Настройка по флажолетам не совпадает с настройкой по ладам

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

Как правильно настроить акустическую гитару?

Эта статья поможет вам легко настраивать шестиструнную акустическую гитару на слух, а также с помощью цифрового тюнера или камертона

Приветствую тебя, дорогой друг! Могу тебя поздравить, если ты стал счастливым обладателем акустической гитары. Вот свершилась твоя мечта, у тебя появилась дома эта классная штука и ты мечтаешь удивить всех своих друзей и знакомых, а может быть и свою девушку, какой-нибудь классной песней.

Но все это пока планы на будущее, которые обязательно осуществятся, когда ты научишься играть на гитаре, а это будет уже очень скоро, поверь мне. Если ты серьезно настроен стать великим маэстро и покорять женские сердца, а может даже и сцену своим талантом, то тогда нужно постепенно, шаг за шагом развивать технику игры и пополнять свои знания новым и новым материалом.

Раз уж ты попал на эту страничку, то однозначно тебе будет нужна моя помощь. А так как эта статья называется «Как правильно настроить акустическую гитару?», то именно об этом и пойдет дальше речь. Поверь, не только у тебя, но и у многих начинающих возникает проблема с настройкой гитары. Изучив этот материал, ты узнаешь:

  • Как научится быстро и легко настраивать гитару на слух?
  • Как идеально настроить гитару через компьютер и с помощью тюнера у себя дома?

На все эти вопросы я дам ответ в этой статье. Так что приготовь свою гитару, присаживайся поудобнее и вникай.

Как я научился?

К сожалению, не у многих людей есть музыкальный слух. Мне в этом плане было как-то легче, когда у меня появилась первая гитара, и я только начинал учиться на ней играть. Может это по наследству как-то передалось, потому что в роду у меня почти одни музыканты. Настраивать гитару я научился быстро, так как мне это не казалось таким уж сложным с самого начала.

Сейчас я легко настраиваю гитару на слух и могу обходиться без всяких тюнеров. Но если надо что-то записать на комп, то я могу все же воспользоваться помощью гитарного тюнера, чтобы более точно (тютелька в тютельку так сказать) произвести настройку. Поэтому сегодня я хочу рассмотреть два способа настройки гитары, так сказать «на слух» и «с помощью тюнера».

Как настроить гитару на слух?

Так как я не сторонник того, чтобы искать легкие пути, поэтому я сейчас расскажу о первом способе настройки, который закрепиться у тебя в голове на всю жизнь. Настраивать на слух нужно уметь в первую очередь, а потом уже знакомиться со всякими тюнерами. Это старинный способ, который всегда тебе пригодится даже в походных условиях, никогда тебя не подведет, потому что, даже натянув струны на «голую» гитару ты с легкостью ее настроишь за 5-10 минут.

Сразу скажу, что настраивать гитару мы будем в стандартном классическом («испанском») строе E (Ми). Вот таблица классического стандартного строя гитары для ориентировки.

Как правильно настроить акустическую гитару?

Как правильно настроить акустическую гитару?

Классический способ настройки (по пятому ладу)

Этот способ считается наиболее популярным и распространенным среди новичков из-за своей наглядности и относительной простоты. Итак, в первую очередь нам нужно узнать, как настроить 1 струну?

  • Струна №1 (самая тонкая без обмотки, которая внизу). Самая главная, с нее начинается настройка всей гитары. Настраивается она по ноте E (Ми) первой октавы. За эталон можно взять звук другого уже настроенного инструмента (идеально подойдет пианино или какая-нибудь программа на ПК или смартфоне).

Как правильно настроить акустическую гитару?

Ноту E можно узнать по гудку в телефонном аппарате. Можно еще воспользоваться камертоном, для большей точности.

Как правильно настроить акустическую гитару?


Камертон – это портативный маленький прибор в виде трубки-свистульки (может быть даже в виде брелка), который четко воспроизводит ноту A (Ля). Зажав струну №1 на 5 ладу, получим Ля, а в открытом состоянии это – Ми.

Как правильно настроить акустическую гитару?

  • Струна №2. Эта струна будет настраиваться «опираясь» на первую. То есть вторую струну необходимо зажать на 5 ладу и настроить так, чтобы она звучала в унисон (одинаково) с первой открытой (не зажатой) струной E.
  • Струна №3. Это единственная струна, которая настраивается, будучи прижатой, не на 5-м, как все остальные, а на 4-м ладу. То бишь третью струну зажимаем на 4-м ладу и настраиваем в унисон со второй открытой.
  • Струна №4. Вот тут нам опять нужно прижать струну на 5 ладу так, чтобы она звучала как третья открытая. Дальше, еще проще.
  • Струна №5. Пятую струну настраиваем аналогично – прижимаем на 5 ладу и крутим колок до тех пор, пока не добьемся унисона с четвертой струной.
  • Струна №6 (самая толстая в обмотке, которая вверху). Производим ее настройку по той же схеме – прижимаем на 5 ладу и делаем унисон с пятой струной. Шестая струна будет звучать также как и первая, только с разницей в 2 октавы.

Как правильно настроить акустическую гитару?

После того, как вы настроили по очереди все струны, рекомендую еще раз пройтись по ним и сделать небольшую подстройку, так как одни струны из-за натяжения других могут ослабляться и немного расстраиваться. Это необходимо делать до тех пор, пока все струны не будут звучать в унисон. После этого ваша гитара практически будет настроена идеально.

Настройка гитары по флажолетам

Более точно и правильно настроить шестиструнную акустическую гитару можно с помощью флажолетов, так как иногда не всегда достаточно настроить ее по ладам. Флажолет – это такой прием, когда тебе нужно слегка коснуться (не зажать) пальцем струны посредине лада и извлечь звук правой рукой и в этот момент убрать палец со струны. Последовательность настройки здесь будет уже немного иная.

Как правильно настроить акустическую гитару?

  • Струна №1. Первая струна в данном случае настраивается, так же как и классическим способом, т.е. по звуку другого правильно настроенного инструмента.
  • Струна №6. Шестая – самая толстая струна, которая настраивается флажолетом на 5 ладу в унисон с первой открытой струной .
  • Струна №5. Пятая струна должна быть настроена так, чтобы флажолет на 7 ладу по звучанию совпадал с первой открытой струной .
  • Струна №4. Натяни четвертую струну до тех пор, пока флажолет на 7 ладу не будет звучать в унисон с флажолетом пятой струны на 5 ладу.
  • Струна №3. Третью струну настраиваем таким образом, чтобы флажолет на 7 ладу звучал в унисон с флажолетом четвертой струны , взятым на 5-м ладу.
  • Струна №2. Настрой вторую струну так, чтобы флажолет на 5-м ладу звучал в унисон с флажолетом первой струны , взятым на 7 ладу.

Как настроить гитару через тюнер?

Практически идеально настроить гитару можно довольно просто как через компьютер (например, гитарный тюнер из Музленда или в программе Guitar FX BOX), так и с помощью обычного электронного портативного тюнера, так как это самый легкий способ настройки инструмента. Если же у тебя не установлен звукосниматель на акустической гитаре, тогда можно воспользоваться обычным микрофоном, который, я думаю, обязательно найдется под рукой.

Как правильно настроить акустическую гитару?

Здесь все довольно просто! Все, что от тебя потребуется – это дергать за струну (например, это будет 1-я) и настраивать ее до тех пор, пока на дисплее не появиться буква E, т.е. нота Ми. Если это тюнер со стрелкой, тогда она (стрелка) должна быть по центру. Это будет указывать на то, что настройка произведена верно. Аналогичные действия необходимо также произвести и с остальными струнами. Это будет наиболее точный и быстрый способ настройки.

Как проверить настройку (строй) гитары?

Особенностью всех струнных инструментов, в том числе и акустической гитары, является то, что идеально ее настроить довольно сложно. Связано это в основном с особенностями конструкции самого инструмента, а также с техникой звукоизвлечения. После правильно выполненной настройки струн классическим способом все равно нет никакой гарантии, что в целом гитара на все 100% будет хорошо строить. Некоторые аккорды могут звучать не совсем чисто. Не то чтобы там гитара не качественная или плохая, а даже новые и хорошие инструменты всегда строят не идеально. Вот поэтому все гитаристы стараются периодически тщательно проверять и подстраивать свою гитару, используя различные приемы.

Как правильно настроить акустическую гитару?

Самый легкий способ – это подстройка гитары по аккордам. Спустя какое-то время, когда ты наберешься больше опыта, и слух твой станет более развитым и будет чувствительным к любой фальши, тогда тебе достаточно будет взять любой аккорд на гитаре и определить, какая же все-таки струна расстроилась. Определив, какая именно струна нуждается в настройке, ты легко это устранишь с помощью колка. После этого потребуется еще несколько проверок по аккордам и подстроек. В итоге ты достигнешь необходимого результата и оптимального строя гитары.

В заключении хотелось бы сказать вот о чем. Обязательно проверь звучание первой и шестой открытой струны. Звук с них нужно извлекать одновременно – он должен сливаться и быть ровным, при этом будет слышно, что звук состоит как бы из 2-х голосов – высокого и низкого.

Пожалуй, это все на сегодня, дорогой друг! Я надеюсь, эта статья помогла решить твою проблему, и теперь ты уже умеешь и знаешь, как правильно настроить шестиструнную акустическую гитару быстро и легко. Напиши в комментариях, как быстро у тебя получилось настроить гитару? Если у тебя есть друг, который тоже учится играть, отправь ему эту статью, буду тебе очень благодарен. Надеюсь, таким образом, я помогу остальным людям. Да, и напоследок, посмотри обязательно сразу под статьей видеоуроки как настроить гитару, рекомендую.

Как правильно настраивать гитару?

Как и во всём, в настройке гитары существуют разные подходы. Среди них есть как любительские, так и профессиональные, в зависимости от того, какие цели вы преследуете. Рассмотрим и те и другие.

Также существуют некоторые нюансы, которые нужно знать прежде чем приступать к настройке.

Некоторые гитары невозможно хорошо настроить в принципе. Это может быть связано с разными факторами:

Искажение грифа (гитаристы называют это явление "гриф повело"). Бывает из-за некачественных грифов слишком часто попадающих в смену влажности и температуры)

Неправильная отсройка мензуры (относится к электрогитарам). Или неверная заточка верхнего либо нижнего порожка (а то и обоих)

Деффективная с завода (грубая и не точная) вставка ладов. Такое бывает на дешёвых гитарах.

Слишком старые струны. На давно не менянных струнах постепенно начинает деформироваться обмотка, что неизбежно приводит к искажению струны, и, как следствие, влиянию на строй инструмента.

Популярные способы настройки гитары:

1. "По 5 ладу". Этот способ знаком ещё с незапаметных времен, когда не было технических электронных средств настройки. Основывается на свойстве расположения звуков на грифе гитары, где на 5 ладу (на 3-й струне на 4 ладу), повторяется более тонкая открытая струна. К примеру, звук на первой открытой струне повторяется на второй струне 5 лада. И так на всех струнах, кроме третьей, где открытая 2 струна дублируется не на 5, а на 4 ладу. Таким образом, настроив первую струну, по какому-то источнику (например, по камертону 440 Гц, или клавиши настроенного пианино), можно было отстроить и все остальные.

Данный способ является примерным, и не гарантирует точной настройки гитары, хотя бы потому, что у настройщика должен быть музыкальный слух близкий к идеальному, чтобы слышать мельчайшие различия звука. А таким, увы, большинство не обладает.

2. Звук открытых струн. Некоторые скачивают звуки открытых струн в виде аудио записей и настраивают по ним в унисон. Но этот способ также является не точным по причине описанной выше, но вполне подойдёт для игры боем простых песен под гитару.

3. Тюнеры. Они есть в виде отдельных девайсов, либо в виде приложений для телефонов. Это уже более точный способ настройки, но тут тоже есть различия по точности. Есть тюнеры, которые показывают что вы дотянули струну до нужной высоты просто зелёной лампочкой. Они являются менее точными. Так как у всех тюнеров подобной системы есть некоторый "коридор погрешности". К примеру, когда лампочка загорелась зелёным, попробуйте совсем немного ослабить или натянуть струну. Вы увидите, что лампочка продолжает гореть зелёным. Что уже говорит о том, что данная настройка является не точной. Она подойдёт для большинства случаев, приемлема для игры простых аккордов и переборов. Однако, если вы любите, как я например, играть аккорды в нестандартном расположении, особенно на дальних ладах, то услышите, что некоторые из них будут звучать фальшиво, особенно там, где в составе аккорда есть квинты и кварты.

Более точные тюнеры - это те, где показываются так называемые "центы" - мельчайшие нюансы настройки, или непосредственно цифры герц. (например звук "ля" 440 Гц.) Дотягиваем струну, пока не покажет цифру 440. Моим любимым тюнером выполняющим эти задачи является приложение для андроид "Carltune".

Такие тюнеры позволяют максимально точно настроить гитару и требуются скорее больше профессионалам, чем любителям.

Для того, чтобы настройка была ещё более точной, обычно я настраиваю сначала 1 струну по тюнеру, а затем эту же струну на 12 ладу. И там и там я стараюсь получить на выходе "0". В этом случае гитара начинает строить идеально. Хотя, нужно признать тот факт, что слово "идеальный строй" для акустических инструментов не совсем подходит. Так как любые струнные всё равно будут давать погрешности при настройке, но эти погрешности можно свести к минимуму.

Другие, не очень популярные способы. К ним можно отнести:

Настройка по флажолетам. Это похоже на способ по 5 ладу, описанный выше. Только вместо зажатых звуков используются натуральные флажолеты. Извлекаем натуральный флажолет на 7 ладу 1 струны, затем натуральный флажолет на 5 ладу второй струны. Они должны звучать в унисон. Далее флажолет на 5 ладу второй струны и на 3 струне на 4 ладу. На оставшихся нижних струнах способ такой же как на 1 и 2 струне - 7 и 5 лад. По опыту скажу что способ настройки по флажолетам не очень эффективен и не точен для акустической гитары. Больше он подходит для баса.

Настройка по чистым квартам (как известно, открытые струны на гитаре в стандартном испанском строе, кроме 2 и 3, имеют между собой интервал кварта). Так настраивают "слухачи" . Данный метод мало популярен по известным причинам - людей обладающих незаурядным муз. слухом не так уж и много.

Использование специализированных сайтов в интернете. Некоторые из них просто дают звук открытых струн гитары, другие же предлагают использовать микрофон компьютера.

Как настроить гитару по флажолетам


Настройка гитары по флажолетам на первой взгляд выглядит сложной и непрактичной – по сравнению со стандартным способом настройки. Но гитаристам, мечтающим научиться играть на гитаре профессионально, стоит освоить и его, поскольку он даёт наименьшую погрешность. Причина этого кроется в технике извлечения флажолетов. Лучше, разумеется, один раз увидеть, как это делает преподаватель на занятиях по гитаре, но, на самом деле, сложного ничего нет.

Как сыграть флажолет?

Флажолет – это приём игры на струнных инструментах, при котором этот инструмент издаёт звук, похожий на звучание флейты. На гитаре флажолет извлекается так:

  • находим 12 лад (часто обозначен двумя точками на грифе);
  • аккуратно ставим палец на струну над ладовым порожком, не прижимая её;
  • щиплем струну, наслаждаясь звуком.

Извлекаются флажолеты на любой струне, и не только на 12 ладу. Ещё их можно найти на 7, 5, 4 и 3 ладах. Связано это с тем, что именно в этих местах находятся точки, делящие струну на 2, 3, 4, 5 и 6 частей. При этом сами ладовые порожки в образовании звука не участвуют. Более того, мастера именно флажолетами проверяют, правильно ли строит новая гитара. Они сравнивают между собой две ноты: флажолет на определённом ладу и ноту, извлечённую из прижатой на том же ладу струны. На 12 ладу обе ноты полностью одинаковы, на 7 – отличаются на октаву, на 5 – на 2 октавы и так далее.

Так вот, точность настройки флажолетами обеспечивается тем, что струны не прижимаются к грифу, как при стандартном способе, а потому не меняется их натяжение.

Настройка гитары флажолетами

Любой способ настройки гитары состоит в звучании определённых нот в унисон, то есть, когда они сливаются в один звук – ровный и без биений. Алгоритм настройки гитары флажолетами следующий:

  • первая открытая струна настраивается с помощью камертона на ноту ми;
  • добиваемся звучания в унисон флажолета на 7 ладу первой струны и на 5 ладу второй струны;
  • флажолет на второй струне на 5 ладу звучит в унисон с флажолетом на третьей струне на 4 ладу;
  • флажолет на третьей струне на 7 ладу звучит так же, как флажолет на четвёртой струне на 5 ладу;
  • флажолеты на 7 ладу четвёртой струны и на 5 ладу пятой струны тоже совпадают;
  • флажолет на 7 ладу пятой струны звучит в унисон с флажолетом на шестой струне и 5 ладу.

Когда вы добились идеального звучания всех струн, имеет смысл дополнительно проверить правильность настройки гитары, сыграв открытую первую струну вместе с флажолетами на пятой струне 7 ладу и на 6 струне 5 ладу. Нота должна звучать одна – нота ми.

Флажолеты. Еще один способ настройки гитары

Флажолет (от французского flageolet – флейта) – прием игры на гитаре (на самом деле, на любом струнном инструменте) при котором извлекается красивый гулкий звук, напоминающий тембр флейты. Попробуем исполнить его: прикладываем палец левой руки к первой струне в месте точно над металлической полоской 12-го лада (не зажимаем, а просто кладем на нее – струна не должна касаться грифа), затем играем струну правой рукой, а палец левой после этого сразу же убираем. Если делаем все правильно, получается эхоподобное звучание, похожее на гудение вилочного камертона. Прием можно исполнять на любой струне в местах ее частичного деления (1/2, 1/3, 1/4, 1/5 и т. д.). 12-й лад и первую струну мы взяли потому, что так проще.

Металлический порожек 12-го лада делит струну ровно пополам, 7-го лада на части 1/3 и 2/3 от целой струны, 5-го – на 1/4 и 3/4. Таким образом, в этих местах можно сыграть флажолеты. Однако, на части делятся не только открытые струны, например, если зажать ту же первую струну на 3-м ладу, тогда флажолет можно будет сыграть на 15-м, правда прикладывать к струне придется уже палец правой руки, а играть ее средним, безымянным или мизинцем левой. Флажолеты, сыгранные на зажатых струнах называются искусственными, а на открытых натуральными или естественными. При игре на акустической гитаре в силу ее специфики чаще используются натуральные флажолеты, искусственные звучат на ней очень тихо.

Характерно, что флажолет – это не просто абы какой звук, а нота, такая же как и все остальные. Когда точка приложения пальца к звучащей струне находится посередине (12-й лад), высота исходной ноты (то есть такой, как будто мы играем струну обычным способом) повышается на октаву; если точка приложения 2/3 или 1/3 (7-й или 19-й лад) – на октаву и квинту (на 19 полутонов); если – 3/4 (5-й лад) или 1/4 – на две октавы. Можно удостовериться в этом померив высоту флажолетов с помощью программы Tunit v.3.40 или определив ее на слух. В начале статьи мы играли прием на 12-м ладу первой струны Ми (Ми 1-й октавы) и получали соответственно Ми 2-й октавы (про октавы смотрим здесь).

В нотной записи флажолеты обозначаются так:

(XII – номер лада), или латиницей –

Здесь нота Ми говорит о том, что флажолет играется на первой струне, однако встречается обозначение, при котором под высотой ноты в записи подразумевается высота самого флажолета, то есть

то же самое, что и

Также имеет место следующая запись:

Имеется ли в виду в конкретном случае высота обычного звучания струны или самого флажолета, а так же натуральный флажолет или искусственный, приходится определять из контекста, например, здесь

флажолет искусственный, потому что его нельзя сыграть ни на какой открытой струне, и нота Ля подразумевает его высоту.

Кроме того, с помощью этого приема игры можно настраивать гитару. Настраиваем первую струну, например, по камертону. А дальше следуем правилам:

  • флажолет на 5-м ладу 2-й струны звучит в унисон с флажолетом на 7-м ладу 1-й струны;
  • 3-я струна на 4-м ладу звучит в унисон 2-й струне на 5-м ладу;
  • флажолет на 5-м ладу 4-й струны звучит в унисон с флажолетом на 7-м ладу 3-й струны;
  • флажолет на 5-м ладу 5-й струны звучит в унисон с флажолетом на 7-м ладу 4-й струны;
  • флажолет на 5-м ладу 6-й струны звучит в унисон с флажолетом на 7-м ладу 5-й струны.

Можно также сначала настроить 4-ю и 5-ю струны по камертону, флажолеты на их 7-м и 5-м ладах – это нота Ля.

Игорь Воронин, 7 января 2008

Теодора 13 сентября 2017 07:08
Для настройки гитары c помощью онлайн тюнера Вам понадобиться только минимум знаний, а именно какими буквами обозначаются струны.

Тэрезе 26 сентября 2017 04:38
Данный классический способ настройки гитары наиболее распространен среди начинающих музыкантов из-за своей относительной простоты и наглядности.

Айнур 3 октября 2017 11:06
Кроме портативных устройств, на ПК также имеется масса различного софта для гитаристов. Действуют они по-разному – какие-то как обычные тюнеры через микрофон, какие-то просто дают нужный звук, и настраивать приходится на слух. Так или иначе, работают они так же, как и механические тюнеры – просто для настройки акустической гитары понадобится хоть какой-нибудь микрофон.

Нинет 9 октября 2017 11:02
Все они настроены в кварту, и только четвертая и пятая между собой образуют уменьшенную квинту – другой интервал. Это также связано с тем, что таким образом проще исполнять некоторые произведения. Кроме того, это важно при настройке гитары на слух.

Шейла 16 октября 2017 03:24
Спасибо за информацию. Никогда еще не пользовался таким способом настройки гитары. Вообще я сам плохо настраиваю гитары. Прошу настроить друга. Он их настраивает как бог, хотя сам вообще играть не умеет.

В комментариях не предусмотрена дискуссия, если вы хотите получить ответ на свой вопрос или пообщаться с другими пользователями, пишите на форуме. Комментарии, не имеющие отношение к статье, удаляются.

AllFrets

Рад приветствовать тебя во втором уроке о технических приемах. Ты без сомнения уже стал мастером в использовании пулов, хаммеров, слайдов, трелей и тремоло. Если нет, то, возможно, имеет смысл вернуться к уроку технические приемы - основы. В этом уроке мы поговорим о таком приеме, как флажолет. Флажолет это прием игры на музыкальном инструменте, при котором извлекается обертон. Существует три основных типа флажолетов - натуральный, искусственный и теппинговый.

Но сначала несколько советов по настройке гитары.

НАСТРОЙКА МЕНЗУРЫ

Мензура это расстояние от верхнего порожка до бриджа. Фактически это длина той части струны, которая звучит. Настроить ее несложно. Есть два способа.

  1. По тюнеру: Струна, зажатая на 12 ладу должна издавать ту же самую ноту, что и открытая струна, звучащая октавой выше. Если струна звучит ниже, значит расстояние от нижнего порожка гитары до 12 лада больше, чем расстояние от 12 лада до порожка. Значит, мензуру нужно укоротить. Если струна звучит выше, значит расстояние от нижнего порожка гитары до 12 лада меньше, чем расстояние от 12 лада до порожка. Мензуру нужно удлинить. Все, что тебе понадобиться для отстройки мензуры – это отвертка и тюнер. На бридже находятся ползунки. Чем ближе ползунок к бриджу, тем длиннее струна и наоборот. Надеюсь, дальнейшие пояснения не требуются.
  2. На слух: флажолет над 12 ладом должен звучать так же, как эта же струна, зажатая на 12 ладу. Мензура регулируется по тому же принципу и все теми же ползунками.
ВЫСОТА СТРУН

Струны своим натяжением выгибают гриф по форме лука. Анкерный стержень, препятствуя этому, выгибает гриф в противоположную сторону. В первую очередь необходимо ослабить анкер, чтобы под струной образовался небольшой прогиб. Затем натягивай анкер, пока четвертая, пятая и шестая струна не начнут звенеть об лады при игре от первого до седьмого лада. Причем, мягкое звукоивлечение не должно вызывать звона. Во время регулировки следи за строем гитары.

УСТАНОВКА СТРУН

Способов конечно много и каждый выбирает что-то свое. Вот один из возможных вариантов установки струн, который я нашел где-то на просторах интернета. Может, будет кому-нибудь полезен.

1. Протягиваем струну в отверстие колка так, чтобы оставался запас для нескольких витков струны на колке (об их количестве далее).

2. Начинаем поворачивать колок в нужном направлении, в каком - догадаетесь сами.

3. Во время намотки первого или первых двух витков следим за тем, чтобы они были над отверстием в колке и соответственно над струной, протянутой в колок.

4. Все остальные витки под отверстием. Таким образом, получилось, что хвостик струны зажат между витками. Это добавит надежности вашему строю.

5. Некоторые в добавление к этому протягивают хвостик струны опять в отверстие колка, получая что-то вроде узелка.

Примерное количество витков на колке:

  • 1 струна - 4-5
  • 2 струна - 4
  • 3 струна - 2-3
  • 4 струна - 2
  • 5 струна - 2
  • 6 струна - 2

При намотке струн на колок многие допускают грубейшую ошибку: пропускают струну в отверстие колка, а затем наматывают струну на колок путем накидывания петель поверх колка. Так делать категорически не рекомендуется, так как струна скручивается и приобретает свойства сходные с пружиной. Результат - испорченный звук струны, потеря сестрина, невозможность точной настройки.

Струны не рекомендуется ставить больше одного раза, а если и ставишь снятые, то нужно делать это очень аккуратно и следить за тем, чтобы на струне на протяжении мензуры (в остальных местах это менее актуально) не образовывались эдакие сгибы: ___/\___ Сия неприятность при натяжении струн может и исчезнет, но только визуально, а вот на звуке это отразится сильно: потеря сустэйна, отвратительные высокочастотные вибрации (особенно при игре с distortion), настройка мензуры.

НАТУРАЛЬНЫЙ ФЛАЖОЛЕТ

Натуральный флажолет по своему звучанию порой напоминает колокольный звон. Сейчас я объясню физические основы его звукоизвлечения. Так колеблется открытая струна:

Если же ее колебание остановить посередине, то она будет вибрировать следующим образом:

В этот раз струна вибрирует в два раза быстрее, а, следовательно, и звучит на октаву выше. Чтобы исполнить такой флажолет просто поставь палец на струну прямо над двенадцатым ладом, НО! не прижимай ее. Просто слегка коснись прямо над металлическим порожком. Извлеки ноту и сразу же убери палец.

Надеюсь, принцип понятен – флажолет можно извлечь там, где струна делиться на равные части. Над седьмым либо девятнадцатым ладом струна делиться на три части.

Этот флажолет будет звучать на октаву с квинтой выше открытой струны.

Над пятым ладом струна делиться на четыре равные части. Этот флажолет будет звучать на две октавы выше открытой струны.

Серию флажолетов можно, конечно, продолжить, однако их будет все сложнее и сложнее исполнять.

Упражнение 1. Здесь, как ты видишь, присутствует флажолет, взятый на четвертом ладу.

Упражнение 2. И еще одно упражнение, в котором будешь извлекать по два натуральных флажолета одновременно.

ИССКУСТВЕННЫЙ ФЛАЖОЛЕТ

Или, как его еще называют, медиаторный флажолет способен очень сильно разнообразить и украсить соляк. Извлекается он, в отличие от натурального, на любом ладу любой струны. Для этого необходимо просто слегка наклонить медиатор при извлечении ноты и одновременно с этим слегка задеть струну большим пальцем, после чего резко убрать руку, чтобы ее не заглушить. Возможно, на словах все элементарно, однако в реальности научиться этому приему довольно трудно. И, уж поверь мне, пройдет много времени, прежде, чем ты сможешь высекать медиаторные флажолеты один за другим везде, где захочешь. Но оно того стоит! :)

Примеры искусственных флажолетов: раз, два, три. Ты наверняка не раз слышал это характерное внезапное "взвизгивание" электрогитары на включенном дисторшн в стилях Hard Rock, Heavy Metal и иже с ними. Вот несколько упражнений на развитие навыка, однако перед их выполнением советую посмотреть наглядный ролик по искусству высечения медиаторных флажолетов.

ТЭППИНГОВЫЙ ФЛАЖОЛЕТ

Этот флажолет извлечь довольно просто. Пару упражнений, которые помогут тебе его освоить, ты найдешь в уроке больше тэппинга.

НАСТРОЙКА ГИТАРЫ ПО ФЛАЖОЛЕТАМ

Этот способ настройки очень напоминает способ описанный, в уроке штрих при переходе со струны на струну, однако является более точным. Речь идет о натуральных флажолетах.

  • Флажолет, взятый на седьмом ладу первой струны, звучит так же, как флажолет, взятый на пятом ладу второй струны
  • Флажолет, взятый на пятом ладу второй струны, звучит так же, как флажолет, взятый на четвертом ладу третьей струны
  • Флажолет, взятый на седьмом ладу третьей струны, звучит так же, как флажолет, взятый на пятом ладу четвертой струны
  • Флажолет, взятый на седьмом ладу четвертой струны, звучит так же, как флажолет, взятый на пятом ладу пятой струны
  • Флажолет, взятый на седьмом ладу пятой струны, звучит так же, как флажолет, взятый на пятом ладу шестой струны

На этом все. Надеюсь, урок оказался полезен. В следующем уроке ты освоишь такие приемы, как вибрато, бенд, рейк и некоторые другие. Это поможет мне сделать следующие уроки более информативными.Удачи!

Настройка по флажолетам не совпадает с настройкой по ладам

Это очень запутанная тема, но вы уж потерпите немного.

Для начала немного физики. Высота любой ноты может быть представленна в герцах, они определяют количество колебаний струны в секунду, и это число удваивается каждый раз, когда вы переходите на октаву выше. Так что, если вы видите «A = 440» на тюнере, значит правильно настроенная нота Ля должна вибрировать 880, 440 или 220 раз в секунду, в зависимости от октавы.

Древние греки открыли систему пропорций, с помощью которых можно подобрать группу нот, которые вместе хорошо звучат. Это группу мы знаем как мажорную гамму, а в ключе До она выглядит так:

  • До = 264 Гц – умножаем на 9/8 и получаем:
  • Ре = 297 Гц – умножаем на 10/9 и получаем:
  • Ми = 330 Гц – умножаем на 16/15 и получаем:
  • Фа = 352 Гц – умножаем на 9/8 и получаем:
  • Соль = 296 Гц – умножаем на 10/9 и получаем:
  • Ля = 440 Гц – умножаем на 9/8 и получаем:
  • Си = 495 Гц – умножаем на 16/15 и получаем:
  • До = 528 Гц

Обратите внимание, что частота последней ноты вдвое выше изначальной До, шаблон можно повторить заново, получив ноты следующей октавы. Сравнительно простые пропорции вроде этой часто звучат приятно для человеческого слуха (Флажолеты, кстати, «работают» точно также. Как мы увидим далее, проще всего найти флажолеты в точках, где струна делится поровну на половины, трети, четверти и так далее). Выше перечислены ноты, которые хорошо звучат вместе в тональности До. Точнее, они составляют До мажорную гамму.

И вот тут и начинаются проблемы. Если вы захотите рассчитать все частоты для подобной гаммы в ключе Ре мажор, то начнёте с Ре = 297 Гц, как указано выше. А затем, с этой стартовой точки, вы примените такую же последовательность соотношений. Вот что получится:

  • Ре = 297 Гц – умножаем на 9/8 и получаем:
  • Ми = 334,1 Гц – умножаем на 10/9 и получаем:
  • Фа-диез = 371,3 Гц – умножаем на 16/15 и получаем:
  • Соль = 396 Гц – умножаем на 9/8 и получаем
  • Ля = 445,5 Гц – умножаем на 10/9 и получаем:
  • Си = 495 Гц – умножаем на 9/8 и получаем:
  • До-диез = 556,9 Гц – умножаем на 16/15 и получаем:
  • Ре = 594 Гц

Даже если вся эта математика вызывает у вас неприязнь, я уверен, что вы тоже заметили здесь серьёзную проблему. Ми, которая составляла 330 Гц в До мажорной гамме, в Ре мажорной гамме равна 334,1 Гц. Ещё есть Ля, которая в До мажорной гамме равна 440 Гц, но 445,5 Гц в Ре мажорной. А если у нас больше одного варианта «правильной» частоты для некоторых нот, то каким же образом нам настроить инструмент так, чтобы он звучал хорошо во всех 12 ключах?

Решение, которое используется в западной музыке называется «равномерная темперация» , каждая октава делится на 12 равных полутонов. С точки зрения математики это достигается умножением стартовой частоты на корень двенадцатой степени двойки (примерно 1,0595). Если вы сделаете это 12 раз то выведете частоты всех возможных полутонов в октаве. Это не обязательно будут самые приятно звучащие варианты нот, но они будут близки к правильному звучанию в любом контексте, а это позволяет музыкантам писать и играть музыку, которая свободно перемещается в разные ключи.

Оборотная сторона состоит в том, что из-за этого сложно правильно настроиться! Если вы попытаетесь получить идеальный аккорд C в открытой позиции, то обнаружите, что E в открытой позиции звучит определённо «фальшиво» и наоборот. Если вы используете электронный тюнер, чтобы найти идеальный компромис для каждой ноты (в соответствии с системой равномерной темперации), то все ваши аккорды будут звучать «фальшиво», но только совсем чуть-чуть, так что с этим можно жить.

Все эти технические нюансы я привёл для того, чтобы донести главную мысль: если ваш тюнер утверждает, что вы настроены правильно, но вам кажется, что аккорд всё равно звучит немножко «не так», то вы не сходите с ума, вы абсолютно правы! Лучше всего использовать тюнер, как ориентир, а после этого на слух делать нужные изменения в соответствии с тональностью, в которой вы играете.

Флажолеты

Часто гитару настраивают с помощью флажолетов (если вы не очень хорошо знакомы с флажолетами, то не переживайте, позже я расскажу про них детально) (или прямо сейчас вы можете прочитать статью флажолеты на моём сайте — прим. переводчика). Например, вы можете сыграть флажолеты на пятом ладу шестой струны и на седьмом ладу пятой струны. Если во время того, как они будут звучать вы слегка подстроите одну струну, то услышите ритмичное «биение», которое будет замедляться по мере того, как высота двух нот будет сближаться и полностью исчезнет, если высота будет полностью совпадать.

Это интересный и простой способ настройки. К сожалению, он использует греческие соотношения, а не равномерную темперацию, так что если вы настроите таким образом все шесть струн, то вследствие последовательных мизерных ошибок, гитара будет звучать не настроеной. Но нельзя не отметить, что если вам нужно поменять струну прямо посреди выступления, то этот способ очень удобен. Сложно услышать точную высоту ноты на большой громкости, но эффект «биения» вы распознаете сразу.

Стандарт настройки

Это ещё одна неотъемлемая проблема связанная с настройкой, наверное, лучше всего, её проиллюстрировать рассмотрев способ, которым настраивают пианино. Пианино звучит более стройно, если его диапазон слегка растянут — т. е. если частота каждой ноты не в два раза выше той же ноты предыдущей октавы, а чуточку больше, чем в два раза. Не спрашивайте меня почему, просто так уж есть. (гитарист Эрик Джонсон расхваливает преимущества метода, когда сначала настраивается третья струна Соль, а от неё все остальные к краям, при этом самая «правильная» нота в таком случае находится в середине диапазона гитары.) В оркестре у разных музыкантов немного разный эталон — скрипачи настраиваются на чуть более высокую Ля, чем туба, например. А если приводить пример из гитарной области, то Мартин Тейлор утверждает, что он настраивет Ля как 442 Гц, а не 440 Гц.

Следующая проблема касающаяся гитары: когда вы бьёте по струне, то ожидаете, что вибрация будет происходить по всей её длинне между седлом и ладом (или порожком, если струна открытая). На самом деле это не так. Есть очень маленькая часть струны с каждого конца, которая вообще не двигается, именно поэтому на гитаре нужно настраивать ещё и интонацию, т. е. проверять, что ноты звучат правильно по всей длине грифа (сейчас настройку интонации принято называть «настройкой мензуры» — Прим. переводчика). Самое главное проверить, что высота ноты на 12-м ладу совпадает с высотой натурального флажолета в том же месте. Если «прижатая» нота выше, то седло нужно отодвинуть назад, дальше от грифа. Если же нота ниже, чем флажолет, то, напротив, седло нужно придвинуть ближе. (Запомните, делайте эту настройку только на новых струнах!).

Установка интонации решает проблему на бриджевом конце струны, но, разумеется, она остаётся со стороны головы грифа. Многие профессиональные гитаристы замечают, что на первых нескольких ладах звук немного выше, чем у нот в другой части грифа, именно поэтому придумали Buzz Feiten tuning system. Тут используется совершенно секретная (и, следовательно, очень дорогая) формула изменения расстояния между порожком и ладами — порожек передвигается чуть вперёд, исправляя проблему.

(Позволю себе заметить, что википедия , например, с Гованом не согласна. Проблема интонации возникает из-за того, что прижимая струну, вы её, к тому же, слегка натягиваете. А у головы грифа она более ярко выражена, если в нулевом порожке недостаточно глубоко пропилены каналы. Ко всему приведу ещё одну ссылку для полноты картины. — Прим. переводчика)

FretWaves на подписной Yamaha Гамбале

FretWaves на подписной Yamaha Гамбале

Если у вас был шанс рассмотреть подписные Yamaha Фрэнка Гамбале вблизи, то вы должны были заметить, что первые несколько ладов имеют маленькие V-образные изгибы. Это ещё одна попытка борьбы с противоречивостью настройки, изгибы сделаны так, чтобы все открытые формы аккордов звучали хорошо.

Оба этих метода, вроде бы, работают, но не забывайте, что люди играли на гитаре и звучали хорошо задолго до того, как любой из них был внедрён, что в очередной раз приводит нас к выводу, что нужно «использовать свои уши». Помню, на одном выступлении было практически невозможно сыграть так, чтобы все аккорды звучали в унисон с клавишными. Решением стало то, что я переместил пару аккордов на другие струны.

Сложности с механикой

Следующая сложность: когда вы бьёте по струне жёстко, то она звучит немного выше — особенно в самом начале ноты («атака») — чем если вы ударите по ней мягко. Легче всего это заметить на шестой струне — вы сможете извлечь из неё Фа, если будете бить достаточно жёстко. Когда вы настраиваетесь, то важно бить по струнам с такой силой, с которой бьёте, когда играете. Если во время настройки вы будете их робко дёргать, а потом перейдёте к жёсткому, аггресивному исполнению своего риффа, то он будет звучать немного выше.

Всё это слегка обескураживает, не так ли? В последних параграфах мы узнали, что музыка практически не звучит, а гитары практически не играют!

Несколько приктических советов по настройке тут будут к месту:

Гораздо легче настроить гитару, когда на ней новые струны. Старые струны покрыты неравномерным слоем коррозии и кусочков «мёртвой» кожи, не говоря уже о вмятинах в местах соприкосновения с ладами. Так что их толщина не одинакова по всей длине, а интонация со временем ухудшается.

Новые струны, при всех их достоинствах, должны некоторое время усаживаться. Как вы наверное знаете, это можно побороть настроих их выше на тон, а потом энергично порастягивать, оттягивая каждую струну в направлении от грифа. Но обычное растягивание влияет больше на середину струны, чем на края. Лучше всего во время оттягивания, зажимать струну по очереди на каждом ладу. Это даст более равномерное натяжение по всей длине струны (за этот совет спасибо Филу Хилборну!).

Абсолютный слух

Чтобы как-то завершить тему кратко упомяну относящуюся к настройке тему абсолютного слуха, способности точно определять высоту ноты на слух. Обычно считается, что абсолютный слух это талант, который либо есть, либо его нет, но существуют курсы, которые заявляют, что могут научить этому (американец Дэвид Бургесс предлагает такой курс в формате нескольких аудиокассет). Я, к сожалению, не обладаю абсолютным слухом. Я примерно представляю, как должна звучать открытая первая струна, но это забывается довольно быстро, если я не играю несколько дней, так что я называю это скорее «запоминанием ноты». На самом деле, я даже немного рад такому положению вещей — многие люди, которые знают точную высоту каждой ноты, не могут слышать музыку, которая играется немного выше или ниже. Один из моих школьных учителей музыки был «одарён» абсолютным слухом, и каждый раз вздрагивал, когда включал нам на уроке кассету, школьный магнитофон проигрывал её чуть медленнее, а следовательно, музыка для учителя звучала неправильно. Боюсь подумать, что с ним сделали бы ранние альбомы Ван Халена, где гитара и бас были настраивались примерно на четверть тона ниже Ми или Ми-бемоль! (в период «до клавишных», Эдди Ван Хален и Майкл Энтони просто настраивались друг на друга, а не по камертону)

Несколько лет назад у меня был студент, который прошел один из таких курсов типа «научи-себя-сам-абсолютному-слуху», и я был восхищён. Время от времени я пытался выстрелить в него случайной нотой, чтобы подловить… и ни разу не подловил! Когда я спросил у него как эта система работает, он объяснил, что лучшая аналогия это цвета. Например, сказал он, думайте о Си-бемоль как о звучащей синим цветом, а Ре зелёным.

Заинтригованный, я сыграл ему аккорд Cmaj7 и спросил как звучит это. Он огорченно покачал головой и сразу сдался.

«А ты не можешь просто сфокусироваться на каждой ноте по очереди и различить их цвета?» — посоветовал я. «Потом ты посмотришь на этот список нот и определишь аккорд».

«Нет, вы не поняли», возразил он. «Все аккорды звучат для меня коричневыми!»

В общем, абсолютный слух хорош для определённых вещей — я, например, знаю нескольких певцов, которые используют его, чтобы определить стоит или нет пытаться достичь определённой высокой ноты — но он не решает всех проблем связанных с музыкой, и многие профессиональные музыканты прекрасно живут без него. Я полагаю, что гораздо полезнее работать над своим относительным слухом — способностью распознавать интервал между одной нотой и следующей — часть этой книги про лады и интервалы поможет вам в достижении этой цели.

Есть, кстати, теория, что все дети рождаются с абсолютным слухом, но теряют его когда начинают понимать, как работает музыка. И только когда они избавляются от него, они способны распознать, что «Happy Birthday» сыгранная в разных тональностях это одна и таже мелодия.

Настройка гитары флажолетами

Хочу заметить, что в данной статье будет рассмотрен метод настройки стандартного строя в E (Ми).

Настройка гитары с использованием натуральных флажолетов

Прежде всего вам нужно научиться играть флажолеты, а уже после вы сможете самостоятельно настраивать свой инструмент используя эту технику.

Как играть флажолеты (гармоники)

Для того чтобы сыграть флажолет, поставьте свой безымянный или любой другой палец сверху над 12-м ладом 6-й струны. Теперь положите верхнюю фалангу этого пальца на струну (как на картинке), припер флажолета
но не в коем случае не прижимайте, просто едва прикоснитесь к струне.
Теперь вам необходимо извлечь звук правой рукой (если вы правша). Просто сыграйте эту струну медиатором или пальцем как вы делаете это обычно. После этих действий вы должны услышать звук, похожий на звучание колокольчика. Для более чистого и продолжительного звучания немедленно убирайте безымянный палец от струны, сразу после того, как вы её сыграли. После небольшой практики, вы сможете играть натуральные флажолеты без особых усилий. Натуральные флажолеты так же можно сыграть на 5 и 7 ладах. Проделайте все те же действия, что я описал выше. Если флажолеты не звучат так же чисто и громко, как на 12 ладу, просто убедитесь, что вы положили свой палец прямо по середине порожка и не зажимаете его.

Теперь давайте научимся, как настраивать свою гитару использую флажолеты.

Настройка гитары с помощью флажолетов (гармоник)

Настройка гитары с использованием флажолетов очень похожа на стандартный метод настройки гитары, где мы используем ноты других струн, чтобы настроить гитару.

Прежде всего убедитесь, что 6-я (самая толстая) струна была настроена в ноту E (Ми) правильно, для этого используйте онлайн камертон или тюнер.


Следуйте следующим шагам:

  • Настраиваем 5-ю струну. Сыграйте флажолет на 5-м ладу 6-й струны и флажолет на 7-м ладу 4-й струны. Если ноты звучат одинаково, значит струна настроена правильно, если нет, то подкрутите колок, который отвечает за 5-ю струну так, чтобы флажолет на 6-й струне звучал в унисон с 5-й струной.
  • Настраиваем 4-ю струну. Сыграйте флажолет на 5-м ладу 5-й струны и флажолет на 7-м ладу 4-й струны. По аналогии с пунктом 2. Подкрутите колок на 4-й струне так, чтобы флажолеты звучали в унисон.
  • Настраиваем 3-ю струну. Сыграйте флажолет на 5-м ладу 4-й струны и флажолет на 7-м ладу 3-й струны. Подкрутите колок на 3-й струне так, чтобы флажолеты звучали в унисон.
  • Настраиваем 2-ю струну. Сыграйте флажолет на 7-м ладу 6-й струны и открытую 2-ю струну. Подкрутите колок на 2-й струне так, чтобы флажолет на 6-й струне звучал в унисон с открытой 2-й струной.
  • Настроим 1-ю струну. Сыграйте флажолет на 5-м ладу 2-й струны и флажолет на 7-м ладу 1-й струны. Подкрутите колок на 1-й струне так, чтобы флажолеты звучали в унисон.

Поздравляю! Если вы всё сделали правильно, то гитара гитара настроена.

Как настроить классическую гитару?

Не только начинающих, но и довольно опытных гитаристов время от времени мучают чисто технические вопросы: как заменить струну на гитаре, если она испорчена, или как настроить совсем новую гитару, если забыли сделать это прямо в магазине, или если она расстроилась, пару месяцев провалявшись без дела?

С такими проблемами музыканты сталкиваются постоянно, поэтому можно заранее себя к ним подготовить. Сегодня поговорим о том, как настроить классическую гитару различными способами так, чтобы всё с нашим любимым инструментом было окей!

Как правильно заменить гитарные струны?

Перед тем, как заменить струну на гитаре, удостоверьтесь, что метка на пакетике соответствует той струне, которую вы собрались поменять.

  1. Просуньте струну в небольшое отверстие на подставке деки. Закрепите ее, сделав петлю.
  2. Зафиксируйте другой конец струны на соответствующем колке. Просуньте ее кончик в дырку и вращайте колок в том направлении, в котором уже натянуты другие струны. Обратите внимание: струны на грифе или близ колков ни в каком бы то ни было месте не должны накладываться друг на друга.
  3. Настройте гитару. Об этом ещё сейчас поговорим.

Нужно вот о чём сказать: если вы меняете все струны сразу, то делайте это с осторожностью, чтобы не испортить инструмент. Сначала нужно ослабить все старые струны, а затем их по очереди снимать. Натягивать струны по очереди нельзя – устанавливаем все и натягиваем их не сильно, но так, чтобы они стояли ровно, и не перекрещивались с соседними струнами. Затем можно потихоньку равномерно поднимать строй, то есть натягивать струны сильнее: до такой степени, чтобы можно было начать работу по их настройке.

Помните, что новые струны плохо держат строй, и поэтому их необходимо все время подтягивать. Кстати, о том, как правильно выбирать новые гитарные струны можно почитать здесь.

Что и зачем надо крутить на гитаре?

На грифе шестиструнки вы можете увидеть шесть механических колков – их вращение натягивает или опускает струны, изменяя звук в сторону повышения или понижения тона.

Классический строй гитары с первой по шестую струну – это EBGDAE, то есть МИ-СИ-СОЛЬ-РЕ-ЛЯ-МИ. Про буквенные обозначения звуков можно почитать здесь.

Что такое тюнер и как с помощью него можно настроить гитару?

Тюнер – это небольшой прибор или программа, которая позволяет не только настроить новую гитару, но и любой другой музыкальный инструмент. Принцип работы тюнера довольно прост: при звучании струны на дисплее прибора высвечивается буквенное изображение ноты.

Если гитара расстроена, то тюнер покажет, что струна низит или высит. В этом случае следя за индикатором ноты на дисплее, медленно и плавно крутите колок в нужном направлении, при этом регулярно подёргивая настраиваемую струну и проверяя прибором её натяжение.

Если вы решите воспользоваться онлайн-тюнером, то имейте в виду, что необходим микрофон, подключенный к вашему компьютеру. Хотите купить тюнер? Обратите внимание на компактные модели, которые крепятся на головку грифа (туда, где расположены колки). Такая модель позволит настроить гитару даже в процессе игры! Очень удобно!

Как настроить шестиструнку с помощью синтезатора (фортепиано)?

Если вы знаете расположение нот на клавишных инструментах, то настройка гитары пройдет без проблем! Просто возьмите нужную ноту (например, ми) на клавиатуре и сыграйте соответствующую струну (здесь это будет первая). Внимательно вслушайтесь в звук. Есть диссонанс? Настройте инструмент! Только не нужно ориентироваться на фортепиано, которое само с грехом пополам держит строй, лучше уж включить синтезатор.

Самый популярный метод настройки гитары

Еще в те времена, когда не существовало помощников-тюнеров, гитару настраивали по ладам. До сих пор этот способ является одним из самых распространенных.

  1. Настраиваем вторую струну. Прижмите ее на пятом ладу – полученный звук должен звучать в унисон (точно так же) с первой открытой струной.
  2. Настраиваем третью струну. Её зажмите на четвертом ладу и проверьте унисон со второй открытой.
  3. Четвертую – на пятом ладу. Проверяем идентичность звучания с третей.
  4. Пятую тоже прижимаем на пятом ладу, и проверяем верность ее настройки по открытой четвертой.
  5. Шестая прижимается на пятом ладу и сверяется по звуку с пятой открытой.
  6. После этого проверьте правильность настройки инструмента: дёрните вместе первую и шестую струны – они должны звучать идентично с разницей лишь в высоте. Чудеса!

В чём суть настройки по флажолетам?

О том, как настроить классическую гитару по флажолетам знают немногие. Да и вообще, большинство не знают, что такое флажолет. Слегка прикоснитесь пальцем до струны прямо над порожком на пятом, седьмом, двенадцатом или девятнадцатом ладу. Получился мягкий и слегка приглушенный звук? Это и есть флажолет.

  1. Настраиваем вторую струну. Ее флажолет на пятом ладу должен звучать в унисон с флажолетом на пятом ладу первой струны.
  2. Настраиваем четвертую. Сравниваем звучание флажолета на седьмом ладу с первой струной, прижатой на пятом ладу.
  3. Настраиваем третью струну. Флажолет на седьмом ладу идентичен звучанию флажолета на пятом ладу четвертой струны.
  4. Настраиваем пятую. Флажолет на пятом ладу звучит в унисон с флажолетом на седьмом ладу четвертой струны.
  5. И шестая струна. Ее флажолет на пятом ладу звучит идентично флажолету седьмого лада пятой струны.

Можно ли настроить гитару ничего не прижимая, то есть по открытым струнам?

Если вы «слухач», то настроить гитару по открытым струнам для вас не проблема! Приведенный ниже способ подразумевает под собой настройку по чистым интервалам, то есть по звукам, которые слушаются слитно, без призвуков. Если наловчиться, то совсем скоро вы сможете различать колебания вместе взятых струн, и то, как звуковые волны двух разных нот сливаются воедино – это и есть звучание чистого интервала.

  1. Настраиваем шестую струну. Первая и шестая струна – это чистая октава, то есть идентичное звучание с разницей в высоте.
  2. Настраиваем пятую. Пятая и шестая открытая – это чистая кварта, слитное и призывное звучание.
  3. Подстраиваем четвертую. Пятая и четвертая струна – это тоже кварта, а значит, звук должен быть чистым, без диссонансов.
  4. Настраиваем третью. Четвертая и третья струны – это чистая квинта, звучание её ещё более слаженное и просторное по сравнению с квартой, потому что этот консонанс совершеннее.
  5. Настраиваем вторую. Первая и вторая струны – это кварта.

Про кварты, квинты, октавы и другие интервалы вы можете узнать, почитав статью «Музыкальные интервалы».

Как настроить первую струну на гитаре?

Любой способ настройки предусматривает, что хотя бы одна струна гитары уже настроена на верный тон. А как проверить, правильно ли она звучит? Давайте разберёмся. Существует два варианта настройки первой струны:

  1. Классический – по камертону.
  2. Дилетантский – по телефону.

В первом случае нужен специальный приборчик, с виду напоминающий железную вилку с двумя тупыми зубьями – камертон. Его следует слегка ударить и поднести ручкой «вилки» к уху. Вибрирование камертона издает ноту «ля», по которой мы и будем настраивать первую струну: просто прижмите ее на пятом ладу – это и есть нота «ля». Теперь проверяем, совпадает ли звучание ноты «ля» на камертоне и «ля» на гитаре. Если да, то всё хорошо, можно настраивать остальные струны гитары. Если нет, то придётся повозиться с первой.

Во втором, «дилетантском», случае просто поднимите трубку стационарного телефона. Слышите гудок? Это тоже «ля». Настройте гитару по предыдущему примеру.

Итак, настроить классическую гитару можно разными способами: по открытым струнам, по пятому ладу, по флажолетам. Можно при этом пользоваться камертоном, тюнером, компьютерными программами или даже обычным стационарным телефонным аппаратом.

Пожалуй, хватит на сегодня теории – отправляйтесь практиковаться! Довольно у вас уже знаний о том, как менять струны, да как настраивать гитару. Пора взять в руки свою «прихворавшую» шестиструнку и подлечить её хорошим «настроением»!

Читайте также: