Метод воспитания таланта сузуки

Обновлено: 03.07.2024

Шиничи Сузуки. Воспитание таланта

Методика Шиничи Сузуки построена на схожести обучению музыке с детским восприятием речи. Ребенок, окруженный музыкальным фоном, принимает музыку естественно, без принуждения. Ведь и говорить он учится постепенно, со временем усложняя предложения. Так и с музыкой, начинать нужно с простого, постепенно усложняя.

Изначально методика Шиничи Сузуки разрабатывалась для скрипки, но сейчас спектр инструментов расширен для фортепиано, гитары, флейты, альта, виолончели. Очень важная роль в этой методике отводится родителям. Они должны присутствовать на занятиях и заучивать исполняемые детьми произведения. Ведь им нужно помогать ребенку выполнять домашние задания. В некоторых школах даже устраивают 2-3 месячные курсы для родителей.

В начале обучения дети наблюдают и слушают произведения, исполняемые учителем или учениками старше. Потом им дают возможность исполнить отрывки. А впоследствии, индивидуальные занятия становятся все чаще, и дети уже сами учатся выразительно исполнять знакомые мелодии. Причем, преподавателями школ Сузуки разрабатывается специальный репертуар из различных музыкальных произведений.

Родителям, которые мечтают, чтобы их ребенок получил музыкальное образование, обязательно надо прочитать книгу Шиничи Сузуки «Воспитание таланта», тогда многие принципы методики станут более понятны. Как утверждает автор, в каждом ребенке музыкальность заложена природой. Другой вопрос – есть ли у него желание развить свои способности. И хотя целью школ Сузуки не является выпуск профессиональных музыкантов, многие ученики настолько приобщились и полюбили музыку, что увидели в ней цель жизни. Ребенок, прошедший подготовку в такой школе, намного более развит музыкально одаренного ребенка, обучающегося в традиционной музыкальной школе.

Итак, повторим советы родителям по методике Шиничи Сузуки:

1. Разучиваемые произведения давайте ребенку слушать несколько раз в день.

2. Обязательно присутствуйте на уроках вместе с ребенком, запоминайте и разбирайте материал, который он проходит. Это поможет заниматься с дитем дома.

3. Выполняя домашние задания, заинтересовывайте ребенка. Не нужно делать продолжительные по времени занятия, лучше разбейте их на несколько мини-уроков. Так малышу будет легче, и его интерес не пропадет. И не забывайте хвалить ребенка за даже маленькие успехи.

4. Основное внимание на занятиях уделяйте правильному положению за инструментом. В начале обучения в школах Сузуки дети играют на «ненастоящих» инструментах. Точнее, они имитируют игру, прослушивая кассету с записью.

5. Очень эффективно музицирование в коллективе. Если вы умеете играть на инструменте, делайте это вместе с ребенком. Можно сочетать, например, пение и аккомпанемент, игру в четыре руки, игру на нескольких инструментах.

На этом мы с вами прощаемся, успехов вам и вашему ребенку в волшебном мире музыки!

Поделитесь с друзьями!

С любовью и теплотой к вам, Наталья Клишина,
мама двоих детей, педагог, хореограф, музыкант,
Консультант по уходу за ребенком до 10-ти лет,
Консультант по вопросам подготовки к школе,
автор проекта "Растет дочка, растет сын"

Гуманистическая методика Шиничи Сузуки.

Палеева Ольга Леонидовна

Одной из апробированных во многих странах является методика развития творческих способностей детей «Suzuki», которая получила своё название по имени своего создателя – японского скрипача, педагога Шиничи Сузуки.

Актуальность методики творческого развития детей не подвергается сомнению уже на протяжении нескольких десятилетий в различных сферах эстетической направленности (в основном музыкально-исполнительской деятельности). Его основополагающий постулат: «любой человек – носитель таланта, который лишь необходимо правильно развивать».

Некоторые аспекты гуманистической, прогрессивной методики будут приведены в данной работе.

Благодаря многолетнему опыту работы в музыкальной школе педагог Шиничи Сузуки пришел к выводу о том, что каждый, без исключения, ребенок талантлив от природы, и при создании благоприятных условий, способен освоить огромные пласты музыкальной культуры в довольно раннем возрасте.

В процессе работы в педагогической сфере Шиничи Сузуки высказал предположение о том, что ребенок усваивает музыкальную науку так же легко, как происходит усвоение родной речи. Мать, с момента появления ребенка на свет, дарит ему ласку и постоянно разговаривает с ним. Никто не ругает малыша за неправильно произнесенные слова, а каждый новый слог или слово вызывают умиление и похвалу родителей, которые таким образом побуждают чадо развиваться дальше.

Правильно организованный процесс музыкального обучения, установление психологического контакта, общение на едином (понятном ученику) языке, ведут к тому, что в довольно раннем возрасте многие дети могут успешно и, главное, осознанно исполнять «взрослую» музыкальную программу.

Ежедневные занятия музыкой приносят детям массу новых впечатлений, приучают к организованности, тактильной выносливости, точности воспроизведения звуковых образов. Естественно, нужна помощь педагога, который будет направлять первые шаги малыша.

Важным аспектом является система оценивания достижений ребенка. Сузуки настаивал на том, что оценка должна быть только позитивной, и в его школе были допустимы только такие, как «хорошо» или «ты – молодец, но можешь добиться большего…». Отрицательные оценки – не применялись, т. к. любой ребенок старается, как может, а результативность его усилий, по определению не может быть отрицательной.

Всеобщая любовь и поддержка родителей и педагога, искренняя заинтересованность в процессе воспитания личности, активное совместное слушание музыки, ежедневные пошаговые усилия, основанные на глубоком понимании психологической природы человека, приносят свои плоды.

Применение методики раннего эстетического развития с использованием в полном объеме методики «Suzuki», рассчитано на индивидуальное обучение и постоянное участие педагога. Влияние педагога распространяется не только на контроль качества домашних и классных занятий на инструменте, проверку их результативности, оно отличается комплексным подходом в деле воспитания творчески развитой личности.

Шиничи Сузуки за тридцать лет своей педагогической практики выработал определенную методику обучения детей игре на скрипке, но данная методика отличается именно своей универсальностью и, по праву, может быть применена в любом инструментальном классе .

Сузуки, как педагог – ученый, полагал, что музыкальное образование ребенка должно начинаться сразу после его рождения. Любые игровые действия ребенка необходимо сопровождать музыкальными фрагментами. Подобное слушание музыки не утомляет детей, и они с удовольствием воспринимают знакомые звуки, но данный процесс не должен быть безразличен родителям, т.к. именно они закладывают будущую модель поведения, привычку слушать лучшие образцы классической музыки.

Далее последователями, методика обучения «Suzuki», была доказана и проверена на практике педагогами по классу фортепиано. Она приобрела популярность во всем мире и с успехом используется в процессе музыкального обучения детей различных возрастных групп.

Данный аспект музыкального обучения является основой для передачи стиля эпохи, настроения, характера самого музыкального произведения, передачи замысла композитора. Методика «Suzuki» позволяет на самом первом этапе обучения применять технологии, аналогичные навыкам овладения иностранными языками с раннего возраста.

Прослушивание музыки, затем попытка повторить на инструменте что-либо подобное (импровизация на заданную тему без учета исходной тональности), исполнение ритмометрической структуры, похожей на прослушанный материал, исполнение миниатюр, на заданную тему в произвольном виде (музыкальная характеристика героев, явлений природы и т.д.)

Любое музыкальное произведение состоит из фраз со сходными речевыми интонациями. Обучение состоит из комплекса различных мероприятий, направленных на общее развитие ребенка, его скорость восприятия. Включение в процесс обучения новых цифровых технологий существенно разнообразят и ускоряют его.

Развитие творческих способностей учащихся происходит сразу по нескольким направлениям:

  • Развитие интеллекта
  • Исполнительские навыки
  • Концертная сценическая деятельность
  • Владение 2-3 инструментами
  • Сочинение, аранжировка муз. произведений
  • Ансамблевое музицирование с педагогом
  • Ансамблевое музицирование с другими учащимися.

На уроках учащиеся исполняют музыкальные произведения по сборнику«Suzuki» Школа игры на фортепиано (1-7 части).

Произведения данного сборника являются примером классической музыкальной культуры и, по требованию данной методики должны исполняться не выборочно, а подряд, без исключения.

Различная вариантность исполнения обеспечивает качественное звукоизвлечение на инструменте, овладение голосоведением, сходным с фразировкой в вокальных и скрипичных произведениях.

Варианты работы с произведением:

  1. Сольфеджирование
  2. Игра левой рукой + вокал верхней партии
  3. Игра правой рукой + вокал нижней партии
  4. Исполнение на скрипке (возможен любой сольный инструмент)
  5. Игра левой рукой (аккомпанемент солисту)
  6. Игра правой рукой (под аккомпанемент педагога)
  7. Исполнение произведения на ф-но двумя руками.

В каждом варианте исполнения единственным требованием является достижение певучего звука, логически построенной фразировки (помощь преподавателя заключается в точности указаний, построенных применительно к данной возрастной категории учащегося).

Идеальный вариант – владение учащимся несколькими инструментами, а эта методика требует заинтересованности и единства требований педагогов различной специальной направленности. В классе общего инструмента (ф-но) подобная методика наиболее удобна в работе с учащимися.

Важнейшие аспекты метода «Suzuki».

Принципы педагога Шиничи Сузуки:

  • Активное слушание музыки
  • Мотивация к занятиям музыкой
  • Повторение (накопление репертуара)
  • Пошаговый подход
  • Развитие музыкальной памяти
  • Единый язык общения с учащимся
  • Вовлечение родителей в процесс обучения
  • Любовь и поддержка педагога и родителей

Работа с учащимися младшей возрастной группы требует от преподавателя специфических знаний методики обучения на инструменте, умения выстроить правильные отношения с учащимися, основанные на полном доверии ( учитель – друг, учитель - помощник ).

Речь педагога должна быть выверена до мельчайших нюансов (сказочный сюжет, музыкальные образы, характеры героев).

Вместо обычных слов в педагогической практике: «Учи, занимайся…» и вопроса – «Почему ты не выучил?», более приемлемы фразы:

«Давай попробуем вместе…», «А может быть лучше так…?»

Необходимо проходить на каждом уроке заново вместе с учащимся все этапы работы над музыкальным произведением, учитывая, что каждая возрастная группа обладает своей мотивационной основой для занятий и личностными характеристиками.

Работа над звукоизвлечением не должна сводиться к постоянной отработке одного – двух звуков, одной фразы. Навык приобретения хорошего звукоизвлечения приходит неотделимо от общего развития учащегося, его творческой, личностной зрелости, опыта игры на инструменте, а нотно-музыкальная грамотность расширяется постепенно.

Одним из важнейших аспектов является концертное выступление, на котором один раз в 2-3 недели каждый учащийся должен выступить с музыкальным произведением и, что очень важно, в любом качестве (концертмейстер, солист - пианист, солист – инструменталист, вокалист) по собственному выбору.

На подобные концерты учащиеся сами записываются, при этом сами, без «давления» со стороны педагога решают как программу своего выступления, так и то, в каком качестве они будут выступать.

Качество исполнения муз. произведений не должно служить препятствием для участия в классных концертах.

Следует отметить, что обязательным требованием является:

  1. Исполнение произведения наизусть
  2. Исполнение всех повторений (репризы)
  3. Присутствие всех учащихся
  4. Возможное присутствие родителей
  5. Запись концертного выступления (видеотехника)

Можно и нужно устраивать тематические музыкальные вечера, оформлением которых являются творческие работы самих учащихся: рисунок, лепка, коллаж и т.д.

Нотная литература: «Suzuki» Школа игры на фортепиано (1-7 ч.)

В данном сборнике при составлении отдано предпочтение произведениям классического плана. Репертуарный список произведений в сборнике составлен по принципу удобства исполнения, как на фортепиано, так и на различных сольных инструментах (является единым).

«Suzuki» Школа игры на фортепиано (1-7 часть) отличается тем, что произведения в нем представлены по нарастающему, в техническом плане, уровню сложности:

  1. Небольшой диапазон в произведениях 1-2 части сборника
  2. Разнообразие ритмической структуры (использование различных метрических структур, синкопы, трели, морденты)
  3. Удобное расположение пьес (1-2 страницы, без переворота)
  4. Дополнение в виде указаний, упражнений, рекомендаций
  5. Удобные для исполнения на сольных инструментах тональности (полностью учтен данный фактор в сборнике).

«Suzuki» Школа игры на фортепиано (1-7 часть) является основным (базовым), но не исключает использования любой другой специальной нотной литературы. Требования методики «Suzuki» состоят в планомерном освоении всех, без исключения, произведений данного сборника, а скорость изучения напрямую зависит от мотивации к занятиям (участие в классном концерте является одним из мощных стимулов к домашним занятиям).

Успешное использование методики «Suzuki» заключается в комплексном подходе, направленном на всестороннее творческое развитие личности учащегося, быстрый рост исполнительского мастерства, которое, в свою очередь, повышает мотивационную составляющую занятий.

На протяжении своей педагогической деятельности Шиничи Сузуки не отметил ни одного случая среди своих учеников «неталантливости».

В своей методике он отмечает лишь, что существует различная скорость освоения учебного материала, творческое (иное) прочтение авторского текста (пластичность интерпретации муз. произведений), техническая оснащенность учащихся (владение различными инструментально-техническими приемами), умение продемонстрировать свою исполнительскую, творческую работу на сцене.

Гармоническая стройность классических произведений, используемых в базовом сборнике «Suzuki» помогает развить слуховое восприятие. В работе над нотно-музыкальным материалом так же возможно использование метода вариационности исполнения, импровизации, свободное изменение репризы с помощью мелизмов.

Школа игры на фортепиано «Suzuki» состоит из 7-ми сборников, причем для параллельной работы с сольными инструментами предназначены лишь 1-4 части данного сборника , а, затем, происходит строгое разграничение на фортепианный и инструментальный учебный материал, хотя возможно дальнейшее сольфеджирование и исполнение на сольных инструментах фрагментов из данного сборника (по желанию учащегося).

Изучение концертных пьес, этюдов, исполнение их наизусть в сценическом варианте является обязательным на протяжении всего периода обучения.

Гаммы, этюды, упражнения по другим специальным сборникам призваны дополнить учебный материал, их использование в процессе обучения позволяют существенно увеличить скорость исполнения пассажей, приобрести тональную устойчивость восприятия музыкальных произведений.

Техническая оснащенность музыкального класса.

Оснащенность помещения, где проводятся занятия по методике «Suzuki», является важнейшей составляющей учебного процесса.

Использование цифровой аппаратуры (фотоаппарат, кинокамера и т.д.) позволяет существенно увеличить скорость и продуктивность работы с музыкальными произведениями.

Отдельное помещение с установленной киноаппаратурой для общего пользования, как учениками, так и педагогами, предлагается использовать таким образом:

  • Без участия педагога
  1. Запись своего исполнения – соло на ф-но (гамма, этюд)
  2. Запись своего исполнения с солистом (др. учащийся)
  3. Запись своего исполнения – соло на ф-но (пьеса, концерт)
  4. Запись своего исполнения – соло на ф-но (фрагмент произведения)
  5. Запись музыкального произведения, исполненного малым составом струнного ансамбля: дуэт, трио, квартет и т.д.

По желанию учащихся видеозапись может быть продемонстрирована педагогу, с последующим обсуждением результатов данного исполнения.

  • С участием педагога
  1. Запись исполнения аккомпанемента с солистом (педагог)
  2. Запись классного концерта (участие обязательно, но решение, в каком качестве: концертмейстер или солист - принимает сам учащийся)
  3. Запись репетиционной работы в ансамбле с педагогом

Неудачные варианты могут быть удалены, удачные можно перенести в видеоархив каждого учащегося и педагога, а самые лучшие могут стать музыкальными иллюстрациями для игр следующего поколения маленьких музыкантов.

Шиничи Сузуки верил, что музыка открывает человеческое сердце навстречу добрым и прекрасным начинаниям, а люди, посвятившие себя музыке – носители и основа мира, наполненного светом и пониманием.

Любой ребенок, окруженный любовью и обладающий желанием заниматься творчеством, может проявить, скрытые в нем таланты, чтобы дарить миру радость и красоту.

Метод воспитания таланта сузуки

методика развития судзуки

Рада встрече с вами, дорогой читатель!

Сегодня хочу рассказать о великом талантливом японском педагоге Судзуки. Он прославился на весь мир тем, что его юные ученики трех, четырех лет играли легко и непринужденно на скрипке так душещипательно и прекрасно, что приводило к бурным овациям стоя. Ситини Судзуки методика признана мировой и применяется, как метод раннего развития во многих странах мира, в России же мало известна.

Как ему удавалось обучить такому великому и сложному мастерству столь юных особ?

Об авторе и его методе

Родился и воспитывался в многодетной семье. Был одним из двенадцати детей. Его отец владел довольно крупным скрипичным заводом в Нагойе (Япония). В детстве часто работал и помогал отцу на фабрике, но скрипка его привлекала только как забава, серьезно он к ней не относился и заниматься не спешил.

Ситини Судзуки

Но однажды он услышал игру на скрипке российского исполнителя Миши Эльмана. Он играл не так как все, его игра заметно отличалась от всех остальных, где-то он брал более медленные темпы, чем и поразил Судзуки.

Тогда у него появилось желание самому научиться играть на скрипке и он стал подражать тому, что слышит. Затем он поехал в Германию и закончил Берлинскую консерваторию. После возвращения домой со своими братьями организовал струнный квартет и даже некоторое время гастролировал с концертами.

Начинает свою педагогическую деятельность: преподавал в музыкальной школе в Токио, а затем становится руководителем музыкальной школы.

Во время второй мировой войны фабрика отца была полностью уничтожена и его семья осталась без гроша. Тогда Ситини дает частные уроки скрипки на дому. И одним из его учеников становится сын знакомого, которому 3,5 года.

Работая с ребенком Ситини приходит в выводу, что любого ребенка можно обучить музыке или любому другому мастерству так же просто, как научить его своему родному языку.

Перед ним вдруг открывается простая и очевидная истина, что любой ребенок осваивает в течение первых двух лет язык той страны и тот диалект, на которой он воспитывается.

Любой детский мозг может освоить и применять любой другой язык на том же уровне, как и свой родной. Для этого конечно же нужна определенная среда, которая будет его стимулировать. Так родилась философия преподавания музыки Сиини Судзуки.

Ученики Судзуки со своими миниатюрными скрипочками в 5 лет давали ошеломляющие концерты и безукоризненно исполняли Вивальди, Баха, Моцарта и их музыкальная техника была совершенна.

концерт Судзуки

Многие были поражены, как ему удается так в совершенстве обучить маленьких детей великому искусству. Ведь даже взрослые, уже с огромным музыкальным стажем, не могли играть так легко и непринужденно.

У него на обучении были и больные дети, кто-то страдал разными недугами и музыкой и терпением он лечил их. Лечил их физически: путем ежедневных тренировок на музыкальных инструментах и духовно: вселяя в их сердца веру, надежду и лучик света.

Именно его учение заинтересовало М. Ибуку и дало толчок для развития.

Приципы воспитания Ситини Судзуки

Когда ребенок только начинает учиться говорить обратите внимание на такие важные моменты:

Освоить скрипку и фортепиано в 3-4 года? Особая методика Судзуки

«Абсолютно в каждом маленьком ребенке заложен огромный потенциал» – так считал Синъити Судзуки, японский музыкальный педагог и скрипач. Своей преподавательской деятельностью он доказал, что музыкальный дар не врожденный талант, а способность, которую можно развить в специальной школе Судзуки. Таких школ тысячи по всей Европе, и с 2014 года они официально начали функционировать в России. На чем же основана методика и в каком возрасте отдавать ребенка на обучение?

Девочка играет на пианино

Суть методики

Удивительное зрелище – дети 3-4 лет, играющие на скрипке и фортепиано. Методика Судзуки уникальна, благодаря ей малыши в самом юном возрасте демонстрируют развитый музыкальный слух, ловкость в обращении с инструментом, и уже выступают на концертах. Главной особенностью является обучение без нот. Большое внимание отводится постановке рук, правильному звучанию и интонации, законченности музыкальных фраз. Ребенок начинает играть значительно раньше, чем осваивает ноты. Обучение чтению нот начинается после овладения инструментом и усвоением обширного репертуара.

Синъити Судзуки назвал свой подход к обучению «методом родного языка». Он выдвинул идею, что раз ребенок может освоить язык своих родных (каким бы сложным он ни был), то и с музыкой не возникнет проблем. Нужно лишь создать благоприятные условия:

  1. Начать обучение как можно раньше.
  2. Постоянно слушать изучаемый репертуар.
  3. Обучаться игре на инструментах еще до чтения нот.
  4. Использовать единый репертуар во всех школах Судзуки.
  5. Перенимать опыт друг у друга (родителей, учителей, сверстников).
  6. Создать благотворную социальную среду – посещать групповые занятия, концерты, выступления, ездить в летние музыкальные лагеря.
  7. Вовлечь родителей, чтобы они могли наставлять ребенка за пределами класса.
  8. Заниматься музыкой ежедневно и систематически.
  9. Ответственно подойти к выбору педагога.
  10. Взращивать ребенка с любовью – не только раскрывать и развивать таланты, но и прививать доброту, благородство и чуткость.

В России применяется методика Судзуки для фортепиано, скрипки. Видео о том, как проходит занятие:

В школах Европы есть классы альта, виолончели, контрабаса, фортепиано, арфы, флейты, классической гитары. Обычно первый год дети посещают общие занятия, где знакомятся с разными инструментами, чтобы в дальнейшем выбрать направление уже осознанно.

Судзуки Синъити и его ученики играют на скрипках

История

Судзуки Синъити (Синити, Шиничи) стал первым, кто предположил, что ребенок 3-4 лет способен ловко обращаться с музыкальным инструментом. Основу его методики составляют вовсе не научные исследования в области детской психологии или контролируемые эксперименты, а собственный опыт. Синити родился в многодетной семье из 12 детей в 1898 году в Нагое. Его отцу принадлежала фабрика по производству скрипок. Занимаясь семейным делом, мальчик впервые воспылал любовью к музыке в 17 лет, когда услышал игру скрипача Миши Эльмана. А после…самостоятельно научился играть на инструменте.

Справедливости ради, Шиничи Судзуки с 22 до 29 лет учился в Королевской академической высшей школе музыки в Берлине, и с отличием ее окончил. Дальше он вернулся в Токио и занимался преподавательской деятельностью и параллельно играл в струнном квартете со своими братьями. Однако созданию собственного метода для Судзуки положила начало Вторая мировая война, когда музыканту пришлось зарабатывать на крошку хлеба, обучая детей-сирот. Одному из его учеников было 3,5 года. Тогда-то Синити и решил обучать малышей по принципу усвоения родного языка. Его идеи получили широкое распространение и применяются последователями по сей день.

Дети со скрипками

Когда начинать обучение?

Сам Судзуки рекомендовал возраст для начала занятий 2-4 года. В этот период происходит активное усвоение речи, особенностей звучания, музыки. Ребенок внимательно слушает все, что происходит вокруг него, и пробует воспроизвести.

Что касается условий принятия в школах Судзуки, то в Америке на обучение берут детей возрастом 2-3 года, а в Европе – 3-4 лет. На первых порах уроки по специальности коллективные. Дети поочередно исполняют небольшие отрывки и заодно смотрят и слушают, как играют другие. В столь юном возрасте малышам еще сложно выдержать взрослое занятие длиной в 40 минут. Индивидуальные занятия вводятся постепенно.

Выступление учеников школы Судзуки

Мифы и правда

В России мнение о методе Судзуки неоднозначно. Его критикуют именитые музыкальные педагоги, настаивая на непрофессионализме такого подхода к обучению. Но насколько справедливы эти упреки, или, может быть, в них есть разумное зерно? Итак, распространенные мифы и правда:

  • Миф №1: «Метод Судзуки на скрипке или любом другом инструменте непрофессиональный». На самом деле это правда. Целью обучения в школе является развитие музыкальности, а не подготовка профессионалов. Но, справедливости ради, только 10% детей впоследствии выбирают музыку в качестве специальности. Школа Судзуки дает отличную подготовку, развивает музыкальное восприятие и помогает освоить инструмент. На практике такие дети оказываются гораздо развитее, чем сверстники, обучающиеся по классической методике с зубрением нот, обязательными экзаменами и отбором «непригодных». А если маленький ученик школы Судзуки увидит свое призвание в музыке, то он всегда сможет (причем с легкостью) поступить в музыкальное училище.
  • Миф №2: «Школы Судзуки распространены по всему миру, в том числе в РФ». К большому сожалению, для России характерно завлекать на занятия, используя модные, широко известные названия и имена. Причем либо за основу берется совсем другая методика, либо же хромает качество преподавания. Специальные школы состоят в Ассоциации Судзуки «Воспитание талантов», а сертифицированные педагоги перечислены по именам (список опубликован на официальном сайте).
  • Миф №3: «Каждый музыкальный преподаватель может начать обучать детей по методике Судзуки». Нет, это не так. Чтобы преподавать, нужно не только иметь диплом на уровне консерватории или музыкального училища, но и пройти прослушивание на исполнительский уровень и обучиться. Полный курс обучения длительный и составляет 5 лет. Каждый год педагог сдает экзамен, где ему присваивается уровень от 1-го до 3-го. Открыть свою школу Судзуки можно только имея высший уровень, то есть, третий.
  • Миф №4: «По принципу Судзуки можно обучаться только в специализированной школе». Совершенно верно. Однако некоторые его идеи можно успешно использовать в домашних условиях. Ежедневно включать ребенку хорошую классическую музыку. Учиться играть на детских инструментах (ксилофон, барабан), добиваясь идеального звучания. Взять уроки скрипки или фортепиано. Музицировать вместе с ребенком или пригласить других детей.

Занятия музыкой всесторонне развивают ребенка. Они улучшают способности к математике, речь, активизируют мыслительные процессы, тренируют интуицию, память. Альберт Эйнштейн однажды сказал, что идея, приведшая к революционному открытию в мире физики, цитата: «Пришла ко мне интуитивно, под действием музыки, мое открытие есть не что иное, как результат музыкального восприятия». Обучение музыке не являлось главной целью Судзуки. Синити делал акцент на воспитании в малышах чуткости, благородства. Он хотел, чтобы, став взрослыми, они стремились к гармонии и красоте во всех сферах свой жизни.

Методика развития талантов Синити Сузуки

Синити Сузуки – известный японский скрипач, талантливый педагог, основатель и президент всемирно известного Института воспитания талантов.

Синити считал, что музыкальный дар это не врожденный талант, а способность, которую можно развить, если с раннего детства целенаправленно заниматься с ребенком.

Сузуки прославился тем, что его, всего лишь трех-четырехлетние, воспитанники уже владели блестящей игрой на скрипке. Свои принципы и методы воспитания Синити Сузуки изложил в книге «Взращенные с любовью».

В ней он доказывает, что каждый ребенок рождается потенциально талантливым. В настоящее время методикой Сузуки пользуются десятки тысяч людей.

Принципы методики Сузуки:

• Талант, будь то в области музыки или в других сферах человеческой деятельности, не передается по наследству. Человек — дитя своего окружения.

• В каждом ребенке можно развить невероятные таланты, если этим заниматься с самого детства.

• Совместное совершенствование — залог радости и удовольствия для всех: детей, родителей, педагогов.

• Обучение игре на скрипке должно происходить в атмосфере великодушия, сотрудничества и радости.

• Музыка учит чувственности, восприимчивости, дисциплине и настойчивости.

• Способности — это такая вещь, которую мы должны сами воспитать в себе трудом. Это означает, что действие надо повторять и повторять до тех пор, пока оно не станет частью нашей натуры.

• Многократные повторения направлены не на заучивание определенной мелодии, а на точность самовыражения и раскрытия смысла музыки.

• Если ребенку «медведь на ухо наступил», т.е. он уже приобрел привычку неправильно воспроизводить, например, ноту «фа», ему нужно услышать правильное звучание «фа» столько раз, чтобы оно начало превалировать над неправильным. В результате ребенок обретет новое умение и у него разовьется музыкальный слух.

• Любое достижение — это продукт энергии и терпения, а эти качества точно так же поддаются тренировке, как и любые другие способности.

• Сначала характер, потом способности. Задача родителей и педагогов — воспитывать в детях благородство духа, честность, прививать им высокие ценности.

• Любовь дается только тому, кто сам любит. Жизнь стоит того, чтобы ее прожить, только в том случае, если мы любим и заботимся друг о друге.

• Человек может строить умозаключения и создавать новые идеи только на базе сведений, накопленных в его памяти. Лишь при наличии памяти можно говорить об опыте, а если есть опыт, то перед человеком открывается множество путей для развития

Дети — это продукт тренировки и окружающей среды

Даже соловьи не рождаются с готовой способностью петь свои несравненные песни. Необходим «учитель», которого подсаживают к ещё не оперившимся птенцам, живущим в домашних условиях.

В течение месяца птенцы прислушиваются к трелям своего «учителя» и усваивают его навыки. Каким певцом окажется птица в дальнейшем, определяется в первый месяц ее жизни.

И здесь не играет никакой роли, с хорошими или плохими способностями родился тот или иной птенец.

Если есть хороший учитель, то птенец в ходе своего развития воспринимает его опыт и начинает петь так же красиво. Однако, если подсадить к учителю птицу, выросшую в дикой природе, то, как показывает многовековой опыт, ничего подобного не происходит. Таков закон природы. Разве этот пример с соловьями не служит для нас ценным намеком в плане развития человеческого потенциала?

Игра на скрипке — это, прежде всего, игра

Первые годы, когда идет приобретение навыков родного языка и слух у ребенка находится на пике активности – это идеальное время, чтобы развить музыкальность. Как же происходило обучение 3-4-хлетних детей игре на скрипке? Занятия должны быть основаны на добровольном желании ребенка. В первую очередь Сузуки учил играть на скрипке родителей, а ребенок только наблюдал и запоминал мелодию. Дома маме так же рекомендовалось повторять музыкальные упражнения. Таким образом, ребенок видел, как это интересно и увлекательно, и произносил магические слова: «Я тоже хочу». В следующий раз ребенок с особым трепетом приходил на свой первый урок.

Занятия бывали индивидуальными и групповыми. На групповых у ребенка была возможность поиграть рядом с детьми, которые уже чему-то научились. Это влияние имеет огромное значение для обучения: слушая более технически совершенную и сложную игру своих старших товарищей, малыши стремятся как можно скорее достичь их уровня.

Если же родители подходят к обучению ребенка игре на скрипке, как к его обязанности, а не игре, то вскоре он теряет интерес к занятиям.

Ребенок должен иметь возможность слушать записи скрипичных пьес и играть со скрипкой, как с игрушкой. Мама же, время от времени в непринужденной форме показывает своему ребенку, как правильно держать скрипку и смычок.

Профессиональному музыканту требуется три вещи:

1) тонкое музыкальное чутье,

2) высокое исполнительское мастерство,

3) хороший характер.

Синити Сузуки считал, что четырех-пятилетние дети обладают следующими особенностями, и хотел бы быть похожим на них:

Воспитание творчеством. Методика Синити Судзуки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном обществе все чаще возникает проблема раннего развития ребенка. «Воспитание творчеством»- так назвал свою методику Синити Судзуки, известный японский скрипач, основатель собственной методики по обучению игры на скрипке, участник квартета Сузуки, основатель Института воспитания талантов (Япония). В основе его методике погружение в творческую среду, привлечение для создания этой среды родителей, мотивация желания ребенка реализовывать свои творческие способности.

«Если бы Эйнштейн, Гете или Бетховен родились в каменном веке,

то их образовательный уровень был бы не выше,

чем у большинства людейтого времени.

Справедливо и обратное:если бы мне поручили

воспитание и обучение ребенка из каменного века,

то он был бы способен сыграть на скрипке

сонату Бетховена не хуже,чем любой современный ребенок»

Новая парадигма образования обусловлена требованием времени и базируется на гуманистических идеалах, провозглашая становление «человека культуры». Мы говорим, что личность расцветает в коллективе. Это правда, но при условии, что коллектив творческий. Для детского коллектива это правило и вовсе непреложно. Детский коллектив – это коллектив, нацеленный на творчество, созданный для творческого труда и для обучения творческому отношению к своей и общественной жизни. Только в творческом коллективе дети вырастают, не приспособляясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя.

Синити Судзуки разработал уникальную систему гармоничного развития личности, в основе которой игра на скрипке. Будучи сам всемирно известным скрипачом, Синити Судзуки на примере игры на скрипке раскрыл принципы воспитания таланта в целом, и назвал свой метод «методом воспитания творчеством».

В 1931 году, когда Судзуки был преподавателем по классу скрипки в Императорской консерватории, знакомый попросил научить его четырехлетнего сына игре на скрипке. Опыта работы с такими маленькими детьми у Судзуки не было. Какая методика нужна четырехлетнему ребенку? Ответ пришел сам собой, когда он сделал открытие: «Все японские дети говорят по японски!» Раз они все легко и свободно говорят на сложном японском языке, то в этом есть какой-то секрет, и он заключается в тренировке. Все дети в мире учатся на самом совершенном языке- языке матери. Почему бы не применить этот метод и к другим областям знаний!

До сих пор многие люди полагают, что талант является врожденным и передается по наследству. Синити Судзуки убежден, что наследуются только физиологические особенности организма, с момента рождения все остальное зависит только от психологического влияния, которое оказывает на ребенка окружающая среда. Человек- это продукт своего окружения. Жизнь заставляет его приспосабливаться. Дети живут, видят и чувствуют в соответствии с окружением. Нельзя воспитать в ребенке качество, отсутствующее в окружающей культурной среде. Идея должной среды в методике Судзуки воплощается как тщательный подход к выбору учителя; наличие в кругу общения ребенка порядочных и благородных людей, ориентирующих еще невзрослого человека на нравственные образцы; активная нравственная позиция родителей в воспитании; чтение книг и мотивация желания ребенка раскрывать свои способности.

Дети по методу Судзуки начинают играть на скрипке в 3-4 года. Скрипку малышу сразу не дают, ее получает, как правило, мама. Сначала маму учат, как правильно сыграть простенькую пьесу, чтобы она могла учить ребенка в домашних условиях. Ребенку дают запись пьесы, которую он будет разучивать. Основное место обучения ребенка- это семья. Пока кто-то из родителей не освоит простейших вещей на скрипке, дети вообще не берут инструмент в руки. В классе ребенок наблюдает как играют другие дети, как играет его мама, ему тоже хочется присоединиться. Таким образом, удается пробудить в нем желание: «Я тоже хочу поиграть».

Профессор Судзуки был духовным и нравственным человеком, воспитать таким же детей- это главное, к чему он стремился посредством игры на скрипке. Он не требовал от ребенка быть профессионалом и непременно в будущем зарабатывать деньги игрой на скрипке. Главная забота педагога и родителей- воспитать ребенка честным человеком с чистыми и благородными помыслами.

Через детскую скрипичную школу прошло более 200 тысяч детей. Подобного больше нет нигде в мире. В 1964 году Синити Судзуки с девятнадцатью детьми провел турне по 16-ти городам Америки. Детям было от 5 до 13 лет. Было дано 26 концертов и лекций. Дети играли без дирижера и нот. Это стало оглушительной сенсацией.

Хотя около пяти процентов учеников Судзуки сделали успешную музыкальную карьеру , профессор настаивал: «Я всего лишь хочу воспитать хороших граждан. Если с момента рождения ребенок слушает хорошую музыку и учится играть сам, в нем развиваются глубокие чувства, дисциплина и выносливость. Он приобретает доброе сердце. Если вся нация сообща возьмется за воспитание детей, то, возможно, удастся избежать войн»

Двадцать шесть лет назад, 17-тилетней девочкой, организовывая свою первую театральную студия, я совершенно не была знакома с методикой Судзуки, начала работать с детьми с 5-ти лет. Но видимо творческие люди, в какой бы части земного шара не находились, мыслят одинаково. Через 6 лет в студии появились малыши от 3-х лет, сформировалась основа моей авторской программы «Театр, где играют дети», в основе которой совместные занятия детей и родителей первого года обучения. Ведь родитель только тогда может помочь своему ребенку в процессе обучения, когда сам имеет необходимый багаж знаний и умений. И дальше год за годом родители воспитанников так же бывают подготовлены к самостоятельной работе с ребенком дома. Еще одной особенностью программы является погружение в творческую театральную среду и на занятиях- постоянное взаимодействие детей младших годов обучения со старшими, которые уже что-то могут, которые увлекают малышей за собой в мир творчества! И уж конечно, все 26 лет я не рощу профессиональных актеров, а формирую у детей потребность творчески реализоваться и попытаться изменить к лучшему мир вокруг.

1.Взращение с любовью: классический подход к воспитанию талантов. С. Судзуки.- ООО «Поппури»,СПб, 2005,189с.

2. Воспитание творчеством. В.Степановская. «Внешкольник» № 6, 2007, Москва.

Методика развития талантов Синити Сузуки

Синити Сузуки – известный японский скрипач, талантливый педагог, основатель и президент всемирно известного Института воспитания талантов.

Синити считал, что музыкальный дар это не врожденный талант, а способность, которую можно развить, если с раннего детства целенаправленно заниматься с ребенком.

Сузуки прославился тем, что его, всего лишь трех-четырехлетние, воспитанники уже владели блестящей игрой на скрипке. Свои принципы и методы воспитания Синити Сузуки изложил в книге «Взращенные с любовью».

В ней он доказывает, что каждый ребенок рождается потенциально талантливым. В настоящее время методикой Сузуки пользуются десятки тысяч людей.

Биография Синити Сузуки (17 октября 1898 – 26 января 1998)

Синити родился в Нагое, в Японии, в семье Масакити Сузуки -основателя крупнейшей скрипичной фабрики в мире. Он провел своё детство в окружении скрипок, которые заменяли ему и его братьям и сестрам игрушки. Позже, когда мальчик уже учился в коммерческом училище, он во время летних каникул работал на фабрике своего отца. Однажды, он услышал на граммофоне пластинку с записью «Аве Мария» Франца Шуберта. Эта музыка так потрясла Синити, что, вдохновленный, он принёс домой с фабрики одну скрипку и стал упражняться на ней. С этого момента он начал увлеченно заниматься музыкой и игрой на скрипке. В то время ему было 17 лет.

В 1920 году, когда Синити исполнилось 22 года, он с разрешения своего отца уехал учиться музыке в Берлин. Там молодой музыкант провёл 8 лет, познакомился со своей будущей супругой и обрел друга и наставника в лице Альберта Энштейна.

После женитьбы Синити вместе со своей женой Вальтрауд вернулся в Токио и начал работать преподавателем в Императорской музыкальной школе. Там он стал учить детей школьного возраста игре на скрипке.

Однажды один его знакомый попросил научить его четырехлетнего сына играть на скрипке. Сузуки тогда не знал, как учить таких маленьких детей. Он начал думать об этом и пришел к очевидному выводу: «Все японские дети говорят по-японски»! Это значит, что если к детям с самых первых дней применять тот же метод, что и при изучении родного языка, они могут достичь высокого уровня развития человеческого потенциала и способностей. То есть с самого рождения параллельно с обучением родному языку родители могли бы обучать своего малыша и музыке. И если ребенок не владеет игрой на каком-либо из музыкальных инструментов, то это лишь потому, что его этому не научили или учили неправильно.

Сузуки назвал свой метод «воспитанием талантов». К нему домой стали приходить трех-четырехлетние дети и их родители, чтобы брать уроки игры на скрипке.

С помощью музыки Синити стремился развивать в детях благородство ума и духа.

В 1946 году он открыл ассоциацию "Дошикай" - прообраз будущего Института воспитания талантов. В 1949 году в его институте было уже 35 отделений и 1500 учеников. Вскоре его маленькие скрипачи начали выступать на грандиозных концертах сначала в Токио, потом в США, а затем и по всему миру.

В 1997 году открылась Международная Академия Методики Синити Сузуки.

В 1998 году в возрасте 99 лет великий скрипач умер.

Принципы методики Сузуки:

• Талант, будь то в области музыки или в других сферах человеческой деятельности, не передается по наследству. Человек - дитя своего окружения.

• В каждом ребенке можно развить невероятные таланты, если этим заниматься с самого детства.

• Совместное совершенствование - залог радости и удовольствия для всех: детей, родителей, педагогов.

• Обучение игре на скрипке должно происходить в атмосфере великодушия, сотрудничества и радости.

• Музыка учит чувственности, восприимчивости, дисциплине и настойчивости.

• Способности — это такая вещь, которую мы должны сами воспитать в себе трудом. Это означает, что действие надо повторять и повторять до тех пор, пока оно не станет частью нашей натуры.

• Многократные повторения направлены не на заучивание определенной мелодии, а на точность самовыражения и раскрытия смысла музыки.

• Если ребенку «медведь на ухо наступил», т.е. он уже приобрел привычку неправильно воспроизводить, например, ноту «фа», ему нужно услышать правильное звучание «фа» столько раз, чтобы оно начало превалировать над неправильным. В результате ребенок обретет новое умение и у него разовьется музыкальный слух.

• Любое достижение — это продукт энергии и терпения, а эти качества точно так же поддаются тренировке, как и любые другие способности.

• Сначала характер, потом способности. Задача родителей и педагогов - воспитывать в детях благородство духа, честность, прививать им высокие ценности.

• Любовь дается только тому, кто сам любит. Жизнь стоит того, чтобы ее прожить, только в том случае, если мы любим и заботимся друг о друге.

• Человек может строить умозаключения и создавать новые идеи только на базе сведений, накопленных в его памяти. Лишь при наличии памяти можно говорить об опыте, а если есть опыт, то перед человеком открывается множество путей для развития

Дети — это продукт тренировки и окружающей среды

Даже соловьи не рождаются с готовой способностью петь свои несравненные песни. Необходим «учитель», которого подсаживают к ещё не оперившимся птенцам, живущим в домашних условиях.

В течение месяца птенцы прислушиваются к трелям своего «учителя» и усваивают его навыки. Каким певцом окажется птица в дальнейшем, определяется в первый месяц ее жизни.

И здесь не играет никакой роли, с хорошими или плохими способностями родился тот или иной птенец.

Если есть хороший учитель, то птенец в ходе своего развития воспринимает его опыт и начинает петь так же красиво. Однако, если подсадить к учителю птицу, выросшую в дикой природе, то, как показывает многовековой опыт, ничего подобного не происходит. Таков закон природы. Разве этот пример с соловьями не служит для нас ценным намеком в плане развития человеческого потенциала?

Игра на скрипке — это, прежде всего, игра

Первые годы, когда идет приобретение навыков родного языка и слух у ребенка находится на пике активности – это идеальное время, чтобы развить музыкальность. Как же происходило обучение 3-4-хлетних детей игре на скрипке? Занятия должны быть основаны на добровольном желании ребенка. В первую очередь Сузуки учил играть на скрипке родителей, а ребенок только наблюдал и запоминал мелодию. Дома маме так же рекомендовалось повторять музыкальные упражнения. Таким образом, ребенок видел, как это интересно и увлекательно, и произносил магические слова: «Я тоже хочу». В следующий раз ребенок с особым трепетом приходил на свой первый урок.

Занятия бывали индивидуальными и групповыми. На групповых у ребенка была возможность поиграть рядом с детьми, которые уже чему-то научились. Это влияние имеет огромное значение для обучения: слушая более технически совершенную и сложную игру своих старших товарищей, малыши стремятся как можно скорее достичь их уровня.

Если же родители подходят к обучению ребенка игре на скрипке, как к его обязанности, а не игре, то вскоре он теряет интерес к занятиям.

Ребенок должен иметь возможность слушать записи скрипичных пьес и играть со скрипкой, как с игрушкой. Мама же, время от времени в непринужденной форме показывает своему ребенку, как правильно держать скрипку и смычок.

Профессиональному музыканту требуется три вещи:

1) тонкое музыкальное чутье,

2) высокое исполнительское мастерство,

3) хороший характер.

Синити Сузуки считал, что четырех-пятилетние дети обладают следующими особенностями, и хотел бы быть похожим на них:

Читайте также: