Кто входит в совет директоров уаз

Обновлено: 05.07.2024

Ширинов ведет своих: новый гендиректор УАЗа меняет команду


Напомним, до приезда в Ульяновск уроженец Баку Адиль Ширинов с июля 2017 года занимал должность президента и главного исполнительного директора Ford Sollers. В последние годы он руководил ключевыми проектами, направленными на стабилизацию бизнеса во время падения рынка. Перед этим Ширинов занимался развитием производственных подразделений в Татарстане, включая заводы в Елабуге и Набережных Челнах.

При этом в марте представители американской компании Ford официально подтвердили, что уходят с российского рынка легковых автомобилей. Этим летом концерн должен закрыть два автозавода Ford Sollers в Набережных Челнах и Всеволожске и еще один завод двигателей в ОЭЗ "Алабуга" в Елабуге. Ожидается, что подобные меры приведут к сокращению сотрудников, "которое будет проводиться в первую очередь по программе добровольного увольнения с выплатой дополнительных компенсаций". Также в рамках реорганизации бизнеса контрольный пакет акций компании перейдет к Sollers. На российском рынке останется только одна модель концерна - фургон Ford Transit, который пользуется большим спросом.

Фото: Михаил Соколов, Коммерсантъ

Карьера нового исполнительного директора УАЗа Алексея Спирина связана с ГК Sollers, где он с 2008 года последовательно прошел ключевые руководящие должности в производстве – от начальника цеха окраски и руководителя департамента производства до директора производства. С 2015 года Спирин возглавлял завод Ford Sollers в Набережных Челнах и был в прямом подчинении у Адиля Ширинова.

Еще одно новое назначение состоялось в дирекции по безопасности, которую возглавил Эдуард Фоменко. По словам источника, знакомого с ситуацией на автозаводе, отдел "безопасников" на УАЗе вовсе сократили: "Борьба с коррупцией в ГК Sollers больше не практикуется". Кроме того, в ближайшую неделю кадровые перестановки ожидаются в блоке логистики и дирекции по качеству. Доподлинно известно, что все эти люди - такие же ставленники нового гендиректора: "Все они непосредственно работали с Адилем Шириновым долгое время в холдинге, в который входит УАЗ".

По словам Константина Сазонова, кадровая ротация происходит лишь среди наемного менеджмента, тогда как производственная команда автозавода продолжит трудиться и дальше.

Отметим, что в 2017 году после назначения президентом СП Ford Sollers Адиль Ширинов также начинал с обновления команды.

- Когда мы говорим о команде, то это должна быть общность. Тогда ты работаешь не просто за себя или на себя, а за себя и за того парня, потому что чувствуешь ответственность чисто по-человечески. Причем сильная команда — не обязательно новая. Это должен быть новый подход, перераспределение ролей и обязанностей. Свежая кровь — в силу объективных причин — тоже нужна компании. Я говорю в целом про руководство. И не только про топ-менеджмент. Есть линейные руководители, которым нужно уделять большое внимание, потому что в итоге именно им реализовывать нашу стратегию. Это естественный процесс замены на локальные ресурсы в том числе. Мы считаем, что это правильный подход, - говорил Ширинов в интервью изданию "БИЗНЕС Online".

При этом топ-менеджер заявлял, что планов по сокращению заводского персонала у него нет, а вот число офисных работников он намеревался сократить до 10% против 90% сотрудников, занятых на производстве. Какой будет управленческая стратегия Ширинова в Ульяновске, покажет время.

Государство приватизировало УАЗ

Государство, спустя более чем 20 лет, все-таки полностью приватизировало Ульяновский автомобильный завод (УАЗ). В пятницу с молотка были пущены принадлежащие Росимуществу 13% акций автомобильной компании. Покупателем пакета стал «Соллерс».

Примечательно, что первоначальная цена актива составляла 1 млрд рублей, заявлял ранее организатор торгов — Российский аукционный дом. Однако покупатель заплатил за пакет лишь 850 млн рублей. Понизить цену удалось благодаря тому, что торги проходили в форме голландского аукциона: шаг на повышение составлял 10,1 млн рублей, на понижение — 20,2 млн рублей. При этом, минимальная цена продажи при которой аукцион считался действительным, составляла 506 млн рублей.

С самого начала было понятно, что актив может быть интересен только «Соллерсу»,который уже владеет контрольным пакетом УАЗа, констатирует аналитик Rye, Man & Gor Securities Андрей Третельников. «Продаваемый пакет в лучшем случае позволил бы новому акционеру войти в совет директоров УАЗа, но он не смог бы влиять на операционный менеджмент и стратегию завода. Не интересен пакет и портфельным инвесторам, поскольку бумаги завода не ликвидны. Что касается «Соллерса», то приобретение для него логично. Компания за последние несколько лет создала целый ряд СП с зарубежными компаниями, и теперь сможет начать инвестировать в модернизацию завода при отсутствии дальнейших рисков присутствия крупных миноритариев в капитале завода», — резюмирует он.

Хотя в прошлом году УАЗ и заработал более 1 млрд рублей прибыли, руководство приняло решение полностью рефинансировать ее в развитие и модернизацию. Дивидендов завод не платит.

Что касается «Соллерса», то приобретение для него логично. Компания за последние несколько лет создала целый ряд СП с зарубежными игроками, и теперь сможет провести модернизацию завода, прогнозирует эксперт.

Благодаря сделке «Соллерс» консолидирует 80% капитала УАЗа. Согласно российскому законодательству, производитель автомобилей теперь должен будет выставить оферту миноритариям УАЗа. Представитель «Соллерса» комментировать такие планы отказался

ОАО «Соллерс» — один из крупнейших российских производителей автомобилей. Крупнейшим акционером является Вадим Швецов, контролирующий 58% акций, остальные бумаги находятся в свободном обращении. Заводы компании выпускают машины под брендами УАЗ, Isuzu и SsangYong. Компания также владеет долями в совместных предприятиях с Ford и Mazda. По итогам 2012 года выручка компании составила 65,5 млрд рублей, чистая прибыль — 5,8 млн долларов.

Помимо российского производителя автомобилей в аукционе участвовал Woodstream ltd. По неофициальным данным, офшор представлял интересы американского фонда прямых инвестиций NCH Capital.

Государство давно планировало продать свою долю в автомобильном заводе. Последний раз такая попытка предпринималась еще в 2011 году, когда пакет выставлялся по цене в 1,5 млрд рублей. Ни одной заявки на аукцион тогда так и не поступило.

Мнение: как Леонид Белых одолел Сергея Чемезова

Для того чтобы хорошо «навариться» в оборонной отрасли, не нужно становиться акционером авиационного, ракетного или оружейного завода. Достаточно «прихватизировать» определенный участок технологического цикла, например, производство одного или нескольких видов комплектующих, без которых невозможен выпуск конечной продукции. И будет вам финансовое счастье.

Готовый бизнес в сфере «оборонки»

Популярную схему «красных директоров» давно используют на Улан-Удэнском авиационном заводе (У-УАЗ), выпускающем различные модификации вертолетов Миля. В 1992 году, когда стало можно все и даже больше, группа руководящих работников оборонного предприятия создала открытое акционерное общество «Вертолетная инновационно- промышленная компания» (ОАО «ВИК»). Одним из его учредителей стал начальник отдела маркетинга и сбыта У-УАЗа Леонид Белых, генеральным директором — Анатолий Баженов.

В 1996 году Белых был назначен заместителем генерального директора У-УАЗа и вместе с Баженовым вошел в Совет директоров. Еще через два года этот коллегиальный руководящий орган без колебаний одобрил крупную сделку — продажу всего имущественного комплекса У-УАЗа по производству лопастей несущих винтов вертолетов. Кому бы, вы думали? Ну конечно, АО «ВИК»!

Понятно, что без винтов вертолеты летать не умеют. Более того, нагрузка на лопасти очень большая, и после определенного времени эксплуатации их обязательно надо менять. Поэтому спрос на эту продукцию неизменно высокий. С точки зрения здравого смысла и экономики продажа лопастного производства — полнейший абсурд и вредительство. Что мешало продолжать выпускать лопасти непосредственно на У-УАЗе? Ничего. Завод мог бы получать дополнительную выручку за счет их реализации.

Зато для личного обогащения акционеров ОАО «ВИК» такая сделка — просто клад! Как еще назвать готовое предприятие, полностью укомплектованное оборудованием и квалифицированными кадрами, обученными за счет У-УАЗа, а главное, уже встроенное в единый технологический процесс производства? Да еще в такой отрасли, как оборонная промышленность!

Акционеры завода могут не получать дивиденды (для их начисления нужно сначала погасить все долги, получить прибыль, заплатить налоги). Рабочие — зарплату. Или трудиться по сокращенному графику. Но поставщик лопастей несущих винтов всегда и в первую очередь получит деньги. Причем все его издержки, включая аренду, материалы, фонд оплаты труда и т. п., закладываются в себестоимость продукции. То есть оплачивает их все тот же завод.

Золотой «ВИК»

В 1998 году Леонид Белых стал генеральным директором У-УАЗа и для ОАО «ВИК» начался поистине «золотой век». Чего не скажешь об основном производстве. Прекратился выпуск штурмовиков Сухого (У-УАЗ был единственным в России заводом, выпускавшим и вертолеты, и самолеты). Количество рабочих мест сократилось почти вдвое.

Между тем ОАО «ВИК» уверенно подгребало под себя наиболее доходные профильные виды деятельности основного завода: ремонт и техническое обслуживание ранее выпущенных вертолетов Миля, выпуск авиационных шлангов и других комплектующих. А также непрофильные, например, производство пластиковых окон, дверей, перегородок и витрин. В итоге ОАО «ВИК» превратилось в управляющую компанию целого холдинга, под контролем которого оказались ЗАО «Улан-Удэнский лопастной завод», ОАО «Улан-Удэнский авиаремонтный завод», ООО «Аэротех», ООО «Электромашина» (как заполучили и угробили это градообразующее предприятие столицы Бурятии — тема для отдельной статьи), ООО «Окна лопастного завода».

Торг с госкорпорацией

Денежная «манна» для основателей ОАО «ВИК» оказалась под угрозой в середине «нулевых» годов, когда возглавляемый Сергеем Чемезовым «Оборонпром», в состав которого входил У-УАЗ, задумал создание холдинга «Вертолеты России». Руководству авиазавода было поручено вернуть в состав предприятия производство лопастей несущих винтов и другие виды профильной деятельности, на которых грели руки акционеры ОАО «ВИК».

Но поскольку собственниками ОАО «ВИК» и руководством У-УАЗа были одни и те же люди во главе с Леонидом Белых, началась двойная игра. Одной рукой на Совете директоров авиазавода голосовали за покупку контрольного пакета акций ОАО «ВИК», а другой исподволь разогревали протесты работников последнего с массированным выплеском в СМИ.

Весь этот «концерт» был устроен ради одной цели. Нагнетая страсти, акционеры ОАО «ВИК» стремились усилить свои позиции в торге с «Оборонпромом» о цене контрольного пакета. Надо признать, им это удалось. Госкорпорация Сергея Чемезова была вынуждена уступить и согласовать покупку акций ОАО «ВИК» в сотни раз дороже, чем планировалось. Газета «Новая Бурятия» называет сумму сделки — 780 миллионов рублей вместо первоначально предложенных 16 миллионов рублей. Так негалантерейно с Сергеем Чемезовым, «генералом технологий» и личным другом Путина, пожалуй, никто еще не обращался!

Впрочем, за контрольный пакет ОАО «ВИК» Леониду Белых, Анатолию Баженову и другим акционерам заплатил не сам «Оборонэкспорт», а все тот же У-УАЗ. Несмотря на трудности, которые завод переживал в то время из-за последствий мирового финансового кризиса 2008 года и сокращения зарубежных заказов на вертолеты Миля.

Оцените незамысловатую красоту схемы. Сначала купили имущество у завода. Потом десять лет набивали карманы на поставках того, что завод мог бы делать и когда-то делал сам. А в итоге продали ранее купленное этому же заводу, но уже намного дороже. При этом генеральным директором ОАО «ВИК» так и остался Анатолий Баженов. А Леонид Белых как управляющий директор У-УАЗа, купившего АО «ВИК», сохранил все рычаги управления этим предприятием.

«Это наша корова»

После сделки с акциями АО «ВИК» выяснилось, что ООО «Предприятие «Аэротех», выпускающее востребованную на рынке и необходимую У-УАЗу продукцию — авиационные шланги, выведено из-под контроля управляющей компании. Согласно данным ЕГРЮЛ, учредителями «Аэротеха» являются три физических лица. В их числе Вадим Баженов, родной сын генерального директора АО «ВИК» Анатолия Баженова. Ему принадлежит 37,683 % в уставном капитале «Аэротеха».

Устройство родственников — неотъемлемая часть семейного бизнеса, в который превратился У-УАЗ при Леониде Белых. Его сын Алексей до недавнего времени занимал должность заместителя управляющего директора — своего отца. Курировал модернизацию производства и поставки нового оборудования на завод. На этой почве, по упорно циркулирующим в Улан-Удэ слухам, у него возникли какие-то проблемы с правоохранительными органами. Так или иначе, Алексей Белых стремительно убыл в Новосибирск, где с января по март этого года занимал пост первого заместителя, а с 4 апреля стал управляющим директором авиаремонтного завода.

Финансовыми потоками У-УАЗа занимается Алексей Козлов, зять Леонида Белых. Вместе они входят в состав Совета директоров ОАО «ВИК». Там же заседает Наталья Ткачева, начальник юридической службы У-УАЗа и племянница Леонида Белых.

Дочь управляющего директора У-УАЗа Елена Козлова участвует в деятельности целого ряда фирм Бурятии, в истории которых присутствует выражение «рейдерский захват». Еще до замужества, молоденькая студентка одного из московских вузов ухитрилась внести только в 2008 году в различные коммерческие структуры 174,7 миллиона рублей. Столько на стипендиях не накопишь! Или это часть тех самых средств, которые были со скандалом вырваны из оборота У-УАЗа старшими партнерами и родственниками за акции ОАО «ВИК»?

Родной брат Алексея Козлова — Вячеслав Владимирович Козлов — занимает высокий пост заместителя генерального директора по финансам и инвестициям холдинга «Вертолеты России». Не этим ли обеспечивается устойчивость семейного бизнеса улан-удэнских авиастроителей и усидчивость самого Леонида Белых в кресле управляющего директора У-УАЗа, несмотря на давно достигнутый пенсионный возраст?

Как говаривал один из персонажей телесериала «Улицы разбитых фонарей», «это наша корова, и мы ее доим». Роль «коровы» в данном случае, судя по всему, отведена У-УАЗу.

Назревает протест

Между тем на самом заводе растет социальная напряженность. В прошлом году рабочие собрались у здания заводоуправления и записали обращение к президенту России Владимиру Путину с протестом по поводу грядущих сокращений. И этот протест уже не был кем-то инспирирован, а шел напрямую от трудового коллектива.

— Почему не можем предложить что-то новое, уникальное, востребованное? Возьмите, пожалуйста, ситуацию на предприятии под свой контроль. Мы не просим денег, мы просим работу — дайте нам работу, а деньги мы заработаем сами! — говорили заводчане.

Действительно, руководство У-УАЗа не только давно отказалось от производства самолетов, но и упустило другие перспективные направления развития, словно зациклившись на морально стареющих моделях вертолетов Миля. Да и как осваивать новые виды продукции, когда столько времени отнимают сугубо коммерческие операции и схемы в интересах личного благополучия?

Например такая. В 2010 году у ООО «Аэротех» появилась «дочка» — ООО «Аэротех Тефлоновые технологии». С иностранным участием — 24,9 % уставного капитала вновь созданного предприятия, согласно ЕГРЮЛ, принадлежало компании ТНТ OSTRAVA CZ, A. S. из Чехии. ООО «Аэротех» предоставило «дочке» заем на сумму 8,3 миллиона рублей, а затем обанкротило за невозврат долга. При этом долг на сумму около 5,5 миллиона рублей так и остался не погашенным. В ходе конкурсного производства было установлено отсутствие имущества у должника. На что и куда ушли эти деньги, из судебных решений по делу о банкротстве непонятно. Могли утечь и за рубеж. Никто ни с кого за эти потери не спросил.

А вот на рабочих У-УАЗа команда родственников Леонида Белых всячески пытается сэкономить. В декабре прошлого года нешуточные волнения в трудовом коллективе вызвало намерение руководства завода урезать отпуск по вредности профессии с 12 до 7 дней, а также изменить коэффициенты. Это чревато потерей в заработной плате до 20 тысяч в год и невозможностью оформить профзаболевание. Для рабочих и их семей, доходы которых не идут ни в какое сравнение с доходами Леонида Белых (согласно декларации за 2016 год, он получил более 41 миллиона рублей, а за 2013 год — более 200 миллионов рублей), — очень существенные потери.

Как долго будет продолжаться обогащение группы избранных на фоне роста социальной напряженности среди большинства работников бюджетообразующего предприятия Бурятии — это, видимо, зависит теперь только от позиции руководства госкорпорации «Ростех». Леонид Белых, которому в этом году исполняется 67 лет, похоже, уже не может контролировать ни аппетиты своего окружения и родственников, ни социальное самочувствие коллектива У-УАЗа. Но в «Ростехе» то ли не знают, то ли закрывают глаза на происходящее.

Может, в госкорпорации Сергея Чемезова уже просто опасаются связываться с улан-удэнскими бизнесменами от «оборонки» после скандалов в «нулевые»?

На Ульяновском автозаводе избрали новый совет директоров

20 февраля 2014 года в Ульяновске состоялось внеочередное общее собрание акционеров ОАО «Ульяновский автомобильный завод». На собрании был рассмотрен вопрос о досрочном прекращении полномочий членов Совета директоров открытого акционерного общества «УАЗ». Кроме того, на мероприятии также избрали новый состав Совета директоров Ульяновского автозавода.



Что ждет Ульяновский автомобильный завод в ближайшем будущем, пока неизвестно. Однако здесь уже начали сокращать работников.

В новый состав Совета вошли:

  • Преображенский Сергей Сергеевич – председатель Совета директоров ОАО «УАЗ»;
  • Антонова Вероника Викторовна – директор по стратегическому маркетингу ОАО «СОЛЛЕРС»;
  • Каика Зоя Атаджановна – заместитель генерального директора ОАО «СОЛЛЕРС»;
  • Морозов Андрей Владимирович – начальник юридического отдела Московского представительства фирмы «Эн-Си-Эйч Эдвайзорс, Инк.»;
  • Нагайцев Максим Валерьевич – генеральный директор ФГУП «Научный автомобильный и автомоторный институт»;
  • Смыслов Сергей Рудольфович – член правления ООО «Рейл Гарант Финанс»;
  • Соболев Николай Александрович – первый заместитель генерального директора – финансовый директор ОАО «Соллерс»;
  • Хвесеня Виктор Михайлович – директор по правовым вопросам ОАО «СОЛЛЕРС»;
  • Швецов Вадим Аркадьевич – генеральный директор ОАО «СОЛЛЕРС», генеральный директор ОАО «УАЗ».



Между тем во время традиционного январского отпуска на ОАО «УАЗ» модернизировали производственные процессы. Также здесь готовятся к созданию нового индустриального парка.

Как отразятся стратегические изменения в жизни завода на простых рабочих и горожанах, остается лишь догадываться. Однако уже известно, что с февраля 2014 года Ульяновский автомобильный завод перешел на неполную рабочую неделю. Кроме того, на ОАО «УАЗ» уже начались сокращения работников. С начала года штат предприятия поредел на 200 человек.

Кто у конвейера хозяин?

Мы в русле мировых тенденций: среди крупнейших российских компаний (по объему выручки в 2005-м) все ведущие автопроизводители — в первых рядах. Как бы они ни жаловались на тяжелое материальное положение… Вот АВТОВАЗ занимал почетнейшее 19-е место, «Группа ГАЗ» — 30-е, «Группа СОК» — 45-е, КамАЗ — 49-е место, а компания «Северсталь-Авто», которая обороты начала набирать совсем недавно, уже оказалась на 111-м месте среди всех российских фирм. Кроме того, в первой «золотой» сотне — еще шесть компаний, занимающихся продажей автомобилей. Солидно!

Кстати, последние как раз и не скрывают ни имен своих реальных акционеров, ни размеров принадлежащих им долей собственности (но об этом — в одном из будущих номеров). А вот истинных владельцев наших автозаводов выявить подчас очень сложно…

[caption align="aligncenter" width="150" caption image-micro-schema size-thumbnail imp-image-70623" itemscope="" itemtype="http://schema.org/ImageObject">

АВТОВАЗ ЗАДАЕТ ТОН

Самый главный в России завод перестал единолично принадлежать государству и акционировался больше 10 лет назад (как и все остальные предприятия отрасли). Ныне контрольный пакет (64,43% голосующих акций) АВТОВАЗа принадлежит ЗАО ЦО АФК («Центральное отделение автомобильной финансовой корпорации») и ОАО AVVA (бывший «Автомобильный всероссийский альянс»). Причем две эти структуры перекрестно владеют контрольными пакетами акций друг друга. Перекрестная схема владения пакетами акций была применена еще в 90-е годы с легкой руки небезызвестного бизнесмена Березовского; она сохранилась и по сей день. Еще (и только!) 10,15% принадлежит госструктурам в лице «Внешэкономбанка» и ФАУФИ (Агентство по управлению федеральным имуществом).

[caption align="aligncenter" width="150" caption image-micro-schema size-thumbnail imp-image-70624" itemscope="" itemtype="http://schema.org/ImageObject">

[/caption]С декабря 2005 года предприятием управляет группа менеджеров государственно-коммерческой компании «Рособоронэкспорт», однако формально изменений в структуре акционеров не произошло. Одним из последствий столь странной ситуации (структура акционеров непрозрачна; при этом предприятием руководят люди, назначенные государством) стало недавнее снижение рейтинга АВТОВАЗа крупнейшим мировым агентством Standart&Poor,s (компания заняла лишь 67-е место среди 70 крупнейших российских фирм по критерию транспарентности, то есть прозрачности бизнеса). В конце 2006-го ряд ведущих биржевых экспертов пришли к выводу, что «отсутствие внятной стратегии, недостаток прозрачности, а также слабые финансовые и операционные показатели АВТОВАЗа свидетельствуют о том, что у ценных бумаг этого акционерного общества практически нет шансов стать привлекательным инвестиционным объектом, по крайней мере в среднесрочной перспективе». Стоит ли удивляться, что иностранные инвесторы не рвутся на крупнейший российский автозавод.

[caption align="aligncenter" width="150" caption image-micro-schema size-thumbnail imp-image-70621" itemscope="" itemtype="http://schema.org/ImageObject">

С ПРИЦЕЛОМ НА МИРОВЫЕ РЫНКИ

Противоположная ситуация сложилась на Горьковском автозаводе. Его владельцы намерены активно осваивать международные рынки и заинтересованы в прозрачности своего бизнеса. Контрольный пакет ГАЗа принадлежит машиностроительному холдингу «Русские машины» — около 63% уставного капитала (напрямую РМ владеет 30,23% акций). В свою очередь учредителем и основным акционером РМ является компания «Базовый элемент»; ею руководит известный предприниматель Олег Дерипаска.

[caption align="aligncenter" width="150" caption image-micro-schema size-thumbnail imp-image-70622" itemscope="" itemtype="http://schema.org/ImageObject">

[/caption]С 2005 года на основе ГАЗа началась консолидация принадлежащих ему автомобильных активов. В состав «Группы ГАЗ» ныне входят ПАЗ, ГолАЗ, КАвЗ, ЛиАЗ, Канашский автоагрегатный завод, Саранский завод автосамосвалов, ярославские заводы топливной и дизельной аппаратуры, а также ОАО «Автомобильный завод Урал», ОАО «ТвЭкс», ОАО «Брянский арсенал», ОАО «Челябинский завод строительно-дорожных машин», ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей», ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», ОАО «Холдинговая компания Барнаултрансмаш», их дочерние сервисно-сбытовые и снабженческие организации. Завершение консолидации намечено на 2007 год. По окончании конвертации доля основного акционера (компании «Русские машины») сильно не изменится.

Примерно такая же ситуация (почти прозрачная!) и в компании «Северсталь-Авто», которой принадлежит 99,66% акций ЗМА (Завод малолитражных автомобилей, Набережные Челны) и 66,07% УАЗа. Крупнейшим акционером «Северсталь-Авто», в свою очередь, является холдинг Newdeal Investments Ltd., принадлежащий главе «Северстали» Алексею Мордашову.

[caption align="aligncenter" width="150" caption image-micro-schema size-thumbnail imp-image-70619" itemscope="" itemtype="http://schema.org/ImageObject">

ЗАДАЧА С НЕСКОЛЬКИМИ НЕИЗВЕСТНЫМИ

Есть в России несколько автомобильных заводов, с которыми, с одной стороны, вроде бы все ясно, а с другой — возникает множество вопросов. Например, калининградский «Автотор» был учрежден 12 лет назад международным фондом «Интерприватизация», которым руководил бывший первый вице-премьер правительства СССР Владимир Щербаков. Ныне основным владельцем числится ООО «Автокапитал», акционеры которого — некие «физические и юридические лица, как российские, так и иностранные». Увы, более ничего про структуру собственности неизвестно.

[caption align="aligncenter" width="150" caption image-micro-schema size-thumbnail imp-image-70620" itemscope="" itemtype="http://schema.org/ImageObject">

[caption align="aligncenter" width="150" caption image-micro-schema size-thumbnail imp-image-70618" itemscope="" itemtype="http://schema.org/ImageObject">

[/caption]Однако самой закрытой среди крупнейших российских автокомпаний считается «Группа СОК». Она контролирует два автосборочных завода — «РосЛада» и «Иж-Авто». Увы, нет точных официальных данных по их доле владения в предприятиях, как нет достоверных данных о структуре собственности самой «Группы СОК». Единственное, что известно — определяет политику группы (и, видимо, владеет значительным пакетом акций) самарский бизнесмен Юрий Кочмазов.

ХОЗЯИН НА ВСЕ СТО

Проще всего решается проблема определения владельца, когда речь идет о новых, строящихся (или уже действующих) автосборочных заводах в России. Завод «Джи-Эм-АВТОВАЗ» в Тольятти в равных долях принадлежит «материнским» компаниям «Дженерал моторс» и АВТОВАЗ (по 41,61%) и Европейскому банку реконструкции и развития (16,78%). На 100% принадлежит «Форду» российский завод во Всеволожске. То же самое относится к будущим предприятиям «Ниссан», «Тойота», «Фольксваген»… Московский завод «Автофрамос» создавался как СП компании «Рено» и столичного правительства, но французы поэтапно выкупили российскую долю, став полновластными хозяевами предприятия. И никаких вопросов!

Кстати, в эту компанию неожиданно попал и чисто российский СеАЗ. До весны 2005 года 100% акций Серпуховского завода принадлежало АВТОВАЗу (откуда поступали двигатели и некоторые другие комплектующие). Но в прошлом году ОАО «СеАЗ» был продан самарской промышленной группе «Автоком» — на все 100%. Вот тут кончается Запад и начинается Россия: структура компании-владельца нам неизвестна.

Российский бизнес на перепутье: компании, которые намерены выйти на международные рынки, пытаются привести к принятым там нормам и свою структуру собственности, сделать ее более понятной и прозрачной. Но пока этот процесс, похоже, находится в самой ранней, «темной» стадии…

P.S. Все диаграммы по структуре собственности компаний составлены на основе данных отчетов ФКЦБ и Росстата (на середину 2006 года). Данные по долям акционеров, представленные в тексте и на диаграммах, относятся к голосующим акциям.

Большинство российских компаний пока не торопятся раскрывать структуру собственности, имена своих главных акционеров, финансовые итоги и размеры вознаграждений топ-менеджерам, а также планы на будущее так, как это принято в международной практике.

Что делают иностранцы в совете директоров «Роснефти» и других госкомпаний?

В идеале они должны помогать компаниям развиваться, в том числе на новых рынках.

В середине июня состоялось собрание акционеров «АвтоВАЗа», на котором был избран новый состав совета директоров компании. Из 15 его членов больше половины – 8 человек – иностранцы. В том числе и председатель совета Николя Мор, который с 2016 по 2018 год был президентом компании.

В случае с «АвтоВАЗом» такое засилье иностранцев объясняется довольно просто – компания с недавних пор, по сути, принадлежит французской Renault, отсюда и такое число европейцев среди высших руководителей.

Но есть и другие примеры. В июле в совет директоров РЖД, к примеру, вошел Кристиан Керн, бывший австрийский канцлер и экс-глава Австрийских железных дорог и Европейского сообщества железных дорог. У «Роснефти» из 11 членов семеро – иностранцы, включая председателя Герхарда Шредера. Все они заняты в разных сферах: кто-то, как Шредер, представляет управляющую компанию «Северного потока 2» Nord Stream AG, кто-то – BP, есть также президент по научно-исследовательским разработкам Qatar Foundation.

Чем вообще занимается совет директоров?

Его цели могут отличаться в зависимости от компании и ее устава. Идеальный совет директоров должен и следить за бизнес-показателями компании, и контролировать деятельность топ-менеджмента, и определять дальнейшую стратегию развития организации. По сути, от директоров зависит, будет ли компания успешной или вскоре станет банкротом – именно они должны ставить менеджерам задачи и контролировать их выполнение. Это в идеале. Но часто бывает так, что совет сосредоточен только на одном из аспектов – или мониторит показатели, или следит за менеджерами, или думает над стратегией.

Известный экономист Сергей Гуриев проводил довольно удачную параллель между советом директоров компании и парламентом, то есть законодательной ветвью власти какого-либо государства. Парламент есть практически в любой стране, но вот его роль разнится – какие-то республики парламентские, в каких-то власть сосредоточена в руках президента или монарха – и так далее. С советом директоров история та же. Он может как вести за собой компанию, так и идти на поводу у, например, гендиректора.

В совет может входить кто угодно – представители от акционеров, топ-менеджеры, члены правительств, сотрудники компаний-партнеров. Обычно директоров можно разделить на 3 категории: «внутренние» (топ-менеджеры), независимые и «партнеры» (работающие по тому же профилю или в той же области, но с компанией напрямую не связанные). Порядок формирования совета определяется уставом компании.

Собираются советы, как правило, раз в квартал – если реже, обычно это свидетельство их плохой работы. Те, что действительно стараются работать качественно, собираются очно. Заочных встреч тоже хватает, но они гораздо менее гибкие в принятии решений, так что продуктивность таких советов зачастую оставляет желать лучшего. Если вы думаете, что раз в квартал – это редко, то это не так. Таким образом директора могут абстрагироваться от ежедневной рабочей рутины организации и оценить работу компании и ее курс со стороны. Данные они могут получать по нескольким каналам – напрямую от гендиректора, от сторонних партнеров (аудиторов, например), или от внутренних контролирующих комитетов по тому же аудиту, кадрам, вознаграждениям, корпоративному управлению, отчитывающихся не гендиректору, а непосредственно членам совета.

Для чего там нужны иностранцы?

На самом деле, иностранцев в советах директоров компаний с госучастием вроде «Роснефти» и «Газпрома» обычно гораздо меньше, чем в частных – еще недавно всего 30% организаций брали в себе директоров-иностранцев. Частный же бизнес смотрит в их сторону куда чаще (72%). При этом закон в России совершенно не запрещает включать в советы иностранных директоров.

Всего на иностранцев, по данным на 2015 год, приходилась примерно четверть мест в советах директоров отечественных компаний. И как правило, эти директора независимые. Это значит, что никто из других членов совета не может на них повлиять – для этого просто нет никаких рычагов. Идеальный независимый директор должен иметь за плечами богатый и успешный опыт работы в этой или смежных сферах, иметь широкий круг влиятельных знакомых – прежде всего, среди возможных инвесторов. Кроме того, независимый статус подразумевает, что он не представляет ни каких-либо акционеров, ни топ-менеджмент, ни кого-либо еще. Его задача – просто сделать компанию лучше и тем самым повысить свой рейтинг и «прокачать» репутацию в бизнес-среде. Ну и получить дивиденды – если он хорошо поработал, то и выплаты будут соответствующими, поскольку размер дивидендов часто привязан к чистой прибыли компании.

Также хороший независимый директор зачастую выступает как посол компании – он может налаживать связи с потенциальными инвесторами, формировать ее положительный имидж на рынке. Соответственно, иностранные директора требуются прежде всего в компаниях либо с большим международным участием, либо в плотно работающих с зарубежными партнерами, либо в пытающихся вырваться в своей деятельности за пределы России.

По итогам ежегодного собрания акционеров концерна «АвтоВАЗ» главой совета директоров автогиганта назван Сергей Скворцов, занимающий пост заместителя генерального директора Государственной корпорации «Ростех». Его заместителем на посту главы совета директоров «АвтоВАЗа» стал Дени Левот, старший вице-президент Renault.

Состав совета директоров «АвтоВАЗа» существенно изменился, что зафиксировано в пресс-релизе концерна, выпущенном по итогам первого заседания совета в новом составе. Совет покинули пять человек, включая бывшего председателя Карлоса Гона, занимающего параллельного пост главы российского офиса французской компании Renault. Кроме того, из совета директоров «АвтоВАЗа» ушли Сергей Чемезов, глава Ростеха, Владимир Артяков, Кан-Кристоф Кюглер и Бу Андерссон. Напомним, что Бу Андерссон занимал пост президента «АвтоВАЗа» и покинул его этой весной. Именно Бу Андерссона совет директоров намеревался отстранить от исполнения обязанностей, не дожидаясь окончания срока действия контракта. Но господин Андерссон не стал дожидаться увольнения и покинул пост по собственной инициативе.

Вместо них в совет директоров вошли Дени Левот, исполнительный вице-президент Renault Штефан Мюллер, новый президент ОАО «АвтоВАЗ» Николя Мор, занявший пост Андерссона, а также вице-президент по внешним связям и взаимодействию с акционерами «АвтоВАЗа» Эдуард Вайно и заместитель председателя правления ООО «УК „Роснано“ Владимир Аветисян.

Напомним, ранее сообщалось, что руководство «АвтоВАЗа» пошло навстречу требованиям профсоюза сотрудников концерна и увеличило зарплаты всем работникам, кроме членов правления.

Напомним, что главным акционером «АвтоВАЗа» является французско-японский альянс Renault-Nissan, который владеет 63,13% акций российской компании. 32,87% акций «АвтоВАЗа» принадлежит государственной корпорации «Ростех».

Роснефть принадлежит иностранцам! Что за дичь в головах? Давайте уж тогда разбираться

Роснефть принадлежит иностранцам! Что за дичь в головах? Давайте уж тогда разбираться Политика, Права, Акционеры, Акции, Совет директоров, Длиннопост

Контрольный пакет акций — это определённое количество акций какого-то предприятия (акционерного общества), находящееся в распоряжении у акционера, предоставляющее возможность для этого акционера управлять акционерным обществом. То есть фактически, владелец контрольного пакета акций контролирует (оттого так и называется — контрольный) деятельность предприятия и может самостоятельно принимать стратегические решения, касаемые важнейших аспектов деятельности акционерного общества.

Именно акционерное общество является единственным полновластным собственником принадлежащего ему имущественного комплекса, т.е. материально-вещественных, информационных и интеллектуальных ценностей. Акционеры являются собственниками только ценных бумаг, которые дают им право получения определенной доли дохода общества в виде процентов, именуемых дивидендами. В случае прекращения деятельности общества они вправе рассчитывать также на ликвидационную квоту - часть стоимости продаваемого имущества. Прямого вещного права на собственную часть имущества акционерного предприятия акционер не имеет.

Таким образом, объекты права собственности акционеров и акционерного общества не совпадают. Для акционеров в качестве таких объектов выступает стоимость капитала акционерного общества в виде денежной стоимости своей доли, тогда как все общество обладает правом собственности на физическую, вещную сущность всех ценностей, принадлежащих ему. Акционер вправе распоряжаться сам своей акцией как ценной бумагой. Имуществом же распоряжается только общество в лице его представительских органов управления.

Роснефть принадлежит иностранцам! Что за дичь в головах? Давайте уж тогда разбираться Политика, Права, Акционеры, Акции, Совет директоров, Длиннопост

Независимый директор и его полномочия.

Независимый директор - сторонний эксперт; формально он не входит в число высших менеджеров организации и не имеет личного интереса в этом бизнесе (акции, высокий уровень вознаграждения, опционы, премии и пр.). Действительно независимый директор — это важное звено принятия решений, он отвечает за контроль выполнения управленческих решений, внутренний аудит, внутренний контроль, риск-менеджмент и пр.

В отличие от исполнительного директора, непосредственно вовлеченного в оперативную работу компании, независимый директор выполняет контрольные функции — по основным направлениям деятельности (см. табл. 1).

В компетенцию независимого директора также входит:

участие в подготовке и проведении собрания акционеров, заседаний совета директоров;

анализ перспективности для компании крупных сделок/эмиссии ценных бумаг (а также их проведение);

аудит, раскрытие информации о деятельности компании;

управление корпоративной культурой, решение вопросов социальной ответственности.

Разумеется, независимый директор должен обладать профессиональными знаниями и умениями. Кроме того, успех обеспечат такие личностные характеристики, как независимость суждений, смелость в принятии решений, готовность конструктивно отстаивать свою позицию (особенно в том случае, если независимый директор считает, что текущие действия по достижению целей компании неэффективны). Оппонирование входит в число важнейших профессиональных навыков независимого директора, так как он должен уметь аргументированно убедить топ-менеджеров в необходимости сменить курс, принять иное решение и т. п. В случае несогласия с предлагаемым решением рекомендуется требовать занесения своего особого мнения в протокол заседания Совета директоров.

Независимый директор действует от имени всех акционеров компании (в том числе и миноритарных), следовательно, в рамках своей компетенции он защищает их права и законные интересы, для чего способствует установлению конструктивного диалога между акционерами и руководством компании.

Инвесторы заинтересованы в размещении своих средств в компаниях с высоким уровнем корпоративного управления. За качественный менеджмент (а значит, вероятность большей отдачи от вложенных средств) они готовы платить дополнительные премии.

Совет директоров Количество акций в % которыми они владеют

Герхард Шрёдер 0

Игорь Сечин 0,1273

Маттиас Варниг 0,0009

Андрей Белоусов 0

Олег Вьюгин 0

Роберт Дадли 0

Гильермо Кинтеро 0

Александр Новак 0

Ханс-Йорг Рудлофф 0

ПАО "УАЗ"

Руководителем организации является: Генеральный Директор - Швецов Вадим Аркадьевич, ИНН 352802247398. У организации 1 Учредитель. Основным направлением деятельности является "производство автотранспортных средств".

Учреждённые: 30 Представительства: 0
Управляемые: 0 Филиалы: 1

Генеральный директор (руководитель юридического лица)
ШВЕЦОВ ВАДИМ АРКАДЬЕВИЧ, ИНН: 352802247398

Компании КОНКУРЕНТЫ. Всего найдено: 11
В регионе Ульяновская область с ОКВЭД 29.10.
Разместить рекламу по всем компаниям

Описание деятельности компании:

ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "УЛЬЯНОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД", краткое наименование: ПАО "УАЗ". Действует с 30.10.1992, присвоены: ИНН 7300000029, КПП 732701001, ОГРН 1027301486343, основной ОКВЭД - "производство автотранспортных средств". Работает по 50 направлениям. Организация насчитывает 1 филиал. Учреждённых компаний: 30, Представительств: 0, Управляемых: 0. Всего связанных с ПАО "УАЗ" 31 компания. История компании представлена на странице Лента изменений. Отзывов по компании - нет. Финансовая отчетность ПАО "УАЗ" - есть.

Внимание: Перед осуществлением безналичного платежа на расчетный счет любой организации (ООО, ЗАО, АО), рекомендуем проверять расчетные счета компании на блокировку ФНС. Совершая перевод на заблокированный счет, Вы рискуете не получить оплаченный товар/услугу и потерять денежные средства.

Проверка на блокировку расчетного счета организации доступна
в Премиум доступе

Информация

Высшим должностным лицам субъектов РФ:
- определить в границах соответствующего субъекта территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации;
- приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей;
- установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.

Настоящий указ не распространяется на следующие организации (работодателей и их работников):
- непрерывно действующие организации;
- медицинские и аптечные организации;
- организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости;
- организации, выполняющие неотложные работы в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь, здоровье или нормальные жизненные условия населения;
- организации, осуществляющие неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы;
- организации, предоставляющие финансовые услуги в части неотложных функций (в первую очередь услуги по расчетам и платежам);
- иные организации, определенные решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Указ может распространяться на системообразующие, а также научные и образовательные организации по согласованию с Правительством РФ.

Федеральным государственным органам, органам управления государственными внебюджетными фондами, государственным органам субъектов РФ и органам местного самоуправления, организациям, осуществляющим производство и выпуск средств массовой информации, определить численность служащих и работников, обеспечивающих с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно функционирование этих органов и организаций.

Настоящий указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Информация

Утвержден
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 апреля 2020 г. N 434

ПЕРЕЧЕНЬ
ОТРАСЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ, В НАИБОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ПОСТРАДАВШИХ В УСЛОВИЯХ УХУДШЕНИЯ СИТУАЦИИ В РЕЗУЛЬТАТЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

И З М Е Н Е Н И Я,
которые вносятся в постановление
Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 434

Попросили покороче: каким может быть новый ульяновский внедорожник

УАЗ может выпустить внедорожник меньше и дешевле, чем «Патриот». На официальной странице в соцсетях вспомнили про существовавшую подобную модель — «Патриот Sport» и устроили опрос: а был бы востребован такой автомобиль сейчас. Есть ли у «спортивного» УАЗа перспективы, разбирались «Известия».

Спросил совета в комментах


Ульяновский автозавод вспомнил на своей странице «ВКонтакте» о модели «Патриот Sport» десятилетней давности. Ответы на вопрос «Как думаете, была бы востребована такая версия сегодня?» собрал около 300 комментариев. Части подписчиков идея понравилась. По их мнению, короткий вариант может быть востребован в городе и на горных дорогах за счет лучшей маневренности. Главным минусом и сторонники, и противники посчитали дизайн машины — укороченный Sport выглядел кургузо. Некоторые даже принялись самостоятельно рисовать в фотошопе трехдверный — по их мнению, без задних дверей он смотрится гармоничнее.

Внедорожник UAZ Patriot Sport

Внедорожник UAZ Patriot Sport, представленный на Московском международном автосалоне 2010

Стоят ли за вопросом о востребованности какие-то планы? На вопрос корреспондента «Известий» в пресс-службе УАЗа ответили обтекаемо: «Время покажет». В теории расширение модельного ряда выглядит логично. Максим Кадаков заметил, что УАЗ активно стремится присутствовать даже в самых маленьких нишах.


На все руки

На базе семейства «Профи» создаются реанимобили, школьные автобусы, топливозаправщики, автовышки и даже автодома. В марте был представлен грузовик «Полуторка» с усиленной рамой, модернизированной подвеской и двухскатной ошиновкой задних колес. Между тем грузовики «Профи» пока не так популярны, как классическое семейство «УАЗов». И, естественно, уступают главному своему конкуренту — «Газели».

«Патриот» расходится куда лучше, и это единственная модель, по-настоящему востребованная частниками, особенно после появления версии с автоматом. При этом модификаций у него немного — внедорожник, экспедиционная версия на его базе и пикап. Изредка УАЗ выпускает заводские спецверсии вроде Antarctic Edition, различающиеся в деталях. Стоит сейчас «Патриот» больше миллиона, а богатые версии — в районе 1,4 млн. Так что более доступная модель могла бы быть вполне востребованной.

История одного спорта

Конечно, у УАЗа есть заслуженный «Хантер», однако он, похоже, окончательно и бесповоротно устарел. Заводу даже пришлось сертифицировать ее как грузовик, чтобы не оснащать в обязательном порядке подушкой безопасности. Учитывая древнюю конструкцию кузова, пользы от подушек при ДТП не будет. «Козлик» стремительно теряет популярность — последние два года его продажи не превышают и тысячи экземпляров.

машина


Представленный в 2010-м «Патриот Sport» стоил дешевле базовой машины на 70–90 тыс. рублей и в перспективе должен был заменить Hunter. Укороченный на 360 мм внедорожник использовал некоторые кузовные детали, а также раму более ранней модели «Симбир», что позволило здорово сэкономить на его создании. Сэкономили и на антиблокировочной системе тормозов — у «Спорта» ее просто не было. Он вообще был оснащен проще, чем обычный «Патриот»: отделка салона скромнее, отсутствовал дополнительный отопитель.

Sport уступал в объеме багажника. При этом меньшие размеры и масса давали некоторые преимущества — такой внедорожник был более маневренным, динамичным и проходимым. На деле создававшийся в спешке автомобиль оказался сыроват. Он хуже держал прямую на шоссе, чем «Патриот», второй ряд оказался тесным, а узкие задние двери — неудобными. Ставка на молодую и активную аудиторию не сыграла, и начатое в июле 2010 года производство свернули уже к концу года. Продажи оказались меньше запланированных: до конца 2010-го реализовали всего 1762 машины и еще 708 продали в 2011-м.

Куда едет УАЗ


Есть ли смысл возвращаться назад, к истокам? Несмотря на рост продаж и выход на новые экспортные рынки, включая американский, где «Патриот» должен продаваться под именем Bremach Taos, Ульяновский автозавод оказался в сложной ситуации. «Патриот» восходит к модели 2005-го года и, пусть и пережил несколько модернизаций, постепенно устаревает и одновременно растет в цене. Покупка Минобороны России китайских внедорожников Haval H9, более комфортных и современных, стала тревожным звонком для Ульяновского автозавода.

Планы по выпуску серьезно переработанного внедорожника, известного в СМИ как «Русский Прадо» оказались заморожены до лучших времен. А о создании силами УАЗа принципиально новой модели речь уже не идет. Это подтвердил в интервью глава УАЗа Адиль Ширинов в интервью мартовском интервью изданию «73онлайн».

«Вкладывать деньги в собственные разработки с нуля крайне сложно. Сегодня более разумен вопрос партнерства», — отметил он.

машина


«Сборочное производство требует инвестиций. На мощностях для сборки «УАЗов» прямо завтра нельзя начать собирать что-то еще», — отметил Максим Кадаков.

Синергия с КамАЗом


Непростые времена и у Группы «Соллерс», в которую входит УАЗ. По итогам прошлого года ее чистый долг составил 3,1 млрд рублей против 614 млн рублей годом ранее. В «Соллерсе» уточнили, что большую часть долга составляют кредиты с субсидированной процентной ставкой в рамках программы поддержки оборотного капитала компаний в период пандемии COVID-19, а также льготные кредиты в рамках программы опережающих госзакупок в автопроме.

В июне были возобновлены переговоры по созданию альянса «Соллерса» и КамАЗа. Идея альянса, заявленная еще до пандемии, когда акции обеих компаний росли, предполагала слияние. Сейчас план находится в процессе перезапуска, уточнил владелец и глава совета директоров «Соллерса» Вадим Швецов. Комментируя вероятность поглощения «Соллерса» КамАЗом, который находится в лучшем положении, он поспешил заверить, что альянс с создается на основе «совместной синергии».

завод

Кроме того, значительные силы «Соллерс-Авто» были брошены на организацию производства автомобилей Aurus в Елабуге. В такой ситуации УАЗ вряд ли может рассчитывать на серьезные инвестиции в обновление модельного ряда и запуск принципиально новых моделей. Он может поискать временное решение «в закромах» или продолжить создавать информационный шум.


«Это должен быть другой автомобиль»

«Непонятно, зачем нужен просто укороченный «Патриот», если к нему дополнительно ничего не предлагается. Это будет тот же мотор и та же матчасть. Да, теоретически у него лучше геометрическая проходимость и динамика, но динамика в случае с «Патриотом» — дело десятое. Концептуально это должен быть другой автомобиль. Например, городской внедорожник с системой кругового обзора и прочим. Но время упущено — концепцию городского внедорожника перехватила «Лада» с «Нивой Travel», — считает главный редактор журнала «Клуб 4×4» Максим Ракитин. По его мнению, время укороченных внедорожников прошло. В то же время если УАЗу не расширить модельный ряд и не обращать внимание на более молодую аудиторию, это может привести к творческому кризису, считает эксперт.

машина

«Если делать конкурента короткой «Ниве», то проект 11-летней давности вызывает сомнения. Самое простое — купить лицензию на индийский, китайский, латиноамериканский автомобиль и постепенно увеличивать его локализацию», — считает считает независимый консультант по индустрии «Автомобили и транспорт» Сергей Бургазлиев.

Читайте также: