Не работает задний ход ваз 2109

Обновлено: 05.07.2024

Причины поломки датчика заднего хода на ВАЗ 2109

При возникновении неисправностей с работой заднего хода, необходимо первым делом проверить состоянием лампочек и датчика, отвечающего за их работу при совершении маневров задним ходом.

Задача датчика заднего хода — включать фонари, сигнализирующие о том, что вы начинаете движение задним ходом. Если он работать не будет, никто не узнает о ваших намерениях. Как результат, аварий и столкновений не избежать.

Причины поломки датчика заднего хода на ВАЗ 2109
Внешний вид устройства

Причины поломки

Прежде чем приступать к замене датчика заднего хода (ДЗХ), рекомендуем проверить состояние задних фонарей и определить, быть может, сигнал не работает по другим причинам.

Возможная причина

Ваши действия

Распространенная и достаточно банальная причина неполадок, которую, тем не менее, многие игнорируют. Достаньте лампочку, вооружитесь мультиметром и проверьте, не сгорели ли они. При необходимости замените

Проблема не менее распространенная, но искать источник проблем в такой ситуации немного сложнее. Вам также потребуется мультиметр, которым необходимо прозвонить проводку и проверить показания сопротивлений

Плохой контакт регулятора

Бывает так, что за время эксплуатации контакт датчика с гнездом нарушается. Отсутствие контакта означает, что работать устройство нормально не будет. Потому проверьте его состояние

Нарушена изоляция проводки

Если на проводах около датчика нарушилась изоляция, это может привести к короткому замыканию. Результат вполне очевиден, потому проверьте состояние проводки, при необходимости ее замените

В зависимости от типа блока предохранителей, проверьте состояние соответствующего элемента в монтажном блоке. На блоках старого образца это предохранитель F16, а на блоках предохранителей нового образца следует смотреть на предохранитель 5. Если они оплавились, потребуется замена. Но важно также определить причину, по которой сгорел предохранитель

На выход из строя непосредственно самого регулятора заднего хода может свидетельствовать ситуация, когда фонари вовсе не загораются или наоборот, светятся без перерывов. Во втором случае вариант с перегоревшими лампочками исключается сам по себе.

Замена датчика заднего хода — работа не сложная и не затратная с финансовой точки зрения. Сегодня ДЗХ можно приобрести в любом магазине автозапчастей, а его стоимость составляет порядка 100 рублей.

Проверка работоспособности

Итак, не торопитесь тратиться и покупать новый датчик. Сперва убедитесь, что старый действительно не работает.

Проверка выполняется следующим образом:

  • С помощью домкрата поставьте машину на подпорки;
  • Найдите датчик, который располагается на картере коробки передач;
  • Включите заднюю передачу;
  • Между клеммами 1-3 и 2-4 должна присутствовать проводимость;
  • Аналогично проверьте проводимость при нейтральной передаче;
  • Включая коробку в другие положения, проводимости быть не должно;
  • Если же проверка регулятора показывает обратное, придется поменять ДЗХ.

Причины поломки датчика заднего хода на ВАЗ 2109
Расположение ДЗХ

Замена

Инструкция по замене датчика заднего хода не вызовет трудностей у более-менее опытных автовладельцев, но новичкам придется постараться, дабы все сделать грамотно и аккуратно.

Бояться поменять этот датчик своими руками не стоит, поскольку при соблюдении инструкции и мер безопасности, все у вас получится.

  1. Желательно иметь в распоряжении гараж с ямой. Так вам будет наиболее удобно выполнить все операции по замене датчика.
  2. Снимите минусовую клемму с аккумуляторной батареи. Все работы, связанные с ремонтом авто и особенно его электрической составляющей должны начинаться именно с этого шага.
  3. Слейте масло из коробки передач. Можно и не делать этого, но тогда во время замены датчика масло начнет вытекать. Подставив емкость под отверстие, вы избавите себя от лишней уборки и замасливания собственного гаража.
  4. Снимите защиту с картера, если таковая имеется. Около коробки передач вы найдете искомый датчик.
  5. Отключите колодку датчика от коробки переключения скоростей.
  6. В картере КПП искомый регулятор удерживается при помощи крепежного болта. Открутите прижимной болт головкой или трещоткой на 22.
  7. Вооружившись новым датчиком, вы можете заметить, что он несколько смахивает на классическую свечу зажигания. С одной стороны датчика имеется провод, а с другой — кнопка, замыкающая пару контактов.
  8. Обязательно новые ДЗХ оснащаются уплотнительными кольцами. Перед установкой их обязательно смазывают обычным маслом — машинным, трансмиссионным.
  9. Установите новенький регулятор на место демонтированного устройства, закрепите сначала вручную, а затем затяните крепежный болт.
  10. Далее черед за электрической проводкой. Подключив колодку с проводами, вы обеспечите датчику необходимое питание.
  11. Залейте в коробку переключения передач заранее слитое или новое трансмиссионное масло. Замена датчика заднего хода — это отличный повод поменять смазку в картере коробки. Но решение за вами.
  12. Проверьте уровень масла в КПП, чтобы он соответствовал требованиям.
  13. Верните на место защиту картера, снимите машину с домкрата и подключите минусовую клемму обратно на аккумуляторную батарею.
  14. Садитесь в автомобиль и включайте заднюю передачу.
  15. Если после этого лампочка заднего хода загорелась, все отлично.

Причины поломки датчика заднего хода на ВАЗ 2109
Отключаем и меняем

Не забудьте по завершению работ выполнить полноценную проверку работоспособности автомобиля ВАЗ 2109 с уже новеньким датчиком заднего хода.

Причины поломки датчика заднего хода на ВАЗ 2109

Проверка ремонта

Теоретически после замены датчика все должно заработать, как и прежде. Но не лишним будет в этом удостовериться.

  1. Включите заднюю скорость на КПП.
  2. Поверните ключ зажигания. При этом вовсе не обязательно заводить двигатель. Лампочка и так загорится, если все работает исправно.
  3. Если оба фонаря загорелись, половина дела сделана.
  4. Не лишним будет дополнительно проверить работу датчика на ходу. Для этого понадобится помощник.
  5. Выезжайте из гаража, затем задним ходом двигайтесь обратно. И так повторите несколько раз. Если лампы не моргают, вовремя включаются, у вас все получилось. Примите наши поздравления.

Если вдруг замена датчика не дала никакого результата, настоятельно рекомендуем внимательно изучить возможность возникновения каждой из представленных выше поломок, проверить проводку, лампочки и прочие компоненты. Очевидно, что проблема в одном из них или нескольких сразу.

Датчик заднего хода автомобиля ВАЗ 2109

На всех современных машинах, учитывая ВАЗовские модели, если переключить рычаг КПП на заднюю передачу, в фонарях загорается соответствующий индикатор. Если датчик заднего хода ВАЗ 2109 или другой модели неисправен, то лампочка будет работать с перебоями или не будет функционировать совсем. С чем может быть связана подобная неполадка? Как проверить устройство и произвести его замену? Об этом ниже.


Почему не загорается лампочка

Прежде, чем менять датчик, нужно разобраться, действительно ли в нем проблема. Задний ход может не гореть из-за таких проблем:

  • Пришли в негодность лампочки. Их нужно прозвонить мультиметром;
  • Повреждена проводка. В таком случае потребуется мультиметр для проверки всех проводов. Возможно, что повреждена изоляция из-за чего происходит КЗ (короткое замыкание);
  • Отсутствие контакта регулятора. Так происходит из-за поломки в месте контакта датчика с гнездом. Его можно проверить визуально;
  • Проблема с предохранителем. Датчик заднего хода 2109 может не функционировать из-за перегоревшего предохранителя. На старых авто в блоке нужно проверять элемент F16, в остальных — предохранитель под номером 5;
  • Неисправность датчика. Если после исправления вышеописанных проблем лампочки все равно не горят, то датчик не функционирует.

Где находится

Многим владельцам «девятки» интересно, где находится датчик заднего хода на ВАЗ 2109? Он закручен на корпусе КПП, сбоку. Чтобы к нему подобраться, необходимо демонтировать защиту мотора, после этого деталь будет видна.
/

Как проверить датчик

Для проверки нужно подобраться к элементу. Необходимо произвести следующие действия:

  • Поднять автомобиль домкратом или на подъемнике;
  • Снять защиту двигателя;
  • Подобраться к датчику, который располагается сбоку на корпусе КПП;
  • Поставить заднюю передачу;
  • Проверить проводимость между клеммами 1–3 и 2–4, убедиться, что на «нейтралке» она тоже есть;
  • Включить другие передачи и проверить проводимость, ее быть не должно.

Если проводимость есть всегда, датчик заднего хода автомобиля ВАЗ 2109 неисправен и нуждается в замене.

Замена датчика заднего хода ВАЗ 2109

Замена датчика заднего хода ВАЗ 2109 — процесс несложный. Опытные автовладельцы без труда все сделают.

Необходимо произвести следующие действия:

После всех этих работ лампочка заднего хода на ВАЗ 2109 будет исправна. Желательно проверить работоспособность на ходу, убедившись в полной исправности.

Вывод

Замена датчика заднего хода на большинстве моделей АвтоВАЗа выполняется практически одинаково. Процедура несложная и не требует особых навыков. Игнорировать неисправный датчик не стоит, так как от его работоспособности зависит безопасность вас и других автомобилистов, особенно в темное время суток.

Не включается задняя передача ВАЗ 2109: причины и ремонт


Ситуация, когда на ВАЗ 2109 не включается задняя передача, является одной из наиболее распространенных проблем с этой моделью автомобиля. К тому же, машины ВАЗ 2108/09/099 «Самара» и ВАЗ 2113/14/15 «Самара-2» оснащались однотипной КПП (коробкой переключения передач), так что эта неисправность трансмиссии характерна не только для «Девяток».

Зачастую попытка включения передачи сопровождается сильным хрустом шестерён, а если передачу удаётся включить, то при движении задним ходом коробка передач издаёт шум. Другие владельцы сталкиваются с ситуацией, когда кулиса переключения передач уходит вперёд до упора, но задняя передача не работает. При этом нареканий на переключение передач переднего хода нет.

Причины

Причины, почему плохо или туго происходит включение заднего хода могут быть следующими:

  • ослабление крепёжного хомута кулисы, из-за чего длины тяги не хватает для полноценного включения передачи;
  • заедание блокиратора включения задней скорости;
  • поломка пружины и попадание обломков в направляющие пазы механизма выбора передачи;
  • самопроизвольное ослабевание болтов крепления механизма выбора;
  • срезан болт фиксатора;
  • износ диска сцепления и выжимного подшипника;
  • неверная регулировка сцепления и педали сцепления;
  • низкий уровень масла в коробке или необходимость его замены.

Устранение проблем

Многие неисправности коробки, из-за которых пропала или вылетает задняя передача можно устранить без снятия агрегата с автомобиля.

Если причиной является ослабевание затяжки болта крепления хомута на тяге, то для исправления дефекта необходимо:

  1. Установить автомобиль на подъёмник.
  2. Полностью ослабить гайку хомута.
  3. Установить рычаг КПП в положение полностью включённой передачи заднего хода.
  4. Полностью включить заднюю передачу на КПП с помощью штока включения на картере.
  5. Затянуть болт крепления хомута.

Регулировка кулисы

Если затяжка хомута не помогла избавиться от проблемы, то нужно проверить состояние деталей привода переключения. Одной из причин, по которой не вставляется передача заднего хода, может быть плохо отрегулированная кулиса.

Для выполнения регулировок механизма могут понадобиться инструменты:

  • два гаечных ключа с размером 13 мм, предпочтительно накидной схемы;
  • любой гаечный ключ или головка на 10 мм;
  • небольшой молоток;
  • шлицевая отвёртка.

Поскольку причиной неправильной работы кулисы может служить износ деталей, то могут понадобиться запасные:

  • карданный шарнир кулисы;
  • иногда может нуждаться в замене уплотнительный сальник штока переключения передач.

Для настройки кулисы или замены деталей её привода необходимо два человека. Один человек должен переключать скорости из салона, а второй регулировать ход тяг переключения.

Порядок выполнения работ следующий:

  1. Обеспечить доступ к нижней части автомобиля, установив его на яму или подъёмник.
  2. При помощи 13 мм ключа ослабить хомут, установленный на тяге переключения скоростей.
  3. Снять тягу со штока коробки.
  4. При помощи отвёртки аккуратно снять пыльник.
  5. При помощи ключа 10 мм открутить фиксирующий болт на кардане вала.
  6. Сбить кардан лёгкими ударами молотка. При этом важно не нанести повреждения валу.
  7. Снять уплотнительный пыльник карданного шарнира.
  8. В случае наличия течи масла нужно заменить уплотнительный сальник на штоке коробки.
  9. Установить новый пыльник (или оставить старый, если он целый) и установить карданный шарнир на вал.
  10. Совместить отверстие на кардане с выемкой на валу.
  11. Затянуть 10 мм фиксатор и полностью установить пыльник на место.
  12. Установить тягу на шток кардана и отрегулировать ход рычага КПП.
  13. Второй человек должен сесть на место водителя, установить рычаг переключения скоростей в нейтральное положение, немного подвинуть его вправо и удерживать в таком положении.
  14. После этого необходимо затянуть 13 мм гайку хомута.

Обычно такого ремонта задняя передача начинает включаться без проблем. Кроме того, становится более чёткой работа всего механизма выбора передач на ВАЗ-2109.

На видео от автора MegaMeyhem показан процесс замены кулисы.

Замена масла в КПП

При повреждённом сальнике на штоке из картера коробки вытекает масло, а в саму коробку может попасть грязь. Эти факторы могут стать причиной, по которой перестала включаться задняя передача. Кроме того, масло в коробке в процессе работы теряет свои свойства, поэтому его необходимо профилактически заменять не реже чем раз в 35–40 тыс. км пробега. Перед заменой необходимо проверить состояние масла в коробке. Для этого необходимо вынуть масляный щуп, установленный в картере КПП и визуально оценить качество масла. Недопустимо присутствие в масле на щупе частичек металла и грязи. Само масло должно быть достаточно жидким и не прилипать к рукам толстым слоем.

Щуп с отметками уровня масла

Для замены понадобятся следующие материалы и инструменты:

Непосредственно сам порядок работ выглядит следующим образом:

  1. Установить автомобиль с прогретой коробкой на яму.
  2. Снять резиновую заглушку с клапана вентиляции КПП, установленного на верхней части картера.
  3. Прочистить клапан и заглушку от пыли и грязи. Прочищать детали удобно тонкой проволокой и ветошью.
  4. Установить чистые детали на место.
  5. Вытереть нижнюю часть коробки от грязи. Отвернуть пробку на нижней части картера коробки.
  6. Подставить ёмкость под сливное отверстие и слить масло. Полностью оно сольётся не менее, чем за 20-25 минут.
  7. После этого завернуть пробку сливного отверстия на место и аккуратно затянуть её ключом. Предварительно пробку и отверстие необходимо тщательно протереть ветошью.
  8. Залить свежее масло через отверстие щупа уровня масла в коробке.
  9. В ходе заливки необходимо проверять уровень масла, который в норме должен находиться между отметками «MIN» и «MAX» на стержне щупа.
  10. При переливе масло можно откачать большим медицинским шприцем с трубкой на носике.
  11. В течение нескольких дней после замены желательно проверять уровень и внешний вид масла. Также необходимо убедиться в отсутствии течей через пробку и сальники коробки.

Резиновый колпачок вентиляции картера
Сливное отверстие на картере
Щуп в верхней части картера
Установленная в отверстие щупа воронка для заливки масла

На ранних версиях коробок передач переднеприводных ВАЗ отсутствует отверстие для щупа. Для заливки масла в картере таких коробок имеется контрольное отверстие, закрытое резьбовой пробкой. Заливка осуществляется шприцем для заливки масла. Уровень масла считается нормальным при достижении нижней кромки контрольного отверстия.


Стрелкой указано контрольное отверстие на боковой части картера коробки
Заливка масла трансмиссионным шприцем

Замена механизма выбора передач

Одной из распространённых причин, по которой не включается задняя передача ВАЗ 2109, является поломка пружины 2, установленной в отдельном механизме.

Механизм выбора передач

Для доступа к ней необходимо снять и отремонтировать сам механизм, расположенный внутри коробки.

Краткий перечень необходимых действий:

  1. Обесточить автомобиль.
  2. Полностью снять воздушный фильтр.
  3. Снять левое колесо и расконтрить ступичную гайку крепления ШРУС.
  4. Слить масло из картера коробки.
  5. Выкрутить два болта крепления левой шаровой опоры к поворотному кулаку.
  6. Расфиксировать и снять рулевой наконечник.
  7. Снять кулак со шлицов ШРУС.
  8. Полностью снять левый привод.
  9. Снять стартер и минусовой провод с картера коробки.
  10. Снять тяги переключения передач с коробки и сцепления.
  11. Открутить трос привода спидометра.
  12. Установить под картер коробки опору и снять крепление опоры коробки
  13. Снять коробку передач с автомобиля и произвести её разборку.

При разборке коробки необходимо проверить состояние фиксаторов передач, поскольку его износ является основной причиной того, что задняя передача самопроизвольно выскакивает из зацепления. Добраться до фиксатора можно без снятия и разборки коробки, он расположен на боковой части картера и закрывается резьбовой пробкой. Разборка коробки и ревизия механизма выбора передач поможет также решить проблему, при которой на ВАЗ- 2109 не выключается задняя скорость.

Замена пружины

Часто владельцы меняют весь механизм в сборе, который стоит в среднем около 2 тыс. рублей. Но можно разобрать механизм и обойтись заменой пружины, которая стоит до 50 рублей.

Необходимо выполнить следующие действия:

  1. Снять стопор с оси блокиратора и вынуть саму ось.
  2. Открутить гайку оси рычага.
  3. Вынуть ось и заменить пружину.
  4. Сборку произвести в обратной последовательности.

Видео

Видеоролик от канала Гараж демонстрирует снятие механизма переключения на уже частично разобранной коробке.

Не горят задние фонари ВАЗ 2109 — ремонт и доработка

Замену ламп во внешних световых приборах делают относительно часто. Но это простая операция, чтобы обращаться по подобному поводу в автосервис. Эта статья убедит вас, что заменить лампы в задних фонарях ВАЗ 2109 и даже отремонтировать их можно самостоятельно без лишних временных и денежных затрат на поездку в СТО.

Схема проводки задних фонарей ВАЗ 2109 всех модификаций

Автомобиль ВАЗ 2109 выпускался на Волжском Автомобильном Заводе с 1987 по 2004 год (в Украине собирался из готовых машинокомплектов ВАЗ 21093 с 2004 до конца 2011 года на заводе «ЗАЗ»).

За время выпуска получил пять основных модификаций, касающихся электрооборудования. На самом деле разновидностей больше, но нас интересуют изменения в электрических схемах.

За все это время схема электрооборудования, конечно, существенно дорабатывалась, но изменения практически не коснулись схемы подключения задних фонарей. Даже цвет проводов в жгутах их питания остался неизменным. Но поскольку монтажные блоки в этих модификациях разные (а задние фонари ВАЗ 2109 питаются через монтажный блок), имеет смысл привести монтажные электрические схемы всех модификаций. Вот они:






Ну и заодно познакомимся с внешним видом монтажных блоков разных модификаций.





Распиновка разъемов и конструкция фонарей

Теперь о задних фонарях. Конструктивно это единый блок, в котором есть пять лампочек. Расположение и назначение ламп в нем следующее:

задний левый фонарь ВАЗ 2109

Местоположение и назначение ламп в заднем левом фонаре ВАЗ 2109

На фото цифрами обозначены:

  1. Указатель поворота.
  2. Габаритный огонь.
  3. Противотуманный свет.
  4. Указатель заднего хода.
  5. Указатель торможения (стоп-сигнал).
  6. Световозвращатели («катафоты»).

Все лампы размещаются на задней стенке прибора, а питаются при помощи гибкой платы с металлизированными дорожками.

печатная плата

Внешний вид задней стенки фонаря со стороны ламп (вверху) и печатной платы

Назначение и нумерация ламп та же, что на фото выше. Как показано на нижнем фото, питающий лампы разъем вытравлен прямо на печатной плате заднего фонаря. Рассмотрим его распиновку.

питающий разъем заднего фонаря 2109

Распиновка питающего разъема заднего фонаря ВАЗ 2109

Здесь цифрами обозначены:

  1. Габаритный свет (желто-черный).
  2. Противотуманный свет (оранжево-черный).
  3. Указатель поворота (сине-черный или синий).
  4. Противотуманный свет (зеленый).
  5. Минус питания всех ламп (черный).
  6. Стоп-сигнал (красный).

Какие лампы стоят

Теперь пару слов о лампах, используемых в заднем фонаре ВАЗ 2109. За габаритные огни отвечает лампочка А12-5 (T5W) мощностью 5 Вт.

Лампочка T5W
Лампочка T5W, отвечающая за габаритный свет ВАЗ 2109

Все стальные лампы – указатель поворотов, противотуманный свет, указатель заднего хода и стоп-сигнал – имеют тип А12-21-3 (P21W). Их мощность – 21 Вт.

Инструкция по замене лампочек

Настало время научиться самостоятельно менять лампы, чтобы не тратить лишние деньги и свое время на поездки в автосервис. Открываем крышку багажника, находим заднюю часть фонарей. Отключаем колодку питания.

колодка питания

Снятие колодки питания с заднего фонаря ВАЗ 2109

Нажимаем на боковую защелку, которая крепит световой прибор. Защелка расположена на стороне светового прибора, который ближе к центральной оси авто.

боковые защелки

Задняя часть фонаря крепится при помощи боковых защелок

Вынимаем заднюю часть фонаря вместе с платой и лампочками.

часть фонаря ВАЗ 2109

Снятие задней части правого фонаря ВАЗ 2109

Кладем модуль лампами вверх.

модуль с лампами

Снятый модуль с лампами

Находим сгоревшую лампочку, ориентируясь по фото в разделе «Распиновка разъемов и конструкция фонарей», поворачиваем ее против часовой стрелки, снимаем. Новую лампу фиксируем поворотом по часовой стрелке. Устанавливаем модуль на место, подключаем колодку питания.

Крышка

Крышка, закрывающая заднюю часть фонаря ВАЗ 2109 (слева) и ВАЗ 21099 к содержанию ↑

Демонтаж и замена задних фонарей на ВАЗ 2109

Теперь поговорим о замене задних фонарей, поскольку они часто ломаются и бьются. Снимаем защитную крышку или обивку (см. раздел «Инструкция по замене лампочек»). Отключаем колодку питания, плату можно не вынимать. Находим четыре гайки, которые крепят фонарь к кузову. На фото ниже они помечены стрелками.

крепление фонаря к кузову

Фонарь крепится к кузову при помощи четырех гаек на 8

Отворачиваем гайки, вынимаем фонарь наружу.

фонарь ВАЗ 2109

Снятие заднего фонаря ВАЗ 2109

Устанавливаем новый световой прибор в обратной последовательности и делаем подключение колодки питания.

Идеи тюнинга и доработки задних фонарей

Тюнинг всегда был популярен у автолюбителей, а с появлением сверхъярких полупроводников коснулся и световых приборов. Сегодня мы не будем изучать пошаговую инструкцию доработки, а рассмотрим наиболее интересные варианты тюнинга задних фонарей ВАЗ 2109.

Наиболее простой, но достаточно действенный метод преображения автомобиля – поставить уже готовые тюнингованные световые приборы. В продаже их очень много, на любой вкус. В качестве примера взглянем на полупроводниковые задние фонари для ВАЗ 2109. Стоят они в районе 3 500 рублей. Не самые дешевые, но практически никаких трудозатрат, изобретательства.

Освар для ВАЗ 2109

Может хватить и меньшей суммы, если взять не фонари целиком, а только тюнингованное стекло. Вот на такие тонированные стекла понадобится примерно 500 рублей, но внешний вид автомобиля будет не хуже.

Тонированное стекло заднего фонаря ВАЗ 2109

Тонированные стекла для задних фонарей ВАЗ 2109

Полезно. Покупать уже готовые тонированные стекла не обязательно, достаточно приобрести тонировочную пленку и наклеить ее на штатные стекла. Тогда световые приборы даже снимать не понадобится.

Если есть желание доработать штатные световые приборы, то можно воспользоваться светодиодной лентой. На такую доработку уйдёт максимум сотня рублей.

Тюнинг фонарей светодиодной лентой

Тюнинг задних фонарей ВАЗ 2109 при помощи обрезков светодиодной ленты

Следующий вариант тюнинга выглядит оригинально, но на вкус и цвет…

Не горят задние фонари ВАЗ 2109 — ремонт и доработка

Вариант тюнинга светодиодной лентой

Вместо светодиодной ленты можно использовать и отдельные светодиоды. Будто не фонарь, а новогоднее украшение на елку.

задний фонарь

Этот задний фонарь собран на отдельных мощных светодиодах

При желании можно найти модульные светодиодные фонари со сложной схемой управления, многоцветными светодиодами и диммированием.

Важно. Такие фонари, возможно, и красивы, но они могут не понравиться другим участникам движения, и уж точно ГИБДД.

Возможные неисправности и способы их устранения

🛠 Отказ разъема платы заднего фонаря.
На него надевается колодка питания. Можно, конечно, просто заменить эту плату, но можно попробовать ее починить. Для работы нам понадобится паяльник, монтажный провод и новые гнездо + колодка на 6 или более контактов.

колодки

Единственные расходы при таком ремонте – покупка колодки с ответной частью

Берем 6 отрезков монтажного провода, зачищаем их концы, лудим и припаиваем прямо к контактам разъема платы.

контакты задних фонарей ВАЗ 2109

Ремонт контактов задних фонарей на ВАЗ 2109

Вторые концы проводов подпаиваем к колодке, которую купили, а ответную часть колодки подпаиваем к бортовой сети автомобиля, стараясь не спутать распиновку. Если дорожки самой платы в порядке, то после такого ремонта задний фонарь прослужит еще не один год.

Полезно. Чтобы не запутаться в контактах колодки лучше использовать провода разной расцветки.

🛠 Окислились или подгорели патроны ламп.
Снимаем плату (см. раздел «Инструкция по замене лампочек»), вынимаем «мертвую» лампу, осматриваем контакты патрона и самой лампочки, при необходимости чистим или меняем патрон (лампу).

🛠 Перегорание соответствующего предохранителя.
Находим монтажный блок, который расположен в моторном отсеке сразу за лобовым стеклом, напротив водителя и закрыт пластмассовой защитной крышкой. Отжимаем два фиксатора и снимаем крышку.

Монтажный блок ВАЗ 2109

Монтажный блок на ВАЗ 2109 находится в подкапотном пространстве

Ориентируясь по табличке, приведенной ниже, проверяем соответствующие предохранители и при необходимости меняем их на вставки такого же номинала.

Нумерация и назначение предохранителей, отвечающих за задний фонарь ВАЗ 2109

Рассматривать схему расположения предохранителей мы не будем, поскольку эта информация есть на задней стороне защитной крышки монтажных блоков всех модификаций.

🛠 Повреждение жгутов, питающих задние фонари.
Жгут проложен от монтажного блока (колодка Ш9) к заднему левому фонарю по водительскому борту. От левого до правого – по задней части кузова. Минусовой провод черного цвета от колодки питания каждого осветительного прибора затянут под крепежную гайку. Осматриваем жгут, ищем перетершуюся изоляцию или оборванные провода.

🛠Отказали указатели стоп-сигнала или заднего хода.
Проверяем исправность концевых выключателей. Первый находится над рычагом педали тормоза, второй в коробке переключения передач.

концевики заднего хода

Местонахождение концевиков заднего хода (слева) и стоп-сигнала

Теперь вы убедились, что заменить лампочки в задних фонарях и даже сами фонари на ВАЗ 2109 можно без посторонней помощи, а заодно научились проводить несложный ремонт этих световых приборов.

Не горят задние фонари ваз 2109

Функционирование задних фонарей любого автомобиля по причине обеспечения безопасности на дороге является необходимым. Эти устройства сзади машины выполняют осветительную и информационную функцию (предупреждают участников дорожного движения о движении авто).

На ВАЗе 21099 и других моделях фонари включаются в автоматическом режиме во время переключения передачи и движения автомобиля назад.

Конструктивно фонари сзади авто объединяют следующие компоненты осветительной системы:

  • освещение заднего хода;
  • габаритное освещение;
  • стоп-сигналы;
  • поворотники;
  • аварийную сигнализацию.



Фары заднего вида для ВАЗ 21099
Строение осветительных устройств таково:

  • корпус, выполненный преимущественно из пластика (в некоторых случаях — из стекла);
  • ламподержатель;
  • защелка для удерживания проводов;
  • рассеиватель световых лучей для равномерного освещения дорожного покрытия. Клеится к корпусу изделия сзади, так что при поломке нуждается в замене вместе с корпусом.



Устройство задней фары на ВАЗ 2109-2108 и 21099
В ВАЗ 2108 или 2109 сзади могут устанавливаться следующие виды задних фонарей:

  • лампы накаливания. Недорогие, но относительно быстро выходят из строя и не являются достаточно яркими. Такие лампы горят желтым светом, который при неблагоприятных погодных условиях не слишком виден;
  • галогенные лампочки. Считаются более современными и долговечными, так как из их колбы откачивается воздух, и закачивается инертный газ. В продаже есть модели с цоколями Н1 и Н3;
  • светодиоды. Горят холодным белым светом, служат в несколько раз дольше ламп накаливания. Реализуются лентами и сегодня часто заменяют морально устаревшие лампы накаливания.



Светодиодные задние фары на Ваз 2108

Причины и действия при поломке

Среди причин поломки задних деталей системы освещения на ВАЗе 21099, 2108 или 2109 самыми распространенными являются:

  • Перегорание лампочки. Случается по причине износа или скачков напряжения и является чуть ли не самой популярной причиной замены фар сзади.
  • Окисление контактов. Происходит из-за плохого качества контакта клемм, протекания электролита, трещин в корпусе аккумулятора.
  • Выход из строя предохранителей. Эта причина поломки обусловлена перепадами напряжения.
  • Поломка датчика заднего хода или обрыв его проводки.
  • Перегорание контактов на пленке фар.
  • Отсутствие на плате «массы».

Самая распространенная и легкая в решении неисправность — перегорание лампы. Изделие нужно заменить новым, отключив источники света, открыв багажник и отсоединив колонку проводов.

Для этого вам, скорее всего, придется удалить обивку багажника ВАЗа 2108 или 21099, которая располагается позади фонаря. После этого, сжав фиксаторы (они располагаются по бокам), вам нужно достать панель и открутить лампу, предварительно надавив на нее. Для установки новой задней лампы проделайте обратный процесс.



Замена ламп в задних фонарях Ваз 2109

Для очищения контактов от белого налета, который сопровождает окисление, нужно их зачистить. Для этого демонтируйте блок фары. «Массу» нужно вернуть на ее место, а расположенную рядом проводку протестировать на предмет корректной работы. Сломанные предохранители на ВАЗ 2109 и 21099 найти нетрудно — их схема обычно представлена на крышке блока.

Если же вы столкнулись с проблемой постоянного горения фонарей заднего хода, это может быть спровоцировано проблемами с проводкой или прекращением работы специального датчика, который расположился на коробке.

Когда прекращает работу выключатель фар авто, к нему можно подобраться через моторный отдел или снизу машины. Диагностировать поломку этого компонента системы освещения можно следующим образом:

  • завести ВАЗ 21099 и переключить его на заднюю передачу;
  • замкнуть контакты. Задние фонари должны при этом загореться;
  • проверить мультиметром наличие замыкания контактов при включении выключателя задних фар, предварительно вынув выключатель;
  • удостовериться в надежности спаивания контактов, собрать выключатель и снова проверить его работу. Если наблюдается нормальное замыкание, поставить его на место.


Неисправность самих фонарей

Наиболее частыми причинами того, что стоп сигнал на ваз 2114 не работает, являются следующие факторы:

  1. Выход из строя предохранителя.
  2. Обрыв проводов на одном из участков цепи.
  3. Неисправность концевого выключателя.
  4. Перегорание лампочек.
  5. Окисление контактов в патронах ламп.
  6. Повреждения на контактной плате.

Самой частой и одновременно — самой легко устранимой из указанных выше причин является перегорание предохранителя. Чтобы выявить подобную неисправность — нужно исследовать блок предохранителей. За стоп-сигналы отвечает 10 амперный предохранитель F3, защищающий, кроме того, замок зажигания, компьютер и подсветку салона.

Неполадки в работе последних также могут указывать на неисправность предохранителя стопов (и в этом случае поиск неисправностей следует начать именно с блока). Если оказалось, что предохранитель перегорел, то следует заменить его на новый, аналогичный.

Блок предохранителей ваз 2114

Проблема может быть и в самом блоке предохранителей — порой перегорают дорожки на его печатных платах или окисляются контактные ножки. Для того, чтобы проверить его исправность, достаточно измерить напряжение на контактах вновь установленного предохранителя.

Читать далее: Как открыть капот на ВАЗ-2114 если слетел тросик: видео и фото

Задние фонари ВАЗ 2109 и 21099: схема, тюнинг и доработка, почему не работают и не горят стоп-сигналы

Еще одной частой причиной, по которой не горят стопы ваз 2114, является неисправность концевого выключателя, осуществляющего включение сигналов. Располагается он на кронштейне педали тормоза и всегда находится в рабочем состоянии, в не зависимости от того, включен ли двигатель автомашины или нет.

Срабатывает он автоматически при нажатии на педаль. Для того, чтобы проверить его исправность — достаточно посмотреть, подходит ли питание к его контактам (на одном из контактов наличие питания должно быть постоянным). Кроме этого, если нажать педаль и включить таким образом концевик, то на его разъемах можно будет измерить напряжение.

В случае, если на контактах выключателя ток отсутствует, то следует проверить провод, идущий к концевику от блока предохранителей. Если прозвонка показала, что провод неисправен (есть разрыв), то его следует заменить на новый и повторить проверку.

В противном случае (если с проводом все в порядке) следует отсоединить его (а также другой провод, подходящий ко второму разъему) от выключателя и соединить напрямую. Если после такой операции стоп-сигнал заработал, значит вышел из строя сам концевик, и его следует заменить.

Провода стоп сигналов

Если в ходе проверки от блока предохранителей и до концевика проблем не обнаружено, то следует двигаться дальше. Теперь следует прозвонить тестером проводку от второго разъема концевого выключателя до разъемов стопов. Если она исправна, то нужно проверить плату. Печатная плата, на которой монтируются задние фонари, не идеальна, и является одной из самых больших проблем всех ВАЗовских автомашин.

Ее дорожки часто перегорают или отслаиваются, в результате чего фонари перестают работать. Решить эту проблему можно двумя путями — или перепаять дорожки (что можно сделать обычным паяльником, правда, не в дорожных условиях) или заменить плату на новую (большинство автомобилистов выбирает именно второй вариант).

Задние фонари ваз 2114

Еще одной причиной того, почему не работают стоп сигналы ваз 2114, может быть окисление патронов ламп. Для того, чтобы устранить эту проблему, достаточно зачистить все контакты от появившихся на них окислов.

Лучше всего это выполнять одним из следующих способов:

  • наждачной бумагой небольшой зернистости;
  • раствором WD-40;
  • керосином;
  • очищенным бензином («калоша»).

Читать далее: Пескоструйный аппарат своими руками — схема сборки и чертежи

Использовать же для очистки контактов автомобильный бензин или другие растворители — категорически не следует.

Лампочка в стопы ваз 2114

Последним вариантом неисправности стопов остаются сами лампочки. Давать здесь какие-либо развернутые советы не имеет смысла — нужно просто заменить перегоревшие лампочки на новые.

Следуя всем перечисленным выше советам, автолюбитель получает возможность проверить полностью всю электрическую цепь стоп-сигналов, начиная от блока предохранителей и заканчивая лампочками в фонарях. Благодаря этому гарантия того, что неисправность будет точно обнаружена и устранена, составляет 100%.



Процесс замены

Задние фары прикрепляются к кузову авто ВАЗ 21099, 2108 или 2109 при помощи 4 гаек. Для демонтажа системы освещения вам понадобится:

  • головка на 8;
  • удлинитель.

Алгоритм работы таков:

  • Чтобы добраться до гаек, снимите багажную обшивку модели 21099 в соответствующем месте (если обшивка установлена).
  • Отсоедините штекер питания, который прикрепляется к плате.
  • Отворачивайте 4 гайки при помощи ключа.
  • При откручивании последней гайки держите заднюю фару снаружи, чтобы предотвратить ее падение и разбивание.
  • После демонтажа всех 4 гаек вынимайте фонарь.

Не забывайте при установке новой фары сзади модели 21099 подсоединить проводку на «массу», которая крепится к одной из шпилек.

Автор: Баранов Виталий Петрович

Образование: среднее специальное. Специальность: автослесарь. Профессиональная диагностика, ремонт, ТО легковых авто зарубежного производства 2000-2015 г.в. Большой опыт работы с Японскими и Немецкими авто.

    Рустем says:
    У меня не работают задние фары на моей «девятке» — подскажите, в чём может быть проблема?

Самое очевидное – лампы проверь, возможно, они тупо перегорели? Если целы, затык может быть ещё в предохранителях F10 и F11 – их тоже было бы хорошо протестить.

Лампочки просмотрел – целы, я с самого начал догадался их протестировать, здесь всё чисто. Предохранители по вашему совету тоже проверил – с ними всё в порядке, ничего подозрительного. Какие ещё идеи?

Демонтаж и замена фонарей сзади

Для того чтобы извлечь заднее осветительное оборудование потребуется:— ключ на «8»;— удобная крестовая отвертка.

Все работы состоят из семи простых шагов:

  1. Первым делом необходимо открыть багажник вашего автомобиля. Если он заполнен вещами, которые могут помешать процессу проведения работ, освободите внутреннее пространство.
  2. Для того чтобы получить беспрепятственный доступ к корпусу задних фар, необходимо снять декоративную, тканевую обшивку. Она крепится при помощи нескольких саморезов, которые легко откручиваются при помощи отвертки. Отводим обшивку таким образом, чтобы она не мешала будущему процессу. На более современных моделях ваз 2114, обшивка крепится при помощи обычной тканевой липучки.
  3. Нащупываем контактную фишку, которая присоединена к плате фары и аккуратно вытаскиваем ее из разъема. При этом фишку не расшатывайте из стороны в сторону, все манипуляции проводите крайне осторожно.
  4. Теперь самое время для того, чтобы снять и извлечь саму плату. Чтобы это сделать, надавите на специальный пластиковый фиксатор и вытяните изделие из корпуса фары.
  5. На данном этапе будем раскручивать крепления задних фонарей. При помощи ключа на «8» нам понадобится выкрутить по одной гайке с четырех крепежных шпилек, которые располагаются по углам каждого фонаря.
  6. Остается только отсоединить корпус устройства от кузова автомобиля. Для этого обхватите фару двумя руками и потяните ее на себя.
  7. Обратное подключение задних фонарей на ваз 2114 осуществляется аналогичным путем, так же как и процесс снятия.

Заключение

Для того чтобы избавиться от назойливой ВАЗовской болячки с задними фарами существуют два решения. Первый – периодически проверять, дорабатывать, ремонтировать или менять плату. Второй — заменить два задних фонаря (в сборе) на более надежные, альтернативные изделия. Коих сейчас на авто рынке представлено несколько видов.

  1. Замену лучше всего произвести до того, как начнутся проблемы с проводкой.
  2. Для работы нужно снять фонари. На ВАЗ 21099 он скрыт пластиковой декоративной накладкой в багажнике.
  3. Теперь отвернуть фиксирующие винты на накладке и снять их.
  4. Отключить колодку с проводами и аккуратно изъять ее, следя за тем, чтобы не повредить плату, потому что она плотно сидит на своем месте.
  5. Теперь ключом на 10 отвернуть 4 гайки крепления корпуса фары. Снять деталь с машины. Теперь можно установить новую деталь и спокойно приступить к замене.
  6. Сбор совершается в обратном порядке (автор видео — Automaniac1994).

Читать далее: Выжимной подшипник сцепления: признаки неисправности, их устранение

Идеи тюнинга задних фар

Чтобы выделить машину и сделать ее неповторимой и уникальной, то есть тюнингованной, можно воспользоваться несколькими советами. Можно воспользоваться альтернативной оптикой.

Эти фонари гораздо надежнее и красивее, чем обычные фары. Кроме прочего, тюнинг задних фар может защитить ВАЗ 21099 от некоторых проблем. Можно прибегнуть к модернизации, и тогда не будут запотевать стекла, и не будут окисляться контакты.

Кроме того, задние фонари на ВАЗ можно изнутри покрыть краской. Конечно, использовать нужно специальную смесь, ведь обычная при нагревании деформируется. Для того, чтобы она продержалась как можно дольше, фары необходимо разобрать и снять дополнительный отражатель поворотника. Затем, при использовании наждачки снять с фонаря хром и затем нанести на поверхность грунтовку.

Грунтовка должна сохнуть около 1 часа, кроме того, смесь нужно нанести в несколько слоев. Красящее вещество нужно наносить также в несколько слоев, и ждать примерно час до полного высыхания. После завершения работы можно собирать фонарь. При нанесении герметика идентичного цвета, старый необходимо удалить, а затем обезжирить поверхность фонаря. Если провести процедуру неправильно, это послужит новым проблемам.

Кроме этого, можно прибегнуть к таким способам самостоятельного тюнинга:

  1. Диодные накладки на фары. Этот элемент выглядит достаточно красиво и необычно. Кроме того, накладками можно украсить не только фары сзади, но также на противотуманки и поворотники. Некоторые украшают ими даже диски на колесах или салон изнутри, если с фарами поработать уже не получится.
  2. Диодные кольца. Также очень популярный вариант. Лучше всего при конструировании такого украшения использовать качественные материалы и не халтурить в работе, тогда эффект будет отличный. Для изделия используют готовые кольца или ленту.

На фото ниже можно узнать, как модернизировать фонари.

1. Вытащить плату. 2. Установить отражатели. 3. Изменить разъем подключения.
Загрузка …

Больше о модификации задних фонарей на ВАЗ 2109 можно узнать от автора ролика — Дмитрия Сергеевича.

Читайте также: