На все лады звенят жаворонки дрозды соловьи

Обновлено: 03.07.2024

ВПР по русскому языку 4 класс вариант 1 - какие ответы?

ВПР по русскому языку 4 класс вариант 1 - какие ответы?

Задание 2 № 2

Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.

Весеннее солнышко согревает землю. Раздаются радостные песни жаворонков. Высоко взлетают голосистые певцы и поют в небесной сини. В саду, в роще звенят на все лады зяблики. Звонкой трелью наполняют весенний лес дрозды. Они поют в дружном хоре лесных птиц. Но нет среди них главного певца. Соловей пока не прилетел.

Но вот появилась серенькая птичка с чёрными глазками. Ростом она чуть больше воробья. И полилась соловьиная трель. Зазвучал гимн весне. У этой птички чудесный голос. И нет в мире голоса красивее! (80 слов)

Задание 3 № 3

Выпиши из текста 6-е предложение.

1) Подчеркни в нём главные члены.

2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

Задание 4 № 4

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

Алфавит, брала, занята, километр.

Задание 5 № 5

В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.

По скатам оврага журчат звонкие ручьи.

Задание 6 № 6

Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

(1)В мире существует много необычных, удивительных памятников. (2)Есть они и в России, вот, например, памятник букве «ё» в Ульяновске. (3)Раньше этот город назывался Симбирском, в нём родился известный русский писатель Николай Михайлович Карамзин, который придумал букву «ё». (4)Он предложил поставить над буквой «е» две точки. (5)До изобретения буквы «ё» писали или «ио», или просто «е».

(6)В Псковской области, неподалёку от усадьбы Михайловское, где жил в ссылке Александр Сергеевич Пушкин, поставили памятник зайцу. (7)Монумента заяц удостоился за то, что… спас великого русского поэта.

(8)Произошло это так. (9)Пушкин решил самовольно покинуть северную деревню и тайно приехать в столицу − Петербург, чтобы повидать друзей. (10)Он ехал на санях, и вдруг дорогу ему перебежал заяц. (11)Это было плохой приметой. (12)Суеверный поэт сразу же вернулся домой. (13)А в это время в Петербурге дворяне (и среди них друзья Пушкина) пытались поднять восстание против царя. (14)Не будь зайца, поэт наверняка присоединился бы к бунтовщикам и скорее всего погиб бы. (15)Псковичи считают, что заяц сохранил Пушкину жизнь, вот и отметили его заслуги памятником.

(По Е. В. Широниной)

Задание 7 № 7

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

Задание 8 № 8

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.

Задание 9 № 9

Как ты понимаешь значение слова «столица» из 9-го предложения? Запиши своё объяснение.

Замени слово «известный» (из 3-го предложения) близким по значению словом. Запиши это слово.

Задание 11 № 11

В 1-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:

Выпиши это слово, обозначь его части.

Задание 12 № 12

Выпиши из 7-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

Задание 13 № 13

Выпиши из 1-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).

Задание 14 № 14

Выпиши из 3-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.

Задание 15 № 15

Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Любишь кататься — люби и саночки возить.

На все лады звенят жаворонки, дрозды, соловьи?

В этом предложении говорится о жаворонках , дроздах и соловьях , подчеркиваем одной чертой , вопрос (кто ?

) - жаворонки , дрозды , соловьи .

О них говорится что они звенят , подчеркиваем двумя чертами , вопрос (что делают ?

Сделать синтаксический разбор с характеристикой предложения :Звенят большие и малые ручьи?

Сделать синтаксический разбор с характеристикой предложения :

Звенят большие и малые ручьи.

Синтаксический разбор предложения?

Синтаксический разбор предложения.

Песни жаворонков снова зазвенели в вышине.

Синтаксический анализ предложения : В Вышине звенит переливчатая песня жаворонка?

Синтаксический анализ предложения : В Вышине звенит переливчатая песня жаворонка.

Какие вопросы задаются в разбор по членам предложения?

Какие вопросы задаются в разбор по членам предложения.

Синтаксический разбор предложения?

Синтаксический разбор предложения.

Прилетели грачи, скворцы, и жаворонки.

Синтаксический разбор предложения Соловьи прилетают весной и радуют нас чудесным пением?

Синтаксический разбор предложения Соловьи прилетают весной и радуют нас чудесным пением.

Разбор предложения синтаксически и по членам?

Разбор предложения синтаксически и по членам.

Синтаксический разбор предложения Стада шумят, и соловей уж пел в безмолвии ночей?

Синтаксический разбор предложения Стада шумят, и соловей уж пел в безмолвии ночей.

Помогите пожалуйста?

^ - ^ Синтаксический разбор предложения : В тёмной чаще замолк соловей.

Задайте вопросы к однородным членам предложения?

Задайте вопросы к однородным членам предложения.

Такое лишь в мае бывает : Кукует кукушка весь день, Хоть тысячу лет насчитает, — Загадывай, если не лень. Кукует кукушка на воле И славит земную красу, Зеленое чистое поле И синюю речку в лесу. И спорится трудное дело, И в деле душа не грустит. Ог..

"Как - бы я была царица" - говорит одна девица. «Стой! »грянул голос громовой. «Поверь, старуха продолжала, Людмилу мудрено сыскать». «Людмила спит, сказал Фарлаф. Я так нашел ее недавно в пустынных муромских лесах. Ей с поклоном старик отвечае..

1 о 2 е 3 о 4 а 5 е 6 о 7о 8 е 9 и 10 о 11 е 12 о.

Наступила осень. С деревьев опадает листва. Часто идут дожди. На улице похолодало.

В тексте 4 предложения ; ).

Родственные слова : каменный - камня (корень КАМЕН - КАМН→ беглый гласный Е)земляной - земли (корень ЗЕМЛ)солнечный - солнце (корень СОЛНЦ - СОЛНЕЧ)Происхождение : камень + суффикс Н → КАМЕННЫЙ (суффиксальный)земля + суффикс ЯН → земляной (суффиксаль..

"Курочка Ряба" помоему.

Название сказки - "курочка Ряба".

Олово, серебро, резина, интересно, зелень, железная дорога, острый ум, алмаз.

С распушенными, болтающимися ушами. Бросают скомканную обертку от мороженого.

Русский язык. Программа А.В. Поляковой

1. Выпиши из текста слова, в которых все согласные звуки произносятся твердо.
2. Из второго предложения выпиши слова с мягкими согласными. Подчеркни буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

На выявление умения делить слова на слоги

Работа 2

матушка, Илья, большой, уголок, Мария, ёжик

Порядок работы

Слова записываются на доске.

Грамматические задания

1. Спиши слова, разделяя их чертой на слоги.
2. Подчеркни слова, которые нельзя разделить для переноса на другую строчку.

На правописание большой буквы в именах собственных, сочетаний шипящих с гласными

Работа 3 (орфографический диктант)

Жил у тёти Даши кот Шика. Он был пушистый. Шика часто ходил в чулан. Там были мыши. Кот ложился в тёмном углу и сторожил добычу.

Порядок работы

Учитель читает предложения по орфоэпическим нормам, затем диктует слова каждого предложения орфографически по одному слову с паузами между ними. После записи всех предложений учитель медленно читает их еще раз орфографически для проверки детьми написанного.

Грамматические задания

1. Подчеркни в именах собственных буквы, которые обозначают твердые согласные звуки.
2. В первом предложении обведи кружочком буквы, которые обозначают мягкие шипящие согласные звуки.
3. Поставь ударения в словах третьего предложения.

На выявление умения разбить непунктированный текст на предложения

Работа 4

У Алёнки жил пёс Рыжик он дружил с котом Васькой рыжик караулил дом и спал в конуре васька ловил мышей и спал на печке ели они из одной чашки.

Порядок работы

Непунктированный текст записывается на доске. Текст читает учитель, делая остановку после каждого предложения. После этого ученики самостоятельно читают текст еще раз, наблюдая начало и конец предложений.

Грамматические задания

1. Спиши текст, расставь точки.
2. В последнем предложении подчеркни слово, в котором звуков больше, чем букв.
3. Подчеркни все знакомые орфограммы.

Схема анализа контрольных работ

Не выписали слова с твердыми согласными звуками
Не выписали слова с мягкими согласными звуками
Не подчеркнули буквы, обозначающие мягкость согласных

Не разделили слова на слоги
Не подчеркнули слова, которые нельзя перенести

Работа 3 (орфографический диктант)

В именах собственных подчеркнули не все буквы, обозначающие твердые согласные звуки
Выделили не все буквы мягких шипящих звуков в первом предложении
Неверно проставили знак ударения

2 класс

На выявление умения составлять словосочетание и определять части речи

Работа 1

Платье (какое?) .
Лошадь (какая?) .
Мороз (какой?) .
Деревья (какие?) .

Порядок работы

На доске заранее написаны материал и инструкция: «Прочитай. Добавь подходящие по смыслу слова и запиши словосочетания».

Грамматические задания

1. Подчеркни имена прилагательные волнистой линией.
2. Подчеркни знакомые орфограммы в именах существительных.
3. От существительного мужского рода образуй однокоренные слова разных частей речи.
4. Раздели слово платье для переноса

На выявление умения находить части речи

Работа 2 (диктант)

Пришла весна. Пробегает слабый ветерок. Весеннее солнце сгоняет снег. По оврагам журчат ручьи. Оживает каждый кустик и травинка. На деревьях набухли почки. На голых ветках орешника показались цветы. Они похожи на серые колючки на гибких прутьях.

Порядок работы

Учитель сначала читает весь текст по орфоэпическим нормам, затем диктует его по предложениям. Орфографически диктуются слова с выделенными орфограммами. Учитель обращает внимание на знаки препинания.
После самостоятельной проверки ученики еще раз проверяют текст диктанта, который орфографически медленно читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета. Правильные исправления за ошибку не считаются.

Грамматические задания

1. Подчеркни во втором и четвертом предложениях подлежащее и сказуемое. Надпиши над ними названия частей речи, укажи число.
2. Над словами седьмого предложения надпиши части речи.
3. У глаголов в третьем и шестом предложении определи время и число.
4*. Подчеркни в тексте слова, которыми автор показывает, на что похожи цветы орешника.

Работа 3 (cписывание текста)

Текст записан на доске или на индивидуальных карточках. Учитель читает весь текст.

Разные бывают птичьи домики. У воробья гнездо маленькое, сложено из соломинок и прутьев. Самое большое гнездо у орла. Орёл делает его из толстых прутьев и выстилает пухом. У пеночки самый красивый домик. Вьёт она его на берёзе. Жильё у неё тёплое, из перьев и пуха.

Грамматические задания

1. Из второго предложения выпиши существительное и связанное с ним прилагательное, укажи их род и число.
2. В четвёртом предложении найди глаголы и подчеркни их двумя чертами.
3. К слову берёза подбери и запиши 2–3 однокоренных слова.
4. Выдели орфограммы в слове жильё.

Схема анализа контрольных работ

Не подчеркнули прилагательные
Подчеркнули не все орфограммы в именах существительных
От существительного не образовали однокоренное прилагательное
От существительного не образовали однокоренной глагол
Не разделили слово для переноса

Работа 2 (диктант)

Не подчеркнули главные члены предложения
Не надписали части речи
Не указали число
Не определили время и число глаголов
Не подчеркнули сравнение

Работа 3 (списывание текста)

Ошибки, допущенные в диктантах

3 класс

На выявление умения разобрать предложение по членам предложения и по частям речи

Работа 1

Зелёный луг блестит под лучами яркого солнца.

Порядок работы

Предложение записывается на доске.

Грамматические задания

1. Запиши предложение, разбери его по членам предложения и укажи части речи.
2. Найди в предложении словосочетания и запиши их в столбик: сначала группу подлежащего, затем группу сказуемого.
3. Выполни грамматический разбор слов в предложении. Надпиши, где нужно, род, число, склонение, падеж, время.

Примечание. По усмотрению учителя возможен другой вариант предложения.

На узнавание предложений с однородными членами

Работа 2

Ты был ранним утром на лугу? Взошло солнце. Луг заблестел. По всей окрестности разливаются запахи цветов и трав. Вот вьётся цепкий душистый горошек. Сладким медком пахнет розовый клевер. Белеют крупные ромашки с золотой серединой. Ползают по былинкам муравьи, жучки, божьи коровки.
Порхают над цветами лёгкие бабочки, стрекозы. Наш пёс Барс бегает за ними. Над лугом льются звонкие голоса птиц. Я люблю с друзьями бегать по лугу.

Порядок работы

Дети списывают текст с доски.

Грамматические задания

1. Подчеркни предложения с однородными членами.
2. В шестом предложении надпиши падежи существительных.
3. Из седьмого предложения выпиши слова с проверяемыми безударными гласными, подбери к ним проверочные.

На определение склонения имен существительных и разбор слова по составу

Работа 3

Утренняя заря румянит местность. Звезды одна за другой гаснут на небосклоне. Подул свежий ветерок. Крупные капли росы на траве засветились всеми цветами радуги.
По полю по узкой дорожке идет группа детей с учительницей. Это ребята из села Дубки. Они спешат на поезд в город. Там дети пойдут в цирк.
Поездку в цирк ребята ждали давно. Об отъезде Вера Ивановна объявила за два дня. Это было радостное известие.

Порядок работы

Текст записывается на доске заранее. Первый раз текст читает учитель. Затем ученики читают текст еще раз самостоятельно. После самостоятельного прочтения ученики переходят к выполнению письменной части задания.

Грамматические задания

1. Прочитай. Выпиши имена существительные, употребленные в тексте в единственном числе по склонениям, поставь их в начальную форму.
2. Разбери по составу слова ветерок, дорожке, поезд, небосклоне, отъезде.
3. Подчеркни известные орфограммы в корне слов: засветились, спешат, объявила, радостное.

Работа 4 (диктант)

Ранним утром проснулось солнышко, оглядело местность. Потянулись его лучи к полянке. Один луч подкрался к берёзке. Другой луч сел на верхушку ели. Очнулась она от сна.
Подкрались лучи и к речке. Засверкала, заискрилась вода и погнала лёгкий туман по глади прочь. Лучики перелетали от дорожки к дорожке, от тропинки к тропинке. Раскрылись одуванчики. Лучи разбудили всех. Настал тёплый солнечный день.
Летнее солнце плывёт над лесами, над полями, над пыльной дорогой.

Порядок работы

Учитель сначала читает весь текст по орфоэпическим нормам, затем диктует его по предложениям. Орфографически диктуются слова с выделенными орфограммами. Учитель обращает внимание на знаки препинания.
После самостоятельной проверки ученики еще раз проверяют текст диктанта, который орфографически медленно читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета. За исправление ошибок оценка не снижается.

Грамматические задания

1. Подчеркни орфограммы в корнях слов: от тропинки, оглядело, местность, лёгкий, солнце.
2. В восьмом предложении укажи падежи имен существительных. Обозначь окончания.

Схема анализа контрольных работ

Подчеркнули не все члены предложения
Надписали не все части речи
Грамматический разбор слов:

Подчеркнули не все предложения с однородными членами
Не надписали падеж существительных
Выписали не все слова с безударными гласными
Не подобрали проверочные слова

Выписали не все существительные 1-го склонения
Выписали не все существительные 2-го склонения
Не выписали существительное 3-го склонения
Выделили не все орфограммы в корнях слов: засветились, спешат, объявила, радостное.
Неверно разобрали по составу слова: ветерок, дорожке, поезд, небосклоне, отъезде.

Работа 4 (диктант)

Ошибки, допущенные в диктанте

4 класс

На различение простых предложений и предложений с однородными членами; на выявление навыков правописания окончаний прилагательных

Работа 1

Я люблю птиц. Грустно было бы жить без них на зелёной планете. Веселит глаз их дивное оперение. Радует слух их чудесное пение. Нравится наблюдать за их лёгким полётом. Много видов птиц живёт в России.
Быстро кружат в чистом воздухе ласточки. На быстром лету они пьют воду, ловят мошек. Удивляет гнездо этой птицы. Она ловко лепит его из земли и глины.
В развилке веточки заметишь гнездо иволги. Оно сделано из травки, гибких стебельков, берёзовой кожуры. Смотришь на пернатых друзей и радуешься.

(По К. Паустовскому)

Порядок работы

Текст можно записать на доске с пропуском букв на месте орфограмм в окончаниях прилагательных или продиктовать его (вариант предъявления выбирает учитель).
Ученики записывают текст.
При диктанте учитель сначала читает весь текст по орфоэпическим нормам, затем диктует его по предложениям, обращая внимание на знаки препинания. Орфографически диктуются слова с выделенными орфограммами.
Уточнить значение слова развилка.

Грамматические задания

1. Над первым словом каждого предложения во втором и третьем абзацах напиши, какое это предложение: пр. (простое), с одн. (с однородными членами).
2. Выдели окончания прилагательных и укажи падежи.
3. Разбери по составу слова: удивляет, берёзовой.

На выявление навыков правописания окончаний прилагательных, правописания глаголов 3-го лица и неопределенной формы перед -ся

Работа 2 (списывание с заданием)

Горячее солнце как-то сразу вошло в силу. На востоке оно выплывает огненным заревом. От него безбрежный степной простор словно покрывается тонкой золотой пылью. Все вокруг стало меняться не по дням, а по часам. Быстро стал одеваться сад свежей, мягкой зеленью. А степь весело пестреет цветами. Пунцовыми пятнами ярко горит дикая гвоздика. Скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка. Все блещет, и нежится, и радостно тянется к солнцу. В густой буйной траве по утрам дрожат и переливаются, как бриллианты, крупные капли росы.

(По А. Куприну)

Порядок работы

Текст записывается на доске с пропуском букв на месте окончаний прилагательных (горяч. ) и в глаголах перед -ся (нежи. ся).
Учитель читает полный текст. После этого ученики записывают текст, вставляя пропущенные буквы.
В тексте выделены места пропуска букв.

Грамматические задания

1. Выдели окончания прилагательных и укажи падежи.
2. Седьмое предложение разбери по членам предложения и частям речи.
3. В последнем предложении подчеркни образное сравнение.

На узнавание спряжения глаголов

Работа 3

1. В лес не съезд…шь, так и на печи замёрзн…шь.
2. Кто дружбу вод…т, тот счастье наход…т.
3. Слово скаж..шь – как узлом завяж..шь.
4. Без рук рису..т, без зубов куса..т.
5. Крепкую дружбу и топором не разруб…шь.
6. Как называются цветы, когда в руках их держ…шь ты?
7. Никто не пуга…т, а всё дрожит.
8. Скромность украша…т человека.
9. Муравей невелик, а горы копа..т.

Порядок работы

Пословицы и загадки записываются на доске. Написанное читает учитель.

Грамматические задания

1. Выпиши глаголы в две группы по спряжениям.
2. Подчеркни глаголы-исключения
3. Напиши неопределенную форму глаголов замёрзн..шь, дрожит, копа…т.

Работа 4 (диктант)

Сколько прекрасных мастеров поёт в берёзовой роще, в широком поле! На все лады звенят жаворонки, дрозды, соловьи.
В весеннем лесу ты услышишь певчего дрозда. Ясным голосом выводит он гимн весне. Русский лес наполняет его звонкая трель.
Жаворонок — ранний певец. Только заиграет на горизонте луч летнего солнца, в ясной лазури уже звучит радостная песня.
Лучший певец русского леса — соловей. Он запевает поздним вечером. Всю ночь не умолкает чудесная трель. Сидишь и слушаешь самый красивый голос.

Порядок работы

Учитель сначала читает весь текст по орфоэпическим нормам, затем диктует его по предложениям, обращая внимание на знаки препинания. Орфографически диктуются слова с выделенными орфограммами.

Грамматические задания

1. Третье предложение разбери по членам предложения и частям речи.
2. Над глаголом наполняет надпиши время и спряжение.
3. Разбери по составу слова заиграет, чудесная.

Схема анализа контрольных работ

Не выделили предложения с однородными членами
Указали не все падежи прилагательных
Не разобрали по составу слова удивляет, берёзовой

Указали не все падежи прилагательных
Неправильно подчеркнули члены предложения
Неверно указали части речи

Выписали не все глаголы I спряжения
Выписали не все глаголы II спряжения
Не подчеркнули глаголы-исключения
Не написали неопределённую форму глаголов

Работа 4 (диктант)

Ошибки, допущенные в диктантах

* Здесь и далее звездочкой отмечены диагностирующие задания. Оценивая контрольную работу в целом, результат их выполнения не фиксируется отметкой.

Контрольные диктанты по русскому языку для 3 класса
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Мамедова Лейла Ализада кызы

Цель работы: проверить навык правописания слов на диапазоне изученных правил и элементарные знания по русскому языку. Текст диктанта включает все изученные во 2 классе орфограммы: гласные после шипящих, раздельное написание предлогов со словами, звонкие и глухие согласные на конце и в корне слова, безударные гласные, непроизносимые согласные, разделительный ь, большая буква в собственных именах.

Объём текста: 40 – 45 слов.

Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

  1. Составь предложение из слов, подчеркни главные члены предложения. Выпиши словосочетания с вопросами.

I вариант II вариант

Листья, падают, берёз, с, золотые ногами, шуршит, трава, сухая, под

2. Разбери слова по составу.

I вариант II вариант

  1. Выполни звуко-буквенный разбор слов.

I вариант II вариант

Пеньки, ежи Деньки, ерши

Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья сладких ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу.

Слова для справок: с брос и ли , рябч и к.

  1. Обозначьте части речи в предложении. Выделите основу предложения.

1 вариант – 5 предложение (Они клевали гроздья сладких ягод)

2 вариант – 8 предложение (Рябчики пролетели в лесную чащу)

  1. Выпишите словосочетание (прил. + сущ.) из предложения

1 вариант – из второго предложения

2 вариант – из пятого предложения

  1. *. Запишите омонимы (3 слова)

Контрольный диктант по теме: « Слово и слог. Состав слова»

В ноябре похолодало. Стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья. С берёз и осин листва давно опала. Земля покрыта ковром из листьев. Только на дубах желтеют сухие листья. Тишина в лесу. Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу речки сидела птичка. Это запела синичка.

  1. Выписать 3 глагола с приставками, выделить их.

1 вариант – из первой части текста

2 вариант – из второй части текста

  1. Записать 3 однокоренных слова, обозначить части речи, выделить корень.

1 вариант – корм

2 вариант – свист

Контрольный диктант для 3-го класса

Цель работы: проверить, насколько прочно сформирован навык правописания слов с разделительным мягким знаком, удвоенными согласными, звонкими и глухими согласными в корне слова, безударными гласными.

Объем диктанта: 44-50 слов.

Октябрь. На дворе стоит глубокая осень. Скучная картина! Льют частые дожди. Осенний ветер срывает последние листья с деревьев. Тропинки в лесу укрыл ковёр из пёстрых листьев. Ласточки, соловьи улетели на юг. Сороки, вороны летят к жилью людей. Звери спрятались в тепло. Скоро утренний мороз затянет льдом лужи. (48 слов)

1.Выполните синтаксический разбор предложения. Выпишите словосочетания.

На опушке леса растут рыжие лисички.
II вариант

Осенью деревья надели яркий наряд.

2. Подберите однокоренные слова с данными корнями.

3. Разберите слова по составу.

Осенний, пробежка, журавлёнок,

бабушка, девочка.
Лимонный, походка, тюленёнок,

Контрольный диктант по теме: « Правописание безударных гласных в корне слов»

Идёт мелкий снежок. Пушистые хлопья снега легли на землю и деревья. На поляне стояла молоденькая стройная ёлочка. Ребята р е шили украсить её. Они повес и ли на лесную красавицу ягоды р я бины. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку положили к о чан капусты. Утр о м над ёлкой кружил а сь стайка птиц. Вечер о м прибежали два зайца. Они угощал и сь вкусным ужин о м.

  1. Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне, которая проверяется ударением, указать проверочное слово.
  2. Записать и разобрать по составу слова

1 вариант Кормушка, прилёт, подводники

2 вариант Сахарница, заход, заморозки

  1. *К данным словам подобрать и записать антонимы с приставками, приставку выделить.

1 вариант Продавать -…. выходить -……

2 вариант Помолчать …., приехать- ….

Контрольный диктант для 3-го класса

Цель работы – проверить умение применять правила правописания слов со звонкими и глухими согласными, безударными гласными в практике письма: умение обнаруживать орфограммы, проверять их написание изменением формы слова, подбором однокоренных слов.

Объем работы: 50-55 слов.

Чудесен русский лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов.

Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостиком. Полетела легкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.

(По И. Соколову-Микитову)

1. Выполните синтаксический разбор предложения. Выпишите словосочетания.

Голодные синички прилетели к кормушке.

Серенькая белочка спряталась в дупле.

2. Разбери слова по составу.

I вариант II вариант

3. Запиши слова в 3 столбика.

Кр…чать, б…реза, сла…кий, ло…кий, сн…жинка, с…бака, т…желый, п…льто, ска…ка.

Стоит чудесный зимн и й день. Пад а ет лёгкий пушистый снег. Деревья о деты в бел ые шубки. Спит пруд под лед я ной корк о й. На земле лежит толстый снежный п о кро в . Ребята выбеж а ли на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки с делали ему из светлых льдинок , рот и нос из морковки, а брови из уг о льков. Радостн о и весело всем!

  1. Выписать из текста по 1 слову с безударной гласной в корне, с парным согласным в корне, с непроизносимой согласной в корне, которые проверяются ударением, указать проверочное слово.
  2. Записать и разобрать по составу слова

1 вариант Берёзка, подорожник, капуста.

2 вариант Ягодка, подберёзовик, помидоры.

  1. Образуй однокоренные слова от данных слов с помощью приставок. Выдели приставки.

1 вариант Лететь, …

2 вариант Ходить, …

Контрольный диктант по теме: «Собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

Мы стали жить на берегу Волги. Зимой река замёрзла. Рыбаки собрались на лёд ловить рыбу. Рыбак Андрей взял с собой сынишку Ваню. Дал е ко выехали рыбаки. С делали во льду ямки и спустили в воду сети. Светило солнце. Всем было весело. Ваня был очень рад. Он помогал выпутывать из сетей рыбу. Рыбы наловил о сь много.

  1. Укажите части речи …

1 вариант – в первом предложении

2 вариант – в десятом предложении

  1. Подчеркните в тексте собственные имена существительные
  2. * Запишите одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, по 2 слова.

Контрольный диктант по теме: « Имя существительное»

Владимир жил в тайге. Сторожка стояла на берегу реки Краснуха. Кругом тишь. За много лет Вова изучил эту местность. Он хорошо знал всех обитателей . У берегов тих о шуршал камыш. В е г о зарослях каждую весну стро и ли свои гнёзда утки. Вот появились и первые утята. Ран о утром мать выводила их на берег. Малыши щипали нежную травку. Мать была довольна.

  1. Подчеркни грамматическую основу

1 вариант – 6 предложения ( У берегов тихо шуршал камыш)

2 вариант – 9 предложения ( Рано утром мать выводила их на берег)

  1. Определи падеж и род у имён существительных

1 вариант – первого предложения ( Владимир жил в тайге)

2 вариант – десятого предложения ( Малыши щипали нежную травку)

  1. 1 вариант. Запиши 3 имени существительных, употребляемых только в единственном числе
    2 вариант. Запиши 3 имени существительных, употребляемых только во множественном числе

Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное»

Раннее утро. Небо серое. Голые сучья деревьев мокли от снега и дождя. Но вот с реки потянул лёгкий ветерок. На тёмном небе показались пр о светы, и выплыл о яркое солнце. Вся природа ожила и засверкала. Струйки тёплого пара шли от серых бугров и старых пней. С каждым часом пр о талины становились шир е и длиннее . Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще. В воздухе зазвенели их голоса.

  1. Подчеркните имена прилагательные, выделите окончание

1 вариант – в первой части текста

2 вариант – во второй части текста

  1. Определите падеж и род у имён прилагательных…

1 вариант – пятого предложения (На тёмном небе показались просветы, и выплыло яркое солнце)

2 вариант – девятого предложения (Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще)

  1. * К данным прилагательным в словосочетаниях подберите прилагательные – антонимы, запишите новые словосочетания

1 вариант Лёгкая задача -…. широкое шоссе – …

2 вариант Сладкое яблоко – …., тяжёлый портфель -…

Контрольный диктант по русскому языку

для 3-го класса за III четверть

Цель работы - проверить умения писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми и непроверяемыми ударением, звонкие и глухие, непроизносимые согласные в корне слова; проверять гласные и согласные в корне; обозначать гласные и согласные в приставках; писать ъ разделительный в наиболее употребляемых словах; правильно писать существительные мужского и женского рода с шипящими на конце.

Объем диктанта: 55-65 слов.

Тропинка привела нас в лесную глушь. На изумрудных полянках играет солнечный луч. От цветов рябит в глазах. На листочках дрожат капельки росы. Весело поют зяблики. Радостная песня соловья наполняет все вокруг.

Интересно поглядеть на зверей. На дорожку выбежал зайчишка. Малыш еще не знает страха. Около норы играют лисята. Повадки лисят известны. Обнялись, повалились на траву и катают друг друга. Мать-лисица сторожит детенышей.

1. Синтаксический разбор предложения.

Побежали по тропинкам хлопотливые муравьи.

Надулись на деревьях пахучие почки.

2. Выбери из группы слов синонимы и запиши их

Голубой, лазурный, бирюзовый, янтарный, небесный

Желтый, лилейный, золотой, янтарный, лимонный.

3. Разберите слова по составу.

Контрольный диктант по теме«Местоимение. Глагол»

Наступила весна. Синее небо. Апрельское солнце. Немножк о тепла и очень много света. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие зелёные листочки. Проснулась пчёлка. Она разбудила своих подруг. Пчёлки вылет е ли из улья. Вот под кустиком они увид е ли синий цветочек. Эт о была синяя ф и алка. Она открыла свою чаш е чку. Там был сладкий сок. Пчёлки напились вкусного сока и весело полетели домой. Здравствуй , весна!

  1. Подчеркните грамматическую основу, указав части речи

1 вариант – 8 предложения (Она разбудила своих подруг)

2 вариант – 12 предложения (Она открыла свою чашечку)

  1. Выпишите глаголы, употреблённые …

1 вариант – в единственном числе (6)

2 вариант – во множественном числе (6)

  1. Подберите глаголы синонимы, употреблённые в неопределённой форме

1 вариант. Рассказывать-…, смотреть-…

2 вариант. Трудиться – …, видеть -…

Контрольный диктант по теме: «Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи»

Встреча с гадюкой

Узкая тропинка привела нас в лесную глушь. Редк о сюда пр о никал солнечный луч. Громадные ели и сосны стояли угрюм о . Они опустили могучие ветки. Вдруг старый пень заш е велился. Там была нора гадюки. Мы вышли на лесную поляну. Радостные песни птиц встретили нас. Жу жж али мохнатые шмели. Появился лесник. Он успокоил нас. Подъехала машина, и мы отправ и л и сь домой. Шипение г а дюки звучало в ушах. Г а дюки о пасны.

  1. Подчеркните грамматическую основу. Определите части речи.

1 вариант – в 4 предложении (Они опустили могучие ветки)

  1. Выпишите имена существительные в именительном падеже, определите род

1 вариант – из первой части текста

2 вариант – из второй части текста

  1. *К выделенным словам в словосочетаниях подберите слова – антонимы, запишите новые словосочетания.

1 вариант. Высокий дом – ….. дом, громко смеяться – громко …

2 вариант. Широкая лента – …… лента, долго говорить – долго ……

Итоговый контрольный диктант для 3 класса

Цель работы – проверить умение правильно писать слова с безударными гласными в корне в более трудных случаях (слова с приставками, слова с затененными корнями); с согласными в корне (звонкими-глухими,удвоенными и непроизносимыми); слова с непроверяемыми написаниями; гласные и согласные в приставках;существительные мужского и женского рода с шипящими на конце, безударные падежные окончания имён существительных;не с глаголами; родовые окончания имён прилагательных; проверить, как учащиеся могут использовать на практике теоретические сведения об однородных членах предложения.

Объем текста – 65-75 слов.

Сколько прекрасных мастеров поёт в берёзовой роще, в широком поле! На все лады звенят жаворонки, дрозды, соловьи.

В весеннем лесу можно услышать певчего дрозда. Ясным голосом выводит он гимн весне. Русский лес наполняет его звонкая трель.

Жаворонок – ранний певец. Только заиграл на горизонте луч солнца, в ясной лазури уже звучит радостная песня. Самого певца не видно в небесной вышине.

Лучший певец русского леса – соловей. Он запевает поздним вечером. Всю ночь не умолкают чудесные звуки.

Контрольные диктанты по русскому языку для 3 класса
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Мамедова Лейла Ализада кызы

Цель работы: проверить навык правописания слов на диапазоне изученных правил и элементарные знания по русскому языку. Текст диктанта включает все изученные во 2 классе орфограммы: гласные после шипящих, раздельное написание предлогов со словами, звонкие и глухие согласные на конце и в корне слова, безударные гласные, непроизносимые согласные, разделительный ь, большая буква в собственных именах.

Объём текста: 40 – 45 слов.

Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

  1. Составь предложение из слов, подчеркни главные члены предложения. Выпиши словосочетания с вопросами.

I вариант II вариант

Листья, падают, берёз, с, золотые ногами, шуршит, трава, сухая, под

2. Разбери слова по составу.

I вариант II вариант

  1. Выполни звуко-буквенный разбор слов.

I вариант II вариант

Пеньки, ежи Деньки, ерши

Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья сладких ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу.

Слова для справок: с брос и ли , рябч и к.

  1. Обозначьте части речи в предложении. Выделите основу предложения.

1 вариант – 5 предложение (Они клевали гроздья сладких ягод)

2 вариант – 8 предложение (Рябчики пролетели в лесную чащу)

  1. Выпишите словосочетание (прил. + сущ.) из предложения

1 вариант – из второго предложения

2 вариант – из пятого предложения

  1. *. Запишите омонимы (3 слова)

Контрольный диктант по теме: « Слово и слог. Состав слова»

В ноябре похолодало. Стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья. С берёз и осин листва давно опала. Земля покрыта ковром из листьев. Только на дубах желтеют сухие листья. Тишина в лесу. Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу речки сидела птичка. Это запела синичка.

  1. Выписать 3 глагола с приставками, выделить их.

1 вариант – из первой части текста

2 вариант – из второй части текста

  1. Записать 3 однокоренных слова, обозначить части речи, выделить корень.

1 вариант – корм

2 вариант – свист

Контрольный диктант для 3-го класса

Цель работы: проверить, насколько прочно сформирован навык правописания слов с разделительным мягким знаком, удвоенными согласными, звонкими и глухими согласными в корне слова, безударными гласными.

Объем диктанта: 44-50 слов.

Октябрь. На дворе стоит глубокая осень. Скучная картина! Льют частые дожди. Осенний ветер срывает последние листья с деревьев. Тропинки в лесу укрыл ковёр из пёстрых листьев. Ласточки, соловьи улетели на юг. Сороки, вороны летят к жилью людей. Звери спрятались в тепло. Скоро утренний мороз затянет льдом лужи. (48 слов)

1.Выполните синтаксический разбор предложения. Выпишите словосочетания.

На опушке леса растут рыжие лисички.
II вариант

Осенью деревья надели яркий наряд.

2. Подберите однокоренные слова с данными корнями.

3. Разберите слова по составу.

Осенний, пробежка, журавлёнок,

бабушка, девочка.
Лимонный, походка, тюленёнок,

Контрольный диктант по теме: « Правописание безударных гласных в корне слов»

Идёт мелкий снежок. Пушистые хлопья снега легли на землю и деревья. На поляне стояла молоденькая стройная ёлочка. Ребята р е шили украсить её. Они повес и ли на лесную красавицу ягоды р я бины. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку положили к о чан капусты. Утр о м над ёлкой кружил а сь стайка птиц. Вечер о м прибежали два зайца. Они угощал и сь вкусным ужин о м.

  1. Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне, которая проверяется ударением, указать проверочное слово.
  2. Записать и разобрать по составу слова

1 вариант Кормушка, прилёт, подводники

2 вариант Сахарница, заход, заморозки

  1. *К данным словам подобрать и записать антонимы с приставками, приставку выделить.

1 вариант Продавать -…. выходить -……

2 вариант Помолчать …., приехать- ….

Контрольный диктант для 3-го класса

Цель работы – проверить умение применять правила правописания слов со звонкими и глухими согласными, безударными гласными в практике письма: умение обнаруживать орфограммы, проверять их написание изменением формы слова, подбором однокоренных слов.

Объем работы: 50-55 слов.

Чудесен русский лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов.

Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостиком. Полетела легкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.

(По И. Соколову-Микитову)

1. Выполните синтаксический разбор предложения. Выпишите словосочетания.

Голодные синички прилетели к кормушке.

Серенькая белочка спряталась в дупле.

2. Разбери слова по составу.

I вариант II вариант

3. Запиши слова в 3 столбика.

Кр…чать, б…реза, сла…кий, ло…кий, сн…жинка, с…бака, т…желый, п…льто, ска…ка.

Стоит чудесный зимн и й день. Пад а ет лёгкий пушистый снег. Деревья о деты в бел ые шубки. Спит пруд под лед я ной корк о й. На земле лежит толстый снежный п о кро в . Ребята выбеж а ли на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки с делали ему из светлых льдинок , рот и нос из морковки, а брови из уг о льков. Радостн о и весело всем!

  1. Выписать из текста по 1 слову с безударной гласной в корне, с парным согласным в корне, с непроизносимой согласной в корне, которые проверяются ударением, указать проверочное слово.
  2. Записать и разобрать по составу слова

1 вариант Берёзка, подорожник, капуста.

2 вариант Ягодка, подберёзовик, помидоры.

  1. Образуй однокоренные слова от данных слов с помощью приставок. Выдели приставки.

1 вариант Лететь, …

2 вариант Ходить, …

Контрольный диктант по теме: «Собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

Мы стали жить на берегу Волги. Зимой река замёрзла. Рыбаки собрались на лёд ловить рыбу. Рыбак Андрей взял с собой сынишку Ваню. Дал е ко выехали рыбаки. С делали во льду ямки и спустили в воду сети. Светило солнце. Всем было весело. Ваня был очень рад. Он помогал выпутывать из сетей рыбу. Рыбы наловил о сь много.

  1. Укажите части речи …

1 вариант – в первом предложении

2 вариант – в десятом предложении

  1. Подчеркните в тексте собственные имена существительные
  2. * Запишите одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, по 2 слова.

Контрольный диктант по теме: « Имя существительное»

Владимир жил в тайге. Сторожка стояла на берегу реки Краснуха. Кругом тишь. За много лет Вова изучил эту местность. Он хорошо знал всех обитателей . У берегов тих о шуршал камыш. В е г о зарослях каждую весну стро и ли свои гнёзда утки. Вот появились и первые утята. Ран о утром мать выводила их на берег. Малыши щипали нежную травку. Мать была довольна.

  1. Подчеркни грамматическую основу

1 вариант – 6 предложения ( У берегов тихо шуршал камыш)

2 вариант – 9 предложения ( Рано утром мать выводила их на берег)

  1. Определи падеж и род у имён существительных

1 вариант – первого предложения ( Владимир жил в тайге)

2 вариант – десятого предложения ( Малыши щипали нежную травку)

  1. 1 вариант. Запиши 3 имени существительных, употребляемых только в единственном числе
    2 вариант. Запиши 3 имени существительных, употребляемых только во множественном числе

Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное»

Раннее утро. Небо серое. Голые сучья деревьев мокли от снега и дождя. Но вот с реки потянул лёгкий ветерок. На тёмном небе показались пр о светы, и выплыл о яркое солнце. Вся природа ожила и засверкала. Струйки тёплого пара шли от серых бугров и старых пней. С каждым часом пр о талины становились шир е и длиннее . Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще. В воздухе зазвенели их голоса.

  1. Подчеркните имена прилагательные, выделите окончание

1 вариант – в первой части текста

2 вариант – во второй части текста

  1. Определите падеж и род у имён прилагательных…

1 вариант – пятого предложения (На тёмном небе показались просветы, и выплыло яркое солнце)

2 вариант – девятого предложения (Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще)

  1. * К данным прилагательным в словосочетаниях подберите прилагательные – антонимы, запишите новые словосочетания

1 вариант Лёгкая задача -…. широкое шоссе – …

2 вариант Сладкое яблоко – …., тяжёлый портфель -…

Контрольный диктант по русскому языку

для 3-го класса за III четверть

Цель работы - проверить умения писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми и непроверяемыми ударением, звонкие и глухие, непроизносимые согласные в корне слова; проверять гласные и согласные в корне; обозначать гласные и согласные в приставках; писать ъ разделительный в наиболее употребляемых словах; правильно писать существительные мужского и женского рода с шипящими на конце.

Объем диктанта: 55-65 слов.

Тропинка привела нас в лесную глушь. На изумрудных полянках играет солнечный луч. От цветов рябит в глазах. На листочках дрожат капельки росы. Весело поют зяблики. Радостная песня соловья наполняет все вокруг.

Интересно поглядеть на зверей. На дорожку выбежал зайчишка. Малыш еще не знает страха. Около норы играют лисята. Повадки лисят известны. Обнялись, повалились на траву и катают друг друга. Мать-лисица сторожит детенышей.

1. Синтаксический разбор предложения.

Побежали по тропинкам хлопотливые муравьи.

Надулись на деревьях пахучие почки.

2. Выбери из группы слов синонимы и запиши их

Голубой, лазурный, бирюзовый, янтарный, небесный

Желтый, лилейный, золотой, янтарный, лимонный.

3. Разберите слова по составу.

Контрольный диктант по теме«Местоимение. Глагол»

Наступила весна. Синее небо. Апрельское солнце. Немножк о тепла и очень много света. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие зелёные листочки. Проснулась пчёлка. Она разбудила своих подруг. Пчёлки вылет е ли из улья. Вот под кустиком они увид е ли синий цветочек. Эт о была синяя ф и алка. Она открыла свою чаш е чку. Там был сладкий сок. Пчёлки напились вкусного сока и весело полетели домой. Здравствуй , весна!

  1. Подчеркните грамматическую основу, указав части речи

1 вариант – 8 предложения (Она разбудила своих подруг)

2 вариант – 12 предложения (Она открыла свою чашечку)

  1. Выпишите глаголы, употреблённые …

1 вариант – в единственном числе (6)

2 вариант – во множественном числе (6)

  1. Подберите глаголы синонимы, употреблённые в неопределённой форме

1 вариант. Рассказывать-…, смотреть-…

2 вариант. Трудиться – …, видеть -…

Контрольный диктант по теме: «Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи»

Встреча с гадюкой

Узкая тропинка привела нас в лесную глушь. Редк о сюда пр о никал солнечный луч. Громадные ели и сосны стояли угрюм о . Они опустили могучие ветки. Вдруг старый пень заш е велился. Там была нора гадюки. Мы вышли на лесную поляну. Радостные песни птиц встретили нас. Жу жж али мохнатые шмели. Появился лесник. Он успокоил нас. Подъехала машина, и мы отправ и л и сь домой. Шипение г а дюки звучало в ушах. Г а дюки о пасны.

  1. Подчеркните грамматическую основу. Определите части речи.

1 вариант – в 4 предложении (Они опустили могучие ветки)

  1. Выпишите имена существительные в именительном падеже, определите род

1 вариант – из первой части текста

2 вариант – из второй части текста

  1. *К выделенным словам в словосочетаниях подберите слова – антонимы, запишите новые словосочетания.

1 вариант. Высокий дом – ….. дом, громко смеяться – громко …

2 вариант. Широкая лента – …… лента, долго говорить – долго ……

Итоговый контрольный диктант для 3 класса

Цель работы – проверить умение правильно писать слова с безударными гласными в корне в более трудных случаях (слова с приставками, слова с затененными корнями); с согласными в корне (звонкими-глухими,удвоенными и непроизносимыми); слова с непроверяемыми написаниями; гласные и согласные в приставках;существительные мужского и женского рода с шипящими на конце, безударные падежные окончания имён существительных;не с глаголами; родовые окончания имён прилагательных; проверить, как учащиеся могут использовать на практике теоретические сведения об однородных членах предложения.

Объем текста – 65-75 слов.

Сколько прекрасных мастеров поёт в берёзовой роще, в широком поле! На все лады звенят жаворонки, дрозды, соловьи.

В весеннем лесу можно услышать певчего дрозда. Ясным голосом выводит он гимн весне. Русский лес наполняет его звонкая трель.

Жаворонок – ранний певец. Только заиграл на горизонте луч солнца, в ясной лазури уже звучит радостная песня. Самого певца не видно в небесной вышине.

Лучший певец русского леса – соловей. Он запевает поздним вечером. Всю ночь не умолкают чудесные звуки.

Читайте также: