Кривые барабаны ваз признаки

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Овальность и биение новых барабанов.

Всем добрый день! Не нашел подходящей темы, поэтому спрошу здесь, прошу извинить если напутал.
Машинка неон2 2.0 АКПП 2000 г.в.

Задние тормоза плоховато работали, при этом при торможении, когда скорость уже очень низкая, ощущались небольшие рывки. Списывал на овальность барабанов, их износ и т.д.

В общем, решил все перебрать. Снял барабаны, ступицы, тарелки. Тарелки отпескоструил и покрасил, поставил обратно. Поставил всё новое: тормозные цилиндры, колодки, пружинки, барабаны, тормозные шланги (все запчасти Raybestos). Проложил новые медные трубки.
Рывки при торможении пропали, неон стал тормозить еще и задом)))

Но есть беда: если поддомкратить заднее колесо, чуть раздвинуть колодки, то слышно, как барабан трёт об колодку, при этом не равномерно, а крутишь колесо, и в одном месте чирк-чирк. При езде, если не сильно тормозить, то отчетливо слышно чирк-чирк-чирк. Такая беда на обоих задних колесах. Если при езде нажать тормоз посильнее, то чирк-чирк исчезает.

Такое ощущение, что барабаны не круглые, а яйцеобразные. Съездил на станцию ТО, дали заключение что овальность задних тормозов 25-30%.

Проверял подшипники, люфта нет, гула нет, на скорости никаких посторонних звуков не появляется. После такого ремонта проехал около 1000км и ничего не изменилось.

Куда смотреть? Бракованные барабаны? Или может что-то другое (вопрос только что)?

Буду благодарен за любые советы)
Спасибо.

nstvsn, когда ты все это поменял, сколько км назад?

nstvsn, не уверен, но могу предположить что притрутся. хотя 25-30% это наверное довольно большой овал(

nstvsn, когда ты все это поменял, сколько км назад?

1000 км назад примерно

nstvsn, не уверен, но могу предположить что притрутся. хотя 25-30% это наверное довольно большой овал(

Тоже так думал, так уже и проехал нормально.

Барабаны на станок к токарю.

попробуй ослабь колесо и прокручивая его, естественно желательно с помощником), несколько раз слегка притормози и затяни его "по новой". часто это помогает. барабаны отцентруются на ступице.

поставь здт. эффективность лучше. ничего не трет, нигде не овалит

Всем добрый день! Не нашел подходящей темы, поэтому спрошу здесь, прошу извинить если напутал.
Машинка неон2 2.0 АКПП 2000 г.в.

Задние тормоза плоховато работали, при этом при торможении, когда скорость уже очень низкая, ощущались небольшие рывки. Списывал на овальность барабанов, их износ и т.д.

В общем, решил все перебрать. Снял барабаны, ступицы, тарелки. Тарелки отпескоструил и покрасил, поставил обратно. Поставил всё новое: тормозные цилиндры, колодки, пружинки, барабаны, тормозные шланги (все запчасти Raybestos). Проложил новые медные трубки.
Рывки при торможении пропали, неон стал тормозить еще и задом)))

Но есть беда: если поддомкратить заднее колесо, чуть раздвинуть колодки, то слышно, как барабан трёт об колодку, при этом не равномерно, а крутишь колесо, и в одном месте чирк-чирк. При езде, если не сильно тормозить, то отчетливо слышно чирк-чирк-чирк. Такая беда на обоих задних колесах. Если при езде нажать тормоз посильнее, то чирк-чирк исчезает.

Такое ощущение, что барабаны не круглые, а яйцеобразные. Съездил на станцию ТО, дали заключение что овальность задних тормозов 25-30%.

Проверял подшипники, люфта нет, гула нет, на скорости никаких посторонних звуков не появляется. После такого ремонта проехал около 1000км и ничего не изменилось.

Куда смотреть? Бракованные барабаны? Или может что-то другое (вопрос только что)?

Буду благодарен за любые советы)
Спасибо.

У меня так же чирк-чирк-чирк на обоях колесах и так же не равномерно а с одной стороны,все новое так же поставил и трет.

nstvsn написал(а):

Всем добрый день! Не нашел подходящей темы, поэтому спрошу здесь, прошу извинить если напутал.
Машинка неон2 2.0 АКПП 2000 г.в.

Задние тормоза плоховато работали, при этом при торможении, когда скорость уже очень низкая, ощущались небольшие рывки. Списывал на овальность барабанов, их износ и т.д.

В общем, решил все перебрать. Снял барабаны, ступицы, тарелки. Тарелки отпескоструил и покрасил, поставил обратно. Поставил всё новое: тормозные цилиндры, колодки, пружинки, барабаны, тормозные шланги (все запчасти Raybestos). Проложил новые медные трубки.
Рывки при торможении пропали, неон стал тормозить еще и задом)))

Но есть беда: если поддомкратить заднее колесо, чуть раздвинуть колодки, то слышно, как барабан трёт об колодку, при этом не равномерно, а крутишь колесо, и в одном месте чирк-чирк. При езде, если не сильно тормозить, то отчетливо слышно чирк-чирк-чирк. Такая беда на обоих задних колесах. Если при езде нажать тормоз посильнее, то чирк-чирк исчезает.

Такое ощущение, что барабаны не круглые, а яйцеобразные. Съездил на станцию ТО, дали заключение что овальность задних тормозов 25-30%.

Проверял подшипники, люфта нет, гула нет, на скорости никаких посторонних звуков не появляется. После такого ремонта проехал около 1000км и ничего не изменилось.

Куда смотреть? Бракованные барабаны? Или может что-то другое (вопрос только что)?

Буду благодарен за любые советы)
Спасибо.

У меня так же чирк-чирк-чирк на обоях колесах и так же не равномерно а с одной стороны,все новое так же поставил и трет.

Подпись автора

то же самое было. менял всё барабаны, пружины, рычажки, колодки, цилиндры, трубки, колодки. несколько регулировок и всё гут. ещё вопрос как собрать там рычажок подогнуть там пружинку куда нужно запихнуть(нижняя пружина должна быть запихнута за пластину, если оставить снаружи будет чиркать). на сегодняшний день проблема решена, зад тормозит лучше чем было, а по лету буду колхозить здт от другого авто.

Да, пока ищу в городе токаря, кто сможет проверить барабаны

попробуй ослабь колесо и прокручивая его, естественно желательно с помощником), несколько раз слегка притормози и затяни его "по новой". часто это помогает. барабаны отцентруются на ступице.

Интересный вариант, обязательно попробую. Вообще заметил, что барабаны на сведенных колодках имеют небольшой люфт, т.к. как бы болтаются немного. Это из-за разных диаметров отверстий в барабане и колесных болтов, выступающих из ступицы.

поставь здт. эффективность лучше. ничего не трет, нигде не овалит

Ага, но мне надо было раньше об этом думать

. ещё вопрос как собрать там рычажок подогнуть там пружинку куда нужно запихнуть(нижняя пружина должна быть запихнута за пластину, если оставить снаружи будет чиркать).

Немного не понял вопроса.
Нижняя пружина - это которая колодки стягивает?

Отредактировано nstvsn (21.01.2016 17:13)

то же самое было. менял всё барабаны, пружины, рычажки, колодки, цилиндры, трубки, колодки. несколько регулировок и всё гут. ещё вопрос как собрать там рычажок подогнуть там пружинку куда нужно запихнуть(нижняя пружина должна быть запихнута за пластину, если оставить снаружи будет чиркать). на сегодняшний день проблема решена, зад тормозит лучше чем было, а по лету буду колхозить здт от другого авто.

зачем от другого? от неона встают без переделок

Немного не понял вопроса.
Нижняя пружина - это которая колодки стягивает?

Отредактировано nstvsn (Сегодня 17:13)

Да. Она была сверху плашки и её визуально было видно, а должно быть не видно. Тереть перестало. Кстати насчёт проточить, я не представляю что там точить? Сколько миллиметров стенка барабана, если там яйцо - токарь не поможет, понимаю диски точить, но барабаны.

зачем от другого? от неона встают без переделок

За неоноские тормоза просят 20т.р. и там миллион деталей, 2 пары подлодок куча пружинок, а довольно не распространённые комплектующие - диски колодки с соответствующей ценой. Просто экономически нецелесообразно.

Да. Она была сверху плашки и её визуально было видно, а должно быть не видно. Тереть перестало. Кстати насчёт проточить, я не представляю что там точить? Сколько миллиметров стенка барабана, если там яйцо - токарь не поможет, понимаю диски точить, но барабаны.

Токарь чтобы проверить
Оба барабана покупались в магазине, все отметки, документы ввоза и т.д., т.е. магаз нормальный, и хочу проверить действительно ли брак, первый раз с таким сталкиваюсь.

Жду выхов, потом в гараж

Токарь чтобы проверить
Оба барабана покупались в магазине, все отметки, документы ввоза и т.д., т.е. магаз нормальный, и хочу проверить действительно ли брак, первый раз с таким сталкиваюсь.

Жду выхов, потом в гараж

По идее штанген циркулем можно проверить? А так идея хорошая, только магазины просят документ что вы устанавливали эту деталь в специализированном тех центре иначе могут отказать в гарантии, и порой на некоторые расходники гарантии либо нет, либо срок короткий, тут нужно уточнять.
И по опыту владения автовазовской продукцией, при овальных барабанах нет трений и шорканий, просто педаль выбрирует торможение плохое, а здесь может в центровке дело.

По идее штанген циркулем можно проверить?

У меня есть штангель цифровой, но думаю будет коротковат немного) Хотя если проставку какую использовать, то может и получится измерить

И по опыту владения автовазовской продукцией, при овальных барабанах нет трений и шорканий, просто педаль выбрирует торможение плохое, а здесь может в центровке дело.

Из моего опыта у меня педаль вибрировала, если было биение передних дисков.
На неоне на старых барабанах при скорости 20км/ч если тормозить, то машина тормозила небольшими рывками, как бы то сильнее, то слабее, при одном и том же усилии на педаль. Сейчас такого нет, торможение полностью плавное, педаль не бьет Но шорканье раздражает, а пассажиров пугает

По поводу центровки: думаю над этим второй день и скорее всего в ней и будет дело. На колесные болты, что торчат из ступицы, надо одеть что-то вроде проставки, чтобы разность диаметров отверстий барабана и болтов не позволяли вызвать люфт.
Попробую сначала чуть изоленты намотать, если поможет, то выточу проставки из пластика какого

Shine54 написал(а):

По идее штанген циркулем можно проверить?

У меня есть штангель цифровой, но думаю будет коротковат немного) Хотя если проставку какую использовать, то может и получится измерить
Shine54 написал(а):

И по опыту владения автовазовской продукцией, при овальных барабанах нет трений и шорканий, просто педаль выбрирует торможение плохое, а здесь может в центровке дело.

Из моего опыта у меня педаль вибрировала, если было биение передних дисков.
На неоне на старых барабанах при скорости 20км/ч если тормозить, то машина тормозила небольшими рывками, как бы то сильнее, то слабее, при одном и том же усилии на педаль. Сейчас такого нет, торможение полностью плавное, педаль не бьет Но шорканье раздражает, а пассажиров пугает

По поводу центровки: думаю над этим второй день и скорее всего в ней и будет дело. На колесные болты, что торчат из ступицы, надо одеть что-то вроде проставки, чтобы разность диаметров отверстий барабана и болтов не позволяли вызвать люфт.
Попробую сначала чуть изоленты намотать, если поможет, то выточу проставки из пластика какого

по идее продаются специальные центрующие кольца для ступицы. на кожуховской например

Могут ли задние тормоза вызывать вибрацию на руле при торможении?

Не, из-за задних тормозов руль бить не будет. Просто у Самар система тормозов диагональная.
Советую прокачать тормоза (всю систему).
Если было раньше, значит какая-то сторона спереди хватала раньше. Теперь возможно добавилось маленько воздуха в зад - раз сбивал, значит одна сторона (или обе) заднего рабочего цилиндра были расперты и возможно попал воздух (или отпустили регулировочные эксцентрики и ход задних колодок неодинаков).
А так как у Самар система тормозная идет по диагонали, а не контур зад- контур перед. То усилился захват того контура который схватывал ранее, второй еще больше ослаб. Т.е. НАПРИМЕР, передний левый с задним правым захватывался раньше, а потом правый передний с левым задним. Теперь правый (пер.)-левый (зад) еще стали мягче из-за завоздушивания или регулировки эксцентриками, поэтому левый (пер) и правый (зад), теперь сильнее схватывает сначала пока не упрется, только тогда догоняется вторая диагональная пара.
Вариант:
1) прокачка тормозов с регулировкой задних эксцентриков (расстояние от колодки до барабана).
2) устранить причину захвата передних тормозов (возможно с заменой передних (переднего) цилинд-ров (-ра) если какой-нибудь прикис и не отходит в нормальное положение), ну и все равно установить задние эксцетрики, так чтобы расстояние между колодками и барабаном было одинаковое с обеих сторон.

Но скорее всего ПОКА просто поиграйся эксцентриками в задних барабанах.

1) вывешивай колесо (естественно обезопасся кирпичами под не вывешенную сторону)
2) прокручивай колесо и вращай эксцентрики (с обратной стороны барабана) пока не прижмет колодки к барабанам, потом отпусти на грань эксцентрика или более, так чтоб колесо свободно вращалось - запомни сколько отвернул (по граням болта).
3) Точно также сделай с другим колесом, отвернув на то же число граней болта.
Биение должно уйти. Ну если и останется небольшое, то пора глянуть на передние цилиндры. Возможно один или несколько прикисли или манжети износились и они (цилинры) выдвинуты далее чем нужно и поэтому одна сторона переда схватывает раньше.

Хотя возможно что на сервисе тебе наоборот правильно выставили эксцентрики, а ты имеешь закисшую переднюю сторону.
Но тут только гадать - извини не экстрасенс

Проверка состояния задних тормозных колодок и барабанов

Диагностика задних тормозных колодок и барабанов Лада Калина

В автомобилях Лада Калина за исключением версии «Спорт» на задней оси устанавливаются барабанные тормоза. Вечные споры о том, лучше ли они дисковых или хуже, не прекращаются. Однако у тормозной системы барабанного типа есть один неоспоримый плюс – фрикционные накладки изнашиваются медленнее. И все же проверять состояние задних тормозных колодок и барабанов надо регулярно – здесь тоже есть свои нюансы.

Преимущества и недостатки барабанных тормозов

Барабанные тормоза незаменимы на грузовых автомобилях и автобусах, так как позволяют добиться необходимого тормозного усилия для транспортных средств с большой массой. Причины же использования их на задней оси легковых автомобилей несколько иные.

  • Барабанные тормоза упрощают конструкцию механизма стояночного тормоза.
  • Они в меньшей степени подвержены износу из-за большей площади соприкосновения фрикционных накладок и барабанов.
  • Наконец, они менее критичны к дорожным условиям, так как надежно защищены от попадания внутрь пыли и влаги.

К недостаткам барабанных тормозов можно отнести их более медленное срабатывание и меньшую стабильность, являющуюся результатом неравномерного контакта фрикционной накладки и барабана. Также минусом барабанных тормозов можно считать их более сложную конструкцию. Так как проверить состояние задних тормозных колодок?

Диагностика состояния задних тормозных колодок

Конструкция тормозной системы в Калине предполагает наибольшую нагрузку на переднюю ось. При нажатии на педаль передний тормоз «схватывает» чуть быстрее. К тому же площадь соприкосновения передних тормозных колодок и дисков меньше, нежели задних колодок и барабанов. Именно поэтому задних тормозных может хватить и на 60 (и более) тысяч километров, при условии аккуратной езды. Проверка задних тормозных колодок заключается в минимально допустимой толщине фрикционных накладок, которая составляет 1,5мм. Однако до такого состояния их лучше не доводить.

Срок службы тормозных барабанов во многом зависит от типа колодок. Если они мягкие, то барабаны истираются медленнее, а вот сами колодки придется менять чаще. Максимально допустимый внутренний диаметр тормозного барабана на Калине – 201.5 мм. Если поверхность стерлась сильнее, барабаны требуют немедленной замены. Если диаметр очень близок к этому значению, лучше поменять барабаны сразу – замена задних тормозных колодок все равно предусматривает их снятие.

Диагностика задних тормозных колодок и барабанов Лада Калина

Есть пара нюансов, из-за которых на практике задумываться о замене задних тормозных колодок приходится чуть чаще. Первой из них является несколько более сложная конструкция самих колодок. Поверхность основания и фрикционной накладки в данном случае полукруглая, что усложняет их изготовление и снижает надежность крепления. Порой случается, что еще не износившиеся полностью фрикционные накладки отходят от основания, что требует их немедленной замены. Особенно часто такое случается с низкокачественными колодками.

Спасибо за подписку!

Часто задние тормозные колодки очень быстро выходят из строя, если владелец автомобиля не полностью отпускает стояночный тормоз. В данном случае в ходе движения колодки постоянно соприкасаются с тормозными барабанами, что аналогично работе точильного станка. Узнать о том, как подольше сохранить задние тормозные колодки в исправном состоянии вы можете в статье «Как продлить срок службы задних тормозных колодок и барабанов».

12 проблем с тормозами: простая диагностика своими силами

Тормозá, конечно же, придумали трусы — это скажет любой лихач. Но когда понимаешь, что с ними «что-то не так», садиться за руль становится страшновато: поездка может оказаться последней. Мысли типа «и так сойдет» гоним прочь: шутки кончились. Важно определить тип неисправности — хотя бы предварительно.

Большой свободный ход педали

Как правило, увеличенный свободный ход сопровождается ростом тормозного пути. Чаще всего это происходит, когда тормозная система «хватанула» воздуха; при этом после нескольких нажатий педаль как бы накачивается, становясь более тугой. По какой причине это произошло, вопрос отдельный, - систему в любом случае придется прокачивать, заодно определяя возможные утечки тормозной жидкости.

Иногда педаль становится свободной вследствие разбухания тормозных шлангов. Тот же эффект дают порванные нити корда шланга. Но подобное происходит только с левыми компонентами. Иногда может закипеть тормозная жидкость, но и это случается либо с откровенно некачественным продуктом, либо с очень старой тормозухой, которую вообще никогда не меняли.

Еще одна возможная причина — очень большое биение одного или нескольких тормозных дисков. Кроме того, может не работать автомат поддержания зазора в барабанных тормозных механизмах.

Очень жесткая педаль

Тугая педаль, короткий ход при нажатии… При торможении машина теряет курсовую устойчивость, норовя уйти в сторону. Чаще всего такое случается при заклинивании цилиндров суппорта в одном из контуров системы. Если машину никуда не заносит, а неприятность выражается только в резко возросшем усилии при торможении, виноватым может быть вакуумный усилитель тормозов или подводящий разрежение шланг.

Иногда повышенное усилие на педали вызвано применением низкокачественных тормозных колодок, а также чрезмерным загрязнением, замасливанием как самих колодок, так и поверхностей дисков или барабанов. Но такое случается довольно редко.

Еще возможен полный износ тормозных колодок или их обрыв. Бывает, что на поверхности дисков образуется ледяная или соляная корка. Не исключено и низкое качество накладок тормозных колодок, а также сильная коррозия тормозного диска (зачастую больше с внутренней стороны).

Горит индикатор неисправности тормозной системы

Чаще всего причина банальная — вроде низкого уровня тормозной жидкости в бачке или чрезмерного износа тормозных колодок, оснащенных соответствующими датчиками. Другой простейшей причиной может стать… включенный стояночный тормоз (бывает, что просто глючит концевик). Однако причиной понижения уровня могут быть и утечки тормозухи — их необходимо срочно ­выявить и устранить.

Стояночный тормоз неэффективен

Затянули рычаг, а машина всё равно пытается скатиться под уклон? В простейших случаях стояночный тормоз нужно просто нормально отрегулировать. Кроме того, может сказаться замасленность тормозных колодок. Бывает, что тросы заклинены в оболочках. Среди возможных причин встречаются замасленные диски или барабаны. Виноватым может быть полный износ колодок. А если стояночный тормоз не отпускает автомобиль, то, скорее всего, колодки примерзли или приржавели к тормозным барабанам.

Капризничает АБС

Неисправность любого из компонентов АБС приводит к отключению всей системы и загоранию символа неисправности системы в комбинации приборов. Автомобиль сохранит способность тормозить, причем интенсивность торможения в большинстве случаев не пострадает. Но важно то, что на скользком покрытии колёса будут блокироваться, а это риск потери курсовой устойчивости!

Машину уводит в сторону

Понятно, что в уводе автомобиля с курса могут быть виноваты не только тормоза — тут способны хулиганить и углы установки колес, и сами колёса, и рулевое управление. Однако же довольно часто вопросы возникают именно к тормозам, особенно если машину тащит вбок при торможении. Чаще всего виноваты заклинившие поршни в цилиндрах одного из контуров. Возможно подтормаживание колесá из-за ослабления болтов крепления направляющей колодок к поворотному кулаку, а также замасливание колодок или попадание на них тормозной жидкости.

Возможно, на поверхности колодок образовалась ледяная или соляная корка либо колодки просто намокли. Или не работает один из контуров тормозной системы — при этом педаль низкая и эффективность торможения невелика. Виноватыми могут быть также биение тормозного диска, износ ступичного подшипника и овальность тормозного барабана.

Ощутимая тряска, вибрации при торможении

Бывает, что при торможении машину сильно трясет — такая неприятность обычно случается с бывалыми автомобилями. Виноватыми могут оказаться биения колесной ступицы и тормозных дисков, люфты колесных подшипников, овальность тормозного барабана, подклинивание суппортов или рабочих цилиндров. Другие возможные причины: накладка тормозной колодки отслоилась от основания, ослабла или сломана стяжная пружина барабанных тормозов.

Перегрев тормозов

Такого рода неисправности обычно определяют по появлению запаха гари. Этому, как правило, сопутствует увеличившийся ход педали, которая стала казаться ватной, а также повышенный тормозной путь. Причиной перегрева может быть как излишне активная езда с постоянными торможениями, так и банальная забывчивость, то есть затянутый стояночный тормоз.

Кроме того, в число возможных виновников входят подклинивающие цилиндры и суппорты.

Чрезмерный износ дисков и барабанов

Понятно, что сам по себе износ в глаза не бросается. Однако же ему сопутствуют снижение эффективности торможения, высокое усилие на педали, а также загорание индикатора неисправности тормозов.

Причиной износа может быть как банальная старость автомобиля, так и стиль езды владельца, пользующегося педалями в режиме «вкл/выкл» — без промежуточных положений. Само собой, к повышенному износу способно привести заклинивание цилиндров и суппортов.

Шум при торможении

Высокочастотный шум, визг, свист могут возникнуть как при торможении, так — порой — и при обычном движении. Причина — нерасчетный режим трения фрикционного материала о рабочую поверхность тормозного диска. Виноватыми могут быть предельный износ тормозных колодок, сильная коррозия тормозного диска (причем часто с внутренней, «невидимой» стороны). Бывает, что накладка тормозной колодки отслоилась от основания. Список возможных причин продолжают загрязнение колодок, коробление диска вследствие локального перегрева, неправильное крепление колодок в суппорте, левые колодки или диски и т. п.

Неполное растормаживание всех колес

Обычно проявляется как отсутствие свободного хода педали тормоза. Возможные причины: неправильно отрегулирован вакуумный усилитель (допустим, при замене), разбухли манжеты в цилиндрах вследствие попадания посторонних агрессивных жидкостей, заклинило поршень в главном цилиндре из-за коррозии, сломалась пружина в ГТЦ.

При отпущенной педали тóрмоза одно из колес притормаживает

На подозрении следующие причины: заклинивание поршня колесного цилиндра, разбухание тормозных манжет, деформация тормозной трубки, ­заедание колодок из-за загрязнения направляющей, отслоение накладки тормозной колодки барабанного тóрмоза. Бывает, что ослабла или сломалась стяжная пружина колодок барабанного тормоза, перетянут стояночный тормоз, трос заклинен в оболочке.

Когда надо менять тормозные барабаны?

Любой автомобилист, садясь в свой автомобиль и перемещаясь из условной точки «А» в условную точку «Б», хочет быть уверенным в безопасности и надёжности всех систем, включая тормозную систему. Таким образом, замена неисправных тормозных барабанов – это не то техническое мероприятие, которое может быть отложено в долгий ящик. И лучше всего доверить замену барабанов рукам настоящих профессионалов, которые работают в нашем автосервисе.

Когда надо менять тормозные барабаны?
Когда надо менять тормозные барабаны?

    • Технические особенности тормозных барабанов
    • Когда надо менять тормозные барабаны?
    • Особенности замены передних тормозных барабанов в автосервисе
    • Когда меняют задние тормозные барабаны?
    • Как работают барабанные тормоза?
    • Факторы, влияющие на износ тормозных барабанов

    Всем автовладельцам известно, что безопасность всех участников дорожного движения напрямую зависит от исправной работы тормозной системы. Главная функция тормозной системы – реакция на изменение скорости и мгновенная остановка автомобиля в случае необходимости. Поэтому каждому водителю необходимо проверять неисправности системы и вовремя их устранять. Ряд комплектующих организован в целую систему, которая обеспечивает правильное торможение

    транспортного средства. В нашем автосервисе замену тормозных барабанов (передних и задних) произведут для вас на передовом оборудовании, с применением надёжных запчастей и расходных материалов. Кроме того, обслуживанием вашего автомобиля займутся настоящие профессионалы, которые могут гарантировать высокое качество проведённых работ.

    Технические особенности тормозных барабанов

    Барабанные тормоза придумал и разработал в начале 20-го века Луи Рено. С тех пор конструкция этих механизмов претерпела не так уж много изменений. Полностью заменить барабанные тормоза дисковыми не позволяют следующих неоспоримые достоинства тормозных барабанов:

    • Изнашивание тормозных колодок с такими тормозами идёт медленнее, чем с дисковыми, а значит вам придётся реже их менять.
    • Лучше взаимодействуют с ручным тормозом (по той причине, что некоторые автомбили и по сей день производятся с барабанными тормозами на задних колёсах).
    • Выделение тепла значительно ниже, чем у дисковых.
    • Не боятся плохих дорог и хорошо эксплуатируются в условиях бездорожья.

    Работают барабанные тормоза следующим образом:

    • Во время нажатия на педаль тормоза поршень тормозного цилиндра осуществляет прижим обеих колодок ко внутренней стороне барабана.
    • Верхняя пружина в это же время осуществляет прижим колодки к тормозному цилиндру.
    • Нижняя пружина осуществляет прижим колодки к неподвижному упору.

    Когда надо менять тормозные барабаны?

    Интервал замены тормозных барабанов бывает разным. Многое зависит от того, какими техническими и конструктивными особенностями характеризуется тормозная система, от качества материала барабанов, от эксплуатационных условий и стиля вождения. Производителями указывается расчётная периодичность, но в реальности всё может быть по-другому. В некоторых ситуация, даже если срок замены примерно известен, реальную срок исправной работы передних и задних барабанов установить достаточно сложно. Такого рода проблемы могут возникнуть, если человек приобрёл подержанный автомобиль. Не всегда и бывший владелец автомобиля знает, когда им последний раз осуществлялась процедура замены тормозных барабанов. Потому вам рекомендуем не терзать себя сомнениями, а сразу же после покупки машины заменить тормозные барабаны. Заметим, что своевременная диагностика и замена тормозов барабанного типа очень положительно скажется на длительности эксплуатации автомобиля и вашем комфорте в процессе его эксплуатации.

    Особенности замены передних тормозных барабанов в автосервисе

    Повышенное внимание необходимо уделить тормозным барабанам на передних колёсах, так как на них приходится львиная доля все нагрузки во время торможения автомобиля. Именно эти элементы довольно часто требуют первоочередной замены. И, как мы уже сказали, менять барабаны необходимо при первом же тревожном сигнале. Если этого не сделать сразу, то в дальнейшем это может привести к серьёзным сбоям в работе всей тормозной системы. В наши дни очень редко встречаются легковые автомобили с тормозными барабанами на передних колёсах. Современные тормозные системы чаще всего бывают двух типов:

    • С дисковыми тормозами на передней оси и барабанными на задней. Такой вариант характерен для отечественных и иностранных машин бюджетной и средней ценовых категорий.
    • С тормозами дискового типа на обеих осях. Данный вариант характерен для машин премиум-класса.

    Мастера нашего автосервиса выполнят для вас замену барабанных тормозов автомобиля на высоком профессиональном уровне!

    Когда меняют задние тормозные барабаны?

    Замена барабана на задних колесах – более частая и востребованная услуга на нашем автосервисе.

    Признаки неисправности тормозных барабанов

    Сигналы, которые заставляют автомобилистов обратиться в наш автосервис, следующие:

    • Колёса при торможении издают скрип, что свидетельствует о загрязнённости барабана;
    • Тормоза издают стук в момент их активации, что может сигнализировать об утрате тормозным барабаном своей изначальной формы;
    • Тормоза во время движения сильно нагреваются, что говорит про ослабление пружинок возврата на колодках;
    • Педаль торможения ходит слишком свободно, что сигнализирует о неправильном монтаж колодок;
    • При торможении машину уводит в сторону.

    Если какой-то из этих признаков неисправности был вами обнаружен, то вам необходимо быстрее обратиться в автосервис. Возможно, что вам будет необходимо поменять тормозные барабаны вашего автомобиля. После это безопасность и комфортность вашей езды заметно увеличатся.

    Как работают барабанные тормоза?

    Рассмотрим принцип работы барабанных тормозов. Барабан выполнен из металла и представляет собой плоскую чашку, которая крепится на ступицу. В процессе торможения ко внутренней стороне барабана прижимается тормозные колодки серповидной формы, что и вызывает торможение. Механизм, который прижимает тормозные колодки, основан либо на одном, либо на нескольких гидравлических цилиндрах. К исходному положению колодки тормозов возвращаются с помощью пружин. Помимо этого, конструкция барабанных тормозов содержит рычаг, который распирает колодки в момент постановки машины на ручной тормоз. На первых порах автомобилестроение использовало практически одни барабанные тормоза. Причиной такой популярности тормозов барабанного типа стало то, что их легче производить, так как в процессе изготовления деталей не требовалась идеальная точность. Да и механизм стояночного тормоза, основанный на барабанных тормозах, был намного более простым, чем на основе дисковых, вышедших сегодня на первое место.

    Факторы, влияющие на износ тормозных барабанов

    Основной вред тормозным барабанам приносят городские дороги, так как плотный поток машин и участки дороги со светофорами заставляют водителя довольно часто останавливаться. Меньше всего тормоза изнашиваются при езде по загородным трассам, где намного меньше ограничивающих движение автомобиля факторов.

    Когда надо менять тормозные барабаны?

    Важную роль играют также размеры и вес автомобиля, которые сильно влияют на состояние элементов тормозной системы. Чем больший вес у автомобиля, тем более серьёзная нагрузка возникает в момент торможения. Такой же эффект может возникнуть при перевозке тяжёлых грузов, большого числа пассажиров, езде в гористой местности и т.д. Задние тормозные барабаны требуют замены не так часто, как передние. Всё дело в том, что передние тормоза испытывают намного меньшую нагрузку. Именно поэтому любой водитель должен регулярно проверять передний механизм торможения. В автомобиле все узлы тем или иным образом связаны друг с другом. А потому, если из строя вышел какой-то один элемент, то это может отразиться не только на работе одного узла, но и всего автомобиля. Тоже самое можно сказать и о тормозных барабанах. Рекомендуем вам не пытаться установить тормозные барабаны своими силами, а обратиться за помощью в наш автосервис, где работают отличные, до тонкостей знающие своё дело, специалисты. Мы быстро обнаруживаем и устраняем любые неполадки, связанные с работой любого узла, в том числе и тормозных барабанов. Рекомендуем вам чаще проводить диагностику в нашем автосервисе, что поможет вам оперативно выявлять и устранять неполадки. С помощью наших квалифицированных специалистов вы сможете произвести замену тормозных барабанов в максимально сжатые сроки. Теперь вы знаете, что тормозной барабан – это один из важнейших компонентов не только тормозной системы, но и всего автомобиля. Чаще проверяйте этот узел на неисправность. Только так вы сможете обезопасить себя и близких вам людей от реальной опасности на дорогах, а также сэкономить на внеплановом ремонте.

    Когда и как заменить тормозные барабаны?

    Тормозная система — одна из самых важных во всей машине. Систематический контроль позволит избежать непредвиденных неисправностей и поломок, но из-за поступательного процесса работы некоторые компоненты системы просто изнашиваются.

    Отправляясь в дорогу, каждый водитель обязан проверить все ли исправно в автомобиле. При обнаружении неисправностей необходимо обратиться в автосервис. В 2020 году многие сервисы перешли в онлайн. Сегодня, большая часть автомобилистов выбирают сервис техосмотр онлайн, так как это удобно, не выходя из дома без очередей и за 3 минуты.

    Когда заменить тормозные барабаны?

    Тормозные барабаны являются частью тормозной системы, которая очень часто находится на задней оси автомобиля. К их основным элементам также относятся тормозные колодки, расширитель губок и разжимная пружина. Благодаря уменьшенным нагрузкам барабанные тормоза не требуют частой замены фрикционных компонентов, как в случае с дисковыми тормозами. Срок их службы во многом зависит от стиля вождения водителя. Специалисты говорят, что одного качественного набора барабанов должно хватить примерно на 100–150 тысяч километров.
    Однако помните, что лучшее решение — это всегда регулярно проверять отдельные компоненты автомобиля. То же самое касается тормозной системы и барабанов. Лучше проверить их состояние, чем узнавать внезапно, при периодических осмотрах автомобиля, о неисправностях. Кроме того, при необходимости замены барабанов рекомендуется использовать качественные продукты, которые обеспечат долгую и, прежде всего, бесперебойную работу автомобиля. К ведущим лидерам в данном сегменте продукции относятся производители: ATE, Brembo, TRW, Delphi и Bosch.

    Какие признаки износа тормозных барабанов?

    Есть довольно много факторов, которые могут способствовать выходу из строя тормозных барабанов. Что интересно, мы очень сильно влияем на самые распространенные. Речь идет о неправильной эксплуатации автомобиля, неправильной сборке и не качестве используемых комплектующих. Что еще влияет на состояние тормозных барабанов?
    Причиной снижения эффективности тормозных барабанов также могут быть падение давления в системе, неисправность системы АБС, неисправности автокорректора тормозов колес задней оси, а также повреждение управляющих и тормозных клапанов. К относительно частым неисправностям также можно отнести протечки в тормозном цилиндре, что также существенно влияет на правильную работу барабанных тормозов. Типичные симптомы этих неисправностей включают в себя сильное падение тормозного момента, резкое отклонение автомобиля в обе стороны при торможении и значительное истирание при торможении, вызванное износом губок.
    Вот почему так важен плановый осмотр барабанных тормозов. Это позволит избежать множества неприятных ситуаций в дороге. Челюсти изнашиваются быстрее всего. При замене барабанного тормоза целиком или отдельных компонентов не забывайте использовать только качественные запчасти от проверенных и уважаемых производителей, таких как Bosch, Delphi или Brembo.

    Как заменить тормозные барабаны?

    Замена тормозных барабанов — дело непростое и часто требует опыта, значительных знаний и специализированных инструментов. Для его замены необходимо снять автомобильное колесо и разобрать барабан. Обычно также необходимо открутить ступичные подшипники автомобиля и заменить колодки. Вышеупомянутые действия требуют отвинчивания рычага само регулятора губок, а также повторной сборки и правильной сборки этого элемента.
    Поскольку стояночный тормоз во многих случаях работает через барабанные тормоза, необходимо будет отсоединить его от губок, а затем переустановить и отрегулировать перед заменой. Это рекомендуется заменить демонтированной подшипник колеса с новым; редко многоразовый. Кроме того, нельзя забывать проверять уровень тормозной жидкости, которая находится в расширительном бачке на главном цилиндре. Также специалисты предлагают измерить температуру кипения тормозной жидкости, для чего мы воспользуемся специальным тестером. Кроме того, не будем забывать, что вся замена должна заканчиваться на пути диагностики, чтобы убедиться, что все было сделано правильно.

    2 thoughts to “Когда и как заменить тормозные барабаны?”

    Замена тормозных барабанов на ВАЗ 2110 классически простая процедура. Берём домкрат поднимаем с нужной стороны снимаем колесо. Единственным сложным моментом это может быть откручивание шпилек барабана и срыв тормозного барабана (поскольку очень часто они наглухо прикепают). А затем легкими постукивании молотка (так чтобы не повредить барабан, он хрупкий) снимаем и меняем тормозной барабан ВАЗ 2110, 2111, 2112 или же Калины, Приоры, Гранты (на всех этих авто процесс замены тормозных барабанов абсолютно одинаковый). Лучше всего такие постукивания совмещать вместе с равномерным вкручиванием шпилек в соответствующие отверстия в барабане. Главное не сорвать резьбу!

    При появлении одного из вышеперечисленных отклонений необходимо проверить состояние тормозной системы. При этом особое внимание стоит уделить как дискам, так и колодкам. Лучше всего это доверить квалифицированным специалистам сервисного центра. Систематическая проверка тормозных дисков требуется как на передних, так и на задних колесах. Помимо состояния поверхности, нужно измерить их толщину с помощью штангенциркуля. Допустимый для эксплуатации диапазон, как правило, указывается на тыльной стороне диска.

    Самостоятельно меняем тормозной барабан на ВАЗ 2107

    Никому не нужно объяснять, насколько для автомобиля важны надёжные тормоза. Это относится ко всем машинам, и ВАЗ 2107 не исключение. На задние колёса «семёрки» всегда устанавливались барабанные тормоза. Именно эта барабанная система из-за своей не слишком удачной конструкции доставляет владельцам «семёрок» массу проблем. К счастью, заменить такие тормоза вполне можно самостоятельно. Разберёмся, как это делается.

    Как устроены задние тормоза на ВАЗ 2107

    Задние тормоза «семёрки» состоят из двух важнейших элементов: тормозного барабана и тормозного механизма, находящегося в этом барабане. Рассмотрим каждый элемент подробнее.

    Тормозной барабан

    Во время езды автомобиля тормозные барабаны, прикреплённые к задним колёсам, вращаются вместе с ними. Это массивные металлические детали с отверстиями для крепёжных шпилек, расположенными по периметру барабана. На этих шпильках держатся и барабаны, и задние колёса ВАЗ 2107.

    Тормозные барабаны «семёрки»

    Вот основные размеры стандартного тормозного барабана «семёрки»:

    • внутренний диаметр — 250 мм;
    • максимально допустимый диаметр с учётом расточки — 252.2 мм;
    • внутренняя высота барабана — 57 мм;
    • общая высота барабана — 69 мм;
    • диаметр монтажный — 58 мм;
    • количество крепёжных отверстий для колеса — 4;
    • общее количество крепёжных отверстий — 8.

    Тормозной механизм

    Тормозной механизм «семёрки» закреплён на специальном тормозном щитке, а этот щиток, в свою очередь, надёжно прикручен к колёсной ступице. Вот основные элементы тормозного механизма ВАЗ 2107:

    • пара тормозных колодок с накладками из специального материала;
    • двухсторонний тормозной цилиндр (слово «двухсторонний» означает, что этот цилиндр имеет не один, а два поршня, которые выдвигаются из противоположных концов устройства);
    • две возвратные пружины;
    • тросик ручного тормоза;
    • рычаг привода ручного тормоза.

    Устройство задних тормозов ВАЗ 2107

    Две колодки в механизме задних тормозов стянуты возвратными пружинами. Между этими колодками располагается двухсторонний цилиндр. Последовательность работы тормозного механизма следующая. Водитель жмёт на тормоза. И тормозная жидкость начинает быстро поступать из главного гидравлического цилиндра в двухсторонний цилиндр в барабане. Двухсторонние поршни выдвигаются и давят на колодки, которые тоже начинают раздвигаться и упираются во внутреннюю стенку барабана, надёжно фиксируя устройство. Когда водитель снимает машину с «ручника», давление тормозной жидкости в системе резко снижается, а поршни рабочего цилиндра задвигаются обратно в корпус устройства. Возвратные пружины тянут колодки назад в исходное положение, освобождая барабан и позволяя заднему колесу свободно вращаться.

    Какие бывают барабаны

    Тормозной барабан — деталь ответственная, и требования к ней предъявляются чрезвычайно высокие. Особенно важными параметрами являются следующие:

    • точность геометрии барабана;
    • коэффициент трения внутренней стенки;
    • прочность.

    Ещё одним важнейшим параметром является материал, из которого сделан тормозной барабан. Таким материалом может быть либо чугун, либо сплав на основе алюминия. На «семёрках» в зависимости от года выпуска машины можно встретить как чугунные, так и алюминиевые барабаны.

    Чугунные барабаны для этого автомобиля считаются оптимальными (на ранних выпусках ВАЗ 2107 стояли именно чугунные барабаны). Чугун обладает наилучшим сочетанием прочности, надёжности и высокого коэффициента трения. Кроме того, чугунные барабаны обладают приемлемой стоимостью и просты в изготовлении. Недостаток у чугуна только один: повышенная хрупкость, что при езде по нашим ухабистым дорогам весьма актуально.

    Для решения этой проблемы производители ВАЗ 2107 предприняли следующий шаг: начали ставить на более поздние «семёрки» барабаны из сплавов на основе алюминия (причём именно из сплавов — в чистом виде этот металл очень мягок). А для сохранения высокого коэффициента трения внутренних стенок в алюминиевые барабаны начали устанавливать чугунные вставки. Однако такое техническое решение не встретило понимания среди автолюбителей. По сей день многие владельцы «семёрок» наилучшим вариантом считают именно чугунные барабаны, а не легкосплавные.

    Причины и признаки поломки заднего тормозного механизма

    У заднего тормозного механизма ВАЗ 2107 есть одна крайне неприятная особенность: он легко перегревается. Это обусловлено конструкцией этого механизма, которая очень плохо вентилируется. По заявлению производителей, задние тормоза «семёрки» могут гарантированно пройти без ремонта 60 тыс. км, в то время как передние тормоза — всего 30 тыс. км. На практике из-за вышеуказанного перегрева пробег задних тормозов несколько ниже, около 50 тыс. км. После этого водителю неизбежно придётся столкнуться со следующими явлениями:

      колодки в тормозном механизме изнашиваются частично или полностью, причём износ может наблюдаться как с одной стороны, так и с двух;

    Колодки полностью изношены

    С учётом всех этих моментов настоятельно рекомендуется проверять задний тормозной механизм каждые 20 тыс. км пробега и при необходимости проводить его профилактику. Особое внимание задним тормозам следует уделить при появлении следующих тревожных признаков:

    • при торможении появляется сильная вибрация машины, которую водитель ощущает буквально всем телом;
    • после нажатия на тормоза возникает сильный скрип, который со временем может перейти в оглушительный скрежет;
    • при езде наблюдается сильное «биение» как руля, так и тормозной педали;
    • эффективность торможения значительно упала, а тормозной путь стал намного длиннее.

    Все эти признаки говорят о том, что тормоза нуждаются в срочном ремонте или в серьёзной профилактике. Ездить с такими тормозами категорически нельзя.

    Трещины тормозного барабана

    Трещины — это настоящий бич всех тормозных барабанов, не только на «семёрках», но и на многих других машинах с барабанными тормозами. Подавляющее большинство тревожных признаков, перечисленных выше, появляются именно после растрескивания барабана. Особенно часто это происходит с чугунными барабанами. Дело в том, что чугун представляет собой сплав железа и углерода, в котором углерода содержится более 2.14%. Углерод придаёт чугуну невероятную твёрдость, но чугун при этом становится хрупким. Если водитель не отличается осторожным стилем вождения и очень любит с ветерком прокатиться по колдобинам, то растрескивание тормозных барабанов является лишь вопросом времени.

    Треснувший барабан

    Ещё одной причиной растрескивания барабанов является так называемая усталость металла. Если деталь длительное время подвергается циклическим знакопеременным нагрузкам, сопровождающимся скачкообразным изменением температуры (а тормозной барабан работает именно в таких условиях), то в такой детали рано или поздно появляется усталостная микротрещина. Увидеть её без электронного микроскопа невозможно. В какой-то момент эта трещина распространяется вглубь детали, причём распространение идёт со скоростью звука. В результате возникает большая трещина, не заметить которую невозможно. Треснувший барабан ремонту не подлежит. Во-первых, для сваривания чугуна в условиях гаража необходимо специальное оборудование и навыки, а во-вторых, прочность такого барабана после сварки будет существенно снижена. Так что вариант у автовладельца остаётся только один: заменить потрескавшийся тормозной барабан новым.

    Износ внутренних стенок барабана

    Износ внутренних стенок барабана — это естественный процесс, результаты которого хорошо видны после того, как машины пройдёт озвученные выше 60 тыс. км. Поскольку на внутренние стенки барабана периодически действует сила трения, создаваемая фрикционными накладками на тормозных колодках, внутренний диаметр барабана со временем неизбежно увеличивается. Эффективность торможения при этом снижается, потому что тормозные колодки слабее прижимаются к барабану. Последствия естественного износа устраняются с помощью проточки тормозного барабана и последующей регулировки тормозного механизма для обеспечения надлежащего прилегания колодок к внутренним стенкам.

    Канавки на внутренней поверхности барабана

    Появление канавок на внутренней поверхности барабана — это ещё одна распространённая проблема, с которой часто сталкиваются владельцы «семёрок». Дело в том, что задние тормоза на «семёрке» сконструированы таким образом, что в барабан иногда попадает грязь и мелкие камешки, особенно если водитель ездит преимущественно по грунтовым дорогам. Один или несколько камешков могут оказаться между тормозной колодкой и внутренней стенкой барабана. Когда колодка придавит камешек к внутренней поверхности барабана, он глубоко вдавливается во фрикционную накладку на тормозной колодке и остаётся там (материал фрикционных накладок довольно мягкий). При каждом следующем торможении застрявшие в колодке камни царапают внутреннюю стенку барабана.

    Царапины на барабане

    Со временем незначительная царапина превращается в большую борозду, избавиться от которой будет не так-то просто. Способ решения этой проблемы определяется глубиной появившихся канавок. Если водитель заметил их рано, и их глубина не превышает одного миллиметра, то можно попробовать избавиться от них с помощью проточки барабана. А если глубина канавок два миллиметра и более, то выход только один — замена тормозного барабана.

    О проточке тормозных барабанов

    Как было сказано выше, некоторые дефекты, возникшие во время эксплуатации тормозных барабанов, можно устранить с помощью так называемой проточки. Сразу следует сказать, что самостоятельно проточить барабан в условиях гаража не представляется возможным. Потому что для этого, во-первых, нужен токарный станок, а во-вторых, нужен навык работы на этом станке, причём навык серьёзный. Начинающий водитель вряд ли может похвастаться наличием станка у себя в гараже и соответствующими навыками. Поэтому вариант у него остаётся только один: обратиться за помощью к квалифицированному токарю.

    Проточка барабана

    Так что же представляет собой проточка тормозного барабана? Обычно она состоит из трёх этапов:

    • подготовительный этап. Токарь снимает примерно полмиллиметра металла с внутренних стенок барабана. После этого станок выключается, а барабан внимательно осматривается на предмет внутренних дефектов. Подготовительный этап позволяет определить общий уровень изношенности барабана и целесообразность дальнейшей работы. Иногда после подготовительного этапа выясняется, что проточка бесполезна из-за сильного износа, и барабан проще заменить, чем протачивать;
    • основной этап. Если после предварительной обработки выяснилось, что барабан изношен не сильно, то начинается основной этап проточки, во время которого токарь сглаживает и шлифует все мелкие трещины и канавки. В ходе этой работы с внутренних стенок барабана будет снято ещё около 0.3 мм металла;
    • заключительный этап. На этом этапе отшлифованная поверхность полируется с помощью специальной пасты. Эта процедура устраняет даже самые мелкие дефекты, которые не видны невооружённым глазом, а поверхность становится идеально ровной.

    Замена заднего барабана на ВАЗ 2107

    В подавляющем большинстве случаев замена барабана является единственным выходом для автовладельца. Исключением являются ситуации, перечисленные выше, когда проблему можно устранить с помощью проточки. Но так как далеко не у всех автолюбителей есть знакомый квалифицированный токарь, то многие предпочитают не возиться с восстановлением давно отжившей своё детали, а просто покупают новые барабаны и устанавливают их. Для установки нам потребуются следующие вещи:

    • новый барабан для ВАЗ 2107;
    • комплект накидных ключей;
    • крупная наждачная бумага;
    • домкрат.

    Последовательность замены

    Перед началом работы одно из задних колёс машины поддомкрачивается и снимается. Перед началом этой подготовительной операции необходимо убедиться, что машина надёжно зафиксирована противооткатными башмаками.

      После снятия колеса открывается доступ к барабану. Он держится на направляющих шпильках, которые на фото отмечены красными стрелками. Гайки на шпильках откручиваются. После этого барабан следует слегка потянуть на себя, и он сойдёт с направляющих.

    Направляющие шпильки барабана

    Снятие барабана с помощью болтов

    Очистка фланца

    Тормозной бачок «семёрки»

    Сдвигание колодок

    Установка нового барабана

    Видео: меняем задние барабаны на «классике»

    Итак, поменять тормозной барабан на «семёрке» — задача несложная. Она под силу даже начинающему автомобилисту, хотя бы раз державшему в руках монтировку и гаечный ключ. Таким образом автолюбитель сможет сэкономить около 2 тыс. рублей. Именно столько стоит замена задних барабанов в автосервисе.

    Читайте также: