Когда откроют волгу в самаре

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Открытие Волги в Самаре, 4 дня

Насыщенный тур в Самарскую область наполнен самыми интересными достопримечательностями Самарской области: осмотр уникального подземного объекта еще недавно засекреченного объекта «Бункера Сталина» и «погружение» в детство Алеши Толстого в городской усадьбе в Самаре, посещение исторического производства легендарного Жигулевского, целый день на необитаемых островах Волги, концепты и раритеты АВТОВАЗа в Тольятти, потрясающая Волга и Жигулевские горы на Самарской Луке, мастер-класс по приготовлению местного торта «Паутинка», колокольный звон с башни Кремля в Сызрани и дегустация Жигулевского.

Волга в районе Тольятти.jpg

4 дня поездок и экскурсий, дегустаций и кулинарных секретов, и наслаждения самым красивым местом течения великой русской реки, такой тур надолго останется в памяти и на ярких личных фотографиях.

Стоимость тура

Отели СамаРА 3* (Самара) и Чайка, 2* (Тольятти)

Отели 7 Avenue Hotel &SPA 5* и Альпен Парк 4*

Отели Holiday Inn Samara 4* и Альпен Парк 4* (Тольятти)

Описание отелей:

Бюджет-вариант:

· СамаРА 3* (Самара): отель находится в центре Самары, в 10 минутах ходьбы от Самарской площади. К услугам гостей бесплатный Wi-Fi, пивной ресторан и парковка.

· Чайка, 2* (Тольятти): отель прошел полную реновацию в 2016 году и по комфортабельности превысит ожидания от 2-х звездочного отеля: все номера оснащены кондиционером, телевизором, холодильником, набором посуды и чайником, феном (тапочек и халатов нет), WiFi на всей территории, ресторан с открытой верандой с видом на Волгу, Жигулевское море и горы. Завтрак по фиксированному меню на выбор из нескольких вариантов

· Holiday Inn Samara 4* (Самара): расположен в центре старого города в пяти минутах ходьбы от набережной реки Волга. Каждый гость отеля имеет возможность воспользоваться услугами СПА-зоны (бассейн, гидромассажная ванная, финская сауна и турецкий хамам), а также тренажного зала (круглосуточно).

· Альпен Парк 4 * (Тольятти): гостиничный комплекс с крытым бассейном расположен в Центральном районе г. Тольятти. Современные номера в стиле Шале никого не оставят равнодушными. Пользование акватермальной зоной Alpen SPA wellness (бассейн, русская баня, хамам, арома парная, финская сауна) входит в стоимость проживания.

В стоимость включено:

· питание завтраки, 1 ужин, мастер-классы (кроме программы «100 барабанов»), 3 обеда.

· транспортное обслуживание по программе тура (автобус), ялы.

· экскурсионное обслуживание по программе тура, интерактивные программы, все входные билеты.

Дополнительно оплачивается:

ü экскурсия на Жигулевский пивоваренный завод – 700 рублей с человека (по желанию)

ü программа «100 барабанов» - 1000 рублей с человека (по желанию)

ü дополнительные обеды и ужин (по желанию.

Программа тура

день 1

Самара, загадки, усадьба и Жигулёвское…

10:00 Встреча с экскурсоводом на железнодорожном вокзале Самары. Посадка в автобус, начало автобусно-пешеходной экскурсии по Самаре.

Самара - город, в котором самое высокое здание железнодорожного вокзала и самая большая площадь в Европе. Город, сочетающий энергетику современного делового центра, очарование старины и курортную расслабленность. "Никогда сей град разрушен не будет," - предрек святой Алексий судьбу будущего города, и войны, бунты, сражения обходят город стороной.

Мы проедем по старым улицам Самары, познакомимся с ее многовековой историей. Побываем мы и на площади Чапаева. И если бы не экскурсовод, - мы бы никогда не догадались, что совсем рядом находится уникальное инженерное сооружение - легендарный Бункер Сталина. Построенный в военное время, он был рассекречен в 1991 году: 50 лет подгрифом "секретно", 37-метровая глубина, мощные стены, многочисленные коридоры и залы, хранящие дух того непростого времени, и личный кабинет вождя - вот что прибавляет такой притягательной таинственности. Посещение Бункера Сталина.

. "Жигулевское". Пиво с таким названием выпускали десятки заводов по всей стране. Но настоящее "Жигулевское", с его неповторимым вкусом и по традиционной технологии приготовления, производит только один завод в мире!» Именно на него мы и отправимся.

Мы посетим старинные и новые корпуса легендарного Жигулевского пивоваренного завода, познакомимся с вековой историей предприятия, узнаем о современных технологиях производства пива, и конечно продегустируем свежайшую фирменную продукцию (700 руб. только по предварительной брони и оплате). А желающие – приобретут фирменные жигулевские сувениры.

Продолжение знакомства с самыми красивыми историческими местами Самары. Особый мир - это набережная Волги. Почти пять километров песчаных пляжей, прогулочных аллей, велодорожек, спортивных площадок, уютных кафе. Разнообразие масштабных памятников, оригинальных скульптур, креативных артобъектов...

В завершении экскурсионной программы мы отправимся в единственную в Самарской области городскую усадьбу прошлого столетия, дом - музей Алексей Толстого. После небольшой экскурсионной прогулки, нас ждет уютная беседка с чаем, пирогами и старыми фото семьи Алеши Толстого. Наш экскурсовод расскажет нам о «грасном графе» то, что не писали в советских учебниках.

18:00 (время ориентировочное) – заселение в отель выбранной категории.

*В отелях Holiday Inn Samara 4* и 7 Avenue Hotel &SPA 5* включено в стоимость посещение аква-зоны. Свободное время.

Возможно посещение одного из театров Самары – репертуар появится позже.

день 2

Открытие Волги

Этот день сочетает в себе все прелести отдыха на Волге: немного активной нагрузки (предусмотрены мастер-классы по управлению ялом и на веслах, и под парусами), купание на прекрасном песчаном берегу волжского острова, великолепные виды Волги, Жигулей и Самарской Луки, и конечно, интересная программа и знакомство с фольклором Самарской Луки, участие в костюмированном спектакле, изготовление жигулевского оберега, походный обед и чай, приготовленный нашими умелыми поварами на костре. Туристы пройдут по Волге на военно-морской шлюпке Ял - 6, став членом дружной команды, и лично помогая ялу преодолевать водную стихию. У всех останутся прекрасные воспоминания и чудесные фото!

Завтрак в отеле. Выезд на место начала программы в пригород Самары (50 км). С собой необходимо взять купальные принадлежности (если будет тепло), головные уборы, сланцы.

Посадка в ялы, мастер-класс по управлению ялом, знакомство с его устройством. Переход до заповедного необитаемого острова Шалыга с купанием (если располагает погода). Белый песок пляжа, великолепные виды Жигулевских гор, - все это располагает к короткому, но такому приятному волжскому отдыху. Для желающих - мастер-класс по управлению парусом. Далее - переход на ялах до лагеря активного отдыха VOLGA DISCOVERY.

Мастер-класс по копчению волжской рыбы. Копченая волжская рыба – вкуснейшее блюдо. И мы обязательно научим вас готовить этот потрясающий волжский деликатес. Конечно, попробуют волжскую рыбу – все желающие.

Обед туриста, незамысловатый, но такой вкусный, со стопочкой местной ! Ведь готовится он на костре!

Переход до с. Зольное. Экскурсия в музей Жигулевской сказки. Персонажи сказок и легенд Самарской Луки не случайные герои, а конкретные исторические личности. Их можно увидеть в виде манекенов, кукол и рисунков профессиональных художников в Музее-театре. Здесь Вам предложат познакомиться с персонажами мордовских, чувашских и русских сказок, узнать, как рождаются легенды Самарской Луки, какие исторические личности становятся героями фольклора. Вы сможете войти в сказку в образе одного из персонажей и даже создать свой эксклюзивный сюжет на сцене музея-театра. А также у Вас будет возможность своими руками изготовить сувенир, или оберег, наделенный волшебной силой. По дороге обратно - при хорошей погоде, купание на другом необитаемом острове, Сосновом.

Возвращение в лагерь Volga Discovery, вечернее чаепитие. Трансфер в отель в Самару (ориентировочно в 19:30). Свободное время.

день 3

Загадки Самарской Луки

09-00. Завтрак в отеле, выезд с вещами. По дороге возможен заезд в Агропарк САМАРА, где можно будет приобрести самарские продукты.

Наш путь лежит на Самарскую Луку.

Когда-то на территории современной Самарской области Волга сделала крутой поворот, опоясав Жигулёвские горы и образовав загадочную и очень красивую Самарскую Луку, признанную жемчужину Волги.

Разные древние моря омывали эту территорию, здесь купались мамонты и динозавры, менялся климат, но сюда не дошел древний ледник, а горы не позволили затопить Луку древним морям. Поэтому как Ноев ковчег, Самарская Лука сохранила для нас живущие здесь и поныне реликты (доледниковые растения), а уникальный климат дал жизнь эндемикам - растениям не встречающихся больше нигде, кроме Жигулевских гор.

Здесь сказки и предания переплетаются с подлинной историей, любители приключений не теряют надежды найти клад Степана Разина или подземный ход через Жигулёвские горы, а НЛО - привычный атрибут вечернего неба.

Экскурсия на гору Стрельная, маршрут Жигулёвского заповедника. Это – место силы и изумительная по красоте вершина Жигулёвских гор. Высота – 351 метр над уровнем моря, но подниматься легко и комфортно: на вершину ведёт словно парящая над Самарской Лукой удобная лестница. Главное при подъеме – восхищаясь открывающейся панорамой и разглядывая растения-эндемики и реликты, не забыть загадать желание у «каменной бабы», представить лихих волжских казаков на «чёртовом мосту», послушать рассказ о том, что именно с этой вершины Степан Разин высматривал подходящие для нападения купеческие суда. Обед.

Прибытие в старинное село Ширяево, где родилась знаменитая картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге». Илья Репин оставил любопытные воспоминания о своем пребывании в здешних местах: его поразила другая красота Волги, которую он сравнил с веселой русской «Камаринской», поразили люди, свободолюбивые, не привыкшие «ломать шапку» даже при виде «барина». Вы узнаете о других знаменитых людях, в разные годы живших в селе, и внесших свой вклад в культурное наследие России. Посещение музея Репина.

Переезд в Тольятти, размещение в отеле выбранной категории*.

По желанию – программа «100 барабанов» (Только по предварительной брони и оплате – 1000 рублей с человека). Более часа – живой мастер-класс по игре на барабанах. Каждый получит свой персональный ударный инструмент. Трудно описать словами момент, когда ваша компания сливается в общем ритме, который завораживает и наполняет энергией. Попробуйте – и вы получите мощный заряд энергии, слившись в одном ритме с коллективом!

В отеле Альпен Парк 4* и Лада Резорт 4* включено в стоимость посещение аква-зоны. Свободное время.

день 4

4 день: Тольятти – автомобильная столица. Вкусная Сызрань.

Завтрак в отеле, сдача номеров.

09-00. Выезд с вещами. Экскурсия «Тольятти – город будущего»: вы увидите место, где когда-то располагался старый Ставрополь-на-Волге (так Тольятти назывался до 1964 года), проедете по широким проспектам самого молодого района Тольятти, Автозаводского, который создавали как город мечты, город будущего, увидите как к лицу ему величественные храмы, экскурсовод расскажет об основных вехах истории Тольятти, о том, чем гордятся его жители.

Экскурсия в музей истории АВТОВАЗа. Экспозиция корпоративного музея рассказывает об истории завода и его развитии, о международном сотрудничестве и признании бренда LADA в стране и за рубежом. В музее Вы сможете увидеть модельный ряд предприятия: от «копейки» до LADA Vesta и Xray, а также увидеть уникальные разработки и концепт кары.

Выезд в Сызрань (87 км). По дороге будет остановка, чтобы отдохнуть и пообедать (самостоятельно).

В Сызрань мы прибываем под «живой» звон колоколов, а желающие могут сами попробовать себя в роли звонарей на единственной сохранившейся в Самарской области башне старинного Кремля. Сызрань – архитектурная жемчужина, и вы обязательно согласитесь с нами, когда прогуляетесь с экскурсоводом по ее главной улице, увидите на фасадах масонские знаки и здания в стиле модерн с завораживающей романтической историей.

Вас ждет интерактивная программа с сызранской купчихой в одном из музейных залов города.

Ужин в ресторане с мастер-классом по приготовлению брендового торта Сызрани «Паутинка». Покупка знаменитых тортов и хлеба в качестве сувениров.

19:30 Трансфер на железнодорожный вокзал в Сызрани с заездом для покупки сувениров. Для желающих - возврат в Тольятти.

В Самарской области завершена первая надвижка моста через Волгу

Пролетные строения Волжского моста, в составе Обхода Тольятти, части международного транспортного маршрута «Европа западный Китай» двинулись навстречу друг другу.

Напомним, старт надвижке, на левом берегу, со стороны Тольятти, 29 июня текущего года дал Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров.

В будущем общая длина мостовой конструкции над Волгой составит 3,7 км. Всего будет 26 опор, 25 пролетных строений. В настоящее время ведутся работы на 22 опорах моста.

На левом берегу полностью выполнено устройство свайного основания 6-ти русловых опор. Забетонирован ростверк опоры номер 24 – это первая опора, которая будет находиться непосредственно в русле реки Волги. На 65 % собрано пролетное строение для надвижки с 25-ой на 24-ю опору, длина которого составит 156 метров.

Как отмечает управляющий проектом Дмитрий Кондаков: «Применяем разные технологии сооружения опор. С левой стороны 13 опор со шпунтовым ограждением и последующей откачкой воды. Ростверк практически стоит на дне. Со стороны Климовки применяется вспомогательное сооружение, так называемый бездонный ящик. Ящик опускается путем больших мощных домкратов, висит в воде, потом откачивается вода. Мы получаем в реке некое корыто, в котором уже по классической технологии, начинаем сооружать ростверк, тело опоры».

Строительство обхода Тольятти и мостового перехода через Волгу включено в национальный проект «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», инициированного Президентом страны Владимиром Путиным и признан лучшим проектом в области государственно-частного партнерства 2020 года.

Правительством Самарской области оказывается всесторонняя помощь в реализации проекта. График работ и вопросы финансирования проекта находятся на постоянном контроле Главы региона.

В масштабах Самарской области обход Тольятти повысит инвестиционную привлекательность особой экономической зоны «Тольятти», технопарка «Жигулевская долина» и предприятий, расположенных поблизости, что, в свою очередь, станет дополнительным импульсом к развитию экономики региона и России в целом.

Навигация по Волге в Самаре откроется 7 апреля

Навигация по Волге в Самаре откроется 7 апреля

Самара, 12 марта. Навигация пассажирских судов по реке Волге должна быть открыта 7 апреля. Это стало известно после публикации расписания Министерством транспорта Самарской области. Что любопытно, эта информация появилась на сайте госзакупок.

Региональный Минтранс разместил на госпортале заказ на поиск подрядчика для перевозок по трем речным маршрутам: от речного вокзала Самары до пристаней Рождествено, Зольное и Винновка. Именно в описании заказа и обозначено расписание движения по маршрутам, которое обязан соблюдать будущий перевозчик.

По маршруту Самара — Рождествено подрядчик должен начать перевозки 7 апреля, по остальным двум направлениям — 16 апреля.

Вероятно, «поиск» перевозчика через аукцион на госзакупках носит формальный процедурный характер. Ведь очевидно, что выставленным требованиям соответствует только одна организация в регионе — ООО «Самарское речное пассажирское предприятие», которое всегда и осуществляло перевозки по Волге.

Интересно, что контракт на сумму 43,7 млн рублей (это начальная цена лота) будет действовать не весь период навигации, а только до конца лета, то есть до 31 августа 2021 года.

В настоящий момент перевозка пассажиров по этому маршруту осуществляется судами на воздушной подушке по льду реки. Когда пройдет ледокол (естественного вскрытия реки вряд ли будут дожидаться), почти наверняка тут же будет организована переправа традиционными речными судами (теплоходами типа «ОМ» или «Москва»), не дожидаясь 7 апреля.

Уже известно, что тарифы в новом навигационном сезоне будут выше, чем в прошлом году. Так, до того же Рождествено взрослый билет будет стоить не 80, а 83 рубля, детский — не 40, а 42 рубля. Стоимость взрослого билета до Винновки выросла со 125 до 130 рублей, детского — с 62,5 до 65 рублей.

За поездку Самара — Зольное речники будут брать в этом году 150 рублей (в прошлом было 145) со взрослых и 75 рублей (вместо 72,5) с детей.

Аналогичным образом подросли цены и на маршруты Тольятти — Подвалье и Тольятти — Усолье. Причем уже известно, что с весны 2022 года проезд на речном транспорте вновь незначительно, но подорожает.

Ранее ФАН сообщал о проекте строительства канатной дороги через Волгу между Самарой и Рождествено.

Строительство моста через Волгу в Самарской области идет ускоренными темпами

Во вторник, 29 июня, в Самарской области началась надвижка пролетных строений моста через Волгу - части международного транспортного маршрута «Европа «Западный Китай». Старт надвижке первых 111 метров дал губернатор Самарской области Дмитрий Азаров.

«Я вас поздравляю с этим знаменательным событием, – обратился Глава региона к подрядчикам. – И даю старт надвижке первого пролета моста через Волгу. Поехали!»

Строительство волжского моста имеет огромное значение не только для Самарской области, но и для России в целом, развития международного сотрудничества. Напомним, проект по строительству обхода Тольятти с мостовым переходом через реку Волгу реализуется под патронатом Президента страны Владимира Путина. В 2018 году на личной встрече с Главой государства, который находился с рабочим визитом в регионе, Губернатору Дмитрию Азарову удалось доказать необходимость прохождения трассы ЕЗК через Самарскую область и заручиться поддержкой Президента. Маршрут был скорректирован, хотя это потребовано внесения изменений в транспортную стратегию Российской Федерации.

«Это важнейший не только для нашей страны, но и межгосударственного сотрудничества объект. Вы знаете, что он находится в фокусе внимания Президента страны Владимира Владимировича Путина. Благодаря его решению в 2018 году во время посещения Самарской области на основании моего обращения о внесении изменений в транспортную стратегию России началось строительство. Это был первый шаг для того, чтобы здесь появился мостовой переход через Волгу, о котором жители Самарской области мечтали десятилетиями. И сейчас мы воплощаем этот проект в жизнь, – подчеркнул Дмитрий Азаров. – Сегодня очень важный день, очень важный этап – старт надвижки первого пролета моста через Волгу. Я всех поздравляю с этим знаменательным событием. Сегодня мы сделали еще один важный шаг к реализации этого проекта».

Сегодня обход Тольятти с мостовым переходом через Волгу – крупнейший в стране проект, реализуемый на принципах государственно-частного партнерства. Он уже получил высокую оценку Организацией Объединенных Наций и победил в номинации «Лучший ГЧП-проект в сфере автомобильных дорог» национальной премии в сфере инфраструктуры «Росинфра».

«Крупнейший объект в стране сегодня является примером того, как можно реализовывать крупные инфраструктурные проекты на принципах ГЧП. Наш пример берут на вооружение другие регионы, федеральным Правительством он предлагается для тиражирования», – подчеркнул Дмитрий Азаров.

К проекту велико внимание частных инвесторов. 3 июня на Петербургском международном экономическом форуме при присутствии Президента России и Главы Самарской области было подписано крупное соглашение о совместной реализации проекта между Евразийским банком развития и АО «ДСК «АВТОБАН». Тогда Владимир Путин подчеркнул: «Успешное развитие регионов зависит от современной транспортной инфраструктуры. В этой связи отмечу важность соглашения о строительстве обхода города Тольятти с мостовым переходом через Волгу. Его реализация позволит модернизировать важный участок международного маршрута Европа-Западный Китай».

Общая стоимость работ оценивается в 121 миллиард рублей. Объем федеральной поддержки с 2019 год по 2023 год составит более 67 миллиардов.

В настоящее время готовность объекта составляет 25%. Уже к концу года прогнозируется 40%-я готовность.

«Работы идут в соответствии с ранее установленным графиком, без сбоев и отклонений. Это не значит, что нет сложностей. Они всегда есть при строительстве, а тем более таких масштабных проектов. Но все эти сложности мы преодолеваем совместно с нашими партнерами по этому проекту. И, уверен, так будет до момента ввода в эксплуатацию, а потом и во время эксплуатации этого объекта – на десятилетия вперед», – отметил Губернатор.

Процесс надвижки будут контролировать не только профессиональные специалисты. Мониторинг состояния надвигаемых металлоконструкций будет идти с помощью специальных датчиков и цифрового оборудования.

«Первый этап надвижки выполняет мостоотряд №1 – нижегородцы. Ребята потрудились и собрали 111,5 метров пролетного строения. Это как раз габариты между опорой №26 и №25, – рассказал Губернатору руководителю КУП «Тольятти» АО «Дороги и Мосты» Дмитрий Кондаков. – Соответственно, мы на сегодняшний день установили домкратную систему, чтобы выполнять надвижку. Вес пролета порядка 1,5 тысяч тонн».

Всего предстоит выполнить надвижку 25 пролетных строений, длина 20 из которых составляет 156 метров. Именно поэтому Волжский мост признан технически сложным и уникальным объектом.

Процесс надвижки будет идти с двух сторон: с левого берега Волги в районе села Подстепки и правого – от деревни Климовка, где процесс установки пролетных строений начнется в августе. Пролеты – металлические, их сборка идет непосредственно на стройплощадках. Там же все конструкции проходят антикоррозийную обработку. Это позволяет сократить сроки производства работ и максимально избежать негативного влияния на окружающую среду, в том числе на акваторию водохранилища.

Всего по проекту предстоит построить дорогу с мостом через Волгу общей протяженностью почти 100 километров, в том числе, длина моста через реку составит 3,7 километров. На этапах строительства автомобильной дороги идут земляные работы: подготовлено более 80% площади, отведенной под трассу, на 50% устроена насыпь земляного полотна. На отдельных участках будущей магистрали приступили к устройству нижних слоев основания, усилению геосинтетической прослойкой дорожных слоев, монтажу водопропускных труб. Продолжается переустройство сетей связи и водоснабжения. На искусственных сооружениях идет пробная и массовая забивка свай.

На объекте работает 1635 специалистов, 398 единицы спецтехники, привлечено 45 плавсредств. Трасса будет соответствовать характеристикам высшей технической категории с четырехполосным движением.

«Мы стартовали своевременно и хочу сказать, что 25% уже построено – если говорить в целом и о мостовом переходе, и о дороге. Работы кипят не только над водой, но и на наземной части этой трассы», – отметил Глава региона.

На правом берегу Волги автомобильная дорога соединится с подъездом от М-5 «Урал» к Ульяновску, на левом – с М-5 «Урал». Создание новой четырехполосной автомагистрали позволит в 2 раза сократить время на поездку от Москвы до областной столицы, снизит транспортную нагрузку на плотину Жигулевской ГЭС, окажет значимое влияние на экономическое развитие Тольятти, обеспечит транспортную доступность и инвестиционную привлекательность Особой экономической зоны «Тольятти», технопарка в сфере высоких технологий «Жигулевская долина», АВТОВАЗа, а также предприятий, работающих в Самарско-Тольяттинской агломерации.

Завершение строительства новой дороги и открытие движения транспорта запланировано к 2024 году.

«Мы получим новый Чернобыль» Главную русскую реку превратили в ядовитую помойку. Это угрожает всей России


Все знают, что Волга — национальное достояние России, но мало кто сейчас осознает масштабы постигшего ее бедствия. Она погибает, и с точки зрения науки она уже не река. Что убивает Волгу и чем опасна для всех нас эта вялотекущая экологическая катастрофа, «Ленте.ру» рассказал врио директора Института экологии Волжского бассейна РАН, профессор, доктор биологических наук Сергей Саксонов.

Цветет река Волга

«Лента.ру»: Со строго научной точки зрения, можно ли сейчас считать Волгу рекой? Или она уже представляет собой каскад водохранилищ?

Сергей Саксонов: Вы сами ответили на свой вопрос. Конечно, Волга уже не река, а каскад водохранилищ — вернее, каскад гидротехнических сооружений с непроточным режимом.

По каким гидрологическим критериям различают настоящую реку и каскад водохранилищ?

Каких-либо жестких критериев нет, но если река по всему течению зарегулирована, то ее уже никак нельзя считать полноценной рекой. Русло Волги, как известно, перегорожено плотинами в восьми местах — от Тверской области до Волгоградской.


Остались ли на Волге собственно речные участки? Например, не все жители моего родного Ярославля знают, что на самом деле город стоит уже на берегах не Волги, а Горьковского водохранилища.

На Волге остались лишь небольшие фрагменты риофильных участков, расположенных, как правило, за плотинами водохранилищ. Например, естественное течение сохранилось на небольшом отрезке от Жигулевска до Самары, где в воде еще живут речные организмы. Увы, но как естественный водоем и как реку мы Волгу потеряли.

Некоторые экологи утверждают, что Волга стремительно превращается в болото.

Дело не в этом. Заболачивание берегов волжских водохранилищ — это не главная беда. В любом случае вся их водная поверхность полностью в болото никогда не превратится. Основная проблема в другом: в Волге исчезает естественная биомасса и появляются чужеродные для нее организмы.

Сине-зеленые водоросли, которые при особых условиях размножения дают колоссальную биомассу и приводят к цветению воды. К тому же они агрессивно поглощают кислород, вытесняя из Волги другие живые организмы. Вот где настоящая беда — органическое загрязнение Волги сейчас просто колоссально.

Стучат со дна

Почему сине-зеленые водоросли так активно размножаются?

Их подпитывают неочищенные стоки из канализации, со свалок и удобрения с полей. Воздействие на Волгу сейчас настолько огромное и глубокое, что река просто не успевает самоочищаться. Мы недавно оценили ущерб, который постоянно наносится биологическим ресурсам Волги. По самым скромным подсчетам, у нас получилась сумма в 70 миллионов рублей ежегодно.

Правда ли, что из-за каскадов водохранилищ скорость течения воды в Волге теперь уменьшилась в 10 раз?

Да, так оно и есть. Проточная вода лучше сопротивляется загрязнению. Если раньше, до постройки Волжско-Камского каскада ГЭС, речная вода расстояние от Валдая до Астрахани преодолевала за месяц, то теперь это может тянуться годами.

Я читал, что именно из-за этого на волжском дне образовался многометровый слой ила, где накапливаются вредные вещества.

Заиливание дна — это еще одна серьезная беда водохранилищ на Волге. На многих из них берега не сформированы и должным образом не укреплены, из-за чего там регулярно случаются оползни. В результате органика оседает в донных отложениях, которые до определенного момента их впитывают подобно губке, образуя своеобразный резервуар всех поступающих в Волгу нечистот.

Полигон твердых бытовых отходов «Скоково». Он находится рядом с Ярославлем на реке Норе, впадающей в Волгу выше водозабора питьевой воды. С весны 2018 года, помимо местного мусора, полигон стал принимать отходы из Москвы и Московской области

Но так не может продолжаться бесконечно. Наши недавние исследования Куйбышевского водохранилища показывают, что в нем донные отложения максимально напитались этими вредными веществами и теперь начался процесс вторичного загрязнения волжской воды — только уже от ее дна. Не удивлюсь, если подобная ситуация складывается и на других участках Волжско-Камского каскада ГЭС.

Насколько все это серьезно?

Это все очень серьезно, если учитывать, что в бассейне Волги живут более 60 миллионов человек и сосредоточено около половины всего промышленного и аграрного производства России. Любая экологическая система, особенно искусственная, должна саморегулироваться и со временем сбалансироваться. В биологии это называется сукцессией. Но в наших водохранилищах это невозможно, и сукцессия дальше первой стадии никогда не заходит.

Наследие Сталина

Потому что главная задача волжских водохранилищ — выработка электроэнергии. Этой цели подчинено абсолютно все, а потом мы вдруг удивляемся, почему в Волге рыба погибает и качество питьевой воды снижается.

Как появление водохранилищ повлияло на климат всего Поволжья?

Трудно сказать. Во-первых, сейчас вообще наблюдается глобальное изменение климата. Идет аридизация (иссушение) больших территорий и перераспределение осадков с летнего сезона на зимний. Поэтому тяжело вычленить влияние этого глобального фактора от воздействия водохранилищ на климат Поволжья. Во-вторых, всерьез говорить о таком влиянии нам не позволяют сроки. Ведь климат нужно изучать на протяжении больших временных циклов.

Но, например, о Рыбинском водохранилище говорят, что зимой его поверхность превращается в огромную льдину, которая становится гигантским холодильником для всего Верхнего Поволжья.

Я не уверен, чтобы даже такое большое водохранилище, как Рыбинское, способно сильно изменить климатические условия в своем регионе. Но, опять же, этот вопрос еще слишком мало изучен.

Рыбинское водохранилище стало одним из первых на Волге. До него в 30-х годах XX века возвели Иваньковскую и Угличскую ГЭС. Известно, какими чудовищными издержками и бедствиями все это сопровождалось: были уничтожены десятки населенных пунктов (в том числе древние города), затоплены плодородные прибрежные территории, не говоря уже о том, что при строительстве плотин погибли десятки тысяч заключенных ГУЛАГа.

Да, это была колоссальная трагедия.

Но насколько построенные такой ценой водохранилища оказались полезными и эффективными, если судить об этом с высоты сегодняшнего дня?

Все зависит от конкретной задачи. Конечно, на тот момент сталинская энергетика обеспечила существенный импульс развитию страны и ее промышленности. В краткосрочном плане эти три гидроэлектростанции свои задачи выполнили. Но в долгосрочной перспективе все более очевидными становятся проблемы (в том числе экологические), которые они породили. Поэтому ясно, что с ними что-то надо делать.

Фестиваль «ВолгаФест» превратил набережную Самары в гигантский арт-объект

В Самаре сегодня тоже за 30, и это прекрасный повод выйти на городскую набережную. За последние дни она изменилась до неузнаваемости благодаря «ВолгаФесту». Здесь появились арт-инсталляции от художников из России и других стран. А еще в программе концерты, танцы, дегустации для литературных гурманов.

Барабанный бой необычного оркестра под крик девушек-чаек сменяет мелодия шарманок. Под их аккомпанемент появляются картонные герои по мотивам романов фантаста Жюля Верна. Конечно же, с подводной лодкой «Наутилус».

Вся Самарская набережная сливается в одно сплошное арт-пространство. Это и называется «ВолгаФест». Праздник солнца, ветра, воды и искусства. Танцы, театральные зарисовки и, конечно же, фантазия художников.

Преграды и барьеры как одна из тем этого фестиваля. «Преодоление границ» — так назвал свою работу берлинский художник Кристиан Аве. Здесь ему отдан на откуп двухсотметровый участок стены у набережной.

«Мы находимся рядом, обмениваемся идеями, то о чем они думают, о чем я думаю. Это про связи. Вот почему это хорошо», — отмечает художник.

Распечатанные работы Кристиана разрываются на куски, склеиваются и разукрашиваются всеми гостями фестиваля. Получается коллективное искусство.

Ну и, конечно, какое современное искусство без тем, что называется, прямо на злобу дня. Например, арт-инсталяция: как символ опасности обычного объятия во время этой пандемии. Но если уж очень хочется, то можно просто просунуть руки в защитные рукава и обняться, порой, даже с незнакомым человеком.

Растущие темпы вакцинации позволяют проводить в Самаре такие фестивали.

«Огромная территория. Здесь больше двух километров, на которой все это распределено. Мы даже вечерние какие-то важные точки делаем параллельно. Всегда параллельно несколько, чтобы народ рассредотачивался», — поясняет руководитель проекта «ВолгаФест» Михаил Савченко.

Ну и какой праздник без гостей?! На фестивале свои площадки представили мастера из Казани, Ульяновска, Нижнего Новгорода и Саратова. Здесь под рассказы о выдающихся писателях варили литературное варенье.

Красочный фестиваль продолжится сегодня. А многие работы художников и арт-объекты можно будет посмотреть на набережной Самары и по окончанию фестиваля. Как, например, сорокатонный нос самого настоящего корабля. Оказалось, что он отлично подходит для проведения лекций и показов кино.

Сели на мель. Из-за мелководья на Волге в Самаре отменяют речные круизы


90% гостей в Самарскую область приезжают по Волге. И альтернативного плана по привлечению гостей в регион пока нет. Причиной отмены круизов вверх по Волге уже второй год подряд становится мелководье на Городецких шлюзах (Нижегородская область), через которые проходят рейсы в Ярославль, Москву и Санкт-Петербург. Администрация внутренних водных путей Волжского бассейна ещё 15 мая издала приказ, запрещающий прохождение через шлюзы теплоходов с осадкой более 2,6 м. В основном речь идёт о комфортабельных четырёх- и трёхпалубных теплоходах. Это, например, «Семён Будённый», «Георгий Жуков», «Валерий Чкалов», «Хирург Разумовский». По всей видимости, к концу лета уровень воды в Волге упадёт ещё сильнее и ограничения вряд ли снимут. Всё это вынуждает туристические компании серьёзно корректировать планы навигации.


«В этом сезоне решили не ходить выше Нижнего Новгорода в периоды низкой воды. Отменили три рейса на теплоходе «Александр Невский» до Ярославля, Москвы и Санкт-Петербурга. Вместо этого пойдём на Каму до Березняков (город выше Перми) и вниз по Волге на Дон - до Астрахани и Ростова-на-Дону», - говорит региональный директор туристической компании «Инфо-флот» Оксана Орехова.

Её коллега директор туристической компании «Волга-Круиз» Ирина Котова рассказала корреспонденту, что все речные круизы были распроданы ещё осенью прошлого года.

«А этой весной, когда власти ввели ограничения, пришлось оповещать людей о сложившейся ситуации. Несмотря на то, что мы придумали схему, как сохранить круизы, люди пошли «в отказ». Мало кто захотел плыть до Нижнего Новгорода на одном теплоходе, затем ехать на автобусе до Городца и только там пересаживаться на другое судно. В итоге вместе с ушедшими клиентами потеряли порядка 40% прибыли», - делится она.

Впрочем, по словам коммерческого директора компании «Самараинтур» Михаила Сегала, всё не так страшно. Маловодье на Городецких шлюзах затрагивает в основном Москву, Санкт-Петербург и Нижний Новгород.

«Количество длинных маршрутов из Самары, которые проходят через эти шлюзы, незначительно. Наши туристы предпочитают рейсы в Казань или в Астрахань, поэтому особых сложностей нет. Хотя и у нас бывают в этом году проблемы с беспрецедентно низкой водой, но они достаточно быстро устраняются», - заключил он.

Теряем туристов

Впрочем, главная проблема, которую влечёт за собой мелководье, - спад туристических потоков в областной столице. По данным туроператоров, более 90% туристов приезжают к нам по реке из Москвы и Санкт-Петербурга. И зачастую это иностранцы. Интересно, что альтернативного плана по привлечению гостей в регион с сохранением круизных объёмов пока нет. В регионе нет единой туристической концепции. На протяжении двадцати лет чиновникам и бизнесменам было неинтересно заниматься долгосрочными проектами, окупаемость которых - дело не одного, не двух, а порой даже не десяти лет. Впрочем, в последние годы ситуация несколько сдвинулась с мёртвой точки.

Впрочем, основные туристические надежды всё-таки возлагают на ЧМ-2018. По мнению экспертов, благодаря мундиалю туристический поток в Самару увеличится как минимум вдвое.

«Отмечу, что ежегодно Париж посещает 75 млн туристов, а Самару - 750 тысяч. Получается, что мы ровно в сто раз уступаем столице Франции. Я очень рассчитываю на то, что к дате проведения мундиаля к нам будет приезжать 1,5 млн человек ежегодно», - рассуждает самарский учёный, историк, экскурсовод Глеб Алексушин.

Стоит река Волга

Почему же всё-таки Волга мелеет? И как долго это будет продолжаться. В последние годы самарцы замечают, что Волга становится грязнее и местами заболачивается. «Мы с приятелем каждый год ходим на байдарках. В этом году заметили, что река за пределами фарватера - сплошная мель. Идёшь в 100 м от берега, а глубина не более метра», - рассказывает любитель дикого туризма Иван Кудров. Однако самое страшное, по его мнению, - это заболачивание.

«Там, где раньше был песчаный пляж, теперь илистый берег, растёт камыш, в котором живут цапли и утки. За какие-то 5-6 лет лет заросла ивняком знаменитая коса на острове Зелёненький. А остров с говорящим названием Голодный и вовсе почти превратился в лес. Что происходит?» - рассказывает о своих наблюдениях наш читатель.

Ответ дают экологи. Основная причина - загрязнение окружающей среды, которое, увеличиваясь с каждым годом, влияет и на климат. Ещё 15 лет назад учёные спрогнозировали, что в 2020 году температура будет подниматься до 50 градусов, увеличится количество засух. Сотрудник Института экологии Волжского бассейна (ИЭВБ) Эрланд Коломыц считает, что в центре Приволжской возвышенности (в верховьях реки Суры) степь подвинет леса. Полупустыни остановятся примерно на границе Оренбурга. Часть из 2600 рек и речушек, впадающих в Волгу, пересохнет. Обмеление грозит и экологической катастрофой. Сегодня Волгу можно назвать цепью сообщающихся водохранилищ, лишённой сильного течения. Великая русская река становится пристанищем для рыб, характерных для озер и прудов - сазана, карася, линя. А поголовье традиционных видов - судака, леща, щуки - стремительно сокращается.

К слову, два года назад Самару признали самым грязным городом в Приволжском федеральном округе. Реки и озера не стали исключением. Предприятия сбрасывают в природные водоемы десятки тонн отходов, которые оседают на дне реки в виде токсичного ила. И с годами ситуация не улучшается. По словам председателя областной Зелёной лиги Сергея Симака, на общий уровень загрязнения рек влияет незаконное строительство плотин - их у нас в области более сотни. Эколог уверен, что региону необходима большая комплексная экологическая программа, которую необходимо не только хорошо продумать, но и бесперебойно финансировать.

Стрелка на слиянии Волги и Самары и самарские мосты.

Любоваться красотой стрелки Волги можно бесконечно. И как здорово, что здесь не построили ни стадион, ни непонятных матрешек .

В начале июля воды Волги и ее притоков особенно красивы- они лазурного синего цвета. Очень люблю это время!

Вблизи Стрелки когда- то была основана в 1586 году по указу царя Фёдора Иоанновича крепость Самара. Крепость защищала судоходство и охраняла рубежи от набегов кочевников. Строил ее князь Григорий Засекин.
Сейчас на Стрелку мы можем смотреть со Старого моста, который раскинулся через реку Самару (Самарку).
В Самаре насчитывается больше 20 мостов, среди которых речные мосты- самые живописные!

Через реку Самара построено пять мостов- четыре автомобильных (Фрунзенский, Старый мост, Южный и Кировский) и один железнодорожный.

Старый мост через реку Самара идёт от улицы Главной, он впервые появился в 19 веке.
Здесь же находится и улица князя Засекина, которая проходит именно там, где до 18 века находилась первая самарская крепость.
Изначально конструкция Старого моста была наплавной с мощеными каменными дамбами и раздвижными элементами для пропуска проходящих по реке судов. Зимовал мост в разобранном виде на берегу. Этот мост был единственной переправой через Самарку.
Документы сообщают, что «с августа по октябрь 1883 г по этому мосту прошли 148 тысяч пешеходов, верховых - почти пять тысяч, верблюдов 255, лошадей больше девяти тысяч, быков и коров - больше восьми тысяч».
Промышленники и торговцы к Самаре присмотрелись быстро.
В 1883 году в Самаре было основано Товарищество нефтяного производства «Братьев Нобель», которое попросило управу выделить ему участок земли на берегу Волги под баки для керосина и нефти, куда бы смогли подходить баржи, вести перекачку груза в резервуары на берегу.
Интерес к песчаной косе проявили и общества «Мазут», «Восточное», «Братьев Меркульевых».
На Стрелке возникает крупная нефтебаза.
«Товарищество братьев Нобель» строит первые в мире наливные теплоходы — дизельные танкеры «Сармат» и «Вандал».
Флот Нобелей работал практически до середины 20 века.

Ещё мне очень нравится наш железнодорожный мост. Красавец. Все самарцы знают, что когда по нему начинают стучать колёса поезда, то через три минуты ты уже дома.

Все мосты через Самарку впечатляют.
У большинства есть пешеходные дорожки. Но по- настоящему полюбоваться их красотой и узнать о городе с воды можно на речной прогулке по Самарке.

nord_ursus

Самара не была бы Самарой без великой реки Волги, на берегу которой она стоит. Весь город расположен на левом берегу Волги, и при этом на правый берег даже нет моста, и находятся там только несколько деревень, базы отдыха, и заливные луга, сменяющиеся лесом. В этот раз немного пройдём по набережной Волги, а потом по самой реке, с которой на город открываются интересные виды. А потом увидим устье реки Самары и место, откуда город исторически берёт своё начало.

К Волге город спускается довольно плавно. В перспективах улиц исторического центра, прямо между старыми домами, то и дело можно видеть великую реку (которая в моём случае была подо льдом и снегом), а за ней — широкие просторы. С оживлённых центральных улиц видна природа — как будто совсем рядом.

2. Роль набережной Волги выполняет улица Максима Горького (в прошлом она так и называлась — Набережная Волги). Вот так на неё спускается улица Ленинградская. Ворота её — сталинский дом и какая-то элитная новостройка.

3. Здесь небольшая площадь, и фонтан с фигурой ладьи с парусами. Надо полагать, летними вечерами набережная очень многолюдна, но гуляющих горожан здесь можно встретить и в мороз. Особенно часто встречаются любители скандинавской ходьбы.

4. А у ограды и спуска к реке стоит необычная скульптура с изображением картины И. Е. Репина "Бурлаки на Волге". Выходит, для создания её задней стороны пришлось применять фантазию.

5. Рядом стоит памятник соловецким юнгам — участникам Великой Отечественной войны. Напоминание о северных Соловках в довольно далёкой от них Самаре.

6. Вид на улицу Некрасовскую. Смешение стилей: чем ближе к Волге, тем больше новоделов в застройке.

7. Снежная набережная замёрзшей Волги. Мартовское солнце уже греет, но в тени около 15 градусов ниже нуля.

8. А тут видны интересные советские дома довоенного времени. Строились они для сотрудников речного пароходства.

9. А это так называемый Дом водников, построенный в 1936 году — впоследствии (и в наше время) управление пароходства "Волготанкер". Красивое здание.

10. Дальше на набережной стоит приземистый речной вокзал (1971 год). Сейчас он используется в основном для речных прогулок и волжских круизных теплоходов, хотя пару лет назад назначали маршрут Самара - Сызрань на скоростном судне. За речным вокзалом — высотка гостиницы "Россия" (1970).

11. А вот эта стела призвана была сразу сообщать сходящим на куйбышевскую пристань об исторической важности города, в который они прибыли.

12. Теперь посмотрим на Волгу. Она очень широкая — до другого берега примерно полтора километра. Правда, естественная её ширина здесь была немного меньше, и частично воду подняло дошедшее досюда Саратовское водохранилище — подпор плотины Саратовской ГЭС в городе Балаково. Вдалеке виднеется Заволга — так здесь принято называть правобережье. На самом деле, другой берег не пустынный: как уже говорилось, там есть несколько населённых пунктов, а летом Заволга становится популярным у самарцев местом отдыха. Однако на фоне урбанистических пейзажей миллионного города правобережье поначалу выглядит как "полное ничего". Только деревца какие-то виднеются.

13. Спускаемся на лёд реки:

Летом через Волгу ходят паромы. Зимой река замерзает, и люди активно ходят пешком и на лыжах. Это даёт хорошую возможность посмотреть на город со стороны реки, не тратясь на речные прогулки (как, в общем-то, и в любом городе).

14. Примерно вот такой у Самары речной фасад. Самое красивое спрятано в глубине центральных улиц (а доминанты вроде кремля, как в Нижнем Новгороде, здесь нет), поэтому тон задают современные высотки. Надо полагать, лет двадцать назад город с этого ракурса выглядел весьма иначе.

Как уже говорилось, Самара, по моим впечатлениям, такой провинциальный миллионник с амбициями мегаполиса. Причём я слышал мнение, что десять лет назад город выглядел очень современно и богато на общероссийском фоне, но сейчас всё наоборот, поскольку большинство других городов заметно прогрессировало, а Самара не сильно изменилась, и теперь внешнее состояние города далеко не выигрышное. Но, впрочем, с Волги городская изнанка почти не видна.

15. Снежно-ледовые просторы и яркое солнце. От такого количества яркого света приходилось сильно щуриться и фотографировать на самых коротких выдержках.

16. А ещё на Волге много торосов. Другой берег обильно изрезан речными протоками, образующими острова. В кадре один из них — остров Поджабный, куда мы с моим другом Валерой дошли во время прогулки по реке.

17. А вон вдалеке человек тоже куда-то идёт. Вешки из шестов и маленьких сосен отмечают ледовые тропы, проложенные по замёрзшей реке.

18. Вдалеке виднеется фантом Новокуйбышевского нефтеперерабатывающего завода в городе-спутнике Новокуйбышевске. До него по прямой примерно 14 километров.

19. А у волжского льда очень красивая фактура:

20. Город становится всё дальше. В кадре, кстати, можно увидеть катер на воздушной подушке, который курсирует, видимо, до села Рождествено на другом берегу. Удобная зимняя замена парому — всё-таки пешком идти достаточно долго.

21. Вон вдалеке видна набережная, хорошо виден Дом водников и прилегающие к нему жилые дома. Дальше город повышается, и там можно среди домов различить Вознесенский собор.

22. Вид левее. Живописные густые клубы выпускает Самарская ГРЭС, справа от неё — Жигулёвский пивзавод, а ещё правее виден монумент Славы и здание правительства области. Все эти места я показывал в первой части.

23. Приблизим ещё сильнее. Хорошо просматривается Иверский монастырь и дома рядом с ним. Это всё снято ультразумом с полутора километров.

24. А здесь виден небоскрёб на Вилоновской — высочайшее здание Самары. Слева и поближе — здание Крестьянского поземельного банка (1909), ныне занятное техническим университетом, и вблизи мной не заснятое.

26. А вот шпиль лютеранской кирхи, показанной мной вблизи во второй части:

27. А вон там в Волгу впадает река Самара, давшая когда-то городу название. У стрелки небольшой речной порт, а вдалеке дымят трубы ещё одного нефтезавода — Куйбышевского, который расположен в отдалённом районе Самары.

28. Там же, у устья реки Самары — старая промзона с заброшенным мукомольным заводом. Вблизи я это место покажу в конце поста.

29. Ну а вот так всё это выглядит в общем. Реку мы перешли, и взору открывается панорама города.

30. А мы пришли на заснеженный остров Поджабный, где виднеются какие-то домики.

31. Здесь есть несколько баз отдыха. По официальным данным, вроде, нет на острове постоянного населения, хотя у одного из домов мы видели людей довольно сельского вида, и даже коров с лошадьми. Но в целом зимой здесь полное затишье.

32. Выглядит будто глухая деревня. Отголосков миллионного города с другого берега не слышно. Только скрип снега под ногами.

33. Есть на острове сосновый лес:

34. Базы отдыха на острове складываются в маленький посёлок. Частично он даже застроен барачными домами.

35. Ещё остров запомнился скоплением интересного транспорта. Вот на улице стоит снегоход, а с машины за воротами, похоже, ни разу за зиму снег не счищали.

36. А у ещё одного дома стояло множество тракторов. И на заднем плане виден какой-то катер. Где-то ещё моторные лодки стояли.

37. А вон из печки дым идёт. Кто-то есть здесь и зимой.

38. И снова замёрзшая Волга. Огромный город на другом берегу кажется каким-то миражом, и в его реальность здесь трудно поверить. Наверное, летом, когда на правом берегу многолюдно, это ощущение нарушается.

Теперь вернёмся в город и перенесёмся к стрелке Волги и Самары — в места, откуда и возник в XVI веке град Самара (при этом сейчас это дальний угол исторического центра). Прежде всего, это Хлебная площадь, получившая своё название в XIX столетии из-за проводившейся на ней хлебной ярмарки.

39. На Хлебной площади я был в день поездки в Куйбышевский район (о котором я ещё расскажу), когда в Самаре разыгралась лютая метель, стихшая только через сутки. В кадре общий вид площади, на переднем плане — новодельная Смоленская церковь, на заднем — электромеханический завод. Левее находится трамвайное кольцо и археологический раскоп одной из башен старой крепости.

40. Рядом с Хлебной площадью есть пожарная каланча — современное воссоздание каланчи конца XIX века.

41. На север отходит улица Алексея Толстого (бывшая Казанская). Она, кстати, заканчивается там же, где начинается улица Льва Толстого. Представляю, как часто их путают (особенно иногородние).

42. Будучи уроженцем Самарской губернии, Алексей Толстой часть своей юности прожил в самой Самаре, и учился в реальном училище, которое находилось вот в этом здании.

43. Доходный дом Субботиной. Тоже очень интересное здание, в неоготическом стиле.

Остальные места, показанные ниже, я посетил уже в последний день, в солнечную погоду.

44. По соседству с Хлебной площадью есть реконструкция одной деревянной башни Самарской крепости. Примерно отсюда и начинался город. Основал Самару в 1586 году воевода Григорий Засекин. Это был один из форпостов России на Волге. Спустя четыре года, ниже по течению Волги он же основал Саратов и Царицын (ныне Волгоград).

45. Есть и реконструкция ещё одной башни. На фоне заброшенного завода клапанов.

46. Старый кирпичный дом по соседству. Возможно, уже раннесоветской постройки.

47. И один из его подъездов:

48. Хоть это и историческое начало города, место совершенно не людное. Оно и понятно — в стороне от центра, и жилых домов поблизости не много. В основном здесь старая промзона, частично уже заброшенная; в кадре — старый мукомольный завод, уже показанный мной издалека с Волги. Зато машин здесь много, потому что отсюда начинается один из двух в городе автомобильных мостов через реку Самару, и плотный поток направляется на её левый берег — в Куйбышевский район.

49. Вот и сама река Самара (в обиходе её называют Самарка), давшая городу название. Там, где у города Самары исток, у реки Самары устье — она впадает в Волгу. Справа виден речной порт, дальше Волга, а вдали снова виднеется Новокуйбышевский НПЗ.

50. Взгляд вверх по течению. Здесь строится новый автомобильный мост, который частично разгрузит два других. За ним находится железнодорожный мост (по нему я проезжал при приезде в город), но автомобильный его загораживает.

51. Над рекой возвышается элеватор. Он ныне заброшен и завешан плакатом на тему ЧМ-2018.

52. И в той же стороне хорошо виден блестящий на солнце стеклянный ЖД вокзал.

53. Ну а на левом берегу Самарки — Куйбышевский район. Частный сектор, новостройки, и многое другое. Но туда пойдём в другой раз.

А пока что на этом прервёмся. В следующей части покинем исторический центр и отправимся в северо-восточном направлении — по советским, в том числе и спальным районам Самары, возникшим, когда она носила название Куйбышев.

Читайте также: