Несчастные случаи на автовазе

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 05.10.2024

Фабрики смерти. Как на автозаводах лишаются здоровья и жизни

Сотрудник УАЗа судится с заводом, требуя компенсацию в 5 млн рублей за отрубленную неисправным прессом кисть. Лайф выяснял, почему такие трагические истории — норма для отечественного автопрома.

<p>Фото: &copy; L!FE/Владимир Суворов</p>

Фото: © L!FE/Владимир Суворов

Россияне, покупающие машины, вероятно, не подозревают, что порою эти автомобили в буквальном смысле омыты кровью рабочих. В прошлом году на УАЗе, "АвтоВАЗе" и КамАЗе, словно под копирку, произошли несчастные случаи: травматические ампутации конечностей, переломы, тяжёлые травмы, один рабочий даже погиб.

Ульяновский автомобильный завод

В конце 2016 года рабочий прессового производства УАЗа Александр Маричев подал в суд заявление (есть в распоряжении Лайфа) на работодателя с требованием компенсировать ему 5 млн рублей за то, что он лишился фактически кисти руки на производстве.

— Травма очень тяжёлая, нервы не работают, с сосудами проблемы. С того момента, как это произошло, я толком руку не чувствую. Большой палец остался, а всего остального нет, даже ладони. Действую рукой, как будто палкой: ни книгу, ни журнал взять нельзя, всё вываливается из рук. Боль постоянно преследует, — рассказывает Маричев.

В 2014 году Маричев бежал от войны, пришедшей в Луганск, и по распределению Федеральной службы по труду и занятости попал на УАЗ. Всё было относительно неплохо до злополучного 8 июня 2016 года. С утра бригадир дал задание, и работник закончил его даже чуть раньше, до обеда. После перерыва начальник выдал Маричеву новое задание — перейти на другой станок, выпущенный в 1950-х годах.

На этом станке не работало фотореле, которое должно тормозить пресс, если во время движения ползуна кто-то сунет руку в рабочую зону. Кроме того, движение пресса должно начинаться, только если нажать две кнопки, — это как раз и сделано, чтобы у оператора руки были заняты и он чисто физически не мог получить травму. Но и эта защита не работала.

— Где-то за неделю до этого случая я обратился к электрикам, так как аналогичный станок (всего их 7) барахлил. Они минут 40 ковырялись с ним и вроде бы починили. Сказали, что не работало фотореле. И до этого я обращался к ремонтникам, так как станки выходили из строя. Именно на этом станке за полгода произошло около четырёх поломок. В частности, я нажимал одну кнопку вместо двух — и станок срабатывал, — рассказывает Маричев.

Когда Маричев стал доставать обеими руками деталь, штамп самопроизвольно сработал, размозжив кисть. Позже инспекция по труду выяснила, что начальство должно было, но не обеспечило рабочего специальным пинцетом для доставания болванок.

Было несколько операций. За полгода лечения администрация завода не интересовалась рабочим. Только после просьбы Маричева начальник цеха Евгений Пресняков санкционировал разовую выплату в виде пяти тысяч рублей. В качестве пособия по больничному листу платили половину зарплаты (9 тыс. рублей).

— В месяц 4 тыс. рублей уходит на аренду комнаты, на жизнь остаётся 5 тыс. руб. Питался один раз в день. Сейчас, правда, меня перевели в отдел по контролю качества, там работаю, — пояснил рабочий.

За 2016 год это уже второй (!) случай травматической ампутации конечностей на УАЗе. И если Маричев ещё надеется получить от работодателя компенсацию, то 45-летний Виталий Шорин уже ничего не получит от УАЗа, никогда. 7 октября 2016 года Шорина за руку затянуло под конвейерную ленту. Сдавленного мужчину долго не могли достать, он скончался на месте.

— УАЗ выделил для похорон автобус. И в соответствии с коллективным трудовым договором родственникам Шорина перечислили 12 тысяч рублей, — рассказал ульяновский правозащитник Виктор Гусев.

В официальном ответе Лайфу причиной несчастного случая с Маричевым УАЗ назвал "несоблюдение технологического процесса и недостатки в обучении безопасным приёмам труда". Виновные оштрафованы госинспекцией по труду, как и в случае с трагедией Шорина.

— После данного случая на предприятии введён режим усиленного контроля за состоянием условий труда, охраны труда и техники безопасности, в подразделениях разработан ряд технических мероприятий и инструкций, реализация и соблюдение которых позволит предотвратить повторение подобных случаев, — сообщили в пресс-службе Sollers (владеет УАЗом).

"АвтоВАЗ"

Схожая история на "АвтоВАЗе": 8 сентября 2016 года 32-летнему Дмитрию Сафонкину станок отрубил руку. А всё произошло из-за того, что Сафонкин, будучи штамповщиком, вынужден был заниматься не своим делом — наладкой станков. В тот день он работал не на своём прессе: руководство предложило подработать в другом цехе, где штампуют мелкие детали, это и выше оплачивается. Однако наладчиков из-за сокращения на заводе не хватает, поэтому бригадиры принуждают операторов помогать им.

— Не хочешь помогать наладчикам — мы тебя на следующий месяц на этом месте не оставим, — рассказывает Анна Перова, активистка профсоюза "Единство", которая и сама лишилась трёх фаланг на "АвтоВАЗе".

По её словам, другой коллега Сафонкина, тоже оператор, запустил станок (1970-х годов выпуска, новые прессы имеют защитные датчики для таких случаев), полагая, что он в наладочном режиме — так он двигается медленно. В это время рука товарища была в рабочей зоне. Будь рядом наладчик, он этого бы не допустил, потому что абсолютно точно знает, какие режимы активированы у сложной аппаратуры.

— И получилось, что ползун вниз пошёл, руку Димы зажало между направляющими. Её просто размазало. Там валялись куски мяса, повсюду была кровь, а в том самом пазу застряла кость. Скорую вызвали немедленно, но сделать она ничего не могла. Ещё пришлось ждать МЧС, которые ломиками освободили руку. Представьте, что он пережил, какая боль, — продолжила Перова.

Мужчина остался инвалидом и сейчас получает соответствующую пенсию. У него двухлетняя дочка растёт, жена в декрете. Дима был единственным кормильцем семьи. В месяц он получал около 25 тыс. руб.

По словам Анны Перовой, на "АвтоВАЗе" компенсацию Сафонкину готовы дать только после суда, здесь сложилась такая практика. Причём активистка, исходя из сложившейся практики, ожидает, что здешний суд ограничится компенсацией морального вреда в районе 50 тыс. рублей.

В компании "АвтоВАЗ" тему травматизма затрагивать не захотели, перенаправив в аффилированный профсоюз "Автосельхозмаш". Начальник профсоюза Сергей Зайцев оказался весьма поверхностно осведомлённым об истории Сафонкина.

— Была такая ситуация на производстве, но подробностей я не знаю, в расследовании не участвовал. Поэтому нюансы сказать не могу, — заявил он. — Если помощь была необходима, я уверен, что она была оказана. Мне докладывали, что не просто было рассмотрение этого вопроса. Руководил работой комиссии один из начальников этой организации.

По словам Перовой из "Единства", участвовавший в расследовании человек из "Автосельхозмаша", когда поставили на голосование вопрос о вине обоих операторов, исполнявших роль наладчиков, воздержался.

— Позже выяснилось, что подписи под документом о том, что Сафонкин прослушал технику безопасности, подделаны задним числом, — рассказала правозащитница.

КамАЗ

Официально КамАЗ возложил вину на своего сотрудника. Руководитель пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев сообщил Лайфу, что человеку, получившему инвалидность, выплатили компенсацию, но не уточнил, какую сумму.

"Группа ГАЗ"

На фоне других заводов ГАЗ ещё выглядит менее опасным.

— В 2016 году на ГАЗе было шесть травм, без травматических ампутаций и смертельных исходов. В целом у нас травматизм ежегодно снижается благодаря превентивным мероприятиям — закупке современных средств индивидуальной защиты, приборов безопасности, обучению персонала и др., — рассказали в пресс-службе компании.

Впрочем, в компании не упомянули, что один из этих случаев был довольно тяжёлым. В январе ледяная глыба продавила стеклянную крышу одного из цехов и упала на 43-летнего рабочего. Мужчина выжил, но получил сотрясение мозга, перелом лобной части черепа и скальпированную рану головы.

А как у них?

В России также работают иностранные компании, в прошлом году ни в одной из них не было зафиксировано травматических ампутаций, да и тяжёлых травм нет. В Renault и Hyundai заявили, что в прошлом году не было ни одной травмы у рабочих. В калужском Volkswagen отказались комментировать, но отметили, что тяжёлых травм не было. В профсоюзе VW сообщили, что было немного травм (переломы рук и ног), которые происходили из-за обычных падений рабочих, с производственными недочётами они не связаны.

— Транснациональные автокомпании, когда приходят в Россию, у них первое требование — безопасность, потом уже качество идёт и всё остальное. У них достаточно серьёзный учёт даже по порезу пальца, ведь это тормозит работу, несёт убытки. Сразу же начинает работать команда, решая, как устранить саму возможность порезаться, — говорит лидер Межрегионального профсоюза рабочих автопрома (МПРА) Алексей Этманов. — Допустим, из моей практики на иностранном заводе была такая ситуация, когда человек повредил голову, работая под днищем машины, — сразу же закупили каскетки с пластиковой защитой. Они на этом не экономят. Там травматизм в разы меньше. В России всё возложено на инспекцию по труду, но этот анахронизм давно пора уничтожить, — заключил Этманов.


В Тольятти на Волжском Автозаводе после внеурочной смены умер рабочий Виктор Насонов. Об этом Открытой России сообщили коллеги Насонова по 15 корпусу ПАО «АВТОВАЗ».

«Он в первую смену работал. Отказался, когда предложили остаться. Когда вышел с проходной, снова позвонили и уговорили. Он работал как папа Карло, перерабатывал. Месяц назад 58 исполнилось. Сердце. », — написали в сообществе «Рабочие АВТОВАЗа» коллеги Насонова.

В официальном профсоюзе Волжского Автозавода: профсоюзе рабочих Автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения (АСМ) отказались комментировать Открытой России происшедшую трагедию. В свою очередь, рабочие АВТОВАЗа рассказали, что за последние полгода начальники и мастера цехов неоднократно заставляли их трудиться сверхурочно: во время обеденного перерыва или до начала следующей смены.

«Тех, кто не соглашается на переработку, заставляют увольняться по программе оптимизации или переводят на работу из цехов в Индустриальный парк. Там зарплата на пять тысяч рублей меньше, чем на других производствах АВТОВАЗа. Поэтому мы предпочитаем не спорить с начальством и работаем сверхурочно как крепостные: где прикажут и как прикажут. Официальный профсоюз знает обо всех нарушениях, но отстаивать права рабочих не спешит. То, что Виктор Насонов умер от переработки: ни для кого не секрет. Умирать не страшно: с 31 июля профсоюз АСМ добился для состоящих в нем вазовцев скидки в 10 процентов на похороны», — рассказал Открытой России рабочий завода Михаил.

Комментировать

Все комментарии (47)

Над страной весенний ветер веет
С каждым днем все радостнее жить
Время песен и товарищей прошло . Пришло время хозяев и рабов . Так что за работу бывшие товарищи , за работу и пусть полна будет ваша пайка и не потна майка.

О чём статья? Что человек помер? Кстати, что умер от больного сердца, это всего лишь заявление его коллег, а не экспертизы. А может у него инсульт был? Опять начальство на работе виновато? Прямо противоположный пример - три года назад один мой знакомый что-то не очень хорошо почувствовал себя на работе. Обратился к начальнику, тот немедленно отпустил его. На свой машине знакомый через 5 минут был в поликлинике, при подходе к дверям упал и помер. Кто виноват? Опять начальство?

Вы перегибате - человек умер, а по-вашему получается,
что начальство ни за что - не отвечает, даже - за смерть рабочего.

Это получается даже еще хуже, чем рабовлачельчество, потому как рабовладелец отвечал или терпел убытки.
А тут - уже скорее как в "лагере смерти" у нацистов,
когда основной задачей упырей - как раз было побольше угробить рабочих.

И статья, и ваш коммент всего лишь либерастическое нытьё. Так от чего он умер? От паралича? От инфаркта? От почечной недостаточности?

Важет уже сам ФАКТ, что рабочий - умер!
И начальство - должно по полной ответить за это.

И важен - еще один ФАКТ,
что вы пытаетесь "отмазать" БЛАТНЫХ,
Упырей-убийц - в лице начальства.
И даже смерть рабочего им как с гуся вода.

Что там идиот-бланк вякал
- про "ведущую роль" Габочего Класса!
Какая может быть "ведущая роль"
и когда их даже вот так убивают, а те - лишь терпят, ТЕРПИЛЫ.

Вы что ненормальный? А если этот ФАКТ помер от боярышника или сифилиса опять его начальство виновато. А в статье нет чётких слов о причине смерти. Кстати, вы какое начальство имеете ввиду, Гендиректора или участкового мастера? Я терпеть не могу вот такое либерастичное нытьё.

Ну так пусть - рабочие соберутся, раз это "ведущая роль рабочего класса",
и повесят на воротах - хоть кого-нибудь из БЛАТНЫХ и КАРТАВЫХ.

Тогда - разумеется все сразу и увидят
виновника торжества! Но этого никогда не случится.
Просто потому что ТЕРПИЛЫ - вот настоящая "роль рабочего класса". Вы можете их как баранов убивать у других на глазах,
все равно - они будут стойко терпеть все лишения и недоплаты.

Единственно что действительно могут сделать рабочие,
так это - повесить на воротах своих упырей, эксплуататоров, и угнетателей. Но - они же этого не станут делать!

А вот КОГО ВЕШАТЬ - всегда найдется:
инженер по технике безопасности,
разнарядчик, который больного человека на смерть отправил,
или медиков, которые следуя указания писами сердечнику "легкое недомогание" или "ОРЗ", такое постоянно случается, особенно в случае с профзаболеваниями - и люди потом умирают, никого за это не наказывают, потому что это гребанный СОВОК.

че лебераст не любишь когда о твоих преступлениях напоминают
И это пока, а вот когда таким как ты начнут напоминать мотыгой Пол Пота вот тогда ты ссавок не так завизжишь

Какие только дебилы с мотыгой не рождаются.

Так от чего умер рабочий? Объясни, что такое "трудиться до начала следующей смены".

не вы дыбилы с мотыгами не рождаетесь, мотыга Пол Пота это лекарство от вас ссавков, дешево и сердито.
а это установит следствие. В любом случае виновата администрация ВАЗа
В любом случае ты слышал что нибудь про ТК, регулярные медосмотры.
От конца предыдущей до начала следующей.

К вашему сведению начальство отвечает только в том случае, если рабочий гибнет на производстве. В случае смерти на территории завода или фабрики от естественных причин проводится расследование. Когда же смерть наступает вне стен производства, то тогда начальство за неё не отвечает. Ведь работник может по своей невнимательности попасть под автомашину или "принять на грудь" грамм 200-250 и "залакировать" это кружечкой пива, а сердце не выдержало. Только прошу понять меня правильно, я не имею в виду того рабочего ВАЗа.

Комментарий удален модератором Newsland

Начальство отпустило к врачу, так при чём здесь оно, в Вашем примере? А в статье речь о принуждении.

Жалко мужичка.
Мурло капитализма. Бороться бесполезно.

-Мурло капитализма. Бороться бесполезно.

Тут как раз - полнейшая монополия, значит - нету никакого "капитализма".

И бороться с этой херней "социализма и воровских вертикалей"
- очень просто, научитель посулать на ФУЙ - и Партию, и Ленина, и в ЖОПУ - товарища Сталина и прочих неправославных и нерусских "пидарасов-товарищей" которые вам - и не товарищи, а - "кассовые враги". Вот видите - работягу угробили.

Я еще пацаном был, когда меня не хотели отпускать с завода,
я просто пошел в цех - и начал "гасить" и избивать всех БЛАТНЫХ.
Примерно - уже минут через 15 меня добровольно уволили.
Видите - КАК ВСЕ ПРОСТО. Если знаешь "слабое звено" этой ПАРАЗИТАРНОЙ СИСТЕМЫ. Она держится на БЛАТНЫХ, и их по определению не может быть много, это завсегда жалкое меньшинство, которое - соответственно легко загасить.

Как только скучно становится, или когда вдруг понимаешь что тебе сильно недоплачивают, или зарплату задерживают
- глазами уже отыскиваешь блатных и вперед!
И после этого - на душе ТАК ХОРОШО становится!

Капитализм - не может держаться на "блатных" и на "монополии", только - на повышенной эффективности и конкуренции, что возможно лишь при действительно свободном рынке.

А тут у вас полно уже "блатных" партОлигархов,
которые за всю свою жизнь - ничего вообще не сделали.
Уже их дети и даже их внуки - на вас ПАРАЗИТИРУЮТ,
такая вот ЭСТАФЕТА, передается от поколения к поколению.

Я ж не ковбой. И вообще пенсионер.
Вот тут ниже посоветовали другой рецепт - покрышки грызть.

можно для разнообразия - поджечь что-нибудь.

"Все вокруг "колхозное" все вокруг НИЧЬЕ."

Как там нас в школе учили НИГИЛИЗМУ,
- "мы все РАЗРУШИМ до основанья,
и после нас - ХОТЬ ТРАВА НЕ РАСТИ".
А тут - больше 50 лет, и так и не научился уму-разуму.

Мне 18 лет еще не было, а я уже понимал - такие основополагающие вещи.

В 18 лет я тоже был умным.

А тут как раз много ума не требуется.
начистил морду - одному блатному, затем - дургому.
И вот уже бежит-бежит человечек, торопится - от начальства
- "успокойся, токо успокойся" они подписали тебе увольнение.

Вывод - не надо стесняться вылазить из скорлупы,
или "зоны обманчивого комфорта" и тупо - ставить всех раком, или - чистить фейсы блатным. И вот вам РЕФОРМА:

Чем чаще и больше людей это начнут делать,
тем быстрее настанет в России - светлое будущее.
Потому что рабочих - абсоютное большинство,
а блатных - абсолютное меньшинство, и они держатся лишь на ЛЖИ.

Я еще пацаном был, когда меня не хотели отпускать с завода,
я просто пошел в цех - и начал "гасить" и избивать всех БЛАТНЫХ.
Примерно - уже минут через 15 меня добровольно уволили.
да не звезди ссавок. через 15 минут приехал бы наряд и ты был бы в отделении а потом поехал БАМ строить. за колючкой

Странно - почему сатанисты и блатные так ненавидят окружающую действительность. И так превозносят собственную гордыню и выдумки, вернее ЛОЖЬ, которой они прикрывают творимое ими ЗЛО бесовское.

Ну вызвали бы они "наряд", так начал был гонять этот самый "наряд" по всему заводу,
еще бы больше блатных пострадало при этом. И самое обескураживающее - ГОРБАТИТСЯ и РАБОТАТЬ я на этих БЛАТНЫХ все равно не буду. А ведь это и есть самая главная часть их бесовской ЛЖИ, и творимого сатанистами ЗЛА.

Это - вобще как СУПЕРСИЛА получается,
выходишь из обманной "зоны комфорта"
- и начинаешь всех ставить раком,
строить, и гасить - нипа детски.

Это - реально такой кураж, и кайф!
За которым следует чувство хорошо выполненного долга.
Чем чаще население начнет выполнять свой долг перед обществом,
тем быстрее наступит светлое будущее для них и их детей.
Но, для этого надо чаще покидать "ЗОНУ обманчивого комфорта".
А если все время "сидеть на ЗОНЕ" типа "комфорта",
то и останетесь вы - с "голой жопой", или "с носом".

Если рабочие превратились в ТЕРПИЛ, то как видите
- упыри-паразиты изголяются над ними, и даже убивают их.
Поэтому сидя на "ЗОНЕ комфорта" - вы так и останетесь
"облапошенными ЛОХАМИ", как и ваша страна в целом.

мало того что ты малолетний лгун, да еще в придачу к этому идиот

Я же уже сказал - ты просто ЗОМБИ,
еретик - слепо верящий в свой "сатанизм".

Беда, в том, что - при этом, пока терпилы спят,
сатанистами - разрушаются целые ГОСУДАРСТВА.

Поэтому не надо нам "заливать"
про бланковскую "ведущую роль рабочего класса".
Это - тупые ТЕРПИЛЫ, или даже БАРАНЫ,
которые предпочтут умереть, но ПЛАН выполнить.
и начальство порадовать.
Узнали - это СОВОК и СОВКИ, с их "греческим хором".

Светлое будущее если вообще когда-то и наступит,
вы все выберетесь из своей лживой "ЗОНЫ комфорта",
перестанете быть "подкаблучниками" это ЛЖИ бесовской,
и начнете - ставить раком и строить БЛАТНЫХ, и ВОРОВ.
Это - как СУПЕРСИЛА, или даже - как ВОЛЯ Божья,
побивающая и изгоняющая бесов, чертей, и нелюдей.


-еще только коню прибавить крылья, и тогда - будет верно передавать ощущения человека при этом.

Я подчеркиваю - это не слепой "русский бунт", не истерика, не психование,
и не забастовка, а скорее и вернее - можно сравнить с религиозным чувством,
когда вы словно - изгоняете бесов из этих БЛАТНЫХ.
Как сами видите - религиозность действительно ОСВОБОЖДАЕТ, когда как атеистичность - закабаляет рабочих, и превращает их РАБОВ-ТЕРПИЛ, в тупейших и покорных ГОЛЕМОВ Октября и Интернационала бесовского.

Блажен муж, которые перестал быть "подкаблучником"
у лживой, еретической и бесовской "зоны комфорта". ©
И который познал Волю Божию, и Силу Господа!
ведущую в человека к Свободе, и сокрушающую закабаление бесовское.

И чтобы вы знали, это не Господь бегает от бесов,
а - наоборот, это картавые бесы - с поросячьим визгом уносятся от Силы Господа!
Хотите возродить Россию, сбросьте оковы и их кабалу,
просыпайтесь сейчас и обретайте Силу Господню,
перестанье быть "подкаблучником у ЛЖИ"
- гоните бесов от вас и от ваших детей,
и так Силой Господней - ОСВОБОДИТЕ вашу страну. .

На ВАЗ из 40 тысяч рабочих осенью 17 года уволили 6000 При СССр на ВаЗе работали 110 тысяч рабочих, но ВАЗовские авто как были гавно так и остались.

-ВАЗовские авто как были гавно так и остались.

Я вам сейчас простуют вещь скажу:

Без серьезной конкуренции - ОНИ ВСЕГДА И БУДУТ ГОВНОМ.
- и никак иначе, только - ГОВНОМ. и ничем кроме ГОВНА, они и не могут стать.

Более того - МОНОПОЛИЯ и низкооплачиваемый труд плохо сочетается с высотехнологическим производством, значит - вы получите "КРАСНУЮ СБОРКУ", т.е. это ОНО И ЕСТЬ - ГОВНО.

Если не поверили - можете узнать какие условия труда, социальные плюшки, пенсии и уровень оплаты труда для рабочих собирающих автомобили напр. в Германии, или в Сша.

В год:- 67 419€ - Автомобильная промышленность
сравните: - 67 401€ - Банки
https://www.tupa-germania.ru/rabota/srednjaja-zarplata-v-germanii.html

СРАВНИВАЕМ:
"на всеволожском заводе Ford, сегодня средняя зарплата рабочего, стоящего на конвейере предприятия, составляет 49 000 рублей, начальник цеха получает более 200 000 рублей. Таким образом, можно говорить, что после пересмотра заработных плат рабочий всеволожского завода должен в среднем получать 51 205 рублей."
http://professia.info/?prof=nview&st=8028

Делим 225,000/51,000 и увидим 4,42 кратное различие в ОПЛАТЕ ТРУДА,
на таком же фордовском заводе, по тем же технологиям.

- как бонус:
Средняя зарплата в Нью-Йорке в 2016 году.

басбой - $1500 ($8,65) зацените - "помошник официанта"
фудраннер - $2083 ($12,02)
бармен - $2500 ($14,42)
разнорабочий на стройке - $2917 ($16,83)
грузчик - $3250 ($18,75)
хаускипер - $2417 ($13,94)
посудомойщик - $2250 ($12,98)
кассир - $2250 ($12,98)
водитель - $5833 ($33,65)
продавец-консультант - $5500 ($31,73)
официант - $2250 ($12,98)

средние зарплаты в Нью-Йорке в 2016 году в сфере квалифицированной работы:

Фабрики смерти. Как на автозаводах лишаются здоровья и жизни


Россияне, покупающие машины, вероятно, не подозревают, что порою эти автомобили в буквальном смысле омыты кровью рабочих. В прошлом году на УАЗе, "АвтоВАЗе" и КамАЗе, словно под копирку, произошли несчастные случаи: травматические ампутации конечностей, переломы, тяжёлые травмы, один рабочий даже погиб.

Ульяновский автомобильный завод

В конце 2016 года рабочий прессового производства УАЗа Александр Маричев подал в суд заявление (есть в распоряжении Лайфа) на работодателя с требованием компенсировать ему 5 млн рублей за то, что он лишился фактически кисти руки на производстве.

— Травма очень тяжёлая, нервы не работают, с сосудами проблемы. С того момента, как это произошло, я толком руку не чувствую. Большой палец остался, а всего остального нет, даже ладони. Действую рукой, как будто палкой: ни книгу, ни журнал взять нельзя, всё вываливается из рук. Боль постоянно преследует, — рассказывает Маричев.


В 2014 году Маричев бежал от войны, пришедшей в Луганск, и по распределению Федеральной службы по труду и занятости попал на УАЗ. Всё было относительно неплохо до злополучного 8 июня 2016 года. С утра бригадир дал задание, и работник закончил его даже чуть раньше, до обеда. После перерыва начальник выдал Маричеву новое задание — перейти на другой станок, выпущенный в 1950-х годах.

На этом станке не работало фотореле, которое должно тормозить пресс, если во время движения ползуна кто-то сунет руку в рабочую зону. Кроме того, движение пресса должно начинаться, только если нажать две кнопки, — это как раз и сделано, чтобы у оператора руки были заняты и он чисто физически не мог получить травму. Но и эта защита не работала.

— Где-то за неделю до этого случая я обратился к электрикам, так как аналогичный станок (всего их 7) барахлил. Они минут 40 ковырялись с ним и вроде бы починили. Сказали, что не работало фотореле. И до этого я обращался к ремонтникам, так как станки выходили из строя. Именно на этом станке за полгода произошло около четырёх поломок. В частности, я нажимал одну кнопку вместо двух — и станок срабатывал, — рассказывает Маричев.

Когда Маричев стал доставать обеими руками деталь, штамп самопроизвольно сработал, размозжив кисть. Позже инспекция по труду выяснила, что начальство должно было, но не обеспечило рабочего специальным пинцетом для доставания болванок.

Было несколько операций. За полгода лечения администрация завода не интересовалась рабочим. Только после просьбы Маричева начальник цеха Евгений Пресняков санкционировал разовую выплату в виде пяти тысяч рублей. В качестве пособия по больничному листу платили половину зарплаты (9 тыс. рублей).

— В месяц 4 тыс. рублей уходит на аренду комнаты, на жизнь остаётся 5 тыс. руб. Питался один раз в день. Сейчас, правда, меня перевели в отдел по контролю качества, там работаю, — пояснил рабочий.

За 2016 год это уже второй (!) случай травматической ампутации конечностей на УАЗе. И если Маричев ещё надеется получить от работодателя компенсацию, то 45-летний Виталий Шорин уже ничего не получит от УАЗа, никогда. 7 октября 2016 года Шорина за руку затянуло под конвейерную ленту. Сдавленного мужчину долго не могли достать, он скончался на месте.

— УАЗ выделил для похорон автобус. И в соответствии с коллективным трудовым договором родственникам Шорина перечислили 12 тысяч рублей, — рассказал ульяновский правозащитник Виктор Гусев.

В официальном ответе Лайфу причиной несчастного случая с Маричевым УАЗ назвал "несоблюдение технологического процесса и недостатки в обучении безопасным приёмам труда". Виновные оштрафованы госинспекцией по труду, как и в случае с трагедией Шорина.

— После данного случая на предприятии введён режим усиленного контроля за состоянием условий труда, охраны труда и техники безопасности, в подразделениях разработан ряд технических мероприятий и инструкций, реализация и соблюдение которых позволит предотвратить повторение подобных случаев, — сообщили в пресс-службе Sollers (владеет УАЗом).

"АвтоВАЗ"

Схожая история на "АвтоВАЗе": 8 сентября 2016 года 32-летнему Дмитрию Сафонкину станок отрубил руку. А всё произошло из-за того, что Сафонкин, будучи штамповщиком, вынужден был заниматься не своим делом — наладкой станков. В тот день он работал не на своём прессе: руководство предложило подработать в другом цехе, где штампуют мелкие детали, это и выше оплачивается. Однако наладчиков из-за сокращения на заводе не хватает, поэтому бригадиры принуждают операторов помогать им.

— Не хочешь помогать наладчикам — мы тебя на следующий месяц на этом месте не оставим, — рассказывает Анна Перова, активистка профсоюза "Единство", которая и сама лишилась трёх фаланг на "АвтоВАЗе".

По её словам, другой коллега Сафонкина, тоже оператор, запустил станок (1970-х годов выпуска, новые прессы имеют защитные датчики для таких случаев), полагая, что он в наладочном режиме — так он двигается медленно. В это время рука товарища была в рабочей зоне. Будь рядом наладчик, он этого бы не допустил, потому что абсолютно точно знает, какие режимы активированы у сложной аппаратуры.

— И получилось, что ползун вниз пошёл, руку Димы зажало между направляющими. Её просто размазало. Там валялись куски мяса, повсюду была кровь, а в том самом пазу застряла кость. Скорую вызвали немедленно, но сделать она ничего не могла. Ещё пришлось ждать МЧС, которые ломиками освободили руку. Представьте, что он пережил, какая боль, — продолжила Перова.

Мужчина остался инвалидом и сейчас получает соответствующую пенсию. У него двухлетняя дочка растёт, жена в декрете. Дима был единственным кормильцем семьи. В месяц он получал около 25 тыс. руб.

По словам Анны Перовой, на "АвтоВАЗе" компенсацию Сафонкину готовы дать только после суда, здесь сложилась такая практика. Причём активистка, исходя из сложившейся практики, ожидает, что здешний суд ограничится компенсацией морального вреда в районе 50 тыс. рублей.

В компании "АвтоВАЗ" тему травматизма затрагивать не захотели, перенаправив в аффилированный профсоюз "Автосельхозмаш". Начальник профсоюза Сергей Зайцев оказался весьма поверхностно осведомлённым об истории Сафонкина.

— Была такая ситуация на производстве, но подробностей я не знаю, в расследовании не участвовал. Поэтому нюансы сказать не могу, — заявил он. — Если помощь была необходима, я уверен, что она была оказана. Мне докладывали, что не просто было рассмотрение этого вопроса. Руководил работой комиссии один из начальников этой организации.

По словам Перовой из "Единства", участвовавший в расследовании человек из "Автосельхозмаша", когда поставили на голосование вопрос о вине обоих операторов, исполнявших роль наладчиков, воздержался.

— Позже выяснилось, что подписи под документом о том, что Сафонкин прослушал технику безопасности, подделаны задним числом, — рассказала правозащитница.

КамАЗ

Официально КамАЗ возложил вину на своего сотрудника. Руководитель пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев сообщил Лайфу, что человеку, получившему инвалидность, выплатили компенсацию, но не уточнил, какую сумму.

"Группа ГАЗ"

На фоне других заводов ГАЗ ещё выглядит менее опасным.

— В 2016 году на ГАЗе было шесть травм, без травматических ампутаций и смертельных исходов. В целом у нас травматизм ежегодно снижается благодаря превентивным мероприятиям — закупке современных средств индивидуальной защиты, приборов безопасности, обучению персонала и др., — рассказали в пресс-службе компании.

Впрочем, в компании не упомянули, что один из этих случаев был довольно тяжёлым. В январе ледяная глыба продавила стеклянную крышу одного из цехов и упала на 43-летнего рабочего. Мужчина выжил, но получил сотрясение мозга, перелом лобной части черепа и скальпированную рану головы.

А как у них?

В России также работают иностранные компании, в прошлом году ни в одной из них не было зафиксировано травматических ампутаций, да и тяжёлых травм нет. В Renault и Hyundai заявили, что в прошлом году не было ни одной травмы у рабочих. В калужском Volkswagen отказались комментировать, но отметили, что тяжёлых травм не было. В профсоюзе VW сообщили, что было немного травм (переломы рук и ног), которые происходили из-за обычных падений рабочих, с производственными недочётами они не связаны.

— Транснациональные автокомпании, когда приходят в Россию, у них первое требование — безопасность, потом уже качество идёт и всё остальное. У них достаточно серьёзный учёт даже по порезу пальца, ведь это тормозит работу, несёт убытки. Сразу же начинает работать команда, решая, как устранить саму возможность порезаться, — говорит лидер Межрегионального профсоюза рабочих автопрома (МПРА) Алексей Этманов. — Допустим, из моей практики на иностранном заводе была такая ситуация, когда человек повредил голову, работая под днищем машины, — сразу же закупили каскетки с пластиковой защитой. Они на этом не экономят. Там травматизм в разы меньше. В России всё возложено на инспекцию по труду, но этот анахронизм давно пора уничтожить, — заключил Этманов.

Работница «АвтоВАЗа» случайно убила коллегу, не вовремя нажав кнопку

Напомним, 4 июля в Тольятти на ОАО «АвтоВАЗ» произошел несчастный случай, в результате которого погибла работница предприятия.

В конце рабочей смены работники производили уборку: очищали внутренние стенки и механизмы трех смесительных машин, находящихся на линии, от налипшей в процессе производства формовочной смеси. Очистка проводилась ручным способом с помощью небольшой лопаты: для этого работникам было необходимо проникнуть внутрь смесительной машины через смотровое окно.

В момент, когда одна из женщин находилась внутри машины, ее 33-летняя коллега по ошибке нажала кнопку запуска механизма. В результате первая работника погибла. В отношении второй в настоящее время возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности).

Причиной мглы в Самарской области стала пыльная буря с юго-восточным ветром из Казахстана

alt="В Самае откроют четыре сельскохозяйственные ярмарки в августе и сентябре 2021 года" />
В Самае откроют четыре сельскохозяйственные ярмарки в августе и сентябре 2021 года

В Самаре с 13 по 20 августа 2021 года ограничили движение на Пятой просеке для ремонта водовода
В Самаре с 13 по 20 августа 2021 года ограничили движение на Пятой просеке для ремонта водовода

Роспотребнадзор признал воду и песок на пляжах в Самаре соответствующими нормам
Роспотребнадзор признал воду и песок на пляжах в Самаре соответствующими нормам

alt="Баки для воды на дачу" />
Баки для воды на дачу
Какую дачную емкость для воды лучше выбрать
Купели для дачи и бани: комфорт и здоровье

alt="бочка для воды" />
Емкости для воды на дачу
от 140 до 13 000 литров
складные, сборные, пластиковые

16 августа 19:56

Несчастные случаи на автовазе

Почему Бу Андерссона звали Борис Иваныч, как он победил отгулы и за что его ненавидели поставщики

Lada Vesta дебютировала точно в срок. Такого с АВТОВАЗом раньше не случалось

Фото: Артем Краснов / 74.RU

Алексей Агуреев свою профессию определяет как «индустриальный пиарщик». Это он жёстко прошёлся по новому челябинскому аэропорту, указав на очевидные «плюхи». Два года он проработал на АВТОВАЗе в качестве советника президента компании Бу Андерссона, как раз в тот период, когда запускалось производство новых Lada Vesta и X-RAY. И сегодня, в день пятилетия Lada Vesta, Алексей готов рассказать, как всё выглядело изнутри. Кстати, нас, журналистов, тогда очень впечатлило, как Бу Андерссон, объявив точную дату выхода «Весты» за два года до события, выдержал её с точностью до дня.

До АВТОВАЗа швед Бу Андерссон руководил предприятием ГАЗ, а ещё раньше сменил немало должностей в «большом автопроме», заслужив репутацию жёсткого топ-менеджера

Фото: Артем Краснов / 74.RU

До ухода в бизнес Бу Андерссон служил в спецназе шведской армии и дослужился до подполковника. Отсюда и прозвище Полковник (а также Бу Инге или Борис Иваныч). Отсюда и дисциплина, и организованность, и умение вникать во все сложности «личного состава». И способность делегировать ответственность грамотным подчиненным, постоянный контроль за ними, умение сосредоточиться на «направлениях главного удара». Ничего не скажешь — военная косточка. Я, кстати, увидел параллели между Бу и Барклаем-де-Толли.

Ярчайшей иллюстрацией этих качеств лично для меня стала следующая ситуация: президент АВТОВАЗа и профсоюз предприятия договорились, что администрация будет ежегодно повышать заработную плату на 5%. Но при этом выплата тринадцатой зарплаты, ранее традиционно выплачивавшейся к отпуску, будет привязана к показателям финансовой прибыльности компании. Проще говоря, нет прибыли — нет тринадцатой зарплаты.

Бу Андерссон выходил к рабочим с открытым забралом. За это его уважали

Фото: Алексей Агуреев

— Алекс, — ответил он тогда, — есть вещи, которые руководитель должен делать сам. Я просто обязан напрямую говорить с нашими людьми и держать перед ними ответ. Рабочие никогда не виноваты в том, что у предприятия нет прибыли. Они делают всё от них зависящее. В отсутствии прибыли могут быть виновны лишь руководители. И поэтому я сам, как президент компании, должен объяснить сотрудникам ту ситуацию, в которой мы сейчас находимся.

Что сказать? Он оказался прав, и когда на следующий день Бу Андерссон провел в ключевых цехах четыре встречи с рабочими АВТОВАЗа, каждая из которых продолжалась по полтора-два часа, ситуация разрядилась. Разговор не был простым, и, казалось, Борис Иваныч уж в тот-то день мог бы и перевести дух. Он же поехал снова в офис и провёл все встречи, которые были ранее запланированы на эту дату.

Бу Андерссон (слева) и Алексей Агуреев

Фото: Алексей Агуреев

Работать 24 часа в сутки — это у него фишка такая. Все руководители ключевых подразделений ежедневно в 6:30 утра встречались с президентом компании в помещении рядом с конвейером, где проходило первое совещание, уточнялись планы на день и ближайшие перспективы, разруливались рабочие моменты. Экономилась масса времени, так как не сами производственники записывались на приём к руководству, а президент компании каждый день начинал с решения их проблем.

— А почему первое совещание в половину седьмого утра? — поинтересовался я как-то у президента. — Рано ведь!

— Рабочий начинает свой день в 07:00. Выходя на своё место к конвейеру, рабочий должен видеть своего руководителя и понимать, что мы все — одна команда, и что мы уже давно не спим, и что мы продумали его рабочий день и подготовили фронт работ!

Как человек, отвечавший помимо прочего и за позиционирование компании в федеральных СМИ, я часто приглашал и отдельных журналистов, и целые съёмочные группы на завод, и не было такого случая, чтобы оператор или корреспондент, побывав на утреннем совещании, не сказал бы: «Ну классно смотрится, вы всё так грамотно отрепетировали! Но признайтесь же, что всё это — постановка, специально для нас!» Не могли поверить коллеги-журналисты, что жили мы в таком ритме изо дня в день, что понятия «выходные» для руководителей в компании просто не существовало, что повышение качества сборки Lada на 50% за первый же год — это не красивые слова, а постоянная работа и контроль. Контроль за геометрией кузова, за ростом процента выхода с первой приёмки, за снижением числа машин, не принятых дилерами, за уменьшением обращений за ремонтом в первые три месяца и далее по гарантии. Вот это всё медленно, но верно приводило к тому, что репутация АВТОВАЗа начала расти. И за всем этим стоял швед Андерссон.

Я в свое время попытался определить (чисто для себя) стиль руководства Андерссона. Получилось так: Сталин-демократ. Демократ — потому что учитывает мнение профессионалов и проводит широкое обсуждение перед тем, как принять решение. Сталин — потому что при исполнении принятого решения не допускает никаких отмазок и отговорок, а требует точного выполнения договоренностей, заключенных договоров и отданных указаний. У него совершенно бесполезно придумывать «объективные причины» и «переводить стрелки» — и если кто-то пробовал, то с такими людьми он прощался быстро и навсегда.

Ну, а если вы меня спросите, какое самое яркое впечатление от общения с ним, то я, пожалуй, скажу одно слово — чёткость. По любому вопросу, касающемуся АВТОВАЗа, у него было всё разбито по пунктам, и он никогда ни в одном не путался. Любой разговор или интервью с ним строилось примерно так:

— А каковы ваши отношения с дилерами? — спрашивает, к примеру, журналист.

— Мы выслушали наших дилеров, проанализировали и установили, что дилеры ждут от нас шагов по четырём пунктам, — и далее следовало чёткое перечисление этих пунктов. — Мы в ответ ожидаем от них шагов по пяти пунктам, — и перечисление этих пунктов без единой запинки.

— Ну а что вы скажете об отношениях с поставщиками?

— Мы наших поставщиков делим на четыре группы (и перечисление групп). Всего поставщиков (столько-то). Наши лучшие поставщики (и название нескольких лучших). Проблемные поставщики (и название нескольких худших). Мы ожидаем от поставщиков соответствие пяти условиям (далее перечисление условий). В свою очередь, гарантируем им следующие пять условий (и снова по пунктам).

Отношение к Бу Андерссону было очень полярное: кто-то его боготворил, кто-то почти ненавидел

Фото: Алексей Агуреев

Но давайте скажем честно: президента на АВТОВАЗе любили далеко не все. Он и не пытался стать всеобщим любимцем. Его должностные обязанности предусматривали руководство предприятием в сложный кризисный период, а не борьбу за «приз зрительских симпатий». Андерссону было достаточно того, что он честен и открыт перед коллективом и что довольно быстро ситуация на АВТОВАЗе объективно начала развиваться в положительную сторону.

А с другой стороны, те, кто его откровенно невзлюбил, просто понимали, что Андерссон пусть постепенно, пусть шаг за шагом, но выдавливает из системы завода и окружающей среды тех, кто был не нужен и даже вреден.

Оппоненты президента АВТОВАЗа любили тогда воздевать руки к небу и жаловаться вслух: «Да мы много перевидали иностранцев, мы много нормально работали и с французами, и с японцами, но такой вот. в первый раз!»

Немало и я повидал на АВТОВАЗе и японцев, и французов, часто присутствовал при разборе спорных ситуаций самим Андерссоном. Моё впечатление такое: тех иностранных специалистов, о которых говорили «мы с ними нормально работаем», до определённой степени попросту перемололи «русские жернова».

Подумайте сами — они приехали в новый для себя город, в новую страну, пытались сделать «как лучше», но на местном уровне зачастую наталкивались на хорошо отлаженную систему корпоративной бюрократии, на многочисленные «объективные причины», на проволочки, на растягивание и перенесение сроков, на невозможность что-то изменить. А время шло, а контракт с ними продолжался, а деньги капали, а вот уже и сроки прошли, когда можно было сказать: «До меня было плохо, но я приехал и смог улучшить». И, увы, многие из этих иностранцев перегорели, столкнувшись с реальной действительностью, и стали попросту «отбывать номер». Нет-нет, они нормально работали, но прорывов не было! Андерссона же «русские жернова» не перемололи. Наоборот, очень многие «жернова» весьма скоро пообломали на нём зубы и распрощались с выгодными местами. Это не могло не вызывать у них антипатии и к самому президенту компании, и к проводимым им масштабным реформам.

Как ему это удавалось? Для тех, кому с ним довелось поработать, секрет прост — он не спал вообще никогда. Помню, как я удивился, получив в первый раз email от президента компании в двенадцать ночи. Нет, я уже слышал тогда, что он работает до часа или до двух, а встаёт в четыре-пять. Но, как и операторам съёмочных групп, поначалу не верилось. Потом удивляться перестал.

Руководитель должен работать 24 часа в сутки и 7 дней в неделю — по этому принципу он сам жил и в Тольятти, и в Ижевске, и не меньшей преданности делу ожидал и от любого другого руководителя АВТОВАЗа. Но при этом интересы рабочего человека по его шкале ценностей всегда стоили того, чтобы руководитель не поспал ночь.

Lada Vesta дала АВТОВАЗу мощнейший толчок. Сегодня она в топах продаж

Фото: Артем Краснов / 74.RU

Хотите пример? Одним из источников самых больших кошмаров любого начальника на АВТОВАЗе был email-адрес президента компании. Он открыто заявлял на встречах с коллективом, что на этот email ему может написать любой сотрудник, и что каждое письмо будет рассмотрено, и ни при каких условиях ни один из пожаловавшихся не столкнётся ни с какими санкциями. Ну люди у нас хоть и недоверчиво осторожные, но «крыть правду-матку» любят. А потому никто не стал писать со своих адресов, тем более корпоративных, но очень быстро на почту президента начала приходить самая разная информация о положении дел. Это был взгляд с другой стороны. Настолько прямой обратной связи я на своём опыте не встречал на тот момент больше ни в одной компании России. А президент АВТОВАЗа каждый день, вернувшись из офиса, порой по несколько часов ночью разбирался с поступившими сигналами.

Каков эффект от этой обратной связи? Да хотя бы тот, что когда мастеров завода по какой-то бюрократической причине «позабыли» включить в списки для повышения зарплаты, то распоряжением президента, получившего «сигнал с мест», уже на следующий день эта ситуация была исправлена. А ведь мог бы быть конфликт на ровном месте. И вот именно о таких случаях — о конфликтах и упрёках в адрес Бу Андерссона — я и расскажу далее.

Когда осенью 2014 года я впервые оказался в «русском Детройте», то был немало поражён и городом, и жителями. Город — интересный и необычный, растянутый на части. А из разговоров с горожанами, водителями такси, местными журналистами создавалось впечатление, что каждый из них в прошлом работал на заводе (не принято уточнять на каком; если говорят завод, то ясно какой), до сих пор имеет на АВТОВАЗе источник информации самого высокого уровня и разработал свою собственную стратегию выхода автогиганта из кризиса. Другими словами, город дышит заводом, гордится заводом и выпускаемыми машинами.

Но вот поговоришь чуть подольше и понимаешь, что эта всеобщая любовь имеет и свою оборотную сторону. Как-то само собой разумеется в разговорах тольяттинцев, что продукция завода всегда была, есть и будет замечательной, что все критические отзывы — это чьи-то происки (скорее всего, конкурентов), что завод обязан кормить всех и каждого в бывшем Ставрополе-на-Волге и что все «пришлые», что пытаются проводить хоть какие-то изменения, делают только хуже и автомобилям, и заводу, и городу. Тем более Андерссон с его энергией инноватора, хваткой бульдога, организованностью военного и неотвратимостью асфальтового катка.

Когда речь заходила о нём, всяко лыко было в строку, и в адрес Андерссона за два года его президентства на самых разных уровнях выдвигалось столько разных обвинений, и про него ходило столько слухов, что перечислить сейчас все — абсолютно нереально. Попробую всё же вспомнить некоторые, самые запомнившиеся.

Был, например, слух, что Андерссон заставляет больных ходить на работу, а иначе премии лишает, а в результате гибнут люди. Объясняю, как было на самом деле. В 2014 году президент АВТОВАЗа, проанализировав данные дирекции по персоналу, увидел, что в течение года почти 90% работников российского автогиганта по разным совершенно уважительным причинам не выходят на работу. Подчеркну еще раз, по уважительным, а называется это явление абсентеизм.

Для предприятий абсентеизм — огромная дополнительная нагрузка. Оно и понятно, если задачу приболевшего офисного сотрудника можно либо перераспределить, либо перенести сроки исполнения, то с работой у конвейера такое не прокатит. В результате службе кадров изначально приходилось набирать сотрудников с неким запасом. Разумеется, абсентеизм встречается на любом производстве, но всё дело в масштабах: когда по болезни или другим уважительным причинам (к примеру, отгул за свой счёт) за год работу пропускает 10–20% сотрудников, это одно. А вот когда процентов 90, то картина уже совсем другая.

Президент Андерссон решил поинтересоваться у кадров, по каким таким уважительным причинам происходит большинство пропусков? Оказалось, что в основном это простудные и другие неопасные заболевания. А неофициально добавили, что весьма часто простуженные во время болезни работают на дачах или подрабатывают частным извозом, но официальный больничный лист завод обязан оплачивать по закону.

— Мы обязаны выполнять закон и обязательно будем оплачивать больничный лист, — сказал тогда руководитель АВТОВАЗа. — Но помимо этого мы выпишем премию в размере месячного оклада тем, кто за год не пропустил ни одной рабочей смены и всегда выходил по графику. Это не только станет наградой дисциплинированным сотрудникам, но и послужит хорошим стимулом для других, чтобы тщательно следить за своим здоровьем, закаляться и заниматься спортом!

И что тут началось: возмущения, интриги, обвинения, немыслимые логические построения, интерпретации. В конце концов определился список из чуть менее 5 тысяч человек, которые и получили премию. А уже на следующий год число здоровых автовазовцев, премированных за 100% выход на работу по графику и без пропусков, увеличилось до 13,5 тысячи человек. Никакому Минздраву, пожалуй, такие показатели оздоровления населения и не снились.

Читайте также: