Назовите причины образования на средней волге государства волжская булгария

Обновлено: 28.06.2024

Образование Булгарского государства на Средней Волге

На рубеже IX-X вв. возникает одно из крупнейших средневековых государств Восточной Европы Волжская Булгария. В ее истории запечатлена большая страница истории народов Среднего Поволжья и Прикамья, прежде всего татарского народа.

Волжская Булгария первое государство в крае, на территории которого проживали прямые предки современных татар. По уровню экономического, общественно-политического и культурного развития она ничем не уступала не только своему соседу Киевской Руси и древнерусским княжествам, но и западноевропейским государствам. Булгары явились создателями одной из ярких средневековых цивилизаций Европы. Поступательное развитие Волжской Булгарии как самостоятельного государства было прервано монгольским нашествием.

Четыре волны переселения. Впервые булгары (ранние) появились в наших краях в конце VII начале VIII вв. Их самые ранние памятники на Средней Волге открыты в последние годы самарскими археологами. В курганном могильнике у села Новинково, что на Самарской Луке, обнаружены глиняные сосуды, орудия труда и оружие, украшения, характерные для болгар Подонья и Приазовья. Иногда рядом с могильниками располагались поселения земледельцев и скотоводов, в образе жизни которых было много кочевнических черт. Памятники новинковского типа принадлежали тюркоязычному населению, пришедшему на Среднюю Волгу после разгрома Великой Болгарии Куб-рата хазарами в 60-х гг. VII в.

На территории Татарстана, Ульяновской и Самар­ской областей открыты и другие памятники ранних булгар и родственных им племен. Среди них Кай-бельский и Болыне-Тарханский могильники. Они были оставлены второй волной переселенцев, появившихся здесь в середине VIII в. после крупного поражения Хазарии от арабов в 737 г.

Третья волна миграции булгар на Среднюю Волгу относится к IX в. В конце предыдущего столетия государственной религией в Хазарии становится иудаизм. Это вызвало недовольство большинства населения, которое исповедовало другие религии, в том числе мусульман. В каганате начались смуты, которые и явились толчком к новым переселениям. Основными памятниками булrap этого периода являются Танкеевский и Тетюшский могильники.

Последнее, четвертое, переселение булгар произошло в конце IX начале X вв. Причиной его явилось мощное наступление на Хазарский каганат новых кочевников, прежде всего печенегов, пришедших с востока.

На Средней Волге ранние булгары поначалу вели традиционный полукочевой образ жизни. Зимой они жили в деревянных домах, летом расходились по войлочным юртам и занимались преимущественно пастушеским скотоводством. Однако суровые природно-климатические условия края отнюдь не благоприятствовали кочеванию. Поэтому ранние булгары постепенно перешли к устойчивому оседлому образу жизни.

Другие племена и контакты с ними. Булгары заняли, конечно, не пустующие земли. В Среднем Поволжье испокон веков жили местные финнские племена предки современных марийцев, удмуртов и мордвы. Здесь же с IV-VI вв. обитали небольшие группы тюркоязычных племен, пришедшие на эти земли во времена продвижения гуннов и тюрков Истеми-кагана в Европу. Кроме того, в VII-VIII вв. широкие вол-го-уральские просторы были заняты полукочевыми мадьярами (древними венграми), прародина которых находилась также где-то на востоке, скорее всего, в южно-сибирских степях. Одной из групп населения «Великой Венгрии» принадлежал уникальный могильник у нынешнего села Большие Тиганы Алексеевского района Республики Татарстан. В IX в. из районов Верхнего Прикамья на территорию Среднего Поволжья пришло финно-угорское население.

Со всеми этими племенами булгары вошли в тесный контакт. Некоторые из них, например, древние мадьяры вынуждены были вскоре покинуть территорию Волго-Камья. Они ушли на запад и достигли берегов Среднего Дуная, где образовали Венгерское королевство. Остав­шееся население, приняв общее название булгар, созда­ло свое государство Волжскую Булгарию.

Возникновение и оформление государственности у волжских булгар. В конце I тыс. н.э. булгарское общество стояло на пороге окончательного разложения первобытно-родовых отношений. Этому в немалой степени способствовало развитие экономики, в первую очередь пашенного земледелия, ремесла, внутренней и внешней торговли. Перемены в хозяйстве ускорили процесс расслоения общества на отдельные группы людей, отлича­ющиеся степенью богатства.




Ранние булгары, заняв волго-камские лесостепные районы, в дальнейшем использовали военно-политическую силу. В условиях, когда шел процесс «завоевания родины», нередко случались военные столкновения с местными племенами. Это привело к усилению военно-племенной знати. Она уже давно выделилась в особую привилегированную группу и окружала себя военной дружиной из числа наиболее отважных и преданных соплеменников. Дружинники совершали военные походы и набеги на соседние земли в целях обогащения.

Население было обложено регулярными повинностями и налогами. Тем самым появился источник средств, шедших на содержание аппарата управления, местных князей и их дружин.

Общим итогом явилось возникновение государства. Оно было призвано держать в повиновении население страны, обеспечивать защиту ее границ от внешних врагов, проводить внутреннюю и внешнюю политику. Окончательно государство волжских булгар сложилось в начале X в. Характерно, что в это время булгарский эмир организует чеканку монет (902-908 гг.), делаются первые шаги по установлению дипломатических отношений с Багдадским халифатом (921-922 гг.). Тогда же булгары принимают новую религию-ислам, начинается строительство городов и крепостей.

Волжская Булгария. История образования


Волжская Булгария, существовавшая с Х по XIII век, была крупным государством на территории Среднего Поволжья и Прикамья. За триста лет существования государство стало одним из значительных на территории Европы.

Причинами столь бурного развития считают Волжский торговый путь, оседлое земледелие, развитие ремёсел. Важным показателем процветания молодого государства стали города

государство волжская булгария

Образование Великой Болгарии

Истоки Волжской Булгарии нужно искать в приазовских и причерноморских степях. В трудах византийских историков, в первых договорах Руси с Византией существует описание государства Великая Болгария.

Этот термин взят историками непосредственно из византийских источников. Она существовала недолго, в VI-VII веках. В её состав вошли родственные кочевые тюркские племена кутригуров, утигуров, оногуров и других.

Во время расцвета Великой Болгарии при хане Кубрате, происходит объединение племён. После его смерти, у него осталось пятеро сыновей, которые разделили государство на 5 орд. Это привело к тому, что они не могли оказывать сопротивление основному своему врагу – хазарам.

Разделение Великой Болгарии

Под давлением Хазарского каганата население Болгарии вынуждено было разделиться на две части и уйти, чтобы искать лучшей доли в других местах. Одна двинулась на Запад, где болгары, смешавшись с местными славянскими племенами, основали государство Болгария. Под влиянием Византии они приняли христианство.

Вторая часть, под предводительством Котрага, ушла на северо-восток к реке Каме. Большая часть, ушедшая в этом направлении, состояла из болгарского племени кутригуров. Эти болгары, смешиваясь с местным населением, образовали новое государство.

Волжская Булгария. Образование государства

Прикамские и приволжские места с плодородными землями, обилие дичи способствовали формированию осёдлости, некогда кочевого народа. К IX веку на этой благодатной территории возникло крупное государство Волжская Булгария.

Контролируя торговые пути по Волге, строя новые города крепости, совершая набеги, собирая с вассалов дань, государство быстро разрасталось. Интересен тот факт, что булгары завладели большой территорией практически мирным путём. У них были сильно развиты ремёсла.

Поэтому приходя на новые земли, они строили небольшие поселения, в центре которых находился дворец предводителя, дома приближенных, воинов, свободных горожан, среди которых было много ремесленников.

Их изделия пользовались успехом среди местного населения. Городок обносился толстыми стенами. Земли вокруг поселений распахивались и засевались.

Именно экономические отношения с коренным населением приводили к их укоренению на новых территориях. Постепенно вокруг городков селились местные жители. В случае набегов воинственных племён, они вместе с булгарскими воинами защищали свои жилища. Так постепенно они становились единым целым.

Интересно, но методом постройки крепостей, заселения их казаками и переселенцами было присоединено большинство территорий к Российскому государству. При освоении Сибири, Дикого Поля, Забайкалья, Дальнего Востока пользовались этим методом.

волжская булгария принятие ислама

Ислам, как мера защиты

По мнению историков, ещё в момент становления Великой Болгарии на Северном Кавказе в VI-VII веках, булгары столкнулись с исламом. Это произошло при разгроме Хазарского каганата арабами под предводительством Мервана бен Мухаммеда.

В то время Багдадский халифат был центром исламского мира. Поэтому ища сближения с арабами, а так же их покровительства, булгары были поставлены перед вопросом принятия ислама.

К началу X века произошло важное событие для страны — принятие ислама. Это произошло в 922 году, во время правления балтавара (князя) Алмуша. Выбор этой религии можно объяснить тем, что государству требовалась защита от хазар, совершающих регулярные набеги на молодое государство.

Верхушка хазар исповедала иудаизм, поэтому мусульмане их считали врагами. Вскоре определились с покровителем. Им стал хорошо известный Багдадский халифат, с которым булгары столкнулись ещё на Северном Кавказе.

Все ли булгары приняли ислам?

Не все булгары приняли ислам. Например, этому воспротивилось племя суваров, предки чувашей, которое возглавлял царь Вираг. Они исповедовали зороастризм. Тем, кто решил не принимать ислам, балтавар Алмуш пригрозил отрубить голову.

Процедура принятия ислама, была описана Ахмедом Ибн Фадланом, участником посольства Багдада, которое присутствовало в Булгаре в момент принятия ислама знатными людьми Булгарии.

Не известно принял ли царь Вираг мусульманство, но большая часть чувашей, до их крещения считалась язычниками. Единственному народу – чувашам, удалось сохранить язык, который относится к булгарской группе.

В наше время при расшифровке булгарских надписей использовали чувашский язык. Исламизация Булгарии сильно отразилась на культуре и образе жизни её жителей, утрате их языка.

Булгария контролировала Волжский путь – важнейшую торговую артерию, связывающую регион со странами Средней Азии, Ближнего Востока, Европы. Государство Волжская Булгария лежало в центре знаменитого торгового пути.

Многие арабские купцы и путешественники посещали её города. Местные торговцы побывали в арабских землях. Существовал тесный контакт между этими двумя странами. Пример берут с сильного, поэтому нет ничего удивительного, что булгары остановили свой выбор на исламе.

Багдадский халифат – это высокоразвитое государство для того времени, обладающее несомненным авторитетом, финансами. В его лице Волжская Булгария получила достойного союзника. Это помогло укрепить государство, сделать его сильным и влиятельным.

Считается, что во время сближения Руси и Булгарии, её правители склоняли русских князей к принятию ислама, но влияние Византии на русские княжества было сильней.


Волжская Булгария и её жители

Ранее на землях, облюбованных булгарами, проживали балто-славянские племена, которые в наши дни получили название народов «именьковской культуры». Одна часть этих племён осталась и ассимилировалась с булгарами, а другая ушла на север.

Тюркские или финно-угорские племена были вытеснены или находились на положении вассалов. Остальные племена и народности вошли в состав государства сохранив свою идентичность.

Большое количество племён и народов растворились в жителях Булгарии, потеряли свою идентичность, но уже не было чистых булгар. Осталось только название. Впоследствии булгары растворились в других народах, таких как казанские татары и чуваши.

Многие покорённые народы продолжали жить по своим обычаям, говоря на своём языке, но за это они платили булгарам дань, то есть были на положении вассалов.

Национальный состав государства был неоднородным. Так на его территории проживали вотяки, черемисы, мордва, чуваши, удмурты, башкиры и другие народы, которые и составляли большинство населения ханства.

Волжская Булгария и её города

Важным показателем степени развития государства была городская культура. Это было не типично для местных народностей и тюрков-кочевников. Огромное влияние на городское строительство оказала восточная культура, которая была принесена исламом.

В центре поселения находились дворец правителя, мечеть с минаретом, вокруг которых строили свои дома члены многочисленной свиты, военной и чиновничьей элиты, священнослужители.

Большую часть городов занимали купцы и ремесленники, а так же свободные горожане. Государство Волжской Булгарии было небольшим, поэтому оно не могло существовать за счёт собираемой дани.

Для пополнения казны вводились налоги с этой части городского населения. Развитие ремёсел и торговли всячески поощрялось. Во всех городах строились караван-сараи для приезжих купцов. Значительную часть доходов приносил волжский торговый путь. Государство быстро богатело и развивалось.

На землях современного Татарстана и соседних с ним территорий в настоящее время открыто более 2 тысяч археологических памятников VIII-XV веков. Из них около двухсот городищ, около 900 селений и большое количество могильников. Из них большая часть относится ко времени существования Булгарии.

Многие булгарские города построены на крутых и высоких речных берегах. Это служило естественной защитой от врагов. Стоящие в удалении от рек города, защищали высокими стенами, насыпными валами, рвами, заполненными водой.

Дома строились из сосны, стены городов были дубовыми. Кроме стен, из дуба строились мечети, башни, колодцы, мосты через реки. У булгар, особенно у тех, кто занимался разведением скота, были зимние жилища, а так же летние.

Они представляли собой лёгкие юрты. Их так же использовали купцы во время остановки караванов. Зимние дома отапливались печами, отдалённо напоминающими современные.

Город Болгар

Столицей государства был город Болгар, в период Золотой Орды – самый крупный город Булгарского улуса. Он находился в 80 километрах от современной Казани. По словам арабских путешественников это был мусульманский город, но дома в нём напоминали византийские.

В столице жили не только булгары, но и люди других национальностей. По сравнению с Багдадом и другими арабскими городами, Болгар был небольшим. Но это был очень богатый город. Здесь находился знаменитый Ага-Базар, куда стекались купцы со всего света. В городе можно было встретить торговцев со всей Азии, Европы, а так же русских купцов.

Город Биляр

Ещё один известный город — Биляр. В нём помимо деревянных были каменные и глинобитные дома. Здесь проживало большое количество ремесленников. Это гончары, кожевники, металлурги, кузнецы, оружейники, ювелиры, стеклодувы и косторезы.

Город Сувар и другие

Третьим по величине и значению был город Сувар, в центре которого располагался кирпичный дворец, облицованный зелёными и синими керамическими изразцами. Предположительно, его строили хорезмские строители.

Город был хорошо укреплён. До монгольского нашествия он процветал, а после него пришёл в запустение. Так же в русских летописях и других источниках упоминаются города Ошель, Джукетау (Жукотин), Керменчуг, Тубулгатау.

Город Казань

То, что этот город существовал во времена Волжской Булгарии, не подлежит сомнению. Казань находилась на северо-западе государства. Уже в те далёкие времена хорошо были известны её белокаменные стены.

Город насчитывает более тысячи лет. Конечно же, в те далёкие времена это был небольшой городок. Но ему со временем суждено стать столицей нового государства Казанского царства, ставшего преемником Волжской Булгарии.

Русские походы против булгар

В 965 году пал Хазарский каганат, от которого Волжская Булгария находилась в вассальной зависимости. Государство становится политически независимым. Но годом раньше она подверглась нападению дружины киевского князя Святослава Игоревича.

До конца Х века было совершено ещё 3 похода русских князей на Булгарию. Что послужило причиной? В это время походы против других государств считалось нормой. Именно они становились источником доходов в казну.

В 985 сын князя Святослава, Владимир, пошёл походом на Булгарию, который закончился заключением мира. В 986 году в Киев прибыло посольство из Булгара.

Послы предложили Святославу принять ислам. Но Россия пошла своим путём и через год приняла православие. Булгария представляла для России скрытую угрозу — это было сильное государство.

Между Булгарией и Киевской Русью подписывается торговый договор, который соблюдался почти сто лет. В 1088 году булгары взяли Муром, а в 1107 году Суздаль. Спустя 13 лет в поход на Булгарию вместе с половцами пошёл московский князь Юрий Долгорукий.

В 1164 году Великий князь Владимирский захватил город Бряхимов. Взаимные походы продолжались вплоть до 1221 года, когда в городе Городце был подписан мирный договор сроком на шесть лет. На границах обоих государств уже стояли полчища монголо-татар. Эта опасность сплотила недавних соперников.

Монгольское нашествие

В 1223 году монгольские войска прошли через Булгарию. Но потерпели поражение от булгарских войск. Вторая встреча состоялась в 1229 году. Половские и булгарские войска были разбиты монголами на реке Яик. Только через 7 лет монгольский хан Субэдэей разорил Булгарию и город Булгар.

В 1240 году государство было полностью завоевано монголами. Волжская Булгария вошла в улус Джучи. Ей была сохранена некоторая автономия, при условии выплаты дани.

Город Булгар был первой столицей улуса. После того, как был построен Сарай-Берке на территории современной Астраханской области, он стал административным центром улуса. В середине XIII началось переселение основного населения Булгарии в Закамские земли, которое продолжалось вплоть до XIV века. Монголо-татарами были образованы Казанское, Булгарское, Жукотинское и другие княжества.

После образования Золотой орды Булгария вошла в её состав на правах вассала. К XIV веку образованное монголо-татарами Булгарское ханство стало понемногу восстанавливаться.

Но постоянные набеги золотоордынских ханов, походы русских княжеств, а так же начавшиеся междоусобные распри окончательно погубили остатки некогда могучего государства. В XV веке появилось новое государство Казанское ханство.

Булгары как народ, растворились в массе тюрко-язычных народов, проживающих на тот момент на территории Казанского государства. Не осталось ни языка, ни народа с таким названием. Но они сыграли важную роль в этногенезе чувашей и казанских татар.

Глава1. Государство Волжская Булгария 4.Образование Волжской Булгарии

Волжская Булгария – одно из первых государств Восточной Европы, оставившее глубокий след в истории народов Среднего Поволжья и Приуралья. Она возникла на рубеже IX–X веков. В отличие от местных поволжских финнов, булгары к тому времени имели богатый опыт государственности. Знаменитая держава хуннов-гуннов (III–II вв. до н.э. – V в. н.э.), Тюркские каганаты (VI–VIII вв.), Великая Болгария (VII в.), Хазарский каганат (VIII–X вв.) – вот основной перечень тех раннеклассовых государственных образований, в составе которых проживали их предки.

Социально-экономические предпосылки возникновения государственности вызревали в недрах полукочевой конфедерации, в которой булгары были лидирующей группой. Они стремились объединить под своей властью все другие племена. Усиление военно-племенной знати, выделившейся из массы свободных общинников и окружившей себя военной дружиной из числа наиболее отважных и преданных соплеменников, свидетельствовало о глубоком социальном расслоении общества. Частые военные походы, набеги на соседние земли воинов-дружинников в целях обогащения и незаметно начавшаяся практика обложения населения регулярными повинностями приводили к оформлению соответствующих структур государственной власти.

Сложению Булгарского государства во многом способствовал Великий Волжский или, точнее, Балтийско- Волжский торговый путь, активно функционировавший с середины VIII в. По этому пути двигались торговые суда купцов из северных и южных стран. Для их обслуживания на волжских берегах появляются многочисленные торгово-ремесленные поселения: места для торговли с местным населением; пункты, контролировавшие безопасность движения караванов; корабельные пристани и «заставы» по сбору пошлин. Евразийская по своему размаху торговля в крупных ярмарочных пунктах (Болгар, Казань, Измери и др.) вовлекала в сферу своей деятельности широкую сельскохозяйственную округу. Таким образом, крупномасштабная международная торговля по Волжскому пути, начало которой положили викинги-русы (варяги) и восточные купцы, стала мощным источником обогащения отдельных групп людей, что способствовало дальнейшему имущественному расслоению общества.

В первой четверти Х в. мы видим все признаки государственности у волжских булгар: лидирующий правитель в лице Алмуша и подвластное ему население; монотеистическая религия в форме ислама; начало чеканки монет и установления дипломатических отношений с соседними государствами; города как центры ремесла и торговли и столица государства – Булгар.

Например, ал-Гарнати говорит о компактном проживании булгар в хазарской столице Итиле, а позднее и в городе Саксине, расположенных в низовьях Волги у Каспийского моря. В степях Юго-Восточной Европы кочевало значительное число булгар – остатки населения разгромленного в965 г. Хазарского каганата, которые смешались впоследствии с кыпчаками-половцами. Однако это население не входило в состав Булгарского государства, хотя и поддерживало с ним постоянные контакты. После распада Хазарского каганата почти весь Волжский речной путь и Нижнее Поволжье переходит под контроль болгар. Черное и Каспийское моря начинают на­зывать Болгарскими морями.

По данным письменных источников границы Волжской Булгарии трудно уловимы, особенно северные и южные. Но более конкретное представление о территории Волжской Булгарии дают археологические материалы. В 60–70-е годы XX века археологи предприняли широкомасштабные исследования по выявлению и картографированию археологических памятников Волжско-Камской Булгарии, и на этом основании попытались определить ее территорию. В настоящее время известно более 2 тысяч булгарских памятников X–XIV веков: около 190 городищ, более 900 селищ, 80 грунтовых могильников, около 500 отдельных местонахождений. Подавляющее большинство их – около 170 городищ, более 700 селищ и несколько десятков могильников – относится к домонгольскому времени, т.е. Х – первой трети XIII века.

Территория домонгольской Волжской Булгарии выходила далеко за пределы современного Татарстана. По неполным данным в Ульяновской области известно около 200, в Самарской – около 160 булгарских памятников. Большое количество булгарских селищ и городищ открыто в Пензенской области. Булгары жили и в современном Пермском крае, где в настоящее время археологами раскапываются два булгарских города. Их количество ежегодно увеличивается. Самые южные памятники расположены на широте Самарской Луки. Достоверно установлено, что юго-восточные районы Чувашии, связанные с бассейном Свияги, также были заселены булгарами. Здесь открыто около 40 памятников, определяемых специалистами как булгарские.

Итак, территория Булгарского государства, реконструируемая на основании письменных и археологических источников, включала в себя земли от реки Казанки на севере до Самарской Луки на юге, от реки Суры на западе до низовий рек Белой и Яика на востоке и юго-востоке.

На очерченной территории в конце IX–X вв. проживали в основном тюркоязычные племена, которые Ибн Фадлан называл «ас-сакалиба». В первой половине Х в. в эту конфедерацию племен входили булгары, берсула (барсилы), эсегелы (эскиль, ишкил), суазы (сувары, савиры), билеры, баранджары. О сувазах, не пожелавших подчиняться булгарскому царю, эсегелах (эскелах), князь которых был женат на дочери Алмуша, и баранджарах рассказывал Ибн Фадлан, посетивший Булгарию в 922 году. В венгерской хронике начала ХIII в. упоминается о событиях конца Х в., в том числе и о вышеперечисленных племенах. В «Худуд ал-алам» говорится, что все эти племена находятся в войне друг с другом. Но когда появляется враг, они становятся друзьями. Любопытно, что уже во второй половине Х столетия многие из вышеназванных этносов исчезают, но продолжают еще фигурировать булгары и сувары, которые, как отмечал позднее Махмуд Кашгари, были очень близки между собой по языку.

Собственно булгары занимали бассейн Малого Черемшана, где была основана их столица, известная по русским летописям как Великий город серебряных булгар. Названия «Биляр» и «Булгар» в источниках очень часто упоминаются как синонимы. Сувары в начале Х в. основали свой племенной центр на р.Утка (в современном Спасском районе Республики Татарстан). Группу баранджаров в количестве 5 тысяч человек, “уже принявших ислам”, Ибн Фадлан также видел в центральных землях страны. Однако определить первоначальную территорию расселения берсула (барсил) не представляется возможным в силу скудности источников.Скорее всего, они также обитали на территории Западного Закамья.

Обращает на себя внимание южное происхождение названий вышеупомянутых народов – они известны еще с момента возникновения Хазарского каганата. Только эсегелы, как полагают, связаны происхождением с прикамско-приуральским этническим массивом.

Все эти племена, несмотря на определенные различия в материальной культуре и языке, были достаточно близкими по образу жизни. Они стояли примерно на одной ступени социально-экономического и военно-политического развития.

Окончательное сложение булгарской народности происходило в XII – начале XIII века. На всей территории Волжской Булгарии складывается своеобразная, но единая культура, основанная на общности языка, духовной и материальной культуры. Следует подчеркнуть консолидирующую роль официальной мусульманской религии, призванной объединять все входящие в состав населения Булгарии племена вокруг единого царя. Восточные писатели и русские летописцы однозначно называют население страны одним именем – булгары (болгары), а саму страну – Булгарией, Булгарской землей. Сами булгары с любовью называли это государство Болгар иле (страна Болгар), Болгар йорты (Болгарский дом), а чаще всего – просто Болгар. Слово «Болгар» означало и страну, и проживающий там народ, и столицу государства.

(Рис. Волжская Болгария и ее основные города).

Общественный строй до принятия ислама

Сведения об общественном строе булгар первой половины Х в. мы черпаем в трудах арабо-персидских географов. Для этого времени говорить о ярко выраженных феодальных отношениях в Булгарском государстве не приходится. Отсутствует еще упорядоченная система феодальной ренты. Булгарский правитель с населения страны собирает подать в собственную казну, дополнительную подать отправляет хазарскому кагану. Ибн Фадлан сообщает, что «царь булгар платит дань царю хазар: от каждаго дома в его государстве – шкуру соболя». Прямую же подать царю своему, со слов Ибн Русте, платят они лошадьми и другим. Существовали такие поборы, как десятипроцентная пошлина с торговых судов или десятая доля военной добычи и др.

Своеобразие булгарского общества заключается в том, что оно не копирует ни западноевропейскую (франкскую), ни арабо-персидскую (мусульманскую), ни древнерусскую, ни кочевую модели. О незрелых феодальных отношениях булгарского общества начала X в. указывает и отсутствие государства как юридического лица в судопроизводстве. Опираясь на наблюдения Ибн Фадлана, мы можем утверждать, что вся система наказаний за те или иные преступления была основана на обычном праве. В источниках отсутствуют какие-либо упоминания о штрафах или поборах в пользу государства («царя»).

Волжская Булгария после принятия ислама

Исламизация булгар повлияла на формирование классового общества, которое завершилось не позднее середины X в. В любом исламском государстве существуют общие, мусульманские правовые нормы и система владения. Эти нормы постепенно внедрялись и в булгарское общество. В отличие от Западной Европы, где изначально присутствовало частное крупное землевладение, а правители выступали лишь как арбитры в отношениях между землевладельцами, в Волжской Булгарии эксплуатация свободного населения началась не с обложения их поборами в пользу отдельных лиц, а с обременения государственными повинностями в казну. В роли феодала в данном случае выступало само государство. При государственном феодализме вовсе не обязательно лишение свободных общинников их земельной собственности, тем более, личной свободы.

Письменные источники оставили скупые сведения о существовавших в эту эпоху у булгар налогах и поборах. «Джизья» («налог за веру») были обязаны платить немусульмане. «Харадж» как разновидность дани мог взиматься натурой в размере 1/3 урожая (в редких случаях с малодоходных земель платили 1/10 урожая). Как и в любом мусульманском обществе, жители страны должны были платить в казну ушр (гошер) – подушный налог или сбор в размере 1/10 от дохода. Земельный налог ушр рассматривался одновременно и как закят (налог с мусульман в пользу нуждающихся) с продуктов земледелия, который обязан отчислять каждый правоверный. До начала монгольских завоеваний Волжская Булгария обладала всеми признаками государства с достаточно развитыми феодальными отношениями.

Булгарский правитель изначально выступает как военный предводитель народа (союза племен), организуя против соседей набеги и получая за это свою долю. Согласно тюркским традициям, глава государства являлся также первосвященником. По сведениям Ибн Фадлана, «царь» (эльтебер, малик) Алмуш выступает как высшая религиозная и судебная инстанция в государстве.

Несмотря на его положение, полного отрыва от общества еще не наблюдается. В тот период с сильными пережитками военной демократии булгарский «царь» не мог быть единоличным правителем. При нем находились четыре «царя» (князя) из подчиненных ему племен. Ибн Фадлан их также называет «маликами», т.е. правителями. Эти главы племен вместе с ближайшими родственниками эльтебера составляли своего рода совет при правителе. Этот совещательный орган имел большую исполнительную власть, прежде всего военного и дипломатического характера. Он если даже и не ограничивал, то, во всяком случае, делил власть с монархом.

Другим институтом государственного управления был съезд свободных общинников (собрание вооруженных мужчин) – курултай. Происходивший из племенных собраний предшествующей эпохи, этот институт в X веке уже выполнял лишь законоутвердительные функции. Джиен созывался правителем для всенародного утверждения решений по наиболее важным проблемам, стоящим перед обществом, а также для осмотра боевого состояния народа – войска (чиру).

Во второй половине X–XI вв. произошли существенные изменения в социально-политической структуре общества. В определенной мере этому способствовали падение Хазарского каганата – бывшего сюзерена Волжской Булгарии и успехи центральной власти в деле укрепления единства страны. Джиен из собрания всего народа постепенно превращается в собрание общин (землячеств), построенных уже не по родоплеменному, а территориальному принципу. Примером таких землячеств могут служить упомянутые в русских летописях темтюзи, собекуляне, челмата и т.п. В связи с упадком значения джиена в политической жизни государства, снижается и роль народного ополчения, хотя оно не исчезает вплоть до монгольских завоеваний.

После завершения процесса объединения страны и усиление единоличной власти правителя постепенно ликвидируется совет князей. Его функции полностью переходят к управленческому аппарату во главе с визирем.

В сочинении ал-Гарнати «Муриб ан бад аджаиб ал-магриб» (XII в.) высший правитель Волжской Булгарии назван универсальным для мусульманского Востока термином «малик» (термин «йылтывар» или «блтывар» от древнетюркского «эльтебер», упоминаемые в некоторых источниках, мог использоваться для обозначения булгарских правителей до конца X в.).[1] В «Тарих-и Бейхак» XII в. есть сведения о государе Булгара – эмире Абу Исхак Ибрахим ибн Мухаммад ибн Б.л.т.варе, который в 1024/1025 году послал подарки государю Хорасана и деньги на строительство мечети в Себзеваре и Хосровджерде. Арабский титул «эмир» (повелитель, от слова «амр» – повелевание) по отношению к булгарскому правителю использовался также Ибн Фадланом, правда, лишь один раз и то в хутбе от его имени. Официально «эмирами» именовались правители всех мусульманских государств, признающие верховенство (иногда лишь духовное) халифа. По сути, в922 г. или несколько позднее, произошла смена или подмена «эльтабара», указывающего на зависимость от хазарского кагана, «эмиром», закрепляющим номинальный вассалитет от багдадского халифа.

Ниже представителей правящей династии стояла тюркская родоплеменная знать – беки или бии. Начало их формирования своими корнями уходит в гуннскую эпоху. В Тюркском каганате они представляли неотъемлемую часть родоплеменной организации титульного народа, на которых опирался верховный правитель «эля». В домонгольский период Волжской Булгарии беками (биями), прежде всего, были главы тюркских родов, племен, входивших в состав населения государства, а также сыновья и родственники правителя.

Близким к беку является титул «инал», который также встречается в булгарских памятниках дозолотоордынского периода. Не исключено, что этот титул носили главы этнических групп огузского происхождения или булгарские аристократы – выходцы из Средней Азии.

В источниках первой половины X века есть сведения о наличии у булгарских царей дружинников («асхабы» по Ибн Фадлану). Как и в любых государствах раннего типа в дружину правителя набирались лично независимые, свободные мужчины, выходцы из средних, иногда и высших социальных групп. Определенную часть дружинников составляли наемники из числа варягов – русов или хорезмийцев. В этих дружинах происходит постепенное расслоение. Наиболее знатные, влиятельные дружинники царя, которых называли «куввадами» (сотоварищи), одновременно начинают выступать в качестве представителей центральной власти на местах. Дружинники-алыпы и командовавшие военными ополчениями чура-батыры (от древнетюрк. чериг багатур – войсковой начальник) станут в дальнейшем основой для формирования военного сословия государства.

Во второй половине домонгольского периода завершается оформление военно-служилого сословия йаувари или йори («человек войны»). Наличие отдельных женских званий или титулов, таких как «хатун» (жена правителя, хана, эмира), «бикэ» (жена князя-бека), несомненно, говорит о значительных правах и независимом положении жен булгарской верхушки. Об участии жены правителя в официальных церемониях писал и Ибн Фадлан.

Структура духовенства страны

Одной из своеобразий ислама является отсутствие жесткой иерархии духовных санов. В ней нет принципа «священства» религиозных служителей и, поэтому, сан здесь заменяют или степень учености служителя или занимаемая должность. Наиболее почитаемыми лицами, по сути руководившими всей мусульманской уммой страны, были шейхи, многие из которых получали в молодости достаточно высокое образование у видных мусульманских теологов в учебных центрах Востока и, вернувшись на родину, возглавляли религиозные общины. Из их среды избирался муфтий – знаток шариата, принимающий решения по спорным вопросам в форме особого заключения (фетвы).

За шейхами шли имамы (настоятели соборных мечетей), муллы (служители культа, знатоки религии), муэдзины («извещающие») и т.д. Утверждается культ почитания людей, совершивших паломничество в священную Мекку – хаджи. Отдельно от них стояли факихы (правоведы), наиболее авторитетные из которых могли быть избранными муфтиями, и кадии (судьи), вершившие правосудие по нормам шариата. И, наконец, с исламом самым тесным образом была связана система образования. В значительной степени она лежала на плечах приходских мулл, хотя существовали и специальные учителя: мударрисы (преподаватели фикха в медресе), мугаллимы (учителя в медресе), хальфы (учителя в мектебах) и др.

«Булгарская цивилизация на Волге» (Г.М.Давлетшин, Ф. Ш. Хузин).

Распад Великой Булгарии: четвертая Орда уходит на Волгу. Почему возникла Волжская Булгария?

После смерти царя Кубрата его сыновья раскололи Великую Булгарию на 5 булгарских орд и разошлись по миру. Но лишь двум ордам суждено оставить след в истории. Первый булгарский свет вспыхнул в речной долине между Камой и Волгой. ( а начало истории здесь )

Котраг, сын вождя Кубрата кочевал с племенами кутригуров на востоке Великой Булгарии. Принц был наслышан о тучных зеленых степях за северной границей мира. Там не было опасных хазар, можно начать новую жизнь, дать будущее детям кутригуров.

Но братья не понимали Котрага:

А Котраг отвечал братьям:

На Север

Четвертая Орда булгар двинулась на север вдоль Волги в 645 году и сгинула навсегда, как и предсказывали братья. Но лишь затем, чтобы вновь найтись через 29 лет долгого путешествия. Эти десятилетия были непростыми для орды Котрага. Булгары медленно шли на север, придерживаясь Волги, и останавливались, постоянно решая проблемы.

Кутригуры натыкались на бесплодные степи, на непроходимые для обозов леса. Их накрывали дожди, болезни, метели зимой и засуха летом. Булгарам приходилось зимовать, а потом ждать когда закончится половодье. Отряды кутригуров гибли в стычках с первобытными племенами или просто исчезали в бескрайних лесах. Голод и смерть косили булгар, но орда шла за Котрагом, а вождь упорно вел их на север.

Котраг вел булгар по лесному западному волжскому берегу, хотя восточный степной был открыт и проще для коней. Но вождю надо было уберечь булгар от кипящего котла истребления, выбрасывающего с реки Урал новые тысячи бегущих хазарских станов. Там мадьяры и половцы рубили хазарское племя, вытесняя на Запад. И маленькой Четвертой Орде было не выжить в кровавом потоке 100 тысяч бегущих хазар.

Лишь через 29 лет Котраг нашел новое место для своего народа на севере. Зеленая долина двух больших рек Камы и Волги, стала новым домом азовских булгар. Здесь жили 3 местных народа б арсил, искил, суаров . А рядом десятки таких же. Война со всеми казалось неизбежной, но Котраг принял умнейшее решение для будущего булгар.

Волжская Булгария

Вместо войны вождь предложил мир. Он распустил Четвертую Орду на 3 части и 3 части булгар объединились в 3 союза с 3 местными народами. Три союза булгар объединились в военную конфедерацию с Котрагом во главе и привлекали новые племена Волги и Камы.

Когда в 710 году великий вождь Котраг умрет, его сыновья Ирхан и Тукы продолжат историю Четвертой Орды. Сначала историю полунезависимых кочевых союзов. Булгарам придется столкнуться с печенегами, что вытеснят мадьяр с Урала и в альянсе с половцами изгнать их.

Булгары увидят как новые цивилизации русских, хазар и мусульман пустят по Волге свои корабли и возьмут под контроль волжский торговый путь. Речная торговля и поток серебра заставят булгар через 200 лет перейти к цивилизации. Возникнут первые поселения Булгар и Сувар, они станут ключевыми городами в торговле пушниной между русскими и уграми на севере и цивилизациями юга - Хорезмом, Багдадским халифатом, Византийской империей.

В начале VII века на Волге и Каме начнется история Волжской Булгарии. В 922 году волжские булгары примут ислам, чтобы усилить связи с главным партнером - мусульманами. А в 1237 году погибнут под ударами вторжения монголов Батыя. Так закончится история Четвертой Орды.

Великая Булгария. Легендарное государство древней России

В начале нашей эры кочевые волны накатывали и оседали с Востока. Воинственные племена тюркских булгар кочевали на северном побережье Каспийского моря, именно там армада гуннов накрыла становища булгар и увлекла за собой на Запад. У булгар не было ни шанса сопротивляться или отказать гуннам. Это предложение Атиллы делалось без права выбирать.

Содержание:

Начало булгар

Гунны привели в движение всю кочевую Степь в 370-х годах, армада варваров неумолимо катилась к границе Римской империи целый век. Булгары плелись за гуннами в хвосте и так и не познакомились с римскими легионами. А после смерти Атиллы в V веке натиск гуннов выдохся и армада распалась. Булгары, как и десятки других участников похода, пошли искать свою историю. Они остановились у Азовского моря.

 Гунны Атиллы сдвинут тюркские орды булгар с Каспийского моря и увлекут за собой

Гунны Атиллы сдвинут тюркские орды булгар с Каспийского моря и увлекут за собой

Там на Балканах, дикие булгары и почувствовали вкус к богатству и достижениям Рима. После окончания готской войны булгары обрушились на византийский Дунай, жажда быстрого обогащения гнала мародеров вперед. Но это совершенно не радовало Аварский каганат на территории будущей Венгрии, что богател на торговле и дани с этих же византийских территорий.

 VI век нашей эры: Аварский каганат(красным), Великая Булгария (коричневый)

VI век нашей эры: Аварский каганат(красным), Великая Булгария (коричневый)

Авары ударили по булгарам и разрозненным ордам было не отразить натиск единого союза. Авары вырезали часть племен, а остальные булгары признали себя их рабами.

Единство и распад

Великая Булгария захватила приличную территорию от будущего Симферополя в Крыму на юге, до Харькова на севере. И стала бельмом на глазу нового государства, создаваемого бегущими с Урала племенами хазар. В 642 году Кубрат умер и Батбаян, старший из его 5 сыновей, встал во главе Великой Булгарии.

 Кубрат не смог уберечь сыновей от раскола булгарской нации (художник М.Йотов)

Кубрат не смог уберечь сыновей от раскола булгарской нации (художник М.Йотов)

Дети пренебрегли заветом отца всегда держаться вместе, чтобы противостоять любым врагам. Под растущим давлением прибывающих хазар 5 сыновей решили искать счастья в одиночку и расколов конфедерацию на 5 булгарских орд, разбрелись по миру. Но повезло только двум из них.

Старший сын остался на азовском берегу, и его орда растворилась в хлынувшем хазарском потоке. Другой ушел к аварам в Венгрию и исчез. Третья булгарская орда дошла до Италии и перейдя в подданство лангобардов исчезла вместе с ними в Священной Римской империи франков. Лишь четвертой и пятой орде повезло продолжить историю булгарской нации.

После смерти царя Кубрата его сыновья раскололи Великую Булгарию на 5 булгарских орд и разошлись по миру. Но лишь двум ордам суждено оставить след в истории. Первый булгарский свет вспыхнул в речной долине между Камой и Волгой.

Котраг, сын вождя Кубрата кочевал с племенами кутригуров на востоке Великой Булгарии. Принц был наслышан о тучных зеленых степях за северной границей мира. Там не было опасных хазар, можно начать новую жизнь, дать будущее детям кутригуров.

Но братья не понимали Котрага:

 не понимали братья почему Котраг ведет орду кутригуров в холод и смерть

не понимали братья почему Котраг ведет орду кутригуров в холод и смерть

А Котраг отвечал братьям:

На Север

Четвертая Орда булгар двинулась на север вдоль Волги в 645 году и сгинула навсегда, как и предсказывали братья. Но лишь затем, чтобы вновь найтись через 29 лет долгого путешествия. Эти десятилетия были непростыми для орды Котрага. Булгары медленно шли на север, придерживаясь Волги, и останавливались, постоянно решая проблемы.

Кутригуры натыкались на бесплодные степи, на непроходимые для обозов леса. Их накрывали дожди, болезни, метели зимой и засуха летом. Булгарам приходилось зимовать, а потом ждать когда закончится половодье. Отряды кутригуров гибли в стычках с первобытными племенами или просто исчезали в бескрайних лесах. Голод и смерть косили булгар, но орда шла за Котрагом, а вождь упорно вел их на север.

 29 лет шла Четвертая Орда булгар по дикой земле неизведанного мира

29 лет шла Четвертая Орда булгар по дикой земле неизведанного мира

Котраг вел булгар по лесному западному волжскому берегу, хотя восточный степной был открыт и проще для коней. Но вождю надо было уберечь булгар от кипящего котла истребления, выбрасывающего с реки Урал новые тысячи бегущих хазарских станов. Там мадьяры и половцы рубили хазарское племя, вытесняя на Запад. И маленькой Четвертой Орде было не выжить в кровавом потоке 100 тысяч бегущих хазар.

Лишь через 29 лет Котраг нашел новое место для своего народа на севере. Зеленая долина двух больших рек Камы и Волги, стала новым домом азовских булгар. Здесь жили 3 местных народа барсил, искил, суаров. А рядом десятки таких же. Война со всеми казалось неизбежной, но Котраг принял умнейшее решение для будущего булгар.

Волжская Булгария

Вместо войны вождь предложил мир. Он распустил Четвертую Орду на 3 части и 3 части булгар объединились в 3 союза с 3 местными народами. Три союза булгар объединились в военную конфедерацию с Котрагом во главе и привлекали новые племена Волги и Камы.

Когда в 710 году великий вождь Котраг умрет, его сыновья Ирхан и Тукы продолжат историю Четвертой Орды. Сначала историю полунезависимых кочевых союзов. Булгарам придется столкнуться с печенегами, что вытеснят мадьяр с Урала и в альянсе с половцами изгнать их.

 карта Волжской Булгарии

карта Волжской Булгарии

Булгары: почему так называют себя татары живущие в Казани

В VIII веке на Средней Волге и в Прикамье возникло государство, жители которого называли себя булгарами. Долгое время эта страна мирно соседствовала с Русью. Татарстан – такое название носит республика, расположенная сейчас на месте Волжской Булгарии.

Но не все жители Казани и соседних с ней городов согласны с этнонимом «татары». Многие люди, помня свое историческое наследие, считают себя булгарами – потомками древнего народа, основавшего не одно государство.

Кто такие булгары?

О происхождении булгар (болгар – зависит от произношения) среди ученых до сих пор ведутся споры. Одни этнографы и историки причисляют этих людей к потомкам тюркоязычных племен Центральной Азии. Другие специалисты не сомневаются, что булгары были ираноязычным народом и обитали в исторической области, которую греки называли Бактрия. А сами жители этих мест, расположенных западнее горной системы Гиндукуш, именовали свою страну Балхара, так некоторые ученые и объясняют возникновение этнонима.

Эпоха великого переселения народов привела в движение многие племена, в том числе и булгар. В поисках лучших земель они отправились на запад. В IV веке этот народ поселился в степях Северного Причерноморья, заняв также земли Северного Кавказа вплоть до Каспия. Жизнь булгар была неспокойной, они периодически подвергались нападениям то гуннов, то аваров, то различных тюркоязычных племен.

Как и многие другие народы, чьи земли граничили с супердержавой того времени – Византийской империей – булгары вынуждены были выстраивать с могучим соседом дипломатические отношения. Даже их легендарный правитель хан Кубрат (605-665 гг.) воспитывался в Константинополе. Византийцы часто вынуждали глав соседних государств отдавать им своих наследников, чтобы держать их при императорском дворе как заложников, а заодно и прививать будущим правителям собственные духовные ценности.

В истории каждого народа есть личность, чьи решения определяют судьбу целой страны. Для булгар таким человеком был хан Кубрат. В 632 году он основал государство, которое византийцы назвали Великой Болгарией. По мнению одних исследователей, ее территории охватывали Восточное Приазовье и Кубань, другие специалисты полагают, что земли булгар простирались от Южного Буга до Ставропольской возвышенности.

Впрочем, после смерти легендарного основателя государство распалось, разделенное его сыновьями. Старший из них, которого звали Батбаян, остался в Приазовье с частью народа. Его Брат Котраг увел своих людей в донские степи. Другая группа булгар, возглавляемая Альцеком, после долгих странствий поселилась в районе итальянской Равенны.

Под предводительством третьего сына хана Кубрата, которого звали Аспарух, часть народа перебралась на Дунай. Они и основали современную Болгарию, впоследствии испытав сильное влияние местных славянских племен. Как и многие союзники Византии, болгары приняли христианство. Произошло это в 865 году.

Оставшиеся в Приазовье булгары столкнулись с частыми набегами воинственных хазар. В поисках нового пристанища они перебрались на территорию современного Татарстана. Волжская Булгария была основана во второй половине VIII века.

Для своего времени это было передовое государство. Булгары стали первым из европейских народов, освоившим технологию изготовления стали и выплавки чугуна. А слава местных мастеров кожевенного дела распространилась до Ирана и Центральной Азии. Уже в IX веке, укрепившись на новых землях, эти люди стали строить каменные дворцы.

Благодаря удачному расположению булгары наладили торговлю с Русью, Скандинавией, Прибалтикой, Византией. Товары транспортировались, в основном, по Волге. Установили булгары экономические связи и с восточными соседями. Сюда регулярно прибывали караваны из Китая, Индии и Персии.[С-BLOCK]

В 922 году официальной религией Волжской Булгарии стал ислам, распространившийся на эти земли вместе с проповедниками из Багдадского халифата. Так получилось, что дунайские булгары объявили себя христианами, а волжские – мусульманами. Некогда единый народ разделила религия.

Первой столицей государства был город Булгар, а в XII веке официальным центром страны стал Биляр. Казань, основанная в 1005 году, тогда еще не имела столичного статуса.

В XIII веке Волжскую Булгарию захватили монголы. Когда-то мощное и независимое государство превратилось в одну из провинций Золотой Орды. С этого момента началось постепенное вытеснение этнонима «булгары».

После распада Золотой Орды у булгар появилась надежда снова обрести государственность. В 1438 году на территории современного Татарстана был образован Булгарский вилаят, который на Руси называли Казанским ханством. Но во главе этого государства встали уже не булгары, а потомки легендарного завоевателя Чингисхана. Один из ордынских ханов, которого звали Улуг-Мухаммед (Улу-Мухаммед), вместе со своим войском захватил Казань и основал там правящую династию.

Во второй половине XV века Казанское ханство занимало всю Среднюю Волгу и бассейн реки Камы, включая в себя земли башкиров, чувашей, мордвы, черемисов и вотяков. Помимо Казани здесь было много крупных городов: Булгар, Алат, Кашан, Арча, Джукетау, Зюри, Иске-Казань, Тетюши и Лаеш. А общая численность населения превышала 400 тысяч человек.

Этноним «булгары» стал постепенно забываться, люди чаще называли себя «казанлы» (казанцы) или просто по религиозному признаку – мусульмане. Возможно, аристократическая верхушка ханства, не принадлежавшая к булгарам, была заинтересована в том, чтобы их подданные поскорее забыли о своей национальной принадлежности, обычаях и традициях.

В XVI веке Казань начала ощущать усилившееся влияние Москвы. Русские князья неоднократно пытались посадить на престол соседнего государства лояльного им человека. После многочисленных распрей, военных стычек и политических интриг в 1552 году ханство было захвачено войсками царя Иоанна IV Васильевича Грозного. Казань официально вошла в состав Руси. С этого момента этноним «булгары» окончательно был утрачен.

Кто такие татары?

Татары – тюркоязычный народ, живущий преимущественно в России, Казахстане и Средней Азии. Впервые так себя называть стали представители некоторых маньчжурско-монгольских племен, кочевавших в районе Байкала в VI-IX веках. Понятно, что к булгарам эти люди не имели абсолютно никакого отношения. Они присоединились к завоевательным походам Чингисхана. Именно поэтому русские называли ордынцев монголо-татарами.

Впоследствии этноним «татары» распространился на многие народы, часто не имеющие между собой ничего общего. Так стали именовать некоторые этносы, ранее входившие в состав Золотой Орды. Поэтому возник исторический парадокс: потомков булгар, завоеванных монголами в XIIIвеке, сейчас называют именем их захватчиков.

Как показали генетические исследования, казанские, крымские, астраханские и сибирские татары – представители разных народностей. Они не имеют общих предков, и их этногенез происходил независимо друг от друга. Этот факт может объяснить, почему языки, например, казанских и астраханских татар так сильно различаются между собой, что люди банально не понимают друг друга.

При обследовании казанских татар ученые-генетики обнаружили их несомненное родство с жителями Восточной Европы и Средиземноморья. А вклад в этногенез населения современного Татарстана выходцев из Центральной Азии составляет всего 1-6% (в зависимости от района). Все-таки среди булгар случались смешанные браки с ордынцами, хотя и довольно редко.

Многие коренные жители современной Казани не согласны с тем, что их называют татарами. Не удивительно. Ведь это почти то же самое, если бы русских перепутали с немцами.

Читайте также: