На популяционно видовом уровне организации находятся личинки двукрылых в волге

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Свойства живого.
Уровни организации живой материи

1. Обмен веществ и энергии с окружающей средой.

2. Раздражимость (способность реагировать на воздействия).

3. Размножение (самовоспроизведение).

Уровни организации живой материи

1. Молекулярный – это уровень сложных органических веществ – белков и нуклеиновых кислот. На этом уровне происходят химические реакции обмена веществ (гликолиз, кроссинговер и т.п.), но молекулы сами по себе еще не могут считаться живыми.

2. Клеточный. На этом уровне возникает жизнь, потому что клетка – минимальная единица, обладающая всеми свойствами живого.

3. Органно-тканевой – характерен только для многоклеточных организмов.

4. Организменный – за счет нервно-гуморальной регуляции и обмена веществ на этом уровне осуществляется гомеостаз, т.е. сохранение постоянства внутренней среды организма.

5. Популяционно-видовой. На этом уровне происходит эволюция, т.е. изменение организмов, связанное с приспособлением их к среде обитания под действием естественного отбора. Наименьшей единицей эволюции является популяция.

6. Биогеоценотический (совокупность популяций разных видов, связанных между собой и окружающей неживой природой). На этом уровне происходит

  • круговорот веществ и превращение энергии, а также
  • саморегуляция, за счет которой поддерживается устойчивость экосистем и биогеоценозов.

7. Биосферный. На этом уровне происходит

  • глобальный круговоротвеществ и превращение энергии, а так же
  • взаимодействие живого и неживого вещества планеты.

Еще можно почитать

Тесты и задания

Выберите один, наиболее правильный вариант. Какой уровень организации живой природы представляет собой совокупность популяций разных видов, связанных между собой и окружающей неживой природой
1) организменный
2) популяционно-видовой
3) биогеоценотический
4) биосферный

Выберите один, наиболее правильный вариант. Генные мутации происходят на уровне организации живого
1) организменном
2) клеточном
3) видовом
4) молекулярном

Выберите один, наиболее правильный вариант. Элементарная структура, на уровне которой проявляется в природе действие естественного отбора
1) организм
2) биоценоз
3) вид
4) популяция

ЖИВОЕ - НЕЖИВОЕ СХОДСТВА
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки служат сходными для живых и неживых объектов природы?
1) клеточное строение
2) изменение температуры тела
3) наследственность
4) раздражимость
5) перемещение в пространстве

ЖИВОЕ - НИЖИВОЕ ОТЛИЧИЯ
1. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Живое от неживого отличается
1) способностью изменять свойства других объектов
2) способностью изменять свои свойства под воздействием окружающей среды
3) способностью реагировать на воздействия окружающей среды
4) способностью участвовать в круговороте веществ
5) способностью воспроизводить себе подобных

2. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки присущи только живому веществу?
1) рост
2) движение
3) самовоспроизведение
4) ритмичность
5) наследственность

3. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны только для живых систем?
1) способность к передвижению
2) обмен веществ и энергии
3) зависимость от температурных колебаний
4) рост, развитие и способность к самовоспроизведению
5) устойчивость и относительно слабая изменчивость

4. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Для организмов, в отличие от объектов неживой природы, характерны
1) изменение
2) движение
3) гомеостаз
4) эволюция
5) химический состав

УРОВНИ
Ниже приведен перечень понятий. Все они, кроме двух, являются уровнями организации живого. Найдите два понятия, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) биосферный
2) генный
3) популяционно-видовой
4) биогеоценотический
5) биогенный

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
Установите, в какой последовательности располагаются уровни организации живого. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) популяционный
2) клеточный
3) видовой
4) биогеоценотический
5) молекулярно-генетический
6) организменный

Расположите в правильном порядке соподчинение систем разных уровней, начиная с наибольшего. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) соединительная ткань
2) ион железа
3) эритроцит
4) гемоглобин
5) форменные элементы
6) кровь

НА КАКИХ УРОВНЯХ.
1. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. На каких уровнях организации живого изучают значение фотосинтеза в природе?
1) биосферном
2) клеточном
3) биогеоценотическом
4) молекулярном
5) тканево-органном

2. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. На каких уровнях организации живого изучают особенности реакций фотосинтеза у высших растений?
1) биосферном
2) клеточном
3) популяционно-видовом
4) молекулярном
5) экосистемном

3. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Онтогенез, метаболизм, гомеостаз, размножение происходят на … уровнях организации.
1) клеточном
2) молекулярном
3) организменном
4) органном
5) тканевом

4. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из уровней организации жизни являются надвидовыми?
1) популяционно-видовой
2) органоидно-клеточный
3) биогеоценотический
4) биосферный
5) молекулярно-генетический

5. Выберите два варианта. Энергетический обмен у обыкновенной амёбы происходит на уровне организации живого
1) клеточном
2) биосферном
3) организменном
4) биогеоценотическом
5) популяционно-видовом

6. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. На каком уровне организации происходят такие процессы, как раздражимость и обмен веществ?
1) популяционно-видовой
2) организменный
3) молекулярно-генетический
4) биогеоценотический
5) клеточный

7. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. На каких уровнях организации жизни происходит воспроизведение наследственной информации организма и её реализация?
1) молекулярном
2) тканево-органном
3) биосферном
4) популяционно-видовом
5) субклеточном

КЛЕТОЧНЫЙ + ОРГАНИЗМЕННЫЙ
1. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Клеточный уровень организации совпадает с организменным у
1) бактериофагов
2) амёбы дизентерийной
3) вирус полиомиелита
4) кролика дикого
5) эвглены зелёной

2. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Клеточному и организменному уровням организации жизни одновременно соответствуют.
1) гидра пресноводная
2) спирогира
3) улотрикс
4) амеба дизентерийная
5) цианобактерия

3. Выберите два верных ответа. У каких организмов совпадают клеточный и организменный уровни жизни?
1) серобактерия
2) пеницилл
3) хламидомонада
4) пшеница
5) гидра

КЛЕТОЧНЫЙ
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Клеточному уровню организации жизни соответствует
1) хламидомонада
2) серобактерия
3) бактериофаг
4) ламинария
5) лишайник

ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОЙ
Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. На популяционно-видовом уровне организации жизни находятся
1) рыбы озера Байкал
2) птицы Арктики
3) Амурские тигры Приморского края России
4) городские воробьи Парка культуры и отдыха
5) синицы Европы

БИОЦЕНОТИЧЕСКИЙ - БИОСФЕРНЫЙ
Установите соответствие между уровнями организации живого и их характеристиками и явлениями: 1) биоценотический, 2) биосферный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) процессы охватывают всю планету
Б) симбиоз
В) межвидовая борьба за существование
Г) передача энергии от продуцентов консументам
Д) испарение воды
Е) сукцессия (смена природных сообществ)

Эколого-биологическая характеристика кровососущих мошек (Diptera, Simuliidae) на территории Волгоградской области зоны Нижнего Поволжья Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Денисов Андрей Александрович, Иванцова Елена Анатольевна

Представлены результаты изучения эколого-биологических особенностей мошек сем. Simuliidae, широко распространённых на территории Волгоградской области зоны Нижнего Поволжья . Исследование проведено в 2011-2014 гг. Места наблюдения за биотопами личиночных стадий были заложены между городами Волгоградом и Волжским на канале Волга Ахтуба, на реках Волге, Ахтубе, Иловле, Медведице, Хопре. Изучены личиночные биотопы. За период исследования на исследуемой территории зарегистрировали 5 видов симулиид. В реке Волге развиваются три вида кровососущих мошек Titanopteryx macuiata Mg., Schonbaueria matthiesseni End, Simuhum morsitans Edw., в реках Ахтубе, Иловле, Медведице, Хопре два вида Boophtora erythrocephala De Geer., Odagmia ornata Mg. Установлено, что пиковая активность нападения кровососущих мошек приходится на весенний и летний периоды.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Денисов Андрей Александрович, Иванцова Елена Анатольевна

ECOLOGICAL AND BIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF BLOOD-SUCKING BLACK FLIES (DIPTERA, SIMULIIDAE) ON THE TERRITORY OF VOLGOGRAD REGION IN THE ZONE OF NIZHNEE POVOLZHYE

The results of the study on ecological and biological features of black flies of the Simuliidae family, widespread on the territory of Volgograd region in the zone of Nizhnee Povolzhye, are submitted in the article. The study was conducted in 2011-2014. The sites for observations and monitoring the biotopes of larval stages were laid between the cities of Volgograd and Vozhsky on the Volga canal Ahtuba, on the rivers Volga and Akhtuba, Ilovlya, Medveditsa and Khoper. During the study period there were recorded 5 species of black flies on the above territory. In the Volga River three species of biting midges Titanopteryx macuiata Mg, Schonbaueria matthiesseni End, Simuhum morsitans Edw have been observed and two types of biting midges Boophtora erythrocephala De Geer, Odagmia ornata Mg have been recorded in the Akhtuba, Ilovlya, Medveditsa, and Khoper rivers. It is noted that the peak activity of blood-sucking midges attack has been observed during the spring and summer periods.

Текст научной работы на тему «Эколого-биологическая характеристика кровососущих мошек (Diptera, Simuliidae) на территории Волгоградской области зоны Нижнего Поволжья»

Эколого-биологическая характеристика кровососущих мошек (Diptera, Simuliidae) на территории Волгоградской области зоны Нижнего Поволжья

А.А. Денисов, к.б.н., Е.А. Иванцова, д.с.-х.н., ФГБОУ ВО Волгоградский ГУ

Подавляющее большинство мошек сем. Smu-Шdae являются кровососами человека и домашних животных. На обширной территории России и СНГ, в степи, лесостепи и особенно в зонах тайги и тундры мошки занимают одно из первых мест среди кровососущих двукрылых.

Мошки очень назойливы, докучают своими укусами людям и животным; слюна их ядовита, укусы очень болезненны, они вызывают жжение, зуд, опухоли; при массовых нападениях наблюдается интоксикация организма и даже гибель животных, снижаются продуктивность и темпы нагула скота [1]. В настоящее время твёрдо установлено, что мошки переносят ряд заболеваний человека в тропиках и многие болезни домашних и диких животных: туляремию, проказу, чуму, ряд гемоспоридиозов птиц, сибирскую язву, сап, онкоцеркоз человека и животных. Выше указанное определяет санитарно-эпидемиологическое и медико-ветеринарное значение кровососущих мошек. В отличие от других кровососов, например малярийных комаров, симулииды изучены не полностью [2—4].

Материал и методы исследования. Территория Волгоградской области зоны Нижнего Поволжья расположена в зоне сухих степей и полупустыни и относится к числу засушливых. По территории Волгоградской области протекают две большие реки — Волга и Дон с большими водохранилищами — Волгоградским и Цимлянским, а также более мелкие реки и речки. Менее крупные реки — Бузулук, Медведица, Хопёр имеют собственные поймы с проходящими по ним сильно извилистыми руслами, образующими большое число затонов, заводей, благоприятных для развития различных кровососущих насекомых.

Более мелкие степные речки берут своё начало у родников, часто теряются в степи и могут даже пересохнуть в летний жаркий период. Другие превращаются в цепочку замкнутых водоёмов — р. Аксай, р. Еламь, р. Иловля, р. Терса и пр.

Исследование осуществляли на территории Волгоградской области в 2011—2014 гг. Места исследования биотопов личиночных стадий были определены на различных водоёмах с разной гидрологической структурой и расположенных в различных зонах Волгоградской области: р. Волга, Волга — Ахтубинский канал, р. Иловля, р. Лог, р. Медведица, р. Хопёр.

В связи с тем, что личиночными биотопами обычно являются коряги, корни растущих деревьев в воде, тростник, ветки, попадающие в воду при размывании водой берегов, обследование водоёмов на заселённость личинками и куколками мошек проводили путём ручного сбора вместе с субстратом. Куколок и личинок, отделив от субстрата, сразу фиксировали для дальнейших исследований 96-процентным этиловым спиртом, а затем перекладывали в 70-процентный спирт для хранения и последующего определения. При этом измеряли температуру воды, скорость течения и её уровень в водоёмах. Плотность поселения личинок и куколок рассчитывали на 1 дм2 субстрата.

Для сбора и учёта имаго использовали энтомологический сачок со съёмными мешочками. Собранных насекомых для хранения раскладывали на ватные матрасики или помещали в 70-процентный спирт для последующего определения. Также учёт нападающих мошек проводили с помощью отлова пробиркой, с предплечья руки или голени ноги, в течение 15 мин. Такие подсчёты проводили в течение дня с интервалом в 1 час.

За период исследования было собрано 80 проб личинок и куколок, 70 проб имаго, проведено 30 учётов суточной активности мошек.

Результаты исследования. Ввиду того что двукрылые в биотопах на территории Волгоградской области зоны Нижнего Поволжья, к которым относятся кровососущие мошки сем. (Simuliidae), недостаточно изученная группа кровососущих насекомых, относящихся к группе гнуса, мы за изучаемый период определили пять видов мошек, относящихся к пяти родам: Titanopteryx macuiata Mg., Schonbaueria matthiesseni End., Odagmia rnate Mg., Boophtora erythrocephala De Geer., Simuhum morsitans Edw.

Фауна кровососущих мошек Волгоградской области зоны Нижнего Поволжья представлена одним таёжным видом (Siium morsmulitans Edw.), тремя степными и лесостепными видами (Titanopteryx macuiata Mg., Schonbaueria matthiesseni End., Boophtora erythrocephala De Geer.), а вид Odagmia rnate Mg имеет полизональный ареал и распространён повсеместно.

Так как развитие мошек происходит с полным метаморфозом преимагинальных стадий личинок и куколок и осуществляется в проточных водоёмах, где содержание кислорода обеспечивает их потребности, водная стадия развития видов Titanopteryx macuiata Mg., Schonbaueria matthiesseni End, Simuhum morsitans Edw протекает на участках рек с шириной

русла от 15 до 50 и более м (средние и крупные реки). Ввиду этого в реке Волге на всей протяжённости береговой зоны г. Волгограда развиваются эти три вида кровососущих мошек.

Виды Boophtora erythrocephala De Geer., Odagmia rnate Mg. менее требовательны к размерам водоёмов и могут выплаживаться в различных по величине биотопах. В связи с этим данные виды встречаются в реках Ахтубе, Иловле, Медведице, Хопре.

Наибольшая плотность личинок наблюдалась нами на участках субстрата на глубине 1—3 см. У куколок более высокая плотность отмечена на глубине 5—10 см. На глубине более 50 см личинки и куколки мошек практически не встречались. Личинки и куколки предпочитают субстрат, располагающийся на участке водотока со скоростью течения 0,5—0,7 м/с. Также личинки и куколки кровососущих мошек в условиях Волгоградской области зоны Нижнего Поволжья могут встречаться в стоячих водоёмах, таких, как ерики Волга — Ах-тубинской поймы.

Количественная численность мошек зависит от уровня амплитуды воды рек Волги и Дона. При резкой амплитуде численность мошек ниже. Ввиду этого резкое снижение уровня водяного среза корни, ветки деревьев и камни, заселённые личинками, оказываются на поверхности и подсыхают, а находящиеся здесь яйцекладки, как правило, погибают. Развитие мошек в реках Волгоградской области Нижнего Поволжья протекает на субстратах при температуре воды 10—25°С, пищей для личинок служат многочисленные водоросли, бактерии и простейшие. Сроки развития водных фаз мошек в реках Иловле и Медведице, расположенных в северной части Волгоградской области зоны Нижнего Поволжья, чаще всего зависят от времени прохождения разлива рек, уровня высоты паводка и температуры воды. Через 2—3,5 недели после вскрытия рек появляются водные фазы кровососущих мошек, а через 4—5,5 недели — окрылённые фазы имаго. В основном они вылавливаются на берегах рек Иловли, Медведицы, Хопра и др. Массовое нападение кровососущих мошек отмечалось нами в период исследования обычно с третьей декады мая.

Различные виды мошек зимуют на разных стадиях развития. Виды Boophtora erythrocephala De Geer., Titanopteryx macuiata Mg., Smuhum morsitans Её., Mg. зимуют в стадии яйца, виды Odagmia mate Mg., Schonbaueria matthiesseni Епё. — в стадии личинки. Виды, зимующие в стадии личинки, выплаживаются раньше, чем виды, зимующие в стадии яйца. В маe происходит выплод у Boophtora

erythrocephala De Geer., Titanopteryx macuiata Mg., Simuhum morsitans Ed., Mg., зимующих в стадии личинки. В июне выплаживаются Odagmia rnate Mg., Schonbaueria matthiesseni End., зимующие в стадии яйца.

Вывод. Результаты проведённых исследований на территории Волгоградской области зоны Нижнего Поволжья позволили выявить 5 видов мошек, относящихся к 5 родам Simuliidae. Так, в реке Волге развиваются три основных вида мошек: Titanopteryx macuiata Mg., Schonbaueria matthiesseni End, Simuhum morsitans Edw. В реках Ахтубе, Иловле, Медведице, Хопре зарегестрировано два вида — Boophtora erythrocephala De Geer., Odagmia rnate Mg., которые занимали доминирующее положение. Пиковая активность нападения кровососущих мошек приходится на весенний и летний периоды.

1. Барашкова А.И., Решетников А.Д. Двукрылые кровососущие насекомые агроценозов Якутии и защита от гнуса сельскохозяйственных животных. Белгород, 2015. 164 с.

2. Пироговский МИ., Кушникова СН. Экология и особенности биологии мошек. Sumuliidae дельты Волги // Естественные науки (г. Астрахань). 2009. № 3 (28). С. 29—36.

3. Фёдорова О.А., Сивкова Е.И. Экологические факторы, влияющие на численность преимагинальных фаз развития мошек // Вестник КрасГАУ. 2015. № 11. С. 30-34.

21.Одергивание руки от горячего предмета – это пример: 1) раздражимости;2) способности к адаптации; 3) наследования признаков от родителей; 4) саморегуляции.

22.Какой из терминов является синонимом понятия «обмен веществ»:1) анаболизм; 2) катаболизм; 3) ассимиляция; 4) метаболизм.

23.Роль рибосом в процессе биосинтеза белка изучают на уровне организации живого:
1) организменном; 2) клеточном; 3) тканевом; 4) популяционном.

24.На каком уровне организации происходит реализация наследственной информации:
1) биосферном; 2) экосистемном; 3) популяционном; 4) организменном.

25.Уровень, на котором изучают процессы биогенной миграции атомов называется:
1) биогеоценотический; 2) биосферный; 3) популяционно – видовой; 4) молекулярно – генетический.

26. На популяционно – видовом уровне изучают: 1) мутации генов; 2) взаимосвязи организмов одного вида; 3) системы органов; 4) процессы обмена веществ в организме.

27.Какая из перечисленных биологических систем образует наиболее высокий уровень жизни?
1) клетка амебы; 2) вирус оспы; 3) стадо оленей; 4) природный заповедник.

28.Какой метод генетики используют для определения роли факторов среды в формировании фенотипа человека? 1) генеалогический; 2) биохимический; 3) палеонтологический;
4) близнецовый.

29.Генеалогический метод используют для 1) получение генных и геномных мутаций; 2) изучение влияния воспитания на онтогенез человека; 3) исследования наследственности и изменчивости человека; 4) изучения этапов эволюции органического мира.

30. Какая наука изучает отпечатки и окаменелости вымерших организмов? 1) физиология; 2) экология; 3) палеонтология; 4) селекция.

31.Изучением многообразия организмов, их классификацией занимается наука 1) генетика;
2) систематика; 3) физиология; 4) экология.

32.Развитие организма животного от момента образования зиготы до рождения изучает наука
1) генетика; 2) физиология; 3) морфология; 4) эмбриология.

33.Какая наука изучает строение и функции клеток организмов разных царств живой природы?
1) экология; 2) генетика; 3) селекция; 4) цитология.

34.Сущность гибридологического метода заключается в 1) скрещивании организмов и анализе потомства; 2) искусственном получении мутаций; 3) исследовании генеалогического древа; 4) изучении этапов онтогенеза.

35.Какой метод позволяет избирательно выделять и изучать органоиды клетки? 1) скрещивание;
2) центрифугирование; 3) моделирование; 4) биохимический.

36.Какая наука изучает жизнедеятельность организмов? 1) биогеография; 2) эмбриология; 3) сравнительная анатомия; 4) физиология.

37.Какая биологическая наука исследует ископаемые остатки растений и животных?
1) систематика; 2) ботаника; 3) зоология; 4) палеонтология.

38.С какой биологической наукой связана такая отрасль пищевой промышленности, как сыроделие?
1) микологией; 2) генетикой; 3) биотехнологией; 4) микробиологией.

39.Гипотеза – это 1) общепринятое объяснение явления; 2) то же самое, что и теория; 3) попытка объяснить специфическое явление; 4) устойчивые отношения между явлениями в природе.

40.Выберите правильную последовательность этапов научного исследования
1) гипотеза-наблюдение-теория-эксперимент; 2) наблюдение-эксперимент-гипотеза-теория; 3) наблюдение-гипотеза-эксперимент-теория; 4) гипотеза-эксперимент-наблюдение-закон.

41.Какой метод биологических исследований самый древний? 1) экспериментальный; 2) сравнительно-описательный; 3) мониторинг; 4) моделирование.

42.Какая часть микроскопа относится к оптической системе? 1) основание; 2) тубусодержатель; 3) предметный столик; 4) объектив.

43.Выберите правильную последовательность прохождения световых лучей в световом микроскопе
1) объектив-препарат-тубус-окуляр; 2) зеркало-объектив-тубус-окуляр; 3) окуляр-тубус-объектив-зеркало; 4) тубус-зеркало-препарат-объектив.
44.Пример какого уровня организации живой материи представляет собой участок соснового леса?
1) организменный; 2) популяционно-видовой; 3) биогеоценотический; 4) биосферный.

45.Что из перечисленного не является свойством биологических систем? 1) способность отвечать на стимулы окружающей среды; 2) способность получать энергию и использовать ее; 3) способность к воспроизведению; 4) сложная организация.

46.Какая наука изучает в основном надорганизменные уровни организации живой материи?
1) экология; 2) ботаника; 3) эволюционное учение; 4) биогеография.

47.На каких уровнях организации находится хламидомонада? 1) только клеточном; 2) клеточном и тканевом; 3) клеточном и организменном; 4) клеточном и популяционно-видовом.

48.Биологические системы являются 1) изолированными; 2) закрытыми; 3) замкнутыми; 4) открытыми.

49.Какой метод следует использовать для изучения сезонных изменений в природе? 1) измерение; 2) наблюдение; 3) эксперимент; 4) классификацию.

50.Созданием новых сортов полиплоидных растений пшеницы занимается наука 1) селекция; 2) физиология; 3) ботаника; 4) биохимия.

На популяционно видовом уровне организации находятся личинки двукрылых в волге

Установите соответствие между результатами действия естественного отбора и его формами. Для этого к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Развитие устойчивости к антибиотикам у бактерий.

Б) Существование быстро и медленно растущих хищных рыб в одном озере.

В) Сходное строение органов зрения у хордовых животных.

Г) Возникновение ласт у водоплавающих млекопитающих.

Д) Отбор новорожденных млекопитающих со средним весом.

Е) Сохранение фенотипов с крайними

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ

Стабилизирующий отбор — отбираются особи со средним значением признака, любые отклонения отсеиваются. Движущий отбор — постоянно изменяется норма реакции. Разрывающий отбор — средний показатель «убирается», сохраняются крайние формы в норме реакции.

Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. На популяционно-видовом уровне организации жизни находятся

1) рыбы озера Байкал

2) птицы Арктики

3) Амурские тигры Приморского края России

4) городские воробьи Парка культуры и отдыха

5) синицы Европы

Популяционно-видовой уровень организации жизни представлен в природе огромным разнообразием видов и их популяций. Основные процессы взаимодействие между особями и популяциями. На популяционно-видовом уровне организации жизни находятся: Амурские тигры Приморского края России и городские воробьи Парка культуры и отдыха.

Земноводные — животные, хорошо приспособленные к жизни в двух средах обитания. Выберите три верных утверждения из шести, отвечающих по смыслу этому утверждению, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Многие учёные считают, что земноводные произошли от древних кистепёрых рыб. (2) Непосредственными предками земноводных были стегоцефалы, достигавшие в своих размерах 1 м в длину. (3) Земноводные — первые животные, которые передвигались на конечностях рычажного типа, имеющих плавательные перепонки. (4) В скелете земноводных сохраняется много хрящей. (5) Атмосферный воздух нагнетается в лёгкие в результате сокращения мышц дна ротовой полости, а также диффундирует через кожу, покрытую слизью. (6) Развитие земноводных происходит с метаморфозом в несколько стадий: яйцо → головастик с наружными жабрами → взрослое животное.

Все указанные предложения описывают Земноводных. Но нам нужно выбрать критерии, которые заданы условием (жирный шрифт выделен в оригинале задания). Земноводные — первые животные, которые передвигались на конечностях рычажного типа, имеющих плавательные перепонки. Атмосферный воздух нагнетается в лёгкие в результате сокращения мышц дна ротовой полости, а также диффундирует через кожу, покрытую слизью. Развитие земноводных происходит с метаморфозом в несколько стадий: яйцо → головастик с наружными жабрами → взрослое животное.

Какие особенности внешнего строения рыб способствуют уменьшению затрат энергии при передвижении в воде? Назовите не менее трёх особенностей.

1) обтекаемая форма тела, слитность его отделов;

2) черепицеобразное расположение чешуи;

3) слизь, обильно покрывающая кожу;

4) наличие плавников, особенности их строения

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания ароморфозов в эволюции животных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Некоторые эволюционные изменения приводят к появлению новых типов и классов животных. (2)К таковым изменениям относят, к примеру, появление конечностей наземного типа у амфибий при выходе на сушу. (3)Другие изменения приводят к появлению адаптаций к конкретным условиям среды. (4)К примеру, у вторичноводных млекопитающих редуцировался шёрстный покров. (5)Некоторые виды рыб, живущих среди коралловых рифов, имеют специфическую яркую окраску для маскировки. (6)У птиц сформировались приспособления к поддержанию постоянной температуры тела, что также дало им возможность освоить множество недоступных ранее мест обитания.

Описание ароморфозов в эволюции животных:

(1) Некоторые эволюционные изменения приводят к появлению новых типов и классов животных.

(2)К таковым изменениям относят, к примеру, появление конечностей наземного типа у амфибий при выходе на сушу.

(6)У птиц сформировались приспособления к поддержанию постоянной температуры тела, что также дало им возможность освоить множество недоступных ранее мест обитания.

Ароморфоз — прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов. Ароморфоз — это расширение жизненных условий, связанное с усложнением организации и повышением жизнедеятельности. Идиоадаптация — частное приспособление организмов к определённому образу жизни в конкретных условиях внешней среды.

Соматическая клетка толстолобика имеет 48 хромосом. Сколько хромосом будет содержать клетка полового пути самца этой рыбы в конце зоны роста и конце зоны созревания гамет? Ответ поясните. Какие процессы происходят в этих зонах?

1. В зоне роста — 48 хромосом, в зоне созревания — 24 хромосомы.

2. В зоне роста клетка растёт, она находится в интерфазе, количество хромосом не меняется.

3. В зоне созревания происходит мейоз, в конце зоны клетки становятся гаплоидными.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из приведённых пар организмов вступают в отношения хищник–жертва?

2) минога и рыба

3) карась и щука

4) рак-отшельник и актиния

6) малярийный плазмодий и комар

Биотическое взаимодействие «хищник–жертва» характерно для:

3) карась и щука

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Если у животного в процессе эволюции сформировался орган, представленный на рисунке, то это животное

1) имеет простые светочувствительные глазки

2) выделяет продукты обмена с помощью мальпигиевых сосудов

3) имеет прямое эмбриональное развитие

4) имеет тело, разделённое на голову, грудь и брюшко

5) дышит атмосферным кислородом

6) питается исключительно мальками рыб

На рисунке изображено крыло представителя класса Насекомые. Это животное:

2) выделяет продукты обмена с помощью мальпигиевых сосудов

4) имеет тело, разделённое на голову, грудь и брюшко

5) дышит атмосферным кислородом

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из приведённых пар организмов вступают в отношения хищник-жертва?

2) рыба и минога

3) человек и аскарида

4) наездник и личинка бабочки

5) тля и божья коровка

6) личинка комара и личинка стрекозы

Из приведённых ниже примеров к животным, вступающим в отношения хищник−жертва относятся:

5) тля и божья коровка

6) личинка комара и личинка стрекозы

Примеры отношений паразит−хозяин: 3) человек и аскарида; 4) наездник и личинка бабочки.

Рассмотрите схему проявления естественного отбора. Определите вид естественного отбора, характеристику и пример этого вида отбора. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Вид отбораХарактеристикаПример
____________(А)____________(Б)____________(В)

Список терминов и понятий:

1) сокращается генетическое разнообразие особей

2) выживают особи со средним значением признака

3) преимущественно выживают особи с более выраженным признаком

4) существование реликтовых видов рыб латимерий

5) формирование устойчивости к противоблошиному шампуню у блох

6) появление бескрылых мух в лабораторной линии дрозофил

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Какую функцию выполняет орган, обозначенный на рисунке вопросительным знаком?

Вопросительным знаком обозначен плавательный пузырь.

Плавательный пузырь — орган, присутствующий практически у всех костистых рыб и развивающийся как вырост пищевода. Плавательный пузырь может выполнять гидростатические, дыхательные и звукообразовательные функции.

Основная функция плавательного пузыря у рыбы — гидростатическая. Он помогает рыбе оставаться на определённой глубине, где вес вытесняемой рыбой воды равен весу самой рыбы. Когда же рыба активно опускается ниже этого уровня, тело её, испытывая большее наружное давление со стороны воды, сжимается, сдавливая плавательный пузырь. При этом вес вытесняемого объёма воды уменьшается и становится меньше веса рыбы и рыба падает вниз. Чем ниже она опускается, тем сильнее становится давление воды, тем больше сдавливается тело рыбы и тем стремительнее продолжается её падение. Наоборот, при всплытии ближе к поверхности газ в плавательном пузыре расширяется и уменьшает удельный вес рыбы, что ещё больше выталкивает рыбу к поверхности.

На плохо вымытых овощах могут сохраняться яйца

Пути заражения паразитическими червями.

Широкий лентец. Паразитируют в тонком кишечнике человека и животных, поражают печень, желчевыводящие пути, мышечную ткань, внутренние органы. Личинки паразитируют в различных органах и тканях дополнительных хозяев (пресноводных рыб: окунь, ерш, форель, налим, щука, хариус, сиг, судак, бычок), промежуточными хозяевами являются рачки-циклопы. Окончательные хозяева заражаются при употреблении в пищу сырой или недостаточно термически обработанной рыбы, зараженной личинками дифиллоботриид. Это может быть наструганная мороженная рыба (строганина), сырой рыбный фарш, плохо прожаренная рыба, недостаточно просоленная икра.

Бычий цепень. Источником заражения служит крупный рогатый скот, а также больной человек, который играет главную роль в распространении яиц бычьего цепня. Возможно участие мух в передаче возбудителя. Человек заражается при употреблении в пищу сырого, полусырого, малосоленого и вяленого мяса, сырого мясного фарша, содержащего личинки цепня (финны).

Печёночный сосальщик. Окончательным хозяином служат травоядные млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот, лошади, свиньи, кролики и др. ), а также человек. Промежуточный хозяин – прудовик малый. Заражение основного хозяина происходит при поедании им травы с заливных лугов (для животных), немытой зелени (для человека).

Взрослая особь, находясь в теле животного-хозяина, производит ежедневно большое количество яиц, которые попадают вместе с жёлчью в кишечник хозяина, а затем выводятся во внешнюю среду. Дальнейшее развитие яиц происходит в воде, где из них выходят покрытые ресничками личинки. За короткое время личинка должна найти промежуточного хозяина – малого прудовика. В его теле происходит смена двух поколений паразита, в результате чего образуются хвостатые личинки, которые вновь выходят в воду. Они активно плавают, а затем оседают на прибрежной растительности водоёма и покрываются плотной оболочкой (превращаются в цисту), сохраняя в таком виде жизнеспособность длительное время. Домашние животные, поедая траву, вместе с ней заглатывают личинок.

Аскарида. Человек заражается аскаридами, употребляя в пищу грязные овощи, фрукты, зелень. Яйца аскариды переносятся ветром и мухами и оседают на овощах и фруктах. Дети часто заражаются аскаридами, поедая землю или используя игрушки, загрязненные землей. Яйца аскарид созревают только в земле, поэтому заражение человека аскаридами происходит только через вещи и продукты, загрязненные почвой, содержащей яйца аскарид. Передача аскарид от человека к человеку невозможна.

При употреблении в пищу зараженных продуктов, яйца аскарид попадают в желудок и кишечник, где быстро превращаются в личинок.

Урок 6. Популяционно - видовой уровень организации жизни. Популяция и её основные характеристики

Популяция – это совокупность организмов, свободно скрещивающихся, дающих плодовитое потомство и представляющих население биологического вида на определённой территории.

Часть земной поверхности (территории или акватории), в пределах которой встречается вид, называют ареалом.

Организмы в пределах популяции связаны между собой разнообразными отношениями.

Наиболее развиты два вида биотических связей – конкуренция и мутуализм.

Популяции характеризуются различными количественными показателями: численностью, плотностью, рождаемостью, смертностью, численностью мигрирующих особей (прибывающих – эмигрирующих; выбывающих – иммигрирующих).

Соотношение особей разного пола или разного возраста в популяции – это показатели возрастной и половой структуры. Возрастная структура популяции может быть простой, состоять из представителей одного возраста (например, у однолетних растений, многих насекомых) и сложной, когда представлены все возрастные группы. Сложная популяция характерна для видов с большой продолжительностью жизни, неоднократным размножением и малой численностью потомства (слоны, лошади, большинство птиц, многолетние травы, деревья, и т. п.). К таким видам относится и человек.

Пространственная структура популяции – это характер размещения организмов – членов популяции и их группировок в ареале обитания. Выделяют равномерное, случайное и групповое распределение особей внутри ареала обитания.

Гомеостаз популяции – поддержание её оптимальной численности в данных условиях.

Характеристика популяции

Популяционно-видовой уровень организации жизни. Интересный факт

Глубоководная рыба-удильщик

В популяции глубоководных рыб-удильщиков существуют необычные связи между самками и самцам по типу паразит – хозяин. Самец, имея значительно меньшие размеры, прикрепляется к телу взрослой самки зубами. Через некоторое время он полностью к ней прирастает. Их кровеносные сосуды срастаются, и самец превращается в придаток самки, что обеспечивает размножение особей вида при очень низкой плотности популяции.

  • 1
  • 2

НАШИ ПАРТНЁРЫ

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

© Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»

На популяционно видовом уровне организации находятся личинки двукрылых в волге

4. Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин

условия сохранения здоровья человека

окаменелости и отпечатки ископаемых организмов

5. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин

коровяк медвежье ухо

6. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин

определение структуры митохондрии

изучение активности фермента

7. Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин

механизм сокращения бицепса

распространение сумчатых млекопитающих

8. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин

исследование хромосомных и геномных мутаций

изучение характера наследования признаков человека

9. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин

нуклеиновые кислоты, белки клетки

10. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин

изучение молекулы ДНК

разделение клеточных структур

11. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин

разделение основных пигментов из экстракта листьев

разделение клеточных структур

12. Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин

происхождение и развитие человека

строение клетки и ее структур

13. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин

оболочка Земли, преобразованная деятельностью живых организмов

нуклеиновые кислоты, белки

14. Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин

Систематика, морфология и экология грибов

получение новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов

15. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин

оболочка Земли, преобразованная деятельностью живых организмов

Теоретический вопрос ДНЯ

Советы, которые помогут эффективно подготовиться к ЕГЭ по БИОЛОГИИ

1. Познакомься с актуальными демоверсией, спецификацией, кодификатором на официальном сайте, чтобы четко понимать, что тебя ждет и какие требования предъявляются к уровню подготовки.

sovet1 1

2. Определись, сколько баллов ты хотел бы получить.

sovet2

3. Составь расписание своих занятий и старайся максимально его соблюдать. Регулярность занятий очень важна.

sovet3

4. Используй несколько источников для подготовки: школьные учебники, пособия для поступающих в ВУЗы, видео уроки и т.п.

sovet4

5. Главное – понимание! Старайся разобраться в теме, а потом можно зазубрить некоторые понятия.

sovet5

6. Учись внимательно читать и понимать задание.

sovet6

7. Начинай с легкого и постепенно усложняй материал. Но не бойтесь сложных заданий, если хочешь высокий балл.

sovet7

8. Постоянно повторяй пройденный материал, решай тесты, задачи и теоретические вопросы.

sovet8

9. Систематизируй материал, создай целостную и структурированную систему знаний.

sovet9

10. И не забывай высыпаться, сбалансированно питаться и вести здоровый образ жизни. Это хорошо влияет на память:)

sovet10

Кратко и понятно - схемы и конспекты (последние записи)

  • Теория симбиогенеза
  • Клеточная теория
  • Клетки человека
  • Болото
  • Тип Круглые черви - ароморфозы
  • Тип Плоские черви - ароморфозы
  • Правила эволюции
  • Тип Кишечнополостные - ароморфозы
  • Перья птиц
  • Дождевой червь в формате ЕГЭ

Последние видео

Последние видео:

Тематические тесты (последние записи)

  • Вопросы линии 2 - науки методы уровни - тест 2
  • Ткани растений - задание
  • Типы червей Плоские, Круглые, Кольчатые - задание
  • Гаметогенез - задание
  • Рефлексы - задание
  • Высшие растения - характеристика и жизненный цикл - тестовое задание
  • Размножение организмов - тестовые задания
  • Трудные вопросы ЕГЭ по биологии - эмбриональное развитие
  • Кишечнополостные - задания
  • Метаболизм - задания

Последние обновления

  • Осмос и его роль в живых организмах
  • Строение листа
  • Свойства воды
  • Даны срезы двух растений и их внешний вид. Определите экологическую группу по отношению к воде, к которой их относят
  • В пробирку с кровью человека добавили такой по массе 0,1% раствор пищевой соды. Что произойдет с эритроцитами
  • Хорошо известно, что в крови человека есть белки и глюкоза. Почему разовое введение глюкозы непосредственно в кровь неопасно для организма, а введение большинства белков опасно
  • На каком из них икроножная мышца находится в напряжении? Ответ аргументируйте. К какой части стопы прикрепляется икроножная мышца
  • Известно, что коровы всегда вылизывают своего телёнка после отёла, зяблик, выращенный в изоляции, воспроизводит типичную песню зяблика
  • На следующий день после интенсивного занятия спортом у человека часто появляется дискомфорт и тянущая боль в мышцах во время тренировки
  • В 1950 годах в СССР проводилась компания по ликвидации в стране малярии. Одним из методов стало искусственное заселение пресных водоёмов рыбой гамбузией

Последние видео:

Подписывайся на обновления, обсуждай вопросы в соцсетях

Тест "ПРИЗНАКИ ЖИВОГО. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ"
тест по биологии (11 класс)

Выберите 2 верных ответа. Для каких объектов не характерен обмен в-в.

1) холерный вибрион 4) пеницилл

2) малярийный плазмодий 5) бактериофаг

3) вирус табачной мозаики

Выберите 2 верных ответа. Какие из перечисленных объектов существуют на субклеточном уровне?

1) спирогира 4) митохондрии

2) бактериофаг 5) лейкопласты

Выберите 2 верных ответа. На каком уровне организации происходят такие процессы, как раздражимость и обмен в-в?

1) популяционно-видовой 4) биогеоценотический

2) организменный 5) клеточный

Выберите 2 верных ответа. Энергетический обмен у обыкновенной амёбы происходит на уровне организации живого:

1) биосферном 4) популяционно-видовом

2) биогеноценотическом 5) организменном

Выберите 2 верных ответа. Клеточный уровень организации совпадает с организменным у:

1) вируса гриппа 4) амёбы

2) гидры 5) хламидомонады

Выберите 2 верных ответа. На популяционно-видовом уровне организации жизни находятся:

1) рыбы озера Байкал 4) городские воробьи Парка культуры

2) птицы Арктики 5) синицы Европы

3) Амурские тигры Приморского края России

Выберите 2 верных ответа. Какие из уровней организации жизни являются надвидовыми?

1) популяционно-видовой 4) биосферный

2) органно-тканевый 5) молекулярно-генетический

Выберите 2 ответа. Какие их перечисленных наук изучают объекты, находящиеся на организменном уровне организации?

1) анатомия 4) генетика

2) гистология 5) экология

Укажите два отличительных признаки живой материи от неживой.

1) гомеостаз 4) воспроизведение себе подобных тел

2) рост 5) изменение под действием температуры О.С.

3) разрушение с течением времени

Какие процессы происходят на уровне популяций ?

1) онтогенез 4) ароморфоз

2) дивергенция 5) свободное скрещивание

Объекты изучения каких из приведённых наук находятся на надорганизменном уровне организации живого.

1) молекулярная биология 4) систематика

2) экология 5) анатомия

Найдите два понятия, «выпадающих» из списка « уровни организации живого »

1) биосферный 4) биогеоценотический

2) генный 5) абиогенный

Рассмотрите таблицу « Уровни организации живой природы » и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

Проведение нервного импульса

Заполните таблицу « Уровни организации живой природы ».

Симбиоз рака отшельника и актинии

Заполните таблицу « Уровни организации живой природы ».

Озеро как место обитания озерной лягушки

Заполните таблицу « Уровни организации живой природы .

Заполните таблицу « Уровни организации живой природы ».

Озерная лягушка мечет икру

Заполните таблицу « Уровни организации живой природы ».

микориза осины и подосиновика

озимая пшеница, устойчивая к поражению грибами-паразитами

Заполните таблицу « Уровни организации живой природы ».

Индивидуальное развитие организма

Формирование четвертичной структуры белка

Заполните таблицу « Уровни организации живой природы ».

Процесс концентрации СО 2 в атмосфере

Взаимосвязь органоидов в клетке

У становите соответствие между событием и уровнем организации жизни.

А) мутационный процесс

В) внутривидовая борьба за существование

Г) образование пищевых цепей

Д) свободное скрещивание особей

Е) круговорот веществ

У становите соответствие между событием и уровнем организации жизни.

A) внутривидовая борьба за существование

Б) межвидовая борьба за существование

Г) миграции в поисках пищи

Д) забота о потомстве

Е) поток энергии

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная презентация предназначена для чителей биологии. В презентации подробно рассмотрены все уровни организации живой материи. Содержит большое количество красочных иллюстраций. Для закрепления предл.


Уровни организации живой материи. Признаки живого.

Урок на тему «Уровни организации живой материи. Биологические системы» проводится в 10 классе и соответствует программе по биологии для общеобразовательных школ уровню стандарта. Урок составлен с испо.


Тест на тему "История развития биологии. Уровни организации живой материи"

Данный тест с выбором ответа может быть использован при проверке знаний учащихся 9 и 10 класса.

Живая природа представляет собой сложно организованную иерархическую систему. Ученые на основании особенностей проявления свойств живого выделяют несколько уровней организации живой материи.

Данный урок дает возможность расширить понимание обучающимися свойств живого; показать проявления признаков живого на разных уровнях организации; подчинение системы организации живого закону иерархии.


Тест в 10 классе по теме:"«Свойства живого. Уровни организации живой материи. Методы биологии»

Проверочный тест в 10 классе по теме:" Свойства живого. Уровни организации живой материи. Методы биологии".


Проверочная работа в 10 классе по теме: «Уровни организации живой материи. Методы биологии. Свойства живого»

Работа проводится после изучения главы 1 "Многообразие живого мира. Основные свойства живой материи".

Читайте также: