Немецкий крест своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

История создания "Железного креста"

Награда, которая неизменно ассоциируется с нацистами, на самом деле была учреждена 10 марта 1813 года прусским королем Фридрихом Вильгельмом III и первоначально никак не была связана с идеей превосходства арийской нации. Выдавался крест за боевые отличия, проявленные в войне за освобождение Германии от Наполеона всем категориям военнослужащих.

В войнах с Наполеоном Пруссия чуть не потеряла независимость; некоторая часть немецкой армии даже успела поучаствовать в войне против России. Но симпатии Пруссии были не на стороне Франции, и, как только представилась возможность, она перешла на сторону антифранцузской коалиции. Но моральный дух и войск, и населения значительно упал. Решили учредить новую военную награду, которая бы сплотила прусские войска и народ в борьбе за освобождение своей страны. Есть мнение, что Фридрих Вильгельм III собственной рукой начертал эскиз будущего ордена, но он так и остался невостребованным. Разработка внешнего вида Железного креста была поручена известному прусском архитектору и художнику Карлу Шинкелю.

Железный крест был учрежден в трех степенях: Железный крест 2-го класса, Железный крест 1-го класса и Большой (или Великий) крест Железного креста. Лента ордена была черной, с идущими по краям белыми полосами (с черной каймой). Крест 2-го класса носился на груди (на парадной форме) или в виде ленты в петлице мундира; крест 1-го класса крепился (пришивался за специальные скобки – по две на каждый луч) ниже орденской колодки на левой стороне мундира на булавке (или винте). Большой крест, который отличался от крестов 1-го и 2-го класса несколько большим размером, носился на шее на орденской ленте.

Текст указа Фридриха Вильгельма III об учреждении Железного креста:

Во нынешнее тяжелое время, когда решаются судьбы нашего Отечества, огромный смысл приобретает необходимость увековечивать в истории заслуги народа. Необходимо, чтобы ни в меньшей степени не понижались та стойкость, с которой народ выносил непереносимые тяготы этого железного времени, и то высокое сознание, которое бьется сегодня в груди каждого немца и которое основывается только на религии и верности Королю и Отечеству.

Железный крест в 1813 году – олицетворение патриотизма, борьбы за свободу, стойкости и преданности Королю и Отечеству. Первыми награжденными были солдаты, отличившиеся в сражении при Гросс-Гершене. Всего за период с 1813 по 1815 год крест получили примерно 10 тысяч человек. Из них только 700 военнослужащих крест 1-го класса, Большой крест всего пятеро.

Потом на долгое время о кресте забыли. Вспомнили уже в 1870-1871 годах, во время франко-прусской войны в тех же степенях. Существенно внешний вид ордена не изменился за некоторыми небольшими отличиями.

Текст указа Вильгельма I о воссоздании Железного креста:

После франко-прусской войны крест пожаловали примерно 44 тысячи человек. Кавалерами Большого креста стало 9 человек. После окончания войны Железные кресты еще некоторое время вручались задним числом, за отличия, проявленные во время франко-прусской войны, а затем орден вновь исчез на 45 лет.

Вспомнили о нем опять уже во время Первой мировой войны. Уже через четыре дня после ее начала кайзер Вильгельм II возродил железный крест. Теперь им активно стали награждать не только солдат и военных, но и военные чиновники, врачи, инженеры, администраторы и многие другие лица, которые косвенно относились к военной службе. Внешний вид креста опять не изменился – поменяли лишь дату на нем. Начали награждать и иностранных военных. Несмотря на жесткое поражение в Первой мировой войне, количество награжденных Железным крестом не уменьшалось. Именно Первая мировая война превратила эту награду в массовую. Ее получило около 5 миллионов 196 тысяч человек. На фронте даже ходила шутка, что избежать награждения Железным крестом 2-го класса можно лишь одним способом – погибнуть в первом же бою. Но он все равно сохранил статус олицетворения патриотизма, стал символом германской армии, империи и солдата. Даже в годы Веймарской республики солдаты носили эту награду с большой гордостью.

Мальтийский и Железный кресты Многие из нас, кто ездит на чопперах, не раз сталкивались с непониманием окружающих. Тех самых прохожих, да иногда и наших домашних, кто видел на рамах, крыльях, звездах кресты черного цвета. Печально сознавать, что не только окружающие плохо знают историю, но и мы сами, зачастую, путаемся в определениях, называя изображение Железного Креста Мальтийским и наоборот. Специально, чтобы.

Многие из нас, кто ездит на чопперах, не раз сталкивались с непониманием окружающих. Тех самых прохожих, да иногда и наших домашних, кто видел на рамах, крыльях, звездах кресты черного цвета. Печально сознавать, что не только окружающие плохо знают историю, но и мы сами, зачастую, путаемся в определениях, называя изображение Железного Креста Мальтийским и наоборот. Специально, чтобы расставить все точки над «Ё» и была написана эта статья.

Забудьте все, что вы слышали раньше, Железный Крест сегодня означает, что вы – часть мира чопперов. Ездите ли на них, строите ли их – не играет особой роли. Начиная разговор на эту тему, мы подразумеваем нечто большее, чем просто исторический взгляд на Железные и Мальтийские кресты.

С давних времен религия играла огромную роль в войнах и конфликтах – от Крестовых походов до Вьетнама и Ирака. Неудивительно, что религиозная символика зачастую использовалась в военных украшениях всех стран мира. Но нужно отметить, что только самые высокие и самые благородные из наград содержали в себе подобные символы. Крест, хоть и применялся и применяется в других вариациях, шире всего использовался именно в военных украшениях.

Из всех военных крестов самую дурную репутацию имеет германский Железный Крест (Iron Cross). Из-за всего того негатива, который оставил после себя Адольф Гитлер, на Железный Крест, который раньше олицетворял собой храбрость и героизм, тоже упала тень. И потребуется еще не одно десятилетие, чтобы эта славная награда вновь стала ассоциироваться с самыми лучшими качествами человека.

Зачастую Железный Крест путают с Мальтийским Крестом. Форма каждого из них фактически произошла от креста, в геральдике называющегося «Патте» (по-французки – лапа). При всем при этом, Железный Крест сохраняет форму перекрестного «Патте», а Мальтийский Крест имеет глубокий вырез в форме латинской буквы “V” на каждой «руке».

Существенная разница между ними так же зависит от их значения и места в истории.

Мальтийский Крест, без сомнения – это исторический символ. Однако, прежде чем мы приступим к исследованию использования этого знака, необходимо рассмотреть само понятие креста.

В Христианстве крест призван напоминать о распятии Христа, а тем, что он пуст – о Его воскрешении. В любых других случаях крест – нейтральный символ, зачастую абсолютно симметричный и регулярно используемый в искусстве. Множество стран использовали крест в качестве главного военного украшения и награждали им тех, кто верой и правдой служил государству.

Мальтийский крест использовался у Рыцарей острова Мальта, и служил для индентификации самих рыцарей и отличия от их врагов. Орден Рыцарей Мальты, также известный как Рыцари Святого Джона, или Орден Госпитальеров, являлся религиозным слоем общества, и был основан примерно в 1070 году. Главной задачей Ордена была помощь и охрана паломников, следовавших к Священной Земле. Постоянно участвуя в походах, боях и стычках, в 1136 году Рыцари Мальты из религиозного слоя общества полностью перешли в разряд военных. В 1530 году император Карл V предоставил Мальту в распоряжение Ордена, с самых тех пор и называвшимся Мальтийским. Именно в то время Мальтийский Крест приобрел форму, которая известна и в наши дни – белый крест с восемью острыми окончаниями.

Предполагается, что восемь концов креста олицетворяют восемь клятв, которые давали рыцари Ордена:

  1. Жить правдой
  2. Жить с верой
  3. Раскаиваться в грехах
  4. Доказать смиренность
  5. Уважать правосудие
  6. Быть милосердным
  7. Быть искренним и чистосердечным
  8. Выдерживать жестокость

И хотя много стран и организаций во всем мире используют кресты, похожие, а зачастую являющиеся и копиями формы Мальтийского, нельзя закрывать глаза на тот факт, что он имеет свою специфическую роль в истории и не стоит путать его с остальными.

Железный Крест, или Iron Cross, наверное, наиболее известная германская награда. История Железного Креста уходит своими корнями в 1813 год, когда прусский король Фридрих Вильгельм III впервые учредил его во время войны за освобождение Пруссии от войск Наполеона. Это был орден за определённую военную компанию, поэтому он учреждался ещё дважды: в 1870 году, во время франко-прусской войны, и в 1914 году в ходе Первой Мировой войны. Несмотря на поражение Германии в Первой Мировой войне, Железный Крест оставался символом воинской доблести германской армии в годы между войнами. Железный Крест символизирует мужество старых прусских воинов, великие победы эры Бисмарка и храбрость немецких солдат Первой Мировой Войны.

В первые часы после начала Второй Мировой войны Адольф Гитлер добавил Железному Кресту свои политические символы. Железный Крест немедленно стал самой крупной и узнаваемой военной наградой Третьего Рейха. Железный Крест, сохранивший свою форму такой, как она была создана Карлом Фридрихом Шинкелем, сначала стал германской наградой (до этого он был исключительно прусской наградой), а затем и приобрел отличительную особенность гитлеровской армии – свастику в центре и год утверждения на нижней «руке» креста (1939).

Кстати говоря, свастика изначально (свасти, приветствие, пожелание удачи) — крест с загнутыми концами («вращающийся»), направленными либо по часовой стрелке (это движение земли вокруг солнца), либо против часовой стрелки, была символом движения жизни, Солнца, света и благополучия.

Цвета ленты Железного Креста были также изменены. Черный, белый, кирпично-красный цвет – так стала выглядеть лента. Широкая красная полоса должна была вызывать ассоциацию с той кровью, которую Германия пролила в Первой Мировой Войне.

1 сентября 1939 года были учреждены 4 степени Железного Креста: 2-ая степень, 1-ая степень, Рыцарский Крест Железного Креста и Большой Крест Железного Креста. К концу войны количество степеней Железного Креста увеличилось до восьми.

Официально фашистская символика была убрана с Железного Креста в 1957 году. Но до сих пор у многих он ассоциируется исключительно с отрицательными эмоциями.

В конце сороковых годов — начале пятидесятых, толпы молодёжи, вернувшиеся в США после Второй Мировой войны, были крайне разочарованы тем, что они нашли дома. Пуританские нравы, коммерческий дух и всеобщее показное ханжество рядовых американцев как-то не увязывались с понятием великой американской мечты, которую защищали бывшие солдаты. Многие из них так до конца и не смогли найти себя в ставшем чужим для них обществе. Часть из них оседлали мотоциклы, оделись в чёрную кожу, нацепив на неё трофейные свастики и железные кресты. Вскоре они стали объединяться в мотоциклетные клубы, живя по старым, понятным им фронтовым принципам. И вот уже Железный Крест занял новое место в истории. Он стал одним из основных символов кастомайзеров по всему миру. Сначала у иронически настроенных мотоциклистов – и тех, кто создает чопперы, и тех, кто просто любит на них ездить. А затем и у младших братьев – строителей кастом-велосипедов.

Железный Крест в наши дни олицетворяет собой принадлежность к миру чопперов, к миру независимости и свободы.

Почему крест Николая Чудотворца стал эмблемой армии Гитлера

Во время Второй Мировой войны ставший эмблемой немецких вооружённых сил балкенкройц или черный крест на белом фоне, имеет глубокие исторически корни. Этот символ представляет собой стилизацию сразу двух отличительных знаков – креста Святого Николая и креста Тевтонского духовно-рыцарского ордена.

Балкенкройц

Слово «балкенкройц» в переводе с немецкого языка значит «балочный крест», а вовсе не «балканский крест», как ошибочно полагают многие обыватели. Корень «balken» обозначает перекладину, брус или деревянную балку, из сложения, которых, собственно, и получается крест.

Впервые символ балкенкройц был использован в германской армии в апреле 1918 года в Имперских военно-воздушных силах. Сдержанный и простой чёрный равносторонний крест пришёл на смену ранее использовавшемуся опознавательному знаку в виде лапчатого креста, повторявшего очертания главной военной награды страны – «Железного креста».

Балкенкройц в Люфтваффе

После поражения в Первой Мировой войне и последовавшей демилитаризации Германии, использование балочного креста было возобновлено лишь в 1935 году, когда были созданы военно-воздушные силы — Люфтваффе.

Изначально в пропорциональном отношении ширина чёрных перекладин составляла 1/4 их размаха, а белая окантовка вокруг них была шириной в 1/20 размаха, однако позже соотношение менялось.

В этот исторический период применялись две вариации балкенкройца, которые наносились на разные части фюзеляжа. Первая представляла собой крест с узкими белыми краями, который изображался на верхних плоскостях самолётных крыльев. В то же время на нижних поверхностях и на корпусе летательных аппаратов красовались кресты с более широкой белой обводкой.

В 1936 году для большей отчётливости вокруг белой окантовки креста стали наносить ещё и чёрную, которая составляла 1/30 длины перекладин.

Под занавес Второй Мировой войны балкенкройц, для лучшей маскировки, изображался без чёрной сердцевины, а крест образовывали четыре прямоугольные окантовки.

Балкенкройц в Панцерваффе

К концу польской операции 1935 года балкенкройц занял своё место и на корпусах немецких танков и бронемашин, став до самого завершения войны основным опознавательным знаком не только Панцверваффе, но и всего Третьего рейха. Однако за это время в целях маскировки он не раз претерпевал изменения во внешнем виде: модифицировалась ширина основного креста и окантовки, а также происходила цветовая инверсия, при которой внутренние границы символа были белыми, а внешние чёрными.

В итоге к моменту окончания войны балкенкройц полностью утратил черную сердцевину, а видимость креста образовывали исключительно прямоугольные уголки окантовки, которые могли быть как белыми, так и тёмными.

Крест Тевтонского духовно-рыцарского ордена

Но нацисты были не первыми, кто в качестве своей эмблемы избрал чёрный равносторонний крест на белом фоне. Задолго до них этот опознавательный знак использовали рыцари Тевтонского духовного ордена, учреждённого 19 ноября 1190 года.

Членами этого средневекового объединения были немецкие рыцари, участвовавшие в третьем крестовом походе. Официальной версией их религиозного военизированного нападения на мусульман Палестины было освобождение христианской святыни – Иерусалима.

Однако истинную причину подобной геополитической игры раскрывает доктрина, звучащая как: «Натиск на Восток». Её автором являлся король Германии и император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса, возглавлявший немецкие войска в том самом походе на Святую землю, в результате которого и возник Тевтонский орден.

Именно этот девиз покорил сердце Гитлера, который считая себя правопреемником Тевтонских рыцарей и решил покорить восточные территории. Кроме лозунга нацисты позаимствовали у тевтонцев и чёрный крест, который красовался на их белых плащах и щитах.

Крест Святого Николая

На старинных образах, посвящённых Николаю Чудотворцу, в облачении святого обязательно присутствовало широко распространённое в православной символике, иконографии и геральдике, изображение парящего равностороннего креста, помещённого между противообращёнными прямоугольными скобами. Этот церковный мотив трактовался как прибавление к знаковому смыслу начертанного креста семантического значения «от края до края» или «от предела до предела».

Кроме того, графическим символом Святого Николая являлась одна из разновидностей балкенкройца с расширяющимися концами. Именно в центр этого так называемого лапчатого креста решил поместить Пётр Врангель изображение святителя, когда 17 апреля 1920 года учредил для награждения отличившихся в сражениях белогвардейцев, высший военный орден за боевые заслуги – Орден Святителя Николая Чудотворца.

Помимо этого традиционный лапчатый крест можно увидеть на фамильном (династическом) ордене Императорского Дома Романовых в эмиграции, полное название которого звучит так: «Императорский Военный Орден Святителя Николая Чудотворца». Эта награда была утверждена 19 июля 1929 года двоюродным братом расстрелянного императора Николая II, Кириллом Владимировичем Романовым, который после гибели родственников, цесаревича Алексея и Великого князя Михаила Александровича, оказался старшим в наследовании свергнутого Российского престола.

В основном этим отличительным знаком отмечались те русские ветераны Первой Мировой войны, которые, пребывая вне родины, признавали Кирилла Романова Российским Императором в изгнании, каковым он самопровозгласил себя под именем Кирилла I.

Именно у этой одиозной фигуры, чьи выходки не раз бросали тень на репутацию императорской семьи, в 1920-х годах обнаружились связи с нацисткой партией Адольфа Гитлера. Обосновавшись в немецком городе Кобург, Кирилл Владимирович вместе со своей супругой жертвовали внушительные суммы на поддержку НСДАП. Финансовым посредником для осуществления благотворительных капиталовложений четы Романовых сначала был Макс Эрвин фон Шойбнер-Рихтер, а затем генерал Василий Бискупский.

Можно было бы, конечно, предположить, что в благодарность Романову за денежную поддержку Гитлер приказал изображать на военной технике Вермахта кресты Святого Николая Чудотворца. Однако достоверно известно, что использовать этот символ в немецкой армии начали в годы Первой Мировой войны, и олицетворял он преемственность традиций Тевтонского духовно-рыцарского ордена.

hanzzz_muller

"Какой настоящий фашист без Железного креста?" - это несокрушимое правило, благодаря многолетним усилиям отечественного кинематографа, крепко засело в сознании зрителя-любителя "кино про немцев", может быть поэтому Железный крест упорно ассоциируется с главной немецкой наградой только времён Второй Мировой войны, хотя это малая часть всей его истории.

1. Железная награда Пруссии.
Инициатор учреждения Железного креста - Прусский король Фридрих Вильгельм III (1770-1840). Армия Наполеона разгромлена в России, однако существование Пруссии, как государства, поставлено под угрозу и король нуждается в поощрении своих солдат, поэтому новая награда традиционно ассоциировалось в Германии с борьбой за независимость, а не с оккупационными войнами.

Конный портрет Фридриха-Вильгельма III работы Франца Крюгера, Военная галерея, Эрмитаж, ок. 1826 г. Справа - Железный крест 2-го класса 1813 года.
Статут награды, вручаемой за храбрость и предложенный королём, поистине удивителен, он самый революционный и демократичный для своей эпохи. Дело в том, что любая награда того времени совершенно сословна: солдатский крест или медаль - простому солдату, орден - дворянину, да не всякий: например в России он вручался в строгой зависимости с "Табелем о рангах". В Крымскую компанию 1856-58 годов артиллерийский поручик Лев Николаевич Толстой за участие в обороне Севастополя получает Орден Святой Анны 4-й степени, другой ему просто не положен.
Фридрих Вильгельм, учреждая Железный крест, радикально ломает весь европейский порядок вручения наград. Теперь одна и та же награда может вручаться любому, от рядового до маршала. Она даётся только за заслуги на поле боя, никакого награждения за выслугу лет или высокий титул невозможно, как только военные действия заканчиваются, награждение крестом тоже прекращается.

2. 1813 год.
Документ об учреждении креста датируется 10 марта 1813 года, однако выглядел тот крест совершенно по другому - первоначально награда вообще было матерчатой.

После того, как было решено перевести награду в металл, она стала выглядеть совершенно иначе. В противоположность другим, весьма пышным наградам того времени, Железный крест был умышленно выполнен без использования горячих эмалей, инкрустации и золота.

После этого был крест, выполненный по несохранившемуся рисунку самого кайзера из литого чугуна с серебрением кромок, тоже не устроивший короля. Разработка награды поручается профессионалу, это Карл Фридрих Шинкель (1781-1841), архитектор, позже известный своими постройками в стиле классицизма, он радикально меняет дизайн награды.

Теперь это штампованная железная сердцевина, она окружена серебряной рамкой, найден точный и предельно простой "тевтонский" рисунок. Чёрная, изготовленная из железа сердцевина с серебряным обрамлением, выглядит контрастно на мундире любого цвета. Это - тот крест, который мы знаем.

3. Степени креста и лента.
Крест - награда за храбрость, первоначально он имеет три степени. Его статут тщательно прописан: сначала - награждение крестом 2-го класса, получение 1-го невозможно без обладания 2-ой, это степени имеют разновидности за боевые и небоевые заслуги. Подробно прописываются правила ношения, привилегии и даже надбавки к жалованию. Учреждается лента награды: " Железный крест следует носить в петлице на чёрной шёлковой ленте с белой шёлковой каймой".
Лицевая сторона креста была гладкой, реверс - рельефный: королевская корона, монограмма "FW", три дубовых листа и дата - 1813. Однако кресты часто самовольно носились оборотной стороной наружу.

4. Кульмский крест.
2-го сентября 1813 года был учрежден аналогичный (правда, только по форме) Железному - Кульмский крест, которым были награждены исключительно русские части, принявшие участие в сражении при Кульме 29-30 августа 1813 года. Сердцевина этого креста была гладкой и внешне награды отличить было невозможно, тем не менее официальное разрешение на "перевёрнутое" ношение Железного креста было принято только 19 апреля 1838 года.

5. 1870 год.
Когда 19 июля 1870 года Франция объявила войну Пруссии, немцы сразу вспомнили старую антинаполеоновскую войну 1813 года и указ об учреждении Железного креста был подписан королём Пруссии Вильгельмом I в тот же день. Награда восстанавливалась в том же виде и теми же правилами награждения: Железные кресты 2-го и 1-ко класса, которые вручались последовательно и Большой крест, которым мог награждаться только командующий за выигранную битву. Война кончилась разгромом Франции под Седаном, взятием Парижа и объединением Германии в единое государство.

6. 1914 год.
С каким энтузиазмом было воспринято немецким народом объявление войны России и Франции в августе 1914 года! Пройдёт всего четыре года и Германия, как империя, вместе с союзными Австро-Венгерской и Османской перестанут существовать, та же участь постигнет Российскую империю. А пока война вновь стала "священна", а времена - "железными". 15 августа 1914 года кайзер Вильгельм II в третий раз возобновляет награждение Железным крестом.

7. 1939 год.
1 сентября 1939 года, в день нападения нацистской Германии на Польшу, был опубликован весьма пафосный указ за подписью фюрера: "После того, как я решился призвать немецкий народ к оружию для защиты от угрожающих ему нападений, я восстанавливаю Железный крест в память о героических боях, которые велись сынами Германии в прежних великих войнах для защиты нашей Родины".
Отличие от традиционного Железного креста в ленте - центральная чёрная полоска меняется на красную, кроме Большого Железного креста вводится дополнительная, более высокая степень награды - Рыцарский крест Железного креста, позже - пять его степеней. Кайзеровская корона и вензель исчезают, вместо них появляется свастика и новая дата - 1939.

8. 1957 год.
После войны Германия оккупирована и поделена на четыре зоны, ношение наград запрещено постановлениями Британской, а потом и Американской администрациями. Однако орденский закон, принятый Бундестагом 26 июля 1957 года, разрешил ношение уже лишённых свастики воинских наград, полученных во Вторую Мировую войну. Железный крест получил свой первозданный вид: "В дальнейшем в его центре опять будут изображены три дубовых листа - в соответствии с традиционной формой 1813 года".

". Фашист ему попался матёрый, с тремя Железными крестами. " [из военной литературы 50-х]. Эта фраза - полная бессмыслица, крест той же степени повторно никогда не вручался. Сначала награждённый получал крест 2-го класса, на повседневной форме он не носился (продевалась лента в петлицу мундира), потом - 1-го, носился на левой стороне мундира, рыцарский крест носился на шее, при этом более 6-ти наград носить было не принято, поэтому низшие степени наград на мундире отсутствовали. Железный крест 1-го класса, так любимый нашими кинематографистами - награда достаточно редкая.

Источники: Йорг Ниммегрут "Железный Крест 1813-1870-1914-1939-1957", издание Немецкого музея орденов, 1990.

Balkenkreuz. История «балочного креста»


В историю немецкий балочный крест, или балкенкройц, вошел благодаря событиям Второй мировой войны. В военные годы стилизованное изображение креста можно было встретить на всей германской боевой технике. Балкенкройц в годы войны был основным опознавательным знаком вермахта, его использовали в люфтваффе и кригсмарине. При этом само изображение креста использовалось ещё в средневековье различными германскими рыцарскими орденами, а стилизованное изображение «железного креста» до сих пор является опознавательным знаком боевой техники бундесвера.

Появление креста как германского военного символа

Сам крест, который широко использовался на немецкой военной технике в годы Второй мировой войны, представляет собой стилизацию тевтонского креста и креста Святого Николая (Николая Чудотворца). Очень часто в литературе можно встретить неправильный перевод самого слова «балкенкройц» (немецкое Balkenkreuz). Ошибка, при которой такой крест называют «балканским», встречается как в русском, так и в английском языке. При этом крест не имеет ничего общего с Балканами и расположенными на Балканском полуострове государствами. С немецкого языка «Balken» переводится как деревянная балка, перекладина или брус, именно по этой причине правильным переводом с немецкого является словосочетание «балочный крест».


Первыми, кто начал использовать черный крест в качестве опознавательного знака стали германские рыцари, это произошло ещё в средневековье в эпоху знаменитых крестовых походов. Латинский крест черной эмали с белой эмалевой границей стал на долгие годы официальным символом Тевтонского ордена. Рыцари ордена широко использовали стилизованное изображение черного креста на белом фоне на своих щитах, а также плащах, одежде и знаменах.

Сам Тевтонский орден был основан как духовно-рыцарский. Девизом ордена было словосочетание «Helfen — Wehren — Heilen» («Помогать – защищать – лечить»). По одной из версий, орден был основан 19 ноября 1190 года одним из вождей немецких рыцарей герцогом Фридрихом Швабским. Считается, что это произошло после взятия крестоносцами крепости Акра. Тогда же в городе была основана больница, ставшая постоянным местом дислокации ордена. По другой версии, во время третьего крестового похода, когда крестоносцы осаждали Акру, купцы из Бремена и Любека основали полевой госпиталь, чтобы помогать раненым крестоносцам. Именно этот госпиталь герцог Фридрих Швабский преобразовал затем в духовный орден.

Balkenkreuz. История «балочного креста»

Известно, что преобразование ордена в духовно-рыцарский произошло в 1196 году в храме Акры. На церемонии присутствовали представители орденов тамплиеров и госпитальеров, а также духовные и светские лица из Иерусалима. Данное событие в феврале 1199 года было подтверждено особой буллой Папы Римского Иннокентия III. Тогда же были определены главные задачи Тевтонского ордена: защита немецких рыцарей, лечение больных и борьба с врагами католической церкви.

Особенно орден преуспел в последнем. Он боролся с язычниками на территории Пруссии, Балтии, Восточной Европы. Основной и самый продолжительный по времени натиск ордена приняло на себя Великое княжество Литовское. Помимо него, войну с орденом в разные годы вели русские княжества, в первую очередь Новгородское. Уже в XX веке нацисты считали себя продолжателями дела Тевтонского ордена и в геополитическом плане реализовывали именно средневековую доктрину «Натиска на Восток». Правда, в отличие от Тевтонского ордена, который просуществовал несколько веков, Третий рейх, попытавшийся заполучить себе жизненное пространство на Востоке, был благополучно похоронен советскими войсками и войсками союзников и просуществовал всего 12 лет.

Балкенкройц в годы Первой и Второй мировых войн

Впервые в XX веке крест появился на германской военной технике в годы Первой мировой войны. В самом конце войны в середине апреля 1918 года балкенкройц стал официальным опознавательным знаком имперских военно-воздушных сил Германии. Новая эмблема использовалась на немецких самолетах вплоть до завершения Первой мировой войны. Новый символ вводился для улучшения опознавания немецких летательных аппаратов с земли и в воздухе.


В 1935 году к эмблеме в форме балочного креста вновь вернулись, но теперь уже в нацистской Германии. Данный символ стал сначала основной эмблемой люфтваффе, вновь образованных германских ВВС. В дальнейшем балочный крест широко использовался также в армии и на флоте, вплоть до самого завершения Второй мировой войны.

Впервые на бронетехнике эмблемы в форме креста были нанесены во время вторжения вермахта в Польшу в сентябре 1939 года. В начале кампании использовался большой белый крест с прямоугольными равными сторонами. Кресты наносились краской на башни и корпуса танков. Эмблема была хорошо различимой и предназначалась для визуального отличия своих бронированных боевых машин от техники противника. Однако первые же бои показали, что эмблема хорошо опознаваема не только своими войсками, но и противником. Выяснилось, что белые кресты очень сильно демаскируют бронетехнику, представляя собой идеальную цель для польских артиллеристов. Кресты просто облегчали процесс прицеливания противнику, поэтому немецкие танкисты начали закрашивать их или просто замазывать грязью.


Позднее с учетом полученного опыта было принято решение о закрашивании центра крестов краской темно-желтого цвета, которая использовалась для нанесения на бронетехнику Вермахта дивизионных значков, при этом белой оставалась только окантовка креста. Уже в конце военной кампании в Польше был окончательно принят вариант, который широко использовался в люфтваффе, так называемый «открытый» крест или балочный крест. Данный крест наносился на броню в виде четырех уголков белого цвета прямо поверх основной темно-серой краски немецких танков. Уже к началу военной кампании протии Франции, Бельгии и Голландии в мае 1940 года на всех боевых машинах Вермахта были нанесены именно такие кресты в качестве опознавательной эмблемы. В то же время часть танковых экипажей закрашивала сам центр креста черной краской.


Размеры крестов на броне могли варьироваться, хотя для основных боевых танков, которыми долгие годы оставались Pz III и Pz IV, был принят единый размер балкенкройца: 25 сантиметров в высоту. На трофейной бронетехнике, в первую очередь советской, часто наносились кресты больших, чем обычно, размеров, что должно было облегчать процесс опознавания. Вплоть до 1943 года уголки белого цвета в большинстве случаев просто наносились на темно-серую краску, но после того как в 1943 году её поменяли на песочную, крест начали всегда закрашивать черной краской. Во время боевых действий в Африке к такому варианту нанесения эмблем на боевую технику перешли уже в 1941 году.

Первоначально кресты на всю боевую технику наносились при помощи специальных трафаретов, реже это делалось бойцами вручную. Но после того как в 1943-1944 годах вся немецкая бронетехника получила специальное циммеритовое покрытие (антимагнитное), нанесение начали проводить только в ручном режиме. По этой причине разнообразие форм крестов и их размеров к концу войны заметно выросло.


В наши дни опознавательным знаком и главной эмблемой бундесвера по-прежнему остается крест, но уже не балкенкройц, а стилизованное изображение самой известной немецкой военной награды — «Железного креста», которая стала стилизованным представлением лапчатого, или тамплиерского, креста. Сам Железный крест в качестве награды был введен ещё в 1813 году в ознаменование освобождения территории Германии от войск Наполеона. Новая эмблема вооруженных сил ФРГ представляет собой лапчатый, или тамплиерский, крест черного цвета, который, как и балкенкройц, обрамляет окантовка белого или светлых цветов.

Производство Железного Креста шаг за шагом

Что хорошего в этой изоляции – наконец-то появилось свободное время для каких-то проектов, до которых руки годами не доходили.

В 2013 году была опубликована серия из 65 оригинальных фотографий эпохи Рейха, детально показывающая все этапы производства Железного Креста 2-го класса фирмой Deschler & Sohn, München. Комментарии к фотографиям давал Густав Кайнц (Gustav Kainz) – один из последних владельцев этого семейного бизнеса. Весьма интересно, на сколько сложен и трудоёмок был процесс производства даже такой, казалось бы, простой награды! Не удивительно, что с таким количеством ручных операций даже одинаковые знаки одного производителя (не обязательно Deschler & Sohn) могут отличаться друг от друга в мелких деталях и иметь какие-то производственные дефекты, которые просто проглядели.

Я постарался перевести текст максимально близко к первоисточнику, на сколько, конечно, мне позволили мои пока еще скромные знания немецкого языка) Любые замечания-комментарии очень приветствуются!

Шаг за шагом: от эскиза до готового Железного Креста

Всё начинается с проекта. На протяжении десятилетий визитной карточкой фирмы Deschler & Sohn, München являлся творческий подход, который особенно сильно проявлялся в дизайне.

Отдел проектирования. Преобразование нарисованного эскиза в увеличенную трехмерную модель. На фотографии за работой над одной из таких моделей – разносторонний и талантливый начальник производства Гвидо Вебер (Guido Weber), который также был скульптором и ювелиром.

Эскиз делался на белом фоне для усиления контрастности. Дизайн был единым и для крестов 1-го класса, и для 2-го, где только добавлялось ушко. Весьма примечательна так называемая «круглая тройка» в цифрах года – очень известный и желанный тип креста среди коллекционеров в наше время.

Отправной точкой для начала производства являлось изготовление штамповочного инструмента, которое, в свою очередь, начиналось с распиловки стальной заготовки. Над полотном пилы можно видеть шланг подачи смазочно-охлаждающей жидкости – так называемого «бурового молока».

Отдел гравировки. Острый глаз и твёрдая рука – обязательные качества для профессии гравёра. Условия работы предполагают наличие качественного освещения и немного «услады для глаз».

Зеленые растения были очень популярны, так как помогали расслабить напряженные от работы глаза. Большие кровельные окна являлись не просто элементом дизайна - они обеспечивали равномерное освещение (предпочтительно, если свет падал с северной стороны). На заднем плане квалифицированный сотрудник за работой на копировально-гравировальном станке от известной фирмы Дэкель (Deckel).

Зажатый в тисках штамп дорабатывался со всей возможной тщательностью, так как именно от мастерства гравёра будет зависеть финальный результат.

Терпение и беспристрастный взгляд необходимы для того, чтобы превратить двумерный шаблон в трехмерный «негатив» из стали. Хорошо видны различные виды штихелей – острые, плоские, полукруглые - которыми осуществлялась доводка штампа. Финишные штрихи под профессиональным наблюдением совладельца компании Генриха Кайнца Старшего (Heinrich Kainz sen.). В те времена лозунг «Машина никогда не заменит человека» всё ещё был актуален.

Почему именно свастика стала символом нацистов

В своей автобиографической и идеологической книге Mein Kampf Гитлер заявил, что именно ему принадлежит блестящая идея сделать свастику символом национал-социалистического движения. Вероятно, впервые свастику маленький Адольф увидел на стене католического монастыря близ городка Ламбах.

Знак свастики - крест с загнутыми концами - пользовался популярностью с древнейших времен. Он присутствовал на монетах, бытовых предметах и гербах еще с VIII тысячелетия до Рождества Христова. Свастика олицетворяла жизнь, солнце, благополучие. Гитлер мог увидеть этот архаичный солярный символ в Вене на эмблемах австрийских антисемитских организаций.

Окрестив его хакенкройцем (Hakenkreuz переводится с немецкого как крюковый крест), Гитлер присвоил себе славу первооткрывателя, хотя свастика в качестве политического символа в Германии появилась еще до него. В 1920 году Гитлер, который был пусть непрофессиональным и бездарным, но все же художником, якобы самостоятельно разработал дизайн логотипа партии, представляющего собой красный флаг с белым кругом посередине, в центре которого находилась черная свастика с хищными крючьями.

Красный цвет, по словам лидера национал-социалистов, был выбран в подражание марксистам. Увидев стодвадцатитысячную демонстрацию левых сил под алыми знаменами, Гитлер отметил активное воздействие кровавого цвета на простого человека. В книге Mein Kampf фюрер упомянул «великое психологическое значение» символов и их способность мощно влиять на человека. А ведь именно с помощью управления эмоциями толпы Гитлеру удалось беспрецедентным образом внедрить идеологию своей партии в массы.

Добавив к красному цвету свастику, Адольф придал диаметрально противоположное значение излюбленному колеру социалистов. Привлекая внимание рабочих знакомым цветом плакатов, Гитлер как бы «перевербовывал» их.

Красный цвет в трактовке Гитлера олицетворял идею движения, белый — небо и национализм, мотыгообразная свастика — труд и антисемитскую борьбу арийцев. Созидательный труд загадочным образом трактовался как признак антисемитизма.

В общем, назвать Гитлера автором национал-социалистической символики нельзя, вопреки его утверждениям. Цвет он позаимствовал у марксистов, свастику и даже название партии (слегка переставив буквы) — у венских националистов. Мысль же использовать символику тоже является плагиатом. Она принадлежит старейшему члену партии — дантисту по имени Фридрих Крон, подавшему докладную записку еще в 1919 году партийному руководству. Однако в библии национал-социализма, книге Mein Kampf, имя сообразительного стоматолога не упоминается.

Впрочем, Крон вкладывал иной смысл в данные символы. Красный цвет стяга — любовь к родине, белый круг — невиновность за развязывание Первой мировой войны, черный цвет креста — скорбь по поводу проигрыша в войне.

В расшифровке же Гитлера свастика стала знаком арийской борьбы с «недочеловеками». Когти креста словно нацелены на евреев, славян, представителей других народов, не принадлежащих к расе «белокурых бестий».

К сожалению, древний позитивный знак был дискредитирован национал-социалистами. Нюрнбергский трибунал в 1946 году запретил нацистскую идеологию и символику. Под запрет попала и свастика. В последнее время она несколько реабилитирована. Роскомнадзор, например, в апреле 2015 года признал, что демонстрация этого знака вне пропагандистского контекста не является актом экстремизма. Хотя «предосудительное прошлое» не вычеркнешь, и сегодня свастика используется некоторыми организациями расистского направления.

Железный крест - Eiserne Kreuz

1 сентября 1939 года, в первый день Второй мировой войны, указом фюрера был воссоздан орден Железного креста с несколько изменённым дизайном, основанный королем Фридрихом Вильгельмом III Гогенцоллерном 10 марта 1813 года, а так же вводилась его новая степень – Рыцарский крест Железного креста (Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes).

Важным отличием вновь учрежденной награды 3 рейха стало то, что Гитлер установил, что Железный крест будет выдаваться исключительно за военные заслуги. Ранее существовавшая «гражданская» версия креста была заменена учрежденной немного позже – 18 октября 1939 года – специальной наградой: Крестом за военные заслуги (Kriegsverdienstkreuz).

Железным крестом награждались за особую смелость перед лицом врага и за особые заслуги в деле руководства войсками. Награжденными могли быть все солдаты и офицеры Вермахта, а также союзники. Железный крест, первоначально учрежденный как награда Третьего рейха за храбрость на поле боя, вскоре стал наградой и для военизированных и полувоенных организаций и формирований таких как: полиция, пожарные команды, штурмовые отряды (СА), национал-социалистический механизированный корпус (НСКК), национал-социалистический авиа корпус (НСФК), германская рабочая служба (РАД), гитлерюгенд, железнодорожных частей и т.д. Награждение крестом более высокого класса происходило исключительно после награждения низшими классами награды.

Кресты образца 1939 года был идентичен своему предшественнику Имперскому Прусскому Кресту (Imperial EK), но отличались отсутствием имперских аксессуаров (корона, дубовые листья и императорские инициалы), которые были заменены на символику 3 рейха: на лицевой стороне выпуклой свастики в центре и датой очередного воссоздания ордена «1939» на нижнем луче. На реверсе чеканилась дата «1813» и наносилась маркировка фирмы-изготовителя.

Награды 3 рейха - Железный крест - Альфред Чех (Alfred Czech) самый молодой из награждённых ЖК

Альфред Чех (Alfred Czech) самый молодой из награждённых ЖК за спасения 12 раненых немецких солдат в марте 1945 г. у реки Одер.

Встречаются варианты крестов у которого цифра «3» в дате «1939» полностью округлена.

Существовал вариант Железного Креста, так называемый «Shinckleform». Его части состояли из механически обработанного Имперского Прусского Креста (EK 1914) и имели более узкие лучи, а также более мелкое изображение цифр года и свастики. Эти кресты имеют немного более выраженные изгибы к лучам и на 1,5 мм меньший размер по высоте и ширине по сравнению с обычным крестом.

Железные Кресты помимо Германии также выпускались в Австрии,Испании и Японии. Изготавливались они с использованием различных технологий и разнообразного спектра материалов. Качество этих крестов зачастую было худшим, чем у германских образцов. Кресты выпускавшиеся в Японии в весьма малом количестве предназначались для военнослужащих дислоцировавшихся в Японии. Крестами, выпущенными в Испании, награждался личный состав Испанской Голубой Дивизии и Голубого Легиона. В Испании, в связи с тем, что свастика не была запрещена, как в большинстве остальных странах, выпуск крестов продолжался некоторое время и после окончания Второй мировой войны для нужд ветеранов и коллекционеров.

Так же были введены шпанги (пристежки) к Железному кресту периода Первой мировой войны образца 1914 года. Между окончанием Первой мировой войны (1918 год) и началом Второй мировой войны (1939 год) прошел всего 21 год, и множество солдат и офицеров, заслуженно носили Железные кресты образца 1914 года. Но по статуту, военнослужащие награждались Железным крестом исключительно за заслуги, проявленные в определённой войне. Таким образом, тот, кто получил Железный крест в Первую мировую войну, должен был вновь заслужить ту же награду. Для этого и была введена шпанга (пристежка).

Железный Крест 2 класса - Eiserne Kreuz 2. Klasse

Железный крест 2 класса (Eiserne Kreuz 2. Klasse) – низшая степень ордена Железного креста.

Награждался личный состав армии, флота, СС и партийных организаций за проявленные храбрость и героизм в отдельно взятом боевом эпизоде или действия не входившие в обязанности. Железный крест также присуждалась гражданам других государств воевавших на стороне Германии. На начальном этапе войны, претенденты на награду проходили жёсткий отбор. Иногда Железным Крестом 2-го класса награждались гражданские лица вспомогательных подразделений, хотя им более соответствует награждение Крестом за Военные Заслуги.

Аверс и реверс Железный Крест 2 класса.

Аверс и реверс Железного Креста 2 класса.

Части Железного Креста.

Части Железного Креста.

Железный крест 2-го класса зачастую вручался в бумажном конверте с названием награды: «Eisernes Kreuz 2. Klasse 1939» написанным готическими буквами. Лицам достаточно высокого звания награда вручалась в коробочке обтянутой черным ледерином либо кожей. К знаку ордена прилагалась орденская лента длиной 150 мм. Награжденный получал запись и печать в солдатскую книжку (Soldbuch) и военный билет (Wehrpaß), а также сопроводительные документы. Документ был общего образца для Железных Крестов 1-го и 2-го класса, имевший в верхней части изображение Железного креста без ушка, т. е. фактически Железного креста 1-го класса и начинался со слов «Im Namen des Führers und Obersten Befehlshabers der Wehrmacht» – «От имени фюрера и Верховного главнокомандующего вермахтом» (обе эти должности занимал Адольф Гитлер), далее следовали фамилия и имя, воинское звание награжденного, занимаемая им должность, название части и класс присвоенной награды. Подписывал документы о награждении обычно командир дивизии, но могла стоять подпись любого более высокого начальника, вплоть до главнокомандующего. Подпись заверялась соответствующей круглой печатью. Зачастую причины присвоения данной награды не указывались, но в редких случаях описание помещалось на обратной стороне документа, где еще раз ставились подпись и печать. Во время военных действий были случаи изготавления документов подручными средствами (бланк печатался на пишущей машинке, а крест вверху изображался от руки). Детали оформления могли меняться в зависимости от даты вручения награды и рода войск награждённого.

Вариант Железного Креста - Шинкель «Shinckleform».

Вариант Железного Креста, так называемый Шинкель «Shinckleform».

Сейчас уже вряд ли возможно определить дату и личность того, кто стал первым кавалером Железного креста в ходе Второй мировой войны. Первые кавалеры ордена появились одновременно сразу во многих подразделениях Вермахта в самом начале войны ясно одно, что произошло это в первые дни Польской кампании, но более точная информация неизвестна.

Неоднократно имели место случаи коллективного награждения целых подразделений. Так 26 сентября 1939 года Железными крестом 2-го класса был награждён весь экипаж (около 50 человек) средней немецкой подводной лодки типа VII-A «U-29» под командованием капитан-лейтенанта Отто Шухарта, которая 17 сентября 1939 года, возвращаясь на базу после патрулирования потопила британский авианосец «Корейджес» (HMS Courageous) водоизмещением 22500 тонн, при этом погибли 518 членов экипажа Корабля Его Величества «Корейджес» в т.ч. капитан-командор У. Мекейн-Джонс. Отто Шухарт (Otto Schuhart, 1909-1990) за эту победу был награждён сразу Железными крестами 2-го и 1-го класса.

Самым юным из представленных к Железному кресту 2 класса был 12-летний член Юнгфольк Альфред Чех (Alfred Czech), награжден в марте 1945 года за спасение 12 раненых немецких солдат, которых вывез на телеге из-под артобстрела во время боев против советских войск у реки Одер.

Награды Третьего рейха - Железный крест - Медсестра из Норвегии Энн Гюнхильд Моксн (Anne Gunhild Moxnes, 1914-1994) Единственная женщина не немка награждённая ЖК.

Медсестра из Норвегии Энн Гюнхильд Моксн (Anne Gunhild Moxnes, 1914-1994) служившая в полевых госпиталях на Восточном фронте в Украине и на Кавказе. Единственная женщина не немка награждённая ЖК.

Необычными кавалерами Железного креста 2 класса стали два финских еврея(!), удостоверения к наградам которых были подписаны Адольфом Гитлером. Майор медицинской службы 53-го пехотного полка Лео Скурник (Leo Skurnikin), в августе 1941 года организовавший эвакуацию раненых из немецкого полевого госпиталя через реку Капустная под Кестеньгой (Kiestinki), окруженных в августе 1941 года Красной Армией, не только оказывал медицинскую помощь раненым немецким солдатам, но и вытаскивал их с поля боя, чем спас более 600 человек. Командир пехотного батальона капитан Соломон Класс был удостоеен награды после боёв в районе карельского посёлка Ухта (Uhtua; ныне Калевала (Kalevala)). Оба офицера отказались принимать немецкие награды.

Количество награжденных до сих пор точно не известно. По различным оценкам с 1939 по 1945 гг. Железным крестом 2-го класса (в т.ч. пристёжкой к Имперскому кресту за Первую Мировую войну) были награждены от 2 300 000 до 3 000 000 человек. Считается, что всего было изготовлено 2 500 000 крестов 2-го класса. Подобный разброс данных объясняется множеством факторов: право награждения орденом было передано на дивизионный уровень, отсутствие нумерации орденских знаков, неразбериха последних месяцев войны и т.п.

Железный крест 1 класса - Eiserne Kreuz 1. Klasse

Железный крест 1 класса (Eiserne Kreuz 1. Klasse)

Награждался личный состав Вермахта, войск СС, нацистских партийных организаций или иностранцы ранее награждённые Железным крестом 2-го класса или пристежкой этого класса, за выполнение особо трудных заданий и проявления отваги и героизма в бою.

Аверс и реверс Железный Крест 1 класса.

Аверс и реверс Железного Креста 1 класса.

Награды 3 рейха - Железный крест - Ханна Райч (Hanna Reitsch, 1912-1979)

Изредка встречается так называемый «выпуклый» крест (как во время Первой мировой войны). Весьма ограниченное количество «выпуклых» крестов было вручено награжденным, так как Президентская канцелярия, контролировавшая стандарты изготовления наград, своим решением от 5 марта 1941 года указала, что такой крест не будет допущен к награждениям.

Также в первые годы войны несколько производителей выпускали Железный крест 1-го класса с креплением на винте. На реверсе таких крестов в центре был припаян стержень с резьбой длиною 6 мм. На внутренней стороне выпуклой гайки диаметром 30 мм находилась полая нарезная втулка, которая накручивалась на стержень. На верхнем луче крестов с закруткой обычно находилась маленькая булавка, предотвращающая вращение награды. Изредка встречались кресты с закрутками в виде раковины, а также в виде широкого вогнутого диска с отверстием в центре, одевавшегося на нарезной стержень и фиксировавшийся гайкой сверху.

Железный крест 1 класса носился постоянно на левом нагрудном кармане, или в случае его отсутствия, примерно на том же месте.

Награда вручался в коробке обитой черным ледерином с серебряным тиснением креста на крышке. Крышка изнутри обивалась белым шёлком, а основание коробки бархатом, но к концу войны чаще использовались эрзац-материалы. Награжденный получал запись и печать в солдатскую книжку и военный билет, а также сопроводительные документы общего образца для Железных Крестов 1-го и 2-го класса.

Многие награждённые заказывали официальную копию награды для повседневного ношения. Весьма часто копию выполняли не на булавке а на винте, который обеспечивал более прочное крепление.

Железный крест из ткани

Вариант ЖК выполненный из ткани для ношения на полевой форме.

5 ноября 1942 года крестом 1-го класса была награждена Ханна Рейч. 4 января 1945 года в фронтовой газете «Полярный курьер» (Polar-Kurier), выходившей в норвежском городе Тромсё (Tromsø), появилась заметка о награждении крестом 1-го класса медсестры Красного Креста Эльзы Гроссман, но найти официальное подтверждение этого факта в немецких архивах не удалось. Таким образом, лишь флюгкапитан Ханна Рейч является единственным и абсолютно точно установленным женщиной-кавалером Железного креста 1-го класса.

Точное количество награжденных до сих пор не известно. По различным оценкам с 1939 по 1945 гг. Железным крестом 1-го класса (в т.ч. пристёжкой к Имперскому кресту за Первую Мировую войну) были награждены от 300 000 до 400 000 человек. Считается, что всего было изготовлено от 300 000 до 450 000 крестов 2-го класса, но довольно значительная часть из них так и не была никогда вручена.

Пристёжка (шпанга) повторного награждения к Железному кресту (Wiederholungsspange 1939 für das Eiserne Kreuz)

Шпангу повторного награждения получали лица, награждённые орденом Железного креста за Первую Мировую войну и представленные к получению этой награды во время Второй мировой.

Награды Третьего рейха - Шпанга повторного награждения к Железному кресту 2 и 1 класса

Шпанга повторного награждения к Железному кресту 2 и 1 класса соответственно.

Железный Крест образца 1957 года

В послевоенной Германии было запрещено ношение наград с нацистской символикой. Однако 26 июля 1957 года в ФРГ был принят специальный закон, разрешающий лицам, награжденным в годы Второй мировой войны Железными и Рыцарскими крестами их ношение. В тоже время закон устанавливал, что награды не должны иметь нацистской символики. Поэтому на специально изготовленных для этого копиях, свастики была заменена на связку дубовых листьев. Это единственное изменение, которое было внесли в дизайн награды. Также упростилась технологии производства награды, сильно ухудшившая ее качество. Хотя, стоит заметить, что Железные кресты, произведённые сразу в 1957 году, имеют гораздо большую детализацию, чем те, что были выпущены в последующие годы. Рамки крестов уже не имели серебряного напыления, и изготавливались из алюминия. Орденская лента сохранила те же цвета и размеры, что и в 1939 году. Все кресты 1-го класса нового образца выпускались с крепежом-булавкой. Шпанга повторного награждения стала единой для крестов обоих классов 1914 года и похожей на пристёжку к Железному кресту 2-го класса.

Аверс и реверс Железный Крест оьразца 1957 года.

Аверс и реверс Железного Креста образца 1957 года.

В 2007 году в Германии начался сбор подписей за возрождение Железного креста, что оправдывалось расширением участия бундесвера в миротворческих операциях за рубежом, однако поддержки это начинание не встретило. Но уже в 2009 году к награде впервые со времен Второй мировой войны немецким канцлером Ангелой Меркель (Angela Dorothea Merkel) были представлены четыре военнослужащих бундесвера за отвагу в боевых действиях в Афганистане.

Читайте также: