Метод сузуки для фортепиано

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Освоить скрипку и фортепиано в 3-4 года? Особая методика Судзуки

«Абсолютно в каждом маленьком ребенке заложен огромный потенциал» – так считал Синъити Судзуки, японский музыкальный педагог и скрипач. Своей преподавательской деятельностью он доказал, что музыкальный дар не врожденный талант, а способность, которую можно развить в специальной школе Судзуки. Таких школ тысячи по всей Европе, и с 2014 года они официально начали функционировать в России. На чем же основана методика и в каком возрасте отдавать ребенка на обучение?

Девочка играет на пианино

Суть методики

Удивительное зрелище – дети 3-4 лет, играющие на скрипке и фортепиано. Методика Судзуки уникальна, благодаря ей малыши в самом юном возрасте демонстрируют развитый музыкальный слух, ловкость в обращении с инструментом, и уже выступают на концертах. Главной особенностью является обучение без нот. Большое внимание отводится постановке рук, правильному звучанию и интонации, законченности музыкальных фраз. Ребенок начинает играть значительно раньше, чем осваивает ноты. Обучение чтению нот начинается после овладения инструментом и усвоением обширного репертуара.

Синъити Судзуки назвал свой подход к обучению «методом родного языка». Он выдвинул идею, что раз ребенок может освоить язык своих родных (каким бы сложным он ни был), то и с музыкой не возникнет проблем. Нужно лишь создать благоприятные условия:

  1. Начать обучение как можно раньше.
  2. Постоянно слушать изучаемый репертуар.
  3. Обучаться игре на инструментах еще до чтения нот.
  4. Использовать единый репертуар во всех школах Судзуки.
  5. Перенимать опыт друг у друга (родителей, учителей, сверстников).
  6. Создать благотворную социальную среду – посещать групповые занятия, концерты, выступления, ездить в летние музыкальные лагеря.
  7. Вовлечь родителей, чтобы они могли наставлять ребенка за пределами класса.
  8. Заниматься музыкой ежедневно и систематически.
  9. Ответственно подойти к выбору педагога.
  10. Взращивать ребенка с любовью – не только раскрывать и развивать таланты, но и прививать доброту, благородство и чуткость.

В России применяется методика Судзуки для фортепиано, скрипки. Видео о том, как проходит занятие:

В школах Европы есть классы альта, виолончели, контрабаса, фортепиано, арфы, флейты, классической гитары. Обычно первый год дети посещают общие занятия, где знакомятся с разными инструментами, чтобы в дальнейшем выбрать направление уже осознанно.

Судзуки Синъити и его ученики играют на скрипках

История

Судзуки Синъити (Синити, Шиничи) стал первым, кто предположил, что ребенок 3-4 лет способен ловко обращаться с музыкальным инструментом. Основу его методики составляют вовсе не научные исследования в области детской психологии или контролируемые эксперименты, а собственный опыт. Синити родился в многодетной семье из 12 детей в 1898 году в Нагое. Его отцу принадлежала фабрика по производству скрипок. Занимаясь семейным делом, мальчик впервые воспылал любовью к музыке в 17 лет, когда услышал игру скрипача Миши Эльмана. А после…самостоятельно научился играть на инструменте.

Справедливости ради, Шиничи Судзуки с 22 до 29 лет учился в Королевской академической высшей школе музыки в Берлине, и с отличием ее окончил. Дальше он вернулся в Токио и занимался преподавательской деятельностью и параллельно играл в струнном квартете со своими братьями. Однако созданию собственного метода для Судзуки положила начало Вторая мировая война, когда музыканту пришлось зарабатывать на крошку хлеба, обучая детей-сирот. Одному из его учеников было 3,5 года. Тогда-то Синити и решил обучать малышей по принципу усвоения родного языка. Его идеи получили широкое распространение и применяются последователями по сей день.

Дети со скрипками

Когда начинать обучение?

Сам Судзуки рекомендовал возраст для начала занятий 2-4 года. В этот период происходит активное усвоение речи, особенностей звучания, музыки. Ребенок внимательно слушает все, что происходит вокруг него, и пробует воспроизвести.

Что касается условий принятия в школах Судзуки, то в Америке на обучение берут детей возрастом 2-3 года, а в Европе – 3-4 лет. На первых порах уроки по специальности коллективные. Дети поочередно исполняют небольшие отрывки и заодно смотрят и слушают, как играют другие. В столь юном возрасте малышам еще сложно выдержать взрослое занятие длиной в 40 минут. Индивидуальные занятия вводятся постепенно.

Выступление учеников школы Судзуки

Мифы и правда

В России мнение о методе Судзуки неоднозначно. Его критикуют именитые музыкальные педагоги, настаивая на непрофессионализме такого подхода к обучению. Но насколько справедливы эти упреки, или, может быть, в них есть разумное зерно? Итак, распространенные мифы и правда:

  • Миф №1: «Метод Судзуки на скрипке или любом другом инструменте непрофессиональный». На самом деле это правда. Целью обучения в школе является развитие музыкальности, а не подготовка профессионалов. Но, справедливости ради, только 10% детей впоследствии выбирают музыку в качестве специальности. Школа Судзуки дает отличную подготовку, развивает музыкальное восприятие и помогает освоить инструмент. На практике такие дети оказываются гораздо развитее, чем сверстники, обучающиеся по классической методике с зубрением нот, обязательными экзаменами и отбором «непригодных». А если маленький ученик школы Судзуки увидит свое призвание в музыке, то он всегда сможет (причем с легкостью) поступить в музыкальное училище.
  • Миф №2: «Школы Судзуки распространены по всему миру, в том числе в РФ». К большому сожалению, для России характерно завлекать на занятия, используя модные, широко известные названия и имена. Причем либо за основу берется совсем другая методика, либо же хромает качество преподавания. Специальные школы состоят в Ассоциации Судзуки «Воспитание талантов», а сертифицированные педагоги перечислены по именам (список опубликован на официальном сайте).
  • Миф №3: «Каждый музыкальный преподаватель может начать обучать детей по методике Судзуки». Нет, это не так. Чтобы преподавать, нужно не только иметь диплом на уровне консерватории или музыкального училища, но и пройти прослушивание на исполнительский уровень и обучиться. Полный курс обучения длительный и составляет 5 лет. Каждый год педагог сдает экзамен, где ему присваивается уровень от 1-го до 3-го. Открыть свою школу Судзуки можно только имея высший уровень, то есть, третий.
  • Миф №4: «По принципу Судзуки можно обучаться только в специализированной школе». Совершенно верно. Однако некоторые его идеи можно успешно использовать в домашних условиях. Ежедневно включать ребенку хорошую классическую музыку. Учиться играть на детских инструментах (ксилофон, барабан), добиваясь идеального звучания. Взять уроки скрипки или фортепиано. Музицировать вместе с ребенком или пригласить других детей.

Занятия музыкой всесторонне развивают ребенка. Они улучшают способности к математике, речь, активизируют мыслительные процессы, тренируют интуицию, память. Альберт Эйнштейн однажды сказал, что идея, приведшая к революционному открытию в мире физики, цитата: «Пришла ко мне интуитивно, под действием музыки, мое открытие есть не что иное, как результат музыкального восприятия». Обучение музыке не являлось главной целью Судзуки. Синити делал акцент на воспитании в малышах чуткости, благородства. Он хотел, чтобы, став взрослыми, они стремились к гармонии и красоте во всех сферах свой жизни.

За раннее развитие ребёнка

По правде говоря, мне еще не разу не приходилось услышать в России положительного отзыва о методе Судзуки. Критик много, и исходят они частенько от самых авторитетных педагогов и музыкальных преподавателей. Чаще всего метод упрекают в том, что он не готовит профессионалов (можно подумать, все, кто ходят в музыкальную школу, становятся профессионалами. ), что он только слегка развивает музыкальные способности детей (а не в этом ли цель занятий музыкой с детьми. ), что потом при смене школы трудно переучивать (трудно переучивать даже при смене педагога в одной и той же музыкальной школе) и т.д…. Ну что ж, в конце концов, авторитетам виднее. Но есть в этих критиках одно, что настораживает.

Исходят они, как правило, от людей, которые, несмотря на весь их профессионализм и исполнительское мастерство, о методе ничего особенно не знают, сами по нему никогда не работали. И тут в душу закрадывается первое сомнение: а не идет ли все это от нашей всем известной национальной гордыни — "НАШЕ ЛУЧШЕ!", зачем нам японско-американские методики… Особенно на фоне отсутствия реальной информации о методе.

Все это привело меня к мысли, что неплохо было бы подробнее познакомиться с этим "зверем"… Первое, что бросается в глаза при ближайшем рассмотрении, что метод Судзуки вовсе не находится в противоречии с другими методами, и может быть использован в дополнении к ним, так как метод Судзуки — это больше философия и практический метод, чем исполнительская школа, о чем школы Судзуки активно и заявляют. В чем же ее основная отличительная особенность? В основе метода — подход к музыкальному обучению как к обучению человеческому слову. Задумайтесь на секунду: как ребенок учится говорить? Он слышит вокруг звучащую речь и по имитации начинает произносить сначала слоги, потом слова, а затем и фразы. При этом родители проявляют терпение и доброжелательность к малышу, хвалят его за малейшие успехи. Что же случится, если мы не будем разговаривать с ребенком или сначала попытаемся проверить, а есть ли у него способности для обучения говорению (то, что мы делаем при обучении музыке)? Ребенок, выросший в условиях отсутствия речи, останется немым. Тот же принцип, что мы используем при обучении устной речи, по мысли Судзуки, должен лежать и в обучении музыке. Ребенок с рождения должен быть окружен музыкой. И должен учиться исполнять музыку по имитации. Поэтому совершенно необходимо с самого рождения окружить ребенка звучащей музыкой.

Произведения, которые он разучивает, должны прослушиваться несколько раз в день. Из принципа "играть как говорить" вытекает и второй подход кобучению: начальный этап без нот. Ребенок сначала учится говорить и только потом читать. Так и в методе Судзуки: первые произведения выучиваются по слуху при помощи педагога, и только за тем объясняются ноты. Причем с самых первых уроков обращается особое внимание на правильное положение за инструментом и на качество звука. Неважно, играет ли ваш ребенок первые пьесы, сложные произведения или просто ноту "до" - качество производимого звука и выразительность исполнения должно стоять на первом месте. Далее, как любой здоровый ребенок может научиться говорить, так и любой здоровый ребенок (да и не только здоровый, некоторые школы Судзуки открыли группы для детей Даун) при соответствующем обучении может научиться хорошо играть.

Кто находится рядом с ребенком при обучению речи? Любящие родители. Так должно быть и при обучении музыки. Родители в школах Судзуки обязано присутствовать на уроках и выучивать произведения, исполняемые детьми. На родителях лежит все домашнее разучивание произведения.


  • Когда можно начинать обучение музыке по методу Судзуки? — В Америке рекомендуют с 2-2,5 лет. В Европе — с 3-4.
  • Для каких музыкальных инструментов разработан метод Судзуки? — Изначально — для скрипки. Сейчас уже имеются методики для фортепьяно, скрипки, альта, виолончели, флейты, гитары. Ограничения по инструментам связано с наличием или отсутствием высококачественных инструментов детских размеров.
  • Как организована школа Судзуки? — Обычно первый год дети посещают группу общей музыкальной подготовки. Там они учатся петь мелодии музыкальных произведений, которые будут выучены позже, на уроках по специальности. Будут освоены различные традиционные "детские" инструменты (бубен, барабан, ксилофон). Дети ознакомятся с различными музыкальными инструментами, чтобы в конце года сделать сознательный выбор специальности. Все эти уроки проводятся при активном участии родителей. Многие школы первые 2-3 месяца проводят курсы инструмента для родителей так, чтобы те смогли в будущем помогать ребенку в занятиях дома.
  • Как построен урок по специальности? — Урок по специальности особенно на начальных этапах коллективный. Это вызвано тем, что маленькие дети (2-4 лет) не способны выдержать взрослый урок длительностью в 30-45 минут. Дети учатся наблюдать за игрой других, черпать полезное из комментариев учителя. По очереди дети исполняют свои отрывки. Чем старше возраст детей, тем больше времени уделяется индивидуальным занятиям параллельно с работой в оркестре.
  • По какому принципу выбран репертуар Судзуки? — Для школ Судзуки существуют специальные сборники по инструментам. Которые можно приобрести по интернету из Америки (стоимость одного сборника около 8 долларов). В данные сборники включены известные произведения композиторов разных стран. Однако обязательность репертуара вызвана не столько убеждением, что предлагаемые произведения являются единственными достойными для изучения, сколько (помните?) принципом коллективности исполнения. Школы Судзуки проводят слеты, концерты, летние лагеря, где 10, 50, 100, 1000 маленьких детей из разных стран исполняют вместе одно произведение. Это возможно только благодаря единому репертуару школ Судзуки во всем мире. Следует отметить, что в старших классах кроме обязательных произведений дети (вместе с педагогом) могут выбрать несколько произведений по своему вкусу.
  • Сколько лет длится обучение? — В среднем, школа Судзуки состоит из 7-8 классов и обучение заканчивается к 12-14 годам, что зависит от инструмента. В конце дети сдают экзамен перед международной комиссией, после чего вручается Диплом Судзуки. Затем дети. Как правило, поступают в традиционные учебные заведения (музыкальные училища, школы, консерватории и т.д.)
  • Где готовят преподавателей для школ Судзуки? — Во многих странах есть специальные школы при Ассоциациях Судзуки, готовящие преподавателей по методу Судзуки. Набор в эти школы проходит по конкурсу. Есть специальные курсы, проводимые по субботам-воскресеньям. Требования к будущему педагогу Судзуки: любовь к детям, работа не ради денег, а и ради музыки и детей, диплом на уровне музыкального училища или консерватории, желателен опыт работы с детьми и знание иностранных языков. Все претенденты проходят прослушивание, где проверяется их исполнительский уровень. Полный курс обучения для педагогов длится 5 лет. В конце каждого года проводится экзамен с присвоением уровня. Т.е. педагог, сдавший экзамен за первый год имеет первый уровень, за второй — второй и т.д. Только начиная с третьего уровня педагог имеет право открыть свою школу Судзуки . Ассоциации публикуют список педагогов, сдавших экзамены с указанием уровня, домашнего адреса и телефона. Вы можете написать любому педагогу и задать любой интересующий вас вопрос. И — поверьте моему личному опыту — вам любезно отвечают! В этих списках я никогда не встречала имен русских преподавателей, что заставляет меня думать, что некоторые педагоги русских школ Судзуки знают о методе Судзуки часто не больше, чем и описанные мной выше критики данного метода…
  • В чем преимущество метода Судзуки по мнению тех, кто его практикует (учеников и их родителей, преподавателей)? — Метод не отбирает, а развивает детей. Раннее начало дает определенные преимущества. Аналогичные раннему чтению, ранним занятиям математикой и т.д. При хорошей организации учебного процесса у детей не возникает кризиса после первых лет занятий инструментом (вспомните, сколько ваших друзей бросили музыкальную школу после 2-3 лет занятий, как только начались первые сложности). Дети любят уроки, им нравится музицировать вместе. По словам преподавателей одной из школ Судзуки в Италии, их ученики выиграли много международных исполнительских конкурсов.
  • Так как же о профессиональной непригодности метода? — Это чистая правда. Сам Судзуки заявлял, что цель его метода - это не подготовка профессиональных музыкантов, а развитие изначально заложенной природой в каждом ребенке музыкальности. Хотя многие ученики школ Судзуки стали в будущем профессионалами - настолько сильной стала их любовь к музыке. Школа Судзуки не готовит профессиональных музыкантов, и те, кто хотят ими стать, после ее окончания должен поступить в традиционную музыкальную школу (училище и т.д.). Часто при этом оказывается, что "непрофессионально" подготовленный ребенок в школе Судзуки намного более музыкально развит своего соученика, изначально учившегося по традиционным методикам.
  • Так вы нам настоятельно советуете записать ребенка в ближайшую школу Судзуки? — Если вы живете в Европе или Америке, я посоветовала бы найти по интернету список официальных школ и преподавателей и обратиться к ним. Если вы живете в России, при всей моей симпатии к методу, мой ответ — НЕТ. К сожалению, в России сейчас принято завлекать в школы и на курсы известными и модными именами, и часто качество обучения в таких школах не имеет ничего общего с методиками авторов, чьи имена носит такая школа. Если вашему ребенку 2-3 года, найдите ему хорошего педагога, умеющего работать с маленькими детьми. Постарайтесь морально поддерживать ребенка в его занятиях, а не понукать его за неудачи. Постарайтесь принимать активное участие в его музыкальной жизни и … прочитайте мои советы, приведенные ниже.

  • Во-первых, давать ребенку слушать как можно больше хорошей и разнообразной музыки. Музыка может звучать негромко как фон повседневной жизни. Например, вы просыпаетесь и ставите кассету (диск). Музыку выбирайте в зависимости от вашего настроения. Для спокойных занятий хорошо подходят Времена года Вивальди, симфонии Гайдна и Моцарта. Для поднятия духа - Бетховен или Славянские танцы Дворжака. Все зависит от ваших вкусов и имеющихся в доме записей. Если будете покупать диски - для начала советую предпочитать тип Избранные произведения" вместо "Полное собрание…" известных композиторов, так как обычно содержат самые известные и любимые произведения.
  • Во-вторых, ребенок должен прослушивать несколько раз в день произведения,которые разучивает (или будет разучивать в будущем). Найти записи некоторых произведений несложно (например, фортепьянных пьес Грига или Чайковского). Найти же записи других произведений зачастую просто невозможно. Попросите учителя вашего ребенка или знакомых, которые умеют играть (желательно на определенном уровне) записать вам кассету. В конце концов, можно это сделать за деньги, попросив какого-нибудь студента старших курсов консерватории. Для репертуара Судзуки такие кассеты продаются по интернету (см. список сайтов в конце статьи)
  • В-третьих, старайтесь присутствовать на всех уроках вашего ребенка, пытайтесь разобраться во всем материале, который он проходит, если совсем далеки от музыки, возьмите несколько частных уроков по инструменту, на котором учится играть ваш малыш. Читайте книги по музыке, ходите на концерты. Это вам поможет в занятиях с малышом дома.
  • В-четвертых, организация домашних занятий лежит на вас. Старайтесь заинтересовать малыша занятиями. Помните, что маленьким детям трудно концентрироваться на длительное время. Поэтому ежедневные занятия должны состоять не из одного занятия, которое длится полчаса-час, а из нескольких мини-уроков по 3-5 минут. Искренне хвалите малыша даже за самые незначительные успехи, старайтесь не раздражаться, если что-то не получается.
  • В-пятых, во время занятия (в классе и дома) основное внимание уделяется правильному положению за инструментом и извлечению красивого звука. Именно поэтому вы должны знать, как ребенок должен сидеть за инструментом или как должен держать его. На подготовительных этапах в школах Судзуки используются ненастоящие инструменты (например, деревянная скрипка без струн и настоящий смычок). Ставится кассета и ребенок изображает, что он играет. Аналогично, практикуется игра на фортепиано с закрытой крышкой (при имитации исполнения произведения можно напевать его или (если петь не умеете) ставите кассету с его записью).
  • В-шестых, метод подразумевает коллективное музицирование. Для этого или подружитесь с другими семьями, где есть музицирующий малыш, или играйте сами вместе с ребенком. Совместное музицирование имеет разные формы: пение + аккомпанемент (вы играете, малыш поет или наоборот), игра в 4 руки на фортепьяно, фортепьяно+скрипка (флейта….), две, три или даже 10 скрипок вместе. Совместное музицирование (особенно с маленькими детьми) может быть и на детских инструментах (ксилофон+барабан), бубен+пение и т.д.

Успехов вам и вашему малышу!

О методе Судзуки можно получить информацию на следующих сайтах:
Метод Судзуки в Америке
метод Судзуки в Европе, на всех европейских языках
Продажа книг и пособий по методу Судзуки, на английском языке

Posted on Sep. 29th, 2009 at 05:26 pm | Link | Leave a comment | Share | Flag

Гуманистическая методика Шиничи Сузуки.

Палеева Ольга Леонидовна

Одной из апробированных во многих странах является методика развития творческих способностей детей «Suzuki», которая получила своё название по имени своего создателя – японского скрипача, педагога Шиничи Сузуки.

Актуальность методики творческого развития детей не подвергается сомнению уже на протяжении нескольких десятилетий в различных сферах эстетической направленности (в основном музыкально-исполнительской деятельности). Его основополагающий постулат: «любой человек – носитель таланта, который лишь необходимо правильно развивать».

Некоторые аспекты гуманистической, прогрессивной методики будут приведены в данной работе.

Благодаря многолетнему опыту работы в музыкальной школе педагог Шиничи Сузуки пришел к выводу о том, что каждый, без исключения, ребенок талантлив от природы, и при создании благоприятных условий, способен освоить огромные пласты музыкальной культуры в довольно раннем возрасте.

В процессе работы в педагогической сфере Шиничи Сузуки высказал предположение о том, что ребенок усваивает музыкальную науку так же легко, как происходит усвоение родной речи. Мать, с момента появления ребенка на свет, дарит ему ласку и постоянно разговаривает с ним. Никто не ругает малыша за неправильно произнесенные слова, а каждый новый слог или слово вызывают умиление и похвалу родителей, которые таким образом побуждают чадо развиваться дальше.

Правильно организованный процесс музыкального обучения, установление психологического контакта, общение на едином (понятном ученику) языке, ведут к тому, что в довольно раннем возрасте многие дети могут успешно и, главное, осознанно исполнять «взрослую» музыкальную программу.

Ежедневные занятия музыкой приносят детям массу новых впечатлений, приучают к организованности, тактильной выносливости, точности воспроизведения звуковых образов. Естественно, нужна помощь педагога, который будет направлять первые шаги малыша.

Важным аспектом является система оценивания достижений ребенка. Сузуки настаивал на том, что оценка должна быть только позитивной, и в его школе были допустимы только такие, как «хорошо» или «ты – молодец, но можешь добиться большего…». Отрицательные оценки – не применялись, т. к. любой ребенок старается, как может, а результативность его усилий, по определению не может быть отрицательной.

Всеобщая любовь и поддержка родителей и педагога, искренняя заинтересованность в процессе воспитания личности, активное совместное слушание музыки, ежедневные пошаговые усилия, основанные на глубоком понимании психологической природы человека, приносят свои плоды.

Применение методики раннего эстетического развития с использованием в полном объеме методики «Suzuki», рассчитано на индивидуальное обучение и постоянное участие педагога. Влияние педагога распространяется не только на контроль качества домашних и классных занятий на инструменте, проверку их результативности, оно отличается комплексным подходом в деле воспитания творчески развитой личности.

Шиничи Сузуки за тридцать лет своей педагогической практики выработал определенную методику обучения детей игре на скрипке, но данная методика отличается именно своей универсальностью и, по праву, может быть применена в любом инструментальном классе .

Сузуки, как педагог – ученый, полагал, что музыкальное образование ребенка должно начинаться сразу после его рождения. Любые игровые действия ребенка необходимо сопровождать музыкальными фрагментами. Подобное слушание музыки не утомляет детей, и они с удовольствием воспринимают знакомые звуки, но данный процесс не должен быть безразличен родителям, т.к. именно они закладывают будущую модель поведения, привычку слушать лучшие образцы классической музыки.

Далее последователями, методика обучения «Suzuki», была доказана и проверена на практике педагогами по классу фортепиано. Она приобрела популярность во всем мире и с успехом используется в процессе музыкального обучения детей различных возрастных групп.

Данный аспект музыкального обучения является основой для передачи стиля эпохи, настроения, характера самого музыкального произведения, передачи замысла композитора. Методика «Suzuki» позволяет на самом первом этапе обучения применять технологии, аналогичные навыкам овладения иностранными языками с раннего возраста.

Прослушивание музыки, затем попытка повторить на инструменте что-либо подобное (импровизация на заданную тему без учета исходной тональности), исполнение ритмометрической структуры, похожей на прослушанный материал, исполнение миниатюр, на заданную тему в произвольном виде (музыкальная характеристика героев, явлений природы и т.д.)

Любое музыкальное произведение состоит из фраз со сходными речевыми интонациями. Обучение состоит из комплекса различных мероприятий, направленных на общее развитие ребенка, его скорость восприятия. Включение в процесс обучения новых цифровых технологий существенно разнообразят и ускоряют его.

Развитие творческих способностей учащихся происходит сразу по нескольким направлениям:

  • Развитие интеллекта
  • Исполнительские навыки
  • Концертная сценическая деятельность
  • Владение 2-3 инструментами
  • Сочинение, аранжировка муз. произведений
  • Ансамблевое музицирование с педагогом
  • Ансамблевое музицирование с другими учащимися.

На уроках учащиеся исполняют музыкальные произведения по сборнику«Suzuki» Школа игры на фортепиано (1-7 части).

Произведения данного сборника являются примером классической музыкальной культуры и, по требованию данной методики должны исполняться не выборочно, а подряд, без исключения.

Различная вариантность исполнения обеспечивает качественное звукоизвлечение на инструменте, овладение голосоведением, сходным с фразировкой в вокальных и скрипичных произведениях.

Варианты работы с произведением:

  1. Сольфеджирование
  2. Игра левой рукой + вокал верхней партии
  3. Игра правой рукой + вокал нижней партии
  4. Исполнение на скрипке (возможен любой сольный инструмент)
  5. Игра левой рукой (аккомпанемент солисту)
  6. Игра правой рукой (под аккомпанемент педагога)
  7. Исполнение произведения на ф-но двумя руками.

В каждом варианте исполнения единственным требованием является достижение певучего звука, логически построенной фразировки (помощь преподавателя заключается в точности указаний, построенных применительно к данной возрастной категории учащегося).

Идеальный вариант – владение учащимся несколькими инструментами, а эта методика требует заинтересованности и единства требований педагогов различной специальной направленности. В классе общего инструмента (ф-но) подобная методика наиболее удобна в работе с учащимися.

Важнейшие аспекты метода «Suzuki».

Принципы педагога Шиничи Сузуки:

  • Активное слушание музыки
  • Мотивация к занятиям музыкой
  • Повторение (накопление репертуара)
  • Пошаговый подход
  • Развитие музыкальной памяти
  • Единый язык общения с учащимся
  • Вовлечение родителей в процесс обучения
  • Любовь и поддержка педагога и родителей

Работа с учащимися младшей возрастной группы требует от преподавателя специфических знаний методики обучения на инструменте, умения выстроить правильные отношения с учащимися, основанные на полном доверии ( учитель – друг, учитель - помощник ).

Речь педагога должна быть выверена до мельчайших нюансов (сказочный сюжет, музыкальные образы, характеры героев).

Вместо обычных слов в педагогической практике: «Учи, занимайся…» и вопроса – «Почему ты не выучил?», более приемлемы фразы:

«Давай попробуем вместе…», «А может быть лучше так…?»

Необходимо проходить на каждом уроке заново вместе с учащимся все этапы работы над музыкальным произведением, учитывая, что каждая возрастная группа обладает своей мотивационной основой для занятий и личностными характеристиками.

Работа над звукоизвлечением не должна сводиться к постоянной отработке одного – двух звуков, одной фразы. Навык приобретения хорошего звукоизвлечения приходит неотделимо от общего развития учащегося, его творческой, личностной зрелости, опыта игры на инструменте, а нотно-музыкальная грамотность расширяется постепенно.

Одним из важнейших аспектов является концертное выступление, на котором один раз в 2-3 недели каждый учащийся должен выступить с музыкальным произведением и, что очень важно, в любом качестве (концертмейстер, солист - пианист, солист – инструменталист, вокалист) по собственному выбору.

На подобные концерты учащиеся сами записываются, при этом сами, без «давления» со стороны педагога решают как программу своего выступления, так и то, в каком качестве они будут выступать.

Качество исполнения муз. произведений не должно служить препятствием для участия в классных концертах.

Следует отметить, что обязательным требованием является:

  1. Исполнение произведения наизусть
  2. Исполнение всех повторений (репризы)
  3. Присутствие всех учащихся
  4. Возможное присутствие родителей
  5. Запись концертного выступления (видеотехника)

Можно и нужно устраивать тематические музыкальные вечера, оформлением которых являются творческие работы самих учащихся: рисунок, лепка, коллаж и т.д.

Нотная литература: «Suzuki» Школа игры на фортепиано (1-7 ч.)

В данном сборнике при составлении отдано предпочтение произведениям классического плана. Репертуарный список произведений в сборнике составлен по принципу удобства исполнения, как на фортепиано, так и на различных сольных инструментах (является единым).

«Suzuki» Школа игры на фортепиано (1-7 часть) отличается тем, что произведения в нем представлены по нарастающему, в техническом плане, уровню сложности:

  1. Небольшой диапазон в произведениях 1-2 части сборника
  2. Разнообразие ритмической структуры (использование различных метрических структур, синкопы, трели, морденты)
  3. Удобное расположение пьес (1-2 страницы, без переворота)
  4. Дополнение в виде указаний, упражнений, рекомендаций
  5. Удобные для исполнения на сольных инструментах тональности (полностью учтен данный фактор в сборнике).

«Suzuki» Школа игры на фортепиано (1-7 часть) является основным (базовым), но не исключает использования любой другой специальной нотной литературы. Требования методики «Suzuki» состоят в планомерном освоении всех, без исключения, произведений данного сборника, а скорость изучения напрямую зависит от мотивации к занятиям (участие в классном концерте является одним из мощных стимулов к домашним занятиям).

Успешное использование методики «Suzuki» заключается в комплексном подходе, направленном на всестороннее творческое развитие личности учащегося, быстрый рост исполнительского мастерства, которое, в свою очередь, повышает мотивационную составляющую занятий.

На протяжении своей педагогической деятельности Шиничи Сузуки не отметил ни одного случая среди своих учеников «неталантливости».

В своей методике он отмечает лишь, что существует различная скорость освоения учебного материала, творческое (иное) прочтение авторского текста (пластичность интерпретации муз. произведений), техническая оснащенность учащихся (владение различными инструментально-техническими приемами), умение продемонстрировать свою исполнительскую, творческую работу на сцене.

Гармоническая стройность классических произведений, используемых в базовом сборнике «Suzuki» помогает развить слуховое восприятие. В работе над нотно-музыкальным материалом так же возможно использование метода вариационности исполнения, импровизации, свободное изменение репризы с помощью мелизмов.

Школа игры на фортепиано «Suzuki» состоит из 7-ми сборников, причем для параллельной работы с сольными инструментами предназначены лишь 1-4 части данного сборника , а, затем, происходит строгое разграничение на фортепианный и инструментальный учебный материал, хотя возможно дальнейшее сольфеджирование и исполнение на сольных инструментах фрагментов из данного сборника (по желанию учащегося).

Изучение концертных пьес, этюдов, исполнение их наизусть в сценическом варианте является обязательным на протяжении всего периода обучения.

Гаммы, этюды, упражнения по другим специальным сборникам призваны дополнить учебный материал, их использование в процессе обучения позволяют существенно увеличить скорость исполнения пассажей, приобрести тональную устойчивость восприятия музыкальных произведений.

Техническая оснащенность музыкального класса.

Оснащенность помещения, где проводятся занятия по методике «Suzuki», является важнейшей составляющей учебного процесса.

Использование цифровой аппаратуры (фотоаппарат, кинокамера и т.д.) позволяет существенно увеличить скорость и продуктивность работы с музыкальными произведениями.

Отдельное помещение с установленной киноаппаратурой для общего пользования, как учениками, так и педагогами, предлагается использовать таким образом:

  • Без участия педагога
  1. Запись своего исполнения – соло на ф-но (гамма, этюд)
  2. Запись своего исполнения с солистом (др. учащийся)
  3. Запись своего исполнения – соло на ф-но (пьеса, концерт)
  4. Запись своего исполнения – соло на ф-но (фрагмент произведения)
  5. Запись музыкального произведения, исполненного малым составом струнного ансамбля: дуэт, трио, квартет и т.д.

По желанию учащихся видеозапись может быть продемонстрирована педагогу, с последующим обсуждением результатов данного исполнения.

  • С участием педагога
  1. Запись исполнения аккомпанемента с солистом (педагог)
  2. Запись классного концерта (участие обязательно, но решение, в каком качестве: концертмейстер или солист - принимает сам учащийся)
  3. Запись репетиционной работы в ансамбле с педагогом

Неудачные варианты могут быть удалены, удачные можно перенести в видеоархив каждого учащегося и педагога, а самые лучшие могут стать музыкальными иллюстрациями для игр следующего поколения маленьких музыкантов.

Шиничи Сузуки верил, что музыка открывает человеческое сердце навстречу добрым и прекрасным начинаниям, а люди, посвятившие себя музыке – носители и основа мира, наполненного светом и пониманием.

Любой ребенок, окруженный любовью и обладающий желанием заниматься творчеством, может проявить, скрытые в нем таланты, чтобы дарить миру радость и красоту.

Шиничи Сузуки. Воспитание таланта

Методика Шиничи Сузуки построена на схожести обучению музыке с детским восприятием речи. Ребенок, окруженный музыкальным фоном, принимает музыку естественно, без принуждения. Ведь и говорить он учится постепенно, со временем усложняя предложения. Так и с музыкой, начинать нужно с простого, постепенно усложняя.

Изначально методика Шиничи Сузуки разрабатывалась для скрипки, но сейчас спектр инструментов расширен для фортепиано, гитары, флейты, альта, виолончели. Очень важная роль в этой методике отводится родителям. Они должны присутствовать на занятиях и заучивать исполняемые детьми произведения. Ведь им нужно помогать ребенку выполнять домашние задания. В некоторых школах даже устраивают 2-3 месячные курсы для родителей.

В начале обучения дети наблюдают и слушают произведения, исполняемые учителем или учениками старше. Потом им дают возможность исполнить отрывки. А впоследствии, индивидуальные занятия становятся все чаще, и дети уже сами учатся выразительно исполнять знакомые мелодии. Причем, преподавателями школ Сузуки разрабатывается специальный репертуар из различных музыкальных произведений.

Родителям, которые мечтают, чтобы их ребенок получил музыкальное образование, обязательно надо прочитать книгу Шиничи Сузуки «Воспитание таланта», тогда многие принципы методики станут более понятны. Как утверждает автор, в каждом ребенке музыкальность заложена природой. Другой вопрос – есть ли у него желание развить свои способности. И хотя целью школ Сузуки не является выпуск профессиональных музыкантов, многие ученики настолько приобщились и полюбили музыку, что увидели в ней цель жизни. Ребенок, прошедший подготовку в такой школе, намного более развит музыкально одаренного ребенка, обучающегося в традиционной музыкальной школе.

Итак, повторим советы родителям по методике Шиничи Сузуки:

1. Разучиваемые произведения давайте ребенку слушать несколько раз в день.

2. Обязательно присутствуйте на уроках вместе с ребенком, запоминайте и разбирайте материал, который он проходит. Это поможет заниматься с дитем дома.

3. Выполняя домашние задания, заинтересовывайте ребенка. Не нужно делать продолжительные по времени занятия, лучше разбейте их на несколько мини-уроков. Так малышу будет легче, и его интерес не пропадет. И не забывайте хвалить ребенка за даже маленькие успехи.

4. Основное внимание на занятиях уделяйте правильному положению за инструментом. В начале обучения в школах Сузуки дети играют на «ненастоящих» инструментах. Точнее, они имитируют игру, прослушивая кассету с записью.

5. Очень эффективно музицирование в коллективе. Если вы умеете играть на инструменте, делайте это вместе с ребенком. Можно сочетать, например, пение и аккомпанемент, игру в четыре руки, игру на нескольких инструментах.

На этом мы с вами прощаемся, успехов вам и вашему ребенку в волшебном мире музыки!

Поделитесь с друзьями!

С любовью и теплотой к вам, Наталья Клишина,
мама двоих детей, педагог, хореограф, музыкант,
Консультант по уходу за ребенком до 10-ти лет,
Консультант по вопросам подготовки к школе,
автор проекта "Растет дочка, растет сын"

Метод Судзуки

О методе этого автора – японского педагога и музыканта Шиничи Судзуки – начинают говорить и писать все больше и больше, в музыкальных школах появляются группы и педагоги, работающие по этой системе. Основная мысль автора системы заключается в том, что все дети рождаются талантливыми. Отличие только в одном: у одних детей способности к чему-либо развивали с раннего детства, а у других нет.

Система рассчитана на очень маленьких детей в возрасте от полутора до трех лет. Их обучают играть на скрипке. Конечно же, вашего ребенка никто не поставит на час и более перед пюпитром и не заставит «возить» по струнам. Малыша никто не станет торопить, он может сначала посмотреть, как играют другие дети и включиться в занятия, когда будет готов к этому, когда у него появится желание что-то повторить. Причем первые занятия могут длиться всего 2–3 минуты. Кроху не станут пугать экзаменами и ругать за невыученные гаммы: здесь царит атмосфера творчества и уважения к маленьким музыкантам. Обычно в таких группах детей учат играть на скрипке, но есть разработки для виолончели, фортепьяно, флейты.


Система Судзуки построена на том, что родители активно участвуют в процессе обучения. Если у вас нет слуха и вы не в состоянии воспроизвести правильно ни одной ноты, не огорчайтесь: слух можно развить (если не до абсолютного, то хотя бы до среднего уровня), а учиться вы будете вместе с малышом. Преподаватели по методу Судзуки говорят, что в классе нас не двое, а трое – ребенок, учитель и мама (папа). И все втроем «играют со скрипкой».

С 18 месяцев до 3 лет ваш ребенок может развить следующие музыкальные навыки:

• понимать разницу между громкой и тихой музыкой, быстрой и медленной;

• следить и различать ритмы музыки, ударяя в такт;

• выучить слова простых песен;

• учиться совместно с другими детьми.

Кроме раннего обучения игре на скрипке, интересно в системе Судзуки и то, что эти занятия во многом способствуют общему развитию ребенка.

• В игре на скрипке осуществляется стимуляция пальчиков ребенка. Это способствует включению речевой зоны, другими словами – развитию речи. Почти на каждом уроке малышу предлагают «пальчиковые игры» под какой-нибудь стихотворный текст. Эти игры очень популярны и у логопедов. Практика показывает, как отмечают специалисты, что чем раньше ребенок с проблемами речи начал заниматься на скрипке, тем эффективнее и быстрее проходит процесс коррекции речи. Причем у двухлетних детей он может занимать от 1 месяца до четырех, у трехлетних – растянуться до года. Чем старше ребенок, тем дольше процесс и больше потребуется усилий.

• Развивается мелкая моторика рук, кисти рук приобретают большую подвижность, исчезает скованность движений, и это впоследствии облегчает обучение письму.

• Развивается координация движений. Специалисты называют скрипку прекрасной развивающей игрушкой для улучшения координации. При игре на этом инструменте каждая рука выполняет разные движения. Все центры мозга при этом активно стимулируются.

• Совершенствуется умение соединять слуховое, зрительное восприятие и двигательную координацию, что, в свою очередь, помогает ребенку быть внимательным и усидчивым.

• Скрипка дает активное развитие многоканальное™. Многоканальность – это умение ребенка слышать то, что ему говорят, выполнять это и не отвлекаться на что-то другое. В три года дети, как правило, одноканальны. Они могут слушать только одного человека и тут же отвлечься, при этом с трудом вернуться «на прежний канал». По системе Судзуки учитель побуждает ребенка к многоканальное™. Вместе с этим идет активное развитие обоих полушарий мозга.

Многие приемы из методики Судзуки вы можете использовать в повседневной жизни с малышом. К примеру, зная об одноканальности восприятия у маленьких детей, просите ребенка что-либо сделать медленно, коротко и конкретно. Не требуйте его одновременно, к примеру, потрогать, посмотреть, послушать. Вы только рискуете внести хаос в восприятие информации и непонимание, чего от него хотят эти взрослые.

Познакомьтесь с теорией этого автора, со статьями о его системе. Даже если вы настроены против обучения ребенка музыке, возможно, для себя вы найдете много нового и интересного по психологии и развитию ребенка.

Если методика Судзуки вам неинтересна или такой группы нет рядом с вами, можно отдать ребенка в хорошую хоровую студию. Как правило, в хороших студиях в программу входят индивидуальные занятия фортепиано.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Амниоскопия (неинвазивный метод)

Амниоскопия (неинвазивный метод) С помощью эндоскопа, введенного в шейку матки для подсветки околоплодных вод, можно дать оценку их количеству и качеству. Уменьшение количества вод и обнаружение в них мекония рассматривается как неблагоприятный диагностический

Амниоцентез (инвазивный метод)

Амниоцентез (инвазивный метод) Амниоцентез – это пункция плодного пузыря, которую обычно проводят на 15–16-й неделе беременности. При проведении амниоцентеза под контролем ультразвукового аппарата (чтобы не задеть плод) в полость матки вводится игла со шприцем (путем

Метод Марии Монтессори

Метод Марии Монтессори Принципы системыПомощь естественному развитию ребенка• Каждый ребенок с рождения обладает внутренним потенциалом, который побуждает его развиваться. Даже если никто не будет с ним заниматься, он все равно научится ходить, говорить…• Однако не

Метод Масару Ибуки

Метод Масару Ибуки Основы метода• Новаторский метод М. Ибуки родился из его собственного опыта воспитания 3-х детей и выводов Марии Монтессори, Глена Дома-на и Шиничи Сузуки.• В своей книге «После трех уже поздно» Ибуки доказывает, что с рождения до 3 лет происходит

Метод Марии Монтессори

Метод Марии Монтессори Монтессори — истинная гордость Италии, первая женщина-врач в стране, к тому же трижды выдвигавшаяся на получение Нобелевской премии. Всю свою жизнь она посвятила свободному и естественному развитию детей, и до сих пор десятки тысяч ее

Метод Гленна Ломана

Метод Гленна Ломана Американский военный врач-нейрохирург Гленн Доман с конца 1940-х годов и на протяжении полувека возглавлял Институт развития человеческого потенциала в Филадельфии. Сотни сотрудников этого института, работая с тысячами детей — как здоровых, так и

Метод Сесиль Лупан

Метод Сесиль Лупан Главное кредо подхода Сесиль Лупан, ученицы Домана и матери двоих детей, — информация, информация и еще раз информация. Только получая информацию, мозг ребенка учится работать: анализировать, размышлять, а значит, развиваться.Стремление к познанию

Метод Николая Зайцева

Метод Николая Зайцева Еще один «герой» этой книги, Николай Зайцев, родился и вырос в семье сельских учителей и в выборе специальности не сомневался: после школы поступил на филологический факультет Педагогического университета им. Герцена в Ленинграде. На пятом курсе

Акселерированный метод нейрообучения Эрика Дженсена и ИЛПТ как интенсивный метод обучения

Акселерированный метод нейрообучения Эрика Дженсена и ИЛПТ как интенсивный метод обучения Современное образование непрерывно ищет пути своей модернизации и, соответственно, новые методы обучения. Для этих целей оно обращается к различным отраслям науки и на их основе

95. Примените простой и эффективный метод

95. Примените простой и эффективный метод Посреди ночи ведите себя нейтрально, двигайтесь молча и не выражая при этом никаких эмоций… Вашему ребенку не должно быть приятно от того, что он видит папу или маму в три часа ночи! Способ состоит, по существу, в следующем: больше

Грудное вскармливание как метод контрацепции

Грудное вскармливание как метод контрацепции Слышала, что грудное вскармливание может быть естественным контрацептивом. Насколько надежен этот метод планирования семьи?Грудное вскармливание может стать очень эффективным естественным способом контрацепции. И вот

Глава 1 Метод «Воспитывай наблюдая»

Глава 1 Метод «Воспитывай наблюдая» Наша цель – помочь родителям научиться самим жить полной жизнью, чтобы они потом могли жить так вместе со своими малышами и детьми постарше. Это умение невозможно «преподать». Длительное обучение – это медленный процесс, который

Метод Х и метод Y

Метод Х и метод Y В 1960 г. Дуглас Макгрегор, ныне покойный профессор менеджмента из Массачусетского технологического института, опубликовал книгу «Человеческий фактор предпринимательства». Она заметно повысила популярность прикладной бихевиористики в работе над

Философия обучения музыке в дошкольном возрасте. Методика Сузуки

Методика Сузуки – не только про раннее обучение музыке, это целая философия, которую можно применить к любым обучающим занятиям с дошкольниками. Основная отличительная особенность методики в ее естественности. Подход к музыкальному обучению сродни обучению речи. Ребенок, слыша разговоры, учится говорить сам. То же самое должно быть в музыке, по мнению Сузуки. Музыка должна окружать ребенка с рождения, и тогда он заиграет.

Ученики школы Сузуки делают большие успехи за границей и даже становятся профессиональными музыкантами, несмотря на то, что во главу угла ставится обучение музыке не ради мастерства, а ради естественного развития. Ежегодно проходят слеты юных музыкантов из разных стран мира, которые встречаясь, виртуозно исполняют музыкальные произведения. При этом методика пока не стала популярной у нас, в России. Но, может, стоит еще немного подождать?

Об авторе методики


Шиничи Сузуки родился в японском городке Нагойя в 1898 году в семье скрипичного мастера. На протяжении всей жизни Шиничи будет так или иначе сталкиваться с музыкой. В возрасте 22 лет он обучается скрипке. В 30 лет вместе с братьями создает струнный квартет, который начинает гастролировать по всей стране. Сузуки устраивается на работу в музыкальную школу инструктором и открывает институт, в котором обучаются музыке юные дарования. Вскоре количество учеников достигает 1500.

В 1955 году в Токио проходит грандиозный концерт, собравший 1200 маленьких скрипачей, играющих в унисон. Методикой начинают интересоваться за рубежом, и в 1997 году открывается Международная Академия Методики Шиничи Сузуки. В возрасте 99 лет гениальный учитель и скрипач умирает.

Открытия Шиничи Сузуки

Первое открытие Судзуки сделал, побывав в громадном инкубаторе для выведения японских жаворонков. В инкубаторе птенцы могли чувствовать себя как в гнезде – температура, окружающие условия были идентичны. С одним только отличием: вокруг была воссоздана тишина, прерываемая иногда голосом птицы-учителя. Сузуки заметил, что вылупившиеся птенцы начинают повторять трели учителя, а через какое-то время – начинают самостоятельно «импровизировать», переходя в ранг птиц-учителей.

Это открытие привело Сузуки к простой и, казалось бы, старой прописной истине – ребенок усваивает речь, которая звучит вокруг него. При этом не имеет значения, что это за язык: простой или сложный, китайский или английский. Если ребенок растет в тишине, с ним не разговаривают, то он будет попросту немым.

Изготовив несколько детских музыкальных инструментов, Сузуки пригласил детей своих друзей и начал их обучать музыке.

На первом же уроке Сузуки сложил смычки и скрипки вместе с игрушками и предложил малышне поиграть с ними. Сам же они время от времени брал скрипку, подносил к ней смычок и извлекал одну ноту. Его ожидания оправдались – через некоторое время дети начали копировать его действия. Тогда он стал играть по две ноты. Нота за нотой – и дети обучились игре на скрипке.

На уроках дети постоянно повторяли одни и те же музыкальные произведения, которые помогали закрепить технические навыки.

Основные принципы методики Сузуки

Главный принцип методики Сузуки — схожесть музыкального обучения с манерой детского восприятия материнской речи. Маленькие дети могут, среди прочего, распознавать и музыкальные звуки. Для этого требуется окружение ребенка музыкальным фоном.

В занятиях музыкой не должно быть никакого принуждения. Ребенок может играть под музыку, кушать, веселиться. В отличие от взрослых, дети меньше устают от слушания музыки. Поэтому если начать упрекать малыша в его пристрастии к одним и тем же мелодиям, то можно тем самым свести на нет энтузиазм ребенка.

Каждый ребенок обучаем. Ведь каждый ребенок учится говорить, по сути легко и без усилий. По мере взросления речь ребенка совершенствуется, он может вводить в разговор сложные обороты и предложения. То же самое происходит и с музыкой.

Залог успеха в обучение – повторение. Проводить занятия необходимо каждый день. Чем больше практики, тем лучше закрепляется материал и появляется почва для «импровизации».

По мнению Сузуки, музыкальное образование ребенка следует начинать сразу после рождения. Вот что они пишет в своих «Заметках по поводу метода воспитания таланта»:

Для спокойных занятий Сузуки рекомендует «Времена года» Вивальди, симфонии Гайдна и Моцарта. Для поднятия духа подойдут произведения Бетховена или «Славянские танцы» Дворжака.

При этом первые произведения ребенок выучивает на слух, без знания нотной грамоты.

Важное значение имеют качество производимого ребенком звука и правильное положение за инструментом. Эти два критерия просто необходимы для того, чтобы ребенок хорошо научился играть на инструменте.

Как проходят занятия по методике Сузуки

Методика Сузуки была изначально разработна для скрипки, однако сейчас она также адаптирована и для альта, флейты, виолончели, гитары, фортепиано. Такой набор объясняется наличием инструментов соответствующих размеров для детей.

Если занятия проводятся в детском саду или в школе, то на них обязательно должны присутствовать родители. Они должны быть в курсе всех произведений, которые разучивает их ребенок. Некоторые школы даже устраивают специальные 2-3 месячные курсы для родителей, чтобы они в будущем помогали детям с музыкальными «домашними» заданиями.

В самом начале дети наблюдают за игрой учителя или старших товарищей. Далее им разрешается исполнять отрывки по очереди. Чем старше дети становятся, тем больше внимания уделяется индивидуальной работе с ними.

В школах Сузуки разработан специальный репертуар, в который включены произведения различных композиторов. Единство репертуара объясняется тем, что школы Сузуки регулярно проводят слеты, летние лагеря, в которых маленькие дети из разных стран исполняют одно произведение. Такое возможно именно благодаря четкому соответствию репертуара во всех школах, работающих по методике гениального скрипача.


Для того, чтобы стать преподавателем школы Сузуки, необходимо пройти пятигодичные курсы. Прием на них осуществляется на конкурсной основе. К будущим преподавателям выдвигается ряд требований:

Читайте также: