне.

Позже, уже в начале 20 века, самыми богатыми людьми были машиностроители, такие как Генри Форд. Позже, в послевоенное время, к 1960 году богатейшими людьми на планете Земля были нефтяной магнат Жан Пол Гетти и Говард Хьюз, о котором снят фильм и который занимался авиацией. Далее был Бил Гейтс с Microsoft и так далее.

Всех их объединяет одно. Почти все богатейшие люди мира в разные времена занимались «новым» делом. Создавали новые отрасли экономики, осваивали новые технологии, и наше время не является исключением. Например, сейчас самым богатым человеком является Джефф Безос, основатель Amazon. И Илон Маск на текущий момент вышел на 4 место.

Ведь «новая» экономика всегда стоила дороже старой, поскольку в новой экономике рентабельность всегда была выше, чем в старой, а конкуренция была меньше, ввиду относительной сложности и недоступности новых технологий и ресурсов. И, главное, в новой экономике всегда было место для экспансии и завоевания, или точнее сказать расширения рынков сбыта. А старые отрасли экономики были дешёвые. Ведь старые технологии были доступны почти всем, из-за чего в них была жесткая конкуренция, снижающая рентабельность, и главное экспансию проводить было уже некуда.

Люди в развитых странах уже давно усвоили эти закономерности опытным путем за десятилетия и даже за века. Люди помнят историю с акциями Microsoft, Apple, Google, Amazon когда из, образно говоря, небольшого «семени» в виде покупки акций этих компаний в самом начале, после их цена вырастала в сотни и тысячи раз. И поэтому и обычные люди в странах Запада, и инвестиционные компании ищут новые идеи, новые компании, которые, по их мнению, в будущем смогут завоевать мир.

Заглянуть в будущее

Компания Tesla – это компания первопроходец на рынке электромобилей. Она первая запустила их производство на промышленный поток и с технологической точки зрения. Она на сегодня обгоняет всех своих конкурентов в части производства электромобилей. Это признают и конкуренты. Например, совершенно недавно глава Audi заявил о технологическом превосходстве Tesla, сказав, что «Они на два года всех опережают».

И с этими вводными инвесторы пытаются заглянуть в будущее через 15-20 лет, и в нем они видят тотальный переход мира на электромобили. Где мировой рынок автопрома равный производству 100 млн автомобилей в год на несколько триллионов долларов, в большей части будет состоять из электромобилей, а Tesla, будучи лидером этой отрасли, займет очень существенную долю рынка, например, как Toyota или Volkswagen сейчас. И там, в обозримом будущем, когда мир будет производить 100 млн электромобилей, Tesla будут иметь, например 10% рынка производя 10 млн электромобилей в год. И рынок не видит сегодняшних цифр по финансовой деятельности компаний. Рынок представляет будущие цифры.

Что же касается старых автомобильных гигантов, то они сегодня все стоят дешево, потому что рынок считает, что их активы производящие автомобили на двигателе внутреннего сгорания через 20 лет превратятся в никому не нужный металлолом. И образно говоря, какой-нибудь огромный завод General Motors, чья балансовая стоимость равна, допустим $5 млрд, рынком оценивается всего на $1 млрд. Потому что работает следующая логика: этот завод для акционеров через 20 лет будет стоить как металлолом, и для инвесторов важно только то, сколько за предстоящие годы он принесет им дивидендов.

Расчеты на миллиарды

И в чем-то инвесторы ведь правы. Ведь действительно в разрезе 20-30 лет, ныне существующие активы по производству продукции, которая в будущем будет не нужна, можно оценивать по остаточной стоимости, а не реальной. А это цена металлолома плюс дивиденды за будущий период до остановки производства.

Поэтому у компаний по производству автомобилей на ДВС, такой показатель как отношение прибыли к капитализации (P/E) на сегодня редко превышает 10 единиц, в то время как в среднем на американском рынке акций, входящих в индекс S&P500, этот показатель составляет 25-30 единиц. И если компанию Toyota оценивали бы с P/E равным 25 единиц, а не по 8,3 единицы как сейчас, то она бы сейчас стоила $560 млрд, а не $188 млрд.

И перенося эти цифры по компании Toyota с альтернативной стоимостью $560 млрд с долей мирового рынка автопрома равного 10% на компанию Tesla. Можно сказать, что нынешняя капитализация компании Tesla, равная $347 млрд, говорит о том, что инвесторы считают, что в будущем доля компании Tesla на мировом рынка автомобилей, а точнее сказать электромобилей, составит минимум 6-7%.

А с такой позиции, стоимость акций Tesla уже не выглядит как пузырь. Ведь компания первопроходец, в производстве электромобилей, обгоняющая по технологиям все остальные компании на пару лет, имеет все шансы для того, чтобы занять существенную долю в будущем огромном рынке производства электромобилей в мире.

Вопрос лишь заключается в том, сможет ли Tesla это сделать или нет. Если сможет, то никакого «пузыря» нет, ведь со временем реальный бизнес и финансовые показатели догонят нынешнюю стоимость акций. Если Tesla не сможет, то тогда да, стоимость ее акций можно считать «пузырем» и ошибкой инвесторов. И что будет в действительности, покажет только время.

На тропе экспансии

И конечно же, рано или поздно у Tesla будут конкуренты, в том числе и нынешние мировые гиганты автопрома, которые сейчас тоже начали развивать свои технологии по производству электромобилей, чтобы в будущем их активы не превратились в металлолом. И однозначно определённого успеха в этом деле «старички» добьются. Но тем не менее, в будущем Tesla может взять свои 6-7% рынка автомобилестроения, и возможно и больше.

Сможет или не сможет? Вот главный вопрос, который интересовал инвесторов в акции компании. И за последний год ответ на него инвесторы вероятно уже получили. Ведь до середины 2019 года у компании Tesla не было прибыли, но начиная со второго квартала прошлого года, компания начала стабильно получать чистую прибыль, а это был большой шаг вперед для компании, поскольку расчистил ей будущие перспективы.

Компания Tesla повзрослела и прошла период становления, она стала прибыльной и теперь готова завоевать мир, и взять в будущем 6-7% мирового рынка автопрома, а возможно и больше. И поэтому инвесторы и покупают акции компании Tesla, и поэтому акции компании за последний год и выросли почти в 8 раз. Ведь важно будущее, а не прошлое.

«Все это закончится слезами». Инвесторы о феномене Tesla

Фото: Pascal Le Segretain / Getty Images

За последний год акции Tesla выросли более чем на 500%. В июле 2019 года они стоили около $250, в июле текущего года почти достигли $1800. На сегодняшний день Tesla дороже, чем Bank of America и American Express вместе взятые. Инвесторы по всему миру вкладывают не только свои личные средства в бумаги компании, но и деньги из пенсионных фондов родителей, сбережения на учебу детей и даже берут кредит — все ради того, чтобы успеть заработать, пока есть возможность.

Такой рост акций Tesla многие аналитики считают неоправданным. По их мнению, по фундаментальным показателям компания сильно переоценена. «Рост цен на акции и тот факт, что Tesla стоит больше, чем Fiat Chrysler, General Motors и Ford вместе взятые, не имеет ничего общего с реальностью», — сказал Боб Лутц, который занимал руководящие посты в Ford, Chrysler и General Motors.

Перспективы и прогнозы

Феномен Tesla активно обсуждают в инвестиционном сообществе. Многие инвесторы считают, что такой рост котировок неоправдан, и называют акции компании «мыльным пузырем». Они ставят против компании в расчете на то, что он лопнет и акции пойдут вниз. Однако этот момент все не наступает, и многие инвесторы, которые поставили против Tesla, уже потеряли свои вложения. Илон Маск даже выпустил серию настоящих красных шорт, чтобы подшутить над инвесторами, открывающими короткие позиции (« шорты » на биржевом сленге).

Глава Tesla Илон Маск

Другие, наоборот, придерживаются мысли, что рост акций отражает перспективы бизнеса компании и ее технологий. Инвесторы вкладываются в акции в надежде на их будущий рост. И у них есть на то причина. Последние три квартала бумаги Tesla показывали прибыль, и такого же результата ждали и от второго квартала 2020 года. Но наступила пандемия, и компании пришлось остановить работу сборочного завода в Калифорнии.

Вид автомобиля Tesla изнутри в выставочном зале и сервисном центре Tesla в Ред-Хуке. 5 июля 2016 года, Нью-Йорк

Поэтому многие аналитики сомневались, что второй квартал 2020 года будет для компании прибыльным. Однако Tesla снова всех удивила. Компания сообщила, что поставила на рынок значительно больше новых автомобилей и спортивных внедорожников, чем ожидалось: 90,7 тыс. автомобилей во втором квартале, на 4,9% меньше, чем в таком же периоде прошлого года. Однако аналитики предполагали, что из-за пандемии поставки упадут на 24%.

За второй квартал 2020 года выручка Tesla достигла $6,036 млрд. Это на 1% больше, чем в первом квартале того же года, и на 5% меньше, чем во втором квартале 2019-го. Чистая прибыль составила $104 млн, на 550% больше по сравнению с предыдущим кварталом. После объявления результатов акции выросли на 5%.

Это четвертый подряд прибыльный квартал для Tesla. А значит, теперь у компании есть возможность попасть в индекс S&P 500. Для того чтобы бумагу включили в этот индекс, нужно, чтобы компания показывала прибыль за четыре последних квартала, включая самый последний. Если Tesla попадет в S&P 500, это вызовет приток средств в акции компании со стороны фондов, инвестирующих в индексы.

Боязнь упустить возможность

Вряд ли сейчас найдется хоть один инвестор на рынке, который смог бы остаться в стороне от феномена Tesla. Все разделились на два лагеря — тех, кто верит в компанию несмотря ни на что, и тех, кто ждет, когда этот карточный домик рухнет. Первые инвестируют в акции, боясь упустить потенциальную прибыль, и чуть ли не молятся на Tesla. Своим энтузиазмом они заражают и других более неопытных инвесторов.

«Это вечное человеческое желание быть частью толпы, или то, что мы сегодня назвали бы FOMO — fear of missing out, страх упустить», — пишет американский журналист Джейсон Цвейг в своей колонке о феномене мыльных пузырей на фондовом рынке.

Фото:Mario Tama / Getty Images

Частный инвестор Эрик Перкинс, живущий недалеко от Сан-Диего, считает, что акции Tesla поднялись уже слишком сильно и цена неоправданна. Однако продавать бумаги не торопится. По его словам, он обычно продает акции, чтобы зафиксировать прибыль, когда те растут в четыре раза за четыре месяца. Но после того как он пропустил последний взлет Tesla, решил сохранить акции. Теперь они составляют около половины его портфеля примерно в $1 млн.

А вот нидерландский разработчик Орестис Палампугиукис даже взял кредит для того, чтобы инвестировать в Tesla. Это заем на $49 тыс., который был потрачен на покупку акций компании по $230 за штуку в 2019 году. Вложения Орестиса окупились. Цена акций Tesla выросла более чем в шесть раз. «Для меня это не было похоже на пари или аферу, потому что я очень внимательно изучал то, что делает Tesla, и было очевидно, что акции пойдут вверх», — сказал Орестис, добавив, что он планирует владеть бумагами на протяжении десятилетий.

Фото:Austin Distel / Unsplash

Но не все покупают акции Tesla на долгосрочную перспективу, а пытаются спекулировать. «Спекуляции акциями Tesla — не редкость, и многие пытались заработать как на росте, так и на падении котировок. Некоторые инвестдома продолжают повышать консенсус-прогнозы по акциям, рассказывая, что к 2024 году, Tesla будет стоить $10 тыс. Мое же мнение — это колоссальный риск для неопытного инвестора — пытаться заработать на столь переоцененной, но фундаментально слабой компании», — считает Иван Пчелинцев, эксперт отдела инвестиционных стратегий «БКС Брокера».

Мы спросили у российских инвесторов, что они думают по этому поводу и почему решили инвестировать в бумаги компании или, наоборот, почему обходят ее стороной. Вот что они ответили.

Роберт Закиев, частный инвестор

Я смотрю на безумный рост акций Tesla со стороны, но сам пока покупать не планирую — слишком высокий риск потерять капитал. Текущая цена, на мой взгляд, — это чрезмерный оптимизм инвесторов. Они думают, что компания захватит рынок беспилотных автомобилей и грузовиков и выйдет на лидирующие позиции по продаже автомобилей во всех странах. Сложно сказать, что будет с Tesla через пять — десять лет.

Фото:Bill Puglian / Getty Images

Инвестирование — наука о вероятностях наступления того или иного сценария будущего, которое мы не можем с точностью предсказать. Акции могут еще вырасти, так как многие инвесторы смотрят на прошлое и проецируют его на будущее. Но котировки также могут упасть и уничтожить чей-то капитал. Поэтому я бы не стал вкладывать жизненно важные накопления в Tesla и оставил деньги в более надежных акциях с хорошей дивидендной доходностью. Я отношу себя к консервативным инвесторам, которые больше заботятся о том, как сберечь капитал, нежели о том, как его быстро приумножить с помощью рискованных инвестиций типа биткоина или акций Tesla.

Российский инвестор, который предпочел остаться анонимным

Я решил купить Tesla потому, что сейчас в США растущий рынок. Во время кризиса из-за коронавируса на фондовый рынок пришло невероятное количество новых инвесторов. А пока ФРС будет «печатать» деньги, все будет дорожать, тем более Tesla. Я думаю, что у компании нулевые риски. Я купил бумаги по $800. Тогда многие говорили, что это дорого. Но теперь Tesla стоит уже $1600, и я заработал 70% прибыли. Акции покупаю на долгий срок и пока продавать не планирую.

Я делаю расчеты перед покупкой самостоятельно. И по Tesla вижу только феерическую доходность. Мнения псевдоэкспертов, которые пропустили весеннее падение рынка, меня особо не интересуют — я думаю своей головой. Недавно на одном из каналов об инвестициях эксперт решил «шортить» Tesla. Но акции не падали, и у него случился маржин-колл. Так что, можно сказать, он получил красные шорты от Илона Маска.

Сергей Попов, частный инвестор

Акции Tesla я начал покупать еще в 2019 году, тогда они стоили около $250. Я оценивал бумаги по фундаментальному анализу: смотрел на рост продаж, перспективы компании, потенциал выхода на операционную прибыль и так далее. Однако со временем такая оценка перестала работать. Компания стала очень дорогой. Несмотря на это, есть факторы, которые заставляют цену акций расти и дальше. Среди них потенциальное попадание в индекс S&P500, рост продаж и расширение производства, огромная любовь людей к тому, что делает Илон Маск. Компания очень популярна среди молодежи, в том числе инвесторов Robinhood.

Фото: Spencer Platt / Getty Images

Я покупал и продавал Tesla много раз — всего у меня было несколько десятков сделок. Покупал в основном перед выходом отчетов, продавал после выхода, когда бумага сильно выросла. Всего за девять месяцев удалось заработать около 100% прибыли. Сейчас я уже не покупаю эти акции на долгий срок, торгую только внутри дня, потому что слишком много рисков, особенно в преддверии отчета.

Подводя итог, можно сказать, что Tesla — противоречивая инвестиция. Вышедший на пенсию управляющий хедж-фондом Дэвид Рокер считает, что большой рост в акциях компаний, подобных Tesla, создает эксцессы в финансовой системе еще более экстремальные, чем пузырь доткомов в начале 2000-х годов. «Все это закончится слезами и нанесет огромный ущерб», — сказал Рокер.

Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»

«Пузырь снова лопнет»: предсказавший кризис экономист предостерег от покупки биткоинов вслед за Tesla


Утверждения о том, что биткоин — это новое «цифровое золото», подпитывают новый пузырь на рынке криптовалют, полагает Рубини. По его мнению, этот пузырь «в конечном счете снова лопнет», как уже было в 2017 году. Экономист назвал еще несколько причин не инвестировать в биткоин:

Фундаментальная стоимость биткоина «равна нулю и стала бы отрицательной, если бы на ее масштабное, загрязняющее окружающую среду и энергозатратное производство распространялся надлежащий углеродный налог».

Называть биткоин и другие токены валютой некорректно. Они не являются расчетной единицей или масштабируемым средством оплаты. Хотя Tesla и заявила, что планирует принимать биткоины в качестве формы оплаты за свою продукцию, другие компании «почти не используют» криптовалюты для оплаты товаров и услуг.

Зависимость от различных токенов — это «фактически возвращение к бартеру». «Даже у Флинстоунов была более сложная денежная система, завязанная на эталон. Рисованные пещерные люди использовали ракушки», — подчеркивает Рубини.

Неправильным экономист считает и то, что криптовалюты воспринимают как активы. В отличие от ценных бумаг и коммерческой недвижимости они не создают денежный поток. В отличие от золота и жилой недвижимости криптовалюты не имеют практического применения. А в отличие от традиционных валют не предоставляют ликвидность и не могут использоваться для платежей, перечисляет экономист. «Это всего лишь игра на спекулятивном пузыре, даже хуже, чем тюльпаномания, поскольку цветы имели и до сих пор имеют практическую ценность», — пишет он.

Криптовалюты «даже не анонимны», потому что технология блокчейна позволяет «легко отслеживать платежи», пишет Рубини.

Они не децентрализованы. Майнеры-олигополисты контролируют основную долю объемов добычи биткоина. Кроме того, «слишком большой» контроль над криптовалютами сохраняют программисты, которые их создали.

Ведущий российский эксперт рассказал, когда лопнет пузырь Tesla

Раздутые биржевые пузыри компаний США могут скоро лопнуть, рассказал на пресс-конференции ФАН и Медиагруппы «Патриот» специалист по американской экономике, ведущий эксперт Российского института стратегических исследований Павел Захаров .

«На американской бирже наблюдается гигантский пузырь по многим компаниям. Действительно, капитализация многих стартапов, приносящих минимальную прибыль, вроде Tesla оказалась раздутой. При этом эти стартапы, которые могут выстрелить, а могут — нет, оценивают как реально состоявшиеся компании с огромной выручкой. Это явные признаки пузыря, рано или поздно рынок должен скорректироваться», — считает Захаров .

При этом эксперт считает сравнение таких компаний с, например, «Газпромом» некорректным, поскольку существуют факторы, двигающие капитализацию «Газпрома» вниз (угроза санкций). Есть также факторы, раздувающие капитализацию американских компаний, например, в IT-технологиях.

«Нечто похожее наблюдалось в 2000 году, когда наблюдался пузырь доткомов, когда были переоценены компании, еще не приносящие выручку, но потенциально которые могли выстрелить», — напомнил Захаров .

Пузырь доткомов — экономический пузырь, существовавший в период приблизительно с 1995 по 2001 годы. Кульминация произошла 10 марта 2000-го, когда индекс NASDAQ достиг 5132,52 пункта (дневной пик) в течение торгов и упал более чем в полтора раза при закрытии.

Пузырь образовался в результате взлета акций американских интернет-компаний, а также появления большого количества новых организаций и переориентировки старых на интернет-бизнес в конце XX века. Акции компаний, предлагавших использовать Интернет для получения дохода, баснословно взлетели в цене. Такие высокие цены оправдывали многочисленные комментаторы и экономисты, утверждавшие, что наступила «новая экономика». На самом же деле эти бизнес-модели оказались неэффективными, а средства, потраченные в основном на рекламу, и большие кредиты привели к волне банкротств, сильному падению индекса NASDAQ, а также обвалу цен на серверные компьютеры.

Захаров считает, что обвалы могут возникнуть в секторах экономики, которые слишком быстро росли в эти годы, в основном это связано с IT и Интернетом. При этом в области медицины у производителей может наблюдаться большая прибыль, связанная с кризисом пандемии коронавируса .

«Что касается компаний, которые были распиарены грядущими прибылями в твиттах Илона Маска , это первые претенденты на коррекцию, а может, даже на обрушение», — предрек Захаров .

Ранее ФАН рассказывал, что глава корпорации SpaceX , предприниматель Илон Маск , потерял за сутки более 15 млрд долларов из-за падения акций компании и Tesla.

Tesla упала на 37%: «пузырь» Илона Маска сдувается?

Около трёх месяцев назад я поставил $1000 против «пузыря» Теслы.

И в случае проигрыша обязался выплатить эту сумму на благотворительность — по $500 в фонд Чулпан Хаматовой и Хабенского.

Моё утверждение следующее:

За следующие 3 года Тесла покажет ежегодную доходность ниже, чем средняя ежегодная доходность американских акций за 100+ лет.

Результаты пока неутешительные для Илона Маска:

Акции Теслы упали на 25% — с $742 до $557 примерно за 3 месяца.

Конечно, колебания за 3 месяца ни о чём не говорят, да и результаты за 3 года необязательно будут показательными.

Такова спекулятивная природа финансовых рынков на краткосрочных отрезках, только результаты за 10-20 лет дают объективную картину.

Но закрадывается подозрение, что "пузырь" Теслы сдувается: с пиковых значений акции потеряли уже 37% — с $885 в начале года до $557:

Напомню, что в слове «пузырь» нет ничего оскорбительного. «Пузырь» — не пирамида и не мошенничество, а оценка текущей стоимости актива как несправедливо высокой (обычно исходя из прибыли и фундаментальных показателей).

«Пузыри» лучше обходить стороной, потому что надеяться на их рост — это азартная игра, а не инвестиции. Всё идёт отлично, пока не попадёшь под обвал.

Как говорил Бартон Биггс:

Бычий рынок (быстро растущий в цене — прим.) похож на секс. Ты чувствуешь себя лучше всего прямо перед тем, как он закончится.

Для тех кто сомневается что акции Теслы стоят слишком дорого, напомню слова Илона Маска:

Если посмотреть на нашу фактическую прибыльность, то она очень низкая — около 1% за прошедший год. Инвесторы надеются на нашу будущую прибыль, и если они решат, что мы не сможем её получить, наши акции сразу же рухнут — как суфле от удара кувалдой.

Кажется, суфле начинает сжиматься — как и очко у некоторых инвесторов:

Если лавина пойдёт дальше, кувалда не заставит себя долго ждать. Причём не только для инвесторов Теслы, а возможно и всего фондового рынка США, который сильно переоценён.

Но я не парюсь, потому что не спекулянт и инвестирую по пассивной стратегии, как учил Уоррен Баффет.

Что скажете? Вечеринка закончилась?

P.S. Я не хейтер Маска (если кому-то подумалось) и отношусь к нему скорее положительно за его созидательные достижения.

P.P.S. Моя ставка была следствием бурной реакции комментаторов на мой другой пост: "Тесла купила биткоин: как Илон Маск пытается вас разорить".

В нём я назвал биткоин и Теслу "пузырями", а в комментах меня активно пытались объявить балаболом, и в ответ я решил подкрепить свои слова деньгами.

Акции Ваг упали за 2 месяца (17 марта по 18 мая) на 27% (265 евро против 364 евро) - пирамида немецкого автопроизводителя начала рушиться.
Как надоели Мамкины аналитики.

Фольксваген действительно пампили перед новостями о двухкратном росте бизнеса к какому-то там году. Сейчас он потихоньку сползает к "справедливым отметкам"

"P.S. Я не хейтер Маска (если кому-то подумалось) и отношусь к нему скорее положительно за его созидательные достижения"

Найс страховка от минусов👍

из 6 статей автор не упоминает Тесла и Маска в 1. Не будучи вангой не трудно предвсказать что таким образом автор пытается надуть свой собственный пузырь, за счет Маска. Вам бы к Рогозину на приём записаться

Мамкин инвесторы это всегда весело. Ещё и статьи пишут!

к автору статьи придут за оскорбление чувств верующих

Ну вы во первых по среднему сравниваете успех компаний рынка и отдельно взятой компании. Касательно конкретной ситуации: рынок крипты выдавливает лохов, надо смотреть в срезе полгода-год чтобы наверняка убедиться. У Маска еще полно козырей в рукаве, спад наверняка уверен, что временный

Ну, кстати, от Маска можно ожидать — он всё же пиар-гений. Но если инвесторы очухались, их трудно будет убедить в справедливости такой дорогой цены акций.

Сколько там рыночная капитализация Теслы, как 30 млн Model 3? То есть рационально закладывать 30 млн продаж за всё время существования компании?

о, люди открыли глаза и сравнили теслы с хонда е, например. или с мерс екью. или с ауди етрон.

тесла - это ебаный автоваз на батарейках. качество говна

E-tron построена на платформе Audi MLB, которая создана для бензиновых автомобилей.
Убрали ДВС, напихали батарей, и получили электромобиль с высоким центром тяжести и маленькими багажниками - то есть без основных преимуществ электромобилей
То же самое с хондой, и мерседесом - платформа EVA1 устарела ещё до выхода EQ

новая платформа устарела. ну ок, верь

Были бы эти машины в проекте без теслы?

может наоборот, была бы тесла без этих .

Detroit Electric - с 1907 по 1939 годы, компания выпустила около 10 моделей электрокаров.
Henney Kilowatt - 1959
Enfield 8000 - 1966
Sebring-Vanguard Citycar - 1974
Zagato Zele - 1974
Electrical Vehicle - 1997
Honda EV-Plus - 1997
ZENN - 2000

И только потом появилась первая:
Tesla Roadster - 2008

И только Тесла дала такой толчок..

"толчок" и пиар разные явления.
если бы в те времена была соц-медиа-реклама, то так же распиарили бы

Опять же "если бы когда то что то"

вы говорите о толчке, какой толчок, технологический или пиар?

Это вам не курс Биткоина, который то вверх, то вниз, это акции частной компании. И если они резко взлетают, это не означает что они потом резко упадут. А если представить, что будущее за электромобилями, то акции Tesla скоро очень сильно взлетят.
А ваш "пузырь" лопнет у вac мeждy нoг, когда узнаете, что их акции взлетят в несколько раз и будут продолжать активно расти без падения.

Нет у электрокары будущего пока не придумают новые батарейки хотя бы. Не говоря о том, что городские сети миа не рассчитаны на таки мощности. Тесла ужеинадулась авансом.

Не зря Маск с биткойна начал спрыгивать. Он что-то знал.

"Не зря Маск с биткойна начал спрыгивать. Он что-то знает. " - подумали держатели биткоина и начали сбрасывать активы.

Он не спрыгивает с Биткоина. Он временно остановил продажу машин Tesla за биткоины. Возможно, продажи возобновятся. И если возобновится, то сюда он подключить ещё и Dogecoin. И он ничего не знает, он только в твиттере что-то пишет, и за его твиттом курс криптовалют прыгает

Как там говорил Джек Ма, такие большие деньги это показатель доверия общества. Насколько понимаю, Илон раскрутившись на Тесле стал первопроходцем и убедил вкладываться в другие безумные проекты, в космические например. Так что даже если этот пузырь сдуется, можно относиться к нему как к стартовой площадке для более грандиозных идей. Хотя имхо, пузыри это показатель некомпетентности инвесторов.

Я вас удивлю, там пару сотен нейронов, которые курс предсказывают. А теперь посмотрите на человеческий мозг, в нем более 80 млрд. нейронов и то, он не редко ошибается в прогнозе курса. Вопрос, если 80 млрд. нейронов могут ошибаться с шансом 40-30%, то с каким шансом ошибаются эти 100 несчастных нейронов? 50%. Всё ровно что кинуть монетку и загадать что выпадет, орёл или решка.

А растущая конкуренция тут вообще не причём. :))))

Я полагаю, уважаемый автор не слышал о популярной стратегии "Sell in May and go away"?
К тому же главное свойство пузыря не в том, что он сдувается, корректируя цену перегретых активов в течение длительного периода, а в том что он лопается.
Теслу тяжело отнести к пузырям, хоть она сейчас и сильно переоценена на мой взгляд.

Я большой фанат Маска , но даже я понимаю что спекулянты зарабатывают на акциях Теслы , советую всем хотя бы видел в Ютубе посмотреть как работает фондовый рынок , а то многие думают что там все акции компании продаются , ну а пузырем Теслы не назвать так как это автопроизводитель у которого машины скупаются ещё не собранными

Святая Тесла, и Илон Маск - пророк ее. Любят люди себе делать кумиров.

Да сейчас просто рынки идут вниз, Tesla вместе с ними. Или так - есть точка зрения что сейчас просто пузырь на рынке акций, не только Tesla.

Я думаю сильное высказывание в пользу раздутости именно Tesla было бы "в следующие 3 года Tesla покажет рост меньше индекса NASDAQ за этот же период".

Так автор и сделал такое высказывание.

Я вижу "больше чем индекс за последние 100 лет", а не в "следующие 3 года". Очень большая разница учитывая что сейчас все сидят и ждут обвала всех акций.

Псевдо провидцы ,идеоты ,Маск делает будешее ,кстати какого хера ваши статья у меня в новостях ,Мне ваше мнение мало интересует,потому что вы Идеот

Рассказываем, как россияне поддерживали словом и рублем курьеров и официантов этим летом и какие регионы оказались более щедрыми.

«Пузырь снова лопнет»: предсказавший кризис экономист предостерег от покупки биткоинов вслед за Tesla

Пусть Tesla покупает биткоины — следовать ее примеру не стоит, предупредил экономист Нуриэль Рубини, предсказавший кризис 2008 года. По его мнению, криптовалюту, которая уступает даже ракушкам из мультфильма про Флинстоунов, ожидает новый обвал

Утверждения о том, что биткоин — это новое «цифровое золото», подпитывают новый пузырь на рынке криптовалют, полагает Рубини. По его мнению, этот пузырь «в конечном счете снова лопнет», как уже было в 2017 году. Экономист назвал еще несколько причин не инвестировать в биткоин:

Фундаментальная стоимость биткоина «равна нулю и стала бы отрицательной, если бы на ее масштабное, загрязняющее окружающую среду и энергозатратное производство распространялся надлежащий углеродный налог».

Называть биткоин и другие токены валютой некорректно. Они не являются расчетной единицей или масштабируемым средством оплаты. Хотя Tesla и заявила, что планирует принимать биткоины в качестве формы оплаты за свою продукцию, другие компании «почти не используют» криптовалюты для оплаты товаров и услуг.

Зависимость от различных токенов — это «фактически возвращение к бартеру». «Даже у Флинстоунов была более сложная денежная система, завязанная на эталон. Рисованные пещерные люди использовали ракушки», — подчеркивает Рубини.

Неправильным экономист считает и то, что криптовалюты воспринимают как активы. В отличие от ценных бумаг и коммерческой недвижимости они не создают денежный поток. В отличие от золота и жилой недвижимости криптовалюты не имеют практического применения. А в отличие от традиционных валют не предоставляют ликвидность и не могут использоваться для платежей, перечисляет экономист. «Это всего лишь игра на спекулятивном пузыре, даже хуже, чем тюльпаномания, поскольку цветы имели и до сих пор имеют практическую ценность», — пишет он.

Криптовалюты «даже не анонимны», потому что технология блокчейна позволяет «легко отслеживать платежи», пишет Рубини.

Они не децентрализованы. Майнеры-олигополисты контролируют основную долю объемов добычи биткоина. Кроме того, «слишком большой» контроль над криптовалютами сохраняют программисты, которые их создали.

Ловля пузырей: какие активы надуют вслед за биткоином и Tesla


Котировки бумаг американского производителя электромобилей показали рост на 723% за 2020 год. В конце декабря они стоили $705, а годом раньше — $418. Но в августе компания раздробила акции в пропорции 5:1. Таким образом, одной старой бумаге соответствуют пять новых, и в пересчёте на новые акции цена закрытия 2019 года составляла $83,6.

Имитация разворота: как Байден повлияет на экономику США

Самая известная криптовалюта подорожала в 2020 году на 305%. Биткоин начал год на отметке $7166, а закончил — на $28 990.

Дуй, пока не лопнет

В январе главные фавориты спекулянтов и не подумали тормозить. Акции Tesla взлетели ещё на 25% и к концу торгов 26 января стоили $883. Биткоин же подскакивал в цене почти до $42 000, то есть более чем на 40%, но потом скорректировался на четверть максимальной стоимости и к концу дня 26 января торговался около $32 500.

Бурная динамика котировок не могла не привлечь к этим активам внимание крупных финансовых институтов. Так, Deutsche Bank на днях опубликовал итоги опроса 627 профессиональных финансистов о том, какие активы они считают наиболее переоценёнными и имеющими признаки пузыря. Более половины опрошенных считают биткоин "самым экстремальным" случаем, на 10 баллов из 10. А вторым по переоценённости активом участники исследования назвали акции Tesla.


"ДП" поинтересовался у экспертов, можно ли было в начале прошлого года разглядеть хоть малейшие намёки на возможность кратного роста биткоина и Tesla. Ответы были в основном утвердительными, но с акцентом на слово "малейшие", потому что вероятность подобной динамики в самых разных активах имеется всегда, но она, как правило, невысока.

"Взлёт курса биткоина удивил в меньшей степени, всё–таки криптовалюты в настоящее время очень сильно привлекают к себе внимание инвесторов, появляются криптовалютные биржи, позиция правительств в отношении криптовалют становится более лояльной, — рассуждает Ксения Лапшина, аналитик QBF. — Можно также отметить, что с недавнего времени платёжный сервис PayPal начал обслуживать криптовалютные кошельки. Это упростит доступ к криптовалютам для широких масс и сделает их ещё более популярными. Динамика акций Tesla вызывает больше вопросов. Уже в 2019–м и в начале 2020 года компания была излишне переоценена рынком, не имея даже прибыли. Надо полагать, что текущие котировки объясняются огромными ожиданиями, которые инвесторы возлагают на неё в долгосрочной перспективе на 5–10 лет".

По мнению Ксении Лапшиной, даже после взлёта в прошлом году потенциал роста этих активов сохраняется. "Как говорится, не нужно недооценивать желание инвесторов получить прибыль, — предупреждает она. — Правда, многие эксперты выделяют такую тенденцию, что биткоин и Tesla выступают уже в качестве защитных активов по аналогии с драгоценными металлами, долларом и трежерис. Это объясняет, почему они увеличиваются в цене даже в период коррекции на рынке. Тем не менее нужно иметь в виду и высокую их волатильность".

Рубль прервал девальвацию

Несколько недель назад аналитики JPMorgan спрогнозировали рост цены биткоина до $146 тыс. как раз на том основании, что в будущем криптовалюта будет постепенно вытеснять золото в качестве защитного актива. Они сравнили рыночную капитализацию биткоина в $575 млрд с общим объёмом инвестиций частного сектора в золото через ETF, слитки и монеты и обнаружили, что она меньше в несколько раз.

Сомнительная ценность

Между тем именно гигантские показатели капитализации заставляют скептиков утверждать, что и биткоин, и Tesla как минимум сильно притормозят свои ралли в текущем году, а то и развернутся вспять. Ведь инвесторы уже вложили в них огромные деньги и, чтобы кратный рост продолжился, должны вложить кратно больше. А это вряд ли возможно как из–за ограниченности объёма мировых сбережений, так и из–за возможного вмешательства регуляторов, которые будут опасаться слишком больших потерь инвесторов в результате лопания данных пузырей.

Капитализация биткоина по состоянию на 26 января превышала $590 млрд, а на пике цены — $790 млрд. Tesla же в этот день стоила $837 млрд, что превышает рыночную капитализацию десятки крупнейших мировых автопроизводителей. Однако они в совокупности выпускают около 70 млн автомобилей в год и выручают от их продажи около $1,5 трлн. Tesla же производит всего 0,5 млн электромобилей в год, то есть в 100 с лишним раз меньше, а её выручка за 2020 год составила $31,5 млрд — в 50 раз меньше. Сопоставление этих цифр даёт понять, насколько завышены ожидания инвесторов от Tesla. Тем более что большинство мировых автогигантов уже выпускают электромобили, сравнимые по качеству с продукцией Tesla, и есть немалые шансы, что благодаря своим финансовым возможностям они будут прогрессировать в этом направлении гораздо быстрее американского конкурента.

Что касается биткоина, то его потенциальная ценность имеет ещё более зыбкие основания. Как средство массовых расчётов он вряд ли перспективен, поскольку криптовалютная трансакция требует во много раз больше энергозатрат, чем традиционный электронный платёж, из–за необходимости сложных вычислений на мощных компьютерах. Кроме того, высокая волатильность курса криптовалюты делает её непригодной для расчётов по крупным сделкам и долгосрочным контрактам.

Набрать воздуха

На вопрос, стоит ли инвесторам целенаправленно искать активы, которые могут стать новыми пузырями, и если да, то где, опрошенные эксперты предлагали для начала ограничить долю таких рискованных инвестиций лимитом 5% или 10% капитала. Да и эту сумму придётся разложить во множество инструментов, потому что с уверенностью сказать, какой из них "выстрелит", не возьмётся никто.

"Я не исключаю, что кратный рост в 2021 году могут продемонстрировать (помимо биткоина и Tesla) высокотехнологические и фармацевтические компании, а также нефтедобывающие на фоне восстановления мирового рынка нефти", — говорит Ксения Лапшина.

masterok


Вот вы все любите говорить о пузыре криптовалют и в частности о пузыре облачного майнинга. Многие очень живописно расписываются как вот вот (это уже продолжается пол года минимум) все это лопнет огромным бабахом и все останутся с носом. Зато когда речь заходит о Маске и Tesla так почти все считают это самым выгодным вложением денег.

Ну ок, а как вам вот такой прогноз от западных экспертов:

Аналитики из американского издания Bloomberg подсчитали, что, несмотря на шумиху вокруг каждого действия Tesla, компания лишь прожигает деньги. Так, по данным издания, она теряет $480 тысяч каждый час. Если такая ситуация сохранится, то Tesla обанкротится уже к августу 2018 года, даже не успев начать выпуск своих последних представленных моделей.

Похоже чем то на ваш прогноз по криптовалютам, да? А на чем это основано?



Фото © REUTERS/Alexandria Sage

Подобный прогноз подтверждается многочисленными обвинениями компании в недобросовестном отношении как к своим клиентам, так и к инвесторам. Согласно данным официальной сертификации Агентства по охране окружающей среды США, компания сознательно занижала реальные возможности своей новой машины Tesla Model 3, чтобы не отпугнуть покупателей от Tesla Model S, чьи показатели хуже при более высокой цене.

Одной из основных причин финансового фиаско компании является неотлаженный процесс производства и спешка в сборке автомобилей. Так, по данным Reuters, лишь 10 процентов автомобилей покидают завод без каких-либо дефектов. Незакрывающиеся двери, проблемы с внутренней отделкой салона, негерметичность кузова и прочие "детские болезни" молодой компании приходится устранять в отдельном порядке.

Да, указанные огрехи не мешают автомобилям компании регулярно набирать наивысшие баллы в краш-тестах, но существенно сказываются на затратах на устранение погрешностей и сроках производства. Последнее даже стало причиной обвинений Илона Маска в том, что его компания собирает автомобили вручную, что ему пришлось опровергать, выложив видео штамповки деталей кузовов.

Опять таки можем вспомнить, как Маска поймали на занижении цены для получении льгот в Европе и что Трамп практически решил уже отменить льготы на покупку электромобилей в США.

Финансовое положение компании не спасает и энергетическое направление её деятельности. Несмотря на громкие кампании по обеспечению солнечной электроэнергией Пуэрто-Рико и Австралии, Tesla также не может похвастаться выдающимися успехами.

Компания SolarCity, приобретённая Tesla в 2016 году, некогда была лидером отрасли солнечных панелей, устанавливаемых на крышах. В третьем квартале 2017 года положение SolarCity ухудшилось на 42% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.

Учитывая тенденцию на сокращение рынка "домашних" солнечных панелей, энергетическому направлению компании остаётся или сфокусироваться на крупных проектах, или готовиться к неудачам и в этом сегменте.


Многие эксперты уверены: Tesla — не просто убыточная компания, а убыточная в перспективе многих лет.

Именно прогнозируемый рост прибыли (по крайней мере, выход на безубыточность в обозримой перспективе, а не гипотетически после 2020 года, как говорит сам Илон Маск) должен был стать главным фактором роста капитализации. Но именно тут — загвоздка. Прибыли нет и пока не будет.

Понятно, что в коротком периоде могут быть очень серьезные корректировки стоимости акций, в том числе по причине планируемых сделок (слияния, поглощения и др.), каких-то корпоративных событий, возможно — внешних факторов, связанных с регулированием рынка, конъюнктурой. Хотя все это в конечном счете все равно должно влиять на финансовый результат, на прибыль компании. Как, впрочем, и динамика выручки и рыночной доли.

Проблема Tesla (а точнее, проблема инвесторов в Tesla) — именно в том, что с ростом рыночной доли, запуска новых проектов, развития тесломании по всему миру убытки Tesla только растут и в обозримой перспективе будут расти.

Ранее предполагалось, что прибыль компания наконец получит в 2018 году (консенсус-прогноз был в районе 6 долларов на акцию); теперь ожидания скорректированы до минус 90 центов на акцию. И как минимум до 2020 года ожидания аналогичные. Сама компания также заявляет, что все идет по плану, а прибыли пока не ожидать не стоит. Сейчас капитализация Tesla почти в 80 раз (!) больше прогнозной прибыли компании в 2019 году. Это, прямо скажем, очень мощное соотношение. Прибавьте к этому огромную долговую нагрузку и зависимость от господдержки (субсидии и льготное кредитование компании играют очень большую роль, но будут ли дальше сохраняться по мере роста масштабов?).


По итогам третьего квартала 2017 года Tesla потеряла $619 миллионов. Но ставить крест на компании ещё рано.

Все же Tesla работает как над исправлением ошибок производства, так и над новыми моделями автомобилей. Несмотря на все трудности, компания продолжает получать заказы, а Tesla по-прежнему остаётся самым известным производителем электрокаров.

Читайте также: