Момент затяжки rover 400

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Момент затяжки rover 400


Как видно из названия речь пойдет о величинах затяжки определенных узлов мотоцикла Honda cbr 600 F4/F4i.

dynamometer-clef

Начнем конечно с таблицы стандартных усилий затягивания:

Стандартный момент затяжки Honda cbr 600 F4\F4i

Тип крепежа Диаметр крепежа мм Усилие Н*м (кг*м)
Винт 5 4 (0.9)
Винт 6 9 (0.9)
Болт и гайка 5 5 (0.5)
Болт и гайка 6 10 (1)
Болт и гайка 8 22 (2.2)
Болт и гайка 10 34 (3.5)
Болт и гайка 12 54 (5.5)
Фланцевый болт и гайка 8 26 (2.7)
Фланцевый болт и гайка 10 39 (4)
Фланцевый болт с 8 мм головкой
(маленький фланец)
6 10 (1)
Фланцевый болт с 8 мм головкой
(большой фланец)
6 12 (1.2)
Фланцевый болт с 10 мм головкой
(с гайкой)
6 12 (1.2)

Как видим в зависимости от типа крепежа узла различается его сила затяжки.

Далее посмотрим на таблицу специальных моментов затяжки. Они отличаются от стандартных тем, что такие соединения обычно исполнены из разных сплавов (пластик, алюминий, сталь, резина и тд). Чтобы не сорвать резьбу крепления, производитель рекомендует свой момент затяжки на определенный узел

Специальный момент затяжки Honda cbr 600 F4\F4i

Рама, шасси

Двигатель

Наименование Кол-во. шт Диам резьбы. мм Усилие Н*м (кг*м) Сноска
Система смазки
Уплотнительный болт гл. масляной магистрали 2 20 29 (3) *2
Болт крышки маслонасоса 1 6 8 (0.8) *9
Болт оси охладителя масла (ось фильтра) 1 20 64 (6.5) *4
Обслуживание
Свеча зажигания 4 10 12 (1.2)
Крышка осмотра опережения (круглая) 1 45 18 (1.8) *7
Болт слива масла 1 12 29 (3)
Картридж воздушного фильтра 1 20 26 (2.7) *4
Топливная система (F4i)
Винт хомута изолятора корпуса дросселя 8 5 Рис 1, 2
Болт крепления кронштейна тросика дросселя 2 5 3 (0.35)
Контргайка пускового клапана 4 10 2 (0.18)
Винт пластины синхронизации пуск клапана 4 3 1 (0.09)
Винт тяги пластины блока холостого хода 1 3 1 (0.09)
Винт крепления блока холостого хода 2 6 5 (0.5)
Болт крепления регулятора давления 2 6 10 (1)
Вакуумный штуцер регулятора давления 2 5 3 (0.27)
Система охлаждения
Температурный датчик охлаждения жидкости
(ECT)
1 12 23 (2.3)
Фланцевый болт крышки помпы 2 6 12 (1.2) *9
Фланцевый болт крышки термостата 2 6 12 (1.2) *9
Другое
Болт приводной звездочки (специальный) 1 10 54 (5.5)
Головка блока цилиндров
Болт-шайба крепление головкиблока цилиндров 10 9 47 (4.8) *8
Фланцевый болт постелей распред валов 20 6 12 (1.2) *4
Болт крышки головки 3 6 10 (1)
Фланцевый болт пластины сапуна 3 6 12 (1.2) *2 *9
Уплотнительный болт головки 1 14 18 (1.8) *2
Болт крышки клапана системы PAIR 4 6 12 (1.2) *9
Болт зубчатой звезды распред вала 4 7 20 (2) *2
Болт ротора генератора импульсов распр. вала 2 6 12 (1.2) *2
Болт крепления толкателя цепи ГРМ 2 6 10 (1)
Болт оси нятяжителя цепи ГРМ 1 6 10 (1) *2
Болт-шайба направляющей цепи ГРМ 1 6 12 (1.2)
Шпильки крепления коллектора выхлопа 8 6 Рис. 3
Коробка передач, сцепление
Контргайка сердцевины сцепления 1 22 127 (13) *3 *4
Болт-шайба пружины сцепления 5 6 12 (1.2)
Болт-шайба ведомой звезды маслонасоса 1 6 15 (1.5) *2
Центральный болт копирного вала 1 8 23 (2.3) *2
Болт рычага храповика копирного вала 1 6 12 (1.2)
Штифт возвратной пружины шпинделя КПП 1 8 22 (2.2)
Болт-шайба втулки провода ген импульса
зажигания
1 6 12 (1.2)
Генератор, муфта стартера
Болт статора генератора 4 6 12 (1.2)
Наружный болт муфты стартера 6 8 16 (1.6) *2
Болт маховика 1 10 103 (10.5) *4
Болт зажима провода стартера 1 6 12 (1.2) *9
Картер, трансмиссия,коленвал
Болт пластины подшипника первичного вала 3 6 12 (1.2) *2
Болт-шайба пластины копирного вала 2 6 12 (1.2) *2
Болт коренного вкладыша 10 8 25 (2.5) *8
Болт картера 1 10 39 (4)
Болт картера 6 7 18 (1.8)
Болт картера верх 5 8 25 (2.5)
Болт крышки шатунных вкладышей 8 7 25 (2.5) *4
Система зажигания
Болт ротора генератора импульсов зажигания 1 10 59 (6)
Стартер
Гайка клеммы мотора стартера 1 6 12 (1.2)
Датчики
Датчик давления масла 1 РТ 1/8 12 (1.2) *1
Болт клеммы датчика давл. масла 1 4 2 (0.2)
Датчик нейтрали 1 10 12 (1.2)

11
Рис. 1 116
Рис.2 11w
Рис. 3

НОРМАТИВНЫЕ МОМЕНТЫ ЗАТЯЖКИ


ТАБЛИЦА НОРМАТИВНЫХ МОМЕНТОВ ЗАТЯЖКИ (ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДИНАМОМЕТРИЧЕСКО-
ГО КЛЮЧА)
: В случае применения болтов и гаек с метрической резьбой, не снабженных специальной инструкци-
ей, затягивайте их с моментом, указанным в нижеприведенной таблице.


ТАБЛИЦА МОМЕНТОВ ЗАТЯЖКИ БОЛТОВ ФЛАНЦЕВЫХ СОЕДИНЕНИЙ
: Болты фланцевых соединений, не снабженные специальными инструкциями, затягивайте с
моментом, указанным в нижеприведенной таблице.


ТАБЛИЦА МОМЕНТОВ ЗАТЯЖКИ ВТУЛОК ТРУБНЫХ СОЕДИНЕНИЙ С УПЛОТНИТЕЛЬНЫМИ
КОЛЬЦАМИ
: При отсутствии особых указаний затягивайте втулки трубных соединений с уплотнительными кольца-
ми с моментом, указанным ниже.


ТАБЛИЦА МОМЕНТОВ ЗАТЯЖКИ ЗАГЛУШЕК С УПЛОТНИТЕЛЬНЫМИ КОЛЬЦАМИ
: При отсутствии особых указаний затягивайте заглушки с уплотнительными кольцами с моментом,
указанным ниже.


МОМЕНТЫ ЗАТЯЖКИ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ СЕРИИ 102 (БОЛТЫ И ГАЙКИ)
Используйте указанные ниже моменты для затяжки болтов и гаек (с метрической резьбой) двигателей
Камминз.


МОМЕНТЫ ЗАТЯЖКИ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ СЕРИИ 102 (ШАРНИРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ)
Используйте указанные ниже моменты для затяжки шарнирных соединений (с метрической резьбой)
двигателей Камминз.


МОМЕНТЫ ЗАТЯЖКИ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ СЕРИИ 102 (КОНИЧЕСКИЕ ВИНТЫ)
Используйте указанные ниже моменты для затяжки конических винтов (с неметрической резьбой)
двигателей Камминз.

Затяжка болтов динамометрическим ключом: таблицы, способы определения усилий

Чтобы увеличить прочность и срок эксплуатации резьбовых соединений, а также повысить их сопротивление различным внешним факторам необходимо правильно закрутить крепежные элементы, рассчитав усилие завинчивания. Каждое соединение имеет свою определенную степень затяжки в зависимости от посадочного места. Момент затяжки рассчитывается в зависимости от температурного режима, свойства материала и нагрузки, которая будет оказываться на резьбовое соединение.

К примеру, под воздействием температурных показателей металл начинает расширяться, а под воздействием вибрации на элемент оказывается дополнительная нагрузка. Соответственно, для минимизации воздействующих факторов, болты необходимо закручивать с расчетом правильного усилия. Предлагаем ознакомиться с таблицей силы затяжки болтов, а также методами и инструментами выполнения работ.

Что такое затяжное усилие и как его узнать?

Моментом затяжки называют показатель усилия, который необходимо приложить для резьбовых соединений в процессе их завинчивания. Если крепеж был закручен с прикладыванием небольшого усилия, чем это было нужно, то при воздействии различных механических факторов резьбовое соединение может не выдержать, теряется герметичность скрепленных деталей, что влечет за собой тяжелые последствия. Так же и при чрезмерном усилии, резьбовое соединение или скрепляемые детали могут попросту разрушиться, что приведет к срыву резьбы или появлению трещин в конструкционных элементах.


Каждый размер и класс прочности резьбовых соединений имеет определенный момент затяжки при работе с динамометрическим ключом, который указывается в специальной таблице. При этом обозначение класса прочности изделия располагается на его головке.

Маркировка и класс прочности деталей

Цифровое обозначение параметра прочности метрического болта указано на головке, и представлено в виде двух цифр через точку, к примеру: 4.6, 5.8 и так далее.

Предельная текучесть представляет собой максимальную нагрузку на конструкцию болта. Элементы, которые выполняются из нержавеющих видов стали, имеют обозначение непосредственно самого вида стали (А2, А4), и только после этого указывается предельная прочность.

К примеру, А2-50. Значение в подобной маркировке обозначает 1/10 прочностного предела углеродистой стали. При этом, изделия, для изготовления которых используется углеродистая сталь, имеют класс прочности – 2.

Обозначение прочности для дюймовых болтов отмечается насечками на его головке.


Обозначение класса прочности дюймовых болтов

В чем измеряется затяжное усилие?

Основная величина измерения усилия затяжки болтов – Паскаль (Па). Международная система «СИ» предполагает, что данной единицей измеряется как давление, так и механическое напряжение. Соответственно, Паскаль равен значению давления, которое вызывается силой равной одному Ньютону и равномерным образом распределяется на плоскости размером в 1 м2.

Чтобы понять как можно конвертировать одну единицу измерения в другую, посмотрим пример:

  • 1 Паскаль = 1 Нютону/м2;
  • 1 МПаскаль = 1 Ньютону/мм2;
  • 1 Ньютон/мм2 = 10 кгс/см2.

Значения усилий затяжки для различных типов болтов (таблица)

Для более удобного и точного восприятия представлена таблица затяжки болтов динамометрическим ключом.

Резьба Класс прочности, Нм Головка, мм
3.6 4.6 5.8 6.8 8.8 9.8 10.9 12.9
М5 1.71 2.28 3.8 4.56 6.09 6.85 8.56 10.3 8
М6 2.94 3.92 6.54 7.85 10.5 11.8 14.7 17.7 10
М8 7.11 9.48 15.8 19 25.3 28.4 35.5 42.7 13
М10 14.3 19.1 31.8 38.1 50.8 57.2 71.5 85.8 17
М12 24.4 32.6 54.3 65.1 86.9 97.7 122 147 19
М14 39 52 86.6 104 139 156 195 234 22
М16 59.9 79.9 133 160 213 240 299 359 24
М18 82.5 110 183 220 293 330 413 495 27
М20 117 156 260 312 416 468 585 702 30
М22 158 211 352 422 563 634 792 950 32
М24 202 270 449 539 719 809 1011 1213 36

Также представим таблицу момента затяжки для дюймовых видов резьб по стандарту, который применяется в Соединенных Штатах.

Дюймы Нм Фунт
1/4 12±3 9±2
5/16 25±6 18±4.5
3/8 47±9 35±7
7/16 70±15 50±11
1/2 105±20 75±15
9/16 160±30 120±20
5/8 215±40 160±30
3/4 370±50 275±37
7/8 620±80 460±60

Значения усилий затяжки для ленточного хомута с червячным зажимом

Ниже приведенная таблица содержит ряд данных про первоначальную установку ленточных хомутов на новом шланге, а также про повторную затяжку уже обжатых шлангов.

Размер хомута Нм Фунт/Дюйм
16мм — 0,625 дюйма 7,5±0,5 65±5
13,5мм — 0,531 дюйма 4,5±0,5 40±5
8мм — 0,312 дюйма 0,9±0,2 8±2
Усилие затяжки для повторных стяжек
16мм 4,5±0,5 40±5
13,5мм 3,0±0,5 25±5
8мм 0,7±0,2 6±2


Определение момента затяжки

Динамометрическим ключом

Подбор этого инструмента должен осуществляться так, чтобы затяжной момент на крепежном элементе был на 20-30% меньше, нежели значение максимального момента на используемом ключе. Если попытаться превысить допустимый лимит, то инструмент может легко сломаться.

Затяжное усилие и марка материала должны присутствовать на каждом изделии, способы расшифровки маркировки описаны выше.

Чтобы выполнить вторичную протяжку болтов, следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Точно знать значение необходимого затяжного усилия.
  2. Выполняя контрольную проверку затяжки, необходимо выставлять усилие и проверять по кругу каждый крепежный элемент.
  3. Запрещается пользоваться динамометрическим ключом как обычным, его не стоит использовать для закрутки деталей, гаек и болтов, чтобы получить лишь примерное усилие . Его стоит использовать для выполнения контрольной протяжки.
  4. У динамометрического ключа должен быть запас для измерения момента усилия.

Без использования динамометрического ключа

Чтобы выполнить проверку нам понадобится наличие:

  • накидного или рожкового ключа;
  • пружинного кантера или весов, с пределом не менее 30 кг;
  • таблицы, которая содержит сведения об усилии затяжки болтов и гаек.

Момент затяжки является усилием, которое необходимо приложить на рычаг размером в 1 метр. К примеру, требуется выполнить затяжку гайки рассчитав для этого усилие в 2 кГс/м:

  1. Нам потребуется узнать какой длины ключ. Например, длина составляет 20 см или 0,2 метра.
  2. Разделить единицу на наше полученное значение: 1/0,2 = 5.
  3. Умножить полученный результат: 5*2кГс/м = 10 кг.

Далее на практическом опыте крепим к ключу крючок и присоединяем его к весам. Выполняем натяжку к нужному значению (которое мы получили в ходе расчетов) и начинаем постепенно закручивать/проверять. Применение такого кустарного метода все же лучше, нежели закручивать болты на «глаз». Погрешность будет присутствовать в любом случае, однако с увеличением усилия она будет уменьшаться . Все зависит от того, какого качества весы. Однако для проведения серьезных и профессиональных работ лучше обзавестись специальным динамометрическим ключом.

Двигатель Renault F3R

Болты крепления крышек подшипников распределительного вала:

Болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала

Болты крепления крышек шатунных подшипников коленчатого вала

Болты крепления маховика

Болты крепления поддона картера

Болт шкива коленчатого вала

Гайки крепления клапанной крышки

Болты крепления верхнего и нижнего щитков Привода ГРМ

Болты крепления передней крышки

Датчик давления масла

Гайки крепления впускного и выпускного коллекторов

Гайка натяжного ролика ремня ГРМ

Болт зубчатого ролика ремня ГРМ

Болты крепления Промежуточного ролика ремня ГРМ

Болт шестерни распределительного вала

Болты крепления насоса охлаждающей жидкости

Болты крепления шкива насоса охлаждающей жидкости

Болты крепления корпуса термостата

Гайки крепления топливной рампы

Винты крепления дроссельного узла

Болты крепления масляного насоса

Двигатель ВАЗ-2106

Затягиваемая деталь

Момент затяжки, (кгс·м)

Болт крепления головки блока цилиндров при затяжке:

Болт крепления головки блока

Болт крепления поддона картера

Болт и гайка крепления крышки привода распределительного вала

Болт крепления маховика

Гайка крепления корпуса подшипников распределительного вала

Гайка регулировочного болта клапана

Втулка регулировочного болта клапана

Гайка крепления впускного и выпускного коллекторов к головке блока цилиндров

Гайка крепления приемной трубы глушителя:

к фланцу выпускного коллектора

к кронштейну силового агрегата

Гайка крепления карбюратора к впускному коллектору

Болт крепления насоса охлаждающей жидкости

Гайка крепления топливного насоса к блоку цилиндров

Гайка крепления выпускного патрубка рубашки охлаждения

Болт крепления стартера к картеру сцепления

Болт крепления кронштейна генератора к блоку цилиндров

Гайка болта крепления генератора к кронштейну

Гайка крепления установочной планки к генератору

Гайка крепления кронштейнов передней опоры к блоку цилиндров двигателя

Гайка болта крепления подушки передней опоры к кронштейну двигателя и переходнику

Болт крепления переходника к поперечине передней опоры

Гайка болта крепления поперечины передней опоры к лонжеронам кузова

Болт крепления картера сцепления к блоку цилиндров

Болт крепления крышек коренных подшипников

Гайка болта крышки шатуна

Болт звездочек распределительного вала и вала привода вспомогательных агрегатов

Болт крепления шкива коленчатого вала

Двигатель УЗАМ-3317

Затягиваемая деталь

Момент затяжки, (кгс·м)

Гайка крепления головки блока цилиндров

Болт крепления масляного картера к блоку цилиндров

Болт крепления верхней крышки распределительных звездочек к головке блока цилиндров и нижней крышке распределительных звездочек

Гайка крепления нижней крышки распределительных звездочек к блоку цилиндров

Гайка крепления впускного и выпускного коллекторов к головке блока цилиндров

Гайка крепления приемной трубы глушителя:

к фланцу выпускного коллектора

к кронштейну силового агрегата

Гайка крепления карбюратора к впускному коллектору

Гайка крепления насоса охлаждающей жидкости

Гайка крепления топливного насоса к головке блока цилиндров

Гайка крепления стартера к картеру сцепления

Гайка крепления кронштейна генератора к блоку цилиндров

Гайка болта крепления генератора к кронштейну

Болт крепления установочной планки генератора

Гайка крепления кронштейнов передней опоры к блоку цилиндров двигателя

Гайка болта крепления подушки передней опоры к кронштейну двигателя и переходнику

Болт крепления переходника к поперечине передней опоры

Гайка болта крепления поперечины передней опоры к лонжеронам кузова

Гайка крепления картера сцепления к блоку цилиндров

Трансмиссия

Затягиваемая деталь

Момент затяжки, (кгс·м)

Болт крепления кожуха сцепления к маховику

Гайка болта крепления рычага вала включения сцепления

Гайка крепления картера сцепления к картеру главной передачи

Болт крепления картера коробки передач к картеру главной передачи

Болт крепления задней крышки коробки передач к картеру коробки передач

Болт крепления крышки фиксаторов штоков

Болт крепления стопора регулировочных гаек подшипников дифференциала

Пробки маслосливного и маслоналивного отверстий

Редуктор привода спидометра

Выключатель света заднего хода

Винт крепления внутреннего шарнира привода передних колес

Болт крепления поперечины передней опоры силового агрегата к лонжерону рамы

Болт крепления первичного вала

Гайка крепления вторичного вала

Винт крепления пластины задних подшипников валов

Ходовая часть

Затягиваемая деталь

Момент затяжки, (кгс·м)

Болт крепления корпуса шарового шарнира к поворотному кулаку передней подвески

Гайка крепления пальца шарового шарнира к рычагу передней подвески

Гайка болта крепления сайлент-блока рычага передней подвески к кронштейну лонжерона кузова

Гайка крепления опоры телескопической стойки передней подвески к чашке брызговика переднего крыла

Болт крепления скобы штанги стабилизатора к поперечине передней опоры двигателя

Гайка крепления штанги стабилизатора к рычагу передней подвески

Гайка болта крепления телескопической стойки к поворотному кулаку

Гайка крепления штока телескопической стойки к ее опоре

Гайка болта крепления рычага рулевого управления к чашке пружины телескопической стойки

Болт крепления скобы переднего тормозного механизма к поворотному кулаку

Гайка крепления наружного шарнира привода передних колес к ступице переднего колеса

Гайки болтов крепления сайлент-блока рычагов и поперечной штанги к балке задней подвески и кронштейнам кузова

Гайка болта крепления амортизатора к балке задней подвески

Болт крепления цапфы заднего колеса к фланцу балки задней подвески

Гайка крепления штока амортизатора задней подвески к кузову

Гайка ступицы заднего колеса

Болт крепления колес

Рулевое управление

Затягиваемая деталь

Момент затяжки, (кгс·м)

Болт крепления картера рулевого механизма к кузову

Болт крепления рулевых тяг к рейке рулевого механизма

Гайка крепления шаровых пальцев рулевых тяг

Болт крепления рулевой колонки к кузову

Гайка крепления рулевого колеса

Болт крепления вилок карданных шарниров вала рулевого управления

Гайка крепления упругой муфты фланцевой вилки карданного шарнира вала рулевого управления

Болт крепления крышки картера рулевого управления

Тормозная система

Затягиваемая деталь

Момент затяжки, (кгс·м)

Болт крепления колесного тормозного цилиндра к щиту тормозных механизмов задних колес

Гайка крепления главного цилиндра к вакуумному усилителю

Общие моменты затяжки*

Момент затяжки, (кгс·м)

* - приблизительно, максимальные моменты, сухая резьба, материал 5,4-5,6.

1) "Ремонтируем «Святогор» и «Москвич-2141». Иллюстрированное руководство. «Своими силами»". //Ред. В.В. Леликов, А.А. Ревин и др. М.: ЗАО КЖИ "За рулем", 2000 – 224с.

2) "Автомобили АЗЛК-2141-01 и АЗЛК-21412-01. Руководство по эксплуатации. 2141-0000010-20 РЭ" //Ред. И.С. Данилина – М.: "Машиностроение", 1997 – 144с.

3) ОСТ 37.001.031-72 "Затяжка резьбовых соединений. Классы соединений, ряды крутящих моментов и технические требования". //М.: "Министерство автомобильной промышленности", переизд. с поправками 1983 - 8с.

4) ОСТ 37.001.050-73 "Затяжка резьбовых соединений. Нормы затяжки". //М.: "Министерство автомобильной промышленности", переизд. с поправками 1983 - 4с.

Читайте также: