Назовите функции межправительственных грантов

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Конкурс от Фонда президентских грантов

автор статьи Юлия Гребенюк

Некоммерческие организации с 1 сентября по 15 октября могут подать заявку на участие в конкурсе, который проводит Фонд президентских грантов. Победители получат субсидию на развитие.

Рассказываю, что нужно для участия в конкурсе.

Фонд президентских грантов организует конкурсы между неправительственными некоммерческими организациями (НКО) и распределяет денежные гранты между победителями. Деньги выделяет государство из федерального бюджета. Курирует работу фонда Сергей Кириенко — первый заместитель руководителя администрации президента.

Конкурсы среди НКО проводятся минимум два раза в год, и в этом году распределения денег больше не будет. Но с 1 сентября по 15 октября открыт прием заявок на следующий год. Кроме этого, заявку можно подать с 1 февраля по 15 марта 2021 года. Заканчивают принимать заявки в 23:30 по Москве 15 октября и 15 марта, к этому времени все участники должны предоставить необходимые документы. Опоздаете — документы не примут.

Конкурсантов делят на три группы: проекты суммой до 500 000 ₽, проекты суммой от 500 000 до 3 000 000 ₽ и проекты суммой от 3 000 000 до 10 000 000 ₽. В каждой группе определяют своих победителей, которые и получают грант на развитие проекта.

Приказ о проведении конкурса

Победителей определяют независимые эксперты фонда — на каждый проект назначают минимум двух экспертов, они не знакомы между собой и никак не взаимодействуют. Эксперт оценивает проект по десяти критериям:

  • актуальность и социальная значимость;
  • логическая связность и реализуемость;
  • инновационность и уникальность;
  • адекватность и измеримость;
  • реальность бюджета;
  • масштаб реализации;
  • соотношение собственных и привлекаемых ресурсов;
  • опыт участника;
  • компетенция команды;
  • информационная открытость.

Если мнения экспертов сильно разнятся, их работу проверяют специалисты фонда. Затем результаты оценок рассматриваются на совещании Координационного комитета и объединенного экспертного совета.

На заключительном этапе конкурса экспертный совет определяет проходной балл в каждой ценовой группе и составляет список победителей. Например, в предыдущем конкурсе на сумму проекта до 500 000 ₽ победили конкурсанты, набравшие больше 60 баллов; на сумму проекта от 500 000 ₽ и до 3 000 000 ₽ — 65 баллов.

победитель конкурса президентских грантов в 2020 году

Например, к участию допускаются организации, которые занимаются:

  • социальной поддержкой граждан;
  • пропагандой и поддержкой ЗОЖ;
  • развитием семейных ценностей;
  • поддержкой молодежи и развитием детских талантов;
  • защитой прав человека;
  • благоустройством окружающей среды и сохранностью исторических памятников;
  • научными и образовательными проектами.

Направление деятельности. Организация должна заниматься только теми направлениями, которые перечислены выше. Если организация развивает два направления — одно из которых социальное, а другое коммерческое — в конкурсе ей участвовать нельзя. Например, претендовать на президентский грант не может компания, которая помогает детям с ДЦП и продает постельное белье. Во-первых, продажи постельного белья нет в списке рабочих направлений. Во-вторых, продажа белья — это уже коммерческая деятельность, где главная цель — получить прибыль. Если у организации несколько направлений, то все они должны соответствовать списку.

Состояние организации и отсутствие долгов . Если организация находится на стадии ликвидации, начат процесс банкротства, или она участвует в судебных разборках, заявку на грант не примут. И также у организации не должно быть долгов по налогам и сборам.

Компании, у которых нет долгов, судов и все в порядке с видами деятельности, могут собирать необходимые документы и отправлять заявку на конкурс в Фонд президентских грантов.

Зарубежные основные фонды, гранты

Проект «German Doctor Exchange» при поддержке Министерства Здравоохранения Германии и Министерства иностранных дел Германии приглашает молодых врачей и выпускников медицинских ВУЗов России пройти обучение и длительную стажировку в Германии. На первом этапе отбора заинтересованные молодые врачи регистрируются на сайте, представляют комплект документов в электронном виде и проходят онлайн-тестирование. По результатам онлайн-тестирования и оценки пакета документов, кандидаты приглашаются на второй отборочный тур, который состоится в Москве и среди прочего будет включать в себя:

  • проверку практических медицинских знаний;
  • проверку способностей и склонностей к обучению иностранным языкам;
  • оценку общих когнитивных способностей;
  • беседу с отборочной комиссией, состояшей из немецких врачей и профессоров в области медицины.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ МАЛОИНВАЗИВНЫМ УРОЛОГИЧЕСКИМ МАНИПУЛЯЦИЯМ — КОЛУМБИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, США.

Международная программа обучения малоинвазивной урологии по стажировке в Колумбийский университет предлагает обучение, различной длины, для урологов всего мира.

Минимальный срок проживания в отеле составляет два месяца, а максимальный-один год. Если общение продлен на три месяца или более, ребята приглашаются к участию в ветеринарной лаборатории, где они могут приобрести практический опыт с использованием минимально инвазивных методов.

Международным стипендиатам также предоставлен доступ в Колумбийском университете Minimal Access (учебная лаборатория), где они могут работать с преподавателями, а также для виртуальной реальности - тренажеры для улучшения лапароскопической, робот, и эндоскопических навыков.

Международные стипендиаты также могут наблюдать все процедуры в отделении урологии и в смежных с ней дисциплин. Совмещение обучения.

ИНСТИТУТ БИОМЕДИЦИНСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ИМЕНИ ФРИДРИХА МИШЕРА

Программа финансируется Швейцарским научным фондом ( Swiss National Science Foundation ).

Заявки на участие в программе принимаются два раза в год. Обычно прием заявок заканчивается в мае и декабре.

Шортлист кандидатов, приглашаемых на собеседование, публикуется в январе и июне соответственно.

К участию в конкурсе приглашаются молодые специалисты, имеющие академическую степень (магистр, специалист, и др.), которая дает возможность поступления в аспирантуру в родной стране претендента. В конкурсном отборе могут участвовать студенты, которые планируют получить такую степень к началу программы FMI.

Обычная продолжительность PhD программы в Базельском университете – 4 года. Формально научное руководство осуществляет руководитель научной группы, однако аспирант имеет возможность дополнительно выбрать научного руководителя из профессоров и экспертов Университета.

Сайт программы: http://www.fmi.ch/training/phd/organization/

ФОНД ГЕНРИХА БЁЛЛЯ

Фонд ежегодно выделяет около 1000 стипендий для обучения по широкому спектру специальностей в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре гражданам Германии и иностранцам. Предлагается два вида стипендий: для студентов и выпускников германских вузов, планирующих продолжить обучение в университетах Германии и Евросоюза для выпускников зарубежных вузов, желающих продолжить обучение в университетах Германии.

Студенты бакалавриата и магистратуры могут подавать заявки на участие в конкурсе стипендий до начала обучения либо в течение первых трех семестров. Аспиранты для участия в конкурсе должны предоставить документы, подтверждающие факт зачисления в аспирантуру германского вуза или вуза страны, входящей в состав ЕС.

Фокусной группой для стипендиальной программы фонда являются иностранные специалисты, обучающиеся или планирующие обучение в магистратуре или аспирантуре германских вузов, являющиеся гражданами стран Центральной/Восточной Европы, стран, входивших ранее в состав Советского Союза, стран Ближнего Востока, Северной Африки, государств с переходной экономикой. Иностранные специалисты, участвующие в конкурсе стипендий, должны иметь по меньшей мере степень бакалавра и хорошо владеть немецким языком, поскольку собеседование для стипендиатов проводится на немецком.

ГРАНТЫ ПРОГРАММЫ ФУЛБРАЙТА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ (FFDP)

ПРОГРАММА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ

Новый конкурс на 2016-17 уч. г. будет объявлен в феврале 2015 г.

Главная цель Программы – укрепление культурно-академических связей между народами США и России, улучшение взаимопонимания между нашими странами. Программа полностью финансируется Госдепартаментом США.

Гранты Программы Фулбрайта для преподавателей вузов (FFDP) предоставляются на конкурсной основе для разработки нового учебного курса для российского вуза в рамках заявленной соискателем дисциплины.

НАЛИЧИЕ КАНДИДАТСКОЙ СТЕПЕНИ ДЛЯ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ТРЕБОВАНИЕМ.

Гранты на конкурсной основе выдаются преподавателям вузов не старше 39 лет. Продолжительность Программы - 5 месяцев.

ГЕРМАНСКАЯ СЛУЖБА АКАДЕМИЧЕСКИХ ОБМЕНОВ (DAAD)

Организация, объединяющая все немецкие высшие учебные заведения и способствующая развитию академических отношений за рубежом, прежде всего посредством обмена студентами и учеными. Кроме того, DAAD оказывает поддержку высшим учебным заведениям в их международной деятельности посредством целого ряда услуг - информационные программы, маркетинг, консультативная помощь, оказание помощи студентам и научным сотрудникам. DAAD на консультативной основе принимает участие в формировании внешней политики Германии в области культуры и науки.

Электронная версия заявки подается через DAAD-портал строго до 01.12.2014

Сайт Германской службы академических обменов DAAD

GERMAN DOCTOR EXCHANGE GMBH (ФОНДОТТОБЕНЕКЕ)

German Doctor Exchange GmbH является дочерним предприятием федерального фонда Отто Бенеке, созданным для организации обучения и поддержки иностранных врачей во время их пребывания на территории Германии. German Doctor Exchange GmbH официально работает с июля 2012 года. Первая группа российских медиков приехала на стажировку весной 2014 года.

Фонд Отто Бенеке является некоммерческой организацией, которая была основана в 1965 году по инициативе немецких студенческих ассоциаций при Берлинском Техническом Университете.

Проект «German Doctor Exchange» призван наладить долгосрочное сотрудничество между Германией и Россией а также другими странами СНГ в сфере постдипломного образования для выпускников российских медицинских ВУЗов.

Молодым специалистам предлагаются уникальные условия работы на самой современной научно-технической базе в совокупности с постоянным повышением квалификации на основе последних научных разработок.

НАУЧНАЯ ПРОГРАММА ЕС ГОРИЗОНТ 2020

Научная программа ЕС Горизонт 2020 осуществляет сотрудничество Россия-ЕС в области развития научной инфраструктуры по двум направлениям:

  • Двустороннее взаимодействие на политическом уровне. Проектное предложение по этому направлению должно быть ориентировано на развитие сотрудничества между европейскими научными инфраструктурами и российской исследовательской инфраструктурой на базе крупных научных установок (Megascience), включая поддерживающую электронную инфраструктуру.
  • Многостороннее сотрудничество в отдельно взятых областях (арктические исследования, океанология, биологическое разнообразие, исследования пищевых продуктов и медицина). Целевыми странами помимо России являются США и Канада.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С ЕС (ЦЧ РИЦ)

Региональный информационный центр научно-технологического сотрудничества с ЕС (ЦЧ РИЦ) создан в феврале 2005 г. на базе Регионального центра международного академического и делового сотрудничества Воронежского государственного университета и определен Министерством образования и науки РФ как региональный элемент формируемой национальной инфраструктуры поддержки научно-технологического сотрудничества России и ЕС. С января 2006г. ЦЧ РИЦ включен в информационную сеть INTAS/6РП в СНГ (ININ).

СЕДЬМАЯ РАМОЧНАЯ ПРОГРАММА НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (7РП) (2007-2013)

Седьмая рамочная программа Европейского Союза по научно-технологическому развитию на 2007-2013 гг. (7РП) — одна из крупнейших в мире программ поддержки научных исследований с общим бюджетом 53,2 млрд. €.

Целью 7РП является создание и развитие европейского научного пространства (European Research Area), повышение конкурентоспособности европейской науки и построение в Европе экономики и общества, основанных на знаниях, развитие равноправного и взаимовыгодного научно-технологического сотрудничества научных коллективов ЕС с учеными других стран.

COST – ЕВРОПЕЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

COST, межправительственная структура по координации национальных исследований на европейском уровне, призвана содействовать укреплению европейского сотрудничества в области научных исследований и технологий. Деятельность в рамках этой программы направлена на интеграцию европейских стран, а также на взаимовыгодное сотрудничество со странами, не входящими в состав COST и неправительственными организациями.

На сегодняшний день по линии COST создана одна из наиболее обширных структур для научно-исследовательского сотрудничества - почти 30 тыс. ученых и исследователей из 35 государств-членов COST и более 50 институтов, в том числе российских, вовлечены в работу по 200 темам.

Подробную информацию можно получить на сайте COST: http://www.cost.esf.org/

ПРОГРАММА «ТЕМПУС»

Программа Tempus финансирует межуниверситетское сотрудничество в области развития учебных планов, управления университетами, взаимодействия научных кругов и гражданского общества, а также структурные реформы в области высшего образования. Мобильность студентов, преподавательского и административного состава вузов как из стран – членов ЕС, так и из стран-партнеров может стать частью проекта в рамках программы Tempus.

НЕМЕЦКОЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СООБЩЕСТВО (DFG)

Немецкое научно-исследовательское Сообщество (DFG), образованное в 1951 году путем слияния Исследовательского Совета и «Общества помощи немецкой науке», является центральной общественной организацией, финансирующей академические исследования в Германии. Правление осуществляется президентом (Prof. Dr. Matthias Kleiner) и генеральным секретарем (Dorothee Dzwonnek).

DFG занимается поддержкой и продвижением выдающихся проектов на конкурсной основе, консультацией правительства в области политики и науки, содействием в области международного сотрудничества, поддержкой молодых ученых, созданием связей между наукой и промышленностью.

Одним из ключевых приоритетов DFG является интегрирование Центральной и Восточной Европы в Европейское Исследовательское Пространство.

Партнеры Сообщества в России: Российская Академия Наук (РАН) (соглашение с 1970), Российский Фонд Фундаментальных Исследований (РФФИ) (Соглашение с 1994), Российский Гуманитарный Научный Фонд (Договор о намерениях/Соглашение – 2005), Министерство Образования и Науки РФ. В основном сотрудничество осуществляется по следующим направлениям: двусторонние проекты (до 3 лет), работа за рубежом по приглашению (до 3 месяцев), международные конгрессы, симпозиумы, коллоквиумы, семинары, двухсторонние мероприятия в Германии или в стране-партнере.

Для того, чтобы начать сотрудничество с DFG, необходимо найти немецкого партнера, который и подает заявку в Сообщество, вместе с ним определить совместную программу исследований, необходимый источник и объем финансирования.

АМЕРИКАНСКИЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ПОДДЕРЖКИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Американский благотворительный фонд поддержки информатизации образования и науки, в дальнейшем «Фонд», создается в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Настоящий Устав определяет правовое положение, порядок деятельности, реорганизации и ликвидации настоящей организации, формирования и использования имущества организации, права и обязанности ее учредителя, основы управления организацией.

ФОНД «НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ» (HUMAN CAPITAL FOUNDATION) – МЕЖДУНАРОДНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Миссия фонда «Научный потенциал» - содействие экономическому развитию России путем создания более благоприятных условий для развития науки и поддержки малого технологичного бизнеса. Фонд стремится всячески содействовать распространению и использованию научных знаний, имеющих первоочередную ценность для сегодняшнего развития России.

Работа Фонда нацелена на оптимальные, действенные способы поддержки ученых, на сохранение российской фундаментальной науки и поднятие ее престижа. Кроме того, деятельность Фонда призвана способствовать логическому развитию финансируемых проектов.

Программы фонда «Научный потенциал» являются конкурсными. Фонд ежегодно проводит конкурсы исследовательских проектов на получение финансовой поддержки, определяет порядок рассмотрения и процедуру экспертизы представленных заявок, организует конкурсный отбор лучших научных проектов, осуществляет финансирование отобранных проектов и контролирует использование выделенных на них средств.

ФОНД ГОТЛИБА ДАЙМЛЕРА И КАРЛА БЕНЦА (ГЕРМАНИЯ)

Фонд Готтлиба Даймлера и Карла Бенца (Gottlieb Daimler- and Karl Benz- Foundation) основан в 1986 году компанией Daimler-Benz AG и содействует молодым аспирантам в проведении исследований в немецких институтах.

С этой целью он ежегодно присуждает стипендии для молодых ученых/аспирантов (до 30 лет) для проведения исследований в Германии по различным дисциплинам и направлениям.

Фонд предоставляет средства для финансирования исследований в области информационных и коммуникационных технологий, охраны окружающей среды, социальной мобильности и связей в урбанизированной среде (тематика «человек - окружающая среда – технология»).

Для проведения исследований организуются специализированные группы, деятельность которых обсуждается и координируется. Гранты предоставляются молодым ученым (без степени) и аспирантам, в том числе иностранным, желающим выполнять исследования в немецких институтах.

ФОНД РОЛЕКС

Фонд Ролекс поддерживает инициативы в науке и медицине, технологиях, исследованиях и открытиях, а также культурном наследии.

Принимаются проекты практически в любой области человеческой деятельности, при условии, что они способствуют расширению новых знаний о мире, улучшают качество жизни.

Что такое грант на обучение и как его получить?

Что такое грант на обучение и как его получить? фото

Грант – это денежная помощь, которая выдается студентам учебных заведений на оплату обучения, проживания и других расходов. Для его получения необходимо иметь высокий уровень знаний, уверенность в своих силах и мотивацию, которая поможет вам не бросить это дело на этапе подготовки большого количества документов. Среди них должны быть резюме с упором на учебную деятельность, рекомендательные письма, мотивационное письмо, диплом (если уже есть), аттестат, а также обязательно языковой сертификат.

Грант выдает не только государство, но и фонды. Зарубежные инвесторы тоже часто помогают российским студентам получить образование.

Какие гранты бывают

Выплата может покрыть стоимость обучения полностью или частично. Многие стипендии предусматривают оплату проживания, транспортных и даже личных расходов. Однако такие гранты нелегко получить из-за высокой конкуренции.

Выбирайте среди большого количества программ ту, которая отвечают вашим интересам и целям. Затем выясните требования вузов и определите план подготовки, после сдайте языковой тест и подайте в установленные сроки свою заявку. Когда получите положительный ответ, подберите вуз и подайте документы на студенческую визу.

Подавайте заявление на несколько программ сразу. То же самое касается и вузов. Например, 4-5 университетов и столько же программ. Это увеличит ваши шансы на прохождение отбора и поступление.

Какие гранты бывают изображение

Гранты от правительств разных стран

  1. Fulbright Program, США

Престижная образовательная программа, которая существует уже более 50 лет. Курс длится от одного года до трех лет, зависит от специализации. Критерии отбора: гражданство РФ, диплом бакалавра или специалиста, 3 рекомендательных письма. Полный пакет документов можно посмотреть на их официальном сайте.

Грант покрывает обучение, транспорт, медицинскую страховку (в ограниченном формате), ежемесячную стипендию.

  1. Chevening, Великобритания

Государственный грант Chevening позволяет пройти магистерскую программу любого направления. В среднем, длительность магистратуры в Великобритании составляет 1 год, поэтому грант покрывает большинство программ.

Критерии отбора: степень бакалавра или специалиста, выписка из университета, 2 рекомендательных письма, опыт работы более 2 лет (это и волонтерство, и стажировки с полной или частичной занятостью).

Грант поможет вам оплатить обучение, проживание и питание, транспорт, визу, ежемесячные стипендию (стоимость определяется городом проживания).

  1. Visby Programme scholarships for master's studies, Швеция

Грант смогут получить магистранты из России, Украины, Республики Беларусь, Грузии, Азербайджана, Молдовы, Армении.

Необходимые документы: резюме, рекомендательные письма, диплом об образовании (если вы еще заканчиваете бакалавриат, необходимо приложить справку из учебного заведения).

Стипендия покрывает обучение, проживание, страховку, перелет, доступ к семинарам и различным мероприятиям.

  1. DAAD scholarships, Германия

Программа предоставляет большой выбор грантов для российских студентов. Ее длительность зависит от специализации, от 10 месяцев до 2 лет.

Нужно предоставить диплом специалиста, бакалавра или магистра (не ранее 2012 года), рекомендательное и мотивационное письмо, автобиографию.

Стипендия покрывает обучение, транспорт, страховку, личные расходы.

  1. Global Korea Scholarship, Южная Корея

Грант позволяет оплатить образовательные программы на бакалавриате, магистратуре и аспирантуре. Это касается всех вузов страны.

К отправке нужно подготовить аттестат о среднем образовании, диплом, 2 рекомендательных письма. Стипендия поможет оплатить обучение, транспорт, страховку (в ограниченном формате), языковые курсы.

Важно заметить, что подавать документы на правительственные стипендии необходимо за 1-1,5 до предполагаемого старта обучения.

Российские гранты

Что касается России, то до 2019 года существовала программа «Глобальное образование». На данный момент она лишь сопровождает уже отобранных участников. В текущем статусе программы указано, что новых конкурсных отборов пока проводиться не будет.

Если у вас нет финансовой возможности оплатить обучение в престижном вузе – не отчаивайтесь, а попробуйте предпринять некоторые шаги. Как видите, получить гранты непросто, но реально.

– перечисления органов власти одного и того же уровня, в частности суммы, перечисляемые в рамках механизмов горизонтального выравнивания; либо перечисления, проводимые объединениями муниципальных образований их отдельным членам (например, совместное финансирование общественной услуги, которую предоставляет одно муниципальное образование, а пользуются все муниципальные образования объединения);

– перечисления от органов власти ниже муниципального уровня, в частности отчисления муниципальным образованиям, осуществляющим отдельные функции за счет этих средств;

– безвозмездные перечисления международных организаций (за исключением займов), и в частности средства, выделяемые европейским сообществом.

Что касается классификации государственных безвозмездных перечислений по степени свободы использования соответствующих средств, то необходимо сказать о двух формах: дотациях и субвенциях. Дотации могут использоваться произвольно в пределах полномочий соответствующих органов власти с соблюдением различия между текущими и капитальными расходами, а субвенции – только для финансирования определенных видов расходов (или категорий расходов).

Дотационные режимы, основанные преимущественно на дотациях фиксированного размера, редко оказывают выравнивающее действие даже при единой ставке налогообложения. Немногочисленные примеры подобного действия можно найти разве что среди национальных образований, входящих в состав Великобритании, – Англия, Шотландия и Уэльс.

Тем не менее выравнивание является важнейшей составляющей ряда трансфертных систем, например в Дании, где общая дотация и дотации с целью выравнивания предоставляются местным органам власти как единое целое и должны рассматриваться как составляющие единой системы. То же самое можно сказать и о системах трансфертов в Швеции и Финляндии, где практикуется почти повсеместное выравнивание налоговых баз.

В других странах, например в Португалии и Испании, дотационные системы имеют лишь очень слабую выравнивающую составляющую. В Португалии центральное правительство ежегодно устанавливает сумму, отчисляемую в фонд помощи муниципалитетам. Из этого фонда 40% средств распределяется в зависимости от численности населения. Критерии, применяемые для распределения остальных 60% средств, производят определенный выравнивающий эффект:

– 15% средств распределяются в зависимости от размеров территории, а 10% – в зависимости от протяженности дорожной сети, что является существенной помощью регионам с высокими затратами, связанными с малочисленностью населения и большой протяженностью дорог;

– 5% средств распределяются с учетом количества общин; 5% – в зависимости от степени доступности и 5% – в зависимости от численности детского населения; все эти составляющие позволяют оказать помощь тем, кто в ней наиболее нуждается, что касается и последних 5%, поступающих в муниципалитеты с самыми слабыми налоговыми базами.

Существует три основных подхода к определению общего объема средств, которые будут передаваться в виде межбюджетных трансфертов:

1) фонд трансфертов устанавливается в виде определенной доли поступлений в федеральный бюджет из какого-либо источника;

2) фонд трансфертов утверждается в виде конкретной суммы в законе о федеральном бюджете;

3) фонд трансфертов определяется в виде взносов регионов, этот подход используется при горизонтальных трансфертах, передаваемых от богатых регионов бедным, минуя федеральный бюджет.

При определении объема фонда выравнивающих трансфертов в виде конкретной суммы обычно исходят из баланса политических интересов. Среди прочих соображений необходимо принимать во внимание нежелательность чрезмерного выравнивания бюджетной обеспеченности регионов, равно как и нежелательность чрезмерной дифференциации. Что именно следует понимать под «чрезмерной дифференциацией» – будет, по-видимому, зависеть от исторического опыта и традиций конкретной страны. При определении в виде конкретной суммы фонда целевых трансфертов обычно исходят из потребностей в финансировании тех или иных федеральных мандатов или иных целевых статей. Чем шире сформулирована цель, на которую предоставляются трансферты, тем менее жесткими могут быть требования к общему объему фонда трансфертов.

Проанализируем основные группы межправительственной помощи, которые представлены грантами и трансфертами. Еще раз необходимо отметить, что существуют два основных предназначения системы грантов в федеративном государстве:

1) корректировка бюджетных дисбалансов;

2) влияние центра на поведение нижестоящих правительств, пересматривающих не только объем, но и структуру распределения ресурсов.

Гранты могут быть классифицированы различными способами. Экономисты обычно подразделяют гранты на два основных типа – обусловленные и необусловленные. При обусловленных грантах предполагается, что грантор (лицо, которое выдает финансовые средства) определяет цели, на которые реципиент должен использовать выделенные средства. В случае необусловленных грантов реципиент может использовать финансовые средства по своему усмотрению. Данная классификация была предложена в 1980-х гг. В настоящее время эти группы включают в себя новые формы финансовой помощи. Однако основные характеристики системы остались прежними.

Основные группы финансовой помощи представлены в табл. 3.2. Первый столбец показывает подразделение помощи в зависимости от условий, выдвигаемых донором финансовых средств. Второй – отражает классификацию грантов с точки зрения сторон, принимающих участие в использовании средств. Ограничения на объемы выделяемых средств показаны в третьей колонке.

Таблица 3.2

Классификация межбюджетных грантов по трем критериям[12]


Начнем анализ системы грантов с изучения категориальных видов помощи. Категориальным называется грант, направляемый в территориальный бюджет для использования на конкретные цели, которые устанавливаются органом, передающим средства из бюджета более высокого уровня. Категориальные программы сфокусированы на решении проблем, рассматриваемых центром как приоритетные. В США эта система работает следующим образом. Для того чтобы получить помощь, потенциальные реципиенты должны подготовить детализированные предложения по использованию средств, где указывается, как существующие проблемы будут разрешены и какие результаты будут получены. Более того, предложения должны показывать и доказывать, что выделенные средства будут израсходованы эффективно. На этапе подготовки предложений заявители определяют каналы наиболее эффективного использования средств. Комитеты, создаваемые гранторами, должны четко сформулировать правила отбора, которые исключают возможность прохождения теневых проектов.

Целевые гранты предназначены для преодоления вертикального и горизонтального дисбаланса. Грант поступает в распоряжение территориального бюджета и может быть использован по усмотрению территориальных органов на цели, соответствующие функциям данного звена бюджетной системы. Тем не менее контроль над этим видом помощи со стороны грантора существует, но он не настолько строг, как при категориальных грантах. Наличие контроля определяет включение этого вида финансовой помощи в категорию обусловленных грантов.

Если категориальные гранты рассматриваются во всей литературе как обусловленные, то взгляд на классификацию блочных грантов не столь однозначен. Так, например, Р. Масгрейв относил блочные гранты к необусловленным, в то время как более поздние работы в области государственных финансов выделяют блочные гранты в отдельную категорию финансовой помощи, которая расположена между категориальной помощью и системой разделения налогов.

Межбюджетные гранты в финансировании инвестиционной деятельности организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермасова Н. Б., Айриева А. Н.

В данной статье речь идет о межбюджетном финансировании . При этом подчеркивается, что финансирование одного уровня правительства другим может осуществляться двумя основными способами: системой регулирующих налогов и системой грантов . Отмечается, что межбюджетные гранты дают возможность компенсировать часть государственных расходов на региональном и муниципальном уровнях, решить проблему горизонтального дисбаланса и проблему экономического дисбаланса развития различных территорий, часть политических проблем. В статье также даются критерии классификации различных типов выравнивающих грантов : по налоговому потенциалу региона или муниципалитета, уровню государственных расходов на душу населения, по оценке инвестиционных проектов, критерии софинансирования , основанные на плановых бюджетных расходах.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ермасова Н. Б., Айриева А. Н.

Текст научной работы на тему «Межбюджетные гранты в финансировании инвестиционной деятельности организаций»

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ГРАНТЫ В ФИНАНСИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

Н.Б. Ермасова, А.Н. Айриева

Саратовский государственный университет, кафедра финансов и кредита E-mail: bermasov@mail.ru

В данной статье речь идет о межбюджетном финансировании. При этом подчеркивается, что финансирование одного уровня правительства другим может осуществляться двумя основными способами: системой регулирующих налогов и системой грантов. Отмечается, что межбюджетные гранты дают возможность компенсировать часть государственных расходов на региональном и муниципальном уровнях, решить проблему горизонтального дисбаланса и проблему экономического дисбаланса развития различных территорий, часть политических проблем. В статье также даются критерии классификации различных типов выравнивающих грантов: по налоговому потенциалу региона или муниципалитета, уровню государственных расходов на душу населения, по оценке инвестиционных проектов, критерии софинансиро-вания, основанные на плановых бюджетных расходах.

Intergovernmental Grants in Financing of Investment Activity in Organization N.B.Ermasova, A.N. Airieva

There are two basis avenues of transferring resources from one level of government to another: sharing of revenues or a system of grants. In a multi-level governmental relationship, like that between the central government and its states or between a state and its localities, transfers can compensate lower governments for expenditures for services of national importance that exceed other revenues available to them, reduce the problems created by fiscal disparity (correct horizontal imbalance), compensate the recipient government for benefit spillovers, thereby encouraging programs that are valuable to non-residents, reduce special problems associated with regional economic decline, and induce governments toward management or political reform by making those reforms a condition for receiving aid. There are the criteria of different transfer’s types in Russia Equalization transfers: per capita tax capacity (based on average tax effort) population, expenditure factors (age structure of population, distant areas, urbanization), development transfers per project distribution (criteria to be determined by relevant regulations), co-financing, based on planned budgets for particular expenditures.

Проанализируем основные группы межправительственной помощи, к которым относятся и инвестиционные вложения со стороны вышестоящих бюджетных уровней, представленные грантами и трансфертами. Необходимо отметить, что существуют два основных предназначения системы грантов в федеративном государстве, в том числе и в России:

1) корректировка бюджетных дисбалансов,

2) влияние центра на поведение нижестоящих правительств, пересматривающих не только объем, но и структуру распределения ресурсов.

Гранты могут быть классифицированы различными способами. Экономисты обычно подразделяют гранты на два основных типа: обусловленные и необусловленные. Первый тип предполагает, что грантор (лицо, которое выдает финансовые средства) определяет цели, на которые реципиент должен использовать выделенные средства. В случае необусловленных грантов реципиент может использовать финансовые средства по своему усмотрению. Данная классификация была предло-

© Н.Б. Ермасова, А.Н. Айриева

жена более 20 лет назад. В настоящее время эти группы включают в себя новые формы финансовой помощи. Однако основные характеристики системы остались прежними.

Основные группы финансовой помощи представлены в табл. 1. Первый столбец показывает

подразделение помощи в зависимости от условии, выдвигаемых донором финансовых средств, второй - отражает классификацию с точки зрения сторон, принимающих участие в использовании средств. Ограничения на объемы выделяемых средств показаны в третьей колонке.

Классификация межбюджетных грантов по трем критериям1

Условия использования выделенных средств Характер участия в программах Количественный лимит на использование выделенных средств

Обусловленные гранты: • категориальные гранты • блочные гранты Долевые гранты Нелимитированные гранты

Необусловленные гранты: система разделенных налогов Недолевые гранты Лимитированные гранты

Начнем анализ системы грантов с изучения категориальных видов помощи. Категориальным называется грант, направляемый в территориальный бюджет для использования на конкретные цели, которые устанавливаются органом, передающим средства из бюджета более высокого уровня. Категориальные программы сфокусированы на решении проблем, рассматриваемых центром как приоритетные. В США эта система работает следующим образом. Для того чтобы получить помощь, потенциальные реципиенты должны подготовить детализированные предложения по использованию средств, где указывается, как существующие проблемы будут разрешены и какие результаты будут получены. Более того, предложения должны показывать и доказывать, что выделенные средства будут израсходованы эффективно. На этапе подготовки предложений заявители определяют каналы наиболее эффективного использования средств, а комитеты, создаваемые гранторами, должны четко сформулировать правила отбора, которые исключают возможность прохождения теневых проектов.

Целевые гранты предназначены для преодоления вертикального и горизонтального дисбаланса. Наличие контроля определяет включение этого вида финансовой помощи в категорию обусловленных грантов.

Если категориальные гранты рассматриваются во всей литературе как обусловленные, то взгляд на классификацию блочных грантов не столь однозначен.

Блочный грант поступает в распоряжение территориального бюджета и может быть использован по усмотрению территориальных органов на цели, соответствующие функциям данного звена бюджетной системы. Тем не менее, контроль над этим видом помощи со стороны грантора существует, но он не настолько строг, как при категориальных грантах. Наличие контроля определяет включение этого вида финансовой помощи в категорию обусловленных грантов.

При этой системе центральное правительство делит часть своих доходов с нижестоящими уровнями, но использование этих доходов ограничено исполнением определенных функций, таких как правовое обеспечение или производство общественных товаров и услуг. Отличительной чертой блочных грантов является то, что средства региональным или местным правительствам выдаются в виде твердых сумм - паушальных платежей. Следовательно, блочные гранты относятся к категории лимитированных по объемам и срокам.

Необусловленные гранты расположены на противоположном полюсе трансфертного спектра. Донор не выставляет реципиенту никаких специальных требований. В различных странах отношение к ним разное. Так, в США абсолютно необусловленных грантов не существует вообще, в то время как в Канаде так называемые федерально-провин циальные выравнивающие гранты представляют собой яркий пример чистых необусловленных грантов. Полностью необусловленные грантовые программы практикуются также в Австралии.

Долевое финансирование программ, осуществляемое в виде федеральной надбавки к субнацио-нальным расходам, может стать инструментом, воздействующим на поведение субнациональных органов власти. Оно побуждает региональные и местные правительства вкладывать деньги в те отрасли субнациональных экономик, которые грантор рассматривает как приоритетные с точки зрения всего общества. Это означает, что чем больше денег будет инвестировано региональными властями в определенные отрасли, тем больше финансовых фондов будет получено из центра. В отличие от долевого финансирования недолевая помощь просто добавляет некую сумму в бюджет реципиентов, она более нейтральна с точки зрения воздействия на структуру расходов.

Нелимитированные гранты не имеют ограничений на объем выделяемых средств, в то время как лимитированные гранты имеют подобные ограничения.

В табл. 2 указаны различные подвиды межправительственной финансовой помощи. Например, категориальные гранты могут быть долевыми и не долевыми, лимитированными и нелимити-рованными, в то время как система разделения доходов всегда представляет собой только недоле-

вую и паушальную помощь. Сочетание различных типов грантов позволяет правительству разрешать насущные проблемы: противостояние внешним эффектам, выравнивание обеспеченности резидентов государства общественными благами и достижение фискального баланса в стране.

Межправительственная финансовая помощь (комбинация различных характеристик)

Вид финансовой помощи (гранты) Гранты Финансирование

долевые недоле вые неограничено ограничено

В табл. 3 приведена классификация грантов в соответствии с уже известными критериями (характером выделяемых средств и участием сторон в гранте), а также с двумя новыми, предложенными автором, - уровнем выделяемых средств с учетом налогового потенциала

региона и формой воздействия на процесс финансового стимулирования инвестиционной деятельности в регионе.

Предназначение грантов в разрешении проблем функционирования модели фискального федерализма показано в табл. 4

Вид межправительственной финансовой помощи Гранты Система разделенных налогов

Цель использования выделенных средств Стимулирование субнациональных расходов для создания общественных товаров и услуг. Контроль поведе ния реципиентов Улучшение управления программами реципиентов Денежных доходов реципиентов без изменения относительных цен в данном регионе

Условия использования фондов реци пиентами Строго в рамках программ и по направлениям, определенным донором В рамках программ, определенных донором По усмотрению реципиента

Степень участия донора в программе Донор полностью определяет и контролирует проведение программы Частичный надзор Только выделяет фонды

Метод распределения фондов Формула (с последующим строгим административным контролем). На конкурсной основе Формула (с по-следующим адми нистративным контролем) Формула (без последую-шего административного контроля)

Форма воздействия на процесс финансового стимулирования инвестиционной деятельности в регионе Финансирование инвестиций в региональную экономику с последующим строгим административным контролем Частичное финансирование инвестиций в региональную экономику с последующим адми нистративным контролем Косвенное воздействие на инвестиционный процесс в регионе

Уровень выделяемых средств с учетом налогового потенциала региона Низкий уровень выделяемых средств с учетом налогового потенциала региона Низкий уровень выделяемых средств с учетом налогового потенциала региона Высокий уровень выделяемых средств с учетом налогового потенциала региона

Экономический эффект Эффект дохода и цен Эффект дохода и цен Эффект дохода

Когда впервые был использован 1940-1950, Рузвельт 1960-1970, Никсон 1972, Никсон

Проблема Вид гранта

Фискальный разрыв на субнациональном уровне Фискальный диспаритет на субнациональном уровне • Снижение субнационального налогового бремени • Использование системы разделения налогов • Общие недолевые трансферты • Долевые гранты с открытым сроком финансирования • Установление долевых ставок в зависимости от издержек и выгод данного гранта региона

Внешние эффекты на субнациональном уровне • Обусловленные недолевые блочные гранты • Долевые трансферты с открытым сроком финансирования. • Долевая ставка зависит от фискальных возможностей региона

Обеспечение национальных минимальных стандартов жизни Влияние на местные приоритеты в тех сферах, где существует национальный интерес, но отсутствует заинтересованность на субнациональном уровне Макроэкономическая стабилизация • Целевые капитальные гранты

Таким образом, системы финансовых трансфертов из государственных бюджетов в региональные и местные бюджеты преследуют три основные цели (см. табл. 4).

Во-вторых, чтобы выровнять горизонтальное неравенство. Горизонтальное налоговое неравенство возникает, когда два местных органа власти, желающих предоставить услуги на одинаковом уровне, замечают, что для этого им потребуются разные налоговые ставки.

Дотации и субвенции не являются полностью взаимозаменяемыми, поскольку их доля в размере перечисляемых сумм зависит от важности, придаваемой каждой из названных выше целей. Так, например, дотации будут уместнее в том случае, если надо осуществить выравнивание: в большинстве случаев государство предоставляет такие дотации, которые позволяют выровнять одновременно как горизонтальное, так и вертикальное налоговое неравенство.

Если же стоит только одна цель - восполнить разрыв между местными расходами и собственными налоговыми поступлениями, то следует прибегать к дотациям, поскольку субвенции в большей степени, чем дотации, ограничивают

свободу действия местных властей, когда для этого нет оправданных оснований. Поэтому дотации используются почти исключительно в тех случаях, когда надо восполнить недостающее финансирование текущих расходов муниципальных образований, а не для финансирования капитальных расходов.

В тех случаях, когда речь идет о финансировании услуг, на предоставление которых местные органы власти уполномочены государством, либо о стимулировании местных органов власти к предоставлению услуг, дающих преимущества нерезидентам, либо об оказании помощи в тех случаях, когда услуги соответствуют минимальным государственным нормам, то специальные субвенции представляются более подходящими, чем дотации. Это касается и тех случаев, когда поставлена задача осуществления определенных видов капиталовложений для управления развитием в заданном направлении. С данной целью предоставляют гранты на капитальное строительство. Схемы грантов на капитальное строительство (ГКС) представляют собой хорошо продуманный механизм, который может быть использован в двух целях - способствование развитию местной капитальной инфраструктуры и создание инструмента для стимулирования инвестиционной деятельности. Именно в децентрализуемых развивающихся странах и странах с переходной экономикой Мировой банк, ЮНДП и другие двусторонние организации поддерживают введение таких грантов. В рамках системы ООН, фонд капитального строительства ООН (ЮНСДФ) специализируется в разработке и осуществлении этих схем капитальных грантов.

Хотя ГКС отличаются от страны к стране, автором выделяются следующие основные черты.

1. Каждому органу самоуправления выделяется трансфертная сумма ГКС на основании прозрачной, справедливой и объективной формулы.

2. Разработка плана капитального строительства в рамках бюджета местного самоуправления.

3. Ресурсы не являются полностью безусловными: они предназначены только для капитального строительства

4. Проектам ГКС должны соответствовать ресурсы из местного бюджета (обычно 10-20 %), чтобы обеспечить закрытие сделки на местном уровне и получение объекта в собственность. Требование такого соответствия будет также стимулировать, пусть даже и опосредствованно, усилия, направленные на сбор местных доходов.

Для того чтобы местный орган самоуправления получил ГКС, он должен отвечать ряду объективных условий минимального доступа, например уровень дефицита местного бюджета, степень развития социально-экономической инфраструктуры. Требования могут также включать:

- широкое участие и прозрачность при планировании и составлении бюджета;

- ведение бухгалтерской книги квалифицированным финансовым работником;

- своевременное выполнение требований, предъявляемых центральным правительством к отчетности;

- отсутствие неудовлетворительного ревизионного отчета за предыдущий бюджетный год.

5. Местным органам самоуправления сообщают в начале процесса составления местного бюджета, отвечают они этим условиям или нет, или что они должны сделать, чтобы отвечать им.

6. При желании местным органам самоуправления, не отвечающим условиям минимального доступа (но отвечающим ряду более слабых критериев), могут быть предоставлены гранты на развитие ресурсной базы, чтобы они смогли быть квалифицированы при составлении следующего бюджета.

7. Условия минимального доступа могут быть подобраны таким образом, чтобы отвечать специфическим для данного региона или муниципалитета нуждам.

Для финансирования инвестиционных программ государство вправе выпускать облигационные займы, вовлекать в инвестиционный процесс временно приостановленные и законсервированные стройки и объекты, находящиеся в федеральной собственности. Государство предоставляет также право отечественным и зарубежным инвесторам на поиски, разведку и добычу минерального сырья на участках недр в форме соглашений о разделе продукции. Данная форма инвестирования регулируется специальным федеральным законодательством.

1 Ефимова Л.А., Макарова С.Д., Малкина М.Ю. Теоретические, методологические и практические аспекты бюджетного федерализма. Н. Новгород, 2004. С. 44-47.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ БИЗНЕС-АНГЕЛЬСКОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ

Саратовский государственный университет, кафедра финансов и кредита E-mail: ermasov@mail.ru

В статье рассмотрены теоретические закономерности бизнес-ангельского («посевного») финансирования инноваций по опыту развитых зарубежных стран в отличие от венчурного финансирования и эмпирические закономерности развития бизнес-ангельского финансирования инноваций в отечественной практике. Выделены особенности бизнес-ангельского сектора в начальном периоде развития - становления. Это позволяет более четко отличать бизнес-ангельское финансирование инноваций от венчурного финансирования, ввести основные стандарты бизнес-ангельского финансирования инноваций. Определено главное препятствие развития бизнес-ангельского финансирования инноваций в России и выявлены сложности для посевного инвестирования и финансирования инновационных компаний. Определены основные мероприятия для успешного развития бизнес-ангельского финансирования инноваций в России.

The Regularity of Bisiness-angel Financing of Innovation: Theory and Practices

Читайте также: