Не так уж часто встречались на волге женщины штурманы

Обновлено: 03.07.2024

Второстепенные члены предложения. 8 класс ( урок 31-41 )

Методические приёмы: повторение пройденного, объяснение учителя, тренировочные упражнения, работа по карточкам.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка домашнего задания. Постановка цели. Запись темы урока.

II. Актуализация знаний

- какие члены предложения называются главными?

- какие второстепенные члены предложения вы знаете?

- расскажите о дополнении.

- что вы знаете об определениях?

2) лингвистическая разминка

Образуйте, где это возможно, несогласованные определения от согласованных.

Кофейная чашка, полосатая юбка, ключ от замка, громкоголосый оратор, воронье гнездо, очковая змея, компьютерный диск, медвежья услуга.

(чашка для кофе, юбка в полоску, оратор с громким голосом, гнездо вороны, диск для компьютера. Остальные словосочетания не имеют синонимов очковая змея – название биологического вида; медвежья услуга – фразеологизм.)

III. Изучение темы «Приложение»

Откройте учебники (стр.97). В тетрадях запишите сегодняшнюю дату, тему.

Особым видом определения является приложение, выраженное существительным.

Например, Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана. У нас есть утёс основное существительное, и мы прикладываем к нему дополнительную информацию – великан. Как бы несогласованное у нас в данном случае определение, но оно согласуется с данным словом в падеже. Какого утёса? Великана.

Приложение по-новому характеризует предмет, дает ему другое название или указывает на степень родства, национальность, звание, профессию, возраст и т. д.

Приложение всегда употребляется в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится. Это согласованные приложения. Приложение отвечает на вопрос какой? Никогда не отвечает на вопрос чей?

Во время паводка река Амур широко разлилась.

Особый вид приложений – это несогласованные приложения. Ими являются имена собственные, обозначающие названия газет, журналов, предприятий, художественных произведений. Они пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки.

Журнал «Природа» напечатал интересные материалы по экологии.

Заметим, что сказуемые согласуются с именами нарицательными, значит, эти слова – главные, а приложения при них – имена собственные.

Врач Иванова начала приём с раннего утра.

(Врач приложение, потому что говориться о профессии.)

Инженер Петрова была отличным специалистом в области электроники.

Программист Жданова получила срочное задание.

Заметим, что сказуемые согласуются с именами собственными, значит, они и есть главные, а приложения при них – имена нарицательные.

Работа с таблицей

Пишется с дефисом

Пишется без дефиса

1. Нарицательные существительные +

+ нарицательные существительные: утёс-великан

2. Собственное существительное + нарицательное существительное: Москва-река

Нарицательное существительное + собственные существительные:

IV. Закрепление изученного материала

1.Работа с учебником. Выполнение упражнений.

Упражнение 180 (устно).

Прочитайте предложения и укажите предложения. Определите, что они обозначают (качество предмета, возраст, профессию, национальность и т.д.)

Волга-матушка, Ока-кормилица, Цна-голубка – качество предмета;

строитель-бетонщик, солдат-сапёр – профессия;

берёза-свечка – качество предмета;

озеро Кабан – географическое название;

река Конго - географическое название.

3. Работа по карточкам.

Запишите предложения, подчеркните приложение.

Он похож на большого мальчика-толстяка. Белынь-озеро начиналось почти у самого города и уходило узкой змейкой в смешанный лес. Картина Левитана «Золотая осень» привлекает нас гармонией красок, каким-то неизъяснимым волшебством. Не так уж часто встречались на Волге женщины-штурманы. Сестра Лиза приехала на весенние каникулы.

Как мы подчёркиваем приложения?

(двумя волнистыми чертами)

4. Словарный диктант с комментированием

Запишите словосочетания. Объясните употребление или отсутствие дефиса.

Вагон-выставка, фильм «Чучело», Волга-река, отец-старик, магазин «Садовод», киножурнал «Ералаш», планета Юпитер, зима-красавица, сестрёнка-Алёнка, студент-отличник.

V. Подведение итогов урока

- Что такое приложение?

- Какие признаки оно может обозначать? (Качества предмета, возраст, профессию, национальность, собственные наименования улиц, книг, газет, предприятий и т.п.)

Не так уж часто встречались на Волге женщины - штурманы?

Не так уж часто встречались на Волге женщины - штурманы.

Укажите вид сказуемого?

Вид сказуемого : составное глагольное сказуемое

само сказуемое, если что : часто встречаются.

Часто встречается - часть речи и вид связи?

Часто встречается - часть речи и вид связи.

В скобках укажите вид сказуемого?

В скобках укажите вид сказуемого.

Выпишите грамматические основы, определите вид сказуемого?

Выпишите грамматические основы, определите вид сказуемого.

Найдите предложение с ошибкой в постановке дефиса?

Найдите предложение с ошибкой в постановке дефиса.

А. Не так уж часто встречались на Волге женщины - штурманы.

Б. На столе лежали нитки - мулине.

В. Мы невольно залюбовались Москвой - рекой.

Отгадай загадки Найди в предложении сказуемое?

Отгадай загадки Найди в предложении сказуемое.

Укажи какой частью речи они выражены.

Определи форму и вид глагола.

В саду распустилась белая сирень?

В саду распустилась белая сирень.

1. Выпишите сказуемое, укажите, какая это часть речи.

2. Выпишите подлежащие, укажите, какая это часть речи.

Составить 5 приложений с разными видами сказуемых ?

Составить 5 приложений с разными видами сказуемых .

Выпиши из предложений подлежащее и сказуемое?

Выпиши из предложений подлежащее и сказуемое.

Определи вид сказуемого.

Порядок слов не меняй!

Отгадай загадки?

Найди в предложениях сказуемые .

Укажет какой частью речи они выражены.

Опередили форму и вид глагола.

Как отличить приложение от определения и от именной части составного сказуемого?

Как отличить приложение от определения и от именной части составного сказуемого?

Нужно срочно прошу.

Рассмотреть - рас предлог, смотр корень (осмотр), окончание еть. Гл. (что сделать? ).

Ответ : 1) Пение детей подняло мне настроение. 2) Толпа людей вышла на перрон. 3) На столе стояла ваза из горного хрусталя. 4) Журналист рассказал о поступке героя. 5) Запах цветов распространился по всей комнате. Объяснение .

Ну напиши. Моим основным хобби является вишивка и рисование. Этими увлекательными занятиями я занимаюсь с самого детства. В раннем возрасте наверно все любили рисовать но кто - то рисует до определённого возраста и перестаёт а кто то связывает с э..

Вот одна схема щас скину и вторую.

1). а 2). С 3). Б 4). С 5). А.

Беличьи заготовки на зиму В еловом лесу с утра до позднего вечера хлопочут проворные белки (И. П. ). В лесных кладовых (Пр. П. )они спрятали вкусные орехи (Вин. П. ), а на еловых сучках (Пр. П. ) развесИли сушить красноголовые подосиновики (Вин.

А7 - 3 А8 - 1 Вроде правильно).

Солнце ещё раз взглянуло исподлобья (нету) солнце выглянуло из - за горизонта, и улыбнулось нам выглянуло солнце, и послало свои лучи на землю солнце светит ярко, и лучи его купаются в лужах вместе с воробьями солнце вдруг всё сразу хлынуло в степь (..

1) солнце ещё раз взглянуло исподлобья. 2) солнце выглянуло из - за горизонта и улыбнулось нам. 3) выглянуло солнце и послало свои лучи на землю. 4) солнце светит ярко, и лучи его купаются в лужах вместе с воробьями. 5) солнце вдруг, всё сразу, х..

Мороз заморозка морозит морозилка. (корень мороз, проверим мороз) Тетрадь тетради тетрадочка. (корень тетрад, проверочное тетрадь) Бег бегун разбег бегать (корень бег, проверим бег) Глаз глазастый глаза глазки(корень глаз, проверим глаз).

Помогите пожалуйста, тест по русскому языку 8 класс двусоставные предложения

Б. По скользкой дорожке в метель и мороз спускаются с горки старушка и пёс.

В. Мы с бабушкой тихонько уходили к себе на чердак.

Г. Охранять природу - значит охранять Родину.

2. Из каждого предложения выпиши сказуемое и укажи его вид.

А. Буду петь я и в радость, и в горе.

Б. Он постарался побыстрее миновать брод.

В. Ночь была лунная и холодная.

Г. Ей туфли будут впору.

Д. Книга была моя.

3. Укажи, в каком предложении выделенное слово является прямым дополнением.

А. Туча постепенно закрывала небо.

Б. Книга для детей стала у нас первоочередной задачей.

В. Небо покрывалось лёгкими облаками.

Г. Христиана Афанасьевна пошла в кладовку за рюкзаком.

4. Найдите предложения с ошибкой в постановке тире.

А. Лишнее говорить - только делу вредить.

Б. Пруд - как блестящая сталь.

В. Счастье человека - это умение трудиться .

Г. Сердце - не камень.

5. Найдите предложение с ошибкой в постановке дефиса.

А. Не так уж часто встречались на Волге женщины-штурманы.

Б. На столе лежали нитки-мулине.

В. Мы невольно залюбовались Москвой-рекой.

6.В каком предложении выделенное слово является несогласованным определением?

А. Обветшалые избы виднелись вдали.

Б. Учитель дал мне совет читать побольше.

В. Из ромашек белых вяжутся букеты.

7. Определите вид обстоятельства в предложении.

При желании можно всего добиться.

А. Обстоятельство места.

Б. обстоятельство причины.

В. Обстоятельство цели.

Г. Обстоятельство условия.

Д. Обстоятельство времени.

8. Каким членом предложения является причастие?

У пристани столпилось много отъезжающих.

Б. Согласованным определением.

Г. Несогласованным определением.

Д. Именной частью сказуемого.

9. Какое из данных утверждений является неверным?

Дополнение может быть выражено.

А. Именем существительным.

Д. Неопределённой формой глагола.

10. Подчеркните все члены предложения.

Внизу под стройными берёзами стали видны на траве лёгкие синеватые тени.

11. Укажи, в каком предложении глагол в неопределённой форме является подлежащим.

А. Жить на белом свете - значит бороться и побеждать.

Б. Я прошу вас говорить по существу.

В. Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать.

Г. Он постарался побыстрее миновать брод


Этот вариант аналогичен предыдущему. Если что-то непонятно, спрашивайте в комментарии под моим ответом.

1. Выпиши подлежащие, укажи, чем они выражены.
А. Смолой пахнут набухшие ПОЧКИ. (Существительное в именительном падеже)
Б. По скользкой дорожке в метель и мороз спускаются с горки СТАРУШКА и ПЁС. (Однородные подлежащие, существительные в именительном падеже)
В. МЫ С БАБУШКОЙ тихонько уходили к себе на чердак. (Цельное словосочетание «сущ. в им. п. + сущ. в твор. п. с предлогом»)
Г. ОХРАНЯТЬ природу – значит охранять Родину. (Инфинитив)

2. Из каждого предложения выпиши сказуемое и укажи его вид.
А. БУДУ ПЕТЬ я и в радость, и в горе. (Простое глагольное сказуемое, выраженное будущим сложным временем)
Б. Он ПОСТАРАЛСЯ побыстрее МИНОВАТЬ брод. (Составное глагольное сказуемое: вспомогательный глагол ПОСТАРАЛСЯ + инфинитив МИНОВАТЬ)
В. Ночь БЫЛА ЛУННАЯ и ХОЛОДНАЯ. (Однородные составные именные сказуемые (СИС): глагол-связка БЫЛА + прилагательные ЛУННАЯ и ХОЛОДНАЯ в именительном падеже в основной (именной) части)
Г. Ей туфли БУДУТ ВПОРУ. (СИС: глагол-связка БУДУТ + слово категории состоянмя ВПОРУ в основной (именной) части)
Д. Книга БЫЛА МОЯ. (СИС: глагол-связка БЫЛА + притяжательное местоимение-прилагательное МОЯ в именительном падеже, в основной (именной) части)

3. Укажи, в каком предложении выделенное слово является прямым дополнением.
А. Туча постепенно закрывала НЕБО. (Прямое дополнение выражено существительным в винительном падеже без предлога).

4. Найдите предложения с ошибкой в постановке тире.
Б. Пруд – КАК блестящая СТАЛЬ. (Здесь тире не нужно, так как сказуемое присоединяется к подлежащему при помощи сравнительного союза КАК)

5. Найдите предложение с ошибкой в постановке дефиса.
Б. На столе лежали нитки-мулине. (Здесь дефис не нужен, так как первое существительное обозначает родовое понятие, а второе – видовое)

6. В каком предложении выделенное слово является несогласованным определением?
Б. Учитель дал мне совет ЧИТАТЬ побольше. (Какой совет? читать)

7. Определите вид обстоятельства в предложении.
При желании можно всего добиться.
Г. Обстоятельство условия. (Можно добиться при каком условии? при желании)

8. Каким членом предложения является причастие?
У пристани столпилось много отъезжающих.
А. Подлежащим. Точнее, частью подлежащего, выраженного цельным словосочетанием МНОГО ОТЪЕЗЖАЮЩИХ

9. Какое из данных утверждений является неверным?
Дополнение может быть выражено.
Б. Деепричастием.

10. Подчеркни все члены предложения.


11. Укажи, в каком предложении глагол в неопределённой форме является подлежащим.
А. ЖИТЬ на белом свете – значит бороться и побеждать.

Тест 8 класс wорд

1 вариант
1. Выпиши подлежащие, укажи, чем они выражены.
А. Смолой пахнут набухшие почки.
Б. По скользкой дорожке в метель и мороз спускаются с горки старушка и пёс.
В. Мы с бабушкой тихонько уходили к себе на чердак.
Г. Охранять природу - значит охранять Родину.
2. Из каждого предложения выпиши сказуемое и укажи его вид.
А. Буду петь я и в радость, и в горе.
Б. Он постарался побыстрее миновать брод.
В. Ночь была лунная и холодная.
Г. Ей туфли будут впору.
Д. Книга была моя.
3. Укажи, в каком предложении выделенное слово является прямым дополнением.
А. Туча постепенно закрывала небо.
Б. Книга для детей стала у нас первоочередной задачей.
В. Небо покрывалось лёгкими облаками.
Г. Христиана Афанасьевна пошла в кладовку за рюкзаком.
4. Найдите предложения с ошибкой в постановке тире.
А. Лишнее говорить - только делу вредить.
Б. Пруд - как блестящая сталь.
В. Счастье человека - это умение трудиться .
Г. Сердце - не камень.
5. Найдите предложение с ошибкой в постановке дефиса.
А. Не так уж часто встречались на Волге женщины-штурманы.
Б. На столе лежали нитки-мулине.
В. Мы невольно залюбовались Москвой-рекой.
6.В каком предложении выделенное слово является несогласованным определением?
А. Обветшалые избы виднелись вдали.
Б. Учитель дал мне совет читать побольше.
В. Из ромашек белых вяжутся букеты.
7. Определите вид обстоятельства в предложении.
При желании можно всего добиться.
А. Обстоятельство места.
Б. обстоятельство причины.
В. Обстоятельство цели.
Г. Обстоятельство условия.
Д. Обстоятельство времени.
8. Каким членом предложения является причастие?
У пристани столпилось много отъезжающих.
А. Подлежащим.
Б. Согласованным определением.
В. Дополнением.
Г. Несогласованным определением.
Д. Именной частью сказуемого.
9. Какое из данных утверждений является неверным?
Дополнение может быть выражено.
А. Именем существительным.
Б. Деепричастием.
В. Местоимением.
Г. Наречием.
Д. Неопределённой формой глагола.
10. Подчеркните все члены предложения.
Внизу под стройными берёзами стали видны на траве лёгкие синеватые тени.
11. Укажи, в каком предложении глагол в неопределённой форме является подлежащим.
А. Жить на белом свете - значит бороться и побеждать.
Б. Я прошу вас говорить по существу.
В. Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать.
Г. Он постарался побыстрее миновать брод.

2 вариант
1. Выпиши подлежащие, укажи, чем они выражены.
А. Всю осень погода стояла тёплая.
Б. Самый маленький шёл впереди.
В. Тут вмешались мама с папой и обиженного пса увели на полчаса.
Г. Три человека пробирались по тихому ночному лесу.
Д. выполнять это сложное задание - наш долг.
2. Из каждого предложения выпиши сказуемое и укажи его вид.
А. Мы продолжали молча идти друг подле друга.
Б. О, я как брат обняться с бурей был бы рад.
В. Медведь был велик, стар и космат.
Г. Вечером море было чёрное.
Д. Вишнёвый сад теперь мой.
3. Укажи, в каком предложении выделенное слово является прямым дополнением.
А. За поворотом я увидел пруд.
Б. Человек с вещмешком не стал садиться в автобус.
В. Пруд тянется вдоль деревни.
Г. Варька лежит на печи и прислушивается к отцовскому "бу-бу-бу".
4. Найдите предложения с ошибкой в постановке тире.
А. Вершина зимы - самое обманчивое время.
Б. Быть человеком - значит быть борцом.
В. Добро - не жалость и не храбрость.
Г. Капли мёда - словно жемчуг.
5. Найдите предложение с ошибкой в постановке дефиса.
А. Неторопливо шествует, добродушно улыбаясь, сторож-старик.
Б. В это утро Байкал-озеро особенно завораживает взгляд.
В. Как прекрасно поёт птица-соловей!
6.В каком предложении выделенное слово является несогласованным определением?
А. На блюдечке лежало яйцо всмятку.
Б. Вот опять с берёзы падают пожелтевшие листья.
В. Ночь стояла тёмная.
7. Определите вид обстоятельства в предложении.
При сильной засухе урожай может погибнуть.
А. Обстоятельство места.
Б. обстоятельство причины.
В. Обстоятельство цели.
Г. Обстоятельство условия.
Д. Обстоятельство времени.
8. Каким членом предложения является причастие?
Нами ты была любима и для милого хранима.
А. Подлежащим.
Б. Согласованным определением.
В. Дополнением.
Г. Несогласованным определением.
Д. Именной частью сказуемого.
9. Какое из данных утверждений является неверным?
Дополнение может быть выражено.
А. Именем существительным.
Б. Деепричастием.
В. Местоимением.
Г. Наречием.
Д. Неопределённой формой глагола.
10. Подчеркните все члены предложения.
Цветным чистым ковром стали расстилаться под деревьями опавшие листья.
11. Укажи, в каком предложении глагол в неопределённой форме является обстоятельством.
А. Счастье человека - это умение трудиться.
Б. Я вышел на воздух освежиться.
В. Друга спасти - это высокая честь.
Г. При сильной засухе урожай может погибнуть.

Московскому художнику Лаврову предложили написать несколько пейзажей Волги. Лавров с радостью согласился. Но по медлительности своей прособирался все лето и выехал из Москвы на Волгу только в начале сентября.

Широкотрубный пароход сверкал протертыми до кристальной игры стеклами. В машинном отделении глухо гудели моторы. Пароход плавно нес свои огни и палубу, заполненную нарядными пассажирами, мимо подмосковных дачных рощ и разливов, где догорал холодноватый закат. Леса на берегах уже ржавели, золотели. Сигнальные фонари канала неярко светили в осенней мгле.

Лавров, несмотря на пожилой возраст, был застенчив и потому туго сходился с попутчиками. Людей он оценивал прежде всего с точки зрения их характерности и живописности.

Больше всего на пароходе его занимали два человека – загорелая девушка-штурман Саша и один из пассажиров, бритый старик с припухшими веками, известный историк.

Рыбинское море проходили на рассвете. Лавров вышел на палубу. Там было пусто и сыро от росы.

С запада навстречу мутноватой заре, предвещавшей непогоду, катились, шумя, невысокие волны.

Историк тоже вышел на палубу. Он стоял у борта, подняв воротник пальто и придерживая черную стариковскую шляпу.

С мостика сбежала по крутому трапу Саша. Она была в темной шинели, кожаных перчатках и берете. Под берет она подобрала свои каштановые косы. Саша сменилась с ночной вахты. Лицо ее горело от холода, губы обветрились.

– Здравствуйте! – приветливо сказала она Лаврову и улыбнулась. – Любуетесь морем?

– Еще бы! – ответил Лавров. – Почти невозможно поверить, что все это сделано человеческими руками.

– Я сама из этих мест, из Мологи, – ответила Саша. – Я здесь, на дне этого моря, – она показала на волны, отливавшие розовым светом зари, – девчонкой грибы собирала. Совсем недавно. Это море моложе меня.

– Движение событий приобрело такую стремительность, что история не успевает угнаться за ними, – сказал историк и натянул шляпу почти до ушей. – События проносятся, пересекаясь и опережая нашу кропотливую историческую мысль. Нужна целая армия историков, чтобы утвердить в научных исследованиях этот полет времени.

Около Кинешмы пароход обогнал вереницу плотов.

Порывистый ветер нес легкие рваные облака. Тени от них пролетали по реке и лесистым берегам, уходившим в воду осыпями песка. Вслед за тенью всегда прорывалось солнце, и тогда все вокруг начинало сверкать множеством красок и отблесков. То вылетит из тени, вспыхнув снежной белизной, и снова умчится в тень стая речных чаек, то запылает красный флаг над отдаленной избой на берегу, должно быть, над сельсоветом, то сосновый бор весь затрепещет и заблестит, будто его полили косым светлым дождем, то тот же бор покроется зеленой сумрачной пеленой, и до парохода долетит его протяжный величавый шум.

Волны от парохода заплескивали на плоты. На толстых сосновых кряжах, стянутых стальными тросами, стояли девушки с баграми и что-то кричали, но ветер уносил их крики к другому берегу, и ничего нельзя было разобрать. Были видны только крепкие зубы девушек на загорелых смеющихся лицах, разноцветные платки и взлетающие от ветра ситцевые подолы над смуглыми ногами.

Саша стояла на мостике. Она приложила ко рту медный рупор и крикнула:

– Как живем, девушки?

– Хорошо, Саша! – дружно закричали в ответ девушки и замахали платками.

– До самого Сталинграда! Проща-ай! Не забывай про нас, про волжских девчонок!

Глядя на девушек, Лавров понял, что Саша для них – свой человек, что эта женщина-штурман, должно быть, известна и любима на Волге. Да иначе и быть не могло: не так уж часто встречались на Волге женщины-штурманы.

Вечером Лавров пожаловался Саше, что вот, мол, замечательный был сюжет для картины – девушки-плотогоны в ветреный, переменчивый по краскам день, – но ему не удалось даже сделать наброска: слишком быстро все пронеслось мимо.

– Вы бы хоть придержали пароход на одну минуту – шутливо сказал Саше Лавров.

– Я и сама понимаю, – ответила Саша. – Но только, Владимир Петрович, этого никак нельзя.

– Эх, вы! – вздохнул Лавров. – Машинные люди! Недооцениваете вы значения красоты в нашей жизни!

– Что вы! – горячо возразила Саша. – Мы очень любим и ценим красивое. Только и вы нас поймите.

– Чего же вас особенно понимать?

– А вы представьте себе всю сложность и стройность движения по всей стране, – ответила Саша. – Движения всех поездов, пароходов и самолетов, сеть точек пересечения их путей, где все они должны быть точно по расписанию. Это нужно для того, чтобы жизнь шла ровно и без перебоев. Разве это не красота?

– Пожалуй, – согласился Лавров. – Я об этом как-то не подумал.

Шли Волгой. Тянулись золоченые холмы крутого правого берега. Стальные мачты электропередач стояли по колена в осенней листве. Там, в вышине, по туго натянутым проводам непрерывно лился электрический ток: Лаврову почему-то казалось, что этот ток отблескивает синевой. Может быть потому, что ток, обнаруживая себя, давал голубые вспышки.

Левый берег уходил в туман. Туман этот был разнообразно окрашен. В нем были то розовые, то золотые, то синие и сиреневые, то пурпурные и бронзовые широкие и размытые пятна. Лавров знал, что это просвечивают сквозь туман то леса, то облака, освещенные вечерним солнцем, то обрывы берегов, то, может быть, далекие белые здания невидимых в тумане городов.

Однажды Лавров сидел на скамейке на верхней палубе около капитанского мостика, где не было пассажиров. Он поставил на табурет перед собою подрамник и быстро, широкими мазками набрасывал на холсте весь этот затихший к вечеру мир воздуха, тумана, разноцветных вод, отражений и золотеющих далей.

Саша стояла на вахте на капитанском мостике. Она несколько раз вопросительно взглядывала на Лаврова, потом смотрела на небо. Ей было досадно, что так быстро надвигается вечер, что очень скоро весь этот блеск погаснет и сумерки окрасят все в однообразный серый цвет. «Не успеет! – подумала Саша. – Писал бы поскорей, право!»

Саша потянула за трос от гудка. Пароход протяжно и предостерегающе закричал – наперерез пароходу шла лодка.

Пароход быстро подходил к ней, и Лавров вдруг увидел: в лодке стояла молодая женщина в расстегнутом жакете. Она прижимала к себе охапку осенних веток и смотрела на пароход. На веслах сидел черный от загара парень. Он перестал грести и тоже смотрел на пароход. Отражение осенних веток качалось в воде у борта лодки.

Весь этот вечер, и женщина, и сиявшее над рекой облако, похожее на гроздь винограда, показались Лаврову таким ясным воплощением мира и отдыха всей этой родной и необыкновенной страны, что он только вздохнул и сердито посмотрел на Сашу.

Одно мгновение он ждал, подняв кисть, что Саша хотя бы на минуту остановит пароход, но лицо у Саши было каменное и даже как будто злое.

Лодка с женщиной быстро уходила, покачиваясь, в сумерки. Последний свет заката падал на охапку осенних веток. Темнота никак не могла погасить золотое свечение листьев.

Лавров с сердцем захлопнул ящик с красками и пошел к себе в каюту. Проходя мимо капитанского мостика, он искоса взглянул на Сашу – она покраснела и отвернулась.

«Ну, ладно! – подумал Лавров. – Поговорим как-нибудь».

У себя в каюте он долго обдумывал все, что скажет Саше. Получалась целая обвинительная речь. Но в тот вечер Лавров Сашу не видел: она, очевидно, спала после вахты, а за ночь обвинительная речь как-то выцвела и показалась ему даже глупой.

Лавров задумался. Чего он добивается? Чтобы жизнь остановилась перед ним? Но она никогда не остановится. Она всегда будет нестись широким и многоцветным потоком в даль, которую мы зовем нашим будущим. Отстанешь – и поток уйдет, тускнея, с глаз, и потом его уже никак не догонишь.

«Девочка, пожалуй, права, – решил, наконец, Лавров. – Зря я на нее рассердился…»

Встретив через день Сашу на палубе, Лавров только посмотрел в ее серые застенчиво-веселые глаза и сказал:

– Обязательно вас напишу. Только не сейчас, а зимой, в Москве. Согласны?

– Ну что ж, – ответила Саша. – Спасибо, Владимир Петрович.

И она легко и доверчиво положила свою руку на рукав Лаврова.

Лавров взглянул на реку. Линии огней сияли, переливаясь, в осенней темноте. Свежо и влажно, черным, исполинским, как бы стеклянным валом Волга уходила во всю свою ширину в бездну ночи и уносила, растягивая в световые полосы и разрывая, отражение этих огней. Пароход подходил к строящейся Куйбышевской плотине.

В декабре Саша пошла в Третьяковскую галерею на ежегодную выставку картин.

Был вечер. Падал ленивый снег, и, глядя с улицы на освещенные окна домов, казалось, что там, в этих домах, горят тысячи свечей и идет какой-то тихий зимний праздник.

На выставке было мало народу. Саша быстро прошла по залам, разыскивая картину Лаврова. Она заметила ее издали, остановилась, и от волнения ей на минуту вдруг стало трудно дышать…

Как, какой непонятной силой этот молчаливый и даже неловкий на вид человек остановил навеки тот удивительный вечер на реке и увидел в нем гораздо больше прелести и красок, чем увидела в то же самое время она? В чем его сила? В таланте? Или в соединении таланта с любовью к своей удивительной стране?

«Как он смог по памяти написать и этот вечер, и лодку, и женщину с охапкой осенних веток? – подумала Саша. – Я ведь не задержала пароход, хотя отлично поняла, что он ждал этого».

Чем дольше Саша смотрела на картину, тем все сильнее ей хотелось поблагодарить Лаврова и, может быть, даже с нежностью и удивлением прикоснуться к его худой испачканной красками руке.

Саша стояла, смотрела издали на картину, и волнение сменилось у нее неожиданной бурной радостью. «Как все хорошо! – подумала она. – Даже вот этот мохнатый, ленивый щекочущий лицо вечерний снег за окнами. Все, все. »

Не так уж часто встречались на Волге женщины-штурманы.

". Читатель, друг! ..Ты подумай! Если писать только о доброте, то
для зла - это находка, блеск. Если писать только о счастье, то люди
перестанут видеть несчастных и в конце-концов не будут их замечать. Если
писать только о серьезно-печальном, то люди перестанут смеяться над
безобразным. " . И в тишине уходящей осени, овеянный ее нежной дремотой,
в дни недолгого забвения предстоящей зимы, ты начинаешь понимать: только
правда, только честь, только чистая совесть, и обо всем этом - с_л_о_в_о.
Слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым,
которые не забыли, что были когда-то детьми.
Может быть, поэтому я пишу о судьбе собаки, о ее верности, чести и
преданности.
. Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то
необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг
только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью
другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни,
естественной основой самого существа, когда благородство души - само собой
разумеющееся состояние.
. Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым
сердцем, "незаметные" и "маленькие", но с огромной душой. Они-то и
украшают жизнь, вмещая в себя все лучшее, что есть в человечестве, -
доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на
земле. "

только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов – (1)Говорят, что самые непримиримые недруги – это бывшие друзья, – сказала нам однажды наша дочь Оля. – (2)Я убедилась, что это так. (3)Люсю Катунину она называла на французский манер: Люси́. (4)«Как в доме Ростовых! – поясняла Оленька. – (5)Или Болконских». (6)Люся упорно предрекала нашей дочери судьбу Леонардо да Винчи. (7)Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки. (8)Какая женщина устоит перед таким обожанием? (9)Оленька стала дружить с Люси́, хотя времени на дружбу у неё было мало. (10)Да и у Люси, признаться, его было не очень много. (11)Люсина мама в течение долгих лет не поднималась с постели. (12)Стремясь доставить матери радость, дочка восклицала: – (13)Если б ты видела фигуру спящего льва, которую вылепила Оля! (14)Я весь вечер говорю шёпотом: вдруг он проснётся? (15)Часто она забирала Олины работы, чтобы показать маме, и взяла слово, что, когда мама наконец поднимется, Оля нарисует её портрет. (16)Люся и сама потихоньку рисовала, но мы видели только её заголовки в школьном юмористическом журнале, который, по предложению Оли, носил название «Детский лепет». (17)Неожиданно всё изменилось. (18)В художественной школе организовали встречу с прославленным мастером живописи. (19)Люся высоко чтила этого мастера. (20)Но чтили его и все остальные, поэтому школьный зал оказался переполненным. (21)И Оленька не смогла провести туда подругу. – (22)Я не нашла для Люси́ места в зале, – рассказывала в тот вечер Оля. – (23)А она обиделась. (24)И на что?! (25)Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит. (26)Я сказала ей: «Ты знаешь его работы. (27)Значит, ты с ним знакома. (28)Художник – это его творчество». (29)А она вернула мою папку с рисунками. (30)Как говорят, «заберите ваши игрушки».– (31)И что же дальше? – спросила я дочь. – (32)Ну и мерси, дорогая Люси́! – в рифму пошутила Оленька. – (33)Друзей труднее найти, чем потерять. – (34)Раз можно потерять, значит, это не такой уж и друг! – (35)Не нашла места в зале? – задумчиво произнесла я. – (36)Если бы ты нашла его у себя в сердце.

сказала нам однажды наша дочь Оля. – (2)Я убедилась, что это так.
(3)Люсю Катунину она называла на французский манер: Люси́. (4)«Как
в доме Ростовых! – поясняла Оленька. – (5)Или Болконских».
(6)Люся упорно предрекала нашей дочери судьбу Леонардо да Винчи.
(7)Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную
папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки. (8)Какая
женщина устоит перед таким обожанием? (9)Оленька стала дружить с Люси́,
хотя времени на дружбу у неё было мало.
(10)Да и у Люси, признаться, его было не очень много. (11)Люсина
мама в течение долгих лет не поднималась с постели.
(12)Стремясь доставить матери радость, дочка восклицала:
– (13)Если б ты видела фигуру спящего льва, которую вылепила Оля!
(14)Я весь вечер говорю шёпотом: вдруг он проснётся?
(15)Часто она забирала Олины работы, чтобы показать маме, и взяла
слово, что, когда мама наконец поднимется, Оля нарисует её портрет.
(16)Люся и сама потихоньку рисовала, но мы видели только её
заголовки в школьном юмористическом журнале, который, по предложению
Оли, носил название «Детский лепет».
(17)Неожиданно всё изменилось.
(18)В художественной школе организовали встречу с прославленным
мастером живописи. (19)Люся высоко чтила этого мастера. (20)Но чтили его
и все остальные, поэтому школьный зал оказался переполненным. (21)И
Оленька не смогла провести туда подругу.
– (22)Я не нашла для Люси́ места в зале, – рассказывала в тот вечер
Оля. – (23)А она обиделась. (24)И на что?! (25)Академик живописи рисует
гораздо лучше, чем говорит. (26)Я сказала ей: «Ты знаешь его работы.
(27)Значит, ты с ним знакома. (28)Художник – это его творчество». (29)А она
вернула мою папку с рисунками. (30)Как говорят, «заберите ваши игрушки».

– (31)И что же дальше? – спросила я дочь.
– (32)Ну и мерси, дорогая Люси́! – в рифму пошутила Оленька.
– (33)Друзей труднее найти, чем потерять.
– (34)Раз можно потерять, значит, это не такой уж и друг!
– (35)Не нашла места в зале? – задумчиво произнесла я. – (36)Если бы
ты нашла его у себя в сердце.
(По А. Алексину)*

------- По вот этому тексту написать сочинение

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
выдающегося лингвиста С.И. Ожегова: «Высокая культура речи
заключается в умении найти не только точное средство для выражения
своей мысли, но и наиболее доходчивое т(о есть наиболее
выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для
данного случая)». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из
прочитанного текста.

сказала нам однажды наша дочь Оля. – (2)Я убедилась, что это так.
(3)Люсю Катунину она называла на французский манер: Люси́. (4)«Как
в доме Ростовых! – поясняла Оленька. – (5)Или Болконских».
(6)Люся упорно предрекала нашей дочери судьбу Леонардо да Винчи.
(7)Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную
папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки. (8)Какая
женщина устоит перед таким обожанием? (9)Оленька стала дружить с Люси́,
хотя времени на дружбу у неё было мало.
(10)Да и у Люси, признаться, его было не очень много. (11)Люсина
мама в течение долгих лет не поднималась с постели.
(12)Стремясь доставить матери радость, дочка восклицала:
– (13)Если б ты видела фигуру спящего льва, которую вылепила Оля!
(14)Я весь вечер говорю шёпотом: вдруг он проснётся?
(15)Часто она забирала Олины работы, чтобы показать маме, и взяла
слово, что, когда мама наконец поднимется, Оля нарисует её портрет.
(16)Люся и сама потихоньку рисовала, но мы видели только её
заголовки в школьном юмористическом журнале, который, по предложению
Оли, носил название «Детский лепет».
(17)Неожиданно всё изменилось.
(18)В художественной школе организовали встречу с прославленным
мастером живописи. (19)Люся высоко чтила этого мастера. (20)Но чтили его
и все остальные, поэтому школьный зал оказался переполненным. (21)И
Оленька не смогла провести туда подругу.
– (22)Я не нашла для Люси́ места в зале, – рассказывала в тот вечер
Оля. – (23)А она обиделась. (24)И на что?! (25)Академик живописи рисует
гораздо лучше, чем говорит. (26)Я сказала ей: «Ты знаешь его работы.
(27)Значит, ты с ним знакома. (28)Художник – это его творчество». (29)А она
вернула мою папку с рисунками. (30)Как говорят, «заберите ваши игрушки».

– (31)И что же дальше? – спросила я дочь.
– (32)Ну и мерси, дорогая Люси́! – в рифму пошутила Оленька.
– (33)Друзей труднее найти, чем потерять.
– (34)Раз можно потерять, значит, это не такой уж и друг!
– (35)Не нашла места в зале? – задумчиво произнесла я. – (36)Если бы
ты нашла его у себя в сердце.
(По А. Алексину)*

------- По вот этому тексту написать сочинение

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
выдающегося лингвиста С.И. Ожегова: «Высокая культура речи
заключается в умении найти не только точное средство для выражения
своей мысли, но и наиболее доходчивое т(о есть наиболее
выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для
данного случая)». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из
прочитанного текста.

уметь с ними разговаривать. А вот маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Редко рождаются такие люди!

Разделите на 2 абзаца

ЧЛЕНЫ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Члены предложения делятся на главные и второстепенные.

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.

Подлежащее — это главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы именитель- ногопадежа кто? или что?,например: Установилась (что?) хорошая погода (М.

  1. Имя существительное в именительном падеже (или другая часть речи, употреблённая в значении имени существительного)
  2. Местоимение в именительном падеже
  3. Неопределённая форма глагола
  4. Фразеологизмы
  5. Собственное наименование
  6. Синтаксически цельное словосочетание

Я ехал вечером один на беговых дрожках (И. Тургенев). Каждый отправился в комнату, ему назначенную (А. Пушкин). Охранять природу — значит охранять Родину (К. Паустовский).

В поле вышли от мала до велика.

Широкой полосой, от края до края, протянулся Млечный Путь (В. Арсеньев).

Сказуемое — это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? и др., например: Вот и солнце (что делает?) встаёт, из-за пашен (что делает?) блестит (И. Никитин); Ночь (какова?) была свежа (М. Горький).

Сказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений.

  1. Изъявительное наклонение (настоящее время, прошедшее время, будущее время — простое или сложное)
  2. Условное наклонение
  3. Повелительное наклонение

О, я как брат обняться с бурей был бы рад (М. Лермонтов).

Сказуемое может быть простым и составным.

Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется простым глагольным сказуемым.

В простом глагольном сказуемом .лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом: За окном вагона плыла кочковатая равнина, бежали кустарники. (А. Н. Толстой). Сказуемое выражает характер движения: плыла (медленно передвигалась, как на воде), бежали (стремительно исчезали); в то же время глаголы указывают на реальное действие (оно было в прошлом).

Статные осины высоко лепечут над вами (И. Тургенев);

Никогда не думайте, что вы уже всё знаете (И. Павлов);

Солнце взошло багровое и холодное (В.

  1. Если подлежащее выражено сочетанием числительного с существительным, то сказуемое-глагол стоит в единственном числе (в прошедшем времени, среднем роде): Прошло сто лет (А Пушкин) или во множественном числе: Шли два приятеля вечернею порой (И. Крылов).
  2. При подлежащем, выраженном именем существительным с собирательным значением (множество, большинство, большая часть, ряд, масса и др.) в сочетании с родительным падежом множественного числа другого существительного, сказуемое ставится во множественном числе, если речь идёт о предметах одушевлённых или если подчёркивается активность каждого из участников действия, и в единственном числе, если подлежащее обозначает предметы неодушевлённые:
  1. Большинство учащихся работали на пришкольном огороде.
  2. Ряд новых домов был построен в этом году.
  1. Если подлежащим является имя существительное, имеющее собирательное значение (учительство, студенчество, молодёжь и др.), то сказуемое ставится в единственном числе: Песню дружбы запевает молодёжь (К Лебедев-Кумач).

Составным называется такое сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах, например: Владимир начинал сильно беспокоиться (А. Пушкин); Роса была холодная (К. Паустовский). Составные сказуемые начинал беспокоиться, была холодная состоят из двух слов, одно из которых (беспокоиться, холодная) выражает лексическое значение сказуемого, а другое (начинал, была) — его грамматическое значение.

Составное сказуемое бывает глагольным и именным. Оно состоит из двух частей: одна часть (связка) выражает грамматическое значение сказуемого, другая (глагольная и именная) — основное лексическое значение сказуемого. В качестве связок бывают глагол быть и вспомогательные глаголы.

Составным глагольным называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределённой формы глагола, выражающей его основное лексическое значение, например: На тёмном небе начинали мигать звёзды (М.

  1. Начало, продолжение и конец действия
  2. Возможность или желательность действия

В роли связки составного глагольного сказуемого могут выступать сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан, способен, намерен и др.) и служебного

Составным именным называется сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части (имени прилагательного, имени существительного и др.), выражающей его основное лексическое значение, например: Ветер был встречный

а) нулевая связка (иногда связка употребляется и в настоящем времени)

Весна была весною даже и в городе (Л. Толстой). После окончания училища брат будет слесарем.

Будь наш, привыкни к нашей доле (А. Пушкин).

Менее употребительны глаголы-связки делаться, ^гать, становиться, являться, считаться, представляться, казаться, называться, например: У нас зима. Всё делается светлее, веселее от первого снега (А. Пушкин); Ночь казалась мне удивительной и прекрасной (К. Паустовский); Проза, когда она достигает совершенства, является, по существу, подлинной поэзией

(К. Паустовский); Ока ночью казалась очень широкой, гораздо шире, чем днём (К. Паустовский).

Примечание. В роли связок могут выступать глаголы, имеющие значения движения, состояния: прийти, приехать, вернуться и др.; сидеть, стоять и др., например: Ребята возвратились из лагеря хорошо отдохнувшими. Спортсмены сидели на скамейке довольные своей победой.

Именная часть составного сказуемого выражается именем прилагательным, именем существительным, кратким страдательным причастием и др.

  1. Имя прилагательное
  2. Имя существительное
  3. Краткое страдательное причастие
  4. Имя числительное
  5. Местоимение
  6. Наречие
  7. Синтаксически цельное словосочетание

Точность и краткость — вот первые достоинства прозы (А. Пушкин).

Брови её были сдвинуты, губы сжаты, глаза глядели прямо и строго (И. Тургенев).

Я был третьим по списку.

Два да пять будет семь.

Вишнёвый сад теперь мой (А. Чехов). Книга была моя.

Ей туфли будут впору.

Примечание.' В именную часть могут входить союзы как, будто, словно, точно, вносящие в сказуемое значение сравнения: Пруд как зеркало.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Полная луна плыла по ясному безоблачному небу (В. Арсеньев) — второстепенные члены предложения ясному и безоблачному поясняют второстепенный член предложения небу: (плыла) по небу (каком у?) ясному, безоблачному.
  1. Дополнение
  2. Определение
  3. Обстоятельство

Д о п о л н е н и е —. это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмётГ. - «гг--

  1. Имя существительное
  2. Местоимение
  3. Имя числительное
  4. Наречие (в значении имени существительного)
  5. Неопределённая форма глагола
  6. Имя прилагательное (в значении имени существительного)

дали (ком у?) мне делится (на что?) на пять

не будет похоже (н а ч т о?) на сегодня

прошу (о ч ё м?) говорить

Мне дали задание. Десять делится на пять.

Завтра не будет похоже на сегодня.

Я прошу еас говорить по существу дела.

Дополнение может также выражаться неделимыми словосочетаниями, включающими существительные в косвенном падеже, например: На каникулы я поеду к отцу е матерью. Пароход ведёт из Нижнего с ярмарки в Астрахань четыре баржи (М. Горький).

. Дополнение как зависимое слово в словосочетании связывается с главным при помощи управления или примыкания.

  1. Адресат действия
  2. Объект действия
  3. Орудие действия
  4. Предмет сравнения И др.

Ещё в школе я выбрал себе профессию.

Павлуша, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипевшую воду (И. Тургенев).

Дополнения бывают прямые и косвенные.

Прямые дополнения относятся к переходным глаголам и обозначают предмет, на который направлено действие, например: Я сегодня поймал было (кого?) рыбку (А. Пушкин). Прямые дополнения выражаются винительным падежом без предлога или, реже, родительным падежом.

  1. если нужно показать, что действие направлено не на весь предмет, а только на его часть: Я выпил воды (какую-то часть воды).— Я выпил воду (всю воду, которая была); 2) в некоторых случаях при отрицательном сказуемом: Я хорошо помню этот кинофильм.— Я пе помню этого кинофильма;
  1. при некоторых глаголах: Бояться темноты.

Все остальные дополнения называются косвенными.

Определение — это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета.

  1. Различные признаки предметов
  2. Признак по принадлежности
  1. Согласованные
  2. Несогласованные:
  1. Имя прилагательное (полное)
  2. Причастие
  3. Порядковое числительное
  4. Местоимения, которые склоняются, как прилагательные
  1. Имя существительное или местоимение в форме косвенных падежей с предлогами или без предлогов
  2. Синтаксически цельное с ловосочетание (существительное и прилагательное)

Побледневшее небо стало опять синеть (И. Тургенев).

На третий день пути лыжники вышли на широкую равнину.

Вижу твой жребий на светлом челе (А. Пушкин).

Охота е ружьём и собакой прекрасна сама по себе (И. Тургенев).

Они вошли во дворик перед бараком (JI. Толстой).

Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках (И. Тургенев).

  1. Простая форма сравнительной степени прилагательного
  2. Наречие
  3. Неопределённая форма глагола какая?

Одна аз девушек, постарше, на меня едва обратила внимание (А. Чехов).

Выли поданы яйца всмятку.

Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху (М. Горький).

  1. Различные ¦качества предмета
  2. Национальность
  3. Возраст
  4. Профессия
  5. Названия газет, журналов, предприятий, ху- дожествен- ных произ-

Кирила Петрович выписал из Москвы для своего маленького Саши француза-учителя (А. Пушкин). Неторопливо шествует, добродушно улыбаясь, сторож-старик.

Не так уж часто встречались на Волге женщины- штурманы (К. Паустовский).

Приложения, представляющие собой названия книг, газет, журналов, предприятий, организаций и т. д., являются несогласованными.

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака. Обстоятельства поясняют сказуемое или другие члены предложения.

По значению рбстоятельства делятся на основные виды:

  1. Образа действия или степени
  2. Места
  3. Времени
  4. Условия
  5. Причины
  6. Цели

как? в какой степени'

при каком уело в и и?

Ленивые крупные хлопья снега (к а к?) бесшумно скользили мимо окна (В. Тендряков).

Торжественно (как?) на землю сходит ночь (А. К. Толстой).

До вечера оставалось не более получаса, а заря едва-едва (в какой степе- н и?) зажигалась (И. Тургенев).

Внизу (г д е?), у подножья хребта растёч смешанный лес (В. Арсеньев).

Анна Васильевна робко шагнула (к у- д а?) к дубу (Ю. Нагибин).

Отсюда (о т к у д а?), сверху, открывался великолепный вид во все стороны. (В. Арсеньев).

Сегодня (когда?) русский язык — передовой язык мира (Н. Тихонов).

Я всё шёл и уже собирался было прилечь где-нибудь (до каких пор?) до утра (И. Тургенев).

(С каких пор?) С самого раннего утра небо ясно (И. Тургенев).

(При каком услови и?) При желании можно всего добиться.

Сенокос запоздал (отчего?) из-за дождей (К. Паустовский).

(Для чего?) Для укрепления здоровья необходимо заниматься гимнастикой.

Некоторые обстоятельства могут иметь уступительное значение, указывая на причину, вопреки которой совершается действие. Такие обстоятельства отвечают на вопросы в о п р еки чему? несмотря на чт о?, например: В Петербурге вопреки его собственным ожиданиям ему повезло (И. Тургенев).

  1. Образа действия
  2. Места
  3. Времени
  4. Причины
  5. Цели
  1. Условия

наречие, существительное в косвенных падежах, деепричастие и деепричастный оборот

наречие, существительное в косвенных падежах

наречие, существительное в косвенных падежах, деепричастный оборот

наречие, существительное в косвенных падежах, деепричастный оборот

наречие, существительное в косвенных падежах, неопределённая форма глагола

Люди работали (как?) спокойно, споро, молчаливо (А. Фадеев). Давыдов (как?) с любопытством оглядывал дом (М. Шолохов).

Мы остановились (г д е?) перед воротами (И. Тургенев). (Г д е?) В лесу раздавался топор дровосека (Н. Некрасов).

Три девицы под окном пряли (когда?) поздно . вечерком (А. Пушкин). (К о г д а?) К вечеру луг опять позеленел (М. Пришвин). Лягушка на лугу, (к о г д а?) увидевши вола, задумала в дородстве с ним сравняться (И. Крылов).

Он сделал ошибку (почем у?) сгоряча. (Отчего?) Ог радости девочка запрыгала на месте. (П о- ч е м у?) Утомившись в дороге, я крепко заснул..

Здесь будет город заложен (зачем?) назло надменному соседу (А. Пушкин). В Тайсанауре остановился л (с какой целью?) для перемены лошадей (А. Пушкин). Душно стало в сакле, и я вышел на воздух (зачем?) освежиться (М. Лермонтов).

Примечание. Обстоятельство образа действия, кроме того, может быть выражено сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто, например: Словно разъярённый зверь, река металась в своих берегах (В. Арсеньев); Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь, битва отдыхает (А. Пушкин); На противоположном берегу, как исполинские часовые, стояли могучие кедры (В. Арсеньев).

Обстоятельство соединяется с главным словом при помощи примыкания или управления. Если обстоятельство связано с главным словом управлением, то оно может иметь добавочное значение дополнения: (Г д е?) Над седой равниной моря ветер тучи собирает (М. Горький). Кроме вопроса где?, возможен и вопрос дополнения над чем?

Читайте также: