Лада почему так плохо

Обновлено: 06.07.2024

Почему АвтоВАЗ производит плохие автомобили?

Немало анекдотов есть об отечественной автомобильной промышленности. Хотя качество и внешний вид российских машин в последнее время улучшается, человек со средствами предпочтет все же иномарку. Кстати, если иностранная модель собирается на российском заводе, интерес к ней снижается, несмотря на меньшую, в сравнении с авто из-за границы, стоимость.

Что же не так с автопромышленностью в стране, делающей первоклассные космические аппараты?

Отсутствие своих технологий

Многие эксперты отмечают нулевую конкурентоспособность российских машин. Если у человека есть 500,000 рублей, скорее всего, он купит Hyundai, а не новенькую Ладу.

Играют свою роль и дотации: сегодняшнее отечественное автомобилестроение целиком зависит от государственных вливаний, а «Маруся», Е-мобиль и другие новые линейки - всего лишь пиар.

Рабочие агрегаты автомобилей Россия закупает, а высокая стоимость приобретаемых двигателей и прочих комплектующих ведет к удорожанию продукции. Китай, например, копирует зарубежные технологии. С развитием производства китайцы устранили ряд ошибок и теперь создают свои довольно качественные и весьма недорогие автомобили, спрос на которые растет. РФ пока далеко до такого успеха, ведь в советское время больше внимания уделялось развитию общественного и грузового транспорта, следовательно, нет необходимой базы. Вдобавок в течение десятилетия после распада СССР автомобилестроение практически не развивалось.

Низкие зарплаты

Как и везде, много значит уровень зарплат на предприятиях автомобильной промышленности. На автозаводах, увы, золотых гор не обещают. Причем касается это не только рабочих, но квалифицированных специалистов - инженеров.

Правительство помогает, однако деньги от него уходят главным образом на рекламирование автомобилей и прочие подобные вещи. Да и коррупцию не следует сбрасывать со счетов.

Удешевление производства

Поскольку конкуренции нет, значительно удешевляется производство.

Простыми словами, отечественный производитель не живет с ощущением постоянной борьбы, а значит не слишком рьяно работает над улучшением качества автомобилей. Знает ведь, что государство в любом случае выделит денежные средства.

В результате имеются следующие недостатки:

- Перебои в снабжении.

- Нарушение технологии производства.

- Проблемы с сырьем и качеством сборки.

В общем, в итоге с конвейера сходит новехонький, неконкурентоспособный автомобиль.

Можно ли ждать, что в ближайшее время ситуация изменится? Большие сомнения на этот счет. У российских автозаводов сегодня имеется сверхприбыльная перспектива: они заняты сборкой авто марок Volkswagen, Toyota, Hyundai и прочих. Кипит работа под Калугой и Ростовом! А вот на развитие собственных идей нет времени, да и желания особого тоже нет.

Плюс ко всему, в РФ нет пока авторских технологий, применение которых вывело бы отечественное автомобилестроение на конкурентоспособный уровень.

Почему не покупают Lada Xray. АвтоВАЗ ошибся с моделью?

alt=" Фото: Пресс-служба АвтоВАЗа" />
 Фото: Пресс-служба АвтоВАЗа

Концепт Lada Xray-2 дебютировал в 2014 году. На АвтоВАЗе называли прототип высоким хэтчбеком в стиле SUV. Автомобиль спроектировали на платформе B0 от Renault Sandero Stepway.

Продажи Lada Xray на российском рынке стартовали в феврале 2016 года. За это время модель получила ряд доработок, улучшений, новых опций и модификаций. От концепта серийная версия модели отличается светотехникой, меньшим диаметром колёсных дисков, иными наружными зеркалами и отсутствием хромированной окантовки боковых стёкол.

В 2016 году АвтоВАЗ вывел на рынок Xray с приставкой 50 Anniversary. В тот же год 122-сильный Lada Xray обзавёлся французской пятиступенчатой механической коробкой передач JR5. По итогам первого года продаж Xray ушёл в сбыт в количестве 19 934 штук. Неплохой результат. В 2017 году последовал ажиотажный спрос - 33 319 единиц. Тогда в гамме семейства появился Xray Exсlusive.

Фото: Пресс-служба АвтоВАЗа.

В 2018 году состоялся выход Cross-версии Lada Xray. Модель продолжила рост - 34 807 единиц. Летом 2019 года начались продажи Xray Cross с бесступенчатой автоматической трансмиссией Jatco JF015E и двигателем Renault H4Mk объемом 1,6 литра (113 л.с.). По итогам прошлого года продажи Xray впервые в своей истории рухнули и сразу на 16,77%. Дилеры получили от завода всего 28 967 автомобилей.

В конце апреля 2020 года стартовали продажи Xray Cross Instinct. Несмотря на расширение линейки модификаций Xray, покупатели продолжают от него отворачиваться. Очередной и заметный обвал продаж хэтчбека случился в период с января по май 2020 года. Тогда было реализовано 6879 автомобилей, что на 4283 штук меньше, чем за аналогичный период 2019 года.

Сильнее остальных рухнули продажи самых дорогих версий Xray. К примеру, Xray Cross с 1,8 МКП. В целом же на версию Cross приходится около 40% отгрузок.

В Xray Cross стоит установить более дешёвый 106-сильный мотор. У обычного Xray отсутствует вариатор. Для внедрения данной коробки необходимо ставить оригинальную переднюю подвеску от Xray Cross, что повлечёт за собой повышение стоимости. Зато известно, что доля "автоматического" Xray Cross составляет в среднем 14%. Также для Xray и Xray Cross АвтоВАЗ вполне мог предложить 1,6-литровый "атмосферник" Renault H4Mk в паре с механической КП. Только из-за отсутствия этих трёх перспективных комплектаций модель уже потеряла потенциальных покупателей.

Интересно, что после запуска высокого хэтчбека российская марка начала ошибочно позиционировать автомобиль как компактный кроссовер. Назвав автомобиль SUV, вазовцы повесили завышенные ценники. Цены на семейство Lada Xray лежат в диапазоне от 641 900 до 1 055 900 рублей.

Фото: Юрий Зубко / РГ

Перечислим преимущества и недостатки флагмана семейства - Xray Cross. Автомобиль обладает стильным дизайном экстерьера, рекордным клиренсом в 215 мм, короткими свесами, всеядной подвеской при посредственной плавности хода. Xray имеет компактные размеры, что удобно в городских условиях, но это даёт сразу два минуса - тесный задний ряд и маленькое багажное отделение. По сути, два последних фактора ограничивает "семейное" применение Xray. Добавим к этому, не совсем удобный салон с дешёвым пластиком.

Главное - Xray не хватает полного привода. В базе "Роспатента" давно присутствует товарный знак Xray X. Вероятно, что такое название АвтоВАЗ держит в запасе для серийной полноприводной модификации модели. Xray Cross с приставкой 4х4 анонсировал ещё в 2016 году директор проекта Олег Груненков. В 2018 году в ходе Московского автосалона Олега Груненков заявил, что рассматриваются различные системы полного привода. Ее внедрение зависит от экономической целесообразности и рыночного спроса.

Привлечь покупателей можно и с помощью установки в Lada Xray 1,3-литрового турбомотора от Renault Arkana.

Принципиально новое "вазовское" семейство Lada Vesta стоит от 653 900 до 1 040 900 рублей. Вместо того же молодёжного Xray Cross автолюбители выбирают семейную Vesta SW Cross. К её преимуществам относятся: более гармоничный и красивый облик, просторный салон, продуманный багажник, интересная управляемость, сочетание энергоёмкого шасси с хорошей плавностью хода.

Фото: Пресс-служба Lada

Очевидно, что многие покупатели оказались не готовы приобретать автомобиль под маркой Lada по ценам Xray с платформой В0. Ранее подпорченный имидж отечественного бренда заставляет выбирать соплатформенные Renault Sandero Stepway, Duster, Kaptur. Донор Sandero Stepway так и вовсе продаётся в разы лучше Xray. Оригинал просто с аналогичными потребительскими качествами предлагается за меньшие деньги.

Xray Cross стоит от 791 900 до 1 055 900 рублей, Sandero Stepway от 790 000 до 974 000 рублей. Duster даёт вместительный салон, полный привод, шестиступенчатую "ручку", двухлитровый "атмосферник", дизель. Его прайс - от 777 000 до 1 200 000 рублей. Kaptur дороже, от 1 020 000 до 1 515 000 рублей. Кроссовер может похвастать большим внутренним пространством, полным приводом, турбомотором.

Xray Cross также не может угнаться и за "корейцами" - переднеприводными Hyundai Creta (от 990 000 до 1 527 000 рублей) и Kia Rio X-Line (от 919 900 до 1 169 900 рублей). Оба автомобиля выглядят современно, имеют эргономичные и качественные интерьеры, классическую автоматическую трансмиссию на шесть передач.

Фото: Пресс-служба АвтоВАЗа.

В начале 2021 года Lada Xray исполнится пять лет. Увеличить интерес к модели поможет фейслифт. В Xray Facelift можно обновить внешний вид за счёт узких фар, фонарей от концепта, оригинальной бамперной группы, капота и крыльев иной формы. Проблема тесного салона и скромного багажника решается с помощью внедрения "салазок" заднего дивана или увеличения заднего свеса машины. Но в Сети отсутствуют какие-либо упоминания по Xray FL.

К слову, Lada Vesta осенью 2020 года также исполнится пять лет. Макет Vesta Facelift дизайнеры создали в конце 2019 года. Дебют рестайлинговой модели состоится не раньше 2021 года.

Не исключено, что АвтоВАЗ и вовсе готовит замену Lada Xray. В ближайшие годы компания выпустит два компактных кроссовера. Под SUV подразумеваются модель по типу XCode и Lada Niva-3.

Почему на АвтоВАЗе низкое качество сборки: откровения работника

Почему на АвтоВАЗе низкое качество сборки: откровения работника

Где-то в 2014 году мы с другом разговаривали с человеком, на тот момент работавшим на АвтоВАЗе непосредственно на сборочном конвейере. Беседа состоялась больше по той причине, что друг, владелец отечественного авто и ярый почитатель вообще российских машин, хотел доказать, что все проблемы с его новой Ладой связаны со сборочным браком.

Самым первым вопросом стал насущный: «Почему так плохо работаете?», на что был получен логичный и закономерный ответ о том, как платят, так и приходится работать. Постепенно разговор перешел в более спокойное русло и приобрел доверительный характер. Так мы узнали, что менеджеры АвтоВАЗа всячески сокращают производственные издержки, поэтому работники конвейера не всегда получают оплату за ряд технологических операций, осуществляемых при сборке недорогих моделей. То есть, согласно требованиям технологического процесса, через 4-5 операций должна проводится контрольная операция по проверке и/или измерению, которая оплачивается наравне с другими.


Однако для экономии на зарплатах и так называемой оптимизации, управленцы их не оплачивают или применяют минимальный тариф. Именно поэтому работники начинают забивать на внешне незаметные работы, в том числе и контрольные по проверкам, которые хоть и нужно проводить, но денег за них не платят. Это напрямую отражается на качестве сборки.

В некоторые моменты завод заваливают потребительскими и дилерскими отзывами, их число растет, из-за чего экономию на сборке приостанавливают, и рабочие снова начинают получать зарплату за выполняемые ими операции. Естественно, тогда работа делается более-менее качественно.

Таким образом, если так хочется стать обладателем нормального по качеству отечественного автомобиля, нужно задумываться не о комплектации, а попробовать выяснить, в какой период конкретная машина была собрана. Возможно, именно этот экземпляр сошел с конвейера в благоприятный для рабочих момент.

Конечно, это было в далеком 2014-м году, может на АвтоВАЗе что-то и поменялось, однако читая информацию, что средняя заработная плата на конвейере составляет всего 25 тыс рублей, в это слабо верится.

Почему АвтоВАЗ стал позором страны

О российском АвтоВАЗе знают не только в каждом уголке нашей страны, но и в странах бывшего СССР и в Европе. Многие посмеиваются над деятельностью этого автомобильного завода, над выпускаемыми моделями, но есть и те, кто рьяно чтит гордость за свою страну и за автомобильный ряд ВАЗа.

Большинство российских граждан интересуется: как величайший АвтоВАЗ стал позором страны? Это весьма интересный вопрос, который затрагивает в основном историю «жизни» автомобильного завода АвтоВАЗ. Действительно, почему со времен 70-х годов прошлого века практически ничего не изменилось?

История жизни АвтоВАЗа

Летом 1966 года Советское правительство постановило, что необходимо начать строительство автомобильного завода, который был бы расположен в Тольятти. К 1970 году уже были собраны и сформированы группы людей, которые были готовы трудиться на заводе, в основном это были те же, кто занимался строительством завода. Первые автомобили были готовы к апрелю 1970 года. Это были модели ВАЗ-2101 «Жигули», которые мало отличались от итальянского автопрома тех лет, а точнее от FIAT-124.

Уже в следующем году было принято решение о выпуске таких автомобилей в количестве 220 тысяч в год. А уже в конце декабря 1973 года был выпущен миллионный по счету автомобиль ВАЗ-2101. При этом, мощность производимых автомобилей завода постоянно увеличивалась, и если на 1977 год она была равна 660 тысячам авто в год, то на начало текущего года это уже 900 тысяч авто в год! С 1966 по 1971 год завод назывался Волжским автомобильным заводом, т.е. ВАЗ. С 1971 года завод был переименован в АвтоВАЗ, которым владело Волжское объединение по производству легковых автомобилей, а уже на следующий год заводу было дано посвящение 50-летию СССР.

Сейчас АвтоВАЗ это открытое акционерное общество. В период активного машиностроения были выпущены автомобили Жигули, Ока, Нива, Самара и Спутник. Сейчас же производятся автомобили Lada, а ВАЗ, Ока и Лада поставляется в виде комплектов для производства авто на других автомобильные заводы.
Как величайший АвтоВАЗ стал позором страны

Как начал разваливаться автопром

Упадок пришелся на 90-ые, как знают многие, в это время беда затронула не только автомобильное производство, но и все сферы жизни и деятельности в стране. Эти года знамениты бандитизмом и разрухой, это то время, когда развалился СССР. В криминальных кругах многие хотели контролировать деятельность и доходы АвтоВАЗа, отчего погибло несколько сотен человек, куда были вовлечены и преступники, и милиция, и руководители завода, и многие другие авторитеты.

Длилось это до начала нового века. Уже к 2002 году все стало улаживаться и до 2005 года даже имели место призовые лотерейные билеты, которые давали возможность выиграть автомобиль Жигули. Но позднее АвтоВАЗ снова поджидала опасность – экономический кризис, который затруднил сбыт автомобилей народу. В результате к 2009 году завод погряз в долгах, которые исчислялись миллиардами рублей. Чтобы выбраться из долгов государство приложило массу усилий, но стоит понимать, что при этом цены на отечественные автомобили стали довольно высокими.

Многие жители России предпочитают теперь немного переждать и купить иномарку немного дороже, нежели пользоваться Ладой. Объясняется это не только ценой, но и низким качеством автомобилей, ведь если первые машины могли ездить десятки лет, то современные – служат первые пару лет, после чего нуждаются в ремонте. Причиной низкого качества отечественного автопрома стали комплектующие, которые не отличались стойкостью и надежностью. Возможно поэтому стали так популярны статьи типа Как избавить от перегрева двигатель автомобиля ВАЗ…

Сейчас правительство страны пытается вновь оживить отечественный автопром. Благодаря тесному сотрудничеству с иностранными партнерами, на свет появилась Lada Granta в 2011 году, Lada Largus в 2012 году, в следующем году ожидается производство хетчбэка Lada Granta по приемлемой цене. Кроме того, будет осуществлено производство некоторых моделей Nissan и Renault на особой платформе.

Лада почему так плохо

Игорь Комаров

- Основные показатели деятельности компании демонстрируют позитивную динамику. Как бы вы охарактеризовали 2010 год в целом для АвтоВАЗа? Чем он запомнится?

- Уходящий год во многом стал для нас переломным. Автопром как и вся экономика страны, выходил из кризиса. После стагнации первых месяцев весной начался подъем продаж, импульс которому дала госпрограмма утилизации. Мы ее ждали, но до старта госпрограммы никто не знал, насколько успешна она будет. АвтоВАЗ начал готовить свои мощности и производство поставщиков к увеличению программы выпуска автомобилей Lada в феврале. При этом мы понимали необходимость кардинальной перестройки взаимоотношений с участниками технологической цепочки - поставщиками и дилерами. И начали реформировать систему закупок и дилерскую сеть.

Существовать сегодня «автономно», вне кооперации с мировыми концернами невозможно, более того - совершенно не нужно. Все без исключения мировые автопроизводители не только продают свою продукцию на рынках разных стран, но и разрабатывают и производят машины в разных странах. Кризис показал, что по сравнению с разрозненными производителями у альянсов больший запас прочности, более диверсифицированный модельный ряд, который можно оперативно переориентировать при изменении рыночной ситуации.

За этот год мы также решили проблему долговой нагрузки компании, Правительство согласовало нашу программу развития (бизнес-план) до 2020 года. Более того, АвтоВАЗ модернизирует производство и готовит его к выпуску новых современных автомобилей - Lada Granta на платформе Kalina и моделей R90 и F90 на французской платформе В0. Идут испытания прототипов, состоялась номинация поставщиков на Lada Granta, заканчиваем номинацию на R90 и F90. В целом считаю, что результаты этого года успешны.

- Главный показатель успешности автопроизводителя - реализация его продукции. Продажи Lada резко пошли вверх, но аналитики говорят, что главным драйвером этого роста стала госпрограмма утилизации. Насколько, на ваш взгляд, справедливо утверждение, что именно усилия государства привели к сегодняшним успехам АвтоВАЗа?

- Безусловно, госпрограмма утилизации - очень мощный и эффективный импульс, от нее выиграли все участники рынка. Есть спрос - увеличивается производство, сохранены рабочие места на АвтоВАЗе и у поставщиков, государство собирает налоги. Но не все наши партнеры смогли восстановиться после кризиса так, как хотелось бы АвтоВАЗу, однако очевидно - положительный тренд налицо. То есть, от целенаправленных усилий государства выиграл автопром в целом, а значит - экономика страны.

Что касается успехов АвтоВАЗа, да, мы стали основным участником госпрограммы утилизации - 80% всех автомобилей, покупаемых по этой программе, Lada. Почему люди выбирают наши машины? Во-первых, у Lada сегодня самое оптимальное соотношение цена-качество-стоимость владения среди автомобилей эконом-класса. Во-вторых, я уже говорил, с начала года мы серьезно готовились: и производство, и продажи, и продвижение, и та же утилизация - все процессы, связанные со сдачей старой машины и приобретением новой мы контролировали ежедневно. Мы дважды увеличивали количество дилеров Lada, участвующих в программе, организовали во многих автосалонах рабочие места для ГИБДД и утилизаторов. Кроме того, АвтоВАЗ сам выступал как утилизатор, для чего получил соответствующий статус, хотя это - не наш бизнес. Сегодня для переработки «автохлама» по договорам с нами сотрудничает 17 предприятий, что позволило освободить многих владельцев, сдающих старые машины вазовским дилерам, от платы за утилизацию.

Кроме этого, мы постарались гарантировать своим клиентам покупку желаемой машины - и впервые в практике АвтоВАЗа с апреля этого года мы верстаем производственный план на основе конкретных заявок покупателей.

- Утилизационная акция стимулирования рынка рано или поздно закончится. На что вы делаете ставку, чтобы обеспечить уровень продаж после окончания госпрограммы?

- Сегодня у Lada - 30% российского рынка. Те автомобили, которые сейчас производит АвтоВАЗ, направляются прежде всего тем, кто уже заключил предварительные договоры по программе утилизации на Lada. То есть, сегодня госпрограмма утилизации частично забирает потенциал наших коммерческих продаж, а мощности завода и производство поставщиков, к сожалению, ограничены.

Восстанавливается рынок, растет спрос и на Lada. Правительство решило, что завершение госпрограммы утилизации в следующем году будет плавным, это нам позволит не снижая темпа продаж, увеличить реализацию «коммерческих» Lada.

Мы, не останавливая производство, в следующем году делаем серьезный шаг к выпуску новых современных автомобилей. Lada Granta, наша новая модель - очень привлекательна по цене (от 220 тыс. руб. в минимальной комплектации) и интересна по дизайну. Это довольно большая (4,30 м) «брутальная» машина, которая, я уверен, понравится людям. И этот новый продукт станет, уверен, серьезным драйвером продаж.

- Сюда еще можно добавить новые модели на платформе В0, старт продаж которых запланирован на весну 2012 года. Какую роль вы отводите всем этим новинкам в общей реализации продукции?

- Самую главную. Lada Granta, надеюсь, займет ту нишу, где сейчас «классика», впоследствии заменит и семейство Lada Samara. Название для Lada Granta прислали люди на наш конкурс «Народной машине - народное название», потому что действительно будем выпускать массовый городской автомобиль эконом-класса хорошего качества по уникальной для рынка цене. От успеха вывода на рынок Lada Granta зависит очень многое, в том числе и судьба наших следующих проектов. Что касается R-90 и F 90, это будут автомобили принципиально нового для АвтоВАЗа класса (универсал повышенной вместимости и коммерческий фургон). Но важно здесь то, что осваивая производство этих машин, мы используем французскую платформу В0 - одну из самых успешных мировых разработок. А альянс, в свою очередь, заинтересовался нашей платформой Kalina, считая ее очень перспективной для производства машин эконом-класса под своими брендами - вполне вероятно, в 2013 году. И если это произойдет, то будет впервые в истории автопрома нашей страны.

- В программе развития компании говорится, что к 2016 году АвтоВАЗ полностью обновит модельный ряд. Не опасаетесь, что ваши конкуренты смогут представить на рынке более интересные модели раньше? Ваш прогноз относительно рыночных перспектив будущих моделей Lada?

- АвтоВАЗ сегодня производит 5 семейств автомобилей. За один год заменить или обновить их все - нереально, в том числе учитывая возраст нашего главного конвейера, который мы сейчас модернизируем, и финансовое положение компании. Поэтому рассчитываем завершить полностью смену модельного ряда за 6 лет. Это норма по мировым меркам, а для российского автопрома - пока неслыханный эксперимент.

Риск потери доли рынка, конечно, есть, думаем этого избежать, начав производство новых автомобилей уже в следующем году. Параллельно АвтоВАЗ совершенствует Lada Priora и Lada Kalina - наши основные модели. В 2011 году на автомобилях Lada появится модернизированный мотор, а также ряд новых опций (навигатор, «помощник при торможении» - Break Assistance). Семейство Priora получит версию Special Edition, которая будет отличаться и внешне, и конструктивно. Сегодня автомобили Lada в сравнении с иномарками эконом-класса, оснащенными также, стоят дешевле на 50-100 тысяч рублей. И в нашей нише это серьезный фактор, мы его надеемся сохранить. Развитая сервисно-сбытовая сеть - также наше неоспоримое преимущество, и ее реорганизация, которую мы сейчас проводим - также одно из условий успеха. АвтоВАЗ - далеко не аутсайдер, мы боремся с конкурентами на равных, что подтверждают и объемы продаж.

- Другой важный вопрос - поставщики. Без серьезного улучшения качества продукции смежников не реализовать и масштабные планы АвтоВАЗа. Как будут строиться ваши взаимоотношения? Может быть, проще сменить базу комплектаторов и привлечь иностранцев?

- К началу 2010 года ситуация с поставщиками АвтоВАЗа стала критической - реальное положение дел таково, что современным требованиям отвечают только около 20% наших партнеров. Основные причины - монополизм на рынке и существенное отставание российских поставщиков от международных стандартов. Ситуацию необходимо срочно менять, поэтому с декабря прошлого года мы приняли новый стандарт работы с поставщиками, аналогичный действующему в альянсе Renault-Nissan.

Условия, на которых АвтоВАЗ будет работать с поставщиками - обязательное наличие собственного инженерного потенциала, способность самостоятельно разрабатывать проекты и обеспечивать требования по качеству, ценам и срокам. Новая панель поставщиков АвтоВАЗа формируется из числа так называемых «русских чемпионов» (российские конкурентоспособные компании), СП российских и зарубежных фирм, а также greenfield - абсолютно новых предприятий. При этом хочу отметить, что при номинации на новые модели, в частности, на автомобиль Lada Granta, мы старались выбирать таких российских поставщиков, с которыми иностранные компании будут создавать СП и делиться технологиями. АвтоВАЗ помогает в этом процессе: мы координируем создание СП с лучшими российскими поставщиками и предлагаем зарубежным партнерам строительство производств в ОЭЗ Самарской области, а самое главное - гарантируем достаточный объем заказа.

Наша цель - производить на АвтоВАЗе только двигатели, крупные элементы штамповки и крупные детали из пластика. Остальные узлы нам должны поставлять поставщики первого уровня, и ответственность за качество поставляемых узлов и модулей переходит к ним. Думаю, что к 2012 году у АвтоВАЗа сформируется панель из 70 основных поставщиков, 50 из которых будут поставлять модули.

- Можно подробнее о совместной структуре АвтоВАЗа и альянса по работе с поставщиками - каковы первые результаты ее деятельности?

- Для контроля качества продукции поставщиков в мае этого года, действительно, создана объединенная структура АвтоВАЗ-Renault-Nissan (ARNQSD) по качеству и развитию поставщиков. Сегодня слабые места компаний-смежников следующие: плохой анализ корневых причин возникновения дефектов, недостаточные меры предупреждения повторного появления несоответствий и слабое управление изменениями конструкции изделия. Эти проблемы были выявлены при анализе более ста компаний из числа основных поставщиков завода, причем оценивались они по прогрессивным методикам, которые применяются альянсом Renault-Nissan. С учетом полученных результатов объединенная с альянсом структура отбирала поставщиков для проектов R90 и F90 и для Lada Granta.

- Результатом работы менеджмента АвтоВАЗа можно считать финансовые итоги: чистая прибыль на уровне миллиарда против 40 миллиардов убытка в прошлом году. Каковы основные причины столь резкого улучшения показателей?

- С сентября 2009 года мы занимались изучением и реформированием завода, начали создавать практически новый АвтоВАЗ. Государство и акционеры нас услышали и очень помогли - мы смогли реструктурировать долги компании, передать городу и области объекты социальной инфраструктуры, оптимизировать численность персонала без социальных последствий. За счет снижения уровня постоянных затрат АвтоВАЗ снизил точку безубыточности с 600 тыс. автомобилей в год до 450 тыс. Реализовав эти мероприятия, мы впервые вышли не только на операционную безубыточность, но и ожидаем получить по итогам года чистую прибыть в размере не менее 1 миллиарда рублей. Также помог рост рынка и госпрограмма утилизации. Но говорить, что АвтоВАЗ окончательно вышел из кризиса, еще рано. Но даже этот результат казался еще недавно большинству аналитиков фантастикой.

Позитивные финансовые результаты, успешная реализация антикризисной программы и рост рынка во многом обусловлены поддержкой государства. Да, самую острую фазу мы преодолели - это позволило говорить об улучшении социального положения людей, возврате некоторых социальных льгот, увеличении заработной платы. Но основная работа по реформированию компании впереди. Надо изменить технологические процессы, модернизировать производство, обновить модельный ряд, реформировать систему закупок и продаж, повысить качество продукции и эффективность труда до уровня мировых производителей.

- Расскажите о кредиторской нагрузке предприятия. АвтоВАЗ полностью рассчитался с долгами?

- Долг АвтоВАЗа государству - 75 миллиардов рублей. В 2009 году мы только по процентам заплатили около 8 миллиардов. Основная сложность заключалась в том, что реструктурировать задолженность было необходимо в короткий срок. Благодаря помощи акционеров, и прежде всего - госкорпорации «Ростехнологии», нам это удалось. Недавно был получен последний транш государственной помощи - 10 миллиардов рублей. И сегодня можно сказать, что вся задолженность реструктурирована. Кстати, эти деньги мы обязательно вернем.

Более того, соглашение с акционерами, которое было подписано в июле этого года, и те решения, которые, надеюсь, будут приняты, должны позволить АвтоВАЗу стать стабильной компанией в течение ближайших двух лет. Долг будет частично капитализирован, в этом примут участие «Ростехнологии», «Тройка Диалог» и наши партнеры по альянсу Renault-Nissan.

- Помимо расчетов с государством АвтоВАЗу необходимо вложить значительные средства в инвестиционную программу, которая согласно вашему бизнес-плану оценивается в 183,5 млрд рублей. Где найдете средства, на что пойдет эта огромная сумма?

- Мы планируем привлекать инвестиции по пяти основным направлениям: в развитие модельного ряда до 2020 года надо вложить 58,4 млрд рублей; в разработку новых двигателей - 9,8 млрд рублей; на модернизацию процессов и производственные мощности 22,5 млрд рублей и 68,2 млрд рублей соответственно. Частично мы будем финансировать программу инвестиций за счет собственных средств, будем привлекать и заемные средства у ВТБ и Сбербанка, определенную часть инвестирует альянс Renault-Nissan.

- Заключительный вопрос связан с недавним заявлением гендиректора «Ростехнологий» Сергея Чемезова о возможном увеличении доли Renault-Nissan в АвтоВАЗе до контрольной. Как вы относитесь к этому? Останется ли АвтоВАЗ российским автопроизводителем в классическом понимании?

- Существовать сегодня «автономно», вне кооперации с мировыми концернами невозможно, более того - совершенно не нужно. Все без исключения мировые автопроизводители не только продают свою продукцию на рынках разных стран, но и разрабатывают и производят машины в разных странах. Кризис показал, что по сравнению с разрозненными производителями у альянсов больший запас прочности, более диверсифицированный модельный ряд, который можно оперативно переориентировать при изменении рыночной ситуации.

Основная стратегическая цель АвтоВАЗа - оставаться крупнейшим российским производителем автомобилей с собственной технологической базой. Компанией, которая выпускает качественные и доступные машины и является инвестиционно привлекательной. Укрепление нашего сотрудничества с альянсом свидетельствует, что мы начали успешно решать эту задачу. Сегодня у АвтоВАЗа есть прозрачная и понятная программа развития и технологического сотрудничества с альянсом: общий проект по запуску в производство автомобилей трёх брендов - Lada, Renault и Nissan - на платформе В0 на первой линии главного конвейера завода; взаимодействие для развития поставщиков и технологическое перевооружение предприятия. У АвтоВАЗа и Renault - Nissan общая задача: сохранить бренд Lada как составляющую мирового автопрома, в первую очередь освоив современные технологии, что дает возможность развития компании, города, региона и страны, ведь АвтоВАЗ - ведущее предприятие автопрома, а автопром - часть промышленности России.

Автомастер — специалист по новым Lada: «Не стоит верить форумным критикам. Машины не разваливаются»

Мы привыкли к моде ругать современный российский автопром. Даже маркетологи «АвтоВАЗа» решили сыграть на этом факте. «Порой мы ненавидим то, что нам так близко», — говорится в рекламе Vesta. Тот же ролик заканчивается фразой «Есть только один путь — свой». Мы решили выяснить, насколько верна и надежна дорожка, на которую ступила Lada начиная с 2010-х годов. Onliner.by попросил не зависящего от дилера специалиста по ремонту российских автомобилей рассказать о типичных болезнях и самых частых поломках последних моделей «АвтоВАЗа».



В сети нередко можно найти стереотипные мнения, мол, новые российские машины «разваливаются», «гниют» на глазах. Насколько слова форумных критиков совпадают с реальностью? Автомастер Юрий считает, что эти комментарии весьма далеки от истины, пишут их не совсем компетентные люди: «Обращений по поводу ржавчины не было никаких. Защита двигателя — штатная, металлическая. Все днище перед продажей обрабатывают антикором производства фирмы, принадлежащей немецкой компании. Методы и материалы обработки отличаются в хорошую сторону от старых — с расчетом на наши восточноевропейские зимы и специфику очистки дорог. Дают гарантию на три года. Весь этот срок металл не гниет, если не было царапин, аварий или некачественной покраски. Выхлопные трубы стали выполнять из нержавеющей стали, коррозия на них может появиться через года четыре в местах сварочных швов. В некоторых автомобилях быстро выходят из строя датчики ABS и их провода. Но это не про новые Lada. Ни разу не было жалоб на адаптивный электроусилитель руля».



«Наиболее частые обращения со стороны клиентов — передняя подвеска, — вспоминает первое, что пришло на память, специалист. — Мы говорим о машинах с пробегом: Granta, Largus, Kalina, „Нива“. У владельцев Vesta (и тем более X-Ray) пока нет таких пробегов, при которых можно было бы рассуждать о типичных поломках. С проблемами подвески приезжают после 30—40 тыс. км. Жалуются в первую очередь на переднюю: выходят из строя шаровые опоры, рулевые наконечники. Появляется люфт, водители ощущают неприятные стуки при езде. Остальные детали подвески спокойно „выхаживают“ 100 тыс. км. Только после такого пробега владельцы приезжают на сервисы с неисправностями, например, амортизаторов. Задняя подвеска представляет собой обычную балку».


«В целом „АвтоВАЗ“ серьезно взялся за качество, — уверен собеседник. — Раньше (4 года назад) была проблема — текли сальники в „Ниве“ спустя 5—10 тыс. км. Недочет исправили кардинально — просто поменяли поставщика и больше к прежнему не обращались. Сейчас сальники не текут абсолютно нигде, ни в одной модели. Эта проблема дает о себе знать только через 50 тыс. км — для „Нивы“, на которой ездят по полям, пересеченной местности. Но это немалый пробег».

Обрушение Xray и полная картина бедствия: чем закончился для Автоваза 2020 год?


После того как менеджмент альянса Renault-Nissan озвучил планы по переформатированию российского бренда Lada, отечественный автогигант в одночасье утратил статус первоочередного российского ньюсмейкера, однако мы всё же предлагаем заметку с анализом результатов за 2020 год, поскольку именно они и объясняют решение французов прекратить в Тольятти всякую инженерную самодеятельность, за исключением дизайна, и перейти на выпуск «нормальных» автомобилей…

Впервые на российском рынке Lada Xray начал терять покупателей ещё в 2019 году, когда, казалось бы, ничто не предвещало проблем. В тот год общий спрос на новые легковушки упал в нашей стране на 2,3%, притом что Xray потерял существенные 16,8% покупателей. В 2020 году тенденция продолжилась: при падении рынка на 9,1% российский кроссовер, находясь в самом ходовом сегменте рынка, упал уже на 35%. При этом совокупное падение относительно 2018 года составило 45%!

Теперь давайте вспомним, что Xray вышел на рынок РФ в 2016 году – первые отгрузки пошли дилерам в феврале. Таким образом, падение Xray в России пришлось на четвёртый и пятый год присутствия на рынке. Что это за годы? Это годы, когда машина, условно говоря, перестаёт быть «новой», и когда у неё вылезают все возможные болячки. Тот факт, что на пятый год падение относительно четвёртого усилилось, говорит только о том, что рынок фактически отторг модель. Так, Xray, будучи самым дорогим автомобилем Lada наряду с Vesta, стал в 2020 году и самым плохо продаваемым автомобилем в линейке бренда. Получается, что первая же самостоятельная попытка задействовать платформу альянса закончилась для Автоваза провалом. И, судя по решениям альянса об унификации моделей Dacia и Lada, других попыток инженерам из Тольятти больше не дадут.

Какова роль Vesta SW Cross в падении Xray, следует ли обвинять во всём внутренний каннибализм? Цифры говорят о том, что роль эта невелика. Vesta SW Cross вышла на рынок в четвёртом квартале 2017 года и к началу 2018 года уже достигла высокого уровня продаж – более 5 тыс. единиц в квартал. До конца 2018 года дилеры реализовали 22,8 тыс. Vesta SW Cross. В следующем году Vesta SW Cross набрала дополнительно ещё 6,3 тыс. покупателей, увеличив объем до 29,5 тыс. машин, при этом Xray потерял 5,8 тыс. В 2020 году своих покупателей нашли только 27,5 тыс. Vesta SW Cross, притом что Xray в 2020 году потерял 9,6 тыс. машин. В общем, очевидно, что прямого влияния Vesta SW Cross на Xray совершенно точно нет.


Пять лет назад Xray встал на ветку В0 конвейера в Тольятти, где выпускается вместе с Renault Logan и Sandero. Там же изготавливали и Nissan Almera. Вскоре компанию франко-российской группе составит и рестайлинговый Duster

Теперь пройдёмся по модификациям Xray и даже упомянем комплектации. По законам развитых рынков через первый рестайлинг, часто сопровождающийся изменениями по агрегатной части, модель проходит через три года. Вероятно, одной из причин падения Xray на четвёртом году жизни стало как раз отсутствие ощутимого рестайлинга. И здесь Автоваз стал заложником своих шаблонных подходов: модели сегмента ультра-лоукост можно не обновлять десятилетиями, однако, как мы сказали, Xray – это недешёвая машина класса Hyundai Creta, поэтому и спрос с неё другой. Слабую попытку оживить интерес к Xray тольяттинцы предприняли как раз в прошлом году: с апреля дилеры начали получать Xray Cross в комплектации Instinct, с октября – в комплектации Black. Народ прохладно отреагировал на обе версии с косметическим изменениями: Instinct до конца года разошёлся тиражом в 597 машин, Black – 372.

Теперь – к Vesta, которой мы уже коснулись. Сконцентрируемся опять же на самых дорогих исполнениях Cross, но исключительно на универсалах. Дело в том, что исполнение Sedan Cross в 2020 году приобрели только 1955 человек, то есть на фоне общих продаж модели (108 281 шт.) никакой погоды седан с увеличенным клиренсом не делает. Универсал Cross упал почти на 7% при общем падении по модели почти на 4%.


В отличие от Xray, Lada Vesta оправдала вливания в ижевский завод: за два последних отчётных года (2018 и 2019) он принёс Автовазу совокупную прибыль в 2,45 млрд рублей. Однако и от Vesta французский менеджмент всё равно решил отказаться.

Проще говоря, мы видим, что одна версия Vesta, оказавшаяся вполне удачной, перебила покупателей у другой, а не привлекла их со стороны. Но возможно ли противопоставлять франко-японский «автомат» русско-французской «ручке»? Можно и легко, ведь дело не в конструктивных отличиях, а в цене: более обеспеченные покупатели Vesta, которые раньше выбирали «солидное» исполнение 1,8 с увеличенным диаметром сцепления, с появлением полноценного автомата в виде японского вариатора Jatco предпочти комфорт.

Vesta на нашем рынке продаётся ещё дольше, чем Xray – она начала поступать к дилерам в ноябре 2015 года, и не обновляется она тоже дольше, чем Xray. Рестайлинг, намечавшийся на 2021 год, сдвинули по срокам, о чём мы узнали из постновогодней пресс-конференции исполнительного вице-президента по продажам и маркетингу Оливье Морне. Не исключено, что перед снятием с конвейера на ней попробуют обкатать черты нового корпоративного стиля, идущего на смену Х-стилю. Короче говоря, также как и Xray, вторая «дорогая» модель Lada, не показав достойной борьбы в конкурентном поле, сходит с дистанции.

Анализировать результаты «Гранты» и Largus, которые покупают (и будут покупать) от бедности, если честно, не очень хочется, тем более что очень скоро Lada и Dacia сольются в научно-производственном экстазе, и обе дешёвые модели последуют за Vesta и Xray. А мы ещё обязательно вернёмся к результатам Автоваза за 2020 год, когда будут опубликованы финансовые отчёты. Поскольку в благополучном 2019 году Автоваз был в минусе до налогообложения, на карантинный 2020-й можно прогнозировать резкое падение доходов, и это обязательно станет предметом нашего изучения.

Преимущества и недостатки Лады Весты в деталях

С момента запуска серийного производства прошло достаточно времени, чтобы объективно рассмотреть слабые и сильные стороны Лады Весты.

Новый продукт АвтоВАЗа по итогам 2017 г. заслуженно вошел в пятёрку популярных, продаваемых автомобилей России. Ничего удивительного ведь первое впечатление Лада Веста оставляет достаточно положительное:

  • достаточно хорошая управляемость для автомобилей подобного класса;
  • плавный ход и устойчивость;
  • отличная система безопасности;
  • качественная шумоизоляция;
  • встроенная система круиз-контроля;
  • высокий клиренс;
  • изящные, стильные формы.

недостатки Весты

В подвеске минимум 4 минуса

Наибольшие нарекания в первые месяцы эксплуатации Лада Веста вызывала по подвеске. Многие автолюбители жалуются на разные стуки и скрипы. Проблема конструкции мотора:

  1. передними стабилизаторами поперечной устойчивости, которые при больших ходах Лады Весты издаёт характерный скрип;
  2. стойки стабилизаторов постукивают;
  3. в передней подвеске появляются звуки при повороте рулевого колеса;
  4. в задней подвеске постукивают амортизаторы из-за не удачной конструкции опор, которые меняют на более эластичные и самопоглощающие.

В среднем, после 4-6 тыс. км пробега, владельцы Лады Весты замечают и жалуются на скрип резинок стабилизатора, при прохождении неровностей на дороге.

После пробега в 40-50 – тысяч километров может появится люфт в нижних опорах поворотного кулака. Низкие показатели пробега по среднестатистическим данным работы подобных узлов.


Детские болячки двигателя

Лада Веста это же Российская машина к ней принято прислушиваться – принюхиваться.

Многих автолюбителей настораживает звук двигателя

Современный двигатель имеет электронику и многие проблемы связывают с ней:

7 минусов коробки передач которые мешают быть ей идеальной

К сожалению она не вынослива по ряду причин:


Электроника и ее 5 недостатков

Качество работы электроники, так же разочаровывает. АвтоВАЗу стоит серьёзно обратить внимание на такие минусы как:

  1. плохая чёткость и контрастность картинки на дисплее ММС;
  2. владельцы Весты жалуются на факты отключения камер заднего обзора во время работы в режиме AUX;
  3. перебои в работе, слабая связь с Bluetooth, зависание, после которых нужно делать Hard Reset ;
  4. иногда ломается подогрев стекла из-за прошивки или предохранителей;
  5. частая проблема – поломка катушки зажигания, которую правда поменяют по гарантии.

У Весты электронная педаль газа. Как говорят автовладельцы электронная педаль отказывает. Скорее всего это происходит из-за отсутствия механической связи между самой педалью и блоком дроссельной заслонки. Были прецеденты, машина отказывалась ехать (нажимаете на газ, но ничего не происходит). Электронная педаль тормозит.

Салон

Те кто ездит на Весте сравнительно давно знают, что переднеприводное семейство отличается гремучими салонами, скрипами в салоне, к тому же они быстро разбиваются. Накладки руля так же хлипкие – краска слишком быстро слазит. Разработчики достаточно давно борются с данными проблемами, начиная с времен Калины. Во втором поколении начали применять решения по уменьшению интерьерных деталей, стали лучше их крепить. Таким образом у Весты эволюция продолжается, но полностью проблемы, данного характера, не исчезают.

Шумоизоляция

Загрязняемость


Владельцам Весты часто приходится следить за чисткой моторного отсека. Данная проблема вызвана большими зазорами в области замка капота, поэтому на мотор налипает грязь и вода. Проблема решается установкой всевозможных уплотнителей. Быстрое марается кузов (причина в больших колёсных арках);

нехватка бортиков на лобовом стекле, разрешает, быстро засоряться боковым стёклам;
в уплотнители на боковых стёклах, забивается грязь внутрь бархотки и приводит к появлению царапин: минус многих машин.

Проблемы с ЛКП

Особых проблем с ЛКП замечено не было: кроме сколов на капоте, двери водителя, бамперах и паутинки на лаке.

7 недостатков кузова Lada Vesta и прочих косяков

косяки кузова весты

Кузов автомобиля имеет достаточно хорошее качественное оцинкованное покрытие, стойкость к агрессивной уличной среде считаем надежной. Но без минусов не проходит:

Коррозионная стойкость кузова

Выяснилось: Веста достаточно не плохо сопротивляется коррозии. В ходе эксперимента выяснилось: крыша менее защищена и быстро начинает ржаветь.

Крыша не повреждаемый элемент в автомобиле и видимо по этому АвтоВАЗ пошёл на удешевление технологии. В остальном Веста долго не должна гнить, как делали старые отечественные машины.

Удобство в эксплуатации



Высокая проходимость даже для переднего привода

2 основных минуса модификации кросс

Недостатки лада веста кросс как машины повышенной проходимости:

1) это наличие только переднего привода. Все-таки внедорожник должен иметь полный привод. В планах завода конечно запланирован эксперимент с небольшим количеством машин для эксперимента. Если не будет спроса, то в массы так и не выйдет полноприводный авто.

Остальные недоработки

Результатом, пока ещё сыроватого продукта, стали такие моменты:

Заключение: Все-таки плохая или хорошая машина

В конце статьи грехов Весты отметим, оплошности и недоработки как были так и будут, но, автомобиль получился достаточно гармоничным, сбалансированным, с множеством комплектаций.

Взвешивая плюсы и минусы автомобиля скажем: АвтоВАЗу есть куда стремится, но уже не плохо. Сколько бы Ладу Весту не критиковали и не превозносили, она смело занимает заслуженное место в данном ценовом сегменте и находит нужного потребителя.

Читайте также: