Название первой модели танка выберите один правильный ответ мс 1 mk 1 рено ft

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Первенцы советского танкостроения: «Рено Русский» и МС-1


Императорская России так и не успела обзавестись танковым парком отечественного производства. От того в Гражданской войне обе стороны сражались на импортной бронетехнике: белые – на доставшейся от царских времён и поставленной западными союзниками, красные – на взятой в бою.

«Рено Русский» сделан в Нижнем Новгороде

Трофейная техника дала импульс танкостроению в Стране Советов. Один из отбитых у противника на Украине Renault FT-17 подарили Ленину. Поучаствовав в первомайском параде 1919 года в Москве, трофей принимает участие в боях на стороне советских войск, после чего направлен на «Красное Сормово» (Нижний Новгород) для создания первого советского танка. Нижегородское предприятие решением Совнаркома и Совета военной промышленности 10 августа 1919 назначено головным в танковом производстве. В создании танка участвуют Ижорский, Путиловский и АМО, поставляя комплектующие.

Нижегородское предприятие ещё до революции отличалось инженерными решениями, квалификацией кадров, налажен выпуск бронированных поездов и площадок.

В Нижнем Новгороде боевую машину встретили 29 сентября, в серьёзном некомплекте, совершенно отсутствовала сопроводительная документация. Заказчиком работ стало Броневое управление ГВИУ, ему же поручена общая координация.

Непосредственно коллективом разработчиков руководил инженер Центроброни, комиссар Гаугель. Создана особая группа конструкторов, куда включили двух французов – Дема и Розье. Кроме сочувствия идеалам социализма, у них было ценное качество – работа на предприятиях Renaut. Личным распоряжением Ленина на завод отправлены две машины Renaut, «облегчённого» и «тяжёлого» вариантов, для изучения решений. «Группу брони» возглавил ижорский инженер – технолог Артемьев, под его руководством было четыре инженера.

Отечественным конструкторам пришлось решить немало производственных задач, но к началу сентября 1920 года первый танк готов. Он вооружён пушкой. Машина прошла через суровые испытания 13 – 21 ноября того же года. Танк признан надёжным и боеспособным.

Изделие назвали «Рено Русский». Можно встретить индексы «КС» (аббревиатура от «Красное Сормово»), «М» (малый). Ряд источников называет машину «Танк „Борец за свободу тов. Ленин“» — от имени собственно самого первого танка. Изготовлено 15 «Рено Русских», каждый получил собственное имя в честь вождей и героев революции. Первый танк поднят на пьедестал у входа на нижегородское предприятие, бок о бок с Т-34.

КС конструктивно практически не отличался от прототипа, даже внешне походя на него. «Рено Русский» — классический лёгкий однобашенный танк с противопульной бронёй 7-22 мм, в экипаже — двое (мехвод и командир – стрелок).

Танк первым оценил руководитель Реввоенсовета Лев Троцкий и только 1 декабря докладывают Ленину об успехе. За декабрь 1920 года собирают 3 танка, к марту 1921 года – дюжину. На том выпуск завершился.

Танки предполагалось использовать группами по три машины: пушечный и два с пулемётным вооружением. Пушкой служило 37-мм морское орудие «Гочкис» или «Пюто», пулемёты были марки «Гочкис». Поздние выпуски получили первое в мире комбинированное пушечно – пулемётное вооружение. «Рено Русский» состоял в рядах РККА до 1930 года, в боях не участвовал, зато красовался на парадах. Затем стал учебной машиной.

МС-1: боевое крещение


Серийной стала следующая машина, МС-1 («малый сопровождения, первый»), он же имел индекс Т-18. Прототипом выбрали итальянский лёгкий Fiat 3000, сам бывший репликой Renaut FT-17. Внешне новинка напоминала «Рено Русский», но длиннее на метр, были конструктивные изменения.

Руководство СССР решило развить полученный с КС успех. В 1924 году система Главного управления военной промышленности пополняется Танковым бюро. Через два года принимается программа танкостроения, рассчитанная на три года, общим бюджетом 5 млн рублей. По ней пехотный танк стоил до 18 000, «Рено Русский» тянул на 36 000. Принято решение создать иной лёгкий танк, базируясь в тракторной мастерской завода «Большевик» (Ленинград).

Накопленные при строительстве КС знания пригодились, к ноябрю 1927 года образец подготовили к промышленному производству. Его именуют Т-18. Реввоенсовет, не дожидаясь конца конструкторских работ, принимает танк на вооружение под индексом МС-1, с ним он и остался в истории. Танк действовал в рядах атакующей пехоты или кавалерии, на преодоление серьёзной фортификации, как и танковую дуэль не рассчитан.

Промышленное производство начинается в 1928 году, средства на постройку первых тридцати танков выделил ОСОАВИАХИМ, машины участвуют в ноябрьском параде по Красной площади.

Стартовую серию в 108 МС-1 поручают заводу «Большевик» 1 февраля 1928 года. Выпуск рассчитан на 1928—1929 годы. С апреля 1929 года присоединяется машиностроительное предприятие из Мотовилихи. В 1929—1930 годах выпуск увеличивают до трёхсот экземпляров.

МС-1 громит среднеазиатских басмачей. А в 1929 году воюет за КВЖД. Маршал СССР Чуйков позже вспоминал: китайцы не ожидали появления МС-1, противник был так удивлён, что высовывался из окопов и даже не думал бежать или обороняться. Но потом ударили танковые пулемёты и окопы были зачищены. МС-1 неплохо показал себя, особенно с учётом отсутствия у китайцев противотанковой артиллерии, но кое-какие оргвыводы по итогам применения танков были сделаны.


МС-1 продолжает службу в качестве неподвижной огневой точки, входящей в укрепрайоны. Так МС-1, например, воевал у озера Хасан с японцами; был вмонтирован в «линию Сталина». На Дальнем Востоке как опорные точки укреплений МС-1 использовались до пятидесятых.

В Великую отечественную они «работали» не только броневыми огневыми точками (БОТ), прикрывающими перекрёстки, переправы и иные важные коммуникации, но и в боях с фашистами как танки. В частности, обороняли Москву, ещё зимой 1942 года в танковых подразделениях воевали МС-1. Гитлеровское нашествие встретили 160 МС-1 на ходу и в боевом состоянии.

Первенцы советского танкостроения: «Рено Русский» и МС-1

Дальность хода по шоссе – до 120 км. Машина имеет неплохие показатели по проходимости.

Почему у нас танки называют Т-34, Т-14, Т-62 и т.п.? Каков механизм выбора названий?

У нас за советскую и уже новую российскую историю накопилось множество названий танков, которые все, как на подбор, начинаются с Т - танк. А вот цифры за Т вызывают самые разные вопросы. Разберёмся?

1 вариант - по очерёдности индексов

Первые танки в СССР разрабатывали по очерёдности индексов - т.е., когда за 1-м следует 2-й, за 2-м - 3-й и ит.д.

Только непонятно, почему начали с опытного танка сопровождения Т-16 - проигнорировав индексы Т-1 - Т-15.

Его преемник - лёгкий танк непосредственной поддержки пехоты Т-18 ( МС-1 — малый сопровождающий) создан в 1925-27 гг.

Постройка опытного Т-12 (А-12) велась с 13 октября 1928 г. по 15 октября 1929 г. Вот с этим пошаговая по годам схема не работает.

Т-19 — опытный лёгкий танк создан в 1929—1931 гг. для замены Т-18.

В 1929-1930 гг. появился проект танкетки Т-21 , в конструкции использовали узлы Т-17 и Т-18. Проект отклонён.

Примерно тогда предлагали проекты танкеток сопровождения Т-22 и Т-23 . Они различались типом двигателя и размещением экипажа. В серию обе не пошли.

Средний танк Т-24 создан в 1929-30 гг. как улучшенная версия опытного Т-12. В серию не пошёл.

9 августа 1929 г. выдвинули требования по разработке колёсно-гусеничной танкетки Т-25 . Разработка проекта была закрыта в 1932 г.

Т-26 создан на основе английского танка Vickers Mk E, закупленного в 1930 г. Принят на вооружение в 1931 г.

3 ноября 1930 г. построили экспериментальный образец, а к январю 1931 г. - опытный образец танкетки Т-27 .

Т-28 - 3-хбашенный средний танк. Разработан в 1930—32 гг.

Т-29 - экспериментальный средний колёсно-гусеничный танк 1930-х гг. на базе Т-28.

Тяжёлый Т-30 разрабатывался в КБ завода «Большевик» в 1929—1932 гг., н ов серию не пошёл.

Т-33 (Селезень) — лёгкий опытный плавающий (1-й такой в СССР) танк СССР. был разработан в 1931 г., но в серию не пошёл.

Т-35 - тяжёлый танк. Разработан в 1931-32 гг. В 1933-39 гг. строили серийно на Харьковском паровозостроительном заводе.

Т-37 - танк, не вышедший за стадию прототипа.

Т-37А - малый плавающий танк или танкетка. Разработан в 1932 г. Серийно производился в 1933-36 гг.

Т-38 - развитие Т-37А, созданное в 1936 г.

Т-46 планировали в 1936 г.

Колёсно-гусеничный плавающий танк Т-39 планировали на базе Т-38.

В 1938 г. был изготовлен 1-й прототип будущего Т-34 А-20 (или Т-20) - снова выпадение из серийного ряда индексов.

Одновременно был испытан А-32 , ставший Т-32 и послуживший основой Т-34.

Т-40 - лёгкий (малый) плавающий танк, разработан в 1939 г.

Несколько выбивается из этого ряда самостоятельная цепочка БТ-2 (разработан 1930-31, выпускали 1932-33) - БТ-5 (1933), так и оставшийся опытным БТ-6 (1932) - БТ-7 (1935), недосозданный БТ-9 (1937) и БТ-7М или А-8 или Т-8 (1938).

Великая Отечественная война изменила сложившуюся схему, и во время войны и после ней танки стали называть по иным принципам.

Ох уж, эти варианты с названием Т-34!

Сколько вариантов предлагает народ по поводу названия Т-34!

И по мощности двигателя (на самом деле, мощность Т-34 - 500 л.с.).

И по какому-то номеру серии. Эно неверное мнение, т.к. индексы присваивали и экспериментальным моделям, не пошедшим в серию.

И по весу танка (очень популярная версия). Впрочем, тоже неверная, масса Т-34 колебалась 26,5—30,9 т.

1-я версия автора не работает - танк был принят на вооружение в 1939-40 гг.

Та же версия, очень популярная в народе. Но, ошибочная. Во всяком случае, по отношению к Т-34.

2-я версия предыдущего автора - то же неверна. Она не объясняет, почему 34, хотя верна в том, что все средние танки получали перед войной чётные индексы .

3-я версия верна в плане буквы А, но при чём здесь Т?

Самая "гениальная" версия, ничего не объясняющая.

Самая оригинальная версия, которую я находил. По сути, она - развитие версии про 1934 г., но с попыткой объяснить, почему индекс присвоили спустя 5 лет.

Так почему же Т-34? Потому что А-32 уже был, и танку придали следующий чётный индекс - Т-34 .

Да, кстати, у нас было 2 танка Т-34. Покажу второй - малый танк Т-34. Он был разработан в 1931 г., и в серию не пошёл.

2 вариант - заимствования

С 1926 г. разрабатывалась (а 3 марта 1928 г. прошла защита проекта) танкетка Т-17 "Лилипут" , в которой использовали узлы Т-16. От серии отказались. Назван танк был в честь трофейного танка «Рено» FT-17 , с которого был скопирован.

3 вариант - год создания

Часть отечественных танков получила цифровой индекс в честь года создания: Т-44 (1944 - начало серийного выпуска), Т-62 (1962), Т-64 (1964), Т-72 "Урал" (1972), Т-90 "Владимир" (1990), Т-14 "Армата" (2014 - начало серийного выпуска). Случайны ли в этом случае индексы и годы создания? Не думаю!

4 вариант - плюс 10

Потом стали присваивать номера +10 внутри однотипных танков: основные Т-34 (1939)- Т-44 (1943) - Т-54 (1946 г.) - Т-64 (1964); легкие Т-40 (1939) - Т-60 (1941) - Т-70 (1943) - зенитный танк Т-90 (1943); основные Т-62 (1962) - Т-72 (1972); основные Т-80 (1976) - Т-90 (1990).

5 вариант - за калибр орудия

Единственный пример - ПТ-76 (1951).

Исключения

Ну, и были, конечно, исключения:

- не Т-: КВ-1, КВ-2, КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3;

- не чётные: модификация Т-54 Т-55 (1958).

Подведём итоги: получается закономерность: лёгкие, средние и основные танки с Т-40 - чётные цифры, танкетки и тяжёлые танки - нечётные. И есть 2 накладки - по 2 танка Т-34 и Т-90. До 2-й мировой войны индексы танкам давали подряд (только непонятно, куда девались Т-1, Т-3, Т-4, Т-10, Т-11, Т-13 - Т-15.), с её началом появились иные серии (КВ, ИС) и перешли на 10-ку в передаче индекса (34 - 44 - 54). А после войны постепенно вышли на индексы по годам, сохранив ряде случаев нечётные и по десяткам индексы. Есть только одно исключение по калибру орудия - ПТ-76. Хотелось бы, чтобы дальше наши танкисты по какому-то одному принципу работали - например, по годам.

Автор: Глеб Алексушин

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

В 1926 году, в сентябре, состоялось «танковое» совещание командования Красной Армии и Орудийно-Арсенального Треста. Основная тема, как нетрудно догадаться, была посвящена оснащению армии Советского государства новыми образцами боевой техники.

Были выработаны более конкретные требования к танкам, способах их применения, а также, из зарубежных аналогов, как наиболее близко отвечавший заявленным требованиям, выбран французский танк «Рено», неплохо проявивший себя по опыту Первой Мировой и Гражданской войн. Впрочем, «Рено», конечно был выбором, что называется «на безрыбье»: красные командиры отмечали, что недостатков у него никак не меньше, чем достоинств – он тяжелый, медлительный, сравнительно «близорукий» (эффективная дальность боя ок. 400 м), и неоправданно дорогой (в 36 000 рублей обходилась сборка одного «Русского Рено»).

танк "Русский Рено", выпускался по лицензии в России

Задача была предельно ясна: Советскому Союзу нужна новая боевая машина, танк, наподобие «Рено», но качественно превосходящий его по всем параметрам. Надо сказать, что к этому времени работы по созданию «первого советского» танка уже шли – ещё в 1925 году КБ Орудийно-Арсенального Треста изучив итальянский опыт танкостроения начали эксперименты по проектированию. Поэтому, уже меньше, чем через год после «танкового» совещания 1926-го, в марте 1927 сборочный цех завода «Большевик» покинул первый образец, под индексом Т-16.

В облике Т-16 чувствуется большое влияние "француза".

Т-16 был определенно шагом вперед – быстрее, чем «Рено», к тому же легче и дешевле в производстве, однако и конструкторские просчеты, и ужасное качество сборки (больше всех удивлялся конструктор двигателя, глядя на сборочные цеха – у рабочих не было даже приборов измерения влажности) сводили на нет все его достоинства.

Первые образцы МС-1 (Т-18)

Впрочем, задел был многообещающим, поэтому в том же году, после ряда доработок (удлинили корпус, добавили ещё одну пару ходовых катков, завезли-таки на завод элементарные измерительные приборы), танк (уже с новым индексом – Т-18) прошел заводские испытания и отправился на испытания полевые. В историю этой машине – неказистой и скромной по характеристикам, предстояло войти под именем МС-1 («Малый танк сопровождения, образца 1927 г. (Т-18)».

Сами испытания проводились 11-17 июня 1927 г. в Подмосковье, и ограничивались только пробегом по пересеченной местности, так как орудие на Т-18 ещё не установили (в башне стоял металлический макет). Несмотря на весьма серьезные проверки, МС-1 выдержал их с честью и был рекомендован для принятия на вооружение.

1 февраля 1928 г. поступил заказ на изготовление в течение двух лет 108 танков Т-18 для нужд РККА. Первые 30 танков были изготовлены на средства ОСОАВИАХИМа и приняли участие в параде 7 ноября 1929 г. в Москве и Ленинграде под неофициальным названием «Наш ответ Чемберлену», как воплощенное подтверждение строк:

Дави Империализма Гиену
Могучий Рабочий Класс!
Вчера были танки лишь у Чемберлена,
А нынче есть и у нас!

До апреля 1929 года выпуском МС-1 (Т-18) занимался «Большевик», затем присоединился и Мотовилихинский Машиностроительный завод. Однако дела с освоением производства шли туго, и в 1929-м массовое производство манков Т-18 развернуть не удалось: из заказанных 133 танков было с сдано только 96. Тем не менее, Мотовилихинский завод осваивал танк и в 1929-30 гг. план выпуска Т-18 был увеличен до 300 единиц.

Новый-старый танк

В письме комкора Коханского руководству РККА отмечается «желательность предусмотрения для танков МС-1 возможности крепления направляющей стрелы с колесами для подмятия проволочных заграждений и улучшения проходимости рвов». Проект «носового колесного удлинителя» для Т-18 был сделан М.Васильковым, но неизвестно был ли он изготовлен «в металле». Впрочем, сам МС-1 уже не отвечал требованиям времени. На заседании РВС 17-18 июля 1929 г. была принята «система танко-тракторно-автоброневооружения», отвечавшая новой структуре РККА, и составлены технические требования уже к новой машине – Т-19. Т-18 пока решили оставить, но… «Впредь до сконструирования нового танка».

МС-1 (Т-18) поздних серий (образца 1930)

К 1938 году МС-1(Т-18) и другие старые танки практически выработали свой ресурс. Поскольку попытки модернизации Т-18 ожидаемых результатов не принесли (см. статью о Т-20), остро встал вопрос о том, что с ними делать дальше. Из 959 построенных T-18 к началу 1938 года осталось ещё 862 машины, правда из них 160 танков Ленинградского округа, выработавших ресурс двигателя, были переданы в 1934-37 гг. в распоряжение укрепрайонов для строительства ДОТов.

Состояние танков, находившихся в подразделениях, и особенно в учебных организациях, было ужасным. Большей частью они просто валялись на территориях воинских частей с неисправными двигателями, трансмиссией и т.д., а большинство было к тому же разоружено. Запчасти отсутствовали и ремонт производился только путем разукомплектования одних танков для восстановления других.

Дальнейшая служба танков Т-18

2 марта 1938 года их участь была решена. По распоряжению наркома вооружений 700 шт. T-18 должны были быть переданы в распоряжение военных округов. Там предписывалось использовать машины, не подлежащие ремонту, для создания неподвижных огневых точек. Для вооружения новоявленных ДОТов рекомендовались пулеметная спарка ДА-2, два пулемета ДТ или 45-мм танковое орудие обр. 1932 г. Ходовую же часть машин, а также двигатели и трансмиссию предписывалось сдать на металлолом для переплавки. Танки, которые еще могли двигаться, были частично перевооружены 45-мм танковой пушкой обр. 1932 г. и переданы гарнизонам УР для использования в качестве подвижных огневых точек, или САУ.

Т-18 с 45-мм пушкой, приспособленный под ДОТ. Лето 1941 года.

К 22 июня 1941 года танки Т-18 как самостоятельные подвижные боевые единицы уже почти не встречались. Неизвестно сколько ДОТов переделанных из МС-1 встретили фашистов на границах, но встречаются и отрывочные сведения о действиях «стариков» в первом периоде ВОВ:

Первый массовый танк Красной армии

Впервые танки были использованы в боях частями Красной армии в 1920 году во время советско-польской войны. Это были машины, взятые ранее в качестве трофеев. Однако массовый выпуск собственных танков в СССР начался гораздо позже.

Впервые танки нашли боевое применение на полях Первой мировой войны. Однако на Восточном фронте ни русские, ни германские войска никогда танков не применяли. Первым этапом в развитии танкостроения в советской России стало копирование трофейных образцов, захваченных в ходе Гражданской войны. Так на основе захваченных в 1919 году в боях под Одессой танков «Рено» на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде была создана серия из 12 танков. Однако к середине 1920-х годов характеристики «Рено» уже не соответствовали требованиям армии. Необходимо было создать более легкий и подвижный танк с сильным вооружением и броневой защитой, способный бороться с живой силой и огневыми точками противника.

Разработка танка МС-1 (малый сопровождения) началась в 1925 г. Во вторую половину 1920-х годов, когда в стране только начинался переход к индустриализации, это оказалось очень непростой задачей. Тем не менее советским конструкторам удалось создать хорошо защищенную и вооруженную для своего времени боевую машину. Броня танка позволяла защитить экипаж от основных образцов стрелкового оружия. Вооружение МС-1 состояло из 37-мм. пушки длиной ствола в 20 калибров и спарки 6,5 мм. пулеметов Федорова, расположенных в башне. Позднее пулеметное вооружение было заменено на удачный пулемет ДТ-29.

Первоначало скорость танка была невелика — около 16 км/час. Однако затем в ходе модернизации скорость была увеличена до 22-25 км/час. Экипаж состоял из двух человек. Первоначально производство велось только на заводе «Большевик», а в дальнейшем с большими трудностями выпуск танков был налажен и на Пермском машиностроительном заводе. Всего за 1929-1931 гг. было выпущено 959 единиц.


МС-1. Источник: pmvd.info/ru/tank-museum

Боевое крещение первый советский массовый танк принял в советско-китайском конфликте на КВЖД в ноябре 1929 г. На театре военных действий находилась одна танковая рота в составе десяти танков, девять из которых приняли участие в боях. Первая атака с участием советских танков была проведена ночью 17 ноября под Джайнором. А через два дня последовала самая известная за весь конфликт танковая атака у станции Маньчжурия.

Будущий маршал В.И. Чуйков приводит следующее описание: «После артподготовки с исходных позиций двинулись 10 танков. Их атака была внезапной для китайских солдат, удивила она в не меньшей степени и красноармейцев. Мы видели, как китайские солдаты и офицеры высунулись почти в полроста из окопов, чтобы разглядеть танки. Мы ожидали, что они побегут, но удивление было, видимо, столь велико, что оно как бы парализовало их волю и убило даже страх. Странно вели себя и красноармейцы. Они тоже не успевали наступать за танками, а некоторые как зачарованные глядели на двигающиеся стальные черепахи, изрыгающие огонь. Вспомним, что шел 1929 год. Крестьянские парни, служившие в армии, знали о танках и даже о тракторах только понаслышке. Танки беспрепятственно дошли до китайских позиций и открыли огонь вдоль окопов. Пулеметный огонь отрезвил китайцев. Они в панике побежали. Десять танков прорвали без каких-либо потерь с нашей стороны оборону противника».


МС-1 в Центральном музее Вооруженных Сил, Москва. Источник: foto.qip.ru

Несмотря на то, что реально в атаке на станцию Маньчжурия приняли участие не десять, а всего семь танков, моральный эффект был действительно достигнут. В литературе можно встретить различные оценки действий МС-1 в конфликте на КВЖД — от восторженных до весьма критических. Но особенность ситуации состоит в том, что нет примеров для сравнения. Это был первый боевой опыт применения танков для армии Советского Союза. Кроме того, с момента окончания Первой мировой войны и фактически до середины 30-х годов танки крайне редко использовались и другими странами, поэтому опыт действий МС-1 является во многом уникальным для конца 1920-х годов.

Быстрое развитие танкостроения привело к тому, что ко второй половине 1930-х годов МС-1 в значительной мере устарел. Эти танки и стали использоваться в приграничных укрепрайонах в качестве неподвижных огневых точек. Изменилось и артиллерийское вооружение: 37-мм. орудие заменялось 45-мм. пушкой образца 1932 года.


МС-1 в Кубинке. Источник: pmvd.info/ru

До наших дней сохранилось несколько танков МС-1 в качестве памятников и музейных экспонатов. В Московском регионе их на данный момент всего четыре. Один из танков поступил с Дальнего Востока, правда, с измененной ходовой частью. Причем во время торжественных мероприятий, посвященных 40-летию Победы в Великой Отечественной войне, этот танк своим ходом прошел путь Олимпийского проспекта до Центрального музея Вооруженных Сил, а впоследствии был передан в Кубинку (на данный момент там 2 единицы).

Еще один танк экспонируется в одном из залов Центрального музея Вооруженных Сил (также поступил с Дальнего Востока). Он был восстановлен танкистами Дальневосточного военного округа и в 1984 году передан в музей. И, наконец, еще один танк стоит под открытым небом на 42-м километре Волоколамского шоссе у здания музея Ленино-Снегири. Эта машина служила в качестве огневой точки на Карельском перешейке. В качестве памятников МС-1 установлены в Хабаровске, Владивостоке и на месте боев у озера Хасан.

М. Коломиец, С. Федосеев. Легкий танк Рено FT-17. «Фронтовая иллюстрация», 2004, № 1.


Техника

История создания

В 1926 году было проведено собрание, на котором главной темой было танковое вооружение страны и возможные зарубежные образцы, которые можно было бы использовать для постройки. За основу взяли хорошо себя проявивший в двух войнах танк фирмы “Рено”.


Причем это был вариант далеко не самый лучший, а в некоторых аспектах и хуже. Но его плюсы нужно было перенести на новый танк собственного производства. В марте 1927 года появился первый танк Т-16. Он был хорош в скорости и некоторых характеристиках, но качество сборки и оборудование, которое использовалось тогда, поставили крест на этом проекте. После укомплектации завода и некоторых доработок новый танк Т-18 или же МС-1(Малый сопровождающий).

Испытания и серийное производство

Испытания танка проводили летом того же года под Москвой. Это был только пробег на различной местности, а вместо орудия был макет. Проверка была серьезная, но танк прошел ее с достоинством и зарекомендовал себя.


После этого появился заказ на 108 единиц, которые должны были быть выпущены в течении двух лет. Причем первые 30 выпущенных экземпляров были продемонстрированы на параде в 1929 году в честь годовщины Октябрьской революции. Постепенно за выпуск танков брались и другие заводы, начиная с малых партий, заканчивая крупными. В 29-31 годах заказ уже был на 300 единиц.

Параллельно с этим проводились испытания с привлечением других танков для выявления проблем и их устранения. Основными препятствиями для танка являлись широкие рвы средней глубины. Эти проблемы постарались решить доработкой корпуса и общей конструкции.

Дальнейшая судьба

Данный танк для первых годов производства был не так и плох. Он вмещал в себя двух членов экипажа, имел на вооружении 37-миллиметровую пушку, пулеметы, 4-цилиндровый двигатель.


Мощность двигателя была 35 лошадиных сил, а скорость от 6 до 15 километров в час в зависимости от поверхности. Но этих характеристик вскоре оказалось мало и в Советском Союзе стали проектировать новый танк, а этот отложили до лучших времен. В конце 1931 года серийное производство было прекращено. До 1938 года эти машины исправно служили армии, и их было более 800 штук. Но потом правительство решило, что их ресурс выработан, а модернизация не удалась, и нужно было что-то делать с таким количеством техники. Состояние большинства машин было плачевным и в конце-концов танки решили списать. Весной 1931 года вышло распоряжение наркома о том, что эти танки должны быть отправлены по областям всей страны и использоваться в качестве боевых мишеней, учебных пособий. Из них также делали укрепительные ДОТы, которые держали оборону во многих точках страны.. В Великой Отечественной войне, судя по документам, участвовало около двух десятков машин.

Таким образом, эти танки, хоть и не отличались суперхарактеристиками, были первыми в СССР, и заложили почву для своих славных потомков.

Первый серийный танк "малый сопровождения" МС-1

Огневая мощь. Пушка фирмы Гочкис (Франция), усовершенствованная на Обуховском заводе и пулемет системы В.Федорова с двумя стволами, а с 1929 года - системы Дегтярева (ДТ) составляли артиллерийско-стрелковое вооружение машины. Малый калибр орудия (37 мм) и небольшой вес выстрела позволили достичь скорострельности до 10-12 выстрелов в минуту, что считалось вполне достаточным для ведения боя. Осколочный снаряд обеспечивал поражение живой силы, расположенной открыто или в легких полевых фортификационных сооружениях, разрушение построек, кирпичных стен домов, легких мостов и наплавных сооружений, а также нанесение повреждений железнодорожным составам, речным судам, а в отдельных случаях (если имелись возможности точного прицеливания по движущейся цели) и бронированным средствам. Кратковременный опыт применения МС-1 в бою, к сожалению, не позволил проверить эффективность последнего показателя из-за отсутствия боевых столкновений с танками и бронеавтомобилями. С помощью пулеметного вооружения достигалось уничтожение живой силы, находящейся вне укрытий, и подавление аналогичных огневых точек противника. Боекомплект вполне обеспечивал выполнение боевых задач.

Недостатком вооружения являлось отсутствие оптических прицелов, в результате чего снижалась точность ведения огня. Однако маневр им по вертикали и горизонтали считался вполне удовлетворительным. В то же время метод наводки орудия в цель плечевым упором исключал сколько-нибудь эффективную стрельбу с ходу.

Защищенность. МС-1 был защищен лучше, чем ранее созданный бронеавтомобиль БА-27. Броня танка не пробивалась пулями обычных стрелковых калибров. Но через открытые смотровые щели для наблюдения происходило поражение экипажа свинцовыми брызгами от них. Единственным смотровым оптическим прибором был перископ механика-водителя "броневой глаз". В условиях малой насыщенности обороны противника противотанковыми пушками МС-1 мог успешно сопровождать пехоту, не подвергаясь серьезной опасности прямого попадания артиллерийского снаряда.

Подвижность. Первоначальную максимальную скорость в 16 км/ч у МС-1 удалось повысить в 1930 году до 22-24 за счет применения более мощной энергетической установки. Запас хода по шоссе, преодолеваемый брод и подъем были не меньше, чем даже на танках, выпускаемых отечественной промышленностью в начале 30-х годов. Кроме того, среднее удельное давление (0,37 кгс/см 2 ) оказалось самым низким среди серийно производимых легких танков и обеспечивало хорошую проходимость по местности.

Общие выводы. МС-1, обладая защищенностью от ружейно-пулеметного огня, а также средствами для подавления пулеметных точек и уничтожения живой силы, мог успешно действовать в боевых порядках стрелковых подразделений, поддерживая их огнем. Его скорость примерно в три раза выше, чем у пехоты на марше и такая же, как у кавалерии. Эти машины для рассматриваемого периода оказались достаточно подвижными и способными выполнять боевые задачи на всю глубину.

Для сравнения можно привести отдельные показатели танков Великобритании, Франции и Италии, находившихся на вооружении одновременно с МС-1 (см. таблицу 1).

Не следует забывать что работа над машинами началась в 1924 году. Никаких тактико-технических заданий заказчика тогда не существовало. Конструкторы руководствовались зарубежным опытом и собственными представлениями о танкостроении. И все же наш первенец по своим боевым качествам не уступал иностранным образцам. Судите сами.

В Великобритании легкий танк MkII появился только в 1929 году. Он был слабее бронирован (10 мм) и вооружен только одним 7,62 мм пулеметом. Экипаж составлял два человека. Французский "Рено FТ" с ходовой частью типа "Кегресс-Хинстин", по защите и экипажу равнялся Т-18, но почти в полтора раза, а после модернизации нашего танка в два раза уступал по скорости. Даже выпущенный в 1927 году "Рено NС1", не обладал лучшими скоростными данными чем Т-18, хотя и был лучше бронирован. При этом он отставал по вооружению, так как часть машин выходила только с двумя пулеметами. У итальянского танка "Фиат 3000А" выпуска 1923 года, защищенность, скорость передвижения и численность экипажа соответствовали МС-1. Однако последний превосходил по вооружению. В первоначальном варианте "Фиат" имел только два пулемета, а пушка на нем появилась только в 1930 году. Таким образом, в 1929 году легкий танк сопровождения пехоты Т-18 оказался на уровне зарубежных образцов.

А в каком же отношении находились боевые показатели нашего танка после его модернизации в 1930 м году? На вооружении армии Великобритании в тот период стоял легкий двухбашенный танк "Виккерс А", имевший пулеметное вооружение и скорость 35 км/ч. Его бронирование не превышало 17 мм, то есть фактически было равно МС-1. Легкий пехотный танк Франции D-1 выпуска 1931 года, по скорости уступал нашему танку, но в два раза превосходил его по бронезащите, а также имел короткоствольную 47-мм пушку и два пулемета. При этом по размерам и весу он оказался во столько же раз больше МС-1.

Пушечный легкий танк "Ансальдо: М11" итальянская армия получила только двумя годами позже. На нем стояло 37-мм орудие и два пулемета. То есть вооружению только французский D-1 с его 47-мм пушкой и с более высокой начальной скоростью снаряда превосходил первенца отечественного серийного танкостроения. К тому же "француз" оснащался радиостанцией, которую не имел танк Красной Армии. Но D-1 выпустили в очень небольшом количестве и применялся он только в Северной Африке в боях 1940 года.

Проводимая в 1938 году модернизация привела к созданию танка Т-18М. Установленная на нем 45-мм пушка почти уравнивала его с французским D-1, так как по бронепробиваемости и защите от пушек такого же калибра они стали идентичными. И все таки Т18М в серию не пошел. Его обогнали более перспективные отечественные машины.

Например, танк БТ-5 имел лобовую броню даже меньшей толщины, нем МС-1, но его 45-мм пушка с большей начальной скоростью снаряда оснащалась телескопическим и перископическим прицелами. С их помощью значительно повышались меткость стрельбы и ее действительная дальность. Кроме того, за счет применения приводов наведения механического типа увеличивался маневр огнем. А по маневренности БТ-5 вообще не имел себе равных в мире.

Тактико-технические характеристики танков МС-1
Показатели Т-18 Т-18 Т-18М
Год выпуска 1927 1930 1933
Боевая масса, т 5,9 5,9 5,8
Экипаж, чел. 2 2 2
Габаритные размеры,мм:


длина 3500 3500 3520
ширина 1800 1800 1750
высота 2200 2200 2080
Длина опорной поверхности гусеницы, мм 1700 1700 2050
Клиренс, мм 305 305 300
Максимальная скорость, км/ч 16,4 22 24
Преодолеваемый подъем, град 35 35 35
Преодолеваемый брод, м 0,8 0,8 0,8
Среднее удельное давление кг/см 2 0,37 0,37 0,37
Максимальная толщина брони, мм:


башни, носовой части, бортов и кормы 16 16 14
крыши и днища 8 8 8
Вооружение


пушка: марка «Гочкис» «Гочкис» обр. 1932 г.
калибр, мм 37 37 45
начальная скорость осколочного снаряда, м/с 442 442 335
начальная скорость бронебойного снаряда, м/с - - 760
дальность стрельбы, м:


прямой наводкой 2000 2000 3600
наибольшая - - 4800
скорострельность, выстр/мин 10-12 10-12 12
боекомплект, выстрелов 104 102 неизвестно
масса снаряда, кг:


осколочного 0,51 0,51 1,42
бронебойного - - 2,13
пулеметы:


количество, тип, марка 1
с двумя стволами
сист. Федорова
1
сист. Дегтярева
ДТ
1
ДТ
калибр, мм 6,5 7,62 7,62
боекомплект, патронов 2016 2016 1449
Энергетическая установка:


тип, марка карбюраторный,
возд. охл.
карбюраторный,
возд. охл.
М-1
водян. охл.
максимальная мощность, квт/л.с. 26/35 29/40 41/50
Запас хода по шоссе (по топливу), км 120 120 120

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ТАНКОВ МС-1 В КОНФЛИКТЕ НА КВЖД (ноябрь 1929 г.)

Об участии танковых частей и подразделений в бою зачастую рассказывается только с точки зрения их тактического применения. При этом нередко опускается даже тип, а соответственно и боевые возможности машин.

Вероятно, учет этих данных заставил бы историков под другим углом зрения рассматривать успех или неудачу атаки, наступления, оборонительных действий. Ведь противоборствующие танки имеют различные тактико-технические характеристики. Кроме того, части и подразделения по организационной структуре в разное время имели свои особенности. Это относится как к количеству боевых машин, так и их типажу.

Все вышесказанное убедительно говорит о том, что назрела необходимость более подробно рассказать о действиях танков различного типа в тех или иных видах боя, проанализировать их боевые возможности и воспользоваться документальными фактами и воспоминаниями очевидцев. Первый наш рассказ о танке сопровождения пехоты МС-1.

Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) проложена Россией в 1987-1903 годах по контракту, заключенному в соответствии с русско-китайским военным договором 1896 года. На ее строительство Россия израсходовала 375 миллионов рублей золотом. Работы по прокладке КВЖД способствовали оживлению экономики северо-восточных районов Китая, возникновению и росту городов.

В мае 1924 года в Пекине было подписано советско-китайское соглашение, по которому КВЖД рассматривалась как совместное коммерческое предприятие. Однако уже со следующего года наши партнеры встали на путь нарушения этого соглашения, совершив ряд провокаций на КВЖД, а также границах Приморья и Забайкалья.

К концу лета 1929 года Мукденская армия насчитывала уже 300 тысяч человек. Пограничные конфликты в районе станции Манчжурия стали происходить все чаще, причем со стороны противника применялись артиллерия и бронепоезда. 15 ноября его батальон под прикрытием артиллерии пытался захватить советский поселок Абагайтуевский и разъезд N 86. Как стало известно, китайское военное руководство планировало нанести внезапный удар из района Чжалайнор-Манчжурия, дойти до Байкала и перерезать Транссибирскую магистраль, взорвав туннели. Командование Особой Дальневосточной армией вынуждено было принять соответствующие контрмеры.

Против Забайкальской группы ОДВА китайское командование развернуло группировку в 59 тысяч солдат. На ее вооружении было: 170 пулеметов, 70 орудий, 100 бомбометов, два бронепоезда и три самолета. Непосредственно в районе Чжалайнор, Хайлар и станции Манчжурия противник держал группировку в 15-17 тысяч человек.

Обстановка в районе боевых действий. На сопредельной стороне лежала открытая, однообразная местность, трудная для ориентирования днем и особенно ночью. Восточная часть района (долина между реками Аргунь и Мутная протока) оказалась залита дождями. Когда ударили 20-градусные морозы, все пространство превратилось в ледяное поле. Кроме того, в районах Чжалайнор и Манчжурия китайцы возвели мощные фортификационные сооружения, полагая, что если их первоначальное наступление будет неудачным, то они постараются измотать противника в боях на укрепленных позициях, а затем нанести решительный удар.

Общая глубина обороны противника достигла от двух до пяти километров. Были отрыты противотанковые рвы шириной до четырех метров, а между ними установлены минные поля и фугасы. Китайские подразделения оборудовали окопы полного профиля с траверсами от продольного обстрела с легкими перекрытиями. Все пулеметы и бомбометы находились в укрытиях, которые перекрывались одним - двумя рядами из бревен или рельсов с полутораметровой земляной насыпью. Грунт был скован морозом, и снаряды полевых орудий почти не оставляли следов на перекрытии.

В этих условиях командование Забайкальской группы решило внезапным ударом изолировать гарнизоны станции Манчжурия и Чжалайнор, а затем последовательно разгромить противника как в них, так и в Хайларе.

Рота готовилась к штурму небольших сопок. Командиры взводов намечали ориентиры и направления движения. "Взводы уже изготовились для атаки, когда у нас в тылу послышался шум двигателей и вскоре из-за сопки вынырнули два наших танка МС-1. Я жестом приказал им остановиться - вспоминал И. Федюнинский. - Командиры танков доложили, что отстали от своего подразделения и не знают что делать. - Поддержите атаку роты, - распорядился я и указал задачи. Заметил, что бойцы мои заметно повеселели. С танками идти на врага вернее".

"На рассвете началась артиллерийская подготовка, поддержанная ударами с воздуха. Артподготовка длилась час. Я не могу сказать, что удар был внезапным. Китайское командование, видимо, узнало о передвижении наших войск. Там, где позиции были хорошо оборудованы, китайские войска изготовились встретить нашу атаку.

Наиболее успешно наступала, 36-я стрелковая дивизия, поддержанная ротой танков МС-1. Этот бой вообще был самым интересным. Мы впервые могли наблюдать взаимодействие пехоты с танками".

Автор воспоминаний, видимо, не наблюдал действия танков 17 и 18 ноября. Поэтому о них он и не упоминает. Ошибается он и в количестве танков.

"После артподготовки, - вспоминает Чуйков, - с исходных позиций двинулись 10 танков. Их атака была внезапной для китайских солдат, удивила она в не меньшей степени и красноармейцев. Я находился на наблюдательном пункте рядом с Блюхером. Мы видели, как китайские солдаты и офицеры высунулись почти в полтора роста из окопов, чтобы разглядеть танки. Мы ожидали, что они в панике побегут, но удивление было, видимо сталь сильно, что оно как бы парализовало их волю.

Красноармейцы не успевали за танками, а некоторые, как зачарованные смотрели на двигавшиеся стальные черепахи, изрыгавшие огонь. Прошу читателей вспомнить, что шел всего лишь 1929 год. Крестьянские парни, служившие в армии, знали о танках только понаслышке. Это был год, когда на наших полях появлялись первые тракторы, и люди верили слухам, что от них пропахнет керосином хлеб.

Танки беспрепятственно дошли до китайских позиций и открыли огонь вдоль окопов. Пулеметный огонь отрезвил китайцев. Они в панике побежали. Десять танков прорвали оборону противника без каких-либо потерь с нашей стороны. Наши части с опозданием двинулись за танками, подавляя сопротивление в отдельных узлах китайской обороны, значительно парализованных танковой атакой".

Как заметил М.М. Литвинов, наркоминдел СССР, "Последний отпор, данный нашими военными частями китайским налетчикам, убедил, кажется, манчжурских генералов, что противостоять Красной Армии с шансами на успех они не могут, и они сделали из этого надлежащие выводы. Сделаем выводы и мы. А они таковы.

Трехсуточные бои в условиях низких температур Забайкалья показали удовлетворительные эксплуатационные качества боевых машин В то же время отдельные конструктивные недоработки часто приводили к выходу машин из строя. Из десяти танков, принимавших участие в боевых действиях, по этим причинам в разное время из строя вышли семь.

Выяснилось, что весьма несовершенным является диоптрический прицел, обеспечивающий прицельный огонь только на дальностях до 750-800 метров. Необходимо было повысить могущество действия снаряда танковой пушки по цели.

Некоторые выводы из опыта боев были реализованы в танке образца 1930 года. Тогда же была организована первая механизированная бригада, командиром и комиссаром которой был назначен в мае 1930 года Н. Судаков.

Легкий танк МС-1 (Т-18) образца 1927 года. СССР


Легкий танк МС-1 (Т-18) - первый отечественный танк, поставленный на серийное производ­ство. С образованием в Советском Союзе в 1924 году Танкового бюро при Главном управлении военной промышленности (ГУВП), началась разработка отечественной бронетанковой техники. В том же году Комиссия по танкостроительству разработала тактико-технические требования к танку сопровождения пехоты, который должен был иметь массу в 3 тонны, вооружение - из 37-мм пушки или пулемета, 16-мм броню и максимальную скорость - в 12 км/ч.

В соответствии с этими требованиями конструкторская группа под руководством С.П. Шукалова, летом 1924 года, приступила к работе. В 1927 году в опытной мастерской ленинградского завода «Большевик» (бывший Обуховский орудийный и сталеплавильный завод) был изготовлен опытный образец легкого танка сопровождения пехоты Т-16, представлявший собой усовершенствованную модификацию французского легкого танка «Рено» FТ 17 и его итальянского варианта «Фиат 3000». Изменениям подверглись энергетическая установка, ходовая часть и вооружение: карбюраторный двигатель имел общий картер с коробкой передач и был устанавлен поперек корпуса, улучшив компоновку машины.

Были созданы новые системы электрооборудования, питания, смазки, элементы ходовой части. Новый танк, предназначавшийся для взаимодействия с пехотой и сопровождения ее в бою, был принят Реввоенсоветом на вооружение РККА в июле 1927 года под обозначением «малый танк сопровождения образца 1927 года» МС-1 (малый сопровождения, первый) или Т-18.

Серийное производство началось в 1928/1929 годах на ленинградском заводе «Большевик». С апреля 1929 года к производству танка был подключен Мотовилихинский машиностроительный завод, являвшийся дублером по выпуску Т-18, но освоение производства на нем шло медленнее, тем более, что в поставках двигателя, трансмиссии, гусениц и брони он зависел от завода «Большевик». В соответствии с программой «Система танко-тракторо-авто-броневооружения РККА», разработанной штабом РККА, план выпуск Т-18 на 1929 - 1930 годы составил 325 единиц. Тем временем, танк Т-18 постоянно дорабатывался, так устаревший 6,5-мм спаренный пулемет Федорова был заменен новым 7,62-мм танковым пулеметом Дегтярева ДТ (с 1930 года ставшим стандартным советским танковым пулеметом), а затем и его вариантом спаренным авиационным пулеметом ДА-2. Этот модернизированный танк получил обозначение МС-1 (Т-18) образца 1929 года и отличался от ранней модификации также увеличением боекомплекта к пушке с 96 до 104 выстрелов и незначительными изменениями в конструкции лобовой части корпуса.

К 1929 году МС-1 уже не отвечал возросшим требованиям РККА к танкам, поэтому, в том же году на заседании РВС была принята новая система бронетанкового вооружения, которая признала Т-18 устаревшим, в то же время, было принято решение сохранять его на вооружении, вместе с принятием мер по увеличению скорости - до 25 км/ч. МС-1 подвергся существенной модернизации. В первую очередь изменениям подверглась его силовая установка. Мощность двигателя была увеличена с 35 до 40 л. с., а в трансмиссию были введены четырехступенчатая коробка передач и новый многодисковый фрикцион, а также ряд других менее значительных изменений. Этот модернизированный танк был принят на вооружение под обозначением «МС-1 (Т-18) образца 1930 года». Всего с 1928/1929 по 1931 год, в четырех производственных сериях, было изготовлено 962 серийных танка Т-18 всех модификаций (включая и опытные образцы).

МС-1 имел классическую компоновку с расположением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части танка, а совмещенного отделения управления и боевого - в лобовой. Экипаж танка состоял из двух человек - механика-водителя и командира, также выполнявшего функции стрелка. Танк имел равнопрочную противопульную бронезащиту. Броневые листы корпуса и башни танка МС-1 соединялись методом клепки на каркасе. Внутри корпус разделялся перегородкой между моторным и боевым отделениями. Для высадки и посадки механика-водителя в передней (лобовой) части корпуса служил трехстворчатый люк, а для командира - круглый люк в крыше башни. Доступ к агрегатам двигателя и трансмиссии осуществлялся через откидной кормовой лист и крышу моторного отделения, еще один двухстворчатый люк имелся в моторной перегородке для доступа к силовой установке изнутри танка. Воздух к двигателю поступал через броневой воздухозаборник в крыше моторного отделения, а вывод нагретого воздуха осуществлялся через отверстие в корме. Для повышения проходимости через рвы и траншеи танк был снабжен так называемым «хвостом», который шарнирно крепился на корме и в походном положении лежал на корпусе.

Башня танка МС-1 первоначально имела шестигранную форму. При модернизации в 1930 году боковые грани ее задней части заменили на прямоугольную нишу, задняя часть которой откидывалась на петлях. В нее укладывался боекомплект. На крыше башни монтировалась т.н. «наблюдательная вышка», сверху закрывавшаяся сферической крышкой.

Для вентиляции в борту башни расположили небольшой люк, закрываемый круглой или прямоугольной (на танках образца 1930 г.) крышкой. В задней грани башни образца 1928 года имелась амбразура для установки пулемета для стрельбы назад. В днище размещался люк запасного выхода. Танк МС-1 был вооружен короткоствольным 37-мм орудием и пулеметной установкой. Специально для этого танка конструктор П.Н. Сячинтов на базе орудия французской фирмы «Гочкис» разработал 37-мм пушку ПС-1 («пушка Сячинтова»), а затем и модернизированный вариант ПС-2 под названием «37-мм танковая пушка образца 1930 года». Это была первая танковая пушка, которая устанавливалась не только на танках МС-1, но впоследствии и на танках Т-26 и БТ-2. Пушка и пулеметы были установлены под углом друг к другу, из-за чего было невозможным одновременное наведение их на цель.

В боекомплект к орудию входили 104 унитарных 37-мм артиллерийских выстрела с осколочными гранатами и картечью, и 2016 7,62-мм винтовочно-пулеметных патронов - к пулемету. Пушка монтировалась в бронемаске. Она позволяла изменять угол наводки по горизонтали в пределах 35° и по вертикали с углом возвышения +30° и снижения - 8°. Прицельное приспособление пушки состояло из диоптра и мушки, установленной в бронемаске на выходе отверстия для прицеливания. Чтобы навести орудие в цель, наводчик с помощью плечевого упора перемещал ее по горизонтали и вертикали. Если же нужно было повернуть башню, то он делал это с помощью рычага левой рукой, предварительно упершись спиной в ее стенку. Пулеметное вооружение на Т-18 первоначально представляло собой спаренную пулеметную установку В. Федорова, Д. Иванова и Г. Шпагина калибра 6,5 мм.

При модернизации танка был установлен 7,62-мм танковый пулемет В. Дегтярева (ДТ) или его вариант - спаренный пулемет ДА-2, представлявших собой модификацию ручного пулемета ДП. В шаровой опоре пулемет можно было наводить в горизонтальной плоскости в диапазоне 64°, а в вертикальной от - 8° до +30°. Круговой обстрел из вооружения танка достигался за счет поворота всей башни. В отличие от танков «Рено» FТ 17 советский танк МС-1 имел стальные, гребневого зацепления мелкозвенчатые гусеницы, которые лучше обеспечивали сцепление с грунтом. На каждом борту располагались три парных тележки на пружинном амортизаторе с роликами. Они имели резиновый бандаж. Еще пара роликов, опиравшихся на нижнюю наклонную ветвь гусеницы, устанавливалась на наклонно расположенном амортизаторе. Верхняя ветвь гусеницы скользила на поддерживающих роликах, передняя пара которых имела рессорную подвеску. Натяжение гусениц производилось направляющим колесом, названным конструкторами «ленивец». Его можно было смещать вперед или назад, чем и обеспечивалось необходимое натяжение. На танках МС-1 использовался однорядный карбюраторный мотор воздушного охлаждения с четырьмя вертикально расположенными цилиндрами. Он объединялся в одном блоке с коробкой передач. Коробка скоростей имела четыре передачи вперед и одну назад. Мощность силовой установки на танках ранних выпусков составляла 35 л.с. при 1800 об/мин, на Т-18 образца 1930 года ее увеличили до 40 л.с.

В конце 1920-х - начале 1930-х годов танк МС-1 составлял основу танкового парка Красной армии, поступив на вооружение танковых батальонов (20 танков), включавшихся в состав механизированных полков. С 1930 года началось формирование механизированных бригад, в состав которых входил танковый полк с двумя батальонами МС-1 (60 танков). Эти машины активно использовались для боевой подготовки как танковых подразделений, так и других родов войск, отрабатывавших тактику противотанковой обороны.

Первое боевое крещение танки МС-1 получили в 1929 году в военном конфликте с Китаем на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД). К началу 1938 года устаревшие и достигшие крайней степени износа танки МС-1 были в основном сняты с вооружения. В строю к тому времени оставалось 862 танка, включая 160 переданных в 1934 - 1937 годах в распоряжение укрепленных районов Ленинградского военного округа для строительства ДОТов. В связи с этим, осенью 1938 года по распоряжению Наркома Вооружения 700 снятых с вооружения и не подлежащих ремонту танков МС-1 передали укрепрайонам приграничных округов, а также Наркомату ВМФ для превращения их в неподвижные огне­вые точки. Переданные укрепрайонам танки подлежали перевооружению. На месте пушки в бронемаске монтировалась установка спаренных пулеметов ДА-2 или 45-мм танковая пушка образца 1932 года. Из неисправных танков демонтировались двигатели и трансмиссия, а бронекорпуса закапывались по башню в землю или просто устанавливались в качестве БОТ (бронированных огневых точек) у мостов, перекрестков дорог и в других удобных для обороны местах. Сохранившие возможность передвижения своим ходом танки были переданы гарнизонам укрепрайонов для использования в качестве подвижных огневых точек. К началу Великой Отечественной войны в Красной армии еще имелось около 450 бронекорпусов и 160 танков. Превращенные в ДОТы танки МС-1 были в основном сосредоточены на западных границах СССР, некоторое их количество было также установлено в системе укреплений в районе озера Хасан, где в 1938 году проходили боевые действия с Японией. В незначительном количестве эти танки еще оставались в войсках в боеспособном состоянии к началу Великой Отечественной войны и использовались на ее начальном этапе. Последний из известных фактов участия в боях МС-1 относится к битве за Москву, когда осе­нью 1941 года в составе 150-й танковой бригады использовались 9 танков МС-1.

Читайте также: