Лада калина когда начали выпускать

Обновлено: 05.07.2024

Уходу модели посвящается: история «Лады Калина»

АвтоВАЗ выпускал по одной принципиально новой модели в десятилетие. В 1980-е таковой стала «Самара», в 1990-е – «десятка», в 2000-е – «Калина». Сейчас темпы выдачи новинок увеличились, но до наступления 2010-х годов было так – неспешно.

«Калина» оказалась первой тольяттинской машиной, которую лучше знали под именем собственным, а не по индексу. Хотя цифровое обозначение никуда не делось. Хэтчбек звался ВАЗ-1119, седан – ВАЗ-1118, универсал – ВАЗ-1117. Числа взяли не из головы. Согласно отраслевой нормали СССР, первая цифра индекса обозначает класс автомобиля. «Калина» позиционировалась относительно «Самар» и «классики» как более компактная машина, потому в начале стоит единица, а не двойка.

«Калина» позиционировалась выше «Самар» и «классики», но ниже «Приоры». Но по уровню проработки интерьера и эргономике она не шла ни в какое сравнение со всеми соседями по конвейеру. Приборная панель и салон в целом были грамотно скомпонованы, так что ощущения тесноты не возникало. Обошлось и без явных эргономических просчетов. Хотя, конечно, имели место вполне обоснованные претензии к качеству материалов и сборки.

Вместе с «Приорой» «Калина» во второй половине 2000-х годов приучила российских автомобилистов к новому уровню оснащения. Кондиционер, две подушки безопасности, ABS, электроприводы стекол и зеркал, обогрев сидений больше не казались роскошью для машин малого класса. Именно «Калина» стала первой тольяттинской машиной, в обязательном порядке оснащавшейся усилителем руля. С ним с конвейера сходили даже самые первые экземпляры в конце 2004 года. В то время на флагманской «десятке» он практически не встречался, а появился только на ее преемнице «Приоре» в 2007-м.

В 2011 году «Калина» с результатом в 142 тысячи проданных экземпляров стала лидером российского рынка. С этого момента начался закат ее карьеры. В том же году АвтоВАЗ представил новинку – «Ладу Гранта». Выход этого бюджетного седана поставил крест на четырехдверной «Калине»: ее сняли с производства, а в лидеры продаж быстро вышла более доступная современная «Гранта».

На Московском автосалоне 2012 года показали «Калину» второго поколения. Кузов у автомобиля остался прежним, но ему радикально переоформили переднюю и заднюю часть. Абсолютно другим стал и интерьер, пересмотрен набор силовых агрегатов. Так что, несмотря на старый кузов, звание нового поколения вполне заслуженное. В серию машина пошла в 2013-м.

Набор двигателей состоял исключительно из 1,6-литровых агрегатов. Восьмиклапанник выдает 87 л.с., 16-клапанный аналог – 98 или 106 сил. Есть и две заряженные версии с моторами в 118 и 136 «лошадей». Во втором поколении «Калина» примерила автоматизированные коробки передач – 5-ступенчатый робот с одним сцеплением и классический 4-скоростной автомат Jatco. Стало больше опций, включая круиз-контроль, навигацию, климат-контроль.

С этого момента в линейке АвтоВАЗа оказалось две очень близкие модели. «Гранта» и «Калина» были построены на одной платформе, имели одинаковые агрегаты и опции, отличаясь лишь декором. По разным нишам их развели за счет кузовов: первая модель могла быть седаном или лифтбеком, вторая – хэтчбеком, универсалом или псевдокроссовером. Кроме того, «Калины» стоили чуть дороже из-за иного подхода к формированию комплектаций. Иными словами, «сестры» на рынке должны были сосуществовать, не мешая друг другу. Спрос расставил точки над i: «Гранта» осталась на вершине, а «Калина» за несколько лет вывалилась даже из ТОП-25 моделей.

В обострившейся борьбе за первое место в «абсолюте» вазовские маркетологи придумали объединить два самых доступных семейства в одно. И сделали это под именем «Гранты», которой как раз пришло время обновиться. Так что платформа «Калины» будет жить еще несколько лет, равно как и хэтчбек с универсалом. Несмотря на смену «вывески», история знаковой для российского рынка машины продолжается.

Лада Калина

LADA Kalina

LADA Kalina (Ла́да Кали́на) — семейство российских легковых автомобилей верхнего сегмента класса «B» по европейской классификации. Выпускается ОАО «АвтоВАЗ» с 18 ноября 2004 года. Завод-производитель с 2004 года употребляет название торговой марки автомобиля, поступающей на российский рынок в латинском написании [1] , однако Правительство России в своих законодательных актах и органы государственной регистрации придерживаются написания названия автомобиля на русском языке [2] .

Содержание

История создания

Разработка автомобиля начата АвтоВАЗом в 1993 году. В 1998 проектируемый автомобиль получил название Лада Калина. Прототипы демонстрировались в 1999 — хетчбек и в 2000 — седан.

История производства

Производство автомобилей с кузовом седан началось 18 ноября 2004 года. 21 июля 2006 начата сборка Lada Kalina хэтчбек, 4 августа состоялась продажа первого автомобиля. В июле 2007 года началось производство LADA Kalina с новым 16-клапанным двигателем объемом 1,4-литра, а в сентябре того же года АвтоВАЗ приступил к выпуску LADA Kalina с АБС.

В августе 2007 года выпущен первый автомобиль Lada Kalina седан экспортной комплектации. Тогда же из-за дефекта в рулевой колонке пришлось отозвать 6 200 автомобилей, произведённых в декабре 2005 — январе 2006. Они были отремонтированы дилером АвтоВАЗа компанией «Брянск-Лада». Из-за дефекта литья картера рулевого механизма АвтоВАЗ отозвал 171 автомобиль модели Lada Kalina, которые были выпущены 24 — 25 мая 2006 года. Кроме того, АвтоВАЗ отзывал 8 400 автомобилей Lada Kalina из-за дефектов опор двигателя [3] .

За два года было собрано 80 000 автомобилей, суточный темп сборки — 335 штук. В 2007 планируется выйти на темп производства 145 тыс. в год.

В мае 2007 года во время посещения АвтоВАЗа Владимир Путин, в то время — президент России, совершил пробную поездку на Lada Kalina на испытательном треке. По его словам, он сумел развить скорость до 120 километров в час [4] .

Описание автомобиля

Двигатель LADA Kalina рассчитан на бензин с октановым числом 95.

В результате доводки аэродинамические характеристики автомобилей семейства LADA KALINA удалось получить следующие параметры коэффициента аэродинамического сопротивления [5] :

  • седан LADA KALINA в комплектации «норма» Сх=0,378
  • седан LADA KALINA в комплектации «люкс» Сх=0,347

Среди отмеченых потребителями недостатков автомобиля — шумность двигателя и вибрации при 2000 оборотах, вибрации на КПП, вибрации на холостом ходу [6] . Позднее появилась информация, что большинство из этих недостатков в новых моделях были исправлены [7] . К достоинствам автомобилей этого семейства можно отнести: просторный салон, отличную обзорность, жёсткость кузова, хорошую геометрическую проходимость, большое количество цветов и комплектаций (в том числе ABS, климатическая система, подушки безопасности).

Сочная новинка: история создания Lada Kalina


Конец девяностых. Специалисты Волжского автозавода работают над обновлением запущенного недавно ВАЗ-2110 до Приоры, параллельно занимаясь проектом рестайлинга семейства «Самара». Одновременно с ними на конвейере остается «классика», ведущая свою историю из далеких шестидесятых. Постепенно становится понятно, что одним только обновлением существующих моделей уже не обойтись – заводу нужен новый автомобиль, который принес бы свежий дизайн и позволил привлечь новую аудиторию. Эту роль и взяла на себя Калина – компактная «малолитражка» с «сочным» именем и принципиально отличной от всей тогдашней модельной гаммы внешностью.

Новое с налетом старого

Еще в начале 90-х на ВАЗе по заказу концерна AVVA был выполнен проект «народного автомобиля» под индексом 1116, но. собранных за счет продажи акций денег на запуск автомобиля в серийное производство не хватило. Несколько лет спустя было принято решение использовать наработки для создания новой машины на той же платформе, на которой были сделаны Самара и «десятка».

Оно и понятно: именно разработка основы автомобиля является самой трудозатратной и дорогостоящей для любого производителя, а в непростые девяностые годы уже российский ВАЗ просто не мог позволить себе подобной роскоши. Да и острой необходимости в новой архитектуре не было, ведь благодаря «генам» Porsche переднеприводные автомобили получились довольно удачными – в отличие, например, от «мертворожденного» АЗЛК-2141 или не слишком практичной Таврии. Почти сразу же будущий автомобиль нарекли «Калиной», благодаря чему впоследствии машину практически никто не называл по цифровому индексу, как это было принято с «десяткой».

lada_kalina_sedan_12.jpg

Почему же новая модель получила индекс, начинающийся с единички? Именно так в отраслевой нормали СССР обозначали автомобили более низкого класса, чем Жигули и Самары, индексы которых всегда начинались с двойки. Ошибки здесь нет: конструкторы понимали, что автомобиль на платформе Самары уже не будет походить на «подросший» к тому времени С-класс, и решили создавать полноценную машину класса В, обозначив её соответствующим образом. Вдобавок это теоретически позволило бы «развести» ВАЗовские авто по разным сегментам в глазах покупателей.

Новую модель сразу задумывали в виде целого семейства, причем кроме привычных нам седана и хэтчбека Калина должна была стать и. минивэном, который мог бы быть альтернативой Надежде! Увы, по технологическим соображениям от такой идеи конструкторам пришлось отказаться в пользу обычного универсала, который впоследствии встал на конвейер под индексом 1117.

Универсал 1117 запустили в серию последним

Интересно, что первым дизайнеры создали именно хэтчбек 1119, а не седан 1118, выпуск которого начался раньше остальных модификаций. Видимо, именно поэтому короткая пятидверка смотрится наиболее гармонично и цельно. Но памятуя о проколе с ВАЗ-2108, первым в серийное производство ВАЗовские маркетологи впоследствии запустили наиболее востребованный нашим потребителем четырехдверный седан.

Хэтчбек и седан выглядят вполне гармонично

Успех проектантов

Внешность Калины вполне соответствовала современным тенденциям и веяниям девяностых годов – мягкие линии, округлые поверхности. Ведь в то время везде господствовал биодизайн, и в Тольятти не могли игнорировать модный тренд еще и потому, что машина в будущем должна была поставляться и на экспорт. Звучит удивительно, но Калину первого поколения покупали даже в пресыщенной автомобилями Германии!

Несмотря на еще советскую основу, у Калины появилась не только новая внешность. Конструкторы приняли решение отказаться от прежних наработок по интерьеру, поскольку детали Самары и «десятки» не соответствовали округлой внешности Калины. Изначально ВАЗовцами было уделено много внимания проработке компоновки автомобиля. К слову, Калина была первой моделью ВАЗа, интерьер которой спроектировали в математических моделях с использованием новейшего оборудования. Это обеспечило компактной машине на удивление неплохую эргономику – по простору и удобству посадки эту машину не сравнить с прежними переднеприводниками, хотя база, по сути, осталась той же! Но подход был другим – более современным, что и привело к такому результату.

vaz_1119__kalina__prototip_1.jpg

Интерьер прототипа отличается от серийного варианта – например, решением центральной консоли

Несмотря на трудности, связанные с ситуацией в стране (один дефолт 1998 года чего стоит!), на решениях в интерьере не экономили, что благоприятно отразилось не только на дизайне салона, но и на его техническом исполнении.

lada_kalina_hetchbek_19.jpg

lada_kalina_hetchbek_23.jpg

Интерьер Калины получился современным и симпатичным

Один из примеров – салазки сидений и реклайнеры (механизмы регулировки наклона спинки). Они заметно отличаются от восьмерочных, поскольку изготовлены не традиционным ВАЗовским поставщиком, а немецкой фирмой Keiper (Recaro Group), которая занимается разработкой подобных узлов. Кроме того, в проектировке калиновских сидений участвовали и другие зарубежные компании.

lada_kalina_hetchbek_20.jpg

Передние сиденья Калины сделаны на порядок лучше прежних ВАЗовских «стульев»

Конечно, Калина была более прогрессивной и современной машиной именно в сравнении с предыдущими моделями, поскольку до одноклассников из Европы и Азии автомобиль на момент начала серийного выпуска объективно все же не дотягивал. Тем не менее, именно при разработке Калины ВАЗовцами были на уровне серийной модели реализованы такие современные решения, как светодиодная подсветка комбинации приборов и клавиш, электроблокировка включения задней передачи, вращающийся «по-иномарочному» переключатель света, отлично освещающие дорогу фары с электрокорректором и поликарбонатным стеклом без рассеивателя, система отопления и вентиляции с рециркуляцией, встроенный в комбинацию приборов маршрутный компьютер, «люксовая» комплектация с заводским кондиционером, который умел автоматически регулировать температуру в салоне… На фоне остальных моделей ВАЗ конца девяностых Калина выделялась, что называется, всем.

vaz_1119_prototip_3.jpg

Прототип отличался «улыбающимся» передком, выполненным в стиле биодизайн

Однако не обошлось и без ложки дегтя. В своё время немало шума наделал случай, когда вследствие неисправности электроусилителя рулевого управления Калина «самозарулила» в дерево (!), а на первых выпусках автомобилей отказывало от 30 до 50% усилителей! Позднее узел стал более надежным и предсказуемым, но осадочек, как говорится, остался.

lada_kalina_sedan_28.jpg

Серийный автомобиль получил другое «выражение лица» – более серьезное

Зато электрический усилитель руля по достоинству оценили женщины, которым быстро понравился «легкий руль». А принципиально само техническое решение (электрика вместо гидравлики) следует признать вполне резонным на автомобиле такого класса. Ведь гидроусилитель – это сложный механизм высокого давления, трубки, исполнительный механизм… Вдобавок все это отнимает у мотора мощность, да и настроить ЭУР гораздо проще, задав требуемую информативность рулевого управления.

lada_kalina_universal_18.jpg

Рулевое управление получилось легким, но не без сюрпризов

Проверенные решения

Итак, к 2001 году Калина обрела свой окончательный облик, уйдя при этом от образа «смеющегося дельфина», то есть начала выглядеть вполне современно и однозначно. Увы, по-настоящему серийным автомобилем она стала только в 2004-м. Тем не менее, машина сразу нашла своего покупателя, которому понравился ладный седанчик с удобным салоном и вполне презентабельной внешностью, которая делала её удивительно схожей на Opel Corsa для латиноамериканского рынка.

Chevrolet Corsa выглядит похоже на ВАЗовский седанчик. Точнее, наоборот

В итоге у ВАЗовцев получилась машина того же класса, как Fiat Palio или Renault Symbol, но гораздо более доступная и при этом куда более «городская» и компактная, чем прежние модели. Иными словами, главное преимущество Калины было в том, что её изначально «заточили» под стандарты В-класса, причем сделали это вполне современными средствами.

Единственное, что жестко ограничивало конструкторов «сверху» – архитектура платформы. Трудно обеспечить такую машину сбалансированными ходовыми качествами, когда рулевая рейка расположена высоко и закреплена на податливом моторном щите, а не на мощном подрамнике, как это сделано на большинстве аналогов (и позже – на самих ВАЗах). Игрой с параметрами подвесок ВАЗовцам удалось избавиться от пресловутой «желейности» ВАЗ-2110 на в поворотах, но «драйверс-каром» обычная Калина от этого, разумеется, не стала. Впрочем, потребителю в массе своей это было и не нужно, ведь в отличие от Приоры, Калину покупали более степенные автомобилисты для обычной эксплуатации.

Под стать концепции «минимум глобальных технических нововведений» был и тяговитый 1,6-литровый восьмиклапанный мотор 21114, который представлял собой дальнейшее развитие обычной «полторашки» от Лады Самары.

Неувядаемая

lada_kalina_hetchbek_2.jpg

Изначально на Калину устанавливали обычный восьмиклапанник объемом 1,6 литра

Конечно, для российского производителя по надежности не только усилителя руля, но и вполне традиционных деталей это была не столько Lada, сколько обычный ВАЗ, но многие Логаны и Нексии лишились своих потенциальных владельцев именно благодаря волжской «ягодке». А это значит, что желание заводчан сделать автомобиль нового поколения на качественно ином уровне удалось воплотить в жизнь даже на платформе не самой первой свежести. Не случайно ведь Калина первого поколения продержалась на конвейере почти десять лет – до 2013 года, а большинство технических решений живут и здравствуют нынче в Калине-2, которая осталась «ягодкой опять» до наших дней.

Lada Kalina

Lada Kalina 1

"Лада Калина" ("Lada Kalina") – бренд автомобиля отечественного автопроизводителя АвтоВАЗ, разработка которого была начата в 1993 году. В 1998 проектируемый автомобиль получил название Лада Калина. Прототипы демонстрировались в 1999 — хетчбек и в 2000 — седан.

Самой популярной моделью "Лада Калина" является автомобиль в кузове универсал. По итогам 2009 года универсалов "Lada Kalina" было продано 22,7 тыс. машин ( 37,4% от всех продаж марки); седанов - реализовано 19,5 тыс. штук (32,2%), а хэтчбеков - 18,5 тыс.экземпляров (30,5%).

В период с ноября 2004 года и по нынешний момент АвтоВАЗ выпустил 370000 экземпляров "Lada Kalina".

Базовые Модели "Лада Калина"

"Лада Калина Седан" (ВАЗ-1118) - четырехдверный седан - первый автомобиль семейства "Лада Калина", поставленный на конвейер ОАО «Автоваз» 18 ноября 2004 года. Имеет кузов типа седан.

"Лада Калина Хэтчбек" (ВАЗ-1119) - пятидверный хэтчбек из семейства Lada Kalina Волжского автозавода, выпускающийся с конца 2006 года.

"Лада Калина Универсал" (ВАЗ-1117) - пятидверный универсал из семейства Лада Калина Волжского автозавода, производящийся с конца 2007 г.

Новые модели "Лада калина" 2014

"Лада калина 2"

LADA Кalina 2 Хэтчбек - Новая версия хэтчбека "LADA Кalina" на АВТОВАЗе выпускается с мая 2013 года. Это компактный городской пятидверный автомобиль. Лада Калина 2 получила актуальный дизайн, широкий набор опций, улучшенные ходовые качества, дополнительный комплекс шумоизоляции, дополнительный глушитель с мягким сильфоном для уменьшения вибраций в салоне, новые опоры силового агрегата для снижения уровня шумов и вибраций. Кроме того в хэтчбеке Лада Калина 2 укреплены опоры полки багажника, что исключает скрипы обивки.

"LADA Кalina 2 Универсал" - серийно начали выпускать на АВТОВАЗе в мае 2013 года. Это пятидверный городской автомобиль, предназначенный для любителей оригинальных, хорошо оснащенных и при этом вместительных машин. В рамках обновления универсал Лада Калина 2 получил измененные линии капота, крыльев, колесных арок, бамперов, дверей багажного отделения и окон боковины. Изменилась передняя светотехника, появились противотуманки с блестящей окантовкой, новые молдинги дверей,передняя часть - с широкой радиаторной решеткой.

"LADA Kalina Sport RC" – "LADA Kalina Sport" 2014 – второе поколение автомобилей хэтчбек из семейства Лада Калина Волжского автозавода, представлен 8 июня 2014 года на гоночной трассе «Moscow Raceway»

Lada Kalina 2

LADA Kalina Cross

Lada Kalina 3

За основу для кроссоверной версии "Калины" взят универсал "LADA Kalina" в комплектации «Норма» с 1,6-литровым, 87 сильным двигателем и 5-ступенчатой коробкой передач, оснащенной тросовым приводом механизма переключения. Дорожный просвет был увеличен до 208 мм. Полным приводом "LADA Kalina Cross" не комплектуется.

Автомобиль планируют запустить в производство 1 сентября 2014 года. Тираж составит 5-10 тысяч экземпляров.

История производства Лада калина

в 1993 году - начата разработка автомобиля АвтоВАЗом

В 1998 году - проектируемый автомобиль получил название "Лада Калина".

в 1999 демонстрировались прототипы "Лада калина хетчбек" и в 2000 — "Лада калина седан".

7 августа 2000 года - подписан приказ "О техническом перевооружении завода в связи с подготовкой производства нового семейства автомобилей ВАЗ-1118". К приказу прикладывался комплексный график подготовки производства. И только после этого конструкторы получили техническое задание на разработку семейства этих автомобилей, где было подробно описано, какой должна быть новая модель.

В 2001 году согласовали дизайн-проект автомобиля "Лада калина".

До конца 2004 года с конвейера выпустилинесколько десятков серийных автомобилей.

26 февраля 2004 года вышел приказ о создании в ОАО "АВТОВАЗ" производства по изготовлению автомобилей "LADA KALINA". Новое подразделение было образовано в структуре сборочно-кузовного производства в целях своевременного проведения подготовки выпуска этого семейства.

В 2006 году был представлен прототип "LADA Kalina GTi", также называемый "Лада Калина R2".

18 ноября 2004 года - началось производство автомобилей с кузовом седан.

21 июля 2006 - начата сборка автомобиля "Lada Kalina хэтчбек", 4 августа состоялась продажа первого автомобиля.

В июле 2007 года началось производство "Лады Калины" с новым 16-клапанным двигателем объемом 1,4-литра, а в сентябре того же года АвтоВАЗ приступил к выпуску Лады Калины с АБС.

В августе 2007 года выпущен первый автомобиль "Lada Kalina" универсал. Тогда же из-за дефекта в рулевой колонке пришлось отозвать 6200 автомобилей, произведённых в декабре 2005 — январе 2006. Они были отремонтированы дилером АвтоВАЗа компанией «Брянск-Лада». Из-за дефекта литья картера рулевого механизма АвтоВАЗ отозвал 171 автомобиль модели Lada Kalina, которые были выпущены 24 — 25 мая 2006 года. Кроме того, АвтоВАЗ отзывал 8400 автомобилей "Lada Kalina" из-за дефектов опор двигателя.

ЗС 2004 по 2006 а два года было собрано 80 000 автомобилей, суточный темп сборки — 335 штук. В 2007 планировалось выйти на темп производства 145 тыс. в год.

В мае 2007 года во время посещения АвтоВАЗа Владимир Путин, в то время — президент России, совершил пробную поездку на "Ладе Калине "на испытательном треке. По его словам, он сумел развить скорость до 120 километров в час.

2008 год – стал самым прибыльным годом для ВАЗа, в котором было реализовано почти 100.000 машин.

За 2009 год по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), реализовано 60746 автомобилей и семейство "Lada Kalina" заняло 4 место в рейтинге самых популярных моделей авто в России.

На конец апреля 2010 Объём продаж модели "Lada Kalina" составил 22,2 тысячи машин.

На сегодня эта модель является четвёртой в списке самых популярных и продаваемых легковых автомобилей в Российской Федерации.

Контактная информация "Lada Kalina"

Автоваз

445024, Российская Федерация,
Самарская область, г. Тольятти
Южное шоссе, 36

Развитие и история автомобиля Лада Калина

Лада Калина в кузове Седан

Обслуживание

Не секрет, что на данный момент Лада Калина входит в число самых популярных в России автомобилей. Обусловлено это целым рядом факторов, среди которых неплохое качество, надежность и, конечно же, доступность данной модели.

Но сейчас мы хотим совершить небольшой экскурс в прошлое и рассказать вам о том, как зарождалось производство новой модели, с чего все начиналось и каково положение Калины на сегодняшний день.

Как зарождалось производство автомобиля

Разработка стартовала еще до наступления двухтысячных годов. Так, в 1998 году закончили работу над проектом, который ознаменовал скорое появление нового автомобиля. Первые концепты АвтоВАЗ показал в 1999 и в 2000 году, презентовав сперва хетчбек, а затем уже и седан.

Истинная Калина была утверждена только в августе 2000 года, когда конструкторы и дизайнеры получили техническое задание с точным указанием того, каким именно должен стать автомобиль. В следующем году согласовали проект дизайнеров, а уже в 2002 году зарегистрировали имя модели. Только после этого стартовала подготовка производственного поля.

Первая Калина сошла с конвейера 26 февраля 2004 года.

Так выглядит производство Лада Калина

В производственную базу вошел цех сварки кузовных элементов, окраска и непосредственно цех по сборке автомобилей. Причем покраска и сборка осуществлялась в отдельных от сварочного цеха корпусах, и каждый из них занимал площадь порядка 45 000 квадратных метров. Генподрядчик, коим выступило управление по капитальному строительству промышленных зданий и сооружений ОАО АвтоВАЗ, принял на себя основной объем работ по налаживанию производства новой модели отечественного автопрома. Также были выбраны еще 12 субподрядчиков.

Совместными усилиями за девять месяцев того самого 2004 года благоустраивали корпус, велась подготовка цехов по покраске и сборке. Всего специалистам довелось использовать более 60 километров электропроводов, свыше 5 000 разнообразных светильников, более 400 единиц тех-оборудования, 23 системы конвейерной сборки.

Первые автомобили Лада Калина

Начало производства Лады Калины в кузове седан приходится на 18 ноября 2004 года. 21 июля 2006 года, на свет появился первый хетчбек Калина. 4 августа 2006 года продали первый новый отечественный автомобиль. С лета 2007 года стартовало производство Калины с новым двигателем, объем которого составил 1,4 литра. В сентябре этого же года появилась первая Калина с системой ABS.

Прошло не так много времени, и автолюбителям была предоставлена возможность познакомиться с очередной новинкой, выпускаемой под именем Калина. На сей раз был август 2007 года, а в роли новшества выступил кузов универсал, который, как оказалось, понравился многим даже больше хетчбека и седана.

Внешний вид автомобилей Лада Калина

Проблемы производства

К сожалению, выпуск новой Калины омрачился пару неприятных инцидентов, вызванных обнаруженными дефектами.

На этом злоключения Калины не закончились, поскольку около 8,5 тысяч автомобилей отозвали обратно к производителю для устранения другой проблемы, которая на сей раз крылась в опоре двигателя.

Президент проводит тест-драйв Калины

Путин проводит тест-драйв автомобиля Лада Калина

Новый автомобиль привлек внимание высшего руководства страны в лице Владимира Путина, который в мае 2007 года побывал на производстве новинки, и даже организовал своего рода тест-драйв.

Его усадили за руль новенькой Калины и предложили показаться по треку. По словам самого президента, в ходе испытаний ему удалось разогнать машину до 120 километров в час.

Всего за два года с начала производства компании удалось собрать восемьдесят тысяч машин Лада Калина. За день производственные цехи собирали от начала и до конца по 335 автомобилей. Уже в 2007 году компания АвтоВАЗ поставила перед собой цель выпускать по 145 тысяч экземпляров ежегодно. К 2009 году, как показывает статистика, в России продали свыше 60 тысяч Lada Kalina.

Семейство Kalina существует вот уже 10 лет, и за это время автомобили обрели серьезную популярность не только в России, но и странах СНГ и других государствах, куда АвтоВАЗ осуществляет поставки своих новинок.

История создания Лада Калина

Разработка автомобиля начата АвтоВАЗом в 1993 году. В 1998 проектируемый автомобиль получил название Лада Калина. Прототипы демонстрировались в 1999 — хетчбек и в 2000 — седан.

История создания и развития Лада Калина
История создания и развития Лада Калина

Во всем мире период подготовки и освоения производства автомобилей длится в основном три - четыре года. Некоторые фирмы поставили себе цель - освоить выпуск автомобиля на конвейере за три года. Отдельные производители сократили этот срок до двух лет. АВТОВАЗ поставил на конвейер автомобиль LADA KALINA менее чем за четыре года, что соответствует мировому уровню. И, конечно же, сроки разработки и промышленного освоения автомобиля LADA KALINA меньше, чем у предыдущих вазовских моделей.

Время разработки автомобиля позволили сократить современные технологии. Во- первых, проектировщики применили математическое моделирование. Во-вторых, перешли на детально-узловой состав автомобиля. В-третьих - внедрили электронную систему конструкторской спецификации. В результате конструкторам стало проще работать, легче взаимодействовать с дизайнерами, технологами и производственниками. Использованные в проекте LADA KALINA технологии математического моделирования позволили сократить время и объемы испытаний. Результаты некоторых испытаний дали гарантию того, что LADA KALINA выдержит сертификационные и омологационные испытания. Кроме того, новые методы проектирования в дальнейшем обеспечат высокое качество изготовления автомобиля, потому что оборудование настраивается по математическим моделям, по электронной документации.

После того, как основные элементы конструкции автомобиля LADA KALINA были созданы, прототипы поступили на испытания. С учетом технического задания и законодательных требований испытатели оценивали автомобили более чем по 120 параметрам на соответствие примерно 300 международным и российским автомобильным стандартам. Испытатели отмечают, что благодаря новому уровню проектирования автомобили LADA KALINA потребовали сравнительно небольшой объем доводочных работ.

Оборудование дирекции по техническому развитию ОАО "АВТОВАЗ" позволяет проводить практически весь комплекс испытаний независимо от погодных условий. В основном, все испытания и доводочные работы по проекту LADA KALINA выполнялись на базе лабораторий научно-технического центра АВТОВАЗа и на комплексе испытательных автодорог.

В специальных лабораториях испытывались аэродинамика автомобиля, система отопления и вентиляции, система охлаждения двигателя, вибро-акустические параметры, электромагнитная совместимость и другие характеристики. Аэродинамические испытания по проекту "LADA KALINA" начались с испытаний автомобилей-аналогов: Opel Corsa Swing, Toyota Starlet, Fiat Bravo. Были определены ОАО «АВТОВАЗ» фактические коэффициенты аэродинамического сопротивления для автомобилей этого класса (они находились в диапазоне 0,37 - 0,39) и спрогнозированы изменения их значений с учетом возможных модернизаций на несколько лет вперед.

В результате работы над макетом автомобиля LADA KALINA в масштабе 1:4 удалось снизить коэффициент аэродинамического сопротивления на 10 %. В конструкторскую документацию были внесены коррективы по высоте и геометрии крышки багажника, задним крыльям, фонарям, заднему бамперу, геометрии задней кромки капота, нижней кромки переднего бампера, зеркалам и брызговику двигателя. Всё это реализовано в базовом исполнении LADA KALINA, а в комплектации "люкс" дополнительно введены аэродинамические щитки перед передними и задними колесами, удлинитель крышки багажника. При испытаниях макета LADA KALINA в масштабе 1:1 коэффициент аэродинамического сопротивления был снижен на 12 %. В результате доводки аэродинамические характеристики автомобилей семейства LADA KALINA находятся на уровне зарубежных аналогов.
седан LADA KALINA в комплектации "норма" Сх=0,378;
седан LADA KALINA в комплектации "люкс" Сх=0,347.

Опыт по выполнению норм пассивной безопасности R-94, R-95 для автомобилей семейства LADA 110 был применен и получил дальнейшее развитие в реализации проекта LADA KALINA. Так, 12 % деталей от веса кузова изготовлены из сталей повышенной прочности, что значительно улучшило показатели LADA KALINA по пассивной безопасности по сравнению с другими отечественными автомобилями. Эти стали обладают большим запасом динамической и усталостной прочности. То есть, они позволяют выдерживать большие деформации без разрывов и разрушений, что повышает энергоемкость кузова при ударе. Все ударные испытания проводились на сертифицированном комплексе, расположенном на испытательном треке АВТОВАЗа. При этом использовались специализированные манекены, которые оснащены датчиками для определения степени травмирования (критерии регламентированы Правилами ЕЭК ООН). Наряду с критериями травмирования манекенов, определенные требования предъявляются также к поведению элементов автомобиля - к перемещению руля, педалей, стоек кузова, количеству разлива топлива и т.д. Все доводочные испытания автомобиля LADA KALINA по пассивной безопасности были завершены с положительным результатом и с достаточным запасом по основным показателям.

Имеющееся в научно-техническом центре АВТОВАЗа оборудование в сочетании с высокой квалификацией специалистов позволяет проводить сложные испытания с высокой степенью точности. Недаром на АВТОВАЗ часто поступают заказы на такие работы от зарубежных автопроизводителей.

Немалая часть работы над LADA KALINA проведена испытателями-дорожниками. Для оптимизации конструкции ряда систем LADA KALINA велись испытания на дорогах автополигона с периодическими выездами на полигон НАМИ. Было опробовано большое количество вариантов подвески с различным сочетанием по характеристикам (пружины различной жесткости, амортизаторы с различными характеристиками сжатия и отбоя, различные передний и задний стабилизаторы поперечной устойчивости и т.д.), и на сегодня поставленная цель достигнута. Один из примеров новых конструкторских решений - впервые на автомобилях LADA будут применяться конические пружины передней подвески.

По загородным дорогам общего пользования, по скоростной трассе вазовского полигона, по городским улицам, по булыжным, грунтовым, горным дорогам автомобили LADA KALINA "накрутили" в общей сложности более 3 миллионов километров. Испытания проводились в северных, южных и горных районах России. Все трудности автомобиль выдержал успешно. Свою надежность LADA KALINA подтвердила и в автопробеге "Наша марка", который был организован журналом "За рулем". Вазовская новинка без проблем преодолела путь от Москвы до Владивостока (примерно 11 тысяч километров). Вскоре после начала производства автомобили LADA KALINA начнут поступать в автосалоны страны - сначала для ознакомления, затем для продажи. Пока на месте ОАО «АВТОВАЗ» потребителя смогли ощутить себя только журналисты и испытатели-эксперты управления дорожных испытаний и доводки автомобилей ОАО "АВТОВАЗ".

Методика экспертной оценки автомобиля - это "высший пилотаж" в испытаниях. Такая работа основана на использовании опыта высококвалифицированных специалистов, оценка машин проводится субъективно, без применения измерительной аппаратуры. Часто не инструментальные измерения, а именно мнение экспертов является окончательным и решающим, поскольку испытатель учитывает все нюансы, влияющие на ощущения потребителя.

При разработке методик экспертных испытаний использован опыт ряда иностранных фирм, а также отечественных научно-исследовательских институтов. Учтены и особенности эксплуатации автомобилей в российских условиях. Экспертные испытания - серьезный, весьма трудоемкий процесс. В состав экспертной группы входят только очень опытные специалисты. Их оценка субъективна, но методика позволяет отсеивать мнения, возникшие под влиянием "человеческого фактора" - плохого настроения или чего-либо еще.

Вазовская методика испытаний, уровень квалификации экспертов признаны многими зарубежными предприятиями. За последние несколько лет проведены работы по заказам таких фирм как "Фиат", "Опель", "Дженерал Моторс", "Мишлен", "Континенталь", "Бриджстоун".

Что же касается экспертной оценки LADA KALINA, то автомобиль достиг заданных проектом показателей по ездовым характеристикам, комфорту посадки, акустическому, климатическому комфорту, по динамическим характеристикам, устойчивости- управляемости и другим потребительским свойствам. LADA KALINA полностью подходит для тех условий эксплуатации, в которых сейчас находится большинство автомобилей: город, пригород, изредка поездки в другой населенный пункт. В машине с комфортом размещаются пятеро человек. Объем багажника достаточно большой. Оптимальное сочетание клиренса и коротких переднего и заднего свесов способствует хорошей проходимости автомобиля. Благодаря тому, что при создании LADA KALINA применялись новые технологии проектирования и большой опыт разработчиков, по результатам испытаний LADA KALINA потребовался сравнительно небольшой объем доводочных работ. Ряд решений, которые применены в LADA KALINA, будут использованы и в других моделях АВТОВАЗа, например, в LADA PRIORA. Еще до завершения комплекса испытаний, в мае 2004 года, началось освоение технологии сборки автомобилей в опытно-промышленном производстве АВТОВАЗа. Одним из главных принципов сборки пилотных образцов автомобилей LADA KALINA было строгое соблюдение технологической последовательности. И хотя полностью оценить прогрессивность технологии сборки новой модели можно только на заводской площадке, уже тогда стало ясно, что передовые методы обеспечат высокое качество продукции.

Одновременно с отработкой технологии производства автомобиля осваивались автокомпоненты, которые будут в нем применяться. В каждом следующем пилотном автомобиле использовалось больше деталей, изготовленных по основной технологии, чем в предыдущем образце.

Подготовка производства автомобилей LADA KALINA стала общезаводской задачей, и решалась она в тесном взаимодействии всех подразделений АВТОВАЗа. В рамках этой работы в опытно-промышленном производстве осуществлялась подготовка специалистов сборочно-кузовного производства, которым предстояло собирать автомобили LADA KALINA на новом конвейере.

Изготовление пилотных партий автомобилей LADA KALINA использовалось и для оценки цветовой гаммы, специально разработанной для новой модели. Все автомобили окрашивались в разные цвета.

Большинство пилотных образцов отправились на различные испытания. Некоторые машины в качестве выставочных экземпляров приняли участие в российских и международных автосалонах.

До начала серийного производства было собрано несколько десятков пилотных автомобилей LADA KALINA . До конца 2004 года с конвейера сойдет несколько десятков серийных автомобилей. План на 2005 год - 20 тысяч автомобилей LADA KALINA. Эта цифра может быть пересмотрена в сторону увеличения. ОАО «АВТОВАЗ»

В 2006 году был представлен прототип LADA Kalina GTi, также называемый Лада Калина R2.

История создания и развития Лада Калина
История создания и развития Лада Калина
История создания и развития Лада Калина
История создания и развития Лада Калина

История производства Лада Калина

26 февраля 2004 года вышел приказ о создании в ОАО "АВТОВАЗ" производства по изготовлению автомобилей LADA KALINA. Новое подразделение было образовано в структуре сборочно-кузовного производства в целях своевременного проведения подготовки выпуска этого семейства.

Производство по изготовлению автомобилей LADA KALINA объединило цеха сварки кузовов, их окраски и сборки автомобилей LADA KALINA. Последние два цеха расположены в отдельных корпусах, каждый площадью 45 тысяч квадратных метров. Большой объем работ по вводу в эксплуатацию корпусов нового производства LADA KALINA выпал на долю генерального подрядчика - управления капитального строительства промышленных зданий и сооружений ОАО "АВТОВАЗ". В качестве основных субподрядчиков выступили 12 местных организаций. В течение девяти месяцев 2004 года продолжались работы по благоустройству корпусов сборки и сварки LADA KALINA. За этот короткий срок в сборочном и двух сварочных цехах было уложено современное напольное покрытие, установлены сотни единиц технологического и инженерного оборудования. Рабочими ПромУКСа проведено более 60 километров электропроводки, около 3 километров магистрального распределительного шинопровода, навешено 5 356 светильников. Все вышеуказанные цеха были сданы в эксплуатацию точно в установленный срок.

В двух цехах сварки насчитывается 429 единиц основного технологического оборудования, 23 конвейерные системы. В корпусе сборки смонтировано 146 единиц основного технологического оборудования и 8 конвейерных систем. Также в составе производства нового семейства будет организован цех ремонта и обслуживания оборудования.

Производство автомобилей с кузовом седан началось 18 ноября 2004 года. 21 июля 2006 начата сборка автомобиля Lada Kalina хэтчбек, 4 августа состоялась продажа первого автомобиля. В июле 2007 года началось производство Лады Калины с новым 16-клапанным двигателем объемом 1,4-литра, а в сентябре того же года АвтоВАЗ приступил к выпуску Лады Калины с АБС.

В августе 2007 года выпущен первый автомобиль Lada Kalina универсал. Тогда же из-за дефекта в рулевой колонке пришлось отозвать 6200 автомобилей, произведённых в декабре 2005 — январе 2006. Они были отремонтированы дилером АвтоВАЗа компанией «Брянск-Лада». Из-за дефекта литья картера рулевого механизма АвтоВАЗ отозвал 171 автомобиль модели Lada Kalina, которые были выпущены 24 — 25 мая 2006 года. Кроме того, АвтоВАЗ отзывал 8400 автомобилей Lada Kalina из-за дефектов опор двигателя.

За два года было собрано 80 000 автомобилей, суточный темп сборки — 335 штук. В 2007 планировалось выйти на темп производства 145 тыс. в год.

В мае 2007 года во время посещения АвтоВАЗа Владимир Путин, в то время — президент России, совершил пробную поездку на Ладе Калине на испытательном треке. По его словам, он сумел развить скорость до 120 километров в час.

По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) за 2009 год, семейство Lada Kalina занимает 4 место в рейтинге самых популярных моделей в России. В 2009 году реализовано 60746 автомобилей.

Lada Kalina 2004 – 2013, поколение I

Семейство автомобилей Lada Kalina было запущено в производство в 2004 году в кузове седан. Однако прототипы машин демонстрировались намного раньше: в 1999, 2000 и 2001 – хэтчбек, седан и универсал соответственно. Разработка авто началась еще в 1993 году. Сборка модели в кузове хэтчбек началась в июле 2006 года; в августе машина поступила в продажу. Летом 2007 года производитель запустил Lada Kalina, оснащенную новым 16-клапанным мотором объемом 1,4 литра. А осенью АвтоВАЗ начал выпускать модель с системой ABS. Первое авто в кузове универсал сошло с конвейера в 2007 году. Тогда же АвтоВАЗ отозвал 6200 машин, произведенных в 2005-2006 годах. За первые два года производства было собрано 80 тысяч экземпляров Kalina со скоростью 335 автомобилей в сутки. Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса установил, что Kalina занимает 4 строчку в рейтинге самых популярных авто в России по данным на 2009 год. В 2010 году некоторые комплектации получили штатную акустическую систему. В период с 2005 по 2010 год Lada Kalina постоянно участвует в гоночной серии RTCC. Примечательно, что в Финляндии машина известна как Lada 119.

Производство семейства автомобилей Lada Kalina началось в ноябре 2004 года, хотя первые прототипы демонстрировались еще в 1999 году. Изначально машина производилась в кузове седан, но в 2006 году был налажен выпуск хэтчбеков. На основе данной модели, имеющей заводской индекс Lada 1119 и был разработан автомобиль Lada Kalina Sport. Авто является «спортивной» модификацией оригинальной Kalina. Предсерийный образец появился в мае 2008 года. Через два месяца модель с 1,4-литровым двигателем прошла государственную сертификацию. Kalina Sport с мотором объемом 1,6 литра получила государственный сертификат в сентябре. Первые машины Kalina Sport 1,4 появились в салонах также в июле. Внешне машина мало чем отличается от оригинального хэтчбека. Разработчики установили новые бамера, молдинги, спойлер и насадку на выхлопную трубу. Частичным изменением подвергалась приборная панель и салон в целом. Из технических отличий следует выделить отсутствие подушек безопасности. В более продвинутой версии Lada Kalina Sport 1,6 используется спортивная подвеска «СААЗ Спорт», усиленная КПП и другие технические новинки. Однако вместе с этим машина лишилась системы ABS.

Автомобили Лада Калина первого поколения

Автомобили Лада Калина первого поколения изначально задумывались, как автомобили класса B - компактная малолитражка с хорошей маневренностью. Именно поэтому заводской индекс автомобилей этого семейства начинается с единицы.

Сначала заводские конструкторы создали автомобиль ВАЗ 1119 с кузовом хэтчбек.

Однако первым была запущена не эта модель. В серийном производстве Лада Калина 1119 находилась с 2006 года по 2013 год.

А двумя годами ранее был выпущен автомобиль ВАЗ 1118 с кузовом типа седан, который и стал базовым автомобилем всего семейства Лада Калина.

Лада Калина 1118 выпускалась с 2004 года. В марте 2009 года производство этого автомобиля было приостановлено, затем, в сентябре того того же года, возобновлено и продолжалось до 2011 года.

ВАЗ 2118 был запущен в производство раньше 119 модели из соображения маркетинга - спрос на седаны в нашей стране традиционно выше, чем на автомобили типа хэтчбек.

Чуть позже (в декабре 2007 года) начался выпуск еще одного автомобиля семейства Лада Калина - ВАЗ 1117 с кузовом универсал.

Производство Лада Калина 1117 и 1119 продолжалось до марта 2013 года. А с 2008 начался выпуск спортивной версии ВАЗ 2119 - Лада Калина Спорт, производство которого прекратилось все в том же марте 2013 года.

Лада Калина - первый ВАЗовский автомобиль, интерьер которого был создан с применением математических моделей. В результате получился довольно эргономичный салон. Посадка как на передних, так и на задних сиденьях очень удобная.

Однажды я катался на Калине 1118 в качестве пассажира. И был очень удивлен тем, что несмотря на свои компактные размеры, в ней довольно много места как на переднем пассажирском, так и на задних сиденьях.

Внешность Калины тоже получилась достаточно привлекательной. Вообще, по соотношению цены и качества Калины первого поколения, несмотря на все их недостатки получились удачными. Их охотно покупали даже в Германии, которую трудно чем-либо удивить.

Но, кончено же, выпуск Калины не обошелся и без традиционных ВАЗовских "косяков". Так, однажды у одной из машин отказал электроусилитель руля и автомобиль въехал в дерево.

Электроусилитель оказался слабым местом у Калины первого поколения - на первых выпусках авто этот агрегат отказывал примерно у половины машин. Но позднее этот "косяк" был исправлен.

Ну а в заключении хочу сказать - лично мне Калина нравится. Хотя, конечно же, недостатков у нее хватает. Несмотря ни на что, машина нашла своего потребителя. А большинство технических решений Лада Калина первого поколения нашли свое отражение в Калине 2.

Читайте также: