Маркировка цепи мотоцикла иж

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

ПЕРЕДАЧА НА ЗАДНЕЕ КОЛЕСО МОТОЦИКЛА «ИЖ»

Передача на заднее колесо — заключительная часть силовой цепочки, замыкающее звено трансмиссии. Крутящий момент, «пропутешествовав» через сцепление и коробку пере- дач, претерпев многократные изменения, оказался выведенным на ведущую звездочку вторичного вала КП.

Остается еще раз изменить его величину и передать непосредственно на ведущее колесо — для этого и предназначена задняя передача, как ее часто называют для простоты. Передача эта цепная. На всех мотоциклах «ИЖ», начиная с «ИЖ-49», применяется однорядная роликовая цепь с шагом 15,875 мм. Ведомая звездочка на заднем колесе также имеет одно и то же количество зубьев: 42. А вот ведущая звездочка на разных моделях имела разное количество зубьев: от 15 до 19. Соответственно, и передаточное число задней передачи было разным и колебалось от 2 21 до 2,8.

Все эти данные сведены в таблицу. Для повышения долговечности передача закрыта кожухом с резиновыми гофрированными чехлами. В процессе эксплуатации необходимо время от времени закладывать в эти чехлы смазку и проверять натяжение цепи: суммарная величина прогиба нижней ветви цепи должна находиться в пределах 20—30 мм.

Если прогиб будет слишком мал — начнут разрушаться ролики цепи и втулки вторичного вала; если велик — цепь станет «шуметь» и портить направляющие пат - рубки. Регулируется натяжение цепи перемещением заднего колеса по перьям маятниковой вилки. При этом нужно стремиться правую и левую растяжки перемещать на равные расстояния, чтобы не перекосить колесо.

Когда запас резьбы на растяжках будет исчерпан, цепь можно укоротить на 2 звена,— но не более, поскольку при большей вытяжке уже ощутимо изменится шаг цепи и начнется активный износ звездочек. После регулировки цепи не забудьте проверить и отрегулировать ход педали ножного тормоза.

Через каждые 2—3 тыс. км цепь рекомендуется промывать (бензином, керосином) и смазывать графитовой смазкой или проваривать в солидоле с графитом. И, наконец, последнее напоминание: не забудьте, что защелка замка цепи должна стоять разрезом назад по ходу движения.

(Источник журнал Мото)

Передача на заднее колесо

Передача на заднее колесо

1 — пробка; 1 — корпус кожуха; 3 — звено цепи; 4 — звездочка ведомая; 5 — цепь; б — крышка кожуха; 7 — гайка М7; 8 — растяжка; 9 — хомутик чехла цепи; 10 — чехлы цепи; 11 — хомутик

Размеры цепей


При подборе цепи для вашего мотоцикла следует руководствоваться следующими параметрами: тип (размер) цепи и длина цепи (количество звеньев).

Длина цепи может варьироваться даже на одной модели мотоциклов, в зависимости от того, с каким количеством зубьев установлены ведущая и ведомая звезды. В каталогах информация по звездам и количеству звеньев обычно приводится для стандартного заводского варианта передаточного отношения.
Число звеньев в маркировке цепи соответствует числу роликов цепи.

Как правило, на цепи, установленной на мотоцикл на заводе, замок отсутствует и все звенья склепаны одинаково. Это делается с целью повышения надежности. В случае с цепями, поставляемыми как запчасти может быть два варианта: как с соединительным звеном под расклепку, так и с разъемным замком. Безусловно, правильно склепанная цепь без замка будет предпочтительнее во всех смыслах, нежели замковая. Однако потребует наличия специального приспособления-выжимки для расклепки и “прямых рук”, либо обращения в сервис.

В зависимости от производителя, в маркировке мотоцепей могут встречаться дополнительные символы, означающие те или иные конструктивные особенности.

Именно от качества этого уплотнения зависит в большей степени срок службы цепи.
До сих пор можно встретить и цепи вообще без уплотнителей, например в профессиональном мотоспорте или на дешевых китайских мопедах и мотоциклах. Понятно, что срок службы таких цепей ограничен едва ли не одним гоночным уикендом или сезоном соответственно.

Кроме вышеуказанных параметров, производители цепей также предлагают различные варианты цветового оформления: мотоцепь может быть стандартной черной, никелированной, с позолоченными частично или полностью звеньями или цветной.

Некоторые производители, как правило именитые и являющиеся ведущими в разработке новых технологий в этой отрасли, могут предлагать и еще какие-то свои ноу-хау в цепях, превосходящие стандартные по прочности и долговечности, тем или иным образом отражая это в маркировке.

Цепь иж планета 5

Цепи имеют следующие основные размеры: шаг — 1 5,875 мм; ширина между внутренними пластинами — 965 мм; наружный диаметр ролика — 10,16 мм; ширина по выступам соединительного звена — 24 мм.

Цепи главной передачи мотоциклов марки «ИЖ» содержат по 104 звена, включая и соединительное. Длина новой цепи составляет 1651 мм, в процессе эксплуатации мотоцикла допускается увеличение длины цепи до 1700,5 мм.


Цепь моторной передачи заменяем при ее чрезмерном износе. Допустимый износ выражается в провисании одной из ветвей цепи при натянутой другой ветви. Если цепь провисает более чем на 14 мм, она подлежит замене. Если же установленная новая цепь провисает более чем на 7 мм, рекомендуется заменить ведущую звездочку и барабан сцепления.

В запасных частях может встретиться также более узкая цепь, с соответствующими звездочкой и барабаном, предназначенная для "Планеты 4" и более ранних моделей. В принципе эти детали подходят и к "Планете 5", но, разумеется, только в комплекте. Ресурс "узкой" передачи заметно ниже.

Снятие и разборка

1. Для снятия цепи устанавливаем мотоцикл на центральную подставку и включаем четвертую передачу.

2. Сливаем масло из силового агрегата. При ремонте в пути можно, не сливая масла, положить мотоцикл на правый бок, сняв топливный бак или слив топливо (если бак полон).

3. Снимаем левую крышку картера и глубиномером штангенциркуля, приложив линейку, измеряем провисание ветви цепи.

Принимаем решение о замене цепи. В таком случае:

4. Вынимаем диски из барабана сцепления, как описано выше.

5. Вынимаем толкатель сцепления из первичного вала коробки передач.

7. Снимаем гайку с контровочной шайбой.

8. Большой отверткой или зубилом распрямляем контровочную шайбу болта крепления звездочки коленчатого вала.

10. Вынимаем болт вместе с шайбой.

11. Снимаем моторную передачу в сборе.

12. Аккуратно снимаем цепь со звездочек, вынимаем внутренний барабан сцепления из наружного.

13. Снимаем втулку и шайбы с первичного вала коробки передач.

14. Из паза коленчатого вала извлекаем шпонку.

15. Снимаем с коленчатого вала две волнистые фасонные шайбы.

16. Отверткой поддеваем пружинное кольцо храпового механизма.

17. Снимаем кольцо, шайбу и пружину.

18. Снимаем зубчатку.

19. Подходящей торцовой толовкой, легкими ударами выбиваем шариковый подшипник барабана сцепления.

20. Вынимаем подшипник.

21. Промываем все снятые детали в керосине или уайт-спирите и осматриваем их.

22. На наружном барабане сцепления не должно наблюдаться трещин и сильного износа пазов.

Шариковый подшипник барабана сцепления должен вращаться плавно. без шума и заеданий. Заметного люфта не должно быть.

Изношенные и поврежденные детали заменяем.

Установка и сборка

Устанавливаем все детали в обратной последовательности, при этом смазанный моторным маслом подшипник запрессовываем в барабан легкими ударами по наружному кольцу через проставку (инструментальную головку).

Болт звездочки и гайку барабана затягиваем рекомендуемым моментом. Не забываем законтрить болт отгибной шайбой!

После сборки передачи, пока крышка картера еще не закрыта проворачиваем моторную передачу за заднее колесо, проверяя правильность сборки. Для облегчения вращения коленчатого вала открываем клапан декомпрессора. Цепь должна обкатываться по звездочкам плавно, без щелчков и рывков.

Установив крышку, заливаем масло в картер, если оно сливалось.


Карданщики идут мимо!

Как мы знаем, при маркировке цепей для мотоциклов соблюдаются определенные правила, что позволяет подобрать замену цепи в зависимости от шага цепи и ширины ролика. Мы уже говорили о том, что в маркировке 525-й цепи 5хх — это шаг цепи, а х25 — это ширина ролика, и знаем, как рассчитывать длину шага цепи и ширину ролика в миллиметрах по «правилу восьмерки».

Приведу размеры цепей для той техники, которая еще гордо бороздит просторы родины, несмотря на то, что была выпущена 30, 40, а то и 50 лет назад:

На мопедах «Карпаты», «Дельта», «Верховина» используются цепи ПР-12,7-18,2-1 на 112 звеньев включая ключевое звено.
На «Восходах», «Минсках» используется цепь ПР-12,7-18,2 а 112 звеньев включая ключевое звено. На мотоцикле ЗИД «Сова-175» — та же цепь, но с количеством звеньев в 122 звена.
Мотороллер «Муравей», старые «Явы» и «Чезеты» используют цепь ПР-12,7-18,2 на 128 звеньев.
На ИЖах («Юпитер», «Планета») стоит уже более серьезная цепь ПР15,875-23-1 на 104 звена.

Цепь ПР15,875-23-1 имеет шаг 15,875 миллиметров и является аналогом 520-й цепи.

Цепь ПР-12,7-18,2-1 имеет слишком узкую ширину ролика, так что не имеет никаких зарубежных аналогов.

Вот так примерно.

Читайте также: