Момент затяжки колесных болтов bmw x3

Обновлено: 15.05.2024

Момент затяжки болтов и гаек на колёсах

От того, как затянут колёсный крепёж, зависит безопасность езды, так что это весьма ответственно для любого автомобиля. У автотранспорта диски фиксируются к ступице либо болтами, либо соединением гайка-шпилька. Третий вариант, когда колесо крепят лишь по центру, можно видеть только на гоночных машинах, поэтому принимать его в расчёт мы не будем. Рассмотрим, что значит момент затяжки болтов, и как при завинчивании добиться нужной величины.

Подбираем правильный крепёж

Главное при установке колёс на машину – закрутить крепёж так, чтобы не допустить его ослабления при движении. Это может привести к самопроизвольному снятию колеса, и понятно, какие будут последствия. Хотя, достаточно опытный водитель уже по характерному стуку поймёт, что ослабилось крепление колеса и примет меры.

Иногда самоослабление соединения происходит по причине неправильного подбора крепежа к дискам. Имеется в виду, конечно, не резьба – если шаг не тот, то гайку или болт попросту не вкрутишь. Речь идёт о форме головки болта или нижней кромки гайки, которая может быть как конической, так и сферической. А гайка к тому же может быть глухой, сквозной, короткой, высокой, иметь прижимную шайбу.

Затяжка болтов на колесе

Затяжка болтов на колесе

Несколько важных нюансов

Дабы защитить автомобиль, ночующий под дверями подъезда, многие автовладельцы ставят на колёса секретки. Это набор из четырёх гаек или болтов (по одному на колесо), которые обычным ключом открутить невозможно.

  • Для этого в наборе присутствует спецключ, конфигурация которого соответствует индивидуальной форме отверстия на гайке или в шляпке болта. Секретки не обязательно затягивать так же сильно, как и основной крепёж, так что момент затяжки колесных болтов или гаек на них не распространяется.
  • Очень важно не использовать для фиксации колёс крепеж с нарушенной резьбой, смятыми гранями. Если увидели такой дефект, замените гайку или болт на новый, аналогичный не только по резьбе, но и по прочностным характеристикам. А обеспечивает их только заводское изготовление.
  • Сегодня нередко литые диски выпускают в универсальном варианте – с таким расчётом, чтобы их можно было установить на разные автомобили. Размер ступичного отверстия (DIA) при этом делается максимально большим, а на меньший размер переходят за счёт установки ступичных адаптеров.
  • Без этих вкладышей, даже если разница составляет все миллиметр, нагрузка на крепёж увеличивается. Его отверстия деформируются и колесо начинает вращаться по траектории овала, а не круга. Руль начинает бить, и особенно это чувствуется на скорости ближе к 100 км/час.

Не понимая, что происходит, автовладелец обращается в шиномонтажку. Новая балансировка проблему не решает, а между тем на машине разрушаются амортизаторы и элементы ходовой части, ломаются шпильки колеса. Виной всему отсутствие маленьких пластмассовых колечек ценою в 50-75 рублей.

С каким усилием затягивать колесные гайки

Момент затяжки болтов и гаек на колёсах

Сила затяжки болтов у каждого автомобиля своя и определяет её производитель, указывая в инструкции по эксплуатации модели.

Только как понять, что при закручивании приложено именно то усилие, которое нужно? И как не перестараться и не сорвать резьбу? Для этого существует специальный ключ со встроенным динамометром (отсюда и название динамометрический). Он обеспечит контроль момента затяжки колесных гаек, для которых пережим так же нежелателен, как и слабое крепление.

Он может привести не только к срыву резьбы или деформации болта или шпильки, но и к появлению трещины на диске. К тому же, перетянутый крепёж имеет свойство прикипать к ступице, после чего его невозможно открутить – нужно только срезать. Перетянуть резьбу можно не только гайковёртом, но и балонником, рычаг которого имеет достаточную длину.

Поэтому, после завинчивания крепежа обычным инструментом, рекомендуется произвести окончательную затяжку болтов динамометрическим ключом. С его помощью соединение можно как дотянуть до нормируемого, так и ослабить, если изначально было приложено чрезмерное усилие.

Таблица моментов затяжки колесных болтов и гаек

Сориентироваться, какой момент затяжки колесных болтов и гаек определяет производитель для той или иной модели автомобиля, поможет представленная ниже таблица.

Таблица затяжки болтов динамометрическим ключом

После выполнения ремонтных работ ходовой части автомобиля многим новичкам кажется, что самая трудная часть работы осталась позади. Но чтобы прикрутить колесо, некоторые, не рассчитывая собственных сил, заламывают болт или шпильку. Эта проблема актуальна среди многих водителей. Для избежания неблагоприятных последствий необходимо приобрести динамометрический ключ, а также освоить навыки.

Что нужно, чтобы правильно затянуть колесные болты

Многие часто задаются вопросом, с каким усилием затягивать колесные гайки можно в домашних условиях. Вроде этот процесс с первого взгляда кажется достаточно простым. Прежде чем приступить к поэтапному действию, человек должен подготовить определенные инструменты. Очень часто автовладельцы самостоятельно выполняют эти действия в домашних условиях и, не рассчитывая своих сил, срывают резьбу. Это происходит из-за того, что новичок достаточно сильно надавливает на болты.


Процесс затягивания болтов

Момент затяжки колесных болтов осуществляется с подготовкой необходимых инструментов. Чтобы выполнить процесс грамотно, необходимо приобрести специальный динамометрический ключ. Без этого инструмента сложно представить процесс затяжки болтов.

Как правило, пневмогайковерт регулирует момент затяжки элементов на конструкции. Если не затянутый болт выступает в передней части, тогда во время перемещения на транспортном средстве будет ощущаться дискомфорт. То есть машину будет немного «трясти». Ведь основная нагрузка приходится на рулевое колесо.

Процесс затягивания колесных болтов: поэтапные действия


Порядок действий

Чтобы конструкции надежно были зафиксированы с необходимым моментом, существует специальная таблица затяжки болтов динамометрическим ключом. Например, если их количество четыре (1-3-4-2), 5 болтов (1-4-2-5-3) или 6 болтов (1-4-5-2-3-6).

Сам процесс осуществляется следующим образом:

  • Требуется надеть колесо на выступ центральной части ступицы, и поставить направляющие шпильки напротив соответствующих отверстий.
  • Далее придется вручную закрутить болты достаточно крепко, чтобы колесо не соскочило с места.
  • После выполнения всех действий необходимо взять инструмент с выставленным моментом и затянуть колеса в правильном порядке.

Какая сила и момент затяжки должны быть


Гайка колес на легковой автомобиль

Грамотная затяжка гаек колес легковых автомобилей осуществляется при помощи динамометрического ключа. На нем можно установить необходимый момент затяжки гаек. Если усилие будет его превышать, тогда ключ начнет проскальзывать. Определив, с какой силой придется затягивать гайки на колесах, можно приобрести данный инструмент. Стоимость такой разработки начинается от 1400 рублей* и выше.

Таблица затяжки болтов динамометрическим ключом


Таблица усилий затяжки колесных болтов

В последнее время многие автовладельцы устанавливают облегченные колесные гайки литых дисков, изготовленные из алюминия. Они смотрятся стильно.

Определить все эти параметры позволит специальная таблица усилия затяжки данных колесных болтов в зависимости от производителя и модели.

Момент затяжки колесных болтов bmw x3

Действия в чрезвычайных ситуациях
Ежедневные проверки и определение неисправностей
Инструкция по эксплуатации и техническому обслуживанию автомобиля
Предостережения и правила техники безопасности при выполнении работ на автомобиле
Основные инструменты, измерительные приборы и методы работы с ними
Механическая часть дизельного двигателя 3.0 л (М57)
Механическая часть бензинового двигателя 3.0 л (N54)
Механическая часть бензинового двигателя 4.4 л (N63)
Система охлаждения
Система смазки
Система питания
Система управления двигателем
Система впуска и выпуска
Электрооборудование двигателя
Коробка передач
Приводные валы и оси
Подвеска
Тормозная система
Рулевое управление
Кузов
Пассивная безопасность
Система кондиционирования воздуха
Электрооборудование автомобиля
Толковый словарь

Автомобиль BMW X6

Развивая концепцию кроссовера, начатую с модели Х5, немецкий автомобильный концерн BMW создал пятидверный фастбек повышенной проходимости Х6. В маркетинговых целях, сам производитель определил новую модель как спортивно-активное купе SAC, Sports Activity Coupe, чем в очередной раз разрушил общепринятые стереотипы, ведь до этого момента купе с пятью дверями и дорожным просветом более двадцати сантиметров казалось вещью невозможной.

BMWX6, премьера которого состоялась в 2007 году на Франкфуртском автосалоне, построен на платформе Х5, поэтому заводские индексы обеих моделей почти одинаковы: Е70 у BMWX5, и Е71 у Х6. Оба автомобиля выпускаются на одном и том же заводе американского Спартанбурга, но, в отличие от «икс-пятого», выпускаемого тиражом около 130 тысяч в год, производство купе Х6 составляет всего 40 тысяч автомобилей, из которых на экспорт идут только половина, что делает модель своего рода эксклюзивом.

Автомобиль BMW X6

Кузов Х6, по сравнению с Х5, стал на четыре сантиметра ниже и на пять сантиметров шире, что ощутимо повлияло на общий облик автомобиля. Покатая крыша и покатые обводы придают модели динамичный и спортивный стиль.

Автомобиль BMW X6

Передняя часть салона новой модели практически идентична BMW Х5. Как и подобает автомобилю такого класса, внутреннее убранство салона выполнено только из высококачественных материалов. Сиденья из бежевой кожи имеют развитую боковую поддержку и, помимо стандартных электрорегулировок с памятью механическую регулировку коленного выступа. Мультифункциональное рулевое колесо снабжено электроприводом, подогревом и кнопками управления аудиосистемой и громкой связью. Большие боковые зеркала заднего вида с подогревом и функцией складывания обеспечивают прекрасную обзорность.

Отличия интерьеров Х5 и Х6 в оснащении задней части салона. В Х6 только два задних места, разделенных боксом с подстаканниками и отсеками для мелких вещей. Заваленная крыша практически не повлияла на комфорт задних пассажиров над головой места лишь на 35 мм меньше, чем в Х5.

Автомобиль BMW X6

Багажное отделение «икс-шестого» хотя и меньше, чем в «икс-пятом» (от 570 до 1450 литров при сложенных задних сиденьях против 620-1750 литров), однако места хватит для любого спортивного инвентаря, необходимого для активного отдыха.

Автомобиль BMW X6

На BMW Х6 устанавливаются только турбированные двигатели. Бензиновые версии представлены трехлитровой рядной шестеркой мощностью 306 л. с. и V-образной «восьмеркой» объемом 4,4 л мощностью 407 л. с. Две модификации трехлитровых турбодизелей развивают мощность 235 и 286 л. с. Двигатели комплектуются модернизированной автоматической коробкой передач ZF с новым алгоритмом переключения. В режиме Sport коробка способна «опускаться» не на одну, как обычно, а сразу на две передачи. Кроме того, управлять переключением передач можно в ручном режиме с помощью расположенных на рулевом колесе клавиш.

Шасси BMWX6 активное с дополнительным редуктором в рулевом вале (Active Steering) и подвеской Adaptive Drive, включающей управляемые электроникой амортизаторы и стабилизаторы поперечной устойчивости. Как и в Х5, система полного привода xDrive, которая может при необходимости жестко связать оси, имитируя блокировку центрального межосевого дифференциала, больше направлена на улучшение управляемости при равномерном прямолинейном движении она распределяет крутящий момент между осями в соотношении 40:60, а если, например, в повороте автомобиль начинает проскальзывать передними колесами, то на задние перераспределится до 100% тяги. Главной же изюминкой BMWX6 является активный задний дифференциал Dynamic Performance Control (DPC), работающий по тому же принципу, что и узел AYC, уже много лет устанавливаемый на Mitsubishi Lancer Evolution: за счет блокировки «бортовых» фрикционов на одно из задних колес подается больший крутящий момент, благодаря чему в повороте можно «довернуть» автомобиль тягой, перераспределив крутящий момент в пользу заднего наружного колеса, а в критической ситуации возможно устранение заноса без привлечения тормозов одним лишь перераспределением тягового усилия. Причем, в отличие от Mitsubishi, активный задний дифференциал BMW X6 гораздо теснее связан со всеми остальными узлами и системами шасси. В результате, кроссовер может похвастать такой отменной управляемостью, которой мог бы позавидовать даже идеальный легковой автомобиль.

BMW X6 снабжен восемью подушками безопасности. Интеллектуальная электронная система гарантирует, что в случае столкновения сработают только те подушки безопасности, которые необходимы в данном случае. Рейтинг пять звезд по результатам независимых проверок Euro NCAP естественный результат конструкторского гения инженеров BMW.

В конце 2009 года BMW представил версию X6 с гибридной силовой установкой ActiveHybrid, являющуюся самым мощным в мире гибридным автомобилем. Помимо этого, небольшие изменения коснулись линейки турбодизелей двигатели форсировали до 245 и 306 л. с.

Автомобиль BMW X6 доказательство того, что совершенству нет пределов, ведь, как оказалось, даже BMW X5 кроссовер с самыми выдающимися дорожными характеристиками в классе можно усовершенствовать, создав автомобиль с еще более отменной управляемостью и динамикой.

В данном руководстве приводятся указания по эксплуатации и ремонту BMW X6 (E71), выпускаемого с 2008 года, с учетом обновления 2010 года.

Затяжка болтов и гаек

Затяжка болтов и гаек

Перед тем, как приступить к установке, требуется принять меры по очистке. На посадочной поверхности как ступиц, так и дисков, может скопиться грязь. После очистки на них наносится пластинчатая или графитовая смазка – достаточно будет тонкого слоя. Также смазку нужно применить к резьбе гаек или шпилек, а также болтов, с помощью которых и будут крепиться колеса авто. Во время смазки проинспектируйте болты и гайки. Те из них, чья резьба повреждена или чьи грани смяты, лучше выбросить и заменить новыми. Новые же должны быть аналогичны им, причем это касается не только размера резьбы, но также и прочности. Использовать нужно только заводские варианты.

Длинные болты

Чтобы закрепить литые и кованые колеса лучше всего подходят длинные болты. Они довольно толстые, особенно если сравнивать с легкосплавными, поэтому и требуется дополнительная длина болтов. Часть с резьбой по длине должна подходить к глубине отверстия ступицы, болты с меньшей частью просто не подойдут. Однако и излишняя длина будет вредить: в этом случае, когда будет вращаться колесо, болты станут цепляться за детали тормозного механизма.

крепления диска болтами

Если же у вас легкосплавные колеса, то после некоторого времени эксплуатации нужно будет подтянуть болты. Это необходимо, так как твердость легких сплавов ниже, чем описанных выше, и из-за микронеровностей они будут чуть сминаться в областях контакта с головками болтов или ступицами. Результат - ослабление соединения.

Приступая к затягиванию крепежей, обязательно следуйте всем инструкциям, которые прописаны в Руководстве по эксплуатации автомобиля. Однако если там не указано особое значение, то затягивать их нужно моментом 10-11 кгс"м. Не нужно прилагать изличшие усилия: если перетянуть болты, произойдет деформация диска колеса и нарушится профиль отверстия. Это не даст колесу держаться в ступице как положено. Есть также риск даже оборвать головку болта или смять ее грани. Если же перетянуть гайку, то в отверстие ступицы провернется шпилька. Не будет даже возможности отвернуть эту гайку самостоятельно, без помощи специалиста из автосервиса или особого инструмента.

Затяжка секреток

Когда вы решаете использовать секретки на колеса, призванные защитить колеса от кражи, то при их затяжке нужно прилагать меньше усилий. Обычно «секреткой» заменяют только один болт или одну гайку на каждом колесе.

«Секретки» нужно выбирать очень тщательно: предполагается, что отвернуть их можно исключительно особым ключом – тем, что идет с ними в комплекте. Перед покупкой постарайтесь в этом удостовериться. Также узнайте, не испортится ли особый крепеж из-за воздействия грязи или воды. Старайтесь не покупать массивные «секретные» болты: они нарушат балансировку колес.

КОЛЕСНЫЕ БОЛТЫ

  • Рекомендуем

Рекомендуем почитать на тему КОЛЕСНЫЕ БОЛТЫ
  • J.P.R.F.
  • Подробно

Иногда сам так закручу, что откручиваю только с применением рычага)))

  • flars
  • Подробно

Van_Basten
да никто не прыгает
в сервисе пистолетом обычно затягивают

WD пробовал ----мало что изменяется

  • Реклама

  • Дедушка Намто
  • Подробно

Еще лучше медной смазкой смазать. Она не течет до 1000 градусов.

А если и вкручиваются тоже плохо - по резьбе пройтись медчиком. Но это уже не очень хорошо.

  • butch
  • Подробно
  • Gonzales
  • Подробно
  • flars
  • Подробно
  • VKOM
  • Подробно
  • 325i
  • Подробно
  • Реклама

  • 325i
  • Подробно
  • flars
  • Подробно
  • 325i
  • Подробно
  • VKOM
  • Подробно

325i

Ты же сам написал:"Главное - не переусердствовать!"

  • flars
  • Подробно
  • Рекомендуем

Рекомендуем почитать на тему КОЛЕСНЫЕ БОЛТЫ

Еще лучше медной смазкой смазать. Она не течет до 1000 градусов. Twisted Evil

А если и вкручиваются тоже плохо - по резьбе пройтись медчиком. Но это уже не очень хорошо.

Gonzales писал(а):
графитовая смазка Twisted Evil
затягивать динамометрическим ключом нужно

  • 325i
  • Подробно
  • Edward1979
  • Подробно
  • bumer76
  • Подробно
  • Реклама

а чем они пояснили это?

  • bumer76
  • Подробно
  • Дедушка Намто
  • Подробно
  • Nemec
  • Подробно

Van_Basten
да никто не прыгает
в сервисе пистолетом обычно затягивают

WD пробовал ----мало что изменяется

Дай в голову тем, кто тебе пистолетом болты колесные затягивает, пистолетом их наживляют, а далее далжны динамометричеким ключом затягивать иначе [censored] открутишь.

  • Edward1979
  • Подробно

Van_Basten
да никто не прыгает
в сервисе пистолетом обычно затягивают

WD пробовал ----мало что изменяется

Дай в голову тем, кто тебе пистолетом болты колесные затягивает, пистолетом их наживляют, а далее далжны динамометричеким ключом затягивать иначе [censored] открутишь.

Щелчёк?! А что там может щёлкать? У меня щелкало тока когда болт пополам трескался )

  • SergVolgograd
  • Подробно

--> С уважением, SergVolgograd.

  • Nemec
  • Подробно
  • sunchemical
  • Подробно

>в сервисе пистолетом обычно затягивают
пистолетом можно дать такой момент, что резьба в кисель пойдет
можно только спец-пистолетом с выставлением нужного момента. про такой Nemec пишет.
я таких у нас не видел пока

насчет самораскрутки болтов - если болт закручен с нужным моментом - он наоборот - самозатягивающийся

так же важно, чтобы был хороший ключ, с четкими гранями. и вставленный не под углом.
иначе на болте грани будут слизаны очень быстро

"высверливать" геморройно, долго и дорого. есть опыт.

  • Edward1979
  • Подробно

>в сервисе пистолетом обычно затягивают
пистолетом можно дать такой момент, что резьба в кисель пойдет
можно только спец-пистолетом с выставлением нужного момента. про такой Nemec пишет.
я таких у нас не видел пока

насчет самораскрутки болтов - если болт закручен с нужным моментом - он наоборот - самозатягивающийся

так же важно, чтобы был хороший ключ, с четкими гранями. и вставленный не под углом.
иначе на болте грани будут слизаны очень быстро

Момент затяжки колесных болтов bmw x3

Решил тут делать всё по уму, прибарахлился динамометрическим ключом, почитал TIS - затяжка колёс 120Нм
[Для просмотра ссылки/изображения нужно войти или зарегистрироваться]

Взял ключ, поставил 120Нм и после легкого движения руки, без напряга, услышал "счёлк" от ключа, мол момент есть. Но это реально мало же.
Я ради интереса затянул один болт как обычно, и динамоключом проверил - 160Нм.
Вот мне стало интересно, если всё-таки затягивать по ТИСу моментом 120Нм, выкрутятся ли болты.

При условии чистой и сухой резьбы с обоих сторон
Момент достаточен

Это естественно при отсутствии любой смазки

Ааа, я то болты смазываю графиткой.
для меня по мнению реально умных(с точки зрения механики и прочего узкоспециализированного образования) и опытных товарищей, какое бы благо не преследовало смазывание резьб, делать этого нельзя не в коем случае
хотя конечно так хочется сейчас смазать и чтобы потом нормально открутилось, сам раньше бывало смазывал и в том числе и болты колесные, как раз предпочитал графитку, но некоторое время назад всетаки перестал это делать

недавно один человек поддоткнул меня в направлении обработки прикипающих поверхностей:
LIQUI MOLY - Растворитель ржавчины с молибденом (MoS2) MoS2-Rostloser арт. 1986
для резьбы конечно все равно не полезно, но устраняет самое главное - не дает прикипать в течении длительного времени, хотя по сути таже самая графитк(только с без графита, а вместо них твердое смазывающее вещество – дисульфид молибдена)

Всегда ступицу брызнаю медной смазкой
кстати, я тоже уже пару лет как использую медную смазку

но тут на своей машине столкнулся что за зиму колеса так и прикипели :( т.е. 6 месяцев и не снять, никогда такого не было, хотя эти зимние диски у меня уже 6 лет как одни и теже
сейчас перешел на алюминиевую смазку(тут ([Для просмотра ссылки/изображения нужно войти или зарегистрироваться])), посмотрю на эффект

хотя у алюминиевой температура ниже - до +900
а у медной до +1150

кстати, я тоже уже пару лет как использую медную смазку

но тут на своей машине столкнулся что за зиму колеса так и прикипели :( т.е. 6 месяцев и не снять, никогда такого не было, хотя эти зимние диски у меня уже 6 лет как одни и теже
сейчас перешел на алюминиевую смазку(тут ([Для просмотра ссылки/изображения нужно войти или зарегистрироваться])), посмотрю на эффект

хотя у алюминиевой температура ниже - до +900
а у медной до +1150
Я тоже ступицу медной смазываю, тоже одно колесо прикипело, хотя снималось месяца 2-3 назад для смены колодок.
Пролил между диском и ступицей WD40 - снялось отлично.

По поводу "прикипания" колёсных болтов. Конечно,ржавая резьба несколько затрудняет отворачивание болтов.
Но в общем-то,причина по которой бывает сложно "сорвать" с места болт,не в этом. :no:
А дело в том,что стальной болт и алюминиевое колесо составляют гальваническую пару в месте их контакта. Электрохимическая коррозия и вызывает "прикипание".
Также,при затяжке колёсного крепежа имеет место быть эффект клина вследствие того,что конусы болта (гайки) и колеса несколько различаются по углам.

Обычно я просто очищаю болты. Иногда наношу на резьбу немного Мовиля или графитовой смазки. Именно немного и только на резьбу! Попадание смазки на конус может привести к отворачиванию колёсного крепежа!

falcon,основная причина того,что я перестал посещать известный нам с тобой БМВ-сервис в том,что я так и не смог отучить их смазывать резьбовые соединения. :facepalm: А это посерьёзнее замкнутого провода на динамик.

Я раньше не смазывал, затягивал довольно сильно, без динамометра. Несколько раз были ситуации что болт не откручивался. Стал закручивать послабее, пару раз колеса открутились. После второго раза решил, что если динамометра нет, то самое верное смазать и закрутить посильней. Ступицу всегда смазываю, поэтому никогда ничего не прикипает.

На счет 120 н*м и прочей научной арифметики больше чем уверен, что на новых или почти новых так оно и есть, закрутил на сухую с требуемым моментом и все отлично. А когда посадочные отверстия могут быть деформированны хрен его знает достаточно или нет. Опять же, по рекомендациям производителей легкосплавные диски положено через 50 км повторно протягивать, но кто у нас этим занимается то?

Опять же, по рекомендациям производителей легкосплавные диски положено через 50 км повторно протягивать, но кто у нас этим занимается то?

Я :facepalm: Каждые две недели протягиваю динамиком. По воскресениям на работе на мойку заезжаю и полная ревизия, жидкости, уборка, протирка мотора, проверка давления в колесах. :new_russian:

BeCrazy, я думаю таких как ты 0.01%. А большинство к колесным болтам обращается при сезонной смене.

Да, менял тут на машине жены колеса, попробовал затянуть их 120 н*м. Но реально фигня какая-то, болты потом еще градусов на 30 доворачиваются. Вот если если 150-160 затягивать, до больше уже особо и не довернешь.


графиткой не под каким видом не мажь
Расскажи это тем, у кого болты прикипели и при откручивании обломились))) У меня давным давно было такое, больше такого "счастья" не надо)

Вот если если 150-160 затягивать, до больше уже особо и не довернешь.

Что-то я по ходу сглазил сам себя :facepalm: Решил крайний раз затянуть болты динам. ключем с моментом 150 и упорол болты. Не знаю все или нет, в общем болт, после того, как уперся в диск, доворочивался еще чуть ли не на оборот до щелчка в ключе. Что я сразу не смутился, не знаю, но последний болт на последнем колесе (ну классика) после того, как уперся, провернулся на один оборот, потом на второй. Хорошо хоть ума хватило выкрутить его вовремя, результат - болт стал длиннее где-то на 3 мм за счет растяжения в районе шейки болта, там прям видно что он стал заметно тоньше и расстояние меж витков увеличилось. Этот болт поменял, х.з. что теперь с остальными, боюсь придется теперь все болты менять. Это еще слава Богу, что он лопнуть не успел. Короче не надо крутить болты моментом 150 н*м.

P.S. Удивительно конечно, что не резьба поплыла, и не лопнул, а просто тупо вытянулся в длину. За мою небольшую слесарную практику первый раз такое.

Lesha, я их как смазал 6 лет назад, так они и смазаны. Думаешь из-за этого? В принципе сам в шоке что болт тупо вытянулся, причем остальные походу тоже подвытянулись, потому что было такое, что уперся и еще сколько доворачивался относительно мягко. Может от возраста усталость металла?

Добавлено через 14 минут
Lesha, а ты срывал шляпки колесных болтов при откручивании или при закручивании? Потому что у меня такое ощущение, что я один такой умудрился сломать болт при затягивании :facepalm:

Затяжка болтов на колесах легкового автомобиля

Многие часто задаются вопросом, с каким усилием затягивать колесные гайки можно в домашних условиях. Вроде этот процесс с первого взгляда кажется достаточно простым. Прежде чем приступить к поэтапному действию, человек должен подготовить определенные инструменты. Очень часто автовладельцы самостоятельно выполняют эти действия в домашних условиях и, не рассчитывая своих сил, срывают резьбу. Это происходит из-за того, что новичок достаточно сильно надавливает на болты.



Процесс затягивания болтов

Момент затяжки колесных болтов осуществляется с подготовкой необходимых инструментов. Чтобы выполнить процесс грамотно, необходимо приобрести специальный динамометрический ключ. Без этого инструмента сложно представить процесс затяжки болтов.

Как правило, пневмогайковерт регулирует момент затяжки элементов на конструкции. Если не затянутый болт выступает в передней части, тогда во время перемещения на транспортном средстве будет ощущаться дискомфорт. То есть машину будет немного «трясти». Ведь основная нагрузка приходится на рулевое колесо.

Таблица затяжки болтов динамометрическим ключом

В последнее время многие автовладельцы устанавливают облегченные колесные гайки литых дисков, изготовленные из алюминия. Они смотрятся стильно.

Определить все эти параметры позволит специальная таблица усилия затяжки данных колесных болтов в зависимости от производителя и модели.


После выполнения ремонтных работ ходовой части автомобиля многим новичкам кажется, что самая трудная часть работы осталась позади. Но чтобы прикрутить колесо, некоторые, не рассчитывая собственных сил, заламывают болт или шпильку. Эта проблема актуальна среди многих водителей. Для избежания неблагоприятных последствий необходимо приобрести динамометрический ключ и освоить навыки.

Процесс затягивания колесных болтов: поэтапные действия

Чтобы конструкции надежно были зафиксированы с необходимым моментом, существует специальная таблица затяжки болтов динамометрическим ключом. Например, если их количество четыре (1-3-4-2), 5 болтов (1-4-2-5-3) или 6 болтов (1-4-5-2-3-6).

Сам процесс осуществляется следующим образом:

  • Требуется надеть колесо на выступ центральной части ступицы, и поставить направляющие шпильки напротив соответствующих отверстий.
  • Далее придется вручную закрутить болты достаточно крепко, чтобы колесо не соскочило с места.
  • После выполнения всех действий необходимо взять инструмент с выставленным моментом и затянуть колеса в правильном порядке.

Статья «Усилие затяжки болтов колес» — ИНСТРУМЕНТАЛЛИКА

Очень важно что бы после посещения Вашего шиномонтажа, автосервиса или СТО, через несколько километров пробега, Ваш клиент не обнаружил, что болты на колесе не не затянуты или наоборот «сорваны». Чтобы избежать проблем с колесными болтами, не плохо было бы обзавестись динамометрическим ключом и знать усилие затяжки крепежей автомобиля.

Таблица1 Момент затяжки болтов на колесах легковых автомобилей

В какой последовательности затягивать колесные гайки ?

Протяжка гаек осуществляется крест-накрест. Чтобы было более понятно, смотрите на прикрепленное изображение ниже:

На сегодня это все. Если у кого-то есть вопросы, мысли, дополнения — милости прошу в комментарии. Они как всегда открыты, ждут вопросов и обсуждений.

Определенная степень закрутки резьбовых элементов выполняется с целью увеличения срока службы, прочности и повышению сопротивления различным влияющим факторам. Для каждого крепежного элемента есть определенная степень затяжки на каждом посадочном месте, рассчитывается она на основе нагрузок, температурных режимов и свойств материалов.

Например, при воздействии температуры металлу свойственно расширяться, при условии влияния вибрации — крепеж получает дополнительную нагрузку, и чтобы минимизировать ее, закручивать нужно с правильным усилием. Рассмотрим силу затяжки болтов, таблицы, методы и инструменты для проведения работ

Смазка колесных дисков

Существует несколько проблем, с которыми автолюбители сталкиваются. Прежде всего, это ржавчина. Со временем коррозия повреждает не только резьбу, но и саму шляпку. Однако эта проблема не касается тех метизов, которые с завода покрыты антикоррозийным составом.

Довольно часто болты прикипают. Это явление делает затруднительным использование электрического гайковерта. Сложно откручивать метизы и вручную. Когда головка болта при откручивании обламывается, многие владельцы транспортных средств говорят о недостаточном уровне смазки. Но относительно целесообразности применения смазочных материалов для резьбовой части колесных болтов ведутся споры. Одни автовладельцы утверждают, что смазывающие составы позволяют значительно продлить срок службы болтов. Другие являются противниками использования различных смазок для колесных болтов, поскольку считают, что масло может способствовать раскручиванию метизов во время движения авто.

Болты для колесных дисков

Колесные болты обрабатывают смазывающими материалами, чтобы избежать коррозии и прикипания. Слой смазки препятствует негативному влиянию воды и воздуха, так как результатом такого взаимодействия может быть закисание и чрезмерная фиксация болтов в ступице.

Но большое количество смазки снижает уровень трения. Возможным также является и ослабление крепежа в результате применения смазывающего состава. Это основная причина, почему нельзя смазывать колесный болт. В результате постоянного воздействия вибрации метизы откручиваются, и потеря колеса на ходу становится неизбежной.

На практике такие ситуации происходят редко. К примеру, причиной чрезмерной фиксации крепежей является перетяжка во время предыдущего обслуживания колес. Водители могут самостоятельно дотянуть метиз до того уровня, когда демонтаж подручными средствами становится невозможным. Подобную ошибку допускают и специалисты на сервисных станциях. Используя гайковерты для колесных болтов, они не рассчитывают возможности пневматических устройств.

Смазка не является основной причиной откручивания метизов. Конусная часть болта предназначена для выполнения сразу нескольких функций:

  1. Центрируется колесо.
  2. Плотно фиксируется диск.
  3. Конус при монтаже создает клин, препятствующий самопроизвольному откручиванию на ходу.

Многие эксперты утверждают, что смазкой пользоваться можно. Это необязательная процедура, однако, состав может защитить резьбу от появления коррозии.

Маркировка деталей

Этот параметр указывается на головке болта. Для деталей, выполненных на основе углеродистой стали с классом прочности — 2, указываются цифры через точку, например: 3.5, 4.8 и т. д.

Первая цифра указывает 1/100 номинального размера прочностного предела на разрыв, измеряется в МПа. Например, если на головке болта, указано — 10.1, то первое число означает 10*100 = 1000 МПа.

Вторая цифра — отношение пределов текучести к прочности, умножается на 10, по вышеуказанному примеру — 1*10*10= 100 МПа.

Предел текучести — это максимальная нагрузка на болт. Для элементов, выполненных из нержавеющей стали, наносится тип стали А2 или А4, и далее предел прочности. Например: А4—40. Число в данной маркировке характеризует 1/10 предела прочности углеродистой стали.

Моменты затяжки резьбовых соединений

Ниже приведена таблица затяжки болтов динамометрическим ключом.

Прочность болта, в Нм
Размер резьбы8.810.912.9
М6101316
М8253340
М10506680
М1285110140
М14130180210
М16200280330
М18280380460
М20400540650

Моменты затяжки ленточных хомутов с червячным зажимом

В нижеуказанной таблицеприведены данные для первоначальной установки на новом шланге, а также для повторной затяжки уже обжатого шланга.

Размер хомутаНмфунт / дюйм
16мм — 0,625 дюйма7,5±0,565±5
13,5мм — 0,531 дюйма4,5±0,540±5
8мм — 0,312 дюйма0,9±0,28±2
Момент затяжки для повторной стяжки
16мм4,5±0,540±5
13,5мм3,0±0,525±5
8мм0,7±0,26±2

Как определить момент затяжки

  • С помощью динамометрического ключа.

Этот инструмент должен быть подобран таким образом, чтобы момент затяжки крепежного элемента был на 20−30% меньше, чем максимальный момент на вашем ключе. При попытке превысить предел, ключ быстро выйдет из строя.

Усилие на затяжку и тип стали указывается на каждом болте, как расшифровывать маркировку описывалось выше. Для вторичной протяжки болтов нужно учитывать несколько правил:

  1. Всегда знать точное необходимое усилие для затяжки.
  2. При контрольной проверке затяжки стоит выставить усилие и проверить в круговом порядке все крепежные элементы.
  3. Запрещено использовать динамометрический ключ как обычный, им нельзя производить закрутку деталей, гайку или закручивать болт до примерного усилия, контрольная протяжка производится динамометрическим ключом.
  4. Динамометрический ключ должен быть с запасом.
  • Без динамометрического ключа.

Для этого потребуется:

  • Ключ накидной или рожковый.
  • Пружинный кантер или весы, с пределом в 30 кг.
  • Таблица, в которой указывается усилие затяжки болтов и момент затяжки гаек.

Момент затяжки — это усилие, приложенное на рычаг размерами в 1 метр. Например, нам требуется затянуть гайку с усилием 2 кГс/м:

  1. Измеряем длину нашего накидного ключа, она, к примеру, составила 0,20 метра.
  2. Делим 1 на 0,20 получаем цифру 5.
  3. Умножаем полученные результаты, 5 на 2кГс/м и получаем в итоге 10 кг.

Переходя к практике, берем наш ключ и весы, прикрепляем крючок к ключу и производим затяжку до нужного веса, согласно описанного выше расчета. Но даже такой способ в итоге окажется лучше, чем тянуть от «руки — на глаз», с погрешностью, чем выше усилие, тем она меньше. Это будет зависеть от качества весов, но лучше все-таки приобрести специальный ключ.

Затяжка болтов и гаек

Перед тем, как приступить к установке, требуется принять меры по очистке. На посадочной поверхности как ступиц, так и дисков, может скопиться грязь. После очистки на них наносится пластинчатая или графитовая смазка – достаточно будет тонкого слоя.

Также смазку нужно применить к резьбе гаек или шпилек, а также болтов, с помощью которых и будут крепиться колеса авто. Во время смазки проинспектируйте болты и гайки. Те из них, чья резьба повреждена или чьи грани смяты, лучше выбросить и заменить новыми.

Новые же должны быть аналогичны им, причем это касается не только размера резьбы, но также и прочности. Использовать нужно только заводские варианты.

Длинные болты

Чтобы закрепить литые и кованые колеса лучше всего подходят длинные болты. Они довольно толстые, особенно если сравнивать с легкосплавными, поэтому и требуется дополнительная длина болтов.

Часть с резьбой по длине должна подходить к глубине отверстия ступицы, болты с меньшей частью просто не подойдут.

Однако и излишняя длина будет вредить: в этом случае, когда будет вращаться колесо, болты станут цепляться за детали тормозного механизма.

Если же у вас легкосплавные колеса, то после некоторого времени эксплуатации нужно будет подтянуть болты. Это необходимо, так как твердость легких сплавов ниже, чем описанных выше, и из-за микронеровностей они будут чуть сминаться в областях контакта с головками болтов или ступицами. Результат — ослабление соединения.

Приступая к затягиванию крепежей, обязательно следуйте всем инструкциям, которые прописаны в Руководстве по эксплуатации автомобиля. Однако если там не указано особое значение, то затягивать их нужно моментом 10-11 кгс»м.

Не нужно прилагать изличшие усилия: если перетянуть болты, произойдет деформация диска колеса и нарушится профиль отверстия. Это не даст колесу держаться в ступице как положено. Есть также риск даже оборвать головку болта или смять ее грани. Если же перетянуть гайку, то в отверстие ступицы провернется шпилька.

Не будет даже возможности отвернуть эту гайку самостоятельно, без помощи специалиста из автосервиса или особого инструмента.

Затяжка секреток

Когда вы решаете использовать секретки на колеса, призванные защитить колеса от кражи, то при их затяжке нужно прилагать меньше усилий. Обычно «секреткой» заменяют только один болт или одну гайку на каждом колесе.

«Секретки» нужно выбирать очень тщательно: предполагается, что отвернуть их можно исключительно особым ключом – тем, что идет с ними в комплекте. Перед покупкой постарайтесь в этом удостовериться. Также узнайте, не испортится ли особый крепеж из-за воздействия грязи или воды. Старайтесь не покупать массивные «секретные» болты: они нарушат балансировку колес.

С каким усилием затягивать колесные болты

Таблицы разболтовок колесных дисков и подбор по маркам автомобилей

Многим автомобилистам время от времени приходится сталкиваться с непростой задачей – разболтовкой колесных дисков, что напрямую влияет на безопасность передвижения. Поэтому автолюбителям стоит уделять разболтовке колесных дисков предельное внимание. При несоблюдении параметров правильной установки относительно оси колесный диск недостаточно надежно фиксируется, не достигается оптимальное значение момента затяжки.

Основными критериями, на которые следует ориентироваться при выполнении работы, являются количество болтов и диаметр окружности посадочных мест. Среди водителей популярно сразу несколько способов определения последнего параметра. Однако не все способы можно назвать эффективными.

Наиболее простым и понятным является следующий прием:

  • Сначала необходимо установить расстояние между стенками отверстий при помощи штангенциркуля.
  • Затем нужно прибавить к определенному значению диаметр отверстия для фиксации.

Полученный размер будет определять расстояние между соседними отверстиями.

Большое количество автомобилистов подгоняет разболтовку под новые диски, диаметр которых немного больше исходного варианта. При монтаже таких изделий в ход идут центровочные кольца.

Основная задача владельца авто – подобрать колесные диски оптимальной массы и прочности. Последний фактор играет определяющую роль, поскольку колеса постоянно воспринимают серьезную нагрузку и удары. Также не стоит пренебрегать балансировкой, которая позволит избежать биения дисков во время движения.

Разболтовка производится при строгом соблюдении трех главных параметров:

  • PCD – диаметр окружности;
  • ET – вылет диска;
  • DIA – диаметр центрального отверстия.

Для каждой модели авто болты крепления колеса подбираются по уникальной комбинации трех показателей. При выборе определенных дисков и болтов необходимо опираться на данные таблицы. Пример значений:

Отечественные авто

Болты для колесных дисков

Audi

Болты для колесных дисков

BMW

Болты для колесных дисков

Ford

Болты для колесных дисков

Hyundai

Болты для колесных дисков

Как определить момент затяжки

  • С помощью динамометрического ключа.

Этот инструмент должен быть подобран таким образом, чтобы момент затяжки крепежного элемента был на 20−30% меньше, чем максимальный момент на вашем ключе. При попытке превысить предел, ключ быстро выйдет из строя.

Усилие на затяжку и тип стали указывается на каждом болте, как расшифровывать маркировку описывалось выше. Для вторичной протяжки болтов нужно учитывать несколько правил:

  1. Всегда знать точное необходимое усилие для затяжки.
  2. При контрольной проверке затяжки стоит выставить усилие и проверить в круговом порядке все крепежные элементы.
  3. Запрещено использовать динамометрический ключ как обычный, им нельзя производить закрутку деталей, гайку или закручивать болт до примерного усилия, контрольная протяжка производится динамометрическим ключом.
  4. Динамометрический ключ должен быть с запасом.
  • Без динамометрического ключа.

Для этого потребуется:

  • Ключ накидной или рожковый.
  • Пружинный кантер или весы, с пределом в 30 кг.
  • Таблица, в которой указывается усилие затяжки болтов и момент затяжки гаек.

Момент затяжки — это усилие, приложенное на рычаг размерами в 1 метр. Например, нам требуется затянуть гайку с усилием 2 кГс/м:

  1. Измеряем длину нашего накидного ключа, она, к примеру, составила 0,20 метра.
  2. Делим 1 на 0,20 получаем цифру 5.
  3. Умножаем полученные результаты, 5 на 2кГс/м и получаем в итоге 10 кг.

Переходя к практике, берем наш ключ и весы, прикрепляем крючок к ключу и производим затяжку до нужного веса, согласно описанного выше расчета. Но даже такой способ в итоге окажется лучше, чем тянуть от «руки — на глаз», с погрешностью, чем выше усилие, тем она меньше. Это будет зависеть от качества весов, но лучше все-таки приобрести специальный ключ.

Пренебрегать такой информацией нельзя, ведь, если верить статистике, многие дорожные аварии не случились и вовсе, если бы водители больше внимания уделяли колесным крепежам.

Изменять параметры болтовых креплений также не советуем – подобные самовольные вмешательства чреваты негативными последствиями (и ДТП – не исключение).

К примеру, если колеса к оси прикрутить с моментом затяжки ниже положенного, во время движения машины они могут отворачиваться, вследствие чего появляется неприятный эффект биения. Если подобное случилось с передней парой, не страшно. Биение ощущается на рулевом колесе, поэтому неисправность заметить легче, а значит, сделать аварийную остановку и разрешить проблему. А вот с задним колесом иная ситуация. Отворачиваясь, оно может соскочить с оси. В итоге, не обнаружив поломку во время, скорее всего вы не досчитаетесь колеса, потеряв его по дороге. А это грозит, в первую очередь, вашей безопасности.

Колесные болты с эксцентриком

Отдельное внимание стоит уделить самим болтам. Диаметр болтов для легковых автомобилей – от 12 до 14 мм.

Шляпку болтов изготавливают различными способами. Наиболее распространенными вариантами являются формовки под гаечный ключ или головку, шестигранник, а также с секретом. Каждый из вариантов характеризуется высоким уровнем надежности.

Болты с секретом могут комплектоваться специальными заглушками. Но основное отличие данных метизов в том, что их не выкрутить без уникального ключа. Специализированные болты продаются в наборе с ключом, геометрия которого идеально подходит только для одного типа крепежей. Такая технология эффективно защищает колесные диски от кражи. Однако есть и недостатки – при потере ключа придется обращаться за помощью к специалистам сервисных станций. Только опытные мастера смогут аккуратно высверлить метизы.

Смазка колесных дисков

Существует несколько проблем, с которыми автолюбители сталкиваются. Прежде всего, это ржавчина. Со временем коррозия повреждает не только резьбу, но и саму шляпку. Однако эта проблема не касается тех метизов, которые с завода покрыты антикоррозийным составом.

Довольно часто болты прикипают. Это явление делает затруднительным использование электрического гайковерта. Сложно откручивать метизы и вручную. Когда головка болта при откручивании обламывается, многие владельцы транспортных средств говорят о недостаточном уровне смазки. Но относительно целесообразности применения смазочных материалов для резьбовой части колесных болтов ведутся споры. Одни автовладельцы утверждают, что смазывающие составы позволяют значительно продлить срок службы болтов. Другие являются противниками использования различных смазок для колесных болтов, поскольку считают, что масло может способствовать раскручиванию метизов во время движения авто.

Болты для колесных дисков

Колесные болты обрабатывают смазывающими материалами, чтобы избежать коррозии и прикипания. Слой смазки препятствует негативному влиянию воды и воздуха, так как результатом такого взаимодействия может быть закисание и чрезмерная фиксация болтов в ступице.

Но большое количество смазки снижает уровень трения. Возможным также является и ослабление крепежа в результате применения смазывающего состава. Это основная причина, почему нельзя смазывать колесный болт. В результате постоянного воздействия вибрации метизы откручиваются, и потеря колеса на ходу становится неизбежной.

На практике такие ситуации происходят редко. К примеру, причиной чрезмерной фиксации крепежей является перетяжка во время предыдущего обслуживания колес. Водители могут самостоятельно дотянуть метиз до того уровня, когда демонтаж подручными средствами становится невозможным. Подобную ошибку допускают и специалисты на сервисных станциях. Используя гайковерты для колесных болтов, они не рассчитывают возможности пневматических устройств.

Смазка не является основной причиной откручивания метизов. Конусная часть болта предназначена для выполнения сразу нескольких функций:

  1. Центрируется колесо.
  2. Плотно фиксируется диск.
  3. Конус при монтаже создает клин, препятствующий самопроизвольному откручиванию на ходу.

Многие эксперты утверждают, что смазкой пользоваться можно. Это необязательная процедура, однако, состав может защитить резьбу от появления коррозии.

Инструменты для затяжки колесных болтов

В базовом руководстве, прилагаемом к каждому транспортному средству, четко указывают значения затяжки колесных болтов. Поэтому, перед тем как приступать к демонтажу, следует внимательно изучить порядок обратной установки метизов.

Затяжка колесных болтов является ключевым показателем надежной эксплуатации диска. Следовательно, специалисты настоятельно рекомендуют обращаться за информацией только к инструкции по определенной модели авто. Любую информацию, взятую из интернета, можно использовать только в качестве ориентировочных данных.

Обращайте внимание на указанный момент затяжки относительно характерной модификации авто. При этом учитываются все детали, вплоть до модели двигателя.

Основное условие качественного монтажа – это наличие надежных приспособлений. Одним из таких инструментов является динамометрический ключ. Характерной особенностью данного ключа является широкий спектр возможностей применения.

Если выбрать подходящий динамометрический ключ, даже неподготовленный человек сможет в гаражных условиях правильно устанавливать болты и гайки колесного типа. Существует три основных вида ключей:

  • стрелочный;
  • щелчковый;
  • электронный.

Разновидности динамометрических ключей

Предназначение всех трех типов – установка оптимального момента затяжки. При помощи нехитрых манипуляций со шкалой выставляют необходимый уровень усилия. Самым простым считается стрелочный ключ. При затяжке шкала указывает на момент, и автомобилист сам регулирует усилие. Преимуществом данных ключей является низкая стоимость и долговечность. Благодаря простой конструкции ключи служат долгие годы.

Более продвинутыми считаются щелчковые и электронные ключи. С их помощью можно установить нужное значение, которое будет контролироваться автоматически. Все, что потребуется сделать владельцу – это с определенной силой дотянуть устройство до отсечки механизма.

Пневматические варианты гайковертов также широко распространены. Специализированные приспособления используются преимущественно на СТО. В единичных случаях водители приобретают пневмоустройства для себя. Пневматический инструмент оборудован функцией установки оптимального момента затяжки. Таким устройствами можно монтировать любые метизы, к примеру, колесные болты Febi.

Многие автолюбители прибегают к простому способу затягивания болтов – простыми ключами. Однако такой метод нельзя назвать достаточно надежным. Причина – вероятность недостаточного уровня затяжки. Результатом непрофессионального подхода будет вибрация рулевого колеса. Особенно такой эффект ощутим на большой скорости, что представляет опасность для водителя и пассажиров.

Слабая затяжка метизов задней оси приведет к преждевременному износу не только покрышек, но и большинства деталей ходовой части. Вследствие несоблюдения рекомендуемых значений неисправными становятся подшипники и сам колесный диск.

Таблица затяжки болтов динамометрическим ключом

В последнее время многие автовладельцы устанавливают облегченные колесные гайки литых дисков, изготовленные из алюминия. Они смотрятся стильно.

Определить все эти параметры позволит специальная таблица усилия затяжки данных колесных болтов в зависимости от производителя и модели.

Чем дольше веду свой блог, тем больше начинаю уделять внимание вещам, которые на первый взгляд казались бы не столь важными, и которыми многие пренебрегают. Но автомобиль – это сложный механизм, где все рассчитано на строгое выполнение инструкций. И если Вы хотите быть уверенным на 100% в своем железном коне и не бояться, что у Вас ни с того ни с сего отвалится на дороге колесо, то читайте данный пост.

По мере приближения сезона, я все больше и больше начинаю уделять внимания своему автомобилю, его техническому оснащению и обслуживанию. Читаю, ищу видеоролики на YouTube. И буквально на днях, наткнулся на видеоролик, в котором мужик рассказывает, как важна правильная затяжка колесных гаек. Ролик к сожалению уже не найду, но суть его постараюсь передать.

Читать также: Насадка для полировки машины на дрель

Суть заключается в том, что у каждого производителя есть свой момент затяжки гаек колес, т.е. рассчитанное усилие, которое необходимо приложить, чтобы затянуть колесные гайки и не сорвать резьбу. Причем, у каждого производителя момент может отличаться. Т.к. мой блог про автомобили Honda, то рассматривать других производителей в рамках данного поста не вижу смысла. Если у Вас автомобиль другого производителя, то погуглите по запросу «момент затяжки колесных гаек». Если не найдете – дайте знать, поищу за Вас.

Зачем я все это пишу ?

В последнее время, стало очень модно устанавливать облегченные колесные гайки литых дисков из алюминия, смотрится стильно и придает автомобилю индивидуальность. Алюминий конечно же не обычный, а как заявляют продавцы – авиационный, т.е. по логике он должен быть довольно-таки прочным. Но все-таки, изначально, это мягкий метал, и если усилие при затяжки гаек будет слишком большим, то прощай резьба . Чтобы этого не допустить, перед покупкой изучите, на какой момент рассчитана гайка, и какой момент затяжки необходим для Вашего авто.

У меня для колес лежат гайки Muteki SR48 12X1.5, где на упаковке указано, что момент затяжки 75-85 ft/lps. Озадачился и нашел, как перевести ft/lbs в H*м. Спасибо Википедия:

В итоге, посидел с калькулятором и получил следующие значения: 75 ft/lps = 101.686352918 Н*м (мало) 80 ft/lps = 108.465443113 Н*м (идеально) 81 ft/lps = 109.821261152 Н*м (идеально) 85 ft/lps = 115.244533307 Н*м (много)

Читать также: Флюсы для дуговой сварки

Порядок затяжки и таблицы затяжек колесных гаек и болтов

При выполнении монтажа болтов необходимо учитывать особенности определенной модели авто. Однако есть и несколько универсальных схем.

Для обеспечения достаточного уровня фиксации и надежности колеса при эксплуатации рекомендуется следовать точному порядку затяжки. Учитывается количество болтов:

  • Для 4-х болтов: 1-3-4-2;
  • Для 5-ти болтов: 1-4-2-5-3;
  • Для 6-ти болтов: 1-4-5-2-3-6.

Данные схемы актуальны для всех автомобильных марок. По указанной системе монтируются колесные болты Лады и многих других отечественных брендов.

Схема затяжки болтов в зависимости от их количества

Работа разделяется на несколько шагов:

  • Изначально колесо необходимо надеть на ступицу, ориентируясь на направляющие шпильки. Штыри должны попасть точно в предназначенные для них отверстия.
  • После этого вкручивают крепежи руками, что позволяет первично зафиксировать колесный диск.
  • Прикрутив метизы, необходимо установить нужное значение на динамометрическом ключ, определив его по указанной таблице, и начать затягивать болты.
  • После монтажа автомобиль опускают с домкрата, чтобы убедиться в надежности крепления и проверить правильность установки.

Примерные значения для легковых автомобилей

Обслуживание колесных дисков включает в себя большой перечень работ: от проверки состояния, смазки, монтажа и до покраски колесных болтов. Но если последний пункт можно назвать необязательным, то соблюдение значений затяжки является неотъемлемой частью процесса монтажа.

Момент затяжки отличается в зависимости от марки автомобиля

Для каждого вида транспортных средств существует таблица с указанием рекомендуемого момента. При этом учитываются главным образом два фактора: количество болтов и масса автомобиля.

Момент затяжки для легковых машин значительно отличается от подобных значений для грузового транспорта. Любой специалист скажет, что подобные цифры являются условными, но их соблюдение позволит создать надежное соединение. Список для легковых транспортных средств:

Значения указаны условно, в зависимости от модели. Более детальные рекомендации находятся в руководстве по эксплуатации.

Примерные значения для грузовых автомобилей и автобусов

Болты на колесах грузовых машин нужно затягивать сильнее

Специфика монтажа болтов для грузовых авто заключается в больших размерах как самих метизов, так и колесного диска. Поэтому цифры будут значительно отличаться в большую сторону, по сравнению с предыдущей таблицей:

  • DAF – 290-360 Нм;
  • FIAT – 450 Нм;
  • Ford – 465-575 Нм;
  • MAN – 370-410 Нм;
  • Mercedes – 300-600 Нм;
  • Neoplan – 360-450 Нм;
  • Volvo – 525-670 Нм.

Для монтажа болтов на грузовой транспорт эксперты рекомендуют приобрести профессиональное оборудование. Динамометрический ключ должен быть выполнен из высококачественной стали со специальным покрытием. Стоимость такого инструмента будет значительно выше среднего.

Примечание — золотое правило!

После того как очередной раз колеса были прикручены необходимо применять важный принцип, даже если колесо было прикручено, при использовании пневматического ключа (тем более если на шиномонтаже).

После пробега 30-50 км, следует проверить затяжку гаек. Иногда бывает, что гайки можно руками открутить уже через несколько километров, проявляется звук «тук-тук» в районе колеса, а также ухудшается устойчивость движения. гайки откручиваются, колесо начинает вибрировать и в крайних случаях может даже отвалиться во время езды! Такие признаки нельзя игнорировать!

Читайте также: