Комбайн нива дробит зерно причина

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Предотвращение механических повреждений зерна
при уборке хлебов зерноуборочным комбайном

К макроповреждениям относят зерна дробленые, сплющенные и обрушенные. К микроповреждениям относят зерна с нарушенными зародышем, оболочкой и эндоспермом, а также со скрытыми внутренними дефектами — вмятинами, ушибами, трещинами.

Зерен с макроповреждениями обычно немного. Количество же зерен с микроповреждениями нередко достигает 50—80 и более процентов, что резко снижает посевные, товарные, хлебопекарные и другие качества зерна

Определяем степень дробления зерна

Отбирают среднюю пробу зерна массой 50 г, т. е. объемом со спичечную коробку, что упрощает полевой контроль и обеспечивает без взвешивания достаточную точность.

Массу пробы сортируют на относительно полноценные и дробленые зерна. Количество дробленых частиц переводят в целое число делением на 2 или 3 в зависимости от того, преобладают ли половинки или более мелкие части. По количеству дробленых и сумме полноценных и дробленых частей определяют процент дробления.

Определяем степень микроповреждения зерна

Отбирают две пробы по 100 зерен, взятых из различных мест бункера. Для облегчения просмотра зерна пробы окрашивают. Обычно используют анилиновые и гистологические красители. Чаще всего применяют анилиновые красители черного, василькового и красного цветов. Лучшая концентрация их — один процент, время экспозиции — одна минута. Для окрашивания 100 зерен необходимо 80—120 см3 раствора красителя.

Перед окраской семена замачивают в концентрированном растворе поваренной соли в течение 15 мин для того, чтобы красители не задерживались в мелких складках оболочек и не окрашивали неповрежденные зерна. Технология окраски такова:

1. В стеклянную посуду засыпают семена, заливают раствор красителя и тщательно перемешивают.

2. Строго выдерживают экспозицию окраски (одну минуту). При малой экспозиции интенсивность окраски повреждений снижается, а при увеличенной сильно окрашивается оболочка зерен, что затрудняет распознавание микроповреждений.

3. Раствор красителя сливают, а зерна несколько раз промывают водой до исчезновения их окраски.

4. Зерна рассыпают в один слой на фильтровальной бумаге или газете для ускореной сушки.

5. Просушенные зерна просматривают через линзу 7—10-кратного увеличения сразу же после сушки. Можно и позже, т. к. окраска микроповреждений четко сохраняется в течение длительного времени. Однако, для того, чтобы контроль микроповреждений зерна позволил своевременно провести необходимые регулировки комбайна, процент микроповреждений зерна вычисляют сразу же после его сушки.

Причины механического повреждения зерна

1) большая частота вращения барабана молотильного аппарата;

2) недостаточен зазор между бичами барабана и поперечными планками деки;

3) поперечный перекос деки;

4) прогиб поперечных планок деки;

5) неверно установлены головки болтов крепления бичей к подбичникам, вследствие чего они своими кромками повреждают зерно;

6) на бичах барабана имеются ссадины;

7) наличие острых кромок поперечных планок деки;

8) погнутость вала или спирали зернового и колосового шнеков;

9) излишне прикрыты жалюзи верхнего решета, вследствие чего много зерна сходит в колосовой шнек и повреждается при повторном попадании в молотильный аппарат;

10) излишне открыты жалюзи верхнего решета, что ведет к перегрузке нижнего решета и попаданию зерна в колосовой шнек, а затем — повторно в молотильный аппарат;

11) высоко поднят удлинитель, что усложняет работу верхнего решета очистки и обуславливает попадание части зерна в колосовой шнек и затем — повторно в молотильный аппарат;

12) недостаточно открыты жалюзи нижнего решета очистки или излишне поднят его задний конец, что обуславливает попадание части зерна в колосовой шнек и затем — повторно в молотильный аппарат;

13) недостаточно продувается ворох на верхнем решете, что обуславливает попадание части зерна в колосовой шнек и затем — повторно в молотильный аппарат.

14) на уборке семенных хлебов для снижения повреждения семян не используют зерноуборочные комбайны с двухбарабанными бильными или аксиально-роторными молотильными аппаратами.

15) на уборке семенных хлебов используют новые зерноуборочные комбайны, или комбайны с капитально отремонтированными молотильными аппаратами. Их нельзя использовать до тех пор, пока они не уберут товарные хлеба на площади 100—120 га. При уборке последующих примерно 200 га зерноуборочный комбайн минимально повреждает семена. Затем повреждение семян вновь повышается. В случае необходимости уборки семенных хлебов новыми или капитально отремонтированными комбайнами рабочие кромки поперечных планок деки молотильного аппарата следует притупить по радиусу примерно в один миллиметр.

Причины поступления в бункер сорного зерна:

1) подача на очистку зернового вороха выше ее пропускной способности;

2) порционная подача хлебной массы в молотилку вследствие большого зазора между спиралями шнекового транспортера и корпусом жатки,

3) порционная подача хлебной массы в молотилку вследствие большого зазора между пальцами граблин мотовила и спиралями шнека жатки,

4) порционная подача хлебной массы в молотилку вследствие излишнего зазора между ветровым щитом жатки и упорами наклонной камеры (более 90 мм для комбайнов «Дон» и 70 мм для комбайнов «Нива»);

5) порционная подача хлебной массы в молотилку вследствие малого зазора между пальцами пальчикового механизма шнекового транспортера и корпусом жатки;

6) недостаточная частота вращения барабана молотильного аппарата, вследствие чего в бункер поступает зерно с остями и в пленках;

7) перегрузка очистки сбоиной из-за большой частоты вращения барабана или малых зазоров между барабаном и декой;

8) преждевременное кошение в валки труднообмолачиваемых культур (пшеница Безостая-1 и др.), что обуславливает поступление в бункер верхушечных колосков;

9) излишне открыты жалюзи верхнего решета или слишком поднят удлинитель грохота, что ведет к перегрузке нижнего решета;

10) излишне открыты жалюзи нижнего решета;

11 излишне высоко поднят задний конец нижнего решета;

12) недостаточно продувается вентилятором ворох на верхнем решете, вследствие чего происходит перегрузка нижнего решета;

Основные неиспарвности зерноуборочных комбайнов СК-5 «НИВА» и CK-6-II «НИВА» и способы их устранения.

Основные неиспарвности зерноуборочных комбайнов СК-5 «НИВА» и CK-6-II «НИВА» и способы их устранения.

33. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ СРЕДНЕЙ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ КОМБАЙНА С КОПНИТЕЛЕМ ПРИ УБОРКЕ ПШЕНИЦЫ, КМ1Ч
Примечание: 1. При уборке других зерновых колосовых, особенно остистых, а также в зависимости от сбора не зерновой части урожая, в частности с измельчителем, скорость должна быть уменьшена, кроме комплектации комбайнов с капотом. 2. При уборке на подборе скорость должна корректироваться в зависимости от захвата валковых жаток, формирующих валок.

Основные неиспарвности зерноуборочных комбайнов СК-5 «НИВА» и CK-6-II «НИВА» и способы их устранения.

35. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕГУЛИРОВКА ЖАТКИ НА УБОРКЕ ЗЕРНОВЫХ

Основные неиспарвности зерноуборочных комбайнов СК-5 «НИВА» и CK-6-II «НИВА» и способы их устранения.

36. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕГУЛИРОВКИ ПЛАТФОРМЫ-ПОДБОРЩИКА НА УБОРКЕ ЗЕРНОВЫХ

Основные неиспарвности зерноуборочных комбайнов СК-5 «НИВА» и CK-6-II «НИВА» и способы их устранения.

37. КОРРЕКТИРОВКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕГУЛИРОВОК МОЛОТИЛКИ
Корректируют технологические регулировки молотилки в порядке, установленном в таблице 37 (под цифровым обозначением подразумевается очередность проведения регулировок комбайна). После каждой регулировки в отдельности проверяют результаты. Каждая регулировка не должна вносить более 5 % отклонений в работе молотилки

Мнение эксперта: Как избежать битого зерна

Битое зерно увеличивает потери урожая и может привести к снижению стоимости зерна. В чем причина дробления и как избежать последствий этого явления? Ответ на этот вопрос вы получите в статье, предоставленной сельскохозяйственным институтом города Бингена, Германия.
Бичи молотильных барабанов заятавляют зерна быстрее продвигаться по молотилке. Если набравшие скорость зерна неудачно ударяются о подбарабанье, то они разбиваются. Процесс дробления зерна усиливается, если в молотилке отсутствует защитный слой соломы, то есть при неполной загрузке молотилки.

Проблеме дробления зерна при обмолоте начали уделять внимание всего лишь несколько лет назад. Факт, который мало кто знает - экономические потери, связанные с битым зерном, могут легко превзойти потери в клавишном или роторном механизме, или очистке. Все, что не покидает комбайн с соломой, попадает в зерновой бункер. Это может довольно прилично сказаться на продажной цене. Где-то в 2011 г. к дискуссии присоединились конструкторы и инженеры. Дело в том, что приблизительно в это же время на рынке увеличилась доля аксиальных комбайнов. В плане дробления зерна роторные комбайны показывают себя зачастую лучше, чем классические тангенциальные молотилки.

Действительно ли ротор обмолаживает бережнее?

Процессы, связанные с обмолом, в принципе, одинаковы у всех конструкций - это удар, трение и центрифугирование. Но в зависимости от агрегатов, используемых при обмолоте и сепарации, могут иметься существенные различия.

Клавишные комбайны с тангенциальной молотилкой производят обмолот в большей степени ударно. При этом неважно, имеют ли эти комбайны дополнительные сепарирующие роторы для сепарации в виде ускорителей (Claas, Sampo) или центробежных сепараторов (Deutz-Fahr, Fendt, John Deere, Massey Ferguson, New Holland). У всех комбайнов длина пути обмолота между молотильным барабаном и подбарабаньем ограничена. На этом участке происходит интенсивный обмолот и сепарация.
У гибридных комбайнов за тангенциальной молотилкой установлены аксиальные роторы (Claas Lexion Rotor, John Deere серии С). Эффективность сепарации остаточного зерна с помощью роторов во много раз выше, чем у клавишных соломотрясов. Поэтому, даже при конструктивно одинаковых молотилках в пространстве между декой и барабаном всегда будет находиться гораздо больше соломы, что уменьшает интенсивность дробления зерна.

Что плохого в комбайне Нива ск-5? Все плюся и минусы.

Наиболее удачные конструкции машин со временем обрастают легендами и становятся своего рода символами эпохи. Вместе с тем, многие из них успешно работают и выпускаются до сих пор. Одного из таких «долгожителей» мы и рассмотрим в обзоре. Узнаем, чем примечательно устройство легендарного комбайна «Нива СК-5».

История создания

Вся конвейерная «жизнь» этой машины связана с заводом «Ростсельмаш». Еще в конце 1950-х годов местные инженеры довели до конвейера самоходный СК-3. Для предприятия это был прорыв — до этого там выпускали только прицепные агрегаты.

«Тройка» имела большие резервы, чем и воспользовались конструкторы, «выдавшие» в 1962 году более производительную модель СК-4. Она получилась на редкость удачной, собрав массу наград на различных агровыставках.

Столь успешное шасси и послужило основой для «пятерки». Ее разработка и обкатка заняли немало времени — первые серийные СК-5 выпустили лишь в 1970 году, и еще 3 года новинка выпускалась параллельно с уже знакомым комбайном.

Столько же времени понадобилось для доводки первого ходового экземпляра — «прототип» был готов еще в 1967 году.

Где применяют комбайн

Основная «сфера деятельности» данной модели — уборка и первичная переработка зерновых. За счет довольно компактных габаритов и маневренности комбайн отлично подходит для обработки узких участков или же условий сложного рельефа.

Существует и версия для слабонесущих, влажных грунтов. Это машина с полугусеничным ходом, которая тоже освоена заводом.

Опытные механизаторы знают, что в «стесненном» поле привычным «Нивам» нет равных — в таких условиях они дадут фору более мощным импортным комбайнам.

Технические характеристики

Чтобы понять, чем привлекателен комбайн СК-5 «Нива», рассмотрим актуальные технические характеристики выпускаемой ныне базовой модели:

  • двигатель: шестицилиндровый рядный дизель с наддувом, четырехтактный;
  • мощность (л. с): 155;
  • частота вращения барабана (об./мин.): 2900;
  • количество ножей: 64;
  • объем бункера (л): 3000;
  • скорость разгрузки (л/с): 40;
  • разгрузочная высота (м): 2,6;
  • тип очистки: двухрешетная;
  • ширина жатки (м): 5;
  • общая длина соломотряса (м): 3,6, состоит из 4 компонентов;
  • молотильный механизм: барабанного типа;
  • диаметр барабана (м): 0,6;
  • тип наклонной камеры: транспортер;
  • длина (м): 7,60;
  • ширина (м): 3,93;
  • высота (м): 4,1;
  • сухая масса (т): 7,4.

Двигатель комбайна

Современные «Нивы» оснащаются дизелем марки ММЗ —

Д.260.1 . Этот движок объемом в 7,12 л отлично подходит для различных работ.

Дело в том, что у него неплохой запас по крутящему моменту (622 Н/м), который обеспечивает хорошую тягу даже под полной нагрузкой или при проходе сложного участка.

Мотор можно «раскрутить» до 2100 об./мин., но на практике стараются «поймать» средние (порядка 1400) обороты — в таком режиме достигается пик мощности.

Жидкостное охлаждение незаменимо для полевых работ, в этом плане минский дизель предпочтительнее «воздушников».

В качестве «сердца» данной машины также могут выступать и такие моторы, как:

  • СМД-17К и СМД-18К (оба — по 100 л. с.);
  • 120-сильные СМД серий 19К, 20К и 21К с наддувом.

Все они выполнены по рядной схеме с 4 цилиндрами, но проигрывают «шестикотловому» ММЗ по мощности и расходу — у них он немного выше.

Ходовая часть

Эта группа узлов включает в себя 2 моста: ведущих колес и управляемый.

Конечно, первый сложнее по конструкции.

О н скомпонован из

  • коробки передач;
  • муфты сцепления;
  • дифференциала;
  • блока с тормозом;
  • 2 бортовых редукторов;
  • непосредственно колес.

Коробка передач популярного комбайна модели «Нива» СК-5 — трехступенчатая, оснащена 3 валами и комплектом шестерен, 2 из них сделаны подвижными (как каретки) и крепятся на приводной вал.

Первая «прихватывает» первую передачу, а вторая — вторую и третью скорости. После включения передачи «свободные» шестерни блокируются специальным механизмом.

На приемный шкив приводного вала коробки ставится ведомый диск муфты сцепления, тогда как выжимной при помощи 12 пружин поджимает его к внутренней стороне шкива. Если сцепление выключается, муфта освобождает ведомый диск и перенаправляет вращение на КПП.

  • жесткой балкой;
  • поворотными кулаками;
  • трапецией в блоке с гидроцилиндром;
  • колесами.

Колесные полуоси держатся в торцах балки посредством шкворней и шарниров. На самих полуосях коническими подшипниками прикреплены ступицы.

На всех модификациях комбайна установлен клиноременной привод. Проще говоря, момент от мотора передается на шкив коробки передач ремнем, а управляется весь этот процесс при помощи вариатора.

Эта система, смещая диск ведущего блока, перемещает ремень по шкиву, тем самым меняя ширину ручья. Сам ремень при этом съезжает поглубже либо выводится «на кромку» (тогда диаметр увеличивается).

Работа механизма регулируется золотником гидрораспределителя, ручка от которого выведена в кабину. Чтобы дать полный ход, ее переводят до упора вперед, а для сброса скорости — отводят назад.

восстановление комбайна Нива

Вопросы задавать можно только после регистрации. Войдите или зарегистрируйтесь, пожалуйста.

короче нужно по пунктам исключать всё

спасибо игорь за ответ. очень все подробно описали.
будем потихоньку исправлять все поломки. видимо бункер на самом деле придется снимать. столько на самом деле работы. мне аж страшно становится)).

работая, делаешь лучше, чем можешь

Вот ещё небольшой совет;когда будете ставить барабан по центру подложите с обоих сторон досечки между барабаном и каркасом.Иначе при затягивание гаек конуса подшипника барабан смещается.
Дроблёнка в бункере из-за того как писал Игорь.повторюсь:Большие обороты барабана,маленький зазор между барабаном и подбарабанья на выходе.Зазор помоему 18:3 на пшиницу.Попробуйте прокрутить барабан от руки с таким зазором.Если задевает значит вал барабана согнут.были случаи.А этих,"лётчика со штурманом"гоните.Наймите КОМБАЙНЕРА.

спасибо большое за ответ.
постараемся ничего не упустить и все сделать. а хорошего комбайнера найти сейчас очень сложно.

работая, делаешь лучше, чем можешь

говорят корпус поведен , что будет и дальше так дробить. на корпусе комбайна с левой стороны даже видно как барабан прошоркал каркас комбайна. краска даже сгорела. хорошо обошлось без пожара.. сам барабан относительно центра почему-то также смещен немного влево.

У меня была такая проблема , но только на доне , решил я её простым натяжением подкоса молотилки (это такая тяга с резьбой на двух концах , крепится с обоих сторон молотилки к мосту).

зерно колотое в бункере.

Так же проверьте натяжение транспортёров элеваторов

спасибо, вот найду человека чтобы всё это отремонтировал и будем делать..

работая, делаешь лучше, чем можешь

Добрый день! По поводу дробленного зерна могу сказать следущее, необходимо немного доработать домолот зерна. У меня была такая же проблема, но мне ребята на тут подсказали, в этом году все отлично, дробленного зерна нет, просто немного с соломой идет и сорника чуть больше, но это лучше чем дробилка

Увидел в прессе СК-5. Ностальгия обуяла.

СК-5 «Нива» — марка самоходного зерноуборочного комбайна, производимого в СССР заводом «Ростсельмаш» c 1970-го года, и производимого там же в настоящее время под маркой «Нива-Эффект».
Обозначение СК-5 — Самоходный Комбайн пропускной способностью 5 кг/с.
Комбайн СК-5 «Нива» являлся самым распространённым зерноуборочным комбайном в СССР и, своего рода, «визитной карточкой» советского сельхозмашиностроения.

Я работал на таком 4 сезона в мехотряде. А один раз даже полностью перебирал дизель. Собрал из 2-х один в условиях "на поле". Ничего не было, даже прокладки выстукивал из листа картона зубильцем по старому блоку.
Мы сразу исправляли надпись "НИВА" на "НИНА", "ПИВА!" и прочие в том же духе. Переделывали закрывание копнителя на ручной привод, ибо автомат было настроить сложно. Потом, после сдачи комбайна во сне дома жмешь педаль выброса и сразу рукой дергаешь.
Работал только на подборе, мотовило ни разу не вешал.
Комбайнеру положен помощник для всякого-разного. Мы его называли кто как — рулевой, штурман, табуретка, соня. Почему штурман? Потому как название его старое — "штурвальный", это тот, кто на прицепных комбайнах регулировал барабан. Тогда его функции были другими — выдрать зайца из шнеков. Не натурального, конечно. Зайцем называли стожок колосьев, который забивал шнек и мог застрять переда барабаном. На снимках этот момент есть — штурман проворонил зайца и комбайн стал. В руках у штурмана палка. Вообще, должен быть такой мини-багор. Типа здоровенной кочерги.

Если палка, то он сто пудов не мог просто зайца вытащить своевременно. Значит командир — комбайнер — редкий дятел. Надо соню вооружать правильно.
Подборщик, кстати, старого образца. На нем я впервые в жизни увидел деревянные подшипники. Деревянные, Карл! Их надо было вываривать в обработке. И там железки такие полусогнутые, а пальцы подборщика — стальные пружины. Типа как на колючей проволоке или коза из пальцев. И эти штуки — и щитки и пальца — протирались насквозь. Мы их "покупали" с доноров со свалки. А иначе валок проваливается.
Потом, особенно на "Донах" стали ставить ленточные. Те вообще сказка — берут чисто, валок растребушивают, зазор сами держат.

Почему "соня", кстати?
Потому как если комбайнер опытный, то если поймал зайца, надо вовремя остановить подачу, врубить реверс. Если не получилось выдернуть — дергаешь особым образом комбайн задней передачей, жатка дергается на подвесах и заяц вылетает.
Бывало, правда, заяц пролетал, но тогда надо резко бросить рычаг регулировки барабана вниз, а когда заяц проскочит опять поднять. Неэкономно, да. Зато комбайн не стоит. А погоды вещь была не то, что щас — дожди за дождями. Лето было довольно мокрым. И простой комбайна выливался в гнилье в валках.
Так вот. Соня потому, как если комбайнер опытный, то штурман спит в скирде или в посадке. Не нужен он опытному.
Этот комбайн на снимках уже переделан по моде. Сняты с "Колоса" жалюзи и поставлены на кабину. Изначально на Ниве жалюзей не было. Да и по мелочи понавешано много.
У меня, например, вся кабина была увешана фарами с тракторов. Штук 10 было. Генератор пришлось ставить от трактора большой. Зато едешь ночью — люстра, а не комбайн. За мной уступом шли остальные — поле освещалось полностью. Куда там джиперы!
Работа тяжелая, утомительная, грязная.
У меня было два комбеза. Один синий рабочий, другой черный из дома. Я их стирал и ходил постоянно в свежем. А так ребята до чирьев ходили — бани то, особо не было, мы же не местные, мы — мехотряд.
Так вот, брал бак с крышкой или молошный бидон на 40 литров. В него комбез, воду, чуть-чуть соляры и строгал туда хозяйственное мыло. Закупориваешь и ставишь между бункером и двиглом поближе к роевне. Там он 14 часов и бултыхается. Температура у двигла под 100 градусов. Отмывалось все. К концу сезона и черный, и синий комбезы были белые. Потом сольешь грязь, под колонкой пополоскаешь комбез и опять уже с чистой водой в бак. А к концу смены вешаешь его в кабине. Фортку откроешь и за вечер-ночь-утро он как порох сухой. Переоделся, грязный в "стиралку" и вперед.
Носил я всегда обрезанные под "флотские" кирзачи с головками из кожи. По стерне никакая другая обувка не держится весь сезон.
"БИтва за урожай" это не красное словцо.
Постоянно были убитые и раненые. В нашем отряде за 4 года был только один перевертыш без жертв. А так и штурвальные с кабины или бункера слетали в жатку, и руки открывало в грохотах или в барабане, под мотовило попадали. Мало ли. Однажды у соседей комбайнер заснул за рулем и комбайн снес столб электропередач. Штурвального убило на месте, а комбайнера вытащили. Много было порубленных шнеками в бункерах.
Мы в зерне спали, когда умаешься, и в зерно. Оно теплое, почти горячее и спишь. Только кабину на замок, а то придет дятел и включит шнек разгрузочный. И привет.
Комбайны гнали всегда своим ходом. Колонна — 6-8 машин, жатка занимает всю дорогу. Как обгон легковушками, так целая история. Штурмана гонишь в щель между мотором и бункером и он смотрит сколько колесу до обрыва обочины. И орет. А ты прижимаешься и пропускаешь.
Иногда для машин с московскими номерами устраивали шоу. Передний едет прямо, ты уступаешь и легковушка проезжает вперед. Ты ее замыкаешь в колонне. А потом передний открывает копнитель, а ты включешь подборщик или мотовило и начинаешь загонять в копнитель машину. Там девки и водятел орут от ужаса, а мы ржем как кони. Мотовило — хрень в 5 метров, которая вращается. А копнитель — как гараж. Да еще зубья сверху, а снизу искры. Короче, жуть.
Дошутились, родню второго секретаря почти загнали. Крик был до небес. Но нам-то пофиг — все как один комсомольцы-добровольцы, отличники учебы, политически грамотные, приводов нет. Короче, взять не за что. Да и ректор был свой — с физмата. Нахрен послал и все.
А еще история.
В перестройку был сухой закон. А за 10 бункеров в день полагалась премия, по-моему свыше 20 тонн. Местные они куркулье, они в одно рыло работали. И денег было дохрена, поэтому парторг развозил водку. Прямо на поле.
Так вот, у нас тоже эта система была. А система учета — талонная, талон подписал, отдал водиле, тот сдает на току. Вот мы и берем на несколько комбайнов талоны и хреначим. Причем неопытных комбайнеров ссаживаем к соням и сажаем опытных штурманов. Я как раз тогда табуреткой был. Ссадил новичка и хреначил сам. Две-три бутылки за день бухла. Потом кто-то сболтнул и лавочку прикрыли.
А так — едешь по полю, рука правая постоянно то на пониженную-повышенную, то на положение жатки. И подбираешь валок, если затык — делаешь как выше и опять пошел.
У нас самая высокая была скорость обработки — на второй повышенной гоняли. А качество обмолота — выше среднего. Все же с физмата, процесс представляем полностью, и не в лом, как местным, поработать руками — ногами. Потом по жалобе местного куркулья нас ставили на урожайность 7-8 центнеров с га. Это пустота. Степь ковыльная. И все равно их делали, как мартышек за счет скорости.
А! Еще вспомнил!
У Нивы были раздельные тормоза на передние колеса. А педали объединялись такой планкой. Типа жмешь и обе педали нажимаются, но можно правым-левым тормозить. Этим мы пользовались когда надо зайца скинуть. Но еще как-то пришлось из мастерских гнать комбайн. А дожди шли вторую неделю и дорогу раскатало в жидкую скользкую глинистую массу. Трактор — Кировец — буксует. О беларуси вообще нет слов. Колесные — все, короче. А гусеничного нет.
Я выехал в колею, зажимаю один тормоз и даю газу. Комбайн вылазит из колеи, потом жму другой тормоз и опять газу. Комбайн как черепаха разворачивается и плюхается обратно, но проходит так метров пять-шесть. Так километр и гнал. Ехал час, наверное. Но доехал.
Председатель в шоке был.
Вот такие дела.

Комбайн нива дробит зерно причина

Мал зазор между барабаном и подбарабаньем

Велика частота вращения ба­рабана

Проверить и снизить часто­ту вращения барабана

Неравномерная подача хлеб­ной массы жаткой и наклонной камерой

Большой зазор между бара­баном и подбарабаньем

Загрязнены клавиши соло­мотряса или ячейки подбара­банья

Мала частота вращения бара­бана

Повреждены рабочие поверх­ности планок подбарабанья или бичей барабана

Проверить и отрегулиро­вать жатку и цепи транс­портера наклонной камеры

Уменьшить зазор между ба­рабаном и подбарабаньем

Очистить клавиши соло­мотряса и подбарабанье

Увеличить частоту враще­ния барабана

Износ рабочих кромок бичей барабана и планок подбара­банья

Заменить бичи барабана

Мал зазор между барабаном и подбарабаньем, солома силь­но измельчается

Велика частота вращения ба­рабана

Загрязнены клавиши соло­мотряса и решетки подбара- банья

Деформированы жалюзи со­ломотряса

Увеличить зазор между барабаном и подбарабань­ем

Уменьшить частоту враще­ния барабана

Отрихтовать жалюзи соло­мотряса

Мала частота вращения вен­тилятора

Недостаточное открытие жа­люзи верхнего решета

Увеличить частоту враще­ния вентилятора

Увеличить угол открытия жалюзи верхнего решета

Солома слишком измельчена

Недостаточная частота вра­щения вентилятора

Увеличить зазор между барабаном и подбарабань­ем, снизить частоту враще­ния барабана

Увеличить частоту враще­ния вентилятора

Колосовой шнек перегру­жен мелким ворохом

Недостаточная частота вра­щения вентилятора

Увеличенные зазоры между гребенками верхнего решета и удлинителя

Увеличить частоту враще­ния вентилятора

Отрегулировать зазоры между гребенками верхнего решета и удлинителя

Звездочки одного контура находятся не в одной плоско­сти

Установить звездочки в одной плоскости, при необ­ходимости отрихговать ва­лы и оси

Неправильно выбрано поло­жение ножевой опоры относи­тельно ножей ротора

Затупились ножи ротора

Изменить угол наклона но­жевой опоры

Проверить остроту ножей ротора и ножевой опоры, при необходимости пере­ставить ножи другой сторо­ной или заменить

Неправильно выбран угол наклона дефлектора относи­тельно земли

Изменить угол наклона де­флектора

Недостаточное проходное сечение между направляю­щими лопатками дефлектора

Демонтировать направля­ющие лопатки через одну и развести их в максималь­ную ширину разброса из­мельченной соломы

1 Проверить крепеление клавиш в подшипниковых опорах. При необходимости произвести подтяжку бол­товых соединений.

Регулировки комбайна «Нива»


Комбайны

Отечественные фермеры знают не понаслышке, насколько надежный и производительный комбайн «Нива». Ведь каждый сезон данный комбайн выполняет большой объем работы на полях, тем самым принося пользу владельцам. Далее рассмотрим основные регулировки, которые необходимо производить на «легенде» сельскохозяйственной техники.

Регулировка силового агрегата

Периодически необходимо проверять надежность крепления головок цилиндра. Часто гайки откручиваются. Поэтому, следует их подтягивать. Для надежного крепления головки цилиндра, гайки закручивают моментом силы около 200 Н-м. Также должное внимание требует регулировка зазора клапанов. Для точного выставления зазора между клапанами и коромыслами регулировку нужно выполнять на холодном двигателе. Величина зазора между выхлопным и всасывающим клапаном составляет 0,4 мм.

Последовательность действий следующая:

  1. Выключают сцепление на силовом агрегате.
  2. Включают нейтральную скорость.
  3. Крышку головки цилиндра снимают.
  4. Приводят в действие декомпрессор.
  5. Не торопясь проворачивают коленвал, пока два вышеуказанных клапана не откроются и закроются.
  6. Установочный винт извлекают из картера маховика. Переворачивают его не нарезной частью и обратно устанавливают в маховик. Далее нажав на винт, коленвал необходимо медленно проворачивать. Это делается до тех пор, пока винт не попадет в глухое отверстие этого же маховика. Эти действия помогут определить положение 1-го цилиндра в конце такта сжатия.
  7. Декомпрессор выключают. С помощью щупа определяют зазор между бойками цилиндра и стержнями клапанов. Если зазоры большие, производят регулировку.

Для регулировки зазоров необходимо: удерживать винт регулировки коромысла отверткой, попустить контргайку и одновременно попускать болт регулировки, тем самым по щупу подгонять нужный зазор между клапанами первого цилиндра. Контргайки полностью затягивают, чтобы проверить выставленные зазоры. В случае надобности, по указанному алгоритму зазоры снова выставляются.

Регулировка тормозов на комбайне «Нива»

Регулировка производится на холодных тормозных барабанах. Также обязательным условием регулировки является правильно настроенные подшипники на осях колес. Что проверить состояние подшипников, нужно поднять домкратом ведущую ось, а под задние колеса подложить упоры. Спереди колесо снимают и осматривают подшипники узла оси колеса. Если необходимо, редуктор снимают и регулируют конические подшипники.

Регулировки комбайна «Нива»

Главный тормозной цилиндр комбайна «Нива»

Подробнее о регулировке. Проверка величины зазора осуществляется щупом. В тормозной колодке между накладной и барабанном пропускают щуп 0,2 мм. В случае большого зазора, в обязательном порядке его уменьшают. Регулировка производится за счет 4-х колпаков корпусов тормозных цилиндров, которые поворачивают. После регулировки, следует проверить правильность выполнения работ – воздействуют нажатием на педаль тормоза, затем снова проверяют величину зазора. Если зазор не увеличился, все сделано верно.

Регулировка зазоров молотильного устройства

Работа на агрегате «Нива» может выполняться с разного рода зерновыми культурами, поэтому возникает потребность настройки зазоров на молотильном устройстве. В ходе полевых работ это можно выполнить (регулировку) с помощью соответствующего рычага. Следует указать регулировки, установленные на заводе: входные-18 мм; зазор между бичами барабана, основой деки и передней планкой-14 мм; на выходе-2 мм. В целях безопасности молотильный барабан комбайна «Нива» следуют прокручивать руками, это позволит убедиться в правильности выполнения регулировок без создания аварийной ситуации. Зазор между этими двумя элементами должен быть равным с обеих сторон.

Регулировки комбайна «Нива»

Регулировка бункера под зерно

Равномерность заполнения бункера зерном зависит от правильной регулировки. Её воспроизводят с помощью подвижного витка вдоль вала, конечное (нужное) положение фиксируют с помощью шплинта.

Настройка электростартера

Стартер СТ 350Б настраивают за счет винта кнопки включения, которую следует предварительно включить. Диапазон регулировки составляет 1-4 мм. Обязательным условием регулировки, является положение рычага – необходимо отвести его до упора. Стартер типа СТ 100 подразумевает настройку с помощью реле. Необходимо от реле отсоединить толстый провод и к выводам подключить лампу. Далее устанавливается прокладка между упорным кольцом и шестерней. Прокладка имеет толщину 16 мм. После этого потребуется привести в действие реле стартера на 24 В. В ходе срабатывание реле, шестерня перемещается и контактирует с прокладкой. Обязательное условие: лампа не горит, она играет роль сигнализатора о не замкнутых контактов реле.

Выполняют повторное включение реле, предварительно установив прокладку толщиной 11,7 мм. В результате лампа загорается, являясь доказательством замкнутости контактов. Регулировочный винт следует послабить, если лампа в случае прокладки 11,7 мм не загорается. И наоборот, винт затягивают на пару оборотов в якорь реле, если лампа получает питание с прокладкой, толщина которой 16 мм. Стартер типа СТ 352Д не нужно регулировать.

Видео

Рекомендации предназначены для руководителей агрономической, инженерно-технической и экономической служб сельхозпроизводящих хозяйств всех форм собственности. Рекомендации разработаны доцентом Ставропольского государственного аграрного университета

11) велика скорость движения комбайна, вследствие чего подача хлебной массы в молотилку превышает пропускную способность комбайна.

9.3. Определение потерь зерна в недомолоченных колосьях

Пробу в количестве 50 вымолоченных колосьев берут соответственно:

1) из различных мест копны, если комбайн оборудован навесным копнителем;

2) на соломотрясе при использовании комбайнов, оборудованных измельчителем, разбрасывающим солому по полю;

3) на пяти метрах длины валка, если комбайн укладывает солому на землю.

Колосья вымолачивает вручную, подсчитывает их количество и сравнивает с допустимым, которое определяет по табл. 8.

Максимально допустимые потери зерна в солому из-за недомолота

(при допустимых потерях 0,5 %) в 50 вымолоченных колосьях, шт.

Среднее число зерен в одном колосе, шт.

Максимально допустимое число зерен в пробе, шт.

Если окажется, что действительные потери зерна выше агротехнических допусков, указанных в таблице 8, то поиск причин этого ведут с учетом ниже приведенных сведений:

1) недостаточная частота вращения барабана молотильного аппарата;

2) большие зазоры в молотильном аппарате;

3) перекос деки (разные молотильные зазоры по ширине молотилки);

4) прогиб поперечных планок деки, обуславливающий завышенные зазоры посередине молотилки;

5) изношены рифы бичей барабана или поперечные планки деки;

6) разные зазоры между отдельными бичами барабана и поперечными планками деки;

7) порционная подача хлебной массы в молотильный аппарат вследствие: завышенного зазора между спиралями шнекового транспортера и корпусом жатки;

большего зазора между пальцами граблин мотовила и спиралями шнекового транспортера жатки;

излишнего зазора между ветровым щитом жатки и упорами наклонной камеры; малого зазора между пальцами пальчикового механизма шнекового транспортера и корпусом жатки;

8) подача хлебной массы выше пропускной способности из-за завышенной скорости комбайна;

9) чрезмерно сырая хлебная масса.

10. Регулировка очистки

Наиболее частая ошибка в наладке очистки заключается в том, что потери зерна в полову стараются предотвратить, прежде всего, регулировкой жалюзи верхнего решета не учитывая, что главной причиной этих потерь является неправильная регулировка молотильного аппарата (установка излишне жесткого режима его работы). Только после правильной наладки молотильного аппарата в соответствии с конкретными условиями работы приступают к регулировке очистки.

10.1. Комбайн «Нива»

Сложность регулировки очистки заключается в том, что регулировочных устройств у очистки комбайна «Нива» девять, а критерий оценки один - потери зерна в полову. Поэтому нужно очень хорошо представлять сущность и назначение каждой регулировки.

1. Частота вращения вентилятора. Количество воздуха, подаваемого вентилятором на очистку, должно быть достаточным не только для выноса легких примесей из молотилки, но и для того, чтобы удержать ворох над верхним решетом во взвешенном состоянии.

Излишняя частота влечет вынос в полову зерна вместе с незерновой частью вороха. Кроме того, при этом много зерна поступает в колосовой шнек и сильно травмируется при повторном обмолоте.

При недостаточной частоте вращения вентилятора ворох "плывет" по решету, не расслаиваясь, вследствие чего часть зерна не имеет возможности провалиться через всю толщу не взвешенного в воздухе вороха и выносится вместе с половой.

Следовательно, частоту вращения вентилятора устанавливают такой, при которой все зерно на верхнем решете проваливается через его жалюзи на первых двух третях его длины. Это предотвратит поступление зерна на задний конец нижнего решета и сход его в колосовой шнек. Поступление единиц полноценного [зерна в колосовой шнек свидетельствует о правильном выборе частоты вращения вентилятора.

2. Положение переднего конца нижнего решета по высоте. Передний конец нижнего решета делит воздушный поток, созданный вентилятором, на два потока - на обдув верхнего и нижнего решет. Опускание переднего конца решета увеличивает подачу воздуха на обдув верхнего и уменьшает - на обдув нижнего решет. Прибегают к ЭТОЙ регулировке в двух случаях. Опускают передний конец вниз в случае, когда при максимальной частоте вращения вентилятора сила дутья (скорость воздушного потока) оказывается недостаточной для взвешивания зернового вороха над верхним решетом. Такая необходимость возникает при попадании на очистку большой отсыревшей массы, особенно с попаданием зелени сорняков, что характерно на уборке засоренных хлебов прямым комбайнированием.

Поднимают передний конец нижнего решета, когда при установке минимальной частоты вращения вентилятора сила дутья оказывается излишней и обуславливает выдувание зерна в полову. Такая необходимость возникает на уборке "прихваченных" суховеем хлебов, а также на уборке культур с легковесными семенами (гречиха, просо и т.п.).

Регулировку осуществляют за счет перестановки болтов крепления переднего конца нижнего решета по отверстиям, предварительно вывернув гайки до выхода из пазов боковин нижнего решетного стана.

3. Степень открытия жалюзи верхнего решета. При излишнем открытии жалюзи происходит перегрузка нижнего решета, что влечет появление в бункере сорного зерна и сход с нижнего решета зерна в колосовой шнек, обуславливая повышение механического повреждения зерна из-за повторного поступления в молотильный аппарат.

При недостаточном открытии жалюзи верхнего решета зерно не успевает выделиться на нем и поступает в колосовой шнек и в полову.

Кроме этого, открытие жалюзи снижает сопротивление воздушному потоку и равносильно увеличению частоты вращения вентилятора. В связи с тем, что эти две регулировки взаимосвязанные, степень открытия жалюзи верхнего решета устанавливают в зависимости от убираемой культуры и ее состояния.

С помощью регулировочного механизма угол наклона жалюзи можно изменять в пределах 0-45 градусов.

4. Угол наклона удлинителя. При малом угле наклона облегчается работа колосового шнека и элеватора, так как ворох по удлинителю движется быстро и тонким слоем. Однако при этом зерно и особенно колосья могут не успеть выделиться и уйдут в полову.

С увеличением угла наклона удлинителя повышается время пребывания массы на задней части верхнего решета и на удлинителе, что способствует лучшему выделению зерна и колосьев. Но при излишнем увеличении угла ухудшается чистота зерна в бункере за счет перегрузки нижнего решета и повышается загрузка колосового шнека. Здесь следует учитывать и то, что с увеличением угла наклона удлинителя масса скапливается у перехода к нему и расслоить ее воздушным потоком практически невозможно. В связи с этим конец нижнего решета и начало удлинителя выключатся из работы, так как в этих местах зерно и колосья, находящиеся в верхней части вороха, не имеют возможности выделиться, "пробившись" через всю толщу скопившейся массы.

При поступлении на очистку большой сырой массы, что чаще всего бывает на подборке сырых валков и в начале уборки, удлинитель поднимают, фиксируя во втором положении сверху, а при поступлении сухой массы - опускают в третье положение. На уборке хлебов в самое верхнее и нижнее положения удлинитель не ставят.

Угол наклона удлинителя изменяют, переставляя крепящий болт в одно из четырех отверстий. При этом угол наклона удлинителя становится равным 35, 26, 17 и 8 градусов.

5. Степень открытия жалюзи удлинителя. При выполнении этой регулировки стремятся обеспечить улавливание всего зерна, которое по каким-то причинам не выделено на верхнем решете, а также улавливание всех недомо-лоченных колосьев.

При малом открытии жалюзи возникают потери зерна и колосьев в полову, а при завышенном - усложняется работа молотильного аппарата из-за перегрузки его сходами из колосового шнека. В последнем случае возможно еще и забивание колосового элеватора, особенно утром и вечером, когда масса отсыревает, а также при уборке сыроватой массы.

С помощью регулировочного рычага можно установить шесть размеров щели в пределах от 0 до 30 мм. На уборке хлебов величину щели регулируют в

41 узких пределах 12-16 мм. При этом верхние пределы используют при поступлении на очистку большой сырой массы.

6. Положение щитка обдува (регулируемого козырька) на скатной_дос-ке. При малом выдвижении щитка задний конец удлинителя не будет в достаточной степени продуваться воздушным потоком, что станет причиной потерь зерна и колосьев в полову, а при излишнем выдвижении щитка назад полова, выходящая из удлинителя, будет закрывать выход воздуха через щель между удлинителем и щитком. Это обусловит излишнее продувание удлинителя и связанные с этим потери зерна и колосьев в полову.

Оптимальным выдвижением щитка считают такое, при котором его конец будет лицеваться с обрезом удлинителя при заднем положении верхнего решетного стана. Поэтому к такой регулировке прибегают лишь в случае, когда приходится изменять угол наклона удлинителя. Регулируют за счет смещения щитка по скатной доске, предварительно ослабив гайки-барашки стяжных винтов.

7. Угол наклона скатной доски колосового шнека. Его подбирают таким, чтобы масса на удлинителе находилась во взвешенном состоянии, благоприятствуя проваливанию зерна и колосьев через щели между жалюзи удлинителя. Практически регулировка сводится к выбору оптимальной величины щели между щитком и удлинителем. Чем меньше эта щель, тем меньше воздуха выходит через нее и больше поступает на обдув удлинителя.

При низком положении щитка ухудшается обдув удлинителя, в результате чего не все зерно и колосья улавливаются, так как из не взвешенной над удлинителем массы труднее им выделиться.

При малой величине щели зерно и колосья выдуваются в полову, так как почти весь попадающий воздух направляется на обдув удлинителя.

Величину щели между щитком и удлинителем устанавливают поменьше, но чтобы не было потерь зерна и колосьев в полову. Такая регулировка одновременно снижает загрузку колосового элеватора и предотвращает его забивание, а также уменьшает загрузку молотильного аппарата.

Величину щели регулируют в пределах 5-30 мм, изменяя угол наклона скатной доски, предварительно ослабив затяжку гаек-барашек крепления ее к боковым панелям молотилки.

Эта регулировка является главной в предотвращении потерь зерна и колосьев в полову,

8. Положение заднего конца нижнего решета по высоте. Таким образом регулируют угол наклона нижнего решета. В нормальных условиях уборки его крепят в среднем (третьем) отверстии. При опускании переднего конца нижнего решета на уборке сырых хлебов задний конец оставляют в среднем положении. Установленный таким образом увеличенный угол наклона решета способствует лучшей работе за счет увеличения времени пребывания массы на нем. Если же передний конец поднимают на второе отверстие, то поднимают и задний конец на второе отверстие. В противном случае время пребывания массы на нижнем решете резко уменьшается и часть зерна не успеет выделиться и уйдет в колосовой шнек.

9. Степень открытия жалюзи нижнего решета. При малом открытии жалюзи часть зерна не успевает выделиться на решете и идет сходом в колосовой шнек с вытекающими отсюда негативными последствиями.

Увеличением открытия жалюзи можно устранить сход зерна в колосовой шнек, но при излишнем открытии ухудшается чистота зерна в бункере.

Поэтому жалюзи открывают лишь настолько, чтобы выделение зерна закончилось на самом заднем конце решета, обеспечивая таким образом наивысшую чистоту зерна в бункере и исключение поступления полноценного зерна в колосовой шнек.

Регулировочным механизмам можно установить угол открытия жалюзи в предела 0-45 градусов.

Регулировку осуществляют за счет перестановки болтов крепления заднего конца нижнего решета по отверстиям, предварительно вывернув гайки до выхода из пазов боковин нижнего решетного стана.

Комбайн нива дробит зерно причина

Схема работы машины на поле должна быть такой, чтобы нескошенное поле оставалось справа, а общее направление полег-лости находилось примерно под углом 45°.

Для повышения качества уборки и производительности комбайна следует как можно меньше передвигаться по направлению полег-лости хлеба, поперек склона и борозд от вспашки, а также при сильном попутном ветре.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

В начальный период движения комбайна по полю особое внимание должно быть уделено выбору регулировок и режимов работы мотовила. При уборке высоких и густых хлебов, а также прямостоящих или с незначительной полеглостью мотовило выставляют так, чтобы нижняя часть траектории граблин была удалена от режущего аппарата по высоте примерно на 1/2 срезаемой части стебля. Вынос мотовила по горизонтали при уборке высоких и густых хлебов должен быть минимальным. Убирая культуры с нормальным хлебостоем, его размещают между минимальным и средним положениями.

В зависимости от состояния хлебостоя на длине гона изменяют положение мотовила относительно режущего аппарата.

При уборке хлебов (ниже 40 см) нижняя часть траектории граблины должна быть удалена от режущего аппарата по высоте примерно на >/в срезаемого стебля (на граблины крепят планки), а вынос мотовила по горизонтали — минимальным. С этой целью для низкорослых и разреженных хлебов отъединяют штоки гидроцилиндров. Приближают мотовило к шнеку жатки и фиксируют специальными штырями.

При уборке полеглых хлебов концы граблин слегка касаются почвы. Вынос мотовила по горизонтали максимальный.

Для уточнения выбранной до начала движения по полю скорости вращения мотовила следует учитывать, что для активной подачи стеблей к режущему аппарату она должна быть больше скорости Движения комбайна. Однако при чрезмерном ее превышении возрастают потери зерна от выбивания.

Критерием правильно выбранной скорости вращения мотовила считается допустимый уровень потерь за жаткой и нормальное про. текание процесса подвода стеблей к режущему аппарату. При нед0. статочной скорости вращения мотовила стебли заваливаются граблинами вперед по ходу движения.

При работе жатки с копированием рельефа на ровном участке поля перепад высоты среза, стеблей у левой и правой боковин не более 100 мм. В противном случае регулируют механизм уравновешивания.

По всей ширине захвата жатки не должно быть несрезанных или вырванных с корнем стеблей, а в пальцах режущего аппарата-защемленных растений. Для этого устраняют неисправности всех сегментов и противорежущих пластин и проверяют крепление пальцев и прижимов.

При уборке в оптимальные агротехнические сроки для нормального стеблестоя суммарные потери зерна за жаткой не должны превышать 0,5%, а для полегших хлебов — 1%.

Чтобы определить потери за жаткой, нужно из собранных потерь отнять естественные (до прохода комбайна).

Число зерен рассчитывают, исходя из массы 1000 зерен, равной 40 г. с учетом потерь свободного зерна и из потерянных колосьев.

Если потери больше допустимых, необходимо уточнить ранее выбранные регулировки по высоте среза, положению и скорости вращения мотовила и механизма уравновешивания жатки.

для получения уплотнений между проставкой и наклонной мерой, а также наклонной камерой и молотилкой ликвидируют ка£ЛИ через которые теряется зерно.

НИ Проверяют зазоры между шнеком и днищем платформы, между

еком и отсекателем на ветровом щите и угол наклона пальцев пальчикового механизма. Технологический процесс при равномерной подаче массы от шнека к наклонной камере должен проходить без закусывания массы (под шнеком) и переброса ее (через шнек).

Контроль качества работы подборщика включает проверку заданной высоты и подбора валка, а также определение потерь. При укладке валка на нормальной по высоте и густоте стерне подборщик устанавливают так, чтобы пальцы граблин прочесывали зону ниже валка. Если последний размещен на низкой стерне или частично проваливается, то его опускают на землю. При этом пальцы граблин должны касаться почвы и активно подбирать провалившиеся стебли.

Частоту вращения подборщика регулируют с таким расчетом, чтобы потери были минимальными и не превышали допустимых пределов.

Потери за подборщиком определяют как разницу между потерями зерна в месте укладки валка и потерями за жаткой. Ориентировочные данные по нахождению потерь за подборщиком приведены в таблице 17.

Дробление зерна увеличивается с уменьшением зазоров и увеличением частоты вращения молотильного барабана. Комбайны «Дон» оборудованы автономным домолачивающим устройством, которое практически не дробит зерно колосовых культур.



Уровень потерь регулируют зазором в подбарабанье и скоростью молотильного барабана. Характер этих зависимостей у комбайнов «Дон» и «Нива» аналогичен.

Если колоски при обмолоте не переламываются (не перегружают очистку), то для снижения недомолота следует увеличить частоту вращения молотильного барабана. В случае повышенного недомолота в полове целесообразно вначале уменьшить зазор в подбарабанье, а затем при необходимости снизить частоту вращения.

При нормальных условиях потери свободным зерном в соломе не должны превышать 1%. Их уровень регулируют зазорами в подбарабанье и скоростью вращения барабана. С увеличеним частоты вращения последнего улучшается интенсивность обмолота и сепарация зерна через деку. Вместе с тем возрастает дробление зерна (рис. 2). При уборке сухих хлебов колоски переламываются. Необмолоченные колоски перегружают очистку и домолачивающее Устройство.

При уборке влажных хлебов или хлебов, колосья которых при обмолоте не переламываются, целесообразно увеличивать частоту вращения молотильного барабана в сочетании с уменьшением зазора в подбарабанье.

Повышая интенсивность сепарации зерна через деку как на сухом, так и влажном хлебостое, не следует создавать очень жестких режимов работы, при которых сильно перебивается и расщепляется солома. Это неизбежно приведет к резкому снижению сепарации зерна на соломотрясе и перегрузке очистки соломистыми частицами, а следовательно, повысит суммарные потери за молотилкой комбайна.

Очистка считается наиболее сложным и ответственным агрегатом. В отличие от комбайнов «Нива» и «Колос» в комбайнах «Дон» используют автономное домолачивающее устройство. Из него продукты поступают непосредственно на очистку, а не на соломотряс. В связи с этим резко снижено дробление семян и повышена эффективность работы сепаратора грубого вороха.

Уровень потерь недомолотом и свободным зерном в полове регулируют открытием жалюзи решет и удлинителя верхнего решета; частотой вращения вентилятора и барабана; зазорами подбара-банья.

При повышенных потерях свободным зерном и недомолотом в полове необходимо проверить фракционный состав вороха на стрясной доске. Если на ней более 10 необмолоченных колосков в 1 м, то изменяют частоту вращения барабана и зазоры в под-барабанье. При наличии малого числа открывают жалюзи верхнего решета и его удлинителя и устанавливают нужную частоту вращения вентилятора.

Необмолоченные колоски могут идти в потери как от избытка воздуха на очистке (выдувание колосков), так и от его недостатка (сход колосков в плотном слое вороха). Критерием избытка воздуха служат потери свободным зерном в полове с преобладанием щуплых зерен.

В противном случае на очистке возникнет многократная циркуляция вороха колосовой фракции. Она приведет к значительному увеличению его подачи. Потери за очисткой резко возрастают.

Во избежание циркуляции вороха увеличивают частоту вращения вентилятора до максимально возможной (решета при этом целесообразно регулировать до наибольших растворов жалюзи). Такой режим работы очистки способствует не только сокращению потерь недомолотом и свободным зерном, но и уменьшению залипания решет при уборке влажных и засоренных хлебов.

Чистоту бункерного зерна оценивают визуально. Если при благоприятных погодных условиях и нормальной влажности зерна в бункере отсутствуют колоски или их очень мало, а примесь половы незначительна, то засоренность соответствует агротехническим требованиям (не более 3%).

Чистота бункерного зерна зависит от массы зерна полного бункера. Ее уровень регулируют степенью открытия жалюзи решет и удлинителя верхнего решета, а также скоростью вращения ротора вентилятора.

При повышенной засоренности зерна колосками и соломистыми частицами нужно уменьшить степень открытия жалюзи нижнего решета, а при засоренности половой -увеличить частоту вращения вентилятора.

Для сокращения колосков в бункере не следует повышать частоту вращения молотильного барабана — это может привести к интенсивному обламыванию сеперации растений в начале деки. Наиболее эффективными мерами служат уменьшение зазора в подбарабанье и частоты вращения барабана.

Для контроля уровня потерь свободным зерном в соломе и полове и выбора рациональных регулировок молотилки комбайна используют сигнализатор изменения интенсивности потерь.

Выбирают скорость комбайна, обеспечивающую его максимальную производительность при допустимом уровне потерь зерна (по Ранее изложенным рекомендациям). С помощью рукояток настраивают сигнализатор так, чтобы на световом табло горели лампочки расположенные в средней части.

Затем при движении выбирают поочередно оптимальные значе-ния зазоров в подбарабанье и частоты вращения барабана, а при остановке регулируют очистку. Число включенных лампочек на индикаторе должно уменьшиться. В результате этого скорость движения увеличивают и наоборот. На каждой вновь установленной регулировке необходимо проехать не менее 100 м или выгрузить не менее двух копен соломы.

Все перечисленные регулировки уточняют в поле в зависимости от условий работы.

Следует отметить, что на оптимальный режим работы комбайна влияют многие факторы. К наиболее важным относятся высота среза и скорость движения комбайнов.

Читайте также: