Кто работает на камазе профессия

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Правильное наименование должности работника Камаз водить, и краном управлять и бурильным оборудованием и люлькой.

А по сути - водитель. Строго по ЕТКС, т.к. ГИТ на это обращает внимание при проверках и поправляет кадры, когда эту категорию работников обзывают типа: водитель-экспедитор и т.д. Водитель имеет льготы. И для их соблюдения в ПФР, например, должность должна звучать так, а никак иначе.

Ну коллеги, кто по-умней, дополнят меня)

„Миром правит не тайная ложа, а явная лажа.“ — Виктор Олегович Пелевин

Цитата
Светлана Ерошина написал:
водитель чего?

„Миром правит не тайная ложа, а явная лажа.“ — Виктор Олегович Пелевин

Цитата
Светлана Ерошина написал:
Водитель, и машинист крана манипулятора и машинист автовышки , автогидроподъемника

„Миром правит не тайная ложа, а явная лажа.“ — Виктор Олегович Пелевин

Цитата
Светлана Ерошина написал:
Помогите с правильным
Цитата
Светлана Ерошина написал:
Как совместить то в одно название?
Цитата
Светлана Ерошина написал:
Добрый день! Есть Камаз с краном манипулятором, бурильной установкой и люлькой. Есть сотрудник, который будет и Камаз водить, и краном управлять и бурильным оборудованием и люлькой. Помогите с правильным и подходящим названием должности в ШР для такого сотрудника
Цитата
pavelh написал:
эти два названия в одно через тире написать

„Миром правит не тайная ложа, а явная лажа.“ — Виктор Олегович Пелевин

Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 7 мая 2010 г. N 1357-6-1 О соответствии наименования должности, специальности, профессии наименованиям, указанным в квалификационных справочниках20 июля 2010

В Правовом управлении Федеральной службы по труду и занятости рассмотрено Ваше письмо от 16.04.2010 г. В пределах компетенции сообщаем следующее.

Требование о строгом соответствии наименования должности, специальности, профессии наименованиям, указанным в квалификационных справочниках, ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает только в отношении тех должностей, специальностей или профессий, с выполнением работ по которым в соответствии с федеральными законами связано предоставление льгот либо наличие ограничений. В отношении иных должностей, специальностей или профессий той же нормой предусмотрено, что наименование должности, специальности, профессии определяется в соответствии со штатным расписанием организации.

Другими словами, квалификационные справочники (в том числе, Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих) могут служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов, в частности, штатного расписания, то есть носить рекомендательный характер и наименования должностей в штатном расписании могут отличаться от наименований, указанных в данных справочниках.

По вопросу порядка присвоения разрядов охранникам рекомендуем обратиться в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Профессия – дальнобойщик. Чем занимаются водители грузовиков (а вы об этом не знаете) 15:25, 29 декабря 2020 Версия для печати


Чем занимаются дальнобойщики? Они водят грузовики, доставляют грузы в магазины и на заводы, следят за правильным оформлением документов – а еще пытаются разнообразить рабочие будни. И у них получается!

Дальнобойщик — это трудная и опасная профессия, требующая железных нервов, усидчивости и профессиональных навыков вождения. Обязанностей у дальнобойщиков много: помимо управления автомобилем, им необходимо контролировать погрузку и выгрузку, заниматься оформлением документов и следить за состоянием грузовика. Но рабочая рутина утомляет, поэтому в рейсах дальнобойщики занимаются не только тем, чего требуют от них работодатели.

Согласно нормам РТО, водитель обязан работать не более 9-10 часов в сутки и обязательно устраивать себе выходные – даже если дальнобойщик находится вдали от дома. Эти правила соблюдаются далеко не всегда, но свободное время у водителей всё же есть: работать без отдыха нельзя (да и невозможно). Как проводят свободное время российские дальнобойщики? Попробуем ответить на этот вопрос, вспомнив наши прошлогодние публикации.

Дальнобойщики ведут блоги…

Многие дальнобойщики ведут видеоблоги и имеют свои каналы на YouTube. Для кого-то это развлечение, способ рассказать о себе, пообщаться с коллегами и познакомиться с интересными людьми. Но у некоторых водителей получается заработать на своём увлечении: рекламу в популярных блогах покупают производители грузовиков и транспортные компании.


Видеоблогер Эдуард Ерошенков. Фото: instagram.com

У популярных блогеров могут быть десятки и даже сотни тысяч подписчиков. На таком уровне дополнительный доход приносит монетизация канала – деньги им платит сам видеохостинг. Некоторые водители относятся к делу серьёзно: покупают дорогие камеры, микрофоны, монтируют ролики и даже снимают свой грузовик в дороге с дрона (так, например, поступает Альберт, владелец известного канала «Категория Е»). Другие же не обращают внимание на популярность и продолжают рассказывать о своих рабочих буднях, снимая вид из кабины на недорогой мобильник. Иными словами, больших вложений это увлечение не требует: главное, чтобы водителю было о чём рассказать.

Весной прошлого года мы пообщались с несколькими известными блогерами и написали о них статью.

Дальнобойщики ухаживают за животными…


Хамелеон Пиксель на своём рабочем месте.

Животными в офисе уже никого не удивишь. В одном из отделов АТИ живёт хамелеон, который питается сверчками и саранчой. Иногда насекомые убегают и пугают сотрудников, но тут ничего не поделаешь: таковы издержки рабочего процесса.

В кабинах грузовиков животные встречаются реже, и всё же они встречаются. Обычно это собаки и кошки: некоторые дальнобойщики так любят своих питомцев, что берут их с собой в рейс. Дальнобойщик Эдуард Ерошенков, например, частенько ездит в экипаже с белоснежным котом Барсиком. Хлопот с ним немного: кот приучен к лотку, а спит на торпеде. Во время остановок хозяин выгуливает Барсика на поводке.

Бывает, что в рейс отправляются и экзотические животные. О хамелеонах и саранче мы еще не слышали, а вот попугаи и совы – пожалуйста. Ранее мы писали о дальнобойщиках, которые берут с собой животных в продолжительные рейсы: если еще не читали – обязательно почитайте.


Фото: twugi.com

Дальнобойщики занимаются спортом…

Сидячая работа вредна для здоровья и чревата различными болезнями. Чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме, многие водители делают зарядку и выполняют простые упражнения. Некоторые идут дальше: возят с собой тренажеры и гантели. Например, поляк Адриан: он тренируется как минимум четыре дня в неделю, во время отдыха на стоянках, и добился серьёзных успехов. Водитель похож на настоящего бодибилдера (хотя по большому счёту он им и является).


Поляк Адриан занимается физкультурой во время погрузки. Фото: fleetguru.eu

Но до нашего спортсмена-армрестлера Виталия Лалетина ему далеко! Виталий входит в тройку сильнейших армрестлеров мира. Он не раз становился первым на различных международных соревнованиях и останавливаться на достигнутом не собирается. А еще он работает дальнобойщиком. Интервью с Виталием мы публиковали летом прошлого года.

Дальнобойщики готовят еду…

Казалось бы, что тут такого? Газовую или электрическую плитку возит с собой каждый второй дальнобойщик: сварить суп или потушить картошку с мясом – дело нехитрое. Но некоторые водители готовят в дороге настоящие кулинарные шедевры. Дальнобойщик Пётр Хмель обустроил в своей кабине кухню, которой позавидуют многие домохозяйки. Тут есть и плита, и гриль, и даже духовка – и, конечно, много кухонной утвари. А еще вытяжка: без неё не обойтись, иначе запах быстро пропитает все вещи в кабине.

Пётр готовит супы и вторые блюда, но особенно любит делать десерты: вафли и блинчики. Своей стряпней он с удовольствием угощает других дальнобойщиков, которых встречает на стоянках. В 2019 году мы перевели статью об этом удивительном водителе. Если еще не читали её, обязательно прочтите: возможно, вам тоже захочется поэкспериментировать с готовкой во время следующей поездки.


Кухня, которую обустроил в своём грузовике Пётр Хмель. Фото: fleetguru.eu

Дальнобойщики пишут картины…

Дальнобойщики это разносторонние и зачастую творческие люди. Александр Маканин из Волгоградской области черпал в рейсах вдохновение для своих картин. Художник-пейзажист брал с собой в рейсы этюдник, альбом и карандаш: в перерывах между вождением он делал зарисовки, которые становились основой для будущих работ. Александр Маканин отработал водителем 45 лет и лишь недавно перестал ездить в рейсы, но рисовать – продолжает: в 2019 году в Волжском состоялась выставка его работ.


"Урал". Александр Маканин. Фото: Александр Баранов

…и занимаются другими вещами!

У других дальнобойщиков есть свои увлечения и интересы, которые делают их непростую работу менее монотонной. Кто-то души не чает в своей машине и занимается тюнингом, кто-то увлекается фотографией, а у некоторых дальнобойщиков всегда с собой велосипед, на котором они колесят по округе во время остановок. Если вы являетесь одним из таких водителей, расскажите о своём хобби в комментариях!

На «КАМАЗе» появилась новая профессия

На «КАМАЗе» появилась новая профессия – контролёр по качеству. Пока она значится в приказах и специально созданных программах обучения. Её представители должны поставить надёжный заслон дефектной продукции на финишных участках работы, будь то производство кронштейнов или автомобиля. Именно поэтому к представителям этой профессии предъявляются особые требования: быть экспертами, уметь принимать решения, работать на предупреждение.

Желание повысить статус профессии контролёра ОТК зрело в службах качества заводов и обсуждалось в стенах департамента качества не один год. Было специально разработано несколько проектов, обучающих программ, а когда пришло время запускать концепт в жизнь, свёрстанные планы скорректировала специфика производства.

Сейчас на постах контроля, в том числе на воротах качества, трудятся люди с самым разным образованием: педагоги, повара, швеи. Здорово, если на это рабочее место встаёт опытный слесарь МСР, отработавший на конвейере солидный срок и имеющий представление о технологии сборки, последствиях не закреплённых должным образом деталей и узлов.

Краткий курс материаловедения, метрологии, технологии производства, начертательной геометрии, навыки чтения чертежей и использовании средств измерения – это далеко не полный перечень знаний и умений, которыми должны обладать все контролёры ОТК, но в первую очередь ими должны владеть представители новой профессии. Им предстоит не просто заполнять чек-листы с обнаруженными дефектами, но и работать в 8D-командах, разрабатывающих пути решения проблем, участвовать в совещаниях QRR по оперативному решению вопросов качества.

На обучение с АвЗ уже направлены 54 человека. Шанс повысить свою квалификацию получат работники со стажем работы не меньше года, имеющие репутацию ответственных и заряженных на успех людей. Многие впервые познакомились с разными средствами измерения, разобрались в чертежах и стандартных операционных картах. А спецкурс о статистических методах контроля, анализе видов и последствиях потенциальных дефектов, других методах управления качеством показал, что стоит за показателями того самого чек-листа, который приходится заполнять каждую смену.

На теоретические занятия отведено 65 часов. Другая часть программы, 45-часовая, отведена под стажировку. Вместе с инструктором, специалистом департамента качества, практиканты проводят инспекционный контроль мостов, кабины и автомобиля, ежедневный аудит процесса сборки по ключевым параметрам. На рабочих местах проще определить пробелы в знаниях и взять на заметку внутренние проблемы – будь то сквозняк на посту, большая текучесть кадров, повышенная нагрузка. Отсюда проще проследить и судьбу каждого дефекта, занесённого в чек-лист. Многие стажёры с удивлением узнали, насколько важна точность зафиксированной и переданной информации для руководителей разного уровня, конструкторов, технологов. На совещании по качеству (участие в них тоже входит в программу стажировки) почти никто не растерялся, курсанты, исходя из своего опыта, предлагали свои пути решения проблем. Осталось только словарь терминов выучить.

Обучающиеся проходят тестирование дважды. Направление на новое рабочее место получит только тот, кто успешно справится с очень непростыми экзаменационными вопросами. Вместе с новыми знаниями и возросшим чувством ответственности контролёры по качеству унесут и раздаточный материал, разработанный специалистами служб качества, департамента качества, МЦПК, Корпоративного университета. А те, кому с первой попытки взять высоту не удалось, вернутся на свои рабочие места.

Замдиректора департамента качества – начальник отдела аудита продукта и процессов Наталья Сидорова уверена: результаты обучения можно будет подвести уже через два-три месяца. По графикам статистических данных видно: если дефектов зафиксировано много, значит, выпускник работает на совесть, не ленится заглянуть в автомобиль, отследить момент появления брака. Чем больше найдено дефектов, тем быстрее они будут устранены. Благодаря поправкам в технологии, а в ряде случаев и в конструкции, новые автомобили быстрее преодолеют болезни роста.

Первые представители новой профессии встанут на свои рабочие места на воротах качества автосборочного и механосборочного производств АвЗ уже в октябре.

Главный кадровик КАМАЗа рассказал, как получить стипендию от предприятия

Как работает КАМАЗ с вузами, ведет ли целевой набор, каких будущих молодых специалистов ждет предприятие – об этом «Челнинские известия» поговорили с заместителем генерального директора ПАО «КАМАЗ» Александром Ушениным.


Александр Ушенин: "Сотрудничесвтом с учебными заведениями КАМАЗ занимался с первого дня своего существования".

- С какими вузами и СПО у КАМАЗа существует совместная программа по подготовке кадров? Как долго она существует и сколько специалистов уже удалось подготовить для предприятия?

- ПАО «КАМАЗ» всегда был заинтересован сотрудничеством с образовательными организациями и занимался этими вопросами, начиная первого дня своего существования, меняя форматы работы в соответствии с реалиями времени. Основными поставщиками инженерных кадров в подразделения КАМАЗа являются челнинские филиалы Казанского (Приволжского) Федерального университета (НЧИ К(П)ФУ) и Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева – КАИ (НЧФ КНИТУ-КАИ). По рабочим кадрам взаимодействие ведется с колледжами города: Технический колледж им. В.Д. Поташова, Набережночелнинский политехнический колледж, Камский государственный автомеханический техникум им. Л.Б. Васильева.

С вузами и колледжами налажена система целевой подготовки кадров: обучаясь на старших курсах, студенты заключают с компанией договор на целевую подготовку. Студенты технических направлений вузов работают на полставки на КАМАЗе в качестве специалистов. Кроме этого, студенты проекта Машиностроительный образовательный кластер (МОК) получают еще и рабочую профессию токаря или фрезеровщика, что дает им возможность полностью погрузиться в свою будущую профессию. Студенты колледжей имеют возможность трудоустроиться еще в период производственной практики и совмещать работу и учебу, на рабочих местах отрабатывать навыки и повышать квалификацию. КАМАЗу это дает возможность получить подготовленного выпускника, сократить период социальной и профессиональной адаптации молодого сотрудника. Все совместные усилия ведут к повышению качества подготовки студентов, уже сейчас есть определенные положительные результаты – это около 500 инженеров, подготовленных как надо, и которые до сих пор трудятся у нас, строят карьеру. По рабочим кадрам целевая подготовка только разворачивается, системная работа начата с 2015 года, но уже сейчас трудоустроено более 20 человек, имеются договора еще с 38 студентами. В планах на будущий учебный год – заключить договора с 60-ю студентами вузов и с 70-ю студентами колледжей.

Но проблему нехватки квалифицированных кадров за несколько лет решить нельзя. Поэтому, кроме продолжения работы в указанных направлениях, КАМАЗ еще активно участвует в формировании национальной системы профессиональных квалификаций России, разработки и актуализации профессиональных стандартов в автомобилестроении, системы независимой оценки квалификаций. Все эти действия позволят ускорить процессы улучшения квалификационных характеристик как наших работников, так и потенциального персонала – студентов колледжей и вузов, которые придут к нам в будущем.

- В каких специалистах нуждается КАМАЗ?

- Особый интерес представляют выпускники профессиональных образовательных организаций, получившие рабочие профессии машиностроительного профиля. Есть возможность трудоустроиться наладчиком ЧПУ, наладчиком автоматических линий, оператором, слесарем, токарем, фрезеровщиком, маляром, водителем погрузчика и т.д. Доступен широкий спектр профессий на выбор.
Для выпускников вузов имеются вакансии инженера-технолога, инженера-конструктора, инженера-организатора труда, инженера-метролога, а также специалисты электронных систем автомобиля и т.д.

- Расскажите о целевом наборе в вузы и СПО для КАМАЗа. Как на практике можно попасть в целевики, куда обращаться, что для этого нужно, какие документы подготовить абитуриенту? Какие условия должен выполнить целевик после окончания вуза, сколько и где отработать на предприятии? Что ему гарантирует предприятие, когда он вернется на него в качестве готового специалиста?

- Целевое обучение организовывается для студентов вузов и колледжей, завершающих 2 курс обучения. Основным условием для того, чтобы попасть на целевую подготовку, является взаимное желание сотрудничать и у студента, и у КАМАЗа, а для студентов вуза еще и успеваемость.
Для начала работы КАМАЗ совместно с образовательными организациями проводит встречи со студентами, собеседования.
Следующим этапом работы является заключение ученического договора между студентом и заводом. Студент закрепляется на своем рабочем месте, совмещает работу и учебу, проходит практику в своем подразделении. Таким образом, уже во время обучения он знакомится с работой и с коллективом. В период обучения КАМАЗ выплачивает студенту именную камазовскую стипендию дополнительно к государственной. В обязательствах студента – хорошо учиться и проработать на КАМАЗе не менее 3-х лет после завершения обучения.

- Оплачивает ли КАМАЗ учебу целевиков? Сколько денег тратит предприятие на такую подготовку специалистов?

- Учебу КАМАЗ не оплачивает, но, как я уже сказал, выплачивается именная стипендия. Так только за 1 полугодие 2018 года на нее было выделено более 2,5 млн. рублей. Кроме этого, наши целевики пользуются многими камазовскими ресурсами, участвуют в корпоративных культурных, спортивных и прочих событиях.
В целом, КАМАЗ принимает активное участие в развитии системы образования Татарстана. Поддержка оказывается как в виде финансовой помощи, так и в виде передачи деталей, узлов и агрегатов для оснащения учебных кабинетов и лабораторий, участии в профориентационной и образовательной работе. Прямые затраты ПАО «КАМАЗ» в 2017 году составили более 226 млн. руб.

- Участвует ли КАМАЗ в самом процессе обучения целевиков?

- КАМАЗ – традиционная площадка для производственной и преддипломной практик студентов (не только для студентов целевиков) машиностроительного профиля со всей России. Это отличная возможность ребятам продемонстрировать все свои навыки, а производству привлечь и закрепить лучших. В 2017 году практику прошли 2022 студента вузов и колледжей, из них 1018 человек с трудоустройством.

По рекомендациям КАМАЗа в учебные планы вузов и колледжей включены дисциплины, без знания которых сейчас невозможно решать профессиональные задачи сразу после обучения. Специалисты компании привлекаются в качестве преподавателей этих спецдисцилин. Кроме этого, ежегодно для студентов и преподавателей проводятся гостевые лекции топ-менеджмента КАМАЗа, в 2018 году было 11 лекций. Для студентов колледжей проводятся мастер-классы с привлечением опытных специалистов, в этому году провели семь мастер-классов.

Открыты две базовые кафедры НЧФ КНИТУ-КАИ: по лазерам и бережливому производству. Открыты три базовые кафедры НЧИ К(П)ФУ: по конструкторскому, технологическому направлениям и бережливому производству. Основная цель работы этих кафедр – точечная «поднастройка» будущих специалистов под конкретные задачи конкретных подразделений.

Работники компании традиционно много лет участвуют в работе государственных экзаменационных комиссий и итоговой аттестации, ярмарках вакансий. В базовых вузах и колледжах проводятся Дни КАМАЗа, профессиональные пробы, экскурсии студентов, преподавателей и мастеров производственного обучения на производство. Преподавателям и мастерам производственного обучения предлагается бесплатная стажировка на заводах КАМАЗа.

Работа в КамАЗе: карьера в машиностроительной компании

Логотип КамАЗа

Преимущества работы в ПАО КамАЗ

Компания с удовольствием предложит соискателям:

  • стабильную оплату труда, а также выплату ежемесячных премий;
  • карьерный и профессиональный рост;
  • активный и сплоченный рабочий коллектив;
  • широкие возможности для профессионального обучения и развития;
  • решение интересных трудовых задач.

Здесь проявляется забота о каждом сотруднике. Важно отметить, что сотрудникам производственного предприятия предоставляется расширенный социальный пакет, в который входят:

  • официальное трудоустройство, соответствующее Трудовому Кодексу РФ;
  • возмещение расходов на питание;
  • выплаты материальной помощи;
  • ряд льгот для работающих женщин с детьми;
  • льготы на банковское кредитование;
  • льготы для участия в программе получения жилья;
  • скидки для сотрудников в торговых сетях и компаниях;
  • участие в корпоративных мероприятиях;
  • разнообразная и интересная культурная жизнь;
  • прохождение лечения в санаториях курортного типа;
  • проезд на бесплатном служебном транспорте;
  • забота о благосостоянии сотрудников с детьми (бесплатные путевки для отдыха в детских лагерях, оригинальные сюрпризы на праздники, преимущества при устройстве на работу, возможность трудоустройства на время летних каникул, а также бесплатное участие в разнообразных профессионально-ориентированных мероприятиях).

Важной составляющей системы развития рабочего персонала ПАО КамАЗ является прохождение профессионального обучения, которое касается практически всех работников. Тематика и формы довольно разнообразные. Основные направления, входящие в систему обучения:

  • повышение уровня квалификации руководителей цехов, а также мастеров, которые являются ведущими фигурами в работе с основным рабочим персоналом;
  • повышение уровня квалификации технологов для увеличения производительности их труда;
  • обучение стажеров методом работы с наставниками.

Автомобили КамАЗ

Корпоративный университет: особенности

Корпоративный университет – отдельное звено КамАЗа, управляющее деятельностью учебных, консультационных и образовательных центров, организаций, работающих на долговременной основе с компанией в сфере развития партнеров и подготовки персонала.

Основные задачи корпоративного университета:

  1. Формирование систем обучения, нацеленных на поддержку стратегии предприятия, повышение продуктивности и качества, улучшение коллективного взаимодействия, достижение требуемых результатов работы и соблюдение законодательства.
  2. Включение персонала сервисных центров, дилеров в корпоративную систему обучения.
  3. Создание всех необходимых условий для профессионального внутрикорпоративного общения.
  4. Оценка силы коллектива (ОСК) – система повышения квалификации, действующая не только для рабочих, но и для специалистов, руководителей КамАЗа. ОСК является своеобразным стимулом для высокого профессионального и карьерного роста кадров.

Сборка грузовых авто КамАЗ

В задачи ОСК входит:

  1. Выявление соответствия работника занимаемой им должности.
  2. Определение пробелов и недочетов в знаниях.
  3. Принятие решения о необходимости повышения уровня квалификации.
  4. Определение дальнейших перспектив в компании.
  5. Оценивание перспектив не только каждого работника, но и коллектива в целом для выполнения соответствующей дифференциации трудового персонала.
  6. Прием решений о повышении специалистов в должности.
  7. Ориентирование сотрудников на развитие и улучшение трудовой деятельности, направление рабочего поведения в русло, необходимого для компании.
  8. Оценивание профессиональной компетентности рабочего коллектива.

Обучение с наставником

В качестве самого эффективного метода обучения работников на ПАО КамАЗ широко применяется система наставничества. Она дает возможность практически с нуля готовить кадры. Высококвалифицированный наставник во время учебного процесса обеспечивает «новичка» всей необходимой для работы информацией. Помимо этого, в круг обязанностей наставника входит контроль над усваиванием приобретенных знаний и формирование необходимых для работы навыков.

Наставник определяет желание каждого конкретно взятого сотрудника работать на предприятии. По окончанию обучения кадры проходят аттестацию и допускаются к исполнению трудовых обязанностей. Система наставничества отличается от остальных методик тем, что все обучение проходит непосредственно на рабочем месте. Оно касается только реально возникших ситуаций и наглядно показывает весь рабочий процесс. Такой метод содержит минимум теории, но хорошо акцентирует внимание стажера на практической стороне деятельности.

Грузовики КамАЗ

Главной движущей силой и оплотом производства с момента создания КамАЗа можно назвать именно специалистов профессий, связанных с производственной деятельностью. Восстановление престижа рабочих специальностей – главная цель предприятия. Именно поэтому в КамАЗе широко применяется мотивационная программа. Она направлена на то, чтобы высококвалифицированные рабочие могли получить признание общества, достойное вознаграждение за выполненную работу.

Целями политики управления кадровым резервом являются мотивация и развитие высокопотенциальных кадров. Кадровый резерв – рабочий персонал, показывающий в своей работе не только стремление, но высокие и стабильные результаты труда, потенциал и способности к развитию, карьерному и профессиональному росту.

У каждой профессии запах особый…

К большой радости, стихотворение Джанни Родари о рабочих профессиях уже не актуально на предприятиях лидера отечественного автопрома – ОАО «КАМАЗ». Рабочий персонал нынче не пахнет «маслом машинным» благодаря высокой квалификации и владению навыками кайдзен-культуры. Каждый год в его ряды вливается новый отряд молодых людей, для которых «КАМАЗ» становится точкой отсчета в трудовой биографии.

Предприятие не жалеет усилий и средств на подготовку специалистов, а с учетом возникшего в последние годы на «КАМАЗе» кадрового «голода» ищет и находит новые модели решения проблемы. Оперативно реагируя на рыночную конъюнктуру, компания выступила инициатором создания машиностроительного образовательного кластера, который сегодня заявлен на заводе в числе ключевых факторов развития ОАО «КАМАЗ».

Это факт – многие выпускники школ стремятся пополнить армию «белых воротничков», считая унизительным получить инженерную или рабочую специальность. Молодым людям невдомек, что после окончания вуза они могут остаться невостребованными: рынок труда заполнен юристами, экономистами, менеджерами, психологами и другими специалистами гуманитарного направления. А рабочих-профессионалов, грамотных инженеров – раз, два и обчелся. Бытует мнение, что карьеру на производстве «не сделаешь». Как бы не так! Вот лишь несколько примеров.

Нынешний начальник производства цветного литья литейного завода «КАМАЗ-Металлургия» Сергей Снарский вступил в должность в 31 год. Сейчас под его началом – сложнейшее производство и тысячи людей. Или Зульфат Валитов, начальник энергоремонтного цеха № 2 того же завода. Возглавил цех полгода назад, и сегодня ему «всего» 29 лет. В прошлом году генеральным директором ООО «КАМАЗавтотехника» был назначен 37-летний Лев Баланцов, ранее работавший в ОАО «КАМАЗ-Дизель» директором по качеству. В прошлом же году в корпорации сформировали резерв руководящих кадров ОАО «КАМАЗ» для высшего и среднего звена управления. После отбора в него вошли 77 лучших работников подразделений компании, большей частью – молодые люди. Очевидно, что желание стать лучшими в своей профессии определяет и готовность к соперничеству. Молодые люди на практике показывают, что являются высококвалифицированными специалистами, обладающими знаниями наукоемких технологий, управленческими навыками, умеющие ориентироваться в рыночной экономике.

Многие вопросы помогает решать и сотрудничество «КАМАЗа» с Инженерно-экономической академией (ИНЭКА). Оно выгодно для обеих сторон, считает заместитель гендиректора по развитию Ирек Гумеров. «КАМАЗ» решает ряд своих насущных проблем с помощью привлечения прикладной и фундаментальной научной базы, а ИНЭКА, в свою очередь, получает серьезную практическую базу и возможность дальнейшего трудоустройства выпускников.

60% принимаемого в компанию персонала составляет молодежь в возрасте до 30 лет. Ежегодно на «КАМАЗ» трудоустраивается около 300 выпускников профессиональных училищ, техникумов и колледжей (при потребности 1200 человек) и около 250 выпускников вузов. И в перспективе объемы привлечения молодежи будут возрастать. Молодые работники – профессиональные и творчески активные – большое подспорье автогиганту. В конкретные дела воплощается лозунг, стоящий в авангарде реформ, который выдвинул генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин: «Заводу нужна агрессивная молодежь, которая умеет работать». Опытный и успешный менеджер Когогин понимает, что энергия и инициативность молодых, их устремленность в будущее – во многом станут залогом успеха инициатив возглавляемой им компании. Судите сами. Участниками проекта на улучшение той или иной сферы деятельности предприятия стали именно молодые камазовцы.

Например, работник кузнечного завода Александр Карнилов инициировал проект по блоку заместителя гендиректора ОАО «КАМАЗ» по развитию. Уже набрана проектная группа, и идея Карнилова вступила в стадию реализации. Другая участница – Юлия Габитова – предложила работу по бережливому производству в масштабах ОАО «КАМАЗинструментспецмаш», которая была включена в общий корпоративный проект. Сегодня уже воплощенный. И таких конкурентоспособных молодых людей на «КАМАЗе» десятки и десятки.

Для «КАМАЗа» наибольший интерес представляет работник, ориентированный на постоянное саморазвитие. И для компании имеют значение не только профессиональные навыки и хорошая теоретическая подготовка молодого специалиста. Важно, чтобы он видел себя инициативным членом команды единомышленников с единым корпоративным духом и культурой.

Чем же, помимо обещания престижной и перспективной работы, «КАМАЗ» может привлечь молодого человека? Здесь делается все, чтобы у молодых работников не болела голова по поводу бытовых проблем. Во-первых, соблюдаются все требования трудового законодательства, защищающие права работника. Производится социальное и пенсионное страхование. Будущие мамы могут не беспокоиться: им предоставляется оплачиваемый отпуск, а после рождения ребенка они возвращаются на прежнее место работы. Из фирменных камазовских «штучек» можно отметить выплату молодым денежной помощи: при первом вступлении в брак, рождении ребенка, так называемые «подъемные» при возвращении из армии, специалистам – при поступлении на работу. Дети камазовцев имеют возможность посещать детские сады, отдыхать в оздоровительных лагерях, а сами камазовцы – в санаториях и профилакториях.

Есть возможность застраховаться в пенсионном фонде «Первый промышленный альянс» и уже сейчас копить деньги на обеспеченную старость. «Работает» программа жилья для молодых специалистов. За четыре года, благодаря участию «КАМАЗа» в республиканской молодежной программе, справили новоселье 443 молодые семьи. В 2007 году улучшили свои жилищные условия 173 семьи.

Прошлый год был показательным в плане активности: членство в Союзе молодых ученых, очередной конкурс «Молодой новатор года», участие в различных выездных семинарах, научно-практических конференциях, организованных молодежным объединением, которым сейчас руководит Дмитрий Битков. Эту работу по достоинству оценил Сергей Когогин – проектный молодежный фонд по предложению генерального директора увеличен почти в 10 раз до 7 миллионов рублей. Камазовский генерал готов создать все условия для повышения квалификации и карьерного роста персонала.

– Все зависит от вас, – заявляет Сергей Когогин. – Не забывайте, каждый из вас оценивается по тому, что умеет. Вы себя нам продайте, мы готовы купить, даже дорого.

Позиция Сергея Когогина равнозначна стратегии «КАМАЗа» в глобальном мире: автокорпорация целенаправленно движется к экономике знаний через развитие инноваций и образования. Примером тому является развитие новых, конкурентоспособных производств, продукция которых востребована на внешних рынках. А этого невозможно достичь без новых технологий, без внедрения современных моделей менеджмента, ориентированных на работу в условиях глобальных конкурентных рынков. Формирование мирового научно-технологического пространства в рамках «КАМАЗа» происходит за счет таких составляющих международной научно-инновационной инфраструктуры, как стандарты, системы сертификации, механизмы охраны прав интеллектуальной собственности. Это предъявляет жесткие требования к коллективу «КАМАЗа» и, в первую очередь, к молодежи. Чтобы стать успешными, необходимо постоянно овладевать новыми знаниями, работать над собой, быть амбициозными.

ПАРАДИГМЫ ДНЯ СЕГОДНЯШНЕГО

Время стремительно, оно диктует новые правила и никого не ждет. Во всем мире компании, заинтересованные в собственном развитии, вкладывают значительные средства в разработку новой и постоянное совершенствование уже производимой продукции, учитывают мировые тренды в развитии, стремятся быть «на переднем крае». Остро встает вопрос конкурентоспособности и качества продукции, обеспечивать которые могут лишь компетентные сотрудники. Таким образом, знания становятся наиболее ценным и всегда востребованным ресурсом, а повышение интеллектуального компонента рабочей силы путем обучения становится критически важным.

Конкурентоспособность «КАМАЗа» – одна из самых влиятельных концепций, поскольку охватывает не только сугубо экономические показатели, но и оценивает экономические последствия важных неэкономических явлений. Например, такой формулы, которую на предприятии вывели в 2004 году и назвали «золотой серединой».

Активная профориентационная работа и сотрудничество с учебными заведениями всех видов включают в себя ряд долгосрочных мероприятий. Назовем некоторые из них. Например, «КАМАЗ» спонсирует акцию «Дневник первоклассника» (1 сентября первоклассникам вручаются памятные сувениры с символикой «КАМАЗа») и издание книжки-раскраски об автомобилях КАМАЗ; для школьников, учащихся ПТУ, студентов вузов организованы бесплатные экскурсионные маршруты по предприятиям ОАО «КАМАЗ»; в ежегодном конкурсе профессионального мастерства среди рабочих специальностей участвуют учащиеся профлицеев и училищ; учащиеся и студенты учебных заведений города и некоторых иногородних заведений могли проходить любой вид практики (производственную, технологическую, дипломное проектирование и пр.) на предприятиях «КАМАЗа». Свою роль на успешное реноме предприятия играет и цикл фильмов «Знаю, как…», знакомящий с наиболее востребованными на «КАМАЗе» профессиями.

Компания постоянно проводит конкурсы среди учебных заведений различного профиля: вузы, технические колледжи, школы, Центры детского технического творчества – на инновационные гранты ОАО «КАМАЗ». Их основная цель – стимулирование инновационной деятельности школьников, студентов, аспирантов, преподавателей среднего, среднеспециального и профессионального образования, ИНЭКА, КГТУ им. Туполева и молодых работников ОАО «КАМАЗ» и поддержка их творческих начинаний. Так в 2006 году инновационные гранты в сумме 300 тыс. рублей и 200 тыс. рублей получили НГПИ и ПУ № 57.

За казалось бы простыми мероприятиями опять-таки стоит глобальная цель – «КАМАЗ» должен быстро адаптироваться к требованиям нового века и быть готовым к жесткой конкуренции.

Как известно, наиболее комплексно теория конкурентоспособности развита в работах профессора Майкла Портера, которая основывается на так называемых детерминантах, формирующих национальную конкурентоспособность. Портером был обобщен опыт тех стран, которые в ХХ веке сумели стать наиболее процветающими. Применив теорию к автогиганту, мы получаем следующие выводы: во-первых, успешность и процветание предприятия не наследуются, а создаются, и, во-вторых, конкурентоспособность «КАМАЗа» определяется не столько набором факторов, сколько эффективностью их использования.

О чем это говорит? О том, что экономический уровень предприятия и его конкурентные позиции в мире в первую очередь зависят от качества его людей – человеческого капитала. Например, если рассмотреть работу современного инженера, сразу становится понятно, что он должен обладать широким объемом не только технических знаний, но и менеджерских навыков. Ведь он должен представлять, какой путь ему предстоит пройти от зарождения технической идеи, ее проработки, проектирования, экономического обоснования, оценки экологических последствий – до выпуска готового продукта.

По всему видно, что на «КАМАЗе» выбрана модель опережающего развития приоритетных направлений, создан кластер, имеющий экономический потенциал повышения конкурентоспособности автомобильной отрасли.

КЛАСТЕР КАК ПРОРЫВ

– Наверное, не будет ничего нового в моем утверждении о том, что сегодня образовательные учреждения выпускают рабочих и специалистов, которые по качеству знаний и навыков не удовлетворяют работодателей. Более того, налицо дисбаланс между потребностями экономики и выпуском специалистов по набору специальностей и количеству выпускников, – говорит первый заместитель премьер-министра Республики Татарстан Борис Павлов.

По его словам, развитие системы образования в Республике Татарстан имеет свои приоритеты. Принят путь создания образовательных кластеров. Реализация этой стратегии позволит республике не только обеспечить повышение качества образования, но и максимально сблизить предложения системы образования и реальную потребность предприятий и организаций областей экономики и социальной сферы.

Напомним, что термин «кластер» заимствован из английского языка (cluster, буквально – «расти вместе»). Кластер представляет собой группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенных сферах, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга.

По своей сути образовательный кластер объединяет в себе цепочку «школа – ПТУ – вуз – предприятие». Одна из особенностей образовательного кластера – непрерывность образования, студент может начать свое обучение в училище и продолжить затем его в вузе. Именно такая схема заложена в основу машиностроительного кластера, формирование которого началось в городе Набережные Челны. «КАМАЗ» совместно с коллективом КГТУ им. А.Н. Туполева (КАИ) ведет работу по программе будущего многоступенчатого образования.

По словам премьер-министра РТ Рустама Минниханова, «новая система начального профессионального образования будет сначала отрабатываться в нескольких пилотных учебных заведениях. Но успех начинаний во многом будет зависеть от того, каким образом мы определим и закрепим базовые предприятия. Ответственность за подготовку рабочих специалистов будут нести именно они». Понятное дело, что такому предприятию как «КАМАЗ» можно доверять. Сегодня по его инициативе уже создано автономное образовательное учреждение на базе челнинского профессионального училища № 57, которое в ближайшие три года работы в новом статусе (статусе Набережночелнинского политехнического колледжа) должно подготовить для «КАМАЗа» 1000 специалистов. Кстати, софинансирование образовательной программы производится за счет ОАО «КАМАЗ» (15 млн. руб.) как работодателя выпускников учебного заведения.

– Теперь работодатели республики будут непосредственно вовлечены в процесс образования своих будущих работников, – подтверждает первый заместитель премьер-министра РТ Равиль Муратов. – Предполагаю, что создание кластеров повысит уровень и качество подготовки квалифицированных кадров, соответствующих потребностям работодателей.

Учащиеся колледжа получают двухступенчатое образование. Во-первых, начальное техническое образование повышенного уровня. Что это значит? На освоение профессии «станочник широкого профиля», «сварщик», «электрик», «электромонтер» и т. д. по стандарту определено три года обучения на базе девяти классов и один год обучения на базе одиннадцати. Повышенный уровень предусматривает срок обучения не три года, а четыре на базе девятого класса, и два – на базе одиннадцатого. Учащиеся получают сразу две профессии и выходят из колледжа наладчиками станков с ЧПУ. А это более востребованная профессия. Разряд станочника, сварщика на выходе установлен третий (четвертый – повышенный), а при повышенном начальном образовании молодые люди получают третий-четвертый разряд по основной профессии и плюс – четвертый-пятый разряд как наладчики. Наладчики сегодня – востребованная профессия на заводе. Но и это еще не все!

Ребята, получившие диплом о начальном профессиональном образовании с хорошей успеваемостью, получившие повышенный разряд, могут получить в тех же стенах и среднее профессиональное образование, получить, проучившись еще один год и десять месяцев по укороченной программе, профессию «технология машиностроения». В этом случае выпускники колледжа выходят в самостоятельную жизнь техниками. С двумя дипломами.

– «КАМАЗ» заинтересован в том, чтобы учащиеся прошли все ступени образования, рабочими, техниками, – отмечает замдиректора по учебно-производственной работе Набережночелнинского политехнического колледжа Галина Кулькова, – и потом могут получить высшее образование. Учащиеся колледжа получают «камазовскую» стипендию, а за практику – получают 100% заработную плату.

Цель кластера очевидна – удовлетворение потребностей ОАО «КАМАЗ» в высококвалифицированных кадрах, максимально готовых к работе на производстве, при одновременном сокращении сроков подготовки. Не секрет, что сегодняшние выпускники вузов приходят на производство «пустыми», и на том же «КАМАЗе» на переподготовку молодых специалистов уходит целых полгода.

– Мы вынуждены были их брать, – сетует директор Корпоративного университета ОАО «КАМАЗ» Светлана Михеева. – У них нет навыков решения проблем, они не умеют организовывать, налаживать отношения. Выпускники на производство приходят недоученными, такими и начинают работать. Мы очень много от этого теряем. С такой ситуацией «КАМАЗ» не стал мириться, поэтому начал искать возможность взаимовыгодного сотрудничества с образовательными учреждениями. КГТУ им. Туполева одним из первых понял, что отношение к высшему образованию надо менять серьезно и быстро. Именно с ним «КАМАЗ» взялся реализовать проект, который мы называем машиностроительный образовательный кластер КАМАЗ – КГТУ.

Машиностроительный образовательный кластер КАМАЗ – КГТУ в течение четырех лет дает студенту все три уровня профессионального образования (начальное, среднее и высшее), подтвержденные дипломом государственного образца Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева (КАИ). КАМАЗ – КГТУ предоставляет бюджетные места, пройдя на которые по конкурсу ЕГЭ, молодые люди получают бесплатное образование. Во время обучения студенты имеют возможность зарабатывать деньги, проходя производственную практику и участвуя в проектах совершенствования производства. «КАМАЗ» дает своим будущим кадрам возможность выбора работы, которая им и интересна и соответствует способностям. Кстати, студент может переходить на следующую ступень обучения не сразу, а через определенное время (год поучился – год поработал – продолжил обучение).

Институт развития менеджмента в Лозанне, выпускающий Мировой ежегодник конкурентоспособности, анализирует более 320 показателей и экспертных оценок, и в том числе уровень образования. Суть сводится к следующему: нации конкурируют не только товарами и услугами – они конкурируют системами общественных ценностей и системой образования, а также развитием человеческого капитала.

В этом смысле сегодня само понятие образования трансформируется и расширяется. Все в большей степени образование перестает отождествляться с формальным школьным и даже вузовским обучением. В современном мире, отмечают эксперты, «жизненный цикл» знаний и навыков очень короток. Как следствие этого, все более важными становятся непрерывность образования и регулярное повышение квалификации. В научной литературе США, к примеру, фигурирует особая единица измерения устаревания знаний специалиста – так называемый «период полураспада компетентности». Термин, заимствованный из ядерной физики, означает продолжительность времени после окончания вуза, когда в результате устаревания полученных знаний по мере появления новой информации компетентность специалиста снижается на 50%, поэтому сегодня перманентное овладение новыми знаниями становится для специалиста первостепенным условием сохранения квалификации.

«Молодость – это замечательная вещь, преступно растранжиривать ее…», – говорил Бернард Шоу. «КАМАЗ» своими достижениями показывает, что молодежь, работающая в компании, открыта новым идеям, мыслит глобально, думает категориями будущего. Для многих примером является Сергей Анатольевич Когогин, начинавший свою трудовую карьеру с работы фрезеровщиком на Казанском моторостроительном заводе! Глядя на молодых заводчан, я подумала, что «золотой век» в истории «КАМАЗа» может стать реальностью…

На «КАМАЗе» появилась новая профессия

На «КАМАЗе» появилась новая профессия – контролёр по качеству. Обучение по профессии проходит в Ассоциации ДПО "МЦПК машиностроения". Представители данного направления должны поставить надёжный заслон дефектной продукции на финишных участках работы, будь то производство кронштейнов или автомобиля. Именно поэтому к представителям этой профессии предъявляются особые требования: быть экспертами, уметь принимать решения, работать на предупреждение.

Краткий курс материаловедения, метрологии, технологии производства, начертательной геометрии, навыки чтения чертежей и использовании средств измерения – это далеко не полный перечень знаний и умений, которыми должны обладать все контролёры ОТК, но в первую очередь ими должны владеть представители новой профессии. Им предстоит не просто заполнять чек-листы с обнаруженными дефектами, но и работать в 8D-командах, разрабатывающих пути решения проблем, участвовать в совещаниях QRR по оперативному решению вопросов качества.

На обучение с АвЗ в МЦПК уже направлены 54 человека. Шанс повысить свою квалификацию получат работники со стажем работы не меньше года, имеющие репутацию ответственных и заряженных на успех людей. Многие впервые познакомились с разными средствами измерения, разобрались в чертежах и стандартных операционных картах. А спецкурс о статистических методах контроля, анализе видов и последствиях потенциальных дефектов, других методах управления качеством показал, что стоит за показателями того самого чек-листа, который приходится заполнять каждую смену.

На теоретические занятия отведено 65 часов. Другая часть программы, 45-часовая, отведена под стажировку. Вместе с инструктором, специалистом департамента качества, практиканты проводят инспекционный контроль мостов, кабины и автомобиля, ежедневный аудит процесса сборки по ключевым параметрам. На рабочих местах проще определить пробелы в знаниях и взять на заметку внутренние проблемы – будь то сквозняк на посту, большая текучесть кадров, повышенная нагрузка. Отсюда проще проследить и судьбу каждого дефекта, занесённого в чек-лист. Многие стажёры с удивлением узнали, насколько важна точность зафиксированной и переданной информации для руководителей разного уровня, конструкторов, технологов. На совещании по качеству (участие в них тоже входит в программу стажировки) почти никто не растерялся, курсанты, исходя из своего опыта, предлагали свои пути решения проблем. Осталось только словарь терминов выучить.

Обучающиеся проходят тестирование дважды. Направление на новое рабочее место получит только тот, кто успешно справится с очень непростыми экзаменационными вопросами. Вместе с новыми знаниями и возросшим чувством ответственности контролёры по качеству унесут и раздаточный материал, разработанный специалистами служб качества, департамента качества, МЦПК, Корпоративного университета. А те, кому с первой попытки взять высоту не удалось, вернутся на свои рабочие места.

Замдиректора департамента качества – начальник отдела аудита продукта и процессов Наталья Сидорова уверена: результаты обучения можно будет подвести уже через два-три месяца. По графикам статистических данных видно: если дефектов зафиксировано много, значит, выпускник работает на совесть, не ленится заглянуть в автомобиль, отследить момент появления брака. Чем больше найдено дефектов, тем быстрее они будут устранены. Благодаря поправкам в технологии, а в ряде случаев и в конструкции, новые автомобили быстрее преодолеют болезни роста.

Первые представители новой профессии встанут на свои рабочие места на воротах качества автосборочного и механосборочного производств АвЗ уже в октябре.

Читайте также: