Неравномерный износ передних колодок нива шевроле

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Неравномерный износ колодок

Неравномерный износ колодок автомобиля иногда имеет место на машинах как с барабанными, так и с дисковыми тормозами. Как правило, причины этого явления типовые — неправильная работа направляющих, не полностью втягивается поршень, повреждение защитного резинового уплотнителя, ржавчина на кронштейне суппорта и некоторые другие. Обычно устранение причин, приводящих к неравномерному износу тормозных колодок, не занимает много сил. Чаще всего много времени и внимания занимает диагностика и непосредственно поиск причины. Поэтому рассмотрим ряд случаев как общих, так и частных, где стоит искать причину неравномерного износа тормозных колодок.


Признаки износа колодок

Колодки — это расходные запасные части автомобиля, которые постоянно истираются и со временем полностью выходят из строя. Каждый автовладелец (водитель) обязан следить за тем, чтобы колодки находились в работоспособном состоянии (не были слишком стерты). От этого зависит безопасность движения и здоровье не только водителя и пассажиров конкретного автомобиля, но и других участников дорожного движения.

Существует ряд признаков, которые указывают на то, что тормозные колодки находятся уже в критическом состоянии и их нужно менять. К этим признакам относится:

  • Появление писка при торможении. На самом деле причин того, что скрипят колодки при торможении, может быть несколько. Однако одной из них является и их значительный износ, в том числе неравномерный. Поэтому имеет смысл проверить их состояние.
  • Появление вибрации рулевого колеса при торможении. А в самых худших случаев даже ударов. На самом деле этот симптом может быть вызван и другими причинами, однако не лишним будет и проверить состояние передних (а заодно и задних) тормозных колодок.
  • Машина плохо тормозит. То есть, тормозная система не отрабатывает должным образом. Это также может быть вызвано различными причинами (износом дисков/барабанов, разгерметизацией системы, изменением состава тормозной жидкости), однако имеет смысл проверить состояние всех тормозных колодок.
  • Для адекватного торможения нужно прилагать больше физической силы на педаль тормоза. Ситуация аналогична, причин может быть несколько, однако нужно проверить и состояние колодок.

Несмотря на то, какая именно неисправность стала поводом для неравномерного изнашивания колодок, перед их заменой обязательно необходимо избавиться от выявленной неисправности. В противном случае новые тормозные колодки постигнет участь старых.

Основные причины неравномерного износа колодок

Существует 15 распространенных и достаточно редких причин, которые могут приводить к возникновению упомянутой проблемы. Перечислим их по порядку с подробным описанием и указанием, как избавиться от подобных неприятностей.

Тормозная жидкость

Сама по себе тормозная жидкость не является причиной неравномерного износа колодок. Однако она становится неким катализатором процессов, которые могут привести к этому. О них речь пойдет далее, а здесь стоит упомянуть, что менять тормозную жидкость нужно по регламенту, не дожидаясь, пока она напитается влагой. В этом ключе также нужно следить за герметичностью тормозной системы автомобиля. От этого зависит не только состояние «тормозухи», но и безопасность движения машины, его водителя и пассажиров.


Как часто менять тормозную жидкость

Полезные рекомендации как часто менять тормозную жидкость в автомобиле. Регламент периодичности замены тормозной жидкости.
Подробнее

Еще при торможении сильно разогреваются диски, и возможен писк (хотя эти симптомы могут указывать и на другие неисправности). Поэтому вместе с осмотром состояния колодок также имеет смысл осмотреть состояние тормозного диска. Если он перегревается — это будет видно по состоянию его поверхности, вместо обычного блестящего белого цвета на его поверхности будут темные следы.

Проблемы с суппортом


Устройство дискового тормоза

В частности, виновником того, что колодки изнашиваются неравномерно, может быть поршень суппорта. То есть, он не втягивается на свое посадочное место полностью. Это происходит в том числе (и чаще всего) из-за того, что, как было указано выше, тормозная жидкость напиталась влагой, которая и стала причиной ржавления металлической поверхности приводного поршня. Причем ржавеет он изнутри! И если один поршень после отпускания педали тормоза отрабатывает нормально и отводит тормозную колодку на ее нормальное посадочное место, то ржавый поршень этого может не делать, и его колодка остается на месте и истирается о тормозной диск. А это не только вредит колодке, но и является причиной перерасхода мощности двигателя, и как следствие, топлива.

Вторая причина — наличие ржавчины на кронштейне суппорта или попросту говоря — закисание. Ржавчина может образоваться по разным причинам, однако чаще всего она образовывается, когда машина длительное время стоит без движения во влажном климате (например, актуально для дальневосточного региона Российской Федерации). Однако такая ситуация может быть не только во влажном, но и в обычном климате при условии, что машина длительное время (например, несколько месяцев и даже лет) стояла без движения.

Еще одна причина, по которой может возникнуть повреждение колодки — использование неподходящих смазок направляющих. В частности, для смазывания этого узла нужно пользоваться составами, способными выдерживать высокие температуры. К сожалению, некоторые автовладельцы пренебрегают этим требованием и для смазывания используют неподходящие составы, которые при значительном (а главное, резком) повышении температуры или испаряются или затвердевают и осыпаются. Как следствие, возможен клин суппорта со всеми вытекающими последствиями — направляющие обездвиживаются и происходит неравномерный износ колодок. В данном случае нужно осмотреть место, проверить ход подвижной части и при необходимости заменить смазку в направляющих, а также почистить элементы тормозного узла.

Кроме замены тормозной жидкости и использования смазки для суппортов перед установкой необходимо почистить направляющую скобу от ржавчины. Обработать поршень суппорта очистителем и тоже смазать. Если поршень очень износился под воздействием ржавчины, то необходимо выполнить его замену, а также сменить уплотнитель. Но делать это нужно самостоятельно нужно лишь в том случае, если вы уверены в своих силах и знаниях, каким образом выполнить соответствующую процедуру. В противном случае лучше обратитесь в сервис.

Проблемы с направляющими

Самая основная проблема данной неисправности заключается в повреждении пыльника. По статистике чаще всего происходит неравномерный износ передних колодок именно по этой причине. Как известно, направляющие (или в просторечии «пальцы») должны ходить легко и свободно, без затираний и не залипать. Чтобы обеспечить им такие условия автовладельцы или механики используют специальные смазки для направляющих. Если же на поверхность попадает грязь, мусор, влага, то там образуется ржавчина, которая препятствует нормальному движению, и подвижная часть начинает подклинивать. Соответственно, при торможении колодки сжимаются, а одна (в худшем случае обе) из них обратно не может отойти по причине того, что ей не дают направляющие. По этой причине и происходит неравномерный износ.

Выйти из положения можно внимательным осмотром упомянутого узла, а также при необходимости выполнением его чистки и смазки. Никаких клинов не должно быть, колодки должны ходить в обоих направлениях легко и плавно! После выполнения ремонтных работ обязательно проверьте работоспособность конкретного тормозного узла, а также всей тормозной системы в целом.

Прохудившийся пыльник


Пыльники имеются и на поршне суппорта и на самих направляющих. В классическом исполнении их делают из технической резины, однако более современные варианты также производят из силикона. Последние гораздо крепче и эластичнее, а также служат гораздо дольше времени, не трескаются, и выдерживают большие механические нагрузки (не рвутся при растяжении). Однако классические резиновые пыльники подвержены всем перечисленным недостаткам, поэтому со временем (это лишь вопрос времени) корпус пыльника начинает пропускать внутрь механизма грязь и влагу. И самое неприятное здесь то, что в такой ситуации тормоз может заклинить уже через несколько дней, в лучшем случае — через несколько недель. Обычно подобная проблема более актуальна для внешней колодки, хотя, конечно, может случиться и с внутренней.

Попавший внутрь мусор может причинить много вреда и в самых разных узлах. Одной из таких неприятностей может стать и неравномерный износ колодок, который может возникнуть по описанным выше причинам (заклиниванию поршня и так далее). Поэтому при осмотре тормозной системы и конкретного тормозного узла всегда нужно обращать внимание на состояние пыльника, а при необходимости воспользоваться ремкомплектом для суппортов. Покупать лучше не старые резиновые, а новые силиконовые пыльники по описанным выше причинам.

Неравномерный износ задних колодок

Задние колодки сами по себе изнашиваются не так быстро как передние, однако бывают ситуации, когда и они изнашиваются неравномерно. Среди прочего в данном случае имеет смысл проверить работу ручного (стояночного) тормоза. Если его приводной трос слишком перетянут, то из-за этого “задник” колодки может неравномерно износиться. Выход прост — отрегулировать нормальное усилие на стояночном тормозе. Сделать это можно самостоятельно или обратившись в автосервис. Значение усилия нужно поискать в мануале к машине.

Вторая аналогичная причина — заклинивание «ручника». То есть, когда он постоянно активирован. На самом деле это очень неприятная ситуация, когда расходуется лишняя энергия двигателя (читай перерасход топлива), снижается динамика автомобиля, а также происходит чрезмерный износ задних тормозных колодок. Как правило, о включенном ручном тормозе на приборной панели сигнализирует соответствующая лампочка. Обычно причиной заклинивания стояночного тормоза является загрязнение места входа троса в его «рубашку». Соответственно, нужно почистить трос от загрязнений, или при необходимости заменить его на новый (или, если получится, заменить «рубашку» на новую).

Редкие причины неравномерного износа

Перечисленные выше причины являются наиболее распространенными, по которым появляется неравномерный износ тормозных колодок, и скорее всего, одна из них (реже сразу несколько) и является виновницей неприятностей. Однако существуют еще несколько «частных» причин. Вкратце остановимся на них.


Некачественный материал колодок. К сожалению, дешевые тормозные колодки делают из некачественного материала и/или с нарушением технологии изготовления. Это приводит к тому, что материал на конечном изделии может быть неоднородным, что в свою очередь, является причиной того, что колодка начинает «крошиться», то есть, от ее рабочей поверхности отслаиваются отдельные части, некие «островки» или точки, а иногда полосы. Со стороны это может выглядеть как неравномерный износ, однако на самом деле это попросту брак самого изделия. Чтобы не сталкиваться с такой ситуацией, необходимо стараться покупать качественные тормозные колодки, то есть, не самые дешевые (однако высокая цена тоже не показатель качества, поэтому как выбрать тормозные колодки — тема отдельной статьи).

Течь сальников. Тут ситуация аналогична с порванным пыльником. Однако при этом возникает утечка тормозной жидкости и/или завоздушивание тормозной системы. При этом нарушается давление в ней, и поршни перестают нормально функционировать, то есть, перемещаться, а это, в свою очередь, приводит к описанным выше проблемам. Соответственно, чтобы не допускать подобной ситуации, необходимо регулярно контролировать состояние сальников тормозной системы, а также уровень тормозной жидкости в бачке. Также имеет смысл при возникновении подобных проблем контролировать усилия на всех тормозных узлах. Для этого нужно ехать в автосервис на соответствующий диагностический стенд.

Разгерметизация тормозной системы. Попросту говоря — ее завоздушивание. Тут аналогично предыдущему пункту, однако причиной этому может быть ее механическое повреждение (трещина в патрубке, утечка в шлангах и так далее). Диагностика тормозной системы в данном случае может занять много сил и времени. Однако в любом случае это нужно сделать. Если вы не состоянии сделать это самостоятельно — обратитесь за помощью в автосервис.

Изгиб направляющих суппорта. Такая неисправность может быть следствием его механического повреждения, например, ДТП, при котором удар пришелся в том числе на проблемное колесо, и при этом суппорт изогнулся во внутреннюю или внешнюю стороны. При этом будет «подъедать» лишь одну колодку, то есть или внутреннюю или внешнюю (зависит от того, в какую сторону изогнулся суппорт). Особенно актуальна эта проблема в случае, если автовладелец купил бывшую в употреблении машину, и ее предыдущий хозяин не сказал о подобном ДТП. Избавится от неисправности в данном случае можно, выполнив замену суппорта.

В некоторых случаях направляющие могут искривиться и без ДТП. Например, это может произойти в случае, если металл, из которых изготовлены направляющие, уже «уставший» (именно в смысле материаловедения), и на него регулярно оказывается значительное механическое усилие. Например, водитель резко и часто тормозит (а тем более при загруженной машине). Это приводит не только к чрезмерному износу колодок и других элементов тормозной системы, но также может привести к ситуации, когда со временем направляющие поменяют свою форму, и как следствие, колодки могут изнашиваться неравномерно.

Неравномерные усилия. Гидравлическая тормозная система автомобиля работает таким образом, что попарно на каждые два передних и задних колеса подается одинаковое усилие. Это обеспечивает не только равномерное торможение, но и равномерный износ колодок. Если же, например, обе колодки на левом переднем колесе значительно износились в отличие от обеих колодок переднего правого, то имеет смысл проверить усилия на гидравлических цилиндрах. Для этого в автосервисах существуют специальные стенды. Причиной этой неисправности может быть воздушная пробка или иное механическое повреждение тормозной системы. В данном случае без обращения в автосервис не обойтись. Там же нужно будет прокачать тормоза.


Повреждение тормозного шланга. Ситуация аналогична разгерметизации системы. При повреждении шланга тормозная жидкость в нем оказывает меньшее давление, чем в аналогичном исправном шланге. Из-за этого колодки прижимаются к тормозному диску с меньшим, чем нужно усилием. В этом случае на одном колесе обе колодки будут изнашиваться быстрее, чем на другом на одной с ним оси. Выйти из этого положения можно, лишь заменив тормозной шланг.

Проблемы с системой АБС. Эта система работает на основе электроники, а она может изредка давать сбой. Иногда случается, что модуль не может обеспечить возврат давления в тормозной системе, что является прямой причиной ограничения работы антиблокировочной системы тормозов на том колесе, где колодки износились сильнее. Обычно при этом на приборной панели активизируется лампочка АБС. Самостоятельно разбираться с этой системой не рекомендуется, поэтому лучше сразу же обратиться за помощью на автосервис.

Искривленный тормозной диск. Диск, как колодка, со временем изнашивается (хотя и гораздо медленнее) и становится все более тонким. Из-за этого он со временем может искривиться. Естественно, что при этом та колодка, в чью сторону пошло искривление, будет изнашиваться быстрее другой. Тормозной диск также может искривиться вследствие механического удара (например, наезд на препятствие, попадание машины в ДТП) или из-за сильного перегрева. В последнем случае на нем будут видны темные пятна (имеют темно-синий, коричневый или черный цвет). Выхода из ситуации два — демонтировать диск и попробовать его проточить, однако этот вариант не самый лучший и его можно использовать лишь если диск достаточно толстый и его можно будет нормально использовать после проточки. Лучше же попросту заменить диск на новый.

Клиновидный износ колодки. В данном случае речь идет о том, что какая-то часть одной колодки изнашивается быстрее, чем другая ее площадь. Чаще всего больше изнашивается передняя часть. Это может быть вызвано неправильной установкой самих колодок или их направляющих. Можно попытаться выполнить монтаж заново. Однако лучше поменять направляющие и поставить новые колодки.

Здесь же стоит отметить, что у более совершенных тормозных систем, которые имеют несколько поршней (от двух и более, устанавливаются на спортивные и автомобили премиум-класса) клиновидный перекос считается нормальным. Дело в том, что при работе тормозной системы суппорта выходят из своих мест не одновременно. Чаще всего первым выходит собственно первый поршень по ходу движения машины, поэтому и колодка изнашивается клинообразно.

Заключение

В чём причина неравномерного износа колодок?

Износ колодок – это нормальный процесс. Ненормально, когда они стираются чрезвычайно быстро или неравномерно. Это свидетельствует о наличии каких-то проблем с тормозной системой. И если не обнаружить их вовремя, простой заменой колодок уже будет не отделаться, а стоимость восстановительного ремонта может «не порадовать».
Какие основные неисправности тормозной системы?
На самом деле к этой системе относится большое количество компонентов, включая непосредственно педаль тормоза:-) О том, что влияет на эффективность торможения, равномерность износа и ресурс, я уже писал несколько раз:
ЕГЭ по тормозам
Или
Профилактика тормозов? Не, не слышали.
Но сегодня не будем обобщать, а рассмотрим основные неисправности исполнительных механизмов передних тормозов и сделаем это для наглядности на живом примере:

Владелец этого VW TIGUAN обратился с жалобой на скрежет при торможении и даже «принёс» свой диагноз: направляющие суппортов! Скорее всего, прежде в его владении были машины других марок, или же он много «читает интернета» :-)
Беглый взгляд на состояние дисков и колодок через колёсный диск не обнаруживает какого-либо криминала.
Разве что…

Диск имеет явно синюшный оттенок, что говорит о перегреве. И вряд ли виноват стиль вождения. А значит – пора снимать колёса.
На что смотреть при диагностике тормозов?
Даже не успев снять колёса, а просто подняв машину на подъёмнике, обнаруживаем причину скрежета:

Колодка стёрта до железа. Бывает, и само по себе это не криминал. Но вернёмся к осмотру. Левое колесо:

Очевидно, что с правой стороны колодки изнашиваются интенсивнее. Вот это уже криминал. Ищем проблему. Помните, с каким диагнозом приехал клиент: грешил на направляющие. Вот они:

И впрямь хочется на них всё и списать. Мол, столько грязи, вот суппорт и не может свободно перемещаться, колодки постоянно поджаты. Но это ошибка. Да, так называемые «направляющие открытого типа» подвержены воздействию агрессивной внешней среды: и зимние реагенты, и грязь внедорожья и грязь городских улиц – всё «оставляет след». Разве что курс евро сюда не приплести. Но нюанс в том, что при установке суппорта на новые колодки эти направляющие практически полностью скрыты в чехлах и на свет божий появляются по мере износа колодок, а грязь никак не влияет на свободу перемещения.
Откручиваем их и снимаем суппорты, смотрим на колодки с нового ракурса:

Неравномерный износ между колёсами указывает, с какой стороны проблема. Неравномерный износ колодок на одном колесе подталкивает на поиск причин.
Почему колодки изнашиваются неравномерно?
Ну, вообще-то это не так уж и ненормально. Внутренние колодки всегда изнашиваются чуть больше, ввиду большей нагрузки от внешней среды. Проще говоря, с внутренней стороны больше грязи попадает. Но разница между внешней и внутренней колодками не должна быть существенной.
Небольшое отступление: на поголовном большинстве автомобилей устанавливается однопоршневой суппорт с плавающей скобой. Но сжимаются- то две колодки! Равномерность возможна за счёт свободного перемещения корпуса суппорта относительно тормозного диска. И, что логично, если колодки изношены неравномерно, значит, проблема с ограничением этой самой свободы перемещения. Причём не только при сжатии под воздействием давления, но и при отпускании педали тормоза.
Итак, причина первая: грязь. Набиваясь на те части скобы, по которым перемещается колодка, в теории (а зачастую и на практике) она может существенно затруднять свободу движения:

Иногда колодку даже приходится выбивать молотком!
Но – не в нашем случае.
Направляющие? Смотрим:

Да, грязь есть, но неисправными надо признать только те направляющие, на которых повреждено покрытие и видна ржавчина.
Тем не менее, суппорт может с трудом перемещаться на направляющих, если проблема с самими чехлами.
Если втулка повреждена, то внутрь попадёт грязь, вот и «тормоз». Можно заглянуть внутрь:

Но, если внутри чисто, не факт, что проблемы нет. Вполне возможно, что из-за естественной коррозии корпуса втулка сжата снаружи, одновременно зажимая и направляющую. К этому моменту ещё вернёмся. Что ещё?
Смотрим внимательно на чехол, который защищает непосредственно поршень суппорта:

Ведь если он повреждён или неплотно посажен, внутрь может попасть влага и спровоцировать появление коррозии на поршне. Но нет, внешне всё красиво. Однако это не повод опускать руки. Даже наоборот, их надо поднять и заглянуть ПОД пыльник:

Как же влага попала под внешне целый пыльник? Скорее всего, это просто конденсат. Заглядываем под пыльник второго суппорта:

Ну что ж, причина неравномерного износа колодок обнаружена, теперь необходимо вернуть работоспособность тормозной системе. Оптимальное решение — замена всех повреждённых элементов на новые. И если ваш бюджет позволяет приобрести новый суппорт ( 5N0615124 — около 10 000 р или аналоги от 5000 р), могу только порадоваться. Есть и более бюджетные решения.
Переборка переднего суппорта
Для этого потребуется:
— сам поршень:

— ремкомплект, состоящий из манжеты и пыльника ( 8K0698471 );
— ремкоплект направляющих втулок ( 8V0698647 );
— смазка для сборки суппорта.
Зачастую проблемы начинаются на стадии разборки. Из-за коррозии поршень не вынуть руками, не выдавить и воздухом. Приходится пользоваться специнструментом:

На следующем этапе надо определить, стоит ли бороться за этот конкретный суппорт, не повреждён ли он ржавчиной больше допустимого. Для этого необходимо тщательно очистить все рабочие поверхности:

Допустим, перспективы есть. Начинаем монтаж. Вставить манжету в корпус, нанести смазку:

Кстати, о смазках: для монтажа общепризнанно лучшим вариантом считается продукт Ate bremszylinder paste.
Правда, говорят, он исчез изо всех магазинов, да и объём его пригоден для практикующих механиков (или СТО), а для разовой работы есть вполне себе годные заменители.

Возвращаемся к переборке:
— после очистки корпуса необходимо установить пыльник:

— нанести смазку на всю поверхность нового поршня:

— аккуратно вставить поршень, не повредив пыльник:

— утопить поршень в корпус до упора:

-убедиться, что пыльник не соскочил с корпуса суппорта и держится на поршне и что на нём нет несимметричных складок;
Всё? А вот и нет.
Замена втулок под направляющие
Тема "мазать или не мазать направляющие" вызывает горячие споры на всех ресурсах:-)
Разработчик тормозных систем, бренд ATE, регулярно проводит технические тренинги в Академии ЕвроАвто и на этот вопрос даёт однозначный ответ: направляющие открытого типа не только не надо мазать, скорее наоборот — их НЕЛЬЗЯ смазывать. И вот почему: как обозначали ранее, на большинстве автомобилей устанавливаются однопоршневые суппорты с плавающей скобой. В них НЕТ механизма, обеспечивающего отведение колодок от диска после отпускания педали тормоза. И свобода "обратного хода" во многом зависит от резиновых элементов. В самом суппорте роль возвратной пружины исполняет манжета. Деформируясь при выдвижении поршня, после пропадания давления она стремится принять начальную форму, попутно возвращая и поршень. А в "плавающей скобе" аналогичные функции выполняют резиновые втулки, в которых прячутся направляющие. Если заглянуть внутрь (см. одно из первых фото), а лучше — разрезать старую втулку, можно обнаружить в ней несколько "гребней". Вот именно они-то и работают как возвратная пружина. Следовательно, при наличии смазки на направляющих резина просто не сможет зацепить за поверхность и "тянуть назад", а как результат — неравномерный износ колодок при исправном суппорте. К подобным последствиям приведёт и естественный износ этих "гребешков". Отсюда вывод: при любом ремонте суппорта необходимо менять и резинопластиковые втулки. Да-да, я не оговорился, они не просто резиновые, а именно резинопластиковые. Именно смолы, входящие в состав пластиковой составляющей, при нагреве суппорта работающих тормозов и обеспечивают необходимое количество смазки в подвижном элементе. "Откуда дровишки"? С тех самых тренингов от ATE.
От теории к практике:
— извлечь старые втулки;
— тщательно очистить поверхность корпуса суппорта:

— нанести на новые втулки монтажную смазку:

— вставить новые втулки в корпус суппорта;
— очистить направляющие от грязи;
— вставить во втулки и попробовать перемещать:

Направляющие не должны проваливаться, но и перемещаться должны с небольшим усилием, развиваемым двумя пальцами. Безусловно, втулки направляющих желательно менять одновременно на обоих суппортах, даже если перебирался только один.
Вот теперь переборка переднего суппорта окончена. Но устанавливать его на автомобиль ещё рано. Остался ещё один узел, требующий внимания.
Чистка скобы суппорта
Одна из наиболее частых причин неравномерного износа — большое количество грязи на скобах:

Неравномерный износ тормозных дисков: причины и последствия СТАТЬИ

Как и колодки, тормозные диски тоже нуждаются в регулярной замене — просто через несколько больший промежуток времени и пробега автомобиля. Это, конечно, если машина эксплуатируется «как надо», согласно рекомендациям завода изготовителя. Диски в таком случае вполне могут отъездить 80-100 тысяч километров. Но бывает, что диски изнашиваются быстрее и менять их приходится намного раньше, а удовольствие это не из дешевых. Почему так происходит, нам и предстоит разобраться именно сейчас.

Первые признаки

Заметить неравномерный износ по каким-то косвенным признакам достаточно сложно, ведь они могут указывать и на проблему с, например, колодками или «закисшими» направляющими. Но обратить внимание на такие неисправности однозначно стоит! Вы ведь не хотите где-то на серпантине, на подъезде к Сочи, остаться без тормозов? Таких признаков, которые могли бы хотя бы отдаленно намекнуть на неравномерный износ тормозных дисков на самом деле немного:

  • Вибрации либо рывки при торможении.
  • Вибрации на руле при торможении с большой скорости.
  • Нехарактерные звуки при работе тормозов.
  • Частичный провал педали.

Заметив хотя бы намек на что-то подобное лучше перестраховаться и провести ревизию тормозных механизмов в целом!

измерение деформации тормозного диска

Виды неравномерного износа тормозных дисков

Второй пункт нашего сегодняшнего экскурса — виды износа и их проявления. Скажу сразу — ручки придется замарать, ведь лучше всего определить состояние тормозных дисков и причины неправильной работы тормозов можно банально взглянув на них! А для это придется поддомкратить машину и снять колесо с интересующей вас стороны. А там и все видно будет.

Всего видов неравномерного износа не так много и заметите вы их сразу:

  • Оставленные борозды на внешней или внутренне стороне диска.
  • Наличие явных следов износа с одной стороны диски при отсутствии таковых с другой.
  • «Волна», т.е. искривление осевой плоскости диска.

Борозды, конечно, самый явный след. Выглядит это как будто кто-то камнем царапал диски, оставляя глубокие следы:

тормозные диски

Могут быть и сколы, даже вкрапления материала от колодок, трещины и т.д. Односторонний износ тоже заметить легко, ведь диск будет с одной стороны сильно изношен, а с другой нет. Тут это, как говорится, будет заметно «невооруженным взглядом». «Волну» заметить несколько сложнее, ведь искривление диска может исчисляется десятыми миллиметра. О ней будет говорить вибрация при езде.

3 торм диск

Почему тормозные диски изнашиваются неравномерно?

Идем дальше. В чем причина наших проблем? Тут как в том старом автомобильном анекдоте: «причин может быть множество, а последствия могут быть разными». В первую очередь, могут быть установлены некачественные детали. Дешевой «китайщине» даже не нужно подвергаться каким-то серьезным нагрузкам, их может «повести» после нескольких торможений со 100 км/ч.

Также устроить такую проблему может и банально закисшая или перекошенная направляющая. В этом случае суппорт застрянет в каком-то положении, и одна колодка будет прижиматься к диску, а вторая — нет. Это будет тот самый неравномерный односторонний износ. Машина при этом даже будет передвигаться и тормозить, хоть и плохо. Иногда заклинивают колодки в каком-то положении. Такое бывает из-за неправильной установки или поломки поджимающих пружин в суппорте.

4 трещина в тормозном диске

А может и заклинить поршень в суппорте, если его давно не обслуживали, не меняли манжеты, не смазывали и не отчищали грязь. В этом случае нарушается равномерность распределения тормозных усилий на колодки, и как следствие — тот же неравномерный износ дисков! Еще одна причина — старая тормозная жидкость, склонная к кипению, или завоздушивание одного из контуров тормозной системы. Неравномерный износ тормозных дисков в таком случае обусловлен недостаточной передачей усилия на тормозные цилиндры, что также чревато и плохим торможением автомобиля в целом.

Как избежать проблем?

Хотелось бы мне сказать здесь что-то принципиально новое и уникальное, но нет. Ничего нового тут не скажу. Просто следите за своими тормозами, обслуживайте их своевременно, не игнорируйте малейшие признаки неисправностей и забудьте про китайские детали, если вам дорога жизнь! Не забывайте регулярно смазывать направляющие суппортов, менять тормозную жидкость и правильно относитесь к выбору тормозных колодок.

Не малую роль тут играет и стиль вождения. Если вы «городской гонщик», трогаетесь со светофора с педалью газа в полу и также тормозите, то неравномерный износ тормозных дисков для вас в целом и не проблема, а следствие манеры управления автомобилем. Придется или пересмотреть свое поведение на дороге или смириться с необходимостью частой замены дисков.

Если же автомобиль эксплуатируется в горной местности, то здесь нужно стараться использовать торможение двигателем и трансмиссией, чтобы не перегревать тормозные диски на затяжных спусках. Многие игнорируют такие способы замедления автомобиля, хотя водители старшего поколения еще помнят, как этому учили в автошколах. Торможение двигателем и трансмиссией достаточно эффективны, не стоит их игнорировать, это поможет продлить жизнь тормозным дискам.

Что делать если уже «попал»?

Мой вердикт однозначен — снять испорченные диски, закинуть их в ближайший мусорный бак, купить и установить новые. Но давайте я объясню почему я так думаю. Многие на этом моменте подумали: «Вот дурак, можно же сэкономить и просто проточить начавшие «бить» искривленные диски!». Как бы не так.

6 проточка дисков

Станок для проточки действительно может выдержать ровность плоскости с точностью до 0,0005 мм и диски действительно будут практически идеально ровными после проточки. Но не забывайте, что «ведет» их чаще всего от перегрева, пусть и вследствие разных технических причин. Изготавливаются тормозные диски из чугуна, который не любит перегревы и быстро меняет свои свойства вследствие этого. Проточка снимет поверхностный слой металла, но буквально 1-2 хороших торможения и диски снова можно будет снимать и нести на проточку. Стоит ли оно того?

К тому же, если у вас установлены заведомо некачественные диски — это отличный повод их поменять. Да, удовольствие не из дешевых, но лучше купить опыт таким образом, нежели потом попасть в серьезное ДТП.

Неравномерный износ колодок: где искать причину?

Если износ деталей автомобиля происходит «не по правилам» (слишком быстро или неравномерно), это сигнал. Важно выяснить, что привело к возникновению нарушений в отлаженной работе механизма, и устранить проблему.

Неравномерный износ колодок – явный признак того, что некорректно работают привод или тормозная система. Мы расскажем, как выяснить причину точнее.

Неравномерный износ двух колодок на одном колесе

Причина проблемы - попадание грязи, пыли и других посторонних частиц на направляющие или поршень и в цилиндр. «Виновниками» являются изношенные или поврежденные пыльники. Кроме заклинивания системы из-за грязи можно ожидать и того, что от влаги и дорожной соли на деталях появится ржавчина. Результат – неравномерный износ тормозных колодок после заклинивания и прижатия к диску с неодинаковой силой.

Внутренняя стирается гораздо быстрее из-за того, что грязь, попавшая через поврежденный уплотнительный элемент, мешает поршню «ходить» должным образом.

Основную опасность представляют песок, вода, соль и пыль.

Если внешняя колодка стирается быстрее, это верный признак того, что на направляющие суппорта попала грязь. Виноват износившийся или некачественный уплотнитель.

Чтобы устранить проблему, придется:

  • снять направляющие и тщательно их очистить от загрязнений;
  • смазать специальным составом;
  • установить на место;
  • заменить старые уплотнительные детали на новые.

Смазывать направляющие (или «пальцы») необходимо при каждой замене.

Неравномерный износ пар колодок на одной оси

Если неравномерно изнашиваются передние колодки, причин может быть несколько. Чаще всего проблема возникает из-за «пальцев». Так как суппорт ходит по направляющим, важно, чтобы они были хорошо смазаны. Если смазка высохла, потерялся или вышел из строя уплотнитель, работа системы нарушается, что и приводит к неравномерному износу колодок.

Чтобы этого избежать, вовремя меняйте уплотнители, проверяйте направляющие на наличие посторонних примесей и загрязнений, смазывайте специальными составами. Использовать для «пальцев» смазку для колодок нельзя – они имеют разные рабочие характеристики. Смазка на направляющих должна быть специальной.

Вторая распространенная причина неисправности – повреждение тормозного шланга. Он расположен таким образом, что регулярно подвергается внешним воздействиям, например, ударам от летящих из-под колес камней. Как следствие, снижается герметичность тормозной системы, нарушается ее работа, меняется интенсивность прижимания колодки к диску в процессе торможения. Плюс к тому, при повреждении шланга происходит утечка тормозной жидкости. Шланг необходимо поменять.

Проблемы с гидравликой также влияют на естественный износ – торможение происходит с отклонениями от нормы. Гидравлическая пробка – распространенная проблема. Поршень перестает двигаться как положено, колодки не прижимаются с должным усилием к диску, нагрузка распределяется неравномерно.

Дополнительный симптом гидравлической пробки – автомобиль уводит в сторону после того, как нажали педаль тормоза. Для устранения проблемы необходимо отогнать машину на СТО.

Нетипичный износ возможен, когда искривлен тормозной диск. Такое чаще всего случается при интенсивном торможении, когда система резко охлаждается (к примеру, авто проезжает через лужу с холодной водой). Резкий перепад температур — и диск деформируется. Обычно такое происходит только с одной стороны.

Почему задние колодки изнашиваются быстрее передних?

По законам физики все должно быть наоборот – при торможении максимальная нагрузка приходится именно на переднюю часть машины, так как задняя как бы накатывается на нее. Поэтому передние тормоза подвергаются намного большей нагрузке, чем задние. Этим обусловлена редкая замена задних элементов тормозной системы – на одну замену задних колодок приходится 2-3 замены передних.

Но случается с точностью до наоборот.

Если задние стерлись быстрее передних, причины может быть две – неправильно отрегулирован стояночный тормоз (перетянут ремень) или точка входа тросика подверглась интенсивному загрязнению, вследствие чего трос подклинивает.

Вот мы и рассказали об основных причинах нетипичного износа колодок. Своевременное техобслуживание, установка качественных запчастей и регулярная диагностика избавят от типичных проблем неравномерного истирания компонентов тормозной системы. Но если вы уже столкнулись с неполадкой, не затягивайте с ремонтом - иначе проблемы будут расти как снежный ком!

Неравномерный износ колодок. Разберем передние и задние – основные причины

Иногда ко мне на блог приходят такие вопросы – «недавно менял передние тормозные колодки, получается очень странно, одна из них стерлась практически до металла, а вот на другой есть еще достаточно большой фрикционный слой. Подскажите, пожалуйста, почему такое происходит? Какие причины такого неравномерного износа?» И таких вопросов достаточно много, поэтому сегодня я решил осветить этот вопрос подробнее, будет интересно, так что читайте …

тормозных колодок

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Стоит отметить, что неравномерный износ может быть как на передней, так и на задней оси, там где установлены дисковые тормозные системы, потому как принцип работы у них одинаковый и реально мало чем отличается.

изношены

Гидравлика наше все

Сейчас большинство автомобилей имеют именно гидравлические тормоза, то есть работают на специальной тормозной жидкости, которую нужно обязательно менять через определенный промежуток времени. Также хочется отметить, что эти составы имеют классификацию по DOT (общепринятому стандарту) сейчас уже насчитывается пять классов от DOT1 до DOT5.1, некоторые уже сняли с производства другие используются. Кстати вот здесь писал, какие можно смешивать, а какие нельзя.

влага

Так вот, почему я начал именно с «тормозухи», да потому что она имеет непосредственное участие в этом процессе, именно она провоцирует неравномерное изнашивание фрикционных накладок.

Поршни суппорта

Теперь поршень

ИТОГ! Банально ВОВРЕМЯ меняйте тормозную жидкость. И тогда стенки не будут ржаветь изнутри.

Направляющие

МЫ с вами знаем, что основная часть суппорта ходит по специальным направляющим или в простонародье «пальцам». Они всегда должны быть чистыми, ровными и желательно иметь специальную смазку для направляющих (банально не должно быть никаких «залипаний»). Кстати здесь НЕЛЬЗЯ применять смазку для самих колодок, они не одинаковы!

наносим состав

ЧТО ДЕЛАТЬ? При смене тормозных колодок, смазываете смазкой эти «пальцы», и проверяйте их работоспособность, КЛИНОВ быть не должно!

Небольшое видео в тему.

Пыльники

порвался пыльник

Это косвенная причина и всегда противная, однако, за этими резинками стоит многое. Так что следим за ними, при необходимости меняем.

Закисание

Вроде и пыльники целые и не порванные, и суппорт вроде бы в порядке. Но «блин» клинит, его и все тут! В чем может быть дело?

От времени, особенно если вы долго не пользуетесь автомобилем (стоял зиму на стоянке), смазка на направляющих может банально высыхать или закисать. Тогда получаем такой же эффект, клин суппорта, опять же возможен не равномерный износ.

Закисли направляющие

Это основные причины, конечно бывает дело и в некачественных колодках, и в течи сальников, и в завоздушивании системы. Но это очень редкие причины, основные кроются все же суппортах и его подвижных частях.

Думаю, вам было интересно, читайте наш АВТОБЛОГ, подписывайтесь на обновления.

(10 голосов, средний: 3,60 из 5)

Биение педали тормоза при торможении нива шевроле

При плавном торможении возникает ощущение, что машина тормозит рывками. При более сильном торможении, появляется сильная вибрация по всему кузову. Пытался найти проблему: поменял с правой стороны передний тормозной диск и ступицу, передние тормозные колодки, задние тормозные цилиндры. Вибрация не прекратилась. В чем может быть дело?

  • Тормозит только правое колесо в Шевроле Нива – 1 ответ

Ступичные подшипники должно быть слышно, что они кончаются, сильно будут гудеть. Такие по любому менять. Никогда не слышал, что-бы, из-за них, была сильная вибрация. При движении сильный гул, на всякий случай не поленитесь заглянуть на крестовины и крепления, что-бы быть уже уверенным, и на раздатке проверьте подшипник.


Такая вибрация — от регулировки «колдуна». На скоростях выше 70-80 км/час «трясет» машину, бьет по ноге(педали тормоза) при торможении с частотой 2-3 раза/сек. Это подключаются в работу задние тормоза сперва, а как нос машины «клюнет» вниз, они отключаются, т.к. на это время ослабевает давление на клапан регулятора задних тормозов. Затем опять начинают тормозить и тут же опять перестают, а подтормаживают только передние. И так до скоростей около 60-50 км/час, потом тормозят все колеса одинаково. Выход: необходимо, чтобы задние тормоза подключались намного позже передних, вкрутить на 1-2 шага резьбы рег.винт регулятора.

Если в руле биение, то это тормозные диски.

Осталось заменить левый тормозной диск.


Вибрация может исходить от кардана, проверьте крестовины, на них не должно быть ни малейшего люфта, крепление на редукторе.


Вывесите одно колесо, воткните передачу и одновременно нажимайте на тормоз. Узнаете от какого колеса идёт биение. Вибрация. Дабы исключить кривые колёса, делаете это со снятым колесом. Возможно износ направляющих суппортов.

У меня была трещина на заднем тормозном барабане от перегрева. Симптомы были такие же. Поменял барабан, стало нормально.

Подпишись на наш канал в Я ндекс.Дзене

Еще больше полезных советов в удобном формате

На майских праздниках, покатавшись по области, меня окончательно достало биение педали тормоза. Со скорости 110 км/ч вообще проблемно останавливаться, педаль тормоза пинается и нажимать на нее не очень приятно, лишний раз аж тормозить не охота. Не исправный механизм в общем. Так что я не стал больше терпеть и купил тормозной барабан. К слову сказать, один тормозной барабан и один тормозной диск я уже поменял, и в придачу еще много чего в рамках ТО тормозной системы. По этому поводу есть соответствующая запись в БЖ. Так как ранее мне удалось, случайным образом, диагностировать что причина биения педали это задние тормоза, я был на 100% уверен в успехе. Замена тормозного барабана — простая операция. Ослабляем трос стояночного тормоза, снимаем колесо, снимаем старый тормозной барабан, ставим новый барабан, ставим колесо и натягиваем трос стояночного тормоза. Как и ожидалось, проблема с биением педали ушла полностью.
По случаю решил разобраться с тормозными суппортами. С приходом жарких деньков стал ездить с открытыми окнами и услышал отвратительное металлическое лязганье при проезде неровностей. При прошлом ТО тормозной системы, заметил что пружинки в суппортах установлены разного размера. Некоторые из них совсем не пружинили, а сохраняли свое положение после растягивания или сжатия, под другими были подложены шарики от подшипника. Короче говоря — я знал что мне надо, мне нужны новые пружины. В одном из магазинов продавец порекомендовал поставить вот такие 21080-1702087-00, это пружина фиксатора КПП на автомобиле ВАЗ 2108. Если сравнивать ее с родной пружиной, то пружина фиксатора КПП меньшего диаметра, но заметно жестче и длиннее. Взял 8 штук на оба колеса, цена по 20 рублей. Продавец сказал, что одному поставить не вариант. После его слов это стало дело принципа. На самом деле, ни чего сложного, алгоритм действий такой. Снимаем оба рычага тормозного суппорта, выкидываем старые пружины, чистим посадочные места пружин. Снимаем суппорт и отводим в сторону. Устанавливаем нижний рычаг суппорта с новыми пружинами, ставим ось шплинтуем. Тут все просто, т.к. на рычаг не давит суппорт. Ставим суппорт на место. Берем струбцину и сжимаем пружины нижнего рычага суппорта. Сдвигаем суппорт максимально вниз. Ставим верхний рычаг и пружины, берем вторую струбцину и аккуратно сдавливаем пружины верхнего рычага. Здесь самый ответственный момент, в верхнем рычаге в момент сдавливания не стоит ось, в следствии чего он может выскользнуть из под струбцины, придерживаем его рукой. После того как пружины сдавлены, вставляем ось в верхний рычаг суппорта и шплинтуем ее. Все готово. Если с первым колесом пришлось повозиться, то на второй стороне все прошло как по маслу.

В итоге, суппорты передних тормозов перестали брякать, при чем не важно на каких кочках — тишина. Биение педали тормоза пропало, стало приятно и легко тормозить. Вообще тормоза стали мягкими, плавными но в тоже время очень сильными. Машина останавливается отлично при минимальном усилии на педали тормоза. Проделанной работой доволен. Еще один узел вычеркнут из длинного списка ремонта и обслуживания узлов и механизмов автомобиля.


Тормозная система – один из главных механизмов в автомобиле, отвечающий за снижение скорости и остановку транспортного средства. Если на неисправном двигателе автомобиль никуда не поедет, то при проблеме с тормозами передвижение становится опасным не только для водителя и пассажиров, но и для других участников дорожного движения. В данной статье рассмотрим возможные причины биения тормозов, что говорит о какой-либо не исправности.


Бьет педаль тормоза при торможении – это посторонние вибрации, идущие на педаль в момент торможения. Между толчками на педаль и скоростью существует прямо пропорциональная зависимость, то есть чем выше скорость, тем интенсивнее будет «ответ» в педаль. Если скорость свыше ста километров в час, при плотном торможении вибрации могут так же перейти на руль и кузов авто.

Почему бьет педаль тормоза при торможении

Почему при нажатии на тормоз бьет педаль тормоза? Чаще всего при обнаружении различных неисправностей автомобилисты обращаются в специализированный сервис.

Полировка лобового стекла своими руками? Смотрите
тут подробную инструкцию.

Подсветка замка зажигания своими руками, подробнее – в нашей статье .

Требуется замена пружин передней подвески? Подробности вы найдете в этой статье.

Да, это распространённая причина «ударов» в руль или педаль тормоза, но все-таки бывают и другие неисправности, дающие такой результат. Рассмотрим, какие основные неисправности могут вызывать такое поведение автомобиля в момент снижения скорости.

  • Первая причина, которою мы уже описали выше – это деформация тормозного диска. Чаще всего такое происходит от сильного перегрева. Средняя рабочая температура современного тормозного диска 200-300 градусов. Перегретый мягкий метал, склонен к деформации, от чего на поверхности диска появляются неровности, которые и дают толчки. Решить эту проблему можно путем замены дисков. Если ваш стиль вождения достаточно агрессивен, то стоит задумать о приобретение более стойких к температуре тормозных дисков. За термостойкость отвечает вентиляция дисков, а так же их площадь, чем она больше, тем лучше теплоотдача.
  • Износ тормозных дисков. При сильном и неравномерном износе на тормозной поверхности «блина» могут появляться задиры, что будет причиной биения. Просто решение замена. Если же у дисков с одной оси неравномерный износ, значит, торможение правого и левого колеса происходит неравномерно, что так же может усложнить управление автомобилем и стать угрозой жизни.
  • Перегрев напыления «феродо» на колодках. При перегреве тормозной поверхности колодок, фрикционные накладки начинают просто рассыпаться, из-за чего не могут правильно и равномерно прижать тормозной диск и остановить колесо.
  • Неравномерный или сильный износ колодок. Так же как и поверхность диска, тормозная поверхность колодок «феродо» со временем изнашивается. Износ может происходить неравномерно, что повлияет на износ диска и на процесс остановки вращения колеса. Решается все элементарной заменой. Если у тормозных дисков еще достаточный слой рабочей поверхности и нет дефектов, то можно обойтись только заменой колодок в паре на ось. При установке новых колодок обязательно нужно прочистить скобу, иначе это может привести со временем к закисанию в ней колодки. Колодка должна иметь свободный ход в скобе, что бы суппорт ее правильно прижимал всей плоскостью к тормозному диску.
  • Неработоспособные тормозные цилиндры суппорта. Такой же распространённой проблемой, являются заклинившие поршни. Такое часто происходит из-за порванных пыльников тормозных поршней, из-за этого в тормозной цилиндр попадает грязь и влага, которая «убивает» смазку механизма, что со временем приводит к закисанию и неработоспособности всего устройства. Решить эту проблему поможет ремкоплект суппорта. В комплекте будет новый пыльник, тормозной поршень и смазка. Все элементарно просто старый поршень нужно «выдавить» из цилиндра нажатием на педаль тормоза, потом все чистим, смазываем стенки цилиндра, поршень и вжимаем его назад, и устанавливаем новый пыльник.
  • Износ задних тормозных колодок. Часто замечается только при резком торможении. Обычно при умеренном режиме езды в процессе торможения участвуют только передние механизмы, задние подключаются либо позже, либо при резком торможении. Так что если биение идет не вместе с нажатием на педаль, а позже или к концу, то это, скорее всего, дают о себе знать изношенные колодки задних тормозов.
  • Износ задних тормозных барабанов или их искривление. При торможении барабан неравномерно или непостоянно прижимает колодку, таким образом, полноценного контакта между колодкой и тормозной поверхностью нет, падает эффективность торможение и передается вибрация на педаль или кузов. Причиной износа этих деталей чаще всего становится их возраст, и решение этого вопроса простое – замена изношенных расходников на новые.
  • Сильный износ ступичных подшипников. Из-за люфта и износа рабочей поверхности подшипника передается вибрация и гул на колесо. При торможении передняя подвеска автомобиля нагружается, что и создает вибрацию от подшипника. Проверить износ подшипника модно на подъемнике, проверив колесо на вертикальный люфт, если он имеется, то подшипник уже «отжил» свое, его необходимо менять.


  • Неправильная балансировка колес. Редко дает о себе знать именно через педаль тормоза, чаще бьет в руль. Решить проблему можно, обратившись на шиномонтаж. Путем правильной балансировки колес, вибрация уйдет.
  • Последней проблей, могут оказаться незатянутые до конца гайки и болты. Это причина недостаточной фиксации механизмов, появление люфтов, что моментально взывает вибрации. Помимо того что это может так же привести к раннему износу на деталях это скажется и на безопасности транспортного средства.

Видео: почему при торможении бьет педаль тормоза и руль?

Подведение итогов

Биение педали тормоза при торможении – это один из симптомов неисправности тормозной системы. Последствия могут быть самыми разными от простого износа деталей до создания аварийных ситуаций из-за отказа тормозов.

Для полноценной работы тормозной системы необходим полный контакт между поверхностью фрикционной накладкой колодки и тормозным диском. Если же замена изношенных деталей помогла лишь на время, может, стоит задумать о смене стиля вождения, потому что именно стиль езды влияет на срок службы деталей.

Так же не стоит допускать перепада температур нагретых элементов (дисков и суппортов), старайтесь после торможения объезжать лужи, а так же перед мойкой автомобиля дайте тормозам остыть. Что бы избежать поломок стоит чаще обращаться на станции технического обслуживания для проверки работоспособности и профилактики тормозных механизмов, своевременно их ремонтировать, а так же периодически самостоятельно осматривать свои тормоза.

Протестировать и найти какие-либо неисправности тормозной системы в своем автомобиле можно на пустом участке дороги, вдали от домов и пешеходов во избежание аварийных ситуаций.

Стоит прежде всего внимательно проследить за процессом торможения автомобиля, прислушаться, нет ли посторонних шумов или скрипов, в равномерности торможения, меняется ли направление движения при резком торможении.

Читайте также: