Лады на скрипке расположение

Обновлено: 02.07.2024

Кое-что об игре на скрипке для начинающих: история, устройство инструмента, принципы игры

об игре на скрипке

Сначала несколько мыслей об истории самого музыкального инструмента. Скрипка в том виде, в каком известна сегодня, появилась в XVI веке. Ближайшим родственником современной скрипки принято считать виолу. Причем от неё скрипка унаследовала не только внешнее сходство, но и некоторые приёмы игры.

Самая известная школа скрипичных мастеров – это школа итальянского мастера Страдивари. Секрет чудесного звучания его скрипок не раскрыт до сих пор. Считают, что причина в лаке его собственного приготовления.

Самые знаменитые скрипачи – тоже итальянцы. Возможно, вам уже знакомы их имена – Корелли, Тартини, Вивальди, Паганини и т.д.

Некоторые особенности устройства скрипки

у скрипки четыре струны

У скрипки 4 струны: соль-ре-ля-ми

Скрипку часто одушевляют, сравнивая её звучание с пением человека. Помимо этого поэтического сравнения, и внешне инструмент своими очертаниями напоминает женскую фигуру, а названия отдельных частей скрипки перекликаются с названиями человеческого тела. У скрипки есть головка, к которой крепятся колки, шейка с грифом из черного дерева и корпус.

Корпус состоит из двух дек (они изготовлены из разных пород дерева – верхняя – из клёна, а нижняя – из сосны), соединённых между собой обечайкой. На верхней деке есть фигурные прорези в форме буквы f – эфы, а внутри между деками установлена дужка – это всё резонаторы звука.

Эфы на скрипке

Смычок представляет собой трость с натянутым на неё конским волосом (сейчас активно используется и синтетический волос). Трость изготавливается преимущественно из дерева и имеет изогнутую форму. На ней расположена колодка, которая отвечает за натяжение волоса. Степень натяжения скрипач определяет сам по ситуации. Хранится смычок в футляре только со спущенным волосом.

Как играют на скрипке?

Кроме самого инструмента и смычка скрипачу нужен подбородник и мостик. Подбородник закрепляется на верхней части деки и на него кладется, как понятно из его названия, подбородок, а мостик устанавливается на нижнюю часть деки, чтобы скрипку было удобнее держать на плече. Всё это регулируется так, чтобы музыканту было удобно.

В игре на скрипке задействованы обе руки. Они тесно взаимосвязаны между собой – одной рукой вы не сможете воспроизвести на скрипке даже простенькую мелодию. Каждая рука выполняет свою функцию – левая, которая держит скрипку, отвечает за высоту звуков, правая со смычком – за их звукоизвлечение.

В левой руке участвуют в игре четыре пальца, которые перемещаются по грифу из позиции в позицию. Пальцы ставятся на струну округло, серединой подушечки. Скрипка – это инструмент без фиксированной высоты звука – на ней нет ладов, как на гитаре или клавиш, как на пианино, на которые нажал и получил звук определённой высоты. Поэтому высота звука на скрипке определяется на слух, а переходы из позиции в позицию нарабатываются многочасовыми тренировками.

Правая рука отвечает за движение смычка по струнам – от того, как ведётся смычок, зависит красота звука. Ровное ведение смычка вниз и вверх – это штрих деташе. На скрипке можно играть и без смычка – щипком (этот приём получил название пиццикато).

вот так держат скрипку

Вот как держат скрипку при игре

Учебная программа по классу скрипки в музыкальной школе занимает семь лет, но если говорить честно, начав играть на скрипке, продолжаешь этому учиться всю свою жизнь. Даже маститые музыканты не стесняются признаться в этом.

Как быть с ладами у скрипки??

У скрипки нет порожков, нельзя измерить ничего в см, все только на слух. Если слух у вас есть и вы можете чисто спеть гамму, то все получится. Со временем скрипач начинает чувствовать, куда поставить палец. В игре участвуют 4 пальца - все, кроме большого. Указательный 1, средний 2, безымянный 3, мизинец 4. Не надо хвататься сразу за все, начните с малого - с первой позиции. Положение пальцев : посмотрите на свою левую ладонь ( бп не участвует) - сложите 2 и 3 вместе, а 1 и 4 от этой парочки отдельно, между ними промежутки примерно с палец в районе подушечек. Теперь поставьте руку вертикально, а пальцы кругленько согните - вот в таком положении они должны у вас свободно висеть над струной. Бп тоже должен быть свободен, нельзя зажимать им гриф. Подведите руку так, чтобы немного оттянутый 1 палец слегка касался порожка - здесь приблизительно первая позиция. На струне ля это означает, что 1 палец отвечает за си, 2 - до диез, 3 - ре, 4 ми.
Начните с 3 пальца, пробуйте играть кварту ля - ре ( вы знаете как она звучит, с нее начинается гимн России и еще Интернационал - Вста-вай - кварта) Ля у вас открытая струна (обозначается 0), (можете пока кстати сначала играть пиццикато, без смычка, просто пальцем правой руки струну дергаете) потом сверху на струну падает 3 палец и опять дергаете струну. Нужно добиться того, чтобы 3 палец всегда попадал точно на свое место - слушайте кварту. Если скрипка у вас настроена точно, то можно проверить себя по нижней ре струне - у вас должна звучать чистая октава. Отработайте этот фокус 0-3 на всех струнах. Потом присоединяйте 2 палец - например 0-3-2-3. В таком раскладе 2 палец как бы съезжает по 3 на струну (вы же помните, что они рядышком). Если вы уже уверенно нашли место 2, то ясно где будет 1 - где-то посередине между порожком и 2.
Попробуйте играть 3-2-1-0-1-2-3, слушайте себя внимательно, не зажимайте руку и не подгибайте запястье. Выделите время на отработку навыка, заодно запомните где какая нота. Только после того, как вы уверенно освоите первую позицию и поиграете в ней простые мелодии есть смысл двигаться дальше. Успехов.

Скрипичная азбука

Скрипичная азбука

Здесь выкладывается, страница за страницей, веб-книга о скрипке, написанная простыми человеческими словами, чтобы все детали такого сложного и утонченного занятия, как игра на скрипке, были понятны даже человеку, далекому от скрипичного мира.

Статьи Азбуки постоянно дописываются и совершенствуются, а с течением времени будут обрастать аудио- и видеопримерами.

Читать книгу можно четырьмя способами (хотя, возможно, вы придумаете еще и свой собственный). Можно передвигаться от статьи к статье в хронологическом порядке, по времени их написания (см. ниже). Либо использовать тематическое содержание, либо содержание по алфавиту.

(UPD июль 2014 Внимание! Тематическое содержание и по алфавиту нуждаются в дополнении, там пока меньше статей, чем здесь).

Техника (еще одна техническая страничка)

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ

Копирование текстов или их частей и публикация их без разрешения автора запрещены.

Разумеется, это не касается цитат на статьи из энциклопедий, на которые я иногда ссылаюсь.

© Анна Благая

P.S. Со своей стороны, я в ближайшее время внимательно просмотрю свой сайт на предмет подписей картинок. Могло так статься, что я по недопониманию и сама нарушила чьи-то права (я знала, что для некоммерческих, образовательных и т.д. проектов правила несколько иные, и тем не менее). Если так случилось и вы нашли на сайте изображения, которые принадлежат вам, пожалуйста, сообщите мне и я сразу все исправлю.

33 комментария для “Скрипичная азбука”

Набирайтесь, всегда с интересом жду Ваших новых записей!

Анна, подскажите пожалуйста, в чем различие между ученической, студенческой и концертной скрипкой типа 4/4 Нигде не могу найти ответ на этот вопрос. Спасибо.

Добрый день, Екатерина! Конечно же, я согласна с Вашей преподавательницей и с мастером! Тут сразу две причины: во-первых, действительно у вас должен быть стимул, а чем лучше звук скрипки, тем вам будет проще и приятнее (вообще-то звук зависит не только от инструмента, но и в огромной степени от исполнителя, но если второе можно достичь только со временем, то по крайней мере первое у вас будет с самого начала, если выберете прилично звучащий инструмент; и во-вторых, пока учишься, слух воспитывается, оттачивается (я имею в виду не только интонацию, но и качество звука). А на произведении мебельной фабрики слух, скорее всего, не отточишь. Только обратите внимание: цена скрипки связана далеко не только со звуком. Тут надо быть осторожным, чтобы (если цена большая) не купить то, что столько не стОит. Давно не носила никому на оценку скрипок, но мастера этим (т.е. оценкой) тоже занимаются. Лучше перед покупкой посоветоваться с еще кем-то, кроме продавца. P.S. Да, ну и Страдивари-Амати-Гварнери и т.п. (условно говоря) от Вас никто покупать не требует. Речь просто идет о приличном, желательно мастеровом, инструменте.

NB выложила этот текст о том, зачем затеяла Азбуку. https://blagaya.ru/skripka/violin_azbuka/ob-azbuke/

Уважаемая Анна! Недавно сын мне рассказал, что прочел где-то, что есть скрипки современных мастеров, качество звука которых эксперты не могли отличить от скрипок Страдивари.
Я не поверила, что такое возможно. Или я ошибаюсь?

Уважаемая Ада! Если честно, я за подобными опытами не слежу. Но уверена, что совсем не обязательно играть именно на скрипках Страдивари, чтобы получить красивое пение!

Аня а у Вас только записная книжка выводится в календарь? А другие, например, этот раздел? Чтоб удобно посмотреть хронологию последних материалов.

Дык в том-то и дело, вспомнишь что было что-то интересное несколько месяцев назад, а сложно найти.

Скрипка

Скрипка нотируется в скрипичном ключе. Ее четыре струны построены по квинтам следующим образом:

Тембр 1-й струны — светлый, серебристый, звонкий.

Тембр 2-й струны — мягкий, нежный.

Тембр 3-й струны — певучий, напряженный.

Тембр 4-й струны — густой, напряженно-альтовый.

Гаммы и позиции. Для игры на скрипке употребляются четыре пальца левой руки (исключая большой палец), имеющие следующие порядковые наименования: указательный палец называется 1-м, средний палец — 2-м, безымянный палец — 3-м, мизинец называется 4-м.

Позицией называется положение левой руки на грифе (на струнах). Позиции начинаются от порожка; 1-я позиция — это ближайшее положение к порожку.

На 1-й позиции, следуя расположению пальцев, на всех четырех струнах мы получим следующий диатонический звукоряд:

Хроматические полутоны достигаются сдвижением соответствующих пальцев с основного тона (в сторону повышения или понижения).

Для заполнения квинтового расстояния между струнами вполне достаточно четырех пальцев; при использовании открытых струн возможно обойтись и тремя пальцами. Если использование открытых струн исключено, то четыре пальца заполняют расстояние квинты между соседними струнами во всех позициях.

Открытая струна может быть использована в гаммообразных построениях только в 1-й позиции.

Звуки, расположенные полутоном ниже 1-й позиции, называются полупозицией и воспроизводятся при помощи той же аппликатуры.

При 2-й позиции левая рука сдвигается на секунду вверх и далее с каждой последующей позицией все более удаляется от порожка и приближается к подставке.

На всех четырех струнах для семи позиций мы получим следующие звукоряды:

Чем выше позиция, тем теснее расположены пальцы, так как в силу укорочения струн соответствующие интервалы все более суживаются. При 7-й позиции, начинающейся с середины струн, интервалы уже отсчитываются от струны вдвое более короткой, и поэтому расстояние между пальцами вдвое уменьшается.

Отсюда ясно, что малые секунды выше 7-й позиции весьма затруднительны и игра гамм выше 7-й позиции на всех струнах неупотребительна.

Полутоны в гаммообразных отрезках и трелях этого высочайшего регистра не выходят удовлетворительно, так как нужно специально убирать предыдущий палец, чтобы освободить место для последующего, что весьма неудобно, а в быстром движении просто невозможно.

Вообще хроматическая гамма получается на скрипке менее четко, чем диатоническая, так как для исполнения ее требуется постоянное скольжение пальца с основного тона к его хроматическому видоизменению, в результате чего получается все время как бы некоторое глиссандирование.

Для того чтобы быстро определить позицию, в которой нужно взять ту или иную ноту, можно пользоваться формулой: интервал (в цифровом выражении) от открытой струны минус палец, которым данная нота берется. Например, на струне А нота g 2 берется 2-м пальцем (7—2 = 5)—это будет 5-я позиция.

Смена позиций совершается незаметно посредством продвижения руки по грифу. В гаммообразном движении наиболее употребителен переход через одну или через две позиции:

Интервалы. В данном разделе имеются в виду интервалы, которые можно получить на одной струне или на соседних струнах без смены позиций.

Интервалы на одной струне не должны превышать увеличенной кварты (или уменьшенной квинты), которой соответствует наибольшее возможное растяжение пальцев:

Самым простым интервалом на соседних струнах является квинта, которая берется одним пальцем. Квинты лучше всего интонируются у порожка, потому что по мере удаления от него струны расходятся шире и приподнимаются выше над грифом, так что палец может провалиться между струнами или неравномерно лечь на них из-за необходимости сильного прижатия.

Интервалы больше квинты берутся в прямом положении левой руки.

Прямым положением левой руки называется такое положение, при котором левая рука не вывернута, то есть на более высокую струну ложится более высокий номер пальца.

Секста берется соседними пальцами: 2/1, 3/2, 4/3. септима — через палец: 3/1, 4/2. октава — крайними пальцами: 4/1.

Интервалы меньше квинты берутся в обратном положении левой руки.

Обратное положение руки — это такое положение, при котором левая рука вывернута, то есть на более высокую струну ложится более низкий номер пальца.

Кварта берется соседними пальцами: 1/2, 2/3, 4/3. Tерция через палец: 1/3, 2/4. Cекунда — крайними пальцами: 1/4.

Гаммообразное движение интервалами. Движение октавами происходит путем смены позиций на каждую новую октаву, причем меняется только расстояние между 1-м и 4-м пальцами (оно уменьшается при движении руки вверх).

Примечание. Здесь не рассматриваются иные аппликатуры виртуозного назначения

В оркестровой игре октавы считаются приемом рискованным, так как ясно ощущается малейшая фальшь (октава — совершенный консонанс). Движение октавами в оркестре может быть только оправдано желанием получить большую силу звучания, но тогда оно не должно быть быстрым.

В оркестровой игре октавы считаются приемом рискованным, так как ясно ощущается малейшая фальшь (октава — совершенный консонанс). Движение октавами в оркестре может быть только оправдано желанием получить большую силу звучания, но тогда оно не должно быть быстрым.

Движение терциями очень удобно и осуществляется двумя парами пальцев — 1/3 и 4/2 , которые создают звено движения без смены позиции, не мешая друг другу. Смена позиции наступает после прохождения этого звена (1/3 и 4/2) для осуществления следующего.

Гаммообразное движение секстами менее удобно ввиду того, что палец, извлекавший в первой сексте верхнюю ноту на одной струне, в следующей сексте извлекает нижнюю ноту на другой струне (или наоборот) и его невозможно приготовить, а надо переставить (скользнуть): 2/1 \ 3/2 \ 4/3. Поэтому звучность при движении секстами немного ползучая.

Движение двойными нотами менее гибко, и звучание получается более тяжелым, поэтому при исполнении двойных нот в оркестровой игре чаще всего применяют прием divisi, что означает разделение на партии. Иногда разделенные партии выписываются на особых нотоносцах.

Флажолеты. Натуральные флажолеты (от открытых струн) употребляются на скрипке только октавные, квинтовые, квартовые и иногда большие терцовые (то есть звучат 2, 3, 4-й, иногда 5-й натуральные звуки, которые достигаются делением струны на 2, 3, 4, 5 равных, одинаково звучащих частей).

Натуральные флажолеты обозначаются знаком о над нотой. При этом наиболее просто записываются флажолеты, извлекаемые в местах 1/2,2/3,3/4,4/5 длины струны (то есть от ее середины в сторону подставки):

Ноты, обозначенные *, могут быть взяты также на предыдущей струне октавным флажолетом. Поэтому если они должны быть исполнены именно в месте 2/з длины струны, надо это специально указать:

Тот же ряд натуральных флажолетов может быть извлечен и в местах 1/3,1/4,1/5- длины струны (то есть от ее середины в сторону порожка). В этих случаях следует каждый раз указы¬вать струну, на которой они извлекаются:

Нота, обозначенная *, может не иметь такого указания, так как нигде, за исключением струны Е, не может быть извлечена. Ноты, заключенные в скобки, рискованны и звучат плохо, особенно на 1-й струне.

Таким образом, некоторые натуральные флажолеты могут быть извлечены на двух различных струнах, и, следовательно (если это имеет значение для композитора) необходимо давать в таких случаях точные указания:

Примечание. Натуральные флажолеты, извлекаемые прикосновениями в местах от середины струны в сторону порожка, обычно записываются полыми ромбиками с кружочками над ними. Однако запись эта несовершенна, ибо не передает ритмического различия между целыми, половинными и четвертными нотами; во всех этих случаях приходится прибегать к записи, принятой для искусственных флажолетов. Кроме того, при написании от руки, особенно при мелком партитурном письме, очень трудно начертать ромбик, безусловно отличный от обычной белой ноты,— при переписке же это приводит к всевозможным недоразумениям. Поэтому предлагаемый способ записи натуральных флажолетов без применения ромбиков (то есть с помощью обычных нот, снабженных кружочками над ними) заслуживает внимания. Нужно лишь привыкнуть читать указания, на каких струнах те или иные флажолеты извлекаются.

В отдельных случаях применяют glissando по последовательностям высоких натуральных флажолетов, начиная с октав-ного. Высокие флажолеты берутся ближе к подставке, то есть в том месте, где получаются те же звуки обычным способом (прижатием струны):

Натуральные флажолеты часто служат прекрасным окончанием различных виртуозных пассажей. В гаммообразных пассажах предпоследний тон берется обычно 4-м пальцем, который затем скользит в завершающий флажолет.

На основании этого можно вывести правило: октавный и бо¬лее высокие (в местах 2/3, 3/4 длины струны) флажолеты берутся 4-м пальцем предыдущей позиции:

4-й палец оттягивается до е 3 с 3-й позиции:

Наконец, возможно glissando, оканчивающееся флажолетом:

Все флажолеты выше 4-го (квартового) звучат на скрипке значительно хуже. Это объясняется малой длиной скрипичных струн, на которых слишком мелкие деления невозможны.

Октавный же, квинтовый и квартовый флажолеты звучат превосходно, особенно, если последние извлекаются в местах 2/з, 3/4 длины струны:

Если же эти флажолеты искать у подставки, то есть в местах 4/5, 5/6, 6/7, 7/8 деления струны, то их извлечению в какой-то мере будет мешать сам смычок, так как эти точки деления слишком близко расположены к месту ведения смычка и интенсивная вибрация струны не позволяет точно сохранить флажолет.

Для деления на большое количество надежно звучащих отрезков струны скрипки слишком коротки и ее части 1/6, 1/7, 1/8 столь малы, что их практически почти невозможно найти для того, чтобы извлечь соответствующие флажолеты.

Искусственные флажолеты на скрипке (от прижатой струны) применяются только квартовые или большие терцовые, так как нормальное положение крайних пальцев на одной струне дает именно кварту.

В виде исключения возможно получить искусственный квинтовый флажолет, но и то, главным образом, не на 1-й позиции, а на 3-й или 4-й, где растяжение между пальцами значительно меньше. Кроме того, искусственный квинтовый флажолет требует приготовления и употребляется в крайних случаях.

Флажолеты меньше квартового звучат плохо по ранее описанным причинам.

Игра искусственными флажолетами (квартовыми) на скрипке аналогична игре октавами с той лишь разницей, что 1-й палец (ведущий) плотно прижимает струну, а 4-й (ведомый) слегка к ней прикасается на расстоянии кварты от места прижатия струны.

Запись искусственных флажолетов включает в себя место укорочения струны 1-м пальцем и место прикосновения к укороченной струне 4-м пальцем. Тем самым эта запись напоминает запись интервала кварты, где верхняя нота (место прикосновения) обозначается ромбиком:

Часто над этими основными данными выписывается мелки¬ми нотами звуковой результат:

Более сокращенная запись искусственных флажолетов основана на том, что записывается лишь результат — нота, которая должна прозвучать, способ же ее извлечения предоставляется исполнителю. Например:

реально исполняется следующим образом:

Часто натуральные флажолеты также записываются сокра¬щенно, а именно:

что практически может быть исполнено лишь так:

В случаях сокращенной записи композитор пишет только желаемый результат, не указывая — натуральными или искусственными флажолетами следует его достигнуть. Например, пассаж, записанный следующим образом:

Флажолеты, звучащие выше ноты с 5 , не употребляются, так как их тембр неопределенен и лишен художественной вырази¬тельности.

Искусственные флажолеты на струне Е хуже других; они имеют свистящий призвук и при малейшей неточности пропа¬дают.

Аккорды. При оркестровой игре неупотребительны все трехзвучные аккорды, в которых один палец занят через струну:

Очень удобны аккорды, включающие квинту и более широкие интервалы, потому что в этих случаях левая рука будет находиться в прямом положении:

Примечание. Аккорд, обозначенный *, несколько ненадежен в интонационном отношении из-за квинты в двух верхних голосах.

Из них особенно удобны аккорды, включающие открытые струны

Менее удобны аккорды в комбинированном положении левой руки, включающие один интервал меньше квинты. Однако это обстоятельство имеет меньшее значение, если в аккорде можно использовать открытые струны:

Если же по характеру аккорда невозможно использовать открытую струну, то исполнение аккорда становится менее удобным:

Однако в отдельных случаях использование открытой струны в середине аккорда тоже доставляет некоторые неудобства, так как ее нужно не затронуть пальцами, лежащими на соседних струнах:

Наиболее удобны аккорды с открытой струной, являющейся верхним звуком аккорда:

Примечание. Эти два аккорда, несмотря на наличие терции и секунды, берутся в прямом положении левой руки.

Неудобны аккорды, состоящие из двух интервалов меньше квинты. Здесь рука находится в обратном положении:

Удобны все четырехзвучные аккорды в прямом положении, особенно если в них входят открытые струны:

Менее удобны аккорды с одним интервалом меньше квинты (особенно если он в середине), так как они берутся в комбинированном положении левой руки:

Еще менее удобны аккорды в комбинированном положении левой руки, когда в аккорде имеются два интервала меньше квинты:

Также неудобны аккорды, извлекаемые при обратном положении руки (даже если в середине есть пустая струна):

Открытые струны сверху или снизу аккорда облегчают его исполнение. В середине аккорда они освобождают один из пальцев, но, с другой стороны, создают трудности, связанные с опасением затронуть соседние струны.

Трудные аккорды нужно всегда подготовлять — перед ними должна быть остановка. Квинта в верхних голосах аккорда звучит плохо, особенно если она удалена от порожка, так как при этом струны широко расходятся и сильно приподняты над грифом, и палец в этих случаях (чаще всего 4-й) может провалиться между струнами или неравномерно их прижать. От этого нарушается чистота интонации. Поэтому приведенный аккорд звучит плохо:

Лучше брать такие аккорды, не выходя за пределы с 3 :

Некоторые аккорды и интервалы можно взять двумя спосо¬бами: с прямым порядком струн и с перемещенным. Так, например:

Все аккорды на ручных смычковых инструментах берутся в направлении от нижних нот к верхним.

Перевод смычка со струны на струну. Полное legato возможно соблюсти лишь при переходе на соседнюю струну. При переносе смычка через струну неизбежна небольшая остановка, необходимая для того, чтобы не задеть промежуточную струну. Эта остановка будет еще заметнее при переносе смычка через две струны.

В этих случаях композитор должен предвидеть неизбежность перерыва звучания вследствие отрыва смычка от струны:

Tremolo из двух нот на одной струне, под одним смычком, возможно в любом движении в пределах увеличенной кварты или уменьшенной квинты (предел растяжения пальцев на одной струне на низких позициях).

Остальные интервалы можно исполнить лишь на двух соседних струнах, поэтому воспроизведение подобного tremolo возможно лишь в медленном темпе, причем оно довольно тяжеловесно и неудобно:

Pizzicato. Прием игры pizzicato на скрипке возможен на всем протяжении ее диапазона. Выше ноты е 3 pizzicato звучит все более сухо, щелканье начинает преобладать над интонацией.

Pizzicato применяют и в аккордах, причем оно звучит значительно ярче в аккордах с открытыми струнами:

Возможно также исполнение pizzicato мизинцем левой руки. Такое pizzicato применяется, главным образом, на открытых струнах в случаях быстрой смены pizzicato и агсо. В подобных случаях над нотой, исполняемой pizzicato, ставится знак +:

Pizzicato можно извлекать мизинцем левой руки даже одно-временно с аrсо:

В виртуозной литературе встречаются также нисходящие гаммообразные и арпеджированные фигуры, исполняемые в стремительном темпе пальцами левой руки pizzicato вперемежку с ударами смычка. Приведем наиболее простой случай, который может быть использован также в практике групповой игры (сравнительно отчетливо может прозвучать лишь на струне Е):

Сурдина. Обычная звучность скрипки может быть значительно изменена, если надеть на подставку маленькое приспособление (обычно изготовляемое из дерева), называемое сурдиной.

Сурдина ослабляет и смягчает звук инструмента, придавая ему своеобразный носовой оттенок. Применяется сурдина как в piano, так и в forte. Если сурдина надевается среди пьесы, то необходимо дать исполнителю некоторое время ее приладить. Для того чтобы снять сурдину, времени требуется значительно меньше. Употребление сурдины указывается словами — con sordino (-ni); снятие же сурдины обозначается — senza sordino (-ni).

Техника правой руки. Все, что было сказано о технике травой руки в первой статье, в полной мере относится к скрипке.

Все штрихи как легатные, так и стаккатные достигаются нa скрипке с исключительной ясностью и легкостью. Достаточно самого легкого прикосновения смычка к струне для того чтобы извлечь звук. Поэтому legato на скрипке наиболее продолжительно, spiccato, saltando, ricochet — легки и стремительны.

Вообще же скрипка, как и всякий другой смычковый интрумент, отличается бесконечными возможностями так называемой репетиционной техники (то есть техники повторяю-дихся нот).

Скрипка: как она устроена

Скрипка — струнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. Современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке. Имеет четыре струны, настроенные по квинтам: g, d1,a1,e2 («соль» малой октавы, «ре», «ля» первой октавы, «ми» второй октавы), диапазон от g («соль» малой октавы) до a4 («ля» четвёртой октавы) и выше. Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем.

Скрипка состоит из двух основных частей: корпуса и грифа, вдоль которого натянуты струны.

Violin_VL100 (515x700, 255Kb)

Корпус

Корпус скрипки имеет специфическую округлую форму, с округлыми выемками по бокам, образующими «талию». Округлость внешних контуров и линий «талии» обеспечивает удобство игры, в частности в высоких позициях. Нижняя и верхняя плоскости корпуса — деки — соединены друг с другом полосками дерева — обечайками. Они имеют выпуклую форму, образуя «своды». Геометрия сводов, а также их толщина, её распределение в той или иной степени определяют силу и тембр звука. Внутри корпуса ставится душка, сообщающая вибрации от подставки — через верхнюю декунижней деке. Без неё тембр скрипки теряет живость и полноту.

Нижняя дека делается из цельной древесины клёна (других твердых пород дерева), или из двух симметричных половинок.

1352790902_img_9912-copy (466x700, 41Kb)
3026527_orig (360x643, 181Kb)

Верхняя дека делается из резонансной ели.

1352858493_img_9864-copy (466x700, 36Kb)

Имеет два резонаторных отверстия — эфы (по форме они напоминают латинскую букву f).

0503_pm30_006 (700x478, 263Kb)

На середину верхней деки опирается подставка, на которую опираются струны, закреплённые на струнодержателе (подгрифке).

Подставка является опорой для струн со стороны корпуса и передает колебания от них на деки, на верхнюю — непосредственно, на нижнюю — через душку. Поэтому позиция подставки влияет на тембр инструмента. Экспериментально установлено, что даже небольшой сдвиг подставки приводит к значительному изменению строя инструмента за счёт изменения мензуры и к некоторому изменению тембра — при сдвиге к подгрифку — звук глуше, от него — ярче. Подставка приподнимает струны над верхней декой на разную высоту для возможности игры на каждой из них смычком, распределяет их на большем расстоянии одну от другой на дуге большего радиуса, чем верхний порожек, так, чтобы при игре на одной струне смычок не цеплял бы соседние.

good-material-4-4-full-size-violin-fiddle-maple-fingerboard-steel-string-circle-style-bow-musical-instrument-for-kids-beginners-16364_2 (700x700, 136Kb)

Обечайки объединяют нижнюю и верхнюю деки, образуя боковую поверхность корпуса скрипки. Их высота определяет объём и тембр скрипки, принципиально влияя на качество звука: чем выше обечайки, тем звук глуше и мягче, чем ниже — тем пронзительнее и прозрачнее верхние ноты. Обечайки изготавливаются, как и деки, из древесины клёна.

26965tt (507x338, 146Kb)

Душка — круглая распорка из еловой древесины, механически объединяющая деки и передающая усилие натяжения струн и высокочастотные колебания на нижнюю деку. Идеальное её расположение находится экспериментально, как правило, конец душки расположен под ножкой подставки со стороны струны Ми, или рядом с ней. Душка переставляется только мастером, так как её малейшее передвижение значительно влияет на звучание инструмента.

SternObliqueBig (700x524, 190Kb)

Подгрифок, или струнодержатель, служит для крепления струн. Ранее изготавливался из твёрдых пород чёрного или красного дерева (обычно из эбенового дерева или палисандра соответственно). В настоящее время часто делается из пластмасс или лёгких сплавов. С одной стороны у подгрифка имеется петля, с другой — четыре отверстия шлицами для крепления струн. Конец струны с пуговкой продевается в круглое отверстие, после чего натяжением струны в сторону грифа она вжимается в шлиц. В настоящее время в отверстия подгрифка часто устанавливаются рычажно-винтовые машинки, значительно облегчающие настройку.

Пуговка — шляпка деревянного колка, вставляемого в отверстие в корпусе, находящееся с противоположной грифу стороны, служит для крепления подгрифка. Клин вставляется в коническое отверстие, соответствующее ему по размерам и форме, полностью и плотно, иначе возможно растрескивание клоца и обечайки. Нагрузка на пуговку очень высока, порядка 24 кг.

CR_VN_Guarneri_Prem_onviolin_r-large (700x410, 62Kb)

Гриф

Гриф скрипки — длинная дощечка из цельного твёрдого дерева (чёрного эбенового дерева или палисандра), изогнутая в сечении так, чтобы при игре на одной струне смычок не цеплял бы соседние струны. Нижняя часть грифа приклеена к шейке, которая переходит в головку, состоящую из колковой коробки и завитка.

grif-scripki (500x220, 19Kb)

Порожек — пластинка из чёрного дерева, расположенная между грифом и головкой, с прорезями для струн. Прорези в порожке распределяют струны на равном расстоянии друг от друга и обеспечивают зазор между струнами и грифом.

2f2e59a004bd12020cdb8dd7a66f4ddb (700x318, 121Kb)

Шейка — полукруглая деталь, которую охватывает рукой исполнитель во время игры, конструктивно объединяет корпус скрипки, гриф и головку. Гриф с порожком крепится к шейке сверху.

violinist (640x427, 91Kb)

dekkercent1207_main_246 (700x478, 44Kb)

Колковая коробка — часть шейки, в которой фронтально сделана прорезь, с двух сторон вставлены две пары колков, с помощью которых производится настройка струн. Колки представляют собой конусные стержни. Стержень вставляется в конусное отверстие в колковой коробке и подгоняется к нему — невыполнение этого условия может привести к разрушению конструкции. Для более тугого или плавного вращения колки при вращении соответственно немного вдавливаются или вытягиваются из коробки, а для плавного вращения должны быть смазаны притирочной пастой. Колки не должны сильно выступать из колковой коробки. Колки обычно делаются из чёрного дерева и часто украшаются перламутровой или металлической (серебряной, золотой) инкрустацией.

musique-classique-83156 (700x466, 133Kb)

Завиток всегда служил чем-то вроде фирменного клейма — свидетельства о вкусе и мастерстве создателя. Некоторые мастера заменяли завиток скульптурой, как у виол — резной головой льва, например, как это делал Джованни Паоло Маджини (1580—1632). Мастера XIX века, удлиняя гриф старинных скрипок, стремились сохранить головку и завиток как привилегированное «свидетельство о рождении».

KrulStainer1651 (700x466, 46Kb)

Играют на скрипке смычком, основу которого составляет деревянная трость, переходящая с одной стороны в головку, с другой прикрепляется колодка. Между головкой и колодкой натягивается волос из конского хвоста. Волос имеет кератиновые чешуйки, между которыми при натирании импрегнируется (пропитывается) канифоль, она позволяет волосу цеплять струну и извлекать звук.

185860 (604x390, 23Kb)

О том, как правильно владеть смычком, держать скрипку, извлекать звук и т.д. как-нибудь в другой раз. А теперь просто необходимо отдохнуть и послушать как же скрипка звучит ))

Слушать и играть музыку души

Часто задают вопрос – как скрипачи находят правильные ноты на скрипке без ладов?

Действительно, вопрос скрипичной интонации или «чистых нот» на скрипке стоит достаточно остро не только для начинающих скрипачей. Малейшее изменение угла подушечки пальца приводит к повышению или понижению звука, и это часто бывает проблемой чистой игры на скрипке.

В интернете можно увидеть наклейки на скрипичный гриф, которые помогают найти ноты, такие наклейки использует методика Сузуки для совсем маленьких учеников, которые начинают играть на скрипке в 2-4 года.

С профессиональной точки зрения такие наклейки – зло, это костыль, ходунки, которые поддерживают начинающего скрипача, имитируют его способность находить ноты вместо того, чтобы действительно научить его делать это правильно.

Начальный этап обучения на скрипке не прост, можно сказать, что скрипка – один из самых сложных музыкальных инструментов для начинающих.

Но сложно – это не значит невозможно! Это значит, что учиться нужно последовательно и терпеливо, тогда скрипичное развитие будет качественным и принесет радость и удовлетворение и музыканту, и его слушателям.

Итак, что же предлагает классическая скрипичная школа относительно чистой скрипичной интонации?

Есть две важнейшие составляющие:

  • развитие слуха, которое достигается через чистое пение нотами, сольфеджирование
  • правильная свободная постановка рук

В мозгу музыканта заранее формируется звуковысотный сигнал, который через свободную цепочку мышц и суставов руки передается в подушечку пальца, играющую ноту. Это называется предслышанием.

Зажатости в разных частях руки отрицательно влияют на чистоту интонирования, они блокируют сигналы мозга о правильном звучании, особенно это проявляется в быстрых темпах.

Параллельно с предслышанием музыкант мысленно представляет правильное расположение всех 4 играющих пальцев левой руки, схему постановки пальцев.

Да, «табы для скрипки» существуют, но они находятся только в голове скрипача. В скрипичных нотах, за исключением учебников для самых начинающих, вроде «Юного скрипача», не обозначается расположение пальцев, пишутся только их номера, что часто путает неопытных музыкантов, приводя к фальшивой игре.

Вот три первые главные аппликатуры (табулатуры) для скрипки, которые применяются от всех нот, во всех позициях и на всех струнах.

Скрипка

Устройство скрипки

Струнный смычковый инструмент имеет узнаваемую конструкцию, состоит из корпуса, грифа и четырех струн. Скрипка устроена довольно сложно. Чтобы она могла звучать, подобно «человеческому голосу», передавать мысли и настроение композитора, вызывать эмоции у слушателя, важны все детали скрипки.

Устройство скрипки

Корпус

Характер звучания зависит от величины устройства и качества древесины. Обычно используется ель, которая лучше резонирует и проводит вибрацию струн, чем клен. Состоит из двух дек – задней и передней, соединенных между собой полосой древесины, названной обечайкой. В качестве резонаторных отверстий на верхней деке вырезаются два проема в виде латинской буквы «f», их называют эфами. Форма корпуса напоминает трапецию, верхняя и нижняя грань которой округлена, а в середине сужена. Талия и округлости создают удобство для скрипача во время игры.

На силу звука и тембр влияют толщина древесины, высота обечайки. Чем больше эти показатели, тем звучание ниже, чем меньше – тем звонче «поет» инструмент. Характер звучания определяют и другие детали корпуса:

  • душка – еще одна деревянная деталь. Она передает высокочастотное звучание на нижнюю деку, очень важно правильно установить ее, чтобы не испортить звучание, поэтому этим занимается только мастер-настройщик.
  • уголки – служат для определения положения смычка.
  • струнодержатель – состоит из петли и отверстий по количеству струн, служит для их крепления.
  • петля – является частью подгрифка, изготавливается из проволоки или части струны.
  • пуговка – плотно вставленная в отверстие в нижней части корпуса, удерживает подгрифок.

Еще одна важная деталь скрипки – подставка. Это не закрепленная часть приподнимает струны над грифом. Малейшее изменение положения подставки приводит к изменению строя инструмента. Корпус покрывают лаком, за счет которого скрипка получает элегантный, прозрачный золотистый или коричневый цвет. Лаковое покрытие на характеристики звучания не влияют.

Скрипка в руках

Еще одна деталь, сделанная из дерева. Представляет собой пластину из дерева, которая крепится к корпусу. Гриф имеет головку и шейку. В отличие от других струнных, он не имеет накладки ладов, поэтому музыканту нужно точно знать, где находится определенная нота. В месте перехода грифа в головку накладывается порожек, фиксирующий и приподнимающий струны.

Еще одно отличие от группы струнных – колки колковой коробки, не имеющие шестерней, как, например, у гитары. Они просто вставляются в корпус коробки и фиксируются натяжением струн.

Самая эффектная часть музыкального инструмента – шейка, за которую скрипач удерживает скрипку. Она может выглядеть просто, как отогнутый конец грифа. Нередко бывает в форме головы какого-нибудь животного. Такая шейка будет являться настоящим украшением «королевы музыки».

Музыкальный инструмент скрипка

Струны

История происхождения скрипки

Возникновению «королевы музыки» предшествовало появление различных струнных щипковых. Изобрести инструмент по разным данным могли Гаспаро да Сало и Андреа Амати. Древнейшие подобия скрипки были у разных народов. Ученые считают, что ее предшественниками могли стать ребаб, фидель, кротта. Но главный предок – виола, которая была очень распространенным аристократическим инструментом в средневековой Европе.

XVI век ознаменовался разделением двух основных струнных смычковых. В аристократических семьях играли на виолончели, а на улицах звучала скрипка. Эти два представителя одного семейства имели главное различие в звучании. Первый издавал низкий, тихий звук, подходил для раздумий, второй – визжащий, резки, под который простолюдины любили танцевать. Русское название происходит от слова «скрыпати», которое может относиться к старо-славянской группе.

Старинная скрипка

Разница между виолончелью и скрипкой еще и в разных размерах. Первый массивный устанавливали на полу, а второй можно было везде носить с собой и играть, удерживая в руках. Конкуренция между двумя инструментами привела к победе «королевы музыки». Кто первый ее изобретатель установить трудно. Но история скрипки помнит имена таких знаменитых мастеров, как Николо Амати, Антонио Страдивари, Джузеппе Гварнери. Также известно, что родная страна инструмента – Италия. Точный год, когда могли придумать первую скрипку, не определен.

В большинстве стран Европы инструмент обрел огромную популярность в 18 веке. Он стал звучать в оркестрах, его использовали в своих произведениях Никола Маттейс, Джузеппе Торелли, Джузеппе Тартини. На родине величайших мастеров появились различные виды скрипок.

Техника игры и звукоизвлечения

Игра происходит при помощи смычка, который скрипач держит правой рукой. От того, как он водится, зависит тембр, сила, характер звука. Левой рукой музыкант удерживает инструмент, четыре пальца зажимают струны. Большой палец в аппликатуре не участвует. Зажимая струну, музыкант повышает высоту звука.

Скрипка позволяет использовать в музыке большое количество штрихов, проводя по струнам «волнами» или ударяя по ним коротким ударом смычка, двигаясь им короткими отрывистыми движениями или меняя длину затухания.

Игра на скрипке

Какие бывают скрипки

Несмотря на общепринятые стандарты, существует несколько видов инструмента, которые отличаются по размерам, акустическим свойствам, методу изготовления. Дополнительные части скрипки могут быть признаком того, что устройство имеет определенные свойства. Например, для сольных выступлений могут использоваться экземпляры, оснащенные звукоснимателями. На такой электроскрипке любила играть Ванесса Мэй.

По методу изготовления

Это могут быть три категории, которые принято называть по способу производства:

  • мастеровые – редкие экземпляры, которые изготавливаются под определенного скрипача, передается из поколения в поколение;
  • заводские – обычно инструменты для обучения в музыкальной школе, особой ценности не имеют;
  • фабричные – раритетные устройства, обычно имеют гравировку фабрики-производителя.

Интересный факт: самой дорого признана скрипка работы Гварнери. В 2010 году ее продали за 18 миллионов долларов.

Родственные инструменты

По размеру

С момента начала обучения игре и в процессе профессиональной деятельности скрипач может поменять не один инструмент. Это зависит от того, что человек растет, меняется длина руки, кисти. Взрослые музыканты обычно играют на скрипке 4/4 «четыре четверти». Вес и размеры скрипок для взрослых – 300-400 г, 60 см.

Могут существовать и другие виды по размеру. Самые маленькие – это «шестнадцатая», «восьмушка» и «четвертинка». На них учатся музицировать дети в возрасте трех лет. В средних и старших классах используются 1/2 («половинка») и 3/4 (трехчетвертная).

Отдельного внимания заслуживает альт. Его легко перепутать с «королевой музыки», решив, что это просто большая скрипка, ведь альт отличается от нее размером. Но у «большого брата» отличается и звучание – оно на квинту ниже. Другое и написание партитур, они обозначаются альтовым ключом.

Отличие скрипки от альта

Знаменитые скрипачи

Происхождение скрипки и внедрение ее в академическую музыку произошло в эпоху барокко. В 17 веке известнейшим скрипачом был Антонио Вивальди. Сегодня его «Времена года» входят в большинство концертов на самых разных сценах мира.

В 18 веке появились свои виртуозы. Европейцы восхищались мастерством Джованни Баттиста Виотти, а среди русских исполнителей первой знаменитостью стал Иван Хандошкин.

Среди известнейших скрипачей музыканты и композиторы разных времен: Николо Паганини, Генрик Венявский, Леонид Коган, Ванесса Мэй, Вадим Репин. Им удавалось создать уникальный музыкальный текст для скрипки, наполненный эмоцией и душевными переживаниями.

Читайте также: