На заводе шкода выпускали танки

Обновлено: 06.07.2024

На заводе шкода выпускали танки

16 Май 2013 г. | Статьи и обзоры | Евгений Зеньков | Обсудить

Чешская компания Škoda не всегда производила легковые автомобили, в первой половине 20-го века она активно выпускала танки, пушки, фугасы, снаряды, самолеты и стрелковое оружие.

В 1890 г. Škoda открыла фабрику по производству оружия. Производство оружия значительно возросло в последующие годы, но основной деятельностью не было исключительно производство оружия – фабрика также стала известной как производитель паровых машин, оборудования для сахарных, пивоваренных, кирпичных и металлургических заводов и шахт.

В 1915 году Škoda совместно с инспектором технической артиллерии Вильгельмом Пухерна разработали 3,7-см пехотную пушку для армии Австро-Венгрии, которой суждено было стать единственным в своем роде узкоспециализированным траншейным артиллерийским орудием.

Во время Первой мировой войны на заводах Škoda производились фугасы для 3,7-см горного орудия Gebirgsgeschütz M.13. Фугасы маркировались литерой «SW».

В декабре 1916 г. Škoda представила модернизированный вариант 3,7-см пехотного орудия — именно он был потом принят на вооружение армии Австро-Венгрии под обозначением «М.16». Пльзенские оружейники представили два варианта станка — колесный и треногу. В общей сложности Škoda заказали четыре 37-мм и четыре 47-мм орудия, которые должны были различаться станком (колесный и тренога) и конструкцией затвора (горизонтальный клиновый и поршневой винтовой с эксцентриком). «Škoda» не смогла выполнить заказ на прототипы в срок, поэтому на испытания орудия были предоставлены только весной 1917 г.

В 1926 году Škoda создала тяжелый бронеавтомобиль, получивший обозначение бронеавтомобиль «образца 1927 года» (заводское обозначение PA-III). До 1929 г. армия получила 15 таких машин, имевших боевую массу 6,64т, экипаж 5 человек и скорость 35км/ч. Вооружена она была двумя пулеметами S7/24 (один в башенке, другой - в лобовом листе корпуса) и пулеметом образца 1926 г. с возможностью стрельбы по самолетам.

броневик Skoda PA II(III)

В 1929 году Škoda представила образец тяжелого пушечного бронеавтомобиля PA-IId массой 11т (экипаж 5 человек, броня 5мм). Он нес 75 мм орудие и пулемет Максим образца 1908 г. На вооружение армии этот бронеавтомобиль не приняли и передали полиции. Перед Второй мировой войной Škoda представлял собой самый крупный на юго-востоке Европы комбинат военной промышленности, охватывающий мощные металлургические заводы, производство пушек, пулеметов, танков, самолетов, грузовиков и специальных машин.

В 1928 году концерн Škoda разработал горную пушку М.28 ( Škoda 75 мм) специально для экспорта в Югославию. Пушка М.28 была создана путём модернизации более старого орудия - Škoda 75 мм Модель 15. Будучи бикалиберным орудием, пушка М.28 могла кроме стандартного ствола калибром в 75 мм использовать также ствол калибром 90 мм. Во время Второй Мировой войны захваченные вермахтом орудия Škoda М.28 получали название 7.5 cm GebK 28 (in Einheitslafette mit 9 cm GebH) или 7.5 cm GebK 285(j).

К 1930 г. на заводах Škoda работало более 36 тысяч человек. Однако первая половина тридцатых годов прошла для Škoda под знаком экономической депрессии, резкого сокращения объёмов производства и персонала. Škoda искала для себя максимально выгодные контракты, чтобы ускорить выход из экономического кризиса.

Малоизвестный факт, но до начала Второй мировой войны Советский Союз и Чехословакия сотрудничали в военно-технической сфере. Заводы Škoda производили артиллерию для крепостей, военных крейсеров, специальную артиллерию для наземных операций, пушечный порох, зенитную артиллерию и другие виды вооружений.

В 1936 году Чехословакию посетила советская военно-техническая делегация, которая ознакомилась с образцами артиллерийского вооружений производимых Škoda. СССР заинтересовали 210-мм пушки и 305-мм гаубицы.

210-мм пушка V-3 на позиции в боевом положении с поднятым стволом:

210-мм пушка V-3

Согласно договору Д/7782 от 6 апреля 1938 г., заключенному Наркомвнешторгом СССР с фирмой Škoda , последняя обязалась изготовить для СССР по одному опытному образцу 210-мм пушки и 305-мм гаубицы с комплектом боеприпасов. Срок сдачи опытных образцов был установлен 1 декабря 1939 г. Кроме опытных образцов должны были быть переданы комплекты рабочих чертежей и другая документация для изготовление этих артсистем. Общая стоимость заказа составила $2,37 млн. (около 68 млн. крон). На поставки опытных образцов орудий и технической документации не повлиял захват Чехословакии немцами. Škoda исправно выполняла все пункты договора с СССР.

В 1935 г. специалисты Генерального штаба министерства национальной обороны Чехословакии побывали на манёврах в Москве, Ленинградском и Киевском военных округах, и были поражены способностями советского бомбардировщика СБ-2. У него была скорость 424 км в час, в то время, как у самого быстрого самолёта Чехословакии - «Авиа» В-534 не превышала 415 км в час. Именно чешские военные добились заключения контракта, по которому Škoda бесплатно передавала Советскому Союзу ряд лицензий на производство вооружений, получив взамен лицензию на производство СБ-2. И после продолжительных переговоров в начале 1937 года было подписано соглашение, согласно которому Škoda передала Советскому Союзу техническую документацию на изготовление пушек С-5 в обмен на лицензию и техническую помощь в производстве в Чехословакии советского бомбардировщика СБ-2 (Авиа В 71).

Военно-техническое сотрудничество Škoda с Советским Союзом продолжалось до конца 1940 года, причём Чехословакия к тому времени уже год, как была оккупирована нацистской Германией. Заводы Škoda к этому времени уже принадлежали Третьему Рейху и работали на него.

В 1931 году чехословацкая армия выдала техническое задание на разработку среднего танка под общим обозначением KUV. Первый прототип среднего танка Škoda Š-III был готов к декабрю 1936 г., второй – к февралю 1937 г. За пять лет с момента объявления технического задания танк успел устареть морально и технически. В процессе ходовых испытаний выявились недостатки в конструкции шасси и постоянный перегрев двигателя. На их устранение времени не оставалось, так как в мае 1939 г. Чехословакия оказалась полностью оккупированной.

Škoda Š-III

Снаряженная масса танка составляла 18800 кг, экипаж состоял их трех человек, вооружение: одна 47-мм пушка Škoda S-III в башне и 7,92-мм пулемет ZB vz.37 в корпусе. Танк оснащался карбюраторным двигателем Škoda с рабочим объёмом 12800 см.куб., мощностью 190 л.с. при 1800 об\мин. Максимальная скорость 27,5 км/ч.

В 1936 году был изготовлен прототип самоходной установки Škoda Š-I-d. Чехословацкая армия большого интереса к этой машине не проявляла, но эта "самоходка" очень заинтересовала Югославию. Вооружение самоходной установки: одна 37-мм пушка Škoda A3 и один легкий пулемет ZB vz.26.

Škoda Š-I-d

Для экспортных поставок Š-I-d модифицировали, поставив более мощный двигатель (60 л.с. против 55 л.с.) и установив пушку Škoda А3ÚVJ и легкий пулемет ZB vz.30J калибра 7,92-мм.

В 1938 г. проходил испытания в СССР чешский танк Škoda (модель Škoda -IIa) выпуска 1936 г.(он же 36t в немецкой армии), советское правительство рассматривало вопрос о его покупке с документацией. Однако высокие договаривающиеся стороны никак не могли прийти к соглашению, и переговоры зашли в тупик.

В 1939 году Škoda по заказу Германии начала разработку разведывательного танка Škoda T-15 (в немецкой армии он получил обозначение 38t). К 1942 году было построено 4 прототипа, от постройки пятого прототипа к 1944 г. немцы отказались, т.к. к этому времени в серийном производстве уже находился Pz.II Ausf.L и надобности в аналогичном танке уже не было.

Škoda Т-15

Вооружение танка Škoda T-15 составляли одна 37-мм пушка Škoda A-19 и один 7,92-мм пулемет MG34.

Танками Škoda было оснащено несколько немецких дивизий, напавших на СССР в 1941 году. Германия получила эти танки после раздела Чехословакии в 1938 году по Мюнхенскому соглашению.

Во время Второй мировой войны на заводе Škoda в Mladа Boleslav разработали необычный тягач с коротким бортовым кузовом, рассчитанный на эксплуатацию в условиях российского мороза, глубокого снега и бездорожья. Это был артиллерийский тягач со всеми ведущими и управляемыми стальными колесами диаметром по 1,5 метра и шириной 300 миллиметров с высокими металлическими грунтозацепами. Необходимость создания такой машины появилась после первого крупного поражения Вермахта зимой 1941 года под Москвой. Позже тягач получил название Škoda-RSO (Porsche type 175).

skoda-rso

Первый прототип машины RSO был построен 2 сентября 1942 года на заводе Škoda, и поступил на испытания. Он получил верхнеклапанный четырех цилиндровый бензиновый двигатель воздушного охлаждения (6,0 литров, 90 л.с.), сухое однодисковое сцепление, основную пяти ступенчатую коробку передач и две двухступенчатые раздаточные коробки с механизмами блокировки межосевых дифференциалов.

Испытания признали успешными (тягач преодолевал брод в 1,18 м и взбирался на уклон в 33 градуса), хотя в их ходе у RSO и были выявлены довольно серьезные недостатки. Так, слабосильный (мог тянуть всего-то 5-тонный прицеп), тихоходный тягач имел большой радиус разворота (14 м) и большую собственную высоту. Это делало его непригодным для использования близко к линии фронта. Помимо этого , на пересеченной местности управлять семитонным тягачом было очень тяжело. Поскольку колеса RSO были выполнены полностью из стали и имели высокие металлические грунтозацепы езда по обледенелой дороге делалась практически невозможной. На дорогах с твердым покрытием машина сильно вибрировала и шумела.

Во время Второй мировой войны на заводах Škoda производились немецкие самолеты MeBf109 и FW 189, артиллерийские и зенитные орудия и боеприпасы, пулеметы ZB-50 и ZB-26/30, карабины Мauser, самозарядные винтовки ZB-29 и пистолеты. К тому же, чехи активно вели конструкторские разработки новых образцов в области бронетанковой и авиационной техники для Рейха. Именно плзеньские заводы Škoda в самом конце войны станут едва ли не единственным источником вооружения для вермахта.

305-мм мортира М16 производства Škoda, из котороый обстреливали Ленинград. Захвачена советскими солдатами.

мортира М16

Одна из немецких батарей в Нормандии, вооруженная орудием K.39, изготовленным Škoda для гитлеровской Германии:

орудие K.39

Американские солдаты рассматривают немецкую 210-мм пушку особой мощности 39/41 концерна Škoda (21 cm Kanone 39/41 Škoda) в одном из двух бункеров батареи Крисбек (Crisbecq).

21 cm Kanone 39-41 Skoda

Бункеры батареи были расположены на восточном побережье полуострова Контантен (Cotentin), недалеко от деревушки Сент-Маркуф (Saint-Marcouf). Орудия батареи вели огонь по кораблям высадки в районе места высадки Юта-Бич (Utah Beach). Бункер был захвачен частями 39-го пехотного полка 9-й американской пехотной дивизии.

42cm_M17

Универсальные чешские пушки калибра 76,5 мм (модель 8 см vz. 18119) производства Škoda могли устанавливаться как на борту военных судов, так и на подводных лодках. Для установки на последних пушки имели специальные конструктивные особенности и защитные устройства, позволяющие герметизировать ствол, механизмы поворота и другие элементы орудия при погружении лодки под воду. Такие пушки устанавливались на латвийских подводных лодках Ronis и Spidola.

Осенью 2003 года во время поисков на эстонском острове Хийумаа, на мысе Тахкуна местные краеведы нашли две снарядные гильзы с непонятной маркировкой. Единственное, что было понятно - на гильзах стоял знак завода "Шкода". Откуда на далеком эстонском острове чешские снаряды и как они туда попали, ответить никто не мог. Как выяснилось позже, этот были снаряды от чешской зенитной пушки модели 28.

Танки от Skoda во времена второй мировой войны

Между двумя мировыми войнами Чехословакия являлась одной из самых экономически развитых европейских стран. На этот период и приходится эпопея чешского танкостроения, одну из главных ролей в которой суждено было сыграть фирме Skoda.


После выпуска в 1927 году броневика PA-III, считавшимся лучшим тяжелым бронеавтомобилем того времени, хотя было произведено всего 15 экземпляров, фирма переключилась на создание гусеничной бронетехники.

К участию в работах был привлечен знаменитый немецкий конструктор Йозеф Фольмер, прославившийся в годы Первой Мировой войны, как создатель первых германских танков.

После прихода в Германии Гитлера к власти чехословацким правительством была принята широкая программа перевооружения, в рамках которой предполагалась закупка сотен танков у отечественных производителей.

За получение этого контракта боролись Skoda и другая крупнейшая чехословацкая фирма по производству военной техники CKD.

Военная комиссия предпочла легкий танк S-ll-a, представленный Skoda, и он был принят на вооружение под обозначением LT vz.35.

Результаты конкурса были опротестованы представителями CKD, после чего правительство приняло решение о выпуске этой модели обеими фирмами на паритетных началах.

Несмотря на то, что окончательная доводка LT vz.35 затянулась, танк был признан специалистами одним из лучших в своем классе.

Всего Skoda выпустила порядка двухсот танков этого типа, из которых примерно половина предназначалась на экспорт в Румынию, Болгарию и другие страны.

Так же на заводах Skoda совместно с фирмой CKD выпускались средние танки LT vz 38, созданные ведущим конструктором CKD А. М. Суриным, русским по происхождению. Skoda принадлежит авторство системы вооружения установленном на этом танке.

LT vz 38 пошел в серийное производство уже после захвата Чехословакии нацистской Германии и состоял на вооружении вермахта и его союзников. Это был один из самых массовых танков начального периода Второй Мировой войны. Всего Skoda было выпушено около 1000 танков этого типа.

Чешское вооружение на службе III рейха.

Очень подробный фактический материал приводит историк А. Усовский.
Начнём с танковых частей: «…к весне 1939 года LT-35 уже малость устарел (хотя немцы с удовольствием забрали себе 219 этих машин) – но зато завод ЧКД уже год, как разработал новый, куда лучший, танк ТNНР, и только ждал заказа на его серийное изготовление. Поскольку после Мюнхена Праге «старшими товарищами» было рекомендовано поумерить пыл в вооружениях – то чехословацкий генштаб до самого своего конца так и не заказал ещё в 1938 году оговорённую серию в 150 машин. И поэтому руководство фирмы ЧКД с радостью и даже, я бы сказал, с восторгом восприняло весть о кончине ЧСР – в полной уверенности, что уж новым-то хозяевам Богемии их прекрасный, модный и современный танк подойдёт. И они не ошиблись!

Продолжим список того, что получил в 1939 году вермахт от чешской армии:
«Всего немцы взяли себе 254 горные 75-мм пушки, 241 80-мм полевую пушку, 261 150-мм гаубицу, 10 152-мм пушек, 23 305-мм мортиры и более двух тысяч противотанковых орудий 37-мм и 47-мм калибра.
Само собой, немцы с удовольствием пополнили свои арсеналы отличными чешскими пулеметами – пятьюдесятью тысячами ручных ZB-26 и двенадцатью тысячами станковых ZB-53, благо, эти пулеметы (как и чехословацкие винтовки «маузер») были созданы под немецкий 7.92-мм патрон».
Эти превосходные чешские пулемёты (и десятки тысяч новых, сделанных чешскими рабочими за 6 лет существования протектората) всю Великую Отечественную войну стреляли в наших отцов и дедов на всех её фронтах…

«Но нельзя сказать, что Германия совсем уж разоружила Протекторат – Праге были оставлено право иметь свою собственную туземную армию… из семи тысяч штыков.

…Забрав под своё крыло Чехию, немцы получили колоссальные производственные мощности тяжелой промышленности – благодаря которым удвоили производство военной техники и вооружения. Плюс к этому – эти новые мощности находились в глубине европейского континента и, в отличие от Рура, находились в полной и абсолютной безопасности относительно вражеских авианалётов (во всяком случае, до 1943 года…
После Мюнхена немцы стали смотреть на арсеналы чехословацкой армии, не как на угрозу для Германии, а как на потенциальную возможность мгновенного и многократного усиления вермахта.
Что, собственно говоря, через полгода и произошло…

До 15 марта 1939 года чешская промышленность, особенно тяжелая, работала едва в четверть своего потенциала – слишком малы и эпизодичны были заказы на её продукцию. Но вхождение в Рейх вдохнуло во все чешские заводы новые силы – заказы посыпались, как из рога изобилия!
После того, как Чехия сделалась «Протекторатом Богемии и Моравии», на все заводы концерна «Шкода» пришла немецкая администрация, и летом они были включены в концерн «Герман Геринг». В конце 1939 года на заводе «Шкода» в Пльзене началась сборка легких грузовиков 6LTP6 для румынской армии, а на вооружение Вермахта чехи начали поставлять доработанные по немецким требованиям варианты коммерческих грузовиков “Шкода” серий “100/150;, “254/256; и “706D”, а также дизельные варианты тяжелых машин 6ST6 и 6VD.

С приходом немцев, воспрял и завод концерна «Шкода» в Млада-Болеславе, до 1939 года выпускавший легковые автомобили и едва сводивший концы с концами…
В программе завода оказался автомобиль, рассчитанный на эксплуатацию в условиях российского холодного климата и бездорожья. Это был артиллерийский тягач со всеми ведущими и задними управляемыми стальными колесами диаметром 1,5 м с высокими металлическими грунтозацепами. До мая 1944 г. их собрали 206 экземпляров. На заводах “Шкода” собрали также 5 тыс. полугусеничных транспортеров Hkl6(Sd.Kfz.11),изготовляли танки и тягачи DB10 под индексом S10.
Но автомобили и тягачи – были отнюдь не главной продукцией многочисленных чешских заводов. Куда важнее для Рейха были боевые машины – танки, САУ и бронетранспортёры – которыми чешские рабочие щедро снабжали сражающийся на бесчисленных фронтах вермахт».
После присоединения протектората, Германия получила технику, которой хватило бы для оснащения 35 дивизий. Кроме того, в руки немцев попали заводы «Шкода» – второй по значению арсенал Центральной Европы, который, по подсчетам Уинстона Черчилля, в период с августа 1938 по сентябрь 1939 года выпустил почти столько же военной продукции, сколько произвели все английские предприятия за то же время.

По данным Центра военной экономики Германии, только на 31 марта 1944 года в распоряжение фюрера из цехов 857 заводов ранее присоединённой Чехии поступило почти на 13 миллиардов 866 миллионов марок оружия и снаряжения.
«Заводы ЧКД (ставшие после вхождения Протектората в состав Рейха фирмой ВММ) в 1939-1942 годах выпустили танков LT-38 в количестве 1480 штук. Когда же танк этот безнадежно устарел – специалисты завода В ИНИЦИАТИВНОМ ПОРЯДКЕ взялись за его переделку в противотанковую САУ. Поначалу немцы с пренебрежением смотрели на эти чешские изыски, но к концу 1943 года командованию Вермахта стало ясно, что фронту нужна новая, хорошо бронированная компактная самоходная установка — истребитель танков, ценою как можно подешевле.
Идеальной машиной под эти требования и стала САУ на базе танка 38 (t) – получившая в вермахте имя «Хетцер».

На крыше корпуса появился дистанционно управляемый (. ) пулемет MG 34 калибра 7,92 мм. 75-мм пушка прикрывалась маской типа «свиное рыло».
Боевое крещение «Хетцер» получил в июле 1944 года . Машина активно использовалась на всех фронтах до последних дней войны.
На 10 апреля 1945 года в боевых частях вермахта и войск СС насчитывалось 915 САУ «Хетцер», из них 726 на Восточном фронте и 101 — на Западном.

Эта статистика отлично показывает, КАКОЙ фронт был для Гитлера ГЛАВНЫМ, не правда ли?!

Но и это ещё не все: на базе САУ «Хетцер» чешскими предприятиями было изготовлено 20 огнеметных танков, 30 САУ со 150-мм пехотным орудием sIG 33 и 170 БРЭМ.
И тысячами горели в 1944 и 45 годах наши ребята-танкисты в своих «тридцатьчетвёрках» от огня этих проклятых «Хетцеров», созданных в инициативном порядке замечательными чешскими инженерами и рабочими.

В октябре 1944 года на заводы «Шкода» авиацией союзников были совершены два налёта, в ходе которых было сброшено 417 тонн бомб, что резко замедлило увеличение объёмов производства «Хетцера» на этом заводе, хотя и не прекратило его.
В декабре число выпущенных САУ вновь упало, в том числе вследствие трёх новых авианалётов на заводы «Шкода», в ходе которых было сброшено 375 тонн бомб. Тем не менее, в январе 1945 года удалось достичь пикового значения выпуска «Хетцеров», после чего темпы производства начали резко падать. Причиной тому были всё усиливавшиеся проблемы с поставками материалов и частей, которые испытывала вся промышленность Третьего рейха, и продолжавшиеся бомбардировки заводов «Шкода», а с 25 марта — и BMM.
Производство «Хетцера», несмотря на бомбардировки, недопоставку комплектующих и регулярные перебои с подачей электроэнергии, продолжалось вплоть до первых дней мая 1945 года.

Для компенсации уменьшения выпуска САУ на BMM в результате бомбардировок, в первой половине апреля производство «Хетцера» с предприятий BMM в Праге на завод в Миловице. Основной проблемой для выпуска Jagdpanzer 38 в апреле стала нехватка 75-мм пушек PaK 39/2, производившихся на заводах в Германии, в связи с чем планировалось в мае устанавливать на «Хетцеры» также и пушки StuK 40, выпускавшиеся «Шкодой».

Как видим, чехи по-стахановски работали на III рейх до самого его конца. С выдумкой, инициативой и «огоньком». Не мешали им ни бомбёжки союзников, ни отсутствие у немцев 75-мм пушек PaK 39/2, производившихся в Германии. На их замену инициативные чешсие специалисты мигом предложили СВОИ StuK 40, собственного производства.

«Но не «Хетцерами» едиными жива была чешская промышленность!
В 1944-м она ЕЖЕМЕСЯЧНО отгружала для Германии 30 тыс. винтовок, 3 тыс. пулеметов, 625 тыс. артиллерийских снарядов. Заводы “Шкода” в Пльзени и “Мюрц цушлаг-Богемия” в Чешской Липе производили бронетранспортёры Sd.Kfz 251/1 Ausf.С и Sd.Kfz/251-1 Ausf D, на заводе фирмы “Avia” в Праге-Чаковице была налажена сборка истребителей Messerschmitt Bf 109G-6 и Bf 109G-14.
В общем, надо сказать, что Протекторат Богемии и Моравии был надежным «пушечным двором» и арсеналом Третьего рейха, во многом благодаря которому немцы и смогли столь долго продержатся в этой войне».

Вот что писал о чешской помощи гитлеровскому рейху А. Петров в статье «Лукавая челобитная»:
К июню 1941 года немецкие части были почти на треть укомплектованы чешским вооружением . Руками чехов собраны четвертая часть всех танков, 26 процентов грузовиков и 40 процентов стрелкового оружия германской армии. По данным Центра военной экономики Германии, на 31 марта 1944 года в распоряжение фюрера из цехов 857 заводов Чехии поступило оружия и снаряжения почти на 13 миллиардов 866 миллионов рейхсмарок.

Советские историки, подчиняясь идеологическим установкам, рисовали картину пролетарской солидарности чешских работяг с советскими братьями по классу. Несчастных чехов, дескать, гнали к станкам едва ли не под дулами автоматов. И вот так, невыносимо страдая, трудовые коллективы этих 857 предприятий Чехии из года в год наращивали выпуск своей смертоносной продукции.

Согласно немецким источникам в 1944 году Чехия ежемесячно (!) поставляла в Германию около 11 тысяч пистолетов, 30 тысяч винтовок, более 3 тысяч пулеметов, 15 миллионов патронов, около 100 самоходных артиллерийских орудий, 144 пехотных орудия, 180 зенитных орудий, более 620 тысяч артиллерийских снарядов, почти миллион снарядов для зенитных орудий, от 600 до 900 вагонов авиационных бомб, 0,5 миллиона сигнальных боеприпасов, 1000 тонн пороха и 600 тысяч взрывчатых веществ. Что касается производительности труда чехов, то она не уступала показателям немецких рабочих.
Интересно, что основные цехи военных заводов Праги встали лишь 5 мая 1945 года .
В избирательной памяти чехов как-то не «отложился» полукилометровый санитарный поезд – «дар чешского народа воюющему Рейху». Забыты и посылки с теплыми вязаными рукавицами – «от матерей» в сталинградский «котел», и дружные нацистские приветствия сознательных чешских рабочих, передовиков производства, направляемых в оздоровительные кемпинги за ударный труд ради победы немецкого оружия, создаваемого их умелыми руками… которое убивает русских, поляков, евреев, американцев и англичан…
Между прочим именно плзеньские заводы «Шкода» в самом конце войны станут едва ли не единственным источником вооружения для вермахта.

Правда, чехи об этом не любят вспоминать. В военном музее в Праге период их жизни при оккупации освещен всего двумя-тремя небольшими стендами со снарядами, которые являются результатом «рабского труда», который не прекращался аж до 5 мая 1945 года. Причем «подневольные труженики» пунктуально сообщали в уже поверженный Красной армией Берлин о досрочном выполнении своих обязательств перед нацистами. Едва ли не до самого дня капитуляции Третьего рейха «свободолюбивые» чехи не могли сообразить, что клепать вооружение для Германии уже совершенно бессмысленно и их работа оплачена не будет.

Стоит поведать и еще кое о чем.
Русский белоэмигрант Б. Тихонович вспоминал: «Чехи неслыханно обогатились на евреях в 1939–1945 годах . Они брали «на хранение» еврейские драгоценности, картины, имущество, а затем писали доносы на бывших друзей. В ходу была поговорка: «Они (то есть евреи) оттуда все равно никогда не вернутся». Мадлен Олбрайт, госсекретарю США при Билле Клинтоне, до сих пор не возвращены картины, принадлежавшие ее семье и украденные двумя сестрами-чешками из Праги.
Про все это «стыдливо» замалчивалось в послевоенный период советским руководством по причине того, что чехи – братья-славяне и наши союзники по социалистическому лагерю. Благодаря Советскому Союзу они, как, впрочем, и другие фактические соратники Третьего рейха, отделались лишь легким испугом за пособничество нацистам и убийства советских граждан».

Чуть не забыл… Надо же сказать и о тех чехах, кто сразу же решил драться с Гитлером. Об этом тоже написал А. Усовский:
«…относительно чехословацких войск, сражавшихся на стороне союзников – то 17 сентября 1939 года подполковник Людвиг Свобода увёл в Советский Союз свой батальон, сформированный из тех чехов, которые решили сражаться с немцами. И было их – ВСЕГО 300 ЧЕЛОВЕК…»

В следующей главе поговорим об акциях чешского Сопротивления в годы Второй мировой войны.

Чешские танки на службе в вермахте
Память История и события



В период между двумя мировыми войнами не так уж много государств могли позволить себе такую роскошь – выпускать танки. В члены этого «привилегированного клуба» входила и Чехословакия – страна небольшая, но в экономическом отношении весьма развитая. Ведущими производителями ее бронетанковой техники в ту пору являлись две фирмы – Skoda в Пльзене и CKD в Праге.

После прихода к власти в Германии нацистов и начавшейся там усиленной милитаризации правительство Чехословакии предприняло ряд шагов по укреплению обороны страны. В рамках процесса повышения боеспособности сухопутных войск основные усилия направлялись на формирование новых бронетанковых частей и оснащение их более современной техникой. Так называемый Доклад о ситуации с танками от 24 августа 1934 года предусматривал принятие на вооружение армии взамен танкеток vz.33 прежде всего легких танков, причем не единого унифицированного образца, а машин трех типов. Танки LT vz.34, серийный выпуск которых уже разворачивался на заводах CKD, предполагалось использовать в составе кавалерийских частей. Кавалерийскими предстояло стать и легким танкам второй группы в отличие от бронированных машин третьей. Последние предназначались для совместных действий с пехотой. На реализацию намеченного плана выделялись немалые по меркам той поры финансовые средства: за 240 миллионов чешских крон (около 10 миллионов долларов в тогдашних ценах) с 1934 по 1937 год следовало закупить 279 легких танков и 42 средних.

Не скандал, а инсценировка

К моменту появления этой программы фирма Skoda разработала и изготовила прототип легкого танка SU. Машина имела экипаж из трех человек, массу 7,5 тонны и броневую защиту от 8 до 15 миллиметров. Вооружение включало 47-мм пушку Skoda А2 и два 7,92-мм пулемета vz.24 с водяным охлаждением (это были германские пулеметы Schwarzlose времен Первой мировой войны, производившиеся на чехословацких заводах). Танк мог развивать скорость до 30 км/ч, а запас его хода достигал 150 километров.

Однако по окончании испытаний было решено серийно танк SU не производить, поскольку он уже не соответствовал техническим требованиям военных, в частности по толщине броневой защиты. Впрочем, Skoda успела сконструировать улучшенный образец – S-II-a (S – Skoda, II-a – вторая группа легких танков, предназначенная для действий с кавалерией). От SU эта машина отличалась увеличенной до 25 миллиметров лобовой броней корпуса и башни.

В свою очередь фирма CKD, не желая лишаться выгодных заказов, предложила свой проект – Р-II-a и в октябре 1934 года представила его макет. Р-II-a по существу являл собой модернизированный танк LT vz.34.

Однако военные предпочли S-II-a и еще до завершения испытаний двух прототипов, проходивших в июле 1935 года на полигоне в Миловицах, выдали заказ Skoda на 160 танков. И вот тут-то разыгрался скандал: CKD обвинила соперников в подтасовке результатов апробаций с целью проталкивания своей машины. Дабы примирить конкурентов (а заодно и снять подозрения с себя: ведь кто-то закрыл глаза на обман), Министерство обороны Чехословакии приняло решение, что танк S-II-a, уже получивший к тому времени армейское обозначение LT vz.35, будут выпускать заводы обеих фирм.

Правда, военные не подозревали, что вспыхнувшая свара всего лишь инсценировка: Skoda и CKD заключили тайное соглашение о взаимопомощи в производстве вооружений. В отношении танков это означало, что объемы их строительства в Пльзене и Праге должны быть равными. Поэтому первый заказ поделили в соотношении 80:80. Следующая серия из 35 машин ровно пополам, естественно, не делилась, поэтому 17 танков изготовила CKD, а 18 – Skoda.

В связи с тем что работа над новым танком LT vz.38 (а именно он должен был стать основным в чехословацкой армии) затягивалась, военные в ноябре 1937 года были вынуждены заказать еще 103 машины LT vz.35: 52 из них изготовила Skoda, а 51 – CKD. Как видим, паритет между двумя фирмами соблюдался неукоснительно.

Производство танков LT vz.35 на заводах Skoda осуществлялось с 21 декабря 1936 по 8 апреля 1938 года. CKD справилась со своей частью заказа в 1937-м.

В общей сложности чехословацкая армия получила 298 машин этого типа, которые и составляли основу ее танкового парка вплоть до оккупации немцами Чехии и Моравии.

Не успели

Танк LT vz.35 относился к тому же классу боевых машин, что и советский Т-26, польский 7ТР, итальянский Ml 1/39. Его назначение в чехословацкой армии сформулировать довольно сложно – это и разведка, и непосредственная поддержка пехоты и кавалерии, и самостоятельные действия.

Боевая масса машины – 10,5 тонны. Шестицилиндровый карбюраторный двигатель Skoda Т-11 мощностью 120 л. с. при 1800 об/мин позволял ей двигаться с максимальной скоростью 34 км/ч. Запас хода по шоссе при емкости топливных баков 153 литра не превышал 190 километров, что, учитывая размеры Чехословакии, было вполне достаточным. Управление танком значительно облегчала трехступенчатая 12-скоростная (6 вперед и 6 назад) планетарная коробка передач с пневматическими сервоприводами.

Подвеска применительно к одному борту состояла из восьми сдвоенных опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно и собранных в две тележки. Каждая тележка подвешивалась на четырех четвертьэллиптических рессорах. Между передней тележкой и направляющим колесом устанавливался один сдвоенный каток, облегчавший танку преодоление вертикальных препятствий. Ведущее колесо располагалось сзади. Верхняя ветвь гусеницы опиралась на три сдвоенных поддерживающих катка. Все опорные и поддерживающие катки были обрезинены. Конструкция ходовой части обеспечивала машине мягкий ход без сильных вертикальных колебаний и раскачивания.

Литые кронштейны тележек подвески крепились к корпусу танка заклепками. Следует подчеркнуть, что вообще весь корпус LT vz.35 был клепаным. Его катаные броневые листы собирались на каркасе из уголков. Точно такую же конструкцию имела и башня. Толщина броневых листов колебалась от 8 до 25 миллиметров. Лобовая броня выдерживала обстрел из 20-мм пушки «Эрликон» с дистанции 250 метров. Вооружение танка включало 37-мм полуавтоматическую пушку Skoda А-3 vz.34 с длиной ствола 40 калибров, а также два 7,92-мм пулемета ZB (Zbrojovka Brno) 53 vz.35 или vz.37 в шаровых установках (один размещался в башне, другой – в корпусе). В боекомплекте насчитывалось 78 артвыстрелов и 2700 патронов.

К началу серийного производства LT vz.35 в чехословацкой армии было три танковых полка. PUV-1 (PUV-Pluk Utocne Vozby – дословно: полк штурмовых повозок) дислоцировался в Миловицах, PUV-2 – в Оломоуце и PUV-3 – в Мартине (Словакия). Эти части и танковая школа в Миловицах организационно входили в состав танковой бригады, штаб которой первоначально располагался все в тех же Миловицах, но затем его перевели в Оломоуц. Из 298 выпущенных LT vz.35 197 поступили в 1-й танковый полк, 49 – во 2-й. В 3-м танковом полку находились все машины LT vz.34.

Следующим шагом в развитии бронетанковых сил чехословацкой армии стало создание четырех мобильных дивизий, для укомплектования которых должна была использоваться материальная часть танковых полков. Этот процесс начался в октябре 1937 года. По штату военного времени в каждом таком соединении полагалось иметь 11 тысяч человек личного состава, 2832 лошади, 298 мотоциклов, 1009 грузовых автомобилей, 98 танков, 12 бронеавтомобилей и 68 орудий противотанковой, зенитной и полевой артиллерии. В течение зимы 1938 года были сформированы дивизионные штабы. Кроме того, предполагалось включить в состав пехотных дивизий и пограничных частей 34 отдельных танковых взвода (по три танка в подразделении).

У новых хозяев

Первые солдаты вермахта оказались в Миловицах рано утром 15 марта 1939 года. Затем в течение месяца для отправки в Германию были подготовлены 244 конфискованных танка LT vz.35. Такая быстрота не случайна – немцам машины понравились. Учитывая, что основным танком германской армии в то время являлся Pz.II, считавшийся промежуточной и чуть ли не учебной моделью, а более мощные Pz.III и Pz.IV выпускались промышленностью рейха в мизерных количествах, это вполне объяснимо. LT vz.35 значительно превосходил немецкие легкие танки (и Pz.III, кстати, тоже) по вооружению, не уступая им в маневренности и броневой защите. В панцерваффе танк получил наименование Pz.Kpfw.35(t) или проще – Pz.35(t): с буквы «t» начинается немецкое слово tschechisch – чешский. Эта буква ставилась в скобках после обозначений всех образцов чехословацкого вооружения и боевой техники, принятых на вооружение вермахта.

Несколько LT vz.35 отправили для испытаний на Куммерсдорфский полигон, некоторые, совершенно неисправные списали, остальные поступили в 11-й танковый полк в Падерборне и 65-й танковый батальон в Зеннеладене.

Танки были несколько доработаны в соответствии со стандартами германской армии. Первым делом немцы установили на машины свои радиостанции Fu 2 или Fu 5, работавшие в телефонном режиме, а также заменили достаточно примитивную внутреннюю лампочную сигнализацию танковым переговорным устройством. За счет сокращения боекомплекта до 72 артвыстрелов и 1800 патронов в экипаж ввели пятого члена – заряжающего. Произошли изменения и в электрооборудовании: магнето Scintilla сменило магнето Bosh, танк снабдили светомаскировочной фарой Notek, габаритными и конвойными фонарями, принятыми в вермахте. В кормовой части, на надгусеничных полках и крыше МТО разместили канистры с топливом.

Около 20 линейных Pz.35(t) немцы переоборудовали в командирские танки. Машины командиров рот получили вторую радиостанцию – Fu 7 со штыревой антенной. Чтобы ее смонтировать, пришлось ликвидировать установку курсового пулемета. Его амбразура была заглушена круглой броневой накладкой. Танки командиров батальонов и штаба 11-го полка оснащались еще и радиостанцией Fu 8 с рамочной антенной в кормовой части корпуса. На этих машинах из башенного вооружения сохранился только пулемет. Пушка была заменена деревянным макетом, естественно, без казенной части. Все командирские танки, получившие обозначение Pz.Bef.Wg.35(t), оснащались гирокомпасом.

Польский поход

В течение весны 1939 года велась интенсивная подготовка немецких экипажей, осваивавших Pz.35(t). Боевые машины поступали как с бывших чехословацких складов, так и с предприятий, на которых они проходили ремонт и переоборудование. К концу лета 1939 года 11-й танковый полк и 65-й танковый батальон были полностью укомплектованы материальной частью, включая штабные подразделения и резерв. 65-й батальон вошел в состав 11-го танкового полка в качестве его третьего батальона, а сам полк – в 1-ю легкую дивизию вермахта. Накануне польской кампании в этом соединении имелось 112 танков Pz.35(t) и восемь Pz.Bef.Wg.35(t), а также 65 Pz.II и 41 Pz.IV. 1-я легкая и 13-я моторизованная дивизии образовали XIV корпус 10-й полевой армии группы армий «Юг». Следует отметить, что по сравнению со всем германским танковым парком чешских машин было немного, но они составляли едва ли не треть от числа танков, вооруженных пушками калибра от 37 миллиметров и выше.

1 сентября 1939 года Pz.35(t) 1-го батальона 11-го танкового полка поддерживали атаку 4-го кавалерийского полка на позиции польской пехоты в районе Велюни. Активные действия 1-й легкой дивизии вкупе с ударами пикирующих бомбардировщиков позволили довольно быстро сломить сопротивление противника. Уже через сутки подразделения 1-й легкой дивизии атаковали предмостные укрепления на правом берегу реки Варты. В ходе этих боев польская противотанковая артиллерия подбила один Pz.35(t). После наведения понтонного моста через Варту на другой берег были переброшены 65-й танковый батальон и 1-й батальон 4-го кавалерийского полка. При этом немецкие части понесли серьезные потери от огня польских тяжелых орудий.

14 сентября 1939 года 1-ю легкую дивизию включили в состав 15-го легкого корпуса и перебросили в район ожесточенного сражения на реке Бзуре, к западу и юго-западу от Варшавы. Уже 16 сентября передовые подразделения 1-й легкой дивизии перерезали шоссе Варшава – Модлин. Именно здесь 18 сентября на перекрестке лесных дорог попало в засаду боевое охранение 1-й роты 65-го танкового батальона. Польские противотанковые пушки и танкетка TKS, вооруженная 20-мм орудием, из состава 71-го танкового дивизиона Великопольской бригады кавалерии уничтожили три Pz.35(t), в том числе и танк командира роты. По-видимому, это был самый крупный урон, понесенный 1-й легкой дивизией в одном бою.

Всего же в польском походе соединение потеряло убитыми 22 офицера, 37 унтер-офицеров и 165 рядовых. Полякам удалось подбить 11 танков Pz.35(t), восемь из которых немцы отремонтировали.

Французская кампания и вторжение в СССР

По окончании боевых действий в Польше 1-я легкая дивизия вернулась к месту постоянной дислокации, где уже с 18 октября на ее основе началось формирование 6-й танковой дивизии. В период кампании 1940 года на Западе это соединение входило в состав 41-го танкового корпуса. 12 мая оно пересекло границу Франции. Спустя три дня при поддержке артиллерии и авиации форсировало реку Мез, а на следующий день, 16 мая – Уазу у Гюнза. В этом районе произошло первое столкновение с французскими танками. 37-мм пушки Pz.35(t) могли достаточно эффективно бороться с легкими Penault и Hotchkiss (R35/39/40 и H35/39), однако против средних и тяжелых машин S35, D2 и B1 они были бессильны. Но тут в дело вступили немецкая артиллерия и самолеты люфтваффе.

Наступая, 6-я танковая дивизия прошла 350 километров. В двадцатых числах мая она вела бои в основном с английскими войсками. Разбив 36-ю английскую пехотную бригаду, части немецкого соединения атаковали штаб Британских экспедиционных сил (BEF). 26 мая по 6-й танковой нанесла контрудар 145-я английская пехотная бригада и Pz.35(t) столкнулись во встречном бою с британскими танками.

В конце мая дивизию перебросили на юг и включили в состав танковой группы генерала Гудериана, а 30 мая вывели в резерв на восемь дней для пополнения и отдыха. К этому времени соединение уничтожило около 60 танков, пять бронеавтомобилей, 10 орудий, 11 противотанковых пушек, восемь артиллерийских тягачей, 34 легковых и 233 грузовых автомобиля.

10 июня дивизия вновь вступила в бой, форсировав Эну в районе города Ретеля, а затем сражалась в Шампани. 15 июня части соединения переправились через канал Марна – Рейн и шесть дней спустя во взаимодействии с подразделениями 1-й танковой дивизии захватили укрепления в районе Эпинали. 21 июня французская кампания завершилась. В ее ходе было подбито 15 машин Pz.35(t), 12 из которых впоследствии отремонтировали на заводе Skoda.

6-ю танковую дивизию перебросили в рейх, на полигон в Арис. К июню 1941 года в ней насчитывалось 149 танков Pz.35(t) и 11 Pz.Bef.Wg.35(t). Она являлась соединением так называемой первой линии, то есть входила в число наиболее укомплектованных и боеспособных дивизий вермахта.

К началу операции «Барбаросса» 6-я танковая была в составе 4-й танковой группы генерала Гепнера, которая в свою очередь находилась в группе армий «Север». 22 июня дивизия вторглась на советскую территорию в районе восточно-прусского города Тильзита (ныне Советск Калининградской области) и начала развивать наступление в направлении литовского города Расейняй. Соединение разделилось на две боевые группы – «Раус» и «Зекедорф», которые 23 июня сумели форсировать реку Дубиссу и занять два плацдарма на ее левом берегу. В 11 часов 30 минут 23 июня 2-я танковая дивизия 3-го механизированного корпуса РККА атаковала плацдарм группы «Зекедорф», ликвидировала его и переправилась через Дубиссу. Поначалу нашим частям сопутствовал успех. Разгромив подразделения 114-го моторизованного полка врага, советские танкисты заняли Расейняй, но вскоре были из него выбиты. В течение 23 июня город четыре раза переходил из рук в руки.

В дальнейшем 6-я танковая дивизия совместно с другими соединениями 4-й танковой группы наступала на Псков и Остров, в июле-августе вела тяжелые бои под Лугой и на дальних подступах к Ленинграду. За этот период в результате высокой интенсивности боевых действий из строя только по техническим причинам вышло до 25 процентов танков соединения.

17 сентября 1941 года дивизия была передана в состав 3-й танковой группы генерала Гота, наступавшей на столицу СССР. 4 октября Pz.35(t) вступили в бой на московском направлении. Спустя три дня подразделения 6-й танковой вошли в Вязьму. Затем вместе с остальными соединениями 3-й танковой группы двинулись на Калинин, стремясь охватить Москву с севера. 14 октября немецкие танки оказались у берегов Волги. В рамках второго этапа наступления 3-я танковая группа наносила удар через Клин и Солнечногорск на Дмитров и Яхрому.

27 ноября подразделения 6-й танковой дивизии заняли Клин, а после наведения моста через канал Москва – Волга пошли на Дмитров. Правда, движение это было недолгим – уже 29 ноября немцев отбросили обратно за канал.

5 декабря началось контрнаступление советских войск под Москвой. На севере от столицы особенно тяжелые бои в эти дни велись против клинской группировки противника, основу которой составляли соединения 3-й танковой группы. Остатки немецких дивизий, в том числе 6-й танковой, в которой уцелело несколько Pz.35(t), отошли на 90 километров к реке Ламе. В январе 1942-го соединение сражалось в районе Зубцова и Ржева в 9-й полевой армии генерала Моделя. В этих боях 6-я танковая дивизия потеряла свои последние танки – ее солдаты переквалифицировались в пехотинцев и лыжников.

После того как обстановка на этом участке фронта стабилизировалась, дивизию вывели в тыл, где и перевооружили бронированными машинами германского производства. В частях первой линии Pz.35(t) больше не было, они использовались только в полицейских и охранных дивизиях на оккупированных территориях.

Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

Как чехи вооружали Германию. Оружейная кузница Третьего Рейха

Один из немаловажных, но удачно забытых, фактов гласит о том, что Чехословакия прилежно вооружала Третий рейх .

Советский Союз и его борьба против Германии

Победа в Великой отечественной войне была вовсе не удачным стечением обстоятельств. Люди боролись на грани своих сил и возможностей. Как только начались сражения, перед СССР встали три важнейшие задачи, решение которых существенно помогло победить неприятеля. Необходимо было переоборудовать все заводы, настроив их на производство военной техники и вооружения, второй задачей было многократное увеличение производства всей необходимой продукции для войны.

Оккупированная немцами Европа - жертва обстоятельств?

Сегодня, когда участников Великой Отечественной Войны с каждым днем становится все меньше и меньше, многие страны Европы не стесняются рассказывать, как им было тяжело и плохо во время германской оккупации. На самом деле, все было совсем не так. В то время как страны Европы сдавались Гитлеру, он успешно наращивал свою военную мощь за счет того, что оккупируемые им государства старательно снабжали армию фашистов всем, что им было необходимо. При этом люди по-прежнему трудились в комфортных условиях и даже не потеряли свою зарплату.

Чехословакия, к огромному сожалению, внесла неоценимо огромный клад в вооружение Германии.

Как Чехословакия помогала Германии вооружаться

К началу 1939 года чехи накопили невероятную военную мощь. На вооружении страны был отличный боевой потенциал. К чести Чехословакии стоит отметить, что страна обладала танками, которые Вермахт впоследствии с удовольствием включил в состав своих вооруженных сил. Остальное оружие так же было отличного качества. В это время Чехословакия была в состоянии обеспечить более 40% рынка торговли военным оружием и техникой во всем мире.

Страна, имеющая огромный боевой потенциал и невероятные запасы военного оружия, сдается фашисткой Германии без какого либо сопротивления. В середине марта 1939 года Чехословацкская республика прекращает свое существование, теперь она поделена на Богемский протекторат и Словакию. Гитлеру достаются известнейшие заводы, оборудованные для того времени просто идеально. Среди них такие, как ЧКД, “ Зброевка ”, “ Шкода”.

Жители новых республик начинают воодушевленно работать на благо фашисткой Германии. На заводах производятся самоходные орудия, танки, боеприпасы, артиллерия. Помимо этого, чехи стабильно выпускают автомобили, детали и необходимые комплектующие для ракет “ Фау-2”. Такая ощутимая помощь значительно повысила военный потенциал Германии. Без всего этого Гитлер вряд ли бы решился объявить войну жителям самой огромной территории в мире.

За годы войны чешская промышленность выпустила четверть танков и автомобилей от общей численности танков и автомобилей Вермахта. За январь-март 1945 года чехи изготовили для Вермахта 1136 единиц бронетехники (в основном САУ), что составило почти треть всей выпущенной Германией бронетехники (3922).

1.4 млн. единиц обычного стрелкового оружия, пулеметов-62 тыс., орудий и минометов - около 4 тыс. – это все Чехословакия.

Жизнь после войны

Освобождающая армия Советского Союза помогла и Чехословакии. В то время никто особо не разбирался в том, какую роль та или иная страна сыграла в Великой Отечественной Войне. Большая часть Европы, оккупированной Германии, СССР освободил полностью. Чехия стала страной-побратимом Советского Союза и то, что в годы войны она была оружейной кузницей Вермахта, было благополучно забыто.

Читайте также: