На какой лад поставить каподастр чтобы из гитары получить укулеле

Обновлено: 03.07.2024

Каподастр. Вопросы и ответы. Часть III. Выводы и заключение

каподастр

Полезные статьи

Гитаристу это важно знать о каподастрах:

Виды каподастров

    1. Размеры каподастров подбираются индивидуально под каждый вид гитары. Существуют универсальные. Они имеют длинную планку для прижатия струн. Но можно выбрать и специальный размер для своего грифа. На картинке выше изображены размеры каподастров и виды гитар, к которым они подходят, начиная от укулеле и заканчивая 12-ти струнной гитарой.
    2. Вред каподастра причиняется ладам, к которым он прижимает струны. Чем сильнее давление, тем быстрее в металлической ладовой пластине появятся канавки. Имейте в виду, что каподастры с самым сильным натяжением по-настоящему любят не гитаристы, которым противно слышать звон недожатой струны, а гитарные мастера, которым Вы понесете Вашу гитару на ремонт по замене ладов. Выход из ситуации прост: не передавливайте каподастр. Лучше использовать устройство с регулируемой силой давления (винтовой каподастр). Им Вы прижмете струны с необходимой, а не с избыточной силой.
    3. Радиус грифа обязательно нужно учитывать при выборе каподастра. Они идут как с прямой планкой, так и с изогнутой. Помните об этом при выборе девайса. У каподастров Dunlop есть обозначение «Flat» – для плоского грифа и «Curved» – для грифа с радиусом. Продавцам-консультантам в магазине так же важно сообщить о радиусе грифа Вашей гитары при покупке каподастра, чтобы избежать возвратов в будущем.
    4. Материал, из которого сделан каподастр, выбирать Вам. Помните, что пластмассовые менее надёжны при избыточном давлении, металлические и деревянные – более долговечны. Если каподастр нужен Вам для очень частого использования, то лучше купите фирменный и надежный. Для общего развития или уроков гитары с каподастром для освоения прибора Вам хватит и китайского попроще.
    5. Следите за строем при использовании каподастра. Рекомендуется сначала настроить гитару в нужный Вам строй, а лишь затем надевать каподастр. Иначе, особенно в случае с нейлоновыми струнами и каподастром с сильным давлением, ограничится перемещение струн под каподастром. Т.е., будет два отрезка струны с разной силой натяжения: от нулевого порожка до каподастра и между каподастром и подставкой. Это вызовет за собой изменение строя гитары в процессе игры, потому что отрезок с меньшим натяжением будет тянуть на себя силу отрезка с большим натяжением.
    6. Если каподастр Вам нужен на один раз и не на большой сцене перед сотнями фанатов, то можете не тратить деньги на предмет серийного производства. Изготовить каподастр для Вашей гитары самостоятельно можно в бытовых условиях за считанные минуты и считанные копейки. Для этого Вам понадобится планка для зажимания струн и натяжной механизм. В роли планки может выступить ручка, карандаш, кусок арматуры и т.д. В роли натяжного механизма может выступать резиновый жгут, несколько резиновых колец, синяя изолента, кусок провода и пр. Только будьте осторожны. Не используйте предметы, которые могут повредить Вашу гитару, оставив на лаковом покрытии трещины или причинить травму лично Вам, оцарапав Вас.


    Выбирайте каподастры на Ваш вкус и согласно Вашим потребностям, учитесь играть на гитаре, читайте мои статьи, комментируйте, делитесь с друзьями, добавляйте в избранное и ждите следующих выпусков!
    До новых встреч! Искренне Ваш, учитель гитары Алексей Грифф

    Что такое каподастр? Для чего он нужен?

    каподастр

    Для чего же тогда нужна эта штука, что это вообще такое и нужен ли вам каподастр?

    Каподастр это такое устройство (зажим), которое ставится поперек грифа на каком то определенном ладу. Смотри картинку ниже как выглядит это волшебное устройство)))

    каподастр

    Каподастр

    Для чего же нам может понадобится этот предмет?

    Каподастр помогает нам быстро, без изменения аккордов, поменять тональность в песне или композиции.

    Рассмотрим на конкретном примере, смотри видео!

    Нужно ли вам покупать каподастр?

    Я считаю, что любому гитаристу нужно иметь в своем арсенале это устройство. Если у вас есть каподастр, то вопросы с удобной тональностью для песни решаются очень быстро!

    Только стоит учитывать, что при помощи каподастра вы очень легко перенесете песню выше. Если же вам нужно сделать тональность песни ниже, то тут скорее всего без смены аккордов не обойтись.

    Если же каподастра у вас нет, то вам придется для каждой тональности строить или переносить аккорды, что занимает у новичков достаточно много времени.

    Еще хочу обратить внимание новичков, что играть аккорды нужно правее каподастра))) Знаю, что тем, кто давно играет, это может показаться смешным. Однако, новички иногда пробуют зажимать аккорды слева от каподастра.

    • каподастр неправильно
      неправильно
    • каподастр правильно
      правильно

    каподастр сдвигает начало грифа

    Каподастр сдвигает начало грифа

    Когда пойдете в магазин за каподастром, то выбирайте каподастр пошире и достаточно тугой, чтобы он хорошо и равномерно прижимал все струны на грифе.

    Каподастр для гитары. Полное руководство по использованию и выбору зажима струн для гитары.

    каподастр для гитары

    Несомненно, такая вещь как каподастр сейчас необходима каждому гитаристу. Это очень удобный инструмент, который открывает новые возможности игры и расширяет уже имеющиеся. По своей сути это очень простой прибор – зажим, который при помощи пружины или специальной ленты, зажимает все струны на одном ладу, подобно приему баррэ. При всем своем небольшом функционале, эта вещь здорово помогает гитаристам в сочинении новых песен и значительно упрощает многие композиции, одновременно с этим расширяя ваши возможности по сочинению песен и продумыванию гармонии – как при игре боем, так и перебором. В этой статье мы подробно расскажем о том, что такое каподастр, и как его можно использовать.

    Для чего нужен каподастр?

    Позволяет мгновенно изменить тональность песни

    Для чего нужен каподастр

    Допустим, вы играете композицию, написанную в тональности «Соль-минор». При этом внутри нее довольно много разнообразных аккордов, и вам приходится постоянно прыгать по грифу, обыгрывая этим самые аккорды. Чаще всего вам придется смириться с этим, однако достаточно надеть каподастр на третий лад и подобрать аккордовые формы – как вдруг даже баррэ исчезает с горизонта! То же самое работает, если вы, скажем, играете песню в ля-миноре, а ваш вокалист привык петь в си-миноре. Тогда вы просто надеваете капо на второй лад и играете то же самое. Очень удобно.

    Дает гитаре более яркое и другое звучание

    Дает гитаре более яркое и другое звучание

    Когда вы зажимаете лад, то по факту уменьшаете играющую длину струны. Вместе с этим повышается звук. Если надеть каподастр на высокие лады – например, седьмой, или девятый, то вы можете получить довольно забавный эффект, сравнимый со звуком банджо. Это можно использовать в продумывании вашей песни.

    Позволяет перемещать на любую тональность некоторые комбинации с открытыми струнами

    зачем нужен каподастр

    Особенно это подойдет любителям переборов и соло. Если без каподастра вам приходилось лишь смириться с тем, что некоторые паттерны вы не сможете сыграть чисто физически – невозможно, скажем, зажать одновременно седьмой и второй лад, при этом поставив какой-то аккорд – то с ним все становится куда проще. Просто поместите его на нужный лад и импровизируйте в свое удовольствие.

    8 причин, почему вам стоит использовать каподастр

    Он позволит вам играть аккорды без баррэ в таких позициях, где раньше бы это было невозможным. Кроме того, это значительно расширяет ваши возможности в области аккордовых форм.

    Капо позволит вам воспроизводить больше композиций с разными аккордами, при этом, практически не меняя свою позицию игры – вам достаточно просто помнить формы, чтобы сдвигать их по тональности.

    Кроме того, с каподастром вы сможете играть произведения, которые невозможно сыграть без него.

    Он расширяет простор для импровизации – особенно это актуально для любителей фингерстайла, у которых стандартные открытые струны выходят вниз за тональность и нужные интервалы.

    Просто повесив каподастр на один из ладов вы сможете изменить тональность в наиболее комфортную для пения.

    Как уже было сказано выше, этот гитарный аксессуар упростит вам извлечение аккордов, которые требуют прием баррэ.

    Соответственно, ваши пальцы будут уставать гораздо меньше – именно из-за меньшего количества баррэ.

    Чтобы эффективно применять каподастр вам не надо быть профи.

    Обратите внимание

    Не бросайте тренировать ваше баррэ

    Не бросайте тренировать ваше баррэ

    Запомните раз и навсегда – каподастр не панацея. Если вы купили его, то это не значит, что вам не надо тренировать ваше баррэ. Что вы будете делать, когда в песне одновременно имеется аккорд Hm и E? Ничего – с каподастром и без баррэ это сыграть невозможно. Именно поэтому продолжайте отрабатывать этот прием, поскольку данный аксессуар нужен совсем не для того, чтобы убрать в нем необходимость.

    Настраивайте инструмент до и после использования

    Настраивайте инструмент до и после использования

    Каподастр, так или иначе, прижимает струны неточно. Почти наверняка при идеальной настройке открытых струн гитары капо будет давать небольшое повышение и нестрой. Поэтому лучше всего при его использовании немного спускать струны на одинаковое нестроение. Тогда звук будет точнее.

    Разумеется, и после того, как вы сыграете композицию, стоит перенастроить гитару, чтобы и дальше играть с нормальным сочетанием звуков и аккордов.

    Как пользоваться зажимом струн и играть с ним на гитаре?

    1. Определитесь, куда вообще вы хотите состроить гитару.
    2. Повесьте ваш каподастр так, чтобы он давал четкий звук струн гитары – они должны звенеть и не приглушаться.
    3. После этого начинайте играть.

    Как узнать, какие аккорды вы играете при использовании капо?

    Если вы зажмете капо где-то на грифе гитары и будете играть те же аккорды, что и без него, то, в конечном счете, вы будете играть на разных аккордах, при этом, не меняя их аппликатуры. Поэтому для того чтобы узнать, какие аккорды вы играете:

    1. Найдите ниже в таблице номер лада, на котором установлен капо
    1. Далее посмотрите вниз по колонке в таблице, чтобы найти нужный аккорд, который вы играете. При этом нет никакой разницы минорный или мажорный, просто найдите нужную вам букву.

    Таблица аккордов с капо

    зажим для струн

    Виды зажимов струн

    Для акустических гитар

    Этот тип капо – самый классический. Приобрести подобные можно в любом музыкальном магазине.

    каподастр для акустической гитары

    Для классических гитар

    Немного другой тип зажимов, сила которого гораздо меньше, чем для акустической гитары.

    каподастр для классической гитары

    Для электрогитары

    Хоть и для электрогитар подойдет и каподастр для акустики, существует также и специальные аксессуары, которые отличаются только скрепляющим механизмом, который более удобен для использования.

    каподастр для электрогитары

    Для двенадцатиструнной гитары

    Для гитар такого типа обычно используется капо, чья прижимная сила больше, чем у обычных.

    Каподастр для двенадцатиструнной гитары

    Для укулеле

    Это уменьшенные каподастры с небольшой прижимной силой. Сделаны они специально, чтобы подходить к грифу и не травмировать его.

    Каподастр для укулеле

    Виды механизмов и конструкций

    С пружиной

    Капо, в который вмонтирована специальная пружина, не позволяющая устройству разжаться. Вы усилием нажимаете на рычаг и разжимаете ее, после чего фиксируете на ладу. Самый простой в использовании тип, который позволит очень быстро менять нужные вам лады. У большей части фирмовых музыкантов именно такие каподастры.

    зажим для струн с пружиной

    Защелкивающийся

    Примерно то же самое, что и пружинный, но внутри него вставлен немного другой механизм. Тоже крайне удобен для использования, поскольку так же не тратит много времени на свою установку и передвижение по грифу.

    Защелкивающийся каподастр

    Эластичный

    Представляет из себя обтесанный брусок с приделанной к нему тряпичной лентой с застежками. При установке вы оборачиваете и натягиваете ленту, закрепляя ее на гитаре. Является самым неудобным типом, поскольку может слететь, долго устанавливается и на нем сложно быстро менять лады.

    эластичный каподастр

    С винтовым зажимом

    Представляет из себя тот же капо, но который фиксируется при помощи специального винта, который вкручивается в конструкцию. Неудобен, поскольку требует огромного количества времени на установку и так же может слететь.

    каподастр с винтовым зажимом

    Как выбрать каподастр

    Модели не слишком сильно различаются между собой, поэтому просто выбирайте то, что вам требуется на данный момент. Если у вас обычная акустика – то покупайте стандартный аксессуар, желательно пружинный или защелкивающийся. Следите за тем, чтобы капо давал тот зажим, который будет адекватен для вашей гитары – не сильный для классики, но и не слабый для 12-струнной гитары.

    Песни с каподастром

    1. Люмен — «Гореть»
    2. Би-2 — «Полковнику никто не пишет»
    3. Браво — «Этот город»
    4. Аквариум — «Город золотой»
    5. Сплин — «Орбит без сахара»

    Как сделать каподастр своими руками

    Для этого вам понадобится зажимной брусок – это может быть карандаш, зажигалка или небольшая дощечка, а также резинка.

    Укулеле, как легкоходная замена гитаре в походах



    Если сравнивать с классической гитарой, то укулеле смотрится как игрушечная. Весят маленькие версии интструмента порядка 350-500 г, против 1,5 кг веса классической гитары, а бывают экземпляры и того тяжелей. Длина такой гитары - 53 м, толщина slim версии в самом широком месте деки не превосходит 5 см.

    Укулеле имеют 4 классических вида, различающихся по габаритам - длине мензуры (длина рабочей части струны - расстояние между нижним и верхним порожком), и размерам барабана. Чем больше инструмент, тем более насыщенный звук он имеет (если не привязываться к материалам из которых он изготовлен), тем больше низких частот присутствует в его звучании, и тем больше он похож по звучанию на гитару. Самая маленькая из которых - сопрано (общая длина 53 см). Это классическая гавайская гитара, которая просуществовала в таком виде до начала прошлого столетия. Позже были изобретены укулеле концерт (длиной 58 см) с чуть большей мензурой и большими габаритами барабана, следующая по размеру идет тенор (длина 66 см), и завершает линейку классических укулеле - баритон (76 см). Встречается еще и укулеле бас, но это скорее исключение.



    За счет тонкой 4 струны укулеле имеет свое фирменное звучание при игре боем. Можно поставить толстую 4 струну с оплеткой и настроенной на октаву выше, но это актуально лишь при игре соло, для чеса классическими укулельными аккордами не подойдет - гитара просто не зазвучит на некоторых из них, так как басовая нота, производимая 4 струной не будет соответствовать основной ноте аккорда.


    Умея играть на гитаре, переучиться на укулеле не сложно, достаточно лишь запомнить соответствие аккордов, или представить, что у вас каподастр на 5 ладу гитары, фактически построение аккордов ни чем не отличается от гитарного. А учиться с ноля игре на этой малютке проще в силу меньшего количества струн, меньшего количество аккордов с баре, да и само баре зажимать проще. Для обладателей больших пальцев сопрано вот так сразу может показаться чем-то жутко неудобным, но после небольшой тренировки, руки привыкают, а гриф классической гитары начинает казаться чем-то нереально толстым.

    К инструменту надо привыкнуть. Тонкий гриф после классики выпадает из руки, а пальцы не помещаются на лады, как ее ни возьми - не удобно, но со временем привыкаешь. Хотя, обладателям больших пальцев будет трудновато играть на сопрано, лучше взглянуть на концертную версию. По началу петь под укулеле не очень удобно, постоянно хочется добавить басовых нот в аккомпанемент, в следствии чего не все те песни, что вы играли на гитаре, вот так сходу будут звучать.


    Если у вас не было гитары с нейлоновыми струнами, то по началу будет дикостью, что строй первую неделю жутко плывет. После установки новых струн, укулеле расстраивается уже под конец первой композиции. Самые дешевые версии из-за плохой колковой механики будут расстраиваться и после того, как вытянутся и притрутся струны, так что совсем уж откровенную дешевку брать тоже не стоит. А в силу особенностей человеческого слуха, на высоких частотах, даже небольшая лажа отчетливо слышна даже неискушенным гитаристам. Именно из-за этого при покупке следует уделить особое внимание тому, как инструмент строит. Большинство дешевых гавайских гитар сразу не строят, стоит залезть куда-то дальше 5-7 лада. Самые откровенные халтурщики продают инструменты, которые не строят уже на первых ладах. Посему перед покупкой инструмента, если вы не обладатель идеального слуха, вам стоит обзавестись либо отдельно хроматическим тюнером (самые дешевые модели которых можно приобрести за 150 р. в Китае), либо установить приложение тюнер на телефон. На андроиде я использую gStings. Так же можно попросить тюнер в магазине, где вы приобретаете инструмент, думаю, что продавцы не откажут. Настриваете открытую струну на ту ноту, что она должна выдавать по тюнеру, проверяете какую ноту она выдает на 12 ладу, должна получиться та же самая нота, но на октаву выше, без каких-либо отклонений. Учитывайте только то, что инструмент с новыми струнами очень быстро расстраивается. После того как вы проверили все струны на 12 ладу, стоит проверить их на остальных ладах. как минимум на 3,5,7.



    Hohner на последних моделях даже сделал подстройку мензуры под каждую струну, на подобие того как это реализовано на электрогитарах - регулируемый нижний порожек, седло. Только на электрогитаре вы настриваете положение седла под каждую струну при помощи микровинта, а здесь придется эту настройку производить аккуратным передвижением этогго седла. И каждый раз при замене струн придется выстраивать их заново, так как ни какой фиксации в данной системе не предусмотрено. Благо за отсутствием оплетки, струны на укулеле служат дольше чем на гитаре, потому данную процедуру не придется проделывать часто. Но это избавит вас от мучений с нестроящей гитарой. В качестве походного варианта советую присмотреться к относительно недорогой и малогабаритной модели Hohner Lanikai LUTU-11s.

    Давайте посмотрим из чего делают укулеле. Принципы те же самые, что и на акустических гитарах, для того, чтоб звук был насыщен обертонами и звучал сочно, барабан гитары должен быть относительно больших габаритов (тонкие и уменьшенные модели звучат не так якрко и громко). Кроме объема барабана очень сильно на звук влияют материалы, из которых произведена укулеле.

    Дешевые модели делают из ламината - трехслойной фанеры. Что для верхней деки не очень хорошо. Обычно такие гитары имеют веселый раскрас, который не позволяет относиться к инструменту серьезно, и больше похожи на игрушки, нежели действительно на музыкальный инструмент. Собственно игрушками и являются - не более.









    Встречаются версии из неособенно распространенных пород, как, например, зебрано. Звук, помне, у таких инструментов, как у тазика в общественной бане, но кому-то даже нравится



    Лакировка тоже очень важна для гитар. Не зря средневековые мастера рецепты лаков хранили в строжайшем секрете. Лучше всего звучит инструмент пока на него еще не легла лакировка, а покрытие должно быть таким, чтоб как можно меньше загубить звук укулеле. Поэтому, если перед вами инструмент обильно политый толстым слоем полиуретанового лака, то разговора о хорошем звучании и быть не может.

    Удобное веб приложение для определения аппликатуры аккордов, в которой вы можете найти множество вариантов одного и того же трезвучия.
    Укулеле форум, где вы можете найти ответы на большенство интересующих вас вопросов по этому инструменту.
    Группа вконтакте, посвященная укулеле

    К сожалению, укулеле еще не сильно распространенный инструмент на просторах бывшего СССР, потому обучающих материалов на родном языке, мягко говоря, мало, большинство из них на английском. Но некоторые видео можно понять с минимальным знанием языка, или даже совсем без такового.

    Удачи вам в выборе и освоении столь необычного, компактного и веселого инструмента.

    На какой лад поставить каподастр чтобы из гитары получить укулеле

    Какие бывают аксессуары для гавайской гитары?

    Каподастр для укулеле

    Позволит гораздо легче вам играть в разных тональностях, это тоже самое, что иметь дополнительный палец. Например, если у вас строй C (До мажор), и если поставить каподастр на второй лад, то будет строй D (Ре мажор).

    Есть два основных типа каподастра:

    Самодельный каподастр

    Можно использовать гитарный капо на гавайской гитаре, но гитарный капр будет ограничивать вашу игру, особенно на нижних ладах.

    А можно сделать и самодельный каподастр, посмотрев на рисунок, вы все поймете!

    Внешние звукосниматели для укулеле

    Продается много гавайских гитар, где звукосниматели уже установлены, если же, на вашей уке нет звукоснимателей, то это проблема легко решается, путем покупки внешних звукоснимателей, которые очень просто устанавливаются!

    Кто еще не пробовал подключать свою укулеле к компьютеру или к комбику, обязательно попробуйте, звук потрясающий!

    Медиатор

    Вообще не рекомендуется играть медиатором на укулеле! Все же, если вы решили, что будете играть медиатором, то обязательно используйте войлочный медиатор. Подробнее тут.

    Увлажнитель для укулеле

    Укулеле, как и все гитары из дерева и самое худшее для гитары, это через-мерная сухость. Эксперты определили идеальный уровень влажности, (45% до 65%). Если вы живете в местности, где влажность высокая, то это не такая и большая проблема, все что вам нужно делать, так это держать укулеле в чехле, а вот если вы живете в области, где уровень влажности низкий, то в этом случае, без увлажнителя вам не обойтись! В противном случае, на инструменте появятся трещины, которые приведут к поломке инструмента.

    Тюнер для укулеле

    Ну тут все понятно, не все могут настроить инструмент на слух, для этого и есть тюнер. Сейчас тюнер можно скачать почти на каждый телефон, подробнее можно почитать ТУТ! Но также есть и стационарные, современные тюнеры, которые можно закрепить за гриф, ознакомиться с ценой и купить можно ТУТ

    Подставка (Вешалка) для укулеле

    Если у вас уже не одна гитара, а несколько, то для вас подставка уже актуальна. Если одну, можно было куда-нибудь аккуратно положить, то несколько гитар, будет занимать больше лишнего место и шанс поцарапать или уронить увеличивается вдвое! Лично я подставкой не пользовался, но говорят, что подставка для мандолины подходит для укулеле и вроде как достать легче!

    Ремешок для укулеле

    К сожалению, у большинства моделей укулеле, нету крепления на корпусе для ремешка, но к счастью, специально для укулеле изобрели стринги ремешок (подробнее на картинке). Ремешок крепится к резонаторному отверстию, и как медальон надевается на шею! Он достаточно крепкий, в общем отлично выполняет свою работу!

    Чехол для укулеле

    Обязательный аксессуар для укулеле, это чехол! Если хранить гитарку в чехле, то она будет служить вам очень долго, чехол предотвращает постоянной перемены температуры, за счет этого дерево прослужит дольше, да и не будет расстраиваться! Ознакомиться с ценой и купить можно кликнув на картинку ниже!


    Вот и все, если я что упустил, напишите в комментах, буду благодарен! )

    Гайд по укулеле — инструменту для тех, кто хочет попробовать себя в музыке

    Принципы работы, пара советов по выбору и много гифок.

    Играть музыку мне хотелось всегда: я засыпал с кассетным плеером под подушкой, представляя, как крушу барабанными палочками тарелки или раздаю людям гитарный рок. На другой чаше весов лежало отсутствие подходящего образования, голоса, слуха и желания узнать, что такое пентатоника. Повод подвернулся (sic!) драматический — я сломал ногу и на два месяца застрял дома.

    У этой гитары один из самых низких порогов входа: модели для начинающих довольно недорогие, а ещё не нужно сильно переживать за материалы, из которых они сделаны. Звать опытных друзей в магазин тоже не обязательно: базовые модели отличаются не сильно, а брак довольно очевиден — советы по выбору укладываются в трёхминутный ролик.

    Живое знакомство с инструментом желательно: стоит оценить, как гитара лежит в руках и звучит. Здесь как с голосами: объём и «бархат» можно прочувствовать и без музыкального слуха.

    Лично я ошибся скорее с формой: укулеле-ананас иногда выскальзывает из рук.

    На мой взгляд, ничего критического, если укулеле доставят сразу домой — нужно только заранее узнать про возможность возврата. Мне сначала страшно не нравилось, как звучит мой экземпляр, но дело оказалось в незнании тонкостей и плохом чувстве ритма.

    Маленький совет лично от меня: выбирайте тот инструмент, который нравится в том числе и внешне.

    Уродливая гитара не сгодится для домашнего обучения: скорее всего, слои пыли на ней начнут поздравлять друг друга с юбилеями. Стартовый энтузиазм спадёт, но гитара всё равно должна вызывать немедленное желание подержать её в руках.

    Следующий фактор — струны. На укулеле струн всего четыре — это действительно всё упрощает. Они сделаны из нейлона, на ощупь мягкий и гибкий пластик. Пальцы с непривычки могут поболеть, но это не идёт ни в какое сравнение с режущими металлическими лесками, которые ставят на большие гитары.

    Другие причины в назывном порядке: простая настройка, практически никакого ухода и миллиард уроков на YouTube.

    Мне понравился тропический оттенок в звучании и возможность приобщиться к музыке в целом.

    По моим наблюдениям укулеле подойдёт тем, кто хочет именно играть музыку. Если речь идёт о сочинении собственной, то лучше присмотреться к клавишным и ударным инструментам. Для меня когда-то стало сюрпризом, что интерфейсы многих программ для создания музыки фундаментально построены на клавиатуре фортепиано.

    Пластиковые, сувенирные и «ашановские» рассматривать не стоит, а лёгкое пренебрежение в выборе допустимо, только когда находишься в приличном музыкальном магазине, присматривая что-то простое.

    На ультрадешёвые модели (меньше 2,5 тысяч) ставят отвратительные струны, которые придётся пожизненно настраивать. Можно поехать за новыми, но не факт, что корпус выдержит их натяжение и не переломится пополам. Рекомендую выбирать из моделей, на которые ещё на заводе поставили хорошие струны — это индикатор качества всего остального.

    Оговорюсь, что укулеле — полноценный музыкальный инструмент, а не урезанная версия гитары. Есть модели размером с обычную гитару, и требующие тщательного ухода, и сделанные из дорогих пород дерева, и с возможностью их куда-то подключить. Они определённо стоят своих денег, но смогут ли преимущества прочувствовать новичок — большой вопрос.

    Любопытный факт: большую часть времени я играю на своей первой укулеле (три тысячи рублей), хотя есть и куда более дорогая (десять тысяч рублей). Последняя по звучанию куда ближе к обычным гитарам, с хорошим и мелодичным звуком, но мне нравится грязноватый тропический оттенок маленьких укулеле — он хорошо подходит для незамысловатых песен:

    Укулеле бывают четырёх размеров: для начала рекомендую самые маленькие (сопрано). Но если вас интригует возможность играть сложные мелодии, можно присмотреться к размеру «концерт». Они же подойдут, если в пальцах очень широкая кость.

    Быстро перечислю, как я бы выбирал укулеле начального уровня:

    • Обратил внимание на струны: если о них ничего не известно, то это плохой признак.
    • Проверил, нет ли болтающихся элементов и зазоров между приклеенными частями.
    • Поводил ладонями по боковым поверхностям: царапаться ничего не должно.
    • Побренчал: если издаётся дребезг, то либо резонируют отваливающиеся элементы, либо струны что-то задевают — всё плохо.
    • Покрутил бы колки: если с ростом натяжения они начинают вращаться сами, то они нерабочие.
    • Если кажется, что деревянная поверхность вздута или скручена, то лучше рассмотреть другие варианты. Но я встречал выпуклое дно корпуса, это может быть нормально.

    Если не хочется прогадать ни в коем случае, то стоит досмотреть этот ролик.

    Ничего кроме гитары с хорошими струнами для старта не нужно: чехлы, тюнеры и каподастры, скорее всего, не пригодятся.

    Нагрузка на руки распределится неравномерно: ведущая рука (правая, если вы правша) будет занята более простым делом. Её задача — бренчать. Здесь есть свои нюансы: нужно будет приноровиться аккуратненько бить по струнам кончиком пальца. Поначалу он будет либо пролетать мимо, либо застревать в струнах.

    Самый банальный совет — не использовать энергию всей руки, вполне достаточно небольшого усилия кисти. «Укулеле» переводится, как скачущая блоха и при правильной постановке руки, играющий палец действительно её напоминает.

    И нужно будет выучить пару паттернов. По струнам можно бить не только сверху-вниз, но и наоборот, а паттерн — это последовательность направлений ударов.

    В качестве примера приведу самый распространённый: ↓—↓↑—↑↓↑. В сумме это три удара вниз и три возврата вверх в непрямом порядке. Следом паттерн повторятся и повторяется, а гитара начинает делать ритмичное чака-чака.

    Если медленно, то это выглядит так:

    Несколько пальцев другой руки, как молоточки, должны приземляться в определённые места на грифе, периодически меняя позиции. Все начинают с четырёх позиций (C, G, Am, F): на их вызубривание уйдёт минут десять, а две из них можно сыграть всего одним пальцем.

    Этих четырёх и приведённого выше паттерна будет достаточно, чтобы сыграть припев той самой песни. Но, скажу честно, уйдут долгие недели, чтобы научится вовремя и качественно переключаться между позициями.

    «Плящущая» рука первой дойдёт до автоматизма и перестанет сводить с ума мозг, не привыкший к настолько разнородным задачам. Это станет началом синхронизации рук — до этого будет ощущение, что одна рука жонглирует, пока второй нужно выводить мелом формулу.

    Доказательство, что дело в привычке, а не в таланте довольно простое: львиная часть людей разучится играть, если поменяют функции рук, перевернув гитару.

    Учителя на YouTube за несколько минут донесут, куда надо жать пальцами, чтобы получилась песня — это действительно несложно. Я же попробую привнести некую осмысленность.

    В комментариях к этой статье намекают: всё, что дальше — новичку знать не обязательно. И я с этим согласен, читайте для общего понимания.

    Каждая струна укулеле зажата с двух сторон. Если её защипнуть, она издаст характерный для себя звук. Я бы опять сравнил это с голосом: мы безошибочно узнаём людей на слух вне зависимости от того, орут они или бормочат под нос.

    К примеру, струна подёргивается 440 раз в секунду — нужно мощное слоумо, чтобы это разглядеть. Вместе с ней начинает колебаться и воздух вокруг: его частицы трутся и вызывают ощущение звука.Число 440 как раз и придаёт звуку характерность. Оно не зависит ни от части тела, которой играют, ни от усилия, с которым дергают струну.

    Древней ящерице было важно понять, что где-то топнула другая ящерица, поэтому мы получили способность слышать колебания воздуха. Думаю, ей стыдно за наши чарты «ВКонтакте».

    440 колебаний воздуха в секунду — это вполне конкретный звук, нота «ля». Каждой ноте соответствует своя частота, но запоминать эти цифры не нужно. А для количества колебаний в секунду придумали свою единицу измерения — герцы.

    Если частоту удваивать или делить на два, получится та же нота. К примеру, 110, 220, 440, 880, 1760 герц — это всё ноты «ля»: от басовитой версии до писклявой. Можно умножать и делить, пока число не выйдет за пределы возможностей человеческого слуха.

    Нота «ля» на частоте 440 герц — это своеобразный стандарт, точка отсчёта. Но струна может сыграть и другую ноту: на это влияет её толщина и натяжение. Поэтому басбуст обеспечивают жирными струнами.

    Каждый инструмент добавляет к чистой ноте свои примеси, оттенки. А корпус выступает своеобразным эквалайзером. Без этого всего «голая» частота звучит довольно противно. Более того, струны могут вибрировать сразу на нескольких частотах, что тоже отдаляет инструменты друг от друга.

    На высоту звука влияет в том числе и степень натяжения струны. Чем туже, тем выше частота звука (пока не затрещит корпус).

    Зачем тогда вообще регулировать натяжение, если струна должна играть определённую ноту? Со временем материал струны устаёт и теряет свои свойства: как от нагрузки, так и от шоколадки, которая осталась на пальцах после обеда и пропитала струну. Струне периодически требуется подтяжка — нужно будет слегка покрутить барашек на изголовье.

    К сожалению, после первичной установки струны ей тоже нужно время, чтобы «усесться». Так что, только купившим гитару сразу придётся заниматься настройкой.

    Всё несложно: есть много приложений, которые улавливают высоту звука и подсказывают, куда крутить колки. И не страшно: если струна качественная, то шанс, что её разорвёт почти нулевой — она выдержит многократно большее натяжение, чем требуется.

    А сейчас к главному принципу, на котором всё построено. Если пережать струну где-нибудь посередине, то верхняя половина застынет, а оставшаяся часть будет колебать воздух с новой частотой. Чем короче вибрирующий фрагмент, тем выше звук:

    Если пережать ровно пополам, то играющая часть будет вибрировать в два раза быстрее. К примеру, струна была настроена на 440 герц, а с пережимом посередине начнёт издавать звук на 880 герцах — это тоже нота «ля», только более высокая. Если оставить четверть струны, то будет «ля» на 1760 герцах

    В каких-то промежуточных положениях будут попадаться и другие ноты. Эти места запоминать не нужно, там расставлены металлические бортики, помогающие зажимать струну. Бортики называются ладами и отсчитываются от изголовья: первый, второй, третий и так далее.

    Струны отсчитываются снизу, как этажи зданий. Учителя на YouTube будут говорить «зажмите струну на третьем ладу», а не «возьмите ля первой октавы», так что справятся все.

    У укулеле четыре струны, каждая играет свою ноту. Поэтому на грифе расположены четыре последовательных цепочки нот, немного сдвинутых относительно друг друга — по такому же принципу, как и на больших гитарах.

    Чтобы повторить чью-то мелодию, не обязательно ориентироваться в нотах. Выручат табы, которые выглядят так:

    На них есть четыре полоски-струны и числа. Нужно последовательно зажимать струны по номерам дорожек-ладов и играть их. Ноль в этой системе означает, что ничего зажимать вообще не нужно и достаточно просто ударить по струне.

    Струны чаще всего настраиваются, задействуя четыре ноты: соль, до, ми, ля. Это самый распространнёный набор, но можно перетянуть и на другой: этим обычно занимаются более опытные музыканты. Тогда поменяется ощущение от звука, а некоторые песни станет легче играть. Лично я ни разу этого не делал на укулеле.

    По картинке видно, что две ноты («ми» и «фа») довольно близки по частотам, а между другими — пропасти. Ощущения не обманывают: внутри действительно что-то есть.

    Если эти пробелы заполнить, картинка наконец станет логичной: есть двенадцать сущностей, а расстояния между ними подчиняются формуле, которую вы не хотите знать. Семь из них вопреки логике назвали нотами. Оставшиеся пять остались вторым сортом — у них нет собственных имён, а на фортепиано они вообще превратились в маленькие чёрные клавиши.

    Так что, первое, с чем придётся смириться: вместо семи нот у нас есть двенадцать полутонов. Для простоты я буду дальше называть их все нотами.

    Гитары оказались более демократическим инструментом — ноты на грифе никак не выделяются. Если добавить на предыдущую картинку одну струну, то сразу получится гриф:

    Где какая нота зависит от самой струны — здесь для удобства она настроена на «до»

    Верхняя струна укулеле обычно настроена на ноту «соль». Для того, чтобы найти ближайшую ноту «до», нужно проделать пять шагов — пять полутонов. На фортепиано сдвинуться на пять клавиш, считая чёрные, на гитарах — на пять ладов:

    С пониманием этой логики, расположение всех нот на укулеле перестанет казаться хаотичным.

    Ноты — это ступеньки, каждая на своей высоте. Между ними полно промежуточных частот, которые не очень нужны, а на гитаре их сыграть вообще непросто. Инструмент не фальшивит (если настроен) — в этом помогают заботливо расставленные лады.

    Но, как я уже рассказывал выше, натяжение струны тоже влияет на высоту звука. Крутить колки во время игры не надо (хотя виртуозы иногда балуются), есть другой способ. Выглядит, как лёгкое стремление порвать струну:

    Пока она звучит, её можно отодвинуть в сторону — струна натянется сильнее. Чем дальше оттягивать, тем выше звук — таким образом можно очень плавно перейти на другую ноту. Или узнать, как звучит частота в 666 герц: нота есть на высоте в 659 и осталось только чуть завысить струну.

    Во время игры палец может слегка съехать, передвинув струну: неразвитый музыкальный слух не распознает фальш, поэтому нужно послеживать за этим глазами и учиться зажимать струны ровно.

    Напоследок, ещё одна важная тема — интервалы. Полутон — это интервал, самое маленькое расстояние между нотами. А если перепрыгивать не на соседнюю, а через одну, две, три ноты — это другие интервалы.

    У каждого такого «перепрыгивания» есть своё название. Наш мозг считает любые две ноты на расстоянии «квинта» приятным сочетанием. А есть и интервал (тритон), который ещё в средневековье назвали демоническим — звучит довольно забористо, чем и привлекает внимание всяких сатанинских металлистов.

    Чтобы не быть голословным я украл два примера. Предлагаю послушать благородное звучание квинты — двух нот на расстоянии в семь полутонов:

    А теперь тритон — не советую дружить с людьми, которые могут поставить такое на будильник.

    Идея двенадцати нот родилась благодаря интервалам: музыканты искали приятные сочетания, а затем нашли в них математическую логику. Так что, сложная формула расстояния между нотами складывается в довольно простые соотношения, если брать не соседние ноты.

    К примеру, нота «ре» звучит на высоте 293,7 Гц. А если отсчитать от неё квинту, там будет нота ля, 440 Гц. Делим эти числа друг на друга и получаем полтора. Всё это справедливо, пока мы говорим о европейской системе: у других народов ноты могут располагаться на других частотах и с иной системой интервалов.

    Западные страны вместо «до-ре-ми» используют латинские буквы от A до G. У некоторых народов система ещё чуть более извращённая: вместо B — буква H.

    Причём везде букве A соответствует нота «ля», а не «до» с которой всё начинается в России. В общем, вместо «до-ре-ми» придётся привыкать к «C-D-E». Я сразу привык к латинским буквам, а в системе, принятой в России, до сих пор путаюсь.

    Теперь объяснить, что такое аккорд проще. Им называют набор хорошо звучащих вместе нот — трёх и больше.

    Когда пальцы разбегаются по позициям, они зажимают струны так, чтобы получились определённые сочетания нот. Они подобраны в том числе и на основе приятных интервалов.

    В этом помогает то, что струны настроены на разные ноты, а значит цепочки нот «до-ре-ми» сдвинуты относительно друга:

    Каподастр для гитары. Для чего нужен каподастр

    Если вы играете на акустической гитаре, то вам рано или поздно понадобится каподастр. По сути это обычное приспособление для зажима струн на определенных ладах. С его помощью можно повышать тональность песни и даже избавиться от надоедливого и трудного барре. Поэтому, если вы начинающий гитарист, у вас есть проблемы с этим приемом, то вам поможет каподастр. В этой статье разберемся с этим полезным приспособлением для гитариста.

    Для чего нужен каподастр

    Обычные люди, когда видят капо у гитариста, думают, что это какое-то средство для пыток или что-то в этом роде. А на самом деле все наоборот, каподастр нужен, чтобы эти самые пытки у гитариста убрать. Давайте разберемся как его можно использовать и для чего.

    Дает возможность играть без барре

    Повышает тональность песни

    Часто бывает такое, что вам трудно петь в оригинальной тональности песни. Например, тональность Ми для вашего голоса слишком низкая, вам тяжело петь. Тогда просто ставьте каподастр на гриф гитары правее. Таким образом, играя теми же аккордами (аппликатурно), песня зазвучит выше, а петь вам будет проще.

    Придает гитаре другое звучание

    Этот момент довольно спорный, но имеет место быть. Дело в том, что когда вы ставите капо на какой-либо лад на грифе, вы тем самым уменьшаете мензуру (длину звучащей струны). Звук из-за этого будет меняться. Кому-то такое изменение придет по душе, кому-то нет. Поэтому не стоит надеятся на то, что вы настроите гитару в пониженный строй для того, чтобы играть и в пониженном и в стандартном. Гитара настроенная в Ми и гитара с каподастром, поставленным до Ми, будут звучать немного по-разному. Проверьте, если не верите.

    Не расслабляйтесь!

    Очень распространенная ошибка многих начинающих гитаристов в том, что они бросают тренировать барре. Это в корне неправильно по двум причинам:

    1. Что вы будете делать, если под рукой каподастра не будет, а вам срочно нужно играть песню. Например, на концерте;
    2. С помощью капо далеко не всегда удается преобразовать все барре аккорды в открытые. Бывает, что 1-2 все равно остаются в песне. Поэтому в любом случае их играть придется с барре.

    Также после установки каподастра, желательно проверять строй гитары. Все-таки прижимает он не всегда стопроцентно точно. Особенно зависит это от качества сего приспособления.

    Как пользоваться каподастром

    В использовании капо нет ничего сложного. Просто определитесь на сколько вы хотите повысить тональность песни и поставьте его на нужный лад на грифе. Если же вы хотите с его помощью аккорды с барре сделать открытыми, то ориентируйтесь на тональность. Вам нужно установить каподастр так, чтобы тонический аккорд без капо брался в открытой аппликатуре с капо. Подберите место на грифе методом проб.

    Аккорды с каподастром

    Виды каподастров для гитары

    По типу инструмента особых различий у каподастров нет. Они одинаково хорошо подойдут как к акустическим, так и к электрическим гитарам. Если вам нужен каподастр для классической гитары, то обратите внимание на его размер. Все-таки гриф у классики шире, поэтому капо нужно подобрать такого размера, чтобы он без проблем мог зажать все струны инструмента.

    Эластичный

    Основу данного типа каподастров составляет резиновый стержень и ремешок. Ремешок фиксируется с помощью небольшой застежки-кнопки. Принцип действия: стержень прижимается к струнам и грифу, а ремешок просто оборачивается вокруг него. Для фиксации используется небольшая кнопка.

    Минусов у данного типа очень много. Основные это сложность установки и быстрая изнашиваемость. Ремешок со временем растягивается, и каподастр уже не может обеспечить такого же натяжения.

    С пружиной

    Пружинный каподастр это самый удобный и распространенный тип. Имеет очень простую конструкцию, что делает его практически неубиваемым. Состоит из пластикового каркаса и металлической пружины. Установка наиболее простая - разожмите пружину, поставьте на нужный лад, отпустите пружину и каподастр установлен!

    С рычажковым механизмом

    Некоторые производители любят изобретать велосипеды и поэтому придумывают свои собственные типы крепления. Один из таких типов это рычажковый зажим. Основная его цель это точная регулировка силы зажатия струн, чтобы не было перезатягов. Особенно актуально для классических гитар с нейлоновыми струнами, которые боятся перезажимов.

    На винте

    Обычный каподастр, в качестве зажимного механизма которого, используется обычный винт. Основной недостаток это время установки. Пока вы раскрутите и закрутите винт, гитарист с обычным пружинным капо уже может успеть сыграть песню.

    Роликовый

    Здесь в конструкции предусмотрены пружины и небольшой ролик. Он предназначен для быстрого перемещения каподастра по грифу. А так, в целом, больше никаких преимуществ у данного типа перед обычным пружинным капо нет.

    С ограниченной площадью действия

    Очень редко, но все же бывает такое, что нужно поставить каподастр только на несколько верхних (толстых) струн. Для этого придумали обрезанные капо.

    Как выбрать каподастр

    Особо заморачиваться с выбором этого приспособления не стоит. Просто берите пружинный каподастр и не думайте. Для 99% целей он точно подойдет и стоит очень дешево.

    Если же у вас какие-то специфические цели или специфический инструмент, то нужно ориентироваться на разные модели. Например, если вам нужен капо для классической испанской гитары, то обратите внимание на его размеры, чтобы он полностью перекрывал все струны. Также нужно прикинуть силу зажатия. Не рекомендуется, чтобы капо сильно пережимал, иначе гитара не будет строить.

    Каподастр своими руками

    Для этого вам понадобится резинка и небольшой брусочек. В качестве него можно взять обычную шариковую ручку или карандаш.

    Приложите брусок к нужному ладу на грифе и повесьте резинку.

    После этого протяните резинку под грифом и накиньте ее с другой стороны на брусок.

    Существенный минус такого самодельного каподастра в том, что брусок прямой и не имеет радиуса кривизны, как у накладки грифа. Поэтому прилегание по всем струнам будет неплотным. Чтобы хоть как-то это компенсировать, берите резинку пожестче, чтобы увеличить силу прижатия. А лучше купите нормальный каподастр для гитары в музыкальном магазине.

    Песни с каподастром

    1. Люмен — «Гореть»
    2. Би-2 — «Полковнику никто не пишет»
    3. Браво — «Этот город»
    4. Аквариум — «Город золотой»
    5. Сплин — «Орбит без сахара»

    Заключение

    Несомненно, каподастр это весьма полезная штука в арсенале гитариста. Но не забывайте, что вам в любом случае нужно тренировать барре. Удачной игры и простых аккордов!

    Читайте также: