Назовите 2 недостатка организации производства г форда

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Сильные и слабые стороны концепции Г.Форда

Одно из самых сильных качеств Г. Форда – это понимание значения производительности. Он стремился обеспечить своей компании автономность, а другим людям – изобилие. Последнее было отражено в его девизе: «Высокие зарплаты для создания крупных рынков». Интересы покупателей и рабочих Г. Форд ставил выше интересов акционеров.

Основным достижением Г. Форда является то, что он смог сделать автомобиль массовым средством передвижения, не прибегая к тяжелому физическому труду работников, а также способствовал общему повышению благосостояния населения Америки. Также Г. Форду удалось довести процесс индустриализации до определенного уровня зрелости.

Основными факторами, способствовавшими достижению его цели, являются:

1. масштабная механизация отрасли и глубокое разделение труда

2. вертикальная интеграция;

3. непрерывно перемещающиеся запасы;

4. представление о рабочем как о потребителе, что способствует развитию массового рынка через массовое производство и высокие зарплаты.

Г. Форду удалось максимально использовать многие достижения коммерции и техники своего времени. Он не боялся инноваций, был гибким в серьезных ситуациях. Считал, что предприятие само должно обеспечивать себя всеми необходимыми элементами производства: быть комплексным. Именно поэтому Форд налаживает свое металлургическое производство, а позже приобретает угольные шахты и железные рудники. И тем самым осуществляет контроль над продукцией на протяжении всего жизненного цикла (вертикальная интеграция).

Что касается механизации трудовых операций, Генри Форду удалось усовершенствовать изобретение Р. Олдса – конвейер, сделав его главной осью производственного процесса. Форду также удалось упростить труд, путем сведения сложных процессов к ряду простых приемов. Все процессы на его заводах были доведены до автоматизма. Бригадам не приходилось передвигаться по цеху от одного автомобиля к другому. Запчасти перемещались мимо рабочих по конвейеру, не давая человеку расслабиться, превращая его в придаток машины. Также рабочим не приходилось при работе наклоняться за инструментами. Конвейер двигался с определенной скоростью, что заставляла рабочего оперативно справляться с заданием. Выше сказанное способствовало сокращению времени производства автомобиля, без ущерба качеству, а также снижению цены на него.

Г. Форд активно использовал труд инвалидов и калек, и полагал, что тем самым решает ряд социальных проблем общества. Хотя на деле неполноценные трудоспособные люди работали лучше здоровых рабочих, так как понимали, что в другом месте они могут не получить работу вообще.

Г. Форд ввел восьмичасовой рабочий день и пятидневную рабочую неделю, при этом увеличил заработную плату на конвейере почти в 2 раза. Он установил минимальный уровень заработной платы - 30 долларов в неделю, ввел систему надбавок, уравнял женщин в оплате труда с мужчинами, активно использовал труд инвалидов и калек. Также стоит отметить, Форд стремился уменьшить стоимость изделия, увеличив при этом объемы продаж, что ему и удалось. Автомобили перестали быть предметом роскоши, и стали доступны тем, кто их производил. Это способствовало зарождению общества массового потребления.

В то же время у Форда наблюдалось отсутствие интереса и уважения к планированию, он не относился серьезно к теории менеджмента, в работе был склонен опираться на интуицию. Его действия были недальновидны и своевольны. Также Форд отдавал предпочтение рабочим без высшего образования и мало внимания уделял рекламе.

Но, несмотря на это, Г. Форд способствовал смелым и позитивным переменам. Его основанные на интуиции методы внедрения инноваций сначала активно критиковались, а затем получили признание и стали считаться неотъемлемой составляющей эффективного поведения руководителя.

Организация производства Г. Форда

1.1. Эффективность производства как важнейшая задача управления.

1.2. Организация работы с персоналом.

1.3. Финансовая политика.

II. Человеческий фактор на производстве Г. Форда.

Научно - технический прогресс давно стал надежным фундаментом переустройства многих стран. Освоение его достижений объективно вызвало к жизни качественно новые подходы к организации жизнедеятельности людей. Движущей силой этих преобразований стали предприниматели, среди них - Генри Форд. Он один из ведущих конструкторов цивилизованной рыночной экономики. Мало кто поставит под сомнение то, что его механизмы хозяйствования эффективно работают на обеспечение « потребительской корзины » граждан. В чем огромная заслуга ведущих бизнесменов и менеджеров, склонных к философскому осмыслению своей деятельности, рассматривающих её в контексте совершенствования общества, в придании ему наибольшей человеческой привлекательности. Генри Форд относится к таким предпринимателям. Вместе с Анри Файолем и Коносукэ Мацусита он составляет « великолепное трио », умом и делами которых утверждались рациональные принципы рыночной экономики, разрабатывались и практически осваивались её прогрессивные технологии. Характерно, что Генри Форд, Анри Файоль и Коносукэ Мацусита, каждый в своей стране - США, Франции, Японии - возглавляя крупнейшие промышленные концерны, особое внимание уделяли человедческим проблемам бизнеса и менеджмента. Они, по сути дела, являются создателями общепринятой на сегодня теории « Человеческого фактора », имеющей ярко выраженный гуманистический характер.

В наше время, когда экономика России переживает не лучшие времена, желательно в самые короткие сроки позаимствовать все лучшее, что имеет мир развитой рыночной экономики, умело адаптировать пи создании подобного механизма хозяйствования в стране.

I.Организация производства Г.Форда

Годовое производство автомобилей на заводе Форда с 18664 в 1909-10 годах поднялось до 1250000 в 1920-21 годах. В годы первой мировой войны цены на продукцию этого завода не только не выросли , но и упали. Чем же обусловлено такое благополучие предприятия?

1.1. Эффективность производства как важнейшая задача управления.

Фордизм есть система, принципы которой давно известны и составляют закон разделения труда. Модель изготовления только тогда выгодна для производства, когда она может быть легко расщеплена на операции, число которых не должно быть ни велико, ни мало. Процесс, поставленный правильно, знаменуется ритмическим действием изготовления, где быстрая работа может быть также не выгодна, как и медленная. Не замечаемая сила инерции или производственный раскат, развивающийся в процессе, составляет элемент Фордизма. Созданные Фордом на этом основании конвейеры для прогрессивной сборки, заготовка вещей в массовом количестве, цикл вращения материалов и получение обработанных фабрикатов в целом составляют также Фордизм, который обеспечивается внутренней системой, уничтожающей всякую квалификацию и специализацию и поэтому требующей уравнения заработной платы.

Точность изготовления, которая обязана обезличению труда, доходит у Форда до одной десятитысячной дюйма.

Скорость выделки и развиваемая инерция, введенная в процесс коллективного труда, дает массовый результат производства вещей.

Отказываясь видеть в хороших машинах то значение, которое им неверно приписывается, как и во всякой технике, Форд угадывает совершенную организацию производства, слагающуюся из многих компонентов Фордизма, но не из одного какого-нибудь. Совершенная организация состоит не из хороших машин и хороших людей, а состоит в том, что мы вообще называем системой.

Такая система предполагает наличие следующих принципов:

· Хозяйственный принцип – это труд. Труд – это человеческая стихия, которая обращает себе на пользу плодоносные времена года. Человеческий труд создал из сезона жатвы то, чем он стал ныне. Экономический принцип гласит: каждый из нас работает над материалом, который не нами создан и которого создать мы не можем, над материалом, который нам дан природой.

· Нравственный принцип – это право человека на труд. Это право находит различные формы выражения. Человек, заработавший свой хлеб заработал и право на него. Если другой человек крадет у него этот хлеб, он крадет у него больше чем хлеб, крадет священное человеческое право.

« Моя цель – простота. В общем, люди потому имеют так мало, и удовлетворение основных жизненных потребностей (не говоря уже о роскоши, на которую каждый, по моему мнению, имеет известное право) обходится так дорого, что почти все, производимое нами, много сложнее, чем нужно. Наша одежда, жилища, квартирная обстановка – все могло бы быть гораздо проще и вместе с тем красивее. Это происходит потому, что все предметы в прошлом изготовлялись определенным образом, и нынешние фабриканты идут проторенной дорогой. Этим я не хочу сказать, что мы должны удариться в другую крайность. В этом нет абсолютно никакой необходимости. Вовсе не нужно, чтобы наше платье состояло из мешка с дыркой для просовывания головы. Правда, в этом случае его легко было бы изготовить, но оно было бы чрезвычайно не практично.»[1]

Форд в своих размышлениях касался и проблемы сельского хозяйства: «Земледелец слишком отяжеляет свой дневной труд. По-моему, рядовой фермер тратит не больше пяти процентов своей энергии на действительно полезную работу. Если бы устроить завод по образцу обыкновенной фермы, его нужно было бы переполнить рабочими». Причиной малой доходности занятия сельским хозяйством Форд считал недостаточное знакомство с процессами и подлинной сущностью профессии, а также и с лучшими формами ее организации. Все, что будет организовано по образцу сельского хозяйства, обеспечено на бездоходность. Фермер надеется на счастье и на своих предков. Он не имеет понятия об экономии производства и о сбыте. Фабрикант, ничего не смыслящий в экономии производства и в сбыте, продержался бы не долго. Что фермер держится – это доказывает только, как изумительно прибыльно само по себе сельское хозяйство.

Квинтэссенция идеи Форда в том, что расточительность и алчность тормозят истинную продуктивность. Но расточительность и алчность вовсе не неизбежное зло. Расточительность вытекает большей частью из недостаточно сознательного отношения к нашим действиям или из небрежного их выполнения. Алчность есть род близорукости. Цель состояла в том, чтобы производить с минимальной затратой материала и человеческой силы и продавать с минимальной прибылью, тем самым захватить как можно большую часть рынка продаж. Равным образом, цель Генри Форда в процессе такого производства – уделять максимум заработной платы, иначе говоря, сообщать максимальную покупательную способность. А так как и этот прием ведет к минимальным издержкам, и так как продажа продукции идет с минимумом прибыли, то есть возможность привести продукт в соответствие с покупательной способностью.

Основанное Генри Фордом предприятие действительно приносит пользу. Основные принципы этого производства:

1.Не бойся будущего и не относись почтительно к прошлому. Кто боится будущего, т.е. неудач, тот сам ограничивает круг своей деятельности. Неудачи дают только повод начать снова и более умно. Честная неудача не позорна; позорен страх перед неудачей. Прошлое полезно только в то отношении, что указывает нам пути и средства к развитию.

2.Не обращай внимания на конкуренцию. Пусть работает тот, кто лучше справляется с делом. Попытка расстроить чьи-либо дела – преступление, ибо она означает попытку расстроить в погоне за наживой жизнь другого человека и установить взамен здравого разума господство силы.

3.Работу на общую пользу ставь выше выгоды. Без прибыли не может держаться ни одно дело. Но по существу в прибыли нет ничего дурного. Хорошо поставленное предприятие, принося большую пользу, должно приносить большой доход и будет приносить таковой. Но доходность должна получиться в итоге полезной работы, а не лежать в её основании.

4.Производить не значит дешево покупать и дорого продавать. Это, скорее, значит покупать сырые материалы по сходным ценам и обращать их с возможно незначительными дополнительными издержками в доброкачественный продукт, распределяемый затем среди потребителей. Вести азартную игру, спекулировать и поступать нечестно – это значит затруднять только указанный процесс.

Генри Форд поднимал также проблему качества. В своей книге «Моя жизнь мои достижения» Форд говорил о том, что после продажи автомобили фабрикант вовсе не покончил со своим покупателем, напротив, их отношения только начались. Продажа автомобиля означает к тому же своего рода рекомендацию. Если машина плохо служит покупателю, то для фабриканта было бы лучше, если бы он никогда не имел такой рекомендации, так как в этом случае он приобрел самую невыгодную из всех рекламу – недовольного покупателя.

Вопросы конкуренции Форд решал своеобразно: «Я слышал, что конкуренция будто бы является опасностью и что ловкий делец устраняет своего конкурента, создавая себе искусственным образом монополию. При этом исходя из мысли, что число покупателей ограничено, и что поэтому нужно предупредить конкуренцию. Многие помнят еще, что несколько позже целый ряд автомобильных фабрикантов вступил в объединение на основе патента Зельдана, и это, в строго законных рамках, обеспечило им возможность контролировать цены и размеры производства автомобилей. Они вдохновлялись при этом абсурдной идеей, что доход можно повысить уменьшением, а не увеличением работы. Эта идея, насколько я знаю, стара как мир. Ни тогда, ни теперь я не мог понять, что для того, кто честно работает, не найдется достаточного дела. Время, которое тратится на борьбу с конкурентами, расточается зря; было бы лучше употребить его на работу. Всегда найдутся люди, готовые охотно, даже усердно покупать при условии, что их снабжают по сходным ценам и тем, в чем они действительно нуждаются. Это относится как к личным услугам, так и к товарам».

Как известно двигатель экономики реклама, это понимал и Генри Форд, приведу выдержки из его первой рекламы:

«Цель нашей работы – выпустить на рынок автомобиль, специально приспособленный для повседневного употребления и повседневных нужд, пригодный для деловых поездок, для поездок с целью отдыха и для семейного пользования, автомобиль достаточно быстрый, чтобы удовлетворить потребность среднего клиента, но не развивающий бешенную скорость, которая в последнее время вызывает столько нареканий; мы желаем создать автомобиль, который по своей прочности, простоте, надежности, практичности, удобству и, наконец, по своей крайне низкой цене заслужил бы признание лиц обоего пола и всех возрастов. Низкая стоимость должна создать ему многотысячный контингент покупателей из числа тех, которые не могут или не желают платить безумные деньги за автомобили других фирм».

Огромное внимание Форд уделял экономичности производства: « Если бы имелось средство сэкономить время на 10%, то неприменение этого средства означало бы десятипроцентный налог на все производство. Если, скажем, время одного человека стоит 50 центов в час, то десятипроцентная экономия составит лишний заработок в пять центов. Если бы владелец небоскреба мог увеличить свой доход на десять процентов, то он отдал бы охотно половину этого добавочного дохода только для того, чтобы узнать это средство. Почему он построил себе небоскреб? Потому что научно доказано, что известные строительные материалы, примененные известным образом, дают известную экономию пространства и увеличивают наемную плату. Тридцатиэтажное здание не требует больше фундамента и земли, чем пятиэтажное. Следование старомодному способу постройки стоит владельцу пятиэтажного здания годового дохода с двадцати пяти этажей».

Эффективность производства тесно связана с нормализацией. Промышленность, в высшей степени нормализованная и дифференцированная, никоим образом не должна концентрироваться в одном-единственном фабричном здании, а должна принимать в расчет связанные с производством расходы по перевозке и затруднения из-за дальности расстояния.

Подпишитесь на рассылку

Мы пишем о великих руководителях прошлого, значимых персонах настоящего, о саморазвитии, личностном росте, позитивном мышлении, о путешествиях, досуге.

Спасибо, что подписались на нас!

Подписавшись на нас, Вы сможете получать каждую неделю самые интересные и полезные статьи себе на почту.

Принципы успеха Генри Форда

Человек, который придумал автомобильный бизнес, один из самых честных миллионеров. Он ошибался, терял состояние и богател, судился за патенты, выигрывал и проигрывал. Он вытащил Америку из экономической депрессии и стал символом самой мощной экономики в истории человечества.

Принципы производства Генри Форда

Как сказал один американский журналист "книга Форда «Моя жизнь, мои достижения» не понравится предпринимателям, но она поможет им обогатиться". В ней он раскрывает принципы своего успеха.

Принцип 1: не бойся будущего и не идеализируй прошлое. «Кто боится будущего, то есть неудач, тот сам ограничивает круг своей деятельности. Неудачи дают только повод начать снова и более умно. Честная неудача не позорна – позорен страх перед неудачей. Прошлое полезно только в том отношении, что указывает нам пути и средства к развитию».

Принцип 2: не обращай внимания на конкуренцию. «Пусть работает тот, кто лучше справляется с делом. Попытка расстроить чьи-либо дела – преступление, ибо она означает желание навредить в погоне за наживой другому человеку и установить взамен разума господство силы».

Принцип 3: работу на общую пользу ставь выше выгоды. «Без прибыли не может держаться ни одно дело. По существу, в прибыли нет ничего дурного. Хорошо организованное предприятие, принося большую пользу, должно приносить большой доход и будет приносить таковой. Но доходность должна быть результатом полезной работы, а не самоцелью».

Принцип 4: постоянно меняй методы производства. «Мы постоянно меняем методы нашего производства, вот причина его дешевизны. Это, конечно, не значит, что никогда не надо вносить изменения в сам продукт. Я только считаю более правильным лишь тогда браться за производство, когда бы абсолютно уверены в том, что назначение, внешний вид продукта и материал соответствуют желаемым».

Принцип 5: ставь качество своей продукции превыше всего. «Нужно добиваться, чтобы покупатель постоянно удивлялся, как можно за такую низкую цену давать столь высокое качество. Моя цель состояла в том, чтобы производить с минимальными затратами материалов и человеческой силы и продавать по минимальным ценам, стараясь выиграть за счет объема продаж».

Принцип 6: производить не значит дешево покупать и дорого продавать. «Этот процесс включает в себя обоюдовыгодное приобретение материалов и превращение их в качественный товар, необходимый покупателю, с минимальными издержками. Вести азартную игру, спекулировать и поступать нечестно – это значит затруднять указанный процесс».

Философия бизнеса Генри Форда

Производство должно исходить из самого продукта. Фабрика, организация, сбыт и финансовые соображения подгоняются под него. Благодаря этому вы приобретете преимущество и сэкономите время.

Если конструкция изделия разработана и изучена основательно, то менять ее потребуется очень редко. Между тем изменения в способах производства, наоборот, будут происходить очень часто и выявляться сами собой.

Если мы не в состоянии производить, мы не в состоянии и обладать.

Всякая монополия и всякая погоня за наживой – зло. Для любого человека неизменно вредно, если отпадает необходимость прилагать усилия. Предприятие станет лишь здоровее, если подобно курице, будет разыскивать пропитание.

Алчность к деньгам – вернейшее средство не добиться денег.

Расточительность и алчность тормозят истинную продуктивность.

Моя финансовая политика только следствие моей торговой политики: я утверждаю, что лучше продать большое количество предметов производства с маленькой прибылью, чем малое количество с большой.

Непомерно высокие цены всегда являются признаком нездорового дела, неизбежно возникают из ненормальных отношений. Здоровый пациент имеет нормальную температуру, здоровый рынок – нормальные цены.

Любой труд, который нам интересен, не в тягость. Успех непременно придет, если работать как следует.

Если наша цель – рост, то нужно каждое утро пробуждаться снова и говорить «нет» сну и лени. Бизнесмены гибнут вместе со своим делом потому, что привязываются к старым методам торговли и не могут решиться на нововведения.

Если вы требуете от кого-то, чтобы он отдал свое время и энергию для дела, то позаботьтесь о том, чтобы он не испытывал финансовых затруднений.

Если вместо работы на первый план ставятся финансы, это наносит непоправимый вред и умаляет значение настойчивого труда.

Преобладающая забота о деньгах, а не о работе, влечет за собою боязнь неудачи. Эта боязнь тормозит правильный подход к делу, вызывает страх перед конкуренцией, заставляет опасаться изменения методов производства, бежать от каждого шага, меняющего существующую ситуацию.

Всякому, думающему прежде всего об упорном труде, о наилучшем исполнении своей работы, открыт путь к успеху.

Рассказать друзьям

Спасибо, что подписались на нас!

Подписавшись на нас, Вы сможете получать каждую неделю самые интересные статьи и свежие выпуски себе на почту.

Статьи по теме


Маркетолог Джек Траут

Досконально изучив большие проблемы брендов и все виды маркетинговых боевых действий, гуру современного бизнеса Джек Траут сумел так позиционировать себя и свою компанию, что раз и навсегда выиграл битву за умы в международном деловом сообществе.


Петр Столыпин

Талантливый политик, экономист, юрист, администратор разработал уникальную для своего времени программу реформ – мощную, всеохватывающую, детально продуманную. «Дайте мне 20 спокойных лет, и вы не узнаете Россию» - обещал Столыпин. И он знал, как выполнить это обещание: с помощью разработанной им эффективной методики проведения преобразований.


Шиномонтаж Братьев Мишлен

Братья Мишлен думали, что у них скромный семейный бизнес. На самом деле они создали супербренд и транснациональную корпорацию с оборотом 15 млрд евро.

  • Другие темы

Вам будет интересно


Как в любом возрасте чувствовать себя молодой?

Избитая фраза о том, что истинная красота идёт изнутри, не теряет своего смысла. Пример – французские женщины, которые в любом возрасте остаются женщинами, не превращаясь ни в тёток, ни в бабусь. Конечно, можно полагать, что секрет их изящества кроется в особом образе жизни, знаменитой французской кухне и благородном вине. Однако, это не совсем так…


Новинка от бренда Orient

Новая модель премиальной серии Orient Star Contemporary RE-AT0002E.


Объявлены победители седьмой Национальной премии ТОП-5 АВТО

23 мая в зале Арт Шик Холл прошла ежегодная церемония вручения Национальной премии экспертов автомобильного бизнеса.

Спасибо, что подписались на нас!

Подписавшись на нас, Вы сможете получать каждую неделю самые интересные и полезные статьи себе на почту.

«После работы» - это сайт обо всем, что может быть интересно современному руководителю. Мы пишем о великих руководителях прошлого, значимых Персонах настоящего, о саморазвитии, личностном росте, позитивном мышлении, о жизни вне офиса, которая остается за дверью их кабинетов, - о путешествиях, досуге.

Менеджмент предприятия по Генри Форду


Генри Форд еще на зоре двадцатого века совершил революцию в управлении производством. В становлении своей империи по производству автомобилей, он руководствовался всего шестью принципами.

Форд Генри и менеджмент

Нас восхищают достижения и успехи капиталистического общества, а также волнуют вопросы, какие экономические законы толкали экономику к развитию? В те времена мало кто уделял внимание науке управления, то есть фактически игнорировали менеджмент, но только не Автомобильный Король. Именно Форд Генри использовал менеджмент для эффективного управления собственным производством.

Предприниматели того времени, а некоторые и по сей день, соблюдают только правовые законы:

  • свобода предпринимательства;
  • неприкосновенность частной собственности;
  • уплата налогов.

менеджмент согласно генри форду

Но пункты больше волнуют, тех, кто руководит страной и получает налоги граждан. А для развития собственного бизнеса важно соблюдать уже другие законы – законы управления. Поскольку от качества администрирования зависит успех всего предприятия.

Вклад Форда в менеджмент

Генри Форд воплощал идеи Тейлора об организации производства. У Форда не было специального образования, но он владел хорошими управленческими качествами. Он собрал команду специалистов, создал хорошие условия труда, и разработал для своих предприятий рациональную систему управления производством.

управление персоналом генри форда

Генри Форд сделал огромный вклад в менеджмент, а некоторые его разработки по сей день используются в производственных процессах. На своем предприятии он использовал следующие управленческие идеи:

конвейерный метод управления генри форда

  1. Организовал при заводах училища ремесел. Это был первый опыт в Америке.
  2. Плата за труд на его предприятиях была в два раза больше, чем средние показатели в Америке, что вызвало недовольство других промышленников.
  3. Ввел на своих предприятиях 8 часовой рабочий день.
  4. Старательные, талантливые ученики имели возможность обучаться в его школе. Наиболее успешные из них получали стипендию.
  5. Создал исследовательский отдел, который занимался изучением, жизни и отдыха рабочих.
  6. Постоянно улучшал качество автомобилей. Активно участвовал в модернизации направленной на снижение цен.
  7. Рабочие места были максимально механизированы, и содержались в чистоте.
  8. Продуманное расположение станков, чтобы рабочий меньше тратил время на беготню.
  9. Для облегчения труда постоянно обновлялось оборудование, использовались новые технологии.

Книги Форда о менеджменте

Он использовал на своих предприятиях много новшеств. Форд не любил профсоюзы, и показал миру, как хороший хозяин заботится о своих рабочих. Свой путь к успеху, а также основы менеджмента Генри Форд изложил в книгах:

  1. «Моя жизнь, мои достижения». Рассказ самого Автомобильного Короля, как он управлял созданной им империей, может стать настольным учебником любого руководителя. У этого предпринимателя не всегда все было гладко. Эта книга о падениях, победах и о его методах руководства. Она будет очень полезна начинающим руководителям.

  2. «Моя жизнь». В этой книге собраны материалы о его методах руководства. Он описал свой путь, начиная от слесаря до промышленника, перевернувшего представление об управлении.
  3. «Сегодня и завтра». Популярно изложена практическая психология руководства. Идеи, освещенные в книге, не потеряли актуальности в современном мире.
  4. «Кодекс миллиардера». В книге изложены советы по управлению большим бизнесом.
    книга Кодекс миллиардера генри форда

В учебных пособиях описывается теория управления, а также описан его стиль руководства.

Основные принципы менеджмента по Форду

Он отдал предпочтение всего шести пунктам:

советы по менеджменту от генри форда

  1. Начинать планирование нужно с выявления целевой аудитории. В то время только Форд догадался начать производство недорогих автомобилей. Он искал и находил способы снизить цены на авто, чтобы любой работающий американец мог его купить.
  2. Получать доход от массового производства. Он выяснил, какую зарплату получает средний рабочий в Америке. Если его желанием было продавать машины работающим американцам, поэтому он стал искать пути снижения себестоимости. Если в 1908 году Ford T стоил 1,7 тысяч долларов, то в 1916 году 350 $. Снижение цен увеличило спрос.
  3. Увеличить производительность, уменьшить издержки благодаря оптимизации. Форд выяснил, что один опытный рабочий собирает двигатель за 10 часовую смену. Тогда весь процесс сборки разделили на 84 операции. В результате удалось собрать двигатель за 40 минут. Это принцип внедрили на все производство машин, и сборка автомобиля сократилась с нескольких месяцев до 12 часов.
  4. Ценить сотрудников. Он установил на своих производствах минимальную зарплату в 5 $ (сегодня эта сума равна 130$). Сначала его рабочие работали шесть дней в неделю, а затем он всех перевел на пятидневку. Такими новшествами Форд боролся с текучестью кадров. К тому же он строил жилые дома для своих рабочих.
  5. Много даешь – больше требуй. Он не любил профсоюзы и считал, что высокая производительность создает новые рынки и новые рабочие места. Форд сам заботился о своих рабочих, создавая для них комфортные условия труда. Но взамен он требовал четкой и слаженной работы.
  6. Если почивать на лаврах, успеха добиться невозможно. То есть сотрудник должен развиваться, если мечтает о повышении зарплаты или получить лучшие условия труда.

Следуя законам менеджмента, Генри Форд утвердился, как управленец большого бизнеса, за что и получил звание Автомобильного Короля.

Вопрос 2: Организация производства Генри Форд

Основными представителями школы научного менеджмента считаются Ф. Тейлор, Х. Эмерсон и Г. Форд. Все они стремились сформулировать всеобщие принципы управления на основе анализаопыта, практики деловой и производственной деятельности. Они пытались решать те практические проблемы управления, которые вызывали наибольшие трудности руководителей предприятий, тормозили рост производительности труда в конце XIX — начале ХХ века.. Фредерик Тейлорисходил из того, что рабочие по своей природе ленивы и не хотят работать. Он полагал, что только менеджеры должны принимать решения, думать, а рабочие должны работать, быть исполнителями этих решений. Реализация идей Ф. Тейлора приводила к появлению большого числа функциональных менеджеров и углубленной специализации на баз операционного разделения труда.

Основные принципы управления, сформулированные Ф. Тейлором:
1. Разработка оптимальных методов выполнения работы на базе научного изучения

затрат времени, движений, усилий.

2. Абсолютное следование разработанным стандартам.

3. Подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу.

4. Оплата по результатам труда: меньше результаты — меньше оплата; больше результаты — больше оплата.

5. Использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям.

6. Поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами с целью обеспечения возможности осуществления научного управления.

Тейлор подчеркивал, что количество времени, выделяемое на выполнение заданий, должно быть реальным и учитывать потребность небольшого отдыха и перерывов в работе. Это давало руководству возможность установить нормы, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто перевыполнял установленные нормы.В качестве примера эффективного использования на практике принципов Ф. Тейлора можно привести два случая. Работники компании BethlehemSteel ежедневно вручную отгружали уголь различных сортов. Тейлор, определивший, что в зависимости от переносимого материала нагрузка одной лопаты колебалась от 4 до 30 фунтов, с помощью экспериментов смог установить, что оптимальная (с точки зрения меньшей утомляемости рабочего) нагрузка лопаты равна 21 фунту. По его предложению были изготовлены лопаты различных видов, соответствующие сорту отгружаемого угля. Число грузчиков на сортировочной станции впоследствии было уменьшено с 500 до 150 человек, что сэкономило фирме 80 тыс. долларов в год; среднее число тонн угля, перегружаемое одним рабочим в день, возросло с 16 до 59; средняя заработная плата работников увеличилась в 1,5 раза.Второй эксперимент на той же фирме касался процесса загрузки чугунных чушек. Ф. Тейлор внедрил свои принципы организации и оплаты труда, что позволило увеличить производительность труда на 400 %, а заработную плату — на 60%. Все это послужило убедительным доказательством превосходства научно обоснованной системы управления.Ф. Тейлор уделял большое внимание системе стимулирования рабочих. Он не представлял награду только в виде денежного вознаграждения.

Всегда советовал предпринимателям идти на уступки рабочим, ибо эти уступки — тоже награда, так же, как и различные нововведения (которые отдельные авторы и сегодня рассматривают как филантропические): организация бань, столовых, читален, вечерних курсов, детских садов. Все это Тейлор считал ценным «средством для создания более умелых и интеллектуальных рабочих», которое «вызывает у них добрые чувства по отношению к хозяевам». Ф. Тейлор доказывал, что это — не филантропия, а экономический расчет: если ввести усовершенствования в трудовой процесс и заинтересовать рабочего (в том числе соответствующей наградой), то за отведенное время тот же работник сделает в 3 — 4 раза больше.
Между учением классика и тем, как внедряются в практику и развиваются его идеи, существует значительное различие. Тейлоризм — это извращенное учение Ф. Тейлора, из которого было взято только то, что считали для себя полезным предприниматели конца XIX — начала ХХ в.. Рабочий в то время нередко рассматривался как придаток машины, поэтому вопросы психологического климата считались ненужной роскошью. Между тем, учение Ф. Тейлора в основе имеет философию сотрудничества, что предполагало большое внимание к социальным и даже духовным аспектам. Ф. Тейлор говорил об этом, в частности, в 1912 г. перед специальным парламентским комитетом: «Суть научного управления предприятиями», — подчеркивал Тейлор, — «сводится к полной духовной перестройке рабочих, занятых на том или ином предприятии, в той или иной отрасли, полной духовной перестройке этих людей по отношению к их обязанностям, их коллегам по работе, их руководителям. Оно предполагает также аналогичную духовную перестройку со стороны управления — мастеров, руководителей предприятия, владельцев предприятия и его наблюдательного совета — по отношению к подчиненным и их повседневным задачам. И без этой полной духовной перестройки обеих сторон невозможно научное управление предприятием. Вместо войны — мир! Вместо трудностей — сердечное, братское сотрудничество и вместо работы во вред друг другу — совместный порыв! Ряд исследователей пытается доказать, что тейлоризм — не более чем основа научной организации труда. С такой оценкой нельзя согласиться. Ф. Тейлор разработал принципы управленияпредприятием по обдуманному плану на основе философии сотрудничества. На это, в частности, указывал еще в 20-х годах ХХ О.А. Ерманский в своей известной работе о тейлоризме. Во второй половине ХХ в. многие отечественные ученые обоснованно выступали против односторонней трактовки взглядов Ф. Тейлора на управление производством (работы Н.А. Климова, А. Н. Курицына).Учение Ф. Тейлора является не одной из школ в американской теории управления, а первым этапом всей науки управления.

Вопрос 2: Организация производства Генри Форд

Генри Форд(1863 — 1947) был основателем автомобильной компании «Форд». Его отец — преуспевающий фермер — был другом мэра Детройта. В будущем это помогло Генри Форду собрать деньги для открытия своего дела. В 1891 г. Г. Форд получает работу механика в DetroitIlluminatingCompany и вскоре становится главным инженером, что позволяет ему думать о производстве автомобилей. Первая его модель была закончена в 1896 г. По внешнему виду она напоминала два велосипеда, скрепленных вместе двигателем. Ее производство началось три года спустя на первом заводе Форда, основанном 5 августа 1899 г. В течение следующего года Форд производит усовершенствованную модель, которая побеждает в главной автомобильной гонке Америки. Новые спонсоры финансируют открытие в ноябре 1901 г HenryFordCompany. Необходимость в новых производственных методах заставила Форда приступить к изучению современных методов управления. Форд был знаком с работами Тейлора. Легенда гласит, что Г. Форд посетил в Чикаго фирму, продающую товары по почте, где отметил возможность массового производства с помощью сборочной конвейерной линии стандартных и взаимозаменяемых частей, а также планирования всего производства. В 1913 г. Форд основал сборочную линию на заводе. Среднее время сборки мотора и шасси сократилось с 12,5 часа до 93 минут (то есть в 8 раз!). Число рабочих на заводе также резко сократилось. Транспорт, производство и управление во всем мире не знали ничего подобного. Теория Г. Форда получила название «фордизм». В соответствие с ней основой системы организации поточно-массового производства является конвейерная сборка. Наряду с другими техническими новшествами (унификация деталей, типизация продукции) конвейерная сборка резко увеличивает рост производительности труда и снижает себестоимость продукции. Суть «фордизма» изложена Г. Фордом в его книгах «Моя жизнь, мои достижения» и «Сегодня и завтра» (обе книги вышли у нас, в 1989 и 1992 гг.)Можно ли считать «фордизм» следующим этапом развития науки управления? Главным объектом теории и практики Г. Форда является массовое поточное производство с принудительным ритмом труда на базе конвейера. В полном соответствии с «тейлоризмом» Г. Форд рассматривал рабочего в качестве придатка машины (в данном случае — конвейера). На это обращал внимание еще О.А. Ерманский, называя Форда «индустриальным феодалом». Немецкий ученый К. Беттихер пишет: «Когда такой человек, как Г. Форд, высказал убеждение, что на рабочем месте и на предприятии имеет место только расчет и рациональность, а социальных отношений не существует, то тем самым было ясно показано, что экономика и в данном случае предприятие должны учитывать человеческую рабочую силу лишь как производственный фактор. Все социальные человеческие функции были исключены; они относились к области, отдаленной от трудовой сферы. Г. Форд опирался на положения тейлоризма, поэтому фордизм, являясь новым этапом в организации производства, не образует, по моему мнению, новой стадии в развитии науки управления. Концепции Тейлора и Форда образовали школу научного управления, которая создавалась практиками, исходя из их представлений о путях повышения производительности труда. Для этой школы характерно механистическое понимание человека. На управление смотрели как на машину. Преподавание менеджмента в то время велось в виде промышленного инжиниринга.

Д. Ю. Афанасаев. Экономические взгляды Генри Форда

В данной статье излагается уникальная теория ведения дела одного из самых известных капиталистов Америки.

Economic views of Henry Ford

В данной статье излагается уникальная теория ведения дела одного из самых известных капиталистов Америки. Рассматривается его отношение к труду, товару, деньгам, финансовой политике предприятия. Кроме того, приводятся мысли Генри Форда о финансовой системе того времени.

This article shows the unique theory of doing business created by one of the most famous capitalists in America. His views on the labor, product, money, financial policy of the enterprise are considered. Besides, Henry Ford’s thoughts on the contemporary financial system are given.

Ключевые слова: Генри Форд, экономические взгляды, труд, деньги, кредит, производство, капитализм

Keywords: Henry Ford, economic views, labor, money, credit, production, capitalism

О предпринимателях конца 19 – начала 20 века в Америке вспоминают с восхищением. Об энтузиазме и предпринимательском духе Эндрю Карнеги, Джона Рокфеллера, Джуниуса Пирпонта Моргана, Томаса Эдисона и других представителях американской мечты пишут книги, снимают кинофильмы. Но в данной статье речь пойдет о другом капиталисте, который своим подходом к производству и организацией дела прославился на весь мир – Генри Форде.

Он родился 30 июля 1863 года в разгар войны Севера и Юга в семье иммигрантов из Ирландии и жил на ферме в окрестностях Детройта. Кстати, впоследствии увлекшись идеями реинкарнации он считал, что в прошлой жизни он погиб как простой солдат в битве при Геттисберге 1-3 июля 1863 года. Свою компанию Общество Автомобилей Форда предприниматель основал лишь в 1903 году после многочисленных опытов и трудов по созданию эффективного двигателя внутреннего сгорания и оптимальной конструкции кузова, хотя уже в 1893 году он впервые испытал свою самопередвигающуюся тележку, видом которой шокировал окружающих. Такая задержка была обусловлена основополагающим принципом организации дела, которым Форд руководствовался всю жизнь: основной ценностью любого дела является сам продукт и до того, как этот продукт будет усовершенствован во всех отношениях, любое форсирование будет означать неэффективную трату ресурсов. До начала самостоятельной предпринимательской деятельности Генри Форд работал и в известной «Электрической компании Эдисона», и был совладельцем «Детройтской автомобильной компании», из которой ушел из-за разногласий с партнерами.

31 мая 1921 года Общество Автомобилей Форда выпустило автомобиль под номером 5000000, и это, несмотря на препоны со стороны крупных корпораций, Первую мировую войну и серьезные экономические паники в американской экономике. Таких результатов Генри Форд смог добиться благодаря разработанной им теории ведения дела, которая несомненно представляла собой нечто отличающееся от привычных представлений бизнесменов того времени. Нельзя сказать, что в его взглядах можно найти что-то новое, скорее его подход можно характеризовать как нормальный с точки зрения нравственности. Обычная деловая практика того времени заключалась в следующем. Любое предприятие необходимо начинать с как можно большим капиталом с тем, чтобы впоследствии продать как можно больше ценных бумаг, прибыль от продажи которых за вычетом издержек на посредничество помещалась в дело. При таком подходе успешным бизнесом называли такой, акции и облигации которого продавались по высокой цене. Ценные бумаги были важнее работы. При оценке инвестиционных проектов финансисты того времени, впрочем, как и теперь, делали упор на альтернативную стоимость денег, ведь якобы предприниматель может требовать от дела не меньше той суммы, которую он мог бы получить, вложив средства так называемые безрисковые активы (ценные бумаги, приносящие доход). Генри Форд категорически отказывался принимать такую точку зрения, потому что считал, что если деньги вложены в производства, то они никак не являются бременем для него, деньги фактически перестают быть деньгами и становятся средством производства. Деньги не могут иметь собственной ценности, ведь их ценность заключается только в том, что на них можно купить [2, с.18].

Генри Форд считал, что деньги не должны становится хозяевами дела, но должны служить ему. Деньги сами по себе великое изобретение человечества, потому что они значительно упрощают процесс обмена. Но они перестают выполнять свои функции, если кто-то начинает торговать этим предметов обмена. Очень удобна система, когда деньги могут обращаться, покупаться и продаваться, без фактического движения подлинных ценностей. В этом смысле, «хозяева денег» имею большую власть над производителями реального продукта, что особенно ясно проявляется в условиях кризисов перепроизводства. «Хотя деньги должны представлять действительное богатство мира, тем не менее богатство всегда больше денег и действительное богатство зачастую поступает в рабство к деньгам. Это ведет к нелепому парадоксу, что мир благословен богатством и все же терпит нужду» [2, с.92]. Весьма отчетливо такое положение дел можно показать на примере классического кризиса перепроизводства – Великой депрессии 1929-1933. Во времена этого кризиса, когда 6 миллионов человек умерло от голода, десятки миллионов стояли в очередях за бесплатной едой, правительство и капиталисты уничтожали десятки акров посевов, миллионы голов скота, тонны литров молока и т.д.[3] Действительно, справедливо замечание Генри Форда о том, что «бедность на свете порождается в редчайших случаях отсутствием ценностей, но главным образом недостатком денег». Деньги должны служить выражением истинного богатства – реальных товаров, но ни в коем случае средство обмена не должно занимать господствующее положение, точно так же как «ордер на шляпу еще не является шляпой».

Генри Форд считал, что основное назначение любого капиталиста – это осуществление идеала служения обществу. Основной задачей любого капитала может быть только постоянное улучшение жизни людей и никак не делание денег из денег и ради денег. В этом смысле главным злом в современном мире он считал расточительность. Причем под этим выражением он понимал не только неразумную трату, но вообще всякое неполезное для человека и общества использования как денег, так и собственных дарований, в том числе излишнюю бережливость, которую Форд характеризовал как «излюбленное правило всех полуживых людей», потому что, хотя беречь деньги лучше, чем напрасно расточать их, но это хуже полезной затраты [2, с.94].

Идеал максимально эффективного производства нашел свое отражение в поистине научной организации труда на заводах Форда. Все лишние движения и траты были сведены к минимуму, любые отходы, которые могли быть переработаны использовались в деле или для потребления. Форд усовершенствовал систему конвейерного производства таким образом, что один автомобиль теперь мог быть собран менее чем за 2 часа, чтобы было в 8 раз быстрее. Кроме того, Общество Автомобилей Форда проводило политику постоянного снижения издержек путем оптимизации производства, поиска лучших материалов, упрощения конструкций. Это позволяло компании перманентно снижать цены и наращивать объемы продаж. Генри Форд считал, что лучше продавать много товаров по низкой цене, чем мало товаров по высокой цене, потому что первый вариант способствует созданию рабочих мест, активности производства и более широкому удовлетворению потребности людей, что являлось истинной задачей и целью предприятия. Компания ставила своей целью сделать автомобиль доступным широким массам, причем этот продукт должен был служить своему покупателю бесконечно долго. Все детали и расходные материалы были просты, дешевы и доступны для любого клиента, а каждая последующая модель содержала в себе только те новшества, которые бы улучшали, удешевляли и увеличивали бы полезные свойства для потребителя.

Весьма неординарен, но в то же время прост был взгляд Генри Форда на финансовую политику предприятия. Он считал, что прибыль была всего лишь индикатором успешного или неуспешного ведения дела, но никак не самоцелью. Любой доход свыше издержек, по мнению предпринимателя, не может считаться исключительной собственностью владельца капитала (средств производства, по Марксу), потому что эта прибыль была создана благодаря усилиям каждого занятого на предприятии. Соответственно, Форд и распоряжался финансовым результатом своей компании. Ежегодно до 10% от чистой прибыли распределялось между рабочими в виде премий, остальное шло на капитальные затраты для дальнейшего развития производства и улучшения конечного продукта. Только незначительная часть распределялась в виде дивидендов акционерам, к которым у Форда также было особое отношение. Он считал, что акционером может быть только тот, кто так или иначе был либо занят, либо сейчас вовлечен в производство, и он не должен довольствоваться получением только ренты от вложенного капитала. Дивиденды попросту иногда не выплачивались, из-за чего предприниматель не раз был в суде. В конце концов, остались только те акционеры, которые разделяли точку зрения Форда на финансы.

Еще немного о финансовой политике. Генри Форд считал, что в случае проблем в той или иной фирме, дополнительное финансирование является лишь тяжким бременем, а не решением. «Может ли биллион долларов устранить убыток? Нет, биллион долларов только усилит трудности на биллион долларов» [2, с.114]. Промышленник считал, что устранить решением проблемы, собственно, как и источником капитала должна быть сама фабрика и эффективное управление ей. И это принцип, воплощенный в жизнь. Во время общей паники в американской экономике 1920 года Общество Автомобилей Форда испытывало определенные, по мнению тогдашних банкиров, финансовые затруднения. Так, компании надлежало выплатить около 60 миллионов долларов долга, а свободного капитала было всего на 20 миллионов. Тогда воротилы с Уолл-стрит пытались навязать Форду займ и поставить своего человека на место казначея компании, но предприниматель решил проблему совсем иначе. Следуя своему принципу, что деньги должны течь из фабрики, а не из банка, компания провела чистку и реорганизацию своей структура и производства, ликвидировав неэффективные узлы и процессы, оставшиеся после заказов Первой мировой войны, распродав некоторое имущество в Европе и максимально снизив цену с тем, чтобы соответствовать ослабевшей вследствие кризиса покупательной способности населения. В итоге преобразований, Общество Автомобилей Форда высвободило средств на сумму 87,3 миллионов долларов, что позволило решить финансовый вопрос [2, с.90].

Следует сказать, что в этот период экономической истории Америки и Европы происходит так называемое сращивание банковского и промышленного капитала, о чем в своё время писали и Ленин, и Гильфердинг, и Гобсон. Учитывая главенствующее положение денежного капитала в иерархии такого симбиоза, можно сказать, что фактически производства стало подчиняться техническим принципа банковского дело, основной задачей которого является получение прибыли в виде денег. Генри Форд резко критиковал возросшую роль финансистов в промышленности. Для владельцев кредита фабрика становится производителем не товаров, а денег, что ведет к понижению качества товаров, неэффективному управлению, сокращению рабочих мест и росту цен. Как видно, при такой манере менеджмента в выигрыше остаются только владельцы денежного капитала, а трудности ложатся на плечи широкой публики. Форд критиковал сложившуюся систему, и к его словам следует прислушаться, потому что он не находился в положении побежденного человека, жаждущего мести, скорее он было вовлечен в воспроизводственный процесс и объективно видел недостатки.

Экономические взгляды Генри Форда представляются весьма актуальными на сегодняшний день. Промышленник писал, что если система зиждется на покровительстве одного класса производителей (имеется в виде «производство» денег), которые мало связаны с созданием реальных ценностей, то такая структура общественного воспроизводства, мягко говоря, не самая лучшая, она должна быть реорганизована. Сегодня, в эпоху финансовой глобализации, делание денег из денег достигло своего апогея. В мировой экономике возникли серьезные дисбалансы между производством и потреблением, между реальным и финансовым сектором. И чем сильнее денежный капитал оторвался от реального сектора, тем большее влияние он на него оказывает ввиду природы денег. На сегодняшний день становится понятно, что существующая модель мировой финансовой системы не может по определению быть стабильной, многие эксперты говорят о ее реформе. Возможно, следует учесть изложенные в данной статье мысли Генри Форда, которые доказали свою практическую состоятельность. Закончить хотелось бы так: «Несомненно, и нынешний порядок постепенно перейдет в другой, и другой порядок тоже будет функционировать – но не столько сам по себе, как в зависимости от вложенного в него людьми содержания. Правильна ли наша система? Конечно, неправильна, в тысяче отношений. Тяжеловесна? Да! С точки зрения права и разума она давно должна бы рухнуть. Но она держится» [2, с.3].

Читайте также: