На пространстве от волги до днепра существовало государство хазария

Обновлено: 03.07.2024

Хазарский каганат

Но вскоре хазары столкнулись в Закавказье с арабами. Борьба с ними была длительной и жестокой. В 713 г. арабы изгнали хазар из Албании и после трехмесячной осады взяли Дербент. Хазары вскоре вернули его обратно и в том же году опять овладели частью Албании. В 721 г. они вторглись из Албании в Армению. Арабский полководец Джеррах отбросил нападавших из Закавказья, вновь овладел Дербентом, а потом также Семендером и Беленджером. В 724 г. Джеррах обложил данью алан. Последние отступили от Кавказа и переселились в верховья Северского Донца, Оскола и Дона. В 730 г. хазары в Албании под Ардебилем разгромили Джерраха, но потом сами потерпели поражение и ушли из Дербента. Эта крепость в 732 г. окончательно перешла в руки мусульман. Самого большого успеха арабы достигли в результате нападения губернатора Армении и Азербайджана Марвана ибн Мухаммада (который в дальнейшем стал халифом). В 737 г. Марван внезапно вторгся в Хазарию. Его войска взяли штурмом хазарскую столицу Семендер и достигли города ал-Байда, в котором располагалась ставка кагана. Каган бежал на север. Марван, преследуя отступающих, напал на них где-то на берегах «Славянской реки» (Дона или Волги). Хазарская армия была разбита. Каган запросил мира и ради сохранения престола вынужден был принять мусульманство.

Следствием этой войны был отток населения на север. Новой столицей кагана стал Итиль в низовьях Волги. Основные кочевья хазар теперь были ограничены Волгой, Доном, Манычом и Каспийским морем. Дагестан со старой столицей Семендером из центральной области превратился в южную окраину Хазарии.

В течение следующего столетия каганат оставался самым крупным государством Восточной Европы. Под его власть попадают аланы и горные племена Кавказа, близ Волги – приволжские болгары и финно-угорские буртасы, а также часть восточных славян, проживавших на Десне и среднем Днепре – радимичи, вятичи, северяне, поляне и др. После 760-х гг. хазары вновь взяли в свои руки управление в Тифлисе и вошли в Армению. Около 787 г. они захватили главный город крымских готов Дорас, куда был назначен хазарский правитель (тудун). Какое-то время хазары контролировали также степи и пустыни к востоку от Волги до реки Яика.

Из подданных хазар следует отметить аланов Подонья, переселившихся сюда с Северного Кавказа из-за арабской угрозы. Местом их расселения стала лесостепная зона в верховьях Северского Донца, Оскола и Дона (по соседству со славянскими племенами вятичей и северян), где археологами открыты следы яркой и самобытной культуры, существовавшей с середины VIII до первой половины Х вв. Местные жители занимались пашенным земледелием, изготавливали посуду при помощи гончарного круга. Многочисленные черепки от тарной посуды (амфор, пифосов, кувшинов) свидетельствуют о хорошо налаженных торговых связях местных алан с Крымом и Приазовьем.

Среди городов каганата нужно упомянуть Хамлидж (или Хамлих) и Итиль, оба на нижней Волге. Важной хазарской крепостью была Таматарха (древняя Гармонасса, в дальнейшем русская Тмутаракань) на Черном море в дельте Кубани. В византийских источниках Таматарха упоминается, начиная с VIII века. Конечно, сам город был основан раньше. Кроме того, в Крыму важное значение имела Керчь, а на Тамани – Фанагория.

Некоторые торговые города хазарского государства достигли значительного процветания. О Самандаре Ибн-Хакал говорит, что там было много фруктовых садов, а в нем самом и вокруг него было порядка сорока тысяч виноградников. "Его население состояло из мусульман и прочих; у мусульман были мечети, у христиан - церкви, а у евреев - синагоги". Что касается Итиля, Ибн-Фадлан сообщает, что "это большой город. Он состоит из двух частей: одна населена мусульманами, в другой живет царь со своими придворными". Согласно Масуди, в Итиле было семь судей: "двое для мусульман, двое для хазар в соответствии с законом Торы, двое для христиан в соответствии с Евангелием и один для славян, русов и прочих язычников: он судил их в соответствии с естественным правом, то есть по разуму". Распространение нескольких основных религий в хазарском государстве частично было результатом международного размаха его торговых отношений, благодаря которым в хазарских городах оседало много иностранных купцов.

Изначальной религией самих хазар был, как можно предположить, шаманизм, но позднее высшие слои хазар были обращены либо в ислам, либо в иудаизм. Сам каган в конце концов принял иудаизм. Согласно Масуди, это произошло в годы правления халифа Харуна ал-Рашида (786 - 809 гг.). Халиф изгнал из своего государства евреев, и большое число их в это время переселяется в Хазарию, с чем и было, по мнению арабского историка, связано успешное распространение иудаизма в каганате.

Могущество и богатство каганата во многом было следствием выгодного географическое положение государства, расположившегося в центре важной торговой области Средних веков. Через его территорию проходили водные и сухопутные торговые пути, связывающие между собой Волжскую Булгарию, Среднюю Азию и Европу. Хазарский каганат организовал эти торговые отношения, обеспечивал их безопасность.

Казна каганата пополнялась в основном за счет двух источников: таможенных сборов и даней. Дань платили только подчиненные племена. Ее собирали с каждого очага ("дым"). Так по свидетельству летописи, "поляне платили дань по мечу с каждого дыма". С другой стороны, вятичи платили с каждого лемеха.

Что касается хазарского правительства, то его особенность заключалась в двойственном характере высшей власти, представленной двумя правителями, обычно называвшимися каганом и беком. Эта черта была отмечена Константином Багрянородным (Х век), а также рядом восточных авторов Х и XI века.

К Х веку реальная власть в хазарском государстве была целиком сосредоточена в руках бека. Согласно Ибн-Фадлану, именно бек "руководил армией и управлял делами в государстве <. >, именно ему соседние цари выражали свою покорность". Каган к этому времени сохранял только официальный престиж. Сам бек должен был входить в шатер кагана босым. Когда каган выезжал из своего дворца, весь народ обязан был простираться перед ним ниц. Срок правления кагана, по Ибн-Фадлану, ограничивался сорока годами; по прошествии этого срока его казнили. Ближайшим помощником бека был кендер. Следующими по рангу шли тарханы – командиры отдельных подразделений хазарской армии или туземных вспомогательных войск. Приграничные крепости возглавлялись тудунами (комендантами). Основной корпус хазарской армии состоял из десяти тысяч человек. Копье было главным оружием хазарского воина. Его тело было хорошо защищено кольчугой.

В IX в. каганат постепенно теряет силы. В 787-791 гг. произошло восстание готов-христиан в Крыму. После этого Дорас оказался под контролем готского топарха, ответственного перед Византией.

В 810-820-е гг. произошло восстание нескольких хазарских родов, не пожелавших, как считают, принимать иудаизм. Потерпев поражение, они порвали с каганатом и присоединились к семи венгерским племенам (с этого времени они получили прозвание кабаров – «не подчиняющихся»). В дальнейшем эти хазары проделали вместе с венграми весь их путь в Центральную Европу и считались одной из самых боеспособных частей их войска. С этим же восстанием связывают окончательное отпадение от Каганата Крыма.

Около 889 г. у хазар появился еще один грозный противник. Дикие печенеги прорываются из-за Волги в степи Причерноморья. В конце IX в. при беке Вениамине произошло крупное столкновение хазар с коалицией тюркских племен (кроме печенегов в нее входили гузы (торки)). Вениамину удалось отразить нападение при помощи кавказских алан. В 894-895 гг. под давлением печенегов из Причерноморья ушли венгры, прежние союзники хазар.

В начале Х в. ситуация переменилась. При царе (беке) Аароне II хазарам ок. 930 г. пришлось отражать опасное нашествие алан. Аарон нанял против него вождя «турок» (какого-то кочевого племени). Аланы были разбиты, а их царь пленён. Последним влиятельным хазарским царем (беком) был сын Аарона II Иосиф (правил между 932 и 961 гг.) – автор известного письма, отправленного ок. 955 г. Хасдаю ибн Шапруту — высокопоставленному еврею при дворе Кордовского халифа (письмо это содержит уникальные сведения по политической и религиозной истории Хазарского каганата).

Не смотря на некоторые успехи, каганату все труднее было отражать врагов. В середине Х века печенеги овладели всей степью, разорили все оседлые поселки и многие хазарские города в лесной и лесостепной зоне. Фактические размеры Хазарии сократились к этому времени до небольшого (не более 300 км в поперечнике) ханства, расположенного между Доном, Волгой, Тереком и Манычем.

Смертельный удар ослабевшей Хазарии нанес киевский князь Святослав. В 964 году князь он освободил последнее зависимое от хазар славянское племя вятичей, а в следующем 965 году разбил хазарское войско и захватил Саркел, который с этого времени стал русским городом Белая Вежа. По-видимому, тогда же был захвачен и Самкерц (Тмутаракань). Затем, в том же 965 или, по другим данным, в 968/969 году русь, действуя в союзе с огузами, разгромила Итиль и Семендер. Этот год считается концом независимого Хазарского государства.

Некоторое время русь, по-видимому, господствовала в низовьях Волги. Жители Итиля и царский двор в это время укрывались на островах Каспийского моря. После ухода руси в 980-е гг. хазарский правитель, получив помощь от Хорезма (по др. данным Ширвана), вернулся в столицу. В обмен за поддержку бо;льшая часть хазар перешла в ислам, позднее (после очередной помощи) это сделал и сам царь. В 985 году князь Владимир совершил новый поход на Хазарию и наложил на неё дань. Под 986 годом в русской летописи сообщается о посольстве хазарских иудеев к Владимиру с предложением принять свою веру.

ХАЗАРИЯ

Безобидная пушкинская строфа является объектом вполне себе серьезных споров - а были ли у хазар, тюркской народности, вообще "села и нивы", или речь идет о походах князя Олега против данников хазар - славянских племен кривичей и вятичей?

Хазарский каганат ("каган" - привычный в степи титул верховного правителя), как считают, образовался в 650 году и явился "продолжателем" восточного Тюркского каганата и Великой Болгарии - хазары составляли значительную часть населения своих государств-предшественников.

В первой половине VII века болгары откочевывают на север (появляется Волжская Булгария) и на запад, за Дунай (будущее Болгарское царство), и хазары, населяюшие преимущественно Северный Кавказ, становятся главной силой Великой степи.

Укрепление союза племен и его развитие связано (что естественно для кочевников до них и после них) с ограблением соседних оседлых народов, а самым выгодным делом становятся походы в соседнюю Персию и в Закавказье.

Тактика внезапных нападений на соседние народы довольно долго приносит хазарам успех - но в конце концов и арабы, и византийцы переходят к жестким мерам противодействия грабителям: первые совершают несколько походов в замели хазар, используя невероятно огромное войско (судя по всему, преследуя хазар, добираются даже до среднего течения Волги), вторые, постепенно тесня противника, строят оборонительные сооружения на границе, сильно усложняющие продвижение кочевых орд.

Хазары переносят свою столицу из земель современного Дагестана (где ощущают чрезмерное давление со стороны своих соседей, которых они сделали своими врагами) на Волгу.

К этому времени в их власти не только замели Северного Каспия (Каспийское море в те времена именуют "Хазарским"), Кубань и земли между Волгой Доном, Доном и Днепром, но и большая часть Приазовья и Северного Причерноморья, а так же Крым (который генуэзцы еще в XVI веке именуют "Хазарией").

Сыграв свою историческую роль в качестве "живого щита" против арабской экспансии и отчасти - нашествия "степи" в Европу (куда "пропущены" были только признавшие хазар как сюзеренов венгры) , каганат в начале IX века, все еще оставаясь своего рода бастионом, закрывающим Восточную Европу, меняется качественно: как это часто бывает, правители обнаружили более доходный, менее затратный и не такой опасный способ зарабатывания: на смену ограблению всего окрестного приходит контроль за торговыми путями и взимание установленного размера дани с подвластных племен.

Единого размера дани не существовало: кто-то платил "шляг (серебряную монетку) с лемеха", кто-то "по белке с дыма", кто-то расплачивался детьми (эта жуткая норма реально существовала как вполне "законная", хотя - кавычки здесь уместны для нас, но не для современников каганата).

Рабы были основой торговой экономики Хазарии (хотя у самих хазар рабство не прижилось): прибывавшие со всех концов света в их столицу Итиль товары (среди которых ценились пряности, вино, оружие, шёлк, драгоценные камни и серебро) стоили дорого, обменять все на это на собранный с данников мёд, воск и даже ценимые всеми меха (добываемые славянами и булгарами, но повсеместно называемые "хазарскими") - не выходило, и спасали торговый баланс только рабы, на которых в Византии и мусульманских странах существовал устойчивый спрос.

С VIII века Хазария получает, вполне заслуженно, славу одного из мировых торговых центров.

И дело здесь не только в удобном пересечении торговых путей , о которых нам так часто и по любому, практически, поводу любят рассказывать учебники, но и - в срабатывании "человеческого фактора", феномена сообщества еврейских купцов, известных как раданиты (или радхониты).

Получив особые преференции от кагана и бека (который, фактически, и правил страной - каган был "богом", тогда как бек - "царем", по-еврейски - "малихом", откуда берут названия "мелек" и "халиф"), раданиты развили бурную деятельность, охватывающую весь известный в те годы мир - от Британских островов и полудиких стойбищ викингов до Китая и Индонезии.

Практически не существовало ни одного значимого в торговом отношении города, где не существовало бы сильной общины купцов-евреев - например, считается, что такая община в Киеве появилась там еще до захвата его варягами.

Именно в волжскую степь был активностью раданитов был "повернут" Шелковый Путь.

Раданиты активно использовали и морские пути, во всяком случае, их общину в те годы называют крупнейшей среди торгующих в Средиземном море и Индийском океане, но из мест, отдаленных от морей, именно Итиль стал центром их деятельности.

Со слов арабского географа Ибн-Хордадбха узнаем, что "Путь раданитов, которые говорят по-персидски, по-румски, по-арабски, по-франкски, по-андалузски, по-славянски: они путешествуют с запада на восток и с востока на запад морем и сушей. Они возят евнухов, служанок, мальчиков, шёлк, меха и мечи… На обратном пути они берут мускус, алоэ, камфару, корицу и другие произведения восточных стран".

Раданиты перевозили не только товары, но и знания - нет никаких сомнений в том, что именно они привезли в Европу арабские цифры и секреты изготовления бумаги .

Конечно, процветанию еврейской торговли помогало постоянные "торговые войны" между христианскими и мусульманскими торговцами и почти регулярные запреты на заход купеческих судов в "свои" порты, но на еврейских купцов эти запреты не распространялись.

Логично, что с деятельностью еврейских купцов связывают и принятие хазарами иудаизма, хотя, скорее всего, эта религия стала только лишь религией знати - хазары отличались веротерпимостью и торговый интерес всегда преобладал у них над политическим или религиозным.

Относительный покой, воцарившийся в землях хазар, и приводит к оседлости : некоторые кочевники оценивают плодородность земель, на которые их занесла судьба, и коренным образом меняют образ жизни - в Дагестане почти все хазары "сели на землю" и обрабатывают так часто упоминаемые путешественниками виноградники, во множестве их примеру следуют на Кубани, в Приазовье и в Крыму.

Арабы пишут о полях, раскинувшихся в волжских степях, упоминая, однако, что они волей властителей расположены на большом удалении от городов - видимо, Пушкин все-таки определенно был прав насчет "сёл и нив".

В Х веке у хазар, однако, появляется сильный и беспокойный сосед, потенциальные последствия появление которого они, однако, недооценили: скандинавы, захватывая славянские племена от Балтики вниз по Днепру, стали проявлять значительный интерес к Хазарии.

Возможно, первые походы русов на Византию, Венгрию и Польшу убаюкали каганат, уверив их в том, что агрессия их соседей имеет иное направление, даже когда русские князья стали "отбивать данников" у хазар, совершая походы в бассейны Оки, Клязьмы и верховья Волги, это не вызвало большой озабоченности.

Так или иначе, но походы князя Святослава, завершившиеся разгромом и полным уничтожением каганата, судя по чисто "военному аспекту", оказались для хазар полной неожиданностью.

Так или иначе, в 969 г. этот "бастион цивилизации" перестал существовать.

На его развалинах некоторое время существовали два русских анклава - Тмутаракань в Тамани и Белая Вежа на левом берегу Дона (бывших хазарский Саркел, отстроенный византийскими архитекторами), но и они пали под натиском все новых и новых кочевых орд, теперь уже беспрепятственно прибывающих с востока к границам Руси - печенегов, огузов, половцев, а позже и монгол.

Кстати, возможно, те самые печенеги, заполонившие собой южные степи, в конце концов и убили князя Святослава, подкараулив его у днепровских порогов по возвращению им после поражений из Болгарии.

После разгрома Хазарского каганата исчезают и раданиты, что вряд ли можно связывать напрямую только с падением Хазарии - начинается эпоха, которую иногда называют эпохой "национальных торговцев", которые получают привилегии от правителей (конечно, не по не значимому тогда "национальному" признаку, а по признаку служения правителю), а волна гонений на евреев, начатая в Византии, постепенно охватила всю Европу и Азию.

Шелковый путь "выпадает" на пару столетий, и оживает только накануне создания империи Чингисхана, проложенные раданитами торговые маршруты неспешно прибирают к рукам итальянские (в Средиземном море) и арабские (в акватории Индийского океана) торговцы, но в истории больше никогда не будет купеческой корпорации, которая держала бы в своих руках все торговые пути на всей их протяженности.

История Хазарского каганата. Справка

Хазария выделилась из Западно‑Тюркского каганата и контролировала территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного северо‑западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра.

Первоначально Хазария являлась типичным кочевым ханством. Во главе государства стоял каган (правитель). Формально он обладал всей полнотой военной и административной власти. Каган являлся главой языческого культа и наделялся в глазах подданных сверхъестественными способностями. Его власть считалась установленной небом.

Центральной частью страны было Нижнее Поволжье. Здесь жили собственно хазары. По этой территории проходили кочевки кагана и хазарской знати. Большая часть территории управлялась без административного вмешательства. Подчиненные народы: аланы, болгары, буртасы, венгры, славяне и др. сохраняли собственную социально‑политическую структуру. Они имели своих правителей, которые были обязаны собирать и отправлять в Хазарию дань.

Население каганата делилось на "белых" (свободные) и "черных" (податные) хазар. Верхушку "белых" образовывала родовая аристократия (владельцы крупных стад). Внутри нее существовала сложная иерархия, поскольку хазары не уничтожали знать покоренных племен, а включали ее через систему вассальных отношений в состав правящей элиты.

Основу хозяйственной деятельности рядового населения составляло кочевое скотоводство. Для правящей верхушки основным источником обогащения первоначально была военная добыча, получаемая путем грабежа соседних стран. Интересно, что, согласно ярду свидетельств, хазары не убивали ремесленников завоеванных стран.

Идентификация хазарских городов Беленджер и Семендер носит спорный характер. На роль Семендера претендует городище Тарки недалеко от Махачкалы, но, возможно, по мнению археологов, этот город находился в другом месте. Еще один прикаспийский город хазар, Беленджер, как считают ученые, возможно, стоял на месте, известном как Верхнечирюртовское городище. Оно было затоплено при строительстве Сулакской ГЭС (Дагестан).

Ключевой научной проблемой в изучении истории Хазарского каганата является распространение иудаизма в Хазарии. Археологи стремятся найти материальные подтверждения бытования в Хазарии иудаизма и оценить, в какой степени им было затронуто хазарское общество.

В настоящее время в мировой историографии наблюдается несовпадение мнений. Российские и украинские специалисты считают, что в иудаизм перешли только царский род и некоторая часть высшей знати. В свою очередь западные и, в том числе, израильские историки настаивают на широком бытовании этой религии среди всех хазар, а также на ее проникновении в среду подчинённых хазарам народов.

На территории Тамани были найдены надгробные стелы с изображением иудейской символики, свидетельствующие о том, что в этом регионе иудеи присутствовали до V века. Археологи не исключают возможности обнаружения следов хазарского иудаизма в результате масштабных раскопок в бассейне Нижнего Дона и Нижней Волги.

Работы на городище велись с 2000 года. Культурный слой составляет около трех с половиной метров. Археологам удалось установить очертания кирпичной крепости‑цитадели, выявить жилые кварталы, характерные для хазарского времени "юртообразные" жилища, специфическую керамику. Нижние слои городища датируются VIII‑IX веками, то есть хазарским временем. Найден также слой большого пожара, который, возможно, соответствует времени разрушения Итиля киевским князем Святославом Игоревичем (960‑е годы). Общая площадь предполагаемой хазарской столицы велика: около двух квадратных километров. В таком поселении одновременно могли жить 50‑60 тысяч человек. По средневековым меркам, это очень крупный город.

Что важно знать о Хазарском каганате

Представление о хазарах часто ограничивается образом еще одного врага Древнерусского государства. Но история трехсотлетней цивилизации, которую помещали на границе с легендарными племенами Гога и Магога, была намного интереснее.

Хазария на краю света

Гог и Магог в библейской эсхатологии – народы, живущие под «краем и пределом севера», полчища которых обрушатся на мир «в последние дни», то есть незадолго до второго пришествия. С ними по соседству некоторые арабские географы, в частности Ибн Хордадбех, размещали Хазарию. Так, в его «Книге путей и стран» описывается экспедиция к легендарной стене, запирающей народы Гога и Магога. Экспедиция стартовала из Багдада, дошла через Кавказ до Хазарии, которая занимала территорию от Предкавказья до Днепра, включая в себя нынешнюю территорию Крыма, Приазовья, северо-западного Казахстана.

Скоротечная жизнь кагана

В Хазарском каганате практиковалось двоевластие. Во главе государства стоял каган, формально обладающий полной военной и административной властью. Но, de-facto, всеми «мирскими» делами заправлял бек, главный заместитель царя. В результате, представители этого титула в X веке полностью экспроприировали верховную власть. Каганы же, долгое время, до принятия иудаизма, носили лишь сакральную функцию. Их подданные верили, что власть кагана установлена небом. Его божественная сила должна была обеспечить процветание государства и успехи в боевых походах.

Подобные представления в определенной мере являлись опорой власти царственного рода, который якобы происходил из древней тюркской династии Ашин. Но быть главой языческого культа у хазар было смертельно опасно. Во-первых, если на годы правления кагана приходились стихийные бедствия, засуха или нашествия вражеских племен – его могли обвинить в неудачах и убить. В целом, беды для наследника царского рода начинались еще во время инаугурации. Как пишет историк Заходер Борис Николаевич, при возведении на престол кагана душили шелковым шнуром, и он в бессознательном состоянии должен был назвать число лет своего правления. Считалось, что божественная сила и удача будет сопровождать его только на этот срок. Когда он истекал – его убивали. Если он называл слишком большое число, его все равно убивали по достижению сорокалетнего возраста. Но в доиудейский период династия каганов контролировала армию и, по большей части, избегала жертв во имя ритуала.

Ряд средневековых источников IX века внес изрядную путаницу в раннюю историю России. Письмо Людовика II от 871 года, Бертинские анналы от 839 года, а также арабский трактат «Анонимная географическая записка» упоминают о неком Русском каганате – государственном образовании славян, которое существовало на территории Киевской Руси от Приазовья на всей территории Киевской Руси. Именно эти земли в IX веке контролировали хазарские племена. В отличие от недоказанного существования некого раннего образования на территории Руси, доподлинно известно, что некоторые славянские племена, в том числе и поляне, платили хазарам дань.

Название государства, как и титул «каган» (так некоторые древнерусские тексты XI-XII веков называли древнерусских князей), основатели полу-легендарного Русского каганата должны были позаимствовать у тюрков. Но, наиболее вероятно то, что ученые, упоминавшие о Русском каганате, могли слышать от путешественников о данниках хазар или каких-то племенах по соседству, которые в их трудах превратились в могучее государство. По крайней мере, весомых археологических сведений о существовании «Русского каганата» нет.

Расположение на стыке христианского и мусульманского миров привело к созданию совершенно уникальной конфессиональной ситуации в Хазарии – в этом государстве даже в условиях религиозного фанатизма, характерного для средневековья, сосуществовали и мирно уживались христиане, мусульмане, иудеи и язычники. Источники смогли сохранить легенду о религиозном споре между представителями трех монотеистических религий. В конце концов, в начале X века официально был признан иудаизм, поскольку его положения признавали как христиане, так и мусульмане, и в результате стремления сохранить независимость от Византии и халифата.

Предки крымских караимов

На сегодняшний день хазарское происхождение приписывают многим народам, в частности, евреям. Существует версия о миграции хазар-иудеев в страны Центральной Европы, которые влились в состав евреев-ашкенази после падения каганата. Другими прямыми потомками хазар называют крымских караимов, которые расселились на территории одноименного полуострова. Одной из главных аргументаций хазарской версии происхождения крымских татар является сходство между чувашами (родственная группа хазарам) и караимами и соответственно с хазарами.

Тайны украинского тризубца. Хазарский Каганат и «мировое правительство»

Тайны украинского тризубца. Хазарский Каганат и «мировое правительство»

Версий значения и происхождения "странного символа", как называли его историки раньше, очень много.

Одна из них — в этом материале.

«В гербе есть серьезные смысловые проблемы»: соцсети о новой украинской геральдике

Кто был Святослав по национальности? На чём он ходил через пороги Днепра?

Почему не принял христианство? Как он разгромил Хазарию и разгромил ли?

Тайны украинского тризубца. Хазарский Каганат и «мировое правительство»

Проклятый Ненасытец

До сих пор в биографии князя Святослава, сына князя Игоря и святой равноапостольной княгини Ольги, много неточностей и выдумок. Это касается даже хорошо известного места его гибели. Во множестве официальных публикаций (даже в Википедии) написано, что князь Святослав Игоревич, возвращаясь из болгарского похода в Киев, погиб в районе острова Хортица в битве с печенегами.

Князь Святослав погиб действительно в битве с печенегами, но не в районе острова Хортица, а возле одного из самых крупных порогов на Днепре Ненасытец. Произошло это в 972 году. Сейчас в этом районе находится село Никольское-на-Днепре, в память об этом событии установлена памятная плита. Именно там воевода Свенельд (воевода ещё его отца, князя Игоря) говорил упрямому Святославу: «Ообойди, князь, пороги на конях». Но князь решил идти вверх по Днепру. Не получилось — на порогах ждали печенеги.

Перезимовал там. Но погиб в попытке перейти Ненасытец в битве с печенежским князем Курей. Дальше, как всем известно, Куря сделал чашу из его черепа и пил из неё. Что там пили печенеги? Кумыс?

Это можно узнать у их предполагаемых этнических потомков — башкир и гагаузов. Воинственный кочевой народ не оставил письменных свидетельств, но известно, что основой питания печенегов была крупа, сваренная в молоке.

Тайны украинского тризубца. Хазарский Каганат и «мировое правительство»

Хортица

Версия о Хортице возникла, видимо, из-за того, что в Запорожье установлен памятник авторства скульптора Вячеслава Клыкова. В 2005 году в честь 1040-летия победы Святослава над хазарами были установлены два памятника. Один — в Белгородской области, другой — в Запорожье. И оба вызвали споры и протесты. Против установки памятника в Белгороде выступила Федерация еврейских общин России. На щите, которым прикрывается поверженный князем хазарин, скульптор (тот же Вячеслав Клыков) изобразил Звезду Давида. В итоге памятник был установлен не в городе, а в Белгородской области. Звезда Давида со щита исчезла.

А против запорожского памятника выступило местное отделение общества "Просвита", родноверы и другие неравнодушные товарищи. Одним не нравилось то, что Святослав держит меч как "побеждённый" — по замыслу скульптора князь передаёт меч потомкам. Вторые были недовольны тем, что Святослав держит меч как крест. Известно же, что он был язычник и креститься отказался. "Дружина будет смеяться надо мной", — вежливо отказал он матери, княгине Ольге.

Запорожец на престоле

Так назвал князя Святослава историк Михаил Грушевский.

Но кто был действительно князь по национальности? Его мать, Ольга, могла быть происхождения варяжского. Могла быть из славянского рода. И могла быть из болгарского рода (версия очень распространенная в болгарской историографии).

Есть также версия, что Ольга была дочерью Вещего Олега — наставника и регента князя Игоря. А Вещий Олег был братом жены Рюрика, отца Игоря (тоже одна из версий). То есть Вещий Олег — дядя князя Игоря, а Ольга — его двоюродная сестра. Были они варяги, славяне или скандинавы — об этом ведутся многолетние споры, которые не закончатся никогда. Нет точных сведений.

Но то, что Святослав не имел никакого отношения к запорожцам, это точно. Грушевский использует красивый образ, пытаясь метафорически соединить воинственного князя русов и войско запорожское.

Скорее всего, по многим признакам Святослав признал бы в войске запорожском своих противников — печенегов. Печенеги тоже вели полукочевой образ жизни, стиль их военных действий был — внезапный быстрый набег, постоянно меняли союзников, испытывали презрение к договорам, государственность у них практически отсутствовала.

Сын архонта Ингора и архонтессы Элги (так называл его родителей император Византии Константин Багрянородный), Сфендослав, очень удивился бы такому нелицеприятному для него сравнению. И, пожалуй, отправил бы "историка" в поход на моноксиле погрести веслами.

Кто такие моноксилы

Это не кто, а что. Лёгкие суда-однодревки (собственно, на греческом слово "моноксил" и означает "одно дерево"). Конечно, это было не похоже на каноэ индейцев Северной Америки или на лодки-долблёнки эвенков. Суда, на которых русы доходили до Константинополя, должны были быть более мощными. Как говорится, чтоб и десант высадить, и добычу унести. Русы называли их ладьями и стругами, греки — моноксилами.

"Да будет известно, что приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии…" — говорил Константин Багрянородный.

Лёгкие суда с плоским днищем могли передвигаться и на море, и на реке, и по суше (волоком, или к ним приделывали для этого деревянные колеса). Нечто подобное такому моноксилу изображено на картине Василия Сурикова "Степан Разин". Это суда типа "река — море" были не очень красивы, не очень быстроходны, но для военно-торговых походов "из варяг в греки" подходили идеально. На этих судах невозможно было идти напрямую через море, как плавали сами греки. От Босфора по прямой до Херсонеса. "Моноксилы" шли вдоль берега, иногда их выкидывало на сушу. Но суда эти не вызывали насмешек у греков. Наоборот, Византия побаивалась воинственных русов на их моноксилах.

Тайны украинского тризубца. Хазарский Каганат и «мировое правительство»

Хазария — страна иудейская

Самое известное "деяние" Святослава — разгром Хазарии. Он продолжил дело своего деда — Вещего Олега. "Отмстил неразумным хазарам".

Многие считают, что это страна была иудейского вероисповедания. Это заблуждение и привело к появлению древнего еврейского символа — Звезды Давида — на памятника Клыкова.

На Закарпатье побили рекорд по самому большому трезубцу из дерева

По поводу даже самой оценки, чем же была Хазария, ведутся до сих пор научные споры. Был это полукочевой хищнический союз различных кланов или суперразвитое для своего времени государство (версия, ставшая популярной после исследований Льва Гумилёва). В любом случае разгром "неразумных хазар" был важнейшим моментом укрепления власти русских князей.

Тайны украинского тризубца. Хазарский Каганат и «мировое правительство»

Основной бог хазар — бог неба Тенгри. Были в государстве и христианские, и исламские общины.

Однако сама правящая верхушка Хазарии действительно дважды меняла веру. Один раз приняли ислам, во второй раз приняли иудаизм (считается, что либо под влиянием купцов-иудеев, либо под влиянием одного из Каганов, Обадии, чья мать была иудейкой).

К моменту похода Святослава Хазарский каганат ослабел. Причина — внутренние гражданские войны, борьба за власть. Возможно, религиозные споры.

Вопреки распространенному мнению Хазария после победы Святослава не прекратила существование. Каган, двор, знать и многие жители столицы переждали нападение русов на островах в Каспийском море.

История Хазарии продолжалась, они приняли ислам. Но постепенно слабели, и в конце концов Каганат исчез.

А Святослав после победы вывез в Киев торговую элиту хазарского государства и поселил купцов там с почётом и удобствами. У них в Киеве появился свой квартал. По происхождению они были хазары и евреи, а по вероисповеданию — иудеи. Считается, что урочище Козар в Киеве, возле впадения в Днепр реки Почайны, это и было место поселения хазарских купцов. Ну а мы наконец подходим к вопросу, который вызывает уже 30 лет яростные споры.

Тамга

Один из самых спорных вопросов сегодняшней Украинской геральдики — что представляет собой "тризуб"? Возможно ли, что это хазарская тамга?

Тамга — родовой знак, клеймо, которое ставилось на скот и другое имущество. Это очень распространенное явление у большого количества народов. Живёт тамга как символ и сейчас. Например, тамга Гераев — правящей династии Крымского ханства — сегодня используется крымскими татарами в качестве национального символа.

Тайны украинского тризубца. Хазарский Каганат и «мировое правительство»

В Конституции Украины сказано: "Главным элементом большого Государственного Герба Украины является Знак Княжеской Державы Владимира Великого".

В публикациях тризуб называют "древним сакральным символом", "государственным знаком княжеской династии Рюриковичей". И, конечно, не обходится без курьёзов — "первое упоминание о тризубе встречается у Платона в описании одежды царей Атлантиды".

Поскольку Атлантида Платона — вымышленная страна — утопия, то никакого подтверждения исторической достоверности "сакральному символу" это не добавляет.

Однако "знак династии Рюриковичей", "Знак Княжеской Державы" — это такой же вымысел, как тризуб Атлантиды.

Никакой "Княжеской Державы Владимира Великого" не существовало. Это государство называлось Русь. Или Русская земля, или Русский каганат. Да и сам "князь Владимир" на самом деле назывался каган Василий.

"Спаси, Господи, кагана нашего"

Это надпись на стене собора Святой Софии в Киеве. Считается, что к Господу взывают родственники князя Святослава Ярославича (годы правления 1073 — 1076). Русских князей называли титулом каган, или хакан, и до крещения Руси, и после крещения. Митрополит Иларион прямо пишет: "великий каган наш Владимир" (о Владимире Святославовиче), "благоверный каган наш Ярослав" (о Ярославе Владимировиче). Митрополит был духовником князя Ярослава. Не только титул, но и имена князей были другими. После крещения Владимир стал Василием, а Ярослав — Георгием.

Византийские императоры называли русских князей "архонтами". Титул "князь" пришел на Русь из Болгарии в начале 12 века. И "князь Владимир" тоже очень удивился бы, узнав, как его, великого кагана и архонта, называют не очень благодарные и всё перевравшие потомки.

Языческий тризуб

Но вернёмся к "знаку Княжеской державы". Общего символа государства в то время не было. Каждый князь имел свои символы. Общего "знака династии" не было. Тризубцы и двузубцы были найдены на многих вещах, кирпичах, монетах. Но как герб это, конечно, не рассматривалось. Да и гербов государств тогда в основном ещё не было.

Это был знак собственности, что-то вроде личной подписи.

Почему же Владимир взял этот символ для своих денег?

Причины этого мы не знаем. Историки предполагают несколько. Одна из самых популярных версий — титул "каган", знак двузуба и тризуба были позаимствованы Святославом, а потом его детьми и внуками как знак того, что их держава равна Великой Хазарии.

Популярными были и двузуб (у Святослава и Ярополка), и тризуб (у Владимира и других князей).

Вообще же версий очень и очень много.

Одна из них. Князья (Святослав, Владимир) были военачальниками одного из хазарских кланов. Поход Святослава "на хазар" — часть какой-то внутренней хазарской междоусобицы.

Или Владимир использовал этот знак как языческий амулет. Да, Владимир принял православие и отказался от язычества. Но это не мешало ему оставить и некоторые языческие обычаи.

Ещё версия. Тризуб — символ того, что князь теперь контролирует часть хазарского государства. Это как бы его собственность.

Киев и Лондон разошлись во мнениях об украинском трезубце

Голубоглазая, светловолосая красавица Анна по прозвищу Руфа (Рыжая) совершенно не хотела выходить замуж за "руса", но император ее уговорил. Владимир захватил византийский Корсунь в Крыму (Херсонес) и угрожал пойти на Константинополь.

Таким образом, брак с Анной решал вопрос безопасности Византии и помогал получить военную помощь русов. Анне пришлось согласиться. "Иду как в полон, лучше бы мне здесь умереть", — так сама византийская принцесса воспринимала этот брак.

Но умерла она в Киеве, через много лет. Возможно, князья Борис и Глеб — её сыновья.

Мистический знак

"Загадочный знак" — так много лет называли исследователи тризубец Владимира. Ничего мистического и загадочного в нём вроде бы нет. Но многие тамги — действительно мистические символы, магические знаки. По крайней мере, частично в них есть такая смысловая нагрузка. Кроме того, этот символ — знак "восточного аристократа".

Тамга с трезубцем — известный атрибут монгольских родов, Волжской Булгарии, тувинских родов. Везде она означает "нахождение на государственной службе высокого уровня." Это аристократ, военачальник.

Что хотел сказать своей монетой князь Владимир? Что он продолжает считать себя аристократом Каганата?

Что он противопоставляет себя Византии как самостоятельный правитель, а не вассал, поставив личный знак собственности на обороте монеты, где изобразил себя же в византийской короне? В чем тоже был некоторый "вызов".

Хотел ли он сказать, что он великий шаман (знак, очень похожий на тризуб, часто встречается в изображениях шаманов). Или тамга в данном случае — простой коммерческий знак? Скорее всего, всё это вместе. Тризуб — это "знак собственности восточного аристократа". В Золотой Орде двузубцы и тризубцы означали принадлежность к правящему роду. У ногаев, киргизов, башкир двузубцы и тризубцы упоминаются как "ханская тамга", "султанская тамга".

Титул кагана исчез вместе со "знаками Рюриковичей". Уже в 12 веке, когда было написано "Слово о полку Игореве", русские князья называются князьями. А тризубцы и двузубцы были заменены на христианские символы.

Георгий Нарбут и другие масоны

Но как всё-таки тризуб оказался символом Украины? Это в определенной степени случайность. Тризуб был нарисован как символ УНР художником Георгием Нарбутом. Одобрен главой УНР Михаилом Грушевским. Изначально Грушевский предлагал сделать символом "золотой плуг на синем фоне". Рассматривали такие символы, как золотой лев (львовский герб), архистратиг Михаил (покровитель Киева). Но остановились на трезубце.

Тайны украинского тризубца. Хазарский Каганат и «мировое правительство»

Он оставался символом державы и при гетмане Павле Скоропадском, и при главах Директории Владимире Винниченко и Симоне Петлюре.

Конечно же, есть и "конспирологическая" версия.

Это заговор "мирового правительства", которое таким образом утверждает вассальное отношение Украины к Великой Хазарии.

Не важно, что Хазарии не существует больше 1000 лет. Есть Великая Хазария, олицетворяющая власть хазарских и иудейских купцов. По сути мировое правительство.

Есть и ещё одна версия.

Масоны Грушевский и Керенский

Почти все члены Временного правительства, "уничтожившего царизм" в России в феврале — марте 1917 года, были масонами. Масоном был и сам Керенский. В годы перед революцией Керенский совершил три поездки в Киев и Харьков (в 1913, 1915, 1916), где были большие масонские ложи. Видимо, для координации будущего захвата власти.

Справедливости ради, надо сказать, что эти ложи другие, "настоящие" масоны считали политическими кружками, "парамасонскими" организациями. Но для политических целей они вполне годились.

Членами масонских лож были сам Грушевский, Скоропадский, Петлюра и автор будущего герба УНР Георгий Нарбут, многие члены правительства — Прокопович, барон Штейнгель, Шульгин, богатейший сахарозаводчик Терещенко (министр финансов Временного правительства). Все они входили в ложу "Великий Восток народов России". Ничего "масонского" в символе тризуба, скорее всего, не было.

Сами же главы УНР не были какими-нибудь "посвященными высокого градуса". Это действительно был политический кружок. Больше даже похожий на пародию на масонскую ложу. Впоследствии, в эмиграции, тем из них, кто желал продолжить "масонскую карьеру", приходилось заново проходить посвящение.

Грушевский остался в СССР, продолжил профессорскую карьеру и сам вспоминал впоследствии о "масонском прошлом" с неохотой.

Курьезы Барбадоса

Кроме Украины "сакральный символ" использован в гербе ещё одного государства — Республики Барбадос. Более того, совпадает и цвет барбадосского флага. На сине-желтом фоне гордо расположился тризуб. Сами барбадосцы поясняют, что это символ бога морей Посейдона. Синий цвет — море, жёлтый — песок их земли.

Удивительное совпадение!

lsvsx


Задача, решение которой предлагается в этой статье, уже давно поставлена исторической географией. Вот ее условия, предельно кратко сформулированные М.И.Артамоновым в книге "История хазар": "До сих пор точно не установлено местонахождение главнейших городов Хазарии - Итиля и Семендера, неизвестны их вещественные остатки. Не обнаружены не только могилы хазарских каганов, но вообще неизвестны собственно хазарские погребения.

Иными словами, до сих пор не была открыта территория, на которой жил хазарский народ, хотя довольно точно были известны границы Хазарского каганата". Здесь же профессор Артамонов наметил путь к разгадке, утверждая, что только археологические поиски на Нижней Волге "прольют свет на вопросы, остающиеся не освещенными письменными источниками". Действительно, в 1960-1963 гг. Астраханская археологическая экспедиция Государственного Эрмитажа обнаружила не только хазарские могильники с богатым инвентарем, крепости, памятники искусства, следы поселений, но и составила карту распространения хазар в VI-Х веках. Ученые, сочетая достижения археологии, исторической географии и палеогеографии, добились большого успеха.


Хазары были многочисленны и богаты. Занимались они главным образом земледелием и рыболовством, а также отгонным скотоводством. Виноградники и сады были неотъемлемой собственностью каждого хазарского рода. Все это показывает, что хазары жили не в сухих степях, а по берегам рек волжской дельты. И действительно, повторный осмотр берегов Волги в 1959 г. севернее Астрахани убедил в том, что остатков хазарского города Итиля там нет, но в пойме, ныне заливаемой в полноводье, недалеко от села Селитряного, были найдены фрагменты керамики VII-Х веков, которые скрыли речные наносы слоем в 1,2 метра. В 1960 г. в дельте Волги, на высоком бугре Степана Разина, было найдено первое хазарское погребение. Это дало повод предположить, что уровень Каспийского моря в VII- IX веках был ниже, чем ныне.

Для проверки мы исследовали подводный конец Дербентской стены, находящийся ныне на глубине 5,5 метра. Опустившись на дно в аквалангах, мы установили, что стена построена не на насыпном молу, а непосредственно на скальном основании из сасанидских плит VI века, что технически возможно было сделать на глубине меньше человеческого роста. Следовательно, уровень Каспийского моря был на 4 метра ниже, чем теперь. Значит, дельта Волги простиралась на юг гораздо дальше, до спада глубин, и площадь Хазарии была на 50 тыс. квадратных километров больше. Это подтвердили находки хазарских поселений на мелководье Каспия в 15 км от берега. В VII- IX веках богатая Хазария представляла собой "прикаспийские Нидерланды".

Хазарские погребения обнаружены на многих буграх центральной дельты. Полностью раскопан могильник на бугре Степана Разина. Там обнаружено 20 погребений, из которых только пять принадлежат самим хазарам. Кроме того, есть трупосожжения, знаменующие эпоху VI-VII веков, когда Хазария входила в состав Западнотюркютского каганата, и трупоположения кочевников, союзников тюркютов и хазар: уйгуров, барсилов и печенегов. До нашего времени уцелела лишь ничтожная часть погребений. Эта находка объясняет нам, почему византийские авторы VII века путали хазар и тюрок, называя их попеременно обоими именами, а также проливает свет на взаимоотношения хазар с кочевыми соседями.

Могилы воинов тюркютского хана и хазарских женщин и детей расположены на тесном кладбище вперемешку, в одном слое, но с четкими интервалами между могилами не менее 1,5 метра. Это могло произойти лишь в том случае, если при погребении соседние могилы были видны. Очевидно, в VII веке они имели внешние признаки. Значит, кочевники и хазары не только умирали, но и жили поблизости и в согласии. Этот вывод из археологического исследования подтверждает соображения М.И. Артамонова, основанные на анализе письменных источников.

Мы наблюдаем не просто проникновение кочевников в дельту Волги, а их симбиоз с местным оседлым населением. При такой постановке проблемы становится понятно, почему тюркюты и хазары вместе ходили в Закавказье громить персов и почему византийские авторы смешивают их. Хотя это были разные народы, но держава их была единой. Хазар, барсилов, тюркютов и телесцев связывала не общность быта, нравов, культуры или языка, а общность исторической судьбы. Они были друзьями. И с этой точки зрения понятно, почему лишенная престола и гонимая на родине западная отрасль династии Ашина нашла убежище в Хазарии и правила там до начала IX века.

Подъем уровня Каспийского моря в Х веке и наступившее тогда многоводье Волги резко изменили положение Хазарии. Во-первых, протоки дельты стали проходимы для мелкосидящих ладей, и с Х века русы начали проникать водным путем в Каспийское море, что вызвало осложнение их отношений с хазарами. Во-вторых, площадь дельты сокращалась. Поля, пастбища и рыбные угодья оказались под водой. Население ютилось на бэровских буграх, спасаясь от наводнений. Экономика Хазарии рухнула.

В середине Х века абсолютная отметка уровня Каспия, по нашим данным, была равна современной. Это значит, что хазары потеряли около двух третей своей территории, а следовательно, и своего богатства. Выйти же в соседние степи хазары не могли, ибо там бродили воинственные гузы, союзники киевского князя Святослава, пошедшего в 965 году войной на Хазарию. Разгром полузатопленной страны был неизбежен. Русские, победив, ушли, но гузы некоторое время занимали Хазарию, о чем говорят фрагменты их керамики, разбросанные в небольших количествах на буграх центральной дельты. Уцелевшие хазары обратились за помощью в Хорезм и получили ее ценой обращения в ислам. В этом оказалось их спасение. Когда море поднялось еще на восемь-девять метров и залило остатки хазарских поселений в дельте, а Волга половодьями уничтожила их в пойме, потомки хазар нашли прибежище в столице полумира Сарае и растворились в огромной Золотой Орде. Мусульманская вера позволила им механически стать татарами, как в XIII-XV веках назывались верноподданные хана улуса Джучиева.

Установив характер ландшафта, излюбленного хазарами, мы в 1963 г. перенесли наши исследования на Терек, в низовьях которого пытались найти прародину хазар. Однако оказалось, что хазарские памятники находились там, где позже возникли станицы гребенских казаков, таких же оседлых скотоводов, охотников и воинов, какими были хазары. На южной окраине песчаных дюн - бурунов - обнаружили много фрагментов керамики, сходных с той, которую мы находили в дельте Волги. Там же, около станицы Шелковской, расположена квадратная цитадель крепости, датируемая VII-Х веками, а так как в этом районе располагался город Семендер, первая столица Хазарии, и других аналогичных крепостей в долине Терека нет, надо думать, это цитадель Семендера.

Поскольку развалины Итиля, находившегося в пойме Волги, смыты Каспием в XIII веке и Саркел (на Дону) был заселен не хазарами, а гарнизоном из наемников-кочевников, наши находки приобретают большое значение. Мы должны отрешиться от традиционного взгляда на хазар как на кочевников. Географические условия, в которых развивалась хазарская экономика и культура, показывают, что здесь был возможен только оседлый образ жизни, основанный на садоводстве, охоте и отгонном скотоводстве.

Хазарский каганат

Хазария, Хазарский каганат — государство, возникшее в середине VII в. в Нижнем Поволжье и восточной части Северного Кавказа в результате распада Западного Тюркского каганата. В начале VIII в. хазары владели Северным Кавказом, Приазовьем и большей частью Крыма, а также степями Восточной Европы до Днепра, воевали с арабами за закавказские земли. Вытесненный арабами, каганат переместился на Нижнюю Волгу. В конце VIII — начале IX в. усилилась борьба внутри каганата, в конце IX в. на его территории в Северном Причерноморье и на Дону прорвались печенеги. В Х в. на хазар напали русские дружины, в конце Х в. каганат перестал существовать.

ХАЗАРИЯ (Хазарский каганат), иудейское государство, существовавшее в степях юго-восточной части Европейской России в VII-X вв., объединявшее под своей властью тюркские кочевые племена и пытавшееся поработить Русь. В годы расцвета Хазарского каганата его территория простиралась от Черного до Каспийского моря. Хазары не принадлежали к еврейскому племени, а были народом тюркско-монгольской ветви. Примерно до VII в. они мало чем выделялись среди прочих тюркско-монгольских народов. Значительные изменения произошли после того, как высший класс Хазарии перешел в иудейство. В “Еврейской энциклопедии” пишется о том, как хазарский каган “вместе со своими вельможами и большей частью до тех пор языческого народа перешли в иудейскую веру, вероятно около 679 г. нашей эры”. По другим источникам, ок. 740 хазары приняли измененный иудаизм, а примерно в 800-м — раввинский.

Причем вначале правящий класс Хазарского каганата держал в тайне свое обращение в иудаизм, скрывая это даже от своего народа.

Принятие иудаизма изменило характер власти в каганате. Каган теперь избирался из представителей одного и того же знатного еврейского рода. Избранием руководил другой иудей — царь-бек. Последнему фактически и принадлежала настоящая власть.

Бек мог не только назначать кагана, но и в любое время устранить его. Бек также распоряжался войсками, решал вопросы войны и мира, государственных финансов.

Несмотря на то что иудейской была вся верхушка каганата, он стал не государственной религией, а тайной верой правящих кругов и торгово-ростовщического класса.

Тайная вера правящего класса Хазарского каганата сохранялась вплоть до начала IX века, когда в стране вспыхнуло всеобщее восстание против иудеев, подавленное со страшной жестокостью.

После подавления восстания правящий класс уже не скрывал своего обращения в иудаизм, хотя преобладающее большинство простых хазар отказались поменять веру и продолжали оставаться язычниками, христианами, мусульманами. Иудаизм стал открыто элитарной религией правящего класса, подданные, исповедовавшие другие религии, считались рабами царя, простым хазарам предоставлялось “право” охранять иудеев-торговцев.

Под водительством иудейской религии Хазарский каганат превратился в военно-разбойничье и торгово-паразитическое государство, занимавшееся сбором грабительских даней, посреднической торговлей, сбором пошлин с купцов (больше напоминающим современный рэкет). Торговля в Хазарии находилась исключительно в руках иудеев, главным источником дохода которых была торговля рабами из славянских земель.

По свидетельству Ибрагима Ибн Якуба, евреи вывозили из славянских стран не только воск, меха и лошадей, но, главным образом, славян-военнопленных для продажи в рабство, а также юношей, девушек и детей для разврата и гаремов. Практиковалась торговля кастрированными славянскими юношами и детьми. Для кастрации евреи оборудовали в Каффе (Феодосии) специальные заведения. Организованная иудеями массовая торговля рабами-славянами привела к тому, что в языках самых больших народов мира того времени (английском, французском и немецком) слово “славянин” стало синонимом слова “раб”.

На некоторое время хазарские иудеи подчинили себе племена восточных славян, заставляя их платить дань. В русском фольклоре, например в былинах, сохранилась память о Козарине и Жидовине, о борьбе с “царем иудейским и силой жидовскою”.

Однако иудейско-хазарское иго на Руси было недолгим. На стыке VIII—IX вв. князья Асколд и Дир освободили от хазарской дани полян. В 884 кн. Олег добился того же для радимичей. Но самый сокрушительный удар Хазарскому каганату нанес кн. Святослав. Как сообщают древние арабские источники, “не осталось. почти ничего от булгар, буртасов и хазар, так как напали на них русы и захватили все их области”. В 965 — 969 русскими воинами была разгромлена иудейская столица Итиль, уничтожены все центры разбойничьего паразитического государства вдоль Волги. Падение иудейской Хазарии стало важной точкой отсчета в создании мощного Русского государства, будущего духовного центра Христианской цивилизации.

Простой народ бывшей Хазарии, не принадлежавший к иудаизму, перешел под покровительство России, тогда как иудейские верхи и торгово-ростовщический класс, связавший себя верой “избранного племени”, покинули эти земли и, по мнению ряда еврейских историков, переселились в западные земли России.

Каганат возник во второй половине VII века в результате гибели Западнотюркского каганата. Он занимал довольно обширные земли от Чёрного моря на западе до Каспийского на востоке и от Дагестана на юге до рек Кама и Ока на севере.

Возможно, первым хазарским каганом был свергнутый в 651 году западнотюркский каган Ирбис Шегуй-хан из династии Ашина.

Имён каганов в истории почти не сохранилось, за исключением разве что имени кагана Ибузира Глявана, правившего в конце VII — начале VIII века (это греческая форма его имени, настоящее — неизвестно) и имени кагана Захарии, правившего во второй половине IX века.

В начале IX века власть в каганате захватила еврейская община. С этого времени и до гибели каганата параллельно с каганом из династии Ашина, выполнявшим теперь лишь ритуальные функции, существовал его соправитель — иудей, имевший титул «царь» и обладавший реальной властью. Имена этих «царей» известны.

Цари в Хазарском каганате

Булан-бек, хазарский военачальник, глава могущественного рода, в 30-е годы VIII века перешёл (или скорее возвратился) в иудейство и принял имя Сабриэль. В начале IX века его потомок Обадия захватил власть в каганате.

Читайте также: